Детский труд в викторианской англии.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Челябинск. Чаеразвесочная фабрика Высоцкого. Использование детского труда.

6 мая 1890 года (24 апреля по ст. ст.) в России были пересмотрены законы 1882 и 1885 ггоду о работе малолетних и подростков в сторону их ухудшения: для малолетних допускалась девятичасовая работа, а также работа в праздники с разрешения инспекции; допущена ночная работа подростков; фабриканты также получили право увольнять рабочего при неявке на работу более шести дней в месяц и т. д.

В России закон 1 июня 1882 г . устанавливал запрет на работу детей до 12 лет , для детей 12-15 лет ограничивал время работы 8 часами в день (притом не более 4 часов без перерыва) и запрещал ночную (от 9 часов вечера до 5 часов утра) и воскресную работу, а также запрещал применение детского труда во вредных производствах.
Владельцы предприятий должны были «предоставлять возможность» детям, не имевшим свидетельства об окончании по меньшей мере одноклассного народного училища или приравниваемого к нему учебного заведения, посещать школы не менее 3 часов в день или 18 часов неделю.

Введение закона тут же вызвало противодействие со стороны промышленников.


Ложкарное производство

Столярное производство
Кустарные промыслы России 1910-е гг.

Производство деревянных трубок
Кустарные промыслы России 1910-е гг.


Окрашивание деревянной посуды
Кустарные промыслы России 1910-е гг.

В 1894 году была запущена фабрика братьев Кухтериных — известных и удачливых томских купцов
Рабочий класс немедленно встал в очередь на новую фабрику — даже пристроить сюда ребятишек на набивку коробков родители считали великим счастьем, хотя … детский труд здесь был официально запрещен
На фабрике Кухтериных работало около 400 рабочих: мужчины, женщины и дети. Многие дети начинали работать в 7-8 лет.
Дети набивали коробки спичками. Набивать надо было так, чтобы ни одна спичка не упала. За каждую упавшую спичку платили штраф, за плохое отношение к машинам, станкам, инструментам платили штраф от 15 коп. до 1 руб. В то время коробка спичек стоила 9 копеек, столько же сколько стоило одно яйцо. Работали по 12-14 часов с перерывом на обед и чай / полдник/.
Норма для детей 400 коробков.
***http://ann-vas1.narod.ru/Artikle/s-istor i.html

Из архивных источников известно, что весной с началом таяния снега у симских рабочих забирали детей в возрасте от 12 до 16 лет и отправляли на Бакальские рудники. Там их селили в казармах и заставляли дробить руду. Каждому ребенку давали урок — за день надробить и свезти на склад 50 пудов и получали они всего по 3 коп. в день.
***http://unilib.chel.su:6005/el_izdan/kale nd2009/sim.htm

Но что представляли из себя шахты Питкяранты в шестидесятые-семидесятые годы XIX века? Вот как пишет об этом первый гидрограф Ладоги, полковник корпуса флотских штурманов А.П.Андреев в своем труде «Ладожское озеро»:
«Во всем руднике не только что песни, но и голоса не слышно: стук молотка какой-то глухой, все мертвенно-могильно! … Ночник маслянный и висит на палке, воткнутой в щель стены; подле него висит маленькая берестяная котомка с каким-то съедобным запасом. Под ногами валяются доски, поленья, куски руды — обстановка незавидная!..подле этой шахты есть здание, где множество мальчиков разбивают на мелкие куски вынутую из шахты руду и ее сортируют …»
***http://pitkaranta.onego.ru/index.php?mod=p lant

Бутылочный завод на одну стекловаренную печь был построен в 1898 году в 4-х километрах от поселка Султановский на берегу реки Кумы…К 1906 году на заводе работало уже 250 человек…
Вот что рассказал первый стеклодув завода Василий Арестович Мартыненко: «Главная фигура на заводе — это стеклодув. Обмакнет он тяжеленную полуметровую металлическую трубку в ванне, намотает на нее ком расплавленного стекла и бежит к станку, выдует бутылку и передаст ее отбивщику, а сам бежит в своих башмаках с деревянными подошвами, за новой порцией стекла. Жара невыносимая, но никаких вентиляторов, никаких механизмов очистки воздуха тогда не было.
В таких же условиях находились и подсобные рабочие: повертывальщики, отбивальщики, смазыватели форм и относчики. Их работа еще более однообразная и нудная
».
Работали по 12 часов в смену. Бригада, состоящая из 8 человек, за смену могла в таких условиях выработать в среднем 1200 бутылок и получала за каждую сотню принятой приемщиком посуды по 60 копеек. Деньги распределялись среди бригады. Стеклодув получал за смену 2 руб. 60 коп., а подсобные значительно меньше: повертальщик — 24 коп., относчик — 18 коп.
На подсобных работах использовались дети, начиная с 8 — 9 лет. Поэтому хозяин с удовольствием брал на работу многодетные семьи, чтобы использовать дешевый детский труд.
***http://www.smga.ru/minvody_dorevolucionn oe_vremya.htm

Перепись Иркутска 1864 г. зафиксировала применение и детского труда - 23% детей до 14 лет имели какое-либо занятие: 0,1% были заняты в государственной службе (были писцами); 1,5% в торговле (торговали, либо состояли купеческими приказчиками, конторщиками); 3,3% занимались различными ремеслами (больше всего было портных, сапожников, столяров, плотников, папиросников, скорняков, маляров, но были и мясники, каменщики, печники, прядильщики и др.); домашней прислугой, поденщиками и чернорабочими числилось 8,3% подростков до 14 лет; и больше всего - 9,8% были заняты домашним хозяйством, огородничеством и т.п. Дети, рано начинавшие свою трудовую деятельность, в большинстве своем были несчастны. Многие хозяева лавок, мастерских в крупных и губернских городах, не хотели прекращать работу даже на праздники, не желая, видимо, терять прибыль, а ведь у них большинство подмастерьев составляли малолетние, которые таким образом лишались не только отдыха, но и возможности учиться или по собственному желанию распоряжаться своим досугом в выходные и праздничные дни.
***http://new.hist.asu.ru/biblio/gorsib2_1/1 28-135.html

Глуховского прядильщика или ткача среди толпы можно было узнать по зеленому, землистому лицу.
Станки и машины в цехах были расставлены так тесно, что пробираться между ними можно было только боком, с опасностью для жизни. Экономя на всем, стремясь из всего выжать побольше прибыли, Морозов каждый клочок площади использовал с выгодой для себя. Движущиеся части машин - шестерни, ременные передачи, трансмиссии - не были ограждены точно так же из экономии, и на фабриках, из-за этого, каждый день происходили несчастные случаи. То рабочий во время чистки попадет рукой в машину, то он зацепится рваной рубахой за шестерню, то его затянет ремнем под вал трансмиссии. Больше всего страдали дети. Несчастные случаи с ними приключались наиболее часто; дети были менее осторожны, более подвижны, сильнее уставали на работе, нежели взрослые. Из статистических данных явствует, что в 1882 году 67 процентов всех несчастных случаев на Богородско-глуховской мануфактуре происходили с детьми.
Маленьких, худых ребятишек, из которых многим еще не миновало и восьми лет, заставляли таскать тяжелые тюки с хлопком, корзины с пряжей, коробки со шпулями. Жалкие, оборванные, едва держащиеся от усталости на ногах, они обтирали ветошью машины, подметали полы, топили печи. Они были разносчиками, рассыльными, ткацкими учениками. Они при полном рабочем дне с трудом зарабатывали на хлеб. Расчет производился с ними по очень простому
принципу: сколько каждый из них принесет корзинок или тюков, - а перепадало на каждого не более десятка, - столько и получит копеек.
*** http://www.bogorodsk-noginsk.ru/narodnoe/g luhovo20/1.html

