Проблема психологического насилия в подростковой среде. Насилие, виды насилия в отношении подростков и их особенности

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Психологическое сопровождение учащихся подросткового возраста

Проблема психологического насилия в подростковой среде

«Будущее зависит не от технического прогресса, нет, оно во многом зависит от людей, их взаимопонимания и желания пойти навстречу друг другу».

Карл Роджерс

В современном мире проблема личной безопасности стоит крайне остро в связи с ростом агрессивных тенденций в обществе. Теоретическое и практическое изучение проблемы психологического насилия в подростковой среде показало, что данная проблема редко обсуждается подростками между собой в неформальной обстановке, на уровне школы, и даже в СМИ.

Открытый тематический информационный обмен между подростками, принадлежащими к разным молодежным субкультурам, социальным слоям общества, представителями психологического конфликта – «обидчиками» и «жертвами», практически не осуществляется.

Разработаны тренинги цели и задачи, которых известны только взрослым людям - педагогам, психологам, родителям и др. Участвуя в этих мероприятиях, подростки по-прежнему остаются объектами манипуляций других людей, пусть даже заинтересованных в их благополучии. Возможно, этим объясняется отсутствие у большинства детей навыков осознанного, самостоятельного решения своих проблем.

На этапе теоретического и практического осмысления проблемы были выявлены следующие противоречия:

1)Между тем, что данная проблема является значимой для подростков и тем, что они отстранены от ее осознанного обсуждения и поиска решений.

2) Противоречие между тем, что значительную часть детей волнует проблема психологического насилия в подростковой среде, и тем, что они по разным причинам не имеют возможности открыто обсуждать ее в диалоге со сверстниками.

Необходимость разрешения названных противоречий, а также современные тенденции подростковой среды, связанные с эгоцентризмом, тотальной информатизацией общества, повышением уровня меркантильности современной молодежи актуализируют внедрение в учебный процесс целенаправленной работы с подростками их родителями и педагогами по обсуждению темы психологического насилия в подростковой среде.

Часто дело усугубляется тем, что страх показаться слабым не позволяет подросткам рассказать о возникшей ситуации психологу, родителям, классному руководителю и тем более самим же сверстникам.

Существует много объективных причин недоверия подростками своих проблем кому–либо.

Приведем примеры высказываний самих учащихся.

Почему я не обратился бы к учителям…

«Чаще всего учителя воспринимают класс целиком, а не в отдельности каждого, поэтому вряд ли кто–то из учителей сможет объективно оценить ситуацию»;

«Любой учитель на уроке думает, прежде всего, о своем предмете, как лучше раскрыть тему, как поставить оценки, как охватить всех учеников опросом, поэтому он не будет тратить время на выяснение кто из учеников прав, а кто виноват»;

«Если рассказать просто любому учителю о конфликте в классе наверняка он отправит тебя к классному руководителю, или посоветует обратиться к психологу»;

«Я никогда не расскажу о своих неприятных ситуациях учителям, которые нас обучают, так как это мое личное»;

«Я не буду обращаться к учителям по причине того, что ситуация будет рассматриваться не с моей точки зрения, а с педагогической, вдруг я окажусь в числе виновных».

Почему я не обратился бы к администрации учебного заведения…

«Мне кажется, что у администрации есть другие более важные дела, чем решать межличностные конфликты»;

«Я не такой раскрепощенный, чтобы спокойно говорить о своих личных проблемах с директором школы»;

Почему я редко рассказываю о своих проблемах своим родителям..

«Мои родители слишком заняты, им не до меня»;

«Моих родителей интересует, прежде всего, моя успеваемость, а не мои взаимоотношения с одноклассниками»;

«Родители все равно не смогут ничем помочь, зачем их лишний раз расстраивать».

Я не всегда все могу рассказать сверстникам, скорее всего, что я вообще не буду делиться с ними своими проблемами…..

«Боюсь, вдруг меня не поймут», «Не хочу казаться слабым», «Нет доверия к одноклассникам», «Я вообще никому не доверяю, я такой сам по себе», «Надо учиться самому решать проблемные ситуации»;

«Для моих одноклассников главное – получить хорошие отметки, а что тебя волнует им не интересно»;

«Я могу рассказать о своем печальном опыте общения с агрессором только тому, кому доверяю, среди моих одноклассников таких нет»; «Я могу рассказать о своем конфликте, но мне надо быть уверенным в том, что меня не предадут» и т.д.

Я не всегда могу обратиться к психологу……

«Я боюсь вопросов, которые мне будет задавать психолог»;

«А вдруг психолог не правильно меня поймет»;

«Я бы обратилась к психологу, но не хочу, что бы кто-то об этом узнал, а то будут думать, что я псих»;

«Очень трудно обратиться к психологу первый раз, мучает вопрос «А что обо мне подумают?»;

«К психологу не хочу обращаться только по тому, что потом сам перестану решать свои проблемы, все время будет появляться желание рассказать кому-то, самое главное – буду надеяться, что кто-то за меня решит мои проблемы»

Как видно из высказываний учащихся дети остаются один на один со своей личной проблемной ситуацией или по причине недоверия к кому-либо, по причине страха, что информация выйдет за пределы (класса, образовательного учреждения), по причине неуверенности в себе, но чаще всего по причине предполагаемой оценки их личности.

Одной из причин закрытости многих подростков в ситуации психологического насилия (унижений, оскорблений, игнорирования как личности, превращения в «козла отпущения»), или просто межличностного конфликта, является ложное представление о свои собственных силах: «Сам справляюсь, не маленький!». В итоге, конфликтная ситуация, глубокие переживания, чувство обиды затягиваются на долгие месяцы, приводят к открытой конфронтации конфликтующих сторон, а не редко и смене учебного заведения.

