Духовно-нравственное воспитание школьников (фгос): мероприятия. Духовно-нравственные ценности личности в семейном воспитании

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
1

Статья посвящена переосмыслению проблем духовности и нравственности, определяющих формирование личности в условиях социальных изменений. Система духовно-нравственных ценностей способна обеспечить необходимое стабильное существование и развитие общества, как единого социального организма. В такой системе духовные ценности обеспечиваются уникальной традиционностью, которая уже имеет в своей основе необходимые нравственные и этические принципы. Целевая функция ценностей должна состоять не только в достижении современной личностью разного рода материальных благ, но главное – в духовном личностном совершенствовании. В статье утверждается, что в социокультурном пространстве современного общества духовность и нравственность способствуют формированию сознания человека и определяют его поведение и деятельность. Они применимы в качестве оценочного основания ко всем сферам человеческой жизнедеятельности, оказывают значительное влияние на процесс формирования личности на социокультурном уровне, становятся предметом культуры. По мнению авторов, духовно-нравственные ценности содержат в своей основе две группы социальных процессов: духовно-продуктивную деятельность, направленную на производство духовных ценностей, и деятельность по освоению социального опыта, духовных ценностей, накопленных человечеством в ходе своего развития.

духовность

нравственность

общество

культура

духовная культура

личность

общественное сознание

1. Бакланов И.С. Тенденции социальной динамики и когнитивные процессы: на пути к обществу ультрамодерна // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. – 2008. – № 4. – С. 67–73.

2. Бакланов И.С., Душина Т.В., Микеева О.А. Человек этнический: проблема этнической идентичности // Вопросы социальной теории. – 2010. – Т. 4. – С. 396-408.

3. Бакланова О.А., Душина Т.В. Методологические основания современных концепций общественного развития // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. – 2011. – № 2. – С. 152–154.

4. Ерохин А.М. Культурологический аспект формирования религиозного сознания // European Social Science Journal. – 2013. – № 11–1 (38). – С. 15–19.

5. Ерохин А.М., Ерохин Д.А. Проблема «профессиональная культура ученого» в контексте социологического знания // Вестник Ставропольского государственного университета. – 2011. – № 5–1. – С. 167–176.

6. Говердовская Е.В. Культурно-образовательное пространство Северного Кавказа: ориентиры, проблемы, решения // Гуманитарные и социальные науки. – 2011. – № 6. – С. 218–227.

7. Говердовская Е.В. О стратегии развития высшего профессионального образования в поликультурном регионе // Профессиональное образование. Столица. – 2008. – № 12. – С. 29–31.

8. Камалова О.Н. Проблема интуитивного познания в иррациональной философии // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2010. – № 4. – С. 68–71.

9. Колосова О.Ю. Духовная сфера: универсализм и самобытность // European Social Science Journal. – 2012. – № 11-2 (27). – С. 6–12.

10. Колосова О.Ю. Духовно-экологическая детерминация современного цивилизационного развития // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2009. – № 14. – С. 104–109.

11. Колосова О.Ю. Эколого-гуманистические ценности в современной культуре // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2009. – № 2. – С. 108–114.

12. Лобейко Ю.А. Паритет здоровьесберегающего профессионального образования будущих педагогов в контексте антропологического подхода // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2012. – № 4. – С. 33–40.

13. Матяш Т.П., Матяш Д.В., Несмеянов Е.Е. Актуальны ли мысли Аристотеля о «хорошем обществе»? // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2012. – № 3. – С. 11–18.

14. Несмеянов Е.Е. Проблема преподавания религиоведения и духовно-нравственной культуры в поликонфессиональном регионе // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2010. – № 3. – С. 94–95.

15. Редько Л.Л., Асадуллин Р.М., Галустов А.Р., Перязев Н.А. Педагогические вузы должны измениться // Аккредитация в образовании. – 2013. – № 6 (66). – С. 65–68.

