Как общаться с малышом в животе. Как "воспитывать" ребенка еще до его рождения

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Сейчас все чаще говорят не только о пренатальной (т.е. «дорожденческой», если можно так выразиться) диагностике, но и о пренатальной психологии и даже о пренатальной педагогике. Скептики пожимают плечами, энтузиасты утверждают, что приступать к воспитанию ребенка надо чуть ли не до зачатия. Кто прав?

Попробуем рассуждать логически. Корректно ли считать стартовой точкой жизни момент рождения? Понятно, что нет. Только что родившийся ребенок обладает всеми пятью человеческими чувствами: зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом - это доказанный факт (да никто, собственно, всерьез и не подвергает его сомнению - даже самые заядлые скептики). Трудно себе представить, что все это «свалилось» на него сразу - в момент рождения. Известно, что ребенок, родившийся значительно раньше, чем ему «положено», реагирует на звуки и яркий свет. О чем это свидетельствует? По меньшей мере о том, что слуховой аппарат недоношенного ребенка уже в основном сформирован. Есть ли в таком случае у нас основания утверждать, что ребенок до рождения не видит и не слышит?

Откуда мы знаем?

Можно ли достоверно узнать, что чувствует и на что реагирует ребенок, находясь в утробе матери? В определенной степени - да. Чувственное восприятие не может не отражаться на физическом состоянии организма. Мы знаем по себе: сильное волнение заставляет сердце учащенно биться; слыша резкий громкий звук, мы инстинктивно вздрагиваем и т.д. Между прочим, именно на этой неразрывной связи между психикой и физиологией основан принцип действия пресловутого «детектора лжи», изобретенного в начале XX столетия. В первых модификациях этого устройства измеряли кожно-гальваническую реакцию человека, теперь - целый комплекс показателей, и в первую очередь - электроэнцефалограмму. Конечно, «лгуны» давно научились сознательно обманывать хитроумную машину, однако суть не в этом, а в том, что современная наука располагает весьма внушительным арсеналом средств, позволяющих по изменениям физиологических параметров человека зафиксировать его ощущения и даже (в весьма ограниченных пределах, разумеется) его мысли.

Что мы знаем?

Итак, что же достоверно известно современной науке о психо-интеллектуальном внутриутробном развитии ребенка? Не слишком много, но и не так уж мало.

Вкус и обоняние. К 13-й - 15-й неделе вкусовые рецепторы плода практически ничем не отличаются от вкусовых рецепторов взрослого человека. Между прочим, амниотическая жидкость, окружающая плод, может иметь отчетливый запах и привкус сильнопахнущих продуктов и специй, употребляемых в пищу матерью, - кэрри, тмина, чеснока, лука и т.д. (это известно еще с древности). Нет никаких свидетельств в пользу того, что ребенок в утробе может различать эти продукты по вкусу и запаху, однако известно, что недоношенный ребенок, родившийся на 34-й неделе, сразу же после рождения гораздо охотнее сосет сладковатую соску, чем безвкусную (точнее - с резиновым привкусом), - то есть способен отличить один вкус от другого и даже имеет собственные вкусовые пристрастия. Так что не исключено, что, скажем, узбекские дети с самого рождения «любят» плов, в русские - «щи да кашу»…

Зрение. Меньше всего известно ученым о внутриутробном зрении ребенка. С полной уверенностью можно сказать одно: в момент рождения ребенок лучше всего фокусирует взгляд на объектах, находящихся в 20-30 см от него (на таком расстоянии от глаз ребенка находится лицо матери во время кормления грудью).

Слух. Если о развитости обонятельно-вкусовых и зрительных ощущений плода судить довольно сложно, то абсолютно достоверно известно, что ребенок в утробе слышит! В течение большей части внутриутробного периода слух у ребенка, по всей видимости, доминирует над остальными четырьмя чувствами.
Исследования, проведенные около 10 лет назад в Белфасте, показали, что о «реактивном» - т.е. вызывающем реакцию - слуховом восприятии можно говорить уже через 16 недель после зачатия (раньше считалось, что лишь на исходе второго триместра)! Такие результаты поразили ученых: ведь это означает, что ребенок начинает слышать еще до того, как у него… заканчивается формирование ушей и слухового аппарата! Объясняют этот парадокс следующим образом: в процессе слухового восприятия на этом этапе принимает участие не только незрелый слуховой аппарат плода, но и его кожа (орган осязания , интегрирующий вибро-, термо- и болевые импульсы), а возможно, даже и кости. (У плода и у новорожденного ребенка чувства вообще практически невозможно отделить одно от другого - такое явление ученые называют «синестезией».) Полноценный слуховой аппарат формируется у ребенка приблизительно к 24-25-й неделе внутриутробного развития!

