Ритуалы на самайн. Ночь Самайна — праздник кельтов и ведьм, его традиции, обряды и ритуалы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Ночь с 31 октября на 1 ноября — самое лучшее время года для общения с усопшими, в эту ночь нужно попросить у них прощение за те обиды которые мы наносили им при их жизни.

Самайн — время одиночества, в темные ночи мы пробираемся к скрытому в собственной душе, в своих тайниках. Это возможность разобраться в себе.
Именно поэтому в неделю до и после праздника часто появляется ощущение новой освоенной ступени, инициации. Получается то, чего раньше не выходило, прежние умения становятся еще точнее.

В канун Самайна приходит знание о лишнем, мы осознаем, что в нашей жизни- ненужное украшение, досадная помеха. Изжившие себя отношения, старые вещи, любая обуза — все это, бережно хранимое когда-то, теперь нужно отпустить. Мы не просто испытываем потребность расстаться с этим, мы, наконец, можем это сделать – и в Ночь Духов разбрасываем камни без боли и сожалений.

В этот вечер даже обычная уборка приобретет магическое значение — соберите весь хлам, копившийся годами и собиравший на себе пыль и ваше собственное раздражение, и избавьтесь от него. Выметите за ворота ваши обиды и не позволяйте более никому устраивать мусорные кучи на вашем пути, будь то самые настоящие кучи пыли или же кучи чужих проблем, аккуратно перегружаемые на ваши плечи.

Поэтому кроме ритуалов объединения и подведения итогов прошедшего года в Самайн вспоминают своих родственников, тех, кто встретился на пути в этой и других жизнях. Вспоминают добрым словом, зажигают светильники и свечи в их честь, пьют в их память и память их дел. Духов, почтивших собрание своим присутствием, приглашают к трапезе.

Застолье на Самайн сродни поминальной тризне:

— принято угощать всякого, кто по прихоти судьбы оказался рядом;

— по этой же причине на Самайн не устраивают бурного веселья и фейерверков: это светские удовольствия, оставьте их для общественных мероприятий;

— Самайн — тот праздник, когда не принято отказывать искренне просящему;

Помяните дела друзей и врагов ваших, оцените по заслугам то, что было ими сделано для вас. Если ранее вы хотели возмездия — постарайтесь осознать, что вас — такой или такого — не было бы, не существуй всех, кто так или иначе повлиял на ваше мироощущение. Не просите мести или бед на чьи-то головы. Просите воздаяния, отдайте решения в руки предков и освободитесь: вдохните покой Ночи Самайна.

Самайн — Главный кельтский праздник (Праздник перехода к зиме), который открывал один из четырех сезонов, отмечался в ночь на 1 Ноября, дабы задобрить и умиротворить темные силы неизвестного.

В ирландской эпической традиции это день великих деяний. Вот, что говорится в старинной уладской (Улад — самая большая область в древнейшей Ирландии) саге про Самайн:

«Раз в год собирались все улады вместе в праздник Самайн, и длилось это собрание три дня перед Самайном, сам день Самайна и три дня после него. И пока длился праздник этот, что справлялся раз в году на равнине Муртемне, не бывало там ничего иного, как игра да гулянье, блеск да красота, пиры да угощенье. Потому-то и славилось празднование Самайна во всей Ирландии.»

Самайн — момент открытого столкновения внешнего и потустороннего мира. В этот день разверзались холмы и из них выходили сиды c целью сватовства или добычи чудесных предметов. Мудростью, ростом и красотой они, естественно, превосходили простых смертных. В человеческую же жизнь они предпочитали по возможности не вмешиваться. Сиды обладали даром прорицания и некоторые сиды обладали долголетием. Они также владели тремя магическими дарами — Фед Фиадой (магическая дымка, делающая их невидимыми), пиром Гоибниу (те, кто принимал участие в этом пире, был избавлен от старости и смерти) и чудесными свиньями Мананнана, вновь являющимися целыми и невредимыми наутро после пира.

1 Ноября также конец выпасного сезона (кельты перво-наперво были отменными скотоводами). В этот день все земные дела откладывались для отпугивания нечисти, на холмах жгли костры вокруг которых танцевали и пели, а по улицам ходили ряженные. В начале начал, Самайн был несомненно пастушеским праздником, дающим содействие силам прироста и плодородия, задабривающий смерть и держащий в безопасном положении силы зла, угождающий богам (и позже определенному святому, который заменил их) жертвами, и как четкое разграничение между радостями сбора урожая и трудностями приближающейся зимы.

В средние века на Самайн пекли особые хлебцы из овсяной муки, покрытые заварным кремом. Хлебцы эти были разнообразной формы — треугольные, квадратные круглые с отверстием по середине, причем предпочтение отдавалось последней форме. При выпечке старались их не поломать, так как тогда это считалось дурным знаком. В этот день пастухи выходили в поле и разламывая пополам хлебцы кидали их через плечо, что считалось лучшей оградой скота от волков, орлов и лисиц.