Опыт практического психолога показывает, что, сталкиваясь с такой формой отношения к своей личности, как психологическое насилие подростки чаще всего испытывают:

Ухудшение самочувствия (физического и психологического)

Постоянную тревогу и раздражительность

Желание поскорее уйти домой и остаться одному

Неуверенность в себе

Полное бессилие

Сильное внутреннее напряжение, которое не дает спокойно учиться

Боль и страх

Ожидание, каких либо дальнейших действий, может быть даже физических

Сильную подавленность

Какую–то враждебность в себе (что тоже является страшным, так как подавленная агрессия в любой момент может вырваться наружу)

Последствиями насилия так же могут быть: нарушение сна, длительное сохраняющееся подавленное состояние; агрессивность; склонность к уединению; чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение; угрозы и попытки самоубийства; неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников; плохая успеваемость; низкая самооценка; нарушение аппетита и др

Особое неблагополучие в психологической сфере подростка является ощущение себя в фигуре изгоя, или аутсайдера. В большинстве случаев в роли отвергаемого оказывается человек, обладающий определенными особенностями, которые не находят одобрения у других членов группы. Однако, как показывает анализ практических наблюдений, такого рода особенности выступают не столько причиной, сколько поводом для отвержения. Подлинной причиной оказывается наличие «вакансий» изгоя в структуре группы. Если эта ниша кем – то занята, то другому - надо обладать сильно выраженными негативными особенностями, что бы заслужить отвержение. В своем составе группа может терпеть двух – трех изгоев. Как показывает практический анализ проблемы необходимость в группе таких членов, наделенных статусом изгоя, выступает своего рода козлом отпущения и необходима для самоутверждения остальных членов группы, для поддержания на достаточно высоком уровне их самооценки. Если эта ниша пустует, то члены группы оказываются лишены возможности выигрышного сравнения себя с кем – то менее достойным. Аутсайдер, обладающий выраженными негативными чертами, служит удобным оправданием для всех, кто так же не лишен этих черт. Своей явной или чаще всего искусственной акцентированной ущербностью он фокусирует на себе проекцию всего группового «негатива». С первых дней существования школьного класса детское сообщество стремится избрать в своем составе наиболее подходящие кандидатуры на ту или иную социальную роль и фактически насильно загоняет их в соответствующие ниши. На роль аутсайдеров сразу избираются дети с выраженными внешними, или другими недостатками. Первые же их промахи и неловкости ложатся на них несмываемым клеймом, с которым они обречены, жить долгие годы, выступая объектом насмешек и откровенной травли (холодное игнорирование как инструмент отвержения в детском сообществе). Ситуация отвержения выступает для ребенка источником психической травмы, а порой и провоцирует неадекватные формы компенсации.

Наиболее часто жертвами различного рода насилия, как со стороны взрослых, так и сверстников, становятся:

А.) Дети, воспитывающиеся в условиях жестких отношений в семье. Которые враждебно воспринимают мир и готовы быть жертвами насилия сильных и сами проявлять насилие к слабым.

Б.) Дети, воспитывающиеся в условиях безнадзорности, заброшенности, эмоционального отвержения. Дети, не получающие достаточного ухода, эмоционального тепла и часто имеющие отставание психофизического развития. Дети, имеющие психическую и физическую беспомощность, неразвитость эмоциональной сферы, неспособность оценить степень опасности и сопротивляться насилию, легко внушаемые.

В.) Дети, предоставленные улице.

Г.) Дети, которые воспитываются в обстановке беспрекословного подчинения, не умеющие сказать «Нет», с разрушенной внутренней границей, делающей их не способными сопротивляться насилию, боязливые и тревожные.

Д.) Дети, с психическими отклонениями неспособные адекватно оценить опасные ситуации.

Е.) Маленькие дети в силу их беспомощности.

Насилие – знак неравенства между людьми, властный компонент межличностных отношений. Притеснение, принуждение, злоупотребление властью часто неосознанно происходят в школьной среде, но это незаметное психологическое воздействие является причиной не только школьной дезадаптацией, но и уходом от контактов, самообвинением, отрицательным отношением к самому себе, аутоагрессии. Длительное эмоциональное напряжение порождает желание его ослабить, провоцирует поиск суррогатных выходов, уходов из среды, где ребенок подвергается насилию, в том числе психологическому.

По данным исследования (опроса большинства родителей и учеников школ города Казани) хорошая школа обладает признаками безопасности и заботой о детях и их здоровья. Отметим, что потребность в безопасности является базовой в иерархии потребностей сферы человека (А. Маслоу), без частичного удовлетворения которой невозможно достичь самореализации.

Исходя из полученных диагностических исследований, а так же теоретического анализа проблемы проектирование безопасной образовательной среды школы, прежде всего, должно исходить из принципа защиты личности каждого ученика через устранение насильственных действий между всеми участниками УВП.

Второй принципопара на духовно – нравственное воспитание.

Третий принцип – помощь со стороны взрослых людей с кем общается ребенок (подросток) в приобретении умений, дающих возможность компетентного выбора личностью своего жизненного пути, умения анализировать ситуацию и выбирать соответствующее поведение, не ущемляющее свободы и достоинства другого и способствующее саморазвитию личности, исключающее психологическое насилие.

Четвертый принцип – в современной образовательной среде необходимо создать климат доверия, в основе которого положено безоценочное принятие любого ребенка, при котором образовательная среда выступает как эффективное межличностное взаимодействие, способствующее развитию психологически здоровой личности.

С целью определения личности подростка, способной стать жертвой психологического насилия можно использовать следующую методику.

Методика проведения тестирования «Признаки и социально – психологические особенности личности, способной стать жертвой насилия»

А.) Прочитайте внимательно перечень предложенных характеристик

Б.) Выберите из предложенного списка те утверждения, которые, по вашему мнению, являются наиболее характерными признаками и социально – психологические особенности личности, способной стать жертвой насилия.

    Постоянная неуверенность в себе (действиях, поступках и др.)

    Подчинение своих собственных потребностей потребностям других людей, от которых зависит человек, безвольной податливостью их желаниям.

    Неспособность принимать решения без советов других людей.

    Готовность соглашаться с другими, из страха быть отвергнутым, даже при осознании, что они не правы.

    Легкая ранимость, податливость малейшей критике или неодобрению со стороны.

    Наличие комплексов «неполноценности».

    Несформированная в раннем детстве самостоятельность.

    Отсутствие инициативности, мобильности.

    Слабо развитые коммуникативные свойства личности.

    Избегание трудных ситуаций, требующих срочного принятия решений.

    Склонность личности к самопожертвованию.

    Низкая самооценка.

    Высокий уровень тревожности.

Тест 1.

Диагностическая плоскость №1.

Какое место самое главное и безопасное для ребенка на земле? Большинство людей наверняка ответят - родительский дом. Но так ли это? Слишком много фактов ставят это утверждение под сомнение. Неумолимая статистика утверждает: около 2 млн. детей в России ежегодно подвергается избиению в семье. Две тысячи детей, ставших жертвами семейного насилия, ежегодно заканчивают жизнь самоубийством. Более 50 тысяч несовершеннолетних, спасаясь от родителей, уходят из дома, пополняя ряды социальных сирот, наркоманов, преступников.