Кто лучше слышит?

Как это ни парадоксально, в каком-то смысле еще не родившийся младенец может больше, чем мы с вами: он нас слышит, а мы его - нет. Конечно, с помощью хитроумных лабораторных приспособлений можно не только услышать, но и увидеть малыша, но не переселяться же будущим родителям в кабинет акушера-гинеколога!

Для родителей, желающих начать общение со своим ребенком еще до его рождения, придумано устройство BabySound . Компактное и удобное, оно устроено по принципу электронного стетоскопа и абсолютно безвредно как для матери, так и для ребенка.

Приложите устройство к животу, наденьте наушники - и вы услышите самые удивительные звуки на свете - биение сердца вашего малыша! Что еще можно услышать? Как он ворочается, брыкается (дети есть дети!) и даже… икает (да-да, примерно с 10-й недели он частенько этим занимается)! Вы, если захотите, можете досконально изучить «распорядок дня» вашего крохи: когда он спит (а спит он немало - процентов 90 всего времени) - когда бодрствует, когда весел - когда задумчив. Вы узнаете, смешно ли ему, когда вы смеетесь (между прочим, УЗИ показывает, что, когда мама смеется, ребенок нередко начинает активно двигаться, по мере сил солидаризируясь с ее весельем), и грустит ли он, если вам плохо (согласно данным исследований, когда мама переживает стресс, у плода учащается сердцебиение, так что лучше переключиться с сиюминутной неприятности на мысли о ребенке - вы услышите, как он постепенно успокоится). А еще можно записать все, что вы услышали, на кассету и позже, уже после рождения малыша, проверить наконец, правда ли, что «внутриутробные» звуки успокаивают рыдающего младенца, настраивая его на вдумчиво-ностальгический лад.

Поговори со мною, мама…

Скептики могут сколько угодно фыркать и пожимать плечами, но мы возьмем на себя смелость утверждать, что еще в утробе матери ребенок способен к обучению! Правда, следует уточнить терминологию: родной речи вы его не научите, даже если будете говорить с ним с утра до ночи. Говоря о способности к обучению, мы имеем в виду уровень формирования рефлексов - но и это, согласитесь, немало! Например, в ответ на резкий громкий звук младенец вздрагивает, а его сердце начинает биться значительно чаще (боится?), а вот если этот звук повторяется с достаточной регулярностью, ребенок «привыкает» к нему и перестает реагировать. Успокаивающе действует на младенца и звук материнского голоса. Мало того, доказано (опять же на основании зафиксированных изменений физиологических параметров), что сразу же после рождения младенец узнает голос матери! Что это значит? Это значит, что в течение долгих месяцев, проведенных в утробе, малыш успел привыкнуть к этим звукам и - не побоимся этого слова - полюбить их!

Правда, не стоит думать, что плод в утробе слышит то же, что и мы с вами, и так же, как и мы с вами! Современная техника позволяет вести «репортаж»… прямо из матки. Американские ученые ввели в полость матки беременной женщины миниатюрный гидрофон и немедленно поняли, что материнская утроба - отнюдь не самое тихое место на свете! Чего только не слышит младенец: ток крови в материнских сосудах, бульканье и бурчание, доносящееся из маминого желудка и кишечника, звук ее голоса, пропущенный сквозь «фильтр» многочисленных препон, голоса других людей, доносящиеся извне и приглушенные солидной «звукоизоляцией»: амниотической жидкостью, плодными оболочками и материнской брюшиной… Проведите нехитрый эксперимент: принимая ванну, погрузитесь в воду с головой. Не правда ли, шум наполняющей ванну воды слышен теперь совсем по-другому, а прочие голоса и звуки доносятся как бы из другого мира? Вот вам слабая имитация того, что слышит ваш ребенок. С помощью BabySound вы можете слегка приблизить для него звучание вашего голоса к естественному (кто знает, может, так ему будет проще узнать голоса родителей после выхода из материнской утробы?). Только не напугайте малыша: как мы уже говорили, дети в утробе боятся резких и громких звуков! Можете негромким и нежным голосом… почитать ему сказку. Нет-нет, мы не собираемся утверждать, что он что-нибудь поймет, но он, возможно, запомнит ее звучание. Не так давно американский профессор психологии Энтони Де Каспер предложил одной беременной женщине на последних месяцах беременности ежедневно читать своему малышу какую-нибудь сказку. Будущая мама выбрала «Кота в сапогах». В первые дни после рождения мама, кормя ребенка грудью, читала ему «на выбор» разные сказки. Малыш начинал сосать заметно активнее, когда слышал «любимого» «Кота в сапогах». Можете дать вашему сыну или дочери послушать негромкую мелодичную музыку (что-нибудь вроде «Колыбельной» Брамса). Не все согласны с тем, что услышанная в утробе музыка влияет на дальнейшее развитие ребенка, но в том, что тихая, спокойная мелодия благотворно влияет на состояние плода, сомнений нет.

