Разработка иос по формированию основ экологической культуры. Шпаргалка по экологии - файл n1.doc

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Выполнила: Кисленкова Анна Валентиновна

Министерство образования инауки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования

Итоговая работа

по курсу повышения квалификацииИОЧ

« Формирование основ экологической культуры

у детей дошкольного возраста »

на тему:

«Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС)

по формированию основ экологической культуры

в средней группе

время обучения 19.05.2014-23.05.2014.

Выполнила Кисленкова Анна Валентиновна

Воспитатель

ГБОУ ООШ с.Чёрновка м.р. Кинель-Черкасский СП д\с «Тополёк»

Самара, 2014..

Игровая обучающая ситуация

«Путешествие на необитаемый остров»

возрастная группа: средняя

Тема недели «Планета земля»

Дидактические задачи:

1) Формирование умения наблюдать окружающий мир природы, установление элементарных связей и зависимостей (познавательное развитие):

Закреплять представления о частях тела животного с помощью сбора пазл;-формировать навык различать листья деревьев по форме и строению; -уточнять и расширять знания о воде.

2) Обогащать знания детей об окружающем мире (познавательное развитие):-Развивать качество личности ребёнка как любознательность, наблюдательность; -развитие памяти, внимания, способности исследования предметов.

3) Продолжать формировать речевое развитие и закладывать основы экологической культуры.

Воспитательные задачи:

1)Воспитание бережного отношения к природе: -нетерпимость к загрязнению водоёмов и окружающей среды,- воспитывать умение сочувствовать и сопереживать.

2)Формировать умение испытывать радость от осознанного взаимодействия с живыми существами, которые находятся рядом.

Методы и приемы: - практические: дидактические игры «Дикие

животные», «Наш лес», «Насекомые».

Наглядные: показ и рассматриваниеиллюстраций о

природе.

Словесные: чтение рассказов, сказок, заучивание стихотворений о природе, разгадывание загадок, объяснения.

Материалы и оборудование:

Атрибуты к дидактическим играм: «С какого дерева этот листок?», « Правила поведения в природе», «Перепутанные животные», «Чей хвост?», «Найди свой дом», карта острова, колокольчик, игрушка попугай.

Содержание:

Ребята, посмотрите, как много у нас сегодня гостей. У вас хорошее настроение?

Ответы детей:

А я немного волнуюсь, так же как и вы. Но на этот случайу меня есть два волшебных мешочка. Один- с плохим настроением, а другой с хорошим. Сейчас я открою мешочек с плохим настроением, и мы спрячем в него плохое настроение, своё волнение.

А теперь мешочек с хорошим настроением откроем, пусть его содержание заполнит всю нашу комнату, хорошо?

Ответы детей:

Закройте, пожалуйста, глазки и почувствуйте прилив бодрости, веселья.

Ой, ребята, а что это в мешочке с хорошим настроением? Какое-то письмо, прочитаем?

Ответы детей:

Письмо:

« Милые мои детки! Я живу на удивительном, очень красивом острове, на котором много больших и красивых цветов, много насекомых, удивительных животных. Я засыпаю под пение необычных птичек. Но на острове я один, у меня нет друзей. А так хочется услышать дружеский совет, весёлый детский смех. Явас приглашаю всех к себе в гости. Посылаю вам волшебный колокольчик, с помощью которого вы попадаете на мой остров. Очень надеюсь на вашу дружбу! Жду вас с большим нетерпением! До встречи на острове! Ваш….»

Ребята, от кого письмо непонятно. Но вы хотели бы помочь тому, кто оказался в беде?

Ведь не иметь друзей - это настоящая беда!

Ответы детей:

Воспитатель: Подождите, в мешочке что-то есть - да это карта острова!

Какой, действительно, удивительный остров, судя по карте, он богат растительностью, а населяют его самые разнообразные животные.

Ребята, а вы знаете, как нужно вести себя, чтобы не навредить удивительному миру природы? (Д/игра «правила поведения в природе»)

Воспитатель: Молодцы! Ну что, не боитесь отправиться на этот необычный удивительный остров?

Тогда вперёд! А колокольчик нам поможет. (Воспитатель звонит колокольчиком).

На острове.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на карту, я думаю, что мы оказались вот в этом месте, значит, нас сейчас должен встретить попугай, вот он на пенечке сидит. Может быть, это он и пригласил нас на свой остров? (рассматривают карту)

Вот этот пенёк, но попугая на нём нет, где же он?