Samhain, — а позже «Hallowe’en», судя по самым ранним кельтским записям был самым важным и зловещим праздником Кельтского года. Изначально он праздновался в ночь на 1 Ноября и далее весь следующий день. Тогда верили что весь мир кишит богами и духами язычников-кельтов и потусторонний мир становится видимым и доступным человеческому роду. Обитатели сверхестественного мира могли свободно смешиваться с толпой, обладая особенностями связанными с опасностью для человеческого существования.

Изначально Друидический праздник, Самайн сопровождался, как указывают Ирландские укописи, многими примирительными соглашениями и остался самым популярным календарным праздником, праздновавшимся, сохранив многие ритуалы, еще в этом столетии.

В этот день обычно предсказывали будущее по середине ореха, по капустным кочерыжкам, капали яичный белок в воду и так далее, но иногда человеческое стремление к знанию будущего получало неожиданные и возможно нежеланные ответы на заданные вопросы. Главное было соблюдать осторожность. Потусторонний мир мог показаться в непривычном и устрашающем человеческий взор виде, или же кто-нибудь из того мира, мог сыграть злую шутку с одним из искателей ответов, заставив его поверить в то, что ему пригрезилось, как в то, что произошло с ним на самом деле.

Во многих районах каждый дом имел свой собственный костер, зажигаемый только в Самайн — «samhnag» и обычно один из домов был местом собрания всех жителей.

В ранней кельтской традиции, Самайн близко ассоциировался с похоронными холмами, где, как полагали, существуют входы в потусторонний мир, и в этом смысле празднование Хэлловина в Фортингэйле, в начале Долины Льва в Пертшире особенно интересно.

Сам праздник там состоял отчасти в необычной манере проведения, будучи по существу праздником общинной природы, отдельно от чего-либо еще, и это продолжалось и в этом столетии.

Другой необычной чертой в этом районе Высокогорья, где сохранилось так много архаичных (устаревших) традиций, была дата, в которую праздник обычно имел большую силу — 11 ноября. Необычная дата Самайна здесь, была приурочена к дате Фортингэйл Фейл (Фортингальской Ярмарки) и между двумя этими собраниями было много общих ассоциаций. В других местах, церемония проходила в традиционную дату, и активность в праздновании менялась из региона в регион.

Когда праздник подходил к концу, новый огонь, зажженный от священного общинного огня переносился в каждый дом, и это происходило потому, что подобно Бельтановским огням, огонь Самайна был сделан из огня защищающего от беды, огня зажженный трением двух кусков дерева.

Этот древний праздник почти окончательно сошел на нет не только потому, что молодежь перестала интересоваться им, и не потому, что люди перестали помнить о нем, но потому что было остановлено хранителем, который утверждал, что это великое действо на холме заменилось только игрой и потеряло свой глубинный смысл.

(Академия эзотерического интернет образования «Энергомагия»)

Самхейн

Самайн
Тип праздник кельтских народов
иначе Самхейн
Значение праздник смерти, первый день зимы
Дата 1 ноябрь
Связан с Самайн - Йоль - Имболк - Остара - Белтайн - Лита - Лугнассад - Мабон Хэллоуин

Самайн (an t-Samhain) (по-шотландски произносится [ˈsaʊn] - «саун» или [ˈsɑːwɪn] - «саувин»; по-ирландски [ˈsˠaunʲ] - «саунь», брет. Samhain , валл. Samhain ) - в шотландском (гэльском) языке является обозначением месяца, аналогичного современному ноябрю . В ирландском языке «Самайн» (Samhain) - ноябрь . У кельтов издавна обозначает третий месяц осени.

Также у кельтов есть праздник под аналогичным названием Самайн (гэльск. Samhainn или Samhuinn , ирл. Samhain ), начинающийся вечером 31 октября и длившийся три первых дня ноября. Праздник посвящен окончанию лета, сбору урожая. Иногда праздник путают с Днём Всех Святых (Хеллоуин).

В русской литературе встречается написание «Самхейн».

Этимология

История

Кельтский календарь делил год на две части: темную, начинавшуюся в конце октября - начале ноября (месяц Самониос), и светлую. Светлая часть начиналась в марте - апреле (месяц Гиамониус). Смена частей года, как и месяцев, происходила с наступлением полнолуния. Также вместе с наступлением темной части года, в первые три ночи самониоса, кельтами праздновался новый год. Праздник в латинской версии назывался «Три ночи самониоса» (trinux samo). Смена темной и светлой частей года весной также отмечалась праздником. Впоследствии произношение изменилось соответственно правилам произношения на гэльских языках, и к началу нашей эры праздник стал называться Самайн, как и соответсвующий ему месяц.

