Китайская Вышивка – Искусство вышивки Китая. Самые распространенные виды шелковой вышивки

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Вышивка шелком по шелку - древнее восточное искусство.

Согласно письменным источникам, данный вид прикладного искусства зародился в Древнем Китае, более 2 тысяч лет назад в эпоху Троецарствия.

Сунь Цюань приказал сестре своего главного министра вышить «Карту Царств».

Рукодельница вышила на шелковой ткани, шелковыми нитями горы, реки, города и строения, причем в мельчайших деталях.

В книге «Тайные сокровища Цинов» написано, что мастера вышивки используют иглы, тонкие, как волос. Цвета нитей столь ярки, что слепят глаза, пейзажи и дома размещены с правильной перспективой, а цветы и птицы словно оживают.

В начале XX века с этим видом искусства познакомилась Западная Европа. В 1909 году портрет итальянской королевы Лины был послан в Италию как государственный подарок и произвел там сенсацию.

В 1915 году изображение Иисуса получило первый приз на Панамо-Тихоокеанской международной выставке в США.

Вышивка шелковыми нитями - это сложная и кропотливая работа. Она не подразумевает быстрого выполнения поставленной задачи, а может затянуться на три, четыре и более месяцев.

Особенной терпеливости к себе требуют именно нити, ведь они легко лохматятся.

Что нужно для вышивки:

1. Пяльца;

2. Шелковая ткань;

3. Картонная заготовка или вышивальный комплект;

4. Карандаш, либо мел;

5. Разноцветные шелковые нити;

6. Иголочки с маленькими ушками (короткие 2,5 см).

Процесс вышивания:

1. Закрепить шелковую ткань на пяльцах. Тогда материал будет в меру натянутым, создавая удобство во время работы, натуральным и однотонным. При выборе цвета фоновой ткани стоит обратить внимание на сочетаемость цветов фона и изображения.

2. Приложить картонную заготовку к ткани, обвести её карандашом или мелом. Начинающим вышивальщицам рекомендуется приобретать готовое изображение.

3. Аккуратно закрепить нить на ткани.

4. Далее потребуется воспользоваться всеми нитями, которые есть и как бы заштриховывать все фрагменты изображения. Здесь главное не ошибиться с выбором оттенка, иначе неправильные действия будут безвозвратны и оставят некрасивые дыры.

5. Чтобы вышиваемое изображение казалась объёмным, требуется прошить края мелкими стежками (1-2 мм.), нитками различных цветов.

В Китае такие вышивки декорирую шнурками, и помещают на стены в рамках.

Самые распространенные виды шелковой вышивки

Наиболее распространенными считаются 4 вида вышивки шелковыми нитками. Они отличаются друг от друга сюжетами, техникой исполнения и даже цветовой гаммой:

1. Самой утонченной и элегантной считается вышивка под названием «Су». Ее характерной особенностью является то, что нить, используемая для вышивки, делится на несколько очень тонких частей. Кроме того подобного рода вышивка выполняется исключительно плотными, гладкими и аккуратными стежками. Для создания картины при помощи такой техники необходимо использовать лаконичную и довольно плавную цветовую палитру.

2. Второй вид вышивки шелковыми нитями, техника «Сян». Чаще всего в данной технике изображены различные пейзажи, цветы, животные или птицы. Во время такой вышивки вместе смешиваются совершенно разные по цвету нити и стежки укладываются с некоторой небрежностью.

3. Третий вид - техника «Yue». Картины вышитые в этой технике поражают воображение своими яркими насыщенными цветами, а также наличием серебряных и золотых элементов. На таких полотнах, как правило, изображены драконы или птицы-фениксы. Стежки в такой вышивке должны быть очень точными, ровными и гладкими.

4. И последний, четвертый вид, техника «Шу» . В ней используются весьма разнообразные и можно сказать даже специфичные стежки. Нитки, используемые в этой технике максимально приближенные по цвету к самой основе.

Китайская Вышивка – блестящая жемчужина в искусстве Китая. Это народное ремесло с давними традициями. В Древнем Китае владение вещами с китайской вышивкой символизировало высокий социальный статус.

Однако, национальная экономика развивалась и вскоре вышитые изделия вошли в жизнь простых людей. Китай – первая страна в мире, которая начала использовать шелк. Производство шелковой нити и ткани привело к развитию китайской вышивки.

Вышивание – одно из древнейших прикладных искусств Поднебесной, зародившееся более 3000 лет назад. Первые известные историкам инструкции по вышиванию и украшению одежды встречаются в классической летописи «Шаншу», созданной в период Западной Чжоу (1027-771 гг. до н.э.).

С древних пор в Китае вышивали шелком, шерстью и хлопковыми нитями на самых разных материалах – шелке, атласе, грубой мешковине и т.д. Вышивка шелком по шелку – самая дорогостоящая и изысканная , требующая кропотливой работы и виртуозного мастерства исполнителя. Картины, вытканные шелком, являются настоящим произведением искусства. Меняющие цвет в зависимости от освещения, прозрачные и воздушные вышивки с акварельными переходами света всегда высоко ценились при императорском дворе и в аристократических семьях.


