Мнемоника – приемы быстрого запоминания слов и событий. Прокачай свою память

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Анна Давыдова
Приемы мнемотехники для детей-дошкольников: игры для развития памяти и речи

Дошкольное детство – особый период в развитии личности . В этот период память по скорости развития опережает другие способности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима : мозг требует пищи. Ребенку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильность запоминания.

У детей отмечается недостаточность произвольной памяти , несформированность рациональных приемов запоминания . В это же время дети обладают достаточными потенциальными возможностями интеллектуального развития . Формирование логической памяти может способствовать нормализации мнемонической деятельности в целом.

Нередко приходиться слышать, что у ребенка плохая память (или даже ужасная) . Но как часто тот же самый ребенок прекрасно запоминает стихи, считалки, загадки, сказки, мультфильмы. Дети запоминают все яркое, необычное, красивое, привлекающее внимание. Если ребенок может запомнить то, что ему интересно, значит, у него не такая уж плохая память . Прежде чем запоминать, необходимо захотеть запомнить …

На помощь могут прийти мнемотехнические приемы запоминания .

Мнемотехника - методы и приёмы , облегчающие процесс запоминания информации. Происходит это путем кодирования информации в зрительные, графические или слуховые образы.

Таким образом, при работе с мнемонемическими приёмами , улучшается память , включается ассоциативное мышление и, что касается детей , развивается речь .

Существует огромное количество мнемотехник , разработанных, в частности, и известными людьми. Например, метод Цицерона, направленный на пространственное воображение, или метод Айвазовского, основанный на тренировке зрительной памяти .

Каждый из нас, возможно сам того не зная, знаком с мнемотехническими приёмами . Вот, например, мнемонемические фразы .

Иван родил девчонку, велел тащить пеленку (на запоминание падежей русского языка)

Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан (на запоминание последовательности цветов спектра радуги) . «Одеть Надежду, надеть одежду»

Ушинский, говорил : «Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками по двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету»

В дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) можно использовать мнемотаблицы для развития мышления и воображения. Начинать стоит с простых табличек, на которых изображены предметы, обозначаемые одним словом или словосочетанием. Всего 4 таблички. Дальше задание усложняется. Воспитатель должен расположить карточки в виде квадрата. Следуя по дорожке квадрата, дети должны составить небольшой рассказ из двух-трех предложений. На первых порах можно задавать детям наводящие вопросы. Дальше уже можно предложить мнемотаблицы , с помощью которых составляется целый рассказ. Также по этим таблицам можно упростить задачу запоминания рассказа или стихотворения.

Основные приемы мнемотехники

Ребенку показывают карточку, на которой изображено несколько предметов и он должен придумать о них рассказ-этот способ используется для развития воображения .

Для развития памяти детям предлагают выучить стихотворение по карточкам, на которых каждой строчке стиха соответствует свое изображение.

Для тренировки логического мышления малышу дают карточки и предлагают распределить их по группам. К примеру, карточки с профессиями и предметами, которыми пользуются их представители, допустим, стопка-продавец, весы, касса.

Если ребенок хорошо работает по готовым карточкам, следует предложить позаниматься наоборот, дать рассказ и пусть ребенок сам нарисует для него картинки.

При работе с данной техникой необходимо соблюдать определенные правила.

Правила при работе с мнемотехникой

1. Занятия проводить по принципу - от простого к сложному начиная от мнемоквадратов и постепенно переходить к мнемоцепочкам .

2. Таблицы и схемы должны быть цветными, так ребенку будет веселее и легче.

3. На одной схеме или таблице число квадратов не должно превышать девять, так как это предельно допустимый объем для дошкольника.

4. Не использовать более двух мнемосхем в день , а повторное рассмотрение, должно быть, только по желанию ребенка

5. Необходимо, чтобы ежедневно таблицы и схемы были различны по тематике, в первый день на тему сказок, во второй на музыкальную тему, в третий на математическую и так далее.

1. Мнемостихи . Идея проста : на каждое слово или фразу рисуется картинка и весь текст записывается в виде иллюстрированной схемы (научным языком этот метод называется крокирование) . Логопеды предлагают начинать мнемотехнические занятия с ребенком от простого к сложному.

2. Мнемоквадраты .

3. Мнемодорожки

4. Мнемотаблицы

На первых порах мнемотаблицы составляет воспитатель. Когда дети достаточно вникнут в суть мнемотехники , их можно начинать приобщать к процессу создания таблиц.

Младшая группа

В младшей группе можно использовать мнемотехнику для легкого запоминания последовательности разных процессов (здесь уже работает метод аудиализации, а не визуализации) . Например : последовательность мытья рук. Открыть кран взять мыло намылить руки сполоснуть руки закрыть кран вытереть руки полотенцем.