Одним словом, BabySound может стать помощником в общении родителей (причем не только мамы, но и будущего папы) с ребенком. А общение, как известно, - залог понимания!

Игры с малышами первых месяцев жизни – очень бережные и осторожные. Их главная задача – показать ребенку, что новый для него мир – добрый и невраждебный, что мама и папа очень любят кроху. Первые игры с грудничком способствуют лучшему развитию органов чувств малыша – зрения, слуха, осязания. Но они также нужны и родителям, потому что помогают установить с маленьким человечком прочную эмоциональную связь, проявить свою любовь и нежность…

Что малыш умеет?

Подбирая игры для самых маленьких, важно понимать, какие навыки и умения малыш приобретает в том или ином возрасте, что он может, что понимает, на что реагирует.

Итак, в возрасте 1 месяца ребенок способен несколько секунд удерживать голову в вертикальном положении, а лежа на животе, старается ее приподнимать. В ответ на раздражители малыш начинает двигать ручками и ножками. В течение первого месяца кроха адаптируется к условиям окружающей среды, привыкает к маминым рукам, ее голосу, запаху. В этом возрасте особенно полезны игры, связанные с прикосновениями, поглаживанием, ношением на руках, ласковыми разговорами.

К 2 месяцам ребенок уже может удерживать головку вертикально 1–1,5 минуты, реагирует на речь, поворачивает голову в сторону говорящего, замечает яркие игрушки и другие предметы. Если вложить малышу в руку погремушку, он хватает ее ладонью и крепко удерживает. На втором месяце у ребенка появляется так называемый комплекс оживления: видя лицо близкого взрослого, кроха сосредоточенно замирает, затем начинает улыбаться, двигать ручками и ножками, издавать гортанные звуки. Наибольшую пользу принесут игры с погремушками и другими звучащими игрушками, привлечение внимания к лицу взрослого, разговоры с малышом.

Три месяца – это уже совсем «солидный» возраст. Кроха уверенно держит головку, пытается переворачиваться со спины на бок, а потом и на живот. Ищет взрослого глазами, тянется за игрушкой, любит, когда с ним разговаривают и играют, заливисто смеется, гулит. Лучше всего кроха реагирует на эмоциональные игры, когда взрослый ему улыбается, произносит разные звуки, поет песенки. Не забывайте и об играх с погремушками, о первых спортивных играх для малыша, укрепляющих мышцы маленького человечка и стимулирующих движение.

1 месяц

Итак, первый месяц – период приспособления малыша к новым условиям жизни. С помощью игр поможем ему побыстрее с этим справиться.

«Посмотри на меня». Мамино лицо – самая лучшая игрушка для малыша. Наклонившись над крохой, начните ласково разговаривать с ним. Когда малыш сосредоточит взгляд на вашем лице, медленно отодвиньтесь сначала вправо, затем влево. Постепенно он научится следить за вами глазами.

«Погремушка, погреми!». Возьмите в руки яркую погремушку и потрясите ею перед крохой на расстоянии 40–45 см от его лица, привлекая внимание. Погремите справа от малыша, слева, медленно подвигайте рукой, стимулируя желание ребенка следить за игрушкой глазами. Желтый, красный, оранжевый цвета дети начинают различать раньше других. Так что первые погремушки лучше выбирать именно этих цветов.

