Проекты продуктивной деятельности дошкольное воспитание. Продуктивная деятельность как средство творческого развития дошкольника

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Дошкольникам доставляет удовольствие делать поделки, игрушки своими руками. И хотя выполнение поделок часто сопряжено со сложностями, в преодолении трудностей ребенок получает эмоциональное удовлетворение. Эмоционально-положительное отношение к деятельности многие исследователи считают условием формирования художественно-творческих способностей. Кроме этого у детей развивается произвольность, волевые качества, усидчивость. Ручной труд воздействует на развитие мелкой моторики, речи и таких психических процессов ребенка, как внимание, память, мышление, воображение, а, следовательно, на развитие интеллекта в целом. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в процессе занятий ручным трудом формируются все компоненты психологической готовности к школе, и поэтому данный вид деятельности очень актуален для подготовки детей к обучению. Исходя из этого, я разработала рабочую программу кружковой работы по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники продуктивной деятельности. Новизна этой программы заключается в том, что она направлена на расширение базового компонента образования через интеграцию различных видов продуктивной деятельности.

Цель моей работы - овладение детьми умениями и навыками работы с природным и искусственным материалами, техниками квиллинг и бисероплетение для самостоятельного и творческого создания композиций, формирование художественного мышления и эмоциональной отзывчивости к прекрасному.

Поэтому важными задачами для меня являются:

1.) Формировать технические умения и навыки работы с различными материалами: природные материалы (листья, шишки, ветки, солома, камушки, ракушки и др.) и искусственные материалы (бумага, картон, ткани, проволока, бисер и др.) и инструментами;

2.) Формировать навыки учебной деятельности:

Умение работать со схемами, ориентироваться в пространственных отношениях;

Умение действовать по словесной инструкции;

Умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи;

Умение контролировать собственные действия;

3.) Развивать у детей:

Умения создавать композиции;

Творческих способностей, наглядно-образного мышления, внимания, памяти;

Мелкой моторики рук;

Произвольности, усидчивости, целеустремленности;

4.) Воспитывать:

Эстетический вкус, аккуратность при работе с различными материалами;

Интерес к творческой, художественной деятельности.

5.) Закреплять знания о правилах техники безопасности при работе с ножницами и другими опасными предметами.

Для этого я выделила следующие этапы работы:

Обдумывание;

Подготовка к занятиям с детьми, чтобы у детей не возникли технические проблемы;

Непосредственное изготовление изделия детьми.

В основе такого методического подхода положена идея – ребенок должен самостоятельно создавать нечто свое, новое, используя приобретенные навыки и умения.

Занятия я провожу в мини группах одновременно работающих детей, состав которых может меняться. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил. Дни образовательной деятельности кружка я выбираю в зависимости от интенсивности нагрузки на детей. При реализации творческого замысла количество занятий для каждого ребенка регулируется индивидуально.

Именно такая гибкая форма организации детского труда в образовательной деятельности позволила мне учитывать индивидуальные особенности детей, их желания, состояние здоровья, уровень овладения определенными навыками, нахождение на определенном этапе реализации творческого замысла и другие возможные факторы.

Кроме развития мелкой моторики, творческих способностей, формирования технических умений и навыков в работе, я отметила положительную динамику во взаимоотношениях между детьми. Они учатся помогать друг другу, дарить подарки, сделанные своими руками. Это доставляет им большую радость. Есть известное педагогическое правило: хочешь, чтобы ребенок чему-то научился, обеспечь ему первый успех. Если ребенок почувствует успех, то будет стараться еще больше. Поэтому в моей работе был соблюден принцип от простейшего к более сложному. Благодаря этому, дети находились в ситуации успеха, уверенности в своих силах. С охотой и желанием приступали к выполнению новых работ.

Я регулярно представляю вниманию детей и родителей выставку детских работ, выполненных в нетрадиционных техниках продуктивной деятельности – это квиллинг, бисероплетение, аппликация из бросового материала, рисование витражными красками по стеклу, аппликация из ткани и многое другое. Практически всю работу дети выполняют самостоятельно. Полученный при этом результат всегда эстетически и эмоционально их радует. Но при этом ребенку не просто заниматься целенаправленной продуктивной деятельностью, тем более доводить ее до конца.

