Прочти первым: «Дети и деньги.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Деньги в современном мире — один из самых ценных ресурсов. Можно спорить об их значении в нашей жизни, но сложно не признать, что пользоваться этим средством обмена в мире товарных отношений должен уметь каждый.

Любой ребенок, как полноправный член общества, рано или поздно сталкивается с необходимостью рационально расходовать средства. Сначала это деньги на карманные расходы, затем премии в конкурсах, стипендия, собственные заработки. Как и когда приступить обучению ребенка правильно тратить средства, которыми он располагает?

Чем раньше, тем лучше

Наверное, многие удивятся, но правильно расходовать деньги необходимо начинать учить ребенка уже в самом раннем детстве. Уже в трех-четырехлетнем возрасте дети начинают постигать эту науку, в то время как большинство родителей еще и не подогревает об этом.

Дело в том, что проблема рационального расходования денежных средств заключается, прежде всего, в умении выбирать из многого необходимое и расставлять приоритеты. Каждый раз, когда вы берете своего кроху в магазин и предлагаете ему какой-либо выбор, либо отказываете в приобретении дорогой игрушки, а так же объясняете, что в данный момент на дорогую покупку не хватит денег — вы уже учите малыша совершать выбор, показываете, что невозможно приобрести любую понравившуюся вещь. Это основа умения тратить и экономить.

Таким образом, если вы хотите научить ребенка правильно тратить деньги, первое, что нужно сделать — последить за собственным поведением в магазине, когда маленькое существо внимательно за вами наблюдет. Объясняйте ему, почему вы покупаете те или иные продукты, и именно в этом количестве, почему необходимо выбрать одну игрушку и нельзя купить три. Разговаривайте и объясняете, каким образом вы совершаете выбор, предложите поучаствовать.

Уже в возрасте 3-4 лет малышу можно объяснить, каким объемом денежных средств вы располагаете, и какую сумму можно потратить, показать как. С точки зрения педагогики будет неплохо, если и сами родители подойдут к покупкам более рационально.

Первые карманные деньги

Вопрос: «В каком возрасте ребенку можно давать первые карманные деньги?» волнует многих родителей. Считается, что уже младший школьник может ответственно подойти к деньгам и самостоятельно передать их учителю на завтрак или проездной. Многие родители в этом возрасте или даже чуть раньше предлагают ребенку совершить свои первые покупки.

На мой взгляд, подходить в этом случае необходимо сугубо индивидуально. Ребенок как минимум должен освоить счет и не воспринимать деньги как игрушку.

Например, мой сын только к первому классу оказался действительно готов ответственно относиться к деньгам. До этого было хорошо заметно, что ценности в них он не видит. Процесс собирания монеток и хранение их в одном месте было просто развлечением. Мы изучали номинал монет, считали их — это тоже хорошая подготовка к самостоятельным тратам, но все-таки покупки еще совершали вместе. Карманные же деньги предполагают, что малыш будет сам решать, как их потратить и делать это более или менее самостоятельно.

Итак, вы считаете, что ребенок уже достаточно подготовлен, чтобы получить в руки свои первые деньги. Что важно помнить в этот период?

  • Как правило, малыш еще не может оперировать большими суммами, поэтому выдавая ему в руки первые деньги, вы должны рассчитать за него будет ли сдача и в каком объеме.
  • Желательно, чтобы сумма была в пределах счета, котором малыш оперирует хорошо. Так он не только научиться самостоятельности, но и получит возможность сосчитать деньги и определить, насколько уменьшилось их количество и достаточно ли его на еще одну покупку.
  • Подобное упражнение не должны быть разовым. Желательно чтобы каждый раз, посещая с вами магазин, ребенок покупал одну или две вещи сам и тренировался.
  • Стоит помнить, что просто передать деньги учителю — это не совсем личные расходы ребенка. Пойти и передать может каждый. Усложняйте процесс — давайте сумму со сдачей, которая останется в распоряжении чада, предлагайте совершить первые покупки.

Если совместить умение считать деньги с необходимостью выбора, то мы легко сможем представить себе правильную модель поведения: каждый раз при посещении магазина ребенок получает некоторую небольшую сумму денег, которую он может потратить самостоятельно на то, что ему нравится. Таким образом, он не только учиться делать правильный выбор, но и вынужден отказаться от более дорогих покупок, если они не укладываются в предложенную сумму.

Как только ребенок освоится, можно увеличить количество денег на личные расходы и уже не контролировать (и не поддерживать, что немаловажно) своим присутствием малыша во время совершения покупок.

Сколько денег давать?

Большинство родители хотели бы знать, какую именно сумму необходимо давать ребенку. Это достаточно сложный вопрос. Прежде всего, вам самим необходимо заняться подсчетами и определить, на какие цели ребенок будет тратить свои деньги. Например, если предполагается что из этой суммы он заплатит за проезд и за завтраки в школе, купит себе воды при посещении секции или даже оплатит ее, то это будет тот необходимый минимум, который должен иметь ребенок.

Далее, надо добавить определенный процент сверх этой суммы и учесть частоту денежных поступлений. Например, для младшего школьника 100-150 руб. сверх необходимой суммы в неделю будет более чем достаточно, он будет тратить деньги на сладости и небольшие игрушки и большая сумма ему ни к чему. Подростку же необходимо уже думать о собственном гардеробе, девушкам о косметике. Поэтому изначальная сумма должна постепенно (или, например, каждый день рождения) расти до 500-1000 рублей в неделю к подростковому возрасту чада. Если деньги выдаются раз в месяц, соответственно сумма умножается на 4.

Необходимо учитывать и окружение ребенка. Согласитесь, если чадо учится в престижной столичной школе и его друзья являются детьми состоятельных родителей, то слишком маленькие суммы карманных денег могут вызвать у него чувство неполноценности, зависти и жадности. И наоборот, если большинство друзей малыша живут достаточно скромно, та же самая сумма будет излишней и может спровоцировать у чада желание хвастаться и не рационально тратить средства.

