Пасхальные яйца Фаберже. Императорские яйца фаберже

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Изысканные произведения Фаберже пережили трагическую и залитую кровью историю, которая разбросала их по всему миру.

Что можно найти внутри пасхального яйца? Плитку шоколада? Пушистого, желтого Пасхального игрушечного цыпленка? На протяжении 30 лет императрицы царской России научились ожидать немного большего от пасхальных подарков. Внутри чисто белого, в натуральную величину яйца — вылепленного из эмали, не шоколад - подарок царя Александра III царице Марии Федоровне в 1885 году, был золотой желток, скрывающий золотую курицу. Внутри золотой курицы были алмаз и миниатюра императорской короны.

Это было только первое из 50 декоративных пасхальных яиц, сделанных для русской царской семьи Санкт-Петербургской студии Питера Карла Фаберже между 1885 и 1917 годами, когда Октябрьская революция привела к власти большевиков.
Яйца были изготовлены из золота, покрытого мелкими слоями лака и усыпанный драгоценными камнями.


Словосочетание «Яйца Фаберже» стало синонимом роскоши и эмблемой богатства императорского дома и дореволюционной России. А также названием вида ювелирных изделий в виде яиц с сюрпризами и одним из символов России. Яйца изготовлялись из золота, серебра, драгоценных камней. В ход шли драгоценные эмали и тонкая ювелирная работа.


Романовы


Одно из яиц Фаберже содержит модель Транссибирского экспресса — это праздник в честь железной дороги, его крошечный локомотив в комплекте с алмазной фарой тащит пять золотых вагонов, их окна из горного хрусталя и выгравированные с бесконечно маленькими надписями на вагонах «прямое сибирское сообщение», «для дам», «для курящих», «для некурящих», «церковь». С помощью маленького ключика поезд можно привести в движение.


Часто мастера фирмы Фаберже экспериментировали с нетрадиционными материалами — горный хрусталь, драгоценные сорта дерева, редкие минералы. Изготовление каждого яйца занимало практически год. Структура фирмы Фаберже опережала свое время: ювелирные фирмы, входящие в концерн, были достаточно самостоятельны в работе.


Многие ювелиры, работающие у Фаберже, владели собственными фирмами, но считали честью участвовать в исполнении императорского заказа. До наших дней дошло 62 яйца. Большинство из них хранится в государственных музеях. Императорских яиц известно 54: до нашего времени сохранились 46 штук, сделанных по царскому заказу; остальные известны по описаниям, счетам и старым фотографиям и считаются утерянными.


Карл Фаберже был потомственным ювелиром, путешествовал по Европе и обучался в Дрездене, после чего начал осваивать ювелирное дело у франкфуртского мастера Йозефа Фридмана. После этого он вернулся в Россию. В возрасте 24 лет в 1870 году он взял фирму отца в свои руки. В 1882 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве изделия его фирмы привлекли внимание императора Александра III. Так Карл получил покровительство царской семьи и звание «ювелира Его Императорского Величества и ювелира Императорского Эрмитажа».


Все яйца, сделанные фирмой Карла Фаберже для императорской семьи, хранились в специальной комнате в Аничковом дворце. В ходе революции 1917 года они были выкрадены большевиками и переданы в Оружейную палату Кремля. Тем не менее семь из яиц пропали без вести и по сей день не обнаружены.


Одно из яиц не было закончено из-за революции 1917 года. Яйцо «Созвездие» было уникальным в своем роде, так как для него были использованы редкоземельные минералы. Сейчас яйцо хранится в Минералогическом музее имени Ферсмана в Москве.


Хотя Дом Фаберже был национализирован большевиками после революции, сын Карла Питер покинул страну и умер в Швейцарии в 1920 году. Для приобретения иностранной валюты для молодого Советского Союза, Сталину пришлось продать около 14 яиц, которые осели в европейских коллекциях.


Девять яиц из оригинальной коллекции были проданы Малькольму Форбсу и долгое время находились в Нью-Йорке. Так было до тех пор, пока их не выкупил русский олигарх Виктор Вексельберг, который потратил на коллекцию более 100 миллионов долларов.


Яйцо Ротшильдов. В 2007 году яйцо из частной коллекции семьи Ротшильдов побило сразу два аукционных рекорда как самый дорогой хронограф и как самое дорогое из проданных яиц Фаберже. Сумма продажи составила 8,9 миллионов евро.


Невероятно, но в 2004 году одно из пропавших без вести яиц нашлось совершенно случайным образом. Анонимный счастливчик купил его на блошином рынке по ценре золотого лома. Каково же было его удивление, когда он узнал истинную стоимость яйца — около тридцати миллионов долларов.


Традиции продолжаются. Недавно Дом Фаберже возродил свою пасхальную традицию. В феврале 2015 года фирма создала яйцо для правящей династии Катара. Современное яйцо сделано из перламутра, серого жемчуга, бриллиантов и белого золота.

История пасхального яйца началась в библёйские времена. По преданию Мария Магдалина преподнесла простое яйцо в дар римскому императору Тиберию. При этом она сказала: «Христос Воскрес!». Император не поверил словам о воскресении Христа из мёртвых и заявил, что так же как яйцо из белого не может стать красным, так и мертвые не воскресают. Сразу же после этих слов императора подаренное ему яйцо окрасилось в красный цвет. Это было свидетельством истинного воскресения Христа.

