Где учат читать ребенка. Алфавит с раннего возраста

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Современным детям очень трудно, так как в школе к первому классу ребенок уже должен уметь читать, знать слова и буквы. Потому вам нужно будет заинтересовать своего малыша, раскрыв перед ним удивительный мир букв, слогов и новых выражений.

Первое что нужно сделать для того, чтобы научить ребёнка чтению быстро и легко – нужно купить ему правильный словарь. Купленная вам книга должна пояснять ребенку, как буквы составляются в слоги, как читать по слогам. Позже ребенок научится правильно читать целыми предложениями.

Научить ребёнка эффективно и очень быстро читать гласные и согласные буквы, нужно будет начать с простого. Выучите с малышом такие главные, как «а», «о», «у», «ы» , «э». Повторите эти уроки, пока они не дойдут у ребенка до автоматизма. Далее введите в обучение твердые звонкие согласные, такие как «м» и «л». Обязательно обратите внимание на то, что произносить звуки нужно четко, не «эм» и не «мэ», а только четко и ясно «м». Следующими в обучении ребенка читать будут звуки глухие и шипящие, это ж,ш,к,д,т и т.д.

Обязательно закрепляйте и повторяйте с малышом материал, так он лучше закрепиться в памяти ребенка. Смотрите с малышом обучающие видео, повторяйте пройденные уроки и очень скоро вы сможете научить ребенка 6 лет распознавать целые слова, быстро и правильно их прочитывать по слогам.

Учим слоги

Когда малыш 6 лет будет уверенно ориентироваться в распознавании звуков, вы сможете сделать следующий шаг – научить его правильно произносить простые слоги. Желательно, чтобы такие уроки для ребенка проходили в игровой форме. Разберите с малышом простой слог, по типу «ма». Вы должны научить ребёнка тому, что буква «м» бежит к букве «а», звуки произносятся слитно и неотрывно друг от друга.

Когда у ребенка появится навык произношения звуков по слогам, он будет говорить быстро и правильно, вы сможете начать давать ему произносить более сложные слоги, такие как «жу», «вэ», «до». Пройдите уроки по закреплению пройденного материала в игровой форме. Посмотрите обучающие видео, они помогут малышу 6 лет быстро и легко освоить слоги.

Когда у ребёнка начнет получаться читать по слогам, начинайте ему давать сложные слоги, такие, в которых гласная стоит перед согласной. Это позволит малышу 6 лет правильно понять механизм составления слогов, а позже у ребёнка начнет получаться читать слитно слова быстро и легко.

Дидактическая игра

Легко научить ребенка чтению по слогам и слитно поможет интересная дидактическая игра. Вам нужно будет подготовить бумажечки с буквами а, б, в, д, н. Возьмите кукольную посуду, а также маленькие стульчики. В чем заключается игра:

  1. Рассаживаем на стульчики буквы, перед каждым стульчиком ставим столик и на столике ставим чашки из посудного набора.
  2. Расскажите ребенку, что буква «а», ходит по очереди на чай к другим буквам.
  3. Игра подразумевает, что вы будете произносить слог «ба», когда буква «а» будет приходить в гости к букве «б».

Игра не обязательно должна происходить в форме чаепития. Буквы могут кататься на машинке, встречаться в гостях у мягких игрушек и так далее. В сюжете, по которому будет развиваться игра, ориентируйтесь на интересы ребёнка.

Дидактическая игра поможет заинтересовать ребенка 6 лет и подвести его к чтению слова слитно. Учиться быстро читать слоги и слова в игровой форме – это лучший вариант для малышей, так как на кроху не оказывается давление и ему игра интересная. Конечно же, игру нужно сразу заканчивать, когда вы видите, что у ребёнка пропал интерес. Переключите кроху на что-то другое, посмотрите вместе обучающее видео, которое будет полезно для крохи возрастом 6 лет.

Учим беглому чтению

Когда кроха 6 лет сможет уже правильно произносить слоги, вы можете начать ему давать читать первые простые слова, такие как «кот», «сыр», «дым» и другие. Следите за тем, чтобы малыш произносил слова, которые он читает, раздельно. Ваша задача сразу научить кроху прочитывать слова правильно.

Для обучения чтению в домашних условиях вы можете распечатать много букв и составлять из них варианты слов для прочтения. Можете воспользоваться магнитной доской, с такой игрушкой можно придумать разные обучающие уроки, на этот счет в сети есть много видео. Главное чтобы беглое чтение и обучение ему было представлено малышу в игровой форме, тогда уроки будут приятными для малыша.

Чтобы научить кроху чтению слитно правильно, чтобы малыш умело произносил слоги, существует 10 универсальных советов, которыми должны пользоваться все родители.

  1. Играйте с малышом – самый лучший и важный совет из 10. Кроха не должен воспринимать занятие как обязанность, это должна быть легкая и очень приятная забава, которая будет занимать малыша на какое-то время.
  2. Никакого насилия во время обучения быть не должно. Если малыш не хочет заниматься – лучше не заставляйте его, иначе вы отобьете всю охоту к обучению. Это второй по значимости совет из 10.
  3. Третий очень важный совет из 10 – сразу учите кроху правильному произношению. Он должен знать, что звук произноситься именно «р», а никак не «рэ» или «эр».
  4. Просите своего маленького ученика прочитывать и даже заучивать слоги, а не отдельные буквы, так процесс обучения пойдет намного проще.
  5. Повторение по время занятий обязательно. Повторяйте все, что было пройдено до этого, так материал лучше отложиться в памяти малыша.
  6. Никогда не забегайте вперед и постарайтесь идти от простого к сложному. Можете смотреть с крохой разные обучающие мультипликационные видео, постепенно увеличивая уровень сложности.
  7. Обучайтесь не только дома за столом. Просите малыша прочитать слоги на рекламных щитах или вывесках магазинов, а ярком журнале или в газете.
  8. Приучите своего кроху к чтению вслух. Читайте ему сами и просите кроху почитать вам. Пусть кроха осилит всего 10 слов за минуту, никуда не торопитесь. Пусть малыш оттачивает навыки.
  9. Пробуйте чтение с закладкой. Открыточкой закрывайте уже прочитанные слова, так кроха не будет путаться и будет сосредотачиваться только на одном нужном слове.
  10. Занимайтесь каждый день регулярно, избегайте перерывов и не забрасывайте чтение. Предлагайте малышу на выбор чтение книги, просмотр видео или другое занятие, которое поможет отточить навыки чтения.

