Изобретение зажигалки. Когда появились зажигалки: изобретение, перевернувшее мир

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Люди любят коллекционировать различные вещи. Дети собирают марки, игрушки, фишки и многое другое. Но со временем всё меняется. Некоторые перестают этим заниматься, а некоторые начинают из более серьёзных и необычных вещей. Для многих из них это становится смыслом всей жизни. В этой статье представлены 10 самых удивительных коллекций.

  • Бельгийка по имени Селин Корнет очень увлечена своей коллекцией, которая состоит из 2200 игрушечных панд. В конце 1970 годов её муж привёз из командировки сувенир в виде панды, которая стала первым экземпляром в огромной коллекции женщины.
  • Кто не любит соусы? Точно не Вик Клинко. Если большие любители соусов хранят в холодильнике до 20 разных бутылочек, то Вик собрал уже 6 тысяч видов. Он коллекционирует их вот уже на протяжении 17 лет. Благодаря своей работе в ресторане, он регулярно узнаёт о новинках и сразу же их покупает.

  • Маленький Гарри Берроуз, которому нет и десяти лет, обожает пылесосы. Он успел собрать более 40 разных моделей. Все началось с раннего детства – когда Гарри не мог заснуть, родители включали пылесос, что способствовало быстрому засыпанию ребёнка. Он покупает редкие модели пылесосов на свои карманные деньги.

  • Семья Гиббинс регулярно пополняет свою коллекцию секс кукол, количество которых перевалило за 240. Такие куклы привлекли мужа ещё в детстве, и уже тогда он понял, что хочет собрать огромную коллекцию. Первую необычную куклу он приобрел за 4000 долларов. Жене было нелегко смириться с увлечением мужа, но все же пришлось. За всю жизнь они потратили около 160 тысяч долларов на эту коллекцию.

  • Баркер Грэхем может похвастаться очень необычной коллекцией пупкового пушка. Собирать он его начал ещё в юношестве, когда ему стало интересно, сколько пушка можно собрать из пупка за 30 лет жизни. Собирает он его уже 26 лет. Коллекцию он пополняет ежедневно перед походом в душ. Стоит отметить, что не так давно один из музеев приобрёл права на коллекцию Баркера за очень большие деньги.
  • Барри Чаппел всегда мечтал бросить курить, и однажды он решил попробовать побороть привычку с помощью никотиновых жвачек. Будучи в самолёте, Барри не имел возможности выбросить жвачку, и в тот момент он захотел собрать одну большую жвачку из сотен маленьких. За 6 лет борьбы с курением он сумел собрать огромный шар из жвачек, достигающий одного метра в диаметре.

  • Маленькая Ханна Уолкер, которой всего лишь 7 лет, коллекционирует ластики. Её тётя подарила ей более полутора тысяч различных ластиков, что и стало началом коллекционирования. Стоимость всех ластиков составляет более двух тысяч фунтов.

  • Китаец по имени Цзянь Ян собирает детские куклы. Его коллекция состоит из 9 тысяч разных кукол, которые хотели бы получить многие девочки.

  • Поклонник «Звёздных войн» собрал более 300 тысяч вещей, связанных с этой серией фильмов. Более того, он даже открыл собственный музей, в котором выставлены наиболее выдающиеся предметы. Однако популярностью этот музей не пользуется.
  • Бельгийка Иввет Дарденн коллекционирует различные железные коробки. Многие из них связаны со значимыми событиями в мире. На данный момент она собрала почти 60 тысяч видов коробок.

Люди умеют удивлять друг друга. Особенно это касается разных коллекций. Выбор предмета для коллекционирования определяется характером и интересами человека. Как правило, первые коллекции люди начинают собирать еще в детстве, что в будущем иногда становится неотъемлемой частью их взрослой жизни.

Прообразом современных зажигалок историки называют чертежи механизма, созданные еще легендарным художником, гением и изобретателем Леонардо да Винчи. Конструкция «колесцовогозамка» представляла собой громоздкий механизм с цепями, пружинами и колесами, который заставлял огниво двигаться, высекая из него искры.

Первые зажигалки: осторожно, водород и оружие

Вторым прототипом аксессуара, каким мы привыкли его видеть, стало изобретение немецкого ученого Иоганна Вольфгана Деберейнера, увидевшее свет в 1823 году. Газовое устройство работало на водороде и серной кислоте, было взрывоопасным, но практичным. Попытка ученого приручить огонь стала первой полноценной зажигалкой, которая производилась до 1880 года и имела большой успех.

5%

В 1867 году производство Cartier, взяв за основу механизмы оружейных кремневых замков, создало и запатентовало зажигалку . Но размеры изделия были по-прежнему далеки от теперешних из-за громоздкости огнива на основе минерала кремня и железа.

Модель современного образца

Уменьшить габариты и повысить практичность устройств для добывания огня получилось в 1903 году у ученого из Австрии – Карла Ауэра фон Вельсбаха. Он открыл сплав ферроцерий и предложил делать кресальные камни для зажигалок из обычной стали. Эта технология применяется по сей день: стальное колесико с зазубринами при контакте с кресалом из так называемого «металла Ауэра» дает искру, а она уже поджигает фитиль с бензином или газ, подающийся из клапана.

