Конспект НОД по ознакомлению детей младшей группы с праздником «Пасха. Конспект занятия на тему пасха во второй младшей группе

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Мне кажется, интереснее будет деткам именно в форме сказки. Можно кукольный театр сделать или пальчиковый. Инсценировать сказку, а потом попросить украсить яйцо.

Один из примеров:

Инсценировка сказки «Курочка Ряба»

Ведущая: Жили были в одной деревушке
Старичок со своею старушкой,
Дружно жили, не тужили,
Вместе в церковь в субботу ходили,
Вместе хозяйство вели,
Вместе пироги пекли.

Баба: Дед, ты печку затопил?
Сегодня я затею пир.
Ведь праздник Пасхи наступил.

Дед: А я уж выбился из сил
Дров наколол, воды наносил,
Печку давно для тебя натопил.

Баба: Ай да помощник! И я не дремала.
Тесто поставила. Клюкву намяла,
Сахар насыпала. Вкусный пирог
В печку сажу я, поспеет он в срок.
Сладкого морса в кувшинчик налили…

Дед: Бабка, мы яйца покрасить забыли!

Баба: Ну, это беда не беда!
Курочка Ряба, иди к нам сюда!

Выходит курочка Ряба с золотым яйцом.

Курочка Ряба: Здравствуй, Дед, и здравствуй Баба!
Постаралась Кура Ряба.
Вы не слушали меня,
А говорила я не зря:
Ко Христову дню
Я яичко принесу.
Да яйцо тот не простое
Принесла вам золотое!

Баба: Дед, яйцо горит как жар!

Дед: Я подумал что пожар!

Баба: Жалко красить золотое,
Пусть стоит оно такое.
А тебе, моя хохлатушка,
Зерна насыплю в кружку.

Дед: Ну, а я воды налью,
Тоже Рябу похвалю.

Дед и Баба и курочка Ряба уходят, выходит Мышка.

Мышка Что за странное яйцо, словно жар горит оно!
С ним немного поиграю, трону лапкой, покатаю.

(Роняет яйцо и разбивает его)

Мышка Ой! Пока не видит дедка с бабкой,
Мышке ноги делать надо.

Убегает. Вхолят Дед и Бабка, видят разбитое яйцо

Баба: Вот такое горе! Вот беда!
Это Мышка, Дед она!

Дед: Что же делать? Как тут быть?

Баба: Будем, старый, слёзы лить!

Дед с Бабой плачут, выходит курочка Ряба с крашенными яйцами в руках.

Курочка Ряба: Не плачь, Дед! Не плачь Баба!
Принесла вам курочка Ряба
Яички другие,
Не золотые, а простые!
Яйца катайте, Пасху встречайте!

Баба. Спасибо тебе, Курочка, спасибо тебе, милая! Но ведь эти яички все белые, а наше было таким красивым, праздничным.

Ведущий. Не переживайте, эти яички очень просто тоже сделать нарядными. Ребята, давайте поможем Бабушке и Дедушке украсить яички!

Дети украшают яйца (заготовки заранее делаются)

Ведущий. Вы только посмотрите, какие нарядные получились у нас яички!
А вы знаете, ребята, почему на Пасху принято красить яйца в красный цвет? Красят их так в память о пролитой на кресте крови Господней. На Пасху все обмениваются крашеными яйцами, говоря при этом: «Христос воскрес! » и «Воистину Воскрес! ». А делается это для того, чтобы только добро и свет приставали к душам нашим, а все плохое, как скорлупа, отставала от нас.

Если в садике предполагается чаепитие, то можно продолжить

Баба. Засиделась что-то я тут с вами. Хоть и интересно очень, да пора идти тесто месить, куличи печь.

Дед. Иди, Бабка, хлопочи, а я тут посижу, на ребяток погляжу.

Входит Баба, угощает ребят куличами.

Баба. Вот и куличи готовы!

Будьте, дети, все здоровы!
Подходите, угощайтесь,
Ешьте, ешьте, не стесняйтесь!

Цель:

Приобщение дошкольников к национальной культуре, посредством формирования интереса к традициям празднования христианского праздника «Пасха. Светлое Христово Воскресенье». Возрождение традиций народной культуры.

Задачи:

  • Ознакомить детей с обычаями, традициями празднования праздника Пасхи.
  • Заинтересовать детей православным смыслом празднования Пасхи.
  • Развивать интерес к русской национальной культуре.
  • Воспитывать патриотические чувства к традициям русского народа.

Воспитатель:

Как люблю я праздник Пасхи!

Приготовлюсь к четвергу

Бабушка яички красит,

Я ей тоже помогу.

На скорлупке хрупкой, тонкой

Для людей, для красоты

Крашу кисточкой тихонько:

Крестик, солнышко, цветы.

В светлый праздник Воскресенья

Подарю своим друзьям

По яичку, с поздравленьем

И скажу: «Раскрасил сам»

Воспитатель:

Ребята, как вы думаете, о каком празднике мы сегодня будем говорить? Какой светлый праздник мы скоро будем отмечать?

