Все, про уход за новорожденным по месяцам. Правильный режим сна

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Итак, продолжаем с вами обсуждение вопросов, которые касаются здоровья новорожденных и некоторых из проблем, почти всегда волнующих молодых родителей. Мы выяснили причины икоты, плача и беспокойства, но есть и еще много особенностей новорожденных, которых нет у детей постарше.

Почему новорожденные срыгивают

Особенность пищеварения новорожденных такова, что после еды или даже между приемами пищи они могут срыгивать небольшое количество пищи. У большинства из малышей наличие срыгивания не вызывает никакого дискомфорта и неудобства, и совершенно не является аномалией, а это значит, что переживать по этому поводу не стоит. Нормальным объемом срыгиваний в периоде новорожденности является объем до двух столовых ложек пищи. Но, в некоторых случаях срыгивания могут быть проблемой, точнее – срыгивания будут являться одним из симптомов неврологической или пищеварительной патологии, которые могут потребовать серьезного обследования и лечения. Изначально молодым родителям нужно знать, почему их новорожденный ребенок может срыгивать?

Одной из главных и самых частых причин срыгивания является заглатывание малышом воздуха при кормлении или между кормлениями. Обычно малыши подсасывают воздух при сосании груди или бутылочки, особенно при дефектах в процессе кормления (неправильное прикладывание к груди, неудобная поза при кормлении, жадное сосание, неправильно выбранная бутылка и соска, слишком большое отверстие в соске). При скоплении воздуха в животике могут провоцироваться колики, и могут быть срыгивания. Чтобы предотвратить скопление воздуха в системе пищеварения, необходимо взять грудничка вертикально и слегка погладить, похлопать по спинке, чтобы весь заглоченный воздух вышел с отрыжечкой. Удобнее всего прижать крошку к себе вертикально, чтобы головка малыша была у вас на плече, и немного с ним походить в таком положении. Вместе с отрыжкой малыш может срыгнуть совсем немного молока, это не опасно.

Иногда малыш может заглатывать слишком много воздуха в процессе кормления, и тогда это явление принято назвать аэрофагией. Обычно такое явление возникает у сильно возбудимых детей, которые жадно набрасываются на грудь или бутылочку, торопятся, вертятся, капризничают. Также подобное явление может возникать при нехватке молока в груди у матери, тогда малыш нервничает, плачет у груди, подсасывает воздух и беспокоится. После кормления такие дети также ведут себя беспокойно, у них может происходить даже выпирание в области передней брюшной стенки, там где расположен желудочек. Минут через пять-десять после кормления у таких новорожденных возникают срыгивания молока с громким и выраженным звуком отрыжки воздухом.

Срыгивание может быть вызвано недоношенностью или задержками во внутриутробном развитии детей, и как следствие – незрелостью системы регуляции пищеварения с общей незрелостью нервной системы в целом. У детей система пищеварения итак несовершенна и ферменты пока еще неактивно работают, а у недоношенных или ослабленных детей процесс координации сосания, глотания и дыхания вообще плохо отрегулирован. В среднем, у детей с подобными проблемами срыгивания продолжаются дольше на шесть-восемь недель, иногда малыши могут срыгивать до полугода и дольше. Кроме того, срыгивания могут вызывать такие серьезные заболевания, как диафрагмальные грыжи, пилоростенозы пилороспазмы, аномалии в развитии органов пищеварения, поражения головного и спинного мозга – энцефалопатии, кровоизлияния в мозг, опухоли и кисты мозга, проблемы с почками и развитие почечной недостаточности, заболевания с нарушениями в обмене веществ – фенилкетонурия или галактоземия, отравления или детские инфекции с токсикозами.

Почему кряхтят малыши

Зачастую маленькие дети кряхтят и это может вызывать у молодых родителей опасения и страхи, они начинают искать ответы на вопрос в интернете. Так вот – кряхтение у детей это не опасно, обычно это происходит потому, что после еды животик у малышей переполнен, а покакать они пока никак не могут. И так как дети пока еще слишком слабенькие и маленькие, чтобы на полную мощь потужиться и опорожнить кишечник, они начинают кряхтеть и напрягать животик. Если вы услышали, что малыш кряхтит и тужится, не стоит тут же бежать за клизмой или применять слабительных средств, малышу нужно учиться координировать мышцы брюшного пресса и научиться самостоятельно опорожняться. Ребенок сам справится со столь важной для него задачей. Но, при этом, важно приглядываться к тому, как часто ваш ребенок ходит по большому, и каков у него характер стула, нет ли у ребенка склонности к запору. Обязательно нужно будет обратиться к врачу-педиатру или гастроэнтерологу, если новорожденный постоянно кряхтит, у него часто нет стула, или с отхождением стула у него проблемы, стул отходит только после клизм и вмешательств. В этих ситуациях уже врач должен разбираться в причинах запора у новорожденных.

Основной причиной для того, чтобы новорожденный начал кряхтеть, является развитие кишечных колик и скопления газов в кишечнике. Покряхтывание – это достаточно частое явление у малышей, наряду с наличием у них кишечных колик и газов. Избыточное образование газов формирует в животике болезненные спазмы, при этом животик крохи резко увеличивается в размерах, твердеет. В таких условиях малыш начинает кряхтеть, дергает ножками, а если у него не получается опорожнить кишечник, он может начать плакать. При этом во время кряхтения у него могут достаточно звучно отходить газики и стул.

Кряхтение у детей в раннем возрасте может быть связано с затруднением дыхания в результате отека слизистой или скопления в носу корочек и слизи. Это возникает потому, что носик у детей небольших размеров, и слизистые склонны к сильной отечности. В результате через резко суженные носовые ходы воздух проходит с трудом. Поэтому, крайне важно регулярно проводить ребенку гигиенически мероприятия по очистке носика от корочек и скопившейся слизи, делают это ватным турундочками (не палочками), и промывают нос отварами трав или солевым раствором. Важно делать это утром и вечером ежедневно, и днем, при необходимости, если дыхание малыша затруднено, особенно перед сном или перед кормлениями. Важно соблюдать в детских комнатах чистоту и необходимый уровень температуры и влажности, необходимо регулярно проветривать и использовать увлажнители, тарелки с водой и проводить регулярную влажную уборку.

Если новорожденный чихает?

Новорожденные могут чихать несколько чаще детей постарше взрослых. Это обусловлено нежностью слизистой оболочки. Прежде всего, малыш может чихать из-за раздражающих резких и неприятных запахов, особенно табачного дыма. Также, детишки раннего возраста могут чихать по причине попадания в носик и скопления на слизистых пыли. Важно регулярно убирать и проветривать детскую, убрать из нее "пылесборники" (тяжелые шторы, пледы, ковры), протирать пыль и делать влажную уборку. Также малыш может чихать в результате избыточного скопления у него в носу жидкой слизи. По мере подсыхания этой слизи в носу могут образовываться корочки. Они раздражают рецепторы, и малыш чихает, таким образом, удаляя из носа корки. Это не значит, что малыш заболел и у него простуда, просто он таким образом чистит носик. Многие из новорожденных могут чихать перед кормлениями или после них, причиной такого чихания является недоразвитие евстахиевой (слуховой) трубы. В результате сосательных движений младенца происходит рефлекторное раздражение из трубы слизистой носа, что и приводит к чиханию.

Высовывание языка у новорожденных

Зачастую родители отмечают, что их малыши показывают язычок, и порой они делают это достаточно часто. С чем связано подобное действие и не признак ли это патологии? Если это происходит при бодрствовании или во время первых игр – это просто способ развлечения малыша, беспокоиться не стоит. Кроме того, врачи говорят о том, что малыши могут высовывать язычок в тех случаях, если они проголодались и не прочь подкрепиться. Также малышу интересны все части тела, в том числе и собственный язык, которым они учатся произвольно управлять. Поэтому, они пробуют способы изменения положения языка во рту, как бы «играют с языком» - переворачивают его во рту, кусают его, высовывают изо рта, пытаются дотрагиваться им до губ или уголков рта.

Также высовывание языка может быть связано периодом прорезывания зубов – десны у малышей зудят, детям больно и язычком они трут десны, облегчая зуд и боли. Иногда прорезывание может начинаться с двух-трех месяцев, и дети активно высовывают язык, предвещая скорые зубки. В этих случаях нужно внимательно осмотреть ротик и десны малыша, они могут быть припухшими и под ними могут виднеться краешки зубов. Иногда частое высовывание языка говорит о развитии во рту молочницы или стоматита, доставляющих ребенку боли и дискомфорт. Тогда на языке, деснах и полости рта могут быть налет или язвочки. Рот при этом чешется, что и заставляет ребенка высовывать язык. И совсем плохим признаком будет постоянное высовывание языка изо рта на фоне вялости, запрокидывания головы, пастозности и бледности кожи. Это могут быть признаки гипотиреоза или неврологической патологии. Это требует немедленного обращения к врачу.