Языческий праздник отмечался и после принятия христианства населяющими Британию народами. Так, при ирландском дворе в Таре праздновался в первые три дня ноября, многолюдно и с соблюдением всех древних традиций, еще в XII веке .

Празднование древнего Самайна продолжается до сих пор. Этому времени года соответствует канун Дня Всех Святых, или Хеллоуин.

Праздник

Самайн отмечался как праздник, посвященный сбору урожая, а также как день почитания мертвых. В Ирландии и Шотландии его иногда называли «праздником мертвых», считалось, что в эту ночь умирают люди, нарушившие свои гейсы . Начинался праздник 31 октября , считавшимся последним днем сбора урожая.

Традиционно на Самайн делили собранный урожай, а так же решали, какая часть скота переживет зиму, а какая - нет. Последнюю часть резали, чтобы сделать запасы на зиму.

Во время празднования жгли костры. Друиды , при помощи оставляемых огнем на костях убитых животных рисунков, предсказывали будущее. Через костры прыгали люди, или же проходили между двумя рядом стоящими высокими кострами. Данный ритуал обозначал очищение огнем. Часто между кострами также проводили скот.

В западной части Британии на Самайн до сих пор пекут хлеб в форме рогов, которыми приветствуют бога зимы. Римляне сопоставляли Самайн своему собственному празднику мертвых - Лемурии , хотя она и праздновалась 13 мая .

При принятии христианства Самайн трансформировался в День всех святых, празднующийся 1 ноября , после которого, 2 ноября , идет День поминовения. Предшествует же этим церковным праздниками ночь с 31 октября на 1 ноября - Хэллоуин.

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Самхейн" в других словарях:

    Энциклопедия мифологии

    самхейн - один из четырех главных кельтских праздников, отмечавшийся 1 ноября. Ночь накануне Самхейна можно сравнить с кануном нынешнего праздника Хэллоуин. Самхейн, будучи чисто крестьянским праздником, знаменовал собой окончание одного… …

    КОЛЕСО ГОДА, в викканской (см. ВИККА) традиции т. н. колдовские праздники, восемь праздников, посвященных Богу и Богине и символизирующих различные периоды их жизни. Колдовской календарь содержит 13 праздников полнолуния или эсбатов и 8 Дней Силы … Энциклопедический словарь

    Энциклопедия мифологии

    глава 27 - ПЕРЕЖИТКИ КЕЛЬТСКОГО ЯЗЫЧЕСТВА В НОВЕЙШИЕ ВРЕМЕНА Падение кельтского государственного языческого культа началось в Британии несколько раньше, чем в соседней Ирландии. Справедливости ради надо признать, что первый удар кельтскому язычеству… … Кельтская мифология. Энциклопедия

    Энциклопедия мифологии

    Тип праздник кельтских народов иначе Самхейн Значение праздник смерти, первый день зимы Дата 31 октября 1 ноября Связан с Йоль Имболк Остара Белтайн Лита … … Википедия

    глава 4 - РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЕРОВАНИЯ ДРЕВНИХ БРИТТОВ И ДРУИДИЗМ Древнейшие кельтские обитатели Британии гэлы и бритты, как уже было сказано, относились к одной из ветвей арийской расы. Точнее говоря, сам это термин относится не столько к самой расе, сколько … Кельтская мифология. Энциклопедия

    ВОЙНА С ГИГАНТАМИ Тем временем кончились семь лет, отпущенных на подготовку к войне. За неделю до праздника Самхейн Морриган с помощью чар узнала, что фоморы уже высадились в Эрине. Она немедленно послала гонца, чтобы сообщить об этом Дагде,… … Энциклопедия мифологии

    Пентакль (пентаграмма, вписанная в круг) используется многими викканами как символ их религиозной принадлежности. Викка (англ. Wicca) зап … Википедия


Самхейн. Праздник поминовения предков. День второго полнолуния после Осеннего равноденствия. Окончание сбора урожая, начало зимы.

Период между Самхейном и Зимним Солнцестоянием считается самым тёмным в году, в это время любое тёмное колдовство будет действенным, даже если совершается на растущей Луне. Этот же период самый спокойный: все полевые работы закончены (что не было убрано остаётся на полях как дар Зиме), запасы подсчитаны и убраны, природа уже подготовилась к зиме и отдыхает. Время сна и наивысшего покоя, время накопления сил. Все живут старыми запасами, строят планы на будущее, выдумывают проекты и прожекты, которые должны принести плоды в следующем году. В то же время этот период очень благоприятен для торговли и заведения новых знакомств. После Самхейна открывались зимники, люди везли плоды своих летних трудов на ярмарки, продавали излишки и покупали то, что сами сделать не могли.