Окрашенное в цвет жизни и победы яйцо, как символ Пасхи, стало обязательным атрибутом с ХII века.

Освящённому в храме пасхальному яйцу приписывали магические свойства. По поверьям наших предков яйца, положенные в красный угол избы, защищали домочадцев от болезней, а сам дом – от пожаров. Согласно другому поверью, можно было потушить пожар, если трижды обежать пожарище со словами «Христос Воскресе!», держа в руках освящённое в церкви яйцо. Но человек этот человек должен быть истинным праведником.

Особой силой обладало освещённое яйцо, которым обменивались в день Пасхи с первым, встретившимся на улице, человеком. Его давали съесть больному.

В советские времена моего детства нам, детям, особо не рассказывали об истории пасхального яйца и традициях с ним связанных. Не рассказывала мне даже моя бабушка, которая была верующим человеком. По своему оберегала внуков, потому что очень хорошо помнила сталинские времена и репрессии по отношению к верующим.

Но Пасха жила! Нашей любимой забавой на Пасху и всю пасхальную неделю было «катание яиц». Забава заключалась в следующем: по специально сделанным для этого лоточкам, у которых один конец был приподнят над землёй, мы катили вниз, каждый своё, окрашенное яйцо. А внизу перед лотком на земле уже лежали другие яйца участников действия. Если моё яйцо задевало яйцо соседа, он забирал моё. В этом катании с удовольствием принимали участие и взрослые.

Уже позднее, став взрослой, я заинтересовалась историей этого обычая и выяснила, что катанием яиц люди будили Землю от зимнего сна. Когда-то для этой игры выбирали место, где была небольшая возвышенность, чтобы яйца катились. Уже позже для удобства стали мастерить лоточки с бортиками.

Обычай обмениваться яйцами существует и в наши дни. А в некоторых сёлах устраивают «битки» — битьё крашеными яйцами.

Крашеные яйца называли «крашенками», а расписные – «писанками». История пасхального яйца говорит о том, что самым распространённым способом окраски яиц на Руси всегда был способ окраски с помощью луковой шелухи. Цвет яиц получается разным в зависимости от времени варки и количества шелухи. Чтобы он был более насыщенным, народная мудрость советует сначала в течение получаса кипятить луковую шелуху, а потом варить в ней яйца. Чтобы скорлупа при варке не лопнула можно положить в воду столовую ложку соли. Готовым яйцам дают высохнуть и натирают для блеска подсолнечным маслом. Хотя, этот заключительный аккорд, не обязателен. Он на любителя.

Для получения красивого жёлтого цвета наши предки использовали отвар берёзовых почек. Когда на Руси появился рис, его стали применять для окраски яиц «в крапинку». Мокрые яйца обваливали в сухом рисе, заворачивали в ткань и обвязывали ниткой. Рис при этом плотно прилегал к яйцу. Варили их как обычно в луковой шелухе или берёзовых почках.

История пасхального яйца продолжается. Сегодня есть специальные сувенирные несъедобные пасхальные яйца, изготовленные из разных материалов: дерева, стекла, хрусталя, фарфора, драгоценных металлов. Есть и съедобные, сладкие из шоколада.

И всё же истинно пасхальное яйцо, на мой взгляд, то самое крашеное в луковой шелухе куриное яичко, которое возвращает нас ко времени возникновения традиции. Всё, что стоит у истоков, всегда более близко к истине.


Петер Карл Густавович Фаберже
(30 мая 1846, Санкт-Петербург - 24 сентября 1920, Лозанна - Швейцария)

Петер Карл Фаберже родился в России в Санкт-Петербурге, российский немец по происхождению. Его отец - Густав Фаберже, происходил из немецкой семьи и был родом из Эстонии, а его мать - Шарлотта Юнгштедт, была дочерью датского художника. В 1842 году Фаберже-старший основал ювелирную фирму в Санкт-Петербурге. Петер Фаберже путешествовал по Европе и первоначально обучался в Дрездене, а затем начал осваивать ювелирное дело у франкфуртского мастера Йозефа Фридмана. В возрасте 24 лет в 1870 году он взял фирму отца в свои руки. В 1900 году в Париже, Фаберже получил звание «Мастера Парижской Гильдии Ювелиров», а также его наградили орденом Почетного Легиона. За тридцать два года работы Карл Фаберже сделал для царской фамилии пятьдесят яиц. Точное их количество установили по счетам в Императорский Кабинет. Фаберже отправлял во дворец очередное яйцо и одновременно -- счет к оплате. До наших дней сохранились 42 яйца, остальные исчезли в революционные годы.