Ребята, это я, попугай, но, к сожалению, вы меня можете только слышать. Вы попали наостров злого колдуна, это он написал вам письмо, захотел вас заманить на свой остров, на котором все перепутал, испортил, заколдовал. А меня превратил в невидимого. Этот злодей сделал невозможной жизнь на этом острове. Я стану таким как прежде только в том случае, если все гадости колдуна будут исправлены. Но это очень опасно, колдун слишком опасен, он и вас может заколдовать. Уходите отсюда! Спасайтесь!

Воспитатель: Ребята, неужели мы уйдём и оставим в беде бедного попугая?

Ответы детей:

Молодцы, вы очень смелые детки, а я вам буду помогать.

Воспитатель: Ну что, ребята, навстречу приключениям! Вперёд!

Давайте посмотрим на карту, с чем нам придётся встретиться?

Ага, впереди лес, много красивых высоких деревьев. Надеюсь, с ними всё в порядке?

Давайте посмотрим. (На берёзе много листьев с других деревьев)

«Д\игра «С какого дерева этот лист?»

Воспитатель: Молодцы, вот мы и исправили одно злодеяние этого колдуна.

Ребята, на карте нарисовано, что в лесу много различных зверей. Но вы

их видели?

Ответы детей:

И я никого не видела. Что же с ними случилось? Что с ними сделал этот злодей? Посмотрите, да вот же они, что с ними случилось? Выузнаете,что это за звери? (перед детьми перепутанные разрезанные картинки зверей)

Давайте поможем зверям обрести прежний нормальный облик.

Д/и «Перепутанные животные»

Ребята,звери вам очень благодарны.

Ребята, посмотрите, на карте обозначено, что дальше, за лесом, расположено прекрасное озеро с чистой голубой водой и множеством различных рыбок. Посмотрим, все ли там в порядке? На берегу озера, гибнут рыбки, а в воде много всякого мусора).

Что же нам делать? Как помочь рыбкам?

Ответы детей:

Давайте сложим мусор в одно место, а когда будем возвращаться домой, заберём его с собой?

Молодцы, ребята! Оказывается, вам многое по плечу. Вы очень смелые!

Воспитатель: За озером на карте луг с красивыми цветами. Но что такое? Все цветы лежат на земле, они завяли. Ну и колдун! Посмотрите, ни одного цветочка. Что же нам делать?

Ответы детей:

Хорошо ребята землю мы подрыхлили, теперь сделаем луночки, польём их водой.

Ребята, вот сейчас мы землю полили, а когда уйдём, она засохнет. Что может произойти в природе, чтобы земля не сохла? (дождь)

Ответы детей:

Правильно! Может пойти дождь. А что ещё хорошего в том, что идёт дождь?

Ответы детей:

А что плохого в том, что идёт дождь?

Ответы детей:

Как сделать, так чтобы дождь шёл, и нам было хорошо?

Ответы детей

Ура! На нашем острове вновь зацветут цветы, и это благодаря вам, ребята!

Воспитатель: Мы исправили уже много злодеяний колдуна, но наш друг попугай до сих пор остаётся невидимым.

Чтобы мы с вами увидели нашего попугая, нужно покрасить вот эти пёрышки. А чем можно их покрасить? Но ведь у нас нет таких красок, ведь остров необитаем, мы с вами будем использовать соки фруктов и овощей (покраска перьев).

Появляется попугай.

Воспитатель: Ребята,значит мы с вами всё сделали правильно!

Попугай: Молодцы, друзья, вы спасли меня, спасли мой остров, на нем вновь стало как прежде, а злые чары колдуна разрушены. Я вам очень благодарен и хочу, чтобы вы не забывали, как легко навредить «беззащитному»миру природы.

Воспитатель: Ребята, а давайте вспомним, кому мы помогли на своём пути?

Ответы детей:

Воспитатель: В природе всё взаимосвязано и мы с вами должны это всегда помнить.

Попугай: Нуи хорошие вы, детки, только вот вы не закончили свой маршрут. Посмотрите на карту (дети идут по направлению на карте и находят «Клад» - сладкие угощения)

Ребята, нам пора возвращаться домой, я горжусь тем, какие вы смелые, добрые, любознательные. Вы не оставили в беде милого друга попугая. Как говорится в пословице «Сам пропадай, а товарища – выручай».