Самхейн не единственное прочтение этого древнего кельтского слова. Другим вариантом является более распространённое "Самайн", но возможно прочитать его также как "Саван". Такое соответствие не случайно: Самхейн это праздник поминовения предков, время, когда грань между Миром Живых и Миром Мёртвых истончается и Деды смотрят на нас, радуясь нашим подвигам и достижениям или огорчаясь из-за наших неблаговидных поступков. В этот день мы можем просить у них помощи и защиты, но можем получить и наказание, если дела наши недостойны и постыдны. У кельтов покровителями праздника считались бог Дагда и богиня Морриган В славянской мифологии Морриган соответствует Мара, Марена – разрушающая ипостась Великой Матери, воплощение зимы, хозяйка мёртвой воды. Дагду соответствует Велес – хранитель стад, полей и лесов, но он же и проводник в Мир Мёртвых. Именно Велесу посвящалось часть урожая, оставшаяся неубранной.

Столь модный ныне Хэллоуин – это поздняя христианская пародия на Самхейн. Принявшие чуждую веру, предавшие обычаи и законы предков не могли больше рассчитывать на их поддержку и помощь, но совершенно справедливо опасались наказания, от которого их не мог защитить новый бог. Страх заставлял людей прятать лица под масками, устраивать шумные оргии и карнавалы, а вскоре и срок празднования Дня Предков был забыт, оказавшись привязанным к формальному, гражданскому календарю. Этот шабаш не имеет никакого отношения к настоящему, красивому и строгому празднику.

В 2009 году второе полнолуние после Осеннего равноденствия случится 2 ноября в 22 часа 05 минут 38 секунд по Московскому (зимнему) времени, соответственно ночь с 2 на 3 ноября и будет ночью Самхейна или, как её называли на Руси – Велесовой Ночью.

Как же правильно отпраздновать Самхейн, Велесову Ночь?

Днём вспомните о своих живых родственниках, пошлите поздравления им, напомните о себе, пожелайте им чего-то хорошего. Впрочем, дело это полезное, делать его можно не только в Самхейн, но в Самхейн – обязательно.

Придя с работы домой поставьте на окне свечу – маяк, на который придут души Ваших предков. Соберите праздничный ужин. На столе должны быть печёные овощи: тыква, репа, яблоки, орехи, кабачки, свежий хлеб. Будет очень хорошо, если этот хлеб (обязательно дрожжевой!) хозяйка испечёт сама. Можно ли подавать на стол овощи, привезённые из Америки – помидоры, баклажаны, перцы? Думаю, да, они уже стали частью нашей традиции и многие национальные кухни Старого Света (та же украинская, например, или болгарская) без них уже не мыслимы. Из мяса на столе должны быть свинина и/или птица, очень хорошо, если будет дичь, ведь Велес – покровитель охотников. Обязательно красное вино или медовуха (смешивать их не рекомендуется из медицинских соображений).

Садясь за стол погасите весь электрический свет в квартире и зажгите свечи. В древности кельты на Самхейн гасили весь огонь в своих домах, разжигали на главной площади поселения или города большой костёр – Королевский Огонь – и от него снова зажигали очаги. Сделайте свой Королевский Огонь, зажгите свечи от той, которую поставили на окно, как маяк для душ предков. Поставьте к столу несколько пустых стульев, для тех, кто может в это время случайно заглянуть в Ваш дом, для предков, которые придут на Ваш зов. Самхейн – праздник щедрости и гостеприимства.

Поднимите бокалы за своих предков, помяните их добрым словом, скажите им спасибо за то, что вы вообще есть на этом свете! Помяните поимённо тех кого помните, помяните и тех, чьи имена уже забыты. Скажите спасибо живым, родителям, дедушкам бабушкам. Пожелайте добра и успеха детям и внукам, ведь они наше продолжение, они будут поминать нас, когда нас уже не станет. Самхейн это праздник связи поколений, день, когда мы смотрим не только назад, но и вперёд.

Самхейн это ещё и день подведения итогов. Вспомните всё, чего удалось добиться за прошедший год, что было хорошего. Поблагодарите Высшие Силы за это. Подумайте, от чего бы Вы хотели избавиться? Напишите на листе бумаги: "Да уйдёт из моей жизни..." и это. Сожгите эту записку и развейте пепел по ветру.

Самхейн это время построения планов на будущее. Подумайте, чего Вы бы хотели добиться? Мечтайте!

И не забудьте выставить на улицу угощение – пусть даже маленькое блюдечко – для тех умерших, кого забыли, чей род пресёкся, кого некому помянуть. Пусть они помянут Вас добрым словом где-то там, в своих мирах...

