Шпаргалка: Типичные ошибки в семейном воспитании.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

У хороших родителей вырастают хорошие дети. Как часто слышим мы это утверждение, часто затрудняемся объяснить, что же это такое - хорошие родители.

Будущие родители думают, что хорошими можно стать, изучив специальную литературу или овладев особыми методами воспитания. Несомненно, педагогические и психологические знания необходимы, но только одних знаний мало. Можно ли назвать хорошими тех родителей, которые никогда не сомневаются, всегда уверены в своей правоте, всегда точно представляют, что ребенку нужно и что ему можно, которые утверждают, что в каждый момент времени знают, как правильно поступить, и могут с абсолютной точностью предвидеть не только поведение собственных детей в различных ситуациях, но и их дальнейшую жизнь?

А можно ли назвать хорошими тех родителей, которые прибывают в постоянных тревожных сомнениях, теряются всякий раз, как сталкиваются с чем-то новым в поведении ребенка, не знают, можно ли наказать, а если прибегли к наказанию за проступок, тут же считают, что были не правы? Все неожиданное в поведении ребенка вызывает у них испуг, им кажется, что они не пользуются авторитетом, иногда сомневаются в том, любят ли их собственные дети. Часто подозревают детей в тех или иных вредных привычках, высказывают беспокойство об их будущем, опасаются дурных примеров, неблагоприятного влияния "улицы", выражают сомнение в психическом здоровье детей.

При оценке любой человеческой деятельности обычно исходят из некоторого идеала, нормы. В воспитательной деятельности, по-видимому, такой абсолютной нормы не существует. Мы учимся быть родителями, так же, как учимся быть мужьями и женами, как постигаем секреты мастерства и профессионализма в любом деле.

В родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, поражения, которые сменяются победами. Воспитание в семье - это та же жизнь, и наше поведение и даже наши чувства к детям сложны, изменчивы и противоречивы.

Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни. Вместе с тем чувства, окрашивающие отношения ребенка и родителей, - это особые чувства, отличные от других эмоциональных связей. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребенка. А нужда в родительской любви - поистине жизненно необходимая потребность маленького человеческого существа. Любовь каждого ребенка к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична. Причем, если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека. Родительская любовь - источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья, как было сказано об этом выше.

Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей - это относиться к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно.

Многие родители считают, что ни в коем случае нельзя показывать детям любовь к ним, полагая что, когда ребенок хорошо знает, что его любят, это приводит к избалованности, эгоизму, себялюбию. Нужно категорически отвергнуть это утверждение. Все эти неблагоприятные личностные черты как раз возникают при недостатке любви, когда создается некий эмоциональный дефицит, когда ребенок лишен прочного фундамента неизменной родительской привязанности. Внушение ребенку чувства, что его любят и о нем заботятся, не зависит ни от времени, которое уделяют детям родители, ни от того, воспитывается ребенок дома или с раннего возраста находится в яслях и детском саду. Не связано это и с обеспечением материальных условий, с количеством вложенных в воспитание материальных затрат. Более того, не всегда видимая заботливость иных родителей, многочисленные занятия, в которые включается по их инициативе ребенок, содействуют достижению этой самой главной воспитательной цели.

Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком - это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу. Основа для сохранения контакта - искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским, пусть самым пустяковым и наивным, проблемам, желание понимать, желание наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего человека. Вполне естественно, что конкретные формы и проявления этого контакта широко варьируют, в зависимости от возраста и индивидуальности ребенка. Но полезно задуматься и над общими закономерностями психологического контакта между детьми и родителями в семье. Контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить даже с младенцем. Когда говорится о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, имеется в виду некий диалог, взаимодействие ребенка и взрослого друг с другом.

С учетом достаточно большого количества причин, обуславливающих функциональную недостаточность семьи, существуют весьма разнообразные подходы к типологии и классификации таких семей. Семьи с прямым десоциальным влиянием демонстрируют асоциальное поведение и антиобщественные ориентации, выступая, таким образом, институтами десоциации. К таким семьям можно отнести криминально - аморальные семьи, в которых преобладают криминальные факторы риска; и аморально - асоциальные семьи, которые характеризуются антиобщественными установками и ориентациями.

Семьи с косвенным десоциальным влиянием испытывают затруднения социально - психологического, психологическо - педагогического характера, выражающиеся в нарушениях супружеских и детско-родительских отношений. Это так называемые конфликтные и педагогически несостоятельные семьи, которые чаще в силу психических причин утрачивают свое влияние на детей.

Наибольшую опасность по своему негативному воздействию на детей представляют криминально - аморальные семьи. Жизнь детей в таких семьях из - за жестокого обращения, пьяных дебошей, сексуальной распущенности родителей, отсутствия элементарной заботы о содержании детей зачастую находится под угрозой - это, так называемые, социальные сироты, воспитание которых должно быть возложено на государственно-общественное попечение несостоятельных семьях, которые не справляются с воспитанием своих детей.. В противном случае этих детей ждет бродяжничество, побеги из дома, полная социальная незащищенность как от жестокого обращения в семье, так и от криминализирующего влияния преступных образований.

На практике педагогики несостоятельные семьи оказываются наиболее труднодоступными для выявления причин и неблагоприятных условий, оказывающих негативное воздействие на детей. Чтобы выявить неблагоприятные факторы семейного воспитания в такой семье, необходимо длительное и близкое знакомство, установление доверительного отношения психолога с детьми и родителями.

Можно выделить, исходя из длительных наблюдений, наиболее типичные неправильно сложившиеся воспитательные стили в функционально

1. Попустительско - снисходительный стиль - это когда родители не придают значения поступкам своих детей, не видят в них ничего страшного, считают, что «все дети такие», либо рассуждают так: «мы и сами такими были». Психологу в таких случаях трудно изменить благодушное, самоуспокаивающее настроение таких родителей, заставить их реагировать на проблемные моменты их детей.

Позиция круговой обороны, которую может занимать определенная часть родителей, строя свои отношения с окружающими по принципу» наш ребенок всегда прав», такие родители весьма агрессивно настроены ко всем, кто указывает на неправильное поведение их детей. даже совершение сыном или дочерью тяжелого преступления не отрезвит пап и мам. Они продолжают искать виновных на стороне.

Дети у таких семей страдают особенно тяжелыми дефектами морального сознания, они лживы и жестоки, и очень трудно поддаются воспитанию.

2. Демонстративный стиль - это когда родители, чаще всего мать, не стесняясь, всем и каждому жалуется на своего ребенка, рассказывает о его проступках, явно преувеличивая степень их опасности; заявляет, что сын растет «бандитом». Такое поведение родителей приводит к утрате у ребенка стыдливости, чувства раскаяния за свои проступки, снимает внутренний контроль за свое поведение, происходит озлобление по отношению к родителям и ко всем взрослым.

3. Педантично - подозрительный стиль - родители не верят, не доверяют своим детям, подвергают их оскорбительному тоталитарному контролю, пытаются полностью изолировать их от сверстников, друзей. Родители стремятся абсолютно контролировать свободное время ребенка, круг его интересов, занятий и т.д.

4. Жестко - авторитарный стиль - родители, предпочитающие всем видам воздействия приказ и насилие, неизбежно сталкиваются с сопротивлением объекта воспитания - ребенком, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы и другие жестокие меры воздействия своими контролерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью.

Но даже если сопротивление сломлено, победа оказывается пирровой победой. Вместе со сломленным упорством оказываются сломленным и растоптанными многие другие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в собственные возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия катастрофической неудачи формирования его личности.

К такому стилю отношений больше склонен отец, который стремится по - всякому поводу избить ребенка, считает, что существует лишь один эффективный воспитательный принцип - физическая расправа. В таких семьях дети обычно растут агрессивными, жестокими, и эти дети всегда стремятся обижать слабых, беззащитных.