Этот же метод можно использовать при обучении последовательности одевания, чистки зубов и т. д.

С помощью мнемосхем хорошо рассказывать детям о животных, насекомых, птицах. С помощью мнемотаблиц можно составить загадку. Нужно закрыть несколько карточек, чтобы дети догадались, что на них изображено. Например : На картинке изображен заяц. Воспитатель закрывает следующую картинку и спрашивает, где живет заяц (в лесу) . Чем питается заяц? (травой, стеблями, корой деревьев) . Какого цвета шубка у зайца? (серая, белая) . После того как дети ответили на вопрос картинку нужно открыть. Если дети затрудняются ответить, воспитатель дает подсказки или отвечает сам.

Средняя группа

Все чаще в ДОУ этой техникой пользуются не только воспитатели и логопеды, но и другие специалисты : музыкальный руководитель, физработник, преподаватель ИЗО. Очень важно использование мнемотехники для дошкольников в работе дефектолога.

В средней группе мнемотехника может использоваться для развития внимания , фантазии, творческих способностей. Также, используя мнемотаблицы , детей можно учить запоминать стихи. С помощью мнемотехники у ребят развивается вкусовая , осязательная, зрительная, двигательная и слуховая память .

С каждым годом появляется все больше деток с ограниченным словарным запасом. Речь детей состоит из простых предложений с использованием нелитературных слов. Нередко бывает, что ребенок не может правильно сформулировать свой вопрос или ответ. Многие детки не способны пересказать даже небольшой текст. Использование мнемотехники для дошкольников помогает воспитателям решить эти проблемы.

Для мнемотехники в средней группе используют не только картинки, но и геометрические фигуры, условные обозначения, планы, силуэтные изображения. С помощью мнемотехники можно научить ребенка не только отгадывать, но и загадывать загадки, что тоже положительно скажется на развитии речи .

Старшая и подготовительная группа

В старшей и подготовительной к школе группах нужно продолжать использовать мнемотехнику для развития речи , легкого заучивания стихов и запоминания рассказов. Также эта техника может использоваться для изучения природных явлений, углубленных знаний о животных разных стран, изучения географии. Благодаря мнемотаблицам , детям не нужно будет специально что-то запоминать и заучивать. Когда нам говорят слово «стол» , в нашем мышлении сразу же встает образ. Нам не приходится вспоминать, что это такое. Также и в изучении с помощью мнемотехники .

Во многих современных детских садах вводят изучение иностранных языков. Здесь мнемотехника тоже может помочь . Например, чтобы ребенок легче запомнил какое-то иностранное слово необходимо подобрать русское слово похожее по звучанию на то, которое ему нужно запомнить. Этот метод в последнее время широко используется и дает очень хорошие результаты.

Замечено, что детки, которые учились по мнемотаблицам и схемам , становятся более общительными, коммуникабельными. Они преодолевают застенчивость, свободно держатся перед аудиторией, что немаловажно для подготовки к школе. Ведь там ребенку придется отвечать у доски перед всем классом.

Литература :

1. Большой энциклопедический словарь/под ред. Прохорова А. М. –М., 1997.

2. Барсукова Е. Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек . // Логопед, 2009, №5.

3. Выготский Л. С. Собрание сочинений : В 6 т. -Т. 3.-М., 1983.

4. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. - М. 2004.

5. Зинченко Т. П. Когнитивная и прикладная психология. - Москва-Воронеж, 2000.

6. Клацки Р. Память человека . Структуры и процессы. - М. ,1978.

7. Когнитивная психология /Р. Солсо – СПб.:Питер, 2006.

Что такое техники запоминания? Мнемотехника? Какие техники эффективного обучения существуют? Как они могут помочь современному человеку? Как они могут помочь школьнику? Студенту? Взрослому?

Для ответов на эти вопросы мы начинаем цикл статей, посвященных техникам эффективного обучения. Сегодня поговорим про первую из них — мнемотехнику.

Искусство запоминания было особенно важным в дописьменные периоды истории.

Выступления по бумажкам считались позорными и с появлением письменности. Будь ты политик, философ, актер амфитеатра.

Искусство запоминания развивалось средневековыми монахами, которым нужно было помнить огромное количество богослужебных текстов.

Но в чем же был секрет этих людей? Как они без запинки произносили многочасовые речи, помнили огромные формулы и тексты?

Они пользовались специальным приемом запоминания информации — мнемотехникой. За многие века она притерпела колоссальные изменения, но суть ее осталась прежней.

Техника, которая позволяет быстро и эффективно запоминать огромные объемы информации существует уже более 2500 лет.

Но в то же время парадокс налицо: почему, когда есть эффективные технологии, ребенок тратит 3 недели для того, чтобы запомнить страны Европы, когда это делается за 30 минут?