ЖЕНСКИЙ И ДЕТСКИЙ ТРУД В СТРАНАХ

ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И США В ХIХ ВЕКЕ

Развернувшаяся в XIX в. модернизация Европы принесла перемены, определявшиеся не только завершением промышленной и аграрной революций, демократизацией общественной и политической жизни, подъемом художественной и духовной культуры, но и новым стилем повседневной деятельности и быта людей. Городские жители раньше других получили возможность пользоваться многими изделиями, являвшимися роскошью еще в 1830-е гг., но к концу XIX в. ставшими обыденными. Одежда, постельные принадлежности, мебель стали разнообразнее и обеспечивали больший комфорт. Газовое и керосиновое освещение постепенно уступало место электричеству. Рельсовый транспорт - сначала конки, а затем трамвай и метрополитен - облегчили внутригородские перемещения. Городскую разобщенность помогал преодолеть появившийся еще в 1870-х гг. телефон, который вскоре завоевал такую популярность, что к концу первого десятилетия XX в. емкость многих городских телефонных сетей исчислялась десятками тысяч абонентов.

Осознание того, что хорошее жилье является одной из основ социального мира, побуждало городские власти к расширению муниципального строительства. К концу ХIХ в. внешний вид промышленных городов, населенных преимущественно рабочими, резко изменился. Улицы избавились от грязи и лачуг, на месте которых возводили большие каменные дома. В Париже первый комплекс коммунального недорогого жилья с помпезным названием “Город Наполеона” ввели в 1851 г. В Великобритании в 60-90-х гг. XIX в. приняли ряд законов, предусматривавших реконструкцию или снос непригодных для проживания домов. Значительное строительство велось акционерными обществами. Возведенные ими дома были более комфортны, чем муниципальные.

Созданием более благоприятных жилищных условий для рабочих начали заниматься фабриканты: промышленники поняли преимущества сохранения стабильной рабочей силы и патерналистского подхода к своим рабочим. Во Франции первыми среди индустриальных компаний стали обеспечивать своих рабочих семейными домами угольные шахты. В Великобритании начало фабричному жилищному строительству положил владелец фабрики по производству мыла Левер, который в 1887 г. перенес свое предприятие в окрестности Ливерпуля и построил “образцовую деревню” из домов коттеджного типа для рабочих. Его примеру последовали и другие промышленники 274 . Все они руководствовались не столько филантропическими побуждениями, сколько трезвым расчетом: лучшее жилье привязывало рабочих к фабрике, сдача домов внаем сама по себе приносила прибыль.

В 1850-1860-е гг. фабрики начали производство швейных машин. Их ежегодный выпуск одна только фирма “Зингер” к концу века довела более чем до 600 тыс. 275 Швейные машины стали необходимой принадлежностью чуть ли не каждого дома. Облегчилось не только шитье. К концу века во многие дома пришли водопровод, центральное отопление, газ, а затем и электричество. Женщины освобождались от многих прежде неизбежных хозяйственных дел, поскольку промышленность поставляла пищу, одежду, предметы обихода не только в изобилии, но лучшего качества и дешевле, чем это могло быть произведено в домашних условиях. Медленно, под влиянием идей либерализма, призывов известных общественных деятелей, активности женских организаций менялось и общественное мнение в отношении положения женщин. Стали складываться существенные предпосылки к их включению в активную деятельность вне дома.

Индустриализация открыла женщинам из семей, зарабатывавших на жизнь собственным физическим трудом, новые возможности. Внедрение машинной техники в ходе промышленной революции упростило производственные операции, свело трудовые функции к выполнению сравнительно простых приемов и допускало использование элементарно обученных, малоквалифицированных работников. К тому же применение паровых двигателей требовало меньше физической силы для обслуживания станков, особенно в текстильной промышленности, а это позволяло заменять мужчин женщинами. На производстве дешевый женский и детский труд стал повсеместным и широко распространенным явлением. Текстильные фабрики эпохи промышленной революции, возможно, вообще не были бы построены, если бы их владельцы не рассчитывали на постоянный приток дешевой женской рабочей силы. Женщины стали существенной частью новой рабочей силы, обреченной на длинные часы работы на механизированной фабрике с полным отсутствием возможности проявить собственную инициативу. Во Франции женщины составляли 56-57% (в 1838 г.) персонала текстильной промышленности и 24,1% (в 1847 г.) - в мастерских, в каждой из которых работало более 10 человек 276 . Среди фабричных рабочих Великобритании в 1839 г. женщин насчитывалось 57,7% 277 . Даже в государствах Германии, где промышленная революция проходила позже, в 1848 г. количество фабричных и ремесленных рабочих-женщин достигало 18% 278 .

В США рабочая сила текстильных фабрик почти с самого начала промышленной революции состояла преимущественно из молодых женщин (65 тыс. из 100 тыс. в 1822 г.) 279 . Женщины-работницы преобладали на предприятиях по производству обуви, пуговиц и перчаток; они были широко представлены в отраслях, не ассоциировавшихся раньше с традиционными женскими работами - в высокомеханизированной обувной промышленности, изготовлении сигар и переплетном деле 280 . В 1850 г. промышленные предприятия США на четверть были укомплектованы женщинами 281 . Число отраслей производства с преобладающим женским трудом постоянно возрастало. Судя по переписи 1900 г., в США на каждую 1000 занятых приходилось: в белошвейном производстве - 994 женщины, в производстве предметов моды - 980, в швейной промышленности - 968, на трикотажных фабриках - 728 работниц, в целом же во всех отраслях общественного производства женщины составляли 18,8% 282 .

Условия труда. Приведенные цифры важны не только как показатель роли женщин в экономике своих стран, но и по другой причине: какая часть женского населения изменила свой статус, и собственную жизнь под воздействием работы вне дома. Это важно в связи с хорошо известным фактом, что промышленная революция привела к понижению уровня и качества жизни значительной части фабричного пролетариата. В бедственном положении находились, например, английские рабочие, покинувшие разорявшуюся деревню и вынужденные от безвыходности положения соглашаться на любые условия заводского труда. В одном из описаний, появившемся в 1851 г., говорится: “Как, например, живет рабочий народ в Манчестере? Рабочие, занятые на хлопчатобумажных фабриках, встают в 5 часов утра, работают на фабрике с 6 до 8 часов, потом... пьют жидкий чай или кофе с небольшим количеством хлеба... и вновь работают до 12 часов, когда дается часовой перерыв на обед, состоящий обычно из вареного картофеля у тех, кто получает низшую заработную плату... Те, кто получает высшую заработную плату, присоединяют к этому мясо - по крайней мере, три раза в неделю. По окончании обеда они вновь работают на фабрике до 7 часов вечера или позже, затем вновь пьют чай, часто с примесью спирта и с небольшим количеством хлеба. А некоторые второй раз едят вечером картофель или овсянку... Питающееся таким образом население живет скученной массой в домах, отделенных узкими, немощеными, зараженными улицами, в атмосфере, пропитанной дымом и испарением большого мануфактурного города. А в мастерских они работают в течение 12 часов в день в расслабляющей, разгоряченной атмосфере, часто насыщенной пылью от хлопка, с нечистым воздухом от постоянного дыхания или от других причин, - будучи при этом заняты делом, поглощающим внимание и требующим неослабной затраты физической энергии в соперничестве с математической точностью, беспрестанным движением и неистощимой силою машины... Домашним хозяйством рабочие пренебрегают, домашний уют им неизвестен..., помещения грязны, неуютные, непроветривающиеся, сырые... В знаменитом морском порте Ливерпуле, прославленном по всему свету за величину и богатство, от 35 до 40 тысяч населения живет ниже уровня почвы - в погребах, не имеющих вовсе стока... Таковы условия, в которых живет беднейший, низший класс городского населения. Хотя было бы ошибочным думать, что все рабочие живут в таких же условиях, как эти несчастные, однако, еще большей ошибкой было бы предположение, что масса народа принимает участие в том, что обычно считается за “улучшения нашего времени” 283 . Описанная ситуация напрямую или опосредованно касалась и женщин. В 1840 г. британская правительственная комиссия в своем докладе обратила внимание на факты тяжелейших условий их труда. Женщин, используя в качестве тягловой силы для перевозки угля в шахтах, впрягали, как лошадей, в вагонетки. Эксплуатация женского труда превратилась в настоящее бедствие и не только в этой, но и в других странах Европы. Врач и социолог Виллернс в 1847 г. писал: "Надо видеть, как каждое утро они приходят в город и каждый вечер возвращаются обратно… Встают в четыре утра, идут пешком несколько километров, таща с собой своих детей, и вечером снова проделывают тот же путь после 12-13 часов работы в ужасающих условиях" 284 .