5. Увещевательный стиль - в противоположность жестко - авторитарному стилю, - при таком стиле родители проявляют по отношению к своим детям полную беспомощность, предпочитают увещевать, бесконечно уговаривать, не применять никаких волевых воздействий и наказаний; дети в таких семьях, что называется «садятся на голову». Маленький деспот, привыкший не встречать никакого сопротивления своему диктату в семье, за ее пределами, как правило, никаких привилегий не имеет и должен приспосабливаться и ловчить. Это ведет к своеобразному раздвоению личности. В нем уживается жестокость к одним и заискивание перед другими, грубость и трусость, зазнайство и униженность. Как легко такой человек становится лицемером и предателем - он жалеет только себя и только себя любит! Нет, трудно сказать, что хуже: «деспотизм сверху или деспотизм снизу, - оба хуже!» (А. В. Петровский, 1983).

6. Отстраненно - равнодушный стиль - возникает, как правило, где родители, в частности мать, поглощена устройством своей личной жизни, выйдя второй раз замуж не находит времени, ни душевных сил от первого брака. Дети предоставлены самим себе и чувствуют себя лишними, они стремятся меньше быть дома, с болью воспринимают равнодушное отношение матери. дети у таких семей с благодарностью воспринимают заинтересованное, доброе отношение со стороны другого взрослого, они способны привязаться к нему и могут стать верными помощниками в воспитательной работе или же в криминальной деятельности («скажи мне кто твой друг и я скажу кто ты»).

7. Стиль воспитания по типу «кумира семьи» (прототип увещевательного стиля) - часто проявляется по отношению к «поздним детям» у не- молодых родителей или у одинокой женщины. В таких случаях на ребенка готовы молиться, все его прихоти выполняются. При это, благодаря чрезмерной опеке у ребенка формируется эгоцентризм, эгоизм, жертвами которых становятся сами родители. Вырастают этакие «маменькины сынки». Но вот интересное обстоятельство. По данным психологических наблюдений, именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов и «восстаний» в переходном возрасте. Бунт против ласковой опеки папы и мамы по своим последствиям мало чем отличается от борьбы против родительского жесткого диктата. Форма протеста может быть очень разной - от холодной вежливости, отстранения до грубого, безжалостного отпора. Это даже зависит от индивидуальных особенностей личности подростка и характера реакции родителей на ситуацию.

8. Непоследовательный стиль - это когда у родителей, особенно у матери, не хватает выдержки, самообладания, последовательной воспитательной тактики в семье; возникают резкие эмоциональные перепады в отношениях с детьми - от наказания и ругани до умерительно-ласкательных проявлений. Такой стиль приводит к потере родительского влияния на детей. Дети становятся неуправляемыми, непредсказуемыми, пренебрегающими мнением старших и родителей. При таком стиле воспитания в семье нужна терпеливая, твердая, последовательная работа психолога.

Перечисленными стилями далеко не исчерпываются типичные ошибки семейного воспитания и для внимательного взгляда психолога эти ошибки не представляют сложности в различении, однако исправить их гораздо труднее, чем обнаружить, поскольку педагогические просчеты семейного воспитания чаще имеют затяжной хронический характер. Особенно трудно поправим по своим последствиям холодные, отчужденные, враждебные отношения детей и родителей, утратившие свою теплоту и взаимопонимание.

Как известно эмоциональным центром семьи, задающим тон в семейных отношениях чаще всего мать и характер отношений матери и ребенка с первых дней и месяцев его жизни существенно влияют и определяют характер и судьбу уже взрослых детей. Особенно опасны авторитарность, жесткость, чрезмерное доминирование матери.

Английский психолог джон Боулби и французский Жан Пиаже считают, например, что если маленького ребенка только на три месяца лишить ласки, заботы и нежности матери, то тревога, возникшая в этом случае, вызонет у ребенка такие изменения в психике, которые, возможно, предопределят его асоциальное поведение в обществе. Существует много примеров, когда ребенок, лишенньий в детстве родительской ласки, вырастает с низкой само- оценкой, становится агрессивно - недружелюбным по отношению к другим. Именно в семье с самых первых лет жизни, ребенок начинает приспосабливаться к большому миру, миру взрослых и то, что будет заложено в ребенке с детства, должно неизбежно проявиться в его будущей жизни.

Воспитание чувства любви является неотъемлемой частью воспитания будущей личности. Главным же инструментом в таком воспитании, в свою очередь, является чувство родительской любви.

Отождествление себя со сверстниками с отклоняющимся поведением и принадлежность к подобным группам

Так, наиболее распространенными негативными факторами семейного воспитания, которые приходиться учитывать в воспитательном процессе, следует считать:

* неадекватное воздействие факторов материального порядка: избыток (или недостаток) вещей, приоритет материального благополучия над реализацией духовных потребностей растущего человека, дисгармония материальных потребностей и возможностей их удовлетворения, избалованность и изнеженность, безнравственность и противоправность семейной экономики;

* бездуховность родителей, отсутствие стремления духовного развития детей;

* безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье;

* отсутствие нормального психологического климата в семье;

* фанатизм в любых его проявлениях;

* безграмотность в психолого-педагогическом отношении (отсутствие целенаправленности воспитания, беспринципность, противоречивость в применении методов воспитания, физические наказания, причинение детям тяжелых нравственных страданий);

* противоправное поведение взрослых.

"Типичные ошибки семейного воспитания"

Среди наиболее веских причин неудовлетворительного воспитания детей выделяют следующие:

  • 1. Невысокий экономический уровень большинства трудовых семей.
  • 2. Низкая культура общественной жизни, двойная мораль, лицемерие властей.
  • 3. Двойная нагрузка на женщину в семье - и на работу, и на семью.
  • 4. Высокий процент разводов.
  • 5. Бытующее общественное мнение, что муж лишь помогает жене в воспитании детей.
  • 6. Обострение конфликтов между поколениями.
  • 7. Увеличение разрыва между семьёй и школой.

Впервые за последние 60-70 лет наше общество столкнулось с проблемой детской беспризорности. Около 5-6% детей лишена семейного уюта. Заботу о них вынуждено брать на себя государство, создавать сеть общественных учебно-воспитательных учреждений, количество которых в стране постоянно увеличивается.

Ошибки воспитания, вызванные мотивацией родителей, по тексту В.И. Нефедова

а) воспитание и потребность в эмоциональном контакте;

У человека как общественного существа имеется своеобразная форма ориентировки - направленность на психический облик другого человека. Потребность "ориентиров" в эмоциональном настрое других людей называется потребностью в эмоциональном контакте. Контакт бывает двусторонним, когда человек чувствует, что сам является предметом заинтересованности.

Может случиться так, что цель воспитания ребёнка оказывается именно в удовлетворении потребностей эмоционального контакта. Ребёнок становится центром потребности, единственным объектом ее удовлетворения. Примеров здесь достаточно: например, родители, по тем или иным причинам испытывающие затруднения в контактах с другими людьми. Чаще всего при таком воспитании возникают большие проблемы. Родители бессознательно ведут борьбу за сохранение объекта своей потребности, препятствуя выходу эмоций и привязанностей ребёнка за пределы семейного круга.

б) воспитание и потребность смысла жизни;

Большие проблемы возникают в общении с ребёнком, если воспитание стало единственной деятельностью, реализующей потребность смысла жизни.

Без удовлетворения этой потребности человек не может нормально функционировать, не

может мобилизовать все свои способности в максимальной степени. Удовлетворение такой способности связанно с обоснованием для себя смысла своего бытия, с ясным, практически приемлемым и заслуживающим одобрения самого человека направлением его действий.

