Питание здорового ребёнка. Питание здоровых и больных детей устройство и

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Полноценный рацион – основа здоровья. Обеспечить таковой – задача родителей в любой ситуации. И во время болезни тоже.

Основы кормления здорового ребенка

Чтобы малыш рос здоровым и активно развивался, ему нужно с первых дней жизни обеспечить здоровый и правильно сбалансированный рацион. В маленький растущий организм должны регулярно поступать все необходимые вещества (витамины, микро- и макроэлементы), ведь однообразие в пище может привести к серьезным проблемам.

До года

В первые три месяца жизни малыша идеальным питанием для него, предусмотренным самой природой, является материнское молоко, а чтобы он с ним получал все необходимое, мама должна качественно и полноценно питаться (конечно, избегая при этом нездоровых или вредных продуктов).

В четыре-пять месяцев потребности ребенка возрастают и с этого времени постепенно начинают вводить прикорм. По капельке вводят соки (в первую очередь яблочный и морковный) и фруктовое пюре. С шести-семи месяцев малышу начинают предлагать однокомпонентные каши, молочнокислые продукты, вареное говяжье и куриное мясо. В девять месяцев уже дают рыбу, а после десятого – уже готовят блюда из овощей, фруктов, творога, круп, мяса и, конечно, основой детского рациона являются молочные блюда.

Так, к году постепенно малыш приучается почти ко всем продуктам, а с года может начинать кушать блюда с общего стола. Однако не забывайте и про режим питания – в год у малыша должно быть три основных приема пиши, а также 2-3 «перекуса». Вся еда для ребенка должна быть свежей (приготовленной на один раз), разнообразной и включать все основные группы продуктов.

Так, белковая часть рациона должна обеспечиваться за счет мяса, рыбы и яиц – эти продукты обеспечат малышу полноценный рост и физическое развитие, за крепость костей и зубов «отвечают» кальций и фосфор – молоко и кисломолочные продукты; хороший крепкий иммунитет – витамины: свежие овощи и фрукты. Также ребенку нужны магний, железо, йод, все витамины группы В (наравне с ними и другие витамины), поэтому, чем разнообразнее рацион ребенка, тем больше пользы он получит из продуктов.

И, конечно, старайтесь избегать таких общепризнанных «вредностей», как газировка, полуфабрикаты и продукты из шелестящих пакетиков. Дети быстро привыкают к таким «вкусняшкам» и попробуйте после этого уговорить его съесть яблоко или морковку, а не сухарики или чипсы.

Рацион больного ребенка

От этого не уйти – все дети пока вырастут не раз и не два переболеют теми или иными заболеваниями. И, конечно, характер питания в это время очень меняется. Рассмотрим эту ситуацию.

Прежде всего практически любое заболевание (мы говорим про ОРВИ, грипп, «детские болезни») характеризуется не только плохим самочувствием и соответствующими симптомами, но и плохим аппетитом (он может отсутствовать вовсе). К тому же в этом состоянии не вся привычная ежедневная еда подходит ребенку, сейчас у малыша нарушено усвоение пищи и результатом неправильного питания в остром периоде могут стать различные осложнения со стороны ЖКТ.

Поэтому основные принципы питания в остром периоде болезни должны быть следующими:

  • питание должно соответствовать возрасту ребенка;
  • не пытайтесь вводить в рацион новые продукты;
  • пища должна быть жидкой или полужидкой, хорошо усваиваемой и щадящей;
  • возможно, врач порекомендует «налегать» на определенные (то есть, с теми или иными лечебными свойствами) продукты;
  • количество порций должно быть небольшим, но количество кормлений (если ребенок не отказывается) может быть большим;
  • перерывы между пищей должны составлять 3-4 часа – так вы не перегрузите ЖКТ;
  • если в остром периоде болезни малыш наотрез отказывается кушать – предлагайте ему больше пить (чай, отвар шиповника, разбавленные соки, морс, компот).
Питание выздоравливающего малыша

Поскольку любые болезни делятся на два основных периода (острый период и период выздоровления), то на этом этапе остановимся отдельно. Сейчас, когда малыш пошел на поправку, очень важно обеспечить ему самые благоприятные условия для выздоровления и питание здесь играет первостепенную роль.

Пища выздоравливающего малыша должна быть богата энергией (ведь ему нужно восстановить утраченные во время болезни силы), а также содержать все минералы-витамины, кроме того нужно, чтобы она хорошо усваивалась.

Идеально подойдут такие «легкие» блюда как паровые котлетки, запеканки, пудинги, овощные супы и каши. Вводите в рацион свежие фрукты и овощи (сейчас особенно нужны витамины), важно продолжать много пить витаминизированного питья – компоты, свежевыжатые соки, морсы. Не забывайте про кисломолочные продукты, которые помогают восстановить нарушенную лекарственными препаратами микрофлору кишечника.

Питание малыша сейчас должно быть дробным, а порции небольшими, если он не может осилить всю тарелку – не настаивайте – значит это лишнее. Важно, чтобы он кушал часто и понемногу, а уже через несколько дней, когда он полностью окрепнет, то возвратится к обычному своему рациону и режиму. Главное, не спешить и не настаивать – детский организм сам знает, что ему нужно – важно уловить его потребности.