Когда в доме появляется новорожденный, он приносит много счастья. Но наряду с радостью приходят тревоги и заботы. Родители должны приложить все усилия, чтобы малыш рос здоровым, бодрым и полным сил. Обеспечить нормальное развитие младенца можно только при организации правильного ухода за ним. Именно от этого будет зависеть его состояние здоровья в дальнейшем. Наиболее трудными для малыша станут первые недели его жизни. В этот период он приспосабливается к новым для него условиям существования. Поэтому родителям необходимо обеспечить гигиену ребенка, чистоту предметов ухода и белья, режим питания и проветривание помещения.

Создание условий для новорожденного

До возвращения женщины из роддома стоит тщательно убрать дом и комнату, где будет жить малыш. Хорошо пропылесосьте мягкую мебель, почистите ковры, выстирайте шторы, одеяла, половики. С этого момента чистота должна стать неотъемлемой частью жизни для родителей.

Ребенок в этот период очень подвержен воздействию микробов. Соблюдение чистоты позволит предупредить возникновение заболеваний у ребенка.

На первых этапах жизни старайтесь свести к минимуму контакт ребенка с другими людьми. Обязательно просите гостей вашего дома мыть руки перед посещением детской комнаты.

Для обустройства детской вам потребуется кроватка, столик для пеленания, шкафчик или полка для детских вещей и предметов ухода. В комнате необходимо каждый день мыть полы, вытирать пыль влажной салфеткой, но при этом нельзя заметать.

Обязательно необходимо проветривать комнату малыша.

В холодное время рекомендуется проветривать два раза в день по 15 мин. Летом поставьте на окно сетку, это предотвратит попадание в комнату комаров и мух. Постарайтесь избежать наличия большого количества мебели в детской комнате. Это позволит сделать ее просторнее, светлее и предотвратит скопление пыли.

Необходимые предметы для ухода за ребенком

Каждая мама должна иметь перечень необходимых предметов, а именно:

  • вата;
  • детское мыло, крем и присыпку;
  • стерильный бинт;
  • раствор марганцовки;
  • масло для смазывания складочек кожи;
  • чайную ложку, стакан, резиновую грелку и грушу;
  • гребешок;
  • ножницы;
  • градусник для измерения температуры тела, воды.

Эти вещи должны постоянно содержаться в чистоте и храниться в отдельном месте.

Купание ребенка

Начинать купание необходимо после того, как у малыша отпадет пуповина и заживет ранка на этом месте. Купание должно проводиться в кипяченой воде, но в последующем потребность в кипячении воды отпадает. Температура воды должна составлять около 37 С°. Во время купания грудничка мама нуждается в помощи. Так, малыша сначала подмывают, после чего полностью опускают в ванночку. Его голова должна находиться на согнутом локте мамы, а кисть ее руки – под его спиной. В это время часть тела ребенка находится над водой, мама поливает его рукой. Далее происходит мытье волос ото лба к затылку. Это позволяет предотвратить попадание мыльной воды в глаза.

Применять мыло при купании стоит не чаще трех раз в неделю.

После купания малыша поднимают спинкой кверху и кладут на чистую простыню, быстро обсушивая его тело. Если у ребенка есть опрелости, то необходимо смазать складки кожи специальным маслом. Одев ребенка, его кормят и укладывают спать. Лучше всего проводить купание в 20.00–21.00 часов.

Прогулки с новорожденным

Кроме проветривания комнаты, новорожденный ребенок нуждается в ежедневных прогулках на свежем воздухе. Это закаляет его иммунитет, способствует наличию у ребенка хорошего аппетита и крепкого сна. При этом свежий воздух может уберечь малыша от развития такого заболевания, как рахит. Совершение прогулок стоит начать с двухнедельного возраста. Начиная с 15 минут в день и постепенно увеличивая длительность прогулки до 2-3 часов.

Стирка белья

Всю одежду, включая пеленки, стоит содержать в чистоте. Маме необходимо стирать белье по мере его загрязнения. Грязное белье способно вызвать у младенца раздражение на коже.

После стирки ошпарьте или прокипятите одежду. Непрокипяченное белье необходимо прогладить утюгом, чтобы уничтожить имеющиеся на нем микробы.

Правильный режим сна

Во сне ребенок нуждается так же, как и в питании. Для новорожденного недостаточно ночного сна, ему необходим и дневной сон. Родителям не стоит переживать о том, что малыш постоянно спит. Чем меньше ребенок, тем у него больше потребность во сне. Новорожденный спит практически целые сутки с перерывами на кормление.

В возрасте 2 мес. малыш спит по несколько часов перед кормлением. С 3 по 10 мес. – 3 раза в день, с 10 мес. до 1,5 л. – 2 раза в сутки.

Родителям необходимо создать определенный режим сна , при котором малыш будет спать в определенное время.

Если ребенок регулярно бывает на свежем воздухе и правильно питается, сон у него наступает быстро, и он спит спокойно.

Уход за новорожденным мальчиком

Уход за мальчиком стоит выполнять в соответствии с общими рекомендациями. Почти 90% мальчиков рождаются с наличием физиологической желтушности. Родителям не стоит переживать, ведь она самостоятельно проходит через несколько недель.

У мальчиков при рождении имеются волосы под мышками, которые через небольшой промежуток времени выпадают. При купании их необходимо аккуратно скатывать мыльцем круговыми движениями, но при этом не выдергивать.

Мошонка в первые месяцы жизни мальчика немного увеличена и имеет оттёки. Врачи рекомендуют родителям прикладывать теплую пеленку без проведения дополнительного лечения.

Для мальчиков характерно и наличие мочекислого инфаркта. Он проявляется в виде красных пятен на подгузнике. Если вы заметили их, дайте ребенку пару ложек кипяченой воды, моча разбавиться и станет менее концентрированной.

Уход за новорожденной девочкой

Уход за девочкой требует более тщательно подхода в силу физиологических особенностей организма. Особенно это касается купания. Подмыв девочку стоит промокнуть салфеткой ее внешние половые губы и смазать их детским кремом. Родителям не стоит переживать о наличии налета светло-серого оттенка на половых губах. Это первородная смазка, которая со временем впитывается в кожу. Если вы заметили, что налета много, во избежание размножения микробов аккуратно удалите его, используя тампон, смоченный в теплой воде.

Набухание области молочных желез не является отклонением в развитии ребенка. Обычно это проходит в течение нескольких суток. Маме необходимо следить за гигиеной в этой области и не сдавливать, не разминать припухлости. Такие необдуманные действия могут привести к воспалению и нагноению. Если набухания длительное время не проходят, родителям необходимо обратиться к врачу.

При построении плана беседы, необходимо учитывать следующее:

  • Ш Использовать несловесную и словесную методику общения, чтобы вызвать на разговор мать, не задавая при этом слишком много вопросов;
  • Ш Отвечать на материнские чувства сопереживанием;
  • Ш Избегать в разговоре оценивающих слов.
  • Ш Давать совет - это способ работы с людьми, где вы стараетесь понять их чувства и помочь им решить их проблемы.
  • Ш Грудное вскармливание - это не единственная ситуация, где необходим совет.

Кормящая грудью мать может не раскрывать своих чувств, особенно если она застенчива и перед ней незнакомый человек.

  • Ш Вы должны уметь выслушать ее и дать ей почувствовать, что она вас интересует. Это вызовет ее на разговор. Скорее всего, она не "отвернется" и не будет молчать.
  • Ш Использовать навыки слушать и узнавать Использовать полезное несловесное общение.
  • Ш Задавать "открытые" вопросы.
  • Ш Реагировать и жестикулировать, выражая тем самым интерес.
  • Ш Отражать слова матери.
  • Ш Проникнуться - показать, что вам понятны ее чувства.
  • Ш Избегать употребления оценивающих слов.

"Информировать всех беременных женщин о преимуществах и технике грудного вскармливания".

Важно провести беседу о кормлении грудью со всеми женщинами, посещающими антенатальную клинику. Покажите им, что вы поддерживаете грудное вскармливание и хотите помочь им. Особенно важно проводить беседы с молодыми матерями, рожающими первого ребенка. Они, вероятно, больше всего нуждаются в помощи.

ГРУППЫ ПОДДЕРЖКИ ГРУДНОГО ВСКАРМЛИВАНИЯ:

  • ? Группа может быть организована медработниками, группой женщин, которые считают кормление грудью очень важным, или матерями, которые встречались в женской консультации до родов или в роддоме, и хотели бы продолжать эти встречи и помочь друг другу.
  • ? Группа кормящих матерей встречается раз в 1-4 недели, часто в квартире одной из них, или в каком-то общественном месте. У них может быть определенная тема типа "Преимущества кормления грудью" или " Преодоление трудностей".
  • ? Они обмениваются опытом, поддерживают друг друга, помогают преодолеть возникшие трудности. Они больше узнают о своем организме.
  • ? В группе должна быть участница, которая много знает о кормлении грудью, и обучает других. Должна быть участница, которая сможет скорректировать ошибочные взгляды и предложить способ решения возникших затруднений. Это поможет группе иметь позитивную направленность и не концентрироваться на жалобах. Это может быть медработник или любая женщина, глубоко изучившая проблему.
  • ? Группе нужен консультант, к которому можно было бы обратиться в случае необходимости. Это может быть медработник, специализирующийся на кормлении грудью, с которым они время от времени встречаются. Группе также нужны самые свежие материалы по грудному вскармливанию. Медработник может помочь им в этом.
  • ? Матери могут помогать друг другу не только во время собраний. Они могут посещать друг друга, когда чем-то обеспокоены или не знают, что делать.
  • ? Группы поддержки грудного вскармливания могут стать важным фактором в жизни одиноких матерей.
  • ? Матери могут стать фактором, который формирует доверие к кормлению грудью и снижает обеспокоенность.
  • ? Они могут оказывать друг другу и другую помощь, в которой нуждаются, и которой нельзя получить от медработников.