Давайте посадим попугая на его любимый пенёчек. Попрощаемся с нашими гостями, а волшебный колокольчик поможет вернуться в наш любимый детский сад.

В развитой форме самостоятельной игровой деятельности старших дошкольников все эти элементы функционально взаимосвязаны в едином игровом процессе. Главное условие игры - наличие у детей знаний о той или другой стороне действительности, о деятельности людей в ней, их конкретно-ситуативном поведении. Эти знания (или знание литературного произведения), служат источником построения сюжета игры, осуществления ролей, ролевых отношений. Можно выделить две формы сюжетно-ролевых игр: игры самостоятельные и игры, организуемые воспитателем, проходящие под его руководством. Широкое использование в педагогическом процессе последних обеспечивает развитие первых .

Игра как метод экологического воспитания - это игра, специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней. Такую форму обучающей игры воспитателя с детьми, имеющую определенную дидактическую цель, можно назвать игровой обучающей ситуацией (ИОС).

ИОС - это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра . Ее характеризуют следующие моменты:

Она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;

Оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для нее специально организуются пространство и предметная среда;

Игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет ее, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;

Воспитатель руководит всей игрой: следит за развитием сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями; насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель.

Можно выделить несколько видов ИОС, с помощью которых успешно решаются различные программные задачи ознакомления детей с природой и их экологического воспитания.

Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами

Аналоги - это такие игрушки, которые изображают объекты природы: конкретных животных или растения. Игрушечных аналогов животных множество, они существуют в самом различном исполнении (мягкие, резиновые, пластмассовые, заводные и пр.). Игрушечных аналогов растений не так много - это пластиковые елочки разного размера, деревья и кустарники из плоскостного театра, грибочки, иногда пенопластовые фрукты и овощи, фигурки героев сказки Дж.Родари «Приключения Чиполлино» .

Игрушки-аналоги замечательны тем, что с их помощью у детей начиная с 2-3 лет можно формировать отчетливые представления о специфических особенностях живых существ на основе ряда существенных признаков. Маленьким детям можно показать главные отличия игрушки-предмета от живого животного, если организовать одновременное их восприятие и сопоставление. С помощью таких игрушек легко продемонстрировать: что можно делать с предметом и что можно делать с живым существом, т.е. показать принципиально разные формы деятельности с живыми и неживыми объектами.

ИОС с игрушками-аналогами могут быть использованы во всех возрастных группах, причем сопоставлять их можно не только с живыми объектами, но и с их изображениями на картинах, наглядных пособиях.

Игрушки-аналоги могут быть включены в любые ИОС, в любую форму экологического воспитания детей: наблюдения, занятия, труд в природе. Их можно взять на экскурсию в ближайшее природное окружение, сочетать с чтением познавательной литературы, просмотром слайдов, видеофильмов. Во всех случаях они помогут в формировании у ребят отчетливых реалистических представлений о природе. В отдельных случаях игрушку-аналог целесообразно демонстрировать до знакомства с животным. Это относится к некоторым млекопитающим (кошка, собака, кролик и др.), которые вызывают у детей яркие и сильные эмоции, желание общаться с ними - обычная игрушка на их фоне блекнет. Соперничать с ними может только интересно сконструированная заводная игрушка, которая воспроизводит элементы поведения (например, собака, которая продвигается вперед, виляет хвостом, лает, поднимается на задние лапы). Анализ такого сопоставления, несомненно, вызовет интерес у старших дошкольников, поможет им глубже понять специфику живого.

Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами

Второй тип ИОС связан с использованием кукол, изображающих персонажей произведений, хорошо знакомых детям . Герои полюбившихся сказок, рассказов, диафильмов, мультфильмов воспринимаются детьми эмоционально, будоражат воображение, становятся объектами подражания. В экологическом воспитании дошкольников с успехом используются различные персонажи на основе их литературной биографии - главных событий, характерных ситуаций, ярких особенностей поведения. В ИОС сказочные Герои «выходят» за пределы сюжета произведения, действуют в новых, но аналогичных ситуациях и обязательно продолжают характерную для них линию поведения.

Для реализации целей экологического воспитания подходят такие литературные произведения, содержание которых так или иначе связано с природой, а герои имеют кукольное воплощение. В детском литературном репертуаре таких произведений много - это прежде всего народные и авторские сказки «Репка», «Курочка Ряба» «Красная Шапочка», «Доктор Айболит» и др. С куклами, изображающими главных героев сказок, можно построить много различных ИОС, которые помогут решить разные программные задачи ознакомления детей с природой, выработки у них необходимых навыков.

