Когда была сделана первая татуировка. История происхождения татуировок

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Увлечение татуировкой, если это так можно назвать, завоевывает все новых и новых последователей. Летом, когда все стремятся одеться максимально открыто, легко заметить – разрисованных тел становится все больше и больше. Это весьма удивительно, учитывая особенности нашего времени.


Сейчас все переменчиво, как никогда в истории, люди быстро устают от чего-то, желают новенького и вообще все находится в постоянном движении – мы постоянно желаем новых приобретений, новых впечатлений, нового опыта. Но с татуировкой напротив, она статична. Заполучив рисунок на тело, мы не сможем легко изменить сюжет или избавиться от тату вообще. Почему же тогда татуировка популярна?


Самое главное, популярность татуировок растет во всех слоях населения, даже в самых культурных и обеспеченных! Раньше татуировки носили уголовники и различная шпана, а сейчас образованные и культурные люди. Давайте заглянем в историю татуировки и попробуем разобраться.



Слово «татуировка» имеет свои корни в полинезийских языках и означает «сделанное по всем правилам». А возможно, это слово произошло от использовавшегося на острове Таити слова «татау» – «ударять».


Для древних индейцев татуировка имела сакральное значение, помогала демонстрировать свой статус и заслуги, а так же являлась частью многих ритуалов, в том числе и магических. Индейцы рисовали на теле необходимый узор, а затем брали острый акулий зуб и с помощью молоточка превращали рисунок в татуировку.


При этом индейцы, как и многие другие народы, свято верили в символизм и значение татуировки, они не рисовали на себе, что попало, а лишь те рисунки, которые могли помочь им в жизни, изменить жизнь к лучшему.



Несмотря на то, что древние люди были примитивны, не имели интернета для общения и не могли свободно и массово пересекать моря и океаны, татуировка присутствовала в разных уголках планеты - в племенах, которые никак не могли встречаться.



Кожа древней мумии со следами татуировки


Народ нага из джунглей Индонезии мало с кем общался, но и у них были татуировки.


Они делали татуировку воинам племени – она свидетельствовала об их силе и достижениях. Секреты значения татуировок передавались из поколения в поколение, а делать их могли только жены старейшин племени. Каждый раз после удачной охоты воину наносилась очередная татуировка, и чем больше добычи брал воин, тем больше татуировок покрывало его тело.


Но не только воины и охотники украшали себя рисунками. Татуировка находила себе место даже на теле девочек, которым после первых месячных наносили несколько поперечных полосок на подбородке и загадочный орнамент па лбу. Эти знаки якобы оберегали девочку от злых духов. А после замужества женщинам из племени нага делались наколки на плечах.



Интересно, кто мог надоумить людей, что татуировка может иметь какое-то влияние на духов? Может быть, сами духи таким образом насмехались и глумились над примитивными людьми?



Женщины и девушки Древнего Египта жили в более развитом обществе, нежели племена в джунглях, но и они тоже украшали себя татуировкам. Еще за 3000 лет до нашей эры египетские женщины знали тату! Зачем им это было нужно?


По мнению египетских жрецов, татуировки помогали женщинам в беременности и родах, укрепляли здоровье. Жрецы общались с духами, от которых они скорее всего и получили знания о татуировках.





Фото сверху и снизу – татуировки Алтайской Принцессы


На территории современной России в Алтае в необычной гробнице под глыбой льда обнаружили захоронение. Ее назвали Принцесса Укока – Алтайская Принцесса. Мумия принцессы сохранила татуировки до наших дней.


Помимо принцессы были и другие находки, которые указывают на любовь скифов к татуировке. На эту тему писал Геродот. По его мнению, у скифов и фракийцев ритуал нанесения татуировки проводился только для . Если нет татуировки – перед вами человек из низшего сословия.


В Новой Зеландии искусством татуировки прославились маори. Каждый рисунок был индивидуальным, как бы личным кодом человека, он подчеркивал знатность человека, древность его рода и особые заслуги. Женщинам-маори проводили специальные ритуалы по нанесению татуировок вокруг рта, по их верованиям, они на долгие годы сохраняли молодость и красоту.



Мумии со следами татуировок находили в самых разных уголках Земли, о татуировках свидетельствуют также статуэтки и различные изображения людей.


Почему древние люди из разных концов земли делали татуировки, как они додумались до этого, ведь они не имели прямого общения и не передавали знания? На этот счет может существовать множество теорий, но если глубоко вдуматься, можно понять – желание сделать татуировку нашим предкам нашептывали разные духи, с которыми общались их шаманы и жрецы.


Современные люди зачастую не верят в духов, сейчас почти не осталось шаманов, а жрецы встречаются лишь на страницах книжек, но это не значит, что духи исчезли и перестали нашептывать нам разные желания.





Фото сверху – Алтайская Принцесса и ее татуировка
Фото снизу современная копия



Всматриваясь в историю, можно заметить, что татуировки обильно покрывали тела людей до прихода христианства. Когда христианство утвердилось, татуировка потеряла популярность, а нынешний рост популярности татуировки наглядно показывает утрату влияния христианства на сознание людей. В общем, люди возвращаются к дохристианским истокам, возрождаются языческие религии и многое другое, что в христианский период было немыслимо.



