Советы родителям: как объяснить ребенку что такое вежливость? Как объяснить ребенку настоящие ценности.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Часто молодые мамы сталкиваются с вопросом, как объяснить ребенку первого года жизни, что такое «нельзя». Дети растут и становятся более подвижными, а уж когда малыш начнет активно познавать окружающий его мир, вот тут и начинаются различные проблемы, ведь желание ребенка все потрогать, потянуть в рот - это вполне естественное любопытство и любознательность, генетически заложенная в нем природой.

Запреты в различных культурах

В системе воспитания ребенка слово «нельзя» играет важную роль. В разных культурах совершенно различный подход к запретам.

В Японии слово «нельзя» дети не слышат до пяти лет, однако это не означает, что там царит полная вседозволенность и разрешение делать все, что хочется. Просто там запрещают различными другими словами и объяснениями. То есть нельзя говорить именно слово «нельзя», но его можно заменить словом «опасно». Но и такая вседозволенность у японских детей резко ограничена временными рамками. В пять лет дети идут в младшую школу и попадают в довольно жесткие условия со словом «нельзя» и личность ребенка подвергается довольно жесткой ломке, поскольку японское общество регулируется достаточно жесткими рамками запретов и правил.

В Европе к воспитанию детей подход совершенно иной. Детям с раннего возраста прививается ограничения к некоторым действиям и ключевым как раз и является слово «нельзя».

Главное с запретами не переборщить, ведь если родителям дать волю, они каждую свою речь будут начинать со слова нельзя. Следует учитывать, что даже произнесенное один раз слово «нельзя» рождает в душе ребенка протест или негативную реакцию. Обусловлено это в первую очередь генетической памятью поколений, отрицательному отношению к тому слову, которое означает ограничение свободы, а также тем, что часто родители произносят слово «нельзя» не задумываясь над объяснениями причин своего запрета.

Родителям следует помнить, что основной принцип слова «нельзя» должен базироваться на том, что именно «нельзя» только то, что может причинить физический или психологический вред самому ребенку или его окружению.

Конечно, ни один родитель не желает своего ребенка видеть непослушным, необузданным и диким. Запреты должны быть, они социально обусловлены и необходимы. Но родителям следует помнить, что основной принцип слова «нельзя» должен базироваться на том, что именно «нельзя» только то, что может причинить физический или психологический вред самому ребенку или его окружению.

По книге

У Гиппенрейтер Ю.Б есть замечательная книга «Общаться с ребенком. Как?», в которой она превосходно описала четыре цветовые поведенческих зоны ребенка.

К зеленой зоне относятся все решения, которые ребенок может принять по собственному усмотрению. То есть с кем дружить и в какую игрушку играть.

К желтой зоне относятся действия ребенка, в которых ему разрешена относительная свобода, то есть ребенок, соблюдая некоторые правила, может сам контролировать свои действия. Например, по лужам можно ходить, но только в резиновых сапогах.

К оранжевой зоне относятся запреты, которые при определенных обстоятельствах могут быть нарушены. Например, если ребенка приучают спать в кроватке самого, но он напуган страшным сном, и тогда мама берет его к себе в кровать, но только до тех пор, пока он не успокоится.

И наконец, красная зона — именно к ней относятся все категорические «нельзя», которыми не пренебрегают ни при каких обстоятельствах. Это именно те ограничения и запреты, что связаны с причинением морального или физического вреда, как себе, так и другим. Именно в эту зону входят запреты играть с огнем, мучить животных, совать пальцы в розетку. Список запретов в данной зоне растет вместе с ребенком и приводит его к социальным запретам и серьезным моральным нормам.

Советы

Что касается запретов для детей самого маленького возраста, то конечно они должны быть, но ограничений и запретов должно быть не слишком много и они должны быть гибкими.

Важно помнить, что даже маленький ребенок способен понять, что вы от него хотите и почему. Ребенок также понимает себя, и понимает, чего хочет он и почему. А еще ребенок превосходно может проследить и понять причинно-следственные связи, то есть превосходно понять реакцию родителя на свое поведение. Даже маленький ребенок способен себя контролировать и принимать вполне осознанные решения своих действий. Что касается родителей, то они прекрасно могут отследить какие реакции ребенка, следуют на запрет сказанный будничным тоном по привычке, или строгим безапелляционным тоном.

