Формирование гражданственности и патриотизма. Различие между гражданственностью и патриотизмом

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Мезенцева Е.Б. г. Поворино, Воронежская область

Воспитание гражданственности и патриотизма в современном обществе.

Аннотация:

Ключевые слова: модернизация, гражданско-патриотическое воспитание, любовь, родина, наследие

Проблема гражданско-патриотического воспитания в современных условиях приобретает всё большее значение. События последнего времени подтвердили, что стала более заметной постепенная утрата подростками традиционно российского патриотического сознания. В обществе получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к родителям, старшим, государству.

Сегодня жизненно важным стало правильно обозначить векторы развития современного поколения, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе.

Поэтому сохраняя традиции, развивая чувство гражданственности и любви к своей малой родине, стало необходимостью в школе уделять особое внимание патриотическому воспитанию, основанному на изучении и знании жизни и деятельности выдающихся людей не только страны, но и города, села, места, где он родился и вырос. Выдающийся советский учёный, академик, наш современник Д.С. Лихачёв в своей работе, адресованной молодёжи, «Письма о добром и прекрасном» говорил: «Любовь к Родине - это любовь к своему народу, к своей местности, к памятникам культуры, гордость своей историей. Вот почему преподавание в школе должно быть конкретным - на памятниках истории, культуры, революционного прошлого своей местности».

Накануне празднования двух знаменательных дат: 70-летия образования Поворинского района и 430-летия основания города Воронежа, педагоги нашей школы акцентируют внимание учащихся на изучении истории своей семьи, прославленных земляков и обычных скромных тружеников, занимаются историей возникновения родного села, храма и т.п. Этому посвящены такие совместные проекты и исследовательские работы, как «Летопись Воронежского края», «Мои прославленные земляки», «Судьба моей семьи в судьбе города» , «Пожелтевшие фотографии» и мн.др. Краеведческая работа помогает формированию личной сопричастности учащихся к историческому и культурному прошлому, так как формирование гражданской идентичности невозможно без знания основных событий истории Отечества, героического прошлого России, без представления о связи истории своей семьи с историей Родины.

Казалось бы, всё старо, как мир. В чём же особенность гражданско-патриотического воспитания в современных условиях? На помощь молодому поколению пришли Интернет, компьютеры, планшеты, сотовые телефоны, которые делают нашу жизнь мобильнее, позволяют нам проникнуть в более глубокие пласты истории, дают нам колоссальнейший, обширнейший и глубочайший опыт жизни, помогают мгновенно извлечь нужную информацию. Но, с другой стороны, инновации разобщают людей, отрывают от реального мира, не дают возможности поразмыслить, подискутировать, «переварить» полученную информацию. Помочь детям разобраться в этом стремительном потоке, сбалансировать эти противоречивые субстанции должны семья и школа.

Каждая семья имеет свою историю, свои обычаи и традиции, во многих семьях хранятся уникальные исторические документы, семейные архивы, предметы старины. Всё это и есть культурное наследие, которое нужно сохранить, т.к. вместе со старшим поколением от нас уходят уникальные интересные сведения, которые составляют частичку нашей общей истории.

Так, например, работая над проектом «Судьба моей семьи в судьбе города» учащиеся сблизились со своими родителями, бабушками, чтобы открыть для себя неизвестные страницы семейной биографии, узнали, что многие семьи проработали на благо родного города по 163 года, а то и по 209 лет. Но главное, что учащиеся пообщались со взрослыми, переслушали множество рассказов, пересмотрели кипы фотографий, а затем долго и кропотливо работали над составлением презентаций. Надо было видеть, с каким чувством гордости они защищали свои работы, которые впоследствии размещали на школьных сайтах, в Интернете.

А какие интересные факты из биографий были предоставлены на районную научно-практическую конференцию «Дети – творцы ХХ века»! Один из учащихся рассказал о трудовом подвиге своей бабушки, которая в далёком 1976 году была лауреатом премии Ленинского комсомола. В то время такой высокой награды были удостоены всего 5 человек со всего СССР!

Нет смысла подробно останавливаться на таких примерах(это тема отдельного разговора). Ясно одно: воспитание гражданской идентичности проявляется через любовь к близким людям, к родной природе, к своему краю. Ведь «Родной край, его история, – писал академик Д.С. Лихачев, – основа, на которой только может осуществляться рост духовной культуры всего общества».

Литература:

Лихачев Д. С.

Письма о добром и прекрасном/Сост. и общая ред. Г. А. Дубровской. – Изд. 3-е. – М.: Дет. лит., 1989. – 238 с: фотоил. ISBN 5-08-002068-7

Не будет большим открытием сказать, что современное российское общество переживает своеобразный и довольно драматический этап мучительных поисков «опорных точек» своей . В этих индивидуально-общественных исканиях значительное место занимает сущностная трактовка таких знаковых терминов, как национальная идентичность, национализм, шовинизм, патриотизм, гражданственность и еще ряда других.

К написанию же данной статьи нас подвигло стремление глубже разобраться в сущности только двух, в общем- то, широко известных терминов, каковыми являются патриотизм и гражданственность. Для автора данной статьи является несомненным фактом, что современное российское общество зачастую демонстрирует явно искаженное понимание, как первого, так и второго, а поэтому актуальность и злободневность заявленной темы вполне? очевидны. Между тем четкая, грамотная и беспристрастная трактовка вышеупомянутых терминов выполняет фактически сакральную роль в миропонимании каждого отдельного индивида.

И это не кажется нам преувеличением - ведь от такой трактовки зависит важнейший момент человеческого бытия, а именно: как позиционирует себя личность по отношению к государству. Итак, начнем с терминологии. Большой энциклопедический словарь определяет патриотизм как «Любовь к Родине». Заметим, к Редине, но не к государству. Государство же, как говорится в том же словаре, это «Основной институт политической системы классового общества, осуществляющий охрану его экономической и социальной структуры». Наконец, термин Родина определяется просто: это место, где человек родился (См., напр.: Советский энциклопедический словарь. М., 1993. С. 980, 329, 1132). Таким образом, казалось бы, избыточно ясно, что Родина и государство - понятия совершенно различные, Родина - это место рождения, а государство - исполнительный институт. (Мы можем предложить и свое определение патриотизма, которое будет звучать следующим образом: «Это избыточно-уважительное отношение граждан к своему государству в ответ на достойную заботу государства о них».)

Ленинско-сталинский тоталитарный режим удивительным образом объединил понятия Родины и государства в одно целое, и сделал это с единственной преступной целью - раз и навсегда исключить любую возможность критики советского государства со стороны граждан. Ибо в этом случае в ответ на робкие замечания гражданина в адрес властей («что-то у нас в государстве не так») неизбежно следовал убийственный контрвопрос: «Ты что же, такой-сякой, Родину не любишь?». И ведь действительно, невозможно жестко критиковать то, во что влюблен беспредельно и чему присягал навечно. В результате мы и имеем сейчас такую картину: большинстве» россиян отождествляют государство с Родиной, и убеждены, что любой родившийся на его территории буквально всем обязан «родной» стране и с рождения до смерти обязан быть абсолютным ее патриотом. Апофеозом этого заблуждения являются слова одного из читателей газеты «Советская Россия», который в приступе патриотического экстаза заявил, что российский гражданин «Имеет только одно право - право умереть за свою Родину».

Что тут сказать? Немного же стоят и такая Родина, и ее граждане, если их права ограничиваются только правом смерти за нее..» Можно опять же вспомнить, как советское государство выпрашивало, буквально вымогало у своих граждан любовь к себе, опутывая их обязательствами самого разного рода - от воинской присяги до социалистических обязательств включительно. Цель всего этого, повторяем, была одна - избавить себя, то есть государство, от малейшей критики. Именно поэтому в сознание миллионов советских людей внедрялась не допускающая сомнений мысль, что все они безумно влюблены в советское государство и советскую же Родину, что не любить их есть святотатство. Государство при этом непременно именовалось «родным» - «Наше родное советское государство».

О такой подмене понятий можно сказать безжалостными словами Венедикта Ерофеева: «В чем изысканность таких поступков, так это в хамском глумлении над человеческими ценностями, на которых и строится цивилизация» (Ерофеев В. Хороший Сталин. М. : Зебра Е. 2004. С 190). Конечно, государство никогда не может быть «родным», так как, повторяем, отношения с ним у граждан должны строиться строго на договорной основе: вот это обязательства граждан, а вот это обязано для них делать государство. Поскольку же советское государство не утруждало себя достижениями в сфере повышения народного благосостояния, оно и стремилось заполнить информационное пространство пространными рассуждениями о Родине и патриотизме. (В этой связи вспоминается известное изречение: «Ага, о патриотизме заговорил. Значит, украсть чего хочет».) Именно так, прикрываясь высокопарными рассуждениями о неизбывном патриотизме советских граждан и спекулируя на нем, коммунистическое государство бессовестно обкрадывало своих подданных, делая их жизнь беспросветно-убогой.

Для этого же постоянно муссировалась идея о внешнем будто бы вражеском окружении, о том, что будто бы все вокруг желают России только самого плохого. В результате, на наш язгляд, можно с уверенностью констатировать, что российский народ полностью дезориентирован в вопросе своих взаимоотношений с государством, а его представления о Родине и патриотизме безжалостно детерминированы недоброй памяти тоталитарным режимом. В практической жизни такой «квасной» патриотизм россиян чаще всего проявляется в том, что наши граждане истово ненавидят Соединенные Штаты Америки как источник всех наших бед и несчастий, выступают за пламенную дружбу с Ираном, Ливией, Кубой, Северной Кореей, Сирией и другими странами-изгоями, болеют «за наших» в футболе и хоккее и точно знают, что Россия - это великая страна, потому что она имеет атэмную бомбу, запускает орбитальные космические корабли и вообще все великое в этом мире сделано россиянами (прежде всего, конечно, русскими).