Есть и иные причины. Как мы уже говорили – современный мир переменчив, и мы всё время хотим чего-то новенького, но вместе с этим хочется чего-то постоянного, что не смогут отнять налоги и кризисы. Этим постоянным для некоторых людей становится татуировка.


В обществе, живущем по принципу «использовал и выбросил», люди начинают наносить на собственное тело несмываемые рисунки и символы, ведь это сопровождает их до самой смерти. Тату единственный пожизненный капитал, который до самого конца у них никто не сможет отнять!


Помимо этого татуировка дает возможность выделиться и заявить о собственной уникальности. Тату для некоторых демонстрирует уверенность в себе, яркую индивидуальность и некую крутизну.





Привлекают взгляды к определенным частям тела и призваны усилить их привлекательность и сексуальность, что сейчас очень важно, ведь вокруг масса соблазнительных девушек и надо как-то выделиться среди соперниц.


Посему в понимании определенных людей татуировка на самом деле становится капиталом и даже инвестицией в себя, в свою жизнь.


Хотя по правде татуировка весьма сомнительный капитал, но зато ее легко нанести и легко демонстрировать. Знания тоже капитал на всю жизнь, знания и образование не могут отнять кризисы, но знания намного сложнее приобрести.


Теперь мы знаем историю татуировки и можем понять причины популярности.





История татуировки началась давно, но искусство татуировок живет по сей день. А само искусство татуировки насчитывает около шести тысяч лет, уходя корнями в глубь тысячелетий. Конечно, задолго до появления архитектуры, музыки и тем более моды наши предки украшали свое тело рисунками. Впрочем, этот вид искусства является частью общемировой культуры. Значит Татуировка была представлена практически во всех племенах и народах на пяти континентах. Возможно, этот факт подтверждают археологические раскопки.

Не так давно в Альпах был обнаружен - человек Бронзового Века, пролежавший в ледниковой могиле более 5 000 лет, на теле которого отчетливо видны следы татуировок. Кроме того, Татуировки обозначали принадлежность к определенному племени. Это довольно интересный факт, который является свидетельством того, что включает в себя много интересного и фантастического.

Другой пример весьма впечатляющих татуировок обнаружен археологами в России на плато Укок в горах Алтая. Казалось, В замерзших могилах, отнесенных учеными к IV веку до н.э., обнаружены тела "Вождя", "Воина" и "Принцессы". Разумеется, на каждое тело нанесены характерные татуировки, являвшиеся, по всей видимости, признаками сословного различия. Например, на правом плече "Воина" изображена невероятно зрелищная сцена оленьей охоты. А вот орнаментный круг, нанесенный на спину "Вождя", по сей день является для историков сложной головоломкой. Как видим, история татуировок еще и многогранная. А вот в книге исследователя в области истории татуировок Стива Гилберта приводятся данные о том, что в настоящее время представители некоторых этнических групп Сибири используют похожие татуировки даже в качестве болеутоляющего средства.

Древнейшие известные нам татуировки датируются IV тысячелетием до нашей эры. Во всяком случае они нанесены на кожу египетских мумий. Быть может разнообразию татуировок, нанесенных на тела мумий, могла бы позавидовать любая художественная галерея мира. К примеру, на руках и бедрах Амуны, жрицы бога Хета, мумифицированное тело которой относят к периоду правления XXI Династии (2160 - 1994 гг. до н.э.), отчетливо видны изящные параллельные линии, чуть ниже пупка расположен замысловатый орнамент из концентрических кругов. А этот факт, который повествует , говорит о том, что и представительницы прекрасного пола любили оригинально украсить свое тело .

Кто любил татуировки

Различные виды татуировок практиковались у светлокожих народов всего мира, а у темнокожих заменялись рубцеванием. Наконец, татуировались все, а именно:

Племена Европы и Азии;

Индейцы Северной и Южной Америки;

Жители Океании.

Именно племена Индонезии и Полинезии, где практика тату непрерывно передается из поколения в поколение, служат лучшим антропологическим доказательством социальной значимости татуировок . Кажется, едва ли не все стороны жизни этих людей связаны с тату - от рождения до смерти. Бдагодаря таким сведениям, которые включает в себя история татуировок , становится понятным, почему татуировки актуальны в наше время.

Лицо - востребованная часть тела для тату

Лицо - всегда на виду. Поэтому и сегодня у многих народов лицо украшается в первую очередь. Надеюсь Племена Маори из Новой Зеландии носят на лицах маскообразные татуировки - Моко. Таким образом, эти удивительные хитросплетения узоров служат постоянной боевой раскраской, а также показателем доблести и общественного положения их обладателей. Так вот, образцы Моко так индивидуальны, что зачастую используются в качестве личной подписи или отпечатков пальцев. Кстати, еще в начале прошлого века, продавая свои земли английским миссионерам, Маори, подписывая "купчую", тщательно изображали точную копию своей маски Моко.

