Игра — диагностико-коррекционный метод нравственного воспитания ребенка. Мастер-класс создание ситуации выбора как необходимое условие развития личности дошкольника Режимный момент: творческие этюды по произведению

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В пособии дана методика формирования нравственных основ и морального развития детей дошкольного возраста. Пособие состоит из двух блоков: в первом представлены различные методики проведения диагностики морально-нравственного развития дошкольников; во втором дана методика проведения групповых занятий с дошкольниками по формированию у них таких нравственных понятий, как добро и зло, честность, послушание, помощь, справедливость и т. д. Пособие предназначено для педагогов и психологов, работающих с детьми дошкольного возраста, а также родителям.

Из серии: Психолого-педагогическая служба сопровождения ребенка

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Диагностика и развитие моральной компетентности личности дошкольника (Т. П. Авдулова, 2014) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Диагностика морального развития дошкольников

В исследовании морального развития детей выделялись следующие диагностические блоки:

1. Изучение развития морального мышления дошкольников.

2. Изучение развития моральных эмоций дошкольников.

3. Исследование ценностных ориентаций дошкольников.

4. Изучение реального морального поведения дошколь ников.

В первый блок «Изучение развития морального мышления дошкольников» вошли следующие методики:

а) моральные дилеммы (ситуации вербального решения ребенком моральных дилемм по различным моральным нормам);

б) рисунок «Добро и Зло», направленный на диагностику полярных нравственных эталонов и представлений о нравственных категориях.

Во второй блок «Изучение развития моральных эмоций дошкольников» вошли отдельные показатели проективных методик «Мой самый хороший и самый плохой поступок», «Добро и Зло».

В третий блок «Исследование ценностных ориентаций дошкольников» вошли следующие методики:

а) «Цветик-семицветик»;

б) некоторые показатели методики «Добро и Зло».

Заключительный, четвертый, блок «Изучение реального морального поведения дошкольников» представлен следующими методиками:

а) проективный рисунок «Мой самый хороший и самый плохой поступки»;

б) ситуации практического взаимодействия «Моральный конфликт».

Моральные дилеммы (ситуации для дошкольного возраста)


Моральные дилеммы (истории, содержащие моральный выбор) позволяют определить уровень развития моральных суждений дошкольников. Истории с открытым концом, предлагаемые детям, должны быть экологичны, то есть распространяться на ситуации, понятные детям этого возраста и типичные для их каждодневного взаимодействия с социальным окружением.

Дошкольникам предлагаются моральные дилеммы по следующим четырем базовым моральным нормам, которые понятны дошкольникам, – это моральные нормы помощи, щед рости, честности и послушания (следования авторитету взрослого). Следование этим нормам является нормативным для конца дошкольного детства, которое заканчивается таким значимым возрастным достижением, как первичные этические инстанции.

Важной является также дифференциация поведения дошкольника в зависимости от партнера по общению, то есть следование моральной норме в ситуациях взаимодействия со взрослым и со сверстником. Дошкольники в целом демонстрируют более высокий уровень развития моральных суждений в отношении взрослого. Но если у ребенка обнаруживается более высокий уровень моральных суждений в ситуациях со сверстником, можно говорить о более зрелой нравственной позиции дошкольника.

Норма помощи

Мама, уходя на работу, напомнила Олегу (Наде) что ему есть на обед, и попросила помыть посуду после еды. Олег поел и сел смотреть мультфильмы, а посуду мыть не стал. Вдруг, на самом интересном моменте, Олег (Надя) вспомнил(а), что мама придет с работы усталая, а посуда не помыта. Но мультик очень интересный… Вопросы…


Витя (Аня) шел (шла) на день рождения. Около дома он(а) увидел(а) своего приятеля с разбитым коленом. Мальчик попросил Витю (Аню) помочь ему – сбегать позвать его родителей. Витя (Аня) задумался, как ему поступить: если он пойдет звать родителей мальчика, то пропустит свой любимый торт и веселые игры… Вопросы…

Норма щедрости (справедливого распределения)

Ситуация взаимодействия с близким взрослым

Егору (Милочке) на Новый год подарили много разных подарков. И Дед Мороз принес подарки, и мама подарила ему(ей) ту игрушку, о которой он(а) мечтал(а), и бабушка с дедушкой тоже. Милочка жила с мамой вдвоем и знала, что маме никто ничего на Новый год не подарил. Сел(а) Егор (Мила) среди своих игрушек и решил(а)… Вопросы…


Ситуация взаимодействия со сверстником

В детском саду устроили конкурс рисунков на асфальте. Все дети должны были принести мелки. Феде (Даше) мама купила много красивых, разноцветных мелков. Федя (Даша) с удовольствием рисовал(а). Вдруг к нему (ней) подошел мальчик из их группы и попросил мелки, потому что у него был только белый, обычный, мелок и рисунок получался бледный и некрасивый. Федя (Даша) очень хотел(а) победить в этом конкурсе и решил… Вопросы…

Норма честности

Ситуация взаимодействия с близким взрослым

Мама не разрешала залезать к себе в шкаф. Однажды Ваня (Оля), когда мамы не было дома, забрался к ней в ящик и к своему восторгу обнаружил там новую игрушку. Наверное, мама приготовила ему (ей) сюрприз. Он(а) взял игрушку, немного поиграл и поставил на место. Вечером мама вернулась домой и спросила: «Ты залезал(а) в мой шкаф?». Ваня (Оля) подумал и ответил(а)… Вопросы…


Ситуация взаимодействия со сверстником

Два мальчика (девочки) – Дима и Женя (Маша и Женя) познакомились на прогулке и вместе играли. Дима дал Жене поиграть отличную пожарную машинку (куклу), а сам(а) пошел качаться на качелях. Женя играл(а) – играл(а) нечаянно сломал(а) машинку (куклу), испугался и забросил ее в кусты. А Диме (Маше) сказал(а)… Вопросы…

Норма послушания

Ситуация взаимодействия с близким взрослым

Мама не разрешала Вове (Лизе) часто играть в компьютерные игры и запрещала включать компьютер, когда ее нет дома. Но мама у Вовы (Лизы) была добрая и никогда не наказывала его (ее). Вове (Лизе), как всем детям, очень нравилось играть в компьютер, и вот однажды, когда мамы не было дома… Вопросы…

Противоречие между нормами. Аналог дилеммы Хайнца

У одной доброй женщины был сынок (дочка). Они жили вдвоем, и больше у них никого не было. Однажды эта женщина сильно заболела и почти умирала. Тогда ее сынок (дочка) пошел(шла) в аптеку и попросил(а) лекарство для мамы. Но продавец сказал, что без денег ничего не даст, а денег у мальчика (девочки) не было. Что же делать?… Вопросы…

Далее задаются общие вопросы, фиксируются ответы. Потом история продолжается: «Тогда мальчик (девочка) пошел и украл(а) деньги, купил(а) лекарство, и мама его(её) выздоровела». Как ты думаешь, хорошо он(а) поступил(а) или плохо? Почему?

