Марина Ерофеева
Консультация для родителей «Факторы влияющие на здоровый образ жизни ребенка»
В. А. Сухомлинский утверждал, что "Забота о здоровье ребенка -это комплекс санитарно-гигиенических норм и правил. не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего забота в гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества".
Взрослым, важно начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей положительное отношение к собственному здоровью .
В понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие :
Оптимальный двигательный режим
Рациональное питание
Закаливание
Личная гигиена
Положительные эмоции
Основная причина многих болезней в мире – недостаточная двигательная активность. Особенно страдают от гиподинамии дошкольники, которые очень много времени проводят сидя за просмотром телепередач, играя в компьютерные игры. Для того, чтобы это исправить надо заниматься с детьми циклическими упражнениями аэробного характера : ходьба, легкий бег, плаванье, лыжные и велосипедные прогулки и конечно же играть в подвижные игры.
Следующий фактор здорового образа жизни ребенка – это питание . Правильная организация питания имеет большое значение для развития детского организма. Следует обратить внимание на следующее :
Питание ребенка должно соответствовать уровню развития и функциональным возможностям организма
Регулярный прием пищи
Питательные вещества поступающие в организм вместе с пищей, должны находиться в определенном соотношении между собой
Питание должно быть индивидуальным
Закаливание- является еще одним из составляющих здорового образа жизни ребенка .
«Солнце, воздух и вода –наши лучшие друзья» -вот дивиз закаливания!
Разумное использование этих естественных сил природы приводит к тому,что ребенок делается закаленным , успешно противостоит переохлаждению и перегреву.
Надо помнить, что закаливание будет успешным если соблюдать три принципа :
Постепенность -увеличивать продолжительность процедур надо постепенно
Систематичность – проводить закаливающие мероприятия ежедневно
Комплексность –использовать в комплексе естественные силы природы (солнце, воздух, вода)
Учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка .
Постараться, чтобы закаливание проходило при положительных эмоциях, дети должны выполнять процедуры с радостью, желанием. В этом большое значение имеет пример родителей . Существует множество видов закаливания : хождение босиком, обтирание, обливание, воздушные ванны, воздушно-солнечные и т. д.
Не менее важным так же является следующий фактор здорового образа жизни ребенка - это личная гигиена. Без соблюдения правил личной гигиены (уход за телом, волосами, полостью рта, одеждой, обувью) невозможно сохранить и укрепить здоровье . Должны стать естественной и неотъемлемой процедурой мытье рук перед едой, после прогулки, при утреннем и вечернем туалете, ежедневный теплый душ, уход за зубами. Воспитывать у детей гигиенические навыки ухода за своей одеждой и обувью.
Большое значение оказывает на здоровый образ жизни благоприятный климат в семье, который влияет на эмоциональное состояние ребенка . В будущем оно отразится и на его здоровье . Основными причинами многих детских болезней являются отрицательные эмоции, переживания и стрессы, переутомление и семейные неурядицы. Если ребенку дома эмоционально комфортно, то он будет счастлив, спокоен и уверен в себе. Положительные мысли улучшают гормональный фон, укрепляют иммунитет. Ребенку нужна любовь , понимание и забота. Очень важно всегда поддерживать своих детей, укреплять их моральный и физический дух. Добрые слова, тепло и одобрение – вот основополагающие факторы здорового образа жизни каждого ребенка . Все родители хотят , чтобы их малыш рос крепким, здоровым и умным . Здоровый образ жизни необходимо формировать с детского возраста, тогда забота о своем здоровье станет естественной формой поведения. Но для этого необходимо приложить немного усилий. Только при соблюдении всех правил по ведению здорового образа жизни можно получить хороший результат. Они помогут в будущем вам и вашим детям избежать многих проблем.
Публикации по теме:
«ДРУЖНО, СМЕЛО С ОПТИМИЗМОМ - ЗА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ!» Открытая презентация Проекта по адаптативной физической культуре «Всем полезно,.
Факторы, влияющие на формирование образования Формирование образования – сложный многоступенчатый процесс, характеризующийся необходимостью концентрации в себе гармоничного сочетания.
Анкета для родителей «Здоровый образ жизни» АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ» ФИО___ 1. Какого состояние Вашего здоровья?.
Буклет для родителей «Здоровый образ жизни ребёнка» Мы – спортсмены просто класс! Здоровый образ жизни ребёнка. Советы для родителей. Чтобы ваш ребёнок был сильным, а главное здоровым.
Факторы, влияющие на развитие личности Факторы, влияющие на развитие личности. В этой статье я хотела бы обсудить актуальную на сегодняшний день тему: «Что же, все-таки, является.
Конспект занятия по здоровому образу жизни в подготовительной группе «Мы за здоровый образ жизни!» Тема: «Что такое здоровый образ жизни». Цель: формирование осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни Задачи:.