«Ну-ка, оттолкнись!». Когда малыш лежит на пеленальном столике, подойдите к нему поближе, чтобы он оперся согнутыми ножками о ваш живот и смог оттолкнуться. Проделывайте такое упражнение почаще.

«Баю-баю, чмок». Покачивая малыша на ручках, спойте ему колыбельную песенку. А после каждого куплета целуйте то в щечку, то в носик, то в лобик.

«Хватай-ка!». Вложите свои указательные пальцы в ладошки малыша. Благодаря врожденному хватательному рефлексу кроха тут же сожмет кулачки и ухватится за пальцы. Если в это время ребенок лежит на спинке, чуть-чуть поднимите руки вверх, потянув малыша, и плавно опустите его обратно. Забава хорошо укрепляет его ручки и пальчики.

«Ай да ножки!». Возьмите в руки ножку малыша и погладьте указательным пальцем наружный край стопы. Он повернет ногу наружу. А затем погладьте внутренний край стопы. Ножка тут же развернется вовнутрь. Дотроньтесь до подушечек на стопах возле пальцев – кроха подожмет пальчики ног. Если потрогать середину стопы, пальчики распрямятся. Можно приговаривать:

Что за ножки, что за ножки
У тебя, у нашей крошки!
Скоро ножки, скоро ножки
Будут бегать по дорожке.

2 месяца

К двум месяцам расширяются и возможности ребенка, и диапазон игр.

Гримасы. Глядя на малыша, измените выражение лица: широко раскройте глаза, наморщите нос, надуйте щеки и шумно выдохните, вытяните губы. Кроху обычно забавляют мамины гримасы. Он наблюдает за ними, а когда становится чуть старше, смеется и пытается гримасничать в ответ.

«Ветерок». Подуйте малышу на ручку и скажите: «Ветерок подул на ручку. Вот ручка!» Потом легонько подуйте на носик: «Вот носик!» Дуйте на разные части тела малыша: коленку, животик, лобик, шейку и называйте их.

Яркие носочки. Малыш уже стал замечать свои ручки и может подолгу их рассматривать? Наденьте на ручки маленького наблюдателя яркие носочки. Теперь рассматривать ручки станет еще интереснее. А в следующий раз наденем носочки другого цвета и с другим узором.

«Ку-ку». Наклонитесь над малышом, поговорите с ним немножко, а затем скажите «ку-ку» и закройте лицо руками, как будто вы спрятались. Через несколько секунд уберите руки от лица: «Ку-ку, малыш!» Повторите игру несколько раз. Разнообразьте игру, закрывая лицо не ладонями, а пеленкой или ярким шарфиком.

«Хвать!». Схватить игрушку – это действие кажется нам таким простым! Но крошечному человечку нужно, во-первых, заметить предмет, во-вторых, оценить, как далеко он находится, затем заставить мышцы двигаться и, наконец, точно подвести неумелую пока ручку к предмету и схватить его. Чтобы стимулировать желание малыша захватывать предметы, чаще показывайте крохе разные игрушки, двигайте ими. А когда кроха протянет ручку, вложите в нее игрушку. Малыш ее уронил? Ничего страшного, повторите игру сначала.

«Где звенит?». Встаньте так, чтобы малыш вас не видел, и позвените в колокольчик. Пусть он попробует отыскать источник звука. Для игры всякий раз используйте разные звучащие предметы: погремушки, игрушки-пищалки, детские музыкальные инструменты, коробочки с наполнителями (крупы, фасоль) и т. п. Эта простая забава помогает развивать слух малыша.

3 месяца

Играть с трехмесячными малышами - сплошное удовольствие! Кроха уже многое понимает и радостно реагирует на внимание близких.

Любимые стихи. Когда малыш не спит, старайтесь все время с ним разговаривать – это полезно для развития речи крохи. Самое лучшее – это рассказывать ему стихи. Можно детские, а можно и взрослые, те, которые нравятся вам.

«Что мы видим?». Каждый день носите малыша на ручках и устраивайте ему экскурсию по квартире. Рассказывайте обо всем, что видите. И делайте это эмоционально: «Вот часики. Часики. Тик-так. Тик-так. А вот стиральная машина. Она стирает, гудит: у-у-у… Слышишь, как гудит? Цветочки, смотри, цветочки! Как они пахнут? Ах! Как пахнут!» Так кроха будет накапливать пассивный словарный запас и чуть позже запросто покажет, где часики, а где стиральная машина.