Удовлетворением потребности смысла жизни может стать забота о ребёнке. Мать, отец или бабушка могут считать, что смысл их существования является уход за физическим состоянием и воспитанием ребёнка. Если ребёнок, вырастая, уходит от них, они часто начинают понимать, что "жизнь потеряла всякий смысл". Ярким примером тому служит мама, не желающая выпускать отрока из-под своей опёки. В результате он получает требуемое чувство своей необходимости, а каждое проявление самостоятельности сына преследует с поразительным упорством. Вред такого самопожертвования для ребёнка очевиден.

в) воспитание и потребность достижения;

У некоторых родителей воспитание ребёнка побуждается так называемой мотивацией достижения. Цель воспитания состоит в том, чтобы добиться того, что не удалось родителям из-за отсутствия необходимых условий, или же потому, что сами они не были достаточно способными и настойчивыми. Подобное родительское поведение неосознанно для самих родителей приобретает элементы эгоизма: "Мы хотим сформировать ребёнка по своему подобию, ведь он продолжатель нашей жизни. "

Ребёнок лишается необходимой независимости, искажается восприятие присущих ему задатков, сформированных личностных качеств. Обычно не принимаются во внимание возможности, интересы, способности ребёнка, которые отличны от тех, что связанны с запрограммированными целями. Ребёнок становится перед выбором. Он может втиснуть себя в рамки чуждых ему родительских идеалов только ради того, чтобы обеспечить любовь и чувство удовлетворенности родителей. Но ребёнок может и восстать против чуждых ему требований, вызывая тем самым разочарование родителей из-за несбывшихся надежд, и в результате возникают глубокие конфликты в отношениях между ребёнком и родителями.

г) воспитание как реализация определенной системы;

Встречаются семьи, где цели воспитания как бы отодвигаются от самого ребёнка и направляются не столько на него самого, сколько на реализацию признаваемой родителями системы воспитания. Это обычно очень компетентные, эрудированные родители, которые уделяют своим детям немало времени и хлопот. Познакомившись с какой-либо воспитательной системой в силу разных причин доверившись ей, родители педантично и целеустремленно приступают к ее неустанной реализации. Несомненно, у каждой из новомодных воспитательных систем есть свои ценные находки, немало полезного и важного.

Главное при этом, чтобы родители не забывали, что не ребёнок для воспитания, а воспитание для ребёнка.

Кстати, родители, следующие воспитанию по типу "реализации системы", внутренне похожи, их объединяет одна общая особенность - относительная невнимательность к индивидуальности психического мира своего ребёнка.

д) воспитание как формирование определенных качеств.

Под влиянием прошлого опыта, истории развития личности человека в его сознании могут появляться так называемые сверхценные идеи. Ими могут быть представления о том или ином человеческом качестве как наиболее ценном, необходимом, помогающем в жизни. В этих случаях родитель строит свое воспитание так, чтобы ребёнок был обязательно наделен этим "особо ценным" качеством.

Ярким примером может служить ситуация, когда увлечение спортом приводит к тому, что супруги строят планы о совместных семейных походах, катании на яхтах, занятиях горными лыжами, не замечая, что в их мечтах о будущем ребёнке им видится мальчик. Но рождается девочка, а воспитание строится по заранее запрограммированному сверхценному образцу: мужской стиль одежды, излишние для девочки спортивные упражнения, насмешливое отношение к играм с куклами и т.п. Все это может привести к отрицательным последствиям в психическом развитии ребёнка: формирование у ребёнка черт противоположного пола, подспудное убеждение его в том, что такой, какой он есть, ребёнок не нужен и т.д.

Вывод: регулирующие воспитание сверхценные мотивы родителей ограничивают свободу развития присущих ребёнку задатков, усложняют развитие, нарушая его гармонию, а иногда и искажая его ход.

"Типичные недостатки семейного воспитания и пути их преодоления"

Лекция для родителей

Вступление

Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает ряд вопросов о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребёнка. Какие ошибки в воспитании детей делают родители? С какими проблемами сталкиваются и как они их решают.

Предупредить педагогические ошибки родителей - вот наиболее верный путь совершенствования воспитания детей в семье и задача школы.

1. Основы семейного воспитания. Воспитательный потенциал семьи.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребёнка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Именно в семье ребёнок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребёнка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребёнком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотёк.

Конфликтная ситуация между родителями – различные подходы к воспитанию детей. Первая задача родителей – найти общее решение, убедить друг друга. Если придётся идти на компромисс, то обязательно удовлетворить основные требования сторон. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго. Вторая задача – сделать так, чтобы ребёнок не видел противоречий в позициях родителей, то есть обсуждать эти вопросы лучше без него. Воспитание ребёнка состоит из многочисленных форм взаимодействия и рождается в совместной жизни в семье. Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребёнка.

Ребёнок может приниматься родителями таким, какой он есть (безусловная любовь). Возможно, родители любят его, когда ребёнок соответствует их ожиданиям, когда хорошо учится и ведёт себя, но если ребёнок не удовлетворяет тем потребностям, то ребёнок как бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону.Это приносит значительные трудности, ребёнок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая должна быть с самого младенчества (обусловленная любовь). Ребёнок может вообще не приниматься родителями. Он им безразличен и может даже отвергаться ими (например, семья алкоголиков).

Можно ли назвать хорошими тех родителей, которые никогда не сомневаются, всегда уверены в своей правоте? Можно ли назвать хорошими тех родителей, которые пребывают в постоянных тревожных сомнениях, теряются при столкновении с чем-то новым в поведении ребёнка? И повышенная родительская уверенность, и излишняя тревожность не содействуют успешному родительству.

Будущие родители задумываются о том, как лучше сформулировать для самих себя цели работы по воспитанию своего ребёнка. Цель и мотив воспитания ребёнка – это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям жизнь этого ребёнка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание.

Связь воспитания с другими видами деятельности, подчинение воспитания тем или иным мотивам, а так же место воспитания в целостной личности человека – всё это и придаёт воспитанию каждого родителя особый, неповторимый, индивидуальный характер.

В педагогической деятельности абсолютной нормы не существует. В родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи,

поражения. Воспитание в семье – это та же жизнь. Отношения с ребёнком, так же как и с каждым человеком, глубоко индивидуальны и неповторимы. Например, если родители во всём совершенны, знают правильный ответ на любой вопрос, то в этом случае они вряд смогут осуществить самую главную родительскую задачу – воспитать в ребёнке потребность к самостоятельному поиску, к познанию нового.

В каждой семье объективно складывается определённая система воспитания. Под системой воспитания понимаются цели воспитания, формулировка его задач, более или менее целенаправленное применение методов и приёмов воспитания, учёт того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребёнка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и соперничество. Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении одними членами семейства инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребёнка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой « невмешательства ». Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, её организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребёнка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.

Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Родительская любовь – источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья.

Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребёнка уверенности в том, что его любят и о нём заботятся. Самая естественная и самая

необходимая из всех обязанностей родителей – это относиться к ребёнку в любом возрасте любовно и внимательно. Глубокий постоянный психологический контакт с ребёнком – это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребёнка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу. Основа для сохранения контакта – искренняя заинтересованность во всём, что происходит в жизни ребёнка.

Когда говорится о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, имеется в виду некий диалог, взаимодействие ребёнка и взрослого друг с другом. Как строить педагогический диалог? Главное в установлении диалога – это совместное устремление к общим целям, совместное видение ситуаций, общность в направлении совместных действий. Первостепенное значение имеет сам факт совместной направленности к разрешению проблем. Ребёнок всегда должен понимать, какими целями руководствуется родитель в общении с ним. Ребёнок, даже в самом малом возрасте, должен становиться не объектом воспитательных воздействий, а союзником в общей семейной жизни. Когда ребёнок участвует в общей жизни семьи, разделяя все её цели и планы, наступает подлинный диалог. Ещё важно соблюсти равенство позиций – то есть признание активной роли ребёнка в процессе воспитания. Человек – всегда активный субъект воспитания. Равенство позиций в диалоге состоит в необходимости для родителей постоянно учиться видеть мир в самых разных формах глазами своих детей.