На протяжении долгой истории развития этого вида прикладного искусства с приходом каждой новой династии техника и особенности вышивания менялись, в разных уголках Китая появлялись прославленные вышивальщицы. Девочек и мальчиков готовили к будущей профессии с самого детства , а техника вышивания передавалась из поколения в поколение.

В итоге во всей Поднебесной сформировалось четыре главные школы вышивки, каждая из которых обладает собственным стилем: сяньсюй 湘绣 (провинция Хунань), юэсюй 粤绣 (провинция Гуандун),шусюй 蜀绣 (провинция Сычуань) и сусюй 苏绣 (провинция Цзяньсу, г. ).

На момент правления династии Хань произошел скачок в развитии китайской вышивки, в ее технике и стиле. В этот период времени китайская вышивка официально появилась на свет. Мотивы китайской вышивки варьировались от солнца, луны, звезд, гор, драконов и феникса до тигров, цветов, травы, облаков и геометрических узоров. Многие исторические записи того времени свидетельствуют об этом.

Интересно, что изготовлением китайской вышивки поначалу занимались одни мужчины. Лишь спустя годы они поняли, что нежные руки их женщин подходят для этого лучше . И судя по записям, все женщины в столице Qi (Linzi сегодняшнего Шаньдун) владели искусством вышивки. Они наблюдали за процессом и практиковали это каждый день и вполне естественно, что они были очень искусны в вышивке.

В королевских семьях и в семьях аристократов – все было покрыто вышивкой , даже их номера были украшены множеством вышитых изделий, так что стен не было видно. Вышитые изделия даже захоранивали вместе с их хозяином.

В течение следующего периода трех королевств, заметной фигурой в развитии традиционной китайской вышивки, была жена Сунь Цюаня.

Она была также первой женщиной-художником, попавшей в историю китайской живописи . Она была хороша в каллиграфии, живописи и вышивке. Сунь Цюаню была нужна карта Китая и она сделала ее для него. Она имела репутацию мастера ткачества. В это же время появляются вышитые портреты.

Во время буддийского бума в Кита е, правление Вэй, Цзинь, Суй и Тан династий, китайская вышивка широко используется, как способ чествования статуи Будды. Lu Meiniang из династии Тан вышила семь глав буддийских сутр на крошечном куске шелка! В этот же период появляются новые знания и навыки в вышивке Китая.

Во время Династии Сун произошел пик развития вышивки, увеличилось ее количестве и качество. Китайская вышивка превратилась в искусство, объединив в себе каллиграфию и живопись. Были изобретены современные материалы. Во время правления императора Хуэй Цзун, китайскую вышивку разделили на четыре категории: горы и воды, павильоны, люди, цветы и птицы. В этот период искусство вышивки пришло к зениту. Даже интеллектуалы присоединились к этой деятельности, и она была разделена на две функции: для ежедневного использования и искусство ради искусства.

Зарождение капитализма, возникшее в династии Мин и в китайском обществе, привело к новым мотивам и в китайской вышивке: уточки – мандаринки для любви; гранаты для плодородия, сосны, бамбук и слива для целостности; пионы для богатства и славы.


Династия Цин унаследовала черты династии Мин и поглощает новое из японской вышивки и даже западного искусства.

Новые материалы, такие как позолоченная и серебристая ткань появились в это время. Первая книга по теории и технике китайской вышивки была продиктована опытной вышивальщицей Shen Shou и записана Чжан Цзянь.

В 1911 году она представила вышитый портрет итальянской императрицы в качестве национального подарка. В 1915 году ее работа – портрет Иисуса выиграл первую премию на выставке. Shen преуспела в вышивке и посвятила себя преподаванию и обучению.

Чжан Цзянь был выдающимся промышленником в современной китайской истории. Он создал одну из первых текстильных фабрик, первую нормальную школу, первую текстильную школу и первый музей. Он был страстным в искусстве и культуре, поэтому, когда он узнал о Shen, он решил, что ее зннания и навыки должны быть сохранены.

Однако, она была нездорова и большую часть своего времени проводила в постели, но Чжан вызвался записывать каждое ее слово. Таким образом, это сотрудничество привело к рождению Xue Huan Xiu Pu (Книги вышивки Xue Huan) в 1918 году.

Стили Китайской вышивки

Вышивка Су

Вышивка Су – коротко от Сучжоу – типичный южный город, в котором она зародилась и получила свое название. Сучжоу отражает спокойствие, утонченность и элегантность. Так же и китайская вышивка Су. Вышивка с изображением рыбы с одной стороны, и котенка с другой стороны является хорошим примером этого стиля.

Еще в династии Сун, вышивка Су была уже хорошо известна своей элегантностью и живостью. В династии Мин, под влиянием школы живописи Ву, она стала соперничать с живописью и каллиграфией в художественности. Жена Сунь Цюаня, и Shen Shou из династии Цин были мастера из этой области. Вышивка Су преобладала в королевских гардеробах и на стенах. Даже сегодня она занимает большую долю рынка в Китае и в мире.

