Презентация к занятию о числе 3. Дидактический материал по математике

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Цели: упражнять в счете до 3, познакомить с образованием числа 3 и цифрой 3; показывать ребенку на конкретном материале, что число 3 – это 2 и 1; учить пересчитывать предметы в пределах трех; развивать логическое мышление, память; воспитывать усидчивость, самостоятельность.
Оборудование: звонок, веер, листья (3 шт.), треугольник, счетный материал на каждого ребенка.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал
Так что время не теряем и работать начинаем!
2. Беседа о поре года.
– Какое время года наступило? (Осень)
- Ребята, посмотрите, на картину какая погода здесь?
– Какие по цвету бывают осенью листья? (Красные, желтые, зеленые)
– Что делает ветер с листьями? (Срывает с деревьев)
– Что делают листья? (Летят, кружатся)
3. Дидактическая игра «Ветер дует». Образование числа 3.
Педагог веером имитирует дуновения ветра, предлагает детям помочь ветру – подуть. Педагог показывает два листика одного цвета:
– Что принес ветер? (Листья)
– Как узнать, сколько листиков? (Нужно сосчитать.)
Ребенок сосчитывает: «Один, два – всего два».
– Опять подул ветер, принес еще 1.
Педагог демонстрирует образование числа 3 (два и еще 1).
Ребенок сосчитывает, называет, сколько стало, показывает такое же количество пальцев на руке.
4. Упражнение на столах.
- Положи квадрат, еще один квадрат.
- Сколько стало квадратов?
- Положите еще один.
- Теперь сколько стало?
5. Просмотр цифры 3. История возникновения цифры.
Ребята, многие из вас уже умеют считать, могут сосчитать и свои игрушки, и своих друзей, и деревья в саду, и многое другое. А в далекие времена люди с большим трудом научились считать до двух. Каждый раз за двойкой начиналось что-то неизвестное, загадочное. когда считали «один, два, много» или «все». И только через много – много лет начали считать до 3. Число 3 стало самым любимым числом, даже в сказках. А в каких сказках я вам сейчас загадаю.
6. Загадки
Хрю-хрю-хрю – каких три братца
Больше волка не боятся,
Потому что зверь тот хищный
Не разрушит дом кирпичный (Три поросенка)

Чашки три и три постели,
Стульев тоже три, смотри,
И жильцов здесь в самом деле

Проживает ровно три (Три медведя)

7. Физминутка. «Три медведя

Три медведя шли домой (Дети шагают на месте вперевалочку.)

Папа был большой-большой. (Поднять руки над головой, потянуть вверх.)

Мама с ним поменьше ростом, (Руки на уровне груди.)

А сынок - малютка просто. (Присесть.)

Очень маленький он был, (Присев, качаться по-медвежьи.)

С погремушками ходил. (Встать, руки перед грудью сжаты в кулаки.)

Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь. (Дети имитируют игру с погремушками.)

8. Самостоятельная работа детей. Работа со счётными палочками.

Прочитайте по порядку ряд чисел: 1,2,3.

Какая это геометрическая фигура? (Треугольник)

Что мы знаем о треугольнике? (есть 3 угла)

Сколько палочек надо взять, чтобы построить треугольник? (3)

9. Дид.игра «Сосчитай зайцев»

10. Рефлексия.

С какой цифрой сегодня познакомились?

В каких сказках встречается цифра три?

Посмотрите, какая хорошая погода стала теперь. Солнышко “улыбается” и дарит нам свои лучики добра, счастья, здоровья. Давайте и мы улыбнёмся, подарим и поделимся друг с другом прекрасным настроением на весь день.

Тема занятия: Число 3. Цифра 3.

Цель занятия: ознакомление детей с числом 3 и цифрой 3.

Задачи:

Сформировать знания о составе числа 3 умения пересчитывать предметы в пределах трех;
- совершенствовать умение сравнивать предметы по свойствам;
- развить логическое мышление, внимание, память, речь;
- воспитать чувство доброжелательности, взаимопомощи, поддержки .