Цифры и даты

В 1947 г. бренд S.T. DuPont на парижской выставке продемонстрировал первую модель зажигалки современного типа, работающую на газовом топливе.

Инновационные турбо-модели сотрясли рынок в 80-х гг. прошлого века. В 1986 году они стали снабжаться функцией защиты от ветра.

Для любопытных

Если вам интересно, было ли что-то в истории зажигалок до чертежей «колесцового замка» да Винчи, так и оставшихся чертежами – да, было. По-настоящему первой главой в истории этого аксессуара можно считать классическое огниво, известное нам еще из детских сказок. Этот прототип зажигалки – набор, включавший три компонента:

  • кусочек оксида кремния;
  • кресало (полоса из металла с насечками и зазубринами для трения);
  • трут (сушеные листья и грибы, волокна разнотравья, мох).

5% Специально для читателей нашего блога скидка 5% на весь ассортимент магазина по промокоду BLOG

Искра при высечении поджигала импровизированные «дрова» – получался огонь. Как видим, принцип действия очень схож с некоторыми современными изделиями, работающими на газовом горючем.

Что было раньше: яйцо или курица, спички или зажигалка?

А знаете ли вы, что безопасные для жизни и здоровья спички появились позже, чем безопасные зажигалки?

5% Специально для читателей нашего блога скидка 5% на весь ассортимент магазина по промокоду BLOG

Первые попытки создать их делались еще со времен Древнего Китая, да. Но спички современного образца были созданы только в 1855 году химиком из Швеции – Йоханом Лундстремом. Предшествующие прототипы других ученых были химически небезопасны, самовозгорались при хранении и обжигали лицо и руки во время использования. Изобретение Лундстрема дошло до нас, почти не претерпев модификаций.

» мы рассказали об истории появления в нашем быту этой полезнейшей вещи, весь функционал которой сводится к безопасному добыванию огня в бытовых условиях. Но то же самое делает и зажигалка, являясь при этом целым устройством. Логично было бы предположить, что зажигалку изобрели гораздо позже спичек. Однако не все так однозначно.

Вопрос о том, что изобрели раньше - зажигалку или спички - оказывается, вовсе не тривиален. И не случайно им задается множество людей. Когда изобрели зажигалку в виде, близком к современному и кто изобрел первую зажигалку? Ежедневно пользуясь ею, люди вряд ли задумываются о том, кому и когда в голову пришла идея «приручить» огонь и буквально носить его в кармане. История этого удобного предмета полна интересных фактов и знаменитых имен. Ведь даже безопасные в использовании спички появились гораздо позднее.

Что объединяет Большие Зондские острова и Дизеля?

Неужели есть что-то общее между жителями островов Ява, Сулавеси, Калимантан и Суматра и немецким инженером? Несомненно!

Аборигены островов с давних времен для добывания огня использовали приспособление, состоящее из деревянного корпуса с отверстием и вставленного внутрь поршня, на конце которого закреплялся трут. При резком нажатии на поршень воздух сжимался и нагревался, разжигая трут. После этого поршень быстро вытаскивали, подносили тлеющий трут к сухой траве или хворосту и раздували огонь.

В середине XVIII века Огюстен Руффо создал подобную поршневую «зажигалку» из стекла и металла. Спустя полвека на это изобретение был получен патент и начато производство в Англии и Германии. Этот же принцип использовал Дизель в своих моторах. Только в данном случае от сжатого воздуха воспламеняется топливо.

Изобретение Леонардо да Винчи?

Казалось бы, какое отношение имеет великий художник к современному «карманному» огню? Но именно одно из изобретений гениального итальянца можно считать прародителем зажигалки. Среди его чертежей обнаружена схема устройства, которое по праву считается прародительницей зажигалки. Это громоздкое устройство состояло из колес, пружин и огнива. Все детали скреплялись между собой цепями. Этот механизм работал, но широкого применения не получил.

Еще одно изобретение гения - замок пистолета, который заводился ключом. В его основе использовался курок с закрепленным кремнием, колесико с зарубками под ним и пружина. Колесико опускалось на курок нажатием на спусковой механизм. При этом происходило трение, от которого высекались искры, и воспламенялся порох. Колесцовый замок стал единственным изобретением Леонардо, которое начали применять при жизни автора.

Так что же изобрели раньше - зажигалку или спички?

Ну, а причем здесь зажигалка? Дело в том, что находчивые оружейники из неисправных пистолетов стали делать своеобразные приспособления для получения огня. В дуло вставлялась щепка и высекаемая искра поджигала ее. Ну а принцип замка, разработанный да Винчи для оружия, до наших дней находит применение при производстве отдельных видов зажигалок.