Общественные деятели и публицисты XIX в. расценивали участие женщин в промышленном производстве в негативном свете в связи с изнурительным характером труда, дискриминированным сравнительно с мужчинами материальным положением, отвлечением от семейных обязанностей. При всей обоснованности оценки статуса работниц как дискриминационного, сами женщин подчас не драматизировали свое положение в фабричном мире. В сопоставлении с работой, которую дочери фермеров и крестьян выполняли дома, фабричный труд, на первый взгляд, хорошо оплачивался и сулил лучшие возможности. И действительно, с чем сталкивалась женщина, работая на ферме или в крестьянском хозяйстве? На крестьянку ложились заботы о коровах, молодняке, свиньях, домашней птице, огороде, выращивании корнеплодов, мака и льна, приготовлении пищи, выпечке хлеба, переработке молока в масло и сыр, консервировании мяса, плодов и капусты, варке обеда и стирке белья. Женщины постоянно выполняли тяжелейшие физические работы. В Финляндии пахота и посев были занятием женщин, тогда как мужчины занимались лесным хозяйством, рыбной ловлей и охотой. Но имели место случаи, когда и женщины работали на лесоповале и заменяли одного из мужчин при распилке деревьев ручной пилой. О ситуации в Тироле середины XIX в. сообщается: "Но тяжелейшей работой всегда остается переноска сена. Мужчины переносят охапки весом от 120 до 150, а женщины от 50 до 80 фунтов по горным склонам, то круто поднимающимся вверх, то резко опускающимся вниз… Как правило, весь урожай переносится на спине. Этот тяжелый труд изменяет фигуру женщин, делая ее придавленной и раздавшейся. И если хозяин-муж суров и не жалеет свою жену, выкидыш становится обычным явлением" 285 . Но угнетала не только тяжесть труда, но и моральная ущербность в связи смужским доминированием, характерным для большинства крестьянских сообществ. Распространенная в Южной Франции пословица утверждала: “Недостоин быть мужчиной тот, кто не является господином своей жены” 286 .

Спрашивается, так ли уж боялись тяжелых фабричных условий привычные к тяготам крестьянской жизни женщины, рассчитывавшие на лучшее существование в городе и, бывало, не разочаровывавшиеся в своих ожиданиях? Особенно, когда общественные движения заставили предпринимателей с большей гуманностью относиться к работающему персоналу и улучшить условия труда. Хозяева упоминавшихся фабрик в Лоуэлле создали систему пансионов - общежитий с организованным питанием, и у родителей возникала иллюзия, что их дочери будут жить в здоровом окружении. Письма, посланные домой, часто свидетельствовали об удовлетворенности молодых женщин своим новым положением. “Фабричная девушка” из Массачусетса Люси Энн выразила этот новый взгляд на смысл своей работы с полной определенностью: “Я скопила денег на образование, и разве я не имею права на это? Или я должна отправиться домой и, как примерная девочка, отдать деньги отцу в руки, а значит, распрощаться с моими кровными сбережениями?” 287 . Другими словами, на первый план вышел мотив финансовой независимости, которую принесла женщинам, особенно незамужним, работа на производстве.

В этом аспекте приход женщин на фабрики имел и свои положительные стороны. В работе на фабриках все больше стали видеть не только способ оказания помощи семье, но и средство личного самоутверждения. Появившаяся благодаря индустриализации возможность работать вне дома ослабила зависимость женщины от отца или мужа. Обобщая сложившуюся ситуацию, Дж.М. Тревельян замечает: “Женщины, которые шли работать на фабрики, хотя и теряли некоторые ценные преимущества своей прежней жизни, зато обретали независимость. Деньги, которые они зарабатывали, были их собственными. Фабричная работница занимала определенное экономическое положение, которое с течением времени стало возбуждать зависть других женщин” 288 . Можно сказать, экономическая независимость приносила женщине освобождение от диктата семьи.

Детский труд. Детский труд тоже нашел широкое применение на фабриках. Однако эксплуатация детей не была исключительным следствием промышленной революции. Дети во множестве трудились в кустарном производстве и на мануфактурах, причем даже наиболее ревностные филантропы того времени всячески содействовали распространению детского труда. И.М. Кулишер приводит на этот счет следующий факт: “Какой наивной радостью преисполнялись люди XVIII века, когда им удавалось доставлять детям полезную работу в возможно раннем возрасте: конгресс, заседавший в Раштадте в 1714 г. по поводу заключения мира, решил устроить прядильню для бедных детей, - она должна была наилучшим образом увековечить деятельность конгресса” 289 . Точно так же в Англии приходы раздавали детей-сирот кустарям. Такое применение детского труда встречало у современников полное одобрение. На промышленников, получавших не только даровую рабочую силу, но и денежную плату за “обучение” детей, смотрели как на благодетелей. В Германии и Австрии правительства выдавали премии владельцам мануфактур за каждого мальчика и девочку, взятых на работу. В Пруссии в XVIII в. имелись мануфактуры, которые пользовались исключительно детским трудом, не применяя другой рабочей силы.

Когда же технология машинного производства позволила расширить сферу приложения детского труда, наниматели не преминули воспользоваться представившейся возможностью, тем более, что власти это поощряли, а родители мирились - чаще из-за нищеты, а подчас и в силу сложившихся традиций. Высокая доля детского труда характерна для всех стран, вставших на путь фабричной организации промышленности. В 1839 г. 46% фабричных рабочих Великобритании не достигли 18-летнего возраста 290 . В это число входили и совершенно малолетние дети. Официально признавалось: “Бывают случаи, что дети начинают работать с 4-х лет, иногда с 5, 6, 7 и 8 лет в рудниках” 291 . В 1840 г. правительственная комиссия парламента Великобритании признала вопиющими условия труда малолетних детей: их привязывали к угольным тележкам, чтобы пройти по узким проходам шахты 292 . В Бельгии на главной прядильной фабрике Брабанта по данным за 1843 г. трудились 318 рабочих, в число которых входили 26 детей от 9 до 12 лет. На тюлевой фабрике этого города было 70 рабочих, в т.ч. 30 девочек в возрасте от 8 до 12 лет. Прядильные фабрики г. Акоста принимали даже семилетних детей, в Монсе поступали точно так же. Уже тогда местная торговая палата считала это злоупотреблением 293 . В 1840 г. во французском департаменте Нор на различных фабриках работали 11114 детей в возрасте от 4 до 12 лет 294 . К концу XIX в. в европейских странах количество несовершеннолетних фабричных рабочих не стало меньше. Ситуация в США была аналогичной. Здесь в 1900 г. число работающих детей в возрасте между 10 и15 годами достигло 1750178 человек 295 .