Почему на запоминание правил дорожного движения люди тратят несколько недель, вместо одного вечера?

Зачем ребенку ходить днями напролет зубрить стихотворение, когда это можно сделать за несколькоэлементарных действий и получить хорошую оценку.

Зачем зубрить таблицу умножения, когда ее можно понять и выучить за два вечера?

Почему нужно учить определения и формулы, когда их легко можно запомнить приемами мнемотехники?

Я убеждена, что техники эффективного обучения, в первую очередь мнемотехнику, просто необходимо интегрировать в нашу систему образования.

Мнемотехника — набор приемов, методов для более легкого запоминания информации. Простыми словами — это специальные приемы, позволяющие запоминать трудное и сложное.

Давайте разберем, что такое мнемотехника и как ей пользоваться.

Многие простые приемы мнемотехники вам наверняка знакомы.

Первый прием мнемотехники — Акростих

Когда на первые буквы запоминания информации придумыватся небольшая рифма или шуточная история

  • Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан (первая буква совпадает с буквами цветов)
  • Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку (падежи)

Второй прием — Мнемофраза

Фраза или предложение, которая позволяет легко запомнить нужную информацию.

  • Надеваю одежду, одеваю Надежду
  • Биссектриса — это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам

Третий — мнемостих

«Чтобы ПИ запомнить, братцы,
Надо чаще повторять
Три, четырнадцать, пятнадцать
Девять, двадцать шесть и пять»

«Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть
И обидеть, и терпеть,
И зависеть и вертеть.
Вы запомните, друзья.
Их на -Е спрягать нельзя.»

Не обязательно использовать готовые мнемотехнические запоминалки, тем более, что готовых не так много, как нужно.

Их можно составлять самостоятельно.

Например, придумать фразу для того, чтобы запомнить с ребенком месяца. Посмотрите, как это сделала выпускница курса «Умный ребенок», Мария:

Мария совместила мнемофразу и акростих:

Зима –З (вся одета в зимнее- шуба, шапка и т.д) и внизу подписано ДЯФ (месяца – декабрь, январь, февраль)
Весна – В (добротная мамушка или большая мама)))) подписано МАМ (март – апрель – май)
Лето – Л (Лошадка с венком на голове бежит и кричит — ИИА (июнь,июль, август).
Осень – О (оранжевая О и подпись СОН (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Так же можно по первым буквам придумать фразу, чтобы запомнить планеты или стихотворение для запоминания алфавита, дней недели.

Это самые простые приемы мнемотехник. С помощью этих приемов нельзя запомнить номера телефонов, большие объемы информации, даты и формулы, ПДД или определения, но уже можно запомнить многое.

Для более сложной информации существуют более продвинутый уровень техник запоминания, которые позволяют учиться быстрее и эффективнее.

О них мы поговорим в следующих статьях

А еще более подробно техники запоминания информации мы будем изучать в это воскресенье в нашей новой программе «Сделайте ребенка умнее. Модуль «Память»

Всего за 1 день Вы узнаете все основные техники развития памяти для себя и ребенка.

  • Прямо во время программы Вы запомните большие объемы информации
  • Научитесь запоминать непонятные слова и выучите все провинции Китая
  • Запомните 10 статей уголовного кодекса
  • Запомните формулы по физике
  • Выучите определения по генетике
  • Будете помнить первую строку таблицы Менделеева
  • Запомните список покупок из 35 пунктов
  • Выучите алфавит в обратную сторону
  • А так же ключевые даты истории СССР

Каждый пункт из приведенных выше — это отдельная техника для отдельного вида информации

Благодаря этим техникам Вы и Ваши дети смогут выучить что угодно за минимально короткое время

Стоимость данной программы будет повышаться по мере приближения старта

График повышения цен на участие:

  • 10-11 июля — 4000 рублей
  • 12-13 июля — 5000 рублей
  • 14-16 июля до 12:00 — 6000 рублей
  • с 16 июля с 12:00 — 10 000 рублей

Присоединяйтесь к программе прямо сейчас, пока цена минимальна

Приемы мнемотехники позволяют мастерам, владеющим ими, совершать настоящие чудеса прямо на глазах миллионов телезрителей. Уже несколько сезонов проект об удивительных людях демонстрирует школьников и совсем маленьких детей, способных помнить сотни цифр и слов.

Волшебные способности могут приобрести все желающие. О первых шагах на пути к уникальному успеху мы расскажем в нашей статье.

Мнемотехника (мнемоника): что это и как освоить

Мнемоникой называют способность быстро запоминать большой объем информации. Мнемотехника – это различные приемы и способы, которые применяют для развития уникальных способностей головного мозга.

Человек, освоивший эту технику быстро запоминает целые списки слов, длинные тексты и цепочки цифр. Успешно осваивают данные приемы взрослые и дети, старшие и младшие школьники.