От водорода и метанола до зажигалки наших дней

Еще в 1823 году Иоганн Вольфган Доберейнер, немецкий химик, создал настольную зажигалку. Она представляла собой цилиндрический сосуд с бутылью без дна внутри, клапаном и форсункой. В основу ее действия была положена горючесть водорода. В качестве катализатора химик использовал платину, раздробленную на мелкие части. Но водород в смеси с кислородом взрывается, так что использование этого прибора было опасно. Несмотря на это, изобретение Доберейнера стало популярным и производилось до 80-х годов XIX века.

Но самое интересное состоит в том, что первая спичка, которая загоралась именно от трения, а не в результате химической реакции, то есть была собственно спичкой в нашем понимании, была изобретена лишь тремя годами позднее!

Водородная зажигалка подтолкнула изобретателей к замене опасного газа метанолом. Пары горючего газа воспламенялись при взаимодействии с платиной. И только в 1903 году химик из Австрии впервые получил сплав, состоящий из железа и церия. Именно открытие Карла Ауэх фон Вельсбаха сделало возможным получить искру от взаимодействия ферроцериевого кремня и металлического колесика.

Но пользоваться такой зажигалкой было не очень удобно. Ведь нужно было в одной руке держать само устройство, а другой - прокручивать колесико, установленное в горизонтальном положении. О том же, кто придумал зажигалку, которую можно использовать одной рукой, точных данных нет. Но существует версия, что ее изобрели инженеры с Туманного Альбиона, Уилли Гринвуд и Фредерик Чарльз Уайз. Подтолкнуло к этому усовершенствованию зажигалки печальное обстоятельство: у одного из них не было руки после участия в Первой мировой войне. Они создали бензиновую зажигалку с вертикально расположенным колесиком, что позволяло прикуривать одной рукой. Инженеры продали свое изобретение Альфреду Данхиллу. Предприниматель начал производить такие зажигалки, и они снискали успех, благодаря своему удобству.

Однако на этом усовершенствование зажигалки не остановилось. Со временем стали использовать только одно колесико, закрыли крышечкой зажигательный механизм, создали газовую зажигалку со специальным клапаном вместо фитиля, изобрели пьезо-зажигалки и даже зажигалки с использованием электронной батареи.

28.10.2009 12:51

По мнению специалистов, существенной предпосылкой к созданию зажигалок стало изобретение огнестрельного оружия.

В самом начале XVI века (предположительно около 1515 года) появился мушкет. В этом ружье искра возникала в результате трения специального колесика о кремень и воспламеняла порох.

В XVI веке никто не задумался о том, что новый механизм можно применять не только в огнестрельном оружии. Военная технология была впервые использована в мирных целях лишь спустя сто лет. Как ни странно, конверсию провели сами оружейники. Предприимчивые мастера приноровились делать из сломанного оружия довольно интересные устройства для получения огня. В дуло пистолета вставлялся деревянный трут, и искра кременного механизма вместо пороха поджигала деревяшку.

Это приспособление было похоже скорее на портативный факел, нежели на зажигалку. Как нетрудно догадаться, оно не отличалось ни удобством, ни надежностью: изрядно потрепанный в боях механизм для воспламенения пороха то и дело давал сбои, и трут практически никогда не удавалось разжечь с первого раза. Несмотря на это «зажигательные пистолеты» пользовались стабильным спросом. Вероятно, их устрашающий внешний вид был куда важнее прочих свойств. Такой зажигалкой можно было не только поджечь свечу, но и напугать недруга. Разнообразные пистолеты-зажигалки были популярны в тавернах, кабаках и постоялых дворах. А в частном быту вне конкуренции по-прежнему оставались привычные огниво и кремень.

Достойную альтернативу этому технологическому анахронизму удалось найти лишь к концу XVIII века. Правда, ею стала вовсе не зажигалка, а спички. Изготовление их оказалось возможным после того, как французский химик Клод Луи Бертолле открыл хлорат натрия. Кстати говоря, бертолетова соль - именно так впоследствии назвали новое вещество – используется при производстве спичек и по сей день. Сегодня каждой технической инновации предшествует длительная научная работа, в ходе которой ученые стремятся к уже поставленной цели. Две сотни лет тому назад все было иначе: ученые не знали заранее, для чего именно пригодятся их открытия. Так были изобретены спички, так появились и зажигалки.

В начале XIX века немецкий химик Иоганн Вольфганг Доберейнер совершенно случайно обнаружил каталитические свойства мелкораздробленной платины – в ее присутствии значительно возрастают скорость и сила горения водорода. Доберейнера, в отличие от многих других ученых его эпохи, волновало не только само открытие, но и возможность его практического применения. Немецкий химик продолжил работу и вскоре представил на суд общественности устройство для получения огня, которое сегодня смело можно назвать первой настоящей зажигалкой.

Изобретение Доберейнера было довольно компактным – оно с легкостью помещалось на письменном столе. К сожалению, Доберейнер не учел, что водород – это не только горючее, но еще и очень взрывоопасное вещество. Его зажигалка оказалась настолько опасной, что современники даже прозвали ее «адской машиной».