Движение за улучшение условий труда в Европе. Наемный рабочий, утратив старые патриархальные, корпоративные, цеховые связи, оказался без какой бы то ни было экономической, социальной и нравственной опоры перед произволом фабрикантов. Каждый отдельный работник индивидуальным прекращением работы не был в состоянии оказать давление на предпринимателя, поскольку не составляло труда поставить на его место другого, и лишь коллективное выступление могло стать результативным в силу невозможности в короткий срок найти замену всему составу фабрики. Для женщин-работниц и на первых порах, и в последующем первоочередной задачей оставалось достижение более благоприятных условий работы, именно в этом направлении разворачивалась их борьба. Стремление к защите своих интересов неизбежно подводило их к осознанию необходимости объединения, и забастовка в этом отношении стала начальной формой временной самоорганизации, сначала освоенной мужчинами-рабочими, а затем и женщинами. Из стачки со временем возникнут постоянные рабочие ассоциации - профессиональные союзы.

На протяжении XIX - начала XX вв. рабочие постоянно выдвигали экономические требования, добиваясь ограничения женского и детского труда, улучшения жилищных условий, социального страхования. Один из доминирующих мотивов стачек состоял в стремлении гарантировать минимум и увеличить размер заработной платы, обеспечить своевременную ее выплату, повышение расценок по сверхурочным работам, отмену штрафов и всякого рода произвольных удержаний. Повышение оплаты труда было важнейшей целью 95,5% стачек, проведенных рабочими Германии в 1899-1914 гг. 296 Другие страны в этом отношении не составляли исключения.

Причиной стачек могла стать неустроенность быта. В 1909-1910 гг. в Южном Уэльсе разразилась крупная шахтерская забастовка под влиянием жен шахтеров. Введение 8-часового рабочего дня побудило владельцев шахт ввести несколько смен. Поскольку мужьям и сыновьям редко удавалось попасть в одну смену, женам пришлось готовить обед в разное время. Недовольные этим, они инициировали стачку, в которой и сами играли активную роль: преследовали штрейкбрехеров, забрасывали полицейских камнями, били окна контор и т.п. 297

Еще одна задача стачек состояла в том, чтобы принудить нанимателей сократить продолжительность рабочего дня, не нарушать время обеденных перерывов, гарантировать отдых по церковным праздникам и воскресеньям. В 20-40-х гг. XIX в. рабочий день на английских фабриках начинался в 5 часов утра и заканчивался в 7-8 часов вечера. За вычетом трех перерывов для приема пищи (1 час на обед и по 20-30 минут на завтрак и ужин) он длился 12-13 часов. Во Франции многие бумагопрядильные фабрики в 40-х годах установили рабочий день в пределах от 13,5 до 15 часов, а некоторые из них даже 17 часов в сутки, из которых на отдых выделялось по получасу три раза за смену. Распространенной становилась работа по воскресным дням. Рабочий день был одинаков для мужчин, женщин и детей. Отпуска никому не предоставлялись.

Поначалу рабочие соглашались на 12 часов работы в день и лишь со временем начали добиваться ее сокращения. В Англии движение за 10-часовой рабочий день уже в 1830 г. охватило рабочих всех фабричных районов страны, а прядильщики хлопка намеревались начать 1 марта 1834 г. всеобщую забастовку с намерением заставить предпринимателей ввести 8-часовую работу. С 80-х гг. это требование стало одним из главных в забастовочном движении европейских стран. Пролетариат через стачки стремился отвоевать право на полноценный отдых за счет сокращения рабочего времени. Не сразу эта борьба привела к реальному результату, но последовательно подтачивала сопротивление буржуазии и правительств, пока не вынудила их к законодательной регламентации трудовых отношений.Характер женского и особенно детского труда, который стали признавать опасным для физического и умственного развития, постепенно стал вызывать обеспокоенность в обществе.

Английские фабричные законы. Началом английского фабричного законодательства, регулировавшего детский труд, считают закон 1802 г. 298 За ним последовал ряд других, принятых в 1816, 1819, 1833, 1842, 1844 гг. Закон 1844 г. впервые признал необходимость защиты труда женщин старше 18 лет, для которых установили такие же нормы рабочего времени, какие применялись в отношении подростков. Следующие парламентские акты (1847, 1850, 1853 гг.), вводя определенные ограничения, касались только текстильной промышленности. Перелом наступил в 1860-1864 гг., когда сферу применения фабричного законодательства расширили за счет отраслей с господством ручного труда: белильного, красильного, кружевного, чулочного производств, гончарных, спичечных, обойных, патронных фабрик, горных предприятий, пекарного и трубочистного промыслов. Венцом фабричного законодательства той эпохи явился закон 1867 г., распространивший охрану труда на металлургические, машиностроительные и бумажные фабрики, а равно на все предприятия с числом рабочих более 50, если они были заняты на работе не менее 100 дней в году.

Что касается содержания фабричного законодательства, то в Великобритании его развитие на протяжении 1802-1867 гг. привело к регулированию трудовых отношений, которое обеспечивало защиту трудовых прав в следующих пределах:

    Охрана труда распространялась на все предприятия с числом рабочих свыше 50. Этим был реализован новый принцип, который исходил из необходимости охраны любого труда, независимо от характера производства.

    Рабочий день подростков 13-18 лет и женщин старше 18 лет устанавливался в 10,5 часов в первые 5 дней недели и 7,5 часов в субботу при том, что работа должна совершаться с 6 часов утра до 6 часов вечера с перерывами для еды в 1,5 часа, которые должны предоставляться всем рабочим в одно время. Не допускался ночной труд.

    На фабрики могли принимать детей с 9-летнего возраста. Рабочий день малолетних рабочих 9-13 лет устанавливался в 6,5 часов, причем запрещался детский труд до начала и вечером после окончания работы подростков и женщин; естественно, дети не могли работать ночью. Все они были обязаны ежедневно не менее 2 часов обучаться в школе.

    Учреждалась фабричная инспекция с правом контроля предпринимателей и привлечения их к ответственности за нарушение фабричных законов.

При всей ограниченности и недостаточности фабричного законодательства его роль как средства защиты физических и духовных сил рабочих заслуживает позитивной оценки. Были созданы прецедент и база последующего расширения трудовых прав, их распространения на новые группы трудящихся. Однако этот процесс шел медленно и нелегко. Лишь в 1908 г. либеральное правительство Асквита обеспечило принятие парламентом билля об ограничении времени работы горняков под землей, включая спуск и подъем, 8 часами, а сверхурочные - 60 днями в году. Для остальных рабочих 8-часовой рабочий день официальное признание получил после Первой мировой войны.

Фабричные законы во Франции. Во второй половине 1830-х гг. в стране провели обследование условий труда. Выявленное им физическое и моральное состояние рабочих было столь обескураживающим, что не оставалось ничего другого, как принять в 1841 г. специальный закон, ставший первым во Франции документом, сокращавшим в промышленности продолжительность рабочего дня детей и подростков. Однако фабриканты проигнорировали его под предлогом, что во многих производствах взрослый рабочий не может обойтись без помощи малолетних, а значит, рабочий день для всех категорий занятых на фабрике должен быть одинаковым.