Вышивка Шу

Вышивка Шу была создана в провинции Сычуань. Китайская вышивка Шу характеризуется изысканностью и живостью. Самая ранняя запись о вышивке Шу была сделана во времена династии Западная Хань.


В то время, вышитые изделия были роскошью и пользовалась ими только королевская семья.

В династии Цин, Вышивка Шу вышла на рынок. Стиль стал более элегантным и охватывал более широкий диапазон. На вышивке стали изображаться, репродукции картин, шаблоны дизайнеров, пейзажи, цветы и птицы, драконы и феникс, древние монеты.

Народные истории, как Восемь Бессмертных Пересекают море , сороки на сливе и китайские утки играют на воде – были любимыми темами. Модели с сильно выраженными местными особенностями были очень популярны среди иностранцев в то время. Эти местные особенности включали лотосы, карпов, бамбуковый лес и панд. Некоторые покупали вышитые юбки и использовали их в качестве занавесок!

Вышивка Сян

Вышивка Сян – искусство из провинции Хунань, свое название она получила благодаря реке, протекающей на этой территории. Вышивка Сян насчитывает историю более двух тысяч лет, за это время она стала особой отраслью местного искусства. Популярность она завоевывает с каждым днем. Помимо общих тем наблюдаемых в других стилях, она впитала элементы каллиграфии и живописи. Ее уникальность в том, что делают ее по образцу картины, но не ограничивается ею. Возможно поэтому, кажется, что цветок издает аромат, птицы поют, тигр бежит, а человек дышит.

Вышивка Юэ

Вышивка Юэ – кантонский стиль вышивки. Считают, что история этого стиля началась с династии Тан, так как Lu Meiniang, вышившая семь глав буддийских сутр, была родом из провинции Гуандун. Раньше эту территорию называли Кантоном. Портреты, цветы и птицы являются наиболее популярным темами китайской вышивки Юэ. Кроме того,в ней используются насыщенные цвета для сильного контраста, что дает великолепный эффект. Часто изображаются сотни птиц, рыбы, омары, бергамот.

Другие стили китайской вышивки

Одними из самых известных и умелых вышивальщиц в Китае считались мастерицы шанхайского семейства Гу, слава о которых разнеслась по всей стране. Их работы назвали настоящим чудом света. По преданию, вышивальщицы Гу не приступали к работе, если лил дождь или дул сильный ветер , так как это могло сказаться на их чутком настроении. Только когда за окном светило солнце и щебетали птицы, мастерицы брали в руки иголки и стежок за стежком создавали настоящие произведения искусства.

Вышивка Цзяо Гу отличается от других местных стилей тем, что она возникла в семье Гу Мин Ши, во время династии Мин в Шанхае. Она специализируется на живописи и каллиграфии. Изобретательница была наложницей первого сына Гу Мин Ши. Позже Хан Си Мен – жена второго внука Гу Мин Ши разработала стиль и технику, и имела репутацию “Святая Игла”. Некоторые из ее шедевров хранятся в Запретном городе .

Зародилась в городе Сучжоу свыше 2000 лет назад, в эпоху Троецарствия. Стиль вышивки сформировался окончательно во время правления династии Сун (960-1279 гг.), а во время династии Цин (1644-1911 гг) – она достигла своего расцвета и наибольшей популярности. В Древнем Китае секреты этого искусства передавали от мужчины к мужчине, или в крайнем случае, жене сына, но не дочерям.

Сучжоуская вышивка сочетает в себе графику, живопись и рукоделие . Вышиваются изделия тонкими иглами и шелковыми нитями. Созданные изделия выглядят очень натурально и кажется, что они вот-вот оживут. На вышивке можно рассмотреть мельчайшие детали изображенного предмета. Узелки в китайской вышивке прячутся так, что обе стороны выглядят лицевыми.

Вышивка этнического населения

Среди этнических групп Бай, Боуи и Мяо – люди также имеют большой опыт в китайской вышивке. Их вышитые изделия отличаются резким контрастом цвета и примитивным дизайном. Вышитые тибетская танка (картина-свиток) показывает их страсть к религии.

Сычуанская вышивка

Сычуанская вышивка – шусюй была широко известна уже 1000 лет назад . Рукодельницы при вышивании используют 100 видов стежков и швов, благодаря которым они достигают необычайной реалистичности изображений – цветов, птиц, рыб, пейзажей, людей и животных.

Среди прочих жанров особенно славятся сычуанские лотосы, карпы и петухи. Глядя на картины, созданные сычуанскими вышивальщицами, даже не верится, что это вышивка: полотно выглядит точно нарисованное – настолько маленькие незаметные стежки и нежные краски используются при его создании.

Мастерицы школы сусюй, которая насчитывает более 2000 лет, владеют 40-ми видами швов и используют более 1000 видов нитей для вышивания. Традиционными рисунками на вышивках являются разные животные, птицы и деревья, но особого мастерства вышивальщицы достигли в создании на ткани изображений кошек , каждая шерстинка которых и сверкающие глаза выглядят как настоящие.