Бибабо. Куклы-перчатки – прекрасные помощники в играх с малышами. Когда ребенок лежит в кроватке, наденьте куклу на руку, спрячьтесь за бортик и покажите ему куклу. Пусть она подвигает ручками, похлопает в ладоши, покачает головкой, покрутится из стороны в сторону, потанцует. Кукла может поздороваться с малышом, рассказать ему сказку, спеть песенку. Зовите эту игрушку на помощь, чтобы успокоить и отвлечь плачущего ребенка.

«Музыкальный носочек». Пришейте к детскому носочку маленькую погремушку и наденьте малышу на ножку. Двигая ножкой, кроха будет слышать звон и постепенно догадается, откуда он идет. Он станет увлеченно дергать ножкой и пытаться дотянуться до погремушки рукой. В следующий раз наденьте музыкальный носочек на другую ножку. А если надеть его на ручку?

«Поем вместе». Малыш уже активно «разговаривает»? Замечательно! Попробуйте выразительно повторять все его звуки. Малыш «агу» – и мама «агу», кроха запел песенку «а-а-а» – и мама подпевает. У вас получится очень веселый дуэт!

«Свет мой, зеркальце…». Поднесите ребенка к большому зеркалу, покажите на его отражение: «Вот Мишенька!» Затем покажите, где у него в зеркале носик, глазки, щечки, ножки, ручки. Возьмите пальчик малыша и дотрагивайтесь до зеркала: «Вот Миша! Вот мама! Вот у Миши носик. Вот у мамы носик…»

«Мягкое, колючее…». Для развития тактильной чувствительности пусть малыш дотрагивается ручкой до предметов с разной фактурой поверхности и различной температурой. Обязательно все комментируйте, называйте свойства предметов. Провели ручкой крохи по шелковому покрывалу: «Вот как гладко!» Потрогали мех: «Мягенький!» Приложили ладошку к щетке: «Жесткая, колючая!» Дотронулись до кусочка льда из холодильника: «Ай! Холодный!»

«Качели». Сядьте на диван, уложите малыша животиком на свою голень, придерживая его за спинку и плечи. Немного покачайте кроху на ноге, двигая ею вверх-вниз. При этом можно приговаривать:

На качелях я лечу,
Веселюсь и хохочу!
Раскачаюсь я повыше
И рукой достану крышу…
(Ю. Каспарова)

Игр с малышами очень много! И, конечно, у каждой мамы, папы и их малыша есть свои собственные игры, ими вместе придуманные и любимые. Ведь именно они по-настоящему сближают родителей и детей, учат их любви, заботе, взаимопониманию.

Уже никого сегодня не удивляет тот факт, что малыш все слышит, чувствует и понимает, находясь еще в утробе матери. Он так же радуется, хмурится грустит, боится как и мама. Закономерно, что возникает желание пообщаться с ним, установить контакт, приласкать, утешить, поиграть.

Учеными проводился интересный эксперимент с беременными женщинами. Они получали задание во время общения с ребенком в одно и то же время читать ему одно и то же стихотворение (петь песенку, «писать» пальцем на животе букву или знак). Невероятно, но после рождения малыши узнавали стихотворение, мелодию, картинку с изображением. Так во что же играть с еще неродившимся малышом? Давайте об этом и поговорим.

Общение с неродившимся ребенком закладывает прочный фундамент в его предстоящую жизнедеятельность после рождения. Касается это прежде всего таких аспектов его жизни, как адаптация, восприятие мира, развитие (эмоциональное, физическое, интеллектуальное). И чем раньше начнется такое общение, тем раньше будет отклик, тем больше плодов оно принесет. Играть могут мама и папа, а также старшие дети. Это сблизит всех, усилит позитивные переживания, связанные с ожиданием прибавления в семье.

Обязательным условием этих игр является непосредственный контакт с мамой (прикосновения, поцелуи, объятия, держание за руку, прикосновение к животику). Общаться с неродившимся малышом следует эмоционально. Он ждет рассказа о том, как его ждут, как все счастливы, какой он замечательный. От этого у ребенка формируется чувство безопасности и защищенности, которые позже позволят быть малышу более уверенным и активным. А значит – малыш получит возможность развиваться, расти и быть счастливым!