Хотя при этом многие граждане вроде бы и осведомлены, что по качеству жизни Россия находится бог знает на каком месте в мире, что в России ужасающий уровень уголовной и экономической преступности, всеобщая коррупция чиновников, что большинство российских пенсионеров и инвалидов едва сводят концы с концами, что на каждом шагу попираются российские же законы, что экологическая ситуация в ряде регионов страны просто катастрофическая, что российские мужчины в среднем едва доживают до пенсии и т. д., и т. п. Но все равно рефреном отовсюду слышатся гордые слова: МЫ - ВЕЛИКАЯ СТРАНА! И ничего другого российские граждане слышать не хотят.

Приходится опять же констатировать, что абсолютному большинству россиян недоступна простая мысль: единственным критерием «великости» страны является уровень жизни ее граждан, а 1все остальные изыски государства в любых других сферах попросту не имеют значения. На наш взгляд, подданный любого государства должен быть, прежде всего, Гражданином, то есть личностью, четко осознающей не только свои обязанности перед страной, но и свои права. Он всегда должен помнить, что государство - это всего лишь аппарат чиновников, который он, гражданин, нанял и содержит на свои налоги только лишь для того, чтобы они облегчали его жизнь. Еще недоброй памяти Робеспьер говаривал, что «Первейшая добродетель гражданина есть недоверие». Недоверие, добавим мы, в первую очередь по отношению к государству. Любовь же к государству (не к Родине, а именно к государству, то есть фактически к аппарату чиновников) выглядит в данном контексте достаточно нелепо и абсурдно. Надо всегда помнить, что ничто не обходится человеку так дорого, как навязанный ему патриотизм, который вполне можно сравнить с добровольным налогом на дураков. Кстати, смеем утверждать, что в массе случаев так называемый патриотизм советских людей в конкретных исторических ситуациях (война, освоение Севера, покорение целины и т. д.) не был вызван их любовью к государству. Гораздо чаще он был либо вынужденным, либо показным, либо корыстным. Действительно, безнравственная советская власть воспитала три поколения людей- приспособленцев, умеющих тщательно скрывать свои мысли и хорошо знающих, что можно говорить вслух при посторонних, а что - нельзя. Универсальным принципом так называемого советского общества все годы его существования было лицемерие.

Последний раз во всесоюзном масштабе это всеобщее лицемерие было продемонстрировано миру в 1991 году. Как известно, весной того года почти 3Л населения проголосовало за сохранение СССР, а в декабре никто даже и не вступился за него. Никто не то, что не вышел на. баррикады - не вышел даже на улицу, чтобы продемонстрировать свое несогласие с развалом страны. Характер современного понимания большинством российского общества сущности патриотизма и гражданственности дает повод для неутешительных размышлений. Отовсюду, и прежде всего - от власть предержащих, мы слышим навязчивые, а порой - истеричные призывы любить Родину и «родное» государство - Россию.

И если опросить какое-то количество граждан на предмет, считают ли они себя патриотами, то можно не сомневаться, что большинство заявят себя именно как таковые. О наших руководителях любого ранга - от районного до федерального - можно и не говорить - они все поголовно горячие патриоты России. Но только вот детей своих они почему-то отправляют учиться (а затем нередко - и жить) в другие далекие страны, называемые развитыми. Именно там они покупают недвижимость и заводят банковские счета. Воистину остается только поражаться такому лицемерию. Что же касается реально проявляемого патриотизма (например, службы в Вооруженных Силах), то здесь мы имеем достаточно скромную картину. Служба в российской армии, провозглашаемая как почетный и священный долг граждан России, давно уже стала уделом исключительно плебеев. От нас уже и не скрьшают, что в нынешней армии служат только те, кто не сумел увильнуть от службы. Создается ощущение, что все дивно уже поняли: гораздо выгоднее прикидываться патриотом, чем им быть на самом деле. Что большинство россиян и делают, и преуспели в этом. Поэтому современный российский патриотизм, по нашему мнению, немногого стоит.

И, на наш взгляд, ничего удивительно в таком феномене, как ни странно, нет: ведь большинство людей в сущности не являются ни патриотами, ни антипатриотами своей страны, они просто живут в ней. А спорить о наличии патриотических чувств у людей - это все равно, что спорить о том, какой цвет им больше нравится: оранжевый или фиолетовый. Конечно, автора данной статьи могут спросить: «А что Вы, собственно, имеете против патриотизма как такового? Разве можно запретить гражданам любить свою Родину и государство?». Отвечаем. Во-первых, как уже было сказано, Гражданин должен четко разводить понятия Родины и государства. Кстати, Родина, на наш взгляд, представляет собой понятие, если хотите, интимное и на научном уровне не подлежащее обсуждению, как, например, любовь к чему бы то ни было вообще. Если бы нас спросили, что для нас есть Родина, то ответ был бы таким: это то место, где мы востребованы и где нас ждут любимые люди.

Во-вторых, любить Родину и государство, в котором ты живешь, конечно, не запрещено, но это личное дело каждого из нас И любые попытки (прежде всего со стороны государства) навязывания этой любви, любые попытки критики фаждан за якобы недостаточный уровень их любви и патриотизма по отношению к Родине и государству должны немедленно пресекаться одним решительным ответом: «Это не ваше дело. Мои отношения с Родиной и государством касаются только меня. Государству я обязан платить налоги и жить по его законам. И не более того». Россияне же сплошь и рядом люди не стесняются при каждом удобном и неудобном случае всенародно демонстрировать свою лояльность государству. Они искренне не понимают, что это так же непристойно, как публично восторгаться достоинствами своей супруги. Каковы же выводы из вышесказанного?

Они будут следующими:

1. Патриотизм является понятием, искусственно порожденным государством и им же заботливо культивируемым с единственной преступной целью - ограничить объем прав своих граждан, сделать их максимально зависимыми от произвола чиновников, действующих от имени государства.

2. Патриотизм вреден, так как он ослепляет и оглупляет граждан, вынуждая их потакать любым деяниям государства, в том числе и преступным, только потому, что эти преступления совершает его государство.

3. Патриотизм смешон и нелеп, так как смешно и нелепо любить аппарат государственных чиновников.

4. Патриотизм страшен, так как делает людей безгласными рабами государства.

5. С патриотизмом следует вести непримиримую борьбу, вытесняя его понятием гражданственности.

Подданный государства должен быть не слепым его патриотом, а Гражданином.

6. Гражданин, в отличие от примитивного патриота, осознает не только достоинства страны своего проживания, но ясно видит и просчеты, и пороки государства.

7. Гражданин честно выполняет свои обязанности, то есть живет по законам данного государства. Но при этом он жестко контролирует и исполнение государством его обязанностей перед гражданами.

8. Если законы данного государства не устраивают гражданина, он стремится изменить их мирными способами, прежде всего через свое участие в выборах.

9. Если какие-либо действия государства вызывают неприятие гражданина, он обязан заявлять о своем решительном несогласии с государством и отказать ему в своей поддержке.

10. Если жизнь в данном государстве становится для гражданина невыносимой (или по любым другим причинам), он имеет право искать себе другую страну пребывания. И никто не имеет права осуждать его за это, так как выбор места жительства есть личное дело каждого. И в заключение - несколько высказывания великих мира сего и просто известных людей о патриотизме.

Борис Гребенщиков: «Патриотизм значит просто - “убей иноверца”». И. В. Гёте: «Патриотизм портит мировую ». Михаил Жванецкий: «Патриотизм - это четкое, ясное, хорошо аргументированное объяснение того, почему мы должны жить хуже других». Л. Н. Толстой: «Патриотизм - чувство безнравственное, потому что вместо признания себя сыном Бога, как учит нас христианство, или хотя бы свободным человеком, руководящимся своим разумом, всякий человек под влиянием патриотизма, признает себя сыном своего отечества, рабом своего правительства, и совершает поступки, противные своему разуму и своей совести». Адам Михник: «Патриотизм определяется мерой стыда, которую человек испытывает за преступления, совершенные от имени его народа». Бертран Рассел: «Патриотизм - готовность убивать и быть убитым ради заурядных причин». Оскар Уайльд: «Патриотизм - достоинство порочного человека». Дж. Б. Шоу: «Патриотизм - разрушительная, психопатическая форма идиотизма».

Альберт Эйнштейн: «Те, кто радостно маршируют в строю под музыку, получили головной мозг по ошибке: для них и спинного было бы достаточно. Я настолько ненавижу героизм по команде, бессмысленную жестокость и весь отвратительный нонсенс того, что объединяется под словом “патриотизм”, равно как презираю подлую войну, что скорее готов дать себя разорвать на куски, чем быть частью таких акций» (Патриофил [Электронный ресурс]. URL: http://patriofil.ru/publ/ misc/2220-a.html). Надеемся, этого хватит’?

В жизни каждого человека бывает время, когда приходится сталкиваться с такими понятиями, как патриотизм и гражданственность. Это, кстати, случается не так часто. Государство нынешнее не требует сиюминутно помнить о существовании не ждет подтверждения преданности от своих жителей. Тем не менее следует ясно осознавать, что такое гражданственность. Это знание может пригодиться внезапно, надеемся, что не в критической ситуации.