Эти 10 советов будут очень важны для родителей. Именно эти 10 советов помогут родителям обучить своего ребенка

В советские времена обучение чтению было заботой учителей. Сегодня первоклассники, переступившие порог школы, умеют читать, писать печатными буквами и начинают постигать иностранные языки. И хоть такой внушительный багаж умений и навыков не является обязательным требованием к будущему ученику, многие родители с раннего возраста занимаются образованием отпрыска, чтобы он не отставал от сверстников, легко и быстро усваивал сложную школьную программу. Как научить ребенка читать по слогам без педагогического образования и специальных знаний? Превращаемся в учителей!

Определяем уровень подготовки

Чтобы правильно поставить образовательные задачи, надо сначала определить уровень подготовки малыша и вовремя устранить «пробелы». Не начинайте обучение чтению, если:

  • речь дошколёнка ещё не сформировалась, он не может правильно составить предложение, не в состоянии воспроизвести небольшой рассказ;
  • присутствуют проблемы логопедического характера (малыш должен не только правильно произносить звуки, но и соблюдать в своей речи ритм и мелодику);
  • ребенок путает пространственные понятия (право/лево, вверх/вниз);
  • плохо развит фонематический слух (умение определять звуки в слове, их позицию);
  • концентрируется на одном объекте менее 10 минут.

Сначала устраняем имеющиеся проблемы и только потом учим читать. В противном случае процесс затянется, быстро надоест ребёнку и хороших результатов не принесёт.

«Освежаем» материал в своей голове

Родители могли позабыть последовательность букв в алфавите, как они правильно называются. Поэтому открываем учебник и вспоминаем.

Разберитесь изначально сами, чем буква отличается от звука. Для тех, кто не помнит: буквы мы видим, звуки – произносим. Букв 33, звуки, которые они обозначают, бывают согласными и гласными. Первые ещё делятся на твердые и мягкие, звонкие и глухие. Пока этого достаточно, остальное повторите, когда ребенок станет первоклассником!

Настройтесь психологически на процесс:

  1. не ждите скорых результатов, чтобы они появились, потребуются систематические и последовательные занятия;
  2. будьте готовы к многократному разъяснению одного и того же;
  3. находитесь в постоянном поиске новых способов и средств обучения.

Разбираемся в методиках

Сегодня доступно огромное количество методик, предполагающих различные подходы к обучению.

Например:

  • учат слоговому чтению — малыш заучивает буквосочетания, а затем составляет из них слова.
  • — предлагает запоминать написание целых слов.
  • Шершавые помогают изучить алфавит через сенсорные способности.

Любую методику сложно назвать безупречной, ведь и у них есть недостатки. Поэтому лучше обратиться к старому доброму звуко-буквенному методу, а Монтессори, Доман, Зайцев и другие новаторы, помогут разнообразить занятия.

С чего начать

Теперь определимся с пособием, по которому будем проводить обучение. Хорошо себя зарекомендовал «Букварь» Н.С. Жуковой, в котором классические методы перекликаются с логопедическим наполнением и уникальными авторскими разработками.

Н.С. Жукова, на вопрос: «Как быстро научить подрастающего ребенка читать?» отвечает — слитно, при этом необязательно знать все буквы. Достаточно нескольких гласных и согласных, из которых можно составить буквосочетания.

Вначале изучаем открытые гласные: «А», «У», «О», «Ы», «Э» . Потом сонорные согласные – «М», «Н» . На данном этапе по букварю Жуковой приступаем к объяснению, как из букв получаются слоги. В красочных иллюстрациях показано, как одна буква торопится к другой, сливаясь с ней в слог. Например, «М » спешит к «O» , произносим слитно «М-м-м-о-о» .

Ребёнку главное понять механизм их слияния, с новыми буквами у него будет получаться всё механически. Все изученные слоги нужно часто и регулярно повторять, чтобы их чтение было доведено до автоматизма.

Читайте не только простые открытые буквосочетания, в которых гласный идет за согласным («М А» ), но и сложные «гласный-согласный» («АМ» ), слияния трех звуков («АРО», «ПРА» ).

Возьмём для примера с.18 из букваря.

Назови первую букву – просит родитель.
- «Х» ,- отвечает малыш.
- К какой букве бежит «Х» ?
- К букве «А» .
- Выходит: «Х-х-х-А» . Пока буква «Х» бежит к «А» остановки делать нельзя – они звучат слитно.

Выучив всего несколько таких примеров, дошколёнок поймёт принцип построения слогов и сможет применить его на остальных звуках.

Никогда не произносите звуки в слоге отдельно друг от друга! Например, «Н» и «О» — «НО» . Такой способ может надолго затянуть процесс обучения. Приучайте ребенка читать нараспев: «Н-н-н-о» .

Что ещё поможет складывать слоги

Отличным способом научиться слитно произносить слоги является пение звуков. Этому часто учат воспитатели в детских садах. Произношение нараспев помогает многим деткам. Некоторые, увлекаясь, могут пропеть слитно целое предложение и даже абзац.

Тематический материал:

Надо постоянно напоминать дошколенку о паузах между словами и предложениями. Пропел слово – остановился, пропел следующее, снова пауза. Не переживайте, постепенно паузы будут сокращаться, пока чтение не станет осмысленным и выразительным.

Легче всего дети обучаются в игре. Запомнить новую букву поможет азбука в картинках (к изучаемой букве прилагаются изображения предметов, в которых она встречается), объемные буквы (вылепленные из глины, деревянные и т.д.), шершавые буквы Монтессори, кубики. Изучили букву, изготовили для нее пособие и складываем слоги.

Если ребенку около 3-4 лет, и процесс обучения затянулся (более 6 месяцев) - не торопитесь, отложите занятия до 5 лет. В этом возрасте интерес к чтению появится самостоятельно, и малыш осилит науку за 1-2 месяца.

Читая малютке книжки, постоянно акцентируйте его внимание на том, как хорошо уметь читать.

Вначале желательно знакомить со слогами, где две гласные («АУ»), потом - где звонкая согласная с гласной («БА», «РО», «МЫ» ), напоследок остаются шипящие и глухие («ТА», «ХЕ», «ШИ» ) и пары гласная-согласная («АМ», «ЕР», «УН» ).

Освоив слоги, переходите к чтению простейших слов: МА-МА, МЫ-ЛО, РА-МА . Всегда начинайте занятия с повторения и закрепления пройденного материала. Следите, чтобы будущий ученик не забывал делать паузы между словами, проверяйте усвоение прочитанного.

Возьмём пример из вышеупомянутого букваря (с. 58).