Эти данные страшны сами по себе. Но есть и другой аспект проблемы. Подростковый возраст - это время, когда у становящихся взрослыми детей закладываются главные принципы, из которых в будущем станет складываться их собственная практика социальных, в том числе и семейных отношений. Свои первые уроки социализации дети получают в семье. Взаимоотношения между взрослыми членами семейного круга становятся для них наглядным примером, из которого они выделяют, зачастую неосознанно, основные принципы организации собственной жизни. Какими будут эти принципы, зависит во многом от тех знаний, которые подросток вычленил из окружающего его взрослого мира, усвоил в процессе социализации, проверил практически на собственном опыте и - как результат - закрепил в строгие формы определенных стереотипов, аппелировать к которым он будет в дальнейшем. Та же статистика фиксирует постоянный рост преступности несовершеннолетних. 70% преступников, содержащихся сегодня в местах лишения свободы, первое преступление совершили в возрасте до 16 лет. По данным различных исследований от 60 до 75% подростков, находящихся в исправительно-трудовых учреждениях, выросли в семьях, где нормой выступала аморальность, жестокость и культ насилия в межличностных отношениях. Подростковая преступность была и остается острейшей социальной проблемой, и не решена в полной мере ни в одном обществе. Насилие - это усвоенная в процессе социализации модель поведения, что превращает его в настоящую эпидемию, распространяющуюся от одного поколения к другому.

Проблема семейного насилия в российском обществе имеет свои специфические особенности. В традиционной русской культуре понятия семейного насилия не существовало. Если муж бьет жену, значит...(!) он ее любит. Та же самая психологическая участь постигла и российских детей. Ведь испокон веков на Руси «за одного битого двух небитых дают». Вот и посейчас отцовский ремень считается во многих семьях лучшим "педагогом", и никто не возьмется определить ту грань, за которой наказание превращается в истязание. Жестокое обращение с детьми как социальная проблема осознается далеко не всегда. С одной стороны, россияне в большинстве своем негативно относятся к жестокому обращению с детьми. По данным опросов, почти 70% взрослых, ставших свидетелями физического насилия над ребенком, готовы вмешаться и остановить насилие (1.с.58). С другой стороны, представления о физическом насилии родителей по отношению к детям противоречивы. Опросы свидетельствуют о толерантности общественного мнения в отношении к телесному наказанию. В 2006 году в трех городах России (Ижевск, Самара, Саратов) группой российских исследователей был проведен уличный экспресс-опрос горожан (1783 человека, в том числе 842 родителя несовершеннолетних). Практически все (!) опрошенные родители полагают, что применение физических наказаний - это воспитательная мера. Почти половина родителей (45%) наказывают своих детей. Свыше 30% применяют телесные наказания, причем большинство используют достаточно жестокие меры: порку ремнем, избиение. Тех, кто воздействует на ребенка только вербальными способами, оказалось всего 14% (1. с.58). Реально картины насилия над детьми никто не знает, и статистики такой никто не ведет. Безусловно, органы внутренних дел фиксируют факты насилия над детьми, по вопиющим случаям работает прокуратура, но равнодушие людей, проходящих безучастно мимо детских слез, порой поражает.

При этом не следует забывать о том, что способы воспитания устойчиво транслируются из поколения в поколение. Усвоенные в детстве образцы родительского поведения в большинстве воспроизводятся по отношению к собственным детям. Опросы школьников в возрасте от 8 до 14 лет в различных городах России (Саратов, Ижевск, Самара, Казань) показывают, что 57% детей знают о том, что в семьях практикуется практика физического насилия. При этом каждый второй опрошенный школьник оправдывает (!) такое поведение взрослых. И даже сами жертвы - дети не воспринимают насилие в семье должным образом, особенно если речь идет не о побоях, а о ставших привычными родительских скандалах и унижениях. Только 16% юных респондентов готовы обратиться с жалобой в органы опеки и попечительства (1. с.59).

А ведь физическое насилие далеко не единственная форма жестокого обращения родителей с детьми. В руководстве по предотвращению насилия над детьми (1997) под редакцией М. Д. Асановой выделяется четыре основных типа насилия (2. с.123):

1. физическое насилие -- любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет;

2. сексуальное насилие -- использование ребенка или подростка другим лицом для получения сексуального удовлетворения;

3. пренебрежение -- хроническая неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности несовершеннолетнего ребенка в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре;

4. психологическое насилие -- хронические паттерны поведения, такие как унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание ребенка.

Ребенок-жертва страдает одновременно от нескольких форм насилия. Например, жертвы изнасилования часто переживают и физическое насилие (избиение), и эмоциональное (угрозы убить или покалечить). Последствия таких ситуаций страшны и не всегда прогнозируемы. Данные российской статистики говорят сами за себя. От 2 до 2,5 тысяч детей ежегодно погибают от домашнего насилия, около 2 млн несовершеннолетних в возрасте до 14 лет регулярно подвергаются избиению. Почти 2 тысячи - ежегодно кончают жизнь самоубийством. Число беспризорных детей растет в нашей стране, и уже достигло 3-4 млн. (3)

Не менее страшной по своим последствиям является и ситуация с детьми-свидетелями семейного насилия. Дети, ставшие свидетелями такового, например, ситуация с отцом, избивающим мать, переживают «вторичную виктимизацию». Реакции детей на насилие различаются в зависимости от возраста, пола и социальной поддержки, которая им оказывается. Но практически все они имеют склонность к агрессивному поведению. Эти дети испытывают серьезные поведенческие проблемы во взаимоотношениях как со взрослыми, так и со сверстниками. Как следствие, именно подростки - жертвы и свидетели домашнего насилия в первую очередь пополняют ряды несовершеннолетних преступников. А если принять во внимание тот факт, что более 50% преступлений в быту совершается в присутствии детей, а в 30 - 60% семей дети из свидетелей превращаются в объекты семейного насилия, становится очевидно, что насилие представляет собой настоящую эпидемию, распространяющуюся как внутри поколений (во взаимоотношениях между сверстниками), так и на межпоколенном уровне, транслируясь как определенная модель социальных отношений, в том числе и семейных, воспринимаясь подростками как своего рода поведенческая норма.

Опираясь на материалы проведенного нами в 2007-2008гг исследование феномена семейного насилия по отношению к детям, мы провели интервью с 3 психологами, 5 социальными педагогами, 3 медицинскими работниками (врач и 2 медсестры) и 2 инспекторами комиссии по делам несовершеннолетних с целью выявления «болевых точек» в функционировании структур по профилактике и предотвращению семейного насилия. Полученные данные мы попытались классифицировать по типам объяснения причин жестокости по отношению к детям. Результаты можно представить следующим образом.

