Конспект нод "что нам осень принесла". Интегрированное занятие для детей Занятие по природе что нам осень принесла

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Участники проекта - учитель-логопед и воспитатели средней логопедической группы, дети средней логопедической группы, их родители.

Тип проекта - творческо - информационный, краткосрочный.

Возрастная группа - средняя.

Актуальность темы:

Все дети любят есть фрукты и овощи, знают их названия, но в речи не наблюдалось обобщающих слов. В течение трёх недель были запланированы мероприятия на закрепление и уточнение представлений детей о названиях овощей и фруктов, их форме, цвете, размере, их вкусовых качествах, местах произрастания и пользы для здоровья. Было принято решение совместно с родителями оформить в группе выставку поделок из овощей и фруктов «Дары Осени». Принесены натуральные фрукты и овощи для ознакомления.

Цель работы над проектом:

Расширять представления детей о фруктах и овощах.

Задачи проекта:

Познакомить детей с разными фруктами и овощами.

Уточнить и расширить представления детей о фруктах и овощах.

Этапы реализация проекта «Что нам Осень принесла!»

Первый этап - подготовительный с 13.10.14г. по 17.10.14 г.

Задачи:

Выявить уровень знаний детей на тему фрукты и овощи.

Создать мотивационную основу для активного участия детей и родителей в проекте.

Совместная деятельность педагогов с детьми:

1. Диагностика.

Цели и задачи :

Выявить уровень знаний детей о фруктах и овощах.

2. Просмотр презентаций «Фруктовый сад», «Огород и что на нём растёт!», «Фруктовое лукошко», «Едет с поля урожай».

Цели и задачи :

- Привлечь внимание детей.

1. Рассматривание натуральных фруктов и овощей, картинок, фотографий, иллюстраций, рисунков по теме: «Фрукты и овощи».

Цели и задачи :

Определить потребность в изучении детьми названий овощей и фруктов, их обобщённых понятий.

2. Выставка детских книг по теме: «Фрукты и овощи».

Цели и задачи :

Выявить знания детей о значимости фруктов и овощей в жизни людей.

Работа с родителями:

  1. Изготовление папки передвижки «Волшебные ниточки», «Фрукты и овощи в рационе детей».

Цели и задачи:

Сформировать готовность родителей к сотрудничеству с педагогами группы по созданию положительно - эмоционального настроя у детей к принятию знаний по теме: «Фрукты и овощи».

2. Консультации для родителей на странице группы.

Цели и задачи:

Информировать родителей о требованиях образовательной программы для детей среднего возраста по данной теме;

Помочь родителям детей с ОВЗ закрепить в домашних условиях обобщающие понятия «Фрукты», «Овощи», ввести в самостоятельную речь наработанный словарь по теме.

Мотивировать и стимулировать родителей к совместной деятельности с детьми дома.

Второй этап - содержательный с 18.10.14 г. по 31.10.14 г.

Задачи:

- Реализовать в работе с детьми комплекс мероприятий, направленный на развитие познавательных способностей по теме: «Фрукты и Овощи».

Активизировать совместную деятельность родителей и детей.

1. Познавательные беседы «Фрукты - где они растут?», «Овощи - где они растут?», «Чем полезны фрукты и овощи?».

Цели и задачи:

Познакомить детей с фруктовым садом и огородом, закрепить знания о названиях фруктов и овощах.

Учить вести беседу, отвечая на вопросы воспитателя.

Закрепить знания обобщённых понятий «Фрукты» и «Овощи».

Непосредственно образовательная деятельность.

Ø Социально - коммуникативное развитие.

1. Сюжетно - ролевые игры: «Во саду ли, в огороде»!

2.Беседы, обсуждения на тему: «Фрукты и овощи» - где растут, как и кто ухаживает за садом, за огородом?

3. Дидактические игры: «Логические цепочки», «Собери половинки», «Магазин».

Цели и задачи:

Формировать знания о труде садовника, огородника.

Развивать общение и взаимодействие детей со взрослыми и сверстниками.

Ø Познавательное развитие.