На фото текст «На лугу». Произносим слоги нараспев: «Вот (пауза) лу-жок (пауза). Тут (пауза) бро-дит (пауза) со-ба-ка (пауза) Дру-жок .» и т. д. После чтения спрашиваем ребёнка: «О чём текст? Где бродит собака? Как её зовут?». Если ребёнку сложно сразу ответить, позволяем ему найти ответ в тексте.

Длительность первых занятий для дошкольников 4-5 лет — менее 15 минут, далее их увеличивают до получаса.

Дети 5-7 лет быстро утомляются, поэтому постоянно меняйте вид деятельности: почитали – порисуйте или напечатайте буквы. Желательно использовать раскраски с изображением, так дошкольник отдохнёт и моторику потренирует.

Интерактивные технологии

В качестве вспомогательного (не основного!) средства стоит использовать онлайн игры и приложения. Большинство подобных программ бесплатны для пользователей и доступны на устройствах на базе Андроид. Например, программа «Azbuka Рro».

Некоторые сайты предлагают выполнение упражнений в режиме онлайн. Например, «Весёлый паровозик» или «Бериляка учится читать». Если онлайн обучение вам неудобно, можно бесплатно скачать специальные диски с готовыми уроками или развивающие видео.

Конечно такие занятия очень по нраву современным деткам, которые обожают высокотехнологичные устройства. Но не забывайте, что чрезмерное увлечение ребенка даже полезными онлайн-играми и видео может сказаться на зрении и эмоционально-психическом здоровье. Поэтому подобные средства обучения лучше использовать для закрепления знаний или во время отдыха между кроплением над книгой.

10 полезных игр

Никогда не заставляйте ребенка насильно выучивать буквы. А чтобы домашние уроки не превратились в скучные и монотонные занятия, разнообразьте их играми.


При правильном подходе выучить ребенка читать по слогам достаточно просто. Гораздо важнее привить интерес к чтению, сделать его вдумчивым и регулярным. Ведь, как подтвердит любой педагог, грамотность человека и красота его речи зависит от количества прочитанного.

От слогового чтения - к беглому

Прочитайте предложение и попросите ребенка его повторить. Затем увеличьте количество предложений до 3 и более.

Помните! Во время упражнения исправлять интонацию, напоминайте про логические паузы.

Также можно подобрать текст, где вместо некоторых слов картинки. Следующий этап — исключить картинки из текста, а недостающие слова вставлять, ориентируясь на смысл предложения.

Обучить ребенка легко, когда он занимается с удовольствием, поэтому старайтесь преподносить материал так, чтобы было интересно. И не важно, какими методиками вы пользуетесь. Проявите фантазию и откройте собственный способ обучения. Ведь только вы знаете интересы своего дошколенка.

Вам понадобится

  • Карточки с буквами, слогами и целыми словами, кубики или домино с буквами, специальные пазлы, буквенные апликации, говорящая Азбука, книги, обучающие чтению

Инструкция

Для начала запаситесь терпением и приготовьтесь к тому, что все может пойти не так гладко как вам бы хотелось. Не стоит перегружать ребенка и ожидать от него быстрого результата, занятия нужно проводить в форме игры, продолжительностью по 15-20 минут. Сейчас огромное количество различных методик чтению, выбирайте на свое усмотрение, главное, чтобы она подошла вашему ребенку.

Закупите или сделайте самостоятельно учебный материал. Вам понадобятся карточки с буквами, слогами и целыми словами, кубики или домино с буквами, специальные пазлы и собственно сама , по которой вы будете обучать ребенка. Полезная покупка – говорящая азбука, ребенок будет самостоятельно нажимать на с буквами, и запоминать их название. Хороший вариант – буквенные аппликации, развивается мелкая моторика и попутно малыш запоминает букву.

Для ребенка 6 лет уже не годится методика чтения слов целиком, лучше использовать послоговый вариант обучения. Сначала он научится составлять слоги, зрительно их запомнит, а позже из получившихся слогов уже будет составлять слова. Используйте в работе карточки с буквами. На белом толстом картоне напишите цветным маркером буквы. Показывайте ребенку их каждый день, на каждой буквы отведите 3-4 дня. Не спешите и обязательно закрепляйте результат через повторение ранее пройденного материала. Как вариант – распечатайте раскраску с буквами, пусть малыш проговорит вслух название буквы (точнее – звука), а затем раскрасит ее.

Для быстрого понимания процесса, учите звуки, а не буквы. В этом случае ребенку будет гораздо проще их преобразовывать в слоги. Звуки нужно громко повторять, можно пропеть для лучшего запоминания. Выучите сначала А, О, И, У, Е, а только потом переходите к звонким согласным и в конце – к шипящим. Составляйте из них простые слоги, пусть малыш попробует их прочесть. Напоследок оставьте сложные буквы и знаки: Ы, Ь, Ъ, Э.

Как только ребенок научится читать по слогам, удостоверьтесь, что он понимает прочитанное. Например, два слога «ли» и «са» превращается в слово «лиса». Однако ошибочно сразу требовать осмысленности не просто слова, но и всего предложения в целом. Поймите, что пока ребенок нарабатывает технику, он не способен понять все предложение. Только через некоторое время он сможет осознавать прочитанное.

Уделите внимание разным шрифтам. Если вы занимаетесь по какой-то одной книге, то малыш может привыкнуть именно к такому шрифту, а другой уже будет понимать или совсем не сможет прочесть. Составляйте слоги и слова из разных магнитиков на холодильнике, сделайте карточки с буквами и слогами, набранными разным шрифтом. Покажите ему, прописные буквы, но заставлять их писать совсем не обязательно.

Обязательно хвалите малыша даже за небольшие успехи. Поддерживайте его, подбадривайте, даже если достижения совсем небольшие, и вы увидите результат своих . Выдержка и терпение – залог успеха, а если будете раздражаться и ругать ребенка, у него пропадет всякое желание научиться читать. Достигнуть положительного результата намного быстрее можно лишь в эмоционально-привлекательных занятиях и доброжелательной атмосфере.

Не стоит расслабляться даже после того, как ребенок успешно освоил навыки чтения, их необходимо регулярно поддерживать. Подберите для него интересную детскую литературу, соответствующую возрасту и регулярно просите ребенка немного вам прочитать. Обсуждайте прочитанное, пытайтесь заинтересовать ребенка историей, чтобы у него появилось желание читать книгу и дальше.

Оценить результаты ваших занятий поможет простая методика подсчета прочтенных слов в – техника чтения. Дайте малышу новый несложный текст и засеките ровно одну минуту. Норматив по окончанию первого полугодия – 25 слов, а для шестилетки хорошим результатом является 15-20 слов в минуту.
Главное – терпение, доброжелательность и желание заниматься с ребенком. Пройдет немного времени и с вашей помощью малыш откроет для себя увлекательный мир книг.