Материалы к занятию:

мячики – 3 штуки (по одной картинке), грибы – 3 штуки (по одной картинке), на каждого ребенка, золотой ключик, треугольник, изображение Буратино, картинка с изображение Буратино на каждого ребёнка, изображение цифры три.

Организационный момент:

Сегодня у нас будет необычное занятие по математике, а занятие-путешествие. Мы научимся считать, складывать, решать «веселые» задачи. А еще вас ждут загадки, сюрпризы и приятные неожиданности.

Но прежде, чем начать путешествие, вспомним правила поведения на занятии:

Ты сиди за партой стройно и веди себя … СПОКОЙНО.
Ответить хочешь – не шуми, а только руку … ПОДНИМИ.
Молодцы, ребята, к путешествию вы готовы. Итак, в путь!

Повторение пройденного материала:
1. Счёт от 1 до 10 цепочкой.
2. На листе бумаги нарисованы точки с цифрами. Один ученик должен соединить точки от 1 до 10. А потом соединить последнюю точку с первой. Один ученик выполняет задание на доске.

Пока Женя выполняет задание мы отгадаем загадку:

Он с виду кажется простым,
А ведь бывает золотым.
Не зря его Тортила
На дне пруда хранила (ключик).

Сейчас проверим, правильно вы отгадали или нет. Отгадка должна получиться у Жени. Что получилось у Жени? (правильно ключик) .
- Как вы думаете, кому может принадлежать этот ключик?

Это что за очень странный
Человечек деревянный?
На земле и под водой
Ищет ключик золотой.
Всюду нос сует он длинный…
Кто же это? БУРАТИНО

Буратино собрался идти в школу, но тут случилась беда – он потерял золотой ключик.

Дети, поможем Буратино? Найдем его золотой ключик. На пути нас ждет много препятствий и первое – остров «Потерянных чисел». Его можно пройти, если

Назвать числа через один.
Назвать число, стоящее между числами 5 и 7; 7 и 9; 2 и 4.
Назвать числа, которые больше 2, но меньше 4.

Объяснение нового материала:

Ребята, с этим заданием справились хорошо, но нам нужно двигаться дальше. Впереди нас ждет город «Магического числа». В нем живут магическое число, всевозможные задачи и выражения. А какое магическое число живет здесь, мы узнаем с вами, если решим следующие задачи.

На поляне у дубка (Дети выкладывают на столе).
Буратино увидел два грибка.
А подальше, у осин,
Он нашел еще один.
Кто ответить нам готов:
Сколько он нашел грибов? (Три.)


- Как получили три грибка? (К двум грибкам прибавили один грибок.)

2+1=3

Один мяч у Мальвины. Дети выкладывают на столе.
Два мяча у Буратино.
Один мяч, да два мяча.
Малыш, а сколько их всего, сообразишь? (три)

Как получили три мяча? (К одному прибавили два.)
1+2=3

Ребята, кто же догадался, какое магическое число живет в этом городе? (Три)

А вот это – посмотри, (изображение)
Выступает цифра три.
Тройка – третий из значков-
Состоит из двух крючков.

Ребята, в далекие времена люди с большим трудом научились считать сначала до двух и только через много-много лет начали продвигаться в счете. Каждый раз за двойкой начиналось что-то неизвестное, загадочное. Когда считали 1, 2. То после двух было «все». Поэтому число 3, которое при счете должно было идти за числом 2, обозначало «все».

Долгое время число три было для многих народов счастливым, магическим числом. Число три стало самым излюбленным числом и в мифах, и в сказках.

В названии каких сказок встречается число 3? («Три медведя», «Три поросенка», «Три богатыря»).

Ребята, ответьте на вопрос:
В сказке «Три медведя» сколько стояло стульев, чашек, ложек, кроватей.

А сейчас самое время отдохнуть. Встали.
Физкультминутка: (выполняется под музыку)

Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам найти,
Нужно дальше нам пойти.