И, наконец, но не в последнюю очередь — ориентируйтесь на свой бюджет. Можно вместе с ребенком подсчитать семейные поступления, определить какая часть идет на игрушки и развлечения для него, и решить какую часть из этого он может тратить самостоятельно. Это не только важно с точки зрения экономического благополучия, но и благотворно скажется на поведении чада, поскольку будет способствовать росту его личной ответственности в деле благосостояния семьи.

«Цена» денег

Очень сложным вопросом для родителей является необходимость показать, что деньги не даются просто так. Недостаточно взять ребенка с собой на работу, либо рассказать, как тяжело трудится мама и папа, чтобы получить зарплату.

Как и все остальное, подобные вещи намного проще объяснить на практике, поэтому некоторые родители считают, что свои карманные деньги ребенок должен заработать. Это правильный подход, особенно если использовать его как дополнительный источник дохода, наряду с выдаваемыми карманными деньгами, пока малыш еще несамостоятелен. Самым спорным в этом случае является необходимость определить, как именно ребенок может заработать деньги.

Обязанности ребенка — не предмет для торга

Некоторые родители считают, что хорошая учеба и отметки могут быть предметом вознаграждения, также они предлагают ребенку деньги за уборку в комнате, и иные выполненные им обязанности. Но согласитесь, в повседневной жизни никто платить нам деньги за подобные вещи не станет. И учеба, и чистота в комнате являются неотъемлемыми обязанностями малыша и не должны быть предметом торга.

Скорее наоборот, ребенок может быть наказан и не получить оговоренной суммы, если категорически не выполняет свои непосредственные обязанности (это мое личное мнение, которое, конечно, можно оспорить).

Да, уровень ответственности перед семьей и домашние обязанности могут расти пропорционально увеличению суммы на карманные расходы, но связывать это необходимо со взрослением чада, а никак не между собой. В противном случае к 18 годам вы рискуете получить лентяя, не желающего учится в институте без достойного вознаграждения за «труды».

За что можно платить ребенку?

Тогда как же поступить? Проявите фантазию. Предлагайте ребенку совершить какие-либо действия, которые не входят в круг его обязанностей. При этом сразу оговаривайте вознаграждение. Например, за отдельную плату можно попросить мальчика помочь папе разобрать гараж, а маме — вынести старые вещи. Самый богатый выбор предоставляет дачный участок, где можно предложить ребенку прополку, сбор урожая, полив и иные действия, с которыми он не сталкивался в городе за отдельную плату.

При этом важна четкая формулировка: вы предлагаете ребенку именно поработать и заработать деньги. И, соответственно у чада должна быть возможность отказаться от выполнения работы.

Он должен прекрасно понимать разницу между оплачиваемым трудом и непосредственно помощью, в противном случае вскоре вы заметите, что малыш требует вознаграждение за любое свое действие.

Несколько важных правил в отношении карманных денег

  1. Пытайтесь привить малышу умение экономить.

    Важность детской копилки остается неизменной и в наше время. Вы можете объяснить ребенку, что полученную сумму можно потратить сразу, либо накопить на какую-то более дорогую вещь. Также стоит сказать, что рациональнее откладывать какую-то часть денег на непредвиденные расходы, например, на поход в кино или в парк развлечений. Таким образом вы научите малыша не только выбирать между понравившимися вещами, но и между различными способами траты и накопления денег.

  2. Следует помнить, что личные деньги ребенка — это ресурс, которым он распоряжается самостоятельно.

    Критика, относительно покупок на эти деньги, а также навязывание своей точки зрения категорически противопоказаны. Если вы будете говорить ребенку, как именно расходовать собственные средства, весь процесс обучения будет сведен на «нет». Малыш должен чувствовать собственную ответственность. Максимум, что могут делать родители — давать советы и позволить ребенку учиться на собственных ошибках.

  3. Ни в коем случае не стоит запрещать ребенку, если он хочет поработать самостоятельно.

    Конечно, нужно взвесить все «за» и «против», убедиться, что работа не принесет вреда его здоровью, не будет мешать учебе, но если подобные условия соблюдаются, такое стремление нужно всячески поощрять. Если предложение ребенка категорически неприемлемо, попробуйте вместе подобрать более удачный вариант.

  4. Учите ребенка анализировать свои расходы.

    Предложите чаду записывать расходы в отдельную тетрадь в течение недели или месяца. Поведите итог, предложите ребенку самому проанализировать свои траты. Таким образом, малыш еще раз сможет определить, насколько ему было необходимо та или иная вещь, и верно ли был совершен выбор. Согласитесь, подобная тренировка полезна не только детям, но и многим взрослым.

  5. Придерживайтесь единой позиции в отношении карманных денег.

    Если предполагается, что ребенок будет получать определенную сумму без каких-либо усилий с его стороны, то следует сразу оговорить на семейном совете, какой будет эта сумма, кто и когда будет ее выдавать, чтобы малыш не выбрал удобную позицию, когда можно просить деньги то у одного, то у другого родителя.

  6. Установите четкие сроки.

    Хорошо, если ребенок будет точно знать, когда именно он получает свои карманные деньги. Так он сможет планировать свои траты не только исходя из ценностей вещей, но и во времени и будет знать, что не сможет в любой удобный момент получить необходимую сумму.

10 рублей в неделю, умноженные на возраст ребенка, нужно давать на карманные расходы детям. Разница в доходах родителей, конечно, не позволяет выдавать всем одинаково большую сумму, но, как считает экономист, автор блога о личных финансах Евгения Обухова, деньги на карманные расходы - это единственный способ приучить ребенка к мысли, что любые траты любят счет. Распоряжение деньгами - это навык, и его надо тренировать, полагает эксперт.