Игра «Мы тебя любим!»

Эта игра поможет развивать эмоциональные контакты между всеми членами семьи и неродившимся малышом. Играть в нее нужно как можно чаще.

В минуты, когда никто никуда не спешит, возьмитесь за руки, обнимитесь и поцелуйтесь. Скажите своему малышу, что вы его любите, что он надежда для папы и мамы, что вы его очень ждете и рады, что он есть.

Игра «Слушаем музыку».

С помощью этой игры вы сможете изучить музыкальные предпочтения крохи.

Со временем у вас образуется список музыкальных произведений, которые предпочитает ваш малыш. Тогда вы сможете использовать их, организовывая общение, отдых, сон. Также вы будете знать, какая музыка вызывает беспокойство, протест. Музыка поможет вам лучше понять ребенка.

Начинать слушать музыку лучше тогда, когда малыш беспокоен. Примите удобное положение, включите музыку, глубоко вдохните и медленно выдыхайте. Постарайтесь расслабиться, положив при этом руки на живот в то место, куда наиболее часто ударяет малыш и начните неторопливую беседу. Ласково поглаживайте живот. Если малыш быстро успокаивается – музыка ему приятна, если нет – выключите музыку и попробуйте договориться еще раз.

Игра «Здравствуй, это мы…».

Игра поможет наладить с ребенком позитивный эмоциональный контакт. Играть можно каждое утро. Тогда малыш привыкнет и сам будет требовать общения в это время.

Утром, еще в кровати, прикоснитесь к животику и пожелайте малышу доброго утра и здоровья. Можно попробовать делать это вместе одновременно.

По аналогии предыдущей проводится игра «Спокойной ночи…».

Игра «Я твой папа (твоя мама)…».

Эта игра поможет развивать у малыша дифференцированное восприятие близких людей. Если общаться ежедневно, малыш может по-разному реагировать на разных взрослых, которые прикасаются к животику. Можно попробовать придумать разные способы прикосновений к животику с одной и той же (для мамы, папы, сестренки…) фразой. Попеременное общение дает малышу возможность уловить разницу между близкими людьми.

Игра «Ныряем вместе».

С помощью этой игры вы вместе с малышом готовитесь к родам. Умение задерживать дыхание до 1 минуты пригодится вам во время родов. Тренируйте выносливость малыша и свою!

Возьмите часы с секундной стрелкой. Сядьте удобно, подышите ровно и глубоко, сделайте глубокий вдох, задержите дыхание. Начните с 20 секунд. Постепенно доведите время задержки дыхания до 1 минуты.

В эту игру хорошо играть в воде. Малыш будет с удовольствием плавать вместе с вами, а ныряние будет естественным и очень полезным.

Игра «Подводное плавание».

Позволяет закрепить навыки задержки дыхания.

Похожа на предыдущую игру. Только нужно полностью погрузиться под воду и проплыть некоторое расстояние под водой. Чем активнее будет в этих играх ваш малыш – тем лучше. Такие упражнения позволяют укрепить его мышечный корсет и выносливость.

Игра «Марафонец».

Игра, позволяющая тренировать мышцы и выносливость малыша.

Определите маршрут, на котором будет как ровная дорога, так и спуски и подъемы. В зависимости от вашей подготовки определите темп движения. Чередуйте быструю ходьбу с медленной. Преодолев участок пути останавливайтесь, хвалите кроху за его активность и помощь. В конце пути похвалите малыша за послушание, помощь и активность!

Игра «Удивительный мир».

Эта игра поможет развить навыки общения и восприятия окружающего мира.

На прогулке общайтесь с малышом, рассказывая ему обо всем, что вы видите. Прикасаясь к животику, используйте слова: «Я покажу тебе…», «Посмотри, как красиво…», «Я иду по… я расскажу тебе….» и т.д.

Игра «Ты скоро родишься…».

С помощью этой игры вы будете совершенствовать навык общения, выработаете уверенность и позитивный настрой у ребенка.

На последнем месяце беременности общайтесь с ребенком уверенным, спокойным голосом. Говорите крохе, как вы его ждете и любите, как хотите его обнять, взять на руки, защитить. Не забывайте поглаживать животик!