Подъем рабочего движения в дни февральской революции 1848 г. вынудил пойти навстречу требованиям рабочих. По предложению Люксембургской комиссии Временное правительство 2 марта 1848 г. приняло декрет, который уменьшил продолжительность рабочего дня до 10 часов в Париже и до 11 часов в провинции. Поражение Июньского восстания парижского пролетариата привело к откату социальной политики: правительство Кавеньяка 9 сентября 1848 г. расширило границы рабочего времени до 12 часов, причем из этого правила допускалось множество исключений. В жизни этот декрет выполнялся столь же мало, как и закон 1841 г.

В последующие годы при всех политических режимах (Второй империи, Третьей республики) фабричное законодательство характеризовалось крайней робостью. Декреты 1851 и 1864 гг. давали возможность вновь увеличить дневное рабочее время в некоторых отраслях промышленности. В 1874 г. признали возраст в 10 лет как минимальный для приема на работу и уменьшили продолжительность детского рабочего дня до 6 часов. В 1892 г. был принят и с 1 января 1893 г. вступил в силу “Закон о труде детей, девушек и женщин на промышленных предприятиях”, действие которого распространялось на все виды производства и строительства. В соответствии с ним разрешалось принимать на работу детей с 12 лет, если они получили свидетельство о начальном образовании, и с 13 лет - без такового. Рабочий день рабочих и работниц, не достигших 18 лет, а также женщин определялся в 11 часов в день с обязательным одним или несколькими перерывами на отдых продолжительностью не менее 1 часа. Запрещалось использование детей, несовершеннолетних девушек и женщин на ночных работах, а также в шахтах, рудниках и карьерах. Не допускалось принуждать женщин любого возраста, детей и подростков до 18 лет работать более 6 дней в неделю. Без всякой регламентации труда оставались совершеннолетние рабочие-мужчины. Только в июне 1905 г. появился закон, установивший для горняков, занятых на подземных разработках, 9-часовой рабочий день. В следующем году парламент законодательно потребовал обязательного предоставления наемным работникам/цам одного выходного дня в неделю.

Германские фабричные законы. Ив государствах Германии фабричное законодательство берет начало с регламентации детского труда. Два прусских государственных института выступили наиболее решительно за его ограничение. Один из них - школа, которая с точки зрения воспитания и культурных потребностей населения высказалась за то, чтобы дети до определенного возраста проходили школьное обучение, а следовательно, в это время не допускались к работе на фабриках. Вторым поборником ограничения детского труда выступило военное ведомство, обеспокоенное недобором в армию, который связывался с ранним вовлечением детей в производство. Им противостояли промышленники и сами рабочие, боявшиеся, что лишатся необходимого подспорья - заработка детей.

Возобладали сторонники регламентации, и Пруссия в 1839 г. ввела закон, разрешавший прием на фабрики и рудники 9-летних детей и установивший для подростков максимальный 10-часовой рабочий день. Однако он почти не применялся. Практическое значение получил закон 1853 г., допускавший детей к работе с 12 лет и сокративший рабочее время 12-14-летних рабочих до 6 часов в сутки. Этот закон оказался более действенным ввиду учреждения фабричной инспекции, хотя поначалу и малочисленной, но представлявшей некоторую сдерживавшую произвол силу.

Женщины в истории : возможность быть увиденными / Сб. науч. ст. Минск...

В последнее время распространена эксплуатация детского труда. Это одна из часто встречающихся проблем современного мира. Детский труд используется не только в семьях и учебных заведениях, но и в крупных компаниях. С данным нарушением законодательства связано огромное количество скандальных ситуаций. В нашей статье вы можете найти подробную информацию о законопроекте.

Общая информация о законопроекте

С каждым годом все чаще встречается эксплуатация детского труда. Статья 32-36 устанавливает ответственность государства в защите прав несовершеннолетних от незаконного принуждения к труду. Документ, который содержит в себе три части, был принят 2 сентября 1990 года. Конвенция окончательно сформировалась несколько лет назад.

Статья 32 освобождает детей от любой работы, которая может пагубно влиять на здоровье или стать препятствием для получения образования. Согласно ей установлен минимальный возраст для трудоустройства на работу.

Летом 1999 года была принята новая Конвенция о правах ребенка. В ней появились статьи о наихудших формах эксплуатации детского труда. В ней особое внимание уделяется ликвидации рабства, принуждению к участию ребенка в вооруженных конфликтах, проституции и торговле наркотиками. Страны, которые ратифицировали Конвенцию о правах ребенка, должны защищать несовершеннолетних от эксплуатации.

Во всем мире наблюдается незаконная эксплуатация детского труда. предусматривает наказание за похищение человека и принуждение его к работе. Однако отдельного законопроекта, в котором бы говорилось об эксплуатации детского труда, в Уголовном кодексе нет. Однако в ближайшее время правительство планирует внести в него поправки.

Было создано множество законопроектов с целью урегулирования проблем, с которыми связана эксплуатация детского труда. содержит в себе информацию о том, что несовершеннолетний может добровольно устроиться на работу, если это не будет препятствием для получения образования. В данном случае потребуется также письменное разрешение от родителей. Работать несовершеннолетний должен в хороших условиях. Он также имеет право на сокращенное рабочее время, льготы и отпуск. Однако до достижения 15 лет устроиться на работу невозможно. Это запрещено Трудовым кодексом РФ.

Детский труд в школе

Эксплуатация детского труда в школе часто остается незамеченной. Почти все общеобразовательные учреждения активно используют его в виде дежурства по классу, летней практики и т. д. Считается ли детский труд в школе незаконным?

Во времена СССР детский труд в школах приветствовался. Он являлся одним из методов патриотического воспитания. В наше время взгляды на детский труд изменились. Создано многочисленное количество законопроектов, которые помогают защитить детство каждого ребенка.

Важнейшим условием для привлечения ребенка к труду в школе является разрешение его родителей. Оно должно быть оформлено письменно. Если оно отсутствует, то ребенка не имеют права принуждать к любому труду в школе. Если эксплуатация детского труда в учебном учреждении происходит регулярно без разрешения, родители могут написать жалобу в прокуратуру или районный отдел образования.

В том случае, если разрешение от родителей на труд присутствует, учителя должны следить, чтобы он осуществлялся с соблюдением всех общепринятых норм. Школьникам запрещено поднимать тяжелые предметы, мыть окна и совершать уборку около проезжей части.

Реализация законопроектов

Закон эксплуатации детского труда существует достаточно долго. Известны случаи, когда руководство школы привлекалось к ответственности за то, что освобождало учеников от уроков на целый день в связи с дежурством. Например, прокуратура Архангельской области рассмотрела и отреагировала на заявление от мамы школьника одного из учебных учреждений Новодвинска. Ее сына заставляли дежурить во время уроков. Прокуратура увидела в действиях директора школы нарушение Закона "Об образовании". Своими действиями руководитель учреждения лишает ученика получения полного объема знаний. С тех пор дежурства в школе были отменены.

Статистика

Статистика по эксплуатации детского труда приводит в шок почти каждого. Согласно исследованиям в мире насчитывается около 168 миллионов работающих несовершеннолетних граждан. Это примерно 11% от всего детского населения. Однако известно, что их число сокращается. За 2000-2012 годы количество работающих детей снизилось на 78 миллионов.

В 2008 году многие специалисты предполагали, что из-за экономического кризиса эксплуатация детского труда начнет набирать обороты с новой силой. Однако согласно исследованиям Международной организации труда, количество работающих детей в тот период не увеличилось. Специалисты объясняют это тем, что в страны, в которых проблема эксплуатации стоит наиболее остро, кризис почти не затронул.