1. Показ презентаций «Фрукты» и «Овощи».

2. Просмотр мультфильмов: Сапгир «Апельсин», В. Сутеев «Мешок яблок».

3. Упражнения на согласование существительных с прилагательными «Назови цвет, форму».

Цели и задачи:

- Уточнить и расширить знания детей об овощах и фруктах.

Познакомить с тактильными, вкусовыми ощущениями,.

Формировать навыки умения внимательно слушать чтение сказок, рассказов.

Формировать интерес к книге и картинкам в ней.

Показать, как много можно узнать, рассматривая иллюстрации.

Ø Речевое развитие.

1. Чтение художественной литературы: сказка с заданиями «Болтливая редька», В. Сутеев «Яблоко», Т.А. Шорыгина «Овощи - какие они? », «Яблонька». Загадки и стихи.

2.Составление описательного рассказа про фрукт или овощ.

3.Дидактические игры: «Назови ласково», «Один - много», «Жадина».

4.Упражнения на согласовывание существительных с прилагательными «Назови цвет, форму».

Цели и задачи:

Расширять словарь за счёт существительных, прилагательных, глаголов по теме «Фрукты и овощи».

Развивать связную монологическую и диалогическую речь (простое распространенное предложение).

Учить составлять описательный рассказ на определённую тему.

Коррекционная работа:

Цели и задачи:

Стимулировать проявления речевой активности.

Развитие артикуляционной, мимической, мелкой моторики.

Закрепление правильного звукопроизношение звуков А, У, О.

Развивать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, давать ответные реакции.

Формировать умение » оречевлять» игровую ситуацию.

Развитие умения правильно строить простые распространенные предложения, согласовывать слова в предложении.

Формировать умение повторять за взрослым рассказы-описания, состоящие из 2-3 простых нераспространенных предложений.

Развитие физиологического и речевого дыхания.

Развитие слухового внимания.

Развитие зрительного внимания.

    1. Артикуляционная гимнастика » Яблочко румяное, …«, «Пришли дети в огород…».
    2. Дидактические упражнения, «Пахнет - не пахнет», «Вкусная корзинка», «Сладкий апельсин», «Мы картошку собирали, мы ладошки замарали…», «Ароматный чесночок», «Лук понюхаем немножко, …».
    3. Дидактические упражнения «Поймай звук», «Найди звук», «Звук потерялся».
    4. Дидактические упражнения: «Подскажи словечко», «Закончи предложение», «Кто позвал Зайку?», «Зайка, сделай», «Бубен громко заиграет», «В огород (сад) мы все пойдем, … соберем».
      1. Составление рассказа-описания о фруктах, овощах по образцу логопеда с опорой на мнемотаблицу (презентации «Фруктовое лукошко», «Едет с поля урожай»)

Ø Художественно - эстетическое развитие.

1. Прослушивание детских песенок «Антошка, Антошка», «Огуречик».

2. Лепка фруктов и овощей. Темы: «Любимый овощ», «Фрукты в корзине».

3. Аппликация овощей и фруктов. Темы: «Компот из фруктов», «Овощи» из нарезанных ниток, работа с родителями и детьми «Чудо дерево».

4. Рисование фруктов и овощей. Тема: «Варенье»,»Любимый овощ«.

5. Конструирование. Тема: «Корзина для фруктов», «Овоще - хранилище».

Цели и задачи:

Становление эстетического отношения к окружающему миру.

Восприятие музыки, художественной литературы.

Учить лепить фрукты и овощи, передавая форму и характерные особенности, показать - приемы лепки разными способами.

Учить правильно держать ножницы и работать с ними.

Развитие творческого воображения, умения ориентироваться в пространстве.

Учить создавать постройки, объединять их в общую композицию, обыграть.

Коррекционная работа:

      1. Дидактические упражнения: «Посмотри и назови», «Слушай и называй», «Слушай и выполняй».
      2. Дидактическое упражнение «Остуди компот» («Горячий компот»)
      3. Дидактическое упражнение «Слушай и повторяй» (шепотная речь)

Цели и задачи:

Развитие глубокого вдоха и плавного выдоха.