Помимо диалога для внушения ребёнку ощущения родительской любви необходимо выполнять ещё одно чрезвычайно важное правило. На психологическом языке эта сторона общения между детьми и родителями называется принятием ребёнка. Под принятием ребёнка понимается признание права ребёнка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на родителей. Необходимо выработать для себя правило не оценивать негативно самого ребёнка, а подвергать критике только неверно осуществлённое действие или ошибочный, необдуманный поступок.

2. Типичные ошибки в семейном воспитании.

Ошибки родителей условно можно подразделить на две группы: первая - неправильные представления и действия отцов и матерей, связанные с влиянием на детей всего уклада жизни семьи, их личного примера; вторая - неправильные представления и поступки родителей, связанные с целенаправленным воздействием на формирование личности школьника.

К числу наиболее серьёзных и типичных ошибок в семейном воспитании относится недооценка роли личного примера родителей, единства предъявляемых к ребёнку требований, недостаточное внимание к организации жизни детей в семье. Не менее пагубно на формирование личности детей в семье отражается перекладывание ответственности за воспитание детей на ясли, детсад, школу; отстранение детей от посильного домашнего труда; неумение пользоваться поощрениями и наказаниями; применение физических наказаний; отсутствие такта в отношениях с ребёнком; ссоры родителей в присутствии детей; неправильное поведение отдельных родителей в быту (пьянство, скандалы);переоценка родителями своих воспитательных возможностей и др. Большинство перечисленных выше ошибок отрицательно воздействуют не только на успеваемость и общественную активность школьников, но и на формирование у них трудолюбия, коллективизма, инициативности, дисциплинированности, ответственности, честности и требовательности к себе.

Бессмысленно искать панацею, которая избавит от разнообразных и многочисленных ошибок, встречающихся в семейном воспитании детей. Универсального рецепта здесь быть не может. Исправление каждой такой ошибки требует своего особого решения или, чаще всего, выбора оптимального средства из нескольких возможных. Осознание и верное истолкование своей ошибки подскажет родителю и путь её устранения.

Предупредить педагогические ошибки родителей - вот наиболее верный путь совершенствования воспитания детей в семье. Каждая совершённая родителями ошибка уже оказала своё отрицательное воздействие на ребёнка. Для нейтрализации и устранения её последствий требуется чрезвычайно много усилий... . Да и успехи не всегда очевидны...

  • Ошибки воспитания, вызванные мотивацией родителей

а) воспитание и потребность в эмоциональном контакте;

У человека как общественного существа имеется своеобразная форма ориентировки – направленность на психический облик другого человека. Потребность «ориентиров» в эмоциональном настрое других людей называется потребностью в эмоциональном контакте. Контакт бывает двусторонним, когда человек чувствует, что сам является предметом заинтересованности.

Может случиться так, что цель воспитания ребёнка оказывается именно в удовлетворении потребностей эмоционального контакта. Ребёнок становится центром потребности, единственным объектом ее удовлетворения. Примеров здесь достаточно: например, родители, по тем или иным причинам испытывающие затруднения в контактах с другими людьми. Чаще всего при таком воспитании возникают большие проблемы. Родители бессознательно ведут борьбу за сохранение объекта своей потребности, препятствуя выходу эмоций и привязанностей ребёнка за пределы семейного круга.

б) воспитание и потребность смысла жизни;

Большие проблемы возникают в общении с ребёнком, если воспитание стало единственной деятельностью, реализующей потребность смысла жизни. Без удовлетворения этой потребности человек не может нормально функционировать, не может мобилизовать все свои способности в максимальной степени. Удовлетворение такой способности связанно с обоснованием для себя смысла своего бытия, с ясным, практически приемлемым и заслуживающим одобрения самого человека направлением его действий.

Удовлетворением потребности смысла жизни может стать забота о ребёнке. Мать, отец или бабушка могут считать, что смысл их существования является уход за физическим состоянием и воспитанием ребёнка. Они не всегда могут это осознавать, полагая, что цель их жизни в другом, однако счастливыми они чувствуют себя только тогда, когда они нужны. Если ребёнок, вырастая, уходит от них, они часто начинают понимать, что «жизнь потеряла всякий смысл». Ярким примером тому служит мама, не желающая выпускать отрока из-под своей опёки. В результате он получает требуемое чувство своей необходимости, а каждое проявление самостоятельности сына преследует с поразительным упорством. Вред такого самопожертвования для ребёнка очевиден.

в) воспитание и потребность достижения;

У некоторых родителей воспитание ребёнка побуждается так называемой мотивацией достижения. Цель воспитания состоит в том, чтобы добиться того, что не удалось родителям из за отсутствия необходимых условий, или же потому, что сами они не были достаточно способными и настойчивыми. Подобное родительское поведение неосознанно для самих родителей приобретает элементы эгоизма: «Мы хотим сформировать ребёнка по своему подобию, ведь он продолжатель нашей жизни...»

Ребёнок лишается необходимой независимости, искажается восприятие присущих ему задатков, сформированных личностных качеств. Обычно не принимаются во внимание возможности, интересы, способности ребёнка, которые отличны от тех, что связанны с запрограммированными целями. Ребёнок становится перед выбором. Он может втиснуть себя в рамки чуждых ему родительских идеалов только ради того, чтобы обеспечить любовь и чувство удовлетворенности родителей. В этом случае он пойдет ложным путем, не соответствующим его личности и способностям, который часто заканчивается полным фиаско. Но ребёнок может и восстать против чуждых ему требований, вызывая тем самым разочарование родителей из- за несбывшихся надежд, и в результате возникают глубокие конфликты в отношениях между ребёнком и родителями.

г) воспитание как реализация определенной системы;

Встречаются семьи, где цели воспитания как бы отодвигаются от самого ребёнка и направляются не столько на него самого, сколько на реализацию признаваемой родителями системы воспитания. Это обычно очень компетентные, эрудированные родители, которые уделяют своим детям немало времени и хлопот. Познакомившись с какой-либо воспитательной системой в силу разных причин доверившись ей, родители педантично и целеустремленно приступают к ее неустанной реализации.

Несомненно, у каждой из новомодных воспитательных систем есть свои ценные находки, немало полезного и важного. Главное при этом, чтобы родители не забывали, что не ребёнок для воспитания, а воспитание для ребёнка. Кстати, родители, следующие воспитанию по типу «реализации системы», внутренне похожи, их объединяет одна общая особенность – относительная невнимательность к индивидуальности психического мира своего ребёнка.

д) воспитание как формирование определенных качеств.

Под влиянием прошлого опыта, истории развития личности человека в его сознании могут появляться так называемые сверхценные идеи. Ими могут быть представления о том или ином человеческом качестве как наиболее ценном, необходимом, помогающем в жизни. В этих случаях родитель строит свое воспитание так, чтобы ребёнок был обязательно наделен этим «особо ценным» качеством. Например, родители уверенны в том, что их сын или дочь должны обязательно быть добрыми, эрудированными или смелыми.

Ярким примером может служить ситуация, когда увлечение спортом приводит к тому, что супруги строят планы о совместных семейных походах, катании на яхтах, занятиях горными лыжами, не замечая, что в их мечтах о будущем ребёнке им видится мальчик. Но рождается девочка, а воспитание строится по заранее запрограммированному сверхценному образцу: мужской стиль одежды, излишние для девочки спортивные упражнения, насмешливое отношение к играм с куклами и т.п. Все это может привести к отрицательным последствиям в психическом развитии ребёнка: формирование у ребёнка черт противоположного пола, подспудное убеждение его в том, что такой, какой он есть, ребёнок не нужен и т.д.