Дети, как и взрослые, только в большей степени, подвержены влиянию разнообразных факторов окружающей среды, многие из которых следует расценивать как факторы риска развития неблагоприятных изменений в организме.
В формировании здоровья детей участвуют следующие важнейшие факторы:
· здоровье и возраст родителей на момент рождения ребенка, осложнения беременности и родов;
· социальные (питание, жилищные условия, образ жизни, доход семьи, уровень образования родителей, психологический климат в семье);
· эпидемиологические;
· экологические;
· факторы учебного процесса.
Здоровье и возраст родителей играют существенную роль в формировании здорового поколения. Наличие у родителей вредных привычек, хронических и некоторых инфекционных заболеваний может отрицательно повлиять на здоровье ребенка. Эти моменты неблагоприятно отражаются на развитии плода в период его зачатия и внутриутробного развития, являясь причиной таких наследственных заболеваний, как дальтонизм, гемофилия, пороки развития, уродства и т.д., на долю которых, по данным ВОЗ, в разных странах мира приходится от 4 до 8 % патологии детского возраста.
Известно также, что чем моложе будущие родители или, напротив, старше, тем неблагоприятнее это обстоятельство для здоровья ребенка.
В возрасте до 1 года важнейшими для здоровья детей являются такие социальные факторы, как характер семьи и образование родителей. В 1-4 года значение этих факторов остается весомым, но увеличивается роль жилищных условий и дохода семьи, наличие животных в доме, курение взрослых, посещение ДДУ. В возрасте 7-10 лет наибольшее значение имеют жилищные условия, доход семьи, наличие животных и курение родственников в жилище.
Ведущими биологическими факторами во всех возрастных группах детей являются болезни матери во время беременности и осложнения беременности и родов.
Существует условная классификация социально-гигиенических факторов, влияющих на развитие и состояние здоровья детей и подростков, представленная в табл. 10.1.
Питание как фактор, формирующий здоровье населения, стал заметен в нашей стране в последнее десятилетие, когда произошло резкое экономическое расслоение обществе. В семьях с высокой материальной обеспеченностью часто встречаются дети с нарушениями жирового обмена, а в семьях с низ-
Таблица 10.1. Социально-гигиенические факторы, значимые для здоровья детей
Благоприятные (оздоровительные) факторы | Факторы риска |
Соответствие условий окружающей среды гигиеническим нормативам | Нарушения гигиенических требований к окружающей среде и условиям жизнедеятельности |
Оптимальный двигательный режим | Гипо- или гипердинамия |
Закаливание | Нарушение режима дня и учебно-воспитательного процесса |
Сбалансированное питание | Нерациональное питание |
Рациональный суточный режим | Отсутствие гигиенических навыков и здорового образа жизни |
Здоровый образ жизни | Неблагоприятный психологический климат в семье и коллективе |
ким и доходами резко увеличилось число детей и подростков с пониженным пищевым статусом вследствие дефицита в пище белка, особенно животного происхождения, витаминов и энергетической недостаточности питания.
Дефицит витаминов в среднем наблюдается у 40 % населения, он в первую очередь касается витаминов С, А, Е и бета-каротина, составляющих основу антиоксидантной защитной системы организма, наблюдается во всех возрастных группах населения, во всех регионах и во все сезоны года.
Отмечается дефицит кальция и железа в связи с недостаточным потреблением молока, молочных продуктов и мяса как основного источника железа.
Дефицит микроэлементов (меди, селена, цинка, йода, фтора) стал национальной проблемой у нас, а также в Европе и Америке, причем селен является важным элементом в антиоксидантной защите человека.
К тому же сами продукты в ряде случаев не могут считаться доброкачественными в гигиеническом отношении, будучи загрязненными микроорганизмами и многочисленными ксенобиотиками (солями тяжелых металлов: свинца, ртути, кадмия, нитритами, нитратами, нитрозаминами, пестицидами и антибиотиками). От 60 до 70 % чужеродных веществ поступает в организм с пищей.
Образ жизни - емкое понятие. Под здоровым образом жизни следует понимать не только отсутствие вредных привычек, но и наличие двигательной активности, рациональные режимы питания, труда и отдыха. Давно доказано, что вредные привычки (табакокурение, злоупотребление алкогольсодержащими напитками, прием наркотиков) оказывают крайне негативное влияние на соматическое и психическое здоровье детей и подростков.
Эпидемиологические факторы резко отрицательно отражаются на состоянии здоровья населения, в том числе и детского. Известно, что детские инфекции составляют около 15 % от всей детской заболеваемости. Следствием игнорирования прививочной работы в нашей стране стали возобновление и рост в середине 90-х годов таких забытых инфекций, как дифтерия, полиомиелит и корь.