Ребенку первого года жизни очень тяжело себя контролировать. Поэтому в данный период родителям крайне важно обеспечить безопасность ребенка, то есть поставить на розетки и шкафы и замки ограничители и заглушки, в этом случае часть запретов со словом «нельзя» отпадет сама собой. Главное в воспитании ребенка не привить ему дополнительные страхи, а воспитать думающую личность.

Маленькому ребенку необходимо объяснять почему «нельзя» на понятном ему языке, то есть используя понятные слова «кака», «вава», «чужое», «опасно», «горячо». Типичной является ситуация, когда ребенок перестает что-либо делать, если видит, как мама или папа грозят пальчиком и говорят «ай-яй-яй », но как только они отворачиваются, малыш спокойно принимается обрывать листики у цветочков или выполнять другое запрещаемое действие. Если мама часто говорит «вава», «больно» или «опасно» когда малыш падает, то это слово он хорошо запомнит, и запрещать опасные действия маленькому ребенку лучше всего фразой «нельзя, потому что больно будет».

Запреты должны быть последовательны и выполняться всегда и всеми членами семьи . Дети очень быстро понимают, что если «родители говорят нельзя, а добрая бабушка говорит можно, а если поплакать погромче, то и родители скажут можно, значит можно всегда». Поэтому запрет должен быть строгим и четким, и даже в ответ на слезы и крики малыша следует найти способ показать ему, что «нельзя» это нельзя, а не «можно, если поплакать и настоять на своем».

Если ребенок пытается делать какие-либо запрещенные действия, родителям лучше всего твердым голосом сказать ему запрещающую фразу и переключить внимание ребенка на что-либо другое. Чтобы не возникло желание потянуть и разбить вазу или оборвать листья у комнатного растения, лучше такие вещи поставить в недосягаемой для ребенка зоне, что сбережет и нервы родителей и уменьшит количество запрещенных действий.

Для детей в возрасте от 4 до 6 лет, такие слова, как счастье, любовь или дружба, являются абстрактными понятиями, которые им сложно воспринимать.

Если вы хотите с ранних лет привить ребенку главные ценности, вам нужно объяснить ему их значение как можно более простым и понятным для него языком.

Как объяснить ребенку, что такое радость?

Для того чтобы малыш смог понять, что такое радость, родителям сначала следует рассказать ему, что существует два вида эмоций : положительные и отрицательные.

Страх, печаль, гнев - это негативные чувства, а радость — противоположное состояние, которое возникает, если в жизни случается что-то приятное. Для наглядности родители могут привести ребенку в пример события, способные вызвать позитивные эмоции. Это может быть покупка новой игрушки; прогулка в ясную солнечную погоду; интересные игры со сверстниками, или, например, ласковые и нежные мамины слова.

Важно объяснить малышу, что чем больше он будет находить в жизни причин для радости, тем более веселым и позитивным станет его настроение.

Как объяснить ребенку, что такое счастье?

Счастье – состояние наивысшей удовлетворенности своей жизнью. Для того, чтобы ребенок смог правильно понять, что означает это слово, ему нужно объяснить, что у счастливых людей в жизни происходит много радостных событий , а если возникают какие-то неприятности, они легко их переживают. С ними очень приятно общаться, они всегда улыбаются, аккуратно и красиво одеваются, а также совершают добрые поступки и стараются помогать другим людям. Чтобы развить в себе состояние счастья, важно уметь справляться с негативными эмоциями.

Например, если ребенка что-то расстроило, он может заняться спортом, дыхательной гимнастикой, принять душ или поговорить по телефону с лучшим другом. Малыш должен понять, что счастливый человек не зацикливается на неприятностях , не нервничает, благодаря чему у него хорошее здоровье и всегда веселое настроение.

Как объяснить ребенку, что такое дружба?


Если ребенок интересуется, что такое дружба, ему можно сказать, что это - теплое и позитивное отношение к другому человеку . Благодаря дружбе, люди становятся более добрыми, отзывчивыми и сильными духом. Друзья помогают в работе, в учебе, радуются успехам и всегда приходят на помощь в трудную минуту.