Dunhill идет по следу

После неудачи Иоганна Доберейнера о зажигалках забыли на несколько десятилетий и снова вспомнили лишь к середине XIX века, когда Европу захлестнула мода на курение сигар. Как ни странно, именно сигарам, а вовсе не сигаретам зажигалки оказались обязаны своим стремительным развитием. Спрос, как известно, рождает предложение. Популярность сигар заставила многих европейских предпринимателей всерьез задуматься о начале производства специальных аксессуаров к ним. Сначала появились пепельницы и портсигары, затем настал черед зажигалок.

На этот раз перед учеными и изобретателями была поставлена вполне конкретная задача: чтобы удовлетворить потребительский спрос, необходимо было создать компактное, красивое, надежное и долговечное устройство для получения огня. Не последнее место отводилось и его безопасности.

Зажигалки нового поколения появились к 60-м годам. Ученые сохранили традиционный механизм зажигания, состоящий из колесиков и кремня, и дополнили его фитилем, смоченным в горючей жидкости: колесики, вращаясь, ударяли по кремню и высекали искру, которая поджигала фитиль. Суперсовременная новинка пришлась по душе курильщикам из наиболее состоятельных слоев общества. Росту популярности не смогла помешать даже высокая цена на новые зажигалки: прирученный огонь стал символом достижений технического прогресса.

Вплоть до начала XX века конструкция зажигалок практически не совершенствовалась. Различные изменения касались по большей части их внешнего вида. Дизайн зажигалок становился с каждым годом все изощреннее, и вскоре у обеспеченных европейцев они стали излюбленным предметом коллекционирования. Считается, что тогда же появилась и традиция гравировать на поверхности зажигалок фамильные гербы и вензеля, собственные инициалы или памятные даты.

Новый шаг в эволюции зажигалок был сделан в 1903 году, когда австрийский химик Карл Ауэр фон Вельсбах смешал в своей лаборатории железо с церием. Исследования показали, что этот сплав обладает такими же свойствами, что и обычный кремень, однако он намного легче и долговечнее. На открытие обратили внимание производители зажигалок: использование железа с церием вместо традиционного кремня позволило значительно уменьшить размер изделий. Усовершенствованная зажигалка была хороша всем – благодаря новому кремню она стала не только более компактной, но и более надежной.

И все же оставался один серьезный недостаток. Все без исключения зажигалки того времени требовали участия обеих рук: одной нужно было держать саму зажигалку, а другой – вращать горизонтально расположенное колесико. Согласитесь, это не совсем удобно.

Для одной руки зажигалку приспособили в 20-х годах прошлого века два английских друга-инженера – Фредерик Чарльз Уайз и Уилли Гринвуд. Один из них потерял на войне руку и, будучи заядлым курильщиком, мечтал о том, чтобы прикуривать сигареты самостоятельно, без посторонней помощи. Приятели перепробовали множество вариантов решения проблемы и в конце концов создали зажигалку с вертикально расположенным колесиком. Это простое, на первый взгляд, решение стало революционным для своей эпохи. Теперь, чтобы получить огонь, достаточно было просто чиркнуть зажигалкой – зажать ее в кулаке и сделать одно движение большим пальцем.

По иронии судьбы мастерская Уайза и Гринвуда располагалась прямо напротив табачного магазина Альфреда Данхилла. Недолго думая приятели запатентовали изобретение и предложили его фирме Dunhill. Альфред Данхилл всегда объяснял секрет своего успеха тем, что даже маленькие идеи могут принести состояние, и поэтому согласие последовало незамедлительно. Первая в истории зажигалка для одной руки появилась в продаже в 1924 году под названием Dunhill Unique: ее корпус был покрыт слоем серебра или позолоты и украшен вставками из крокодиловой или страусиной кожи. Зажигалка была столь элегантна на вид и столь удобна в обращении, что произвела настоящий фурор среди курильщиков.

Альфред Данхилл не остановился на достигнутом и в 1926 году выпустил еще одну революционную модель под названием Dunhill Unique Watch, в которой зажигалка была совмещена с часами. По свидетельствам современников, часы на этой зажигалке работали ничуть не хуже швейцарских, а качество огня и вовсе не обсуждалось. Идея создания мультифункциональных зажигалок оказалась столь удачной, что буквально через несколько лет рынок уже был завален самыми разнообразными комбинациями – начиная зажигалкой-брелоком и заканчивая зажигалкой-портсигаром.

Ближе к концу 20х годов серьезно заявила о себе швейцарская компания Torens, выпустившая первую в истории автоматическую зажигалку. Инженеры компании дополнили механизм зажигания крышкой и соединили ее с топливным бачком. Теперь нажатие на специальный клапан одновременно и поднимало крышку над фитилем, и приводило в движение механизм зажигания, состоящий из колесика и кремня. Никогда прежде зажигалка не была столь удобной.

Начиная с 30х годов европейские компании приостановили исследования в области технической модернизации зажигалок и целиком сконцентрировались на дизайне своих моделей. Коллекционеры и искусствоведы убеждены, что по зажигалкам этого периода можно проследить не только историю технического прогресса, но и все этапы развития искусства, начиная с раннего минимализма ар-деко. Лаконичные золотые и серебряные зажигалки постепенно уступали место более вычурным и богатым образцам. К середине 30х годов это привело к появлению настоящих «мастодонтов», таких, как зажигалка-самолет или зажигалка-автомобиль. Дальше всех пошла компания Dunhill, выпустившая зажигалку Lighthouse в виде маяка. Ее высота составила ни много ни мало полтора метра – за это модель была занесена в Книгу рекордов Гиннесса.