Широкое распространение получило использование мнемотехники в развитии речи детей. Успешно применяется мнемотехника в детском саду и в школе. Это помогает школьникам успешно учиться, чувствовать себя увереннее в себе.

Мнемотехника для дошкольников

Акростихи, которые мы учим со своими детьми в детстве рассказывают о том, что каждый охотник желает знать, где сидит фазан. Для чего мы это делаем? Чтобы ребенок навсегда запомнил все цвета радуги.

Есть маленькие стишки, про то, как идет, бычок качается, вздыхает на ходу, ой доска кончается, сейчас я упаду. Этот стишок сопровождается живописным рисунком в книжке. Мудрая мама обязательно покажет при этом, как бычок качается и громко вздыхает, дополнив образ яркими эмоциями.

Так участвует мнемотехника в развитии речи дошкольников. Повторение стишка про мишку косолапого, который по лесу идет, шишки собирает, песенку поет, с покачиванием и косолапой походкой, дополняет впечатление и укрепляет память. Потому что включается в работу слуховая, зрительная, моторная и эмоциональная память.

Для детей дошкольного возраста издается множество книг с яркими иллюстрациями, а также раздвижными, объемными картинками. В таких картинках животные и герои книги двигаются, их можно потрогать, пошевелить. Такие простейшие приемы мнемотехники важны для развития речи и умения запоминать у малыша.

Играя с маленькими детьми, предложите им запомнить расположение трех кубиков на столе. Когда малыш закроет глаза, поменяйте их местами, а потом предложите их вернуть в исходное положение. Количество кубиков постепенно увеличивайте и укорачивайте время, за которое малыш запоминает картинку. Эти занятия развивают зрительную память детей, если их проводить 2-4 раза за семь дней.

Мнемотехника для развития памяти младших школьников

Для младших школьников приемы мнемотехники – настоящая палочка-выручалочка. Они помогают ребенку отдохнуть от скучного материала, от долгого сидения без движений. Ведь растущий организм так и рвется вскочить, побегать, попрыгать, повеселиться.

Математические стишки по мнемотехнике облегчают запоминание правил.

Приведем несколько примеров:

Перед скобкой вижу «плюс»,

Ошибиться не боюсь.

Знаки все я оставляю,

Значит правила я знаю.

«Минус» повстречается,

Будьте осторожны!

Скобки раскрываются,

Знаки заменяются!

На противоположные!

Заучив такой стишок, дети младших классов без труда запомнят правила раскрытия скобок, навсегда.

После уроков детей младшего школьного возраста полезно вывести на приусадебный участок школы и дать им 15 минут подышать свежим воздухом, предложив внимательно рассмотреть окружающий парк.

По возвращении в класс, предложите вспомнить, сколько деревьев растет в правой аллее, сколько в левой. В следующий перерыв, проверите, кто правильно запомнил деревья.

Если в школе изучают иностранный язык, на прогулке полезно произносить несколько раз иностранные слова, описывающие то, что находится вокруг: солнце, небо, облака, листья, деревья.

Полезно играть в игру с двумя одинаковыми рисунками. На одном из них вы наносите несколько квадратиков, кружков, ромбиков, пока школьники не видят ваших действий. Потом вы показываете им свой рисунок в течение 10-20 секунд. Дети, запомнив значки, должны их нарисовать у себя на листе бумаги. Если дать ребенку отдохнуть и попросить повторить расположение значков через несколько часов, это будут полезные занятия и тренировка для долговременной памяти.

Хорошо запомнят школьники названия слов на английском, если устроить чаепитие и запретить при этом говорить по-русски. То есть каждый может попросить передать ему хлеб, пирожное, чай, чашку на иностранном языке. В игру включится моторная, эмоциональная, зрительная и слуховая память.

Если при этом сдвинуть парты в кружок, создать уютную домашнюю атмосферу, дети получат новые впечатления и запомнят информацию легко и надолго. Информация о чаепитии будет теперь ассоциироваться с приятным вечером.

Методы и приемы мнемотехники для школьников

Подростки часто интересуются новыми знаниями об окружающем мире. Методы работы с развитием мышления предполагают различные импровизации. Если предложить ребенку прочесть небольшую техническую справку о каком-то интересном исследовании, выходящем за рамки учебной программы и обсудить потом с ним эту информацию это будет полезно.

Обратите внимание на цифры, упомянутые в тексте, попросите их повторить. Текст не надо прятать от школьника. Он запомнит факты и цифры, потренирует память, научится размышлять, анализировать, а также расширит свой кругозор. Этот мнемонический урок может занять всего минут 10, если его повторить 3 раза в неделю, он принесет много пользы.