Развивать слуховое и зрительное внимание.

Ø Физическое развитие.

Хороводная игра «Яблонька», подвижная игра «У медведя во бору».

Пальчиковые игры: «Это сладкий апельсин…», «Компот», «Как у нашей Зины фрукты (овощи) в корзине», «Засолка капусты»,

Цели и задачи:

Развивать координацию движений общей и мелкой моторики.

Способствовать становлению целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

Предметно - развивающая среда:

1. Подбор художественной и познавательной литературы про фрукты и овощи.

2. Наборы картинок для составления описательных рассказов.

3. Трафареты для рисования.

4. Атрибуты для игр.

5. Настольный и пальчиковый театры.

Цели и задачи:

Развивать желание пользоваться книжками, рассматривать картинки, обсуждать.

Формировать умение составлять описательные рассказы.

Активизировать фантазию и речь детей.

Развивать умение самостоятельно пользоваться трафаретами.

Воспитывать желание довести дело до конца, аккуратность.

Формировать творческую инициативу в играх.

Побуждать детей к обыгрыванию сказок, стишков.

Формируем умение использовать средства выразительности (позы, жесты, мимика).

Работа с родителями.

1. Сбор художественной литературы по теме «Фрукты и овощи».

2. Совместная деятельность детей и родителей по созданию книжки - малышки, дидактического пособия «Чудо дерево».

3. Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм.

Цели и задачи:

Направить родителей на совместную с детьми деятельность.

Учить применять полученные знания в самостоятельной творческой деятельности.

Расширять кругозор, любознательность детей.

Третий этап - итоговый с 01.11.14 г. по 07.11.14 г.

Задачи:

- Анализ результата работы с детьми, обработка полученных данных, соотнесение с поставленной целью.

Познакомить родителей с результатами работы по проекту «Что нам Осень принесла?»

Совместная деятельность педагогов с детьми.

1. Выставка детских работ.

2. Презентация книжки - малышки «Ах, как вкусно!», пособия «Чудо - дерево».

3. Круглый стол (приготовление салатов совместно с детьми - фруктовый и овощной);

4. Музыкальный досуг «Дары осени».

Цели и задачи:

Систематизировать и закрепить знания о фруктах и овощах.

Работа с родителями.

1. Презентация проекта «Что нам Осень принесла?».

Цели и задачи:

Показать родителям результаты работы по проекту «Ч то нам Осень принесла?».

В ходе работы над проектом:

Ø Повысилась речевая активность; дети стали лучше вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, давать ответные реакции;

Ø Значительно расширился словарь и произошла активизация в речи существительных, глаголов, прилагательных по темам «Овощи», «Фрукты»;

Ø Дети стали понимать обобщающие значения слов «Овощи», «Фрукты»;

Ø У детей стало формироваться умения правильно строить простые распространенные предложения, согласовывать слова в предложении;

Ø Дети научились выделять одновременно два (три) свойства предметов (форма-цвет, форма-величина, величина-цвет, форма-цвет-величина);

Ø быстрее и активнее шла работа по развитию движений мимической мускулатуры; подготовке артикуляционного аппарата к формированию правильного звукопроизношения;

Ø легче осуществлялась коррекция нарушений дыхательной и голосовой функций.

Клокова Вера Петровна

Юргилевич Екатерина Анатольевна
Должность: воспитатель первой квалификационной категории

Место работы: ГБДОУ детский сад № 21 Колпинского района
Месторасположение: г. Санкт-Петербург

Осень - пора урожая и листопада. Эта золотая красавица приходит к нам ежегодно и каждый раз детишки радостно встречают это яркое время года и получают новые впечатления. А чтобы поближе познакомить детей с осенью, устроим для них праздник. Этот сценарий предназначен для детей средней группы детского сада. Сценарий в стихах, но стихотворения короткие и не сложные, детям будет вполне под силу подготовиться и выучить по четверостишию. Будет очень интересно!