Каждая отдельно взятая ИОС решает небольшую дидактическую задачу с помощью литературного персонажа его вопросов, высказываний, советов, предложений и различных игровых действий. Воспитателю при разработке ИОС следует помнить, что все слова и действия куклы должны соответствовать ее литературной биографии; в новой ситуации она должна проявлять себя так же, как и в произведении. Рассмотрим некоторых персонажей сказок, которых можно использовать для построения ИОС.

Таким образом, литературный герой, привнесенный в педагогический процесс, - это не просто симпатичная игрушка, которая развлекает детей, а персонаж с определенным характером и формой выражения, решающий дидактические задачи. Детям он интересен тем, что в совершенно новой ситуации проявляет свои типичные особенности, т.е. действует в своем «амплуа», и взаимодействует непосредственно с ними.

Важным является то обстоятельство, что каждый литературный герой в отдельно взятой игровой обучающей ситуации может выступать в одной из двух функций: выполнять роль знающего, хорошо осведомленного в каком-либо материале героя или, наоборот, ничего не знающего наивного простака. В первом случае воспитатель ставит задачу косвенного обучения детей - устами персонажа сообщает новые сведения, учит правилам поведения (например, так, как это делает доктор Айболит). Во втором случае воспитатель ставит задачу закрепления материала, уточнения и актуализации имеющихся у детей представлений о природе .

Еще одно обстоятельство имеет принципиальное значение. В традиционном занятии воспитатель всегда «над детьми»: он задает вопросы, поучает, рассказывает, объясняет - он взрослый и умнее детей. При использовании персонажа-простачка (например, Незнайки), который проявляет полную неосведомленность в событиях, статус детей меняется: уже «не воспитатель над ними», а «они стоят над куклой»: учат ее, поправляют, сообщают то, что сами знают.

Такое соотношение позиций в ИОС придает дошкольникам уверенность, они обретают авторитет в своих собственных глазах. Действует сильная игровая мотивация, и дети не берут в расчет, что за Незнайку говорит воспитатель: они во власти игровой ситуации, а потому уверенно и пространно высказываются, дополняют, объясняют и тем самым упражняются в применении своих знаний, уточняют и закрепляют их. Иначе говоря, использование куклы-персонажа на основе его литературной биографии - это косвенная форма обучения детей, целиком основанная на достаточно сильной игровой мотивации .

Игровые обучающие ситуации типа путешествий

Еще один тип ИОС имеет значение в реализации игры как метода экологического воспитания детей. Путешествия в данном случае - это собирательное название различного рода игр в посещения выставок, сельскохозяйственных ферм, зоопарка, салона природы и пр., в экскурсии, походы, экспедиции, поездки и путешествия , Эти игры объединяет то, что дети, посещая интересные места, в игровой форме получают новые знания о природе, чему способствует обязательная в игре "роль руководителя (экскурсовода, начальника экспедиции, заведующего фермой), которую исполняет воспитатель. Именно через него дошкольники знакомятся с новыми местами, животными, растениями, получают самые различные сведения об окружающей природе и деятельности человека в ней.

В каждом конкретном случае сюжет игры продумывается таким образом, что дети, посещая новые места, знакомятся с новыми объектами и явлениями в качестве путешественников, туристов, экскурсантов, посетителей. В рамках ролевого поведения дети слушают пояснения, «фотографируют», рассуждают. Чтобы игра была полноценной и через нее воспитатель смог реализовать поставленные дидактические задачи, он тщательно продумывает свою роль (слова для контакта с посетителями, содержательные сообщения, возможные игровые и ролевые действия). Игра захватит детей, если воспитатель специальными приемами постоянно поддерживает воображаемую ситуацию того пространства, в котором она протекает (зимнего заснеженного леса, летнего леса с завалами или болотистыми местами, жаркой пустыни, арктических льдов).

« Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС)

по формированию основ экологической культуры

« Путешествие по экологической тропе ».