Практически все участники исследования продемонстрировали крайне негативное отношение к насилию. Объясняют же они жестокость по отношению к детям, во-первых, отклонением от нормы в личностном развитии самих родителей и негативными межличностными отношениями родителей. Второе объяснение - специфика культуры родительства (неготовность к выполнению родительских функций, собственное бессилие и несостоятельность в роли родителей). Третий тип объяснения заключается в самих детях (неуправляемость, сложности переходного возраста, провинности, школьная неуспеваемость и т.д.). Наконец, четвертая группа объяснений связана с объективными социальными причинами (низкая материальная обеспеченность, физическая перегруженность родителей, монородительская семья).

Все объяснительные схемы, предлагаемые специалистами, можно представить в виде своеобразных стереотипов.

Дети - источники проблем . Дети сами провоцируют насилие: если бы подросток вел себя «достойно», его не нужно было бы наказывать. Эта позиция оправдывает насильственные действия взрослых, перекладывая вину на жертву. Однако многочисленные исследования конкретных случаев семейного насилия доказывают, что дети зачастую всякими способами стремятся угодить родителю, отчаянно стремясь предотвратить конфликтную ситуацию. Тем не менее, обидчик все равно найдет повод для агрессии.

Нетипичная семья . Жестокое обращение с детьми объясняется демографическими характеристиками и социальным статусом семей. К таковым традиционно относят неполные семьи (как правило - материнские), в которых довольно высокое эмоциональное напряжение и, как следствие, частые случаи физического наказания. Культурные практики воспитания, транслирующиеся из поколения в поколение. Однако домашнее насилие нередко случается и в «благополучных» семьях. Дело в том, что данные о насилии, происходящем в асоциальных семьях, чаще попадают в официальную статистку, выявляются при бракоразводных процессах, в ходе лишения супругов родительских прав и т.д. Но то, что происходит за стенами просторных квартир и элитных особняков, как правило, остается скрытым от посторонних глаз. Однако, оглядитесь по сторонам, разве вам не приходилось быть свидетелем того, как модная мамаша зло отчитывает свою маленькую дочь, за то, что та нечаянно ступила в грязь новенькими туфлями. Мать снимает обнову и ведет девочку через лужи босиком. А на замечания сердобольных старушек грубо парирует: «Моя дочь, как хочу, так и воспитываю. В следующий раз будет думать». Приходится признать, что от семейного насилия не застрахован никто, независимо от материального состояния, состава семьи и т.д.

Алкоголизм как источник агрессии . Весьма часто корни семейного насилия усматриваются в алкоголизации родителей, т.к. употребление алкоголя снижает способность контролировать поведение. С данным утверждением трудно не согласиться. Но многочисленные исследования, проведенные специалистами за рубежом, ставят и его под сомнение (4. с.220). Во-первых, известны случаи, когда родители, пройдя курс лечения от алкоголизма, продолжали быть жестокими и агрессивными по отношению к детям. А во-вторых, среди семейных агрессоров немало мужчин и женщин, ведущих абсолютно здоровый образ жизни, не употребляющих ни алкоголь, ни наркотики. Это позволяет утверждать, что сам по себе алкоголь не является причиной насильственного поведения, но используется насильниками в качестве оправдания такового.

Неизбежность зла . Сущность данного представления заключается в утверждении мысли о том, что бороться с домашним насилием бесполезно, поскольку оно существовало всегда и везде. Известны типы обществ, где данная форма социальных взаимоотношений даже легитимизирована. Что уж говорить о социальных стереотипах, закрепленных в таких элементах культуры как пословицы, поговорки и т.д. Однако данные криминальной статистики свидетельствуют об обратном. По данным Всемирной организации здравоохранения, в Европейском регионе от физического насилия ежегодно погибают более 1300 детей. В странах СНГ этот показатель почти в 3 раза выше (5. с.113). А Россия, к сожалению, пока еще находится в числе «лидеров». Это доказывает то, что с проблемой семейного насилия можно и нужно бороться. Проблема не в неизбежности данного феномена, а в низкой эффективности механизмов, в том числе и законодательных по борьбе и профилактики семейного насилия.

Дела семейные … На основе данных, полученных нами из интервью, мы можем сделать вывод о том, что случаи семейного насилия, становящиеся известными обществу, как правило связаны с чрезмерной жестокостью, имеющей ярко выраженные последствия, иногда, связанные с наличием угрозы жизни потерпевшего. Большинство дел о насилии над детьми в семье не доходит даже до милиции. Сотрудники школы не хотят портить репутацию своего учебного заведения. Врачи и психологи молчат, поясняя свою позицию предельно просто: я оказываю помощь ребенку как медик или как педагог. Родители просто отказываются от своих показаний. Дети терпят физические наказания, полагая, что сопротивляться не имеют права, а, также надеясь заслужить расположение жестокосердного родителя. Социальная ответственность соседей, родственников крайне низкая. Выходит, нет посторонним никакого дела, кто и за что истязает ребенка дома! В ответах наших собеседников четко прослеживается мысль: пока сам ребенок не прибежит, случай жестокости не будет выявлен. Но ведь произойдет это в случае крайней жестокости, да и то, если будет у несчастного ребенка такая возможность. Поэтому самой страшной проблемой, становится уже неоднократно упоминавшееся нами отношение общества к проблеме семейного насилия над детьми. И проблему эту можно обозначить одним словом - БЕЗРАЗЛИЧИЕ. Таким образом, косвенными виновниками того, что семейное насилие в нашем обществе существует и поныне, являются те, кто своей пассивностью, безразличием, нежеланием вмешиваться в «святая святых», в частную жизнь, гарантируют насильникам, если не открытую поддержку, то, по крайней мере, возможность чувствовать себя в относительной безопасности и безнаказанности. И переломить эту терпимость к насилию в общественном сознании, пожалуй, самая сложная задача.

Вывод: проблему семейного насилия следует рассматривать в социальном контексте, включающем культурные, экономические и психологические факторы. При этом к насилию над детьми приводит не один из факторов, а, как правило, их совокупность, т.е. к насилию всегда ведет комплексное влияние неблагоприятных факторов окружающей среды, семьи и индивидуального уровня. Но все попытки оправдать насильственные действия родителей по отношению к детям, есть не что иное, как способ подвести рациональное обоснование под девиантное поведение взрослых.

Даудова Д.М. -к.пс.н., доцент кафедры общей и педагогической психологии, ДГПУ, [email protected]

Проблема насилия над подростками в семье в современной отечественной психологии

На сегодняшний день наиболее распространенной проблемой в обществе является проблема насилия над детьми в семье. И хотя насилия в семье изучается не так давно, но достаточно активно, такими учеными как К.Е. Игошев, С.В. Максимов, В.П.Ревин, Н.К. Асанова, Ю.М. Антонян, Р.М. Зулкарнеев, А.Г. Сапрунов, Л. М Клоски и др. .