Наибольшее количество работающих детей наблюдается в Азии и тихоокеанском регионе. Там, согласно статистике, работает 77,7 миллиона несовершеннолетних. Эксплуатация детского труда присутствует и в Африке. Там незаконно работает каждый пятый ребенок.

Эксплуатация детей в России

Проблема детского труда нередко встречается и на территории Российской Федерации. На улицах почти всех городов России можно увидеть работающего ребенка. Чаще всего они раздают рекламу или расклеивают объявления. Подростки утверждают, что они желают стать финансово независимыми от родителей. Именно поэтому они начинают работать с 12-13 лет, подвергаясь незаконной эксплуатации.

Ежегодно на территории Российской Федерации создаются законопроекты, которые защищают интересы несовершеннолетних. Согласно им, любой подросток, возраст которого достиг 16 лет, должен работать в достойных условиях. В ином случае работодатель будет наказан по закону.

В России и соседних странах родители нередко поощряют труд своих детей. Они считают, что таким образом ребенок становится более самостоятельным и начинает понимать, как тяжело заработать деньги. Представители Международной организации труда считают, что российскую ментальность необходимо менять. Координатор программ Римма Калинченко утверждает, что о данной проблеме нужно говорить. Она считает, что только в таком случае удастся изменить мнение граждан о детском труде.

Крупные компании и детский труд

В этом году одна из мировых правозащитных организаций выступила с докладом. В нем обвинялись три ведущих компании, которые специализируется на разработке электронной техники, а именно Samsung, Apple, Sony. Их подозревали в закупке минералов, которые добываются с помощью эксплуатации детского труда. Согласно информации в докладе, на шахтах в Демократической Республике Конго работают дети от семи лет. Они добывают минералы, которые необходимы для создания литиево-ионных аккумуляторов.

Руководители компаний, скупающие минералы, утверждают, что не приемлют использование детского труда. Однако свидетельства очевидцев говорят об обратном. Специалисты с утверждают, что такой труд опасен для здоровья. Известно, что на данных шахтах присутствует высокий уровень смертности. Согласно показаниям очевидцев, только за прошедший год там погибло более 80 несовершеннолетних.

По данным Детского фонда ООН, в шахтах ДРК добычей минералов занимаются не менее 40 тысяч детей. Компании мирового значения отрицают данный факт. Они утверждают, что не приобретают товар добытый таким образом.

Права несовершеннолетнего работника

Не каждый несовершеннолетний, который желает устроиться на работу, знает о своих правах. Именно поэтому подростки нередко становятся легкой наживой для недобросовестных работодателей. Важно, чтобы школьник ознакомился с ними заранее.

В российском законодательстве предусмотрен возраст, с которого школьник может устроиться на работу. В 15 лет, имея разрешение родителей, подросток может трудоустроиться. Однако его работа не должна стать препятствием при получении учебного материала в полном объеме. Работающий школьник должен посещать все уроки и выполнять домашние задания. При трудоустройстве имеют приоритет сироты, подростки из семей безработных граждан, а также неблагополучных или многодетных семей.

Стоит отметить то, что работодатель не может уволить несовершеннолетнего работника без разрешения инспекции труда. Согласно законопроекту, подростки, возраст которых не достиг 16 лет, не должны работать более 24 часов в неделю. Несовершеннолетние 16-18 лет не могут трудиться более 36 часов в неделю.

Сексуальная эксплуатация и рабство

Согласно оценкам специалистов, ежегодно в мире в нелегальный сексуальный бизнес попадает около миллиона детей. Некоторых принуждают к этому, а некоторых заманивают туда обманным путем. С каждым годом все больше растет спрос на детей, поскольку присутствует ошибочное мнение, что такие интимные отношения менее вероятно приведут к инфицированию ВИЧ. Такая эксплуатация наносит необратимый вред здоровью ребенка. Детей нередко продают в сексуальное рабство под видом прислуги.

Статья 34 Конвенции призывает государства защитить детей от сексуальной эксплуатации и рабства. 35 статья указывает на то, что правительства должны принимать соответствующие меры для предотвращения похищения несовершеннолетних.

Всемирный день борьбы с эксплуатацией детского труда

Во всем мире ведется борьба против эксплуатации детского труда. Благодаря этому количество работающих несовершеннолетних существенно снизилось. 12 июня - Всемирный день борьбы с эксплуатацией детского труда. Он был принят в 2002 году Международной организацией труда с целью привлечения внимания общества к проблеме, которая присутствует во всех странах.

Подводим итоги

Эксплуатация детского труда - это проблема, которая встречается во всех странах. Наиболее распространена она в Африке и Азии. Присутствует проблема и на территории Российской Федерации. В ближайшее время правительство планирует внести в Уголовный кодекс РФ правки, согласно которым нарушители, эксплуатирующие ребенка, будут нести ответственность. На сегодняшний день уже существует несколько законопроектов, которые отвечают за сохранение детства.

Согласно переписи населения 1900 года, в Соединенных Штатах насчитывалось 1,7 млн. несовершеннолетних, вынужденных трудиться наравне со взрослыми. Уже к тому времени детский труд во многих штатах был под запретом, но едва ли где-то соблюдался. Лишь в 1908 году запрет распространился на всю страну, но и после этого понадобились еще годы, пока с проблемой не начали бороться по-настоящему. С 1910 по 1918 год фотограф Льюис Хайн документировал детский труд в США. По заданию организации National Child Labor Comittee (NCLC) он объездил всю страну, правдами и неправдами проникал на фабрики и шахты, немало рисковал. Во многом именно его снимки, а также лоббистская работа NCLC изменили в США взгляд на проблему.

(Всего 25 фото)

Спонсор поста: Центр персональной диетологии «Палитра питания» – ваш личный диетолог

1. Декабрь 1908 года, работница текстильной фабрики Mollahan Mills в Ньюберри, Северная Каролина.

2. 8-летний Ричард на лесопильном заводе в Истпорте, штат Мэн. Это 1911 год. Обратите внимание на перебинтованный палец.

3. Янаварь 1911 года. Работа за прядильным станком в Мэйконе, Джорджия.

4. Июль 1915 года. На сборе урожая сахарной свеклы в возде Шугар-Сити, Колорадо: 6-летняя Мэри, 8-летняя Люси и 10-летняя Итан.

5. Сигарная фабрика Englahardt und Co. в Тампе, Флорида.

6. 7-летний торговец газетами Феррис в городе Мобайл, Алабама. Октябрь 1914 года.

7. 8-летняя Дженни на сборе клюквы в Пембертоне, Нью-Джерси. 1910 год.

8. Август 1915 года, в западном Массачусетсе: 8-летний Джек на перевозке молочных бидонов. По свидетельству фотографа он сам их загружал.

9. 7-летняя Рози на разделке устриц в Блаффтоне, Южная Каролина. Снимок сделан в феврале 1913 года, к тому времени Рози работала уже 3 года.

10. Корзинное производство в Эвансвилле, Индиана. Октябрь 1908 года.

12. Сбор сахарной свеклы в Висконсине, июль 1915 года.

13. Октябрь 1916 года: 11-летняя Калли на сборе хлопка в графстве Поттаватоми, Оклахома. Привет, Узбекистан 21-го века!

17. В Нью-Йорке.

18. 11-летний курьер Перси в ноябре 1913 года в Шривпорте, Луизиана. На самом деле он в хорошем настроении: только что получил хорошие чаевые.