Как и в других видах традиционного китайского искусства, орнаменты, изображения и цвета, используемые при вышивании, символичны и полны скрытого значения. Так, например, рыбы символизируют благосостояние и богатство , бабочки – счастье, распустившийся лотос – символ верности и непорочности, птицы – свободы, сливы и персики – плодородия, изобилия и богатого потомства.

Основными цветами при вышивании были синий – символ неба, белый – символ чистоты, красный – символ огня, счастья и радости, черный – символы воды, вечности и пространства и желтый – цвет императора и символ земли, власти, мечты.

Китайская Вышивка также украшала надкроватные пологи – обязательная часть приданого невесты, зонтики, веера, халаты, туфли, подушки, кисеты, перчатки и другие личные предметы.

Просмотры: 76

Китайские наборы для вышивания постепенно набирают популярность среди вышивальщиц. Поэтому сегодня хочу немного систематизировать мой личный опыт работы с китайскими наборами для вышивания . На самом деле, несмотря на территориальную близость Китая к месту моего жительства, я не так уж много вышиваю по наборам китайского производства. И тому есть разные причины. Собственно, о них и будет весь мой пост… Всем, кто только хочет попробовать вышить картину по китайскому набору для вышивания, советую прежде ознакомиться с моими наблюдениями, а потом делать свой вывод.

На самом деле, в моей личной копилке отшитых наборов всего три — китайского производства, один из которых я просто безжалостно выкинула, а два других украшают стены в комнате дома — — и у мужа в офисе — .

Для начала покажу картинки производителей, с которыми я на данный момент имела возможность встретиться.

Сразу скажу — левый верхний вообще не выдерживает никакой критики , а потому я бы покупать наборы этого производителя не рекомендовала. Слишком велик шанс получить все минусы в одном наборе…

А два других, особенно правый нижний, вполне заслуживают внимания.

Но теперь подробно обо всём. И предлагаю сразу же начать с негативных моментов, с которым вы можете столкнуться.

Китайские наборы для вышивания: о минусах

1. ключ к схеме на китайском языке

Поскольку наборы китайского производства, естественно, что и все комментарии к схеме, ключ и инструкции тоже будут написаны по-китайски. Для тех, кто ни разу не сталкивался с такими символами, многое будет не понятно. Хотя, если у вас есть большой опыт в вышивке, вы, скорее всего, сможете со временем разобраться, что к чему.

Кстати говоря, я могу помочь разобраться с расшифровкой ключа к схеме, если вы пришлёте мне на е-майл (info@сайт) письмо с фотографией ключа. 😉

А ещё я подготовила статью о том, как разобраться в , где рассказала и показала основные варианты ключей.

2. риск ошибки в цветовой гамме

Пожалуй, это самый критичный «минус» и опасность при работе с китайскими наборами для вышивания. Потому что «на глаз» определить очень сложно, подходят ли вложенные нити мулине под цветовую гамму заявленного дизайна. Так, несколько лет назад, едва моё увлечение вышивкой крестом начало набирать обороты, муж купил мне в Китае один набор… Очень уж ему понравился дизайн — с волками. Меня всегда увлекали вышивки большого размера и вот, один такой набор я решила начать вышивать.

Как я говорила выше — этот набор я выкинула (во время переезда на новое место жительства). Потому что я отчётливо осознавала, что не смогу заставить себя дошить это безобразие. Во-первых, там явно были проблемы с цветовой палитрой — едва я начала вышивать, как сразу же поняла это. И чем дальше шила, тем больше убеждалась в том, что цвет вообще не соответствует тому, что нарисовано на картинке. Кроме того, в этом конкретном наборе была не очень хорошая схема (если увеличить картинку, можно увидеть, что она трехцветная и довольно мелкая). Да и качество мулине оставляло желать лучшего. В общем, я просто бросила эту работу, решив не тратить на неё драгоценное время.

У меня встал вопрос, что делать с двумя другими наборами этого же производителя. И ответ пришёл сам собой — в гости тогда ко мне приехала моя тётя, которая говорила, что у них трудно достать готовые наборы и мулине, потому что живут они в далекой глубинке. И я, предупредив, что наборы китайские могут оказаться «с браком», отдала ей их. Потому что можно было нитки от набора использовать в другой вышивке. Но моя тётя оказалась не из ленивых. И она вышила один набор. Который, кстати сказать, ранее я показывала в посте про . Вот результат этой работы.

3. этические соображения

В связи с активной пропагандой защиты авторских прав, да и с ростом осознания нравственных основ, становится понятно, что воровство в любом виде — это преступление. Почему эта тема всплывает сейчас? Потому что зачастую (не все, конечно!) китайские производители берут известные схемы (того же Dimensions), и «перекраивают» на свой лад. Вкладывают свою канву, нити, чуть видоизменяют значки, используемые в схеме… И тут уже сложно становится разобраться — изготовлен ли этот набор как «точная копия» или как «вольная интерпретация». К примеру, моя — фактически такой же дизайн есть у Dimensions (circle of volves). И на глаз отличить разницу между оригинальным набором и китайским, на мой взгляд, сложно.

Сделала для сравнения даже коллаж (его можно увеличить, если кликнуть по картинке): в центре моя вышивка по набору китайского производства, а по краям слева и справа по наборам Dimensions.