Кроме того, у разных народов татуировки наделялись самыми разнообразными магическими свойствами, связана она и с так называемыми "переходными" обрядами.

У азиатских эскимосов татуировки служили общепринятым украшением. Например, наносились девушкам до замужества. Пожалуй, самым распространенным мотивом татуировки была Y-образная фигура, трактуемая как хвост кита и связанная с особым божественным отношением к нему. Заметно, что история татуировок многое связывала с животными.

У представителей финно-угорских народностей (хантов и манси) не совсем понятно социальное значение татуировки. Вероятно, Тату здесь было исключительно женским искусством. Говорят, Татуировка всегда оставалась тайной женщины. В конце концов, они скрывали значение рисунка даже от близких родичей.

В древней Европе античные татуировки были во всеобщем употреблении у греков и галлов, бриттов и фракийцев, германцев и славян.

Праславяне для нанесения античных татуировок пользовались глиняными штампами или печатями - пинтадерами. В общем эти своеобразные прессы с элементами орнамента позволяли покрыть все тело сплошным ромбо-меандровым ковровым узором, крайне необходимым в магических ритуалах древнего культа плодородия. Своим возрождением в Старом Свете после длительного неприятия татуировки в средневековой Европе со стороны церкви (в первую очередь, католической), татуировка обязана капитану Куку, который в 1771 году из своего первого путешествия к берегам Австралии и Новой Зеландии привез туземца - «Великого Омаи», татуированного с головы до ног. Наверное, его появление вызвало у англичан небывалый ажиотаж и повальное увлечение татуировкой: сначала среди моряков и простого люда, а затем и среди знати. К счастью, отсюда мода на нательные рисунки распространилась по всей Европе. История татуировки не умалчивает и о происхождении слова. Так вот, именно Куку Европа обязана самим словом "tattoo", означающим «рисунок», «знак» в переводе с таитянского.

Тату в Европе

Появление в Европе татуированных аборигенов вызвало немалый ажиотаж. Видимо вскоре ни одно уважающее себя представление, ярмарка или бродячий цирк не обходились без участия "знатного дикаря". Действительно, к концу XIX века мода на колоритных аборигенов спала, вместо них на ярмарках стали выступать сами татуированные американцы и европейцы.

На исходе того же столетия современная татуировка стала необычайно популярна в Соединенных Штатах Америки. По-видимому В 1891 году американец Самюэль О"Рейли изобрел электрическую татуировочную машинку. Правда, на художественную ценность татуировок того времени это никак не повлияло. С другой стороны современная татуировка продолжала оставаться привилегией моряков, горняков, литейщиков. Что касается самих изображений, то история татуировки глаголит о том, что рисунки не отличались разнообразием и художественной оригинальностью. Напротив, всю первую половину XX века и Европа, и Америка довольствовались стандартным набором незамысловатых картинок.

В двадцатом веке современная татуировка несколько раз оказывалась на острие моды. Новая эра в искусстве началась в 50-60-е годы. Оказалось, что образы культур Дальнего Востока, Полинезии, американских индейцев, в сочетании с амбициями экспериментаторов-татуировщиков породили новые стили, школы и направления, значительно расширив возможности техники. Ну что ж, с тех пор современная татуировка занимает достойное место среди других видов искусств. Это положительный факт, который несет в себе история татуировок , им даже можно "гордиться".

В 1960 годы клиентами салонов тату стали деятели рок-культуры и представители других неформальных сообществ. А теперь молодежь, увидев татуированные тела своих кумиров, поспешила последовать их примеру. Естественно, индустрия заработала в полную силу. Стало быть, стали издаваться специализированные журналы и книги, открылись школы.

С конца 1970-х годов началась организация конвенций-фестивалей современной татуировки, ставших логическим следствием развития культуры тату. В сущности Первая конвенция состоялась в Нью - Йорке в 1976 году. И, все же, уже больше 30 лет конвенции проводятся несколько раз в год в различных городах Европы и Америки.

Современная татуировка

Сегодня, как никогда раньше, тату стала явлением массовой культуры: врачи и адвокаты, политики и бизнесмены, профессоры университетов и домохозяйки украшают себя экзотическими иероглифами, браслетами, магическими знаками и орнаментами. Несомненно, мужчины считают тату символом мужественности, женщины же видят в татуировке нечто загадочное и сексуальное. Следовательно, одни хотят приобщиться к общей тенденции, другие, напротив, видят в этом возможность выделиться. И действительно, интерес подогревает очевидная популярность этого искусства среди знаменитостей. Это:

Мадонна, Фрэнк Синатра, Шер;

Джонни Депп, Кристи Терлингтон, Бьорк;

Принцесса Стефани, Джулия Робертс, Кортни Лав, Джон Бон Джови.

Они охотно демонстрируют свои татуировки на экранах и страницах модных журналов. Как видим, история татуировки несла в себе много интересных фактов, связанных со знаменитыми людьми и наверняка будет еще связана не с одним поколением.