Под воздействием эндемических факторов у населения появляются эндемический зоб, уролитиаз, флюороз, кариес зубов, стронциевый и молибденовый рахит. Развитию этих и других заболеваний способствует наличие биогеохимических провинций, искусственно созданных промышленной деятельностью человека, влияние которых на здоровье населения требует дальнейших научных исследований.
Из перечисленных факторов питание, эндемические и эпидемиологические (природно-очаговые болезни - риккетсиозы, лептоспирозы, клещевой энцефалит, геморрагическая лихорадка и др.) могут быть отнесены и к экологическим. Не случайно, по данным ВОЗ, экологические факторы в настоящее время обусловливают более 25 % всех заболеваний человека, а по ряду стран и регионов этот показатель достигает даже 40 %, причем с учетом эндемических и эпидемиологических факторов он становится еще выше.
Годы пребывания в школе (с 6-7 до 17-19 лет) также могут отрицательно сказаться на состоянии здоровья школьников под влиянием неблагоприятных факторов учебного процесса.
Нерациональное естественное и искусственное освещение, неправильное рассаживание детей в классе, нерациональные учебные пособия, нарушение правил чтения могут привести к миопии. Количество близоруких детей увеличивается в выпускных классах.
Нерационально устроенная школьная мебель и неправильная посадка (поза) ученика во время урока приводят к нарушению осанки - кифозу и сколиозу.
Несоблюдение режима учебных занятий в школе и дома может вызвать симптомы переутомления, которые в случае их несвоевременного устранения являются пограничными для перехода к серьезным патологическим изменениям в организме.
В детском возрасте, как уже говорилось, происходит развитие и совершенствование иммунной системы организма. Тесное общение в детских коллективах, где могут быть инфекционные больные, способствует развитию детских эпидемических инфекций: кори, ветряной оспы, коклюша, скарлатины, дифтерии, краснухи и др.
Технические средства обучения (ТСО), все шире применяемые в современных образовательных учреждениях, включая школы и детские сады, обеспечивают лучшее восприятие учебного материала, повышая внимание и интерес к изучаемому материалу. К ТСО относятся кино-, диа- и эпипроекторы, телевизоры и видеомагнитофоны, персональные компьютеры. Однако использование аудиовизуальных ТСО и компьютерной техники с видеодисплейным терминалом (ВДТ) требует регламентирования времени их непрерывного применения в учебном процессе вследствие их отрицательного влияния на состояние зрительной и общей работоспособности организма детей и подростков под влиянием длительного статического напряжения и напряжения зрения.
Воздействие электростатических и электромагнитных полей от компьютеров вызывает неблагоприятные изменения в иммунной, нервной и сердечно-сосудистой системах и, по мнению некоторых ученых, создает опасность риска заболевания экземой при работе с дисплеем в течение 2=6 ч и более в день, что объясняют способностью этих полей повышать концентрацию положительных ионов в рабочей зоне, которые адсорбируют пылевые частицы, являющиеся причиной аллергизации организма. Известно также, что электромагнитные поля мешают появлению новых условных рефлексов и ухудшают процесс запоминания.
Переменное электрическое поле влияет на минеральный обмен: резко изменяются состав мочи и потребность организма в раде минеральных веществ. Так, увеличивается выброс кальция и резко задерживается фосфор, что объясняют либо активацией деятельности надпочечников, гормоны которых регулируют минеральный обмен, либо непосредственным влиянием электромагнитных излучений на ионные каналы клеточных мембран.
Компьютеры влияют на центральную нервную систему детей. Ритмические сигналы от монитора могут стать причиной плохого самочувствия. При длительной работе на компьютере у некоторых школьников отмечаются психологические расстройства, раздражительность, нарушение сна, нежелание приступать к работе с компьютером, а также снижение работоспособности и сдвиги в функциональном состоянии организма в виде нарушения цветоразличения, головной боли, депрессивных состояний.
Работа на компьютере происходит в вынужденной рабочей позе, вследствие чего отмечаются повышенная нагрузка на остисто-крестцовые мышцы, боли в шейном и грудном отделах позвоночника.
Матвеичева Ольга Николаевна
Неблагоприятные факторы и условия, оказывающие существенное влияние на состояние здоровья детей
Факторы , оказывающие влияние на здоровье детей :
1) Наследственные факторы (состояние здоровья родителей , генотип, протекание беременности и родов, наличие или отсутствие наследственных и врожденных заболеваний и аномалий организма, тип нервной системы, наличие или отсутствие предрасположенности к развитию заболеваний, перенесенные заболевания;
2) образ жизни (забота о здоровье или безразличие к нему, тип и режим питания, двигательный режим, прогулки, закаливание, полноценный сон, психологический климат в семье и школе, поведенческие факторы риска );
3) состояние окружающей среды (экология, благоприятные или неблагоприятные климатические и природные условия , состояние бытовых условий , какие производственные предприятия расположены в районе проживания).