Обратите внимание

Существуют наиболее распространенные ошибки, которые допускают родители, когда пытаются научить ребенка читать.
1. Учат ребенка буквам, а не звукам. Например, нужно говорить звук «к», а не буква «кэ», иначе малышу будет трудно перестроиться, и он начнет неправильно читать: «кэотэ» вместо «кот».
2. Родители нервничают и ругают ребенка за промахи. Обучение должно быть увлекательным и приносить радость. В противном случае у ребенка сформируется негативное впечатление, и желание учиться чтению совсем пропадет.
3. Если ребенок не проявляет интерес к раннему чтению, не стоит его принуждать и пытаться насильно освоить Азбуку. Современные психологи выяснили, что созревание необходимых для чтения отделов головного мозга и возможность безопасно обучаться чтению имеют 30% детей к 8-ми годам, и 70% только к 6-7-ми годам.
4. Занятия должны быть систематическими, но не обременительными для ребенка. Некоторые родители хотят побыстрее увидеть результаты, поэтому мучают малыша часовыми уроками, это в корне неправильно. Начните обучение с 5 минут в день, постепенно увеличивая продолжительность занятий до 30-40 минут. Таким образом, у ребенка не будет стресса, и он будет подготовлен к школе.

Полезный совет

Еще одна небольшая хитрость-подспорье родителям – специальные детские обучающие мультфильмы и передачи. Пусть ребенок их смотрит и вместе с персонажами учится чтению. Только не сваливайте всю работу на сказочных героев, это просто дополнительный бонус, а не панацея. Одной серии подобного мультфильма в день будет достаточно.

Если раньше дети шли в первый класс и там учили буквы, затем слоги и только потом осваивали чтение слов и словосочетаний, сегодня ситуация кардинально изменилась. Первоклассники садятся за парты уже умея читать как минимум по слогам, а некоторые дети довольно бегло озвучивают страницы букваря. Ведь сегодня раннему развитию ребёнка уделяется огромное внимание, и обучение чтению стоит на одной из главных и самых важных ступеней. Но многие родители сталкиваются с тем, что малыш не может правильно складывать буквы в слоги. Не стоит огорчаться раньше времени, возможно, кроха ещё не готов освоить эту науку, а может превратить обучение в игровой процесс и прогресс сразу станет виден. Что же делать родителям, которые хотят научить ребёнка читать по слогамв домашних условиях?

Время пришло: как определить, что физиологически ребёнок готов к обучению чтению

Многие родители задаются вопросом: с какого возраста можно начинать обучение чтению? Детские психологи и педагоги не дают на этот вопрос однозначного ответа, ведь все зависит от психологической и физиологической готовности самого ребёнка. Некоторые дети уже в 4 года без проблем складывают буквы в слоги, а другие осознают сам процесс только к школе. Тем не менее специалисты выделяют несколько признаков, по которым взрослые могут понять, что малыш уже готов переходить к обучению:

  • связная и чёткая речь: ребёнок умеет говорить предложениями, чётко формулировать свои мысли и желания, его понимают не только родители, но и окружающие люди;
  • у малыша нет серьёзных логопедических проблем и дефектов речи. Будущий ученик не должен картавить или шепелявить, чтобы чётко и правильно произносить буквы и слоги в процессе обучения. Если ребёнку исполнилось пять лет, а он не выговаривает несколько звуков, необходима консультация логопеда;
  • хорошо развита координация: малыш понимает, где право и лево, верх и низ. Казалось бы, какое отношение это имеет к чтению? Самое прямое: это нужно для того, чтобы кроха читал слова и слоги правильно. Также дети, у которых нарушена координация, часто путают похожие буквы: Р и Ь, Э и Е;
  • достаточно развит фонетический слух: малыш должен уметь определять, с какой буквы начинается слово, какие слова имеют одинаковые буквы в составе;
  • терпение и усидчивость: во время процесса обучения ребёнок должен сконцентрировать внимание как минимум на 10 минут, чтобы понять новый материал и запомнить слоги. Малыша, который не хочет сидеть на месте и сконцентрировать внимание на букваре или других пособиях, учить чтению ещё рано;
  • интерес к буквам и чтению у ребёнка: если родители замечают, что малыш часто рассматривает книги, просит взрослых прочитать, что написано на той или иной странице, проявляет интерес к буквам, значит ему будет интересно учиться читать самостоятельно.

Вышеперечисленные навыки, в большинстве случаев, формируются у ребёнка к пяти годам. Именно с этого возраста можно приступать к обучению чтению. Желательно, чтобы к тому времени, как малышу нужно идти в первый класс, т.е. к 7 годам, он умел читать по слогам.

Если ребёнок готов к обучению чтению, процесс проходит довольно легко

Родители должны учитывать желания ребёнка, прежде чем начать его обучение чтению. Если малыш не интересуется буквами и книгами, плачет во время занятий, не хочет концентрировать внимание, лучше оставить попытки на более позднее время. Даже если ребёнок - ровестник вашего малыша уже читает слова и предложения, а ваш только выучил буквы, но дальше дело не двигается, не стоит заставлять кроху. Этим можно только усугубить ситуацию и отбить всю охоту к занятиям. Когда придёт время, кроха быстро освоить буквы и слоги.

С какого возраста начинать обучение малыша в домашних условиях

В этом вопросе многие специалисты придерживаются разных мнений:

  • педагоги раннего развития настаивают, что необходимо начинать заниматься с детьми с рождения или не позже двенадцати месяцев. Они объясняют свою позицию тем, что мозг малыша интенсивно развивается до трёх лет, и в это время необходимо успеть познакомить его с буквами и словами. Чаще всего для обучения раннему чтению используют методику Глена Домана, когда детям показывают слова не слогами, а целиком, и ребёнок именно в таком виде запоминает информацию;
  • логопеды и детские психологи, наоборот, не рекомендуют начинать обучение, пока ребёнок не будет полностью готов по тем признакам, которые мы рассмотрели выше. Специалисты рекомендуют начинать учить читать детей не ранее пяти - шести лет. Именно в этом возрасте ребёнок осознанно сможет запомнить, а главное, понять, правила чтения.

Но в первую очередь все зависит от решения родителей и желания самого ребёнка.

Когда начинать учить малыша читать - видео

С чего начать: правильная подготовка к обучению чтению

Этот этап является предшествующим самому обучению читать. Чтобы освоить навыки составления слогов, а затем слов и предложений, ребёнка необходимо подготовить к изучению букв. Прежде всего у малыша должно быть хорошо развито чувство ритма, координации и фонематический слух.