- Доброго всем времени суток) Мы начинаем изучать праздники кельтов. И начнем с главных праздников Колеса Года - Самайн (Саунь) (1 ноября), Имболк (1 февраля), Бельтайн (1 мая), Лугнасад (1 августа). Кроме них были и 4 неосновных праздника - зимнее и летнее солнцестояния, осеннее и весеннее равноденствия.
В этом триместре мы будем рассматривать все 8 праздников и начнем с Самайна.

Многие кельтские племена, особенно на континенте, отсчитывали начало года именно с Самайна. Если разбираться в названии и произношении праздника, то Samhiunn на шотландском языке произносится как «саун» или «саувин», а на ирландском Samhain - «савань» (более старый вариант произношения) или «саунь». А галлы называли праздник Trinouxtion Samonii - «Три ночи Самониоса» (иногда - Три Ночи Конца Лета).
По одной из версий название переводится как «конец, закат лета». По другой считается, что слово «Samhain» происходит от санскритского «samana» - «собрание» или «сход». И ту и другую версию названия можно считать близкой к истине.

Что касается празднования, то отмечался праздник от трех до семи суток. Эти дни считались священными и назывались Днями Безвременья (хотя по календарю деревьев Дни Безвременья - это дни зимнего солнцестояния). Центральным временем торжеств был 1 Samonios. Сейчас его «прикрепили» к 1 ноября, но не стоит забывать, что месяц начинался с полнолуния, т.е. дата могла и не совпадать с современной.
Этот праздник знаменовал собой окончание светлой половины года и начало темной. Связан он не только с окончанием лета и сбором последнего урожая, но и с окончанием пастбищного сезона. К этому дню весь скот, который пасся на дальних пастбищах, возвращали в селение. Что касается земледельческих работ, то после ночи Самайна нельзя было собирать оставшийся несобранным урожай, так как духи и фейри сделали его опасным для человека.

В этот день или, правильнее, ночь соединяются два мира - Мир людей и Иной Мир, Мир Сидов. Границы миров истончаются и жители Иного Мира могут спокойно проникать в наш мир, а люди могут попадать в Иной.


О том, кому кельты поклонялись в этот праздник, существует несколько версий. По одной из них, кельты Ирландии праздновали союз бога Дагды с богиней Морриган. Другие источники говорят о поклонении идолу Кромм Круаху, стоявшему на равнине Маг Слехт в окружении еще 12 статуй. Считается, что сам идол изначально назывался Кет Круах, т.е. «Повелитель Холма». Еще одна версия говорит о том, что Самайн называли «Праздник Монгинн» - в честь колдуньи из Иного Мира по имени Монгинн, которая умерла в канун Самайна (согласно саге «Смерть Кримтанна»).
Все эти версии, на мой взгляд, либо выдумка, либо относится к отдельным племенам кельтов, но ни как не ко всем.
Но есть еще более древнее поклонение. В эту ночь праздновали возвращение бога Кернунноса к своей супруге - Богине Земли. Тогда как в Бельтайн он уходил из дома, так как его жена выбирала себе другого супруга. Богиня земли в свою очередь, оставаясь прекрасной в Ином Мире, в нашем мире превращалась в чудовищную ведьму, названную шотландцами Каллех Бер, и приносила плохую погоду.

В Самайн было много ритуалов, одним из основных - разжигание священного огня. Как и в Бельтайн, в Самайн гасили «старый» огонь и зажигали «новый» от ритуального костра, зажженного друидами. Добывался священный огонь естественными древнейшими способами - высеканием или трением. Огонь от удара молнии так же считался священным, но такой огонь был редкостью - грозы в Самайн не часто идут).
Среди ритуалов можно выделить и жертвоприношения. Многие источники говорят о том, что в огонь бросались кости домашних животных, клочки шерсти этих животных, а на островах в качестве жертвы использовали кости рыб. Можно сказать, что такие «жертвы» были отголоском более ранних ритуалов, когда в огне сжигались живые животные и рыба, а так же и люди (в основном пленники или преступники). Как и любое жертвоприношение, этот ритуал можно расценить как преподношение даров богам, так и возвращение природе части того, что у нее было взято.
Еще одним ритуалом, связанным с костром, был ритуал выпекания на углях священного костра особого хлеба, который обладал целебными свойствами. Так как хлеб считался магическим, то к нему приобщались все люди поселения. Так же хлеб давали животным, а крошки раскидывали по полям. В Шотландии на золе священного костра пеклись лепешки из цельных зерен. Из овсяной муки могли выпекать хлеб с отверстием посередине. Хлеб этот потом разбрасывали по полям для ограждения скота от хищников. Месить тесто для обрядового хлеба и придавать ему форму нужно было на овечьей шкуре, так как она, по поверьям, обладает магическими свойствами.