В заключение хочется отметить, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики у детей через различные виды, в том числе и нетрадиционные, продуктивной деятельности дает позитивный результат: дети все более уверенно работают в знакомых техниках, более точно производят движения пальцами рук, дети стали более сосредоточенными, внимательными, самостоятельными. Их работы приобрели осознанный, осмысленный и целенаправленный характер.

Разделы: Работа с дошкольниками

Детство – чуть ли не единственный отрезок человеческой жизни, где творчество становится универсальным и естественным способом существования человека. Показатель детского творчества – это самостоятельное решение собственных возможностей в освоении мира. Это сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности.

Специфика бытия человека такова, что в основе его развития лежит саморазвитие, в основе воспитания - самовоспитание, в основе сознания - самосознание. И все эти "само", конечно, немыслимы без творческой активности, которая развивает чувства детей. Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Творческая деятельность способствует более оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, таких, как память, мышление, восприятие, внимание. Последние, в свою очередь, определяют успешность учебы ребенка. Всем известно, что одна из наиболее сложных форм школьного обучения – это написание сочинений по литературе. Ребёнок не изобретает языковых и нравственных норм, научных понятий и приёмов труда, не создаёт ничего нового. Всё это коллективно выработанное наследие культуры существует ещё до ребёнка и является "новым" лишь для него. Однако освоить созданное человечеством он может только усилием и трудом собственной мысли, собственного воображения. Ребёнку предстоит, как бы приоткрыть то, что уже вписано в орбиту общественного опыта людей, воспроизвести некоторые существенные черты их творческого поиска, который в итоге привёл к созданию всей системы предметной культуры.

Наряду с конструктивными умениями (складывание, соединение, наложение и др.) формируется умение целенаправленно рассматривать и анализировать предметы, сравнивать их между собой, выделять в них общее и различное, делать умозаключения и обобщения, творчески мыслить. Анализ условий задачи, поставленной взрослым, поиск способов ее решения подводят ребят к выделению учебной цели, учат планировать и контролировать, т.е. организовывать свою деятельность.

Творчеству дошкольника свойственно неразрывное единство воображения и творческого мышления (с возрастом наблюдается известная дифференциация этих процессов). Эти функции обеспечивают ребенку новый, необычный взгляд на мир. Они способствуют развитию абстрактно-логической памяти и мышления, обогащают его индивидуальный жизненный опыт.

Проблема воображения в большинстве работ философов прошлого (И.Кант, Л.Фейербах, Г. Гегель и др.) рассматривается, прежде всего, с точки зрения его роли в процессе познания. При этом отмечается, что благодаря воображению у человека возникает “божественная” способность схватывать сначала целое, а затем его составляющие (И. Кант). Э.В. Ильенков рассматривает воображение как универсальную функцию, присущую человеку всегда и проявляющуюся в разных видах деятельности независимо от того, на каком содержании оно было сформировано. В.В. Давыдов, развивая эту мысль, указывает на то, что перенесенное свойство выступает как некая главенствующая часть, влияющая на изменение других частей, что собственно и позволяет получить новые целостности. Процесс воображения носит глубоко личностный характер, и его результатом является формирование особой внутренней позиции (Е.Е. Кравцова), умение видеть “глазами другого человека” (Э.В.Ильенков) и возникновение личностных новообразований: стремление изменить наличную ситуацию, умение находить новое в известном, игровое отношение к действительности (Н.Н.Палагина). Чем выше уровень воображения, тем выше уровень творчества.

Воображение обеспечивает следующую деятельность ребенка:

  • построение образа конечного результата его деятельности;
  • создание программы поведения в ситуации неопределенности;
  • создание образов, заменяющих деятельность;
  • создание образов описываемых объектов.

Все эти функции невозможно выполнить без активизации, наряду с воображением, мышления и памяти.

Дедуктивное мышление (дедукция), это процесс логического вывода, т.е. перехода по тем или иным правилам логики от некоторых данных предложений-посылок к их следствиям (заключениям), и подразумевается установление истинности или ложности заключений на основе логических связей.