6-7 лет - самый подходящий возраст для того, чтобы ребенку завести свой собственный кошелек. Общее правило - чем старше ребенок, тем больше должна быть сумма и тем реже нужно ее выдавать.

"К примеру, дошкольникам достаточно будет 100-200 рублей еженедельно, подросткам, начиная с 12-14 лет, можно давать 2000-3000 рублей один раз в месяц", - говорит Евгения Обухова. И это без учета денег на завтраки-обеды и, например, дорогу до музыкальной школы или занятия с репетитором.

"До 14 лет деньги можно давать максимально часто, каждую неделю, и рассказывать ребенку, куда он может эти деньги потратить, - говорит бизнес-тренер Лариса Плотницкая. - С 14 лет можно давать раз в месяц - это возраст, когда ребенок уже имеет навыки планирования и может запланировать свои расходы". Как считает эксперт, чтобы понимать, какую сумму семья готова тратить на карманные расходы детей, нужно закладывать соответствующую строчку в семейном бюджете. Выплаты должны быть регулярными. А о дне выплат лучше договориться заранее и стараться не нарушать эту традицию.

Чтобы ребенок не чувствовал себя обделенным, Плотницкая предлагает садиться каждый месяц за стол переговоров, обсуждать и планировать семейные траты. "Как только вы начали давать ребенку карманные деньги, привлекайте его к обсуждению семейного бюджета, чтобы он понимал, почему его сверстникам дают больше денег, а ему меньше, - говорит она. - Объясните, что, к примеру, мама с папой платят ипотеку - выплачивают определенную сумму за квартиру, в которой вы сейчас живете. Ребенок должен быть в курсе того, какие покупки планируются и когда он сможет позволить себе что-то дорогостоящее - к примеру, велосипед. Это воспитательный момент, вы ничего не запрещаете, но при этом объясняете, почему так происходит. Такие обсуждения в том числе уберегут ребенка от спонтанных трат".

Инфографика РГ / Михаил Шипов / Наталья Соколова

Кстати, как считает эксперт, на пальцах объяснить понятие "ипотека", "бюджет", "кредит" можно даже дошкольнику. С ней соглашается и создатель финансового приложения для родителей и детей Роман Потёмкин: начинать говорить с ребенком о деньгах никогда не рано, с банкнотами и монетами можно знакомить уже с трех лет. "Только через практический опыт, в том числе путем проб и ошибок, у детей сложится ощущение денег, - считает он. - Появится понимание, что такое бюджет и как в него уложиться. Чем раньше ребенок получит опыт обращения с деньгами, тем комфортней ему будет обсуждать тему денег с родителями, а также формулировать и достигать свои финансовые цели в будущем".

В 12-13 лет можно попытаться объяснить ребенку сложные финансовые процессы. "В современном мире обращение с деньгами подразумевает не только накопления и траты, но и понимание сути накопления процентов и того, как они работают против вас в кредитах и на вас в инвестициях, - говорит Евгения Обухова. - Особо рисковые родители могут завести подросшему чаду брокерский счет и показать основы биржевой торговли - на небольших суммах и без "плеча". Инвестиции у нас мало оценены по достоинству, и чем раньше ребенок познакомится с ними, тем лучше. Еще одна важнейшая задача родителей - сориентировать ребенка в мире финансовых посредников, объяснить, что отдавать деньги можно только компаниям с лицензиями ЦБ, а к рекламе финансовых выгод надо относиться скептически".

К 16-18 годам карманные деньги, которые дают родители, постепенно должны замещаться деньгами, которые подросток зарабатывает сам, считает экономист.

Контролировать или нет расходы чада - здесь опрошенные "РГ" эксперты разошлись во мнениях. Требовать детальных отчетов, как в банке, точно не стоит. "Ребята помладше сами будут хвастаться перед родителями своими приобретениями, а за тратами подростков проследить порой бывает просто невозможно", - полагает Евгения Обухова.

А Роман Потёмкин напротив считает, что контроль необходим: "Нужно задавать вопросы, как ребенок планирует потратить полученные деньги, помогать ему планировать, объяснять, как увеличивать сумму, доступную для расходов, за счет накоплений".

Совет звезды

Тутта Ларсен, телеведущая, мама троих детей

Я даю детям в школу карманные деньги, как правило, это небольшие суммы, примерно 100-200 рублей. Но мы строго оговариваем с детьми то, на что их можно тратить. Например, на эти деньги можно купить сок, воду, фрукты, какую-то выпечку. Нельзя покупать чипсы и шоколадные батончики. Так как в нашей семье есть доверие между родителями и детьми, они прислушиваются. Если мои дети часто участвуют со мной в каких-то программах или рекламе, то у них обязательно будет свой гонорар, потому что это работа. Ничего плохого в том, чтобы дети понимали, что деньги зарабатываются, я не вижу. Это хорошо их мотивирует. Потом свои собственные деньги они тратят на свои удовольствия. Например, недавно старший Лука купил себе классные беспроводные наушники. Но опять же, дети советуются с нами и ставят в известность, на что они собираются потратить деньги. Без всякого контроля этот вопрос, конечно, оставлять не стоит.

А как у них

В некоторых странах дети могут брать кредиты

В советское время на карманные расходы школьнику давали рубль - на него он мог купить ватрушку за 10-15 копеек, съесть мороженое за 7 копеек и выпить лимонада за 3 копейки, а оставшуюся сумму забросить в копилку. В 90-е годы родители давали в день 10-15 рублей, как раз, чтобы съесть булочку с чаем в школьном буфете. За рубежом сумма карманных денег школьникам определяется законом.

В Германии ребенок до 6 лет должен получать от родителей не менее 50 евроцентов в неделю, семилетний - не менее 1,5 евро, десятилетний - 10-12 евро, пятнадцатилетний - 25-30 евро. Экономисты посчитали: сумма, которая оседает в карманах школьников, приблизительно 10 миллиардов евро в год.