Есть вещи, которые можно обсуждать сразу с группами матерей при прохождении ими антенатального курса или на занятиях по санитарному просвещению. И есть вещи, которые лучше обсудить с каждой матерью индивидуально.

Основные положения, которые надо помнить при беседе с группой матерей:

Объясните преимущества грудного вскармливания и опасность искусственного .

Большинство матерей решают, как они будут кормить своих детей еще задолго до родов, а часто и до наступления беременности. Если мать решила вскармливать ребенка искусственно, то она может и не изменить своего решения. Но вы можете помочь тем матерям, которые еще не приняли решения, и придать уверенности матерям, которые намереваются кормить грудью. Вы можете поощрить мать кормить исключительно грудью вместо смешанного вскармливания.

Дайте простую уместную информацию о том, как кормить грудью .

Информация, которую полезно включить, зависит от местных обычаев кормления грудью и от общих трудностей. Например, она может помочь объяснить, как частота кормления способствует увеличению количества молока.

Объясните, что происходит после родов .

Расскажите матерям о первом кормлении грудью и практике, принятой в данной больнице, чтобы они знали, чего им ожидать. Это особенно важно в случае, если принятая в больнице практика была недавно изменена.

Обсудите задаваемые матерями вопросы .

Пусть матери сами решают, о чем бы им хотелось побольше узнать.

Например, некоторые из них могут тревожиться по поводу того, как кормление грудью отразится на их фигурах. Вопросы могут помочь им обсудить эти тревоги вместе.

Если вы проводите индивидуальные беседы с матерями, то убедитесь, что каждая из них слышала обо всех положениях, которые обсуждались в группах.

Кроме того, беседуя индивидуально с матерью, не забудьте:

Расспросить ее об опыте предыдущего кормления грудью, если у нее уже есть дети.

Если предыдущее кормление грудью было успешным, то, скорее всего, она снова будет кормить грудью. Если у нее были трудности при кормлении грудью или если она кормила из бутылочки, то объясните, что она должна делать в этот раз для успешного кормления грудью. Переубедите ее, что вы ей поможете.

Спросить, есть ли у нее вопросы или какие-либо тревоги .

Поощрить ее рассказать вам, есть ли у нее какие-либо тревоги и сомнения по поводу кормления грудью, и постараться рассеять их. Осмотреть ее молочные железы, если есть беспокойство на этот счет. Она может тревожиться по поводу размера молочных желез или формы сосков. Совсем не обязательно проводить рутинный осмотр, если у женщины нет на этот счет сомнений.

Придайте матери уверенности и объясните, что вы поможете ей.

Почти в каждом случае вы должны быть в состоянии переубедить мать, что молочные железы у нее в полном порядке и ее ребенок сможет сосать. Объясните, что если мать хочет, чтобы ей помогли, то вы или другой медработник обязательно поможете ей.

Ранний контакт помогает матери наладить связь с ребенком, т.е. завязать тесные нежные отношения. Кроме того, ранний контакт делает более вероятным то, что мать начнет кормить грудью и будет кормить в течение длительного периода.

Следует избегать такого раздельного нахождения матери и ребенка и задержки начала кормления грудью. Подобная практика препятствует налаживанию связи мать-ребенок и делает менее вероятным тот факт, что кормление грудью будет успешным.

3. Определить главную проблему.

4. Составить план действий акушерки по основной проблеме.

6. Указать критерии оценки достигнутого результата.
Эталон ответа:

Проблемы пациента - беспокойство, крепитация и болезненность в области ключицы.

Цели ухода:

Краткосрочная цель - уменьшение болезненности и гематомы.

Долгосрочная цель - нормализация состояния.

План действий медсестры:

Проблема - болезненность в области ключицы и беспокойство.

Цель - уменьшение болезненности и беспокойства.

Действия медсестры :

1. Направление на консультацию к неонатологу, невропатологу, ортопеду.

2. Организация правильного ухода и вскармливания .

- бережный уход и пеленание с использованием ортопедической укладки,

- вскармливание грудным молоком из рожка до улучшения состояния,

- бережная транспортировка ребенка (на руках) на физиотерапевтические процедуры и массаж, на обследование,

- раздача лекарственных препаратов,

- выполнение инъекций - обучение матери навыкам ухода за новорожденным ребенком с данной патологией.

Критерий оценки достигнутого результата - уменьшение болезненности при пеленании, уменьшение беспокойства.


ЗАДАЧА № 4

Главная проблема - родовая опухоль в области затылка.

Цели:

- краткосрочная - уменьшение в размере родовой опухоли,

- долгосрочная - нормализация состояния.

План действий м/с:

- консультация неонатолога,

- выполнение назначений врача,

- бережное пеленание и уход,

- холод к голове,

- кормление из рожка сцеженным грудным молоком,

- раздача лекарственных препаратов (фенобарбитал, валериана, пустырник, вит. К и т.д.),

- выполнение в/м инъекций (викасол, витамины и т.д.).

- обучить правилам подмывания, обработки кожи и слизистых,

- обучить технике пеленания,

- обучить технике сцеживания молока, обработке груди, сосков,

- обучить технике обработки рожков и сосок,

- соблюдение правил личной гигиены, диеты, режима кормящей женщины.

Критерий оценки достигнутого результата: уменьшение размеров опухоли, появление хорошего сосательного рефлекса, уменьшение утомляемости при сосании, исчезновение беспокойства.

ЗАДАЧА № 5

Вы работаете на посту послеродового отделения. У ребенка на 3-й день жизни появилось желтушное окрашивание кожи. Сосет активно. Состояние ребенка удовлетворительное. При осмотре поставлен диагноз - транзиторная желтуха новорожденных. Мама ребенка беспокоится о его состоянии.


Задания :

1. Выявить проблемы.


  1. Определить главную проблему.

  2. Определить краткосрочную и долгосрочную цели.

  3. Составить план действий м/с.
5. Дать советы матери по уходу и вскармливанию данного ребенка.

6. Указать критерии оценки достигнутого результата.


Эталон ответа:

Проблемы:

Желтушное окрашивание кожи,

Беспокойство матери.

Главная проблема - беспокойство матери.


- краткосрочная - устранение беспокойства матери,

Долгосрочная - исчезновение желтушного окрашивания кожи.

План действий м/с:

Проблема - беспокойство матери.

Цель - устранение беспокойства.

Действия м/с:

Беседа с матерью новорожденного, предоставление информации об особенностях периода новорожденности, о пограничных состояниях новорожденных,

Обучение матери навыкам ухода и вскармливания новорожденного с данным стоянием,

Контроль за объемом питания и физиологическими отправлениями.

Частое прикладывание к груди,

Достаточное введение жидкости (5% р-р глюкозы между кормлениями),

Правильный уход за кожей и слизистыми,

Соблюдение режима и диеты кормящей матери, правил личной гигиены.

Критерий оценки достигнутого результата - спокойное состояние матери, уменьшение или исчезновение желтушности кожи.


ЗАДАЧА № 6

Вы - акушерка женской консультации. На приеме беременная женщина 21 года, беременность первая, 9 недель. При опросе выявлено наличие контакта беременной женщины , больным краснухой.

Задания :

1. Выявить проблемы

2. Определить цели.

3. Составить план действий акушерки.

4. Чем опасна данная инфекция?
Эталон ответа:

Проблема - опасность инфицирования плода.

Краткосрочная цель - выяснение возможности инфицирования женщины,

Долгосрочная цель - выяснение возможности инфицирования плода.

План действий акушерки:

Сбор анамнеза у беременной (выяснение эпиданамнеза; болела ли женщина ранее

краснухой),


- направление на исследование для определения титра антител к вирусу краснухи в динамике,

При нарастании титра антител проведение беседы с женщиной об опасности данной

инфекции для плода, разъяснение необходимости аборта в данной ситуации,

Психологическая помощь беременной женщине.

Вирус краснухи при инфицировании плода в эмбриональном периоде может вызывать тяжелые полиорганные пороки развития, например триаду Грегга (поражение глаз, пороки развития сердца, глухота).
ЗАДАЧА № 7

Выполнение назначений врача,

Организация правильного ухода и вскармливания,

Обучение матери навыкам ухода и вскармливания ребенка,

Тщательный уход за кожей и слизистыми,

Кормление донорским грудным молоком из рожка,

Тщательное сцеживание матерью грудного молока, соблюдение режима и диеты кормящей матери,

Дополнительное введение жидкости ребенку (5% р-р глюкозы, р-р Рингера и т.д.),

Контроль за частотой дыхания пульса,

Контроль за физиологическими отправлениями,

Контроль за массой тела ребенка,

Помощь в проведении обследования новорожденного,

Раздача лекарств,

Помощь в проведении лечебных мероприятий.