Американская мечта

Как уже говорилось, европейцы так увлеклись модными изысками, что абсолютно забыли о практической стороне вопроса. Впрочем, работа по совершенствованию конструкции зажигалок в 30х годах все-таки продолжилась – правда, по другую сторону Атлантического океана – в США.

Отцом народной американской зажигалки стал Джордж Блейсделл. Его история началась в 1932 году в городе Брэдфорд (штат Пенсильвания), где он владел собственной фирмой по выпуску простейшего нефтедобывающего оборудования. Существует множество различных версий о том, как именно Блейсделлу пришла в голову идея заняться производством зажигалок. По всей видимости, наиболее верной следует считать его собственную: Джордж рассказывал, что на эту мысль его натолкнул приятель Дик Дрессер.

Однажды вечером друзья отправились в клуб и после танцев, выпивки и традиционных разговоров о политике вышли покурить на веранду. Дик достал из кармана старую австрийскую зажигалку и с явным усилием принялся стаскивать крышку с механизма зажигания. Он был довольно обеспеченным человеком, и Джордж удивился: «Почему ты не купишь себе зажигалку поприличнее?» «Потому что эта, в отличие от всех остальных, работает!» – ответил Дик. Когда крышка была наконец снята, потрепанная австрийская зажигалка загорелась, даже несмотря на сильный ветер. Этот случай произвел на Джорджа Блейсделла неизгладимое впечатление, и он понял, что для многих потребителей надежность зажигалки гораздо важнее ее внешнего вида.

Свой бизнес Блейсделл начал с того, что купил эксклюзивную лицензию на импорт австрийских зажигалок в США. Это оказалось пустой тратой сил и денег: ему так и не удалось продать ни одного экземпляра. Патриотичные американцы предпочли австрийским моделям отечественные, хоть те и были менее удобны.

Несмотря на провал Джордж Блейсделл не опустил руки и решил потратить последние деньги на разработку и производство собственной зажигалки. Он арендовал цех, купил несколько подержанных станков и нанял трех слесарей. Вместо того чтобы банально скопировать австрийскую зажигалку, Блейсделл решил подвергнуть ее серьезной модернизации.

В первую очередь он уменьшил размеры зажигалки так, чтобы она идеально помещалась в руке. Затем соединил при помощи петель крышку с корпусом – теперь ее можно было открывать одной рукой без какихлибо усилий. Сам корпус стал из латунного хромированным – более прочным и удобным. Ветрозащитный экран вокруг фитиля остался неизменным, а колесико и кремень подверглись лишь незначительному усовершенствованию.

Новая зажигалка, которой впоследствии было суждено стать одним из символов Америки, получила название Zippo – по аналогии со словом zipper («молния»). Она стоила 1,95 доллара, и в первый же месяц было про дано почти сто зажигалок. Заработанные деньги прозорливый Блейсделл вложил в рекламу своего бренда. Реклама Zippo акцентировала внимание на главном свойстве новой зажигалки – устойчивости к ветру и плохим погодным условиям. А в родном Брэдфорде Блейсделл бесплатно обеспечил своими зажигалками водителей автобусов – с тем чтобы они демонстрировали их ветрозащитные качества пассажирам.

Ветрозащитные зажигалки Zippo пользовались все большей популярностью, и в 1937 году Блейсделл решил расширить их ассортимент. В продаже появилась «спортивная серия» Zippo с изображениями охотника, рыбака, яхтсмена, бейсболиста, игрока в гольф и лыжника. Впоследствии стали делать модели с керамической отделкой и прочими «украшениями». А после войны были выпущены зажигалки с опознавательными знаками различных родов войск.

Росту популярности Zippo способствовало и то, что Джордж с самого первого дня ввел пожизненную гарантию на свои зажигалки. Сегодня человек из любой страны мира может отправить сломанную Zippo в Брэд форд – ее обязательно починят и вернут владельцу. При этом не важно, в каком году она была выпущена – ведь конструкция зажигалки Zippo ничуть не изменилась за свою почти семидесятилетнюю историю.

Специально для сигар

В первой половине XX века наиболее распространенным горючим для зажигалок был бензин. Это очень не нравилось любителям сигар, ведь бензин обладает резким запахом, который мгновенно впитывается в сигару и, естественно, портит ее органолептические свойства. Стремясь получить максимальное наслаждение от сигары, со временем все большее число афисионадо возвращалось к спичкам и лучине.