Лечебное питание

В зависимости от того, чем болел ребенок, ему может потребоваться специальное лечебное питание - не забудьте обсудить эту ситуацию с лечащим врачом.


Что даёт правильное питание? Правильное в количественном и качественном отношении питание - важнейший фактор роста и гармоничного развития ребенка, адаптации к меняющимся условиям внешней среды, высокой иммунологической резистентности. Недостаточное, избыточное и одностороннее питание ведет к возникновению дистрофических состояний, анемии, острых расстройств пищеварения, предрасполагает к инфекционным и другим болезням


Особенности питания детей до года В первый год жизни питание имеет для ребенка особое значение – оно закладывает основы будущего здоровья человека. Особое значение имеет грудное вскармливание – именно оно дает ребенку все необходимые ингредиенты, которые легко усваиваются организмом. Но со временем одного грудного молока ребенку становится мало, поэтому все мамы должны знать основные правила прикорма.




Грудное или естественное вскармливание Естественное или грудное вскармливание - кормление ребенка материнским молоком. Согласно Декларации, принятой на совещании ВОЗ/ЮНИСЕФ в 1979 г., «грудное вскармливание является естественным и идеальным способом питания грудного ребенка.


Правила кормления грудью Перед кормлением мать должна вымыть руки, обмыть грудь кипяченой водой Сцедить несколько капель молока, с которыми удаляются бактерии из конечных отделов выводных железистых протоков Принять удобное положение для кормления: сидя, полусидя Соблюдение правильной техники грудного вскармливания Продолжительность кормления не должна превышать 20 минут Если после кормления у матери остается молоко, то его остатки сцеживают в стерильную посуду Профилактика образования трещин и мацерации сосков: после кормления обмыть грудь теплой водой и осушить чистой пеленкой или салфеткой




Кормление недоношенного ребенка Недоношенных детей особенно важно кормить материнским молоком – оно содержит все необходимые вещества, обеспечивающие потребности ребенка. Кормление недоношенного ребенка имеет свои особенности - система пищеварения у таких детей еще недостаточно развита, а сосательный рефлекс может быть слабым - поэтому их надо кормить чаще, небольшими порциями. Возможно, придется прибегнуть к докорму и специальным методам кормления.




Метод «кенгуру» Метод Кенгуру - способ выхаживания недоношенных детей, при котором максимально задействуется физический контакт «кожа к коже» малыша и матери. Суть метода заключается в том, что детей ежедневно, от одного до нескольких часов в день, выкладывают на открытую поверхность груди мамы или папы. Его использование ускоряет адаптацию малышей к окружающему миру, они лучше развиваются и набирают вес.




Смешанное вскармливание Смешанное вскармливание - сочетание кормления грудным молоком (не менее мл) с его искусственными заменителями.


Причины для перевода ребёнка на смешанное питание гипогалактия (свидетельством её является голодный плач ребёнка, отсутствие у него стула или его чрезмерная плотность, недостаточная прибавка ребёнком в весе, ощущение «пустой груди», отсутствие приливов молока); недостаточная питательность грудного молока (выражается в гипотрофии младенца и маленькой прибавкой в весе); вынужденное сокращение кормлений грудным молоком (в случае заболевания матери, когда она находится в больнице и сцеженного молока не хватает, или в ситуации, когда мать вынуждена рано выходить на работу).


Искусственное вскармливание Искусственное вскармливание - это полная замена (или 2/3 рациона ребенка) грудного молока искусственными молочными смесями. В стационаре смеси получают на пищеблоке, готовят непосредственно перед кормлением в буфете отделения


Выбор смеси Сегодня существует большое количество смесей, что значительно затрудняет маме выбор. Для кормления новорожденных малышей необходимо приобретать искусственную, гипоаллергенную молочную смесь. Это снизит возможность развития аллергической реакции.


Прикорм Прикорм это любые более плотные, чем грудное молоко или молочная смесь, пищевые продукты, домашнего или промышленного приготовления, дополняющие грудное молоко или молочную смесь у здорового ребёнка после 6 месяцев жизни и способствующие постепенному переводу ребёнка на общий стол.




Питание детей с 1 года до 7 лет Сохраняется необходимость щажения пищеварительного тракта, строгий контроль качества продуктов и их кулинарной обработки Ежедневно: молоко, мясо, масло, хлеб, сахар, соль 1 раз в 2-4 дня: рыба, творог, яйца Количество животного белка: 1-3 года – 75%, 4-6 лет – 65%, старше 7 лет – 50% Растительное масло 10-15% от суточного количества жира


Питание детей с 1 года до 7 лет В первой половине дня – мясо, рыба, бобовые Ужин – крупы, творог, овощи Суточный объем пищи: n (мл), где n – число лет Объем и калораж пищи в течение дня на втором году жизни – равномерно; с третьего года: 25% завтрак, 35-40% обед, 10% полдник, 20-25% ужин

Принципы организации питания детей в больнице

Общее руководство диетпитанием в больнице осуществляет главный врач, а в его отсутствие – заместитель по лечебной части. Заведующие отделениями осуществляют руководство лечебным питанием в отделениях.

Ответственным за организацию лечебного питания является врач-диетолог. В тех случаях, когда должность врача-диетолога отсутствует, ответственным за эту работу является медицинская сестра диетическая.