Делая логические выводы, ребенок использует сложные системы, образующие связи, по которым течет его мысль. Примером такой связи может служить силлогизм (суждение), т.е. отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Это наборы утверждений (фактов) из которых делается заключение.

В силлогизме ребенок может высказать свое мнение о данном факте или предмете, определяет связи между фактами или предметами или/и свое отношение к какому-то явлению. В силлогизмах выражаются и чувства человека, его намерения: "Я люблю море", "Я хочу уехать в Петербург".

Дедуктивное рассуждение основано на логических связях, а индуктивное рассуждение основано на наблюдении и организации процесса продуктивного творческого мышления (эвристической деятельности), приводящее к уровню убежденности.

Логические связи, получаемые человеком в результате развития, становятся основой его продуктивного мышления, но ребенок не рождается с логическим чувством. Он должен научиться пользоваться логическими связями, используя не только свой личный опыт, а это совсем не легкий процесс. Мыслящий человек может рассуждать и решать логические задачи, не включая процесс решения в практическую деятельность. И наша задача развивать у ребенка необходимый уровень мыслительных процессов.

Ручной труд – это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда и отдыха). Такой труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности и на художественных занятиях в детском саду. “Способность понимать прекрасное умом и сердцем наиболее успешно развивается тогда, когда ребенок активно воссоздает художественные образы в своем воображении при восприятии произведений искусства, одновременно участвуя в доступных ему формах художественной деятельности” (А.В. Запорожец).

Правильно организованный ручной труд в детском саду и семье дает детям углубленные знания о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций, стимулирует желание трудиться и овладевать особенностями мастерства, приобщает к народному декоративному искусству, подготавливает ребенка к последующему обучению в школе. Следовательно, есть все основания рассматривать данную деятельность, как важный элемент гармоничного развития детей. Ручной труд открывает перед детьми широкие перспективы созидания. Его содержание тесно примыкает к конструированию.

Главными условиями творческого конструирования являются:

  • использование разной техники, начиная с более простых ее видов (сминание, скручивание, разрывание);
  • формирование обобщенных способов конструирования в процессе овладения более сложной техникой (оригами, киригами, объемная скульптура и др.).

В целях реализации последнего, прежде всего, необходимо помочь детям выделить способ конструирования из практического процесса создания конкретной поделки.

Для этого сначала отрабатывают сам способ конструирования вне конкретной задачи, а затем демонстрируют этот способ как основу изготовления целого ряда разных поделок. Далее детям дают возможность самостоятельно применять усвоенные способы конструирования для получения новых поделок. Благодаря этому дети способны к самостоятельному конструированию с использованием даже сложных видов техники.

Данная деятельность развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность взяться за нее, справиться с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше. В процессе труда дети знакомятся с простейшими приспособлениями, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда.

Своевременное обучение умениям вносит значительные изменения в характер творческой деятельности. Владея навыками, дети успешнее претворяют свои замыслы в жизнь. Им становятся посильными более высокие требования: самим придумать, как следует выполнить красиво работу, какому материалу отдать предпочтение в соответствии с назначением вещи. В работе с детьми необходимо предоставлять им возможность осуществлять свой замысел, проявлять творчество.

Источником замысла детей, является, с одной стороны, окружающая жизнь, где они черпают содержание для своих работ, с другой – развивающая игра, в ходе которой возникает необходимость изготовления поделок и художественных работ.

Любая эстетическая деятельность направлена на развитие у ребенка таких художественных способностей, как чувство формы, цвета и композиции.С незапамятных времен создавались и передавались из поколения в поколение игрушки и поделки, развивающие воображение детей. Особая ценность художественно-декоративной деятельности – в том, что используются разные материалы, которые по-разному сочетаются. Причем надо выбрать те материалы, которые наилучшим образом подходят к воплощению замысла.

Все это пробуждает инициативу детей, побуждает к самостоятельным действиям, придает им поисковый характер.