Сценарий

Ведущий: Дорогие ребята, наши гости! Мы собрались сегодня на праздник - праздник Осени.

Долго трудились разноцветные краски,

Природа вышла красивой как в сказке!

Вся разноцветная – вот красота!

Вы посмотрите, какие цвета!

Отгадать загадку просим,

Кто художник этот?

Дети: Осень!

Ребёнок 1: Осень красит золотом
Рощи и леса,
Слышатся прощальные
Птичьи голоса.

Ребёнок 2: Алые и жёлтые
Ветер листья рвет,
Кружит, кружит в воздухе
Пёстрый хоровод.

Ребёнок 3: Солнышко лишь выглянет,
Спрячется опять.
Долго лето красное -
Будем вспоминать.

Ребёнок 4: Деревья все осенним днём
Красивые такие!
Сейчас мы песенку споём,
Про листья золотые.

Песня «Желтенькие листики» музыка и слова О. Девочкиной

Ведущий: Ой, ребята, тише, тише!

Что-то странное я слышу.

Кто-то к нам сюда спешит,

И как будто бы шумит.

Входит старичок-лесовичок

Лесовичок:

Здравствуйте!
Я старичок-лесовичок,
В бороде травы клочок.
Я хожу с клюкой вокруг,
Стерегу и лес, и луг,
И деревья, и цветы,
А также ягоды, грибы.
Собирался я недолго,
Игры, шутки все сложил,
И в заветную котомку
Их к подаркам положил.
Вот и первая загадка,
Отгадайте, детвора,
Что же я сейчас достану,
Из принесённого добра?

Достаёт овощи и загадывает загадки.

Загадки:

В золотистой шелухе,
Очень нравится он мне.
Стоит счистить шелуху,
Слезы проливать начну. (Лук).

Круглое, румяное,
Сочное и сладкое,
Очень ароматное,
Наливное, гладкое,
Тяжелое, большое,
Что это такое? (Яблоко).

Кругла, рассыпчата, бела,
На стол она с полей пришла.
Ты посоли ее немножко,
Ведь, правда, вкусная… (Картошка).

В огороде - желтый мяч,
Только не бежит он вскачь,
Он как полная луна,
Вкусные в нем семена. (Тыква)

Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице. (Морковь)

Лесовичёк: А теперь давайте поиграем!

Игра «Кто быстрее соберёт шишки»

Ведущий: Какой ты молодец, старичок-лесовичок! Какую хорошую игру ты для детей придумал! Только ты скажи, а где же осень? Уж ей давно быть здесь пора.

Лесовичок: Ой, совсем забыл! Так заигрался! Так она должна с минуты на минуту сюда прийти!

Ведущий: Давайте с вами, ребята, Осень, придти сюда скорей попросим,

Дети (хором): Осень, осень, в гости просим!

Осень, осень, погости неделек восемь –

С обильными хлебами, с высокими снопами,

С листопадом и дождем, с перелетным журавлем!

Под музыка входит Осень.

Осень: Вы обо мне, а вот и я,
Привет осенний вам друзья!
Не виделись мы целый год!
За летом следом мой черёд!
Вы рады встретиться со мной?

Дети: Да.

Ведущий: Милая, Осень, конечно, мы рады встречи с тобой. И готовились к ней: песни пели, и стихи учили. И сейчас тебе песню споем.

Песня Осень наступила

Осень: Какую замечательную песню вы знаете!
Разбрасывает листья, говоря
Осень: Листопад, листопад,
Листья по ветру летят,
Кленовые, берёзовые, дубовые…

Игра «Собери листочки» (кленовые – красные, берёзовые – желтые, дубовые - зелёные)

Ведущий: Ветер листьями играет

Листья с веток обрывает.

Листья желтые летят

Прямо под ноги ребят.

Танец с листочками


6 ребенок: Снова осень за окошком,
Дождик сыплется горошком,
Листья падают, шурша,
Как же осень хороша!

7 ребенок: Листья золотом расшиты,
Тропки дождиком умыты,
В ярких шапочках грибы,
Всё нам, Осень, даришь ты!