в старшей группе

Игровая обучающая ситуация

«Путешествие по экологической тропе»

(игра-путешествие)

Старшая группа

Программные задачи: Воспитывать любовь к природе, умение и желание о ней заботиться. («Социально-коммуникативное развитие»)Воспитывать интерес к окружающей природе. («Социально-коммуникативное развитие»)Обеспечивать позитивное отношение к окружающему миру, природе. («Социально-коммуникативное развитие»)

Оборудование:

  1. Корзинка с бутылочкой воды.
  2. Поезд (из крупных коробок)
  3. Фотоаппараты (игрушки) для детей, и настоящий для воспитателя.
  4. Карандаши и квадратики белой бумаги.
  5. Карточки с написанными названиями витаминов (А, В, С..)
  6. Картинки фруктов (по количеству детей), ягод.
  7. Крупные пазлы лекарственных растений (одуванчик, клевер,)
  8. Карточки с загадками про овощи.
  9. Минусовка песенки « Мы едем, едем, едем» и плэер.

Ребята, сегодня, придя в группу, я обнаружила, что домовенок Кузя оставил нам в группе корзинку, в ней бутылочки с водой. Интересно, зачем он нам их принес? Как вы думаете? (предположения детей)

Дети находят записку.

«На экологической тропе нужна ваша помощь».

Ну, что же, придется нам отправиться в путешествие. Хотите?

А в путешествие мы отправимся на нашем веселом паровозике.

(звучит минусовка песенки « Мы едем, едем едем» Дети подпевают воспитателю(машинисту)

Мы едем(3р)

И песенку поем

О том, что солнце светит,

И Радостно кругом.

Тра-та-та(2р)

Ах, какая красота

Дерево, кусточки,

Бабочки, цветочки

Все с тобою мы рассмотрим

И названия запомним (2р)

Остановка первая « Куст сирени»

Ребята, что это?

Чем он отличается от дерева? Какую пользу приносит человеку? (рассматриваем куст)

Найдите на цветущей веточке цветок с 5 или 7 лепестками, говорят, что кто найдет, того ждет удача.

Молодцы, ну здесь кажется все в порядке. Сфотографировали Сирень на

Остановка вторая «Дерево липы»

Что это за дерево? Как вы догадались? Какую пользу оно приносит человеку.

Посмотрите вокруг много разных деревьев. Давайте поиграем в игру.

А теперь, может быть, кто-нибудь вспомнит стихи о деревьях, которые мы выучили в этом году.

(про осинку, про дуб, про березку и т.д.)

Остановка третья « Ландыши»

Что это за цветы? Я расскажу вам одну сказку. Однажды в царство эльфов пришли охотники из других стран. Они взяли себе то, что им не принадлежало, а именно: жемчужины из сокровищницы эльфов. Тогда король этой крохотной страны рассердился и обратил все жемчужины в белые дурманящие цветы. Эти цветы во первых, дурманящие, во вторых, имеют ядовитые плоды, но в то же время они и лекарственные растения. Ландыш даже был когда-то эмблемой докторов медицины. Самое знаменитое лекарство – ландышевые капли - капли Зеленина – очень нужное лекарство для людей, страдающих сердечными заболеваниями.

А какие еще лекарственные растения растут на нашем участке? Молодцы. Скоро появиться полянка подорожников, клевера. А полянка одуванчиков уже из желтой превратилась в белую. Давайте мы соберем картинки лекарственных растений (пазлы крупные).

Остановка четвертая « Фруктовые деревья»

Ребята, посмотрите, плодов еще нет, но висят какие - то карточки с буквами. Вспомните кА, что это за буквы? Это названия витаминов, которые встречаются во фруктах и ягодах, именно поэтому, очень полезно, для нашего организма, кушать фрукты и ягоды.

А здесь и одна из наших любимых игр. « Фрукты – ягоды ».

Детям раздаются картинки фруктов и ягод. Воспитатель командует « Ну кА фрукты, стройся в ряд, я командир вы мой отряд» Потом вместе с детьми проверяем все ли построились верно. Затем воспитатель меняет карточки. Играя последний раз, следует дать детям все карточки с фруктами.

Осмотрите растение, не нужна ли ему помощь?

Остановка пятая « Огород»

Что растет на огороде? Но еще только весна. Когда созреют овощи? А что для этого надо делать? Сейчас нужна наша помощь на огороде? Да, конечно, молодцы, заметили. Наша рассада поникла и её надо полить. Посмотрите есть ли в лейке вода? Нет. Видно тот кто поливал огород накануне забыл наполнить лейку. Как же быть? Как вы думаете? Вот для чего нам домовенок дал с собой воду. Поможем растению? Поливайте, только осторожно, растения еще хрупкие и могут сломаться.