4. качество мулине

Конечно, каждый набор будет немного отличаться по качеству. Но в целом скажу главное: я привыкла к довольно высокому качеству мулине DMC, и невольно сравнивала с ним. Так вот, китайское мулине менее шелковистое, чуть более толстая сама ниточка. Хотя в целом, назвать существенным минусом это вряд ли возможно, но упомянуть об этом, я считаю, тоже необходимо.

Китайские наборы для вышивания: о плюсах

1. низкая цена

Безусловно, 300 рублей, которые я отдала за набор «Волков» против 660 рублей оригинала, это существенно. А есть наборы, которые стоят чуть дешевле. Конечно, при том непременном условии, что покупать вы их будете непосредственно в Китае. Не уверена, что сейчас можно купить в России за такую же цену качественные китайские наборы, ведь доставка и растаможивание груза повлекут за собой увеличение цены у продавца. Для меня было хорошим вариантом покупать наборы либо при личной поездке в Китай, либо заказывать знакомым, которые туда отправляются. Хотя я уже давно не покупала китайских наборов для вышивания, потому не могу реально соотнести цены…

2. приемлемое качество

Конечно, при том условии, что вы уже знаете, какую фирму-производителя брать стоит, а какую нет. Для примера два надежных производителя я привела уже выше. И, конечно, за ту цену, что мы отдаём за китайский набор не стоит ожидать высшего качества. Но и не совсем низшего всё-таки.

3. разобранные нитки на органайзере для мулине

Я уже неоднократно писала, как лично меня удивляет эта, вроде бы мелочь, в английских наборах… Но лично мне приятнее сразу открыть набор и начать вышивать, а не тратить время на разбор «косичек» по цветам и поиск а, придумывая его из подручных средств…

Только лишь за это я уже очень благодарна китайским производителям, которые не ленятся и разбирают всё мулине по цветам.

4. обработанная канва

Ещё один большой плюс — это производственным образом . Не нужно тратить время и на это.

Кроме того, плотная и хорошо накрахмаленная канва отлично ложится в пяльцы.

Ещё раз напомню, что это касается качественно выполненных наборов. Уже упоминавшийся ранее набор, которым я осталась не довольна, не имел этой приятной «опции».

5. зачастую цветная, довольно крупная схема

Это тоже немаловажно при работе с большими вышивками. Чтобы не теряться в символах и легко следить за процессом, лично мне было очень приятно, что и у бамбуков и у волков схемы были очень хорошие.

Китайские наборы для вышивания: ИТОГИ

На что обратить внимание при выборе .

Конечно, если вы покупаете набор по Интернету, сложно будет оценить его качество. Но тем не менее, попытайтесь выяснить следующие важные моменты:

  • изображение на обложке — насколько качественно проработана картинка;
  • обработана ли канва;
  • разобрано ли мулине на органайзер;
  • цветная или трехцветная (черно-белая) схема прикладывается к набору.

Обычно этих показателей бывает достаточно, чтобы понять, качественный ли перед вами набор или нет. Если все пункты соблюдены, риск, что будет ошибка в самой схеме или в цветовой гамме конечной работы, будет невелик. Если же хотя бы один пункт не соблюдается, стоит уже подумать, покупать такой набор или нет.

Если у вас есть возможность открыть упаковку и посмотреть внутрь, обязательно сделайте и это, тогда вы наощупь сможете убедиться в качестве ниток и канвы.

Ну, а что касается точности передачи цветовой гаммы, тут только на свой страх и риск… 😉 Либо покупайте уже проверенные наборы. К слову сказать, из трех производителей, с которыми я сталкивалась, тот, что на коллаже правый нижний — самый достойный, на мой взгляд. Но, насколько я помню, он был и одним из дорогих…

Рисунок иглой – именно так можно назвать вышивку гладью, которая берёт своё начало в Китае. Именно китайская вышивка в интересной технике - гладью - в подборке со схемами, по которым её делают, поражает своей реалистичностью и красочностью.

Учимся правилам китайской вышивки гладью со схемами и описанием

Считается, что родиной данной техники является Китай. Именно в этой стране традиции и секреты мастерства передаются из поколения в поколение. Поэтому неудивительно, что именно китайцы добились такого уровня выполнения своих работ, которые так и хочется назвать шедеврами.

Техника вышивки гладью является самой простой, которой можно научиться, но в то же время считается самой сложной, потому что добиться идеальных стежков можно далеко не с первого раза. Гладь прекрасно передаёт игру света и тени, а также цветовые нюансы, поэтому пейзажи, портреты и цветочные композиции рукодельницы предпочитают выполнять именно данной техникой.

Для того чтобы овладеть этим искусством, начинающие рукодельницы должны научиться основным стежкам и правильному подбору инструмента. Инструменты понадобятся самые простые: нитки, игла, пяльца и ткань-основа. Для первых опытов лучше всего подойдёт бязь, которая отличается плотностью, но одновременно и эластичностью, и отлично держит форму. Перед началом вышивки ткань необходимо тщательно прогладить утюгом. Для первых своих картин лучше выбрать нитки мулине, которые обладают мягкостью и эластичностью. Особенное внимание стоит уделить хлопковым нитям, которые очень просты в обращении по сравнению с шерстяными и шёлковыми нитками.