Компания "Фаберже"

В 1842 году Густав Фаберже открыл свой первый ювелирный магазин на Большой Морской улице. Новый магазин сразу стал успешен по двум причинам: во-превых, он находился в фешенебельном центре Петербурга, а во-вторых, Россия переживала в то время галломанию. В 1846 году у Густава Фаберже и Шарлотты Юнгштедт родился сын Петер Карл Фаберже, более известный как Карл Фаберже. Карл Фаберже получил начальное образование в гимназии Святой Анны. Это была известная гимназия для детей низших слоев дворянства. В 1860 году Густав Фаберже оставил свое дело в руках управляющих и уехал вместе с семьей в Дрезден, где молодой Карл продолжил обучение в Хандельшулле. В возрасте 18 лет он отправился в тур и повидал множество известных ювелиров Франции, Германии, Англии, посетил галереи и лучшие музеи Европы. В 1872 году Карл вернулся в Петербург в возрасте 26 лет. В течение 10 лет управляющий компании «Фаберже» был его наставником и учителем, однако в 1882 году он умер и Карл взял управление компанией на себя. В этом же году произошло два важных события: он был награждён званием мастера ювелирных дел, Агафон Фаберже, младший из братьев, присоединился к семейному делу.

Виртуозно расписанное или скромное, окрашенное луковой шелухой, как когда-то делала бабушка, обклеенное картинками из супермаркета или с неровно выведенными от руки буквицами «ХВ» – удивительно, но пасхальное яйцо всегда во главе Светлого праздника. Как оно оказалось в центре внимания христиан и не только? И как ему даже в XXI веке удается подталкивать нас, кто шагу без вайфая ступить не может, соблюдать старинные традиции - красить, обмениваться, чокаться? И в конце-то концов, почему вообще вокруг обычного яйца вертится целый мир, полный смыслов, легенд, примет? Хотите узнать всю правду о пасхальном яйце? Тогда присоединяйтесь!

В начале было Яйцо

Есть две наиболее распространенных среди христиан притчи, поясняющих, как яйцо связано с Пасхой (и что редко бывает в подобных делах, легенды эти друг другу даже не противоречат). Согласно первой, вход в гробницу, где покоилось тело Иисуса Христа, был закрыт огромным камнем, своей формой напоминавшим яйцо. Как повествует Евангелие от Петра, на третий день после погребения Иисуса стражники, охранявшие вход в Гроб Господень, увидели сошедших с небес ангелов, при появлении которых камень сам собой откатился. До наших дней сохранился небольшой фрагмент того священного камня - он хранится в часовне Храма Гроба Господня, в Иерусалиме. Так яйцо стало символом гроба, в чьих недрах зародилась жизнь, которой суждено появиться на свет вопреки любым препятствиям. Говорят, в Польше даже есть такая пословица: «Христос восстал живым из гроба так же, как цыпленок вылупился из яйца».

Другая притча знакомит нас с чудом, произошедшим с обыкновенным яйцом на глазах императора Тиберия, в годы правления которого и был распят Иисус Христос. После вознесения Христа на небеса Святая равноапостольная Мария Магдалина отправилась проповедовать в Рим. В ту пору немыслимо было нанести визит правителю с пустыми руками: и если богатые подносили золото, драгоценности, яства, то бедные люди одаривали императора самыми простейшими, но ценными для них вещами, например, яйцами домашней птицы. Мария Магдалина принесла не только яйцо, но и удивительную весть: «Христос Воскресе!», – сообщила она, вручая Тиберию куриное яйцо и рассказывая о произошедших в Иудее событиях. Император, которого историки описывали как человека проницательного, но своевольного, усомнился и сказал, мол, никому не подвластно воскреснуть из мертвых, как и вот этому самому белому яйцу не под силу стать красным. И только он это вымолвил, как яйцо изменило свой цвет. По одной из версий, пораженный император даже ответил: «Воистину воскресе!», зародив тем самым традицию пасхального обращения христиан друг к другу (разумеется случайно, ведь Тиберий верил в Юпитера, Нептуна и весь сонм римских богов).

Вообще легенда о встрече Марии Магдалины с Тиберием, по мнению исследователей, относится к позднему Средневековью и, конечно, никакими доказательствами не подкреплена. Ну и пусть, зато она стала, пожалуй, самым гармоничным и поэтичным объяснением присутствия яйца на пасхальном столе. Впрочем, в одной из рукописей Х века, найденных в библиотеке греческого православного монастыря святой Анастасии Узорешительницы, был описан церковный устав: после молитв на Пасху монахам следовало читать молитву на благословение яиц, сыра, а игумен должен был вручать монахам яйца со словами «Христос Воскресе!».

Но не только христиане наделяли яйцо дополнительными смыслами. Человек всегда видел в нем нечто большее. В фольклоре и верованиях множества народов нет-нет, да промелькнет яйцо - как символ жизни, надежды, чистоты и начала начал. Вот, например, Брахма, бог-творец в индуизме, был рожден из золотого яйца, из остатков которого затем проросла Вселенная. В древнеегипетской Книге мертвых тоже есть место Сияющему яйцу: его снесла небесная гусыня, и именно из него потом появился бог Солнца Ра. А в Древнем Китае считалось, что когда-то повсюду царил хаос, и был он заточён в огромном яйце. Внутри яйца сам по себе родился первопредок Пань-гу, который своим топором прямо внутри яйца разбил скорлупу и отделил Инь (землю) от Ян (неба). В буддизме скорлупа яйца тоже фигурировала и отождествлялась со «скорлупой невежества» - освободиться от нее означало родиться второй раз, достичь просветления.