Состояние ребенка может быть обусловлено поступлением большого количества тиреоидных гормонов от матери (больной гипертиреозом) в кровь новорожденного . Но необходимо исключить кишечную инфекцию и другую эндокринную патологию.

Критерий оценки достигнутого результата - устранение беспокойства матери и улучшение состояния ребенка.
ЗАДАЧА № 9
Новорожденный ребенок родился на сроке беременности 32 недели с массой тела 1100 г, длиной 40 см. Сосательный рефлекс отсутствует, тепло не удерживает, при крике и беспокойстве синий, состояние тяжелое.
Задания:


  1. Укажите способ вскармливания ребенка.

  2. Перечислите все известные Вам методы согревания.

  3. Выберите метод согревания данного ребенка .

Эталон ответа:

При отсутствии сосательного рефлекса у недоношенного ребенка и тяжести состояния необходимо проводить вскармливание через зонд.

Методы согревания детей:


  1. Предварительно согретое белье (пеленки, распашонки, конверт из одеяла).

  2. Лучистое тепло (лампа над кроваткой, пеленальным столиком).

  3. Обогревание палаты.

  4. Открытый кювез-кроватка (подогрев матрасика).

  5. Закрытый кювез-инкубатор.

  6. Грелки в кровать.

  7. Метод «кенгуру» - непосредственный контакт с кожей матери, выхаживание непосредственно на груди матери, лишь на непродолжительное время ребенок помещается в кроватку или инкубатор для поддерживания нормальной температуры тела. Облегчает и увеличивает продолжительность грудного вскармливания позволяет постоянно наблюдать за состоянием ребенка, снижает риск развития инфекции.
Наиболее оптимальным способом согревания недоношенного ребенка является помещение его в закрытый кювез.
ЗАДАЧА № 10
Девочка, возраст 5 дней. Масса при рождении 3500 г, масса тела во время осмотра 3300 г. Отмечается желтушное окрашивание кожи и склер, появившееся 2 дня назад. Состояние ребенка удовлетворительное, температура нормальная, сосет активно.
Задания:

  1. Выявить проблемы пациента.

  2. Определить главную проблему.

  3. Определить цели ухода.

  4. Составить план действий м/с по основной проблеме.

  5. Организуйте этапы планирования и сестринских вмешательств по решению проблемы: «Ребенок нуждается в организации питания из-за малого возраста».

Эталон ответа:

Проблемы пациента: желтушное окрашивание кожи и склер, невозможность организовать питание и уход из-за малого возраста.

Главная проблема - желтушность кожи и склер. Учитывая удовлетворительное состояние ребенка, отсутствие симптомов интоксикации, а также возраст ребенка и сроки появления желтушности кожи и склер, можно считать, что у ребенка физиологическая желтуха новорожденных, имеется убыль массы тела 6 %.

Цели ухода: помочь ребенку справиться с физиологической желтухой . Наладить адекватное вскармливание, дать основные рекомендации маме по уходу и вскармливанию.

План действий медсестры по основным предметам:

1. Организовать уход за ребенком с физиологической желтухой.

2. Организовать оптимальное питание ребенку 5 дней.

Реализация плана:

1. Выполнять назначение врача по уходу за ребенком с физиологической желтухой.

3. Обеспечить естественное вскармливание грудью матери или грудным донорским молоком.

4. Научить маму правилам и технике кормления грудью.

5. Познакомить маму с особенностями питания кормящей женщине.

Критерии достигнутых результатов:

1) желтушность кожи и склер исчезла через 5-6 дней,

2) состояние ребенка удовлетворительное,

3) ребенок начал прибавлять в весе.

ГЛАВА 9 ОСОБЕННОСТИ УХОДА ЗА НОВОРОЖДЕННЫМИ И ДЕТЬМИ ГРУДНОГО ВОЗРАСТА

ГЛАВА 9 ОСОБЕННОСТИ УХОДА ЗА НОВОРОЖДЕННЫМИ И ДЕТЬМИ ГРУДНОГО ВОЗРАСТА

В последнее десятилетие произошли существенные изменения в практике ухода за детьми раннего возраста. На смену примитивным вате и марле пришли современные предметы детской гигиены, удобные разовые тампоны, электронные весы, детские ушные термометры, «умные» игрушки, детские зубные щетки с ограничителем, бутылочки с индикатором нагрева, соски с антивакуумным эффектом, назальные аспираторы, детские щипчики-кусачки (ножницы), разноообразные губки, варежки-мочалки, детские кремы, масло, лосьоны, гели, памперсы-подгузники и т.д. Тем не менее, основополагающий принцип ухода за ребенком остался прежним - соблюдение режима дня, в котором особенно нуждаются заболевшие дети. Так называемый свободный режим, когда ребенок спит, бодрствует и кормится в зависимости от его желания (метод распространен в нашей стране благодаря книгам американского педиатра Б. Спока) в условиях стационара неприемлем. Для детей первого года жизни должны быть фиксированы основные элементы режима дня: время бодрствования, сна, частота и время кормления больного ребенка (рис. 14).

У новорожденных и детей грудного возраста все патологические процессы в организме протекают чрезвычайно бурно. Поэтому важно своевременно отмечать любые изменения в состоянии больного, точно их фиксировать и вовремя ставить в известность врача для принятия неотложных мер. Роль медицинской сестры в выхаживании больного ребенка грудного возраста трудно переоценить.

Основой ухода является соблюдение строжайшей чистоты, а для новорожденного ребенка - и стерильности (асептики). Уход за детьми грудного возраста проводится средним медицинским персоналом при обязательном контроле и участии врача-неонатолога (первые недели жизни) или врача-педиатра. К работе с детьми не допускаются лица с инфекционными заболеваниями и гнойными процессами, недомоганием или повышенной температурой тела. Медицинским работникам отделения грудных детей не разрешается

Рис. 14. Основные элементы режима дня ребенка грудного возраста

носить шерстяные вещи, бижутерию, кольца, пользоваться духами, яркой косметикой и пр.

Медицинский персонал отделения, где находятся дети грудного возраста, должен носить одноразовые или белые, тщательно выглаженные халаты (при выходе из отделения заменяют их другими), шапочки, при отсутствии режима принудительной вентиляции - одноразовые или четырехслойные маркированные маски из марли и сменную обувь. Обязательно строгое соблюдение личной гигиены.

При поступлении в детскую палату новорожденного врач или медицинская сестра сверяет паспортные данные «браслета» (на руку ребенку в родильном блоке повязывают «браслет», на котором указываются фамилия, имя и отчество матери, масса тела, пол, дата и час рождения) и «медальона» (те же записи на медальоне, надетом поверх одеяла) с записями в истории его развития. Кроме того, отмечается время приема больного.

Для новорожденных детей и детей первых дней жизни с желтухой принципиально важным является контроль за уровнем билирубина крови, значительное повышение которого требует серьезных мер, в частности организации заменного переливания крови. Билирубин в крови определяют обычно традиционным биохимическим методом. В настоящее время используют также «Билитест», позволяющий с помощью фотометрии, одним прикосновением к коже получить оперативную информацию об уровне гипербилирубинемии (повышении уровня билирубина в крови).

Уход за кожей и слизистыми оболочками. Цель ухода - здоровая кожа. Целости защитного слоя кожи новорожденного способствуют абсолютная чистота, исключение контактов с сильнодействующими веществами, снижение степени увлажненности и трения кожи о пеленки и другие внешние поверхности. Любые предметы ухода за новорожденным, белье - все должно быть одноразового применения. Оборудование детской палаты или комнаты включает лишь необходимые предметы ухода и мебель. Температура воздуха должна достигать 22-23°С, палаты необходимо постоянно проветривать или использовать кондиционер. Воздух обеззараживают УФ-лучами. После окончания периода адаптации в детской поддерживается температура воздуха в пределах 19-22 °С.

Новорожденный ребенок, как и в дальнейшем грудной ребенок, нуждается в соблюдении важнейших правил гигиены: умывании, купании, уходе за пупком и т.д. При пеленании кожу ребенка каждый раз внимательно осматривают. Уход не должен причинять ему неприятных ощущений.

Утренний и вечерний туалет новорожденного заключается в обмывании лица теплой кипяченой водой, промывании глаз смоченным кипяченой водой стерильным ватным тампоном. Каждый глаз промывают отдельным тампоном в направлении от наружного угла к переносице, затем сушат чистыми салфетками. В течение дня глаза промывают по мере надобности.

Носовые ходы ребенка приходится очищать довольно часто. Для этого используют ватные жгутики, приготовленные из стерильной ваты. Жгутик смазывают стерильным вазелиновым или растительным маслом и вращательными движениями осторожно продвигают в глубь носовых ходов на 1,0-1,5 см; правый и левый носовые ходы очищают отдельными жгутиками. Не следует слишком долго проводить эту манипуляцию.

Туалет наружных слуховых проходов проводят по мере необходимости, их протирают сухими ватными жгутиками.