Открываем толковый словарь

Рассказывают любознательному читателю обо всем на свете. Есть там и толкование нашего термина. Гражданственность - это качество человека, выражающееся в его активном взаимодействии с государством. Однако речь идет не о лояльности к строю или политическим деятелям. Скорее, данным термином обозначают желание и способность человека вести диалог с властями. Если шире, то здесь стоит говорить о понимании того, осознании своего места в нем. Но и этого мало. Гражданственность - это антитеза аполитичности, равнодушия к собственно стране, тому, что с ней происходит. Само описываемое качество имеет глубокий смысл. Оно не сводится к показной позиции. Просто принимать участие в политической жизни, голосовать или ходить на митинги маловато. Необходимо переживать за судьбу государства и народа, действовать им во благо. А это невозможно без полного понимания ситуации, формирования собственной политической позиции.

Гражданин и гражданственность

Представьте себе двух граждан. Они вместе работают, часто обсуждают дела общественные. Один всех ругает, наслушавшись и начитавшись СМИ, а второй ему оппонирует. Но не просто возражает, а раскрывает суть событий, предлагая собственные решения. Но и этого мало. Наш второй гражданин выступает с инициативами, пишет в орган исполнительной власти, ходит на прием к депутату. Кто из них обладает гражданственностью? Ведь оба демонстрируют отнюдь не отстраненную позицию. Вроде первый тоже переживает о делах государственных. Тем не менее его мнение деструктивно. А вот второй имеет явную активную гражданскую позицию. Он не просто судачит во время перерыва, а душой болеет за свою страну. Хотя и соглашается с критикой первого. Вот в чем заключается гражданственность. Хотя обладающие ею люди могут и не интересоваться работой властных структур. Есть граждане, считающие своей обязанностью хорошо трудиться, воспитывать детей или писать картины. Суть в том, чтобы от этого Родине была польза.

Различия в понятиях «патриотизм» и «гражданственность»

Многие считают, что эти два термина имеют тождественный смысл. Они действительно стоят, так сказать, близко. Однако не равнозначны. Патриотизм и гражданственность - это качества человека, характеризующие его отношение к Родине. Но немного по-разному. Пожалуй, понять этот нюанс будет проще, если выяснить, чем отличается государство от Родины. Кажется, что эти слова об одном и том же. А на самом деле между ними грандиозная разница. Патриотизм - это беззаветная любовь к своей Родине, а гражданственность - активное взаимодействие с государством. При этом последнее не нужно ни почитать, ни соглашаться с ним. Необходимо иметь свое мнение и активно выражать его в политическом пространстве. В принципе, понятия очень близкие. Их различия лежат в области сердца, чувств и деятельности. В патриотизме больше любви, а в гражданственности - активности.

О воспитании

Для государства важно, чтобы все его граждане были активны, работали на его благо. По большому счету других глобальных задач у этого социального механизма нет. Он существует, чтобы защитить своих граждан, создать им условия для хорошей, успешной, счастливой жизни. А чтобы эта задача выполнялась, необходимо здоровое и активное общество. Над его созданием следует постоянно работать. А именно нужно воспитание гражданственности с малых лет. Детям важно объяснять, что такое государство, как и для чего оно создается. Кроме того, они должны понимать роль гражданина в жизни страны. Делается это еще с детского сада. Конечно, науки в таком возрасте еще не совсем доступны. Однако даже малыши понимают, как работает, к примеру, президент, кто должен приказать, чтобы снег с улиц убрали или дом покрасили. Начинать нужно с малого. На самом деле гражданственность не глобальна. Она рождается из умения в малом быть полезным стране. Чем большее число людей станет душой болеть за свою Родину, тем успешнее она будет. А от этого улучшится жизнь граждан. Все взаимосвязано.

Гражданственность и патриотизм

Основным противоречием современной российской жизни является противоречие между необходимостью модернизации, неизбежно втягивающей страну в русло универсального (мирового, глобального) технологического и экономического развития, и необходимостью сохранить свою культурно-историческую, национальную индивидуальность. За последние годы это противоречие осознается в различных дискурсах (философском, политологическом, педагогическом) как проблема, без решения которой невозможно дальнейшее развитие российского общества. Но вместе с тем, вопрос об исторической судьбе России традиционно «прорастает» в общественном сознании, мышлении профессиональных экспертных сообществ как проблема выбора исторического пути развития . В этом напряженном внутреннем идейном конфликте, в котором сталкиваются различные образы будущего страны, и кроется источник обостренного интереса к вопросу воспитания гражданственности и патриотизма. Современная постановка вопроса о воспитании гражданственности и патриотизма, определенного образа гражданственности и патриотизма – это попытка осмыслить в педагогических категориях и разрешить средствами педагогической деятельности проблему национально-исторического самосознания России.

Выбор исторического пути развития, экономической модели, определенной формы социального и политического устройства нашей страны зависит сегодня от ответа на главный вопрос: «Кто мы такие? Откуда мы пришли? Наследниками (и носителями) какого культурного наследия мы являемся?» . Если формулировать этот вопрос в терминах современного гуманитарного знания, то он выступит перед нами как проблема культурно-исторической идентичности России. Проблема культурно-исторической идентичности имеет много различных сторон: это и сопоставимый с условиями пространства и времени (географическими, историческими, цивилизационными, ментальными) хозяйственный уклад, это и соотносимые с теми же условиями формы коллективности и социальной солидарности, понимание свободы и необходимости (ответственности), глубинная связь человека с государственностью как «высшей формой выражения народного духа» и т. д. Но при всем многообразии и остроте граней исторического существования России в мировом цивилизационном пространстве в сущности – это проблема национально-исторического самосознания, вопрос способности (и готовности) россиян увидеть свою страну на карте мира как неповторимую национально-историческую индивидуальность.

Если вопрос о культурно-исторической идентичности становится основным вопросом для российской жизни в целом, то для российского образования, для общеобразовательной школы, он превращается в фундаментальную проблему ценностных ориентаций педагогической деятельности . Очевидно, что цель образования лежит за пределами самой педагогической деятельности – в пространстве культуры, смыслов и ценностей, которые «переводятся» педагогической теорией и практикой на «язык» социализации личности. Общеобразовательная школа в этом смысле – тот ключевой социальный институт, который уже сегодня моделирует через содержание образования, организацию пространства школьной жизни образ будущего страны (образ мышления, образ деятельности и образ жизни ее будущих граждан). Поэтому для школьного образования («предметного» или «надпредметного», специализированного гражданского воспитания) вопрос о ценностях или субъективно воспринимаемых всеми участниками образовательного процесса смыслах образовательной деятельности оказывается далеко не последним.

Нам хотелось бы предложить всем заинтересованным лицам из профессионального педагогического сообщества или просто небезразличным к судьбе школьного образования начать серьезный диалог о его будущем, но диалог в определенном смысловом развороте: что значит воспитывать гражданина сегодня? Как относится задача воспитания гражданина к задаче воспитания патриота? В чем заключается противоречие воспитания гражданственности и патриотизма, если его рассматривать в педагогическом контексте? И как это противоречие будет преломляться в содержательной, организационной, дидактической и методической плоскости? Но начало этого диалога требует предварительного уточнения понятий.

ПАТРИОТИЗМ

Известно, что патриотизм в буквальном смысле слова означает любовь к отчизне. Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. Патриотический – отчизненный, отечественный, полный любви к отчизне. Патриот – это любитель отечества , ревнитель о благе его, отчизнолюб. Патриотизм – это «…социальное чувство, содержанием которого является любовь к своему отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа».

Если обращаться к этимологии слов, образующих семантическое гнездо патриотизма, то «любовь» (от корня «люб» ), первоначально в русском языке означала почтение, доверие, одобрение . Характерно, что в некоторых языках (немецком, английском, греческом) это СЛОВО является сокоренны м с такими словами, как «вера» и «истина» . Это слово указывает на особую, глубоко переживаемую нравственную связь человека со своей землей и своими предками. Не случайно, что слова «родина» , «отечество», «отчизна» восходят к древнерусскому культу почитания предков, «рожаниц» , т. е. дедов с бабушками. Обоготворенного предка называли «чуром» (восходит к имени славянского бога родового очага, оберегающего границы земельных владений), церковно-славянское «щур» . Земля пращуров по древнему обычаю отмечалась придорожными столбами, на которых стояли сосуды с прахом усопших предков. Эти межевые знаки были не только границами родового поля, земли пращуров, но и охранителями основанного на кровном родстве образа жизни и быта людей, живущих на этой земле. В пределах территории, оберегаемой священными, мистическими силами своих щуров, родич чувствовал себя на родине, дома, хозяином, а вне их – на чужбине, сиротой. Каждый, явившийся на свет человек, множеством нитей, незримых и осязаемых, оказывался связанным с ландшафтом обитания, с присущим ему растительным и животным миром, с обычаями и традициями данных мест, с образом жизни окружающего его местного населения, его историческим прошлым, родовыми корнями. Восприятие первого жилища, родителей, окружающих людей, тропинок, ведущих к роднику или реке, деревни, смены времен года и связанных с этим изменений оттенков леса, песен и разговоров местного населения, их обрядов, обычаев и традиций, характеров, нравов и всего остального, что не поддается простому перечислению, - влияло на развитие сознания каждого человека, закрепляя в нем внутреннее яркое эмоциональное переживание принадлежности к родной земле, чувство патриотизма.

Территория, ландшафт играли важную, а на ранних этапах становления этноса - определяющую роль в жизни россиян. Этим объясняется, в частности, что во всех дошедших до нас древних памятниках, в которых упоминается Россия, везде речь идет о русской земле и нигде о русском народе. Идея о земле , помышление о ней как о живительной святыне, была той объединительной основой, вокруг которой позднее оформились понятия русского народа, церкви, государства, нации, национальных черт характера, культуры и т. д.