По всем ситуациям задаются следующие вопросы:

1. Как ты думаешь, что сделает герой истории?

2. Почему он поступит таким образом?

3. А как надо было бы поступить?

4. Почему?

По каждой ситуации выводится балльная оценка. Всего восемь оценок (по количеству ситуаций). Ответы оцениваются в баллах в соответствии со следующими критериями:

Ответы, не связанные с моралью, с человеком или не связанные с сюжетом, ответы «Не знаю» – 0 баллов.

«Нельзя» что-то делать или «надо» что-то делать без приведения аргументации и обоснования своей позиции, когда ребенок затрудняется ответить на вопрос: «Почему?» – 1 балл.

Приведение аргументации, ориентированной на послушание, контроль взрослых (мама накажет, папа не разрешает и т. п.) – 2 балла.

Приведение аргументации, ориентированной на взаимную выгоду: «Ты – мне, я – тебе» (если я с ним поделюсь, то, в другой раз, и он мне даст и т. п.), – 3 балла.

Внешняя положительная оценка (скажут, что я хороший, я не жадина, я честный и т. п.); «Я» с точки зрения принятия другими, мотивы общения, желание играть вместе (не будет со мной играть, а с кем я тогда буду дружить? и т. п.) – 4 балла.

Сопереживание, уважение чувств других (ей же больно, она может умереть, ему же тоже хочется, ему обидно, помогу, потому что жалко, и т. п.) – 5 баллов.

Называние обобщенной нормы, обоснование универсального правила («Друзьям надо всегда помогать», «Никогда нельзя обманывать – люди не смогут доверять друг другу») – 6 баллов.

В анализе моральных суждений определяются следующие показатели: уровень суждений по трем моральным нормам – помощи, щедрости и честности (средний балл по двум ситуациям взаимодействия со взрослым и со сверстником); уровень суждений в зависимости от партнера по общению: взрослый, сверстник (средний балл по трем ситуациям для каждого из партнеров по общению); общий уровень моральных суждений (среднее значение по всем ситуациям). На основании анализа делается заключение об общем уровне морального развития дошкольника, о преимущественной ориентации на взрослого или на сверстника в моральном поведении и о присвоении каждому из них моральных норм. Средний уровень развития для старшего дошкольника соответствует показателю 3 балла. Дополнительно анализируются ответы по дилемме № 8, содержащей противоречие между нормами (Аналог дилеммы Хайнца), рассматриваются, какой норме следует ребенок (честности или помощи), как сопоставляет их между собой, какова аргументация рассуж дений.

Методика «Честный лабиринт». Диагностика реального морального поведения


Диагностическая процедура представляет собой игровое взаимодействие между тремя детьми, которые решают задачи-«лабиринты», конкурируя друг с другом за призы. Методика направлена на диагностику готовности детей соблюдать нормы честности и щедрости в ситуации реального взаимодействия со сверстниками. Процедура осуществляется в соответствии со следующими этапами:

1. Проверить умение детей решать простые «лабиринты» и напомнить им правила решения: нельзя пересекать линии, заходить за них; рисовать дорожку можно только в ту сторону, где есть проход. Если заблудился в «лабиринте», то надо вернуться обратно (нарисовать карандашную дорожку) и найти правильный выход.

2. Раздать троим детям (экспериментальная группа) три, лабиринта, – один открытый и два закрытых. При этом пока не давать карандашей. Закрытый «лабиринт» – «лабиринт», который не имеет решения (все ответвления – тупиковые).

3. Инструкция: «Хотите поиграть в лабиринты? Давайте устроим соревнование. Кто быстрее решит лабиринт, тот становится главным командиром. Командир получает вот эти наклейки (на стол выкладывается шесть наклеек) и командует что с ними делать. Хочет – заберет все себе. Хочет – поделится с другими детьми. Хочет – оставит все наклейки здесь. Я проверять не буду, как только один из вас решит лабиринт, просто скажет мне: “Я все сделал”».

4. После этого детям раздаются карандаши и разрешается приступить к работе. Психолог при этом демонстративно отходит от стола. Как только первый ребенок сказал, что решил лабиринт, психолог забирает лабиринты (без комментариев, без рассматривания) и говорит: «Теперь ты главный – решай, как поступить с наклейками». И опять психолог уходит за свой стол, делая вид, что не интересуется происходящим. При этом психолог фиксирует в протоколе следующие показа тели:

а) соблюдение нормы честности. Нарушение нормы фиксируется в ситуации, когда о решении лабиринта заявляет ребенок, у которого закрытый лабиринт, или ребенок с открытым лабиринтом, но явно не решивший его;

б) соблюдение нормы щедрости. Нарушение нормы фиксируется, когда ребенок-командир не делится с другими детьми или делится, но не поровну. Отдельно фиксируется альтруистическое поведение ребенка, который дает другим больше, чем себе;

в) комментарии детей. Фиксируется, если ребенок поделился, но после того, как на него повлияли другие дети: «Дай мне, я тоже хочу», «Ты что жадина?», «Я с тобой дружить не буду» и т. п., возможные попытки воздействовать на победителя, эмоциональный тон происходящего, аргументация, рассуждения ребенка-командира;

5. Далее, если выиграл ребенок с открытым лабиринтом (то есть честный выигрыш), все участники остаются на своих местах, и им предлагается снова решить лабиринт. На этот раз открытый лабиринт дается другому ребенку (наиболее эмоционально реагирующему на поражение), а двум оставшимся детям – закрытые лабиринты, и все повторяется второй, а затем и третий раз. Таким образом, с каждой тройкой детей проводится три экспериментальные пробы подряд, и каждый из детей получает два раза закрытый лабиринт и один раз открытый.

6. Альтернативный вариант реализуется, если «выиграл» ребенок с закрытым лабиринтом. Тогда этот ребенок исключается из дальнейших проб, и на его место приглашается другой ребенок. Таким образом «обманщики» участвуют в одной-двух пробах (дальше нет смысла, так как обман будет повторяться вновь и не позволит осуществить диагностику в отношении других двоих детей), а честные дети участвуют более чем в трех пробах, так как приглашаются в качестве «статистов» в пробы к другим детям.