После ритуальных действий друидов, от священного костра зажигали факелы, которые несли по домам и разжигали огонь в очагах. Так же с факелами обходили вокруг поселения и полей. Это был защитный обряд.
В качестве еще одного защитного обряда можно назвать насаженные на частокол вокруг крепости человеческие головы и черепа. Это устрашающее зрелище, которое отпугивало не только нечисть (как это часто утверждается), но и врагов.

Еще одним действием в дни празднования Самайна был Королевский пир Самайна. Считалось, что тот, кто присутствовал на пире, не подвластен влиянию зла. Улады считали, что в Самайн злые силы, разгуливающие в эту ночь по нашему миру, могут погубить любого, кто не присутствует на пиру в Эмайне (столица уладов). Примерно также говориться и про пир в Таре.
Основными блюдами священного пира были: хлеб, мясо (особо почитались свинина, говядина, баранина), масло, сметана, сыр, яблоки, орехи. Из напитков - пиво (эль), вино, иногда медовуха (mid). Еды и питья было много. Часто за счет того, что каждый пришедший на пир, обязан был принести с собой продовольственный дар.
Существует упоминание о том, что в юго-западной Бретани пиром Самайна управляли девять женщин. Они пекли специальные пироги «kornigou» - «маленькие рожки». А так же выпекался большой пирог - «bonnag Samhna», который нарекался именем какого-нибудь известного «рогоносца». Связана эта традиция с тем, что по поверьям бог Кернуннос в эту ночь возвращался в Иной Мир к своей супруге.


Самайн был не только праздником начала нового года, но и днем (точнее ночью) поминовения умерших - ведь именно в эту ночь граница миров исчезала, и души умерших могли находиться в нашем мире. Поэтому люди устраивали «немой ужин» (мертвые не говорят) - оставляли пустое место за праздничным столом и ставили перед ним еду. Для того, что бы мертвые могли прийти на ужин, двери и окна в домах оставлялись открытыми. Иногда для мертвых готовили специальные пироги. Пища для мертвых должна была оставаться нетронутой в течение всего праздника. Иначе человек, съевший пищу мертвых, мог превратиться в вечно голодного призрака, которому не дозволялось присутствовать на пиру в Самайн.
Кельты почитали умерших, но и боялись их. Поэтому в ночь Самайна опасно было ходить по улице, свистеть там и звать кого-то по имени - это все могло нарушить покой духов и разозлить их.
В то же время, например, в Уэльсе существовала традиция cennad y meirw - «посольство мертвых». Когда бедняки отождествляли себя с мертвыми и приходили к дверям более состоятельных членов поселения и просили пожертвования от имени предком. В каждом доме им давали немного пищи, которая была отложена для духов. Таким образом, как бы укрепляя связь между живыми людьми и духами.

Разные племена - разные традиции и верования. Даже в разное время были разные ритуалы - в ранний период они были более кровавыми и жестокими, а в более позднее время стали больше символическими и мирными.

Рассказывать про празднование Самайна можно еще долго, но лекция и ваше терпение не резиновые) Поэтому запишите домашнее задание и бегите отдыхать.

Домашнее задание:

Вопрос 1. Последние дни октября и первые дни ноября праздновались не только кельтами. Найдите и расскажите о таких праздниках у других древних народов (учитывайте, что Хэллоуин - не древний праздник). (0-3)

Вопрос 2. В русских сказках встречается описание дома Бабы-Яги. На частоколе там насажены черепа или головы. Как вы думаете, зачем оно ей было надо?)(0-4)

Вопрос 3. На выбор:
а) Расскажите про пир в Таре. (0-3)
б) Как бы вы провели празднование Самайна в вашем Доме? (0-3)

Для написания хорошей домашней работы советую ознакомиться с разделом "На 12"
Всем удачи.

Самайн - кельтский праздник, знаменующий собой окончание периода сбора урожая и завершение выпаса скота. При этом Самайн не ограничивается сельскохозяйственной тематикой. С этим днем также связаны колдовские обряды, а его современная интерпретация - Хэллоуин - любим многими детьми и взрослыми в разных странах мира.

Ежегодно дата праздника одна и та же. Так и в 2019 году Самайн пройдет в ночь с 31 октября на 1 ноября. Однако традиционно этот праздник длился неделю: три дня отводились на подготовку: 29, 30 и 31 октября. А собственно празднования шли вечером и ночью 31 октября, а затем с 1 по 3 ноября.

Название праздника происходит от древнеирландского «Samhain», что значит «собрание», «сход». Правильно произносить это слово «савань» или в современном варианте «саунь». Но в русском языке прижилось слово Самайн.

Для многих кельтских племен 1 ноября было началом Нового года (другие отмечали начало года на ). Так что дни Самайна — это дни Безвременья. Старый год уже закончился, а новый еще не начался. Кстати, праздник делит год на две части:

  • темную (начинается в конце октября-ноябре);
  • и светлую (ее начало в марте-апреле).