В многопрофильном лечебно-профилактическом учреждении с количеством коек от 100 и выше создается Совет по лечебному питанию.

В состав Совета по лечебному питанию входят: главный врач (или его заместитель по лечебной работе), врач-диетолог, заведующие отделениями, врачи (гастроэнтеролог, реаниматолог, трансфузиолог и др.), медицинские сестры диетические, заместитель главного врача по АХЧ, заведующий производством (шеф-повар). К работе Совета при необходимости могут привлекаться другие специалисты.

Задачи Совета по лечебному питанию:

    совершенствование организации лечебного питания;

    внедрение новых технологий профилактического, диетического и энтерального питания;

    утверждение номенклатуры диет, семидневного меню, картотеки блюд, смесей для энтерального питания;

    контроль за организацией лечебного питания и анализ эффективности диетотерапии при различных заболеваниях.

В детских стационарах используются две системы организации лечебного питания – групповая и индивидуальная. Индивидуальная используется в основном при организации питания детей первого года жизни и у тяжелобольных более старшего возраста:

    диету назначает врач;

    пища готовится для конкретного ребенка.

Для детей старше 1 года, как правило, применяется групповая система питания, при которой ребенку в зависимости от патологии, назначается тот или иной вид питания. Каждый вид лечебного питания имеет буквенное обозначение, которое соответствует обозначениям в диетологии взрослых. Это обеспечивает этапность диетического лечения и его приемстенность.

Понятие о физиологических и лечеб­ных столах детей различного возраста.

Новая номенклатура диет

В настоящее время приказом МЗ России от 5 августа 2003 г № 330 "О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации" утверждена новая номенклатура диет (система стандартных диет), включающая пять вариантов, отличающихся:

    технологии приготовления (основной – принцип щажения);

    среднесуточному набору продуктов.

Ранее применявшиеся диеты номерной системы (1 – 15) объединяются или включаются в систему стандартных диет, которые назначаются при различных заболеваниях в зависимости:

    от стадии, степени тяжести заболевания;

    осложнений со стороны различных органов и систем.

Новая номенклатура диет (система стандартных диет)

Варианты

стандартных диет

Обозначения

стандартных диет в документации пищеблока

Ранее применявшиеся диеты номерной системы

Основной вариант стандартной диеты.

1-3, 5-7, 9, 10, 12,

Вариант диеты с механическим и химическим щажением (щадящая диета)

5п (1 вариант)

Вариант с повышенным содержанием белка.

(высокобелковая диета)

4а, 4г, 5п (2 вариант), 7в, 7г, 9б, 10б, 11, R-І,R-ІІ

Вариант с пониженным содержанием белка (низкобелковая диета)

Вариант диеты с пониженной калорийностью (низко-

калорийная диета)

Питание здорового ребенка.Биологическое значение пищи и обоснование потребности в ней у детей

Питание для живого организма - это источник энергии, продуктов, участвующих в обмене веществ, пластического материала. Правильное в количественном и качественном отношении питание - важнейший фактор роста и гармоничного развития ребенка, адаптации к меняющимся условиям внешней среды, высокой иммунологической резистентности. Недостаточное, избыточное и одностороннее питание ведет к возникновению дистрофических состояний (гипо- и паратрофия, ожирение), анемии, острых расстройств пищеварения, предрасполагает к инфекционным и другим болезням. Отечественные педиатры всегда с большой серьезностью относились к рекомендациям по питанию здорового ребенка и активно внедряли достижения науки в педиатрическую практику. Особое внимание уделялось при этом вскармливанию детей раннего возраста, процессы роста, развития, адаптации у которых исключительно напряжены, а морфологические и функциональные возможности системы пищеварения слишком ограничены. Обеспечение таких детей пищей, адекватной их возможностям, имеет важное профилактическое значение, ведет к снижению заболеваемости и детской смертности. Основой для разработок диетологии здорового и больного ребенка явились труды И.П. Павлова и Н.И. Красногорского по физиологии пищеварения и высшей нервной деятельности, А.А. Покровского по влиянию питания на обмен веществ и реактивность организма. Большое значение имеют появившиеся в последние десятилетия работы А.М. Уголева по вопросам пристеночного пищеварения, регулятоного влияния энтериновой(кишечной гормональной) системы. В настоящее время разработка вопросов диетологии здорового и больного ребенка активно продолжается М.Я. Студеникиным, К.С.Ладодо, А.В. Мазуриным, И.М. Воронцовым, Е.Ч. Новиковой, В.Г. Киляковской, В.Д. Отт, Л.В. Дружининой, Е.М. Фатеевой, P.N. Bennett,P. Hahn, P.E. Hartmann, J.C. Kent и другими исследователями.

Быстрый рост и развитие организма ребенка обеспечивается большой интенсивностью обмена веществ с преобладанием ассимиляции над диссимиляцией. Пластические процессы сами по себе требуют значительных энергетических затрат. Особенно активно прибавка массы тела и роста идет в 1-й год жизни. Известно, что к 4-4,5 месяцам жизни масса тела ребенка удваивается, а к 10-11 - утраивается; рост ребенка к концу года увеличивается на 25 см. Для обеспечения быстрого нарастания массы тела и роста в первые 3 месяца расходуется 46% энергии, образующейся из поступающей пищи.