Самой незащищенной, уязвимой и чаще подвергающейся насилию социальной группой являются дети. По вине взрослых они становятся жертвами физического, сексуального, эмоционального или психологического насилия .

Насилие над ребенком - это физическое, психологическое, социальное воздействие на ребенка со стороны другого человека вынуждающее его прерывать значимую деятельность и исполнять другую, противоречащую ей, либо угрожающее его физическому или психологическому здоровью и целостности .

Рассмотрим основные виды насилия в семье:

Физическое насилие. Представляет собой преднамеренное нанесение физических повреждений или травм родителями либо лицами, их заменяющими, или другими взрослыми, в результате чего у подростка возникают нарушения физического и/или психического здоровья и развития, либо наступает летальный исход . Физическое насилие выражается в форме ударов по лицу, удушений, заключений в запертом помещении, избиений ремнем, веревками, причинения увечий тяжелыми предметами.

На сегодняшний день существует два совершенно противоположных мнения на применение телесных наказаний в качестве воспитательного

средства. Сторонники телесных наказаний считают, что они являются

эффективным воспитательным средством, которое в ряде случаев оказывается

единственным способом поддержания дисциплины. Противники телесных

наказаний доказывают, что они приводят к более высокому уровню

противоправного поведения, провоцируют агрессивность и совсем

неэффективны в качестве меры дисциплинарного воздействия. Более того,

телесные наказания вызывают у ребенка чувство гнева, негативно сказываются

на его самооценке. В большинстве случаев телесные наказания отличаются от

физического насилия тем, что не сопровождаются причинением телесных

повреждений, однако по своим психологическим последствиям эти явления

тесно связаны

Физическое насилия имеет разнообразное проявление: от убийства или

причинения тяжких увечий ребенку до побоев. Наиболее распространенными

повреждениями при физическом насилии являются ушибы и ссадины, затем -

переломы костей и травмы головы. Однако любое физическое насилие, не

зависимо от тяжести, всегда сопряжено с причинением ребенку боли,

ограничением его свободы и навязыванием чужой воли, то есть имеет черты

психического насилия. Опасность физического насилия (тяжесть его

последствий) в значительной мере зависит от возраста ребенка. Доказано, что

родители, применяющие физическое насилие, склонны со временем применять

более тяжелые его формы. Поэтому незначительная травма, причиненная

маленькому ребенку, всегда является предпосылкой (фактором риска) более

тяжелого насилия в будущем. Таким образом, под физическим насилием

необходимо понимать умышленное причинение ребенку телесных

повреждений, а также любе иное использование физической силы (причинение

боли, лишение свободы, понуждение к употреблению психоактивных веществ),

которое причиняет ущерб его физическому или психическому здоровью,

нарушает нормальное развитие или создает реальный риск возникновения

таких нарушений. Как показывает практика, очень часто физическое насилие

сочетается с другими формами жесткого обращения с детьми (сексуальное

насилие, пренебрежение основными потребностями ребенка). По данным зарубежных исследователей один из шести перенесших физическое насилие детей также страдал и от сексуального насилия. Эмоциональное же насилие имеет место в большинстве случаев физического насилия. В связи с этим, необходимо активно выявлять другие формы жестокого обращения среди детей, пострадавших от физического насилия. Повышенный коэффициент риска стать жертвой физического насилия имеется у детей-инвалидов, особенно воспитывающихся в социально неблагополучных семьях. В некоторых случаях само физическое насилие в сочетании с пренебрежением основными потребностями ребенка, в том числе с неоказанием необходимой медицинской помощи, может быть причиной инвалидизации ребенка.

Данный тип насилия негативно сказывается на формировании личности и последующих этапах ее развития. Результаты подобного «общения» обычно приводят к тому, что подросток начинает испытывать достаточно противоречивые чувства: страх, боль, ненависть, обида, унижение и т. п. Поскольку, тело подростка подвергается насилию (телесным повреждениям), единство его личности сохраняется путем диссоциации «Я» от собственного тела. Результатом происходящего становится переживания «оцепенения», «омертвения», а также наступает ощущение нереальности происходящего и частичная амнезия .

Как отмечают Т.М. Журавлева и Т.Я. Сафонова: «... физическое насилие несет в себе очень сильный эмоциональный компонент» . Авторами отмечается, что очень важным в формировании последствий у подростков является тесная связь между физической и душевной болью. Как известно, чувство безопасности является основным механизмом успешного развития подростка. Отсутствие безопасности ведет к широкому спектру эмоциональных реакций - от беспокойства и замкнутости до гнева и неконтролируемого аффективного поведения.

Дети подросткового возраста выражают последствия (нанесенного им

физического насилия) в жестокости к окружающим, депрессии, протестных

реакций на наказания родителей, поиске поддержки в асоциальных компаниях, иногда в суицидальном поведении.

Сексуальное насилие. Вид жестокого обращения, представляющий собой вовлечение подростка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера со взрослыми с целью получения последними сексуального удовлетворения или выгоды . Иными словами сексуальным насилием считается любой сексуальный опыт с ребенком до 18 лет. Данный вид насилия характеризуется вовлечением зависимых, психически и физиологически незрелых детей и подростков в сексуальные действия, нарушающие общественные табу семейных ролей, которые они еще не могут полностью понять, и на которые не в состоянии дать осмысленного согласия. .

Сексуальное насилие является одним из наиболее опасных видов жестокого обращения, поскольку нередко вызывает тяжелые психические и поведенческие нарушения. К особенностям психического состояния и поведения подростка позволяющим заподозрить сексуальное насилие можно отнести депрессию, расстройства восприятия, побеги из дома или институциональных учреждений, угрозы или попытки самоубийства, сексуализированное поведение, употребление наркотиков или алкоголя, а в крайних случаях проституцию и беспорядочные половые связи. Таким образом, можно сделать соответствующий вывод - сексуализированное поведение -один из самых характерных изменений, позволяющих предположить факт сексуального насилия в отношении подростка.

Как показывает анализ зарубежных и отечественных исследований,

сексуальное насилие затрагивает все сферы функционирования:

эмоциональную, когнитивную, интеллектуальную, поведенческую и др.

Последствия сексуального насилия можно разделить на психологические и

поведенческие нарушения. Обычно к психологическим нарушениям относят

беспокойство из-за боязни повторения насилия, страх темноты, боязнь людей

(внешне напоминающих насильника), чувство стыда, вины и беспомощности.