Татуировка в России в конце-19-начале 20 веков являлась одним из символов аристократичности: тон в моде задавал императорский двор. Видите ли известно, что последний русский император Николай II во время визита в Японию «приобрел на теле» узор в виде дракона. По крайней мере татуирован был и Великий князь Михаил Александрович. Оказывается, мода на нательные рисунки, в основном на восточные японские мотивы, сразу сразила представителей света и богемы (история татуировок не может умолчать данные интересные сведения). Тем не менее, уже в 1906 году в Санкт-Петербурге открывается первый салон художественной татуировки, развитие искусства набирает обороты. Но дальнейшее развитие татуировки, как вида искусства, прекратилось после Октябрьской революции. Собственно Тату сразу попадает в разряд буржуазных и вредоносных «пережитков царского режима».

В советский период российская татуировка подверглась гонению в основном из-за сформировавшейся в 1910-1930 гг. мощной асоциальной прослойки (т.н. «воровского сообщества») с четкой иерархией и отличительными знаками в виде нательной графики. И в самом деле, известно об узаконенном запрете татуировки, грозившем тюремным заключением в период 1937-39 г.г. Между прочим в последующих уголовных кодексах запрет на татуировку в России отсутствует. Наоборот, возможно, что такая трансформация отношения к татуировке произошла в период Великой Отечественной войны, и связано это с участием уголовного элемента в военных действиях в составе штрафных батальонов на стороне Красной Армии. Мало того, с войны вернулось достаточное количество татуированных героев, и запрет на татуировку в России просто потерял свой смысл. Но дурной имидж прочно закрепился за татуировкой.

История татуировки времен СССР повествует о том, что в 1980-х происходят грандиозные сдвиги в понимании татуировки. Короче, появляются первые цветные тату, всё больше людей из так называемого рок-подполья делают себе татуировки, тем самым популяризируя данный вид искусства. По правде говоря, центром всего этого процесса становится Петербург-Ленинград. А, кроме того, в конце 1980-х начале 1990-х происходит активный культурный обмен между Россией и западом. Одним словом люди, получая адекватную, а не искаженную советской пропагандой информацию, осознают, что татуировка - это не признак тюремщины, а вид искусства.

На территории бывшего СССР проводятся первые тату-конвенции (фестивали), где мастера татуировки обмениваются опытом с отечественными и зарубежными коллегами. да-да, история татуировки не обходится и без массовых мероприятий. Судя по всему это приносит свои плоды - общественное мнение по отношению к татуировке меняется.

В наши дни центром тату-индустрии в России по праву является Петербург. К тому же, с 8 по 10 июня на малой арене СК «Юбилейный» пройдет пятый по счету Санкт-Петербургский Фестиваль Татуировки и Боди-арта , в котором примут участие лучшие мастера из России и других стран мира. Но на этом история татуировки не заканчивается, а только набирает обороты. Не правда ли цель мероприятия - не только популяризация татуировки, но и возрождение в России искусства с многовековой историей.

Британский биолог и естествоиспытатель Чарльз Дарвин однажды заметил про татуировки: «Нет ни одной нации на земле, которая не знала бы этого явления». Татуировки были присущи человечеству с давних пор даже в самых удаленных уголках земного шара.

Историю татуировок можно проследить по всему миру: татуировки на телах мумий, сохранявшиеся на протяжении тысяч лет, были обнаружены в Египте, Ливии, Южной Америке, Китае и России . Даже 5000-летний труп «снежного человека» эпохи неолита, найденный замерзшим в итальянских Альпах в 1991 году, имел татуировки! Использовавшиеся вначале как камуфляж для охоты, татуировки стали культурной нормой для племен Полинезии, Борнео, островов в Тихом океане, и Самоа. Самыми известными из них являются раскраски Моко (татуировки, выгравированные на лицах) племени Маори в Новой Зеландии. Китай, Россия, Индия и Япония также имеют богатую историю татуировок .
Слово «татуировк а» впервые появилось в Вебстерском словаре в 1777 году. Хотя происхождение слова не совсем ясно, большинство историков ссылаются на капитана Джеймса Кука , который привез его в Европу из экспедиции в южную часть Тихого океана в 1769 году. Он рассказал о раскраске некоторых племен островов Таити. Они называли свою раскраску словом «tatau », что в переводе означает «знак» (хотя первоначально Кук четко писал его как «tattaw»).

Скорее всего, наше современное слово «татуировка » происходит от него, хотя практика нанесения на тело раскраски существовала на протяжении тысяч лет — и, без сомнения, у нее десятки названий в разных странах мира. Еще одно слово, существующее сегодня, пришло к нам из Древней Греции. В Древней Греции рабам ставили особый знак, похожий на татуировку, — «клеймо». Сегодня слово «клеймо» имеет негативные ассоциации, нередко связанные с физическими чертами, например, инвалидностью, болезнью, увечьями. Но иногда оно обозначает… татуировки!