«Цветик-семицветик». Диагностическая методика исследования ценностных ориентаций дошкольников


Методика представляет собой игровое загадывание желаний с использованием модели «Цветик-семицветик» с яркими разноцветными «отрывающимися» лепестками. Ребенку дается следующее задание:

Инструкция: «Посмотри, это цветик-семицветик, это волшебный цветок, который исполняет все-все желания. Давай с тобой поиграем в цветик-семицветик. Надо сказать волшебные слова: “лети-лети лепесток, через запад на восток, облети вокруг Земли, быть по-моему вели!” А теперь отрывай лепесток, который тебе нравится, и загадывай желание. Желание может быть любым, какое захочешь, только надо произнести его вслух. Я никому не скажу. Загадывай!».

Аналогично называются волшебные слова и загадывается желание по оставшимся шести лепесткам. В протоколе фиксируется последовательность выбора цвета лепестков и желания ребенка. Вывод по содержанию ценностных ориентаций дошкольника делается на основании отнесения ответа к одной из следующих групп (критериев оценки):

Материальные ценности (желания связанные с развлечениями, потреблением, накоплением и проч.).

Статусные ценности (желания, связанные с популярностью, достижениями, взрослением).

Коммуникативные ценности (желания, связанные с отношениями с людьми (взрослыми и сверстниками), эмоциональное взаимодействие, поддержка, дружба, совместная деятельность). К коммуникативным ценностям относятся и желания, связанные с получением животных («Хочу собаку, кошку» и т. п.).

Познавательные ценности (желания, связанные с приобретением знаний, интересом к информации, возможностями обучения и развития).

Альтруистические ценности (желания, связанные с заботой о людях, с потребностью в справедливости, гражданской позицией и стремлением дать что-то другим людям).

Обработка результатов осуществляется в процентном отношении. Все семь желаний представляют собой 100 %, которые делятся по содержанию желаний на категории. В результате мы получаем степень выраженности ценностей разного типа в общей картине ценностных ориентаций ребенка и можем определить доминирующие тенденции.

Рисуночная методика «Добро и Зло»

Модификация и критерии анализа: Т. П. Авдулова


Тематическая рисуночная методика «Добро и Зло» направлена на диагностическое исследование и развитие моральных представлений, морального мышления, нравственных эталонов, критериев оценки поведения окружающих людей, изучение моральных и социальных переживаний. Проективный рисунок «Добро и Зло» выражает общие принципы отношения к действительности, моральные и социальные воззрения личности, понимание критериев хорошего и плохого, должного и их соотношение. Беседа по рисунку позволяет определить уровень моральных суждений ребенка, обобщенность нравственных категорий. Методика может использоваться как с детьми (начиная со старшего дошкольного возраста), так и с подростками, возрастной диапазон – 5-16 лет. В работе со взрослыми методика также может использоваться, но критерии анализа, диагностические и развивающие возможности по сравнению с детьми меняются.

Процедура проведения обследования

Предложите ребенку порисовать и сформулируйте задание.

Инструкция: «Нарисуй, Добро и Зло». В случае необходимости инструкция уточняется: «Можно рисовать все что хочешь. Нарисуй, как ты сам понимаешь Добро и Зло, рисуй как хочешь. Рисунки не оцениваются». Дополнительных объяснений не предоставляется. На все уточняющие вопросы следует отвечать без каких-либо разъяснений: «Можешь рисовать, как хочешь».

Детям предлагается на стандартном листе бумаги набором из шести цветных карандашей и простого карандаша выполнить рисунок. Время рисования не ограничивается (в среднем требуется 20–40 мин.). Ориентация листа – вертикальная или горизонтальная (по выбору ребенка). Обследование детей можно проводить в групповой форме, при условии, что дети будут рассажены по одному, чтобы исключить возможность «списывания». По окончании рисования ребенку задаются следующие вопросы (по каждой из составляющих рисунка – Добру и Злу):

1. Что ты изобразил?

Комментарий : Из рисунка не всегда очевидна отнесенность изображения к той или иной категории; кроме того, по детским рисункам всегда требуется уточнения содержания, так как невозможно осуществлять надежную интерпретацию основываясь только на понимании взрослым графического образа. Уровень художественных способностей детей не позволяет однозначно истолковать тот или иной графический образ, да и смысл ребенок может вкладывать очень индивидуальный.

2. Кто это? (Вопрос также носит уточняющий характер.)

3. Что делают герои рисунка? (Вопрос относительно осуществляемых действий.)

Чего добиваются (чего хотят) герои рисунка? Почему? (Вопрос о цели и конечном результате осуществляемых действий.)

Комментарий : Вопрос позволяет уточнить представления ребенка о динамической структуре понятий, конечной цели Добра и Зла.

4. Что такое Добро? (Вопрос направлен на определение содержания представлений ребенка о понятии, уровне обобщения категории.)

5. Назови самое доброе? Почему? (Вопрос позволяет прояснить связь обобщенного содержания с конкретным воплощением, а также характер обоснования, уровень аргументации ребенка.)

6. Что такое Зло?

7. Назови самое злое? Почему?

8. Что тебе больше нравится: Добро или Зло? Почему? (Ответ позволяет уточнить отношение ребенка к изображенным понятиям, аффективный компонент морального мышления и характер аргументации – логической, эмоциональной или практикоориентированной.)

Вопросы могут варьироваться в зависимости от изображенной ситуации и хода беседы. Вопросы должны быть направлены на содержательное уточнение сюжета рисунка, эмоционального отношения ребенка к содержанию рисунка и представлений о понятиях Добра и Зла.

При использовании методики в работе со взрослыми беседа строится в свободной форме и направлена на терапевтическое, поисковое определение содержания понятий Добра и Зла, их взаимоотношения, проявления в жизни, взаимопроникновения и взаимодополнения. Понятия Добро и Зло рассматриваются в контексте жизненного пути личности, ценностных ориентаций, поиска смысла жизни, роли нравственного начала и представлений о Должном, Возможном, Необходимом.

Анализ результатов

Тематические рисунки обрабатываются по следующим направлениям: формальная и содержательная стороны рисунка.

Формальная сторона включает оценку качества выполнения рисунка, использования изобразительных средств, наличия различных цветов, проработанность и детализация изображения. Анализ формальных компонентов рисунка включает также размер изображенных фигур, их пространственную композицию и характер линий. Важно учитывать при интерпретации результатов наличие деления листа пополам (на одной стороне – Добро, на другой – Зло) или вариант изображения каждого понятия на отдельном листе (ребенок может попросить второй лист), или объединения двух понятий в одном сюжете (едином пространстве), а также последовательность изображения Добра и Зла (первым изображается более эмоционально значимое понятие).