Исторически формирование патриотического чувства и патриотической идеи совпадет с возникновением и развитием Русского государства . В процессе перехода от родового общества к древнерусскому государству этническое самосознание постепенно вырастало и сливалось из представлений о происхождении от общих предков и принадлежности к определенной территории. Впоследствии это привело к формированию общей идеи русской земли, русского народа и русского государства, Но не только географическое пространство сплачивало формирующуюся древнерусскую народность. Язык, верования, историческая память о прошлом, общность судьбы - все то, что можно назвать историческим пространством , и составляло в единстве ощущение Отечества.

Одной из ведущих в памятниках русской средневековой письменности была идея защиты своих, а не захвата чужих земель. «Да не посрамим земли Русской!», - эти слова киевского князя Святослава могут быть лейтмотивом всей боевой истории Российской армии. С середины XIII века с утратой государственного суверенитета, ослаблением политической роли русской земли общерусская патриотическая идея уступила место локальным призывам. Со второй половины XIV века клич «За землю русскую!» возродился в сочетании с другим призывом - «За веру православную!». Православие объединяло русских в борьбе за государственную независимость, символизируя и одухотворяя эту борьбу.

Неписаным правилом для русского воина было стоять насмерть за отца и брата, мать и жену, за родную землю. Верность воинскому долгу скреплялась устной присягой, клятвой на оружии и перед Богом. В военных походах и сражениях воспитывались взаимовыручка, товарищество, смелость, героизм, презрение к смерти во имя спасения Отечества. Постепенно эти качества стали основой патриотизма как важнейшего явления в социально-политическом и духовном развитии нашего общества, явившегося важной составляющей российского менталитета.

В петровское время, с утверждением абсолютизма, государственное начало безраздельно господствовало в общественном сознании. Для этого времени характерен был рост национального самосознания складывающейся русской нации, что нашло свое выражение в новом осмыслении таких духовных ценностей, как «Отечество» и «патриотизм». Отечество отождествлялось с определенной территорией и исторически сложившейся на ней государственностью, постепенно вырабатывалось представление: «мы – россияне».

Понятие «патриотизм» для того времени наиболее точно определил Вл. Соловьев: «Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма». Исходя из этих определений, суть любви к Отечеству состоит в понимании главных задач, стоящих перед обществом и государством, в неустанной борьбе за их решение. Патриотизм в русском национальном самосознании был связан с жертвенностью, с необходимостью, если надо, отказаться от себя, от своих частных интересов во благо Отечества. В то же время патриотизм все чаще воспринимается в общественном сознании с военно-государственной, политической точки зрения.

В годы правления Петра I патриотизм приобретает характер государственной идеологии , считается выше всех ценностей и добродетелей, а главным девизом россиян становятся слова «Бог, Царь и Отечество». С тех пор воспитание в армии основывается на идее о том, что русский солдат служит не ради чести и славы своей или императора, а в интересах государства Российского. «Вот пришел час, который решит судьбу Отечества, - обращался Петр I к воинам перед Полтавской битвой. - И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество... А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего...». Такой подход к военной службе был закреплен в «Учреждении к бою», «Артикуле воинском», а также в Уставе воинском 1716 года.

XVIII век внес в трактовку понятия "патриотизм" существенные изменения. Писатель и историк XVIII века неслучайно произнес: "Патриотизм не должен ослеплять нас, ведь любовь к Отечеству есть действие ясного рассудка, а не слепая страсть ". У находим: "Патриотизм, чей бы он ни был, доказывается не словом, а делом ". То есть, в эпоху Просвещения в центре мировоззрения оказывается разумное начало, этика гражданского долга , нравственной ответственности, далекой от слепой, пламенной любви, которая сродни языческому поклонению.

XIX век – век развития национального самосознания в России, сопровождавшегося подъемом революционно-демократического движения, острой публицистической критики российского консерватизма. Многие ведущие литературные критики и писатели того времени "патриотизм" рассматривали как синоним "героизма", а само понятие героического стало увязываться с активной гражданской позицией. Так, известный публицист и критик первой четверти XIX столетия писал: "Наш героизм рождается не в подвигах военной доблести, а только в подвигах мужества гражданского, в подвигах настоящего патриотизма". Еще одной тенденцией развития патриотизма в этот период стало отождествление патриотической идеи с идеями и ценностями гуманизма, непротивления злу насилием (,). Так, Достоевский по этому поводу отмечал: "Чем более мы будем национальны, тем более мы будем европейцами (всечеловеками)". Подобный авторский неологизм (всечеловеки) напрямую связан у Достоевского с идеями гражданственности, человеколюбия, отстаивания национальной независимости. Во второй половине XIX века революционно-демократические идеи достигли своей кульминации, и вся просвещенная Россия буквально взывала к гражданским и патриотическим чувствам своего народа. Так, например, лидер революционно-демократического лагеря вообще не представлял без обращения к идеям гражданственности воспитание просвещенного россиянина и писал: "Без приобретения чувств гражданина ребенок мужского пола, вырастая, делается существом мужского пола средних, а потом пожилых лет, но мужчиной он не становится, или, по крайней мере, не становится мужчиной благородного характера".

В это время особо актуальным становится вопрос развития национальной толерантности , которому уделяли внимание ведущие общественные деятели, критики, писатели Ярым сторонником идеи национальной толерантности был, неоднократно высказывавшийся по поводу того, что "настоящий патриотизм, как частное проявление любви к человечеству, не уживается с неприязнью к отдельным народностям, а патриотизм тем и отличается, что исключает всякую международную вражду". В начале XX века эту идею подхватил русский философ, теолог Сергей Николаевич Булгаков. Он сформулировал мысль о том, что "гражданство мира, всечеловечность, совсем не есть упразднение нации, напротив, это есть ее высший возраст". Идея патриотизма четко прослеживалась и в трудах ученых-марксистов конца XIX - начала XX века. Особое внимание уделял ей: "Патриотизм – одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств".

Во времена СССР произошло идейно-политическое «переподчинение» русского и российского национального самосознания задаче интернационализации общественных отношений. Опыт построения новой наднациональной исторической общности – советского народа – с одной стороны, принизил значение русского национального самосознания, а с другой – выработал новый тип патриотизма – советского по форме, основанного не на национально-историческом, а на идейно-политическом единстве. Этот новый тип патриотизма подвергся суровым испытаниям в годы Великой Отечественной войны, когда решался вопрос о судьбе нашего Отечества, и с честью их выдержал. Вспоминая тяжелые дни сражения за Москву, отмечал, что «не грязь и не морозы остановили гитлеровские войска после их прорыва к Вязьме и выхода на подступы к столице. Не погода, а люди, советские люди! Это были особые, незабываемые дни, когда единое для всего советского народа стремление отстоять Родину и величайший патриотизм поднимали людей на подвиг». Этот исторический факт свидетельствует о том, что высшие духовные ценности народа оказываются сильнее политического режима в моменты судьбоносных испытаний.

Менталитет советского общества, хотя и содержал в себе многие общерусские черты, тем не менее, весьма существенно отличался от менталитета прошлых веков. Этому способствовало стремление власти порвать с историческим прошлым России, ограничить влияние на общественное сознание и воспитание традиционных институтов церкви, семьи, институтов гражданского общества. Этот период связан с формированием особого антропологического типа - «советского человека», анализу и характеристикам которого в последнее время уделяется много внимания в российской науке и публицистике.

В постперестроечной России в условиях господства некритически воспринимаемой либеральной идеи стала неизбежной общественная деморализация. дает следующую характеристику изменениям в русском менталитете: «...Рублево-долларовый удар 1990-х годов по-новому потряс наш характер: кто сохранял еще добрые прежние черты - оказались самыми неподготовленными к новому виду жизни, беспомощными, негодными неудачниками, не способными заработать на прокормление. «Нажива» стала новой идеологией. Разгромная, разрушительная переделка... - густо дохнула распадом в народный характер».

Перед Россией встала важнейшая задача - реализовать огромный духовно-нравственный потенциал, накопленный за всю историю существования государства, для решения проблем в различных сферах жизни общества. Государственная стратегия России, нацеленная в будущее, должна постоянно опираться на историческое и духовное наследие народа. Поэтому в последнее десятилетие остро встал вопрос выработки национальной идеи, которая смогла бы объединить российский народ в новых исторических условиях.

Героическая и драматическая история России, ее величайшая культура, национальные традиции всегда были основой духовно-нравственного потенциала нашего народа, своеобразным стержнем общественного бытия. Поэтому необходимо всегда помнить пророческие слова: «Цивилизации гибнут от извращения основных добродетелей, стержневых, «на роду написанных», на которых «все тесто взошло».

Особенности российского патриотизма.

Российский патриотизм – явление уникальное, своеобразное. Его по праву можно назвать патриотизмом высочайшим, настолько велика, глубока и бескорыстна в нем любовь к Отечеству. Её лаконично выразил поэт: «Если кликнет рать святая - «Кинь ты Русь, живи в раю», я скажу - «Не надо рая, дайте Родину мою». Чем же объяснить столь пронзительную любовь русских к своей Отчизне?

Истоки глубоких чувств россиян к своей Родине попытаемся искать в особенностях природно-климатических условий, в которых проходило становление русского этноса. Суровые зимы, постоянная борьба за существование отразились не только на особенностях производства, способах и приемах труда, но и на организации всей социальной жизни, духовном облике, характере народа. Экстремальные условия существования выработали в общественном сознании идеологию коллективного спасения , идею человеческой солидарности . В русском национальном характере сформировалось такое качество, которое принципиально отличает его от западного человека – коллективизм, общинность, соборность (в разные исторические периоды это качество, имея одно ценностно-смысловое содержание, называлось по-разному). Этим Российская цивилизация коренным образом отличается от западноевропейской, вся история которой, от Античности и до современности, нанизывается на стержень индивидуализма.

