Факторы влияющие на здоровье дошкольников. Факторы влияющие и формирующие здоровье детей

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Марина Ерофеева
Консультация для родителей «Факторы влияющие на здоровый образ жизни ребенка»

В. А. Сухомлинский утверждал, что "Забота о здоровье ребенка -это комплекс санитарно-гигиенических норм и правил. не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего забота в гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества".

Взрослым, важно начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей положительное отношение к собственному здоровью .

В понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие :

Оптимальный двигательный режим

Рациональное питание

Закаливание

Личная гигиена

Положительные эмоции

Основная причина многих болезней в мире – недостаточная двигательная активность. Особенно страдают от гиподинамии дошкольники, которые очень много времени проводят сидя за просмотром телепередач, играя в компьютерные игры. Для того, чтобы это исправить надо заниматься с детьми циклическими упражнениями аэробного характера : ходьба, легкий бег, плаванье, лыжные и велосипедные прогулки и конечно же играть в подвижные игры.

Следующий фактор здорового образа жизни ребенка – это питание . Правильная организация питания имеет большое значение для развития детского организма. Следует обратить внимание на следующее :

Питание ребенка должно соответствовать уровню развития и функциональным возможностям организма

Регулярный прием пищи

Питательные вещества поступающие в организм вместе с пищей, должны находиться в определенном соотношении между собой

Питание должно быть индивидуальным

Закаливание- является еще одним из составляющих здорового образа жизни ребенка .

«Солнце, воздух и вода –наши лучшие друзья» -вот дивиз закаливания!

Разумное использование этих естественных сил природы приводит к тому,что ребенок делается закаленным , успешно противостоит переохлаждению и перегреву.

Надо помнить, что закаливание будет успешным если соблюдать три принципа :

Постепенность -увеличивать продолжительность процедур надо постепенно

Систематичность – проводить закаливающие мероприятия ежедневно

Комплексность –использовать в комплексе естественные силы природы (солнце, воздух, вода)

Учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка .

Постараться, чтобы закаливание проходило при положительных эмоциях, дети должны выполнять процедуры с радостью, желанием. В этом большое значение имеет пример родителей . Существует множество видов закаливания : хождение босиком, обтирание, обливание, воздушные ванны, воздушно-солнечные и т. д.

Не менее важным так же является следующий фактор здорового образа жизни ребенка - это личная гигиена. Без соблюдения правил личной гигиены (уход за телом, волосами, полостью рта, одеждой, обувью) невозможно сохранить и укрепить здоровье . Должны стать естественной и неотъемлемой процедурой мытье рук перед едой, после прогулки, при утреннем и вечернем туалете, ежедневный теплый душ, уход за зубами. Воспитывать у детей гигиенические навыки ухода за своей одеждой и обувью.

Большое значение оказывает на здоровый образ жизни благоприятный климат в семье, который влияет на эмоциональное состояние ребенка . В будущем оно отразится и на его здоровье . Основными причинами многих детских болезней являются отрицательные эмоции, переживания и стрессы, переутомление и семейные неурядицы. Если ребенку дома эмоционально комфортно, то он будет счастлив, спокоен и уверен в себе. Положительные мысли улучшают гормональный фон, укрепляют иммунитет. Ребенку нужна любовь , понимание и забота. Очень важно всегда поддерживать своих детей, укреплять их моральный и физический дух. Добрые слова, тепло и одобрение – вот основополагающие факторы здорового образа жизни каждого ребенка . Все родители хотят , чтобы их малыш рос крепким, здоровым и умным . Здоровый образ жизни необходимо формировать с детского возраста, тогда забота о своем здоровье станет естественной формой поведения. Но для этого необходимо приложить немного усилий. Только при соблюдении всех правил по ведению здорового образа жизни можно получить хороший результат. Они помогут в будущем вам и вашим детям избежать многих проблем.

Публикации по теме:

«ДРУЖНО, СМЕЛО С ОПТИМИЗМОМ - ЗА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ!» Открытая презентация Проекта по адаптативной физической культуре «Всем полезно,.

Факторы, влияющие на формирование образования Формирование образования – сложный многоступенчатый процесс, характеризующийся необходимостью концентрации в себе гармоничного сочетания.

Анкета для родителей «Здоровый образ жизни» АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ» ФИО___ 1. Какого состояние Вашего здоровья?.

Буклет для родителей «Здоровый образ жизни ребёнка» Мы – спортсмены просто класс! Здоровый образ жизни ребёнка. Советы для родителей. Чтобы ваш ребёнок был сильным, а главное здоровым.

Факторы, влияющие на развитие личности Факторы, влияющие на развитие личности. В этой статье я хотела бы обсудить актуальную на сегодняшний день тему: «Что же, все-таки, является.

Конспект занятия по здоровому образу жизни в подготовительной группе «Мы за здоровый образ жизни!» Тема: «Что такое здоровый образ жизни». Цель: формирование осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни Задачи:.