Одним из наиболее доступных способов вышивки является вышивка штрихами. Нужно закрепить на изнаночной стороне плоский узел, вывести нить на лицевую сторону и выполнить короткий «штрих», равный буквально 2-3мм. Затем снова вывести нить на лицевую сторону и продолжить делать стежки, которые могут быть различной длины, но обязательно плотно прилегать друг к другу.

Рассмотрим небольшой мастер класс по технике выполнения глади. Работа должна начинаться с выполнения контура. Схемой для вышивки может послужить любой рисунок. Для первых работ идеальным решением будет взять обычную детскую раскраску, рисунок которой на ткань можно перенести при помощи кальки, термокарандаша и утюга.

Самый первый стежок должен быть выполнен «вперёд иголку». Нить раз за разом выводится на лицевую сторону полотна, постепенно обводя контур элемента, а с помощью штриховых стежков заполняется вся его внутренняя часть.

Некоторые элементы схемы можно выделить объёмом и сделать их более рельефными, для этого нужно швом «вперёд иголку» прошить и заданные места. Этот приём называется «настил». В конце его следует закрыть обычными гладьевыми стежками.

Эта техника является одной из немногих, где нет жёстких правил исполнения. Стежки могут ложиться друг на друга, чтоб создать объём, также можно их выполнять внахлёст. Но чтоб полотно было идеальным, а поверхность ровной, нужно делать стежки одинаковой длины.

Также немалое значение имеет наклон стежков, именно от него будет зависеть общее впечатление от вышивки.

Как уже упоминалось выше, китайская гладь по своему исполнению не отличается от обычной глади. Их разница в том, что китайская техника собирает в себе целый ряд требований и доступна лишь опытным мастерицам. Нужно добиться невероятной аккуратности и чёткости шага стежка, прежде чем решиться на неё.

В Китае самыми известными провинциями, в которых работают вышивальщицы, являются Цзяньсу, Хунань, Гуандун и Сычуань. В каждой из них есть свой стиль исполнения вышивки. Мастерицы первой школы знают 40 швов, а также работают с тысячей видов нитей. Приёмы этой школы отличаются довольно сложными рисунками и тонкостью работы мастериц. Каждая деталь, даже шерстинка у животных вышита отдельно, поэтому работы получаются очень качественными, красивыми и живыми.

Во второй школе отдают предпочтение вышивке тигров.

Именно здесь вышивка выполняется шёлковыми нитками по шёлковому полотну, для работы с изображением используется более 70 видов укладки стежка. Кроме разнообразия приёмов, вышивальщицы пользуются специально обработанными нитками, чтоб они не ворсились и не махрились.

В третьей провинции отличительной чертой является богатство красок, геометрически правильные узоры. Здесь довольно часто можно встретить изображения фениксов и драконов.

Четвёртая провинция использует 100 видов стежков, обычно здесь вышивают пейзажи, людей и природу.

Разберем некоторые особенности китайской вышивки гладью

Отличить китайскую вышивку довольно просто, стоит только детально рассмотреть работу. Стежки одного цвета укладываются рядками, не заходя за границы другого цвета. Вышивают с «настилом», используя прямую или косую гладь. Каждый элемент делят на несколько частей, а затем в определённой последовательности заполняют каждую по отдельности. Вышивка начинается с более тёмных тонов у контура и заканчивается более светлыми тонами у середины.

Для вышивки одного цвета подбирается минимум три оттенка, чтоб передать естественность изображаемого предмета.

Видео по теме статьи

В завершение статьи хочется добавить несколько видео, которые более наглядно смогут показать прелесть китайской вышивки гладью.

Сегодня мода часто возвращается к традиционным фольклорным сюжетам, народному костюму, и, конечно, рукоделию. Модельеры все больше уделяют внимание уникальности изделия, которое выполнено вручную, и делают главным элементом своих коллекций различные виды национальной вышивки. Часто именно вышивка в китайском стиле становится предметом переосмысления в современной моде: дизайне одежды, аксессуаров, а также интерьере. Сегодня мы поговорим о том, откуда китайская вышивка берет свое начало, какую символику имеют ее сюжеты, и какую роль она играет в современной моде.

Китайская вышивка. Фото: okvedu.ru

Вышивка в Древнем Китае

Китай - это страна, имеющая уникальную культуру, совершенно отличающуюся от европейской, в ней соединяются национальные мотивы разных народов Востока и богатая тысячелетняя история страны. Вышивка – один из важнейших элементов китайского фольклора, в этой стране она является не просто частью бытовой жизни человека, но и настоящим искусством. Начинается история китайской вышивки еще в Древнем Китае около 1 тысячи лет до нашей эры, однако благодаря тому, что на Востоке принято сохранять традиции, мы можем видеть элементы древней вышивки и в работах современных рукодельниц.