Общинные традиции, уходящие в глубокую древность и пронизывающие весь уклад жизни русского народа – труд, быт, досуг – это самобытное явление не только русского характера как такового, но и всей русской национальной культуры. Понять это – значит, "расшифровать" исторический код нашей культуры.

Общинный уклад жизни русских – это объективный и оправданный результат многовекового культурно-исторического развития России. Общинная форма землевладения и в целом жизнеустройства – это необходимая форма борьбы за существование народа, которая обусловливалась как минимум тремя обстоятельствами: трудными природно-климатическими условиями, освоением огромных территорий, постоянными и многочисленными нападениями соседних народов. По словам известного в XIX веке геолога, социолога и публициста (), "смерть или солидарность, других путей у русского народа не было, чтобы не погибнуть, - он должен был прибегнуть к солидарности и общему коллективному труду для борьбы с окружающими неблагоприятными условиями физико-географической среды".

Но вряд ли справедливо рассматривать общинный уклад русского народа лишь как вынужденное приспособление к жизни под напором внешних обстоятельств. Известный современный российский философ и социолог справедливо, по нашему мнению, замечает: "Славянская родовая община превратилась в крестьянскую поземельную общину, которая сохранилась на протяжении всей русской истории. Это была не просто организация, но элемент массового менталитета . Она формировалась и тогда, когда не было никакой внешней силы, которая её к этому побуждала, когда крестьяне были свободны в выборе форм отношений".

Именно на общинной основе зародился, вырос и стал самостоятельным явлением культурный архетип русского народа. Община создала традиции и формы самоуправления, бытовой непосредственной демократии (сельские сходы, решение всех проблем "миром", выборная и "артельная " начало и др.), определила формы хозяйствования, место и роль в нём работника, его миропонимание. Хомяков считал, что для русского крестьянина "мир" есть олицетворение его общественной совести, перед которой он выпрямляется духом. Да и сама Россия "в глазах простолюдина…не государство и не нация, а скорее семья. Этот патриархальный взгляд столь же древен, кажется, как и сама Россия, он… лишь распространился и упрочился".

Община сыграла главенствующую роль в жизни русского народа. Община для русских – это их сила но и слабость одновременно. Общинная форма хозяйственной и социальной жизни дала возможность русскому человеку освоить самые обширные и самые тяжёлые пространства планеты. Она вырабатывала коллективизм, "соборность", дававшие людям чувство защищённости, уверенности в жизни, снимавшие крайний индивидуализм, эгоцентризм, этническую исключительность. Но в общине коллективистско-патриархальному братству приносилась в жертву личная свобода, развитие индивидуальности . Уравнительные тенденции, принижение роли индивида, личности явственно прослеживается в ней. Не случайно отмечал, что в общине мало движения, а говорил о рождении в общине тупоумной неподвижности, непроходимой родной грязи.

Таким образом, в ходе тысячелетнего освоения безграничных пространств, невероятно тяжёлого мирного и ратного труда и совместного сотрудничества у русского народа в его национальном характере выработались и закрепились основополагающие черты – общинность, коллективизм, взаимовыручка, а вместе с ними – доброта, открытость и душевность в отношениях друг с другом и с другими народами, любовь к своему Отечеству. Немецкий философ Вальтер Шубарт (1897–1941) почти сто лет тому назад писал, что "русский обладает…теми душевными предпосылками, которых сегодня нет ни у кого из европейских народов. …Запад подарил человечеству самые совершенные виды техники, государственности и связи, но лишил его души. Задача России в том, чтобы вернуть душу человеку. Именно Россия обладает теми силами, которые Европа утратила или разрушила в себе".

Многие исследователи проявление "доброты" относили к числу первичных, основных свойств характера русского народа. Об этом феномене хорошо писали, отмечавший, что "русские люди долго и серьёзно ненавидеть не умеют". А тонко подметил, что у русских (и у всех славян) высоко развито ценностное отношение к людям, впрочем, как и ко всем предметам вообще. Это выражается, в частности, в обилии уменьшительно-ласкательных имён. Уменьшительные имена, выражающие чувства нежности, весьма распространены и разнообразны Особенно велико их число для имен личных: Иван – Ваня, Ванечка, Ванюша; Мария – Маня, Маша, Манечка, Машенька, Машутка. Что касается эмоционального выражения чувства любви к родине – Родимая сторонушка, Отчий край и др.

Специфическим для русского национального характера является то, что в иерархии духовных ценностей народа никогда не превалировали черты высокомерия, национального превосходства, а нажива и стяжательство не были мерилом общественного успеха, значительности личности. Любопытное, и, на наш взгляд, очень точное сравнение русского национального характера с характером европейца дано в книге немецкого философа Вальтера Шубарта «Европа и душа Востока»: "проблема Востока и Запада – это, прежде всего, проблема души", иначе говоря – культуры и созданного ею национального характера. "Россия не стремится ни к завоеванию Запада, ни к обогащению за его счет, …русская душа ощущает себя наиболее счастливой в состоянии самоотдачи и жертвенности". Европа же "никогда не претендовала на какую-либо миссию по отношению к России. В лучшем случае она жаждала экономических выгод, концессий".

Немецкий философ был далеко не единственным исследователем, кто приходил к подобным выводам. Черту общинности, артельности, коллективизма, ярко выраженную в русском национальном характере, отмечал, например, известный русский философ "серебряного века" Семен Людвигович Франк (), бывший марксист, затем идеалист и религиозный мыслитель, редактор журнала "Свобода и культура" (1916г.). "В противоположность западному русское мировоззрение содержит в себе ярко выраженную философию "Мы"… - писал он. – Для нее последнее основание жизни духа и его сущность образуется "Мы", а не "Я"".

К числу первичных, наиболее фундаментальных и древних свойств русского национального характера относится глубинное чувство независимости, воли, свободы и сочетающееся с ним мужество, стойкость, несгибаемость в самых трудных моментах жизни страны, всего народа. Эта доминантная черта – одна из древнейших в русском национальном самосознании, ее конкретное содержание ярко и мощно проявилось на всех этапах истории Родины. Еще со времени древнерусского государства, отмеченного непрерывными столкновениями с печенегами, половцами, хазарами, и до настоящего времени русские люди демонстрируют всему миру непреклонную силу воли, мужество и стойкость в защите родной земли. Так, византийские историки, оставившие нам описание древних славян, изображали их бодрыми, сильными, неутомимыми. Презирая непогоду, свойственную северному климату, они стойко сносили голод и всякую нужду, питались грубой пищей, любили движение, деятельность, были выносливы и терпеливы. По тем же свидетельствам, славяне воинами были отважными. Храбрые, они особенно искусно бились в ущельях, умело скрывались в траве, изумляли неприятеля мгновенными и хитрыми нападениями. Попадая в плен и подвергаясь пыткам, умирали молча, без вопля, с мыслью не посрамить свой род.

Эти качества характера русских людей разовьются, окрепнут, станут определяющими на всем историческом пути их бытия. Именно они позволили выстоять в борьбе с многочисленными завоевателями, в том числе сломить монголо-татарское трехсотлетнее иго и отстоять русскую государственность, отбить немецкие, турецкие, польско-литовские, шведские, японские, английские, французские и пр. экспансионистские поползновения, переломить хребет фашизму в Европе. Совсем не случайно на Западе давно родилось выражение: "русские – самый непокорный народ на земле, его не могли сломить ни оружие, ни угрозы физического уничтожения, ни голод, ни холод, ни другие чудовищные испытания. Русских можно убить, уничтожить физически, но завоевать, покорить – никогда…".

Россия – страна особая. В ней не прижились и, видимо, не приживутся западные ценности и ориентиры, так упорно вывязываемые сегодня нашему народу. У нас духовно-нравственные ценности определяют смысл жизни человека. Российский патриотизм характерен своей духовной наполненностью .

Российский патриотизм в высшей степени духовен. Российские религиозные философы, главным фактором, определяющим русское национальное самосознание, считают православие. Русская идея – это особое отражение гражданственности и патриотизма россиян. «У русских, - пишет Соловьев, - моральное сознание очень отличается от морального сознания западных людей. Это сознание более христианское. Русские моральные оценки определяются по отношению к человеку, а не по отношению к отвлеченным началам собственности, государства, не к отвлеченному добру. Они ищут не столько организованного общества, сколько общности, общения». Религия служит закреплению нравственных чувств. Духовная любовь, в основе которой лежит стремление к совершенству, является источником веры и религиозности.

Такие черты русского национального характера, как религиозность, душевность, святость, отмечает, также подчеркивая, что русское моральное сознание отличается от морального сознания европейцев: «Душа русского народа никогда не поклонялась золотому тельцу и, верю, никогда ему не поклонится в глубине души своей. … Русский человек будет грабить и наживаться нечистыми путями, но при этом он никогда не будет почитать материальные богатства высшей ценностью».

Философ считает, что религиозное сознание и духовность являются основой патриотизма . Именно они оказывают решающее влияние на его формирование. При этом национализм (национальный патриотизм) трактуются им как положительное явление национального духа и национального самосознания: «Любовь к своему народу не есть неизбежно ненависть к другим народам; самоутверждение не есть непременно нападение; отстаивание своего не означает завоевания чужого». Автор уверен, что истинный патриот своей страны «не способен ненавидеть и презирать другие народы, потому что он видит их духовную силу и их духовные достижения». Патриот будет с уважением относиться к достижениям других наций, уважать национальный характер. Патриотизм истинного христианина – это духовная любовь к родине, единение судьбы отдельного человека с судьбой страны, как в годы процветания, так и в годы опасности.