(Ответы детей)

Пасха – самый главный праздник церковного года, день воскрешения Иисуса Христа, когда люди освобождаются от всего дурного. Это праздник надежды на будущее, радость, победа Добра над Злом. Бог так возлюбил людей, что пришёл в мир для их спасения. Он принял на себя все плохие поступки (грехи) людей. Но злые люди не хотели, чтобы Христос спас людей. Они схватили Его и убили. Но Христос победил смерть, он воскрес из мёртвых. Поэтому все люди радуются в этот день и поздравляют друг друга словами: «Христос Воскрес! » А им отвечают «Воистину Воскрес! ». Празднуют Пасху и многие неверующие, ведь она – начало весны и пробуждения природы.

Именно в этот день людям можно было войти в церковную звонницу и прикоснуться к волшебным звонам, не только взрослым, но и детям – это бывает один раз в году. Это можете сделать и вы. Но подняться в звонницу можно тогда, когда вы будете точно знать, что вы хотите попросить. Это такая просьба, которая может кому-то помочь. Не пустящная, а очень важная: о выздоровлении, спасении и тому подобном. Попросите самое заветное, но про себя, в полной тишине. На пасху, ранним утром, люди выходили на улицу посмотреть как «играет солнце» и по нему они предсказывали, какой будет урожай.

«На Пасху небо ясное и солнце «играет» — к хорошему урожаю».

«На Святой дождь – добрая рожь».

«На Святой гром – к урожаю».

Если на второй день Пасхи будет ясная погода – лето будет дождливое, если пасмурная – лето будет сухое.

Всю неделю, предшествующую Пасхе, называют Страстной. Особо выделяют последние дни Страстной недели – Чистый Четверг (день очищения от грехов), Страстная Пятница (упоминание о распятии и смерти Иисуса Христа), Великая Суббота (день печали), и Светлое Воскресение Христово – праздник жизни и победы над смертью. Начиная с Чистого Четверга, мы начинаем готовиться к встрече Пасхи – сначала убирать дом, а потом красим яйца и печем куличи.

«Почему мы красим яйца?»

Пасха это день всеобщего равенства, любви и милосердия. Люди приветствовали друг друга словами «Христос воскрес», в ответ звучало «Воистину воскрес», трижды целовались, дарили друг другу красные яйца. Этот обычай очень давний; Христос дал нам жизнь, а яйцо это знак жизни. Мы ведь знаем, что из яйца выходит живое существо.

— Кто, вылупляется из яйца? (ответы детей).

На Пасху готовят специальную обрядовую еду. Как вы думаете, что это за еда? (Ответы детей). Она включает в себя пасху из творога, куличи и крашеные яйца.

Праздник праздников грядет.

В храм святить народ несет.

Яйца, пасхи сырные,

Куличи имбирные.

Главный символ праздника — красное яйцо.

Яйцо – это маленькое чудо, это символ жизни. Обычай красить яйца — уходит корнями в древность. Раньше считалось красное яйцо – символ солнца, нового дела, новой жизни. Яиц надо было изготовить много – для подарков родным и близким, для игр.

А почему именно красное яйцо является символом Пасхи?

(Ответы детей)

— Красный цвет – это цвет радости. И ещё это цвет крови, которой Христос освятил жизнь.

Вот с тех пор люди стали приветствовать друг друга красным яйцом, как знаком вечной жизни. Послушайте, как в старину красили яйца. Первоначально яйца окрашивались только в красный цвет, позже их стали окрашивать во всевозможные цвета, рисовали на них пейзажи, записывали даже свои мысли. Также в старину яйца окрашивали с помощью ярких лоскутков и ниток, которые линяли. Яйцо смачивали водой, и обкладывали лоскутками и нитками, заворачивали в белую тряпочку и крепко заматывали ниткой, затем варили. Красили яйца в четверг перед праздником, всей семьёй. Бытовало поверье, что яйца, сваренные в крутую в чистый четверг, предохраняют от болезней, если их есть на Пасху, а скорлупу от яиц зарыть в землю на пастбище где пасли скот, это надежно защищало домашних животных от сглаза и всяких несчастий.

Но самое главное, что вы должны запомнить, Пасха – день всеобщего равенства, любви и милосердия. Не обижайте младших, будьте внимательны и послушны старшим, щедры к бедным, добры к нашим четвероногим и крылатым друзьям.

Воспитатель : давайте выполним с вами небольшую зарядку.

Физкультминутка.

1, 2, 3, 4, 5 –

Надо нам присесть и встать.

Руки развести пошире.

Наклониться – 3, 4.

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку.

Так мы делаем зарядку.

Воспитатель :

— Послушайте, ребята придание о Марии Магдалине и первом красном пасхальном яйце.

«После Воскресения Спасителя Его ученики отправились по всему миру рассказывать людям о Христе, учить людей вере.

Среди учеников Господа были и женщины, одна из них – Мария Магдалина – отправилась с проповедью слова Божия в город Рим и вошла во дворец к императору. Когда-то давно Мария была знатной и богатой, поэтому ее знали во дворце и пропустили. В те времена, приходя к императору, люди должны были принести дорогой подарок. У Марии не было с собой ничего кроме простого куриного яичка. Поприветствовав императора, Мария протянула ему свой скромный дар, сказав:

Когда-то я была богатой.

И, приносила ценные подарки.

Сегодня я богата только верой.

В Спасителя и Господа Христа.

Что я могу сегодня подарить?

Вот дар – яичко, символ жизни.

Христос воскрес!

Император ответил Марии:

Как может кто-нибудь воскреснуть?

Невероятно это, невозможно.

Я лишь тогда бы смог поверить в воскресенье,

Когда б яичко это стало красным.