Китайская вышивка. Фото: livemaster.ru

Изначально вышивка была прерогативой одних только богачей, ей украшали одежду придворной знати и интерьеры императорских дворцов. Рукоделием занимались даже жены императоров, уделяя этому виду прикладного творчества особое внимание. Однако впоследствии вышивка перешла в бытовую жизнь китайцев, становясь элементом фольклора - в нее привносились сюжеты из народных легенд, мифов, сказок. Своего расцвета китайская вышивка достигла в период правления династии Сун: активно совершенствовались техника вышивания, материалы и инструменты, которыми пользовались китайские рукодельницы.

Изначально создание вышивки доверялось преимущественно мужчинам, но со временем перешло в более искусные руки женщин.

Прошло уже несколько тысячелетий, но этот вид прикладного искусства не только не был забыт, но стал настоящим народным достоянием - до сих пор то, что под силу китайским мастерицам, не смогла повторить ни одна машина.

Особенности китайской вышивки

Так чем же так уникальна китайская вышивка, кроме того, что она имеет тысячелетнюю историю? Безусловно, это очень кропотливый и долгий труд, один подбор материалов может занимать несколько часов, ведь для того, чтобы получались такие реалистичные пейзажи, как у китайских мастериц, нужно тщательно подбирать оттенки, толщину нитей. В Китае этому искусству обучают с самого детства, и все секреты данного мастерства передаются по наследству.

Одной из самых популярных и известных в мире техник создания китайской вышивки является техника «шелк по шелку».


Вышивка "Шелк по шелку". Фото: okvedu.ru

Вышивание таким способом, действительно требует особенной многолетней подготовки. При создании шелковых картин требуется от 100 различных нитей и стежков, которые располагаются очень плотно друг к другу, создавая эффект трехмерности. Самым высоким уровнем мастерства считается создание двусторонних картин, вышивка накладывается на полотно сразу с двух сторон. Обыкновенно, произведения, созданные подобным образом, размещаются в тонкой стеклянной рамке. В современном мире трудно встретить людей, которые владеют этим искусством и при этом не живут в самом Китае, однако даже в России существуют уникальные таланты, которые создают шедевры таким непростым образом.

Безусловно, сильная зависимость китайской вышивки от региона, в котором она произведена, тоже является ее особенностью. По такому принципу выделяют несколько школ китайской вышивки: сяньсюй, юэсюй, шусюй, сусюй. В каждой школе имеются свои определенные краски, материалы, мотивы, символы.

Школа «Юэ»

Это одна из самых древних школ вышивания, она впитала в себя множество элементов китайского творчества, и ее стиль является своеобразным результатом такого смешения. Одной из основных черт вышивки «Юэ» являются яркие краски, в основном ярко-синий, золотой, зеленый. Самым частым сюжетом является изображение мифических птиц, павлинов с длинными переливающимися хвостами, в связи с этим в этой вышивке используются перья, которые превращаются в особенную нить.


Вышивка "Юэ". Фото: liveinternet.ru

Школа «Сян» (Сянсюй)

Название данной школы происходит от реки «Сян», которая протекает в месте, где сформировался этот стиль. Основные особенности данной вышивки: крупное изображение предмета, обычно животных (львов, тигров, птиц), отсутствие изнанки, так как вышивка наносится сразу с обеих сторон. На внешний вид вышивки «Сян» также повлияло искусство каллиграфии, которое широко используется в Китае. В изделиях, созданных при помощи данной техники, присутствуют яркие акценты - это достигается применением более заметных стежков, а не броских красок. Этот способ используется в основном в украшении одежды.


Вышивка "Сян". Фото: liveinternet.ru


Вышивка "Сян". Фото: search.fotki.com

Школа «Шу»

Школа «Шу» знаменита своей техникой изменения плотности нити: этот прием позволяет придать изображению объем. Толщина нити в данном виде вышивки может быть разнообразной, все зависит от того, что задумала рукодельница. Цвета в вышивке «Шу» приглушенные - соответствуют натуральным. Основным сюжетом являются опять же природные мотивы, в том числе панды, которых много в этом регионе.


Вышивка "Шу". Фото: tomatoz.ru

Школа «Су»

Свое название школа «Су» берет из названия города Сучжоу, в котором она появилась. Вышивка данной школы является наиболее известной во всем мире. Все благодаря невероятной тонкости, изящности, с которой выполнены работы в данном стиле.

Изделия с применением техники «Су» высоко ценились при дворе императора за особенный элегантный дизайн, а так же проработанность рисунка.

Стежки на вышивке практически невозможно различить из-за плавных цветовых переходов и высокой плотности рисунка. Основным мотивом вышивки является природа, в особенности деревья и цветы. На картинах в стиле вышивки «Су» они выглядят впечатляюще реалистично.


Вышивка "Су". Фото: http://azialand.ru

Символика: Что можно понять по сюжету вышивки?

В каждой культуре вышивка является таким же элементом фольклора, как и сказки, песни, легенды. Сюжеты, изображенные на вышивках, несут определенную смысловую нагрузку, имеют свою символику. Культура Китая всегда была тесно связана с природой, поэтому, не удивительно, что одним из самых частых мотивов является изображение растений и животных. Они тоже имеют особенное значение и размещаются на одежде или мебели с определенной целью.