Полость рта здоровым детям не протирают, так как слизистые оболочки легко травмируются.

Тампоном, смоченным растительным маслом, обрабатывают складки, удаляя избытки сыровидной смазки. Для профилактики опрелостей кожу ягодиц, подмышечных областей, складки бедер смазывают 5 % таниновой мазью.

Ногти новорожденному ребенку и ребенку грудного возраста нужно обрезать. Удобнее пользоваться ножницами с закругленными браншами или щипчиками для ногтей.

По окончании периода новорожденности (3-4 нед) ребенка умывают утром и вечером, а также по мере необходимости. Лицо, шею, ушные раковины (но не слуховой проход), руки ребенка обмывают теплой кипяченой водой или протирают ватой, смоченной водой, затем обтирают насухо. В возрасте 1-2 мес эту процедуру проводят не менее двух раз в день. С 4-5 мес можно умывать ребенка водопроводной водой комнатной температуры.

После мочеиспускания и дефекации ребенка подмывают, соблюдая определенные правила. Девочек подмывают спереди назад, чтобы избежать загрязнения и инфицирования мочеполовых путей. Подмывание проводят рукой, на которую направляют струю теплой воды (37-38 °С). При сильном загрязнении используют нейтральное мыло («Детское», «Тик-так» и др.).

Недопустимо подмывать детей непроточной водой, например в тазике.

После подмывания ребенка кладут на пеленальный стол и чистой пеленкой промокают кожу. Затем складки кожи смазывают стерильным ватным тампоном, смоченным стерильным растительным (подсолнечным, персиковым) или вазелиновым маслом. Для профи-

лактики опрелостей кожные складки смазывают стерильным растительным маслом или детскими кремами (косметические масла типа «Алиса», «Бэби Джонсон-и-Джонсон», мази «Деситин», «Драполен» и др.) в определенной последовательности: за ушами, шейную складку, подмышечные, локтевые, лучезапястные, подколенные, голеностопные и паховые области. Метод нанесения масла или крема называется «дозированием через материнские руки»: мать (медсестра) сначала втирает масло или крем в свои ладони, а затем остатки наносит на кожу ребенка.

Обработка пупочной ранки проводится 1 раз в сутки. В последнее время рекомендуется воздерживаться от применения красящих веществ, чтобы не пропустить красноту и другие признаки воспаления пупочной ранки. Обычно используют 70 % этиловый спирт, спиртовую настойку багульника и др. После отпадения пуповины (4-5-е сутки) пупочную ранку промывают 3 % раствором пероксида водорода, затем 70 % этиловым спиртом и прижигают 5% раствором калия перманганата или карандашом ляписа.

Купание. Моют новорожденных детей с детским мылом под теплой (температура 36,5-37 °С) проточной водой, насухо вытирают кожу пеленкой легкими промокательными движениями.

Первую гигиеническую ванну проводят новорожденному обычно после отпадения пуповины и эпителизации пупочной ранки (7-10-й день жизни), хотя никаких противопоказаний к приему ванны с 2-4 дня жизни нет. В течение первых 6 мес ребенка купают ежедневно, во втором полугодии - через день. Для купания необходимы ванночка (эмалированная), детское мыло, мягкая губка, водяной термометр, кувшин для ополаскивания ребенка теплой водой, пеленка, простыня.

Ванночку предварительно моют горячей водой с мылом и щеткой, затем обрабатывают 0,5 % раствором хлорамина (если купание проводится в детском учреждении) и ополаскивают горячей водой.

Для детей первого полугодия температура воды в ванне должна быть 36,5-37 °С, для детей второго полугодия - 36-36,5 °С. Продолжительность ванны на первом году жизни должна составлять не более 5-10 мин. Одной рукой осторожно поддерживают голову и спину ребенка, другой намыливают шею, туловище и ягодицы; особенно тщательно промывают складки в области шеи, в локтевых, паховых областях, за ушами, под коленками, между ягодицами (рис. 15, а). На заключительном этапе купания ребенка вынимают из ванны, поворачивают спинкой кверху и обливают чистой водой

(рис. 15, б). Ребенка быстро завертывают в пеленку и обсушивают промокательными движениями, после чего, обработав кожные складки стерильным вазелиновым маслом, одевают и укладывают в кроватку.

Рис. 15. Купание ребенка грудного возраста:

а - положение при купании; б - обливание после купания

Мыло при купании используют не чаще 2 раз в неделю, лучше пенку-шампунь «от макушки до пяток» Johnson"s baby или «Детское». У некоторых детей ежедневное купание, особенно в жесткой воде, может вызвать раздражение кожи. В этих условиях рекомендуется ванна с добавлением крахмала: 100-150 г крахмала разводят теплой водой и выливают полученную взвесь в ванну.

Детей первого полугодия купают в положении лежа, второго полугодия - сидя.

Иногда после частого мытья с мылом волосы становятся сухими. В подобных случаях после купания их смазывают прокипяченным растительным маслом или смесью, состоящей из 1/3 касторового масла и 2/3 вазелинового (или прокипяченного подсолнечного) масла. После обработки волосы протирают сухим ватным тампоном.

Косметические средства ухода за новорожденным. Детская косметика- особый вид косметической продукции, предназначенной для ежедневного ухода и полноценной защиты чувствительной кожи ребенка. Косметические линии компаний «Мир детства», «Свобода», «Невская косметика», «Уральские самоцветы» (серии «Дракоша» и «Маленькая фея»), «Инфарма», «Johnson"s baby», «Avent"a», «Huggies», «Bubchen», «Ducray» (A-Derma), «Noelken GmbH» (Babyline), «Qiicco» и др. содержат

все необходимые средства для ухода за малышом: увлажняющие, защитные кремы, туалетное мыло, шампунь, пенки для купания, лосьоны, кремы, присыпки и др. Как и многие другие средства, детская косметика имеет в своем составе экстракты лекарственных растений: ромашки, череды, чистотела, календулы, тысячелистника и зародышей пшеницы. Эти экстракты хорошо переносятся и мягко влияют на кожу ребенка.

Обычно рекомендуют использовать средства одной косметической линии, так как они дополняют и усиливают действие друг друга. Отечественные детские косметические средства не уступают импортным. При изготовлении большинства из них соблюдаются основные дерматологические требования: нейтральный рН, отсутствие консервантов, преобладание минеральных компонентов над органическими (в маслах), используются высококачественные животные жиры, экстракты трав, в шампунях применена формула «без слез», в кремы для опрелостей включаются эксклюзивные лечебные компоненты - пантенол или цинк.

Правила пеленания и одежда детей первого года жизни. Доношенного новорожденного первые 2-3 нед лучше пеленать с руками, а в последующем при соответствующей температуре воздуха в палате руки кладут поверх одеяла. Учитывая, что тугое пеленание стесняет движения, новорожденного одевают в специальную одежду: сначала надевают две распашонки с длинными рукавами (одну легкую, вторую фланелевую), затем заворачивают в пеленку. В таком виде ребенка помещают в конверт из хлопчатобумажной ткани. Обычно в конверт кладут мягкое байковое одеяло, а если необходимо, второе байковое одеяло кладут поверх конверта.

Пеленание проводят перед каждым кормлением, а детей с опрелостями или заболеваниями кожи - чаще. Процесс пеленания схематично выглядит следующим образом: нужно подогнуть верхний край пеленки и уложить малыша; верхний край пеленки должен совпадать с линией плеча; руки малыша фиксируют вдоль туловища; правый край пеленки оборачивают вокруг малыша и закрепляют; обертывают малыша левой частью пеленки. Нижний конец пеленки расправляют, подгибают и закрепляют. Чтобы руки остались свободными, пеленку опускают таким образом, чтобы верхний край пеленки доходил до подмышек (рис. 16).

Подгузник помещают на промежность, после чего ребенка заворачивают в тонкую пеленку. При необходимости подкладывают полиэтиле-

Рис. 16. Этапы пеленания малыша. Объяснение в тексте

новую пеленку (клеенку) размером 30x 30 см (верхний край - на уровне поясницы, нижний - до уровня колен). Затем ребенка заворачивают в теплую пеленку, при необходимости - накрывают сверху одеялом.

Пеленальный стол и клеенчатый матрац после пеленания каждого ребенка тщательно протирают 0,5-1 % раствором хлорамина. На пеленальном столе пеленают детей без гнойных проявлений; при необходимости изоляции ребенка все манипуляции (в том числе пеленание) проводят в кровати.

При условии ежедневной стирки и кипячения белья для детей первых месяцев жизни предусматривается определенный комплект белья (табл. 11).

Таблица 11. Комплект белья для детей первых месяцев жизни

Тонкую распашонку запахивают на спине, а теплую - на груди ребенка. Рукава у теплой распашонки длиннее рук, зашивать их не следует. Нижний край распашонок должен прикрывать пупок.

С 1-2-месячного возраста на время дневного «бодрствования» пеленки заменяют ползунками или «боди», с 2-3-месячного возраста начинают использовать памперсы (обычно на прогулках), которые меняют каждые 3 ч, а в 3-4 мес, когда начинается обильное слюнотечение, поверх распашонки надевают надгрудничек.