Дети, как и взрослые, только в большей степени, подвержены влиянию разнообразных факторов окружающей среды, многие из которых следует расценивать как факторы риска развития неблагоприятных изменений в организме.

В формировании здоровья детей участвуют следующие важ­нейшие факторы:

· здоровье и возраст родителей на момент рождения ребен­ка, осложнения беременности и родов;

· социальные (питание, жилищные условия, образ жизни, доход семьи, уровень образования родителей, психологи­ческий климат в семье);

· эпидемиологические;

· экологические;

· факторы учебного процесса.

Здоровье и возраст родителей играют существенную роль в формировании здорового поколения. Наличие у родителей вредных привычек, хронических и некоторых инфекционных заболеваний может отрицательно повлиять на здоровье ребен­ка. Эти моменты неблагоприятно отражаются на развитии пло­да в период его зачатия и внутриутробного развития, являясь причиной таких наследственных заболеваний, как дальтонизм, гемофилия, пороки развития, уродства и т.д., на долю которых, по данным ВОЗ, в разных странах мира приходится от 4 до 8 % патологии детского возраста.

Известно также, что чем моложе будущие родители или, на­против, старше, тем неблагоприятнее это обстоятельство для здоровья ребенка.

В возрасте до 1 года важнейшими для здоровья детей явля­ются такие социальные факторы, как характер семьи и образо­вание родителей. В 1-4 года значение этих факторов остается весомым, но увеличивается роль жилищных условий и дохода семьи, наличие животных в доме, курение взрослых, посещение ДДУ. В возрасте 7-10 лет наибольшее значение имеют жилищ­ные условия, доход семьи, наличие животных и курение родственников в жилище.

Ведущими биологическими факторами во всех возрастных группах детей являются болезни матери во время беременности и осложнения беременности и родов.

Существует условная классификация социально-гигиеничес­ких факторов, влияющих на развитие и состояние здоровья де­тей и подростков, представленная в табл. 10.1.

Питание как фактор, формирующий здоровье населения, стал заметен в нашей стране в последнее десятилетие, когда произошло резкое экономическое расслоение обществе. В се­мьях с высокой материальной обеспеченностью часто встреча­ются дети с нарушениями жирового обмена, а в семьях с низ-

Таблица 10.1. Социально-гигиенические факторы, значимые для здоровья детей

Благоприятные (оздоровительные) факторы Факторы риска
Соответствие условий окружаю­щей среды гигиеническим нор­мативам Нарушения гигиенических тре­бований к окружающей среде и условиям жизнедеятельности
Оптимальный двигательный ре­жим Гипо- или гипердинамия
Закаливание Нарушение режима дня и учеб­но-воспитательного процесса
Сбалансированное питание Нерациональное питание
Рациональный суточный режим Отсутствие гигиенических навы­ков и здорового образа жизни
Здоровый образ жизни Неблагоприятный психологи­ческий климат в семье и коллек­тиве

ким и доходами резко увеличилось число детей и подростков с пониженным пищевым статусом вследствие дефицита в пище белка, особенно животного происхождения, витаминов и энер­гетической недостаточности питания.

Дефицит витаминов в среднем наблюдается у 40 % населе­ния, он в первую очередь касается витаминов С, А, Е и бета-каротина, составляющих основу антиоксидантной защитной системы организма, наблюдается во всех возрастных группах населения, во всех регионах и во все сезоны года.

Отмечается дефицит кальция и железа в связи с недостаточ­ным потреблением молока, молочных продуктов и мяса как ос­новного источника железа.

Дефицит микроэлементов (меди, селена, цинка, йода, фтора) стал национальной проблемой у нас, а также в Европе и Аме­рике, причем селен является важным элементом в антиокси­дантной защите человека.

К тому же сами продукты в ряде случаев не могут считаться доброкачественными в гигиеническом отношении, будучи за­грязненными микроорганизмами и многочисленными ксено­биотиками (солями тяжелых металлов: свинца, ртути, кадмия, нитритами, нитратами, нитрозаминами, пестицидами и анти­биотиками). От 60 до 70 % чужеродных веществ поступает в организм с пищей.

Образ жизни - емкое понятие. Под здоровым образом жизни следует понимать не только отсутствие вредных привычек, но и наличие двигательной активности, рациональные режимы питания, труда и отдыха. Давно доказано, что вредные привыч­ки (табакокурение, злоупотребление алкогольсодержащими на­питками, прием наркотиков) оказывают крайне негативное влияние на соматическое и психическое здоровье детей и под­ростков.

Эпидемиологические факторы резко отрицательно отражаются на состоянии здоровья населения, в том числе и детского. Из­вестно, что детские инфекции составляют около 15 % от всей детской заболеваемости. Следствием игнорирования прививоч­ной работы в нашей стране стали возобновление и рост в сере­дине 90-х годов таких забытых инфекций, как дифтерия, полио­миелит и корь.