Вывод: регулирующие воспитание сверхценные мотивы родителей ограничивают свободу развития присущих ребёнку задатков, усложняют развитие, нарушая его гармонию, а иногда и искажая его ход.

3. Конфликты, возникающие в связи с неправильными стратегиями воспитания

Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского контроля за поведением, учебой ребенка, его выбором друзей и т.д.

Остановлюсь на распространенных стилях семейного воспитания, определяющего возникновение конфликтных отношений ребёнка с родителями.

Авторитарные родители требуют от ребенка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Ситуация осложняется, если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным, отвергающим отношению к ребёнку. Здесь неизбежна полная потеря контакта.

Сочетание безразличного родительского отношения с отсутствие контроля – гипоопека – тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Подросткам позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Поведение становится неконтролируемым. А подростки, как бы они иногда не бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться.

Гиперопека – излишняя забота о ребёнке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, – приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками. Трудности возникают и при высоких ожиданиях родителей, оправдать которые ребёнок не в состоянии. С родителями, имеющими неадекватные ожидания, в подростковом возрасте обычно утрачивается духовная близость. Подросток хочет сам решать, что ему нужно, и бунтует, отвергая чуждые ему требования. Конфликты возникают при отношении родителей к подростку как к маленькому ребёнку и при непоследовательности требований, когда от него ожидается то детское послушание, то взрослая самостоятельность.

Существует 4 способа поддержки конфликтных ситуаций:

1. Уход от проблемы (чисто деловое общение)

2. Мир любой ценой (для взрослого отношения с ребёнком дороже всего). Закрывая глаза на отрицательные поступки, взрослый не помогает подростку, а наоборот – поощряет отрицательные формы поведения ребёнка.

3. Победа любой ценой (взрослый стремиться выиграть, пытаясь подавить ненужные формы поведения ребёнка. Если он проигрывает в одном, то будет стремиться выиграть в другом. Эта ситуация бесконечна.)

4. Продуктивный (компромиссный вариант). Этот вариант предполагает частичную победу и в одном и в другом лагере. К этому обязательно нужно идти вместе, т.е. это должно стать результатом совместного решения.

4. Родительские директивы как проявление ошибок семейного воспитания

Если ребёнку в детстве родители постоянно внушали, что он: "тюфяк, разгильдяй, оболтус", то рано или поздно в это начинает верить. Но сначала внутри ребёнка происходит конфликт, потому, что он знает, что он не такой плохой, что он старается порадовать своих родителей, а они этого не замечают, стараясь подогнать ребёнка под свои мерки. Из этого конфликта "вытекает" нервное напряжение, с которым ребёнок подчас не может справиться. Возможно два варианта решения ребёнком этой проблемы: либо он приспособиться под непомерные требования взрослых и спрячет свои личностные качества, но будет вынужден искать механизм защиты собственного "Я" доступными для него способами, либо он будет сопротивляться, что породит множество конфликтов с родителями. И то и другое неизбежно приведет к повышенному нервному напряжению, а если родители не сменят свою "воспитательную политику", то у ребёнка возникнет нервное расстройство, невроз, который подрастающий человек понесет с собой во взрослую жизнь.

Нерешённые психологические проблемы родителей, проецируясь на ребёнка, могут повториться у него в усугублённом виде.

Я нахожу, что этот вопрос, относящийся к компетенции психотерапии, должен быть рассмотрен именно в контексте реферата по семейной педагогике. Ведь решая свои нерешённые проблемы, родители смогут эффективно помочь своему ребёнку!

Детям часто приходится слышать от родителей фразы типа: “Когда же ты наконец поумнеешь?”, “Да что ты бьёшься, у тебя всё равно не получится, давай лучше я...” или “Эх ты, моё горе”. Всё это и многие другие родительское внушение, программирование принято называть “родительскими директивами”. Термин введён Р. и М. Гулдингами в книге “Психотерапия нового решения” и означает скрытое приказание, неявно сформулированное словами или действиями родителя, за неисполенние которого ребёнок не будет наказан явно, но будет наказан косвенно – собственным чувством вины перед родителем, давшим эту директиву. Истинные причины своей вины ребёнок (и даже взрослый) не может осознать без посторонней помощи. Именно директивы ответственны за живущую уже во взрослых людях зависимость от кого-то из родителей, неявно научивших ребёнка вести себя ошибочным, непродуктивным, невротичным образом. Гулдинги вывели целый перечень родительских директив:

1. “Не живи” (“Мне не нужна такая плохая девочка”, “Поскольку я все свои силы и здоровье отдала, чтобы тебя воспитать, я так и не смогла...” etc.) Скрытым смыслом передачи такой директивы является облегчение управления ребёнком посредством возбуждения в нём хронического чувства вины, связанного с фактом самого его присутствия в жизни родителя. Взрослый как бы заставляет ребёнка поверить в его (ребёнка) ответственность за нерешённые задачи взрослого. Известно, что наказание смягчает чувство вины, поэтому такие дети могут искать такие ситуации, где они могут быть наказаны, при том за что-то реальное (типа драки или разбитого окна), а не за фикцию.

2. “Не будь ребёнком” (“Пора тебе думать своей головой”, “Ну ты же не маленький, чтобы...”). Такая директива достаётся единственным или старшим детям и соединена с подавлением детских, невинных желаний, которые сами связаны со способностью к творчеству, самопроявлению.

3. “Не расти” (“Ты ещё мала, чтобы краситься”, “Мама тебя никогда не бросит”, “Не торопись взрослеть”). Чаще всего достаётся младшим или единственным детям. Такую директиву ребёнку дают родители, боящиеся взросления своего ребёнка и наступления того момента, когда он, покинув их семью, оставит их опять лицом к лицу друг с другом, как в начале супружества.

4. “Не думай” (выражается в требованиях не умничать, не рассуждать). Например, желая отвлечь ребёнка от травмирующей ситуации, мама отвечает на его вопросы так: “Не думай об этом, забудь”, тем самым лишая его возможности решить вставшую перед ним проблему рациональными средствами.

5. “Не чувствуй” (“Как ты смеешь злиться на учительницу, она же тебе годится в матери”, “Не сахарный – не растаешь”). Ребёнок с такой директивой, запрещающей ему проявлять агрессивность по отношению к учительнице, может начать разряжаться на младших или более слабых по отношению к нему детях. Ребёнок, научившийся игнорировать телесные ощущения, легко может утратить чувство физической безопасности и стать склонным к травматизму.

6. “Не достигай успеха” (“Я сам не смог закончить институт, но отказываю себе во всём, чтобы ты смогла получить образование”). Увы, в основе подобных директив лежит бессознательная зависть родителя к успеху ребёнка.

7. “Не будь лидером” (“Будь как всё”, “Ну и зачем ты высовывался, вышло хуже для тебя”). Родители, дающие ребёнку такую директиву из лучших побуждений, могут быть обеспокоены чувством зависти, которое они, по их глубокому убеждению, обречены вызывать у других людей.

8. “Не принадлежи” – её передают детям родители, сами имеющие проблемы в общении и видящие в ребёнке “единственного друга”. В общении с ребёнком такие родители могут всячески подчёркивать его исключительность, непохожесть на других (в положительном смысле).

9. “Не будь близким”. Эта директива по смыслу напоминает предыдущую, но если та проявляется в группе, то эта – в отношениях с одним близким человеком. Родители, передающие эту директиву, внушают тем самым ребёнку, что никому (кроме них) доверять нельзя. Вред этого подспудного указания в бессознательном убеждении, “что любая близость опасна”.