4) медицинское обеспечение – доступность и качество медицинской помощи, полноценность и регулярность профилактических осмотров и скрининговых обследований.
Факторы риска , имеющие место в образовательных учреждениях.
Годы пребывания в школе (с 6-7 до 17-19 лет) также могут отрицательно сказаться на состоянии здоровья школьников под влиянием неблагоприятных факторов учебного процесса .
Факторы риска в образовательном учреждении – это тот комплекс проблем, причиной которых является нерациональная организация учебно-воспитательного процесса и неадекватная система требований самого образовательного учреждения или системы образования в целом.
Факторы риска :
1) Стрессовая педагогическая тактика (характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок, невозможность индивидуального подхода при большом наполнении классов).
2) Несоответствие методик и технологий обучения и воспитания возрастным и функциональным возможностям обучающихся (организационно - педагогические условия проведения урока (неучет плотности, чередования видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т. п.).
3) Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебно-воспитательного процесса (недостаточная освещенность, неправильное рассаживание детей в классе , несоответствие мебели росту детей , уровень шума, недостаточность проветриваний, нарушение режима и качества питания, плохая оснащенность санитарных зон).
4) Провалы в существующей системе физического воспитания, дефицит двигательной активности детей .
5) Интенсификация учебного процесса (увеличение объёма учебной нагрузки, её возможное несоответствие возрастным и индивидуальным возможностям обучающихся).
6) Недостаточная грамотность педагогов в вопросах охраны и укрепления здоровья учащихся .
7) Недостаточное медицинское обеспечение ОУ, а также частичное разрушение служб медицинского контроля ОУ.
8) Отсутствие системной работы по формированию представления о здоровье и здоровом образе жизни как ценности.
9) Возможный неблагоприятный психологический климат в коллективе, в классе, на уроке, отсутствие эмоциональных разрядок.
Воздействие этих факторов особенно опасно тем , что они воздействуют на ребенка длительно, непрерывно и в период, когда он наиболее к ним чувствителен. Все эти факторы ведут к снижению работоспособности детей , выраженному их переутомлению, а, зачастую, и возникновению у детей ряда заболеваний (снижение зрения, нарушения опорно-двигательного аппарата, заболевания ЖКТ и др.)
Снижение негативного влияния этих факторов (или полное их устранение) находятся в рамках здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения и системы образования.
Успешность работы образовательного учреждения должна оцениваться не только по успеваемости учащихся в виде текущих отметок или результатов контрольных работ, а по совокупности показателей , отражающих, в том числе и уровень здоровья обучающихся . Данная позиция представляется мне вполне оправданной, т. к. недостаток образования впоследствии можно восполнить дополнительным обучением, а подорванное здоровье восстановить значительно труднее. И нарушенное в детском возрасте физическое развитие восстановить, зачастую, невозможно.
Внешние факторы риска , влияющие на обучение детей .
Человек на протяжении всей своей жизни испытывает на себе целый ряд
факторов , которые как положительно, так и отрицательно влияют на его здоровье .
На обучение детей большинство внешних факторов влияют опосредованно , изначально подрывая здоровье ребенка , а потом уже снижая его учебный потенциал.
К таким факторам можно отнести всю группу климатогеографических, геохимических, экологических вредностей. Крайняя степень их воздействия, представляющая серьезную опасность - поражающие факторы источников чрезвычайных ситуаций : механические, термические, радиационные, химические, биологические и другие, которые могут вызывать тяжелые травмы, поражения ЦНС и даже гибель.
Еще одна группа факторов , которые влияют изначально на физическое и психологическое здоровье ребенка , а потом уже, несомненно, и на его обучение – это социальные, экономические, психологические факторы , такие, как низкий уровень жизни семьи, неблагополучные семьи группы риска , психологическое насилие, стрессы и т. д.
Недостаточное пребывание на свежем воздухе, гиподинамия, несоблюдение режима сна, а также учебных занятий может вызвать симптомы переутомления, которые в случае их несвоевременного устранения являются пограничными для перехода к серьезным патологическим изменениям в организме и, естественно, не могут не отразиться на успешности обучения.
Теперь хотелось бы остановиться на той группе факторов , которые непосредственно оказывают влияние на ЦНС и психические процессы ребенка и, соответственно, непосредственно влияют на обучение . Это так называемые «поведенческие факторы риска » :
Употребление алкоголя,
Употребление наркотиков и др. токсичных веществ,
Курение,
Компьютерная и интернет- зависимость.
Все средства, являющиеся предметом злоупотребления, обозначаются как «психоактивные вещества» , вызывающие психические расстройства и нарушения поведения, резко снижающие восприимчивость к обучению.