Работа в тетради
Мы с вами продолжаем путешествие по городу Магического числа. Впереди нас ждет улица Цифры 3. Открываем тетрадь «Я считаю до десяти».

Задание №1.

В каждом прямоугольнике нарисуй столько кружков, сколько зверей на картинке.
Задание №2.
нарисуй в каждом прямоугольнике столько шариков, чтобы их количество соответствовало цифре под ними.

Задание №3
Обведите цифру 3 по точкам и напиши её в каждой клетке.

Работа с геометрическим материалом.

- Рядом с улицей цифры 3, есть парк одной из геометрических фигур. Угадайте, о какой геометрической фигуре идет речь. (Помощь на слайде)

Узнаешь сразу ты, кто я.
На меня ты посмотри,
У меня всего по три.
Три стороны и три угла,
Три пика – острия,
Мне это нравиться, друзья.
Ведь треугольник я.


-Назовите три предмета треугольной формы.

Обобщение.

- Путешествуя по парку Геометрических фигур, мы подошли к болоту, где живет черепаха Тортила.

Она отдаст нам золотой ключик, если вы ответите на вопросы:

С каким числом вы сегодня познакомились?
- Как называется третий день недели?
- Как называется третий месяц года?

Вот он ключик золотой,
Он волшебный, не простой.

Рефлексия.
Ребята, за то, что мы помогли Буратино золотой ключик он дарит вам на память своё фото, но он просит вас написать в пустом окошке цифру, которую мы сегодня выучили.
- Давайте попрощаемся с Буратино и пожелаем ему, чтобы он больше никогда не терял золотого ключика.

Тема: Число и цифра «3»

Цель:

1.Познакомить с образованием и составом числа 3.

2. Закрепить представления о сложении и вычитании, умение сравнивать предметы по их свойствам.

3. Повторить фигуры «точка», «крива линия», «прямая линия».

Материалы к занятию: магниты, видеоигра «тетушка Сова», модели монет 1 и 2 рубля, геометрические фигуры.

Раздаточный: грибки разные (по 3), счетные палочки, цветные карандаши, ручки, рабочие тетради с закладками.

Ход занятия:

  1. Оргмомент.

Ну-ка все проверим дружно

Все ль к занятию нам нужно

Все ль на месте, все ль в порядке,

Ручка, карандаш, тетрадка?

  1. Сегодня мы познакомимся со следующей цифрой «3», научимся ее писать, узнаем, как получить число 3 и повторим некоторые свойства предметов, а также геометрические фигуры.

Итак, мы начинаем.

На прошлых занятиях мы познакомились с интересными геометрическими фигурами, давайте вспомним их через загадки.

Что это?

  1. Эта странная фигура,
    Ну, совсем миниатюра!
    И на маленький листочек
    Мы поставим сотни...
    Слайд 1

На что похожи точки? Ответы детей: точки похожи на звезды, горох, пшено, веснушки, дождинки.

В математике она

Пригождается всегда:
Без хвоста от запятой
Всем нам кажется простой.
И в конце, закончив строчку,
Мы поставим, братцы, …. (точку).

  1. Под линейку я рисую
    Очень ровную, простую
    Всем заметную черту.
    Как фигуру назову?
    Не спеши, а рассуждай

И ответ скорее дай. (Прямая линия). Слайд 2 На что похожи прямые?

А как называется линия, которую мы рисуем без линейки? Кривая. Слайд 3

На что похожи кривые линии? На дорогу, на реку, на полоски. Молодцы.

А теперь давайте посчитаем до 10 и обратно. Числа мы с вами знаем.

Сегодня познакомимся с цифрой «3». РОЛИК тетушка Сова.

Перед вами находятся грибочки,

Найдите у кого попались ядовитые и почему их так назвали.

На поляне у дубка

Крот увидел два грибка

Он нашел еще один.

Кто ответить нам готов

Сколько крот нашел грибов.

Как получили 3 грибка? Запишем 2+1=3

Давайте посмотрим, как еще можно получить 3 сначала крот нашел 1 потом 2 запишем 1+2=3

И еще 1+1+1=3. На доске пример, читаем вместе.