Критерии анализа тематических рисунков:

1. Степень обобщенности понятий Добро и Зло, уровень развития морального мышления. По степени обобщенности эталонов Добра и Зла рисунки можно разделить на следующие группы:

а) допонятийный уровень – сюжеты не связаны с понятиями Добро и Зло или изображены конкретные поступки без нравственного содержания (например, рисунок цветка иллюстрирующего понятие Добра («цветок – хороший, красивый») или дождливого дня как Зла «в дождик гулять нельзя, не люблю дождь»);

б) конкретный уровень, где понятия Добра и Зла воплощены в конкретных поступках или ситуациях;

в) метафоричный уровень, где понятия Добра и Зла определяются через сказочные сюжеты или исторические со бытия;

г) символический уровень, где понятия Добра и Зла изображены в качестве абстрактных символов. Сюда же следует отнести рисунки с использованием религиозной символики или религиозных сюжетов;

д) уровень обобщенных нравственных норм, где Добро и Зло выступают как некоторые универсальные понятия, отраженные в сюжете. Условием отнесения рисунка к этой категории является не столько образ, сколько способность ребенка вербально обосновать свой выбор сюжета и использование обобщенных категорий для определения понятий Добра и Зла при ответе на следующие вопросы: Чего добиваются герои рисунка? Почему? Что такое добро? Что такое зло?

2. Эмоциональная значимость понятий. Критерием эмоциональной значимости понятий является в первую очередь наличие цвета в изображении. Отсутствие цветовой проработки изображений позволяет ставить вопрос о знаемых , но не принимаемых категориях, а значит, отсутствии ориентации на эти категории в поведении. Показателем высокого уровня осознания понятий Добро и Зло является развернутая цветовая проработка изображений с использованием контрастных цветов для расстановки акцентов, что свидетельствует о наличии внутренних полярных эмоциональных эталонов хорошего и плохого. Традиционно теплые цвета ассоциируются с положительным эмоциональным отношением, а холодные – с отстраненностью, отделением. Неоднозначно интерпретируется использование красного цвета, который может сигнализировать как о значимости ситуации, об активном начале, так и об агрессивном отношении к изображаемому событию.

Показателями эмоционального значения являются также степень детализации, тщательность прорисовки и размер фигур, иллюстрирующих Добро и Зло. Информативным является ответ на вопросы: «Что тебе больше нравится: Добро или Зло?», «Почему?». Ответы позволяют исследовать особенности этических переживаний ребенка. Необходимо учитывать и общий эмоциональный фон ребенка в процессе рисования, эмоциональное отношение к теме рисования. Важно оценить отношение ребенка к эталону Зла: демонстрирует ли он негативизм, или равнодушие, или интерес, или, возможно, принятие. Эмоциональная позиция позволяет прогнозировать особенности реального поведение ребенка в ситуациях социального или морального выбора.

3. Соотношение понятий Добро и Зло. Интерпретация рисунков будет неполной без сравнения формальных и содержательных компонентов изображений Добра и Зла. Важной является связанность сюжетов или их противопоставление. Рисунки могут строиться дихотомично – через графическое разделение понятий Добро и Зло (деление листа на части, использование разных сторон листа, использование двух листов) и их содержательную дифференциацию (добрая и злая волшебница, свет и темень и т. п.).

По нашему мнению, такое деление отражает четкое разграничение в сознании ребенка категорий хорошего и плохого и стремление оценивать свое поведение дихотомично: или хорошее, или плохое. Такое понимание Добра и Зла является благоприятной ситуацией развития для дошкольников, способствует формированию первичных этических инстанций. Первоначальные критерии должны поляризоваться, чтобы обладать достаточно мощным эмоциональным и мотивационным воздействием на поведение ребенка. Отсутствие поляризации в дошкольном возрасте может вести к смешению понятий и в реальной жизни, отсутствию ориентировки на положительный эталон поведения.

Однако по мере взросления, начиная с младшего школьного возраста, ребенок приходит к осознанию взаимосвязанности этих понятий и их взаимозависимости, что отражается в появлении изображений единого сюжета, где Добро и Зло могут взаимодействовать. При этом важно понять из беседы с ребенком, на чьей стороне сила, победа и почему. В чем относительность Добра и Зла, а в чем их абсолютность, каковы критерии оценки одного и того же сюжета как Добра ли как Зла.

Важно фиксировать, что в диаде Добро – Зло ребенок, как правило, изображает первой доминирующую категорию. При этом достаточно типичной для нашей культуры является ситуация определения Добра через Зло, что связано в первую очередь с особенностями воспитания, где акцент ставится на запретах, на выделении плохого поведения, на нарушениях, а требования, образцы хорошего поведения и ценности вторичны.

Система оценки

Для тематического рисунка «Добро и Зло» разработана система количественной оценки, включающая шесть показателей. Оценивается каждое из понятий и выставляется суммарный балл:

1. Направленность изображений Добра и Зла на человека с его изображением в рисунке Добра и в рисунке Зла – 3 балла; на человека с его изображением, но только по одной из категорий (Добро и Зло) или содержание изображений связано с животными – 2 балла; рисунки Добра и Зла направлены на материальные объекты – 1 балл.

2. Обобщенность понятия, иллюстрируемого поступком (баллы начисляется за изображение Добра и Зла отдельно):

5 баллов – уровень обобщенных нравственных норм, где Добро и Зло выступают как некоторые универсальные понятия, отраженные в сюжете (с учетом вербальных суждений):

4 балла – символический уровень, где понятия Добро и Зло изображены в качестве абстрактных символов;

3 балла – метафоричный уровень, где понятия Добро и Зло определяются через сказочные сюжеты или исторические события;

2 балла – конкретный уровень, где понятия Добро и Зло воплощены в конкретных поступках или ситуациях;

1 балл – допонятийный уровень, где сюжеты не связаны с понятиями Добра и Зла или изображены конкретные поступки без нравственного содержания.

3. Эмоциональная значимость (баллы начисляются за изображение Добра и Зла отдельно):

3 балла – понятие изображено цветом, прорисовано, есть детали и точность изображения;

2 балла – понятие не детализировано, но прорисовано цветом;

1 балл – набросок понятия, изображенного одним цветом.

4. Использование цвета: (баллы начисляются за изображение Добра и Зла отдельно):

отметить на бланке в графе «Использованные цвета» для изображения Добра и Зла. Количественно оценивается адекватность цвета – 2 балла, неадекватность использования цвета -1 балл.

5. Соотношение понятий (баллы начисляются общие):

4 балла – общий рисунок, иллюстрирующий Добро и Зло во взаимодействии;

3 балла – понятия разделены на листе или изображены на разных листах;

2 балла – понятия изображены отдельно, но без деления листа;

1 балл – изображено только одно из понятий или оба понятия, не связанные по смыслу.