Изучая мнемонику, ребенку предлагают игру в ассоциации. Для этого опираются на знания школьной программы. Школьнику следует на чистом листе бумаги нарисовать какие-то картинки, глядя на которые он может рассказать о том, что такое «здоровый образ жизни», к примеру, или «капитализм». На следующий день, ребенок должен высказать свои мысли, только глядя на рисунок.

Мнемотехника для развития речи у детей в детском саду

Развитие речи дошкольников – важная задача воспитателей детского сада. Они предлагают малышам отгадывать простые загадки. Наподобие того: кто любит одеваться в многочисленные одежки из зеленых листиков, круглый, из него делают салаты. Конечно – это капуста. А когда собирают капусту? Осенью. Что еще собирают осенью? Помидоры, огурцы, яблоки, арбузы. Каждый овощ воспитатель описывает подробно, указывая на форму, размер и цвет. Все вместе это называется: овощи. Отвечают на вопрос: Что это? Потому что неодушевленное (не живое, говорят дети).

Отлично развивают речь народные сказки, в которых много повторений. Например, сказка о Колобке. Как Колобок встречался с разными зверями в лесу, рассказывает воспитатель и повторяет вместе с детьми: «Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел, я от волка ушел, от медведя ушел, и от зайца ушел…» Так дети запоминают новые слова. Хорошо показывать при этом диафильм на экране и сопровождать рассказ соответствующей картинкой.

Если нет фильмоскопа, подойдут крупные плакаты с яркими картинками.

Полезно играть с детьми в съедобное и несъедобное. Когда называют съедобный предмет, дети должны хлопнуть в ладоши.

Хорошая игра с детьми в урожай и корзину. Им выдают карточки с рисунками овощей или других предметов. Воспитатель дает задание вложить в корзинку только картинки с овощами, съедобными предметами.

О репке дети в детском саду придумывают целый рассказ. На одном рисунке виден домик. Это означает, что репа растет на огороде возле дома. Два круга разного размера говорят о том, что репка большая. Треугольник, Овал и Круг – выбираем из этих предметов форму репки – круг. Значит она круглая.

Акварель напоминает о том, что репка желтого цвета. Губы нарисованы для того, чтобы сказать о вкусе репки. Репка вкусная. Из нее готовят много блюд. Ладонь напомнит, мягкая репка или жесткая на ощупь. Рисунок, с линией земли напомнит о том, где растет репка – под землей. Газовая плита на рисунке – означает, что репка съедобная и ее любят хозяйки, готовят из нее кашу и салаты.

Для того, чтобы дети рассказали о репке, воспитатель нарисовал несколько рисунков, ассоциаций, глядя на которые, дети рассказывали о разных свойствах репки. Благодаря этим подсказкам, графическим образам, дети запомнили все качественные характеристики репы и выучили много новых слов. Они составляли в процессе рассказа полные предложения, задавали вопросы.

Такое занятие расширяет словарный запас у малышей, развивает образное мышление и память.

Описываемый урок является ярким примером того, как применение мнемонических приемов помогает развивать детям мышление и укрепляет их память.

У многих детей сегодня наблюдается маленький словарный запас. Они с трудом складывает слова в предложения. Нарушено правильное произношение. Дети картавят, шепелявят, наблюдается несовершенное логическое мышление, плохое внимание, неумение сосредоточиться на одном деле.

В младшем возрасте у детей преобладает наглядно-образная память. Запоминание обычно носит непроизвольный характер. Лучше малыши помнят те события, предметы и факты, события, которые близки к их жизненному опыту.

Обучение мнемотехнике облегчает запоминание у детей в детском саду, увеличивает объем воспоминаний, образуя дополнительные ассоциации.

Речевое развитие – это важный аспект психического развития ребенка. Устная речь непосредственно связана с мыслительным процессом. Овладевая речью, малыш учится правильно понимать речь окружающих, связно высказывать свои пожелания и мысли. Речь дает возможность ребенку рассказать о своих переживаниях, чувствах, рассуждениях, наладить связь с окружающим миром. Поэтому она так важна.

Мнемотехника для начинающих - система различных методов, которая помогает запомнить информацию с помощью различных ассоциаций и применяется в обучении детей с дошкольного возраста. Эта методика использует полученные раньше знания для создания цепочки связей. Благодаря таким логическим рядам можно легко запомнить сложную для восприятия информацию.

Существует множество приемов мнемотехники. Например, в основе метода Цицерона - пространственное воображение, метод Айвазовского работает с помощью тренировки визуальной памяти. Цифровые последовательности, иностранные слова или сложные термины легче запомнить с помощью созвучных или знакомых слов и цифр.