Работа в тетради. Третья цифра это «3»

Тройка третий из значков состоит из двух крючков.

Вот, посмотрите еще раз как пишется цифра «3»

Зад. №1

Какой третий день недели?

Какой месяц третий по счету?

В каких сказках встречается 3 героя?

Отгадайте загадки:

Возле леса на опушке

Трое в их живет в избушке

Там три стула и три кружки

Три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки

Кто герои этой сказки СЛАЙД № 4

Нам не страшен серый волк,
Серый волк, серый волк!
Где ты ходишь, глупый волк,
Старый волк, страшный волк? СЛАЙД 5

(Джоэль Харрис русская версия «Трёх поросят» является Сергей Михалков.

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, -
Говорит одна девица, -
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир». Слайд 6 (Сказка о царе Солтане…)

Зад № 2

Поставь столько точек, сколько предметов на картинке, а сверху цифру. Стишки

Вот 1 иль…

Зад № 3

На что похожа «3»? На букву з, кривую линию

Разукрашиваем и обводим чешую, чтобы было красиво. (я на доске фигуры ставлю на ОСАНКА!

Выложить из палочек (получилось? Почему… круглые формы у крючков.)

Из нитки- получилось

Физминутка- потягушка. (все по три раза.)

Зад № 4.

Считаем, ставим цифры, рассуждаем, называем фигуры. тянем ниточки.

Зад № 5

Работа с таблицей. Столбцы: сверху-вниз, строки: справо-налево.

1.Отношения:

Пустой-полный

Большой-маленький

Толстй-тонкий

Внутри-снаружи.

8. Итог урока. Рефлексия.

Развитие умений соотносить цель и результат.

Осознание учащимися своей учебной деятельности и всего класса.

С какой цифрой познакомились? кто запомнил стишок?

Тема : Число и цифра 3

Цели : сформировать представление о числе 3; показать состав числа 3; закрепить умение считать до трех; познакомить с цифрой 3 как символом, обозначающим число 3.

Материал: карточка с цифрой 3, книги, квадраты, круги, треугольники.

Ход занятия

1. Знакомство с числом 3, цифрой 3

Мышонок часто ходит в большую библиотеку. Он любит читать книги. Мышонок выбрал себе книгу. Но потом он вспомнил,

что друзья Зайчонок и Бельчонок тоже хотели что-то почитать. Он выбрал книгу для Зайчонка. Сколько стало книг? Этого достаточно? Правильно, нужно не забыть про Бельчонка. Сколько книг Мышонок еще возьмет? (Одну.) Сколько же теперь стало книг? (Три.) Как получить число 3? (К одному добавить один, потом еще один.) А еще как? (К двум добавить один.)

Дома в ожидании друзей Мышонок готовил угощения. Для Зайчонка и Бельчонка надо что-то приготовить и о себе не забыть. Вот сыр, каждому по кусочку. Сколько кусочков сыра Мышонок поместил на тарелку? (Три.) Положите на стол три треугольника. Если каждому по конфете и по печенью, то сколько конфет? Положите на стол три квадратика. И сколько печений? Положите на стол три кружка. (Дети отвечают и выполняют задания.)

Записать число 3 можно с помощью цифры 3. (Воспитатель показывает карточку с цифрой 3.) На что похожа эта цифра? (Ответы детей.)

2. Работа в тетради

Потренируйтесь писать цифру 3 - сначала в воздухе, а потом обведите пальчиком в тетради. Напишите цифру по образцу до конца строки. Напишите по образцу не только цифру 3, но и другие цифры. (Дети выполняют задание 5.)

Задание 1. В библиотеке Мышонок выбрал книгу о поросятах. Как она называется? («Три поросенка».) Сколько поросят в этой сказке? Какой цифрой можно записать их количество?

Задание 2. Раскрасьте обложки книг: три обложки - красным карандашом, три - синим и три - зеленым.