Постепенно пластические процессы замедляются и уменьшается расход на них энергетических запасов. В возрасте 3-6 месяцев он составляет 26%, 6-9 - 13%, в 9-12 месяцев - 8%.

Кроме расходов на рост и развитие энергия всегда используется на поддержание основных жизненных процессов в организме. Величина ее характеризуется показателем основного обмена - количеством энергии, затрачиваемой человеком, находящимся в расслабленном, комфортном состоянии, утром вскоре после пробуждения и через 14 часов после приема пищи (ВОЗ, докл. N 522). В связи со специфически динамическим действием пищи определенное количество энергии используется на усиление обмена веществ в ответ на принятую пищу. У детей этот вид затраты энергии значительно меньший, чем у взрослых. Повышение обмена более выражено при приеме белковой пищи и менее - содержащей жиры и углеводы.

С ростом и развитием ребенка повышаются расходы энергии на мышечную работу вследствие увеличения двигательной активности.

Однако это возрастание менее значительно, чем падение величины затрат энергии на рост. У детей раннего возраста двигательная активность относительно небольшая, но и у них расход энергии при крике и плаче может быть повышен на 100-200%.

Общую потребность в энергии ребенка составляет сумма затрат ее на обеспечение пластических процессов, связанных с ростом ребенка, на двигательную активность, а также на основной обмен и

специфически динамическое действие пищи.

Понятие "рациональное вскармливание" включает введение в рацион в оптимальных по количеству и качеству соотношениях основных питательных веществ: белков, жиров, углеводов, минеральных

солей, а также биологически активных элементов пищи (витаминов,

гормонов), обеспечивающее нормальные процессы обмена веществ.

Наиболее глубокое обоснование концепции сбалансированного питания дано в трудах А.А. Покровского (1974,1992), для детей - В.Д. Отт (1987), К.С. Ладодо (1987), R.C. Trang, B.L. Nichols (1988), R.A. Lawrence (1989).

В табл. 38 представлены потребности детей раннего возраста в основных пищевых веществах и калориях

Вскармливание детей раннего возраста

Грудное вскармливание. Анатомо-физиологические особенности и незрелость желудочно-кишечного тракта детей грудного возраста при повышенной потребности в пищевых веществах вызывают необходимость в легкоусвояемой пище, которая по количеству и качеству соответствовала бы потребностям ребенка. Лучшей, наиболее физиологичной пищей для ребенка 1-го года жизни является материнское молоко. Грудное вскармливание способствует гармоничному росту и развитию ребенка, повышает сопротивляемость его инфекциям, создает резервы, необходимые в стрессовых ситуациях. По-видимому, только женское молоко обеспечивает ребенку поступление незаменимых веществ в течение длительного времени.Некоторые незаменимые продукты должны содержаться в ежедневном рационе, другие могут накапливаться в организме и бывают необходимы периодически.

Зрелое женское молоко имеет самое низкое содержание белка по сравнению с молоком всех других млекопитающих. Среднее содержание белка грудного молока составляет1,10г/100мл(табл.39).

Содержание пригодного для питания белка может быть даже меньшим, чем 0,8г/100мл, если внести поправку на белки сыворотки(противоинфекционные белки, такие как секреторный иммуноглобулин А, лизоцим и лактоферрин),которые почти не расщепляются в желудочно-кишечном тракте и не могут быть поглощены. Тем не менее,этого количества белка достаточно для нормального роста детей.Белки необходимы ребенку не только как основной пластический материал, но и как важный элемент для синтеза гормонов, ферментов, выработки антител и формирования иммунитета. Организм ребенка высокочувствителен к недостатку белка и изменеи качественного состава его.Около 20% массы тела взрослого человека приходится на белки.Аминокислоты,составляющие их, относятся к незаменимым питательным веществам, участвующим в образовании протоплазмы клеток. Из 24 известных аминокислот 8 (треонин,валин,лейцин,изолейцин,лизин,триптофан,фенилаланин,метионин) являются незаменимыми эссенциальными,для детей первого года жизни незаменимой аминокислотой является и гистидин.Аргинин,цистин и таурин незаменимы для детей с низкой массой при рождении.

Женское молоко имеет более высокие уровни свободных аминокислот, таурина и цистина и более низкие метионина, чем коровье. Цистин необходим для развития плода и детей, родившихся раньше срока, так как активность цистатионазы, ускоряющей превращение метионина в цистин, недостаточна в мозге и печени. Таурин служит нейропередатчиком и нейромодулятором для развития ЦНС, а также необходим для образования солей желчи и,следовательно, для усвоения жиров. Дети, в отличие от взрослых, не способны синтезировать таурин из цистина и метионина, и поэтому для

маленького ребенка таурин нужно рассматривать как незаменимую аминокислоту.

Потребность в белке при искусственном вскармливании относительно выше, чем при естественном, в связи с тем, что в желудочно-кишечном тракте усваивается около 90% белка коровьего

молока и менее 60% -растительного, в женском же молоке содержится наиболее "идеальный" белок, усваивающийся почти полностью.Белок растительной пищи отличается и низкой биологической ценностью, поскольку часто не содержит незаменимых аминокислот.Рекомендуемые величины суточного потребления белка для детей приведены в табл. 40

Недостаток белка в пище ведет к задержке роста, становления физиологических функций, уменьшению выработки гормонов, ферментов, развитию гипотрофии. Избыток поступления его в организм может вызвать аллергические реакции, дистрофические поражения почек и другие патологические явления.