Вдруг все застыли в изумлении, и один из слуг императора воскликнул:

О, император, посмотри скорее!

Яичко розовеет, нет – темнеет.

О чудо! Оно стало ярко красным!

Воистину Иисус Христос воскрес! »

И вот, ребята, птичье яйцо на самом деле можно назвать символом жизни, потому что из этого внешне неживого яичка, скорее похожего на камешек, может вылупиться живой птенец. Конечно, для этого яйцо не надо забирать от мамы-курицы, которая должна высиживать его, обогревая своим теплом.

Но куриное яичко храниться не долго, а так бы хотелось сохранить радость праздника. Как вы думаете, как это можно сделать?

Дети: можно яичко нарисовать и красиво его украсить

Воспитатель :

Конечно же, украсить. Так возникли крашенки, а позднее и писанки. Крашенки — это яйца, окрашенные в один цвет.

Писанка — нанесение на яйцо символического узора. Вот и сейчас мы с вами будем учиться наносить символические узоры на яйцо.

Воспитатель : проходите, садитесь на свои места, за рабочие столы.

Дети приступают к работе. Обводят шаблон яйца, раскрашивают и рисуют узоры. Готовые работы выставляются для любования и рассматривания.

Отгадывали загадки.

1) Крепкий круглый пузырек

Цветом бел внутри желток

Курочки его несут

Расскажите, как зовут (яйцо)

2) Любит пить котята да малые котята (молоко)

3) Из меня пекут ватрушки

И оладья и блины

В торты пироги и плюшки

Положить меня должны (мука)

4) Он на веточке созрел

Фрукт красив и загорел

Любят белки грызть его

Прятать на зиму в дупло (орех)

5) Виноградину сушили

На солнышке положили

Она от зноя истомилась

А во что же превратилась (изюм)

Игра «Перенеси яйцо в ложке»: Берёшь яйцо, кладёшь в ложку и пробежишь с ним немножко. Кто первым прибежал, тот победителем стал.

Игра «Катись яичко»: Дети встают по кругу и передают друг другу яйцо со словами « Ты катись, катись яичко, Быстро, быстро по рукам, у кого сейчас яичко- тот сейчас станцует нам». После этих слов, тот ребенок, у которого оказалось яичко в руках — танцует под русскую народную мелодию.

Игра «Летели две птички»: Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Воспитатель:

У всех было радостное и веселое настроение, ведь добро победило зло, и Христос Воскрес! Воистину Воскрес! Но самое главное, что вы должны запомнить, Пасха – день всеобщего равенства, любви и милосердия. Не обижайте младших, будьте внимательны и послушны старшим, щедры к бедным, добры к нашим четвероногим и крылатым друзьям.

Пусть в ваших душах царит любовь и милосердие

На следующий день пасхальной недели ребята разукрашивали яйца в народных росписях и дарили их друг другу.

Пасхальная неделя Великого праздника была доброй и радостной

Цель: сформировать у детей элементарные представления о православном празднике Пасха.

Задачи:

  • познакомить детей с православным праздником Пасха, его историей, обычаями и обрядами.
  • создать условия для реализации творческой деятельности детей и развивать их творческие умения.
  • стимулировать творческую деятельность детей.
  • развивать интерес к русской культуре; воспитывать патриотические чувства к православным традициям своего народа.

Материалы: картон, гуашь, кисти, пластилин, блестки, пайетки.

Ход занятия:

Работа с детьми в подгруппах. В нашей группе в день занятия было 10 человек, поэтому разделили детей по 5 человек в группе.

В.: Ребята, в воскресенье будет проходить праздник, который называется Пасха! В этот день принято красить яйца и печь куличи или ваши мамы покупают их в магазине. Куличи – это такое праздничное блюдо, украшенное сверху вкусной помадкой. Мы сегодня с вами сделаем такие куличи.

Далее первая подгруппа садится за столы, перед ними стоит банка с водой, краска гуаши коричневого цвета, кисточка и картон в форме кулича. Детям предлагается закрасить нижнюю часть нашего кулича. Я провела краской линию, чтобы дети за нее не выходили, где собственно планируется создание помадки.

После того, как дети закончили первый этап работы, они отдыхают в игровой комнате, а воспитатель готовится к следующему этапу. После того, как приготовления закончены, первая группа детей начинает украшать куличи. Я предлагаю ребятам скатать из пластилина «колобки» и приклеить их на свободную от краски часть кулича. А после этого на сам пластилин наклеить бусинки, блестки или пайетки, на выбор самих детей.

После занятия я разложила все куличи на столе перед ребятами и рассказала им о празднике Пасха.

В.: Ребята, вот мы и сделали с вами куличи к празднику. Давным-давно, когда еще не было нас с вами, не было ваших родителей, жил один очень добрый человек, которого звали Иисус Христос. Он делал добрые дела: помогал людям, лечил их, не оставлял в обиде. Но его предали злые люди и распяли на кресте. Через несколько дней он воскрес, то есть ожил, и этот день принято называть Пасхой, и поэтому мы празднуем праздник, печем куличи и красим яйца.

Во время занятия в подгруппах я рассказывала вкратце об истории праздника, стимулировала детей проговаривать название праздника, постоянно высказывала каждому ребенку похвалу, когда он наклеивал элементы украшения на кулич. В общей сложности занятие проходило довольно продолжительное время, примерно 25 минут, но стоит отметить тот факт, что детям был предложен перерыв на самостоятельную игровую деятельность. Это способствовало отсутствию потери интереса. Каждый ребенок сделал свою уникальную красивую поделку, которую потом долго разглядывал и показывал родителям.