8 ребенок: Каждый листик золотой -
Маленькое солнышко -
Соберу в корзинку я,
Положу на донышко.

9 ребенок: Берегу я листики,
Осень продолжается!
Долго, долго у меня
Праздник не кончается!

10 ребенок: Осень по тропинке,
С дождиком шагает,
Клёны и рябинки
Тихо раздевает.

12 ребенок: Вмиг заворожила взоры
Огневой своей листвой,
Колоском, созревшим в поле,
Пожелтевшею травой.

13 ребенок: Одарила гостъя-осень
Урожаями плодов,
Моросящими дождями,
Кузовком лесных грибов.

11 ребенок: Опустел скворечник,
Улетели птицы,
Листьям на деревьях,
Тоже не сидится.
Целый день сегодня,
Все летят, летят…
Видно, тоже в Африку,
Улететь хотят.

Ведущий: Пока мы стихи читали

По небу тучки набежали

Хмурая погода и дождик на дворе.

Стало очень холодно в октябре.

Танец с зонтиками


Осень: Весело у вас, ребята,
Встрече с вами очень рада!
За песни, за игры спасибо.

Ведущий: Спасибо тебе, Осень, и тебе, старичок-лесовичок! Приходите к нам в следующем году!

Осень и лесовичок уходят.

Ведущий: Нам радостно, нам весело,

На празднике своём.

Пусть дети улыбаются

Осенним ясным днём!

Воспитатель: Дети, сегодня я шла на работу в детский сад и ко мне подошла красавица Осень, которая попросила меня, чтобы вы вспомнили все, что вы знаете об этом времени года (вывешивает изображение осени).

Если на деревьях

листья пожелтели,
Если в край далекий

птицы улетели,
Если небо хмурое,

если дождик льется,
Это время года

осенью зовется.

Дети: 1. Птицы улетают на юг.

2. Листья опадают.

3. Листья желтеют.

4. дни стали короче.

5. Идут дожди.

6. Стало холодно и т. д.

Воспитатель: Молодцы, я думаю, что Осени очень понравилось, что вы о ней столько знаете! А она пришла не одна, а с Бабушкой и Дедушкой. А как вы думаете, из какой они сказки?

Дети : сказка Репка

В гости к детям приходят Дедушка и Бабушка (игрушки), приносят корзину с овощами.

Дед . Ох, как много у нас овощей на огороде выросло! Очень тяжелая корзина!

Бабушка . Здравствуйте мои дорогие, все лето мы трудились - сажали да поливали, вот урожай и удался на славу!

Дед . Все овощи в корзине перемешались. Давай, бабка, попросим ребят разобрать овощи.

Бабушка . Давай, дед.

Дед выкладывает на стол все овощи и говорит : «Артем, Алина и Вера соберут в корзинку огурцы. Катя и Сережа соберут помидоры. Соня и Глеб соберут репу. А все остальные ребята соберут морковь».

Дети собирают овощи в корзину.

Дед . Все правильно собрали свои овощи? Какие молодцы!

Бабушка . Дети, а вы знаете, чем огурец отличается от помидора? (Ответы детей.) Дед, а знают ребята, чем отличается морковь от репы?

Дед . Давай у них и спросим. Дети, чем отличается морковь от репы? (Ответы детей.) Правильно, морковь оранжевого цвета, продолговатая, а репа желтого цвета и округлая. А чем они похожи? (Ответы детей.) Правильно, морковь и репа твердые, у них есть хвостик. Конечно, не такой хвостик как, например, у мышки, но тоже тоненький и длинный. (Показывает хвостик моркови, репы.)

Дед . Все эти овощи выросли у нас на огороде. Овощи очень полезные, их нужно обязательно кушать и вы вырастите большие и здоровые. Мы ухаживали за ними: сажали, поливали и снимали урожай.

Воспитатель . Дедушка, Бабушка, вы очень много трудились, чтобы вырастить богатый урожай, а теперь немного отдохните. Ребята покажут вам сказку «Репка».