В русских и карельских волостях в конце XIX века была популярна игра «Котя, котя, продай дитя»: «Игроки представляют, что имеют у себя каждый по ребенку, а часто даже приглашают маленьких детей и садят их перед собою. Садятся обыкновенно кружком…» Водящий обращается к одной из пар со словами: «Котя, котя, продай дитя!» В случае отказа ему отвечают: «Сходи за реку, купи табаку!» Если игрок соглашается и говорит: «Продам», он тут же должен бежать по кругу в одну сторону, а спрашивающий - в другую. Кто раньше прибежит к «проданному» - тот садится, а опоздавший снова начинает «покупать»1. Это была не просто детская забава в конце XIX - начале XX века на самом деле покупали и продавали.
Даже во второй половине ХХ столетия от сельских жителей Карелии можно было услышать рассказы о том, как местные купцы помимо дров, сена, дичи поставляли в Петербург и живой товар. Они собирали малолетних детей у бедняков, обремененных большими семьями и отвозили их в столицу, где детский труд был широко востребован.
Старожил карельской деревни Пелдожа А. И. Баранцева (1895 года рождения) вспоминала коллизию, развернувшуюся в семье Мярян: «Куча детей у них родилась: Мийккул, затем Настуой, затем Анни и Мари были. Всех их родители отправили в Питер, там и жили. Видишь ли, раньше бедные родители часто продавали своих детей в прислуги к богачам в Питер. Так отправили в Питер и детей Мярян…»2 Традиционно ребенок считался «готовым» к отправке в город в 10 лет. Но при возможности родители предпочитали отсрочить уход мальчика из семьи до 12-13, а девочки - 13-14 лет.
На первой неделе Великого поста сотни подвод, в каждой из которых размещалось от трех до десяти детей, тянулись по крепкому насту из Олонецкой губернии в столицу. Петербургский писатель и журналист М. А. Круковский написал на основе своих впечатлений цикл очерков «Маленькие люди». Один из них - «Приключение Сеньки» - рисует историю крестьянского мальчика, отданного отцом за пять рублей в Петербург. «У крестьян Олонецкого края, - писал Круковский, - во многих прионежских деревушках существует неразумный, бессердечный обычай без особой нужды (курсив мой. - О. И.) посылать детей в Петербург и отдавать их мелким торговцам в услужение, «в обучение» как говорит народ»3. Публицист был не совсем прав. Именно нужда заставляла крестьянина принять непростое решение. Семья на некоторое время избавлялась от лишнего рта, надеясь в будущем получать от «бурлака» (так крестьяне называли проживающих и зарабатывающих «на стороне») денежную помощь.
Торговля детьми, скупка и доставка в Петербург дешевой рабочей силы становилась специализацией отдельных крестьян-промышленников, которых в быту именовали «извозчиками» или «рядчиками». «Помню хорошо, в Киндасове жил некто Патроев… Он все время набирал детей и увозил в Питер. Вася Лаурин, мой брат Степан Секон, Гриша Родин, Мария Ивановна… Мари Мярян - все они были в Питере [подручными]. Патроев отвозил их в кибитке, вот как раньше детей продавали. А потом купцы там были, мастера, они заставляли детей работать в пошивочных [и других мастерских] шили да все», - вспоминала Баранцева4. Во второй половине ХIХ века поставкой детей из Олонецкого уезда в Петербург успешно занимался крестьянин Федор Тавлинец, проживавший в деревне Погост Рыпушкальской волости. За 20 лет он отправил в столицу около 300 крестьянских детей. Там он устраивал их в ремесленные заведения, заключал контракт с ремесленниками на обучение и получал вознаграждение за поставку учеников. О его деятельности властям стало известно, когда «извозчик», нарушая договоренности, попытался уклониться от передачи части вырученных денег родителям5.
Мальчиков обычно просили разместить в магазины, а девочек - в модные мастерские. Они снабжали ребенка одеждой и провизией на дорогу, паспорта же вручали промышленнику. С момента увоза судьба детей всецело зависела от случая и, прежде всего, от возницы–промышленника. «Извозчику» не платили за перевоз, он получал деньги с того человека, которому отдавал в обучение ребенка. «Понятно, что при таких условиях, - писал житель села Кузаранда Н. Матросов, - последний рыскает по столице и разыскивает место, где ему дадут побольше денег, не спрашивая, способен ли ребенок к данному ремеслу, хорошо ли ему будет жить и что выйдет впоследствии»6.
За каждого ребенка, сданного в учение на 4-5 лет, «извозчик» получал от 5 до 10 рублей. При увеличении срока обучения цена возрастала. Она в 3-4 раза превышала сумму, отданную скупщиком родителям, и в значительной степени зависела от внешних данных, состояния здоровья и расторопности малолетнего работника. Лавочник или хозяин мастерской оформлял ребенку вид на жительство, обеспечивал его одеждой и питанием, получая взамен право всевластно им распоряжаться. В судебной практике того времени подобное явление фиксируется именно как торговля детьми. Например, хозяйка одной из ремесленных мастерских на суде объясняла, что в Петербурге принято покупать детей в учение, в результате чего покупатель приобретает право пользоваться рабочей силой ребенка7.
Масштабы торговли детьми в конце XIX века, по мнению современников, приобретали громадные размеры. Круковский рисовал удручающую картину, наблюдавшуюся при появлении скупщика ранней весной: «Стоны, крики, плач, иной раз - ругань слышны тогда на улицах безмолвных деревень, матери с бою отдают своих сыновей, дети не хотят ехать на неизвестную чужбину»8. Закон признавал необходимость обязательного согласия ребенка, отдаваемого в обучение ремеслу, или «в услужение»: «Не могут быть отданы дети родителями без собственного их согласия…»9. На деле же интересы детей в расчет, как правило, не принимались. Чтобы закрепить свою власть над ребенком, покупатели брали от родителей долговую расписку.
Но не только бедность заставляла олонецких крестьян расставаться со своими детьми. Воздействовали и уверения, что в городе ребенок будет определен «на хорошее место». Народная молва хранила память о богатых выходцах из Карелии, сумевших разбогатеть в Петербурге. Рассказы об их капиталах будоражили мысли и чувства карельского крестьянина. Неслучайна пословица - «Miero hinnan azuw, l’innu neidižen kohendaw» - «Мир цену установит, город девушку сделает лучше» По наблюдениям чиновников, священников, учителей каждый отец, имевший нескольких детей, мечтал отправить одного из них в столицу.
Однако не все дети могли быстро привыкнуть к новым условиям жизни в городе. Карельский сказитель П. Н. Уткин рассказывал: «Увезли меня в Питер и определили на пять лет мальчиком к сапожнику. Ну, мне стало жить очень плохо. В четыре часа утра разбудят и до одиннадцати вечера на побегушках». Герой повествования решился бежать10. Многие по разным причинам уходили от хозяев, вынуждены были скитаться. В рапорте уездного исправника Олонецкому губернатору в конце ХIХ века было зафиксировано, что отданные в учение, а по сути дела проданные в Петербург, дети «подчас почти полунагие в зимнее время, прибывают разными путями на родину»11.