Своеобразие художественного образа создаваемого дошкольником, сам процесс его зарождения и воплощения обусловлены особенностями психического и личностного развития ребенка-дошкольника.

В первую очередь это особенности основных психических процессов, реализующих, творческий процесс. Особого внимания заслуживает анализ воображения. Это связано с тем, что воображение – основа творческой деятельности, а творчество – один из существенных показателей развития личности, одна из существенных ее характеристик.

В то же время воображение – основное психическое новообразование дошкольного детства. Этот возрастной период сенситивен для его развития. Следовательно, одна из главных наших задач – создать благоприятные условия для его развития в контексте разных видов деятельности и в первую очередь в тех, которые по сути своей основаны на этом психическом процессе, не могут без него существовать. Значит, именно в них идет и наиболее интенсивное его развитие (игра, художественная деятельность).

Работа с ребенком – это процесс, который требует осторожности и деликатности. Как утверждает В.Оклендер, “художественное творчество – это мощное средство самовыражения, которое помогает осуществить самоиндетификацию и обеспечивает путь для проявления чувств”. Ребенок в большей степени живет чувствами: он приходит в восхищение от нового осознания запаха и звука, света и цвета, вкуса и ощущения от прикосновения Он наслаждается чувствами и преуспевает в этом. Н.Басина, О.Суслова считают, что “природа ребенка и природа искусства во многом родственны, в первую очередь – чувственным аспектом познания.

Опираясь на “Программу воспитания и обучения в детском саду” под редакцией М.А.Васильевой, а также систему обучения А.Н. Малышевой “Работа с тканью”, А. А. Грибовской “Коллективное творчество дошкольников”, методику Е. К. Брыкиной “Творчество детей в работе с различными материалами”, пособиями Н.Г. Пищиковой “Работа с бумагой в нетрадиционной технике”, Г. Н. Давыдовой “Бумагопластика”, Н. А. Смотровой “Нитяные игрушки”, Н. Крупенской, “Поделки из помпончиков”, Ольги Вешкиной “Декупаж”,

Махмутовой Х. “Декупаж из салфеток”, я осуществляю обучение и воспитание не с передачи готовых знаний, умений и навыков, а с создания условий происхождения человеческих способностей, т.е. с постановки тех проблемных задач, в процессе решений которых эти способности формируются, а эти “ЗУНы” усваиваются. Занимаясь развитием художественного творчества и развитием способностей у детей, считаю, что различные виды продуктивной деятельности, в частности, ручной труд влияет на развитие способностей к творческой деятельности.

Поэтому я выделила основные цели своей работы:

  • развитие эстетического восприятия художественного вкуса;
  • развитие художественно-творческих способностей и творчества детей;
  • обучение детей приемам и способам выполнения работ из бумаги и ткани;
  • развитие воображения, мышления и творческой деятельности.

Формируя у детей трудолюбие, учу их ставить цель, находить пути для ее достижения, получать результат, соответствующей цели. При этом учитываю особенности трудовой деятельности дошкольников, стремление ребенка сделать что-то самостоятельно, развиваю такие качества личности, как активность, самостоятельность, целеустремленность, инициативу. В процессе работы внимание детей направляю на логическую последовательность действий, которая приводит к лучшему результату.

В процессе выполнения коллективных работ осуществляю нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываю следующие умения :

  • договариваться о совместной работе, ее содержании;
  • работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;
  • планировать свою работу, определять ее последовательность, содержание, композицию, дополнения;
  • радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.

Все коллективные работы имеют целевое назначение. Подвожу детей к тому, чтобы вместе создать картину, украсить группу, выполнить панно для досуга, декорации к играм, книжку-ширму, иллюстрировать сказки, стихотворения, что будет являться конечным результатом творческой работы. Во время выполнения работы учу детей общаться друг с другом и с взрослым.

Поэтому моя цель – помочь ребенку обрести личностную свободу и научить владеть языком искусства как средством чувственной и духовной ориентации в окружающем мире природы и человеческой культуры. Неотъемлемой частью в работе являются создание у ребенка ощущения собственной значимости, активизация его общения с внешним миром, развитие чувственного восприятия и умения использовать свой интеллект.