Во времена, когда не было письменности, древним жрецам и сказателям приходилось запоминать огромные объемы информации. С появлением первых изложенных на бумаге текстов искусство владения мнемотехникой не утратило актуальность, ведь сырье для их написания стоило очень дорого. Еще в Древней Греции делали записи по мнемонике. Искусством ассоциативного запоминания владели монахи средневековья. Во все времена ценились люди, которые могли быстро запомнить и хранить в голове полезные и интересные знания.

Плюсы и минусы мнемотехники

Мнемотехнику активно используют при обучении детей. Например, одна из самых известных фраз для изучения последовательности в спектре цветов - «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». Именно она помогает безошибочно сказать, как «устроена» радуга.

Роль методики в развитии детей:

  • помогает быстро и надолго запоминать информацию;
  • улучшает память и внимательность;
  • развивает речь, расширяет словарный запас и кругозор, учит правильно произносить звуки и слова;
  • формирует логическое и образное мышление;
  • совершенствует воображение, интеллектуальные и творческие способности;
  • воспитывает характер, учит общительности, помогает преодолеть замкнутость и стеснительность.

Недостатков у мнемотехники при правильном использовании крайне мало.

  • На начальном этапе применения у детей маленький словарный запас, поэтому им бывает сложно работать по такой методике.
  • Не нужно злоупотреблять методом и использовать его в том случае, когда понять свойства и запомнить признаки слишком легко, - это тормозит развитие ребенка.
  • Иногда воспользоваться методикой не получается. Для разностороннего развития необходимо учить ребенка и механическому заучиванию информации, такой навык также пригодится в будущем.

Мозг человека состоит из двух полушарий. Левое отвечает за логику и речь, а правое помогает воспринимать различные цвета, формировать образы с помощью воображения. При использовании приемов мнемотехники активируются одновременно обе половины. В результате этого мыслительные процессы приносят максимальную пользу в виде усвоенных знаний.

С какого возраста используют?

Обучение детей с помощью мнемотехники можно начинать с самого раннего возраста. Знакомство с упражнениями для детей начинается с простых приемов.

Сначала используют мнемоквадраты, познакомить с которыми можно малышей в трехлетнем возрасте. На первых занятиях дети изучают несложные изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание или простую фразу. Можно помещать в квадрат картинки и разучивать стихотворения с движениями.

Позже, в 4-5 лет, малыши знакомятся с мнемодорожками - систематизированными картинками из четырех рисунков. С помощью таких изображений формируется понятие о последовательностях. Благодаря групповым иллюстрациям можно легко рассказать небольшой рассказ, запомнить этапы мытья рук, процесс одевания или умывания.

С детьми 6-7 лет начинают изучать , которые позволяют выполнять более сложные действия:

  • заучивать стихотворения и сложные слова;
  • отгадывать и загадывать загадки;
  • находить к словам рифмы;
  • придумывать сказки или рассказы;
  • распределять предметы в группы по определенным признакам;
  • изучать числа;
  • знакомиться с основными правилами безопасности жизнедеятельности и поведения в различных местах, способами самообслуживания.

Дети учатся правильно и красиво излагать свои мысли, использовать в речи новые слова. Происходит развитие внимания и сообразительности, улучшается способность выделять главное и сравнивать.

Особенности применения

Достичь результатов во время занятий по мнемотехнике можно, если соблюдать основные правила использования методики.

  • Последовательность. Нельзя начинать занятия со сложных заданий. Сначала работают с мнемоквадратами, единичными изображениями, затем с мнемодорожками и мнемотаблицами.
  • Нормирование. Детям не показывают больше двух таблиц в день, а количество изображений в каждом блоке должно быть не более 9 штук. Слишком большое количество информации ребенку сложно усвоить, поэтому занятия будут неэффективными.
  • Красочность. Картинки должны заинтересовать ребенка своим внешним видом. Используют яркие цвета, сочные и выразительные изображения. Таблицы в черно-белой гамме не смогут привлечь внимание детей и оказать нужное воздействие, их можно применять только для ребят старшего дошкольного возраста.
  • Эмоциональность. Дети должны чувствовать позитивную энергетику таких занятий.
  • Разнообразие. Картинки или серии изображений для одного занятия должны быть на разные темы. К однотипным тренировкам ребята быстро потеряют интерес. Также желательно подбирать таблицы, которые требуют разных действий. Например, первые рисунки помогают запомнить последовательность приема пищи, а следующая группа - рассказать о том, как передвигаются насекомые.
  • Никаких принудительных мер: просто игра. Проводить занятия можно только тогда, когда дети с удовольствием и интересом вовлекаются в процесс. Все должно происходить в игровой форме. Если внимание малышей угасает, лучше прекратить урок и продолжить в другое время.

Достаточно придерживаться этих простых принципов, чтобы достичь максимальных результатов в обучении.

Как организовать игру?