Чепчики, косынку или шапочку из хлопчатобумажной ткани надевают на голову лишь после ванны и на время прогулки.

В 9-10 мес распашонки заменяют рубашкой, а ползунки - колготками (зимой с носками или пинетками). На рис. 17 представлена основная одежда детей первого года жизни.

Подгузники. В современной системе ухода за детьми первого года жизни одноразовые подгузники уверенно занимают главенствующее место, вытесняя многоразовые. Одноразовые подгузники - это иная система ухода за малышом, высвобождающая время родителям для занятия с младенцем, обеспечивающая реальные «сухие» ночи, возможность длительных прогулок, спокойного посещения медицинских учреждений.

Основная «цель» применения одноразовых подгузников - обеспечение сухости кожи ребенка и минимальной ее травматизации. Достигается это подбором подгузника по размеру, его правильным

Рис. 17. Основная одежда детей первого года жизни

использованием, своевременной сменой и соответствующим уходом за кожей под подгузником.

Одноразовый подгузник работает по следующему принципу: жидкость проходит через покровный слой и поглощается впитывающим материалом. При этом жидкость превращается в гель, что позволяет ей удерживаться внутри подгузника, оставляя поверхность сухой. В настоящее время уже не встречаются полиэтиленовые подгузники со сменными впитывающими вставками, которые задерживали влагу и создавали эффект «компресса».

При выборе подгузника необходимо обязательно узнать у родителей, какой маркой подгузников они пользуются. Тем не менее, подгузники известных фирм-производителей не сильно отличаются по основным характеристикам. Так, подгузник высокого класса (например, дышащие подгузники HUGGIES Super-Flex и др.) обычно состоит из 6 основных элементов:

1.Внутренний слой, который прилегает к коже младенца, должен быть мягким, чтобы не вызывать раздражение трением о кожу, хорошо пропускать жидкость.

2.Проводящий и распределяющий слой быстро поглощает влагу и способствует ее равномерному распределению по подгузнику так, чтобы она не скапливалась в одном месте.

3.Впитывающий слой поглощает влагу из проводящего слоя и удерживает ее внутри за счет превращения жидкости в гель. Количество впитывающего материала (абсорбента) не бесконечно, и в какой-то момент подгузник «переполняется», что можно понять по его внешнему виду или на ощупь. Это главный сигнал того, что подгузник надо менять. Если его не сменить, то дальше он функционирует по типу непроницаемого тканевого подгузника и выполняет роль компресса с локальным повышением температуры и парниковым эффектом.

4.Внутренние барьеры блокируют жидкость, не позволяя ей вытекать сбоку подгузника, вокруг ног. Качество внутренних барьеров является важным признаком при подборе подгузника младенцу, так как соотношение плотности прилегания и эластичности отличаются в разных видах подгузников. Это и определяет ряд негативных явлений: протекание влаги при движениях ребенка, пережимание или неплотный охват бедер и т.д.

5.Внешнее покрытие подгузника. Оно не должно пропускать жидкость, но при этом должно быть пористым (воздухопроницаемым). Воздухопроницаемость обеспечивает пористая ткань, пропускающая воздух к коже малыша, что создает дополнительный эффект испарения и повышенной сухости.

6. Механические застежки. Они могут быть одноразовыми и многоразовыми. Многоразовые и эластичные застежки более удобны, так как позволяют неоднократно перестегивать один и тот же подгузник в случае необходимости. Например, для того чтобы убедиться, что ребенок сухой и не грязный.

При использовании одноразовых подгузников предпочтительнее ничем кожу не смазывать, а лишь обсушивать ягодицы. В необходимых случаях используют специальные кремы, легкие лосьоны или молочко под подгузники с дозированным через руки ухаживающего их нанесением, присыпки, но не тальк или муку. Нежелательны также жирные масла.

При появлении раздражения или опрелости необходимо как можно чаще делать воздушные ванны, а после нанесения лечебных мазей или кремов следует выждать не менее 5-10 мин для их максимального впитывания, остатки снять влажной салфеткой, и лишь потом надеть одноразовый подгузник.

Менять подгузник необходимо при его наполнении и обязательно после стула - это является важнейшим фактором в профилактике инфекции нижних мочевыводящих путей у детей, вульвита у девочек и баланита у мальчиков.

Кормление детей первого года жизни. Различают три вида вскармливания: естественное (грудное), смешанное и искусственное.

Естественным (грудным) называется вскармливание ребенка молоком матери. Женское молоко является уникальным и единственно сбалансированным для новорожденного ребенка продуктом питания. Никакие молочные смеси, даже приближенные по составу к женскому молоку, его заменить не могут. Долг и обязанность любого медицинского работника, будь то врач или медицинская сестра, постоянно подчеркивать преимущества женского молока, прилагать все усилия к тому, чтобы каждая мать кормила ребенка грудью как можно более продолжительное время.

Материнское молоко содержит в оптимальных соотношениях белки, жиры, углеводы, макро- и микроэлементы. С первыми каплями молока (в первые 5-7 дней после рождения ребенка - это молозиво) новорожденный получает комплекс специфических и неспецифических защитных компонентов. Так, в частности, иммуноглобулины (Ig) классов А, М, G обеспечивают передачу от матери ребенку факторов пассивного иммунитета. Уровень этих иммуноглобулинов особенно высок в молозиве.

Вот почему раннее прикладывание ребенка к груди матери (некоторые авторы рекомендуют в настоящее время осуществлять прикла-

дывание в родильном зале) улучшает лактацию матери и обеспечивает передачу новорожденному от нескольких (5-8) до десятков (20-30) г полноценного в иммунологическом отношении белка. Например, IgA в молозиве содержится от 2 до 19 г/л, IgG - от 0,2 до 3,5 г/л, IgM - от 0,5 до 1,5 г/л. В зрелом молоке уровень иммуноглобулинов снижается, составляя в среднем 1 г/л, что тем не менее обеспечивает естественную защиту от различных патогенных микроорганизмов.

Большое значение придается раннему прикладыванию ребенка к груди - в этом случае у новорожденного лучше и быстрее формируется микрофлора кишечника. Само по себе вскармливание приводит к выработке так называемого динамического пищевого стереотипа, обеспечивающего взаимодействие организма ребенка с внешней средой. Немаловажно, что естественное вскармливание позволяет новорожденному лучше перенести состояния, свойственные этому периоду жизни. Они называются переходными или пограничными - это транзиторная потеря первоначальной массы тела, гипертермия и т.п.

С момента первого прикладывания ребенка к груди матери между ними постепенно устанавливаются особые взаимоотношения, по существу начинается процесс воспитания новорожденного.

При кормлении ребенка грудью соблюдают определенные правила:

1.Перед кормлением мать должна чисто вымытыми руками осторожно обмыть грудь кипяченой водой.

2.Сцедить несколько капель молока, с которыми удаляются бактерии из конечных отделов выводных железистых протоков.

3.Принять удобное положение для кормления: сидя, поставив левую ногу на скамеечку, если кормит из левой груди, и правую ногу - из правой груди (рис. 18).

4.Необходимо, чтобы при сосании ребенок захватывал ртом не только сосок, но и околососковый кружок. Нос ребенка должен быть свободен, чтобы правильно дышать. Если носовое дыхание затруднено, то перед кормлением носовые ходы прочищают ватным жгутиком, смоченным вазелиновым маслом, или с помощью электроотсоса.

5.Продолжительность кормления не должна превышать 20 мин. В течение этого времени не следует давать ребенку засыпать.

6.Если после кормления у матери остается молоко, то его остатки сцеживают в стерильную посуду (в бутылочку с воронкой или стакан). Наиболее эффективный способ - отсасывание молока вакуумным аппаратом. При его отсутствии используют резиновую накладку, молокоотсос с резиновым баллончиком. К началу кормления молокоотсосы должны быть простерилизованы (рис. 19).

Рис. 18. Кормление ребенка грудью в положении: а - сидя; б - лежа

Рис. 19. Варианты молокоотсосов

При отсутствии молокоотсоса молоко сцеживают руками. Предварительно мать моет руки с мылом, насухо их вытирает. Затем кладет большой и указательный пальцы на внешнюю границу околососкового кружка, сильно и ритмично сжимает пальцы. Сосок трогать не следует.

7. В целях профилактики образования трещин и мацерации сосков грудь по окончании кормления необходимо обмыть теплой водой и осушить чистой, тонкой полотняной пеленкой.

При грудном вскармливании ребенок сам регулирует количество необходимой ему пищи. Тем не менее, чтобы знать точное количество полученного им молока, необходимо систематически проводить так называемое контрольное кормление. Для этого ребенка как обычно пеленают перед кормлением, затем взвешивают (в пеленках), кормят, повторно взвешивают в той же одежде, не меняя пеленок. По разнице в массе судят о количестве высосанного молока. Контрольное кормление обязательно при недостаточной прибавке ребенка в массе и при заболевании.