Ой, ребята, посмотрите, а на нашей грядке выросли загадки. Отгадаем? Да.

1. Наши поросятки выросли на грядке,

К солнышку бочком, хвостики крючком.

Эти поросятки играют с нами в прятки. (Огурцы)

2. За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь - очень гладкая,

На вкус - как сахар сладкая. (Морковь)

(И другие.)

Как назвать одним словом лук, свекла, морковь, репка? Молодцы это действительно корнеплоды. А вы знаете какие-нибудь пословицы про овощи?

Каждому овощу свое время.
Всякий день с овощами, да не всякий день со щами.
Лук от семи недуг .

Вот какие молодцы! Вам понравилось путешествовать? Что нового вы узнали? А теперь нам пора возвращаться в группу. Нам надо еще для мам и пап фоторепортаж подготовить о нашем путешествии. Хотите? Тогда в путь.


Кондратьева Наталья Вячеславовна, воспитатель, МБДОУ детский сад № 72 «Акварель»

«Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»

В. Сухомлинский

Очевидно, что существует противоречие между имеющимися у детей знаниями о природе и утратой способов существования в природе, возможности взаимодействовать с ней. Оторванность от природы неизбежно накладывает отпечаток на образ жизни ребенка, его поступки. Возникла реальная потребность воспитания экологически образованной, гуманной личности, которая не только владеет экологическими знаниями, но и уважает ценность другого человека, личности, способной к проявлению гуманных чувств: доброты, отзывчивости, любви и сострадания. Всё это требует внесения корректив в понимание процесса, источников, факторов экологического развития личности ребенка в условиях взаимодействия с естественной природой.

Задача педагога в работе с детьми младшего дошкольного возраста: заложить первые ориентиры в мире природы – растений и животных как живых существ и их зависимости от условий жизни.

В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируются умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всем многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений; участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости; понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе.

При проведении игр необходимо придерживаться следующих положений:

  • старшие дошкольники ощущают повышенную потребность в игровой деятельности (особенно в начале обучения) , которая удовлетворяет их интерес и активность в освоении окружающего мира
  • дидактическая игра возбуждает у детей приятные чувства и эмоции, которые снижают напряженность в учебном процессе. В результате усилия воспитанников направляются на познавательную деятельность
  • в дидактической игре дошкольники проявляют творческую деятельность, к которой притягиваются самые разные компоненты психики: ощущение, восприятие, память и т. д., а это значит, что происходит активизация всех познавательных процессов.

Использовать дидактические игры для расширения и углубления экологических представлений следует с учетом тех представлений, которые могут быть сформированы у детей старшего дошкольного возраста:

  • о многообразии и разнообразии природных объектов, о растениях и животных как живых организмах
  • о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе (между неживой и живой природой, между объектами живой природы)
  • о человеке как части природы
  • о культуре поведения в природе.

Чтобы игра не превратилась в систему упражнений, продумываю соотношение структурных элементов игры: игровых и учебных задач, соблюдение правил, наличие игровых действий.

Опираясь на исследования И.А. Комаровой, включаю разнообразные игровые обучающие ситуации (ИОС) для решения конкретных дидактических задач природоведческих занятий, наблюдений. Такую форму обучающей игры, имеющую определенную дидактическую цель, т.е. игровую обучающую ситуацию, характеризует следующее:

  • имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочно-литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам
  • в игре используются необходимые игрушки, атрибутика; для нее специально организуется пространство и предметная среда; своеобразным игровым элементом, который использую, является игрушка (главным образом кукла, изображающая сказочных персонажей, героев детских мультфильмов и телепередач) , вокруг которой развертывается занятие, наблюдение, игра. Игровые персонажи в ходе занятия связывают части занятия с различными элементами сюжетно-ролевой игры и с дидактическим содержанием занятия, в результате чего складываются игровые обучающие ситуации
  • в содержание игры заложены дидактическая цель и воспитательная задача, которым подчинены все ее компоненты - сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр.
  • игра проводится воспитателем: объявляю название и сюжет, распределяю роли, беру одну роль на себя и исполняю ее на протяжении всей игры, поддерживаю воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом
  • воспитатель руководит всей игрой: слежу за развитием сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями, насыщая игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель.

Использую игровые обучающие ситуации (ИОС) трех типов.