В 30-е годы знаменитые европейские фирмы, такие как Dunhill, Cartier и другие, начали выпускать на рынок элитные линейки сигарных аксессуаров – разнообразные гильотины, портсигары и чехлы. Для того чтобы окончательно удовлетворить эстетические потребности курильщиков, не хватало только особой зажигалки. Решение было найдено лишь после войны. На международной выставке в Париже в 1947 годукомпания S.T.Dupont представила первую в мире газовую зажигалку – вместо традиционного бензина в ней использовался бутан. В отличие от бензина бутан не имеет в своем составе тяжелых соединений, дающих при горении специфический резкий запах. Газовые зажигалки оказались абсолютно безвредны для сигар.

Вскоре аналогами французской зажигалки обзавелись и другие европейские производители. В 1956 году на свет появилась газовая Dunhill Rollagas, в том же году работу начала швейцарская фирма Diplomat – в первую линейку аксессуаров этой компании вошло сразу несколько изысканных газовых зажигалок.

Четверть века спустя компания S.T.Dupont произвела еще одно усовершенствование, заменив традиционную кремниевую систему зажигания на электрическую. Система, изобретенная инженерами S.T.Dupont, получила название электронного пьезо. При нажатии на пьезокристалл на его полюсах возникает электрическая разница потенциалов. Слабый ток направляется на два электрода, и проскочившая между ними искра поджигает пропитанный бензином фитиль либо выпущенный из зажигалки газ.

Одноразовый огонь

Так получилось, что с самого момента своего появления зажигалки были рассчитаны на обеспеченного человека – сложность конструкции, применение новых технических решений и неизменно высокое качество отделки поднимали цены на них до заоблачных высот. Таким образом, они долгое время оставались привилегией наиболее обеспеченных слоев общества, а массы довольствовались спичками. Такое положение дел просуществовало довольно долго – даже в середине XX века цены на самые простые зажигалки редко опускались ниже десяти-пятнадцати долларов.

Доступной всем зажигалку сделал знаменитый французский предприниматель Марсель Бик. О нем заговорили в 50_х годах XX века, когда он выпустил на рынок первую в мире одноразовую шариковую ручку и всего за несколько лет умудрился здорово потеснить ведущих производителей традиционных авторучек. Первую в мире одноразовую зажигалку Бик выпустил в 1973 году. Использование газа вместо бензина позволило сделать корпус зажигалки пластиковым. Это решение свело к минимуму как размеры и вес зажигалки, так и ее цену.

Знаменитый рекламный слоган Click Bic за несколько месяцев облетел весь мир и мгновенно завоевал сердца потребителей. Секрет успеха зажигалок Bic был прост: они стоили на порядок дешевле конкурентов, были надежны и практичны. Пластиковая зажигалка предлагалась в нескольких ярких цветовых решениях – это пришлось по душе молодым модникам и модницам эпохи хиппи. Более состоятельная аудитория также с радостью приняла новинку. Зажигалки и ручки, как известно, теряются чаще всего, а пластиковый одноразовый Bic стоил так дешево, что потерять его было не жалко.

Вслед за компанией Марселя Бика выпуск одноразовых зажигалок наладили и другие фирмы. Наибольшего успеха достигла шведская Swedish Match, крупнейший производитель спичек начиная с 1917 года. В 80-х годах ее владельцы приобрели английскую фирму Wilkinson Sword, на базе которой было основано производство одноразовых зажигалок под маркой Cricket. Кроме Bic и Cricket сегодня большой популярностью пользуются одноразовые зажигалки таких марок, как Amatti и Feudor.

Эпоха высоких технологий

Процесс усовершенствования зажигалки всегда был связан с общим техническим прогрессом. Эпоха нефти нашла отражение в бензиновых зажигалках. Повсеместное распространение другого источника энергии – природного газа привело к появлению газовых зажигалок. Ну а изобретение системы электронного пьезо совпало с началом века цифровых и электронных технологий.

Еще совсем недавно на вопрос о том, какой телевизор самый лучший, респонденты давали однозначный ответ: японский. Действительно, за последние несколько десятков лет за Страной восходящего солнца прочно закрепился имидж лидера в области высоких технологий. И нет ничего странного в том, что именно японцы смогли удивить мир новой зажигалкой.

В 1986 году японская компания Sarome представила первую в мире турбозажигалку. Новинка так понравилась курильщикам сигар, что сегодня, согласно мировой статистике, турбозажигалкой пользуется каждый второй из них. Более того, абсолютное большинство современных афисионадо уверены, что турбозажигалки были изобретены специально для того, чтобы прикуривать сигары. На самом деле это не так. Специалисты компании Sarome облекли в изящную оболочку технологию, которая сначала не имела никакого отношения ни к сигарам, ни к сигаретам, ни тем более к дорогостоящим элитным аксессуарам. Суть ее состоит в том, что газ подается под высоким давлением, и при попадании искры образуется небольшое пламя с очень ровным направленным контуром и высокой температурой.

Первые турбозажигалки были довольно громоздкими и применялись дантистами при протезировании – для создания точных восковых форм будущих протезов. Эволюция технологии позволила уменьшить размеры устройства – и оно попало на полки строительных магазинов. Компактные промышленные зажигалки, дающие пламя температурой более тысячи градусов, могли использоваться в домашних условиях вместо паяльника. Следующими новинку оценили туристы и путешественники – высокое давление газа гарантирует, что зажигалка не погаснет на ветру и будет гореть несмотря на дождь и снег.