Так что сомнений нет, яйцо - уж извините за каламбур - птица важная! И на Пасху эту важность принято подчеркивать...

Украшать и красить!

Пасха - праздник, к которому верующие всегда относились с особым почтением и любовью, щепетильно соблюдая обычаи даже в том, что касалось украшения главного пасхального символа. Очевидно, что истинный цвет пасхального яйца - красный. И дело тут не только в притче о чудесном превращении яйца на глазах у потерявшего дар речи императора Тиберия. Красный символизирует жертвенную кровь Спасителя, это цвет плодородия, радости, любви, триумфа жизни.

В малом люди научились творить чудеса своими руками и придумали, как окрашивать яйца и в красный, и вообще во всевозможные цвета. В православной традиции в зависимости от характера росписи яйца даже поделили на три вида: писанки, крашенки и крапанки.



Крашенка - это одноцветное пасхальное яйцо. Православные готовили на праздник тринадцать крашенок, по числу апостолов с Иисусом Христом во главе. Цвет крашенки становился отдельным посланием, а работа над палитрой поначалу требовала изобретательности: красный (отвар луковой шелухи или свеклы) - радость, желтый (листья березы, календула, кора яблонь) - солнечный свет, зеленый (крапива, побеги молодой ржи) - весна и надежда, коричневый (кора дуба, ольхи) - плодородие, а иссиня-черный (лепестки мальвы) знаменовал скорбь - эти противоречащие смыслу Пасхи как торжества жизни над смертью крашенки делали, чтобы оставить на могилах близких в дни поминовения.

Писанка давала больший простор для фантазии, но и требовала особого мастерства и художественных навыков. Это пасхальное яйцо с нанесенным обрядовым орнаментом или сюжетным рисунком. Сложно представить, что наши предки тратили время на фактически ювелирную работу над яйцом, когда хлопот по хозяйству в Чистый четверг (а красить яйца принято именно в этот день) и так был целый воз. И все же создание писанок стало отдельным видом декоративного народного творчества, сакральным ритуалом, корни которого уходят еще в языческие времена.

Дело в том, что писанка - это, по сути, оберег, в который человек вкладывал много личного, и именно поэтому их было принято делать для себя и близких, а не для продажи... Писанки создавались семейные, детские, для здоровья и плодородия, воинские и хозяйственные. Женщины наносили на яйцо воск, прорезали рисунки на застывшей массе, окрашивали яйцо, затем снова прорезали и снова окрашивали. А в итоге стапливали воск, оставляя лишь получившийся яркий узор. Те, кто был побогаче, использовали в рукоделии бумагу, бисер, ткань, нитки, живые цветы. К трапезе писанки не предлагались - в ход шли более простые яйца. Освященную в церкви писанку бережно хранили: яйцо помещали в плетеную корзинку и подвешивали в центре избы. Она не только охраняла дом, с писанкой обходили поле, чтобы привлечь урожай, бросали в огонь, чтоб избежать пожаров, катали по больному человеку для исцеления и даже искали с ее помощью клады.



Кстати, в украинском городе Коломыя расположен Музей писанки , экспозиция которого насчитывает свыше 6000 яиц. Помимо украинских и русских, французских, шведских, канадских, чешских писанок здесь есть старинные экземпляры из Пакистана, Шри-Ланки, Индии, Ирана и других уголков мира, где яйцо имеет особый почет.

Крапанка - это еще один вид росписи яйца, также требующий значительной сноровки. Ее название происходит от старославянского «капля»: пасхальное яйцо раскрашивается крупными цветными точками, мелкими пятнышками, брызгами или короткими штрихами. Во времена, когда набор художественных принадлежностей был ограничен, сделать крапанку можно было с помощью того же воска. Сначала яйцо окрашивалось в один цвет, на него капали воск, затем в некоторых местах воск счищался, и яйцо перекрашивали - и так несколько раз. В результате получалось очень радостное и разноцветное яйцо, будто бы всё в бликах света.

Сегодня, конечно, роспись пасхального яйца стала целым направлением в рукоделии и в каком-то смысле даже азартным делом. В интернете можно найти массу невероятных способов для создания произведений домашнего искусства: в ход идут не только банальные пищевые красители и термопленки, но и акрил, средства декупажа, трафареты, крупа, растительное масло для имитации разводов, мулине, кружево... Да что уж там, яйца расписываются в стилистике поп-арта и в духе кубизма, на них появляются портреты героев комиксов и мультфильмов, логотипы известных брендов и даже QR-коды. Может, и кажется порой, что стремление добиться неординарности взяло верх над первоначальным смыслом пасхального яйца, но ведь главное, чтобы оно было сделано с любовью!



Яйцо всему голова

«Дорого яичко к Христову дню» - так гласит русская народная пословица, напоминая, что особенно ценно то, что сделано вовремя. Действительно, пасхальное яйцо в Светлое Воскресенье используется в массе христианских и народных ритуалов. Без него, можно сказать, никуда!