6. Доминирование понятия (баллы начисляются общие):

4 балла – доминирование Добра по критериям цвета, тщательности изображения, размеру;

3 балла – незначительный перевес Добра;

2 балла – отсутствие доминанты;

1 балл – доминирование Зла.

Примеры использования методики

Респондент: Даша, 5 лет, посещает детский/сад Ответы на вопросы:

1. Добро – фея с крылышками; Зло – дядя.

2. Фея умеет летать, а дядька отобрал сумочку у жен щины.

3. Фея хочет долететь до солнца, достать луч солнца, потому что он ей нужен. Дядя злой, потому что он очень злой.

4. Добро – это когда все добрые.

5. Фея самая добрая, она ко всем прилетает, чтобы сон приснился красивый.

6. Это и есть Зло (показывает на рисунок «дядя»).

7. Самое злое – это бандиты. Потому что они воруют.

8. Добро, потому что я люблю, когда все заканчивается хорошо.


Анализ:

1. Рисунки Добра и Зла включают изображения людей и направлены на людей (3 балла по каждому из поступков по категории направленности);

2. Уровень обобщенности для Добра – изображение сказочного персонажа, олицетворяющего Добро и несущего радость людям (3 балла), для изображения Зла уровень обобщения ниже, изображен конкретный поступок плохого человека (2 балла);

3. Эмоциональная значимость Добра высокая (3 балла), Зло менее значимо, не прорисовано и используется один цвет (1 балл);

4. Цвет использован адекватно, как в изображении Добра (2 балла), так и Зла (2 балла);

5. Добро и Зло изображены на отдельных листах, противопоставлены друг другу (3 балла);

6. В рисунке доминирует Добро (4 балла).

Общее количество: 19 баллов, что соответствует высокому уровню развития морального мышления и нравственных эталонов для дошкольника.

Комментарии: По результатам комплексного исследования Даша демонстрирует высокий уровень реального морального развития, хорошую коммуникативную компетентность, направленность на другого человека. Девочки в рисунках «Добро и Зло» часто изображают сказочные сюжеты и традиционный образ «принцессы-красавицы», наделяемый положительными чертами.


БЛАНК «ДОБРО И ЗЛО»


Направленность изображений Добра и Зла (в баллах): 3 – на человека с его изображением в рисунке Добра и в рисунке Зла; 2 – на человека с его изображением, но только по одной из категорий (Добро или Зло) или содержание изображений связано с животными; 1 – рисунки Добра и Зла направлены на материальные объекты.

Обобщенность понятия, иллюстрируемого поступком (в баллах): 5 – уровень обобщенных нравственных норм, где Добро и Зло выступают как некоторые универсальные понятия, отраженные в сюжете; 4 – символический уровень, где понятия Добра и Зла изображены в качестве абстрактных символов; 3 – метафоричный уровень, где понятия Добра и Зла определяются через сказочные сюжеты или исторические события; 2 – конкретный уровень, где понятия Добра и Зла воплощены в конкретных поступках или ситуациях; 1 – допонятийный уровень, где сюжеты не связаны с понятиями Добра и Зла или изображены конкретные поступки без нравственного содержания.

Эмоциональная значимость (в баллах): 3 – понятие изображено цветом, прорисовано, есть детали и точность изображения; 2- понятие не детализировано, но прорисовано цветом; 1 – набросок понятия, изображенного одним цветом.

Использование цвета (в баллах): отметить в графе использованные цвета для изображения Добра и Зла.

Противопоставление понятий (в баллах): 4 – общий рисунок, иллюстрирующий Добро и Зло во взаимодействии; 3 балла – понятия разделены на листе или изображены на разных листах; 2 – понятия изображены отдельно, но без деления листа; 1 – изображено только одно из понятий или оба понятия не связанные по смыслу.

Доминирование понятия (в баллах): 4 – доминирование Добра по критериям цвета, тщательности изображения, размеру; 3 – незначительный перевес Добра; 2- отсутствие доминанты; 1 – доминирование Зла.

Ж – желтый, Кр – красный, 3 – зеленый, С – синий, К – коричневый, Ч – черный.

Респондент: Паша, 5 лет, посещает детский/сад


Ответы на вопросы:

1. Добро – облака, домик, крышу нарисовал, человечек; Зло – человек со щитом.

2. В домике человек, а здесь злой человек.

3. Добрый защищает Добро; злой добивается плохого.

4. Добро – это когда побеждают.

5. Победа над врагами, потому что враги слабые.

6. Зло – это когда умирают.

7. Убивать – это самое злое, потому что убивать это плохо, это только зло, самое страшное.

8. Добро, потому что оно хорошее.


Анализ:

1) рисунок Добра направлен на человека косвенно, доминирует материальный объект (2 балла); по изображению Зла – направленность на человека и изображен человек (3 балла);

2) уровень обобщенности для Добра – изображение конкретной ситуации, где смысл Добра не очевиден (1 балл), для изображения Зла уровень обобщения выше. Хотя изображено конкретное действие, но дополняющий рисунок уровень рассуждений позволяет оценить рисунок как обобщенную нравственную норму («Убивать – это самое злое, потому что убивать это плохо, это только зло, самое страшное») – 5 баллов.

3) эмоциональная значимость Добра (1 балл) и Зла (1 балл);

4) цвет использован неадекватно в изображении Добра (1 балл) и адекватно в отношении Зла (2 балла);

5) Добро и Зло изображены на разных сторонах одного листа, противопоставлены друг другу (3 балла);

6) в рисунке незначительно доминирует Добро (3 балла).

Общее количество баллов: 25 баллов, что соответствует высокому уровню развития морального мышления и нравственных эталонов для дошкольника.

Аниса Фадитовна Сабирова
Игры и игровые ситуации как средство нравственного воспитания дошкольников

Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон общего развития ребенка. Как можно научить ребенка быть добрым? С какого возраста нужно начинать воспитывать в детях гуманное отношение к окружающим? Возможно ли вообще воспитание нравственных качеств , или они заложены природой и не подвержены педагогическим воздействиям? Многие отечественные психологи и педагоги пытались ответить на эти вопросы. Исследователи подчеркивают, что мораль, как и остальные формы сознания, не даны человеку от рождения. Моральные качества приобретаются человеком в процессе его социального развития.

Формирование нравственных качеств – длительный процесс, требующий значительных усилий со стороны родителей и педагогов. Повседневный опыт с окружающими служит источником как положительных, так и отрицательных примеров поведения. Воспитатель помогает детям увидеть нравственную ситуацию , выделить нравственную сторону явлений . Подражательная способность детей помогает педагогу научить их различать «плохое» и «хорошее» . При этом, конечно, надо учитывать общие особенности психики ребенка и специфику его нравственного развития . Каждый возрастной этап в жизни дошкольника имеет свои психические особенности, определяющие специфику нравственного развития .