Инсценировка русской народной сказки «Репка».

Посадил дед репку - выросла репка большая, пребольшая. Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытянуть не может.

Позвал дед на помощь бабку. Бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.

Кликнула бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут вытянуть не могут.

Кликнула внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут вытянуть не могут.

Кликнула Жучка кошку Машку. Машка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут вытянуть не могут.

Кликнула кошка Машка мышку. Мышка за Машку, Машка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут -вытащили репку!

Дедушка и Бабушка благодарят детей: «Какие все дружные, все вместе вытянули репку. Если делать дружно, всегда все получится. Теперь мы хотим вас угостить своими овощами».

Дедушка и Бабушка угощают детей кусочками овощей. В тарелке лежат овощи, нарезанные кубиками. Каждый ребенок одноразовой ложкой берет кусочек овоща и кладет в рот. После этого Дедушка и Бабушка спрашивают, какой овощ попробовал каждый ребенок.

Дедушка и Бабушка прощаются с детьми и уходят.

Воспитатель: А сейчас мы отдохнем и песенку для осени споем

(поют песню «Осенняя песенка» сл. Френкель, муз. Ан. Александрова)

«Осенняя песенка»
1.Погуляем, погуляем
В садике своём.
Жёлтых листьев,
Красных листьев
Много наберём.

2.Посмотрите, посмотрите,-
Вот какой букет!
Листья в вазу
Мы поставим
В нашем уголке.

Воспитатель : Осени понравилось, как вы спели, а сейчас послушайте стихотворение:

Осень очень хороша,

Осень ходит не спеша

Есть у осени наряд - золотой, золотой,

Удивляет всех подряд осень красотой.

Воспитатель : Дети, почему в этом стихотворение осень золотая.

Дети: Потому что желтый цвет листьев похож на золото.

Воспитатель : А какого цвета еще могут быть листья на деревьях осенью?(ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, а теперь посмотрите вокруг - с деревьев нападали листья,

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад…

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

чтобы было чисто и аккуратно, давайте соберем листочки!

И еще вспомним, что в лесу надо вести себя тихо, чтобы не испугать жителей лесной поляны, и не толкаться, чтобы не обидеть друг друга.

Игра «Собери листья!».

Дети (собирают листья под музыку)

Воспитатель: А листья какого дерева вы собрали?

Дети: Березы.

Воспитатель: Сделаем подарок для осени, вот на это дерево наклеим листья, чтобы оно было красивым.(шаблон дерева на ватмане)

Дети: (наклеивают под спокойную музыку)

Воспитатель: Молодцы, мне очень понравилась ваша аппликация, я обязательно покажу ее Осени! А теперь мне скажите, во что играли? Какие овощи пробовали? Кто в гости приходил? Что понравилось?

Дети (отвечают)

Воспитатель: Осень тоже не забыла о вас и просила передать вам небольшие подарки (дарятся медальоны виде осенних березовых листочков).

Конспект занятия на осеннюю тематику в детском саду. Средняя группа

Набережнева Светлана Александровна, воспитатель, ГБОУ города Москвы "Школа №285 имени В.А Молодцоа" структурное подразделение №13
Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию конспект занятия по развитию речи "Что нам осень подарила?" для детей средней группы детского сада. Данная методическая разработка может быть полезной для педагогов дошкольного образования и родителей.
Цель: Знакомство детей с природными явлениями.
Задачи: - закреплять признаки осени: стало холодно. идет дождь;
- учить различать овощи и фрукты;
- учить употреблять существительные с обобщающим значением: фрукты. овощи.
Материал: Картина "Поздняя осень". Корзина с муляжами овощей и фруктов. Кукла в осенней одежде. Зонтик. Музыкальная запись П. И. Чайковского "Времена года".
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, шла я сегодня в детский сад и увидела очень много разноцветных корабликов в лужах: красные, желтые, оранжевые. Опустится кораблик на воду и тотчас поплывет. Скажите, что же это за разноцветные кораблики?
Дети: Листья.
Воспитатель: А скажите, как называется время, когда падают листья?
Дети: Листопад.
Воспитатель: А когда бывает листопад?
Дети: Осенью.
Воспитатель: Верно. Одна из примет осени - желтые листья на деревьях. это очень красивое явление. Дети, скажите, а что стало с природой?
Дети: Стало холодно.
Воспитатель: Посмотрите на картину и скажите признаки осени.