До ребенка важно донести, что настоящий друг примет его со всеми недостатками, с ним можно не только играть и веселиться, но и делится своими чувствами, тайнами, переживаниями.

Дружба сохранится надолго только в том случае, если она будет взаимной. Нельзя просто пользоваться добрым отношением другого человека, нужно и самому совершать по отношению к нему хорошие поступки.

Как объяснить ребенку, что такое совесть?

Совесть – это чувство стыда за совершение какого-либо недостойного действия. В раннем возрасте детям очень важно объяснить , какие поступки считаются хорошими, а какие - плохими. До них нужно донести, что поступать по совести - значит, не обижать других людей , не причинять им зла, в ином случае их сердечко будет очень переживать из-того, что они поступили неправильно.

Для наглядности малышу можно привести примеры из его жизни, например - напомнить, как он переживал, когда обманул своего друга и тот из-за этого сильно расстроился. Ребенку следует объяснить, что людей с чистой совестью не мучает чувство стыда, так как они всегда ведут себя честно и совершают только добрые поступки.

Как объяснить ребенку, что такое Любовь?

Разговаривая с ребенком о любви, нужно подчеркнуть, что это - очень сильная эмоция, которая выражается в положительном отношении к другому человеку. Теплые чувства можно испытывать не только к родителям, но и к близким родственникам, к друзьям или к животным.

Объяснять лучше на живых примерах из жизни. Обратите внимание малыша, что ему очень важно много времени проводить с мамой и папой, нравится слышать от них ласковые слова, получать внимание и поддержку. Все эти эмоции говорят о том, что он их сильно любит.

Важно пояснить крохе, каким образом проявляется любовь . Она выражается не только добрыми словами, но и подтверждается действиями. Например, вы можете показать ребенку, как вы проявляете свою любовь к нему: ухаживаете за ним, обучаете новым навыкам, радуетесь его достижениям. Подчеркните, что это чувство бескорыстно, объект люби, хочется осчастливить, совершенно ничего не ожидая взамен.

Как объяснить ребенку, что такое Семья?


В крепкой счастливой семье царит тепло и уют, все близкие уважают друг друга, не ссорятся, они всегда готовы прийти на помощь и оказать поддержку в трудную минуту. Объяснить малышу ценность семьи родители могут на личном примере.

Обратите его внимание на то, как хорошо, что у него есть родители, которые его очень любят и проявляют о нем заботу. Малышу также можно показать детские книжки с картинками, где нарисованы семьи сказочных персонажей или каких-либо зверюшек. Он должен усвоить, что семья – это то, к чему нужно стремиться во взрослой жизни для того, чтобы быть по-настоящему счастливым.

Как объяснить ребенку, что такое Время?

Если вы хотите, чтобы ребенок усвоил понятие времени, его следует научить, не только определять его по часам, но и объяснить, что существуют дни, месяцы, а также времена года. Для общего развития малыша, важно, чтобы он хорошо ориентировался во времени, поэтому ему необходимо разъяснить, что означают термины «вчера», «завтра» и «сегодня» .

Для того чтобы малыш хорошо запомнил дни недели, нужно чтобы они у него ассоциировались с какими-либо событиями. Например, в будни, он ходит в детский сад, а в субботу и в воскресенье – в зоопарк или в кукольный театр.

Можно также затронуть тему возраста , например, достать фотографии, и показать дошкольнику, каким он был раньше и как изменился за несколько лет.

Как объяснить ребенку, что такое Доброта?

Объяснить малышу, что такое доброта, можно, используя положительные примеры из реальной жизни и. Например, если ребенок навестил больного друга, помог бабушке на кухне или поиграл с младшей сестренкой, он должен понимать, что все эти поступки были проявлением его доброго отношения.

Воспитать в ребенке это качество родители могут, подавая собственный положительный пример . Если кроха видит, что в семье все хорошо относятся друг другу, не конфликтуют и совершают добрые поступки по отношению к другим людям, он начинает вести себя с окружающими аналогичным образом.

Как объяснить ребенку, что такое Бог и душа?

Самое главное, что малыш должен знать о Боге, это то, что он является Творцом нашего мира : природа, люди, животные, все создано, благодаря его могущественной силе. Создатель заботится обо всем человечестве, живущем на Земле. Он мудро направляет людей, желая, чтобы они вели себя праведно и жили счастливой жизнью.