Ход занятия:
В зале воссоздана обстановка русской избы. На столах стоят свечи, пасха. На лавках сидят родители, гости праздника. Все персонажи одеты в русские народные костюмы. В горнице хлопочет хозяйка с бабушкой.

Хозяйка: Ну, вот и все приделала, осталось совсем немного. Куличи пора в печь ставить. Пока они пекутся, яички масленой тряпочкой протру, чтобы блестели. Да будем в церковь собираться, понесем куличи, да яички святить.

Хозяйка: (бабушке) Вот и кулич готов, можно собираться.

Выходят из избы, (звучит музыка колокольный звон).

Возвращаются из церкви ставят куличи, яйца на стол и обращаются к гостям.

Хозяйка:

Христос воскрес!
Гости:

Востину воскрес!
Хозяйка:
В эту светлую седмицу
Вас сюда, в свою светлицу.
Рада пригласить, друзья!
Будем мы – одна семья –
Пасху светлую встречать.
Только надо вот позвать
Деток, чтоб звучал их смех,

И больших, и малых – всех!

Звучит аудиозапись «Ой, бежит ручьем вода». Входят парами дети; старшие держат младших за руку. Старшие, встают за младшими.

Хозяйка:

Добрый день, дорогие дети, уважаемые гости!

Милости просим на праздник! (дети здороваются)
Хозяйка:

Как мне на вас любо-дорого смотреть. Старшие, заботятся о младших, помогают им, прямо как в большой, хорошей семье. А, знаете-ли вы, ребятки, какой сегодня праздник мы отмечаем? (ответы детей, бабушка предлагает детям сесть за стол).

Бабушка:

Что это за праздник такой – Пасха?

Бабушка:

Среди всех христианских праздников – Пасха Христова – самый величайший, самый светлый, торжественный. Святая Пасха – это праздник победы любви и добра над злом, жизни над смертью, нашей надежды на будущее воскресение, потому, что в этот день мы вспоминаем Воскресение Господа нашего – Иисуса Христа. Когда-то, очень давно, злые люди предали и убили Иисуса, но он, победил смерть и воскрес. Поэтому Пасху еще называют Воскресением Христовым.
Хозяюшка:

А я знаю, что вы стихи об этом светлом празднике приготовили!

1 ребенок
Воскресение Христа!
Все полны любви и ласки.
Мы пришли сейчас сюда,
Чтоб отметить праздник Пасхи.
2 ребенок
Бог нас учит совершать
Добрые дела для близких.
Никого не обижать,
Даже маленькую киску.
3 ребенок
Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит.

Заря глядит уже с небес...

4ребенок

Сегодня праздник светлой пасхи,
Куличи, на яйцах краски,
Гости, праздничный обед.
И печали в доме нет.
Праздник светлый и большой,
Замечательный такой.
Пост прошёл, его не стало,
Яйца есть пора настала.
Хозяюшка: Очень хорошие стихи, спасибо детушки.
Бабушка: Скажите мне, детушки, какое самое главное угощение на Пасху? (куличи и расписные яйца, пасха.)

Бабушка: А вы знаете, откуда повелся обычай христосоваться крашеными яйцами?

Садитесь поудобнее и слушайте я расскажу вам предание старины глубокой. Предание гласит, что святая Мария Магдалина пришла к царю Тиберию, чтобы сообщить ему радостную весть о воскрешении убитого Иисуса и преподнесла ему в подарок обыкновенное яичко. Но царь ей не поверил, сказал: «Пусть это яйцо покраснеет, тогда поверю, что Иисус воскрес». И яйцо, в тот же миг стало красным. Мария Магдалина сказала: «Христос Воскрес», а Тиберий ответил: «Воистину воскрес».
С той поры люди в светлый день Пасхи, красят яйца при встрече здороваются словами «Христос Воскрес», а им отвечают: «Воистину воскрес» и обмениваются яичками. Посмотрите, сколько сегодня в моей избе расписных яиц.
Хозяюшка: Давайте мы сейчас с вами похристосуемся. Берите в руки по яичку, я вам скажу «Христос Воскрес!», а вы мне отвечаете «Воистину воскрес!».

Бабушка: А теперь со мной милые детушки. (Обмениваются яичками).

Ребёнок.

Колокол дремавший

Разбудил поля.

Улыбнулась солнцу

Сонная земля.

Понеслись удары

К синим небесам,

Ребёнок.

С полей уж снят покров снегов,

И руки рвутся из оков,

И зеленее ближний лес...

Христос воскрес!

Христос воскрес!

Ребенок.

Вот просыпается земля,

И одеваются поля,

Весна идёт, полна чудес!

Христос воскрес! Христос воскрес!

Хозяюшка:
Солнышко сильнее греет,
Птичьи песенки слышны,
И листочки зеленеют:
Праздник Пасхи – день весны!

Бабушка:

Дружно мы весну встречаем

И с поклоном приглашаем

С хлебами обильными

С весенними ливнями

Входи Весна в каждый дом

Тебе, Весна, все рады в нем!

Я – Весна -Красна вам в подарок принесла

Листья на дубочке, шелковый платочек

Много-много вешних вод, да весенний хоровод!