Одним из частых проявлений характеризующих перенесенное сексуальное насилие является гнев, проявляющийся в неадекватном поведении. Это могут быть спонтанные приступы ярости, агрессия, направленная как на себя, так и на других людей, а также животных. Затрагивая эмоциональную сферу, последствия сексуального насилия влияют на быструю и необоснованную смену настроения и раздражительность. Необходимо отметить, что крайняя степень нарушений в эмоциональной сфере может привести к суицидальным попыткам. Спектр этих нарушений достаточно широк - от чувства беспокойства до глубоких постравматических расстройств.

Психологическое насилие. Представляет собой однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка, враждебное или безразличное отношение, а также другое поведение родителей и лиц, их заменяющих, которое вызывает у ребенка нарушение самооценки, утрату веры в себя, затрудняет его развитие и социализацию .

В отечественной психологии психический вид насилия делится на эмоциональное и психологическое насилие. Так, например, отечественными авторами Н.О. Зиновьевой и Н.Ф. Михайловой под эмоциональным насилием понимается любое действие, которое вызывает у ребенка состояние эмоционального напряжения, подвергая опасности, возрастное развитие его эмоциональной жизни; а под психологическим насилием - совершение по отношению к ребенку деяния, которое тормозит или вредит развитию его потенциальных способностей .

Отечественные исследователи утверждают, что психологическое насилие

является более серьезной угрозой, чем любой другой тип ненадлежащего

отношения. Однако, отметить необходимо и тот факт, что родительское

отвержение по своей сути приводит к дефициту самоуважения и уверенности в

себе у подростков, а также чрезмерной агрессивности и эмоциональной

нестабильности. Последствиями психологического насилия (словесная грубость

родителей: обзывания, негативное сравнение подростков со сверстниками и т.

д.) часто являются физическая агрессия со стороны подростков,

делинквентность, проблемы межличностных отношений. Вербальная агрессия тесно связана с психосоциальными проблемами, поскольку такие особенности подростков мешают их социальной адаптации, вызывают неприятие и отвержение со стороны сверстников и взрослых. Российские ученые указывают на то, что основными последствиями психического насилия чаще всего является заниженная самооценка жертвы, крайне искаженная Я-концепция. Могут возникнуть интеллектуальные дисфункции - негибкость, некритичность, узость мышления, низкая концентрация внимания, плохая память. Следствием психологического насилия становится межличностная дезадаптация и дезориентация. Подросток испытывает хроническое чувство вины, частые депрессии, неспособность переживать положительные эмоции. Для него характерна гиперсензитивность, высокая тревожность. Такие подростки беспомощны, безынициативны, неспособны к самостоятельным решениям и ответственным действиям. Т.М. Журавлева пишет: «Психологическое насилие, значение которого недооценивалось в течение долгого времени, является наиболее деструктивной формой жестокого обращения, затрагивающей все сферы развития. Не случайно психологи называют его душегубством» .

В последние годы в нашей стране намечается поворот от замалчивания к наблюдению и изучению фактов насилия в семье. Так, российскими учеными (С.В. Ильиной, А.Д. Кошелевой, О.С. Лобза, Е.Т. Соколовой и др.) выявлены «сензитивные к насилию» периоды развития подростка, когда анатомофизиологические, гормональные, эмоционально-личностные и психосоциальные изменения делают его легко травмируемым. Подростковый период является опасным в отношении, как сексуального насилия, так и жестокого обращения с подростком, телесных наказаний, и психологического насилия. Изменившийся телесный облик и поведение подростка становятся провокативными не только для потенциального насильника, но и вызывают у родителей стремление немедленно исправить непослушное чадо, актуализируя те или иные воспитательные установки. В настоящее время представители

различных теоретических ориентаций сходятся в признании патогенного

влияния физического и психологического насилия, в качестве которых указываются и сексуальные домогательства, и телесные наказания, и неадекватные родительские установки (манипуляторство) на личность и психику подростка.

Большинство исследователей сходятся на том, что результатами пережитого в детстве насилия (так называемые «оставленные эффекты травмы») являются нарушения Я-Концепции - чувство вины, депрессия, трудности в межличностных отношениях, сексуальные дисфункции, низкий уровень самооценки, склонность к самодеструктивному поведению, а также регресс в поведении.

Нарушения, возникающие после насилия, затрагивают все уровни человеческого функционирования. Проще говоря, патогенное влияние различных типов насилия на личность и психику подростка не оставляет сомнений. А так как первичным институтом социализации является семья, то именно она была, есть, и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания, отвечающим не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа жизни. По мнению психологов, детство - период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации на людей, жизнеспособность и целеустремленность. Особо подчеркиваем, что эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создает у ребенка потребность быть признанным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление научиться многому.

Как одни из самых негативных последствий насилия являются проявления девиантного (отклоняющегося от нормы) поведения: зависимость, суицидальные попытки, агрессивность и др.

Таким образом, рассмотрев проблему насилия в семье, его виды и

последствия, а также влияние этих последствий на социализацию личности

подростка, мы приходим к выводу, что любая ситуация насилия над подростком носит полифакторный характер и переживается в дальнейшем как психологическая травма. На это влияют индивидуальные особенности подростка, условия, в которых протекает его развитие, характер негативных воздействий и другие факторы. Дальнейшие исследования и изучение последствий различных видов насилия у подростков, соотношение насилия и этапов личностного развития индивида, поможет специалистам в решении проблемы оказания полноценной помощи подросткам - жертвам насилия.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Алексеева Л.С. О насилии над детьми в семье // Социс. 2003. №4. С. 78.

2. Жестокое обращение с детьми. Помощь детям, пострадавшим от жестокого

обращения и их родителям / Под редакцией Т.Я.Сафоновой, Е.И. Цымбала. М., 2001. С. 36.

3. Журавлёва Т.М., Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И. Помощь детям - жертвам насилия. М.: Генезис, 2006.

4. Защита детей от насилия и жестокого обращения. Рабочая книга / Под ред.

Е.Н. Волковой. Нижний Новгород, 2004.

5. Зиновьева Н. О., Михайлова Н. Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации. СПб.: Речь, 2003. С. 34.

6. Ильяшенко А.И. Основные черты насильственной преступности в семье /

Социс. 2003. № 4. С. 90.

7. Соколова Е.Т. Влияние на самооценку нарушений эмоциональных контактов

между родителем и ребёнком и формирование аномалий личности. // Семья и формирование личности / Под ред. В.В. Столина. М., МГУ, 1981. С. 15-21.