Охрана детского труда законодательно распространялась лишь на крупное производство, где надзор за исполнением законов осуществляла фабричная инспекция. Ремесленные и торговые заведения оказывались вне этой сферы. Законодательно возраст вступления в ученичество не оговаривался. На практике обычно не соблюдалось и установленные «Уставом о промышленности» ограничения продолжительности рабочего дня учеников - с 6 утра до 6 вечера, и тем более, назидание мастерам: «…Учеников своих учить усердно, обходиться с ними человеколюбивым и кротким образом, без вины их не наказывать и занимать должное время наукою, не принуждая их к домашнему служению и работам»12. Условия жизни, в которых оказывались подростки, толкали их на преступления. Треть всех правонарушений, совершаемых малолетними в начале ХХ века (а это были в основном кражи, вызванные недоеданием), приходилась на учеников ремесленных мастерских13.
Материалы олонецкой печати дают представление о том, как складывались судьбы проданных в Петербурге детей. Кому-то, как говорила пословица, Питер становился матерью, а кому-то - мачехой. Многие из оказавшихся в столице детей вскоре оказывались «на дне» петербургской жизни. О них инспектор народных училищ С. Лосев писал: «В то же время, когда Великим постом в Петербург направляются из Олонецкой губернии подводы с живым товаром, из Петербурга бредут по деревням и селам пешком, побираясь Христовым именем, оборванные, с испитыми лицами и горящими глазами, нередко пьяные, смиренные при просьбе милостыни и нахальные в случае отказа в ней, молодые парни и зрелые мужчины, изведавшие петербургское «ученье» в мастерских, петербургскую жизнь…»14. Среди них было немало тех, кто в наказание за нищенство или другие проступки был лишен вида на жительство в столице. С детства оторванные от крестьянского труда, эти люди разлагающе воздействовали на односельчан. Пьянство, прежде не свойственное карелам, получало распространение в их среде в конце XIX - начале ХХ века, особенно среди молодежи и 15-16-летних подростков. Тот, кто стыдился своего возвращения неудачником в родную деревню, пополнял ряды «золоторотцев».
Впрочем, немало было молодых людей, которые «удержались на плаву», адаптировались к городской жизни. По мнению современников, из всех «ценностей» городской цивилизации они освоили лишь лакейские манеры и так называемую «пиджачную» культуру, состоявшую в манере одеваться по определенному шаблону. Подростки стремились вернуться в деревню в «городском» костюме, вызывавшем почет и уважение сверстников. Появление новой вещи не оставалось незамеченным близкими и знакомыми. Принято было, поздравляя с обновкой, говорить: «Аnna jumal uwdištu, tulien vuon villaštu» - «дай бог обновку, а в будущем году шерстяную». Как правило, первым делом подросток покупал галоши, которые по возвращении в деревню независимо от погоды одевал по праздникам и на беседы. Затем, если позволяли средства, приобретались лакированные сапоги, часы, пиджак, яркий шарф… Просвещенные современники смотрели на это с иронией. Один из них писал: «Сколько спеси и глупого чванства, к сожалению, приносят лакированные сапоги с собой. Человек перестает узнавать своих ближних из-за блеска сапог. Единственно утешает в сих случаях то обстоятельство, что сняв с себя галоши и сапоги, он становится прежним Васькой или Мишкой»15.
В отличие от отходников на лесозаготовки и другие ближние промыслы, зарабатывавших на новую рубашку к Пасхе, сапоги или пиджак, «питеряки», «питербуры», то есть парни, работавшие долгое время в столице, обладали «щегольским» костюмом и составляли особо уважаемую и авторитетную группу деревенского молодежного сообщества. Вот детали одного из вариантов «изящного» костюма 13-14-летнего парня, возвратившегося в Олонецкую Карелию из Петербурга в 1908 году: пестрые брюки, котелoк, красные перчатки16. Также мог присутствовать зонтик и надушенный розовый носовой платок. Статусная роль одежды в карельской культуре выражена достаточно ярко. Видимо, поэтому в карельском языке слово «herrastua», наряду со значениями «щеголять», «франтить», имеет и другой смысл - «мнить себя начальником».
Наиболее удачливые и предприимчивые «выученики Петербурга», сумевшие разбогатеть и даже стать хозяевами собственных заведений, были, конечно, не многочисленны. Их визитной карточкой на родине становился большой красивый дом, в котором жили родственники и куда время от времени наезжал хозяин. Слава и капиталы этих людей являлись веским аргументом для крестьянина, отправлявшего своего ребенка в столицу.
Влияние города на жизнь подростка в конце XIX - начале ХХ века было неоднозначным. Современники не могли не отметить позитивное воздействие -интеллектуальное развитие юношей и девушек, расширение их кругозора. В большей мере это относилось к тем, кто проработал на фабриках или заводах Петербурга. Вернувшись в деревню, эта немногочисленная часть молодежи уже не расставалась с книгой.
И все же принудительная отправка детей в город вызывала озабоченность прогрессивной части общества. Крестьянин-карел В. Андреев из деревни Сямозеро писал: «Увезенные в город и помещенные в мастерские - они [дети. - О. И.], принужденные жить в помещениях хуже собачьих конур, питаемые отбросами и разной бурдой, постоянно избиваемые хозяевами и мастерами - большинство хиреет, и гостьей всех этих мастерских - скоротечной чахоткой уносится в могилу. Меньшинство же, перенесшее каким-то чудом все эти мытарства, достигало звания мастера, но, живя в пьяной и развратной компании несколько лет, само заражалось этими пороками и преждевременно сходило в могилу или пополняло ряды преступников. Дельных и работящих мастеров считалось и считается весьма мало». Ему вторил крестьянин П. Коренной: «Выходят в люди десятки, сотни гибнут. Их душит городская жизнь, отравляет организм, портит нравственно, возвращая деревне людей болезненных, с испорченной нравственностью»17.
Примечания
1. Олонецкие губернские ведомости. 1897. 10 сентября.
2. Баранцев А. П. Образцы людиковской речи. Образцы корпуса людиковского идиолекта. Петрозаводск. 1978. С. 112.
3. Круковский М. А. Маленькие люди. М. 1907. С. 57.
4. Баранцев А. П. Указ. соч. С. 130.
5. Национальный архив Республики Карелия (далее - НА РК). Ф. 1. Оп. 1. Д. 49/98. Л. 4-5.
6. Матросов Н. Село Кузаранда Петрозаводского уезда//Вестник Олонецкого губернского земства (далее - ВОГЗ). 1908. № 20. С. 15.
7. Труды I Всероссийского съезда по борьбе с торгом женщин и его причинами, происходившего в СПб. С 21 по 25 апреля 1910 г. СПб. 1911. С. 104.
8. Круковский М. А. Олонецкий край. Путевые очерки. СПб. 1904. С. 247.
9. Свод законов Российской империи. Т. Х. Ч. 1. Ст. 2202-2203.
10. Конкка У. О собирании и некоторых особенностях карельских сказок//Карельские народные сказки. М.; Л. 1963. С. 50.
11. НА РК. Ф. 1. Оп.1. Д. 49/98. Л. 4-5.
12. Законы о детях. Сост. Я. А. Канторович. СПб. 1899. С. 177.
13. Окунев Н. А. Особый суд по делам о малолетних: Отчет Санкт-Петербургского столичного мирового судьи за 1910 г. СПб. 1911. С. 37.
14. Холодная В. Г. Символика и атрибутика праздничного костюма парня в русской деревне с 40-х годов XIX по 20-е годы ХХ в.//Мужской сборник. Вып. 1. Мужчина в традиционной культуре. М. 2001. С. 136.
15. И. М. Стекольный промысел в Ладвинской волости Петрозаводского уезда//ВОГЗ. 1909. № 13. С. 20.
16. Лосев С. Наброски и заметки//ВОГЗ. 1909. № 2. С. 9.
17. Андреев В. К открытию в Сямозерской волости двухклассного училища//ВОГЗ. 1908. № 24. С. 20; Коренной П. О нашем сельском хозяйстве//ВОГЗ. 1910. № 15. С. 33.



Рассказать друзьям