(Дети рассматривают и называют)
Воспитатель читает стихотворение
Если на деревьях
листья пожелтели,
Если в край далекий
птицы улетели,
Если небо хмурое,
если дождик льется,
Это время года
осенью зовется.
(М. Ходякова)
Воспитатель: Давайте представим, что мы оказались в лесу.
(Включается запись с музыкой П. И. Чайковского. Вносится кукла Маша.)

Воспитатель: У нас в гостях кукла Маша.Она принесла картину, а ней что то лежит.
-Саша, иди и посмотри. что в корзине? (Ребенок достает из корзины зонтик).
- Пришла осень, стало холодно. Солнышко спряталось за тучки. Пошел сильный дождь.
- Давайте поиграем в игру "Дождь". (Проводиться игра).
Воспитатель: Мы нашли новую примету осени. Что это?
Дети: Дождь.
Воспитатель: А что же осень подарили нам с нашего огорода?
(Дети перечисляют)
Воспитатель: Я загадаю вам загадки, а вы должны их отгадать.
Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос.
(Морковь)


Что за скрип? Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я...
(Капуста)


И зелен, и густ на грядке вырос куст.
Покопай немножко: под кустом...
(Картошка)


Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а...
(Лук)


Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус,
Узнали вы, кто я? ...
(Свекла)


Как на нашей грядке
Выросли загадки
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют.
(Помидоры)

Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,
Вкусен и сырой. Кто же я такой?
(Огурец)


Воспитатель: Вы правильно отгадали мои загадки.
- А теперь Аня подойдет к кукле Маше и достанет из корзины только овощи, а Никита достанет только фрукты.
Сгруппировав овощи и фрукты, дети называют их одним словом- обобщают.
Проводиться игра "Овощи - фрукты". (На столе смешаны овощи и фрукты. Дети выстраиваются на старте в две команды: мальчиков и девочек. По сигналу воспитателя по одному ребенку из каждой команды подбирают к столу, и берут по одному овощу (девочка) или одному фрукту (мальчик), откладывают каждый в свою сторону и быстро передают эстафету другому ребенку. Выигрывает команда, котора быстрее и правильнее собирет овощи и фрукты.
Затем подводиться итог занятия вместе с детьми. Что нам осень принесла?

Программное содержание. Расширять представления детей об овощах и фруктах. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Дать представления о пользе природных витаминов. Закреплять умение образовывать слова, сравнивать, рассуждать. Воспитывать желание помогать, приходить на помощь; умение договариваться; бережное отношение к живой и неживой природе. Развивать зрительное восприятие, ориентировку в пространстве.

Материал. Слайды по сказке «Репка». Две корзины. Муляжи овощей и фруктов или картинки с их изображением. Овощи и фрукты, нарезанные небольшими кубиками; одноразовые ложки.

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Рассматривание иллюстраций с изображением овощей и фруктов; натуральных овощей, сорванных на огороде. Игра с муляжами овощей. Чтение и инсценировка русской народной сказки «Репка». Рисование и лепка овощей.

Ход занятия:

Организационный момент.

Дети входят в зал, здороваются, становятся в круг:

Мы – дружные ребята,

Возьмёмся за ладошки,

Подарим мы друг другу

Любви, тепла немножко.

(Дети берутся за руки, улыбаются друг другу)

Воспитатель : Чувствуете, какие тёплые и нежные ваши ладошки? Давайте поделимся теплом и добротой со всеми людьми на планете. (Дети выносят руки вперёд, кисти рук ладошками вверх).

Воспитатель: А теперь мои друзья все вниманье на меня. Загадаю Вам загадку

Утром мы во двор идём –

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят…

Дети: Осень!