Широкое распространение среди поклонников сигар и хорошего табака турбозажигалки приобрели к началу 90-х годов – они идеально подошли для прикуривания сигар, оставив традиционные газовые зажигалки далеко позади. В турбозажигалке газ подается под очень высоким давлением, направленным потоком. Это позволяет не только быстрее раскурить сигару, но и поджечь ее максимально равномерно.

Сегодня турбозажигалки производит не только японская Sarome, но и целый ряд европейских компаний. Наибольшего успеха достигли такие как Colibri, S.T.Dupont, Blazer и Prometheus. Последняя появилась относительно недавно – в 1992 году, и с первого же дня турбозажигалки стали основным направлением ее деятельности. Компания Prometheus первой начала выпуск турбозажигалок, совмещенных с таким важным для любителей сигар устройством, как гильотина. Сегодня в ее ассортименте есть даже турбозажигалки со встроенными сигарными ножницами.

Вообще, современные турбозажигалки имеют мало общего с теми, что выпускались в 80-х годах, – с тех пор они подверглись целому ряду усовершенствований и стали компактнее, легче и изящнее. Их конструкция также изменилась. В начале 90-х годов компания Sarome выпустила зажигалку с «двойным» огнем: курильщик видит высокое пламя обычной зажигалки, под которым скрывается огненный поток турбозажигалки. В области технических инноваций отличилась и компания Prometheus – ее специалисты создали турбозажигалку с кольцевой подачей огня. Крупное основное отверстие, из которого выходит газ, окружено почти тридцатью более мелкими отверстиями.

Пламя такой зажигалки получается объемным, и, по мнению многих курильщиков, лучше всего подходит для прикуривания сигар.

Дизайн нынешних турбозажигалок полностью соответствует духу эпохи. Зажигалки первой половины XX века блистали золотом, серебром и драгоценными камнями. Современные турбозажигалки выполняются, как правило, в более спокойном минималистском стиле – холодная сталь подчеркивает их принадлежность к миру высоких технологий. Правда, цена турбозажигалок соответствует тем ценам, которые выставляли на свою продукцию производители начала прошлого века. Хорошая и надежная зажигалка от Prometheus, Sarome, Colibri или S.T.Dupont стоит около ста долларов.

Тот факт, что более половины всех курильщиков сигар в мире отдают предпочтение турбозажигалкам, вовсе не означает, что золотые и серебряные произведения искусства начала прошлого века устарели и больше неактуальны. Они стали раритетными и сегодня пользуются повышенным спросом у коллекционеров и любителей.

От классических канонов не собираются отходить и старейшие создатели зажигалок и аксессуаров, такие, как Dunhill и Cartier. Их зажигалки все так же выполняются из золота и серебра, а при желании можно найти и модели с инкрустацией из драгоценных камней. Они наверняка придутся по душе даже самым взыскательным эстетам и ярым консерваторам. О том, что эпоха золота и блеска еще не кончилась, громко заявила Dunhill, в 1986 году выпустив самую дорогую зажигалку за всю свою историю – ценой более пятидесяти шести тысяч долларов. Благодаря этому, кстати говоря, компания Альфреда Данхилла во второй раз попала на страницы Книги рекордов Гиннесса.

Сегодня мало кто сможет увидеть в доисторических огниве и кремне прообраз современной турбозажигалки. Тем не менее, связь между ними очевидна – просто за сотни и даже тысячи лет своего развития устройства для получения огня претерпели множество изменений.

Элдар Тузмухамедов

Сегодня, чтобы добыть огонь, мы чаще всего пользуемся не огнивом и даже не спичками, а зажигалками. А вот нашим предкам жилось совсем не так просто. Чтобы изобрести и создать этот небольшой полезный предмет, потребовались долгие годы напряженного труда многих ученых и инженеров.

ревнегреческий миф о Прометее, похитившем огонь у богов, хорошо иллюстрирует то значение, которое придавали люди спасительному пламени. В доисторические времена наши предки со страхом ждали гроз. Но молнии, воспламенив деревья, давали им возможность согреться и приготовить горячую пищу. Позднее люди научились добывать огонь самостоятельно.

Полезные стружки

Со временем человеческий разум создал приспособление, получившее название «кресало» (от слова «кресать» - «резать»), или огниво. Оно активно использовалось до середины XIX века и даже сейчас имеет ограниченное применение. Комплект этого прадедушки зажигалки состоял из полоски закаленной стали, кремня и трута.

При ударе об острые кромки кремня из металла выкалывается очень мелкая стружка. При этом она моментально нагревается и воспламеняется, соединяясь с кислородом, находящимся в воздухе. Температура горения этой стружки достигает 1000°C. Искры, в свою очередь, поджигают трут, в роли которого может выступать любой волокнистый материал: хлопок, высушенный мох или волокна льна.