Под воздействием эндемических факторов у населения по­являются эндемический зоб, уролитиаз, флюороз, кариес зубов, стронциевый и молибденовый рахит. Развитию этих и других заболеваний способствует наличие биогеохимических провин­ций, искусственно созданных промышленной деятельностью человека, влияние которых на здоровье населения требует даль­нейших научных исследований.

Из перечисленных факторов питание, эндемические и эпи­демиологические (природно-очаговые болезни - риккетсиозы, лептоспирозы, клещевой энцефалит, геморрагическая лихорад­ка и др.) могут быть отнесены и к экологическим. Не случайно, по данным ВОЗ, экологические факторы в настоящее время обусловливают более 25 % всех заболеваний человека, а по ряду стран и регионов этот показатель достигает даже 40 %, причем с учетом эндемических и эпидемиологических факторов он ста­новится еще выше.

Годы пребывания в школе (с 6-7 до 17-19 лет) также могут отрицательно сказаться на состоянии здоровья школьников под влиянием неблагоприятных факторов учебного процесса.

Нерациональное естественное и искусственное освещение, неправильное рассаживание детей в классе, нерациональные учебные пособия, нарушение правил чтения могут привести к миопии. Количество близоруких детей увеличивается в вы­пускных классах.

Нерационально устроенная школьная мебель и неправиль­ная посадка (поза) ученика во время урока приводят к наруше­нию осанки - кифозу и сколиозу.

Несоблюдение режима учебных занятий в школе и дома мо­жет вызвать симптомы переутомления, которые в случае их несвоевременного устранения являются пограничными для перехода к серьезным патологическим изменениям в орга­низме.

В детском возрасте, как уже говорилось, происходит развитие и совершенствование иммунной системы организма. Тесное общение в детских коллективах, где могут быть инфекционные больные, способствует развитию детских эпидемических ин­фекций: кори, ветряной оспы, коклюша, скарлатины, дифте­рии, краснухи и др.

Технические средства обучения (ТСО), все шире применяе­мые в современных образовательных учреждениях, включая школы и детские сады, обеспечивают лучшее восприятие учеб­ного материала, повышая внимание и интерес к изучаемому ма­териалу. К ТСО относятся кино-, диа- и эпипроекторы, те­левизоры и видеомагнитофоны, персональные компьютеры. Однако использование аудиовизуальных ТСО и компьютерной техники с видеодисплейным терминалом (ВДТ) требует регла­ментирования времени их непрерывного применения в учебном процессе вследствие их отрицательного влияния на состо­яние зрительной и общей работоспособности организма детей и подростков под влиянием длительного статического напря­жения и напряжения зрения.

Воздействие электростатических и электромагнитных полей от компьютеров вызывает неблагоприятные изменения в им­мунной, нервной и сердечно-сосудистой системах и, по мне­нию некоторых ученых, создает опасность риска заболевания экземой при работе с дисплеем в течение 2=6 ч и более в день, что объясняют способностью этих полей повышать концентра­цию положительных ионов в рабочей зоне, которые адсорби­руют пылевые частицы, являющиеся причиной аллергизации организма. Известно также, что электромагнитные поля меша­ют появлению новых условных рефлексов и ухудшают процесс запоминания.

Переменное электрическое поле влияет на минеральный об­мен: резко изменяются состав мочи и потребность организма в раде минеральных веществ. Так, увеличивается выброс каль­ция и резко задерживается фосфор, что объясняют либо акти­вацией деятельности надпочечников, гормоны которых регули­руют минеральный обмен, либо непосредственным влиянием электромагнитных излучений на ионные каналы клеточных мембран.

Компьютеры влияют на центральную нервную систему де­тей. Ритмические сигналы от монитора могут стать причиной плохого самочувствия. При длительной работе на компьютере у некоторых школьников отмечаются психологические рас­стройства, раздражительность, нарушение сна, нежелание при­ступать к работе с компьютером, а также снижение работоспо­собности и сдвиги в функциональном состоянии организма в виде нарушения цветоразличения, головной боли, депрес­сивных состояний.

Работа на компьютере происходит в вынужденной рабочей позе, вследствие чего отмечаются повышенная нагрузка на ос­тисто-крестцовые мышцы, боли в шейном и грудном отделах позвоночника.

Матвеичева Ольга Николаевна
Неблагоприятные факторы и условия, оказывающие существенное влияние на состояние здоровья детей

Факторы , оказывающие влияние на здоровье детей :

1) Наследственные факторы (состояние здоровья родителей , генотип, протекание беременности и родов, наличие или отсутствие наследственных и врожденных заболеваний и аномалий организма, тип нервной системы, наличие или отсутствие предрасположенности к развитию заболеваний, перенесенные заболевания;

2) образ жизни (забота о здоровье или безразличие к нему, тип и режим питания, двигательный режим, прогулки, закаливание, полноценный сон, психологический климат в семье и школе, поведенческие факторы риска );

3) состояние окружающей среды (экология, благоприятные или неблагоприятные климатические и природные условия , состояние бытовых условий , какие производственные предприятия расположены в районе проживания).