Именно в дошкольном возрасте складываются основные этические нормы, укрепляются основы личности и отношение к другим людям. К концу дошкольного возраста у ребёнка складываются определенные устойчивые представления о себе. Гармоничная и адекватная самооценка может служить твёрдым и позитивным фундаментом для развития отношений со сверстниками. Для выявления самооценки ребёнка и восприятия оценки других мы проводим в детском саду следующие игры , и игровые ситуации , которые можно рекомендовать и родителям. Для выявления самооценки и восприятия оценки других детей можно поиграть в такие игры : «Лесенка» , «Беседа о друге» , «Жизнь в лесу» , «Разговор через стекло» и другие.

Вашему вниманию я представлю несколько игр :

«Закончи рисунки»

Дети садятся кругом. У каждого набор фломастеров или карандашей и листок бумаги. Взрослый говорит : «Сейчас каждый из вас начнет рисовать свою картинку.

По моему хлопку вы прервёте рисование и тут же отдадите свою незаконченную картинку соседу слева. Он продолжит рисовать вашу картинку, затем по моему хлопку прервется и отдаст ее своему соседу слева. И так до тех пор, пока тот рисунок, который вы начали рисовать, не вернётся к вам». Дети начинают рисовать на любой сюжет. После того, как картинки обошли полный круг и вернулись к своим первоначальным авторам, можно обсудить, что в результате получилось и кто из ребят, что нарисовал, на каждом общем рисунке. То же задание можно организовать на материале лепки или аппликации.

Вот так, день за днём, в играх и занимательных делах мы осуществляем нравственноевоспитаниедетей : воспитание чувств , формирование моральных представлений, привычек и мотивов поведения.

«Добрые волшебники»

Дети сидят в кругу. Взрослый рассказывает очередную сказку : «В одной стране жил злодей- грубиян. Он мог заколдовать любого ребенка, обозвав его любыми нехорошими словами. Заколдованные дети не могли быть добрыми и веселиться. Расколдовать таких несчастных детей могли только добрые волшебники, назвав их ласковыми именами. Давайте посмотрим, есть ли у нас такие заколдованные дети?» Как правило, многие дошкольники берут на себя роль заколдованных. «А кто сможет стать добрым волшебником и расколдовать их, придумав добрые, ласковые слова?» Обычно дети с удовольствием вызываются быть добрыми волшебниками. Представляя себя добрыми волшебниками, они по очереди подходят к «заколдованному» другу и пытаются расколдовать, называя его ласковыми именами.

«Живые куклы»

Воспитатель разбивает группу на пары : «Давайте представим, что ваши куклы оживают не только по ночам, но и днём. Они умеют говорить, просить, бегать и другое. Пусть один из вас будет ребёнок, а другой – его кукла – девочка, или кукла – мальчик. Кукла будет что – то просить, а её хозяин – выполнять её просьбы, и заботиться о ней. Взрослый предлагает «понарошку» помыть кукле руки, покормить, погулять, уложить спать и т. д. При этом педагог предупреждает, что хозяин должен выполнять все капризы куклы и не заставлять её делать то, чего она не хочет. В следующей игре дети меняются ролями.

«Конкурс хвастунов»

Дети сидят в кругу. Взрослый : «Сейчас мы проведём конкурс хвастунов. Выигрывает тот , кто лучше похвастается. Хвастаться будем мы не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно – иметь самого лучшего соседа! Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, какой он, что в нём хорошего, что он умеет, какие хорошие поступки совершил, чем может понравиться ? Не забывайте, что это конкурс. Выиграет тот, кто лучше похвалится своим соседом, кто найдёт в нем больше достоинств. После такого вступления дети по кругу называют преимущества своего соседа и хвастаются его достоинствами.

Наблюдения показали, что климат в группе заметно улучшился, дети стали больше играть, самостоятельно разрешали многие конфликты, требовали от взрослых меньше внимания к себе. Кроме того, заметно снизилась агрессивность многих «проблемных» детей, уменьшилось количество демонстративных реакций, замкнутые дети, игравшие раньше в одиночестве или не отходившие от воспитателя ни на шаг , стали чаще участвовать в совместных играх.

Юринская Алена Александровна

МДОУ № 16 г. Черемхово

Старший воспитатель

Мастер-класс

Тема: Создание ситуации выбора как необходимое условие развития личности дошкольника

Цель: раскрыть понятие «ситуация выбора», рассказать о важности данного приема в обучении ребенка, о способах создания ситуаций выбора

Ожидаемые результаты:

Я предполагаю, что в конце МК – Вы

Познакомитесь с конкретными делами, шагами, приемами, педагогическими ситуациями самостоятельного выбора детей в различных видах деятельности;

Актуальность :

В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

В соответствии с ФГОС ДО в образовательной программе каждого дошкольного учреждения появляется такой раздел как «Поддержка детской инициативы». Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной детской деятельности детей по выбору и интересам. Самостоятельная деятельность в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребёнка в детском саду.

Самостоятельность и инициативность предполагают умение делать выбор. Какие условия могут быть созданы в детском саду для приобретения ребенком опыта выбирать не только предметы, но и деятельность, роль, партнеров по игре и занятиям? В какие моменты пребывания в детском саду ребенок имеет возможность делать выбор и видеть его результат? Какие шаги включает в себя формирование умение самостоятельно выбирать? Ответу на эти вопросы и посвящен наш мастер-класс.

Немного теории

Необходимым условием для становления активности ребенка, его субъектности (переживания себя как источника активности) является ситуация выбора. Воспитывающий взрослый обязан формулировать для ребенка альтернативы или создавать ситуации выбора.

Ситуация выбора – это ситуация, специально создаваемая педагогом или возникающая спонтанно, но сознательно используемая в целях воспитания.

Что дает человеку ситуация выбора?

Выбор - необходимое условие полноценного развития личности.

Выбор - пример активной модели поведения, личностной стратегии общения и толерантности.

Выбор должен стать высшей культурной формой поведения зрелого человека (Л.С. Выготский).

Выбор – в культурно-исторической концепции понимают как высшую форму поведения, личностную (субъективную) активность, социальную по происхождению и мотивированную потребность человека быть свободным.

Игровые ситуации иллюстрирующего типа

«Инсценировка с игрушками – готовое решение»

Я с помощью игрушек либо персонажей настольного или пальчикового театра разыгрываю ситуацию, отражающую те стороны жизни, в которых ребенку необходимо разобраться и получить представление о правильном поведении: «Как Юра бабушке помог», «Не забывай волшебные слова», «Как Алена и Миша делились игрушками», «Как Костя и Гордей помирились». Демонстрирую детям конкретные способы правильного решения бытовых ситуаций общения. Выступая в роли заинтересованных зрителей, дети получают образец социально одобряемого поведения.