10. “Не делай” – то есть не делай сам, я буду делать это за тебя. Родители дают её ребёнку, говоря: “Не делай сам, подожди меня”. Вырастая, эти дети будут откладывать начало своих действий, попадать в цейтнот, не догадываясь, что действуют по инерции родительской директивы.

11. “Не будь самим собой”. Выражается в выражениях типа “Почему Вася это может, а ты нет?”, “Стремись к идеалу”; бывает также, что родители хотели девочку, а получился мальчик. Скрытый смысл данной директивы – вызвать неудовлетворённость своим нынешним состояние и пустить его в непрерывную беготню по замкнутому кругу. Будучи постоянно неудовлетворённым и мотивируемым завистью, человек убегает от самого себя.

12. “Не чувствуй себя хорошо” (“Хоть у него была высокая температура, он написал контрольную на 5”). Ребёнок, получивший такую директиву, приучается, с одной стороны, к мысли, что болезнь привлекает к нему всеобщее внимание, а с другой – к ожиданию, что плохое самочувствие повысит ценность любого его действия.

Следование директивам помогает маленькому и зависимому ребёнку приспособиться к требованиям больших и свободных людей (которые решают свои собственные проблемы). Практически воспитывать ребёнка, избегая директив, не очень-то и возможно – для этого требуется как минимум принципиально иной уровень психологической и педагогической грамотности, нежели имеющийся у среднего обывателя, а как максимум – семейная пара, решившая свои личные проблемы и свободная от создания новых.

Советы родителям следующие: а) дать ребёнку возможность увидеть, что вы сами как родитель освобождаетесь от директив; б) оставить самому ребёнку право изжить эти указания в рамках более широкой человеческой общности.

Заключение

Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребёнка и преодолеть типичные ошибки семейного воспитания, необходимо помнить общие внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

  • Принимать активное участие в жизни семьи;
  • Всегда находить время, чтобы поговорить с ребёнком;
  • Интересоваться проблемами ребёнка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
  • Не оказывать на ребёнка нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
  • Иметь представления о различных этапах в жизни ребёнка;
  • Уважать право ребёнка на собственное мнение;
  • Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребёнку как к равноправному партнёру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;
  • С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

Список использованной литературы

1. «Популярная психология для родителей» п/р А.А. Бодалева, М, 1988.

2. Л.А. Кулик, Н.И. Берестов. «Семейное воспитание». М, 1990.

3. «Психология и педагогика» п/р А.А. Радугина. М, 1997.

4. В.К. Лосева, А.И. Луньков. «Психосексуальное развитие ребёнка». М, 1995.

5. А.И. Луньков. «Как помочь ребёнку в учёбе в школе и дома». М, 1995.

6. В.И. Нефёдов, Ю.Ю. Щербань. «Искусство воспитания в семье». Минск, 1971.

7. К. Флейк-Хобсон, Б. Робинсон, П. Скин. «Развитие ребёнка и его отношений с окружающими». М, 1993.

8. Ю.П. Азаров. «Семейная педагогика». М, 1985.

9. И.В. Гребенников. «Основы семейной жизни». М, 1990.

10. С.В. Ковалёв. «Психология современной семьи». М, 1988.

11. А.И. Захаров. «Неврозы у детей». СПб, 1996.

12. В.И. Гарбузов. «Нервные дети». Л, 1990.

13. В. Леви. «Нестандартный ребёнок». М, 1989.

14. В. Писаренко, И. Писаренко. «Педагогическая этика». Минск, 1986.

15. И. Чернокозов. «Профессиональная этика учителя». Киев, 1988.

16. Н.С. Лейтес. «Возрастная одаренность». Семья и школа, №9/1990.

17. Ю.З. Гильбух. «Внимание: одаренные дети». М., 1991.

18. «Одаренные дети». п/р Бурменской, Слуцкого. М, 1991.


"Типичные недостатки семейного воспитания и пути их преодоления"

Выполнила: Мельникова Виктория Игоревна

учитель английского языка «МАОУ СШ №102»

Содержание:

Вступление...........................................................................................................стр.3

    Введение…………………………………………………………………………..стр.4-5

2. Типичные ошибки в семейном воспитании........................................................стр.6

3. Основы семейного воспитания. Воспитательный потенциал семьи................стр.7-10

4. Основы организации сотрудничества школы и семьи. Общение учителя с родителями.........................................................................................................стр.11-12

5. Школа и её влияние на формирование личности ребёнка…………………стр.13-14

6. Заключение ………………………………………………………………….....стр.15

7. Список литературы…………………………………………………………..стр.16

Вступление

А ты?

Входя в дома любые -

И в серые, и в голубые,

Входя на лестницы крутые,

В квартиры, светом залитые;

Прислушиваясь к звону клавиш

И на вопрос даря ответ,

Скажи:

Какой ты след оставишь?

След, чтобы вытерли паркет

И посмотрели косо вслед,

Или

Незримый прочный след

В чужой душе на много лет?

Л.Мартынов

Сразу после рождения человек живёт в окружении людей. Это родители, сестры и братья, бабушки и дедушки. Постепенно круг общения расширяется, и в течение всей последующей жизни большинство из нас связаны определёнными нитями различной длины и крепости со множеством людей, отличающихся по возрасту, полу, социальному положению, интеллектуальному и духовному развитию. И каким это будет общение - приятным или невыносимым, - всецело зависит от нас самих... .

Человек может быть физически красивым, достаточно умным, но только воспитанность делает его Человеком. " Семья - это первый скульптор, который начинает лепить и физически и духовно народившуюся личность...". "Семья - одна из наиболее древних социальных общностей..."

На мой взгляд, семья - самое важное и главное, что есть в жизни человека, особенно маленького, который нуждается в защите, любви, воспитании. Именно семья вводит человека в общество, учит выживать в нём.

Поэтому сегодня хочется как никогда обсудить и раскрыть данную тему... А какие ошибки в воспитании детей делают родители? С какими проблемами сталкиваются и как они их решают...? Много вопросов, на которые необходимо найти ответы.

    Введение

«…загадка семьи не понятна,

не разрешена.

Династии, общества, империи

обращались в прах,

если в них начинала рушится семья…»

Астафьев Виктор Петрович

Семья является наиболее естественной средой жизнедеятельности человека. Как известно, одна из важнейших потребностей человека – необходимость самоутверждения, ради этого он готов пожертвовать многим, вплоть до питания, одежды, жилища. И вот семья в некотором роде предназначена для удовлетворения этой потребности. Царящая в ней атмосфера особой эмоциональности, теплоты позволяет человеку полностью раскрыться, быть искренним. Здесь он среди тех, кто его хорошо знает, понимает, любит и уважает. Семья – это сообщество нескольких друзей и на всю жизнь.

Каждый человек может и должен быть счастливой в семейной жизни. Для этого, как утверждают специалисты и доказывают примеры из жизни, необходимы определённые знания.

В школах обучают навыкам письма и чтения, грамоте и другим дисциплинам, в вузах помогают овладеть избранной профессией (инженера, врача и др.). Можно пойти учиться вязанию, шитью, игре на гитаре. А как стать достойными родителями, не учат нигде, хотя через это испытание проходят почти все.

Молодые люди, заключившие брак, раскрывают друг перед другом свои индивидуальные биологические и социальные черты, скрытые от людей, начинают решать совместно. Как часто недостаток знаний по тем или иным вопросам, с которыми сталкивается семья, приводят к затянувшимся ссорам и скандалам, способным убить тёплые чувства и сделать супругов чужими.

Развод – тяжёлая психическая травма не только для супругов, но и для детей. Вдумайтесь в цифры: более 1 млрд. детей живут и воспитываются в детских интернатах. Сиротство такого масштаба мы знали лишь в страшные годы войн и голода.