Если ребенок высосал недостаточное количество молока, а также если он болен или болеет мать, то его кормят или докармливают сцеженным женским молоком. Хранить сцеженное молоко необходимо в холодильнике при температуре не выше 4 °С. В течение 3-6 ч после сцеживания и в случае правильного его хранения оно может быть использовано после подогрева до температуры 36-37 °С. При хранении в течение 6-12 ч молоко можно использовать только после пастеризации, а после 24 ч хранения его необходимо стерилизовать. Для этого бутылочку с молоком ставят в кастрюлю, наливают теплую воду несколько выше уровня молока в бутылочке. Далее при пастеризации воду нагревают до температуры 65-75 °С и бутылочку с молоком выдерживают в ней в течение 30 мин, при стерилизации воду доводят до кипения и кипятят в течение 3-5 мин.

Бутылочки со сцеженным молоком хранят на сестринском посту в холодильнике вместе с молочными смесями. Каждая бутылочка должна иметь этикетку, на которой написано, что в ней содержится (грудное молоко, кефир и т.д.), дата приготовления, а на бутылочке со сцеженным молоком - час сцеживания и фамилия матери.

Необоснованное введение частичного питания через бутылочку (другой пищи и питья) нужно запрещать, поскольку это может отрицательно сказаться на грудном вскармливании. Кроме того, кормящие матери должны знать, что возвращаться к грудному вскармливанию очень сложно.

При недостатке грудного молока применяют дополнительную систему кормления. Ребенок будет сосать грудь, получая при этом питание из бутылочки через специальные капилляры. При этом сохраняются физиологический и психоэмоциональный компоненты грудного вскармливания и стимулируется выработка молока.

Когда у матери возникают временные сложности с кормлением ребенка грудью или грудным молоком, рекомендуется пользоваться мягкой ложечкой (SoftCup). Градуированная ложечка удобна для кормления благодаря непрерывной дозированной подаче питания. Градуированной ложечкой можно кормить ребенка сразу после кормления, в до- и после операционный период у детей с патологией челюстно-лицевого аппарата.

Смешанным называется вскармливание, при котором ребенок, наряду с грудным молоком, дополнительно получает искусственные молочные смеси.

Искусственным называется вскармливание ребенка на первом году жизни искусственными молочными смесями.

Для гигиенически безупречного кормления грудных детей используется специальная посуда: бутылочки из чистейшего и термоустойчивого стекла, соски из каучука и силикона и быстрые стерилизаторы для них (рис. 20).

Кормление ребенка молочной смесью при смешанном и искусственном вскармливании преимущественно осуществляется через соску из бутылочки. Используют градуированные бутылочки вместимостью 200-250 мл (цена деления - 10 мл). На бутылочку надевают соску с дырочкой. Дырочку в соске прокалывают иглой, прокаленной над пламенем. Отверстие в соске должно быть небольшим, чтобы при перевертывании бутылочки молоко вытекало каплями, а не лилось струей. Смесь или молоко следует давать ребенку подогретым до температуры 37-40 °С. Для этого перед кормлением бутылочку помещают в водяную баню на 5-7 мин. Водяная баня (кастрюля) должна иметь маркировку «Для подогрева молока». Каждый раз необходимо проверять, достаточно ли смесь согрелась, не слишком ли она горячая.

При кормлении детей адаптированными (приближенными по своему составу к материнскому молоку) молочными смесями типа «Детолакт», «Малютка», «Бона» последовательность подготовительных операций несколько иная. В простерилизованную бутылочку наливают кипяченую воду, мерной ложкой добавляют сухую молочную смесь. Затем бутылочку встряхивают и надевают на нее чистую соску. После кормления бутылочку моют содой при помощи ерша.

Рис. 20. Бутылочки для детского питания, соски, пустышки, термосы и стерилизаторы для бутылочек, щеточки для мытья бутылочек

При кормлении бутылочку надо держать так, чтобы горлышко ее все время было заполнено молоком, иначе ребенок будет заглатывать воздух, что часто приводит к срыгиванию и рвоте (рис. 21).

Ребенка держат на руках в таком же положении, как при кормлении грудью, либо в положении на боку с подложенной под голову небольшой подушечкой. Во время кормления нельзя отходить от ребенка, нужно поддерживать бутылочку, следить за тем, как ребенок сосет. Нельзя кормить спящего ребенка. После кормления нужно тщатель-

Рис. 21. Правильное (а) и неправильное (б) положение бутылочки при искусственном вскармливании

но обсушить кожу вокруг рта ребенка, осторожно приподнять его и перевести в вертикальное положение для удаления заглоченного при кормлении воздуха.

При кормлении ребенка имеют значение любые «мелочи». Детям, склонным к икоте и метеоризму, лучше использовать так называемые эксклюзивные противоикотные соски, например Antisinghiozzo Кикко, имеющие разгрузочные каналы-бороздки для свободного доступа воздуха внутрь бутылочки во время кормления. Это компенсирует объем высасываемого ребенком молока. Уменьшается процесс образования газа, а тем самым - и возможность развития кишечных колик у новорожденного и ребенка грудного возраста. Обеспечивается выбор специальных прорезей в соске для любого вида питания, чтобы была возможность предложить ребенку нужный вариант в нужное время (рис. 22).

Рис. 22. Варианты отверстия в соске для различных видов искусственного питания

Рис. 23. Кормление «в подоле»

поза предотвращает нарушение моторики желудочно-кишечного тракта, исключают возможность искривления позвоночника у ребенка, кроме того, она удобна для кормящей матери.

Для лучшего усвоения пищи необходимо соблюдать установленные часы кормлений. Если общее состояние не нарушено и аппетит сохранен, то режим питания больных может быть такой же, как здоровых детей того же возраста (детей до 2 мес кормят 6-7 раз, до 5 мес - 6 раз, с 5 мес до 1-1,5 лет - 5 раз). При тяжелом состоянии ребенка, плохом аппетите кормят более часто (через 2-3 ч) и порциями меньшего объема.

Больных детей иногда очень сложно накормить не только потому, что у них плохой аппетит, но и из-за наличия привычек, приобретенных в домашней обстановке. Требуется большое терпение, так как даже кратковременный отказ от еды слабых и истощенных детей может неблагоприятно отразиться на течении болезни. В стационарах все смеси для детей первого года жизни получают в пищеблоке. Сухие смеси в буфете превращают в готовые к употреблению непосредственно перед кормлением ребенка. Вид смеси, ее объем и частоту кормления для каждого ребенка устанавливает врач.

Чем меньше возраст ребенка, тем больше он нуждается в максимально адаптированных смесях. К рекомендуемым для кормления детей первых шести месяцев жизни относят смеси «Нутрилак 0-6» («Нутритек», Россия), «Nutrilon-1» («Nutricia», Голландия), «Semper Bebi-1» («Semper», Швеция), «Pre-Hipp» и «ХиПП-1» (ХиПП, Австрия), «Хумана-1» («Humana», Германия), «Энфамил-1» («Mead Johnson», США), «НАН-1» («Nestte», Швейцария), «Галлия-1» («Данон», Франция), «Фрисолак-1» («Friesland Nutrition», Голландия) и др.

«Последующие» смеси, рекомендуемые для кормления детей второго полугодия жизни: «Нутрилак 6-12» («Нутритек», Россия), «Nutrilon 2» («Nutricia», Голландия), «Semper Bebi-2» («Semper», Швеция), «ХиПП-2» (ХиПП, Австрия), «Хумана-2», «Хумана Фольге- мильх-2» («Humana», Германия), «Энфамил-2» («Mead Johnson», США), «НАН-2» («Nestte», Швейцария), «Галлия-2» («Данон», Франция), «Фрисолак-2» («Friesland Nutrition», Голландия) и др.

Для детей первого года жизни, помимо сладких адаптированных смесей, созданы адаптированные кисломолочные смеси: жидкая кисломолочная смесь «Агуша-1» (Россия) для детей в возрасте от 2-4 нед жизни до 5-6 мес; «Малютка» (Россия); «NAN кисломолочный» («Nestb», Швейцария) с бифидобактериями, «Gallia lactofidus» и «Lactofidus» («Danon», Франция). Частично адаптированная кисломо-

Существуют также детские лечебные смеси, которые назначают новорожденным с низкой массой тела при рождении («Алпрем», «Гумана-0»), при непереносимости молочного сахара (А1-110, «НутриСоя»), при поливалентной аллергии к белкам коровьего молока, сои, тяжелой диарее («Алфаре», «Прособи», «Портаген», «СимилакИзомил»).

При искусственном вскармливании объем высосанной молочной смеси определяют по градуированной шкале бутылочки. Количество высосанного молока из груди матери или смеси из бутылочки отмечают после каждого кормления в индивидуальном сестринском листе, заполняемом на каждого ребенка грудного возраста.

Уже на первом году жизни, начиная с 4-5-го месяца, ребенка постепенно приучают к новым видам пищи (прикорм). При введении прикорма следует соблюдать определенные правила. Прикорм дают перед кормлением грудью или смесями, причем с ложечки. К блюдам прикорма относятся каши, овощные пюре, мясные гаше (фарш, фрикадельки), желток, бульон, творог и т.д. Так как с 6 мес ребенок начинает сидеть, его следует кормить за специальным столом или посадив на колени взрослого. При кормлении ребенку на грудь подвязывают клеенчатый фартук или просто пеленку.