Новейшая история татуировок

До недавнего времени, прежде чем появился «бум» татуировок и всплеск их популярности в западном обществе, многие люди считали, что татуировки были знаком принадлежности к низшим классам и социальным изгоям, таким как проститутки, байкеры, и бывшие зэков.

Но они, вероятно, не понимают, что на самом деле, на рубеже веков татуировки были знаком принадлежности к членам королевской семьи (в Британии) и высшего общества. В конце 1800-х и начале 1900-х годов татуировки были у внуков королевы Виктории (принца Джорджа и принца Альберта), у Уинстона Черчилля (и его матери!), у президента Франклина Делано Рузвельта, а также у членов семьи богача Вандербильта.

Примерно в середине 1900-х годов татуировки перестали пользоваться популярностью в среде высшего общества. Однако, практика нанесения тату осталась существовать на западе среди моряков, которые использовали их, чтобы отметить значительные достижения в своих путешествиях (например, после того, как пройдено 5000 морских миль, моряк мог нанести тату с изображением синей птицы или воробья).

Конечно, после долгого времени, проведенного в море без алкоголя и женщин моряки, прибывающие в порт, искали, где бы им «выпить, покутить и стать татуированным» (см. книгу мадам Шиншиллы «stewed, screwed, and tattooed»). Без сомнения, такие дерзкие девизы способствовали появлению «дурной славы» татуировок, которая существовала с конца 1940-х.
Медленно, общественный интерес к татуировкам стал проявляться в течение последних 50-ти лет . Первые рок-звезды, такие как Дженис Джоплин показали, что татуированный человек может быть одновременно и «бунтарем», и «популярным». В настоящее время, татуировки весьма распространены среди рок-звезд и элиты Голливуда.

И в самом деле, в результате исследования, проведенного в 2002 году Винсом Хэмингсоном, выявилось, что примерно половина из топ-100 самых сексуальных женщин имеют на теле татуировки . В этот список вошли Бритни Спирс, Холли Берри, Алисса Милано, Джессика Альба, Сара Мишель Геллар, Кармен Электра, Шарлиз Терон, Кристина Агиллера, Люси Лью, Бейонсе Ноулз, Ребекка Ромин, Джанет Джексон, Сандра Баллок, Джулия Робертс, Мэнди Мур, Дрю Бэрримор, Пенелопа Крус, Мэг Райан, Пинк, Кейт Хадсон, Келли Рипа … и, возможно, самая известная в мире женщина с татуировками — Анджелина Джоли .

То, что считалось ранее бунтарским теперь становится массовым. Как говорит Дарфи: «Сегодня люди больше проявляют интерес к татуировкам, выраженный в стремлении обратить внимание на свое тело посредством различных форм его украшений (бодиарт), разработки квалифицированного дизайна, а в духовном смысле – придать особый символический смысл посредством удивительной художественной формы».

История татуировки / Фото: google.com

Даже сегодня невозможно определить точную дату первого нанесения человеком рисунка на кожу. Предположительно, история татуировки насчитывает более 60000 лет.

Археологи обнаруживали на раскопках египетских пирамид, погребенные мумии, возрастом более 4000 лет, с хорошо различимыми рисунками на высохшей коже.

Но, татуировка появилась задолго до правления египетских фараонов. Начало было положено еще при формировании первобытного строя. Тогда, древние предки расписывали свои тела, подчеркивая свой статус и в надежде обрести магическую силу.

Историки полагают, что возникновение татуировки как явления является эволюционным процессом, от естественных повреждений кожного покрова, при заживлении образующих причудливые шрамы, по форме напоминавшие элементы окружающего мира, к намеренному желанию подчеркнуть принадлежность к определенной общине или роду.

Интересен тот факт, что модификацией кожного покрова, древние занимались по всему Земному шару. Единственным различием было то, что если у светлокожей части населения модификации проводились красящими веществами, то у темнокожих эта процедура заменялась шрамированием.

Индейские племена Полинезии и Индонезии передавали практику татуировки из поколения в поколение, закрепляя социальную значимость татуировок.

Лицо - это первое, что украшали татуировками племена Майори. Маскообразные татуировки этой культуры называются Моко. Сложные узоры служат одновременно и боевой раскраской и показателем доблести, боевых заслуг носителя. Согласно местным обычаям, если воин носивший маску Моко пал в бою, его удостаивали великой чести: ему отрезали голову, и хранили ее в племени в качестве реликвии. Тела же нераскрашенных войнов оставались на съедение диким животным. Моко настолько индивидуальны, что узоры исползовались в качестве личной подписи носителя. Так во времена колонизаций, Майори, подписывая купчую на продажу земли английским миссионерам, старательно изображали точную копию своей маски.

У японских аборигенов Айну: женщины обозначали татуировкой свое семейное положение, количество детей. На аттоле Нукуро, детей, рожденных нетатуированными женщинами убивали при рождении.