Сексуальная агрессия и отношение к ней в подростковой среде

Сексуальная агрессия – это насильственные сексуальные действия, совершенные в отношении человека, не желающего подобного обращения. К разновидностям сексуального насилия относят:

▪ половые сношения с применением насилия или с угрозой его применения к потерпевшему лицу;

▪ поцелуи, петтинг, использование разнообразных принуждающих к половому контакту методов (физическое, вербальное давление);

▪ нежелательное сексуальное внимание в виде домогательств, выслеживания, непристойных телефонных звонков, писем и преследования посредством компьютерных технологий;

▪ непристойное нападение (от попытки прикосновения к ягодицам или груди незнакомого человека до нападения сексуального характера без намерения совершить половой акт. К непристойному нападению можно отнести фроттаж, вуайеризм и непристойное обнажение (эксгибиционизм).

▪ инцест, грубая непристойность по отношению к ребенку.

К признакам сексуальной агрессии относят: 1) нарушение общественных отношений, обеспечивающих право на половую свободу и неприкосновенность человека, нормальное половое развитие ребенка; 2) использование принуждения (угрозы, сила, шантаж, обман, навязчивость); 3) отсутствие согласия со стороны потерпевшего или невозможность осознания им факта сексуальной агрессии в связи с малолетним возрастом или болезнью.

Практически все вышеперечисленные разновидности сексуальной агрессии встречаются и в подростковой среде. По данным Национальной расчетной палаты по семейному насилию (Канада), около 25% всех сексуальных преступлений в стране совершаются подростками. В Израиле эта цифра составляет примерно 15,5%, в Японии − около 18% . В США около 20% изнасилований и от 30 до 50% сексуальных домогательств совершаются подростками. В 2004 году в России число изнасилований среди несовершеннолетних составило 15,2 % от общего количества изнасилований. В Беларуси число пoдрocткoв, пeрeжившиx изнacилoвaниe или пoкушeниe нa нeгo составляла в в 2002 г. – 143 человека, в 2003 г. – 137 чeлoвeк. По официальным данным ceкcуaльнoe нacилиe среди вcex прecтуплeний, coвeршeнныx нaд пoдрocткaми, зaнимaeт oтнocитeльнo нeбoльшую чacть – вceгo в 2003 гoду в рeзультaтe прecтуплeний пocтрaдaлo 4.346 пoдрocткoв (в 2002 г. – 3.733). Однако, далеко не все подобные случаи попадают в статистические отчеты. Нередко, пaрни-cтaршeклaccники принуждaют cвoиx пoдруг к сексуальным контактам. Это может oбcуждaться между самими подростками внутри кoмпaнии, нo o тoм, чтoбы обратиться в милицию или рaccкaзaть рoдитeлям, как правило, речь не идет. В первую очередь, к насилию склонны подростки из неблагополучных семей, где подобное поведение становится нормой. Они привыкают к избиениям и унижениям, у них размыты границы поведения. допустимого в отношении других лиц.

Опросы подростков в разных странах показывают, что из них около 10-20% считают сексуально-агрессивное поведение приемлемым и допустимым в определенных ситуациях. Так при опросе российских подростков каждый четвертый юноша в той или иной степени согласился с мнением о том, что нельзя осуждать парня, если он займется сексом с девушкой, с которой он долгое время встречался, даже против ее воли.

Исследование австралийских подростков выявило, что каждый третий 14-летний юноша не видел ничего предосудительного в том, чтобы изнасиловать девушку, если она сама дала к этому повод. Около 10% считали изнасилование оправданным в случае, если «они уже долгое время встречались» или если «девушка была обкурена или пьяна»; 14% рассматривали девушку, о которой было известно, что она уже занималась сексом с другими, в качестве вполне допустимого объекта для изнасилования. А 23% считали возможным изнасиловать девушку, которая вначале согласилась на половую связь, а потом поменяла свое решение (Робертс Р., 1992). Согласно опросу, проведенному в Литве, треть юношей полагает, что многие женщины «бессознательно» желают быть изнасилованными и сами создают подходящие для этого ситуации. Опрос среди 15–16-летних подростков, проведенный американскими учеными в 1992 году, выяснял их представления о взаимоотношениях между полами, включая их отношение к изнасилованию. Если женская половина проявила необычайный интерес к теме изнасилования, желая узнать об этом как можно больше с целью самосохранения, то мужская половина, напротив, сочла тему изнасилования для себя неактуальной, мотивируя это тем, что с ними такое вряд ли может произойти. Осуждая изнасилование, подростки мужского пола вместе с тем отрицали всякую связь между практиковавшимся им активным склонением девушек к вступлению в половую связь и изнасилованием. В их представлении уложить в постель подругу против ее воли и напасть на женщину на улице − две совершенно разные вещи.

Опросы девушек показали, что каждая четвертая получила свой первый сексуальный опыт по принуждению, а каждая десятая подверглась изнасилованию. Анализ всех эпизодов сексуального насилия показал, что в 84% случаев жертвы были знакомы с насильниками, а 57% случаев изнасилования приходятся на время свидания. Такого рода насилие редко становится известным правоохранительным органам. Более того, многие женщины, подвергшиеся насилию, не вполне уверены, что стали жертвой преступления, поскольку знакомые мужчины практически никогда не прибегают к оружию, а часто и к словесным угрозам. Жертвы изнасилования на свиданиях, нередко, берут на себя значительную часть ответственности за случившееся, вместо того чтобы обвинять истинного виновника. Часто в такую ситуацию попадают студентки, которые, поступив в университет или другое учебное заведение, оказались вдалеке от родителей, и не знают как правильно себя вести в новой обстановке. Они могут слишком доверять мужчинам, с которыми встречаются, полагая, что свой товарищ-студент не станет обижать или использовать их. Например, студентка заходит в комнату своего кавалера, не замечая его очевидных сексуальных намерений, которые вполне реально осуществить в такой ситуации. При этом многие молодые мужчины ошибочно представляют себе изнасилование как акт физической агрессии, совершенный незнакомцем. Нередко, они не видят в принуждении партнерши к половому акту ничего предосудительного, считая, что отношения мужчина-женщина это некая игра, в которой женщина «должна» расплачиваться сексом. Некоторые из этих мужчин охотно признаются, что склонили женщину к сексу, напугав ее или приведя в состояние алкогольного или наркотического опьянения. Другие признают, что «справились» с девушкой, проявив некоторую грубость (например, заломив ей руку или прижав к постели), но все равно не считают это насилием. Другие добивались секса с подругой при помощи словесных угроз: «Ты завлекала меня − пришло время расплачиваться». Фактически все мужчины в вышеприведенных примерах совершили сексуальное насилие, хотя, возможно, они не отдавали себе в этом отчета. Многие из них считают, что, отправляясь на свидание, женщина должны быть готова к тому, что оно может закончиться сексуальным контактом. К такому выводу приводит ряд исследований, показывающих, что мужчины связывают значительно больше сексуальных ожиданий с разного рода вечеринками, дискотеками и встречами, чем женщины. Кроме того, многие мужчины и женщины склонны рассматривать изнасилование на свидании, скорее как ситуацию, в которой женщина сама не смогла установить границы дозволенного. Безусловно, в ряде случаев мужчина полагает, что он уговорил женщину совершить половой акт, хотя на самом деле женщину вынудили к этому страх или его угрозы. Источником многих недоразумений, часто приводящих к изнасилованию во время свидания, является ложное представление о женщине как о существе крайне непоследовательном и противоречивом: «Если женщины говорит "нет", они имеют ввиду "может быть", а, говоря, "может быть" имеют в виду "да"». В результате мужчина не воспринимает всерьез слова партнерши, поскольку интерпретирует их по-своему. Нельзя сбрасывать со счетов и бытующее среди некоторых мужчин представление, что если они пригласили женщину на свидание и потратили на нее деньги на дискотеке или в ресторане, она просто не имеет права отказывать им в сексе. Кроме того, большинство студентов-мужчин, совершивших изнасилование на свидании, сделали это, находясь в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, и не вполне понимали, что совершают противоправное действие.