Учить малыша улавливать ритм можно начинать с самого раннего возраста. Для этого педагоги рекомендуют включать крохе весёлые детские песенки и просить малыша танцевать или просто двигаться под звуки музыки. Родителям нужно показывать пример, чтобы ребёнок старался повторять движения за взрослыми. Такие упражнения положительно влияют на развитие ритмического слуха.

Для успешного освоения чтения по слогам необходимо развивать у детей фонематический слух

Очень важное значение имеет развитие фонематического слуха, чтобы ребёнок научился правильно произносить разные звуки, а также узнавать их в словах. Для этого специалисты рекомендуют ежедневно заниматься с детьми с помощью таких упражнений:

  • называйте крохе слова, а его задача состоит в том, чтобы сказать, на какую букву они начинаются;
  • дайте малышу задание: называть слова, первая буква которых только А, Б, П и другие;
  • немного измените правила: пусть кроха называет вам букву, на которую оканчивается слово;
  • называйте слова, лучше начинать с коротких с одним или двумя слогами в составе. Задача малыша, найти нужный звук. Например, мама говорит, что нужно определить, есть ли в словах звук «а» и называет разные слова, как только встречается слово с нужным звуком, малыш должен его повторить. Педагоги рекомендуют начинать эту игру с гласных звуков, их дети легче определяют, а только потом переходить к согласным.

Быстрые и лёгкие способы научить ребёнка читать по слогам

В первую очередь ребёнок должен знать все буквы. Специалисты рекомендуют родителям изучать не название букв, а сразу звуки. Например, не «эр» а звук <р> и т.д. Начинать следует с гласных звуков, как только малыш их освоит и запомнит, можно переходить к согласным.

Следует чётко понимать, что для чтения нужны именно звуки, не название букв. Если ребёнок запомнит только буквы, ему будет очень сложно переучиться и воспринимать только звуки.

Сегодня существует множество методик и способов, с помощью которых родители могут научить будущего ученика читать. Рассмотрим самые популярные из них.

Соединяем буквы в слоги с помощью букваря Н. Жуковой

  1. Каждый день можно учить не более одного звука. Перед знакомством с новым, необходимо повторить все предыдущие, чтобы малыш не забывал их.
  2. После удачного запоминания всех звуков, можно пробовать составлять слоги. Начинать необходимо из одного согласного и одного главного звуков. Первые слоги необходимо составлять из сонорных согласных: м, р, н, л и гласных. Когда ребёнок освоит эти навыки, можно пробовать слоги с шипящими звуками.
  3. Не стоит спешить во время составления слогов. Детям часто сложно понять, как произносить звуки вместе, а не по отдельности. Для этого необходимо заниматься каждый день минимум по 10 минут для достижения положительного результата.
  4. Сначала слог читают родители, затем ребёнок повторяет. Через некоторое время малыш поймёт принцип составления слогов из звуков.

Прежде чем начинать обучение чтению, необходимо определиться с учебником. Для детей отлично подойдёт букварь Н. Жуковой. По этому букварю дети занимаются в школе, поэтому приобрести его не будет лишним. По методике Жуковой занимаются многие педагоги и добиваются отличных результатов. Принцип обучения чтению основан на «бегающих буквах», т.е. на страницах книги буквы стремятся навстречу друг другу. Это сделано для того, чтобы ребёнок понял: нельзя читать, произнося звуки отдельно друг от друга. Правильное чтение слогов - произносить звуки вместе.

С помощью этой методики ребёнок быстро освоит чтение по слогам

Принцип, который лежит в основе методики Жуковой, представляет собой постепенное соединение двух звуков в слог. Например «МА»: сначала необходимо протяжно произнести первый звук «мммммм…» и в конце прибавить «а». Затем первый звук укорачиваем, а второй, наоборот, необходимо протягивать: «маааааааа». Как только ребёнок научится соединять оба звука и произносить их вместе, можно не протягивать звуки, а произносить один слог.

Для родителей в конце каждой страницы написаны подсказки, как правильно заниматься с ребёнком во время обучения чтению. На них следует обращать внимание обязательно.

Читаем слоги по букварю Жуковой - видео

Учимся читать по кубикам Зайцева

По этой методике дети не изучают отдельно звуки, а потом составляют их в слоги. Они сразу запоминают целый слог, который написан на одной из сторон кубика. Занимаются малыши исключительно с кубиками и только в игровой форме.

Принцип этой методики состоит в том, что ребёнок запоминает визуально, заучивает, целый слог, а потом учится составлять из слогов слово.

Во время обучения по методике Зайцева дети запоминают целые слоги, им не объясняют, как складывать их из звуков

Но у этой методики есть один минус: малыш может столкнуться с проблемами обучения чтению в школе. Дело в том, что по школьной программе детей сначала учат буквам и звукам, потом составляют из них слоги, а затем слоги складывают в слова. Ребёнок, который запомнил и выучил по две буквы сразу с помощью кубиков, не понимает принцип классического метода обучения.

Принцип методики Зайцева - видео

Что делать, если ребёнок не понимает, как складывать слова в слоги

Часто бывает так, что малыш просто не может осознать, как произносить два звука вместе, не разделяя их. Специалисты предупреждают, что родители не должны допускать такого произношения слогов. Если ребёнок привыкнет говорить «мэа» вместо «ма», переучить его будет крайне сложно, на это могут уйти месяцы, а это нам совершенно не нужно. Педагоги предлагают родителям несколько способов, чтобы малыш быстрее понял, как правильно читать два звука вместе :

  • петь слоги: этот метод очень эффективен, дети быстро понимают, как нужно читать слог, если его поют. Но задача взрослых - не дать ребёнку привыкнуть именно к пению. Как только малыш познакомится со слогом и хорошо его запомнит, предлагайте ему просто читать этот слог. Чередуя занятия таким образом: знакомые слоги ребёнок читает, а новые поёт, малыш быстро научиться произносить два звука вместе;
  • прибегайте к помощи визуальных пособий: очень хорошо помогают обучающие мультфильмы, где яркие слоги появляются на экране и голос автора их озвучивает;
  • купите ребёнку магнитную азбуку: пусть он сам составляет слоги из знакомых звуков;
  • на стене можно повесить слоговую таблицу, обычную или со звуковым сопровождением. В первом случае родители произносят слоги, а ребёнок повторяет их, а во втором малыша сам может нажимать на нужный слог, и автор будет называть его.