Чтобы легко учиться, чтобы на высоком уровне определить форму предмета, объем, размер, у ребенка должны быть не только хорошо развиты окологлазные мышцы, позволяющие двигаться глазам, мышцы шеи, помогающие ей быть неподвижной или по желанию поворачиваться в разные стороны, но и скоординированные движения мышц обеих рук.

Поэтому, чтобы познакомить детей с каким-то предметом, предлагаю его изучить: трогать руками, сжимать, гладить, т.е. совершать какие-то действия, которые называются моторными.

В работе с детьми я использую эффективные методы и приемы:

  • объяснительно-иллюстративный метод;
  • репродуктивный и эвристический;
  • исследовательский метод;
  • практический и игровой;
  • метод молчаливого созерцания;
  • метод формирования сознания, поведения и чувств;
  • метод самостоятельной работы детей по осмыслению и усвоению нового материала.

А также использую общие способы стимулирования творческой активности:

  • обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со своей стороны, отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка способствуют свободному проявлению многоаспектного мышления;
  • обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности;
  • поощрение высказывания оригинальных идей;
  • обеспечение возможностей для упражнения и практики;
  • использование личного примера творческого подхода к решению проблем;
  • предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

Строя свою работу я определила те профессиональные критерии, которым должна руководствоваться:

  • компетентность;
  • умение владеть способами личностно-ориентированного взаимодействия с детьми;
  • использование воспитательно-образовательной программы с учетом индивидуальных особенностей и уровня развития детей;
  • способность рационально использовать педагогическую среду и конечно я должна обладать техническими умениями и навыками выполнения художественных работ.

Учитывая обновление содержания работы, новые концепции образования и воспитания в дошкольном детстве по ручному труду я разработала этапы деятельности, с детьми начиная с 4-х летнего возраста:

1 год, 1 раздел “Работа с бумагой” (средняя группа)

Дети знакомятся с разными видами бумаги, способом и техникой выполнения работ, конструирование из бумаги.

2 год, 1 раздел “Работа с бумагой” (старшая группа)

Дети знакомятся с новыми техниками обработки бумаги - бумагокручение, бумагопластика.

2 год, 2 раздел “Работа с тканью” (старшая группа)

Дети знакомятся с видами и свойствами ткани, ее обработкой, аппликация из ткани.

3 год, 1 раздел “Работа с бумагой” (подготовительная группа)

Дети знакомятся с новыми техниками обработки бумаги – квиллинг, декупаж.

3 год, 2 раздел “Работа с тканью” (подготовительная группа)

Дети продолжают работать с текстильными материалами (ткань разных видов, кружева, ленты, шнуры и другие вспомогательные материалы).

Организованную деятельность с детьми осуществляю 1 раз в неделю на занятиях по ручному труду, которые провожу по подгруппам.

Помимо организованной деятельности осуществляю и совместную деятельность, а также викторины, конкурсы, выставки, кружковая работа и т.д.

Разработала методическое обеспечение для работы с детьми:

  • тематический план занятий по ручному труду детей 4-7 лет;
  • тематический план игр и упражнений по развитию способностей детей 4–7 лет;
  • тематический план игр и упражнений по развитию мелкой моторики для детей 4–7 лет;
  • тематический план работы кружка “Путешествие в страну Рукоделия”;
  • тематический план работы с родителями;
  • методические рекомендации.

Данная работа очень интересна для детей. Она способствует овладению взаимосвязными способами преобразующей деятельности, а так же становлению продуктивно-мыслящей личности ребенка. В процессе художественно-творческой деятельности решаются основные задачи и усваиваются новые умения и навыки, которые в дальнейшем дети смогут применить в своих творческих работах.

Список используемой литературы:

  1. Афонькин С.Ю. Рузина М.С. “Страна пальчиковых игр”. С-Петербург “Кристалл”, 1997 г.
  2. Брыкина Е.К. “Творчество детей в работе с различными материалами” Педагогическое общество России М., 2002 г.

Консультация для педагогов: «Творческое развитие дошкольников в процессе освоения нетрадиционных техник в продуктивной деятельности»

«…Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В.А. Сухомлинский.