В Швеции и Швейцарии карманные деньги также дает государство. До 16 лет каждый месяц шведским детям выплачивают по 1050 шведских крон ($128), в Швейцарии около $150. Но до совершеннолетия эти деньги получают родители. Отдать эти деньги ребенку по завершении взросления или выплачивать из них карманные - каждый родитель решает сам.

В некоторых странах дети могут завести свою банковскую карту. Расходы по такой карте ограничены, сколько и на что были потрачены деньги - сообщается родителям в смс. В США и Индии для этого есть специальные "детские" банки - в Индии в них можно открывать вклады, а с 15 лет брать кредиты. Во Франции некоторые банки платят бонусы своим юным клиентам за хорошие оценки.

В США распространена практика, когда родители на некоторые домашние дела, например стрижку газона, нанимают своих детей-подростков и платят им за это деньги, сопоставимые с теми, которые за ту же работу получил бы наемный работник.

Платить за оценки или нет?

Одна моя подруга решила простимулировать ребенка выдачей денег за хорошие оценки. Пятерку принес - получи сто рублей. За четверку получишь пятьдесят. За тройки и двойки не получишь ничего. С введением платы за оценки настроение, с которым ребенок собирался каждое утро в школу, заметно улучшилось, да и пятерки стали появляться в дневнике все чаще и чаще. Поощряя чадо за учебу, маме пришлось отказаться от выдачи карманных денег - уж сильно эта инициатива стала влиять на бюджет семьи. Эксперты считают, что это пагубная практика. "Оценки - это не та категория, которая приравнивается к деньгам, ребенок не должен их зарабатывать деньгами, - считает Лариса Плотницкая. - Я хочу, чтобы мой сын научился управлять деньгами, а как он научится, если он получает деньги за оценки". То же касается и домашних дел, и поведения.

Если вашему ребёнку исполнилось три года, а он до сих пор не знает, что мамин кошелёк не резиновый, пора остановиться, выдохнуть и объяснить своей кровиночке, что такое деньги и как они достаются. Как сделать это максимально понятно, чтобы в будущем избежать проблем, АиФ.ru рассказала психолог Светлана Меркулова .

Найди дешевле

Наталья Кожина, АиФ.ru: Светлана, нужно ли объяснять ребёнку, что такое деньги? Лично я не припомню таких разговоров в детстве, всё как-то само собой происходило.

Светлана Меркулова: Вообще, дети в этом мире всегда чему-то учатся. Так же и отношениям с деньгами их тоже нужно учить. Это задача родителей. Важно, чтобы ребёнок знал как можно раньше об этой стороне жизни, практически с рождения. Мы же учим подрастающее поколение хорошим манерам, правилам поведения в обществе и правилам безопасности. Так мы заботимся о детях. Обучение взаимодействию с деньгами не менее важно. Это то, что очень пригодится вашему чаду во взрослой жизни.

— Вы говорите, что нужно готовить ребёнка с рождения. Что это значит?

— Дети учатся в первую очередь тогда, кода просто видят, как мы себя ведём, чем занимаемся. Они наблюдают за родителями. Ребёнок ходит с нами в магазин за продуктами — нужно показывать ему, что вы не просто берёте на полках товары, а вы за них платите деньги. Здорово, если это будут реальные деньги, а не пластиковая карта, которая может рассматриваться малышом как волшебная карточка, которая имеет неограниченный кредит. Наличные — это конкретика. Они имеют свойство заканчиваться, а это очень наглядно и полезно. Проговаривайте цену товара. Важно говорить о деньгах спокойно и по делу. Нужно донести до ребёнка понимание того, что деньги имеют свою ценность, и если их потратить, они исчезают. Их нужно заработать.

Кроме того, в старшем дошкольном возрасте дети очень любят играть в магазин. Таким образом вы прекрасно можете обучить сына или дочь товарно-денежным отношениям. Вся прелесть в том, что, по сути, дети подсказывают нам, что им нужно. Важно просто внимательно относиться к их играм, словам и просьбам.

— Как объяснить ребёнку, что такое «дорого» и «дёшево»?

— Конечно, совсем маленькому ребёнку 2,5-3 лет объяснить подобные вещи сложно, он ещё не обладает навыком сравнения. А вот шестилетка или семилетка, который умеет считать, вполне способен понять разницу. Вы всегда можете устроить игру в магазине под названием «Найди дешевле». Попросите ребёнка найти товар по более доступной цене. Эта игра-охота прекрасно формирует навыки, которые пригодятся в будущем.

— А вам не кажется, что таким образом мы просто вырастим скрягу, который будет считать каждую копейку и всю жизнь искать что-нибудь подешевле?

— Культура обращения с деньгами передаётся из семейной системы. Когда родители постоянно живут в режиме жёсткой экономии, ребёнок копирует эту модель поведения. Если вы скряга, глупо бояться, что у вас подрастёт такой же скряга. Что касается игры, я не думаю, что она как-то сильно повлияет на ребёнка, и он станет гиперэкономным. Скорее вы просто дадите своему чаду элементарные навыки обращения с деньгами.

Говорите вслух

— Ещё один непростой вопрос, который волнует практически любого ребёнка, почему, например, Петровы богаче, чем его семья?

— Вы вполне можете объяснить, что всегда есть люди, которые получают большую зарплату (даже большую, чем у Петровых). Но это не потому, что лично вы — не успешны, а потому, что работаете там, где меньше платят. Но при этом ваша работа вам нравится. Вы ей занимаетесь, поскольку это любимое дело и за него вам ещё и платят. Если ребёнок решит, что ему нравится, как живут Петровы, это может стать стимулом к тому, чтобы расти, развиваться. Это как раз формирование целей.

— По поводу целей. Однажды я смотрела сюжет про первоклашек, журналист опрашивал их на тему будущей профессии. Большинство ответов было из разряда: я хочу стать косметологом, чтобы много зарабатывать, я хочу работать в банке, потому что там много платят и т. д. Откуда берётся подобная установка с малых лет, должна ли она как-то беспокоить родителей?