Такой звуковой плакат поможет ребёнку быстрее запомнить слоги

Не стоит забывать, что каждый ребёнок индивидуален, поэтому темпы освоения чтения по слогам у каждого крохи могут отличаться. Родителям стоит набраться терпения и не торопить малыша. Главное условие успешного освоения навыка чтения - регулярные занятия. Пусть они будут недолгими, но ежедневными и положительный результат гарантирован.

Игры для обучения чтению по слогам

Психологи и педагоги в один голос твердят, что лучших результатов в процессе обучения можно добиться, если занятия будут проходить в игровой форме. Каждый ребёнок любит играть, поэтому ему будет интересно учить слоги именно в процессе игры. Существует множество разных игр, которые наверняка заинтересуют вашего маленького ученика.


Задействуя свою фантазию и зная предпочтения и интересы малыша, родители могут придумать множество игр, которые помогут крохе быстро освоить чтение по слогам. Все зависит от желания крохи и терпения взрослых, которые должны мягко подводить будущего ученика к регулярным занятиям чтением.

Обучающий мультфильм для детей: учим слоги - видео

  1. Больше играйте с ребёнком, он должен воспринимать занятия как весёлое времяпровождение, а не обязанность.
  2. Никогда не заставляйте малыша читать, это негативно повлияет на процесс обучения. Лучше показывайте на своём примере, что читать - это замечательно и увлекательно. Дети многое повторяют за взрослыми.
  3. Всегда повторяйте пройденный материал, так малыш лучше запомнит слоги.
  4. Занимайтесь в любое свободное время: гуляя по улице, играйте в слоги и т.д. Чем чаще заниматься с крохой, тем быстрее он запомнит слоги и начнёт составлять слова.
  5. Больше разнообразия: не останавливайтесь только на букваре или слоговой таблице. Включайте малышу обучающие видео и мультфильмы.
  6. Читайте вместе: разработайте своеобразный ритуал и читайте малышу вслух перед сном или в обед. Предлагайте ребёнку прочитать одно слово, а вы закончите предложение. Постепенно малыш захочет читать больше: словосочетания, а потом и предложения.
  7. Не делайте перерывов в чтении: старайтесь заниматься ежедневно хотя бы по нескольку минут. Если ребёнок не настроен воспринимать информацию, в игровой форме, повторите с ним уже пройденный материал, знакомые ему слоги.
  8. Заинтересуйте малыша: напишите ему записку и пусть пробует прочитать её, или придумайте игру в стиле квест, где подсказки написаны на карточках. Если ребёнок все прочитает и поймёт задания, его ждёт приз.
  9. Не следует ругать детей: если у них не получается читать, просто наберитесь терпения, объясните один, два, три раза, столько, сколько это потребуется. Подбадривайте малыша, чтобы у него не пропало стремление идти дальше.
  10. Обязательно поощряйте кроху: хвалите его, дарите подарки, покупайте то, что он давно хотел. Ребёнок должен знать, что его старания приносят положительные результаты и он будет стремиться к следующим высотам. Мотивация - лучший способ стимулировать интерес малыша к чтению.

Похвала очень важна в процессе обучения, так ребёнок будет стремиться быстрее освоить чтение

Особенности обучения в зависимости от возраста ребёнка

Хотя многие специалисты не рекомендуют учить детей читать до пятилетнего возраста, пока они не будут готовы физически и психологически, большое количество родителей предпочитают начинать занятия с детьми в более раннем возрасте, с двух-трёх лет. Некоторые мамы и папы отдают детей с года в детские развивающие центры, где малышей уже в этом возрасте учат читать.

Принцип обучения чтению детей разного возраста - таблица

Критерий 1 - 3 года 4 года 5 - 6 лет
Методика обучения Чаще всего детей обучают по карточкам Глена Домана. Принцип этой методики состоит в том, что детям показывают карточки, на которых написаны определённые слова. Малыши запоминают из визуально целиком, а не отдельные слоги или буквы. В этом возрасте детям будет интересно заниматься по кубикам Зайцева. Малыши в процессе игры могут строить слова и словосочетания. Классический метод обучения чтению по букварю. Детей учат гласным и согласным звукам, затем составляют из звуков слоги, а только потом слова.
Обучающие пособия Большие карточки с написанными красным цветом словами. Деревянные или картонные кубики. Можно также включать детям обучающие мультфильмы со слогами. Букварь, карточки с буквами, обучающие видео и игры.
Регулярность занятий Занятия проходят только при желании малыша, если кроха капризничает, плачет и не настроен на запоминание информации, занятия лучше отложить. Как минимум три раза в неделю нужно заниматься с ребёнком с помощью кубиков. Если у крохи будет желание играть чаще, родителям не стоит этому препятствовать. Желательно заниматься каждый день и не делать перерывов в обучении
Время занятий 3–5 минут за один раз. Занятия можно проводить до трёх-пяти раз в день. Если ребёнку нравится читать и выполнять упражнения, не стоит ограничивать его по времени. Как правило, дети занимаются не более 20 минут, а затем переключаются на другое занятие. Педагоги рекомендуют читать как минимум по одной станице букваря в день. Если ребёнок хочет продолжить занятие, родителям нужно помочь ему в этом и похвалить за стремление читать.

Возможные последствия слишком раннего и неправильного обучения

Несмотря на то, что сегодня так популярны детские центры раннего развития, где детей учат читать, писать и считать с первых месяцев жизни, многие неврологи и психологи отмечают негативные последствия для малышей. Специалисты обуславливают свою точку зрения тем, что взрослые вмешиваются в мозговую деятельность малыша, когда он ещё не готов к такой нагрузке. И последствия этого могут проявляться:

  • неврозами, истериками и агрессивным поведением: несформированная нервная система не готова к восприятию такого количества информации, которую предоставляют педагоги раннего развития. Поэтому по мере взросления дети плохо спят, становятся нервными, склонными к агрессии и неадекватному поведению. Это симптомы перегрузки нервной системы, поэтому такая ситуация требует консультации врача;
  • функциональные нарушения в работе головного мозга: это проявляется в полном отсутствии интереса к учёбе у ребёнка. Причём педагоги не устают повторять, что малыш может учиться, все схватывает с первых минут, обладает хорошей памятью и логикой, но у него нет стремления и желания что-либо делать. Это связано с ранними нагрузками на мозговую деятельность и с возрастом организм как бы защищает себя от перенапряжения и перебора информацией, хотя уже готов её воспринимать;
  • у некоторых детей значительно уменьшаются шансы и возможности полностью раскрыть свой интеллектуальный потенциал.