Следующей особенностью российского патриотизма является державность. Подлинная история русского народа начинается с момента создания государства, и, по сути дела, являет собой воплощение его исторической и культурной воли, таланта, творчества. Русская государственность возникла, развивалась и формировалась в непрерывной борьбе за свое существование и выживание самого народа. Множество раз в истории она стояла на краю гибели. Но для русских гибель государства означала бы и гибель самого народа. Именно поэтому государство и верховная власть всегда воспринимались в России не столько как политическое устройство, сколько как ценность, а, следовательно – воспринимались в сакральном значении. Новгород в народном правлении именовался "государем", а Псков назывался "господином". "Нельзя быть земле Русской без государя, – говорили в старину. – Государь знает, кто ему друг, а кто недруг…"

В русском национальном сознании издревле образ Родины – Русской земли – колыбели народа и его культуры отражался на уровне высшей святости . Отсюда важнейшей характерной особенностью отечественной культуры, составляющей ее национальное своеобразие, выступала тема исторической судьбы Родины и Народа. Этого факта, говоря словами, «не докажешь какой-либо одной цитатой, тем или другим местом исторического памятника; но он (этот бесспорный факт!) сквозит повсюду во всей нашей истории и культуре, в каждом проявлении духа народа и его действий по защите, сбережению, сохранению Русской земли. Поэтому ещё и ещё раз (уже в другом контексте) скажем о проявлении духа народа…»

В 971 году киевский князь Святослав перед заведомо неравным боем с огромным войском византийского императора Иоанна Цимисхия сказал своим воинам: "Да не посрамим земли Русскыя, но ляжем костьми ту: мертвые бо срама не имут. Еже ли побегнем, срам инам". В 1240 – 1242 годах новгородский князь Александр Невский громил со своими дружинами шведских, немецких и датских захватчиков, объединяя Северо-Западную Русь под великим призывом "За Русь!". В 1380 году князь Дмитрий Донской, ведя свои полки на поле Куликовом против полчищ Мамая, говорил: "Не пощадим жизни своей за землю Русскую, за веру христианскую…". В 1612 году земский староста и воевода возглавили борьбу русского народа против польских оккупантов, четко сформулировав историческую задачу: "освободить Москву – столицу Русского государства от иноземных захватчиков, изгнать с русского престола иноземцев и ставленников интервентов, создать новое, русское правительство". В 1812 году армия под руководством и весь русский народ были объединены одним патриотическим порывом: "разбить наполеоновские орды и очистить землю Русскую от захватчиков". В 1941–1945 гг. весь многонациональный советский народ был охвачен единым порывом: не сдаться, не сломиться перед фашистскими захватчиками, победить, во что бы то ни стало, а, значит, сохранить себя и свою Родину. Политрук Клочков в 1941 году эту мысль выразил предельно ясно: "Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва!" . 27 миллионов сыновей и дочерей России отдали свои жизни в годы Великой Отечественной войны, но не сдались, а погибли за свою Родину.

Отмечая эту важнейшую сторону нашей истории и культуры, следует подчеркнуть, что именно в России потерпели крах все мощные армады – золотоордынская, наполеоновская и гитлеровская. Других подобных мировых угроз и не было. Именно эта роль России в мировой истории и культуре настолько значительна, что все попытки принизить ее просто нелепы. Причем, в данном случае речь никак не идет о каком-то нашем превосходстве (здесь нет даже намека на это!), а о том, что говорить о русской цивилизации и культуре как о чем-то второсортном, уступающем западным "вершинам", немыслимо и недостойно.

Наша любовь к Родине, родной земле – это глубинная, исторически выношенная и глубоко осознанная черта русского национального характера, всей русской духовной культуры. "Слово о погибели русской земли" (1238–1246) – великий образец песни-славы в честь Родины: "О, светло Светлая и прекрасно украшенная земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками и источниками местно-чтимыми, городами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами Божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем ты преисполнена, земля Русская, о, правоверная вера христианская!".

В XX столетии советские люди пели: "Прежде думай о Родине, а потом о себе!". Здесь нет никаких личной уничижительности, здесь явно виден приоритет общегосударственных, общенародных интересов над личными, индивидуальными. Отсюда такие родовые понятия как "Родина", "Государство", "Порядок", "Патриотизм" имеют ключевое значение в нашей духовной культуре. Смысл этих идейно-нравственных, духовных ценностей в культурном ядре русского народа был заложен изначально, они всегда исполняли роль могучего национально-объединяющего фактора, обладали государственно-организующей силой.

Следует подчеркнуть, что российский государственный патриотизм подразумевает также твердость и жесткость, когда речь идет о защите наших державных интересов. В то же время он исключает соблазн национального экстремизма, всякого рода опрометчивые действия и поступки.

Российский патриотизм носит интернациональный характер . Единая государственная религия, принятая в 988 году заложила ценностную основу сознания российского народа, что нашло свое отражение во всех сферах российской духовной жизни – богословии , идеологии, искусстве. Православное мессианство не означало права господства России над другими народами, но предполагало добровольное приобщение к православной вере любого желающего. Исторической миссией русских было примирение десятков народов, живших на огромной территории. Российские миссионеры терпимо относились к культурным и религиозным ценностям других наций. Священнослужители (святой Феодосий Печерский, Сергий Радонежский, Кирилл Белозерский, Стефан Пермский) несли коренным народам не только веру, но и письменность, предостерегая «чтоб неволею не крестили». Одной из отличительных черт формирования России как державы было действительно добровольное вхождение многих народов в состав Московского государства (Украина, Молдавия, Грузия, Армения, Кабарда, Осетия, Казахстан). Ничего подобного не знала история ни одной европейской империи. Российское государство формировалось как многонациональная держава своим исключительным и неповторимым путем. Русский ученый -Маклай писал: что это «единственная европейская страна, которая хотя и подчинила себе много разноплеменных народов, но всё же не приняла полигенизм даже на полицейском уровне. В России полигенисты не могут найти себе союзников, так как их взгляды противны русскому духу». Россия с уважением относилась к другим социокультурным ценностям и религиям в соответствии с православным идеалом распознать образ божий в любом иноплеменном человеке. Для русских православных людей миссионерское, апостольское служение было всегда неразрывно связано с заботой о распространении просвещения, облегчении жизни языческих народов. В голодные годы российское зерно помогало выжить коренным народам.

Русский народ отличается своей открытостью, пластичностью, удивительной способностью к сотрудничеству и взаимодействию с другими культурами. Это проявляется во всех сферах его жизнедеятельности. Так, в русской духовной культуре мощно, ярко, может быть, как ни в одной другой культуре, представлена и разработана идея "Всеединства" , "Всечеловечности". Она, можно сказать, лежит в самом основании и пронизывает всю нашу российскую жизнь на всем протяжении ее исторического бытия.

В пушкинском "Завещании" находим:

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгус, и друг степей калмык.

Если вдуматься, - восклицает выдающийся русский литератор и историк (1930–2000), - перед нами поистине поразительный факт: из всего-навсего двадцати строк своего "Завещания" поэт счел необходимым четыре строки посвятить утверждению, что он творил не для одного русского народа, но в явной, одинаковой мере для всех народов "Руси великой"!"

Трудно переоценить всю значительность этого факта, продолжает. Ведь он принимается нами как-то совершенно естественно, потому что он органичен для русского самосознания, для самых коренных, изначальных основ культуры. Каждый может "перенестись" на семьсот с лишним лет назад и обратиться к "Повести временных лет". "Реша, - говорит Нестор с ее страниц, - чудь, и словени, и кривичи, и вей (то есть: "Сказали чудь, и словени, и кривичи, и весь): "земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет"… Здесь явно выразилось мировосприятие Нестора (или же его предшественника), который за 800 лет (в 1037 году) до пушкинского "Памятника" записал предание, воспроизведенное позднее Нестором. В этом мировоззрении древнерусские племена находятся в одном ряду с финскими (даже более того – перечень имен начинается с чуди!).

Вот он бесспорный исторический факт: в глазах гениального Пушкина все народы России – равноправные владетели русской поэзии (и, конечно культурного наследия в целом!); в глазах нашего прародителя Нестора эти народы – равноправные создатели русской государственности.

Это сознание равноправия племен и народов Руси пронизывает всю русскую культуру от истоков и пока еще до наших дней. в обоснование этого важнейшего феномена нашей культурной самобытности приводит еще одно доказательство, строго научное, объективное, а потому – бесспорное. Идея "всеединства", "всечеловечности" со всей силой и ясностью выразилась в одном из древнейших творений русской литературы (и одновременно общественной мысли) – в "Слове о законе и Благодати" Иллариона (около 1050 года). В этом произведении русский митрополит Илларион, раскрывая смысл Благодати ("Новый Завет"), выражает идею равноправия всех народов. Так в самом начале нашего многонационального Отечества Илларион сформулировал не собственно христианскую, а русскую идею, которая пройдет через все тысячелетие нашей самобытной, уникальной во многих отношениях культуры.

Исторически Россия сложилась как одно из крупнейших в мире многонациональных государств, в котором живет более 100 народов, каждый их которых обладает особенностями материальной и духовной культуры. Благодаря объединяющей роли русского народа, его способности к "всеединству", "всечеловечности" на территории России сложилось уникальное единство и многообразие, духовная общность и союз различных народов. Россия была и остается особым культурно-историческим типом в общем потоке европейского цивилизационного процесса. И в этом ее культурно-историческая уникальность, своеобразие и самобытность.