Жиры - один из источников энергии для организма. Кроме того, жиры и продукты их обмена обеспечивают многие биологические функции организма: участвуют в образовании клеточных мембран, являются носителями жирорастворимых витаминов А,D,E,К и др. Приблизительно 98% натуральных жиров составляют триглицериды, оставшиеся 2% приходится на свободные жирные кислоты, моно- и диглицериды, холестерол и фосфолипиды, в том числе лецитин, цефалин, сфингомиелин и цереброзиды. Потребность в жирах у грудных детей относительно высока, к году она снижается с 7 до 5 г на 1 кг массы(табл.40). В другие возрастные периоды соотношение жира к белку в пище должно составлять 1:1.

В рацион ребенка нужно вводить до 10-15 % жиров в виде растительных жиров, содержащих полиненасыщенные жирные кислоты (ПНЖК).

По нормам ПНЖК должны обеспечить для новорожденных 5-6% общей

калорийности пищи, для детей раннего, дошкольного и школьного

возраста- 2-3% (М.Я.Студеникин, К.С.Ладодо, 1991).

В молоке матери содержится необходимое количество жира и

ПНЖК. Женское молоко по составу жирных кислот стабильно и содержит около 57% ненасыщенных и 42% насыщенных жирных кислот,

богато холестерином, фосфолипидами. Среди ПНЖК особенно важны

арахидоновая и линоленовая кислоты содержание их в женском молоке в 4 раза выше, чем в коровьем (0,4 и 0,1 г/100мл соответственно). ПНЖК необходимы для развития мозга, миелинизации нервных волокон, синтеза простогландинов и др. Дефицит ПНЖК при необходимости может быть покрыт за счет введения в пищу растительного масла.

При недостатке жира в пищу ребенка замедляется рост, снижается иммунитет, развиваются патологические изменения кожи.

Избыток же его угнетает секрецию пищеварительных желез, уменьшает уровень переваривания и усвоения белка, нарушает фосфорно-кальциевый обмен. Большая часть потребностей в калориях обеспечивается за счет углеводов, которые создают необходимый объем пищи. Углеводы депонируются в основном в виде гликогена в печени и мышцах, но составляют не более 1% массы тела. Однако, размеры печени ребенка 1-го года равны 10% массы таковой у взрослого человека, мышечная же масса - 2% , следовательно, количество гликогена у детей значительно меньшее, чем у взрослых (примерно 3,5%). До 15% массы печени и 3% мыщц может составлять

гликоген, небольшие его количества находятся практически во

всех органах. При гликогенолизе в печени в основном образуется глюкоза, в мышцах - молочная кислота. Углеводы необходимы как пластический материал, поскольку входят в состав всех клеток и тканей организма, а также способствуют синтезу белков и окислению жиров. При введении в рацион 1г глюкозы окисляется 1,5 г жирных кислот.

Потребность в углеводах у детей различного возраста в

расчете на 1 кг массы тела примерно одинакова - 12-14 (максимум 16) г, что превышает необходимое количество белков и жиров в 4-5 раз. Лактоза является основным углеводом (7%) женского молока, хотя в нем присутствуют в небольших количествах галактоза, фруктоза и другие олигосахара, в том числе и олигоаминосахар - бифидофактор. Лактоза - специфический продукт питания в младенческом возрасте,так как фермент лактаза обнаружен только у детенышей млекопитающих. Важный компонент пищи - клетчатка, в нормальной диете в сутки она должна составлять 170-300 мг/кг. При употреблении высокорафинированных продуктов питания, содержащих мало растительных волокон, наблюдается склонность к запором, развитию аппендицита, адивертикулита и других заболеваний кишечника. Избыточное употребление клетчатки приводит к снижению абсорбции цинка, железа и других незаменимых веществ.

Как недостаток, так и избыток углеводов в пище ведет к

ухудшению процессов пищеварения. Чрезмерное поступление углеводов в организм усиливает синтез жира, отложение его в подкожной клетчатке и вокруг внутренних органов, а также способствует сенсибилизации организма к аллергенам. Избыточное потребление рафинированных сахаров может провоцировать развитие

атеросклероза.Минеральные вещества необходимы организму ребенка для построения скелета, правильного развития органов и систем, нервной, мышечной и костной ткани. Зольный остаток плода составляет только около 3% массы тела при рождении, увеличивается постепенно, достигая 4,35% массы тела у взрослого; 83% этого количества содержится в скелете, 10% - в мышцах. Каждый грамм белка в организме способствует отложению 0,3г минеральных веществ. У детей первых лет жизни особенно высокая потребность в кальции (до 1000мг в сутки) и фосфоре (до 1500мг в сутки).

Минеральные вещества в минимальных количествах входят в

состав всех клеток организма, а многие из них являются составными частями гормонов, ферментов и сами по себе стимулируют или ингибируют биохимические процессы. Железо, медь, кобальт,молибден, марганец и другие элементы имеют важное значение для кроветворения и предупреждения анемии. Суточная потребность в минеральных веществах приведена в табл.41.