4) медицинское обеспечение – доступность и качество медицинской помощи, полноценность и регулярность профилактических осмотров и скрининговых обследований.

Факторы риска , имеющие место в образовательных учреждениях.

Годы пребывания в школе (с 6-7 до 17-19 лет) также могут отрицательно сказаться на состоянии здоровья школьников под влиянием неблагоприятных факторов учебного процесса .

Факторы риска в образовательном учреждении – это тот комплекс проблем, причиной которых является нерациональная организация учебно-воспитательного процесса и неадекватная система требований самого образовательного учреждения или системы образования в целом.

Факторы риска :

1) Стрессовая педагогическая тактика (характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок, невозможность индивидуального подхода при большом наполнении классов).

2) Несоответствие методик и технологий обучения и воспитания возрастным и функциональным возможностям обучающихся (организационно - педагогические условия проведения урока (неучет плотности, чередования видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т. п.).

3) Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебно-воспитательного процесса (недостаточная освещенность, неправильное рассаживание детей в классе , несоответствие мебели росту детей , уровень шума, недостаточность проветриваний, нарушение режима и качества питания, плохая оснащенность санитарных зон).

4) Провалы в существующей системе физического воспитания, дефицит двигательной активности детей .

5) Интенсификация учебного процесса (увеличение объёма учебной нагрузки, её возможное несоответствие возрастным и индивидуальным возможностям обучающихся).

6) Недостаточная грамотность педагогов в вопросах охраны и укрепления здоровья учащихся .

7) Недостаточное медицинское обеспечение ОУ, а также частичное разрушение служб медицинского контроля ОУ.

8) Отсутствие системной работы по формированию представления о здоровье и здоровом образе жизни как ценности.

9) Возможный неблагоприятный психологический климат в коллективе, в классе, на уроке, отсутствие эмоциональных разрядок.

Воздействие этих факторов особенно опасно тем , что они воздействуют на ребенка длительно, непрерывно и в период, когда он наиболее к ним чувствителен. Все эти факторы ведут к снижению работоспособности детей , выраженному их переутомлению, а, зачастую, и возникновению у детей ряда заболеваний (снижение зрения, нарушения опорно-двигательного аппарата, заболевания ЖКТ и др.)

Снижение негативного влияния этих факторов (или полное их устранение) находятся в рамках здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения и системы образования.

Успешность работы образовательного учреждения должна оцениваться не только по успеваемости учащихся в виде текущих отметок или результатов контрольных работ, а по совокупности показателей , отражающих, в том числе и уровень здоровья обучающихся . Данная позиция представляется мне вполне оправданной, т. к. недостаток образования впоследствии можно восполнить дополнительным обучением, а подорванное здоровье восстановить значительно труднее. И нарушенное в детском возрасте физическое развитие восстановить, зачастую, невозможно.

Внешние факторы риска , влияющие на обучение детей .

Человек на протяжении всей своей жизни испытывает на себе целый ряд

факторов , которые как положительно, так и отрицательно влияют на его здоровье .

На обучение детей большинство внешних факторов влияют опосредованно , изначально подрывая здоровье ребенка , а потом уже снижая его учебный потенциал.

К таким факторам можно отнести всю группу климатогеографических, геохимических, экологических вредностей. Крайняя степень их воздействия, представляющая серьезную опасность - поражающие факторы источников чрезвычайных ситуаций : механические, термические, радиационные, химические, биологические и другие, которые могут вызывать тяжелые травмы, поражения ЦНС и даже гибель.

Еще одна группа факторов , которые влияют изначально на физическое и психологическое здоровье ребенка , а потом уже, несомненно, и на его обучение – это социальные, экономические, психологические факторы , такие, как низкий уровень жизни семьи, неблагополучные семьи группы риска , психологическое насилие, стрессы и т. д.

Недостаточное пребывание на свежем воздухе, гиподинамия, несоблюдение режима сна, а также учебных занятий может вызвать симптомы переутомления, которые в случае их несвоевременного устранения являются пограничными для перехода к серьезным патологическим изменениям в организме и, естественно, не могут не отразиться на успешности обучения.

Теперь хотелось бы остановиться на той группе факторов , которые непосредственно оказывают влияние на ЦНС и психические процессы ребенка и, соответственно, непосредственно влияют на обучение . Это так называемые «поведенческие факторы риска » :

Употребление алкоголя,

Употребление наркотиков и др. токсичных веществ,

Курение,

Компьютерная и интернет- зависимость.