Подростковый возраст - особый период в жизни каждого человека. В это время закладываются основы его физического и душевного здоровья . Развивающийся организм особенно чувствителен к действию ядовитых веществ, таких как алкоголь, никотин и наркотики. Влияние это настолько серьезно, что их употребление нельзя характеризовать лишь как вредные привычки, так как они угрожают не только здоровью и учебе , но зачастую и жизни подростка. Следует также помнить, что в подростковом возрасте усиливается влияние социальной среды , в связи с чем поведение подростков мотивировано не только биологическими, но и социальными составляющими , к которым можно отнести "моду" на какие-либо пищевые предпочтения, алкоголь, табакокурение, наркотики и др. Повторное и регулярное попадание этих веществ в организм приводит к изменению обмена веществ и возникновению при их недостатке или отсутствии уже биологической потребности либо зависимости, связанной с нарушением гомеостаза.
Употребление алкоголя, наркотиков, асоциальное поведение, напрямую связано с ростом правонарушений и распространением социально значимых заболеваний. И всё это непосредственно влияет на психику и физическое здоровье детей и подростков , что отнюдь не способствует успешному обучению, а всячески затрудняет или вовсе прекращает его.
В последнее время все большее количество детей , причем начиная с дошкольного возраста, попадают под влияние компьютеров , планшетов, сотовых телефонов. Воздействие электростатических и электромагнитных полей от компьютеров вызывает неблагоприятные изменения в иммунной, нервной и сердечнососудистой системах. Длительное пребывание за компьютером в статичном положении вызывает нарушение кровообращения и провоцирует появление застойных явлений в организме подростка, что, в свою очередь, способствует возникновению или обострению заболеваний опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечного тракта, сосудистым нарушениям. Концентрация взгляда на экран монитора и неправильное освещение оказывают негативное влияние на зрение . Также, компьютеры влияют на центральную нервную систему детей . При длительном времяпровождении за компьютером у школьников отмечаются психологические расстройства, раздражительность, нарушение сна, снижение работоспособности и сдвиги в функциональном состоянии организма в виде нарушения цветоразличения, головной боли, депрессивных состояний .
Несмотря на безусловную положительную роль , которую оказывают современные коммуникационные средства и интернет на человека, существуют определённые риски использования информационных технологий. Особой опасности в незащищённом информационном пространстве подвергаются дети и подростки. В интернете часто находится информация агрессивного и социально опасного содержания. Предпочтение виртуального мира реальности способно оказать негативное влияние на психику и здоровье подростка и вызвать не только ухудшение зрения, повышенную тревожность, раздражительность, социальную дезадаптацию, но и развитие зависимого поведения.
Мы рассмотрели различные группы внешних факторов , оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей и влияющие , напрямую или опосредованно, на обучение. Каждый ребенок в процессе взросления в большей или меньшей степени сталкивается с воздействием этих факторов и только политика внедрения культуры здоровья и воспитание в условиях стремления к здоровому образу жизни может уберечь детей от их губительных последствий.
План лекции 1. Определение понятия «здоровья» с позиции гигиены детей и подростков. Признаки здоровья. 2. Группы здоровья. 3. Показатели здоровья. 4. Приоритетные факторы среды, влияющие на здоровье детей и подростков (по результатам исследования акад. Г. Н. Сердюковской). 5. Экологические факторы. Экопатология. Маркеры техногенного загрязнения окружающей среды. Экосенситивность. 2
«Здоровье - это состояние жизнедеятельности, соответствующее биологическому возрасту ребенка, гармоничному единству физических и интеллектуальных характеристик, формированию адаптационных и компенсаторных реакций в процессе роста» /Академик РАМН Ю. Е. Вельтищев/. 3
Определяющие признаки здоровья: отсутствие в момент обследования болезни; гармоничное и соответствующее возрасту физическое и психическое развитие; нормальный уровень функций; отсутствие наклонности к заболеваниям. 4
Институт гигиены детей и подростков предложил давать качественную характеристику здоровья популяции путем распределения ее на «группы здоровья»: I - здоровые, нормально развивающиеся, без функциональных отклонений; II - здоровые, с функциональными или небольшими морфологическими отклонениями; III - больные в компенсированном состоянии; IV - больные в субкомпенсированном состоянии; V - больные в декомпенсированном состоянии. 5
Распределение детей по группам здоровья очень важно для: характеристики здоровья детской популяции, получения статистических показателей здоровья; сравнительных сопоставлений на разных территориях; оценки эффективности лечебнопрофилактической работы детских медицинских учреждений и отдельных врачей; выявления и сравнения эффекта факторов риска, влияющих на коллективное здоровье детей; определения потребности в специализированных службах и кадрах. 6