Первая трапеза. Старательно разукрашенное и освященное яичко является обязательной частью первой пасхальной трапезы, когда, придя с заутренней службы, верующие садились разговляться после Великого Поста. Отведать яйцо утром на Пасху - залог радостного праздника, счастливой жизни и здоровья.

Дарить и христосоваться. Мы и сегодня продолжаем традицию, начатую еще Марией Магдалиной. Нарядные яйца становятся щедрым пасхальным подарком, и обмен ими происходит в знак любви, гостеприимства и единства верующих. «Христос Воскресе!» - говорят, вручая яйцо близкому человеку, чтобы услышать в ответ: «Воистину Воскресе!». После этого нужно похристосоваться - то есть трижды расцеловаться в щеки. Кстати, если уж делать все по правилам, то первым произносить пасхальное приветствие должен более молодой член семьи.

Битки. Откуда пошла традиция биться на Пасху яйцами, неизвестно. Так уж было заведено. Да и сегодня разве вы не начинаете пасхальный день с символического столкновения двух яиц - чье же крепче? Но трактовки у этого обычая очень даже интересные. Первая версия заключается в том, что между собой борются добро и зло: яйцо, которое, по счастью, не разбилось, устояло против препятствия, является победителем - его хранили в доме в качестве оберега. Другая версия тоже вполне правдива. В более консервативные времена прилюдно расцеловываться было не принято, поэтому, поздравляя друг друга с Пасхой, люди христосовались с помощью битья яиц. Есть и еще одно объяснение: наиболее удачлив тот, чье яйцо-таки разбилось, ведь когда скорлупа раскрывается, из яйца, как из гроба, появляется сам Христос. Как бы то ни было, битки - замечательная праздничная традиция, которая ненавязчиво приобщает к пасхальной истории детей, да и взрослым не дает заскучать!

Катание яиц. В ходу у православных была еще одна пасхальная забава - скатывание яиц с небольшой горки. Смысл игры сводился к меткому попаданию в разложенные под горкой яйца соперников - если катившееся яйцо ударялось о чье-нибудь из лежащих на земле, играющий брал это яйцо себе. Либо победа доставалась тому, чье яйцо прокатилось дальше, миновав препятствия. Иногда у подножия горки раскладывали крашеные яйца и всякие незамысловатые призы. Тот из предметов, который выбивало скатившееся яичко, и был выигрышем. Опытные игроки умели бросать яйцо особенно ловко, например, с подкручиванием или так, чтобы в момент столкновения оно обернулось к мишени острым концом и непременно разбило ее. Пасхальное катание яиц - общехристианская традиция. И по сей день игра является веселой частью праздника в Германии. А еще катанием яиц на Пасху развлекаются даже на лужайке перед Белым Домом в Вашингтоне (это называется White House Easter Egg Roll) - но тут дети катают яйца, хм, поварешками. В общем, надо попробовать!



Охота на пасхального кролика

Несмотря на то, что яйцо как пасхальный атрибут распространено у христиан повсеместно, у католиков главным символом Пасхи является кролик. Считается, что его появление в истории Светлого Воскресения восходит к древнегерманским языческим традициям: неизменным спутником богини плодородия Эостры, которую чествовали в день весеннего равноденствия, был кролик, славящийся своей плодовитостью. Легенда была задокументирована в Германии в XVI веке - тогда был опубликован первый рассказ о кролике, который в канун Пасхи откладывал яйца (вот невидаль!) и прятал их в саду, как клад. По немецкому поверью, распространившемуся потом по всей Европе, а затем перекочевавшему и в Северную Америку, пасхальный заяц на праздник оставляет в подарок хорошим деткам гнездо с разноцветными яйцами, которое надо непременно отыскать! Иногда ребятишки даже «вьют» это потаенное гнездышко и поджидают, когда же кролик нанесет визит (очень похоже на ожидание Санты под елкой в канун Рождества). Изображения этих чудесных, щедрых зайцев, держащих в лапках яйца, а также их фигурки из дерева, фарфора, воска, теста и - самые желанные! - из шоколада со временем стали символом католической Пасхи. «Охота» на пасхального кролика и поиск припасенных им подарочков превратился в семейное развлечение, которого в Пасху ждут и взрослые, и дети. Игрушечные кролики сегодня выступают героями целых сюжетов и композиций: они учатся в школе, играют, участвуют в пасхальном застолье, в общем, всем своим видом подают хороший пример!



Обычай наряжать пасхальное дерево по аналогии с деревом рождественским тоже пришел из Европы - это символ Древа жизни, буйства весны. Деревья во дворах или домашние букеты из веточек украшаются лентами, бантами, пасхальными яйцами. Самое знаменитое и самое прекрасное пасхальное дерево растет в саду у немца Фолькера Крафта (Volker Kraft) , в городе Заальфельде: вот уже 50 лет он украшает яблоню около своего дома цветными яйцами - и их уже более десяти тысяч! Первое пасхальное дерево (по-немецки Osterbaum) Фолькер Крафт увидел еще в детстве, в 1945 году, и загорелся идеей «вырастить» собственное. В 1965 году вместе с женой Кристой он начал претворять мечту в жизнь - сначала на яблоне появилось 18 пластиковых яиц, потом, решив, что пластиковые украшения слишком дороги, супруги взялись за рукоделие. Они начали расписывать яйца вручную, а чтобы те не были для дерева слишком тяжелы, выдували содержимое яйца, оставляя лишь нарядную скорлупу. За полвека коллекция, в создании которой принимала участие вся семья и друзья, разрослась так, что хранить яйца уже попросту негде. В 2015 году ветви пасхального дерева, от которого даже по фотографиям дух захватывает, украсили десять тысяч яиц, среди которых, по словам местных жителей, не встретить двух одинаковых. Это вам не елку нарядить - украшать дерево семейство Крафтов начинает за несколько недель до Пасхи! Полюбоваться им приезжают сотни туристов и, вдохновившись чудесной пасхальной традицией, распространяют ее по всему миру.