Татуировка связана и с так называемыми "переходными" обрядами, будь то посвящение юноши в зрелые мужчины или переселение из этой жизни в загробный мир. К примеру, племена Диак с острова Борнео верили, что в местном раю — Апо-Кезио — всё приобретает новые качества, противоположные земным: светлое становится темным, сладкое — горьким и т. д. поэтому изобретательные и предусмотрительные диакцы татуировались в наиболее темные оттенки. Видоизменившись после смерти, татуировки становились светлыми и сияющими, и этого света хватало, чтобы благополучно провести их обладателя через темную пропасть между землей и Апо-Кезио.

У разных народов мира татуировкам приписывали самые разнообразные магические свойства: детей оберегали, войнов защищали в бою и на охоте, старикам служили охраной от болезней. Однако, волшебство тату применялось не только "дикарями". В XVIII-XIX веках моряки британского подданства изображали на своих спинах огромные распятия в надежде, что это оградит их от телесных наказаний, широко практиковавшихся в английском флоте. У арабов самым надежным защитным талисманом считалась татуировка с цитатами из Корана. Во всех приведенных примерах татуировка, так или иначе, повышала социальный статус ее обладателя. Но в некоторых случаях она служила и наказанием.

В Японии,в провинции Чукудзен периода Эдо (1603-1867гг) в качестве наказания за первое преступление разбойникам наносили горизонтальную линию проходящую через лоб, за следующее — дугообразную линию, за третье — еще одну. В итоге получалось изображение иероглифа ИНУ, что означает «собака».

В древности, в Китае, татуировка на лице была одним из Пяти Классических Наказаний. Так же метили рабов и военнопленных, затрудняя им побег и облегчая их опознание. И греки, и римляне использовали татуировки для подобных целей, а испанские конкистадоры распространили эту практику в Мексике и Никарагуа. Уже в ХХ веке, в Первую Мировую войну, в Британии буквой "D" отмечали дезертиров, во время Второй Мировой Войны немцы набивали номера жертвам концлагерей, в Советском Союзе в режимных лагерях такая практика также присутствовала.

Праславяне, пользовались для нанесения тату глиняными штампами или печатями — пинтадерами. Эти своеобразные прессы, содержащие орнаменты, позволяли покрыть всё тело сплошным ромбо-меандровым ковровым узором, крайне необходимым в магических ритуалах древнего культа плодородия. К сожалению, с распространением христианства обычай татуировки стал безжалостно искореняться, как составная часть языческих обрядов, и практически угас. Тем более, что в Ветхом Завете сказано ясно: "Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмена."

Благодаря именно христианскому запрету, татуировка не практиковалась среди европейцев вплоть до XVIII века. Но, по иронии судьбы, когда христианские миссионеры отправлялись в дальние страны обращать в свою веру "дикие" племена, моряки с их кораблей обзаводились у местного населения татуировками на память о своих путешествиях. Известный мореплаватель, капитан Джеймс Кук внес наиболее весомый вклад в дело возрождения татуировок в Европе. Вернувшись из плавания в 1769 году, он привез с Таити не только само слово "tattoo", но и "Великого Омаи", полностью татуированного полинезийца, ставшего сенсацией того времени — первой живой тату — галереей. И вскоре ни одно уважающее себя представление, ярмарка или бродячий цирк не обходились без участия «известного дикаря».

К концу XIX века мода на «дикарей» угасла, и их место на ярмарках стали занимать сами американцы и европейцы. Например, некая леди Виола щеголяла портретами шести американских президентов, Чарли Чаплина и многих других знаменитостей, вызывая неописуемый восторг публичных масс уже нашего столетия… Но, хотя обыватели и любили лицезреть татуированных циркачей, сами они отнюдь не спешили примкнуть к этому виду украшательства. Это была привилегия моряков, горняков, литейщиков и других подобных профессий, использовавших татуировку как символ братства, солидарности, верности традициям. Современная популярность тату на Западе многим обязана именно им. Вместе с тем, они же в ответе за творческий застой в западной татуировке XIX-начала XX века. Скудное воображение и сомнительный художественный вкус основных заказчиков привели к ограничению тату-"репертуара" морской тематикой, пошловатой сентиментальщиной и банальными афоризмами. Отсутствие спроса у населения на качественную художественную продукцию расхолаживало и самих татуировщиков, лишая весомого стимула к творческому развитию и новым стилистическим разработкам.

А ведь именно в то время, в 1891 году, американец О’Рейли изобрел электрическую татуировочную машинку, вскоре сменившую всевозможные самодельные инструменты и приспособления для тату. Но даже технический прогресс не сдвинул тату-культуру запада с мертвой точки. Всю первую половину XX века и Европа и Америка ходили со стандартным набором незамысловатых картинок.

И только благодаря сильнейшему всплеску молодежной культуры 50 — 60-х годов появилось новое поколение татуировщиков, творческие амбиции и смелые эксперименты которых вновь возвели тату в ранг искусства. Они широко заимствовали традиционные образы других культур — Дальнего Востока, Полинезии, американских индейцев, — создавая захватывающие гибриды, новые стили, школы и направления. Так начался новый, современный этап тысячелетней истории татуировки.