Показатели здоровья: n общая заболеваемость; n заболеваемость по отдельным нозологическим формам; n распределение по группам здоровья; n количество часто болеющих (4 и больше раз в год) детей; n количество длительно болеющих детей (25 и более дней по одному заболеванию) 7
Индекс здоровья - удельный вес детей, не болевших в течение года, среди всех обследованных (в процентах). Патологическая пораженность - частота хронических заболеваний, функциональных отклонений в процентах к общему числу обследованных. 8
Фактор – существенное обстоятельство, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер (Толковый словарь). Определяющую роль в изменениях состояния здоровья детского населения играют три группы факторов: генотип популяции; образ жизни; состояние окружающей среды. 9
Г. Н. Сердюковской установлено выраженное влияние на здоровье детей следующих факторов среды: n климатических особенностей местности; 10
n неудовлетворительные санитарно-гигиенические условия (в основном за счет превышения вместимости школьных зданий, двусменных занятий, недостаточных площадей учебных помещений, плохих жилищных условий); 12
«Приоритетное» значение в развитии заболеваний у детей имеет экологический фактор, который определяет 30 % заболеваемости. Экологическая патология - раздел медицины, изучающий заболевания, вызванные химическими, физическими и биологическими факторами окружающей среды. 17
Академик РАМН М. Я. Студеникин указывает на три патологических состояния, которые в известной степени могут служить биологическими маркерами техногенного загрязнения окружающей среды: 1) аллергические болезни (в первую очередь атопический дерматит), 2) бронхолегочная патология; 3) железодефицитные анемии. 18
Экосенситивность детей особая чувствительность детского организма к воздействию экологических факторов. С учетом морфофункциональных особенностей развития детей различного возраста и принятыми в нашей стране принципами организации образовательного процесса собственно экосенситивными периодами считаются 3 -й год жизни, возрасты 5 и 11 -13 лет. Риск развития некоторых заболеваний у детей, проживающих в загрязненных районах, повышается в 2 -3 раза. 19
Педиатры к числу экологических факторов относят также профессиональные вредности у родителей по меньшей мере в течение 2 лет перед рождением ребенка, курение матери во время беременности и курение дома в присутствии ребенка. 20
Социально-гигиенический фактор определяет 27, 5 % заболеваемости. У детей в возрасте до 1 года среди социальных факторов решающее значение имеют характер семьи и образование родителей. В возрасте 1 -4 лет увеличивается роль жилищных условий и дохода семьи, также важен такой фактор, как посещение ребенком дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). В возрасте 7 -10 лет наибольшую роль играют жилищные условия, доход. 21
В бедных семьях выше смертность детей от несчастных случаев, травм, выше уровень заболеваемости, уровень и средняя длительность госпитализации. Риск несчастных случаев среди детей уменьшается с ростом образования матери образование менее 9 лет: более 11 лет - риск 5: 1 22
«Уязвимые» дети - дети, которые в большей степени, чем другие, подвержены риску заболеть. Это внебрачные дети, дети из неполных семей, из семей, проживающих в неблагоприятных социально-экономических условиях (низкий доход, плохое питание), детей из неблагополучных семей, в которых отмечаются алкоголизм, асоциальное поведение, небрежное отношение к воспитанию детей. Зарубежные специалисты относят к «уязвимой» группе единственного в семье ребенка, детей, рожденных после длительного бесплодия; нежеланных детей; детей пожилых родителей; детей, рожденных в позднем браке; детей, «заменивших» умершего ребенка, или детей, родившихся в период, когда в семье 23 кто-то умер.
25
Среди биологических факторов, оказывающих наибольшее влияние на заболеваемость, во всех возрастных группах детей основными являются заболевания матери во время беременности и осложнения течения беременности и родов. 26
План лекции: 1. Физиологические основы деятельности детей. 2. Готовность детей к Лекция 3. Гигиена образовательной деятельности обучению в школе. 3. Гигиена обучения. 4. Гигиенические принципы организации учебного процесса в образовательных учреждениях. 27
В современном 7 -м классе подросткам необходимо прочитать 1900 страниц учебников, 1400 литературно-художественных произведений, выучить более 740 определений и около 400 понятий. Сроки получения среднего образования: в Великобритании срок обучения 10 -13 лет, во Франции, Испании, Польше, Японии, в Литовской, Латвийской и Эстонской республиках, Молдова -12 лет, в Италии, Швеции, Германии - 13 лет. При 12 -летнем образовании: I ступень - начальное общее образование (4 года); II ступень - основное общее образование (6 лет); III ступень - среднее (полное) общее образование (2 28 года).