Яичный масскульт

Живопись, кино, литература, дизайн, даже компьютерные игры - пасхальные яйца проникли всюду. И мы решили за ними поохотиться...

В знаменитом романе русского писателя Ивана Шмелева «Лето Господне», работа над которым длилась аж 14 лет, Пасхе посвящено несколько глав. Все они пронизаны каким-то щемящим сердце теплом, радостью и не требующей пояснений верой - когда читаешь, хочется вернуться в детство и ждать Светлое Воскресенье под ароматы куличей:

«Великая Суббота, вечер. В доме тихо, все прилегли перед заутреней. Я пробираюсь в зал - посмотреть, что на улице. Народу мало, несут пасхи и куличи в картонках. В зале обои розовые - от солнца, оно заходит. В комнатах - пунцовые лампадки, пасхальные: в Рождество были голубые?.. Постлали пасхальный ковер в гостиной, с пунцовыми букетами. Сняли серые чехлы с бордовых кресел. На образах веночки из розочек. В зале и в коридорах - новые красные «дорожки». В столовой на окошках - крашеные яйца в корзинах, пунцовые: завтра отец будет христосоваться с народом. В передней - зеленые четверти с вином: подносить. На пуховых подушках, в столовой на диване - чтобы не провалились! - лежат громадные куличи, прикрытые розовой кисейкой, - остывают. Пахнет от них сладким теплом душистым».

«Я рассматриваю надаренные мне яички. Вот хрустально-золотое, через него - все волшебное. Вот - с растягивающимся жирным червячком; у него черная головка, черные глазки-бусинки и язычок из алого суконца. С солдатиками, с уточками, резное-костяное… И вот, фарфоровое - отца. Чудесная панорамка в нем… За розовыми и голубыми цветочками бессмертника и мохом, за стеклышком в золотом ободке, видится в глубине картинка: белоснежный Христос с хоругвью воскрес из Гроба. Рассказывала мне няня, что если смотреть за стеклышко, долго-долго, увидишь живого ангелочка. Усталый от строгих дней, от ярких огней и звонов, я вглядываюсь за стеклышко. Мреет в моих глазах, - и чудится мне, в цветах, - живое, неизъяснимо-радостное, святое… - Бог?.. Не передать словами. Я прижимаю к груди яичко, - и усыпляющий перезвон качает меня во сне».

А вот у Александра Куприна рассказ «Пасхальные яйца» (1911 год) получился весьма ироничным - но такой уж удалась Пасха у его главного героя...

«Завтра у нас Светлое Воскресение, и я по всем этим вашим кулечкам, сверточкам и картоночкам вижу, что вы несете домой праздничные подарочки: разные там яички со змеями, составные яички с колечками, барашками, цветочками. Ну, вот я вам и расскажу, как через одно пасхальное яичко я лишился наследства, родни и поддержки, и все это в самых отроческих годах». Герой рассказа вручил своему богатому, черствому и вспыльчивому дяде необычное яйцо из цветочного магазина. Если написать на том яйце водой любые буквы и посыпать семенами кресс-салата, то за неделю на его поверхности зеленым цветом вырастали добрые пасхальные слова. Но по случайности или по оплошности продавца дядюшке, который в свои 70 лет очень гордился своей черной шевелюрой, досталось яйцо с надписью из проросшего кресс-салата: «Я был лысым». Так герой остался без наследства.

Само собой, встречаются пасхальные яйца в религиозной живописи. В православной иконописи Мария Магдалина, почитаемая как святая равноапостольная, в отдельных сюжетах изображается редко, в основном как жена-мироносица с сосудом благовоний. Но иногда можно увидеть ее и с красным пасхальным яйцом в руках. Уже знакомый нам пасхальный сюжет запечатлен русским живописцем Василием Верещагиным на картине «Визит Марии Магдалины к Императору Тиберию» - она украшает стену Церкви Марии Магдалины в Иерусалиме.