Основная характеристика ИОС первого типа - использование игрушек-аналогов, которые изображают различные объекты природы: конкретных животных или растений. Игрушечных аналогов животных множество, они существуют в самом различном исполнении (мягкие, резиновые, пластмассовые, заводные и пр.) . Игрушечных аналогов растений не так много – это пластиковые ёлочки разного размера, деревья и кустарники из плоскостного театра, грибочки, иногда пенопластовые фрукты и овощи, фигурки героев сказки Дж. Родари «Приключения Чиполлино» .

ИОС с игрушками-аналогами использую во всех возрастных группах, причём сопоставляю их не только с живыми объектами, но и с их изображениями на картинках, наглядных пособиях. Игрушки-аналоги включаю в любые ИОС, в любую форму экологического воспитания детей: наблюдения, занятия, труд в природе, экскурсию, сочетаю с чтением познавательной литературы, просмотром диафильмов, видеофильмов.

Игрушки-аналоги – это дидактические игрушки, в группе имеются наборы рыбок, домашних и диких животных – они служат раздаточным материалом на занятиях в любой возрастной группе.

Второй тип ИОС связан с использованием кукол, изображающих персонажей литературных произведений на основе их литературной биографии – главных событий, характерных ситуаций, ярких особенностей поведения, хорошо знакомых детям, чтобы вызвать интерес и привлечь внимание детей к дидактической цели занятия. В ИОС сказочные герои «выходят» за пределы сюжета произведения, действуют в новых, но аналогичных ситуациях и обязательно продолжают характерную для них линию поведения.

Важным является то обстоятельство, что каждый литературный герой в отдельно взятой игровой обучающей ситуации может выступать в одной из двух функций: выполнять роль знающего, хорошо осведомлённого в каком-либо материале героя или, наоборот, ничего не знающего наивного простака. В первом случае ставлю задачу косвенного обучения детей – устами персонажа сообщаются новые сведения, он учит детей правилам поведения (например, так, как это делает доктор Айболит, Чипполино) . Во втором случае ставлю задачу закрепления материала, уточнения и актуализации имеющихся у детей представлений о природе.

Третий тип ИОС - игровые обучающие ситуации типа путешествий. Путешествие – это собирательное название различного рода игр в посещения выставок, сельскохозяйственных ферм, зоопарка; экскурсии, походы, экспедиции, поездки и путешествия. (Приложение №5) Эти игры объединяет то, что дети, посещая интересные места, в игровой форме получают новые знания о природе, чему способствует обязательная в игре роль руководителя (экскурсовода, начальника экспедиции, заведующего фермой) , которую исполняю сама. Именно через педагога дошкольники знакомятся с новыми местами, животными, растениями, получают самые различные сведения об окружающей природе и деятельности человека в ней.

Обобщая все выше представленное, можно сформулировать следующие основные выводы: игры экологического содержания помогают ребенку увидеть неповторимость и целостность не только определенного живого организма, но и экосистемы.

Библиографический список.

  1. Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. М., 2003
  2. Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. М., 2002
  3. Николаева С.Н. Эколог в детском саду. М., 2003

Тема: «Как звери готовятся к зиме»

Программное содержание: познакомить детей с понятием дикие животные; побуждать детей устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных: изменение окраски шерсти, спячка, запасы на зиму. развивать смекалку, воображение, связную речь, умение слушать; воспитывать любовь к животным.

Материалы: слайды с изображением животных: зайца(зимой и осенью), волка, лисы, белки, ежа, медведя.

Ход занятия.

Ребята, посмотрите в окошко, какое сейчас время года? (осень)

Почему вы решили, что на улице осень? (что на улице стало холодно, деревья стоят голые, солнышко светит редко)

Молодцы! А что изменилось в одежде людей? В чем одеты вы сегодня пришли в детский сад? (Люди стали одеваться теплее, надели шапку, теплые ботинки, штанишки, кофту, варежки, шарф.)

Ребята, вы сказали, что сейчас на улице холодно, значит прежде чем отправиться на прогулку, мы одеваемся. Покажите нам, как вы будете одеваться, что оденете сначала.

Проводится дидактическая игра « Кто что оденет»

Дети имитируют движения последовательности надевания одежды.

Сначала наденем штанишки и сапоги, затем наденем кофту и шапку, после этого наденем пальто и завяжем шарф.