Воспитатель: Правильно, молодцы. У меня в руках осенний листок кому листок на ладошку приземлится тот и говорит, какая погода осенью.

Если осенью идет дождь, какая погода? (дождливая)

Если осенью дует ветер, какая погода? (ветреная)

Если осенью холодно, какая погода? (холодная)

Если осенью пасмурно, какая погода? (пасмурная)

Если осенью сыро, какая погода? (сырая)

Если осенью хмуро, какая погода? (хмурая)

Если осенью ясно, какая погода? (ясная)

Молодцы. К нам пришло письмо от героев сказки, где все дружно тянули овощ. Как называется сказка? («Репка»). Слайд с героями сказки.

Дед и Бабка просят нас помочь собрать урожай на огороде. Дети, мы поможем нашим героям? (ответ).

1.Слушайте загадку: Круглый бок, желтый бок;
Сидит на грядке колобок,
Врос в землю крепко,
Что же это…
(Репка) . После каждой загадки ложу овощ на стол, рассматриваем его.

2. На грядке длинный и зеленый,
А в кадке желтый и соленый.
(Огурец) 3. Красна девица Сидит в темнице, а коса на улице.(морковь)

4. Вверху зелено, внизу красно,

В землю вросло.(свекла)

5. Сидит дед во сто шуб одет,

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает.

6. Закопали в землю в мае

И сто дней не вынимали,

А копать под осень стали

Не одну нашли, а десять.

7. Маленький и горький, луку брат.(Чеснок)

8. Как на нашей грядке

Выросли загадки

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

К осени краснеют. (Помидоры)

9. Что это за рысачок

Завалился на бочок?

Сам упитанный, салатный.

Верно, детки… (Кабачок)

10. Хоть чернил он не видал,

Фиолетовым вдруг стал,

И лоснится от похвал

Очень важный (Баклажан)

11. Он бывает, дети, разный –

Желтый, травяной и красный.

То он жгучий, то он сладкий,

Надо знать его повадки.

А на кухне – глава специй!

Угадали? Это… Перец)

Дети, а яблоко это овощ или фрукт? А какие фрукты вы знаете?

Воспитатель спрашивает: «А где растут фрукты? Где растут овощи?»

Обобщает ответы детей: «Овощи растут в огороде – на грядках, а фрукты в саду – на деревьях».

Проводится игра «Собери урожай». Дети в две корзинки сортируют овощи и фрукты.

Воспитатель . Посмотрите, сколько овощей мы помогли собрать на огороде Деду с Бабкой. Вот какая щедрая осень! Осенью собирают урожай и делают заготовки на зиму. Как вы думаете, почему люди делают заготовки осенью?

- Наверно, потому что зимой холодно идти в огород!

Воспитатель . Дети, а как вы думаете?

Обобщает ответы детей: «Осенью созревают многие фрукты и овощи, а зимой растения отдыхают».

Воспитатель . А вы знаете, ребята, какие заготовки люди делают на зиму?

Обобщает ответы детей: «Люди делают салаты; солят помидоры и огурцы, варят компоты и др. У каждой хозяйки свои секреты приготовления. Овощи и фрукты очень вкусные и полезные для человека».

А я знаю, что фрукты и овощи очень полезны, в них много витаминов.

Воспитатель . Да, все овощи и фрукты содержат много полезных веществ и витаминов. Дарит нам эти витамины сама природа! Чтобы быть здоровым, нужно кушать свежие овощи и фрукты.

Педагог предлагает детям поиграть в игру «Узнай на вкус».

В тарелке лежат кусочки овощей и фруктов, нарезанных кубиками. Каждый ребенок одноразовой ложкой берет кусочек овоща или фрукта и кладет в рот. После того как дети прожуют, педагог спрашивает, что кушал каждый ребенок. Воспитатель от имени Деда и Бабки благодарит ребят за собранный урожай и прощается с ними.

Рефлексия: дети, что мы собирали (овощи). А как называется яблоко, груша? (фрукт). А мы помогли Деду и Бабке?



Рассказать друзьям