Витамины не являются пластическим материалом или источником энергии, но они необходимы организму как важнейшие биокатализаторы и регуляторы обмена веществ. Многие из них входят в состав ферментов, способствуют росту и развитию организма ребенка, повышают его иммунологическую реактивность. Суточная потребность в витаминах приведена в табл.41.

Количество витаминов, необходимое ребенку, в расчете на

1 кг массы тела, значительно выше, чем у взрослых. Недостаток

их в пище может привести к задержке роста, нарушению обмена

веществ, развитию таких проявлений гиповитаминоза, как снижение сумеречного зрения, геморрагический синдром, рахит и др.

Жир женского молока находится в мелкоэмульгированном состоянии и благодаря высокой активности в нем липазы (в действительности, только человек и горилла из млекопитающих обеспечивают своих детенышей и питанием, и энзимом одновременно) лучше переваривается и усваивается. Из углеводов в женском молоке содержится преимущественно бета-лактоза, которая в кишечнике при

гидролизе распадается на глюкозу и галактозу. Бета-лактоза наряду с олигоаминосазаром(бифидофактор) угнетает рост кишечной

палочки, способствует росту бифидобактерий и синтезу микробами

кишечника витаминов группы В, витамина К. Содержащаяся в коровьем молоке альфа-лактоза, наоборот, благоприятствует росту

кишечной палочки. Состав минеральных веществ, макро- и микроэлементов в женском молоке относительно лучший, чем в коровьем.

В нем больше (табл.42) важных для гемопоэза веществ: железа,

меди, марганца, кобальта и др., оно богаче ферментами и витаминами группы В, А, С и др.

Основные пищевые вещества:белки, жиры и углеводы - в женском молоке находятся в идеальном для усвоения детским организмом соотношении 1:3:6 (в коровьем - 1:1:1).

В желудке ребенка женское молоко свертывется более мелкими хлопьями, чем молоко млекопитающих. Важно и то, что оно поступает от матери к ребенку при температуре тела, почти стерильным, содержащим бактерицидные вещества, в частности иммуноглобулины, лизоцим, лактоферин, альфа-2-макроглобулин и др. Все основные ингредиенты женского молока абсолютно неантигенны по отношению к ребенку. Вскармливание грудью способствует формированию контакта ребенка с матерью, что очень важно для нормального развития его психики.Следует учитывать, что женское молоко неодинаково по составу в зависимости от периода лактации(табл. 39).

Молозиво, выделяющееся в первые 3-5 дней после родов в количестве 10 - 100 мл/день, содержит меньше лактозы, жира и водорастворимых витаминов, чем зрелое молоко, зато больше белков, жирорастворимых витаминов (Е,А и К) и минеральных солей. В нем высок уровень иммуноглобулинов и множество других защитных факторов, что позволяет считать его не только продуктом питания, но и лекарством - модулятором развития ребенка.

Переходное молоко выделяется с 4-5-го дня после родов. Оно богато жиром, но по остальным составным частям и внешнему виду больше приближается к зрелому.

Материнское молоко становится зрелым к концу 2-й недели, однако в процессе лактации состав его еще меняется. Он бывает различным в течение суток и даже на протяжении одного кормления так, в начале кормления молоко более жидкое, к концу- жирнее и гуще. Необходимо учитывать, что у различных матерей могут быть некоторые отклонения в приведенных средних показателях. Если в молоке содержится менее 2% жира, 4% сахара и обнаруживаются коагуляция молочных шариков, лейкоциты и молозивные тельца, оно считается неполноценным. Об этом можно думать и в том случае, если ребенок высасывает достаточное количество молока, но происходит задержка в нарастании массы тела, физического и нервно-психического развития. Состав и количество грудного молока во многом зависит от состояния здоровья матери, ее режима и диеты.

Режим и диета кормящей матери. Для достаточно полноценной лактации важно правильное питание уже в период беременности, что позволяет обеспечить наиболее оптимальный процесс формирования и роста плода, а также подготовить организм женщины к будущей лактации.

Суточный рацион беременной и кормящей грудью женщины должен содержать 100-130 г белка, около 100 г жира, 400-500 г углеводов, необходимое количество минеральных солей, особенно

кальция, фосфора, а также витаминов. Потребление жидкости кормящей женщиной составит до 2 л в сутки, достаточный диурез свидетельствуют об адекватном содержании жидкости в диете.

Неверным является мнение о лактогенном действии таких продуктов, как молоко, пиво, овсяная каша и чай.

Полноценное питание кормящей матери может быть обеспечено при ежедневном употреблении в пищу 180-200 г мяса,50 г масла,1 яйца, 800 г овощей и фруктов, не более 500 г хлеба. Особенно важно включать в рацион фрукты, овощи, свежую зелень, ягоды,овощные и фруктовые соки и соблюдать режим питания в течение дня.

Избыточное потребление кормящей матерью молока или молочных продуктов (более 0,5 литра в сутки) может вызвать сенсибилизацию организма ребенка к белку коровьего молока!

Рациональное полноценное питание необходимо сочетать с правильным режимом, что во многом предупреждает гипогалактию.