Яйца Фаберже вообще стали понятием нарицательным, символом дорогого, изысканного подарка. Между тем, Карл Фаберже и ювелиры его фирмы создали первое яйцо в 1885 году по заказу императора Александра III именно в качестве пасхального сюрприза для его жены Марии Федоровны. Оно называлось «Курочка» и было покрыто снаружи белой, под скорлупу, эмалью, а внутри, в «желтке» из матового золота, размещалась изготовленная из цветного золота курочка. Но на этом сюрприз не заканчивался - внутри курочки таилась миниатюрная копия императорской короны из золота с бриллиантами и цепочка с рубиновым кулоном. Вот это писанка, так писанка! Впрочем, всю идею Карл Фаберже заимствовал: в начале XVIII века европейскими мастерами уже было изготовлено подобное яйцо, несколько экземпляров которого хранятся сегодня в музейных коллекциях Дрездена, Вены и Копенгагена. И все же Фаберже так поразил императрицу своим творением, что сразу был признан придворным ювелиром и получил заказ создавать по яйцу ежегодно. Кстати, работа была такой кропотливой и тонкой, что на одно яйцо действительно уходил почти целый год. Эта традиция сохранялась вплоть до царствования Николая II. С 1885 по 1917 год было создано 71 яйцо неописуемой красоты, из которых императорскими считаются 52.

В современной массовой культуре есть метафорическое понятие «пасхалки» - некой загадки, авторского намека, спрятанного внутри произведения, будь то сериал, книга, комикс, игра или даже компьютерный софт!

Вот уж где символизм яйца раскрывается на полную! Считается, что первым «пасхалку» («пасхальное яйцо», Easter Egg) намеренно использовал в 1979 году Уоррен Робинетт, программист компьютерной игры «Adventure». Тогда авторов игры нигде не указывали официально, и тщеславный Робиннет решил спрятать упоминание о себе внутри игры: чтобы попасть в комнату с именем разработчика, следовало отыскать невидимую точку в одной из частей лабиринта и перенести ее в другой конец уровня. Постепенно постмодернистские «секретики» с легкой руки режиссеров, программистов, мультипликаторов стали появляться в самых разных жанрах. Для фанатичных и внимательных зрителей, читателей, геймеров стало особым приключением и удовольствием искать авторские намеки. Например в фильме «Индиана Джонс: в поисках утраченного ковчега» (1981) на стенах древнего храма можно заметить иероглифы в виде роботов из «Звездных войн» R2D2 и C-3PO! А на обложке альбома The Beatles «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band» есть отсылка к The Rolling Stones - кукла Ширли Тэмпл с надписью «Welcome the Rolling Stones». Кстати, несколько месяцев спустя The Rolling Stones ответили коллегам и выпустили альбом, на обложке которого физиономии битлов выглядывают из цветочных зарослей. «Пасхалки» таятся в «Бойцовском клубе», «Заводном апельсине», «Матрице», сериалах «Остаться в живых», «Во все тяжкие», в мультфильмах «Симпсоны», «Алладин», большинстве компьютерных игр, программе uTorrent и массе других произведений. Ищите сами, ведь если вы были хорошими мальчиками и девочками, пасхальный кролик обязательно приготовил для вас сюрпризы!



Это большое яичное расследование навело нас на мысль, что пасхальное яйцо обладает чудесной силой объединять нации и конфессии, детей и взрослых, любителей шоколада и искателей приключений, старинные традиции и самую что ни на есть современность. Обычай христосоваться, «чокаться» яйцами на Пасху, конечно, распространен и на Кипре. Желаем вам счастливой Пасхи и «Καλά τσουγκρίσματα! (калА цугрИзмата), что означает «хорошего чоканья»!

Текст: Екатерина Мошкина

Фаберже является и сегодня, пожалуй, одним из самых известных ювелирных брендов. А всё благодаря драгоценным яйцам, которые выпускались этим ювелирным домом для российской императорской семьи. Сегодня эти произведения искусства являются огромной редкостью, овеяны тайнами, а их стоимость доходит до десятков миллионов долларов. В нашем обзоре малоизвестные факты о самых известных в мире яйцах.

1. Первое яйцо было сделано в 1885 году по заказу Александра III

Традиция разрисовывать пасхальные яйца существовала в России издревле. Следовала ей и императорская семья. Но в 1885 году царь Александр III, сам того не подозревая, традицию эту несколько трансформировал. Решив удивить свою супругу, императрицу Марию Федоровну, он сделал ей особый подарок – яйцо с секретом.


Это было драгоценной яйцо, покрытое белой эмалью, поперёк которого шла золотая полоса. Оно открывалось, а внутри находился золотой «желток». В нём в свою очередь сидела золотая курочка, внутри которой были рубиновые корона и подвеска. Императрица от такого подарка пришла в полнейший восторг.

2. У первого яйца был прототип

Вообще-то Фаберже не сам придумал эту пасхальную матрёшку. По задумке Александра III, пасхальное яйцо с секретом должно было стать вольной интерпретацией яйца, изготовленного в начале XVIII века, 3 экземпляра которого известны и сегодня.

Они находятся: в замке Розенборг (Копенгаген); в музее Истории искусств (Вена) и в частной коллекции (ранее - в художественной галерее «Зелёные своды», Дрезден). Во всех упомянутых экземплярах яиц спрятана курочка, открыв которую, можно обнаружить корону, а в ней - кольцо. Считается, что императору хотелось порадовать супругу сюрпризом, который напомнил бы ей хорошо знакомое изделие из датской королевской сокровищницы.