Народная мнемотехника - самая простая и доступная методика. Любое занятие проводится в несколько этапов:

  1. информацию кодируют в определенный образ;
  2. затем запоминают эту связь и последовательность;
  3. мысленно повторяют информацию, чтобы мозг соединил ее с образом и сформировал логическую цепочку.

С ее помощью дети знакомятся с дорожными знаками, развивают связную речь. Она помогает изучить алфавит.

Процесс изучения звука происходит по такой схеме:

  • сначала детей знакомят с его изображением на картинке;
  • после этого с помощью рисунка учат произносить звук;
  • для закрепления знаний развивают словарный запас: произносят слова с нужным звуком, составляют по картинкам небольшие рассказы. Просто механически повторять звук недостаточно, в этом случае не формируются логические связи.

Многие методы мнемотехники несложно использовать в домашних условиях для общего развития ребенка. Действие большинства из них основано на том, что у малышей зрительная память развита намного лучше, чем слуховая. При знакомстве с любыми последовательностями уместно применять простой метод Симонида. Во многих сказках для самых маленьких по сюжету герои появляются друг за другом и выполняют одни и те же действия. Например, при чтении «Репки» или «Колобка» можно подобрать картинки с изображением всех главных персонажей. Подготовленный «реквизит» размещают рядом и в процессе знакомства с произведением используют для наглядности.

Выслушать и запомнить сказку, рассказ или стихотворение легче в такой последовательности.

  1. Взрослый читает ребенку текст. Делать это нужно неспешно, с небольшими паузами, чтобы малыш успевал понять информацию.
  2. Произведение следует продекламировать повторно. В нужных местах делают передышку в чтении, чтобы вместе изучить броские картинки.
  3. Повторно рассматривают рисунки вместе с ребенком, уточняют их значение в контексте. Если в процессе обсуждения ребенок не понимает значение каких-либо других слов, то к ним уместно подобрать новые картинки.
  4. Текст нужно еще раз прочитать, разделив на небольшие смысловые отрывки.
  5. Осталось дать ребенку возможность повторить то, что он смог запомнить. В процессе его пересказа рассматривают картинки, при необходимости подсказывают сложные слова или продолжение текста.

В старшем дошкольном возрасте дети знакомы с алфавитом и могут читать несложные слова. В мнемотаблицу уместно поместить схематические изображения, рисунки и надписи терминов-подсказок. Например, если ребенок хочет рассказать о своей поездке на море, то можно использовать таблички со словом «лето» и «море», схематическое изображение дороги, картинку надувного круга или купальника.

Упражнения по методике применяют также при заучивании стихотворений. Отличный пример - простой и емкий стих А. Барто «Мишка».

Уронили мишку на пол (используют рисунок медведя на полу комнаты),

Оторвали мишке лапу (готовят изображение животного без лапки).

Все равно его не брошу,

Потому что он — хороший (картинка с мальчиком или девочкой с игрушкой в руках).

Ребенку понравится история, в которой он станет главным героем. Такой рассказ на определенную тему для малыша придумает мама или папа. Например, «Как Вера на огород за овощами ходила» или «Что сегодня на обед у Маши?». В процессе рассказа происходит знакомство малыша с различной едой. В старшем возрасте ребенок сможет самостоятельно сочинить похожую историю о членах своей семьи, домашних животных, о самых разных событиях в своей жизни.

Игра «Интересная фигура» подойдет для 3–4-летнего крохи. С помощью зубочисток или спичек составьте несложную фигуру, например квадрат или круг. Когда ребенок рассмотрит изображение, накройте его бумагой и предложите малышу выложить такую же фигуру по памяти. Со временем можно делать изображение более сложным, учить ребенка пересчитывать все элементы фигуры. После занятия следует убрать спички в недоступное для крохи место.

Для развития внимания организовывают игру «День-ночь». Карточки с тематическими изображениями помещают перед ребенком. После произнесенного слова «Ночь» малыш закрывает глаза. В это время взрослый меняет одну из карточек или убирает ее. После фразы «День наступил» ребенок открывает глаза и определяет, какого изображения не хватает (или какая карточка лишняя).

Различные задания можно придумывать самостоятельно, корректировать в зависимости от интересов и предпочтений ребенка. Мнемотехника позволяет обучать детей полезным и нужным знаниям в игровой форме. Она облегчает учебный процесс и вносит в него разнообразие.

Двадцать первый век – время высоких технологий и больших объёмов информации. Казалось бы, её доступность, широкий спектр необходимых для усвоения средств, развитость коммуникаций должны помочь человеку овладевать большим объёмом знаний, тем не менее ученые отмечают, что всё чаще возникают трудности с запоминанием и воспроизведением информации, особенно при обучении детей.

Для решения проблемы существует много современных средств, но всё-таки одним из самых проверенных и надёжных механизмов взаимодействия с текстами является мнемотехника - набор инструментов, обеспечивающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей).