Практика украшения своего тела - это одно из самых древних выражений творческих способностей человека. Татуировкой человечество увлекается едва ли не со времени своего появления на Земле. В разные периоды существования цивилизации тату была способом уберечься от злых духов и знаком отличия, залогом вол-вращения домой из дальних странствий и свидетельством приобщения к кругу избранных.

Вероятно, первые татуировки появились в эпоху палеолита, точнее, около 60 тысяч лет назад.И хотя татуировки, сохранившиеся не в виде косвенных письменных свидетельств, а непосредственно на коже мумифицированных тел, значительно моложе (им около 6 тысяч лет), известно, что искусство украшения тела с их помощью существовало уже во времена первобытнообщинного строя.

Географическое распространение татуировок

География возникновения древней татуировки весьма обширна: Европа и Азия, Австралия и Океания, Северная и Южная Америка. Во всех этих местностях искусство татуажа зародилось совершенно независимо друг от друга.

При этом часто просматривается такое различие: для белой кожи характерно татуирование знаками, орнаментами и цветами, для темной - скарификация (от англ. to scare - делать шрамы). В последнем случае надрезы на лице и теле создают рельеф, который превращается в декоративный элемент. Чаще всего рельеф подчеркивается краской, нанесенной на раны. Полинезийские и индонезийские аборигены сохранили древнейшую практику татуировки до сих пор, передавая ее из поколения в поколение.

Социальное значение татуировок

Это доказывает, что татуировка обусловлена и генетически, и социально. Она служит не только украшением, но и знаком племени, рода, тотема, обозначает социальную принадлежность ее обладателя. Поэтому в таком почете здесь родовые знаки татуировки - послания мудрости и магии от духов предков, дошедшие из глубины веков. Кроме того, тату наделяется определенной магической силой. Есть татуировки, свидетельствующие об особых событиях в жизни, особых навыках и умениях. Татуировки начинают наносить в десять-одиннадцать лет, чтобы к началу взрослой жизни ребенок получил покровительство высших сил.

Завершение татуировки - это завершение формирования личности, которое может откладываться на долгие годы. Так, постепенно узоры покрывают тела полинезийцев подобно одежде, из которой можно узнать о происхождении, богатстве, успехе. Это своего рода паспорт - индивидуальный и постоянный, который нельзя потерять или подменить. Последние татуировки появляюсь на теле человека уже после смерти - они служили проводниками в загробный мир.

Техника нанесения татуировки в племенах в наши дни

Весь этот колорит дошел и до наших дней, сохранив традиции и секреты. На островах Полинезии татуировки до сих пор наносят при помощи сажи (см. Полинезийские татуировки). Берут палочку, например расщепленный бамбук, обмакивают его в сок кактуса агава, а затем - в сажу, оставшуюся от костра. И этой палочкой выводят на лице, руках, спине человека нужный узор. Потом подносят к участку тела другую палочку, в которую вставлены острые акульи зубы, берут подобие молоточка и по контуру рисунка вбивают сажу под кожу. В других случаях на поверхности тела делаются надрезы, куда в свою очередь тоже втирается сажа.

Интересно сравнить искусство татуировки индейцев (см. Татуировки индейцев) с другим наследием. Рисунки на лице и теле - непременный атрибут индейской культуры, а точнее, культур, так как каждое из племен имело свой стиль. Подлинная индейская традиция была насильственно прервана. Резервации, завоевание исконно индейских земель привели к гибели племен и уничтожению культуры. И тем не менее искусство индейцев не пропало бесследно. Их атрибутика - длинные волосы, налобные повязки, бахрома, бисер, пончо - стала означать принадлежность к свободному и гордому народу.

Сохранилось и искусство татуировки. У индейцев она служила для маскировки, распознавания своих, обозначения статуса внутри рода или в качестве оберегов. Узоры-обереги часто строились «от противного»: чтобы избежать беды, необходимо было ее изобразить. Тогда духи решат, что беда уже свершилась и здесь им делать больше нечего. Именно по этой причине тела индейских воинов часто украшал символ смерти - череп. Процесс нанесения татуировки осуществлялся очень болезненно, с осложнениями, вплоть до летального исхода. На тело наносились раны, в которые втиралась смесь из сажи и древесного угля.

Причиной возникновения татуировки были и естественные повреждения кожи - так считают некоторые исследователи. Охотник или воин возвращался домой с ранами, которые рубцевались и образовывали на теле причудливый рельефный узор. Считалось, что чем больше таких знаков отличия было на теле мужчины, тем большим опытом и отвагой он обладал. С усложнением и расслоением иерархии общества эти знаки доблести стали наносить искусственно, в том числе и на тела тех, кто не принимал участия в боях и охоте. Почетные отметины в пределах каждого племени приобретали определенное значение, как современные знаки отличия.Позднее обычай татуировки распространился и на женщин.