3. Во всех яйцах Фаберже есть сюрприз

Императрица была так очарована подарком, что Фаберже, сделавший яйцо, моментально превратился в придворного ювелира и получил пожизненный заказ. Он должен был изготавливать по яйцу ежегодно. Условие было только одно – яйцо должно содержать какой-то сюрприз. То, что оно должно быть сделано в единственном экземпляре, даже не обсуждалось.

С тех пор Александр III на каждую Пасху преподносил своей супруге новое драгоценное яйцо. Продолжил эту традицию сын Александра III, Николай II, который в пасхальным праздникам дарил драгоценные яйца своей матери и супруге.


В каждом яйце Фаберже было спрятано крошечное чудо: миниатюрная копия королевской короны, рубиновая подвеска, механический лебедь, слон, золотая мини-копия дворца, 11 крошечных портретов на мольберте, модель корабля, точная рабочая копия королевской кареты и т.д..

4. Большевики недооценили яйца Фаберже и тем самым спасли их


После Октябрьского переворота большевики пытаясь пополнить казну «первого в мире коммунистического государства» распродавали российские художественные сокровища. Они разграбили церкви, продали полотна старых мастеров из музея «Эрмитаж» и взялись за короны, диадемы, ожерелья и яйца Фаберже, принадлежавшие семье Императора.

В 1925 году каталог ценностей императорского двора (короны, венчальные венцы, скипетр, держава, диадемы, ожерелья и другие драгоценности, в том числе знаменитые яйца Фаберже) разослали всем иностранным представителям в СССР. Часть Алмазного фонда была продана английскому антиквару Hорману Вейсу.

В 1928 году из Алмазного фонда были изъяты семь «малоценных» яиц Фаберже и еще 45 предметов.

Впрочем, именно благодаря этой нелестной для создателя ювелирных шедевров оценке, яйца Фаберже были спасены от переплавки.


Таким образом сохранилось одно из самых невероятных творений Фаберже - яйцо «Павлин». Внутри шедевра из хрусталя и золота находился эмалированный павлин. Причем эта птичка была механической - когда её снимали с золотой ветви, то павлин поднимал свой хвост подобно настоящей птице и даже мог ходить.

5. Судьба нескольких яиц неизвестна

Всего для Российского императорского двора Фаберже изготовил 52 яйца, 19 других были выполнены по заказам частных лиц. После революции 1917 года многие были утеряны. До наших дней дошли 62 яйца, из них 10 изделий находятся в коллекции Кремля, часть принадлежит ювелирному дому Fabergé, остальные – в музеях и частных коллекциях.

О нахождении нескольких императорских яиц доподлинно неизвестно. Например, тайной овеяна судьба яйца-несессер, созданного в мастерской Фаберже в 1889 году.


В последний раз это яйцо якобы видели в одном из лондонских магазинов в 1949 году. По слухам оно было продано неизвестному за $1250.

6. Одно из императорских яиц купил скупщик лома драгметаллов за 8000 фунтов

Одно из утерянных императорских пасхальных яиц было найдено совершенно удивительным образом. Это яйцо, принадлежавшее императрице Марии Федоровне, а затем бесследно пропавшее более чем на 90 лет, было приобретено на блошином рынке в США скупщиком драгоценного лома.

Последний раз это изделие Фаберже видели в 1922 году в Москве. Яйцо, изготовленное из золота и украшенное бриллиантами и сапфирами, высотой 8,2 см, было конфисковано большевиками. Дальнейшая его судьба долгое время оставалась неизвестной, пока в 1964 году уникальное произведение ювелирного искусства не пошло с молотка на нью-йоркском аукционе под названием «золотые часы в форме яйца» – за 2 450 долларов.


Американец, купивший золотое яйцо за 8 тысяч фунтов ($ 14 000) не мог знать его истинной ценности. В течение нескольких лет он пытался продать яйцо, храня его у себя на кухне. Устав от безуспешных попыток, он попытался что-то выяснить про изготовителя и набрал в поисковой системе выгравированное на встроенных часах имя. Так он наткнулся на статью Кирана Маккарти, директора королевского ювелирного дома «Вартски» (Wartski). Он позвонил Маккарти, а затем приехал в Лондон с фотографиями своей покупки.

Эксперт сразу узнал на них одно из яиц, созданных известным ювелиром для членов российской императорской семьи.

«Наверно, схожие чувства испытал Индиана Джонс, когда он нашел потерянный ковчег», – так описал свои эмоциижурналистам глава ювелирного дома.

7. Королева Елизавета II владеет тремя императорскими яйцами Фаберже

В коллекции британской королевской семьи есть три императорских пасхальных яйца Фаберже: «Колоннада», «Корзина цветов» и «Мозаика». Цветочная корзинка – самый известный шедевр в этой тройке. Миниатюрный букетик цветов невероятно реалистичен!


Британская коллекция изделий Фаберже является одной из самых больших в мире. Кроме легендарных яиц, в ней есть несколько сотен ювелирных шедевров: шкатулки, рамки, фигурки животных и личные украшения членов Императорских домов России, Великобритании и Дании. Несмотря на размер британской коллекции, это лишь малая часть из 200 000 ювелирных изделий, выпущенных ювелирным домом Фаберже.



Рассказать друзьям