Однако здесь уместно подчеркнуть одно принципиальное положение: исторический процесс складывания России в особый культурно-исторический тип с единством и многообразием культур многих народов – это сложный, противоречивый и даже на отдельных этапах конфликтный процесс. Как справедливо заметил академик, «в конфликтных ситуациях национальные чувства…, дающие человеку ощущение "моральной оседлости" (), причастности к "корням", к "народу", к "заветам отцов" обретают новый акцент: ценность культуры – в ее верности традициям, в непререкаемой святости "наследия предков", в противодействии всякого рода "внешним" вторжениям. Иными словами, национальное самосознание, сформировавшееся как "охранительное" в отношении данной этнической группы, легко трансформируется в националистическую вражду к другим народам.

Так рождается националистическое сознание с его максимализмом и экстремизмом, способное не только закреплять, но и обострять конфликтные ситуации. К сожалению, в постсоветской России такие проявления становятся частыми. Самое яркое тому подтверждение – события на Манежной площади в Москве 11 декабря 2010 года.

И тут надо вновь согласиться с авторитетным ученым: "Существование и взаимодействие различных национальных культур само по себе не может послужить причиной трений – последние вызываются реальными социально-политическими противоречиями". Хочется добавить: и социально-экономическими тоже.

Сегодня российское общество стоит перед необходимостью решения прежде всего этих проблем, в первую очередь необходимо исправление уродливых результатов российской приватизации; снижение уровня социальной поляризации в народе; выработка долгосрочного и устойчивого характера социально-экономических и социально-культурных программ и др. И тогда проблема национальных "трений" отпадет сама по себе, а взаимодействие различных национальных культур поднимется на новый уровень и станет благодатной средой и пространством для гуманного развития человека и всего российского социума.

История убедительно подтверждает, что народы России всегда дружно и самоотверженно защищали свою единую Родину. Ополчение Минина и Пожарского в 1612 г. состояло из представителей разных народностей и народов. В Отечественной войне 1812 г. принимали участие татары, башкиры, калмыцкая конница, военные формирования народов Кавказа. За честь почитали себя называть русскими офицерами известные военачальники де Толли, –Дмитриев, и многие другие.

Наиболее ярко интернациональный характер нашего патриотизма проявился в годы Великой Отечественной войны. Брестскую крепость защищали воины более чем 30 национальностей. В боях под Москвой в дивизии генерала сражались воины из самых разных уголков нашей Родины. Одним из решающих источников нашей Победы в войне была дружба народов.

Весьма характерно, что народы бывших республик Советского Союза, а ныне суверенных государств, совместно празднуют День Победы над германским фашизмом. Люди, в дружной боевой семье завоевавшие Победу, всегда вместе отмечают этот великий праздник под знаком укрепления и расширения сотрудничества народов.

Важно отметить, что российский патриотизм несовместим с национализмом и его наиболее опасной формой – шовинизмом, порождающим неприязнь к другим народам.

Российскому патриотизму чужд созерцательный характер . Он всегда выступает как мощный духовный фактор в решении практических задач развития нашего общества . Особо проявляется это чувство при защите Отечества. История нашей Родины знает немало примеров, когда российский солдат надежно защищал Отчизну, демонстрируя стойкость, мужество и ратное мастерство. Сопротивление русских в экстремальных условиях возрастает многократно, а основа его – патриотизм. Российский историк и писатель отмечал: "Древняя и новая история народов не представляет нам ничего трогательнее этого героического патриотизма. Боевая слава была колыбелью народа русского, а победа – вестницей бытия его".

Примеров этому можно привести великое множество. Суровым испытанием, например, явилась для нашего народа Великая Отечественная война. Несмотря на неимоверные трудности и неудачи в первоначальный период войны, он выстоял и победил.

За годы войны под ружье встали десятки миллионов людей. Они прошли суровую армейскую школу, отстояли свою многонациональную Родину от порабощения германским фашизмом. И еще одно важное обстоятельство: говоря о российском патриотизме нужно учитывать, что Россия, жертвуя миллионами и миллионами жизней своих сыновей и дочерей, теряя в войнах свое культурное достояние, грудью закрывала путь всем завоевателям: Европу она спасла от золотоордынских орд; весь мир – Европу и Азию в том числе, от фашистских полчищ. Лишь Россию никто не защищал и не жертвовал во имя благополучия русского народа – он сам один, должен был думать о собственной судьбе. Не случайно император Александр III сказал: "У России есть только два союзника: армия и флот". Ярким подтверждением действенного, активистского характера патриотизма россиян является то, как самоотверженно, в буквальном смысле «не покладая рук», восстанавливали наши предки из руин города и села, разрушенные непрошенными завоевателями, возрождали уничтоженные фашистами сады и парки Ленинграда, Киева, Минска. Когда случилась трагедия армянского народа, тысячи добровольцев отправились возрождать разрушенные землетрясением города Спитак и Ленинакан. Самый элементарный уровень «бытового» патриотизма мы находим в незамысловатом стихотворении Михаила Исаковского из школьной программы:

В ясный полдень, на исходе лета,

Шел старик дорогой полевой;

4. Регулирующую – определяет характер реакций на внешние воздействия и влияет на характер вновь складывающихся связей и отношений во всем их многообразии.

5. Воспитательную – воздействует на целенаправленную деятельность органов государственной власти и институтов гражданского общества с целью придания им определенного смысла и направленности.

Исследования убедительно показывают, что патриотизм, в содружестве с гражданственностью, выполняет роль скрепляющего общество фактора, который нейтрализует негативные явления и процессы и выступает мощным стимулом позитивного развития личности и общества в целом. А формирование гражданственности будет способствовать становлению в России гражданского общества.

Осознавая потенциал самосохранения и, одновременно, инновационности патриотизма и гражданственности, государство и возводит эти качества в ранг национальной идеи.

Решать задачу формирования гражданственности и патриотизма в подрастающем поколении призвано все общество, но особенно – система образования, которая в прямом смысле слова образует личность, формирует сам образ жизни народа, передает новым поколениям ценности нации.

Патриотизм

  • Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника Отечества

Тема: «Дикие животные»

Задачи:

  1. Расширять представление детей о внешнем виде, образе жизни и жилищах лесных обитателей. Закрепление обобщающего понятия «дикие животные», умения дифференцировать дикие и домашние животные. Уточнение и расширение словаря по теме (волчье логово, берлога медведя, лисья нора, дупло белки). Развивать умение анализировать, обобщать и сравнивать, делать выводы, развивать доказательную речь.
  2. Формировать умение узнавать образ животного в силуэтном изображении, в «зашумленном рисунке». Развитие зрительного внимания, памяти.
  3. Формирование интереса к природе, понимания поведения и повадок животных.
  4. Оборудование:

картинки с изображением диких животных (лиса, медведь, лось, кабан, белка, волк, еж, заяц), домашних животных (лошадь, корова, собака, кошка, свинья, коза, овца), с изображением леса и дома; картинки – жилища диких животных(волчье логово, берлога, лисья нора, дупло). Трафареты диких и домашних животных, бумага, карандаши, лазерная указка.

Ход занятия

I. У нас сегодня необычное занятие. Я сама не буду показывать вам картинки. Но появятся они только в том случае, если вы отгадаете загадки про животных.

Презентация

1. Заяц

Вопросы по картинке: Какая одежда в два цвета на зиму и лето у зайца?В какое время года изображен заяц на картинке?

2. Белка

Вопросы по картинке: На какой цвет меняется шуба у белки зимой?Что запасает белка на зиму?

3 . Лиса

Вопросы по картинке: Чем отличается лиса от других животных?Какой взгляд у лисы на картинке?

4 . Волк

Вопросы к картинке: На какое домашнее животное похож волк?

5 . Медведь

Вопросы по картинке: Какого цвета шуба у медведя? Что делает медведь зимой?

7 . Еж

Вопросы по картинке: Какая шубка у ежика? Зачем еж сворачивается в клубок?

II. Задания на мышление ребенка.

На столе лежат картинки с животными. Вам надо определить место проживания животных. Под картинкой, где изображен лес прикрепить диких животных, а под картинкой дом – домашних животных.



Дети выполняют задание и рассказывают каких животных и куда(к дому или лесу) они прикрепили.

На другом столе лежат картинки с изображением жилищ диких животных. Надо подобрать «дом» каждому животному.

Дети выполняют задание, рассказывают какие жилища они подобрали и как они называются.

III. Итог занятия. О каких животных мы говорили сегодня на занятии? Что понравилось больше всего?

Гражданственность – нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья, церковь, профессиональная или иная общность, в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств её права и интересы.
Философский словарь

Признаки :

· Гражданственность – это один из непременных нравственных ориентиров благородного человека, любящего свое Отечество.

· Гражданственность – это сочетание патриотизма, моральной цельности и правовой культуры человека.

· Гражданственность – это осознание человеком своих обязанностей по отношению к родной стране.

· Гражданственность – это безусловное чувство собственного достоинства, ведущее человека к совершенству.

· Гражданственность – это умение не забывать об общественном благе в процессе достижения блага личного.

· Гражданственность – это патриотизм, отрицающий экстремизм и национальное самосознание, отрицающее национальную рознь.