Все средства, являющиеся предметом злоупотребления, обозначаются как «психоактивные вещества» , вызывающие психические расстройства и нарушения поведения, резко снижающие восприимчивость к обучению.

Подростковый возраст - особый период в жизни каждого человека. В это время закладываются основы его физического и душевного здоровья . Развивающийся организм особенно чувствителен к действию ядовитых веществ, таких как алкоголь, никотин и наркотики. Влияние это настолько серьезно, что их употребление нельзя характеризовать лишь как вредные привычки, так как они угрожают не только здоровью и учебе , но зачастую и жизни подростка. Следует также помнить, что в подростковом возрасте усиливается влияние социальной среды , в связи с чем поведение подростков мотивировано не только биологическими, но и социальными составляющими , к которым можно отнести "моду" на какие-либо пищевые предпочтения, алкоголь, табакокурение, наркотики и др. Повторное и регулярное попадание этих веществ в организм приводит к изменению обмена веществ и возникновению при их недостатке или отсутствии уже биологической потребности либо зависимости, связанной с нарушением гомеостаза.

Употребление алкоголя, наркотиков, асоциальное поведение, напрямую связано с ростом правонарушений и распространением социально значимых заболеваний. И всё это непосредственно влияет на психику и физическое здоровье детей и подростков , что отнюдь не способствует успешному обучению, а всячески затрудняет или вовсе прекращает его.

В последнее время все большее количество детей , причем начиная с дошкольного возраста, попадают под влияние компьютеров , планшетов, сотовых телефонов. Воздействие электростатических и электромагнитных полей от компьютеров вызывает неблагоприятные изменения в иммунной, нервной и сердечнососудистой системах. Длительное пребывание за компьютером в статичном положении вызывает нарушение кровообращения и провоцирует появление застойных явлений в организме подростка, что, в свою очередь, способствует возникновению или обострению заболеваний опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечного тракта, сосудистым нарушениям. Концентрация взгляда на экран монитора и неправильное освещение оказывают негативное влияние на зрение . Также, компьютеры влияют на центральную нервную систему детей . При длительном времяпровождении за компьютером у школьников отмечаются психологические расстройства, раздражительность, нарушение сна, снижение работоспособности и сдвиги в функциональном состоянии организма в виде нарушения цветоразличения, головной боли, депрессивных состояний .

Несмотря на безусловную положительную роль , которую оказывают современные коммуникационные средства и интернет на человека, существуют определённые риски использования информационных технологий. Особой опасности в незащищённом информационном пространстве подвергаются дети и подростки. В интернете часто находится информация агрессивного и социально опасного содержания. Предпочтение виртуального мира реальности способно оказать негативное влияние на психику и здоровье подростка и вызвать не только ухудшение зрения, повышенную тревожность, раздражительность, социальную дезадаптацию, но и развитие зависимого поведения.

Мы рассмотрели различные группы внешних факторов , оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей и влияющие , напрямую или опосредованно, на обучение. Каждый ребенок в процессе взросления в большей или меньшей степени сталкивается с воздействием этих факторов и только политика внедрения культуры здоровья и воспитание в условиях стремления к здоровому образу жизни может уберечь детей от их губительных последствий.

План лекции 1. Определение понятия «здоровья» с позиции гигиены детей и подростков. Признаки здоровья. 2. Группы здоровья. 3. Показатели здоровья. 4. Приоритетные факторы среды, влияющие на здоровье детей и подростков (по результатам исследования акад. Г. Н. Сердюковской). 5. Экологические факторы. Экопатология. Маркеры техногенного загрязнения окружающей среды. Экосенситивность. 2

«Здоровье - это состояние жизнедеятельности, соответствующее биологическому возрасту ребенка, гармоничному единству физических и интеллектуальных характеристик, формированию адаптационных и компенсаторных реакций в процессе роста» /Академик РАМН Ю. Е. Вельтищев/. 3

Определяющие признаки здоровья: отсутствие в момент обследования болезни; гармоничное и соответствующее возрасту физическое и психическое развитие; нормальный уровень функций; отсутствие наклонности к заболеваниям. 4

Институт гигиены детей и подростков предложил давать качественную характеристику здоровья популяции путем распределения ее на «группы здоровья»: I - здоровые, нормально развивающиеся, без функциональных отклонений; II - здоровые, с функциональными или небольшими морфологическими отклонениями; III - больные в компенсированном состоянии; IV - больные в субкомпенсированном состоянии; V - больные в декомпенсированном состоянии. 5

Распределение детей по группам здоровья очень важно для: характеристики здоровья детской популяции, получения статистических показателей здоровья; сравнительных сопоставлений на разных территориях; оценки эффективности лечебнопрофилактической работы детских медицинских учреждений и отдельных врачей; выявления и сравнения эффекта факторов риска, влияющих на коллективное здоровье детей; определения потребности в специализированных службах и кадрах. 6