Хоровод-танец «Ручеёк», песня «ой, весна»,подг.гр

Песня «Дождик озорник» хороводом. мл.гр

Хозяюшка: Какие веселые, чудесные песни, от них так светло и радостно стало на душе.

Хозяюшка: Существует поверье. Что на Пасху «солнце играет». И многие старались подкараулить это мгновение ранним утром выходили смотреть как солнце «играет», - если небо чистое, голубое, значит, будет хороший урожай.

Солнышко красно,

Гори, гори ясно!

В небо пташкой залети,

Нашу землю освети,

В небо рыбкой поплыви,

Нашу землю оживи!

Всех на свете детушек

Обогрей, оздорови!

Игра «Гори, гори ясно» подг. гр.

Игра «Солнышко и дождик» мл. гр

Вот вербочка пушистая к Пасхе зацвела

И я ее на праздник к вам сегодня принесла.

Танец «с вербочкой»

Бабушка: Праздник Пасхи продолжается целую неделю. И называется эта неделя по-разному – пасхальной, светлой, святой. Люди ходят, друг к другу в гости, веселятся. И чтобы пробудить землю от зимнего сна, чтобы был хороший урожай, катали по земле крашеные яички.

Чтоб веселью не мешать нужно праздник продолжать

А теперь пора играть

Хозяюшка

Отчего ж не поиграть? (Берет яйцо)

Ты катись яичко к душе Господней

Дай людям ты защиты

И добра дай и спасу!

Пасхальные игры.

«Катись, катись яичко»
«Чье яйцо будет дольше крутиться».

« Горячее яйцо»

Бабушка: Молодцы ребятки, дружно играли, никого не обижали. А сейчас. Садитесь, послушайте, что еще вам поведаю. В день светлого Христово воскресения было принято посещать больницы. Тюрьмы. Бедных людей и дарить им подарки. Господь никого не оставляет в этот день без утешения. Без красного яйца и пасхального кулича. И даже самые жестокие люди становятся добрыми. Сейчас старшие ребята покажут вам сказку. Которая называется «Пасхальный колобок», а вы внимательно слушайте, да хорошенько запоминайте.

Пасхальный колобок
Избушка с русской печкой. За столом сидят дед и баба
Ведущий:
Жили-были дед да баба,
Но не было у них курочки рябы.
Были дед и баба очень бедные –
Со слезкой считали гроши медные.
Нечем было курочку кормить,
Нечем было курочку поить.
Не снесла им курочка яичка –
Не испечь теперь
Пасхального куличика!
Дед.
Ни куличика, ни хлебца –
Нечем в Пасху разговеться!
Баба
Грех великий унывать!
Надо думать – мозговать!
Дверцу в сердце открывать,
Ум на помощь призывать.
Ведущий: (подсказывает)
Испить святой водицы,
Богу помолиться!
Бог подскажет, как вам быть,
Как муки на хлеб добыть.
Нужно ведь всего чуток – испечете колобок!
Дед (радостно вторит)
По амбарам пометем,
По сусекам поскребем.
Баба (согласно кивает)
Невеликий наш роток –
Наскребем на колобок!
Ведущий:
На водице замесили
И слезицей посолили.
Бога поблагодарили,
В печку тесто посадили…
(имитируют, уходят)
Постный вышел колобок.
На окошко стынуть лег.
Утром рано он проснулся –

Огляделся, потянулся
И сказал…
Колобок: (вбегает, обращается к зрителям)
… Привет, друзья!
Ах, какой я славный, пышный!
Ой, а где же это я? (оглядывается)
Никого кругом не слышно…
Тихо в доме по утрам.
Не поют пока и птицы.
Покачусь скорее в Храм –
Окроплюсь святой водицей!
Сценка Тропинка в лесу
Ведущий:
С подоконника он слез
Да и выпрыгнул в окошко,
Но пошел не по дорожке –
По тропинке, прямо в лес…
Смотрит первая же елка
На него глазами волка!
Волк (грубо рычит)
Ну, приветик, колобок!
Откушу румяный бок!
Колобок:
По амбару я метен,
По сусекам я скребен,
На водице замешен,
Да слезицей посолен,
Но еще не освещен.
В Храм святиться я качусь,
Подожди – и ворочусь!
Ведущий:
Дальше колобок спешит –
Под бочком трава шуршит.
Раз – споткнулся! Два – и с ходу
Прыг к медведюшке в берлогу!
Медведь: (недовольно ворчит)
Ух! Как испугал меня!
Чуть не помер, право, я!
За провинность тебя съем…
Ишь, распрыгался совсем!
Колобок:
Извини меня, медведь!
Буду осторожней впредь!
В Храм святиться я качусь,
Подожди – и ворочусь.
Ведущий:
Колобок бежит быстрее,
Ножек хлебных не жалея.
Вдруг встречает он в лесу.