ГРАЖДАНИН - лицо, принадлежащее на правовой основе к определенному государству. Г. имеет определенную правоспособность, наделен правами, свободами и обременен обязанностями. По своему правовому положению Г. конкретного государства отличаются от иностранных Г. и лиц без гражданства, находящихся на территории этого государства. В частности, только Г. принадлежат политические права и свободы. В гражданском законодательстве РФ термин "Г.", если специально не оговорено иное, подразумевает любое физическое лицо.

Патриотизм – (от греческого patris - отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа.
Национальная социологическая энциклопедия

Патриотизм – любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.
Большая советская энциклопедия

Признаки:

· Патриотизм – это нравственный критерий, отличающий благородного человека от низкого и духовно-развитого от пребывающего в духовной летаргии.

· Патриотизм – это объективная оценка положения и действий родной страны, сочетающиеся с оптимистичным взглядом на вектор ее развития в будущем.

· Патриотизм – это гордость за все достижения своего народа и осознание всех его исторических ошибок.

· Патриотизм – это готовность пожертвовать личным ради достижения общественного блага.

Патриот - патриотичный человек, тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.

Различие между гражданственностью и патриотизмом

Принципиальное различие между гражданственностью и патриотизмом состоит в том, что первое это политико-правовое состояние, а второе – испытываемое чувство

Гражданственность:

Пастернак Доктор Живаго - главный герой не покинул Россию после революции, продолжал работать, лечил людей.

Минин и Пожарский

Патриотизм:

Иван Сусанин

Способы толерантного воспитания:

Формы и методы воспитания толерантности:

2. Встречи с интересными людьми

3. Вечера отдыха

4. Экскурсии

5. Путешествия, выход на природу

6. Совместные творческие дела

7. Дискуссии

8. Игровые и конкурсные программы

9. Классные часы

10. Акции милосердия

11. Игровые тренинги

В интеллектуальной сфере необходимо формиро­вать объем, глубину, действенность знаний о цен­ностях толерантности: идеалы терпимости, принци­пы отношений с людьми иных социальных и нацио­нальных групп. При воздействии на интеллектуальную сферу используется, прежде всего, метод убеждения. Убеждение предполагает разумное доказательство необходимого толерантного поведения. Убеждению соответствует самоубеждение - ме­тод самовоспитания, который предполагает, что дети осознанно, самостоятельно, в поиске решения какой-либо социальной проблемы формируют у себя ком­плекс взглядов. В основе этого формирования лежат логические выводы, сделанные самим ребенком.

В эмоциональной сфере необходимо формиро­вать характер нравственных переживаний, связан­ных с нормами или отклонениями от норм и идеа­лов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, самолюбие, эмпатию, стыд и др. Воспитание толерантности приносит плоды только в том случае, если оно происходит в правильном эмоциональном тоне, если педагогу удается соче­тать требовательность и доброту. Методы воздействия на эмоциональную сферу ребенка предполагают формирование необходимых навыков в управлении своими эмоциями, обучение его управлению конкретными чувствами, понима­нию своих эмоциональных состояний и причин, их порождающих. Методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу ребенка, является внушение. Под внушением понимают такое психическое воздействие, словесное или образное, которое вызывает некритическое восприятие и усвоение какой-либо информации.

Методы воздействия на мотивационную сферу включают стимулирование, в основе которого ле­жит формирование у детей осознанных побуждений их жизнедеятельности.

В результате стимулирования толерантного по­ведения должна формироваться устойчивая моти­вация терпимого отношения к людям, блокирую­щая агрессивные поступки детей. Стимулирование может осуществляться в различ­ных вариациях. Одобрительный взгляд, одобритель­ная фраза, когда ребенок изменяет свое поведение в позитивную сторону. Стимулирует толерантное по­ведение организация общения и совместной деятель­ности представителей различных национальных и социальных групп.

В волевой сфере нужно формировать нравственно-волевые устремления в реализации толерантно­го поведения: мужество, смелость, принципиаль­ность в отстаивании нравственных идеалов. Здесь важно не столько то, что личность ставит цели, сколько то, как она их реализует, на что пойдет личность ради достижения целей. Принятие реше­ний это не только выбор альтернатив на рациональ­ной основе, но и волевое разрешение противоречий, способность выполнять деятельность на оптималь­ном уровне активности, психическая устойчивость по отношению к трудностям. Проявление активно­сти в необходимой форме, инициатива, требователь­ность к себе есть особые качества личности, возни­кающие на волевой основе. Методы воздействия на волевую сферу с целью воспитания толерантности предполагают: развитие у детей инициативы, уверенности в своих силах; развитие настойчивости, умения преодолевать труд­ности для достижения намеченной цели; формиро­вание умения владеть собой (выдержка, самообла­дание); совершенствование навыков самостоятельного поведения и т. д.

В сфере саморегуляции в качестве оценивающего выступает сам субъект и его субъективные параметры оценки. В сфере саморегуляции необходимо формиро­вать нравственную правомерность выбора: совес­тливость, самооценку, самокритичность, умение соотнести свое поведение с другими, добропоря­дочность, самоконтроль и др. Саморегуляция осуществляется как си­стема внутреннего обеспечения направленности дей­ствия при наличии множества внешних условий, возможностей, задай. В процессе саморегуляции раскрывается организация активности субъекта, ее системный характер

Сущность толерантности:

В повседневной жизни мы сталкиваемся с возражениями, непониманием и не терпим критики, противоположного мнения. А между тем нужно стремиться к тому, чтобы считаться с иным пониманием той или иной ситуации. Именно уважение другого мнения, лояльное отношение к чужим обычаям, образу жизни, религии можно отнести к толерантности. Толерантность, что это такое. Толерантность неотделима от свободного инакомыслия. Терпимое отношение к нациям, их разнообразным культурам, способам самовыражения – все это относится к принципам толерантности, которые были приняты в 95 году ЮНЕСКО. Установление и сохранение общности с людьми, которые хоть как-то отличаются от нас, в этом сущность толерантности. Но не надо путать толерантное отношение с вседозволенностью, должны быть четкие границы морального поведения. Выделяют следующие виды толерантности: естественную, моральную, нравственную.
Естественная толерантность свойственна малышам, когда терпимость – это естественное явление. Ребенок способен любить своих родителей, независимо от их поведения.
Моральная толерантность – только видимость, внутри человек может и не принимать чужих взглядов, но не показывать этого. К не счастью это самое распространенное явление. Нравственная толерантность – истинная толерантность. До нравственной толерантности нужно дорасти, путем внутреннего осознания и гармонии.
Не ошибитесь, отвечая на вопрос, толерантность что это такое, так как некоторые путают ее с равнодушием.

Роль учителя в данном процессе:

Педагог, умеющий поддерживать ровные, строгие, деловые отношения с учащимися, проявляющий уважение к ним, не оставляющий без внимания ни одного случая ученической неуспешности, готовый и умеющий своевременно помочь ученикам вправе ожидать, что к его способу оценивания знаний дети будут относиться с достаточной степенью уважения.

А педагог агрессивный, не способный терпеливо обучать, крикливый и безразличный к судьбам детей, использующий оценку в качестве дисциплинарного регулятора, является ярким антиподом ранее описанного типажа.

Важным подспорьем в работе педагога является вербальное (невербальное) и письменное слово.

Независимо от выставленной оценки слово может возродить или уничтожить, поддержать или подтолкнуть, и порой кажется удивительным, что педагоги игнорируют этот тонкий и замечательный инструмент, который может быть с успехом использован в педагогической практике.

Правила поведения толерантного учителя:

1. Воспитывать с любовью и во имя любви

2. Воспитывать в духе мира

3. Быть примером для детей и общества

4. Избегать жестких иерархических отношений

5. Поддерживать эмоциональные привязанности, развивать у учеников чувство взаимного расположения

6. Признавать значимость и способности каждого, а также уважать чувства и позицию каждого

7. Создавать свободную и демократическую атмосферу в классе

8. Быть готовым и способным к диалогу, пониманию, солидарности

9. Быть справедливым

10. Уметь слушать

1.Национальное самосознание очень абстрактное понятие, которое обозначает, скажем так, всенародный патриотизм. Национальное самосознание является общественной связью, которая способна объединить нацию в нужный момент. Складывается национальное самосознание из патриотизма, чувства самосохранения и стремления оберегать свой дом – в данном случае свое государство, свою страну. Среди самых важных объективных факторов формирования и развития национального самосознания являются социально – политические и этнокультурные процессы. 2. Воспитывать с любовью и во имя любви 2 Воспитывать в духе мира 3. Быть примером для детей и общества 4. Избегать жестких иерархических отношений 5. Поддерживать эмоциональные привязанности, развивать у учеников чувство взаимного расположения 6. Признавать значимость и способности каждого, а также уважать чувства и позицию каждого 7. Создавать свободную и демократическую атмосферу в классе 8. Быть готовым и способным к диалогу, пониманию, солидарности 9. Быть справедливым 10. Уметь слушать 3.Принцип целенаправленности Воспитание толерантности требует четкого осознания целесообразности педагогических воздействий, четкого определения цели педагогом. Единство целей педагога и ребенка является одним из факторов успешности воспитания толерантности Принципы связи воспитания толератности с жизнью Принцип заключается в единстве социально организованного воспитательного процесса и реального жизненного опыта, отсутствие расхождения слова с делом. Принцип опоры на положительное в ребенке Воспитывая данное нравственное качество, мы должны поддерживать развитие, видеть в ребенке саморазвивающуюся личность, готовую к изменениям и самореализации. При этом основой успешности процесса воспитания толератности становится актуализация положительных черт Принцип уважительного отношения к личности Независимо от позиции ребенка, его мировоззрения, уважительное отношение к нему является необходимым принципом воспитательного процесса
4.


Рассказать друзьям