Виды деятельности детей и подростков: 1. Умственная деятельность (деятельность с относительно небольшой тратой энергии - от 50 до 100 ккал/ч в зависимости от возраста детей и характера занятий). Этот вид деятельности составляет основу умственной работы (учебные занятия в дошкольном учреждении, школе и дома, чтение, просмотр телепередач, спокойные настольные игры и др.). 2. Физическая деятельность (деятельность, требующая значительных энергетических затрат, превышающих 100 ккал/ч), составляет основу различных видов физического воспитания и трудового обучения. Двигательный компонент более представлен при выполнении физических видов деятельности, требующих перемещения тела и преодоления различных сопротивлений. 29
Занятия должны проводиться ежедневно, кроме субботы, с 1 сентября по 1 июня: Для детей ясельного возраста от 1, 5 до 3 лет планируют не более 10 занятий в неделю (развитие речи, дидактические игры, развитие движений, музыкальные и др.) продолжительностью не более 810 мин. В младшей группе - 10 занятий в неделю по 10 -15 мин, в средней - 10 занятий в неделю по 20 мин, в старшей - 15 занятий в неделю по 20 -25 мин; в подготовительной -19 занятий в неделю по 25 -30 мин. 30
Медицинские критерии готовности к обучению в школе: 1) уровень биологического развития; 2) состояние здоровья в момент осмотра; 3) острая заболеваемость за предшествующий год. Психофизиологические критерии развития школьно-необходимых функций: 1) результаты выполнения теста Керна - Иразека, 2) качество звукопроизношения (наличие дефектов); 3) результаты выполнения монометрического теста «вырезание круга» . Не готовыми к обучению считаются дети, имеющие отклонения в состоянии здоровья, отстающие в биологическом развитии, а также выполняющие тест Керна - Иразека с оценкой 9 баллов и более и имеющие дефекты звукопроизношения. 31
В возрасте 5- 7 лет дети могут сохранять активное внимание в течение 15 мин, в 8- 10 лет - 20 мин, в 11- 12 лет - 25 мин, в 12- 15 лет - 30 мин. Утомлением называется состояние, возникающее в результате деятельности ребенка. Оно проявляется чувством усталости, дискоординацией и во многих случаях снижением эффективности работы. 32
О начале утомления школьника свидетельствуют следующие признаки: снижение продуктивности труда (увеличивается число ошибок и неправильных ответов, время выполнения рабочих операций); наблюдаются двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания); нарушаются сердечный ритм и координация движений); появление чувства усталости. Усталость – субъективная оценка утомления. 33
34
Переутомление - это кумулированное состояние утомления, признаки которого не ликвидируются ни при ежедневном, ни при еженедельном отдыхе. Выраженные признаки переутомления: резкое и длительное снижение умственной и физической работоспособности; нервно-психические расстройства (нарушение сна, чувство страха, истеричность); аритмия, вегетососудистая дистония); снижение сопротивляемости организма к воздействию неблагоприятных факторов и патогенных микроорганизмов. 35
Гигиенические принципы организации обучения детей в школе: соответствие учебных нагрузок возрастным и индивидуальным особенностям ребенка и подростка; научная организация учебного процесса в современной школе; обеспечение оптимальных условий обучения. 36
Гигиенические требования к максимальным величинам образовательной нагрузки Классы 1 2 -4 5 6 7 8 -9 10 -11 6 -ти дневная неделя 20 25 31 32 34 35 36 5 -ти дневная неделя 20 22 28 29 31 32 33 37
Шкала трудности предметов (по И. Г. Сивкову) Математика, русский язык – 11 баллов Иностранный язык 10 баллов Физика, химия 9 баллов История 8 баллов Родной язык, литература 7 баллов Естествознание, география 6 баллов Физкультура 5 баллов Труд 4 балла Черчение 3 балла Рисование – 2 балла Пение 1 балл 38
С 10 до 12 часов I – фаза врабатывания, II – фаза высокой и устойчивой работоспособности, III – фаза снижения работоспособности, a – зона неполной компенсации, б – зона конечного прорыва, в – зона прогрессивного падения 80 39
Объем домашнего задания: 1 класс – (со второго полугодия) – 1 час 2 класс – до 1, 5 часа 3 -4 классы – до 2 часов 5 -6 классы – до 2, 5 часов 7 -8 классы – до 3 часов 9 -11 классы – до 4 часов 40
Основная группа (дети без отклонений в состоянии здоровья, а также с незначительными морфофункциональными отклонениями, достаточно подготовленные) Подготовительная группа (дети, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, недостаточно физически подготовленные) Специальная группа (дети, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, допущенные к выполнению учебной и производственной работы) Дети, относящиеся по состоянию здоровья к основной и подготовительной группам, занимаются вместе, однако для последних интенсивность и объем нагрузки снижают. Учащиеся, относящиеся к специальной медицинской группе, занимаются вне сетки учебных часов по специальному расписанию. 41
Расстояние головы школьника 8 -9 лет от текста, расположенного на пюпитре, в среднем должно составлять 24 -25 см; в возрасте 11 -12 лет - 29 см; в более старшем возрасте расстояние от книги при чтении становится больше и достигает 30 -35 см. 44
Употребление больших форматов, утяжеленных переплетов, толстой бумаги, завышение объема учебника, увеличивают массу ежедневно переносимого школьного груза. Норма по переносимому школьниками груза составляет примерно не более 1/10 массы тела. Например: вес ребенка в возрасте 7 лет в среднем равен 25 кг норма по переносимому грузу не должна превышать 2, 5 кг. 45
Масса учебных изданий: не более 300 г для 1 -3 (4)-х классов; 400 г для 5 -6 -х классов; 500 г для 7 -9 -х классов; 600 г для 10 -11 -х классов. Масса изданий для 1 -3 (4)-х классов, предназначенных для работы только в школе (при этом на титульном листе книги обязательно указывается эта специфика использования), не должна превышать 500 г. Допускается увеличение массы издания не более чем на 10 %. 46
Качество полиграфических материалов и бумаги определяет санитарное состояние учебника. Низкое качество переплета, использование шероховатой, рыхлой, непроклеенной бумаги (легко впитывающей влагу) способствует быстрому загрязнению и порче учебника, что может оказаться небезопасным в санитарноэпидемическом отношении. 47
"ЗДОРОВЬЕ ребенка и ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ дошкольников".