Сроки введения прикорма в рацион детей, находящихся на естественном вскармливании, регламентированы Институтом питания

РАМН (табл. 12).

Таблица 12. Сроки введения блюд прикорма при естественном вскармлива-

нии детей


На первом году жизни, особенно в отделениях для детей грудного возраста, для кормления должна использоваться стерильная посуда.

Вскармливание недоношенных детей - чрезвычайно трудная и ответственная задача. Недоношенные дети, у которых отсутствует глотательный рефлекс или отмечается остановка дыхания во время кормления, получают кормление через зонд (рис. 24). Кормление с помощью одноразового зонда осуществляется, когда он вводится в желудок ребенка только для одного кормления, и постоянного, если зонд оставляют в желудке на 2-3 дня. Постоянный зонд в отличие от одноразового меньше в диаметре, поэтому его можно вводить через носовые ходы, хотя введение зонда через рот считается более физиологичным, так как при этом не нарушается внешнее дыхание.

Правила стерилизации сосок и бутылочек. Грязные соски тщательно моют сначала проточной водой, а потом теплой водой с содой (0,5 чайной ложки питьевой соды на стакан воды), при этом их выворачивают наизнанку. Затем соски кипятят в течение 10-15 мин. Стерилизация сосок проводится раз в день, обычно в ночное время. Проводит ее палатная медицинская сестра. Чистые резиновые соски сохраняют сухими в закрытой (стеклянной или эмалированной) посуде с маркировкой «Чистые соски». Чистые соски достают стерильным пинцетом, а затем чисто вымытыми руками надевают на бутылочку. Использованные соски собирают в посуду с маркировкой «Грязные соски».

Стерилизация бутылок проводится в буфетной. Сначала бутылки обезжиривают в горячей воде с горчицей (50 г сухой горчицы на 10 л воды), затем моют с помощью ерша, промывают проточной водой

Рис. 24. Кормление недоношенного ребенка через зонд

снаружи и изнутри (используют устройство в виде фонтанчиков для ополаскивания бутылок) и ополаскивают. Чистые бутылки горлышком вниз помещают в металлические сетки, а когда стекут остатки воды, бутылочки в сетках ставят в сухожаровой шкаф на 50-60 мин (температура в шкафу 120-150 °С).

Бутылочки можно стерилизовать кипячением. Для этого их помещают в специальную посуду (бак, кастрюлю), заливают теплой водой и кипятят 10 мин.

Хранят стерильные бутылочки с горловинами, закрытыми стерильными ватно-марлевыми тампонами, в отдельно выделенных для этого шкафах.

Наблюдение за стулом и его регистрация. У новорожденных первородный кал (меконий), представляющий собой густую вязкую массу темного цвета, отходит к концу первых суток жизни. На 2-3-й сутки появляется так называемый переходный стул, имеющий кашицеобразную консистенцию, темноватого цвета, а затем устанавливается нормальный стул желтого цвета с кислым запахом. Частота стула у новорожденных - 2-6 раз в сутки, к году - 2-4 раза в сутки.

Характер и частота стула зависят от вида вскармливания. При грудном вскармливании стул бывает 3-4 раза в сутки, желтого цвета, кашицеобразный, с кислым запахом. При искусственном вскар-

мливании стул наблюдается реже - 1-2 раза в сутки, более плотный, оформленный, светло-зеленый, иногда серовато-глинистый, по консистенции напоминает замазку, с резким запахом.

Жидкий стул может быть при расстройствах пищеварения; цвет кала меняется, появляются патологические примеси в виде слизи, зелени, крови и т.д.

Медицинская сестра должна уметь определять характер стула, так как по его виду можно выявить начальные признаки заболевания. Следует докладывать о патологических изменениях стула врачу и показывать испражнения. В сестринском листе обязательно отмечают, сколько раз был стул, а специальным условным знаком - его характер: кашицеобразный (нормальный); разжиженный; с примесью слизи; с примесью зелени; кровь в стуле; оформленный стул.

Профилактика деформаций скелета. Деформации скелета возникают, если ребенок длительно лежит в кроватке в одном положении, при тугом пеленании, при наличии мягкой постели, высокой подушки, при неправильной позе ребенка на руках.

С целью предупреждения деформаций скелета на кроватку кладут плотный матрац, набитый ватой или конским волосом. Для детей первых месяцев жизни подушку лучше класть под матрац: это предохраняет от чрезмерного сгибания головки, а также предупреждает срыгивание.

Ребенка в кроватке необходимо укладывать в разных положениях, периодически брать на руки.

При пеленании необходимо следить, чтобы пеленки и распашонки свободно облегали грудную клетку. Тугое пеленание и стягивание грудной клетки могут привести к деформации последней и нарушению дыхания.

Учитывая слабость мышечно-связочного аппарата, нельзя сажать детей до 5-месячного возраста. Если ребенка берут на руки, то предплечьем левой руки надо поддерживать ягодицы, а другой рукой - голову и спину.

Транспортировка детей грудного возраста. Транспортировка детей грудного возраста не представляет серьезных трудностей. Детей обычно переносят на руках (рис. 25, а). Необходимо использовать наиболее физиологическое и удобное положение. Такое положение можно создать, используя для переноски ребенка только одну руку, а вторую - оставлять свободной для выполнения различных манипуляций (рис. 25, б, в).

Рис. 25. Способы переноски ребенка грудного возраста. Объяснение в тексте

Правила пользования кувезом. Для выхаживания ослабленных новорожденных, недоношенных детей и детей с малой массой тела используют кувезы. Кувез - специальный медицинский инкубатор, в котором поддерживаются постоянная температура, влажность и необходимая концентрация кислорода в воздухе. Специальные приспособления позволяют организовать необходимый уход за ребенком, проводить разнообразные манипуляции вплоть до взвешивания, не вынимая ребенка из кувеза (рис. 26). Верхняя часть кувеза прозрачная, сделана из органического стекла или пластмассы, что позволяет следить за состоянием и поведением ребенка. На передней стенке колпака укреплены термометр и гигрометр, по показаниям которых можно судить о температуре и влажности воздуха внутри кувеза.

Перед использованием кувез должен быть хорошо проветрен и продезинфицирован. Согласно инструкции по эксплуатации, рекомендуется проводить дезинфекцию кувеза формалином. Для этого под колпак кладут кусок ваты, смоченной 40 % раствором формалина, и включают кувез на 6-8 ч, после чего вату удаляют и инкубатор оставляют включенным при закрытом колпаке еще на 5-6 ч. Кроме того, внутренние стенки колпака, ложе для ребенка и подкладной матрац тщательно протирают 0,5 % раствором хлорамина.

Включение кувеза проводится в следующей последовательности: сначала заполняют водой водоиспарительную систему, затем подключают к сети, далее плавным вращением регулятора температуры и влажности подбирают необходимый микроклимат.

Рис. 26. Кувез закрытого типа

Ребенок в кувезе находится обнаженным. Поддерживается постоянная температура 34-37 °С и относительная влажность воздуха 85-95 %. В кувез подается кислород в смеси с атмосферным воздухом, причем концентрация кислорода не превышает 30 %. Специальная система тревоги оповещает звуковым сигналом о нарушении параметров.

Сроки пребывания в кувезе определяются общим состоянием ребенка. Если новорожденный находится в нем более 3-4 дней, то значительно возрастает микробная обсемененность. По существующим правилам в таком случае следует переложить ребенка в другой инкубатор, вымытый и проветренный.

Выхаживание недоношенных детей в кувезе в течение 3-4 нед в значительной степени повышает эффективность лечебных мероприятий и выхаживания, снижает риск возникновения различных осложнений.

Рис. 27. Реабилитационная кровать для новорожденных с неврологической патологией

Кровать реабилитационная для новорожденных и грудных детей. Для недоношенных новорожденных и грудных детей с неврологической патологией применяют специальные кровати-ванны (типа «Сатурн-90»), обеспечивающие комфорт для больного ребенка за счет создания эффекта плавучести и имитации условий, близких к внутриутробным. Максимально низкое контактное давление на тело ребенка предотвращает микроциркуляторные и трофические нарушения. Устройство представляет собой ванну из нержавеющей стали с пористым дном, заполненным стеклянными микрошариками. Под ванной на раме расположены нагнетатель, узел стабилизации температуры нагнетаемого воздуха, система управления и автоматического контроля. Фильтрующая простыня отделяет тело ребенка, плавающего в «сухой жидкости», от стеклянных микрошариков (рис. 27).

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1.Какие лица не допускаются к уходу за детьми грудного возраста?

2.В чем заключается уход за кожей и слизистыми оболочками у новорожденного и ребенка грудного возраста?

3.Как проводится гигиеническая ванна?

4.Что входит в комплект одежды детей первых месяцев жизни и второго полугодия?

5.Назовите правила кормления ребенка грудью.

Общий уход за детьми: Запруднов А. М., Григорьев К. И. учебн. пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. 2009. - 416 с. : ил.



Рассказать друзьям