Как же можно избежать сексуального насилия? У. Мастерс и В. Джонсон (1991) дают рекомендации, которые снижают вероятность изнасилования во время свидании или кем-то из знакомых.

1. Ясно выскажите своему партнеру, насколько далеко вы намерены зайти в сексуальном плане. Вы имеете право отказаться от любой формы сексуальной активности, однако если вы не объясните это своему партнеру достаточно четко, у него могут оставаться сомнения относительно ваших желаний. Если вы чувствуете или ведете себя неуверенно, это не добавляет вам женственности, загадочности или игривости, а лишь дает повод вашему партнеру начать гадать, чего вы хотите, причем его догадка может оказаться ошибочной.

2. Избегайте людей, обращающихся с вами плохо или старающихся подчинить вас себе. Психологи пришли к выводу, что существуют определенные типы мужчин, от которых с большей вероятностью можно ожидать сексуальных посягательств на женщину. Не оставайтесь наедине с мужчинами, обладающими перечисленными ниже характеристиками:

Задира и хвастун;

Безжалостный человек, способный оскорблять других людей и издеваться над ними;

Безрассудный, склонный к импульсивным поступкам;

Физически груб всегда и во всем;

Много пьет или употребляет наркотики;

Склонен к вспышкам гнева или ревности, особенно если не может настоять на своем.

Часто унижает женщин и относится к ним как к инструментам для секса.

Не считается с вашим мнением, касается ли оно секса, алкоголя, распорядка дня или любой другой сферы.

Считает, что законы созданы для того, чтобы их нарушать.

3. Сдержанность и трезвая голова - ваши главные союзники, если речь идет о вашей личной безопасности. Многие мужчины, готовясь совершить насилие, пытаются склонить партнершу к сексу при помощи алкоголя или наркотиков. Они понимают, что женщину, находящуюся в состоянии слабого, а тем более сильного алкогольного или наркотического опьянения, легче подчинить себе. Все реакции у нее замедлены, способность формулировать мысли ослаблена; в результате она может неосознанно подать своему партнеру сигнал о том, что она не возражает против его намерений.

4. Избегайте мест, провоцирующих возможного насильника. К ним относятся укромные уголки на природе, пустынные пляжи в ночное время или квартиры малознакомых людей. Чаще всего изнасилование знакомым происходит на квартире насильника или жертвы. Поэтому, если вы пригласите своего кавалера зайти к вам домой, где больше никого нет, он может воспринять это как приглашение к сексу. Если вы оказались в одной из таких ситуаций и ощущаете опасность, выходите из помещения как можно скорее.

5. Подумайте о том, как вы будете защищаться еще до возникновения каких-либо проблем. Обучиться приемам самообороны; носить в сумочке электрошокер или газовый баллончик; всегда иметь при себе деньги на такси, если вам придется неожиданно расстаться с партнером; если вы едете в незнакомое место, предварительно узнать как выбраться оттуда.

6. Остерегайтесь двусмысленных высказываний о сексе. Когда вы решите, чего именно вы ждете от предстоящего свидания, вы должны ясно изложить это своему партнеру. Если вы не хотите с ним секса, скажите об этом прямо, например так: «Я не ложусь в постель на первом свидании». Не говорите, что вы хотите просто дружить, разрешая ему в то же время расстегивать вашу блузку. Не говорите ему, что вы не хотите заниматься сексом, потому что у вас нет с собой никаких противозачаточных средств, − у него может найтись презерватив. Если вы скажете: «Я не хочу заниматься сексом прямо сейчас», он может решить, что через пять минут будет самое время.

Самое главное − доверяйте своему инстинкту. Если вы на первом свидании ощущаете неприятные вибрации, исходящие от мужчины, если он грубо «лапает» вас, не обращая внимания на ваши протесты, не тяните время. Постарайтесь под любым удобным предлогом закончить свидание. Скорее всего, это спасет вас от неприятностей.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13

Их особенности
Насилие - это все виды давления или действий над подростком, против его воли, причиняющие моральный и физический вред его здоровью.

Различают четыре основных формы насилия над подростками: физическое, сексуальное, психологическое и экономическое насилие.

1. Физическое насилие - это преднамеренное нанесение физических повреждений подростку, включая телесные наказания, вовлечение или принуждение их к употреблению алкоголя, наркотиков и других токсических веществ.

^ Признаки физического насилия:

синяки, укусы, ожоги, рубцы, неслучайного происхождения; следы удушья;

не имеющие четкого объяснения со стороны родителей повреждения, включая переломы;

ношение одежды, скрывающей синяки;

боязнь идти домой;

подросток обвиняет себя в провоцировании насильника;

испытывает волнение и страх, слыша громкие, возбужденные голоса взрослых и др.

подросток напуган, сердит или печален;

считает удары и избиения заведенным в семье порядком;

имеет низкую самооценку.
2. Сексуальное насилие - это вовлечение подростка с его согласия или без такового в сексуальные действия с целью получения удовлетворения или выгоды. Согласие подростка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку он не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.

^ Признаки сексуального насилия:

синяки, зуд, кровь в области половых органов;

трудности при ходьбе и сидении;

отсутствие аппетита или переедание;

расстройство сна, ночные кошмары;

ненависть к своему телу;



Рассказать друзьям