В Самайн эти две части года соединяются, открывая врата между Миром людей и Иным миром, который называли Сид. Согласно древним легендам, в праздничную ночь раскрываются холмы, и силы хаоса прорываются в наш мир.

Через магические двери духи умерших и различные божественные создания могут свободно перемещаться туда и обратно. Они способны даже вмешаться в жизнь людей на земле.

Глубинный смысл Самайна состоит в том, что люди в преддверии холодов заручаются верой в обновление природы, неисчерпаемости природных благ и круговороте сезонов года. Также этот день традиционно считался возможностью общения с представителями Иного мира.

Духи и другие существа

Среди магических существ, в которых верили кельты, были:

  • боги;
  • духи;
  • монстры;
  • фэйри (феи).

Ночь Самайна

Самайн — лучшее время, чтобы избавиться от всего ненужного, отжившего. Следует убрать помехи на пути к счастливому будущему. Расчистить дорогу к новым возможностям. Ведь когда освобождается пространство, всегда появляется что-то новое.

Попробуйте остановиться в суете жизни и подумать о себе. Чего вы добились? Чего бы хотели? В каком направлении движетесь?

Смотреть на себя следует трезвым и критичным взглядом. Возможно, выводы будут горькими и неприятными, но именно сейчас нужно их принять.

Традиции и обряды

Существовало множество различных обрядов и традиций, принятых на праздник.

Раздел урожая

На Самайн было принято делить собранный урожай. Часть уходила на зимние запасы, часть оставляли на праздничный пир.

Также решали, какая скотина останется зимовать, а какая не переживет зиму. Этих животных кололи и делали запасы на зиму.

Очищение священным огнем

Наиболее известным праздником, связанным с Огнем, считается . Однако Самайн, как и многие другие кельтские праздники, тоже связан с Огнем.

  1. Сначала в селении гасили все источники освещения, все печки и т.п.
  2. Далее нужно было добыть «чистый» огонь, то есть от трения либо от искры.
  3. Этот огонь на факелах носили по всем улицам и домам, чтобы защититься от колдовства и нечистой силы. Его дымом окуривали жилище и подсобные помещения.
  4. Скотину проводили сквозь пелену дыма с целью очищения от скверны.
  5. В каждом доме от «чистого» огня разжигали очаги.

Кроме того, популярным было разведение костров. Через них прыгали. Либо проходили между двумя близко расположенными кострищами.

В костры кидали кости, оставшиеся после трапезы, а также клоки шерсти домашнего скота. Все это делали, чтобы обеспечить урожай в следующем году.

Пир на весь мир

На Самайн устраивались широкие трапезы. В стародавние времена был распространен королевский пир. Считалось, что он защищает население от темных сил, а кто придет на пир — неподвластен злу.

Монарх устраивал большой пир для всех граждан. На земле расстилали шкуры, усаживались на них. В центре сидели более знатные господа. Еду приносили на подносах: бронзовых, глиняных или деревянных.

В основу трапезы были включены:

  • хлеб;
  • много мяса — свинины, говядины, баранины;
  • рыба — вареная, печеная, соленая;
  • молоко, масло, сыр;
  • орехи и яблоки.

Из напитков в разных регионах предпочитали разные: пиво, вино, медовуху. Во время пира народ развлекали барды, которые пели под звуки музыкального инструмента — аналога лиры.

Люди веселились от души, поскольку понимали: после Самайна грядет период холодов и экономии продовольствия.

Ритуалы на Самайн

Праздник отмечается в энергетически сильные дни, потому отлично подходит для выполнения различных ритуалов. Вот некоторые из них.

Ритуал избавления

Так как Самайн считался началом нового года, накануне праздника самое время избавиться от ненужного:

  • пустых переживаний;
  • печальных воспоминаний;
  • неуверенности в себе;
  • страхов и огорчений.

Для проведения ритуала подойдут числа: 29, 30 или 31 октября. Вам нужно прийти на берег любого водоема (речки, озера, пруда) и набрать камешки.

Сядьте на берегу возле воды. Возьмите в руку один камешек. Подумайте о чем-то одном, от чего хотели бы избавиться. Бросьте камень в воду со словами «Отпускаю».

Возьмите второй камень. Проделайте то же самое. Таким образом, избавьтесь от всего, что мешает вам найти дорогу к новой, счастливой жизни.

Застолье

Самайн немыслим без праздничной трапезы. Если есть возможность, пригласите родственников. Обязательно оставьте на столе дополнительные тарелки с едой и приборы, чтобы умершие родственники могли присоединиться к вам.

Во время застолья вспоминайте ваших предков, непременно добрыми словами и благодарностью. Помните, они защищают ваш род.