Игровые ситуации активного участия типа

«Инсценировка с игрушками – подскажи решение»

Подключаю детей к поиску правильного решения. С этой целью игровые персонажи обращаются к детям с вопросами, вступают в спор, выражают сомнение в правильности их советов, предлагают самим выбрать лучшее решение из нескольких, просят показать, Какие действия нужно предпринять, какие слова сказать, чтобы решить проблему (например, как поблагодарить, как вежливо обратиться с просьбой, как разделить поровну конфеты, как успокоить обиженного).

Инсценировки с игрушками «Подскажи решение» лучше проводить после показа инсценировок с готовым решением. Полученные ранее представления помогут детям правильно разрешить новую проблему. То, как дети воспринимают ситуацию, какое решение они предлагают, показывает мне, как развиваются нравственные представления и соответствующий опыт детей.

Игровые ситуации непосредственной помощи типа

«Поможем нашим игрушкам»

Я организую ситуации, требующие от детей активного сочувствия, помощи, заботы: помочь заболевшей кукле, накормить голодного котенка, построить кормушку для птиц, подобрать теплую одежду для обезьянки. Успех зависит от того, насколько содержание совпадает с опытом детей, их жизненными впечатлениями. Дети подключаются к решению проблемы: они не только обсуждают, но и практически осуществляют необходимые действия.

Практические игровые и реальные ситуации, направленные

на освоение культурных форм поведения и общения (этикет)

Эти ситуации могут быть организованы и как инсценировки, и как практические ситуации игрового и реального содержания. Например,

«Научим наших кукол здороваться и прощаться», «Покажем Мишутке, как принимать гостей», «Поздравим Ксюшу с днем рождения». Культурные привычки формируются постепенно, поэтому регулярная организация таких ситуаций помогает детям получить необходимый опыт культурного поведения. Наибольшее значение для социально – эмоционального развития имеют ситуации, в которых дети разрешают конкретные житейские проблемы. В моей работе это ситуации практической помощи, активного проявления внимания, заботы о детях и взрослых: «Поможем найти потерянную вещь» (варежки, шарф, обувь); «Не грусти» (успокоить, угостить, поиграть); «Мы встречаем друга после болезни»; «Поменяемся игрушками»; «Мы делаем подарки малышам (мамам, папам)».

Я эмоционально представляю возникшую проблему («Настя после болезни возвращается в детский сад. Как мы можем ее порадовать?») и вовлекаю детей в поиск решения. Если они затрудняются, подсказываю или показываю правильный способ решения проблемы и предлагаю самостоятельно его осуществить.

Работая с младшими дошкольниками, я приучаю детей замечать трудности других людей и пытаться помочь. С этой целью создаю затруднения. Например, в ситуации «Игрушки рассыпались» специально роняю на пол мелкие предметы (маленькие игрушки, кубики, карандаши, кольца от пирамидки), которые несу на подносе: «Ах, я оступилась, все игрушки рассыпала! Кто же мне поможет? И нашей няни Иры нет!». Дети начинают помогать. Я поощряю их: «Игрушки хотели от меня убежать, а вы не позволили. Катя два кубика принесла, Яночка – карандаши, Саша нашел елочку, она так спряталась, а он разыскал ее и принес. Вы такие зоркие, ручки у вас умелые. Все игрушки сложили. Спасибо! Вы хорошие помощники».

Не все малыши сразу включаются в такую ситуацию. Тех, кто лишь наблюдает, я не тороплю. Дети получают новые впечатления, видят, как интересно действовать вместе с воспитателем, и в следующий раз они попытаются помочь. Подобные ситуации я организую неоднократно. С каждым разом дети быстрее понимают мои затруднения и увереннее включаются в помощь, приобретая ценный практический опыт.

Практические ситуации типа

«Наша забота нужна всем»

Дети приобретают опыт участия в делах, важных для детского сада: «Мы украшаем детский сад к празднику», «Мы сажаем рассаду цветов», «Мы сажаем огород на подоконнике», «Мы готовим пособия для занятий: вырезаем овалы, квадраты, треугольники». Моя задача – увлечь детей содержанием предстоящего дела, показать, что результаты совместных усилий приносят пользу и радость окружающим.

Практические ситуации гуманистического выбора

Ставлю детей перед выбором: откликнуться на проблемы других детей или предпочесть личные интересы и проявить безразличие? Например, оставить рисунок себе или включить его в общую посылку больному сверстнику; дать поиграть своей игрушкой малышу или остаться равнодушным к его просьбе; откликнуться на просьбу помочь или проигнорировать ее. Поведение детей в ситуациях выбора помогает лучше понять особенности их социально – нравственного и эмоционального развития.

Практические ситуации проблемного типа

«Как быть, что делать?»

Это различные ситуации затруднения, которые я создаю, чтобы пробудить инициативу, самостоятельность, сообразительность, отзывчивость детей, готовность искать правильное решение. Например, со столов «исчезли» салфетки; на некоторых шкафчиках отклеились картинки; отсутствуют краски различных цветов (коричневый, зеленый, оранжевый); некоторым детям не хватает пластилина для лепки; на полу обнаружена разлитая вода; перепутана детские варежки и обувь. Как быть? Дети самостоятельно ищут решение. Я не спешу давать советы, выслушиваю все мнения и предложения. Совместно с детьми мы находим способы разрешения проблем: смешиваем краски, чтобы получить нужный цвет; делим пластилин на всех; придумываем, из чего сделать салфетки; вытираем воду; подклеиваем картинки на шкафчиках; разбираем по парам варежки и обувь.

Практические ситуации типа

«Мы самые старшие в детском саду»

Дети учатся проявлять заботу о малышах. У них развиваются чувство самоуважения, доброе отношение к маленьким, понимание их проблем. Я организую ситуации: «Поможем малышам вымыть игрушки и постирать кукольное белье», «Порадуем малышей подарками, сделанными своими руками», «Подготовим для малышей кукольный театр (концерт, спектакль)», «Поможем малышам сделать снежную бабу (горку)», «Научим малышей водить хороводы».

Важно подчеркнуть чувства малышей, на которых была направлена забота старших дошкольников. Это даст толчок для переживания или для проявления ответных чувств.

Практические ситуации типа

«Мы дружим со школьниками»

Старшие дошкольники приобретают опыт сотрудничества с учащимися школы: «У нас спортивный праздник», «Мы ждем гостей – школьников и учительницу», «Мы обмениваемся сувенирами», «Мы готовим сюрприз нашим друзьям – школьникам».