Игра «Не бойся, я (мы) рядом».

Эта игра уже для родзала. Если вы сами – играйте сами. Если с вами муж – играйте по очереди. Прикасаясь к животику, поглаживая его, говорите: «Милый, я рядом, мы вместе…», «Не бойся, мама и папа с тобой, все будет хорошо, не беспокойся», «Мы ждем тебя!» и т.п.

Игра «Здравствуй, родной!».

Первый контакт! Как он важен. Важен для всех – пусть каждый член семьи, впервые увидев малыша, обнимет его и скажет: «Здравствуй, родной. Наконец-то мы вместе…», «Я буду защищать тебя!», «Мы так долго ждали тебя…».

По материалам книги Кузин М.В. Эмбриональная педагогика: игры с еще не родившимся малышом / М.В.Кузин. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 251 с.

Вконтакте

Трудно передать чувства женщины, узнавшей о зародившейся внутри нее новой жизни. Радость, смятение, тревога, гордость… И все же у будущей мамы есть счастливая возможность показать окружающим свои чувства (как знакомы мамочкам ручьи слез и приступы смеха), рассказать близким о своих переживаниях. А как же малыш? Он еще совсем кроха, но это не значит, что он ничего не чувствует. Что же происходит с малышом в такой прекрасный период жизни женщины, когда она с трепетом ощущает, как растет и развивается внутри нее маленький человечек? С самого момента зачатия ребенок (а для счастливых будущих мамочек это уже их любимый малыш, а вовсе не эмбрион или плод!) без устали развивается, растет, адаптируется к своей новой жизни. Впереди столько всего интересного, приходится начинать учиться еще в животике у мамы! Тактильная, или кожная, чувствительность возникает примерно на 8 неделе внутриутробной жизни и дальше совершенствуется с каждым днем. Еще никто не догадывается о Вашей беременности, малышу исполнилось только 9 недель внутриутробного развития, а с помощью ультразвука уже можно увидеть, как малыш двигает ручками и ножками, сжимает кулачки, открывает ротик, глотает и даже пробует сосать свой пальчик. А это что? Какой-то интересный канатик! И его потрогаем! Он такой толстенький и упругий. Игра с пуповиной тоже помогает развивать кожную чувствительность. Давление на животик, при котором происходит изменение объема матки, также не остается незамеченным. Если будущая мама задумается и положит во время чтения книжку на свой живот, часто следует незамедлительная реакция - малыш начинает толкаться! Будущие родители могут пообщаться со своим чадом путем прикосновений. Во время бодрствования малыша, когда он начинает двигаться, можно тихонько погладить или нежно постучать по животику мамы в том месте, где ощущаются движения. Ребенок скорее всего ответит Вам, толкнув Вашу руку своей ножкой или ручкой. Ласковые прикосновения мамы очень важны для развития крохи. Мама делает массаж своего округлившего животика, смазывая его кремом или маслом?- Малыш при этом тоже получает свою порцию нежных поглаживаний. Малыш по мере "взросления" становится чувствительным к эмоциям, которые испытывает будущая мамочка. Если мама чем-то взволнована, то ребенок тоже переживает похожие чувства - стресс, возбуждение, радость. Гормоны, появляющиеся в крови матери во время таких переживаний, передаются и малышу. Например, мама испытывает страх, в кровь выбрасывается гормон адреналин, часть которого через плаценту передается малышу и вызывает у ребенка сердцебиение, возбуждение и резкие движения. Мамочка включила любимую музыку, отдохнула, успокоилась - малыш успокоился тоже. Такие стрессы, если они не постоянные, а происходят только иногда, даже полезны для развития крохи - он узнает разные эмоции и учиться реагировать на них. Поэтому, если Вы расстроены, устали или даже пережили очень сложный эмоциональный момент, нужно постараться расслабиться самой, погладить животик и поговорить с Вашим чадом, уверив его (и себя!), что все будет хорошо, а горести проходят, и вы вместе со всем справитесь. Так и будет! Научные исследования показали, что чувство слуха у малышей начинает развиваться уже на 15-20 неделе после зачатия. Если на живот женщины положить какой-нибудь источник звука, то у ее ребенка, достигшего 25 недель внутриутробного развития, возникает учащенное сердцебиение, и он начинает активно толкаться. Можно попробовать представить, какие звуки слышит Ваш