На праздничном столе в Самайн готовили блюда из следующих продуктов:

  1. поздние овощи, например, картофель, репа, морковь, тыква, кабачки;
  2. мясо и потроха в разных вариантах приготовления;
  3. сливочное масло;
  4. хлеб — вкусный, ароматный, только из печи;
  5. орехи;
  6. десерты с яблоками.

Еда была сытной, обильной и достаточно жирной. Всем хотелось наесться от души и согреться холодным вечером накануне ноября.

Медитация во время прогулки

Самайн — время для углубления в себя, для созерцания природы. Днем 31 октября или 1 ноября погуляйте по лесу или парку, сходите к озеру.

Наслаждайтесь осенними красками. Вдыхайте запахи, ощущайте на лице порывы ветра.

Подумайте о смене времен года, о таинстве рождения и смерти. О перерождении и вечной душе.

Гадания

В это время можно гадать, в особенности на картах Таро или рунах. Если вы владеете иными способами гадания, они также подходят. Подумайте о том, как решить ваши проблемы, как преодолеть сложности.

Посмотрите рассказ о ритуалах и традициях в викканской традиции (магия):

Праздник у разных народов

Разные народа отмечают Самайн и его аналоги по всему миру.

Хеллоуин по всему миру

Для начала давайте разберемся, как кельтский Самайн связан с известным нам Хеллоуином.

В попытке укрепления веры в Христа языческие праздники старались заменить на христианские. Об этом гласил указ Папы Римского в 7 веке.

Самайн не запрещали, но подменили Днем Всех Святых (All Hallows Day), который отмечается 1 ноября. А его канун (31 октября) назвали All Hallow e’en (evening). Именно отсюда идет название современного праздника.

После христианизации Самайн сильно изменился. Теперь его основным значением стало поминовение умерших.

Спустя годы в народном представлении существа из Иного мира превратились в демонов, их стали бояться. Кроме того, если раньше умерших предков почитали и считали их защитниками рода, то теперь стали опасаться любых мертвецов.

Люди начали верить, что благочестивым поведением и усердными молитвами можно защитить себя от нечисти и прогнать духов прочь. Отсюда многие запреты на Хеллоуин.

Например, в этот день запрещается выплескивать воду за дверь, чтобы случайно не попасть в мертвеца и не навлечь гнев.

Тыква-светильник

Известным символом праздника считается светильник из тыквы, на которой вырезано зловещее лицо. Впервые они появились в 1837 году Америке. По легенде, такой светильник помогает душам умерших найти путь в чистилище.

Позднее люди стали полагать, что подобные светильники защитят их дом от нечисти, которая в избытке летает ночью с 31 октября на 1 ноября. Светильники выставляли возле дома.

Карнавальные костюмы

На Хеллоуин многие дети надевают карнавальные костюмы. Даже устраивают костюмированные вечеринки. Популярны образы всевозможных:

  • монстров;
  • вампиров;
  • оборотней;
  • фей и ведьм.

Выпрашивание сладостей

Издавна идет традиция, согласно которой бедняки ходили по домам и выпрашивали «духовные пирожные» — специальная выпечка ко Дню всех святых. В благодарность они молилисья за души умерших родственников хозяина дома.

Позднее появился особый термин Trick-or-treat , что означает «проделка или угощение». Дети ходят по домам и выпрашивают сладости. Тем, кто откажет, они могут причинить мелкую пакость. Например, сломать забор.

Впрочем, в 21 веке угроза стала шуточной. Конечно, никто не станет портить чужое имущество. К тому же те жители домов, которые хотят принять участие в угощении детей сладостями, особым образом украшают фасад своего дома. Поэтому отказов не случается.

День мертвых в Мексике

Отмечается 1 ноября (как день умерших детей) и 2 ноября (день остальных умерших). Согласно верованиям, в эти дни души умерших родственников посещают живых.

В Мексике принято ходить на кладбище с целью общения с духами. На могилах устанавливают алтари с фотографиями умерших, приносят еду и напитки, которые человек любил при жизни.

Несмотря на печальный смысл праздника, он проходит радостно и весело. На кладбище принято смеяться, вспоминать веселые случаи из жизни.

Популярны фигурки и выпечка в форме черепов. А главным символом праздника считается Катрина — скелет девушки в модной шляпе с цветами. Катрина показывает богатую при жизни даму, напоминая, что все смертны, вне зависимости от денег при жизни.

Велесова ночь у славян

Этот праздник имеет много общего с Самайном. Он также отмечается в ночь с 31 октября на 1 ноября и считается ночью великой силы.

В это время раскрываются Врата Нави, то есть врата в потусторонний мир. Длится она до первых петухов 1 ноября. Это время объединения прошлого и настоящего, умерших предков и ныне живущих.



Рассказать друзьям