Показатели здоровья: n общая заболеваемость; n заболеваемость по отдельным нозологическим формам; n распределение по группам здоровья; n количество часто болеющих (4 и больше раз в год) детей; n количество длительно болеющих детей (25 и более дней по одному заболеванию) 7

Индекс здоровья - удельный вес детей, не болевших в течение года, среди всех обследованных (в процентах). Патологическая пораженность - частота хронических заболеваний, функциональных отклонений в процентах к общему числу обследованных. 8

Фактор – существенное обстоятельство, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер (Толковый словарь). Определяющую роль в изменениях состояния здоровья детского населения играют три группы факторов: генотип популяции; образ жизни; состояние окружающей среды. 9

Г. Н. Сердюковской установлено выраженное влияние на здоровье детей следующих факторов среды: n климатических особенностей местности; 10

n неудовлетворительные санитарно-гигиенические условия (в основном за счет превышения вместимости школьных зданий, двусменных занятий, недостаточных площадей учебных помещений, плохих жилищных условий); 12

«Приоритетное» значение в развитии заболеваний у детей имеет экологический фактор, который определяет 30 % заболеваемости. Экологическая патология - раздел медицины, изучающий заболевания, вызванные химическими, физическими и биологическими факторами окружающей среды. 17

Академик РАМН М. Я. Студеникин указывает на три патологических состояния, которые в известной степени могут служить биологическими маркерами техногенного загрязнения окружающей среды: 1) аллергические болезни (в первую очередь атопический дерматит), 2) бронхолегочная патология; 3) железодефицитные анемии. 18

Экосенситивность детей особая чувствительность детского организма к воздействию экологических факторов. С учетом морфофункциональных особенностей развития детей различного возраста и принятыми в нашей стране принципами организации образовательного процесса собственно экосенситивными периодами считаются 3 -й год жизни, возрасты 5 и 11 -13 лет. Риск развития некоторых заболеваний у детей, проживающих в загрязненных районах, повышается в 2 -3 раза. 19

Педиатры к числу экологических факторов относят также профессиональные вредности у родителей по меньшей мере в течение 2 лет перед рождением ребенка, курение матери во время беременности и курение дома в присутствии ребенка. 20

Социально-гигиенический фактор определяет 27, 5 % заболеваемости. У детей в возрасте до 1 года среди социальных факторов решающее значение имеют характер семьи и образование родителей. В возрасте 1 -4 лет увеличивается роль жилищных условий и дохода семьи, также важен такой фактор, как посещение ребенком дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). В возрасте 7 -10 лет наибольшую роль играют жилищные условия, доход. 21

В бедных семьях выше смертность детей от несчастных случаев, травм, выше уровень заболеваемости, уровень и средняя длительность госпитализации. Риск несчастных случаев среди детей уменьшается с ростом образования матери образование менее 9 лет: более 11 лет - риск 5: 1 22

«Уязвимые» дети - дети, которые в большей степени, чем другие, подвержены риску заболеть. Это внебрачные дети, дети из неполных семей, из семей, проживающих в неблагоприятных социально-экономических условиях (низкий доход, плохое питание), детей из неблагополучных семей, в которых отмечаются алкоголизм, асоциальное поведение, небрежное отношение к воспитанию детей. Зарубежные специалисты относят к «уязвимой» группе единственного в семье ребенка, детей, рожденных после длительного бесплодия; нежеланных детей; детей пожилых родителей; детей, рожденных в позднем браке; детей, «заменивших» умершего ребенка, или детей, родившихся в период, когда в семье 23 кто-то умер.

25

Среди биологических факторов, оказывающих наибольшее влияние на заболеваемость, во всех возрастных группах детей основными являются заболевания матери во время беременности и осложнения течения беременности и родов. 26

План лекции: 1. Физиологические основы деятельности детей. 2. Готовность детей к Лекция 3. Гигиена образовательной деятельности обучению в школе. 3. Гигиена обучения. 4. Гигиенические принципы организации учебного процесса в образовательных учреждениях. 27

В современном 7 -м классе подросткам необходимо прочитать 1900 страниц учебников, 1400 литературно-художественных произведений, выучить более 740 определений и около 400 понятий. Сроки получения среднего образования: в Великобритании срок обучения 10 -13 лет, во Франции, Испании, Польше, Японии, в Литовской, Латвийской и Эстонской республиках, Молдова -12 лет, в Италии, Швеции, Германии - 13 лет. При 12 -летнем образовании: I ступень - начальное общее образование (4 года); II ступень - основное общее образование (6 лет); III ступень - среднее (полное) общее образование (2 28 года).