Очень хитрую лису!
Лиса: (ласково поет)
Здравствуй, милый колобочек!
Дай мне от себя кусочек.
Ты же ведь не жадненький…
Правда же, мой сладенький?
Колобок:
Опоздать, лиса, боюсь –
В Церковь Божию качусь!
К Пасхе надо освятиться -
Святой водою окропиться
Лиса: (вкрадчиво)
Что-то я тебя не слышу!
Подойди, милок, поближе…
Колобок: (громче, но не приближаясь)
В Храм святиться я качусь,
Подожди – и ворочусь!
(колобок убегает)
Сцена 3 – Церковь
Ведущий:
Колобок наш в церковь прикатился
Святою водою
Хорошенько окропился.
А Батюшка его и спрашивает…
Батюшка:
Окропился святою ты водичкой,
Ну, а где же твое красное яичко?
Колобок: (грустно)
Старики мои бедные – бедные
Рады редкому грошику медному.
Не смогли мне дать красного яичка!
Не смогли испечь пасхального куличика.
Только и смогли меня испечь.
Прости, Батюшка, печальную мне речь…
Батюшка:
Грех великий унывать!
Молиться надо да на Бога уповать!
Как небесной посылает пищу птичке –
Так тебе, глядишь, пошлет Господь яичко.
Ведущий:
Слух дошел до прихожан –
Разбежались по домам.
И тут же яичек – полная корзина!
Подставляй-ка, колобок, поскорее спину!
(подает колобку корзину с яичками)
Сцена 4 Тропинка в лесу
Ведущий:
Колобок всем низко поклонился
И обратно домой покатился.
Только стал торопиться –
Глядь: опять волк, медведь и лисица!
Лиса:

Ах, какой же румяненький бок!
Волк

Со Святой Пасхой тебя, колобок!
Медведь:

С наступающим Христовым Воскресением!
Будешь ты нам к празднику вкусным угощеньем!
Колобок: (нравоучительно)
Неразумные вы звери!
Объяснял – они не верят!
Постный я, мои друзья. –
Разговеться мной нельзя!
Что же делать нам тогда?
Просим дружно мы прощенья!
Где же к празднику еда?
Будет к Пасхе угощенье?
Колобок: (торжественно)
Не печальтесь никогда –
Будет к празднику еда!
Вы к корзинке подойдите –
По яичку все возьмите.
Бога поблагодарите!
Звери (хором или по очереди)
Слава Богу! Слава Богу!
Слышим колокольный звон!
Добрых слов тебе в дорогу!
Старикам от нас – поклон!
Сцена 5 Избушка
Ведущий:
Глядь: уже и дом родной –
Крыша красная с трубой.
Вверх дымок плывет от печки.
Вот уже и на крылечке
Баба с дедом не дождется,
Колобок, когда вернется.
Дед (строго)
Ты куда же ускакал?
Я весь лес уж обыскал!
Баба (взволнованно)
Заждались, дружок, тебя!
Волновалась очень я!
Колобок:
Вы простите, дорогие старики!
Но будить вас было не с руки.
Вас порадовать хотел
Хоть одним из добрых дел:
В Храм с утра я покатился –
Святой водою окропился,
Да на Праздник Пасхи ясный
Вам принес яичек красных!
Дед (удивленно)
Кто же так тебе помог?
Баба

От лисы кто уберег?
Колобок:
Бог!
Ведущий:
И людей доброе сердце!
Баба:

Христос воскрес!
Все:

Воистину воскрес!
Баба:

Без утешения Господь не оставляет,

Того, кто к ближнему заботу проявляет!

1 ребенок
Красное, как капля крови на кресте,
Без конца и края – круглое везде!
Символ вечной жизни, красное яйцо
Как цветок из рая на руке расцвел!

2 ребенок
Всюду слышен шум и смех
Песни. Радость и веселье
Поздравляем всех-всех-всех
С первым праздником весенним!
Песня «Пришла весна пасхальная»
Хозяюшка:

Ребята, давайте поблагодарим наших юных артистов за такое замечательное представление.
А вас, мои милые дети, еще раз поздравляю со Светлым праздником Пасхи.Желаю вам здоровья, счастья, радости, мира. Желаю, чтобы вы часто радовали своих родителей добрыми поступками и не забудьте поздравить с праздником своих родителей, близких и друзей!
Дети под колокольный перезвон покидают зал.

Цель: познакомить детей с историей этого православного праздника.

Задачи:

  • Вызвать интерес к жизни русского народа в разное историческое время.
  • Приобщать детей к традиционной культуре на основе использования фольклора.
  • Способствовать развитию воображения, обогащению словаря детей.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети в русских национальных костюмах строятся у дверей зала. Через плечо перекинуты маленькие сумочки, в которых находятся крашеные пасхальные яйца.

Звучит русская национальная мелодия. Дети, взявшись за руки, хороводным шагом входят в зал, подходят к своим местам за столы, снимают сумочки, кладут их на стол перед собой и спокойно садятся.

1 ч (1)

Воспитатель.

Здравствуйте, добры молодцы!
Здравствуйте, красны девицы!
Звонко капают капели
Возле нашего окна.
Птицы весело запели
В гости Пасха к нам пришла.

– Ребята, сегодня на занятии мы с вами поговорим о самом великом празднике, который отмечается на Руси - празднике Святой Пасхи. Этот праздник в народе называют праздником праздников, торжеством из торжеств.

– Празднуется Пасха всегда в воскресенье. Мы с вами много говорили об этом празднике, узнали много интересного. Вчера вы со своими родителями, братьями, сестрами отмечали этот чудесный праздник - праздник Святой Пасхи. Кто-то из вас, наверное, побывал в церкви. А скажите мне, дети, какое событие послужило для утверждения этого праздника в христианской религии?

Дети (ответ) Воскрес (ожил) Иисус Христос после того, как его распяли на кресте.

Воспитатель.