— Подобные стремления продиктованы нашим потребительским обществом и во многом семьёй. Давайте представим, мама ходит к косметологу, отдаёт за процедуры немаленькие деньги, а потом приходит домой и рассуждает, сколько зарабатывают эти специалисты. Дети всё слышат и мгновенно делают свои выводы. По этой причине нужно всегда думать, что вы говорите вслух при собственных детях! Косметолог — хорошая профессия, но она хороша не тем, что там можно заработать деньги.

Что касается ориентированности на материальные ценности — это столкновение интересов общества и семейных ценностей. Мы все участвуем в потребительской гонке, только с разной интенсивностью. Если в вашей семье принято поклоняться деньгам, то ребёнок будет следовать этому курсу. А если в семье всё-таки есть другие ценности, то материальные блага не выйдут на первый план.

— Какие слова подобрать, чтобы объяснить ребёнку, что деньги достаются непросто?

— Это очень актуальная тема, даже если речь идёт о состоятельной семье, где родители и дети привыкли активно тратить. Конечно, ребёнок должен понимать, что любые деньги заработаны родительским трудом, а значит, они имеют ценность. Если их потратить, то сам собой кошелёк не наполнится новыми купюрами. Здесь, опять же, поможет игра. Продумайте цепочку от момента зарабатывания игрушечных денег до момента траты. Что нужно сделать, чтобы получить зарплату? Как распределить деньги, чтобы вам их хватило? Сейчас много игр, в которых процесс зарабатывания и траты хорошо отражён. Например, «Монополия» или какие-то компьютерные игры, где герой получает зарплату и с помощью неё приобретает необходимые вещи.

Кроме того, проговаривайте некоторые моменты. Например, вы пошли за колготками, объясните, почему вы берёте именно этот товар, а не другой: «Эти колготки стоят столько, мне они нравятся, потому что…» Таким образом вы добавляете ещё и сравнительный анализ. Согласитесь, что так или иначе мы все проводим его внутри себя, но в данном случае это нужно делать вслух, чтобы ребёнок понимал, что вы делаете и почему.

На машинку

— Полезно ли ребёнку на что-то копить?

— Да! Здорово приобрести для ребёнка копилку, потому что у каждого из нас есть определённая мечта, так почему бы не собрать на неё денег? Это хороший повод научить своё чадо обращаться с рублями и копейками. Можно даже купить сразу две копилки: в одну складываются средства на мечту, в другую — то, что можно потратить, как только захочется — на конфетки, плюшки, шарики.

Существование копилок — это обучение процессу удержания. Знаете, есть люди, которые в принципе не умеют обращаться с деньгами, тратят их за несколько секунд, стоит им только появиться у них в руках. Это те взрослые, которые, ещё будучи детьми, не научились копить. А зря!

— Кто может давать деньги ребёнку, по какому принципу? Допустим, только на день рождения или по каким-то праздникам? А главное, как избежать ситуаций, когда ребёнок начинает ждать, например, не бабушку с дедушкой, а то, что они принесут или подарят?

— Обычно подобный перекос наблюдается в семьях, где подрастает один-единственный ребёнок, которого все очень долго ждали, а когда он наконец появился, начали задаривать его всем, чем только можно. Это, безусловно, проявление любви, которую люди не могут контролировать. Увы, таким образом они просто портят ребёнка. Постепенно ценность того, что в гости пришли бабушка с дедушкой, с которыми весело и здорово, отодвигается, на первый план выходят деньги, вещь, игрушка. Ребёнок уже с порога встречает вас фразой: «Что принёс?». В семье складывают товарно-денежные отношения. На самом деле всё просто: не надо пихать деньги каждый раз, когда приходите, используйте для этого какие-то поводы.

— День рождения — хороший повод?

— Нет! Всё-таки это праздник, детки ждут какого-то волшебства. Да, взрослые могут считать, что лучший подарок — деньги. Ребёнок (если вы его ещё не избаловали) мыслит совсем другими категориями. Лучше узнайте, что он хочет, и принесите именно этот подарок. 23 Февраля, 8 Марта, именины — вполне подходят для того, чтобы подарить денежку.

— Сколько денег можно подарить?

— Немного, это должна быть символическая сумма. Вы можете вручить её ребёнку лично или положить в копилку.

— А можно деньгами поощрять ребёнка за что-то?

— Конечно, учить ребёнка зарабатывать деньги — полезно. В данном случае было бы здорово найти в семье такое дело, которое все не любят. Например, мыть посуду, и тот, кто готов всё же её помыть, получает 10 рублей. Неважно, кто это делает — мама, папа или ребёнок. Таким образом вы учите своё чадо зарабатывать. Поощрять деньгами учёбу — не очень хорошая идея. Ходить в школу — это естественно, за это никому не платят.

— Если говорить о карманных расходах, в каком возрасте у ребёнка должны появиться эти деньги?

— Шесть - семь лет, когда ребёнок начинает ходить в школу. При этом не надо контролировать, как ваше чадо расходует выданную сумму. Постепенно школьник научится ею распоряжаться, считать сдачу, сохранять деньги и т. д. Где-то к 12 годам вы можете давать деньги не каждый день, а раз в три - четыре дня, чтобы постепенно ребёнок мог контролировать свои расходы на три дня. Старшеклассникам — раз в неделю, раз в 2 недели. Так дети учатся обращаться со своим капиталом. Это готовит человека к будущему, в котором большинство людей получает зарплату раз в месяц.

— Какие расходы надо учитывать, чтобы понимать, размер карманных расходов?

— Еду, питание, проезд. Посмотрите, как устроен день ребёнка, что ему необходимо. Если давать сумму больше, то, скорее всего, он будет тратить её на всякую ерунду.