Участие в подобных ситуациях углубляет интерес к школе и снимает тревожность, связанную с предстоящим обучением в школе. Одновременно формируется ценный опыт межвозрастного общения, который важен не только для дошкольников, но и для учащихся школы.

Практические ситуации типа

«Научи своего друга тому, что умеешь сам»

В своей работе я активно использую условные вербальные ситуации. Они связаны с обсуждением жизненных событий, поступков и отношений. Содержание ситуаций черпаю из детской литературы или придумываю – тогда они выглядят как случай из жизни детей из другого детского сада, знакомого мальчика или девочки. Основой ситуации может стать видеосюжет, книжная иллюстрация или картина.

Раскрывая перед детьми то или иное жизненное событие, я вызываю их на откровенный разговор, чтобы связать обсуждаемые проблемы с их личным опытом, вызвать соответствующие чувства, дать правильную оценку.

При использовании вербальных ситуаций избегаю прямых аналогий с событиями в группе, указания конкретных имен и поступков детей. Моя задача – пробудить определенные эмоциональные переживания, навеянные обсуждаемой ситуацией, и помочь детям самостоятельно сделать нужные выводы.

Эмоции, переживаемые детьми в реальных, игровых и условных ситуациях, которые возникают по моей инициативе или стихийно, обогащают эмоциональный мир моих воспитанников, открывают новые возможности для самовыражения и взаимодействия.

Социальное развитие дошкольника, его контакты с окружающими развиваются успешно при условии эмоциональной «грамотности», т.е. умение не только культурно выражать собственные чувства, но и правильно понимать и оценивать эмоции других. Часто дошкольник проявляет равнодушие к людям в силу того, что не может понять их состояние, настроение, не умеет «прочесть эмоцию», выраженную в мимике, жестах интонации. Поэтому необходимо уделять особое внимание развитию способности понимать эмоциональное состояние других, различать выражение эмоциональных состояний в реальной жизни и в искусстве, осознавать и регулировать собственные чувства.

У детей появляется способность понимать эмоциональное состояние человека, выраженное языком живописи, музыки, художественной литература, театра, кино, фотографии. Одновременно развивается умение устанавливать созвучность эмоционального состояния человека и соответствующего настроения в искусстве. Целью воспитателя является развитие у детей умения передавать чувства и эмоциональные состояния в играх, движениях, танцевальной, художественно – театральной и изобразительной деятельности.

Уже в младших группах необходимо вовлекать детей в игры – имитации. Малыши подражают действиям разных животных, а также передают образы зверей и их детенышей. По показу воспитателя и самостоятельно в движениях и мимике воспроизводят разные настроения зверей (добрый - злой, веселый - грустный, агрессивный – спокойный) и их образы. Например:

Маленькая быстрая мышка и большой неуклюжий медведь; ласковая, грациозная кошка и сердитая собака; большая добрая курица и маленькие, подвижные, веселые цыплята.

Игры – имитации смены эмоциональных и физических состояний.

Например, кошка играет, засыпает, пробуждается, потягивается, умывается; лиса прислушивается, подкрадывается, пытается поймать мышонка; медвежата играют, ссорятся, мирятся, успокаивают друг друга. Воспитатель произносит слова, а дети выполняют соответствующие действия.

Игры – имитации состояний природы.

Дети изображают, как кружатся листья, раскачиваются деревья, солнышко восходит – цветок тянется к нему и улыбается; солнышко садится – цветок засыпает и закрывает лепестки.

Участие в образных играх – имитациях позволяет пережить разнообразные эмоции, а также увидеть, как другие дети и воспитатель передают эмоциональное и физическое состояние изображаемого образа. Это способствует эмоциональному развитию каждого ребенка и помогает ему лучше понять эмоциональное состояние других людей.

Игры – имитации также являются эффективным методом эмоциональной разгрузки дошкольников, переключения их внимания, расширения впечатлений. В младших группах воспитатель может проводить такие игры с желающими детьми ежедневно.

В младшем дошкольном возрасте ребенок уже способен к различению и сравнению ярко выраженных контрастных эмоциональных состояний (смех – слезы). В старшем дошкольном возрасте дети понимают более широкий круг эмоциональных проявлений, находят черты их сходства и различия, устанавливают причины разного настроения. Их внимание обращают на особенности внешнего проявления эмоционального состояния (положения бровей, уголков рта ☺, выражения глаз, жесты, позы, интонации). Постепенно дети приобретают эмоциональную чуткость, способность правильно реагировать на настроения и чувства близких людей.

И.В. Баграмян, г. Москва

Путь взросления человека довольно тернист. Для ребенка первая школа жизни - это его семья, которая представляет собой целый мир. В семье ребенок учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать и многим другим важным чувствам . В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и деятельности. Приоритет в воспитании ребенка, принадлежит семье (М.И. Розенова, 2011, 2015) .

Расхламляемся

Много написано о том, как важно уметь отпускать, завершать старое-отжившее. Иначе мол, новое не придет (место занято), и энергии не будет. Почему же мы киваем, читая такие мотивирующие на уборку статьи, но по-прежнему все остается на своих местах? Находим тысячи причин отложить отложенное на выброс. Или вовсе не начинать разборы завалов и кладовок. И уже привычно ругаем себя: «Захламилась совсем, надо взять себя в руки».
Уметь легко и уверенно выбросить ненужные вещи - становится обязательной программой «хорошей хозяйки». И часто - источником еще одного невроза для тех, кто почему-то не может этого сделать. Ведь чем меньше мы делаем «как надо» - и чем лучше умеем слышать себя, тем счастливее живем. И тем правильнее это для нас. А значит, давайте разберемся, так ли необходимо расхламляться лично вам.

Искусство общения с родителями

Родители часто любят поучать своих детей, даже тогда, когда они становятся уже достаточно взрослыми. Они вмешиваются в их личную жизнь, советуют, осуждают… Доходит до того, что дети не хотят видеться с родителями, поскольку надоели их нравоучения.

Что делать?

Принятие недостатков. Дети должны понять, что родителей перевоспитать не удастся, они не изменятся, как бы вам этого не хотелось. Когда вы смиритесь с их недостатками, вам будет проще общаться с ними. Вы просто перестанете ждать иного отношения, чем было прежде.

Как не допустить измен

Когда люди создают семью, никто, за редким исключением, и не думает о том, чтобы заводить отношения на стороне. И все же по статистике семьи чаще всего распадаются именно из-за измен. Примерно половина мужчин и женщин изменяют своим партнерам в рамках законных отношений. Словом, количество верных и неверных людей распределяется 50 на 50.

Прежде чем говорить, как уберечь брак от измен, важно понять



Рассказать друзьям