(13 голосов : 4.85 из 5 )

«Васенька, потерпи немножко, детка! Сейчас выйдет батюшка и даст тебе компотик», — услышала я за спиной слова, которые каждый раз заставляют меня невольно вздрагивать.

«Компотик», «изюминка», «вкусненькое» — что только не доводилось мне слышать, стоя в воскресный день на Божественной литургии и ожидая выноса Чаши.

К сожалению, подобные «объяснения» самого главного Таинства Церкви у некоторых прихожан всё ещё встречаются. При этом никто из них не задумывается: «А не послужат ли такие слова в дальнейшем тем самым искушением, которое оттолкнет моего ребёнка и от причастия и от Церкви? А не зародится ли в ребёнке сначала малое, а потом уже и неисправимое неблагоговейное отношение к Таинству? А поверит ли потом подрастающее чадо уже более серьёзному объяснению сути Евхаристии?»

Размышляя над вопросом, как объяснить ребёнку, что такое Тело и Кровь Христовы, следует начать с того, что Таинство Святого Причащения должно быть неотъемлемой частью жизни ребёнка и родителей, а о Литургии следует говорить на разных возрастных этапах, постепенно «усложняя» объяснение.

Если и взрослые причащаются регулярно, и ребёнок с самого раннего возраста после своего крещения причащается вместе с ними, то у него вряд ли будет возникать вопрос: «Зачем это нужно и что это такое?». Для него участие в станет естественной и неотъемлемой частью жизни. Но в то же время недостаточно принести дитя в храм, причастить и уйти. Уже собираясь в храм, полезно подчёркивать, что идёте в Божий дом, что будете участвовать в Таинстве Святого Причащения, чтобы соединиться с Господом.

  • Причастие – это соединение с Богом – вот самое доступное объяснение для детей. Они поймут, и примут эту истину детским сердцем через призму веры. Само слово помогает нам в этом: При-частие , становление частью чего-то, при-со-единение к Богу…
  • Бог есть , полнота любви и её источник. Как сказал один богослов: «Даже наша пища – это любовь Божия, ставшая съедобной». И Господь настолько любит нас, что желает приобщить нас к Своей любви, чтобы мы были с Ним единым организмом. Для этого Он таинственным образом соединяется с нами в Таинстве Причастия.
  • Можно охарактеризовать Святые Дары словами Спасителя о Себе — Хлеб Небесный: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек » .
  • Понятия «Тело» и «Кровь» сложны для детского восприятия, так как в современном языке редко выражают сопричастность. Однако мы можем привести в пример выражения «моя кровинушка», «плоть от плоти». Также ребёнок в животе у матери какое-то время имеет с ней общую систему кровообращения и формируется с помощью её организма.
    Постепенно через знакомство с Библией, ребёнок сможет применить усвоенные им понятия ко Христу.
  • также правильно и доступно для ребёнка именовать Святыней .

Родители по-разному объясняют своим детям, что такое Причастие. Но все они сходны в одном мнении – ребёнок сможет понять Таинство Тела и Крови постепенно и только при одном условии, что вера в семье является не просто мировоззрением, а является образом жизни.

Мне кажется, что здесь большое значение имеет личный таинственный опыт, и словами его выразить я не могу. Очень интересно, как видят и понимают Причастие малыши. Моя маленькая крестница, после первого Причастия на вопрос своей нецерковной бабушки: «Ну что, причастилась? Батюшка тебя причастил?» (она боялась бородатых мужчин) — ответила: «Нет, не батюшка, ангел!» «Да это был батюшка!», — а она: «Нет! АНГЕЛ!»

Вот и что она видела?! Я, пытаясь словами объяснить, что такое Причастие, едва ли смогла бы донести до неё то, что она видела.

Анастасия Овансова, мама троих детей

Своим детям я не говорю «Тело» и «Кровь», потому что в раннем возрасте абстрактные понятия у них сформированы абстрактно и это для них сложно. Я говорю: «Соединяемся с Господом!»

Марина Базанова, мама двоих детей

Вопрос формального объяснения Таинства Евхаристии сложен для детского ума.