Мама — на крючке

— Светлана, откуда появляются дети, которые любят устраивать истерики в магазине, требуют от родителей купить игрушку, конфетку, платье и т. д.?

— Их создают родители, дети — наш продукт. Если мама с папой безрассудно каждый раз откликаются на любое «хочу», готовьтесь к тому, что постепенно у вас будут требовать большего. Своими действиями вы соблазняете ребёнка, как бы говорите ему: «Я могу тебе всё купить, пожалуйста, бери». Чтобы подобных вещей не было, всё-таки лучше устанавливать определённые правила: раз в месяц (выберите свой период) родители покупают какое-то красивое платье или нужную игрушку. Ребёнок к этому привыкнет и перестанет требовать.

— А что вы предлагаете делать, когда ребёнок начинает истерику из-за игрушки прямо в магазине, не обращать на него внимания?

— Действовать нужно в зависимости от возраста и, скажем так, степени запущенности случая. Истерики в магазине возникают не просто так. Если маленький ребёнок покапризничал, его успокоили, дав то, что он требовал, дальше будет тяжелее. Проблему нужно решать ещё с малышом, чтобы у него не закрепилась привычка «кричу-получаю». Но если мама тревожная и быстро старается дать своему чаду всё что угодно, лишь бы он не орал, она у него на крючке!

— Давайте возьмём сознательный возраст ребёнка и среднестатистическую семью. Дочь просит у мамы купить ей сумку Louis Vuitton или любую другую дорогую вещь, что делать?

— Для любой масштабной покупки есть копилка. Пожалуйста, пусть копит на сумку своей мечты.

— Я боюсь, что в среднестатистической семье она будет копить до старости.

— Ничего страшного, если человек столкнётся с ситуацией, в которой он не накопит на дорогую сумку. В этом мире не всё возможно получить. Рано или поздно многие из нас сталкиваются с теми или иными ограничениями. Те дети, которые научились с ними справляться в юном возрасте, спокойно принимают их и во взрослом состоянии. Да, есть вещи, которые доступны далеко не всем! Иногда ребёнок должен столкнуться со словом «нет». Ничего катастрофического не произойдёт. Родители — не боги. Они не должны тратить пять зарплат только потому, что дочь захотела сумку.

— Как научить ребёнка правильно тратить деньги, когда он приходит в магазин?

— Только с помощью экспериментов, причём реальных. Например, ребёнок приходит в магазин с накопленной тысячей рублей. Он хочет мороженое, конфет, игрушку, велосипед. Посчитайте вместе с ним: вот это стоит 300 рублей, вот это — 500 рублей, а это — 600 рублей. Как тебе кажется, мы укладываемся в твою тысячу или нет? Ребёнок посчитает и скажет: «Нет, не укладываемся». Тогда предложите ему выбрать что-то из его «хочу». Только не надо докладывать денег.

— А если он, не спрашивая вас, начинает тратить деньги на всякую ерунду, нужно его останавливать?

— Нет. Он должен столкнуться с тем, что карманы опустели, он, условно, купил гору жвачек, но остался без машинки. Конечно, он наверняка будет горевать по этому поводу. Ничего страшного! Посочувствуйте: «Мне действительно очень жаль, что так произошло, но в следующий раз, когда у тебя будут деньги, ты, наверное, распорядишься ими более разумно». Ребёнку очень важно столкнуться с ограничениями и понимаем того, что деньги исчезают, и, чтобы они опять появились в кошельке, нужно их заработать.

— Светлана, нужно ли давать ребёнку возможность подрабатывать или принуждать его к этому?

— Если в семье есть потребность в деньгах, как правило, дети сами проявляют такую инициативу. Конечно, важно поддерживать ребёнка в его начинаниях, давать ему возможность заработать деньги и тратить их на свои потребности. Покупая себе то, что он хочет, ребёнок помогает вам, потому что вам это не нужно будет ему покупать. Если он купит вам торт на свою первую зарплату, это очень хороший знак. Но если нет, ничего страшного. Единственное, чего не стоит делать — бежать впереди паровоза и быстренько искать своему чаду работу. Можно только помочь ему подобрать несколько надёжных вариантов, а ребёнок уже сделает свой выбор.

— Нужно ли посвящать ребёнка в семейный бюджет? Должен ли он быть в курсе, сколько денег есть в семье, на что и как вы их тратите, или всё это лишняя информация?

— Взрослому ребёнку, который хорошо обращается с цифрами и суммами (от 12 лет), вы можете рассказать, какой процент выделяете каждый месяц на питание, одежду, обучение, оплату коммунальных услуг. Это разные статьи расходов, о которых он имеет право знать, и ему это было бы полезно. Но, опять-таки, это не должно быть скучной лекцией, рассказывайте в процессе: у нас такая-то сумма, это мы тратим туда, это туда, и это туда. Это некий шаг во взрослую жизнь, к которой он должен быть готов.

Пусть ваш ребенок получает полдоллара каждый день на карманные расходы. Это фиксированная сумма, выдаваемая регулярно с условием, что вы обговорили заранее. Получать такой доход - это единственная возможность для ребенка научиться управлять своими средствами. Практикуясь в управлении своими долларами, дети узнают об экономии на черный день, о правильном выборе и о необходимости делиться с другими людьми.

Карманные деньги - важный фактор, который:

Позволяет им делать ошибки, когда стоимость товара еще не велика. Это похоже на обучение вождению на пустой площадке. Гораздо лучше сделать неправильный выбор еще ребенком, купив игрушечный «Феррари» за 10 долларов, чем во взрослой жизни потратить 500 тысяч на настоящий автомобиль, когда зарплаты не хватает даже на месяц.

Заставляет их задуматься о стоимости вещей и определить, что именно они хотят иметь. Если ваш десятилетний сын не может пойти в кино со своим лучшим другом, потому что спустил все деньги на игровые автоматы, то он задумается.