16. Шефф Г.А., Камалова О.Н. Некоторые аспекты проблемы гносеологического статуса религии в русской религиозной философии: С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, С.Л. Франк // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2013. – № 4. – С. 31–34.

Оказывая существенное влияние на духовное состояние общества, духовность и нравственность находят свое выражение в способах и целях духовной деятельности в социуме, в характере удовлетворения потребностей общества, в целостном проявлении мироощущения социального бытия . Они, распространяясь, утверждаются через социальные институты, в духовной сфере жизнедеятельности общества .

Особенно актуальным является вопрос сохранения и современного восприятия духовно-нравственных традиций, их влияния на ценностные ориентации личности в условиях смены парадигм в мировоззрении. События, происходящие в духовно-нравственном и социокультурном пространстве общества, позволяют говорить о том, что в социуме на данный момент весьма заметно ощущается недооценка духовно-нравственных традиционных ценностей, которые издавна являлись неотъемлемой частью жизни и развития нации.

Необходимость выработки новой духовной парадигмы требует концептуального прояснения самого феномена духовности, характеризующегося абстрактностью в обыденном сознании и отсутствием общепринятого понятия на теоретико-философском уровне . Традиционные духовные и нравственные ценности занимали и будут занимать главное место среди категорий философии. Именно вокруг явлений духовно-нравственной жизни человека в основном осуществлялось становление отечественной мысли, определяя направление развития философии и в наше время. Место традиционных духовных и нравственных ценностей в обновленном обществе, несомненно, должно являться центральным, несмотря на тот факт, что в социокультурном пространстве множество опасных процессов и явлений, деструктивно влияющих на каждую личность и общество в целом . Современная материальная культура создает внутри себя антидуховные и антитрадиционные структуры, которые являются только внешним отражением вековых духовно-нравственных ценностей, по сути же являющимся неверным направлением в процессе осознания личностью истинной традиции. Такие структурные образования чрезвычайно опасны для развития всей цивилизационной культуры .

Нравственность в осмыслении феномена духовности в значительной мере определяется тем, что фактически под духовным возрождением подразумевается нравственное возрождение как возможный фундамент экономико-правовой и социально-политической стабильности. Формирование и усвоение духовных и нравственных ценностей - это процесс, обусловленный общественным характером отношений, определяющий развитие человеческого общества. Одна из основ социального взаимодействия в обществе - усвоение нравственных ценностей. Усваивая определенные духовные и нравственные ценности, человеку необходимо придерживаться традиционных путей такого достижения, которыми пользовались его предшественники и преемственность которых обеспечивается традицией. Этот момент духовного совершенствования человека позволяет утверждать, что основным условием ценностных ориентаций личности в современном обществе должно стать сохранение вековых духовно-нравственных традиций .

Социально-философское осмысление традиции позволяет выявить в ее структуре ряд особых качеств, среди которых наиболее важными являются характеристики непрерывности и преемственности, позволяющие традиции осуществлять свою основную функцию сохранения многовекового опыта народа и существовать в качестве важнейшего фактора трансляции социальной стабильности в обществе.

Феномен традиции органически укоренен в прошлом времени, а его воспроизводство происходит в насущной жизнедеятельности, и, опираясь на современную реальность определяет истинность человеческих поступков и действий в будущем . Очевидным также является и то, что адаптация традиций в социуме к современной действительности происходит только благодаря их культурному проявлению во всех областях как материальной, так и духовной жизни общества .

Фактор единства материального и духовного в обществе является главным в понимании природы возникновения и поддержания стабильности и преемственности развития социума, и здесь можно говорить о духовности народа, являющейся силой, которая не только сплачивает людей в сообществе себе подобных, но и обеспечивает единство душевных и телесных сил отдельного индивида.