Попытка ответить на вопрос: «Что находится в Чаше?», — в категориях «Хлеб», «Тело», «Вино», «Кровь» может вызвать неоднозначную реакцию. Это происходит потому, что дети понимают все слова буквально и не способны видеть в них многогранность значений.

Более того, объяснение Таинства в данных категориях даже для взрослого человека не внесет ясности в суть происходящего.

Это происходит по той причине, что духовная жизнь становится объяснима для человека в исключительно эмпирическом, опытном восприятии. Иными словами, только через регулярное приобщение Трапезе Господней возможно раскрытие внутреннего содержания Таинства Таинств.

Только через личный пример, участвуя в Божественной литургии совместно с ребенком, подавая ему образец для подражания и деятельный пример любви, ведя его за собой, возможно ожидать, что маленький человек станет причастником Божественных Таин.

Только тогда можно надеяться, что через время, возрастая в летах, он органично воспримет эту Истину. Истину того, что в Чаше находится Господь, таинственным образом преображающий человека и делающий его по-настоящему свободным.

священник Александр Аникин

Родители должны привить ребёнку личностное отношение с Богом, чтобы ребёнок понимал что Бог это Личность, что Бог является таким же близким и родным для ребёнка, как и родитель. Прививается это через чтение детской Библии, через молитву в храме и дома с родителями.

Тогда до ребёнка можно донести, что такое Причастие и зачем оно. В иных случаях для ребёнка все объяснения останутся просто звуковыми колебаниями, так же как и для взрослых.

Конечно, относительно возможно пойти иным путём и начать приписывать Причастию магические свойства (например: «если ты будешь причащаться, то тебе будет везти по жизни», «если ты будешь причащаться, то Богу будет приятно, и если ты загадаешь желание или будет мечта, Бог обязательно исполнит»). Но, на мой взгляд, это уже тупиковый путь.

священник Александр Ионитис

Я не знаю, как это можно объяснить двухлетнему ребенку. Главное — постепенно это делать. Сначала просто говорить, что тот, кто причащается, прикасается к Богу. А дальше с возрастом можно постепенно знакомить ребёнка со Христом.

диакон Антоний Сацута

Мне кажется, что можно сказать так: «Господь войдёт в твоё сердечко, и постарайся сохранить там этого дорогого Гостя — жить так, чтобы Ему было приятно».

Ну а если дальше вопросы будут: «А как это хлеб и вино становятся Телом и Кровью Господа?» — можно, я думаю, ответить так: «Мы принимаем пищу, и она нами усваивается, становится нашим телом и кровью (это ведь действительно так: мы получаем необходимые вещества и энергию через питание). Так и Господь на Тайной Вечере вкусил хлеб и вино — они стали Им, вошли в Его Тело и Кровь. Теперь мы на Литургии становимся участниками той самой Тайной Вечери и таинственным образом принимаем в себя Самого Христа. Он, живой и воскресший, входит в нас и живёт в нас». А выяснять уже механику или химию этого Таинства — дело невозможное, да и ненужное. На то оно и Таинство.

иподиакон Александр Попов

Безопасность ребенка требует от родителей не только внимательности, важно донести до малыша что есть вещи, которые делать запрещено категорически. Именно с этим возникает больше всего проблем. Как объяснить крохе, что дергать повода, крутить ручки газовой плиты или бросать мяч в работающий телевизор опасно?

В то же время помните, что запретов не должно быть слишком много. Если малышу не позволяется дома вообще ничего трогать, то это делает его неуверенным и нервным.

Как донести до ребенка понятие «нельзя»

Если малышу грозит непосредственная опасность, то времени на объяснения у вас нет. Нужно моментально отобрать у него опасный предмет или увести в другое место. При этом достаточно строго сказать «Нет» или «нельзя». Как правило, дети на такую ситуацию реагируют негативно. Чтобы малыш не плакал, дайте ему что-то взамен.

Слишком частое употребление слов «нет» и «нельзя» приводит к тому, что малыш перестает их воспринимать. Вводите запреты постепенно. К примеру, малыш бьет кошку при любой возможности, приходя с улицы прямо в обуви залезает на диван, плюс у него появилась привычка рисовать на обоях и еще не сколько неприятных забав. Выберите сначала 2-3 запрещенных и наиболее плохих действий и отучайте от них. Когда справитесь с этим, переходите к следующим. Жизнь маленького ребенка не должна состоять из одних запретов.