Дети намного лучше относятся к вещам, которые приобрели на собственные деньги. Вспомните, как вам дарили целый мешок со всякими ручками и блокнотами, который вы потом с облегчением выбросили.

Когда начинать выдавать карманные деньги?

Лучше всего - когда ребенок уже понимает, что за деньги можно купить многое из того, что он хочет. Обычно это происходит, когда ребенок начинает ходить в школу, то есть примерно в шесть лет. В это время дети не только тратят деньги на обед, но и узнают, что можно купить на доллар, сколько в нем центов и как потратить 10 долларов. Но не поздно начинать, если ребенку уже больше девяти лет.

На что можно потратить карманные деньги?

Прежде чем ребенок потратит свои карманные деньги на игрушки и конфеты, выясните у него, что он собирается купить. Это заставит его планировать свои расходы. Не следует советовать ему, что покупать, но объясните, что расходы нужно разбить на три группы. Вот на что следует потратить 1 доллар:

70 центов - на повседневные расходы: еда, напитки, перекус.

20 центов - на нерегулярные: электроника и фирменные кеды.

10 центов - на благотворительность и подарки ко дню рождения членов семьи и друзей.

Сколько выдавать карманных денег?

Количество карманных денег должно соответствовать потребностям. Надо учесть три момента:

Возраст вашего ребенка. Чем старше ребенок, тем больше ему нужно карманных денег.

Семейный доход. Будьте реалистом и прикиньте, сколько ваша семья может позволить себе выделить карманных денег.

На что должны пойти карманные деньги. Если ребенку придется платить за обед в школе, то денег следует выдавать побольше. Если на обед уже предусмотрена нужная сумма, то карманных денег может быть меньше.

Сколько выдавать на карманные расходы? Это зависит от того, на что тратить. Вместе с ребенком составьте список потребностей. Все сложите и выдавайте полученную сумму денег. Это устранит конфликты в магазинах игрушек и при походе в кино.

Говорит Адам

Моим дочерям восемь и десять лет. Мы с женой даем им определенную сумму карманных денег: полтора долларов в день. Они сами решают, сколько потратить, накопить и пожертвовать. Они обязаны следить, сколько тратят каждый день, и рассказывать нам об этом в конце дня. Однажды моя дочь на все свои деньги купила шоколадки и газировку, пропустив обед, и потом три дня не получала карманных денег. Мы тогда перестали давать ей карманные деньги и сами готовили для нее бутерброды. Вот так мы с женой учим детей отвечать за последствия неправильного выбора.

Нужно ли связывать выплату карманных денег с ведением домашнего хозяйства?

Считаете ли вы, что дети имеют определенные обязанности по дому, потому что они такие же члены семьи? Мы считаем.

Однако карманные деньги не должны напрямую зависеть от ведения домашнего хозяйства. Если карманные деньги связать с работой по дому, а ребенок ее не сделает, то не будет и карманных денег. Но без регулярного дохода невозможно научиться управлять деньгами. Это нарушит планы по обучению тем трем важнейшим вещам - накоплению, трате и пожертвованию.

Если домашние обязанности не выполнены, то будет разумнее лишить ребенка каких-то других привилегий. Дети должны понимать, что наложение этих обязанностей делает их членами семьи. Мама и папа не получают деньги за ведение домашнего хозяйства, почему же у детей должно быть иначе?

Но вы считаете, что карманные деньги должны быть связаны с выполнением обязанностей по дому

Некоторые родители считают, что карманные деньги - это вроде как зарплата у взрослых. Дети получают их за выполнение некоторых работ по хозяйству. И как же за этим следить?

Прикрепите табличку со списком обязанностей на холодильник. Попросите ребенка ставить птичку после каждой выполненной работы (или наклейки-звездочки, если ваш ребенок дошкольного возраста).

Необходимо делать каждый год перерасчет карманных денег

Как и взрослые, дети всегда надеются на повышение выплат. Они могут попросить побольше денег, чтобы на что-то потратить. Если всегда отказывать, то ребенок будет считать себя обделенным.

Дважды в год или даже чаще изучайте расходы вашего ребенка. Не уменьшайте сумму его карманных денег, если он сокращает свои расходы для экономии.

Если придется уменьшить карманные деньги из-за финансовых трудностей, то объясните это ребенку и заранее получите его понимание.

Когда ребенок становится старше, карманные деньги должны покрывать больше расходов, например, у подростков возрастает стоимость одежды. Выдача разумного количества денег помогает ему сделать выбор, как их потратить.

С какого возраста стоит давать детям деньги, чем опасна игра «Монополия» и можно ли брать в долг у собственного ребенка? Об этом и не только беседа с семейным психологом Андреем Туровцом.

В Германии вопрос карманных денег решен на законодательном уровне: родители должны давать ребенку от 50 центов до 25 евро в неделю (в зависимости от возраста). У нас же высказывают разные точки зрения на этот счет. Так все-таки должны быть собственные средства у ребенка или нет? С какого возраста стоит приучать к деньгам?

— Считаю, ребенку следует выделять определенную сумму на личные расходы. Таким образом с малых лет он приучается грамотно распоряжаться деньгами. Какой возраст самый подходящий? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Как правило, дети созревают до карманных денег, т. е. начинают логически мыслить, к 6-8 годам. Но это отнюдь не значит, что именно в данный период наступает нужный момент. Все зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Зачастую бывает так, что первоклассник лучше распоряжается финансами, чем 13-летний подросток. Умение считать деньги не возникает просто так. Финансовую грамотность детям нужно прививать: не только играть с ними в магазин, но и комментировать каждый поход за продуктами.