Правильно. Ребята, вот мы с вами стали одеваться тепле, а как же звери в лесу приготовились к холодам? (выслушиваются ответы детей). Давайте мы с вами отправимся в лес и посмотрим, как же звери приготовились к холодам.

Дети вместе с воспитателем идут в инсценированный лес.

Физкультминутка.

Ребята, чтобы нам по дороге не было скучно, мы с вами будем напевать песенку, повторяйте за мной:

По тропинке в лес пойдем

Лужи мимо обойдем

Посмотрим вверх на солнышко

Посмотрим вниз на травку

Перепрыгнем ручеек

Прыг-скок, прыг- скок.

Вот мы с вами и оказались в лесу, давайте присядем на пеньки и будем вести себя тихо-тихо, чтобы звери не испугались нас. (Дети садятся на стулья вокруг перед экраном)

Кто мне скажет, как называют животных, которые живут в лесу. (Дикие)

Правильно, животные, которые живут в лесу, называются дикими. Я сейчас вам загадаю загадку, а вы послушайте и скажите про кого она.

Комочек пуха,

Длинное ухо,

Прыгает ловко,

Любит морковку

Кто это ребята? (зайчик)

Молодцы! Что же зайчик зимой делает в лесу? (бегает, прыгает) (Слайд с изображением зайца)

Правильно, а от кого прячется зайчик в лесу? (от волка и лисы) (слайд с изображением волка и лисы)

Правильно, а вы знаете, ребята, какого цвета шубка у зайчика зимой? А какая шубка летом? Может, кто-то мне расскажет, почему? Летом зайка серый, ему легче прятаться в травке. Зимой выпадает снег и все вокруг белого цвета. Чтобы зайчика не нашла лиса и серый волк, он меняет свою шубку и надевает белую, как снег.(слайд с изображением белого и серого зайца)

А теперь послушайте еще одну загадку:

Она сегодня ловко,

Шишек принесла в кладовку,

Да на остреньких сучечках,

Поразвесила грибочков.

Кто же это? (белка) (слайд с изображением белки)

Что делает белка в лесу? (прыгает по деревьям, собирает шишки и грибочки)

Молодцы, а куда она их складывает? (в домик)

Белкин домик называется дупло, белка носит свои запасы в дупло, которое расположено на дереве, чтобы зимой не было ей холодно и голодно.

Ребята, посмотрите, что же тут пор елкой, лежит за мешок с иголками? (ежик)(слайд с изображением ежа)

А что же он тут делает? (Несет листочки)

Куда он их несет? (выслушиваются ответы детей)

Да, ежик несет листочки, чтобы сделать себе норку, теплую и мягкую, в которой проспит всю зиму.

А теперь послушайте еще одну загадку:

Хитрая головка,

Рыжая плутовка,

Хвост пушистый- краса,

Кто это? (лиса)(слайд с изображением лисы)

Молодцы . А ЧТО ЖЕ ЛИСА ДЕЛАЕТ В ЛЕСУ ? (выслушиваются ответы детей)

Лиса обладает острым нюхом, она даже через снег чувствует, где находятся норки ежей и мышей, вот и ведет она охоту на них, да еще и зайчиков успевает пугать. А где живет лиса? (В норке.)

Вот вам еще одна загадка:

Он большой и неуклюжий,

Косолапый и смешной,

Он живет в лесу дремучем,

Очень любит мед пахучий. (медведь)

Где же медведь, почему его не видно в лесу? (спит)

А где спит медведь? (в берлоге) (слайд с изображением медведя в берлоге)

Да, ребята, ходил медведь по лесу, ходил, нет тут ни малинки, ни клубнички, что ему делать? Нечего. Вот и решил медведь залечь спать на всю зиму. Принес туда сухих листьев, чтобы не замерзнуть и уснул.

Вот и посмотрели мы, как звери готовятся к зиме. Пора нам возвращаться в детский сад.

По тропинке в сад пойдем

Лужи мимо обойдем

Посмотрим вверх на солнышко

Посмотрим вниз на травку

Перепрыгнем ручеек

Прыг-скок, прыг- скок.

Ну вот мы и садик вернулись. Понравилось вам в лесу? Кого вы там видели? Что звери делали в лесу? Как они готовились к холодам? (Выслушиваются ответы детей)

Мне понравилось, как вы отвечали, внимательно слушали. Молодцы!

Мне приятно было с вами общаться. Спасибо!



Рассказать друзьям