Богач – бедняк

В древнем Китае, как и во многих других странах, существовало деление на сословия. Отличить эти сословия друг от друга помогала, в том числе вышивка на их одежде. Например, на вышивке воина принято изображать тигра, леопарда, льва, поскольку эти животные издревле считались символом воинской доблести.


Вышивка Тигр. Фото: china-inc.ru


Вышивка Цилинь. Фото: emaze.com


Вышивка Леопард. Фото: pu-yi.narod.ru

А на вышивке чиновника часто изображались птицы, например, журавль, павлин, гусь. Птицы являются посланниками бога, а поскольку бог в древнем Китае отождествлялся с императором, то и птицы как бы являлись слугами императора.

Интересно, что в этих изображениях существовало определенное ранжирование: если вы видите на одежде чиновника изображение сороки или перепелки, то положение на службе у него низкое, а если изображен журавль, то вы стоите перед очень значимой особой.

Если же журавль изображен на одежде простого человека, не являющегося чиновником, возможно, он только желает получить высокий чин.

Также у каждой императорской династии существовало определенное символическое животное, которое изображалось на царской одежде, например, лев, журавль, цилинь. Однако универсальным для одежды правителя являлось изображение драконов. Дракон - одно из самых почитаемых животных в китайской мифологии, он олицетворяет силу, мощь, великодушие. На одежде императора было принято размещать сразу пять драконов, этот рисунок был доступен только высшему лицу в государстве.


Вышивка Дракон. Фото: pinterest.dk

Мужское – женское

Как и во всех культурах в вышивке Китая есть определённые изображения с женской и мужской символикой, например, феникс и дракон. Феникс часто изображается на женском костюме и является символом милосердия, благополучия, тепла, пристойности. Иногда феникса изображают фрагментами: только крыло или роскошный хвост. Также частым является изображение феникса на свадебных нарядах, так как это мифическое существо в китайской культуре покровительствует браку. В свою очередь, дракон являлся символом мужественности, силы, благородства и размещается на костюме мужчины.


Китайская вышивка свадебный наряд. Фото: mylitta.ru


Китайская вышивка свадебный наряд. Фото: aminoapps.com

Лисица тоже может являться символом женственности, считалось, что, когда лисице исполнялось 50 лет, она может превратиться в настоящую женщину.

Долголетие и здоровье

Если вы хотите «жить долго и счастливо», то для своей одежды вам нужно выбирать вышивку с изображением черепахи, журавля или бамбука. Черепаха является символом вечности во многих культурах, и Китай не исключение. Существует даже особенный орнамент вышивки под названием черепаха, выполненный в виде ее панциря.

Орнамент черепаха. Фото: china-inc.ru

Вышивка журавли. Фото: silklandia.ru


Вышивка бамбук. Фото: bestpodarki.ru

Также символом долголетия является и журавль, для птицы возраст жизни сроком около 50 лет, является достаточно долгим, именно эту особенность подметили древние китайцы. Если же вы хотите быть здоровым, смело вышивайте изображение бамбука, который является символом стойкости, здоровья и долголетия, ведь он на самом деле используется в лекарственных целях.

Кроме зооморфной символики в китайской вышивке есть много повторяющихся орнаментов, которые неизменно вышивались на одежде или текстильных изделиях, например, гора - это опора мироздания, центр вселенной, а водоросли, которые часто изображались внутри геометрической фигуры, - символ природной чистоты, огонь - острого ума.

В современной моде

Что такое шинуазри?

На данный момент одной из главных тенденций в современной моде является этническая тема. Уникальность национального костюма может вдохновить на совершенно необычные дизайнерские решения.

Китайский стиль уже несколько сезонов является одним из самых используемых в современной моде, увлечение всем восточным, китайским даже получило свое наименование - «шинуазри».

Шинуазри – это стилизация элементом средневековой китайской культуры в европейской архитектуре, дизайне. Заимствование происходит и в моде. Модельеры повторяют покрой традиционных китайских рубашек, костюмов, платьев и, конечно, технику вышивки, которая является национальной гордостью Востока.

Очень часто китайская вышивка используется для украшения обыкновенной европейской одежды, делая ее утонченной, замысловатой. Иногда сюжеты вышивки трансформируются воображением дизайнеров в более европеизированную форму без мифических животных, иероглифов, зато остаются изображения растений в китайском стиле: сакура, бамбук, магнолия, персиковое дерево, - все это можно встретить на нарядах современных модниц.

Китайская вышивка на платье. Фото: liveinternet.ru


Китайская вышивка на платье (gucci spring summer 2015). Фото: vogue.com

Древнее китайское искусство широко используется и в высокой моде, часто на подиуме можно увидеть модель в платье, на котором заметна китайская вышивка. Модные дома вроде Valentino, Gucci, Dolce & Gabbana ежегодно эксплуатируют тему китайской вышивки на мировых подиумах и всегда остаются в выигрыше, ведь такая скрупулёзная работа не может не восхищать своим великолепием.



Рассказать друзьям