Дети

Воспитатель. В этот день в церкви вспоминают страдания и смерть Иисуса Христа на кресте, учат христианскому всепрощению, потому что Иисус Христос любил всех людей и прощал им все зло. Даже когда его пригвоздили к кресту, он молился за своих врагов и говорил: «Отче наш! Прости им они не ведают, что творят».
Праздник Святой Пасхи знаменит различным угощением, которое в течении года не встретишь ни на одном праздничном столе. Скажите мне, дети, какие блюда готовят один раз а году, только для пасхального стола?

Дети. (ответ) Куличи, пасхи, крашеные яйца.

Воспитатель. А чем украшают дом?

Дети. (ответ) Зажигают свечи, включают лампы, люстры, светильники, в вазы ставят веточки вербы.

Воспитатель. Да, вербу ставят за неделю до Светлой Пасхи, в вербное воскресение. Ребята, а кто мне скажет, почему именно верба служит украшением дома?

Дети. (ответ) Верба в России считается первым цветущим кустарником.

Воспитатель. Издавна считалось, что достаточно трех цветущих веточек вербы, чтобы прогнать из дома всю нечистую силу. А в вербовых золотых пушистых сережках содержится целительная сила. Бабушки их разминали в ладонях, прикладывали к лицу и приговаривали: « Сойдите, морщинки, разгладься, кожа». Размятую веточку вербы повязывали платком ко лбу и шептали: «Уймись, головная боль!» Кору вербы сушили, размельчали в порошок, и она становилась целительным лекарством. Больному давали вдыхать вербный порошок, и у него исчезал насморк.
Праздник Святой Пасхи богат обрядами . В этот день старики расчесывали волосы с пожеланиями, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове, умывались с золота, серебра и красного яичка в надежде разбогатеть, а молодые взбирались на крыши,чтобы лучше рассмотреть как будет играть и веселиться красное солнышко. Весь народ шел в церковь. Всю ночь накануне Святой Пасхи шла пасхальная служба. Когда во время пасхальной службы звучали святые слова «Христос Воскрес. Воистину воскреси», молодые девушки загадывали на будущее: «Пошли, Боже, жениха хорошего, ни молодого, ни старого, а ровняшку».

1 ч (2)

Музыкальный руководитель. Мы послушаем с вами церковное песнопение. В православной церкви звучание музыкальных инструментов не допускается, поэтому музыка написана для хора. Это духовная музыка, ее автор - русский композитор Дмитрий Бортнянский. Вслушайтесь, как прекрасен самый удивительный, самый совершенный музыкальный инструмент - голос человека.

Звучит фрагмент концерта для двух хоров «Тебе Бога хвалим» Д. Бортнянского (гр-сь) (1.Allegromalstoso).

Музыкальный руководитель. В этот день, в день Святой Пасхи, во всех церквях и соборах после окончания Пасхальной службы звонят колокола. Послушайте стихотворение, которое сочинил о колокольном звоне русский поэт Сергей Есенин.

Колокол дремавший разбудил меня.
Улыбнулась солнцу сонная земля.
Понеслись удары к синим небесам,
Звонко раздается голос по лесам.
Скрылась за рекою белая луна,
Звонко побежала резвая волна.
Тихая долина отгонят сон,
Где-то за дорогой замирает звон.

Давайте, дети, послушаем с вами колокольный звон.

Музыкальный руководитель. В Светлое Христово Воскресенье колокола звонят по - особенному торжественно. Этот звон зовется Пасхальный благовест. Давайте повторим.

Дети повторяют вместе с музыкальным руководителем.

Ребенок.

Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес,
Христос воскрес! Христос Воскрес!

Ребенок.

Вот просыпается земля,
И одеваются поля.
Весна идет, полна чудес,
Христос воскрес! Христос воскрес!

2 ч.

Воспитатель. Со Святой Пасхальной недели начинаются первые весенние игры и хороводы. Давайте и мы, добры молодцы, красны девицы, покличем весну, встанем в хоровод.

Звучит русская национальная мелодия. Дети встают, заводят хоровод в центре зала, читают весенние русские народные заклички и приговорки.

1) Синички - сестрички, чечетки - тетки,
Кулички - мужички, скворцы - молодцы,
Из - за моря к нам летите,
Весну красну несите!
С шелковой травой,
С жемчужной росой,
С теплым солнышком,
С пшеничным зернышком!

2) Весна, весна, на чем пришла?
На сохе, на бороне, на чужой стороне.
3) Ой, весна, весна, тките, тетки, кресна,
А вы, мужички, точите сошники.
Да в поле поезжайте, пахать начинайте!

Исполняется хоровод «Веснянка»
Украинская народная мелодия.

4) Жаворонушки, прилетите,
Тепло летечко принесите,
Нам зима надоела,
Весь хлеб у нас поела,
Дрова, солому всю пожгла.
Молоко все унесла.

5) Весна, весна красная!
Приди, весна с радостью,
С радостью, с радостью,
С великою милостью!
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебами обильными!

Исполняется хоровод «Весна-красна»

Белорусская народная мелодия.

Воспитатель.

Эй, парнишки и девчонки,
Не хотите ль поплясать?
Свою удаль молодецкую
В пляске русской показать.

Дети (ответ) Хотим!

Исполняется общая пляска.
Русская народная мелодия «Травушка - муравушка.»

Воспитатель.

Вы водили хороводы
И плясали дружно.
А теперь, мои ребята,
Поиграть вам нужно.