Читайте также Помогаем первокласснику привыкнуть к школе

Слово «нельзя» применяйте лишь в очень опасных для жизни ситуациях. В других случаях конкретизируйте запреты. Например, если ребенок тянется к ножу, уберите и скажите «Остро», если хочет взять чашку с горячим чаем, так и скажите - «горячо». Если таскает кошку за хвост - » ей больно».

В некоторых случаях можно дать малышу возможность убедится в вашей правоте. Например, если он стоит на краешке стула, то можно просто предупредить «высоко, упадешь». Если малыш таки свалится, то он лучше запомнит это понятие.

Подобные случаи заставят ребенка в дальнейшем с большим вниманием и доверием относится к вашим словам и предостережениям. Разумеется, родителям необходимо реально оценивать потенциальную опасность для здоровья ребенка.

Реальная опасность и излишняя опека

Любым родителям хочется, чтобы малыш избежал травматизма. Но излишняя опека и постоянные запреты не дают малышу полноценно развиваться и набираться жизненного опыта. Поэтому вместо того, чтобы запрещать, к примеру, лазить по деревьям, лучше научите малыша делать это правильно.

Когда рождается ребенок, вся жизнь в семье подчинена только ему. Мама его кормит, с ним гуляет, трепетно охраняет его сон, лишая себя очень многого: занятий любимым делом, просмотров фильмов, походов в гости, общения с друзьями. Даже время, проведенное с мужем, урезается до минимума.

Ребенок очень быстро привыкает к тому, что он – самый главный в семье, и, подрастая, продолжает отнимать у родных львиную долю времени, хотя вполне может занять себя самостоятельно. Если мама работает за компьютером, шьет или пытается задремать, начинает забираться на колени, отбирать шитье, громко кричать, чтобы привлечь к себе внимание, и так далее. Обычно мама, вздыхая, откладывает работу до ночного времени, когда ненаглядное чадо уснет. И это совершенно неправильно.

Взрослые, как, впрочем, и сами дети, имеют право на личное пространство, с которым окружающим нужно считаться. Как это объяснить 3-4 летнему ребенку? Об этом рассказал кандидат психологических наук, доцент Елена Косыгина.

Чтобы объяснить ребенку, что такое личное пространство, нужно демонстрировать собственным поведением уважение родителей друг к другу и к самому ребенку. Слова никогда не принесут результата, если не будут подкреплены конкретными поступками. Например, папа отправляется на прогулку с ребенком, чтобы мама смогла днем немного отдохнуть, а мама прекращает слушать музыку, чтобы не мешать папе работать за компьютером. В понятие личного пространства входят и материальные вещи, и психологическая составляющая.

Личные вещи

Уже после годика ребенку нужно объяснять, что игрушечные ведерко и лопатка в песочнице принадлежат соседской девочке, потому брать их без проса нельзя. Точно так же нельзя заглядывать в мамину косметичку и папин портфель, рисовать на бумаге, которая лежит в папином ящике, и вытаскивать вещи из маминой тумбочки. Нельзя хватать мамин мобильный телефон – это не игрушка. Со своей стороны, родители не трогают коробку с игрушками ребенка, где он волен самостоятельно наводить порядок. Он знает, что может играть со своими игрушками так, как захочет. Но если ребенок часто откручивает головы куклам и колеса машинам, не следует немедленно покупать ему новые. Ребенок должен знать, что новую игрушку ему подарят только на день рождения. Так постепенно он научится беречь свои вещи и осознает понятия "мое" и "чужое".