3. Физкультминутка

Три раза мы подпрыгнем - раз, два, три.

Три раза мы присядем - раз, два, три.

Три раза ножкой топнем - раз, два, три.

Три раза громко хлопнем - раз, два, три.

Три раза руки выше - раз. два, три.

Три раза ноги шире - раз, два, три.

Три раза мы нагнемся - раз, два, три.

Три раза улыбнемся - раз, два. три.

4. Работа в тетради

Задание 3. В библиотеку пришли цифры 1, 2 и 3. Они взяли книги. Определите, где чьи книги: проведите линии от книг к цифрам.

Задание 4. Рассмотрите фотографии, которые сделал Мышонок. Скажите, какие из них он подарит цифре 3. Почему вы так считаете? Обоснуйте свой ответ. Отметьте эти фотографии крестиком.

Управление образования администрации Шатурского муниципального района Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 20» Шатурского муниципального района Московской области

непосредственно-образовательной деятельности по ФЭМП в старшей группе с использованием ИКТ

"Число и цифра 3".

Подготовила:

Воспитатель Куликова Ю.В.

МБДОУ "Детский сад № 20"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ФЭМП в старшей группе с использованием ИКТ «Число и цифра 3».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Цель: Познакомить с образованием и составом числа 3 через использование информационно-коммуникационной технологии.

Задачи:

- сформировать представления об образовании и составе числа 3,

- закрепить образ цифры 3 через разные виды деятельности,

Закрепить представления о сложении,

Закреплять знания о цифрах,

Продолжать учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно, формировать навык самоконтроля,

Закреплять умение правильно и аккуратно работать в тетрадях,

Развивать логическое мышление, внимание и память,

Воспитывать у детей эмпатию, доброжелательность в общении со сверстниками и взрослыми, желание оказывать помощь.

Оборудование: интерактивная доска или экран, проектор, ноутбук, презентация с заданиями, конверт с письмом.

Раздаточный материал: грибочки, монеты, наборы цифр 1, 2, 3, знаки «+», «=», пластилин, тетради, простой карандаш (по количеству детей).

Предварительная работа: Отгадывание загадок, решение логических задач, разучивание физкультминутки, чтение художественной литературы.

Методы и приемы:

Словесные : вопросы, индивидуальные ответы детей, задачи.

Игровые: сюрпризный момент, загадки, задачи, игры «Сосчитай грибочки», «Сосчитай поросят», физкультминутка "Напиши цифру 3 разными способами", «Разложи монеты».

Наглядные: карточки-цифры, слайды.

Практические: решение математических задач, выкладывание грибочков, монет, примеров, лепка цифры 3.

Ход занятия:

Воспитатель с детьми входят в группу, приветствуют гостей, встают вкруг.

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево,

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем,

Знания получать пойдем.

Ребята, сегодня утром на столе я нашла конверт, а в нем письмо. Интересно от кого оно?

«Здравствуйте ребята!

Приглашаю вас в королевство интересной математики, чтобы познакомиться с магическим числом.

С уважением Считалочка!"

Сегодня нас ждет необычное путешествие. Мы будем играть, решать «веселые» задачи, отгадывать загадки и, конечно же, познакомимся с магическим числом. А очутиться в королевстве интересной математики нам поможет наша интерактивная доска. Проходите, присаживайтесь по удобнее. (Слайд 2)

Примечание: Звучит музыка, дети рассаживаются за столы. Музыка останавливается щелчком мыши, когда дети сели на свои места.

Прежде, чем начать путешествие, вспомним правила поведения:
За столом сиди ты стройно и веди себя … СПОКОЙНО.
Ответить хочешь – не шуми, а только руку … ПОДНИМИ.
Молодцы. Итак, в путь!

(Слайд 3 - аудиозапись) Вы узнаете, с каким магическим числом я вас хочу познакомить, если решите мои задачи.

(Слайд 4 - аудиозапись)

На полянке у дубка
Крот увидел два грибка.
А подальше, у осин,
Он нашел еще один.
Кто ответить мне готов:
Сколько крот нашел грибов? (Три.)