Кормящая мать должна находиться в спокойной обстановке, достаточно отдыхать, выполнять умеренную физическую работу, гулять на свежем воздухе и спать не менее 8-9 ч в сутки. Совершенно недопустимы курение и употребление спиртных напитков. Некоторые препараты, например мышьяк, барбитураты, бромиды, йодиды, медь,ртуть, салицилаты, опиум, атропин, ряд антимикробных средств (сульфаниламиды, левомицетин, метронидазол),антитиреоидные препараты, противоопухолевые средства, гидразиды изоникотиновой кислоты, могут передаваться с молоком и воздействовать на организм ребенка. Поэтому кормящая мать по возможности не должна принимать лекарств. Однако гипогалактия нередко развивается у женщин, находящихся в нормальных условиях жизни. Различают гипогалактию первичную и вторичную.Первичная гипогалактия обычно возникает на фоне общей инфантильности матери и плохо поддается лечению.В таких случаях необходимо своевременно назначить ребенку докорм. Женщины, особенно первородящие, нередко расстраиваются от предположения, что у них мало молозива или молока, из-за повышенной чувствительности сосков или ощущения переполненности грудных желез на 4-5-й день после родов.Чувствительность сосков является одной из проблем в первый период кормления грудью. Основной причиной болезненности и трещин сосков является неправильное сосание, обусловленное неправильным положением ребенка у груди. При кормлении необходимо менять положение ребенка, чтобы изменить силу давления сосания на разные участки соска.

Другой причиной является недостаточное сосание, в результате которого голодный ребенок сосет более рьяно и, возможно, неправильно. В этом случае не нужно ограничивать продолжительность кормления. Лучше кормить ребенка чаще, предотвращая тем самым как чрезмерно интенсивное сосание, так и застой молока в груди.

Чтобы избежать появление трещин и болезненности сосков, кормящая мать должна правильно ухаживать за молочной железой:

1. избегать излишнего мытья желез, особенно с мылом, так

как при этом удаляется естественная смазка, защищающая кожу сосков.

2. Не пользоваться кремами и аэрозолями, раствором борной

кислоты, так как они могут вызвать развитие аллергического дерматита.

3. после кормления оставлять несколько капель молока на соске, чтобы они высохли на воздухе.

4. держать соски на открытом воздухе столько, сколько можно, по крайней мере ночью.

5. соски всегда должны быть сухими.

Если ребенок сосет правильно и в правильном положении, а соски остаются чувствительными, следует искать другие объяснения.

Возможно, что у ребенка молочница, тогда у матери могут нфицироваться соски, появится их болезненность. В этом случае необходимо лечить мать и ребенка. Может иметь место психо-соматическая болезненность сосков, особенно у первородящих женщин, если мать испытывает чувство беспокойства и неуверенности в способности кормить ребенка грудью. Мать может чувствовать себя неловко, если ей приходится кормить ребенка в открытой палате или в присутствии других лиц. Тревожное настроение женщины может быть связано и с тем, что она беспокоится о происходящем в ее отсутствии дома, о том, что

произойдет, когда она вернется домой. Внимательный врач должен

своевременно выявлять эти переживания (особенно если это первородящая женщина) и тактичными объяснениями помочь избежать их или свести к минимуму (S.Inch, S.Garforth,1989).

Для борьбы со вторичной гипогалактией кроме нормализации рережима и питания применяются облучение молочных желез ртутно-кварцевой лампой, УВЧ, стимуляция ультразвуком, необходимы вита-

мины А, Е, никотиновая и глутаминовая кислота, апилак, гидролизат сухих пивных дрожжей. Противопоказаниями для кормления ребенка материнским молоком могут быть причины, связанные со здоровьем детей и матерей.

Абсолютными противопоказаниями к грудному вскармливанию

являются:

Септические состояния

Активная форма туберкулеза

Тиф и малярия

Злокачественные новообразования, лейкемия

Заболевания почек, сопровождающиеся почечной недостаточностью с азотемией

Врожденные нарушения метаболизма у ребенка (галактоземия, фенилкетонурия, болезнь "кленового сиропа")

Послеродовые психозы, тяжелые формы неврозов

Прием матерью в период лактации лекарственных препаратов, обладающих токсическим воздействием на новорожденного.

Относительными противопоказаниями к грудному вскармливанию являются:

Заболевания сердца с недостаточностью кровообращения

Выраженные формы гипертиреоза

Хроническая недостаточность питания

Гнойный мастит.

Вскармливание новорожденного

Первое прикладывание к груди здорового доношенного новорожденного

должно быть проведено сразу после родов. Подобно другим новорожденным млекопитающих, предоставленным самим себе, человеческие младенцы действуют по врожденной программе поиска питания в первые часы после рождения. Это заключается в карабкании по животу

матери к ее груди, координированной деятельности ручек и рта,

в активном поиске соска широко открытым ртом и, наконец, в цепком присасывании к груди и энергичном насыщении до наступления засыпания - все это продолжается в течение 120-150 минут после рождения (Widstrom A.M. al.,1987). Поэтому новорожденного следует обтереть и высушить, положить на живот матери, чтобы она могла взять его и приложить к груди. Новорожденный должен быть голым, что поддерживает необходимый физический контакт ребенка с телом матери. Рядом может находиться отец. Можно отказаться на час или два от таких процедур, выполняемых после родов, как измерение и одевание ребенка. Обычное применение средств для закапывания в глаза в целях предупреждения конъюнктивита целесообразно отложить на 15-20 минут, чтобы не мешать зрительному контакту матери и ребенка. Общение матери со своим ребенком в течение первого получаса после рождения будет способствовать полноценному восстановлению матери.