Личное время

Родители уложили спать ребенка в девять вечера, закрыли дверь в его комнату и тихо смотрят интересный фильм. И тут раздается крик: "Мама, мне скучно! Иди сюда!" Мама немедленно бросает все, бежит к ребенку и начинает его развлекать: петь колыбельную или рассказывать сказку. Ситуация, знакомая многим. Или такой сюжет из жизни: мама, уставшая от домашних хлопот, садится за свое любимое вышивание. И тут ребенок начинает капризничать, требовать, чтобы мама читала ему книжку, лепила с ним из пластилина и так далее. В таких ситуациях отец ребенка должен объяснить, что мама сейчас занята своим любимым делом, и, если он тихонько поиграет со своим конструктором, мама вышьет очень красивый узор, а потом обязательно с ним почитает. Понятно, что ребенок будет от этого не в восторге, но, если каждый раз терпеливо объяснять ему, что маме нужно отдохнуть или заняться любимым делом, он привыкнет к мысли о том, что наступило "мамино время", а когда оно пройдет, мама снова будет с ним. Точно так же следует уважать время самого ребенка. Если он досматривает мультфильм, не стоит, к примеру, требовать немедленно идти купаться в ванную, а лучше подождать пару минут, пока мультфильм закончится. И объяснить ему, что мама дала ему возможность закончить свои дела, а затем просит переключиться на купание и так далее. Так он научится уважать свое и чужое время.

Личные границы

Мама говорит по телефону, а ребенок дергает ее за платье, кричит и отбирает телефон. А когда приходят гости и взрослые начинают беседовать, ребенок нахально вмешивается в разговор и начинает сам что-то громко рассказывать. Либо тычет прямо в лицо взрослым свои игрушки. Когда гости уйдут, следует объяснить, что его действия очень неприятны. Можно даже продемонстрировать, насколько это неприятно: в шутку сунуть игрушку в лицо ребенку или перебить его в тот момент, когда он что-то рассказывает. Так он на себе ощутит, что подобные поступки действительно неприятны, и в следующий раз не будет так делать.

Читайте также: ГДЕ ПОСТАВИТЬ ДЕТСКУЮ КРОВАТЬ?

Личная жизнь

Появление ребенка не должно отрицательно сказаться на личной жизни родителей. Ребенка лучше всего сразу приучать спать отдельно. Но если уж он с рождения спал вместе с мамой, то постепенно его следует "переселить" в собственную кроватку в отдельную комнату. Если не пугать детей всякими бабайками, им не будет страшно спать без света. Детей нужно обязательно хвалить за то, что они такие взрослые и самостоятельные, спят без мамы, а в кроватку можно положить мягкую игрушку, чтобы не было одиноко. По вечерам ребенку неплохо напоминать о том, зайчик уже заждался своего друга и скучает. Кроватка не может сама заснуть, если в ней нет его. Так ребенок привыкнет спать один и не будет мешать личной жизни папы и мамы.

Личное достоинство

Одна маленькая девочка соглашалась есть только при одном условии: вся семья должна была лечь на пол и "плавать", активно работая ногами и руками. Особенно это напрягало 70-летнюю бабушку, которой тяжело было ложиться и вставать с пола. В другой семье ребенок обожал кататься верхом на 80-летнем дедушке, который должен был на четвереньках ползать по всей квартире. Подобные игры любят многие дети, не понимая, что для взрослых они не приемлемы. А если бабушки-дедушки сопротивляются, дети могут их толкнуть или заявить: "Ты плохой". В таких ситуациях следует объяснить детям, что они обижают дедушку-бабушку, у которых болят ноги и руки. Нельзя позволять детям командовать взрослыми и унижать их достоинство. Родители должны научить детей корректности и терпимости, иначе в один прекрасный день они начнут бить "провинившихся" стариков и родителей. Но и бабушки-дедушки из огромной любви к внукам не должны идти у них на поводу и уметь мягко, но твердо сказать нет. Со своей стороны взрослым не следует унижать достоинство самих детей, особенно на глазах у соседских ребят: прилюдно на них кричать, обзывать или давать подзатыльники. Уважение личного достоинства может быть только взаимным.

Это общие рекомендации родителям, однако нужно учитывать особенности развития и психологическое состояние конкретного ребенка. У детей тревожного типа могут быть различные страхи, в частности, спать без света или самому находиться в комнате, поэтому от родителей потребуется больше терпения и времени на адаптацию ребенка в новых для него условиях. И еще следует помнить о том, что дети воспринимают родительские наставления и советы по-разному: кому-то достаточно просто объяснить, кому-то показать на примере, а есть дети, которым нужно все самим ощутить для полного понимания. Родительское любящее сердце всегда подскажет, как именно привить ребенку понимание личного пространства. В любом случае это делается постепенно, спокойно и с большим уважением к самому ребенку.



Рассказать друзьям