Духовность в качестве особого феномена, являющегося неотделимым от насущного человеческого существования, обуславливаясь прошлым и опираясь на процессы современной действительности, придает содержательность человеческой жизни, направляет ее по определенному пути, и здесь важнейшую роль играет традиция, обеспечивающая преемственность и непрерывность развития общества. Духовная чистота, решимость исполнить все нравственные принципы и требования, которые содержатся в неизменном виде благодаря традиции, обеспечивается производной от духовности категорией «нравственность».

Нравственность есть проявление духовности. Духовность и нравственность в социально-философском аспекте являются во многом сходными категориями, поскольку их проявление почти всегда основано на личностном восприятии и последующем воспроизведении в обществе, важную роль в котором играет традиция.

Традиция является неотъемлемым условием позитивного существования и развития современного социума и выражается в обществе посредством сложной системы моделей и стереотипов жизненного поведения, духовной и нравственной практики народа, доставшихся нам от наших предков и существующих в современном социокультурном пространстве в качестве неоценимого духовно-нравственного опыта .

Духовность и нравственность являются основой ценностной ориентации личности. Ценности существуют как в материальном, так и в духовном мире человека. Материальная составляющая феномена традиции является инструментом отражения духовного начала, особого нравственного мира личности, подобно тому, как тот или иной символ, изобретенный самим человеком, несет в себе выражение духовного подтекста явления, материализуемого данным символом. В случае существования традиции в обществе без указанной духовной предпосылки ее возникновения она была бы обречена на периодическое исчезновение вместе с соответствующим поколением или индивидом, искусственно материализовавшим ее. Однако именно реальный человеческий мир, его материальное бытие с неизменными проблемами существуют в качестве инструментов изменения традиций, дополнения их определенными новациями и даже толчком к отмиранию таковых с учетом их актуальности. Традиции порождают ценности и сами являются ценностью для индивида и общества, а значит, в исследовании сущности традиции необходимо вести речь о взаимодействии в ее рамках духовной и материальной составляющих, их тесного соединения как феноменов в жизни современного общества и личности . Смысл существования отдельной личности составляет духовно-ценностную среду жизни индивида в социуме. Личность всегда способствует развитию ценностных взаимоотношений в обществе.

Духовность и нравственность, определяя основные приоритеты современного общества, способствуют укреплению стабильности и устойчивости его существования, инициируют социокультурную модернизацию и дальнейшее развитие . Формируя самобытность, они были и остаются доминантой для создания необходимого духовно-нравственного ядра, в основе которого общественное сознание, на основе которого развивается социальная жизнь.

Построение той или иной духовно-нравственной системы происходит на основании процессов современного развития общества, но его базой, так или иначе, является коренная традиция прошлого, играющая основную конструирующую роль. Способность традиции духовно обогащаться, впитывая в себя определенные новации, не противоречащие, а иногда полностью соответствующие традициям, необходимо рассматривать как процесс возникновения новых социальных связей, как условия модернизации общества.

Вопреки богатому духовно-нравственному наследию, тот или иной этнос достаточно долго находится под влиянием информационно-культурного воздействия. Формирование духовной сферы осуществляется путем проекции чужеродных псевдокультур в сознание индивида, когда государство, общество, человек разлагаются изнутри . В такой ситуации стали отчетливей определяться изменения в системе традиционных духовных ценностей, стала особенно заметна важнейшая роль традиции в жизни человека и ее воздействие на положение в духовно-нравственной сфере жизни всего социума.

Современное общество находится под воздействием фактического доминирования массовой культуры, которая опирается на достижения технологического прогресса, но не затрагивает сущности духовной культуры как феномена человеческого бытия . Массовая культура пытается выступить в роли инструмента модернизации духовно-нравственной традиции, по сути, полностью изменяя ее сущность, что несет в себе опасность подмены изначального смысла понятий духовности и нравственности, собственно и осуществляющих процесс общественного развития.