Подобный способ был максимально широко распространен до того, как в 1826 году английский фармацевт Джон Уокер изобрел спички с серными головками. Впрочем, кресало, помещенное в герметичную упаковку, можно встретить в снаряжении туристов и сегодня. Оно высоко ценится за свою безотказность - в отличие от хрупких и не всегда надежных спичек. Единственным отличием является то, что сегодня вместо волокнистого трута часто используется магниевая стружка. Огниво было верным спутником человека и оставило свой след даже в геральдике. На гербе Республики можно увидеть четыре огнива, по форме напоминающих букву «С». Это расшифровывается как девиз «Само слога Србина спасава» («Только единство спасет сербов»).

«Вечная горелка»

Джон Уокер был не единственным фармацевтом, который внес свою лепту в историю добывания огня. В 1780 году в баварском городке Хоф, в семье извозчика Дёберейнера родился мальчик, которого назвали Иоганном. К сожалению, бедность родителей не позволила ему получить хорошее образование, поэтому его учителем был приходской священник. А чуть позже - аптекарь, который взял мальчика к себе в ученики. Организовать собственный фармацевтический бизнес Иоганну не удалось, но на заработанные деньги он проучился 3 года в Страсбургском университете. Благодаря несомненному таланту естествоиспытателя уже в 1810 году молодой человек получил профессорскую мантию в Йенском университете.

Как химик, Дёберейнер прославился многими открытиями. Например, разработал технологические процессы крашения тканей, производства крахмала и патоки. Нашел способ превращения этилового спирта в уксусную кислоту и открыл реакцию окисления двуокиси серы путем катализа. Причем оба этих открытия в промышленном производстве применяются и по сей день.

Но основным научным направлением ученого было изучение свойств металлов. В 1823 году профессор сделал сообщение, на основе которого чуть позже создал прибор, получивший название «огниво Дёберейнера», или «вечная горелка». Суть его работы заключается в следующем. В банке цинковая пластинка вступала в реакцию с серной кислотой, в результате чего выделялся водород. При открытии клапана струя водорода устремлялась наружу и, встретив на своем пути губчатую платину, выполняющую роль катализатора, воспламенялась в воздухе. Горение можно было регулировать или прекратить, закрыв кран. Так на свет появилась первая химическая зажигалка, которая была востребована в течение нескольких десятилетий. Конечно, устройство было далеко от совершенства: громоздкое и небезопасное. Соединение кислорода и водорода могло привести к сильному взрыву.

Тем не менее уже в 20-х годах прошлого столетия одна американская фирма рискнула предложить усовершенствованный вариант «огнива Дёберейнера». Принцип действия был таков: при погружении рамочки с шариками платиновой черни на проволочках в отделение с войлоком, пропитанным метанолом, платина вызывала химическую реакцию, нагрев и воспламенение паров метанола. Но это была скорее экзотика для любителей необычного.

Поступь прогресса

К началу XX века основной проблемой для начала массового производства зажигалок было высечение искры. Использовать оксид кремния в этом случае было нерентабельно. Что касается механизма действия, то он был известен еще со времен Леонардо да Винчи, оставившего на чертежах так называемого «колесцового замка» переплетение цепей, колес и пружин.Эта средневековая конструкция была далека от совершенства, но ее идею использовал в 1890 году американский изобретатель Генри Мэйбаум. Искра в предложенной им модели производилась особой пистонной лентой с фульминатами (солями гремучей кислоты). С ее помощью поджигался пропитанный бензином фитиль.

1903 год оказался для зажигалки знаковым. Тогда австрийский химик барон Карл Ауэр фон Вельсбах открыл ферроцериевый сплав, который стал идеальным материалом для изготовления кремня в промышленных масштабах. С того же времени появилась и привычная конструкция зажигалки, мало изменившаяся до сегодняшних дней: два металлических колесика-стартера с насечками, высекающие искру из кремня. Искра, в свою очередь, поджигала пропитанный бензином фитиль.

Пик спроса на зажигалки пришелся на Первую мировую войну. Ведь ими можно было не только разжечь костер, забыв об отсыревших спичках, но и освещать дорогу в темноте. Впрочем, у зажигалки того времени было одно неудобство - ось, на которой крепилось колесико, была расположена вертикально, поэтому для процесса воспламенения необходимо было задействовать обе руки.

Этот досадный промах устранили в середине 1920-х годов два британских инженера Уайз и Гринвуд. Дело в том, что один из них во время Первой мировой потерял руку, поэтому прикуривание папиросы доставляло ему определенный дискомфорт. Так на свет появилась зажигалка с горизонтальным расположением оси. Друзья, запатентовав изобретение, продали его торговцу табачными изделиями Альфреду Данхиллу, чья фирма находилась напротив их лаборатории. И с тех пор началось шествие зажигалки «Данхилл» по всему миру.

В 1930-х годах в конструкцию зажигалки были внесены незначительные изменения. Например, вместо двух стали использовать только одно колесико, а механизм воспламенения закрывался крышкой, соединенной с корпусом, которая в некоторых моделях автоматически откидывалась при нажатии на кнопку-стартер. А поскольку запах бензина многим не нравился, его заменили на газ - сжиженный пропан или бутан.



Рассказать друзьям