А ведь если подумать, самый важный институт не свете, куда стремятся практически все, - это институт счастливой семьи. Но почему в него попадают лишь немногие? Ответ на этот вопрос прост – для этого нужны знания. Оглянитесь вокруг – у

скольких людей, окружающих нас в жизни, жизнь не сложилась и очень часто потому, что они не знали, как её «сложить».

В технических вузах есть такая дисциплина, как сопротивление материала (сопромат). Суть её: с материалами (металлом, деревом, бетоном) нельзя обращаться как вздумается. На каждую глупость, незнание они отвечают катастрофой (например, мост, не рассчитанный по правилам, рухнет и т.д.). Студенты этих вузов уверены, что нет дисциплины труднее сопромата.

Оказывается, существует ещё более сложная и трудная дисциплина – сопротивление жизни…

2. Типичные ошибки в семейном воспитании.

Ошибки родителей условно можно подразделить на две группы: первая - неправильные представления и действия отцов и матерей, связанные с влиянием на детей всего уклада жизни семьи, их личного примера; вторая - неправильные представления и поступки родителей, связанные с целенаправленным воздействием на формирование личности школьника.

К числу наиболее серьёзных и типичных ошибок в семейном воспитании относится недооценка роли личного примера родителей, единства предъявляемых к ребёнку требований, недостаточное внимание к организации жизни детей в семье. Не менее пагубно на формирование личности детей в семье отражается перекладывание ответственности за воспитание детей на ясли, детсад, школу; отстранение детей от посильного домашнего труда; неумение пользоваться поощрениями и наказаниями; применение физических наказаний; отсутствие такта в отношениях с ребёнком; ссоры родителей в присутствии детей; неправильное поведение отдельных родителей в быту (пьянство, скандалы); переоценка родителями своих воспитательных возможностей и др. Большинство перечисленных выше ошибок отрицательно воздействуют не только на успеваемость и общественную активность школьников, но и на формирование у них трудолюбия, коллективизма, инициативности, дисциплинированности, ответственности, честности и требовательности к себе.

Бессмысленно искать панацею, которая избавит от разнообразных и многочисленных ошибок, встречающихся в семейном воспитании детей. Универсального рецепта здесь быть не может. Исправление каждой такой ошибки требует своего особого решения или, чаще всего, выбора оптимального средства из нескольких возможных. Осознание и верное истолкование своей ошибки подскажет родителю и путь её устранения.

Предупредить педагогические ошибки родителей - вот наиболее верный путь совершенствования воспитания детей в семье. Каждая совершённая родителями ошибка уже оказала своё отрицательное воздействие на ребёнка. Для нейтрализации и устранения её последствий требуется чрезвычайно много усилий... . Да и успехи не всегда очевидны...

3.Основы семейного воспитания. Воспитательный потенциал семьи.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребёнка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Именно в семье ребёнок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребёнка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребёнком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотёк.

Конфликтная ситуация между родителями – различные подходы к воспитанию детей. Первая задача родителей – найти общее решение, убедить друг друга. Если придётся идти на компромисс, то обязательно удовлетворить основные требования сторон. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго. Вторая задача – сделать так, чтобы ребёнок не видел противоречий в позициях родителей, то есть обсуждать эти вопросы лучше без него. Воспитание ребёнка состоит из многочисленных форм взаимодействия и рождается в совместной жизни в семье. Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребёнка.

Ребёнок может приниматься родителями таким, какой он есть (безусловная любовь). Возможно, родители любят его, когда ребёнок соответствует их ожиданиям, когда хорошо учится и ведёт себя, но если ребёнок не удовлетворяет тем потребностям, то ребёнок как бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности, ребёнок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая должна быть с самого младенчества (обусловленная любовь). Ребёнок может вообще не приниматься родителями. Он им безразличен и может даже отвергаться ими (например, семья алкоголиков).

Можно ли назвать хорошими тех родителей, которые никогда не сомневаются, всегда уверены в своей правоте? Можно ли назвать хорошими тех родителей, которые пребывают в постоянных тревожных сомнениях, теряются при столкновении с чем-то новым в поведении ребёнка? И повышенная родительская уверенность, и излишняя тревожность не содействуют успешному родительству.

Будущие родители задумываются о том, как лучше сформулировать для самих себя цели работы по воспитанию своего ребёнка. Цель и мотив воспитания ребёнка – это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям жизнь этого ребёнка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание.

Связь воспитания с другими видами деятельности, подчинение воспитания тем или иным мотивам, а так же место воспитания в целостной личности человека – всё это и придаёт воспитанию каждого родителя особый, неповторимый, индивидуальный характер.

В педагогической деятельности абсолютной нормы не существует. В родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи,

поражения. Воспитание в семье – это та же жизнь. Отношения с ребёнком, так же как и с каждым человеком, глубоко индивидуальны и неповторимы. Например, если родители во всём совершенны, знают правильный ответ на любой вопрос, то в этом случае они вряд смогут осуществить самую главную родительскую задачу – воспитать в ребёнке потребность к самостоятельному поиску, к познанию нового.

В каждой семье объективно складывается определённая система воспитания. Под системой воспитания понимаются цели воспитания, формулировка его задач, более или менее целенаправленное применение методов и приёмов воспитания, учёт того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребёнка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и соперничество. Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении одними членами семейства инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребёнка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой « невмешательства ». Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, её организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребёнка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.

Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Родительская любовь – источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья.

Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребёнка уверенности в том, что его любят и о нём заботятся. Самая естественная и самая

необходимая из всех обязанностей родителей – это относиться к ребёнку в любом возрасте любовно и внимательно. Глубокий постоянный психологический контакт с ребёнком – это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребёнка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу. Основа для сохранения контакта – искренняя заинтересованность во всём, что происходит в жизни ребёнка.

Когда говорится о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, имеется в виду некий диалог, взаимодействие ребёнка и взрослого друг с другом. Как строить педагогический диалог? Главное в установлении диалога – это совместное устремление к общим целям, совместное видение ситуаций, общность в направлении совместных действий. Первостепенное значение имеет сам факт совместной направленности к разрешению проблем. Ребёнок всегда должен понимать, какими целями руководствуется родитель в общении с ним. Ребёнок, даже в самом малом возрасте, должен становиться не объектом воспитательных воздействий, а союзником в общей семейной жизни. Когда ребёнок участвует в общей жизни семьи, разделяя все её цели и планы, наступает подлинный диалог. Ещё важно соблюсти равенство позиций – то есть признание активной роли ребёнка в процессе воспитания. Человек – всегда активный субъект воспитания. Равенство позиций в диалоге состоит в необходимости для родителей постоянно учиться видеть мир в самых разных формах глазами своих детей.

Помимо диалога для внушения ребёнку ощущения родительской любви необходимо выполнять ещё одно чрезвычайно важное правило. На психологическом языке эта сторона общения между детьми и родителями называется принятием ребёнка. Под принятием ребёнка понимается признание права ребёнка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на родителей. Необходимо выработать для себя правило не оценивать негативно самого ребёнка, а подвергать критике только неверно осуществлённое действие или ошибочный, необдуманный поступок.

4.Основы организации сотрудничества школы и семьи. Общение учителя с родителями.

Одна из значимых профессиональных обязанностей учителя – это организация такого сотрудничества с родителями учащихся, чтобы оно дополняло его педагогические действия, составляя специфическую сферу родительского влияния. В систему отношений «учитель – родители учащихся» учитель вовлекается объективной необходимостью и самими условиями осуществления педагогического процесса. Эта система отношений способна функционировать и без непосредственного контакта её участников, потому что их связывает ученик как объект взаимного влияния. Отношения «учитель – родители учащихся» являют собой значимый педагогический фактор, который оказывает большое воздействие на нравственную жизнь учащихся.