Многие педагоги и психологи настаивают, что обучать детей чтению до четырёх-пяти лет не только не желательно, но и опасно. В раннем возрасте дети не готовы к восприятию и дифференциации звуков, которые необходимо знать, чтобы освоить чтение. Если учить ребёнка читать до четырёх лет, то у него вырабатывается неэффективный механизм чтения, т.е. малыш просто визуально запоминает слова, слоги, но не способен понять, как сложить буквы в слоги. Этот механизм восприятия остаётся и в более старшем возрасте. И переучить ребёнка правильному принципу чтения очень сложно.

Неврологи подтверждают, что негативные последствия раннего обучения чтению могут проявиться в более позднем возрасте, например, когда ребёнку пора идти в школу. Малыш начинает часто болеть, у него проявляется аллергия. В некоторых случаях у детей может быть диагностировано нервное перенапряжение, неуклюжесть, нарушение координации. Поэтому специалисты настаивают, не нужно подгонять время: ребёнок научится читать тогда, когда будет к этому готов, не стоит перегружать мозг крохи, чтобы избежать негативных последствий для его здоровья.

Почему не нужно учить читать детей слишком рано - видео

Родители - главные помощники детей на пути к обучению чтению. Малыш доверяет маме, ведь он привык, что она читает ему сказки и различные истории. Многие специалисты и педагоги настаивают, что не стоит спешить и пытаться научить читать ребёнка в год, который ещё не может говорить. Малыш должен быть полностью готов к началу восприятия букв и звуков. Постепенно можно знакомить кроху с буквами, потом слогами, а затем словами. Проводите все занятия в игровой форме, чтобы ребёнок был заинтересован. А также не забывайте поощрять малыша и тогда успех обучающего процесса вам обеспечен.

Существует много вспомогательных средств, которые позволят малышу быстро запомнить алфавит. Мы приведем самые популярные и действенные из них.

  • Азбука. Она должна быть с крупным шрифтом и яркими, красивыми картинками. Желательно, чтобы на каждой странице авторы разместили короткое тематическое четверостишие. Дошкольник легко запомнит его, а вместе с ним и букву.
  • Магнитные доски. С ними удобно работать. К ним крепятся не только алфавитные знаки, но и изображения. Вы можете попросить ребенка составить название какого-нибудь предмета, найти рисунок на ту букву, которая изучается в данный момент, поиграть в «домино» из слов (каждое новое начинается с того, чем закончилось предыдущее).
  • Распечатанные шаблоны. Крупные элементы алфавита, написанные на формате А4, подойдут для игрового обучения. Попросите сына или дочь украсить «букву дня» с помощью разных мелких предметов. Для этих целей подойдут нитки, пуговицы, ленточки, кусочки цветной бумаги, мелкая морская галька, бисер. Когда задание будет выполнено, уберите шаблон и предложите воспроизвести графический образ буквы по памяти, используя те же подручные материалы.
  • Творческие задания. Лепите слоги и слова из пластилина, вырезайте из бумаги, стройте из конструктора. Когда малыш справится с поручением, спросите, что же у него получилось. Если ответит – урок прошел успешно, если нет – закрепляйте материал.
  • «Алфавитная» еда. Поищите печенья, макаронные изделия, утренние завтраки, сделанные в форме букв, и каждый прием пищи превратится в увлекательный урок.
  • Обучающие наборы. Они продаются в любом детском магазине. Подходят родителям, которые не хотят тратить время на создание вспомогательных материалов и предпочитают использовать готовые.

Как быстро научить ребенка читать и понимать прочитанное: правила и упражнения


  • Не принуждайте. У каждого малыша свой темп развития. Некоторые в три года бойко рассказывают стихи, а другие к этому времени только начинают внятно разговаривать. Интерес к чтению проснется раньше, если Вы будете заниматься с детьми с младенческого возраста, развивать речь, память, внимание.
  • Читайте постоянно. Знакомьте своих детей с миром литературы, начиная с первых дней их жизни. Переходите от незамысловатых книжек с яркими картинками к более серьезным произведениям. Читайте сказки на ночь и в дороге, заменяйте ими мультфильмы и компьютерные игры. Если сын или дочь уже взрослые, водите их по специализированным магазинам, покупайте новые тома вместе. Пусть ребенок видит, что мама и папа тоже читают – ничто так не способствует развитию интереса, как родительский пример.
  • Сначала изучайте звуки. Не объясняйте на начальном этапе, чем «р» отличается от «эр». Это сделает учительница. Лучше научите складывать слоги, читать несложные слова. Постепенно углубляйте знания, чтобы в голове ученика не было каши.
  • Читайте вслух. Засекайте минуту и считайте, сколько слов успел прочесть ребенок за этой время. Устройте соревнование, если у него есть братья или сестры. За каждое улучшение результата дарите маленький презент: новый набор фломастеров, раскраску, книжку или что-то вкусненькое. В качестве поощрениям может выступать увеличение «компьютерного» времени или освобождение от домашней работы (не гуляешь сегодня с собакой, не моешь посуду).
  • Повторяйте. Малыш забудет, что буква «ы» уже была, если Вы не будете периодически вспоминать о ней. Регулярно проводите небольшие проверочные работы в игровой форме. Перед началом занятий просите своего ученика рассказать, что было на прошлом уроке.
  • Учитесь везде. По дороге в садик читайте вывески, вспоминайте имена сказочных персонажей, название растений, еды или животных на ту букву, которую недавно выучили, чертите слоги палочкой на песке или земле.
  • Не забывайте о практической ценности. Докажите, что только грамотный человек может писать поздравительные открытки родственникам, составлять списки продуктов, читать инструкции. Составьте вместе фамильное дерево, узнайте инициалы каждого близкого родственника.

Если Вы не знаете ничего о своих корнях, обратитесь в Дом Родословия. Мы найдем информацию о Ваших предках и расскажем от кого ваша семья берет начало. Наши клиенты гарантированно получат:

  1. Сертификат основоположника
  2. Бесплатную курьерскую доставку по Москве и Петербургу.

Ребенок с удовольствием будет изучать буквы по красочно оформленной книге, где будет написано не только о далеких прабабушках и прадедушках, но и о нем самом, его маме и папе, братьях и сестрах.

  • Занимайтесь регулярно. Учитесь каждый день и получите результат. Определите точное время, когда ребенок будет работать, и соблюдайте график. Не забывайте включить в новый режим свободные дни, чтобы у малыша было время на отдых.
  • Используйте закладку. Если Вы закроете ею уже прочитанный фрагмент, детям будет легче сосредоточиться на следующем отрывке.