еще не рожденный малыш. Приложите ухо к груди кого-нибудь из ваших близких (хорошо подойдет могучая грудь любимого мужа!). Что можно услышать? - удары сердца, урчание в животе, бульканье, шелест. Подобные звуки слышит и Ваш ребенок, только они приглушены околоплодными водами. И после рождения такие звуки будут утешать и успокаивать малыша, ведь они сопровождали его 9 месяцев! Известно, что многие новорожденные успокаиваются, если слышат сердцебиение мамочки, записанное на кассету! Голос любимой мамы особенно привлекает внимание крохи. Он учится различать интонации, тембр голоса и после рождения выделяет ее голос из множества других. Также малыш может слышать голос папы, особенно если будущий папа будет "разговаривать" с животиком. Может быть, это выглядит немного забавно, но дает возможность и папе, и малышу наладить контакт еще до момента рождения ребенка. Старшие дети тоже могут поучаствовать в таком общении. Моя дочка в возрасте 1 год 3 месяца ложилась ухом на мой округлившийся живот, где, как она знала, "живет ляля" и кричала "да-да-да", как она обычно разговаривает по телефону! Конечно, звуки, доносящиеся до ребенка в животике мамы, звучат по-другому, чем снаружи, так как приглушаются жидкостью, в которой плавает малыш - околоплодными водами. Когда мы находимся под водой, например, в бассейне, то можем слышать голоса и звуки, но они доносятся до нас немного искаженными, глухими. Примерно так воспринимает звуки внешнего мира и ребенок. Нельзя не отметить, что малыши в животиках очень музыкальны, при этом они имеют свои пристрастия. Обычно классическая музыка успокаивает малышей, а громкая ритмичная может вызвать возбуждение. Если будущая мамочка будет часто слушать определенную мелодию, допустим, перед сном, или напевать колыбельную, то родившийся малыш узнает эту мелодию или песенку, и она поможет ему быстрее заснуть. И все звуки, которые малыш слышит еще до рождения, стимулируют развитие ребенка, служат для познания внешнего мира. Может ли видеть еще не родившийся ребенок? По-настоящему зрение ребенка начнет "действовать" только после его рождения, а примерно до 25-26 недели глазки малыша еще прикрыты веками. Да и что рассматривать в полости матки? Вот если мамочка решила позагорать на солнышке и животик греется под прямыми солнечными лучами, то меняется уровень освещенности в "домике" малыша, и он может забеспокоиться - увеличится частота сердечных сокращений, он будет больше двигаться. Но глазные мышцы все равно нужно тренировать: уже с 16 недели беременности можно зафиксировать движения глазных яблок, которые постепенно становятся интенсивнее. С 25 недели кроха может приоткрывать веки и моргать. Такие навыки пригодятся после рождения, когда придет время увидеть мир во всем его многообразии. Питается малыш пока еще с помощью мамочки - через пуповину, но прекрасно умеет различать вкус предлагаемой пищи. Уже на 10 неделе происходит закладка вкусовых рецепторов языка, а к шестому-седьмому месяцу внутриутробного развития их становится даже больше, чем у взрослого человека. Такие детки способны уже различать соленое, горькое, кислое и сладкое. Малыш, плавая в околоплодных водах, не забывает иногда глотать немножко, но не для того, чтобы покушать. Околоплодные воды содержат гормоны, белки, другие вещества, а также соль и сахар, а через плаценту поступают еще различные "вкусовые добавки" (в зависимости от того, что поела мамочка!). Малыш, пробуя околоплодную жидкость, обучается различать вкусовые оттенки и формирует свой вкус. Если мамочка любит острые приправы и будет часто употреблять их во время беременности, вполне возможно, что малыш после рождения разделит ее вкусовые пристрастия. Как мы видим, все 9 месяцев беременности малыш уже вовсю готовится к новой жизни, учится, развивается, общается с нами. Жизнь нашего любимого крохи начинается не в момент рождения, она началась еще в момент зачатия, и важно как можно раньше наладить близкую связь с малышом, и уже сейчас, когда он еще в животике, говорить ему слова любви, дарить ему ласковые прикосновения и петь колыбельные. И тогда мы сможем радостно сказать новорожденному крошке "Здравствуй! Вот мы и встретились, наконец! Я так тебя люблю!"



Рассказать друзьям