Приёмы и упражнения мнемотехники

На основе науки разработаны и успешно практикуются методы и средства, которые помогают запоминать нужные сведения людям разных специальностей и возрастов. Представляем обзор положительно зарекомендовавших себя .

Отметим, что идея механизмов работы по мнемотехнике основана на образовании определённых связей (ассоциаций), но предпочтение отдаётся тем из них, которые, в свою очередь, служат специальными упражнениями.

Главным приёмом является «Цепочка», когда похожие слова преобразуются в ассоциации попарно. На их основе устанавливается соединение начальных образов, и когда первое слово запомнится, надо сосредоточивается на втором. Аналогично образуется и последующая взаимосвязь. Пример классической цепочки слов: «свеча – стол – окно – луна». С первыми двумя образами появляется красивая ассоциация (свеча стоит на столе), далее – взаимосвязь следующих слов (стол стоит у окна), причём первый образ переходит вглубь сознания, наконец, аналогично ассоциируется последняя пара (в окно светит луна). Вспоминая цепочки, человек в сознании воспроизводит все образы.

Приём «Матрёшка» - это вариация предыдущего. Эксперты утверждают, что он служит наиболее оптимальным способом мнемотехники. В основе лежит соединение образов парами, и предыдущий облик ассоциации должен быть всегда больше последующего, это значит необходимо впечатление, что первый вид слова включает в себя идущего за ним. После их соединения он исчезает из сознания, главным становится последующий образ, который мысленно увеличивается, аналогично создается ассоциация между стоящими друг за другом словами. Так, образы постоянно внедряются друг в друга, как «матрешка». Классический пример этого действия, когда необходимо соединить два, казалось бы, несовместимых образа «красавица и чудовище».

«Символизация» довольно проста в исполнении и как приём, и как упражнение. Служит она для запоминания абстрактных понятий, не имеющих чёткого представления. Например, холод, бесконечность, зима, весна и другие. В принципе, каждое из этих слов кодируется в образы неодинаково разными людьми, но при этом будут работать символы, закреплённые в сознании большинства. И неудивительно, потому что с детства кодируются слова: холод – лёд, зима – снежинка, жара – солнце и так далее. Ребёнок не представляет себе осень, но может представить картину жёлтых листьев, которую легко запомнить.

Остальные приёмы и упражнения мнемотехники строятся на основе составления цепочки слов («Упорядоченные ассоциации», «Ключевые слова», «Пространственное маркирование») и кодирования информации («Приём мысленных картин»).

Некоторые техники для запоминания

Такие упражнения несложны, доступны каждому, кто хотел бы усовершенствовать мнемические способности, то есть поработать над развитием процессов воспроизведения и запоминания информации. Наиболее яркие из них далее.

  1. Оригинальный метод Цицерона заключается в том, что запоминаемые объекты надо в определённом порядке мысленно расположить и закодировать в знакомом месте или помещении (например, в комнате, столе, автомобиле). В дальнейшем нужно будет просто вспомнить место в помещении и воспроизвести запоминаемую информацию.
  2. Упражнение начинается с плетения цепочки ассоциаций, где для старта придумывается любое слово, затем второе и последующие, которые ассоциируются друг с другом. Пример: небо — дождь — зонт — лужа, как в ранее представленном упражнении «Цепочка».
  3. Интересное и творческое задание «Поиск цепочки ассоциаций». Берем два исходных слова, к которым подбирается цепочка образов. Связь слов начинается с начального и заканчивается последним. Например, предлагаются два слова: снежинка – метель, на их основе составляется цепочка: снежинка – сугроб – холод - метель.
  4. Простая, но полезная связь образов «Сочетание по признаку» строится так: подбираются два слова, следом к ним подыскиваются ещё несколько слов, подходящих по определённым признакам. Например, светлый и тёплый: солнце, день, лампочка, свеча. Это действие доступно и очень полезно для детей.
  5. Упражнение «Подходящие слова». Аналогично работаем со связями и подбираем слова, которые взаимодействовали с каждым словом из цепочки одновременно. Предлагаем слова: цветок – вода – земля, подходящие к ним: сад, клумба, горшок.
  6. Упражнение «Необычные ассоциации». Первое слово простое, а вот следующие должны быть оригинальные, неподходящие для него по смыслу. Например, «карандаш», привычная ассоциация – «блокнот». А вот «закрутить волосы» на карандаш - необычная ассоциация.

«Кто владеет информацией, тот владеет миром», - Ротшильд произнёс эту фразу еще двести лет назад, но она актуальна до сих пор и несет глубокий смысл в наше время - в век информации и высоких технологий.

Автор статьи: Лапинская Людмила

Рассказать друзьям