Примечание: навести курсор на значок « », появится панель для воспроизведения аудиозаписи, нажимаем воспроизвести, далее по ходу чтения задачи щелчком мыши выводим динамические картинки.

Как получили три грибка? (К двум грибкам прибавили один грибок .) (Слайд 5)

2+1=3 (Воспитатель демонстрирует на доске, а дети выкладывают на столе).

(Слайд 6 - аудиозапись) Мне на встречу бежали поросята: один впереди двух, один между двух, один позади двух. Сколько всего бежало поросят? (Три)

Ответ появляется на экране (Слайд 7)


Как получили три поросенка? (К одному прибавили одного и еще одного .) (Слайд 8)


1+1+1=3 (Дети выкладывают на столах)

Ребята, кто же догадался, с каким магическим числом захотела познакомить нас Считалочка? (Три )

А вот это – посмотри, (Слайд 9)

Выступает цифра три.
Тройка – третий из значков -
Состоит из двух крючков.

Примечание: Воспитатель говорит слова, цифра 3 медленно появляется на доске.

Ребята, подумайте, как ни говоря, ни слова, сообщить о том, что у нас есть 3 предмета? (Показать, написать).

Предлагаю вам пройти на коврик и поиграть в игру "Напиши цифру 3 разными способами": как маляры (рукой в воздухе), как фигуристы (ногой на полу), как Буратино (носом).

Воспитатель с детьми садится на ковер или на стульчики, расставленные на ковре, рассказывает историю.

Ребята, в далекие времена люди с большим трудом научились считать сначала до двух и только через много-много лет начали продвигаться в счете. Каждый раз за двойкой начиналось что-то неизвестное, загадочное, магическое. Когда считали 1, 2, то после двух было «все». Поэтому число 3, которое при счете должно было идти за числом 2, обозначало «все». Долгое время число три было для многих народов счастливым, магическим числом. Число три стало самым излюбленным числом и в мифах, и в сказках.

Вспомните, в названии каких сказок встречается число 3, три героя? («Три медведя», «Три поросенка», «Три богатыря», Три дочери")

Подсказки:

Возле леса на опушке

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки

Кто герои этой сказки?

(Три медведя)

Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек - копытца.
Трое их - и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Три поросенка)

Дети возвращаются на свои места.

Прочитайте по порядку ряд чисел: 1, 2, 3. (Слайд 10)

Посмотрите, у вас на столах лежат монеты. Подумайте, как можно набрать 3 рубля разными способами. (Дети высказывают свои предположения, раскладывают монеты на столах, затем сверяют способы получения числа 3). (Слайд 11)

Закрепление представлений о числе и цифре 3 (работа в тетрадях).

1. Откройте тетради, найдите окошечки с изображением разного количества предметов. (Слайд 12)

Поставьте справа столько точек, сколько предметов на картинке.

Проверьте, правильно ли вы выполнили задание. (Слайд 13)

2. Рассмотрите внимательно рыбку. На что похожи ее чешуйки? (На цифру 3) Дорисуйте чешую у рыбки.

Тактильное упражнение: А теперь попробуйте вылепить из пластилина цифру 3. (Слайд 14)

Итог: Пришло время возвращаться в группу… (Дети с воспитателем выходят на ковер)

Вам понравилось в королевстве интересной математики?

С каким магическим числом познакомила нас Считалочка?

Как можно получить число 3?

Нарисуйте в воздухе цифру 3.

Что вам больше всего сегодня запомнилось, что понравилось делать, что было трудно?

На память о нашем путешествии Считалочка оставила нам игру «Засели домик числа 3» (Слайд 15)

Список литературы.

    Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз ступенька, два ступенька… - М., 2003.

    Тарабарина Т.И., Елкина Н.В. И учеба, и игра… - Ярославль, 2001.

    Фалькович Т.Я., Барылкина Л.П. Формирование математических представлений. – М., 2005.

    Интернет-ресурсы.



Рассказать друзьям