Техника нанесения татуировки в Японии

Например, в Древней Японии по татуировке можно было узнать, замужем женщина или нет, есть ли у нее дети и в каком количестве (см. Японские татуировки). В некоторых культурах татуировки свидетельствовали о здоровье: чем больше узоров, тем выносливее их носительница. Иногда встречались крайние проявления тэту - например, если у матери не было татуировки, новорожденного ребенка убивали. Тату для женщин были немногочисленны и изящны. Часто они располагались вокруг рта, на ногах, на верхней части бедер. Их целью было сделать свою владелицу сексуально привлекательной и плодовитой, а также уберечь от превратностей судьбы и злых духов.

Технология японской татуировки крайне трудоемка. Узор, который позже будет выколот на теле, рисовали на коже человека кисточками. Он наносился вручную, иглой или пучком игл (для заполнения плоскости) с бамбуковой рукояткой (так, например, делали татуировки Якудза). По традиции ушник начинал практиковаться в работе с иглами, только проведя три года во внимательном наблюдении за работой хозяина, - никакие объяснения в татуировке, как и в других восточных практиках, не были приняты. Вначале ученик работал без туши, отрабатывая силу и ритм удара по бамбуковой рукояти. Первые опыты ученик производил на ноге учителя, затем - на собственной ноге, и только после успешной сдачи экзамена он допускался к клиенту. Высокий профессионализм, граничащий с самопожертвованием!

Старые мастера считали, что ручная работа создает особый контакт между клиентом и художником. Впрочем, с широким распространением машин и химических красителей традиционная техника пришла в упадок. Сейчас еще живы татуировщики старой школы, помнящие Японию довоенных времен. Но молодое поколение татуировщиков выбирает интернациональный стиль работы, и не исключено, что через несколько десятилетий традиционная японская татуировка перестанет существовать.

В период неолита (8-3 тыс. лет до н. э.) татуировки в виде геометрических знаков практиковались на территории современной России (см. Славянские татуировки). Наши предки, например, пользовались глиняными штампами с орнаментами, которые полагалось иметь при исполнении магических ритуалов древнего культа плодородия.

В эпоху раннего Средневековья ремесленники обозначали татуировкой принадлежность к определенному цеху: столяры, кузнецы и жестянщики рисовали на руке или груди символы своей профессиональной деятельности (см. Средневековые татуировки). Позднее, уже в XIX-XX веках, эта традиция возродилась в среде моряков (см. Морские татировки), литейщиков, горняков. Считают, что современный татуаж на Западе обязан своей популярностью именно им. В дальнейшем отставные моряки стали открывать первые тату-салоны в крупных портовых городах.

Религиозные татуировки. Закат искусства татуировки

С распространением христианства обычай стал безжалостно искореняться как составная часть языческих обрядов. Христианские миссионеры сугубо отрицательно относились к языческим практикам украшений тела, поскольку в Ветхом Завете существует прямой запрет налагать на тело знаки и клейма (несмотря на это есть много примеров Религиозных татуировок). Запрет был настолько суровым, что татуировка не практиковалась среди европейцев вплоть до XVIII века. Кроме того, викторианская мораль считала процедуру татуировки слишком кровавой и варварской. Примерно в середине XIX века татуировка была окончательно запрещена, но еще в 1920-х годах ученые зарисовывали великолепные образцы татуировок, принадлежащих старикам, и записывали песнопения о сакральном происхождении татуировки.

Возрождение татуировок

Татуировка возродилась, но уже не в изначальном, ритуально-сакральном, значении, а как орнаментальная заморская диковинка, мода, не обремененная каким-то особым смыслом.

Татуировка не всегда и не везде являлась позитивной отметкой, символом доблести, иногда она знаменовала наказание. В Японии был свой метод отмечать несчастного, нарушившего закон. Татуировка на лице () стала одним из пяти классических наказаний и в Китае. Так же метили рабов и военнопленных, затрудняя им побег и облегчая их опознание. И греки, и римляне использовали тэту для подобных целей, а испанские конкистадоры продолжили эту практику в Мексике и Никарагуа. Клеймение преступника на Руси - словом «вор».Во время Первой мировой войны в Британии букой D метили дезертиров, а в период Второй мировой в идлагерях пленным выкалывали порядковые номера.

Лишь в начале 50-х годов татуировка распрощалась с мрачным налетом исторического наследия. Всплеск молодежной культуры 50-60-х годов породил новое поколение татуировщиков, творческие амбиции и смелые эксперименты которых возвели тату в ранг искусства. Они широко заимствовали традиционные образы других культур - Дальнего Востока, Полинезии, американских индейцев. Это породило богатые направления и стили. Поиск новых средств самовыражения и новый взгляд на личную свободу привел к возобновлению многих древних методов, в частности татуировки. Первая конвенция по тату состоялась в Бристоле (Великобритания) в 1950 году. С тех пор тату-движение шагнуло так далеко вперед, что ежемесячно в мире проводится не менее пяти местных конвенций.

История российских конвенций начинается в 1995 году, когда под эгидой байк-клуба «Ночные волки» была проведена Первая московская тату-конвенция.



Рассказать друзьям