Виды деятельности детей и подростков: 1. Умственная деятельность (деятельность с относительно небольшой тратой энергии - от 50 до 100 ккал/ч в зависимости от возраста детей и характера занятий). Этот вид деятельности составляет основу умственной работы (учебные занятия в дошкольном учреждении, школе и дома, чтение, просмотр телепередач, спокойные настольные игры и др.). 2. Физическая деятельность (деятельность, требующая значительных энергетических затрат, превышающих 100 ккал/ч), составляет основу различных видов физического воспитания и трудового обучения. Двигательный компонент более представлен при выполнении физических видов деятельности, требующих перемещения тела и преодоления различных сопротивлений. 29

Занятия должны проводиться ежедневно, кроме субботы, с 1 сентября по 1 июня: Для детей ясельного возраста от 1, 5 до 3 лет планируют не более 10 занятий в неделю (развитие речи, дидактические игры, развитие движений, музыкальные и др.) продолжительностью не более 810 мин. В младшей группе - 10 занятий в неделю по 10 -15 мин, в средней - 10 занятий в неделю по 20 мин, в старшей - 15 занятий в неделю по 20 -25 мин; в подготовительной -19 занятий в неделю по 25 -30 мин. 30

Медицинские критерии готовности к обучению в школе: 1) уровень биологического развития; 2) состояние здоровья в момент осмотра; 3) острая заболеваемость за предшествующий год. Психофизиологические критерии развития школьно-необходимых функций: 1) результаты выполнения теста Керна - Иразека, 2) качество звукопроизношения (наличие дефектов); 3) результаты выполнения монометрического теста «вырезание круга» . Не готовыми к обучению считаются дети, имеющие отклонения в состоянии здоровья, отстающие в биологическом развитии, а также выполняющие тест Керна - Иразека с оценкой 9 баллов и более и имеющие дефекты звукопроизношения. 31

В возрасте 5- 7 лет дети могут сохранять активное внимание в течение 15 мин, в 8- 10 лет - 20 мин, в 11- 12 лет - 25 мин, в 12- 15 лет - 30 мин. Утомлением называется состояние, возникающее в результате деятельности ребенка. Оно проявляется чувством усталости, дискоординацией и во многих случаях снижением эффективности работы. 32

О начале утомления школьника свидетельствуют следующие признаки: снижение продуктивности труда (увеличивается число ошибок и неправильных ответов, время выполнения рабочих операций); наблюдаются двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания); нарушаются сердечный ритм и координация движений); появление чувства усталости. Усталость – субъективная оценка утомления. 33

34

Переутомление - это кумулированное состояние утомления, признаки которого не ликвидируются ни при ежедневном, ни при еженедельном отдыхе. Выраженные признаки переутомления: резкое и длительное снижение умственной и физической работоспособности; нервно-психические расстройства (нарушение сна, чувство страха, истеричность); аритмия, вегетососудистая дистония); снижение сопротивляемости организма к воздействию неблагоприятных факторов и патогенных микроорганизмов. 35

Гигиенические принципы организации обучения детей в школе: соответствие учебных нагрузок возрастным и индивидуальным особенностям ребенка и подростка; научная организация учебного процесса в современной школе; обеспечение оптимальных условий обучения. 36

Гигиенические требования к максимальным величинам образовательной нагрузки Классы 1 2 -4 5 6 7 8 -9 10 -11 6 -ти дневная неделя 20 25 31 32 34 35 36 5 -ти дневная неделя 20 22 28 29 31 32 33 37

Шкала трудности предметов (по И. Г. Сивкову) Математика, русский язык – 11 баллов Иностранный язык 10 баллов Физика, химия 9 баллов История 8 баллов Родной язык, литература 7 баллов Естествознание, география 6 баллов Физкультура 5 баллов Труд 4 балла Черчение 3 балла Рисование – 2 балла Пение 1 балл 38

С 10 до 12 часов I – фаза врабатывания, II – фаза высокой и устойчивой работоспособности, III – фаза снижения работоспособности, a – зона неполной компенсации, б – зона конечного прорыва, в – зона прогрессивного падения 80 39

Объем домашнего задания: 1 класс – (со второго полугодия) – 1 час 2 класс – до 1, 5 часа 3 -4 классы – до 2 часов 5 -6 классы – до 2, 5 часов 7 -8 классы – до 3 часов 9 -11 классы – до 4 часов 40

Основная группа (дети без отклонений в состоянии здоровья, а также с незначительными морфофункциональными отклонениями, достаточно подготовленные) Подготовительная группа (дети, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, недостаточно физически подготовленные) Специальная группа (дети, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, допущенные к выполнению учебной и производственной работы) Дети, относящиеся по состоянию здоровья к основной и подготовительной группам, занимаются вместе, однако для последних интенсивность и объем нагрузки снижают. Учащиеся, относящиеся к специальной медицинской группе, занимаются вне сетки учебных часов по специальному расписанию. 41

Расстояние головы школьника 8 -9 лет от текста, расположенного на пюпитре, в среднем должно составлять 24 -25 см; в возрасте 11 -12 лет - 29 см; в более старшем возрасте расстояние от книги при чтении становится больше и достигает 30 -35 см. 44