Как научить ребенка контролировать расходы? К примеру, родители дали ему 10 рублей на неделю, а он потратил их за один день…

Никто не рождается финансовым гением. Сначала дети могут спустить все - к этому нужно быть готовым. Потратил все 10 руб­лей? Объясните, что это была его недельная зарплата. Значит, в остальные дни придется обойтись без денег. Через некоторое время выдайте такую же сумму и попросите, допустим, сходить в магазин и принести сдачу. Поясните ребенку, чего вы от него ожидаете. Если он не выполняет договор, сделайте перерыв, не давайте денег. Действуйте так до тех пор, пока школьник не научится контролировать бюджет и не поймет, что деньги рано или поздно заканчиваются.

- Правда ли, что дети копируют модель финансового поведения своих родителей?

Это так. К сожалению, отсутствие финансовой грамотности наблюдается и у взрослых. Некоторые спонтанно тратят в магазине все сбережения, а потом занимают у друзей. Не лучший вариант, когда все деньги находятся у одного из родителей, а другому приходится выпрашивать ту или иную сумму на личные нужды. Ребенок, наблюдая за происходящим, учится искаженному финансово-ролевому поведению.

Одноклассник предложил моему сыну 30 копеек за помощь в завязывании шнурков. Сделка состоялась, я в панике: как можно отношения со сверстниками переводить на коммерческие рельсы?

Дети считывают модель поведения из мультфильмов, кино, компьютерных игр. Так, в последних выпадают монетки за определенные действия, за прохождение уровня игроки получают вознаграждения… Отсюда мысли: почему не завязать шнурки за деньги? Возможно, в 1980-х родители были бы счастливы: ребенок заработал первые деньги. Но сегодня мы понимаем, что переводить все на коммерческую основу неправильно, это нивелирует нормальные человеческие отношения. Когда ребенок оказывает мелкие услуги за вознаграждение, существует риск, что в дальнейшем любую помощь он будет переводить в денежный эквивалент. Поэтому родители должны с ним поговорить по душам - разложить по полочкам, на чем можно зарабатывать, а что следует делать все-таки бескорыстно.

Настольная игра «Монополия» по-прежнему пользуется популярностью. Есть ли от нее польза, учит ли она финансовой грамотности?

Игра возникла в момент экономического кризиса в США в 1930-х годах. На рынке товаров для развлечений она появилась отнюдь не случайно. Людям нужно было подарить иллюзию, что любой имеет возможность заработать огромные деньги. Выглядело это так: полуголодные семьи вечерами усаживались за стол, играли в «Монополию», ворочая несущест­вующим капиталом. Разбогатеть же на самом деле удавалось немногим любителям такого развлечения. Бесспорно, нельзя отрицать определенную пользу «Монополии» - она развивает логику. Но примерно такой же эффект можно получить, играя в шахматы.

Стоит ли ругать ребенка за то, что он продает через Интернет свои ненужные игрушки и покупает за эти деньги новые вещи?

В этом нет ничего предосудительного. Такой подход приучает к бережливости, к здоровым формам обмена: избавляться от лишнего и приобретать нужное. Это часть современной экономики. Другое дело, когда ребенок готов продать подороже любимого плюшевого мишку, к которому привязан эмоционально. Здесь речь может быть о личностной деформации.

- Некоторые родители платят детям за уборку в квартире, хорошую учебу… Правильно ли это?

Домашние обязанности - вклад в общее семейное дело. Такой труд не должен оцениваться деньгами. Мама же не получает премию за то, что приготовила обед, а папа - за мытье посуды. Хотите вырастить из ребенка предпринимателя - стимулируйте его финансово за общественные дела, помощь постороннему человеку. Многие папы берут мальчиков на работу, дают им поручения, выплачивают что-то вроде зарплаты. Тоже неплохой вариант.

Что касается попыток с помощью денег стимулировать интерес к учебе или занятиям в кружках и секциях, то, на мой взгляд, это путь в никуда. Как показывает практика, данная схема либо вообще не работает, либо действует недолго. Денежная мотивация - кратко­временная, важнее искреннее желание ребенка чем-либо заниматься.

Мы часто приучаем детей покупать только полезные вещи - то, что им необходимо. Нужно ли поощрять их желание потратить деньги, чтобы сделать кому-то приятный сюрприз?

Человек, который покупает только необходимые продукты, вещи, в какой-то степени ограничен в финансовом мышлении. Он не может позволить себе что-то интересное и приятное. Много раз наблюдал: родители с маленькими детьми заходят в магазин и говорят, что денег нет. Так формируется идея финансовой бедности. Зачастую ребята с таким набором убеждений, став взрослыми, живут очень скромно. Задача родителей - искать золотую середину, объяснять, сколько денег есть, что нужно купить, почему сейчас следует приобрести не игрушку, а другую вещь. Причем такие беседы лучше вести не в магазине, а дома.

Зачастую детям удается накопить значительную сумму денег. Чтобы капитал не ушел в никуда, родители начинают указывать, на что следует расходовать средства. Нужен ли такой тотальный контроль?

Ребенок имеет право распоряжаться финансами по своему усмотрению. Родители не должны вмешиваться и указывать ему, что покупать. Есть риск потерять доверие. Еще один момент - такое поведение может привести к перекосам, когда ребенок станет взрослым и у него будет своя семья. Между супругами возможны конфликты по поводу траты денег, будет принято заглядывать в кошелек друг друга. Другое дело, если вы хотите подсказать, как разумнее распланировать бюджет. К примеру, хочешь - трать все на сладости, но имей в виду, что через пару месяцев у тебя может возникнуть желание купить что-то существенное, а средств уже не будет. Копишь на велосипед или планшет - молодец. Но не забывай, что иногда нужно собрать бóльшую сумму, чем предполагалось, ведь стоимость техники часто меняется. Ребенок должен понимать, чем чревато каждое решение. И если он полагается исключительно на свое мнение, то финансовые риски тоже будет нести самостоятельно.

Взрослые нередко берут в долг у своих чад. Нужно ли возвращать деньги, если они идут, допустим, на оплату школьных обедов?



Рассказать друзьям