Здоровье – это совокупность физических и психических качеств человека, которые являются основой его долголетия, осуществления творческих планов, создания крепкой дружной семьи, рождения и воспитания детей, овладения достижениями культуры. Здоровый и развитый ребёнок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физически адаптирован. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребёнка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера. .
Много лет назад немецкий учёный М. Петенкофер писал: «…не зная настоящей цены здоровью, полученному по наследству, мы издерживаем его без расчёта, не заботясь о будущем. Только тогда мы узнаём цену этого богатства, тогда является у нас желание его сохранить, когда мы из здоровых превращаемся в больных».
Русская пословица очень ярко иллюстрирует эту мысль немецкого учёного: «Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – многое потерял, здоровье потерял – всё потерял».
Здоровье - это счастье! Когда человек здоров, все получается. Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым. Но нужно уметь заботиться о здоровье. Если не следить за своим здоровьем, можно его потерять. Наша задача: научить не только сохранить здоровье дошкольника, но и укрепить его.
Факторы, влияющие на здоровье:
-соблюдение режима дня
-организация двигательной активности, длительность прогулки
-закаливание
-полноценное и рациональное питание
-условия жизни в семье
-полноценный сон
-выполнение культурно-гигиенических норм и правил, т.е. здоровый образ жизни семьи
-влияние окружающей среды, экология
- наследственность
-уровень развития здравоохранения и образования и т.д.
В нашем детском саду педагоги используют различные здоровьесберегающие технологии (создают безопасные условия пребывания и обучения детей в ДОУ), в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями, решают задачи соответствия учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребёнка. Их использование в образовательном процессе идёт на пользу здоровья воспитанников, защищает и сохраняет здоровье детей. В нашем детском саду используют следующие технологии:
Физкультминутки на занятиях
-гимнастика для глаз
-динамическая пауза
-артикуляционная гимнастика
-пальчиковая гимнастика
-релаксационная пауза
Корригирующая гимнастика после сна
Дыхательная гимнастика
Различные виды закаливания и т.д.
Кроме этого, в роли здоровьесберегающих компонентов выступают такие специальные меры по сохранению здоровья дошкольников, как:
- рациональный двигательный режим,
Разумное чередование умственной и двигательной нагрузок,
- соответствие времени проведения учебных занятий возрасту детей,
Смена на занятии различных видов деятельности.
Основы здоровья закладываются в семье, значит, вопросы воспитания здорового ребенка должны решаться в тесном контакте с семьей. Родители должны служить для своих детей примером во всём.
Помните, что здоровье ребёнка, прежде всего в ваших руках!
примерный режим дня для первоклассника.
6-40 подъем
6-40-7-00 утренняя зарядка, туалет, водные процедуры, уборка постели.
7-00-7-10 завтрак.
7-20-7-45 дорога в школу.
8-00-12-30 занятия в школе.
10-00 горячий завтрак в школе.
12-30-13-00 дорога из школы домой.
13-00-13-30 обед.
13-30-14-30 отдых.
14-30-16-00 прогулка или посещение кружков.
16-00-16-15 полдник.
16-15-17-30 приготовление домашних занятий.
17-30-19-00 прогулка на свежем воздухе.
19-00-20-30 ужин, свободные занятия.
20-30-21-00 подготовка ко сну.
21-00-6-40 сон.
Совместная подготовка к школе с вечера;
собрать портфель, приотовить одежду, обсудить меню завтрака, отход ко сну в одно и то же время, спокойный сон – все это поможет ребенку встать утром с хорошим настроением.