Практика прикладывания ребенка к груди сразу же после родов должна войти в обыкновенный режим поведения новорожденных и матерей в родильных отделениях. Определенные часы вскармливания в родильных отделениях были, вероятнее всего, установлены в интересах медперсонала, а не для удовлетворения потребностей детей. Кожный и зрительный контакт между матерью и ребенком, установившийся сразу же после рождения,следует поддерживать,и мать должна иметь неограниченный доступ к своему ребенку. Лучше всего, если ребенок и потом как можно дольше будет находиться с матерью в одной палате, так как. при этом мать будет чувствовать себя значительно спокойнее и увереннее,научится мастерству материнства, что позволит ей дома лучше справиться с уходом за ребенком. Необходимо позволить ребенку сосать грудь свободно, часто и без фиксированного распорядка. Его надо прикладывать к груди, как только у него возникает чувство голода и,независимо от того, появилось молоко у матери или нет. Частое сосание и опорожнение молочных желез является стимулом для выделения пролактина и окситоцина, способствуя лучшему и быстрому становлению лактации, ускоряет послеродовую инволюцию матки.

Раннее прикладывание к груди позволит ребенку испытать все преимущества молозива, в том числе с иммунологической точки зрения (предупреждение инфекционных болезней),с точки зрения развития желудочно-кишечного тракта (для обеспечения созревания слизистой оболочки кишечника), с питательной точки зрения (для обеспечения белками, жирами, углеводами, витаминами,минералами).

Риск развития неонатальной инфекции, которая является главным предметом тревоги педиатров, в действительности меньший в материнской комнате, чем в замкнутой среде палаты новорожденных. Контакт мать-ребенок благоприятствует образованию на коже ребенка и в желудочно-кишечном тракте колоний материнских микроорганизмов, которые, как правило, являются непатогенными и против которых в материнском молоке имеются антитела.

После рождения ребенку не следует давать ничего, кроме грудного молока, так как в нормальных условиях новорожденному достаточно естественных энергетических и водных запасов для поддержания его в течение первых нескольких дней жизни, пока полностью не установится лактации. Дача ребенку бутылочки или рожка с водой, настоем трав, растворами глюкозы или, хуже того, молочных смесей не только излишня в питательном отношении, но ухудшает сосательную способность новорожденного, уменьшает стимулирование лактации у матери. Это может привести к инфицированию ребенка, а дача молочных смесей - к сенсибилизации ребенка к белкам коровьего молока.

Матери должны знать, что чередование кормления с использованием искусственного стимула (резиновая соска) и естественного (грудь) лишь дезориентирует оральную реакцию их детей. Поскольку для сосания резиновой соски необходимо меньше работы, мышцы щек ослабляются и желание сосать грудь утрачивается. Поэтому детям, находящимся на грудном вскармливании, не следует давать никаких искусственных средств, имитирующих грудь или успокаивающих. В редких случаях, когда необходимо дополнительное питание, можно давать пищу с помощью чайной ложки, пипетки или небольшой чашки.

Книга "Питание здорового и больного ребенка" (настольный, карманный справочник)

ISBN: 978-5-00030-265-1

Формат: 140 мм × 95 мм

В учебном пособии изложены современные принципы питания здоровых и больных детей. Представлены основы подготовки женщины к кормлению ребенка грудью до и после родов, понятие лактации и гипогалактии, преимущества естественного вскармливания, порядок и техника введения прикорма, рекомендации по подбору смесей и организации питания при отсутствии молока у матери, схемы питания с расчетом основных ингредиентов в соответствии с требованиями ВОЗ и Национальной стратегии вскармливания здоровых детей первого года жизни РФ. Приведены основные принципы питания детей старшего возраста. В книге даны сведения по формированию навыков самостоятельного приема пищи, гигиене полости рта младенцев, отлучению от груди матери, алгоритмы, рисунки, а также информация, представленная в виде рисунков, схем диетотерапии детей при наиболее частых заболеваниях.Учебное пособие представляет интерес для студентов медицинских вузов, может быть использовано в работе врачами-педиатрами, врачами общей практики.

Раздел I. Здоровый ребенок

2. Питание беременной и кормящей женщины

3. Искусственное и смешанное вскармливание

4. Прикорм

5. Практика кормления и ухода

6. Вскармливание недоношенного ребенка

7. Питание детей старше года

Раздел II. Больной ребенок

1. Общие и лечебные столы для детей по М.И.Певзнеру

2. Стандартные диеты

3. Питание при патологии детей раннего возраста

3.1. Гипо- и паратрофия

3.3. Экссудативно-катаральный диатез

3.4. Функциональные нарушения ЖКТ

4. Питание при железодефицитной анемии

5. Питание при заболеваниях желудочно-кишечного тракта

6. Принципы питания при сердечно-сосудистых заболеваниях

7. Принципы питания при заболеваниях мочевой системы

8. Питание при эндокринных заболеваниях

8.1. Ожирение

8.2. Сахарный диабет

9. Ингредиенты и калорийность пищевых продуктов для детей и взрослых по А.А.Покровскому

Примеры страниц из книги "Питание здорового и больного ребенка" (настольный, карманный справочник)



Рассказать друзьям