Проводится игра «Гори ясно»
Русская народная мелодия.

Воспитатель. Меня тоже в свой круг возьмите!
Будет у меня козлик, будут и серые волки. (Считает считалку, выбирает козлика)

Шла коза по мостику
И виляла хвостиком,
Зацепилась за перила,
Прямо в речку угодила,
Кто не верит - это он,
Выходи из круга вон!

Исполняется русская народная песня.
Как у бабушки козел»(инсценированная)
(Воспитатель встает в круг к детям)

Проводится игра «Козел»-считался

Воспитатель. Хорошо играли, хорошо пели и плясали. Пора и за работу приниматься.

Дети хороводным шагом, взявшись за руки, идут за столы.

3 ч.(1)

Воспитатель. Хочу испытать ваше умение в росписи пасхальных яиц.
По обычаю красили пасхальный яйца в Великую пятницу, за день перед Пасхой.
Издавна считалось, что яйцо - символ новой жизни, чистой, светлой, символ надежды. Когда-то в древности бытовала такая легенда: « Был вначале род человеческий заключен в яйце. Был он семенем непророщенным, почкой нераскрывшейся. Но конец пришел заточению. Род родил - Ладу матушку. Род разрушил темницу силой любви. Тогда любовью мир наполнился.
Красили яйца чаще всего шелухой от лука! Считалось, что таким образом окрашенное яйцо приобретает целебную силу, помогает от всяких болезней, от сглазов. Малым детям, когда они плохо спали, катали по темечку яичко, и ночные страхи ребенка исчезали.
Давайте с вами повторим символы, изображениями которых расписывали пасхальные яйца.

Сосна - долголетие и здоровье.
Звезда - нравственная чистота, человеколюбие.
Дубовый лист - гармония.
Солнце - к урожаю.

Звучат русские народные песни. Дети расписывают яйца акварелью или фломастерами.

(Воспитатель наблюдает за работой детей, помогает тем детям, у кого не получается, хвалит за удачные работы.)

Воспитатель. Перед вами на столе в ваших сумочках лежат настоящие крашеные пасхальные яйца, которые вы принесли из дома. Как они называются в народе?

Дети (ответ) Крашенки.

Воспитатель. Достаньте из сумочек крашенки, возьмите в руки, а сумочки повесьте на плечо. Сейчас мы проведем игры с крашенками. Выходите из-за столов!

3ч (2)

Дети выходят и становятся в две шеренги в центре зала: девочки напротив мальчиков, разворачиваются лицом друг к другу.

Проводится игра №1 (участвуют поочередно первая и вторя пары)

По команде дети одновременно раскручивают свои крашенки. Чье яйцо дольше крутится, тоти победитель, он забирает яйцо проигравшего.

Проводится игра №2 (участвуют поочередно третья и четвертая пары)
Играющие катают крашенки так, чтобы они столкнулись. Чье яйцо разбивается, тот отдает его сопернику.

Проводится игра №3 (участвуют пятая и шестая пары)

Бой крашенками. Игроки бьют крашенками острой стороной. Чье яйцо разобьется или даст трещину, тот проигравший. Он отдает свое яйцо сопернику.

Воспитатель. На этом наше занятие подошло к концу.

Дети выстраиваются в центре зала полукругом.

Воспитатель. Давайте подведем итог. О каком великом празднике шла речь сегодня на занятии?

Дети (ответ) О празднике Святой Пасхи.

Воспитатель. Как по-другому называется этот праздник?

Дети (ответ) Светлое Христово Воскресенье.

Воспитатель. Как называется кустарник, веточки которого приносят в дом и ставят в вазы за неделю до Пасхи, чтобы прогнать из дома всю нечистую силу?

Дети (ответ) Этот кустарник называется вербой.

Воспитатель. Вечером, накануне праздника чтобы присутствовать на Пасхальной службе, где собирается народ?

Дети (ответ) В церкви.

Воспитатель. Утром в церквях и соборах после пасхальной службы начинают звонить во что?

Дети (ответ) В колокола.

Воспитатель. Как называется этот звон?

Дети (ответ) Пасхальный благовест.

Воспитатель. Какую церковную музыку вы слушали и кто ее написал?

Дети (ответ) Мы слушали концерт для хора, написал его русский композитор Бортнянский.

Воспитатель. Чем еще сегодня на занятии вы занимались?

Дети (ответ) Мы расписывали пасхальные яйца.

Воспитатель. Чем обычно красят пасхальные яйца?

Дети (ответ) Перед Пасхой яйца обычно красят луковой шелухой.

Воспитатель. А почему?

Дети (ответ) Такое яйцо помогает от разных болезней.

Воспитатель. Что еще мы сегодня делали на занятии?

Дети (ответ)

1. Пели песни, водили хороводы, играли в разные игры.
2. Еще играли в игры с крашенками.

Воспитатель. Молодцы! Понравилось вам занятие?

Дети (ответ) Да, понравилось.

Ребенок.

Хвалите Господа с небес
И пойте непрестанно!
Исполнен мир его чудес
И славой несказанной!

Ребенок.

Хвалите Господа с небес
И ангельские лики!
Пусть смолкнут всякая печаль
И ропот безнадежный.

Ребенок.

Хвалите Господа с небес
И славьте, человеки!
Воскрес Христос! Христос воскрес!
И смерть попрал вовеки!

Песня. Приглашение детей к столу.



Рассказать друзьям