Противоречия между учителем и родителями учащихся возникают по разным причинам. В их числе разобщённость интересов; большое число обязанностей, которые предъявляются сторонами друг к другу; различие типов отношений к ребёнку; различный уровень педагогической квалификации. Непомерно большое количество обязанностей, которые предъявляются сторонами в самой общей форме без учёта возможностей и обстановки, в силу их невыполнимости на практике ведут к непониманию, неблагодарности, досаде. С другой стороны, повышенный уровень требований свидетельствует об особом статусе учителя, высоком уровне ожиданий от него.

Различие типов отношений к ребёнку вытекает из различия институтов школы и семьи – они представляют собой разные социально-психологические группы с многообразными функциями и отношениями. Представители различных групп начинают взаимодействовать между собой, сохраняя в отношении ученика установившиеся и привычные связи и стереотипы. Эти противоречия усиливаются в том случае, когда учитель – формалист и рассматривает свою деятельность как службу, устанавливая с учащимися лишь деловые отношения. Родители и близкие же проявляют человеческий подход к ребёнку, внимание и забота о нём – это нравственная потребность. Родители учащихся не могут соглашаться с сухим отношением учителя к ученику, учителю же эти претензии и переживания родителей покажутся чрезмерными. Из-за разной природы подхода к учащимся может возникнуть недовольство сторон, если учитель не сумеет

понять и учесть в своей деятельности переживания и опасения родителей за судьбу своего ребёнка. Иному учителю бывает сложно встать на место родителей и осознать, что приглашение в школу может вызвать в семье целый переполох, волнение родителей. Иногда противоречия подобного рода возникают из-за различной информированности о ребёнке: родителям более известна жизнь их ребёнка вне школы, учителю же более известна школьная успеваемость, поведение на уроках и в школе вообще.

Разный уровень педагогической подготовки родителей и учителя также может вызвать противоречия. Разный уровень компетентности в понимании целей, задач и методов воспитания и обучения порождает расхождение во взглядах, создаёт у учителя неоправданное стремление доминировать в вопросах обучения и воспитания, неуважительно относиться к мнению другой стороны, что затрудняет контакты и изначальную необходимость в сотрудничестве.

Причины противоречий между учителем и родителями учащихся, способные помешать установлению педагогически целесообразных контактов, содержат факторы, которые часто могут быть смягчены.

Выделение в семейной педагогике аспекта отношений «родители учащихся - учитель» исходит из того, что семья является бесспорно важнейшим источником формирования нравственных позиций ребёнка, закрепление его нравственно-психологических установок. В семье у ребёнка формируются начальные представления о цели и смысле жизни, ценностные ориентации, нравственные и социальные потребности. Поэтому учитель должен знать, какие нравственные представления сформированы у ребёнка, в каких условиях происходило это формирование.

Характер взаимоотношений родителей и учителей нельзя представлять как полное взаимопонимание и бесконфликтное содружество, несмотря на общность их целей и задач. Педагогу важно наладить контакт с родителями учащихся, сделать их союзниками в деле воспитания. В оптимальном варианте педагог должен стать частью семейной микросреды, а родители ученика – частью его школьной микросреды.

5.Школа и её влияние на формирование личности ребёнка.

Семья и школа выступают теми сферами жизнедеятельности детей, подростков, молодёжи, в которых должна формироваться подлинная человеческая культура и, в частности, культура межличностного общения, пронизанная идеями любви к людям, их уважением. Задача обеспечения сотрудничества школы и семьи приобретает глобальное значение. Эта задача приобретает особую актуальность, если учесть, что некоторые семьи полностью отстранились от воспитания детей, а другие, сохраняя за собой эту функцию, с заметной долей недоверия относятся к школе.

По мнению педагогов наиболее распространёнными проблемами в отношениях семьи, школы являются (в порядке значимости):

    Безразличие к образованию детей и нежелание участвовать в школьных делах;

    Чрезмерная занятость родителей материальными заботами, ведущая к сокращению времени внимания к воспитанию детей;

    Низкий уровень доверия и даже негативное отношение к школьному воспитанию;

    Низкий образовательный уровень родителей, как следствие, снижение культурных потребностей (в частности, в образовании) у них и у детей.

В процессе коллективной творческой деятельности достаточно корректно и естественно осуществляется педагогическое воздействие школы на семьи учащихся – непосредственное или опосредованное, через воспитанников и общественное мнение. Изучение особенностей воспитательного потенциала семей, оказание им квалифицированной психолого – педагогической помощи – на этой основе идёт их сближение. Совместная работа школы и семьи по формированию культуры межличностного общения, пронизанной идеями гуманизма, должна составить органическую часть их сотрудничества.

В школе дети приобретают жизненные опыт и знания, которые в большей части не вписываются во взаимодействии процесса обучения, оказываются не всегда пригодными для взаимодействия в группе. Часто полученные знания, опыт реальной жизни оказываются недостаточными для взаимодействия с окружающим миром. Формирование человека как личности требует от школы постоянного и сознательно организуемого

совершенствования системы воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм.

Следовательно, важно так строить педагогический процесс, чтобы воспитатель руководил деятельностью ребёнка, организуя его активное самовоспитание путём совершения самостоятельных и ответственных поступков. Педагог – воспитатель может и обязан помочь растущему человеку пройти этот – всегда уникальный и самостоятельный – путь морально – нравственного и социального развития.

Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально – психологическом, так и в физиологическом плане. Это не только новые условия жизни и деятельности человека – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряжённый период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач,не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

К чертам личности, которые формируются в процессе воспитания именно в стенах школы, можно отнести:

    Ответственность и чувство внутренней свободы, чувство собственного достоинства (самоуважение) и уважение к другим;

    Честность и совестливость; готовность к социальному необходимому труду и стремление к нему; критичность и убеждённость;

    Наличие твёрдых, не подлежащих пересмотру идеалов; доброта и строгость;

    Инициативность и дисциплинированность; желание и (умение) понимать других людей и требовательность к себе и другим;

    Способность размышлять, взвешивать и воля; готовность действовать, смелость.

Заключение.

Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребёнка и преодолеть типичные ошибки семейного воспитания, необходимо помнить общие внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

    Принимать активное участие в жизни семьи;

    Всегда находить время, чтобы поговорить с ребёнком;

    Интересоваться проблемами ребёнка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;

    Не оказывать на ребёнка нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;

    Иметь представления о различных этапах в жизни ребёнка;

    Уважать право ребёнка на собственное мнение;

    Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребёнку как к равноправному партнёру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;

    С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

В ходе работы я особо отметила, какие ошибки в воспитании могут допустить родители и как они могут повлиять на личность ребёнка, его дальнейшее развитие, формирование потребностей и как он будет дальше идти с этими качествами по жизни.

Список литературы

    Гаврилова Е.Б. «Психология семьи. Вопросы психологии» – М. Мир, 2002

    «Личность, семья, школа (проблемы социализации учащихся)» / Под ред. С.Г. Вершиловского) – Спб.: Просвещение, 2006

    С.В.Ковалёв «Психология современной семьи», М, 1988

    Л.А.Кулик, Н.И.Берестов «Семейное воспитание» М, 1990

    В.И.Нефёдов, Ю.Ю.Щербань «Искусство воспитания в семье» Минск, 1971

    Пашин В.С. «Человек и его потребности: учебное пособие» – Спб.: Академия ГА, 2002

    В.Писаренко, И.Писаренко «Педагогическая этика» Минск, 1986

    «Популярная психология для родителей» А.А.Бодалева, М, 1988

    «Психология и педагогика» А.А.Радугина. М, 1997

    К.Флейк-Хобсон, Б.Робинсон, П.Скин «Развитие ребёнка и его отношений с окружающими», М, 1993Киев, 1988

    И.Чернокозов «Профессиональная этика учителя»

    Шиловская Е.Е. «Человек и его потребности» – М.: Альфа-М, 2008



Рассказать друзьям