Как можно быстро научить ребенка читать: методики и техника чтения

Карточки Гленна Домана

Разработчик метода – американский физиотерапевт. Он считает, что мозг человека растет до 7 лет, и именно в этот период следует использовать все его ресурсы. Акцент делается на зрительном восприятии информации. Родители приобретают специальные карточки: красные буквы на белом фоне. Они продаются в детских магазинах, но при желании Вы сможете сделать их самостоятельно. Если прибегните к последнему варианту, не мельчите. Оптимальный размер заготовок 50 на 10 см.

Одно занятие включает в себя три этапа, по 15 слов в каждом. В первые дни показывайте малышу существительные. Четко произносите то, что написано на карточке. Постепенно увеличивайте количество «подходов». Добавляйте другие части речи, демонстрируйте сразу несколько слов, составляйте словосочетания и предложения.

Во время обучения зрительная и слуховая память ребенка активизируется. Он невольно начинает соотносить графическое начертание со звуковой оболочкой, и учится читать незаметно для себя самого.

Несмотря на то, что методика дает хорошие результаты, у нее много противников. Специалисты справедливо замечают, что дошкольник запоминает информацию механически, знания имеют энциклопедический характер. Навыки самостоятельного анализа развиваются слабо, креативное мышление остается в зачаточном состоянии. Мы не призываем родителей отказаться от этого способа, но не рекомендуем использовать только его.

Кубики Зайцева

Знаменитый советский педагог, Николай Александрович Зайцев, создал этот известный педагогический инструмент, способный заинтересовать детей и пробудить их интерес к чтению. Он задумался о том, как научить ребенка любить читать в игровой форме и разработал набор из 52 кубиков. Из них 7 одинаковые. Они включены для того, чтобы малыш мог выложить такие слова, как «мама» и «папа».

Согласно методике ученого, основной единицей языка является не буква, звук или слог, а склад. Это может быть пара из согласной и гласной, сочетания с мягким или твердым знаком и даже одна буква. Главное, чтобы ребенок легко и без усилий мог произнести то, что написано на гранях. В процессе игры дети быстро улавливают разницу между гласными и согласными, звонкими и глухими. Они начинаются понимать принцип состава слов.

На деталях большого размера написаны твердые склады, на маленьких – мягкие. Объясните малышу, что размер игрушки соотносится с тем, как человек раскрывает рот, когда произносит тот или иной склад («ба» – широко, «бя» – чуть-чуть). При работе с кубиками задействованы сразу несколько видов чувственного восприятия: зрение, слух, тактильные ощущения. В классических наборах игровые элементы созданы из двух материалов: дерево и железо. На железных изображаются звонкие согласные, на деревянных – глухие. На магазинных полках Вы увидите пластиковые и даже картонные варианты, которые нужно клеить самим.

Цвет игрушек также помогает при обучении: на золотых – только гласные, на железных и деревянных – сочетания букв, на белых – знаки препинания. Двойные кубики показывают ребенку, что в русском языке не все буквы могут стоять рядом друг с другом, некоторым нужны определенные пары.

Помимо кубиков в обучающие комплекты входят таблицы, где не только отражены те склады, что уже есть на игрушках, но и добавлены новые. Обращаем Ваше внимание, что плакаты надо расположить на уровне роста дошкольника. Он должен видеть, что на них изображено.

Если Вы решили воспользоваться этой методикой, соблюдайте последовательность действий:

  1. Дайте малышу познакомиться с новой игрушкой. Это могут сделать даже дети, не достигшие двухлетнего возраста. Отдайте кубики в их полное распоряжение, не объясняя, что на них написано. Пусть они построят из них башню, попробуют на зуб, постучат один о другой.
  2. Когда ребенок начнет разговаривать, начинайте обучение. Понаблюдайте, какая деталь набора особенно приглянулась Вашему сыну или дочери. Внимательно рассмотрите ее вместе. Н.А. Зайцев рекомендовал взрослым не проговаривать, а пропевать то, что написано на гранях. Он считал такой способ знакомства со складами более эффективным и веселым.
  3. Работу с таблицами вводите на позднем этапе. Она также подразумевает совместную пропевку. Предлагайте ученику найти кубик с такими же сочетаниями, которые только что были озвучены. Расскажите историю о потерявшихся складах-близнецах, которым нужно помочь встретиться.
  4. Не забывайте об игровой составляющей. Придумывайте интересные задания, которые малыш захочет выполнять. Предложите ему построить из кубиков паровоз, который поедет, только если Вы вместе сможете прочитать получившееся слово. Вспомните, какие звуки произносят животные, и складывайте их. Если идеи закончились, обратитесь к книге автора методики «Письмо. Чтение. Счет», которая предлагает родителям массу занимательных обучающих игр.

Методика Марии Монтессори


Самая популярная из всех, была разработана в начале ХХ века, но не утратила актуальность до сих пор. Автор считает, что сначала родителям следует научить детей писать, и только потом переходить к чтению:

  • Развитие мелкой моторики. Чтобы письмо ручкой или карандашом не вызывало трудностей, сначала научите ребенка раскрашивать и обводить предметы по контуру. Хорошо подойдет упражнение, при котором надо соединять точки для получения рисунка. Штрихуя картинки, он разработает кисть, пальцы начнут слушаться.
  • Тактильный контакт. Малыш должен почувствовать буквы, понять, какие они на ощупь. Для этого приобретите кубики или книжки с выпуклым алфавитом или вырежьте его из бархатной бумаги. Проводя по отдельным деталям пальчиком, дошкольник запомнит очертания, ему будет легче воспроизвести их в дальнейшем. Предлагайте ему угадать, что написано, закрыв глаза.
  • Составление слова. Используйте те же кубики или бумажные карточки.
  • Письмо. Не давите на сына или дочь. Кто-то начинает с отдельных элементов алфавита, а кто-то сразу пишет предложения. Марина Монтессори считала, что необходим индивидуальный подход к каждому конкретному случаю. Разнообразьте процесс обучения, чтобы дети не потеряли к нему интерес. Маленьким очень нравится «письмо на манке». Несмотря на название, использовать можно любую крупу. Насыпьте немного на плоскую тарелку и предложите ребенку что-нибудь написать острой палочкой. Это упражнение удобно еще и потому, что его можно проводить вне дома. Когда мальчики и девочки пишут на песке или земле, они совершенствуют навык.
  • Чтение. Дети начинают складывать отдельные буквы в слова параллельно с процессом их написания.

Наша статья рассказала Вам, как научить дошкольника читать в домашних условиях. Помните, что в процессе обучения надо регулярно хвалить малыша, подчеркивать его успехи и мягко исправлять недочеты, не прибегая к крику и наказаниям. Желаем успехов и верим, что наши рекомендации помогут Вам воспитать гения.



Рассказать друзьям