Внедрение Стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) - это веление времени. Сейчас жизнь ставит перед людьми новые задачи, требуя от каждого из нас коммуникабельности, гибкости мышления, творческого отношения ко всему, умения находить решение в любых ситуациях.

Творчество в широком смысле слова - это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого на основе имеющихся знаний или информации. Говоря в контексте детского развития, это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Результат деятельности детей, как правило, не отличается объективной новизной, имеющей значение для развития науки, культуры или производства. Продукты детского творчества играют огромную роль для развития личности самого ребёнка.

Педагоги, говоря о детском творчестве, выделяют его специфические особенности:

Новизна открытий детей субъективна;

Процесс создания продукта иногда доставляет ребёнку большее удовольствие, чем сам результат;

Осмысленным действиям с материалом предшествует спонтанное экспериментирование, порой кажущееся бессмысленным, но часто приводящее к положительным результатам.

Указанные выше особенности детского творчества демонстрируют определённую степень несовершенства психических процессов детей, что вполне естественно в их возрасте. Тем не менее, психолого-педагогическую практику необходимо строить с опорой именно на эти особенности. Только при таком подходе можно добиться успеха в формировании и развитии у детей творчества в период дошкольного детства.

Разрабатывая основную образовательную программу ДОУ, используют как примерные образовательные программы «Радуга», «От рождения до школы» …, так и парциальные программы. Анализируя содержание примерных образовательных программ, выясняется, что для развития творческих способностей детей дошкольного возраста авторы используют традиционные способы и техники изобразительной деятельности. Но на современном этапе развития дошкольной педагогики проблему детского творчества невозможно рассматривать используя только традиционные техники.

Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя». Можно действовать, чем хочешь и как захочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребенка, о том, что его радует, что огорчает.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:

· развивает уверенность в своих силах;

· способствует снятию детских страхов;

· развивает пространственное мышление;

· учит детей свободно выражать свой замысел;

· побуждает детей к творческим поискам и решениям;

· учит детей работать с разнообразным материалом;

· развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;

· развивает чувство фактурности и объёмности;

· развивает мелкую моторику рук;

· развивает творческие способности, воображение и полет фантазии.

Существует много техник нетрадиционного изображения в рисовании, в лепке, в аппликации и ручном труд, это печать пробками, рисование свечами, волшебные веревочки, кляксография, пластилинография, скатывание бумаги и другие. Их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строится с учетом специфики и возраста детей. Дети смело берутся за художественные материалы и их не пугает многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

  • игра, которая является основным видом деятельности детей;
  • сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
  • просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
  • музыкальное сопровождение и т.д.

Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения, применяя ИКТ.

Воспитателю, работающему в дошкольном учреждении в своей работе необходимо придерживаться основных правил использования нетрадиционных техник. Так, ребенок должен иметь право, возможность самостоятельно выбирать изобразительный материал: цветные и простые карандаши, акварель, гуашь, пастель, тушь, уголь, сангину, цветные мелки, восковые свечи, пластилин, глина, ракушки, клей, гуашь в тюбиках, различный бросовый материал, бумагу разной фактуры и цвета. Весь этот материал должен находиться в доступном для ребенка месте, во время всего пребывания его в саду, если это невозможно, то во время организации непосредственной образовательной деятельности - обязательно. Выбор материала, на котором будет нанесено изображение, должен принадлежать ребенку, доступ к различному материалу должен быть свободен.

Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми во время непосредственной образовательной деятельности. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться. Т.С. Комарова указывает: «Однако внести разнообразие во все моменты работы и в свободную детскую деятельность, придумывать множество вариантов занятий по темам воспитателям зачастую трудно. Рисование, лепка, аппликация как виды художественно-творческой деятельности не терпят шаблона, стереотипности, раз и навсегда установленных правил, а между тем на практике мы часто сталкиваемся именно с таким положением («Дерево рисуется снизу вверх, потому что оно так растет, а домик вот так» и т.п.)».