Употребление больших форматов, утяжеленных переплетов, толстой бумаги, завышение объема учебника, увеличивают массу ежедневно переносимого школьного груза. Норма по переносимому школьниками груза составляет примерно не более 1/10 массы тела. Например: вес ребенка в возрасте 7 лет в среднем равен 25 кг норма по переносимому грузу не должна превышать 2, 5 кг. 45

Масса учебных изданий: не более 300 г для 1 -3 (4)-х классов; 400 г для 5 -6 -х классов; 500 г для 7 -9 -х классов; 600 г для 10 -11 -х классов. Масса изданий для 1 -3 (4)-х классов, предназначенных для работы только в школе (при этом на титульном листе книги обязательно указывается эта специфика использования), не должна превышать 500 г. Допускается увеличение массы издания не более чем на 10 %. 46

Качество полиграфических материалов и бумаги определяет санитарное состояние учебника. Низкое качество переплета, использование шероховатой, рыхлой, непроклеенной бумаги (легко впитывающей влагу) способствует быстрому загрязнению и порче учебника, что может оказаться небезопасным в санитарноэпидемическом отношении. 47

"ЗДОРОВЬЕ ребенка и ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ дошкольников".

Здоровье – это совокупность физических и психических качеств человека, которые являются основой его долголетия, осуществления творческих планов, создания крепкой дружной семьи, рождения и воспитания детей, овладения достижениями культуры. Здоровый и развитый ребёнок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физически адаптирован. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребёнка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера. .
Много лет назад немецкий учёный М. Петенкофер писал: «…не зная настоящей цены здоровью, полученному по наследству, мы издерживаем его без расчёта, не заботясь о будущем. Только тогда мы узнаём цену этого богатства, тогда является у нас желание его сохранить, когда мы из здоровых превращаемся в больных».

Русская пословица очень ярко иллюстрирует эту мысль немецкого учёного: «Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – многое потерял, здоровье потерял – всё потерял».
Здоровье - это счастье! Когда человек здоров, все получается. Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым. Но нужно уметь заботиться о здоровье. Если не следить за своим здоровьем, можно его потерять. Наша задача: научить не только сохранить здоровье дошкольника, но и укрепить его.
Факторы, влияющие на здоровье:
-соблюдение режима дня
-организация двигательной активности, длительность прогулки
-закаливание
-полноценное и рациональное питание
-условия жизни в семье
-полноценный сон
-выполнение культурно-гигиенических норм и правил, т.е. здоровый образ жизни семьи
-влияние окружающей среды, экология
- наследственность
-уровень развития здравоохранения и образования и т.д.

В нашем детском саду педагоги используют различные здоровьесберегающие технологии (создают безопасные условия пребывания и обучения детей в ДОУ), в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями, решают задачи соответствия учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребёнка. Их использование в образовательном процессе идёт на пользу здоровья воспитанников, защищает и сохраняет здоровье детей. В нашем детском саду используют следующие технологии:

Физкультминутки на занятиях
-гимнастика для глаз
-динамическая пауза
-артикуляционная гимнастика
-пальчиковая гимнастика
-релаксационная пауза

Корригирующая гимнастика после сна

Дыхательная гимнастика

Различные виды закаливания и т.д.

Кроме этого, в роли здоровьесберегающих компонентов выступают такие специальные меры по сохранению здоровья дошкольников, как:
- рациональный двигательный режим,

Разумное чередование умственной и двигательной нагрузок,
- соответствие времени проведения учебных занятий возрасту детей,

Смена на занятии различных видов деятельности.

Основы здоровья закладываются в семье, значит, вопросы воспитания здорового ребенка должны решаться в тесном контакте с семьей. Родители должны служить для своих детей примером во всём.

Помните, что здоровье ребёнка, прежде всего в ваших руках!

примерный режим дня для первоклассника.

6-40 подъем

6-40-7-00 утренняя зарядка, туалет, водные процедуры, уборка постели.

7-00-7-10 завтрак.

7-20-7-45 дорога в школу.

8-00-12-30 занятия в школе.

10-00 горячий завтрак в школе.

12-30-13-00 дорога из школы домой.

13-00-13-30 обед.

13-30-14-30 отдых.

14-30-16-00 прогулка или посещение кружков.

16-00-16-15 полдник.

16-15-17-30 приготовление домашних занятий.

17-30-19-00 прогулка на свежем воздухе.

19-00-20-30 ужин, свободные занятия.

20-30-21-00 подготовка ко сну.

21-00-6-40 сон.

Совместная подготовка к школе с вечера;

собрать портфель, приотовить одежду, обсудить меню завтрака, отход ко сну в одно и то же время, спокойный сон – все это поможет ребенку встать утром с хорошим настроением.



Рассказать друзьям