Чтобы у детей не создавалось шаблона (рисовать только на альбомном листе), листы бумаги могут быть разной формы: в форме круга (тарелочка, блюдце, салфеточка), квадрата (платочек, коробочка). Постепенно малыш начинает понимать, что для рисунка и поделки можно выбрать любой листок: это определяется тем, что предстоит изображать.

Разнообразить нужно и цвет, и фактуру бумаги, поскольку это также влияет на выразительность рисунков, аппликации и ставит детей перед необходимостью подбирать материалы для работы, продумывать колорит будущего творения, а не ждать готового решения. Больше разнообразия следует вносить и в организацию непосредственной образовательной деятельности: дети могут рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, сидя за отдельными столами (мольбертами), за сдвинутыми вместе столами по два и более; сидеть или работать, стоя у столов, расположенных в один ряд, у мольбертов и т.д. Важно, чтобы организация соответствовала его содержанию, чтобы детям было удобно работать. Важна возможность интеграции разных видов деятельности создания интересного образа, возможно сочетание изобразительных техник и материалов.

Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования, и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно-методических материалов, к сожалению не все научно обоснованны и требуют теоретической и экспериментальной проверки в конкретных условиях дошкольных образовательных учреждений.

Не забывайте, что свою работу вы должны стоить на следующих принципах:

От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.

Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей и задач обучения. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач; стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.

Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.

Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с воспитателями и другими педагогами дополнительного образования, с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом определенной темы и взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности.

Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.

Принцип доступности материала.

При использовании нетрадиционных видов продуктивной деятельности в реализации образовательной области «Художественно - эстетическое развитие», появляется возможность осуществлять интеграцию, решая задачи таких образовательных областей, как «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие» и «Речевое развитие».

На сегодняшний день задача чрезвычайной важности которая соответствует современным образовательным стандартам: создать необходимые условия для того, чтобы каждый ребенок, посещающий детский сад, на завершении первой ступени образования был не только здоровым и крепким человеком, но и - обязательно! - инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому виду деятельности.

Получается, что все должны стать творцами?

Да! Пусть одни в меньшей мере, другие - в большей, но обязательно все!

Нужно запомнить простое правило: «Бездарных детей нет, есть нераскрытые дети». А помочь раскрыть эти таланты, должны мы, взрослые!

Использованная литература:

1.Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.- М., 2008.

2.Рузакова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности.- Санкт-Петербург, 2007.

3.Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. - Санкт-Петербург, 2007.

4.Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. - М., 2004.

5.Дубровская Н.В. Аппликации из природных материалов. - М.,2010.

6.Румянцева Е. Аппликация «Простые поделки». - М.,2011.

На чтение 5 мин. Просмотров 26.5k.

Продуктивные виды деятельности детей дошкольного возраста

Продуктивная деятельность дошкольников верное направление в подготовке будущего первоклашки к обучению.

Формирование, развитие и становление детской личности – это одно из наиболее актуальных, важных и ответственных направлений деятельности специалистов, занимающихся в области педагогики и психологии ребенка. Одна из главных задач, которая должна постоянно выполняться в этом направлении – применение разнообразных стилей, форм и методов, в том числе и продуктивная деятельность.

Важное значение

Продуктивные виды деятельности детей играют одну из основных ролей в процессе всестороннего развития дошкольника. Наряду с игровым видом они составляют единый комплекс работы по дошкольному образованию, проводимый под руководством взрослых людей (педагогов, воспитателей). Результатом данной деятельности должен стать определенный продукт.

Многочисленные исследования, проведенные специалистами в разных концах планеты и с различными категориями детей, не достигших еще младшего школьного возраста, показали эффективность продуктивной деятельности среди этой возрастной группы детей.

Установлено благоприятное влияние на дошкольников в сфере развития графических навыков, а также выработке настойчивости и целеустремленности при овладении важными навыками.

Определение

Продуктивные виды деятельности детей — это тот или иной способ деятельности ребенка, цель которого получить продукт, имеющий конкретный набор качеств. В эту категорию входит:

  • разные способы собирания конструкций,
  • поделки из пластилина или специальной глины,
  • выполнение аппликационных работ, мозаики,
  • изготовление разных поделок,
  • более сложная работа – те или иные макеты.

Все продуктивные виды деятельности детей, перечисленные выше, выполняют ответственную функцию по развитию дошкольников. На этом основаны многие программы детских садов, разработанные для детей, не достигших школьного возраста. Направлена такая программа на их всестороннее развитие и воспитание.

Всестороннее развитие

Формирование данного вида деятельности детей происходит в детском саду под руководством опытных специалистов. В это время наиболее ярко проявляется связь между стремлением малышей создать тот или иной продукт и расширением их познавательных способностей, разных процессов и качеств, эмоциональной области, волевой сферы развития.

Происходит наиболее яркое и управляемое развитие свойств характера детей, становление их характера и индивидуальности.

Конкретные категории

Выработка художественно-эстетических качеств в процессе занятий по развитию ребенка, соответствует модулирующему типу продуктивной деятельности. Именно этот способ позволяет наилучшим образом дошкольнику отображать окружающую его действительность по своему собственному усмотрению.

И уже на основании сделанных выводов, полученная в итоге характеристика дает возможность самостоятельно формировать и создавать те или иные образы. Такой подход наилучшим образом влияет на развитие образного мышления детей, их умение применять воображение.

Совершенствовать у дошкольников эстетическое отношение ко всему их окружающему, — важная задача комплексного подхода к воспитательному процессу. Важность данной задачи переоценить трудно. Ведь только гармонично развивающаяся личность способна уметь видеть и чувствовать все, то прекрасное, что их окружает.

Немаловажная роль отведена данной методике развития детей и для достижения и формирования у дошкольников эстетических чувств.

Простое, казалось бы, занятие, — рисование. Однако именно такой способ занятий открывает перед воспитателями совершенно новые возможности для выработки собственного взгляда у малышей, развитии их эмоционально-эстетического отношения к окружающей действительности.

Продуктивная деятельность открывает для дошкольников как будто новый мир красоты, существующей на самом деле, находящийся постоянно рядом с нами. Происходит формирование тех или иных убеждений, определяет поведение ребенка.

Сложно переоценить важность правильного нравственного воспитания детей дошкольного возраста, осуществляемая посредством применения продуктивного метода. Такая связь формируется и осуществляется в процессе выполнения различного рода практических детских работ. Направлены они на закрепление полученных сведений из окружающего мира, и выработку таких качеств, как:

  • наблюдательность,
  • активность,
  • целеустремленность,
  • самостоятельность,
  • терпение, умение слушать и усваивать полученную информацию,
  • способность доводить все начатое до конца.

Продуктивный метод, заключающийся в процессе изображения, позволяет закрепить отношение к тому, что изображено. В этот момент ребенок особенно ярко переживает все те чувства, которые он испытал в процессе восприятия. Сама природа дарит нам широкую палитру цветов и красок, различных форм предметов, редкие и необычные природные явления.

Не остается в стороне и физическое развитие ребенка, и важную роль в этом процессе также играет испытанная продуктивная методика. Благодаря этому повышается уровень жизненного тонуса, улучшается настроение, общее состояние поведения и характера. Ребенок становится более подвижным, жизнерадостным, активным.

В процессе занятий вырабатывается правильная осанка, походка и другие важные физические качества маленького человечка. Кроме того, укрепляется мускулатура, улучшается общая координация движений.

Система работы с детьми старшего дошкольного возраста продуктивной деятельностью подробно описана Мариной Шекалиной.

Итог

Помимо перечисленных положительных факторов, есть еще много других, прогрессивных показателей правильного развития ребенка дошкольного возраста. А сама продуктивная деятельность является важной составной частью правильного, всестороннего обучения и воспитания дошкольников.

Благодаря, казалось бы, простым занятиям, — обучению рисованию и лепке, конструированию и созданию аппликаций, — происходит наиболее полная и гармоничная выработка положительных качеств в следующих направлениях:

  • умственное воспитание,
  • эстетическое развитие,
  • физическое укрепление организма,
  • нравственное и духовное становление личности.



Рассказать друзьям