Традиционные духовные и нравственные ценности носят всеобъемлющий характер. Духовно-нравственная традиция в качестве определенного инструмента наследования культурных достижений общества призвана способствовать сохранению «социальной памяти», или так называемой «культурной преемственности» в обществе, особой духовной связи между многими поколениями людей. Данная характеристика духовно-нравственной традиции также является необходимым условием противостояния нарастающему влиянию мировых глобализационных процессов, тенденция к усилению которых в последнее время становится все более заметной.

Современное место духовно-нравственных традиций в социокультурном пространстве общества, несомненно, должно являться центральным, но их роль в обществе подвергается множеству опасных процессов и явлений, по-своему разрушающих отдельную личность. Поиск духовных ориентиров, которыми будет руководствоваться общество в XXI веке, по мнению многих исследователей, предполагает анализ и четкое понимание каждым индивидом в рамках процесса общественного бытия особого места и роли духовно-нравственных традиций как системообразующих ценностей.

Мировой исторический опыт позволяет говорить о том, что довольно часто религия становится структурной основой, главной организующей силой бытия общества и личности. В культурном пространстве современного общества все более значимым становится процесс возрождения традиционных религий . В настоящее время интерес к религии связан с тем, что она представляет собой ориентир для самых высоких чувств и стремлений личности, традиционный пример поистине нравственного поведения человека. Говоря о христианской религии, можно утверждать, что она вновь стала элементом социально-философской мысли, носительницей общечеловеческих ценностей нравственности и духовности. Социум через особое социально-философское мировоззрение органически связан с религиозным мировоззрением . Христианская и, в частности, православная духовно-нравственная культура как чрезвычайно глубокая и разнообразная система человеческого бытия формирует личность не только в религиозном ее понимании, но и в понимании социально-философском. В таком контексте, личность постоянно находится в процессе совершенствования своего духа с помощью фундаментальных нравственных и этических установок христианской религии. Христианская духовная этическая система благодаря свойствам всеединства и общезначимости, кроме возможности решения конфликтов, возникающих внутри социокультурного организма, несет в себе силу, позволяющую регулировать духовно-нравственное становление отдельного индивида. Так, одной из приоритетных целей гуманистически ориентированной системы современного образования является воспитание духовности подрастающего поколения .

В условиях формирования духовного состояния общества совершенно необходимой является продуманная и целенаправленная государственная политика в области формирования духовных и нравственных ценностей. Эта политика должна быть частью единой стратегии изменений жизни общества, включающих в себя позитивные социальные изменения в области культуры, образования и воспитания.

Рецензенты:

Бакланов И.С., д.ф.н., профессор кафедры философии факультета истории, философии и искусств Гуманитарного института, ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь;

Каширина О.В., д.ф.н., доцент, профессор кафедры философии факультета истории, философии и искусств Гуманитарного института, ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь.

Работа поступила в редакцию 06.03.2015.

Библиографическая ссылка

Гончаров В.Н., Попова Н.А. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-7. – С. 1566-1569;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=37195 (дата обращения: 14.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Статья из опыта работы. Возрождение и развитие базовых духовно-нравственных ценностей в современном образовании. Статья из опыта работы.

Филиппи Надежда Викторовна, учитель технологии МБОУ "Хомутинская СШ" Омской области Нижнеомского района.

Описание материала. Предлагаю вашему вниманию стаью из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию школьников.Статья будет полезна для учителей, педагогов дополнительного образования,а также для тех кто стремится к воспитанию духовно-нравственной личности.

Цель работы: привлечение внимание к воспитанию духовности и нравственности у подрастающего поколения.

«Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает». Это народное изречение Я.А.Коменский избрал в качестве эпиграфа к «Правилам поведения, собранным для юношества в 1653 году», что свидетельствует о большом значении, которое великий реформатор придавал нравственному формированию молодого поколения. Прошли столетия, но духовно-нравственное воспитание остаётся одной из важнейших проблем в современном воспитании.
Работая в этом направлении, перед коллективом педагогов нашей школы встал вопрос: «Осознают ли дети нравственную сторону взаимоотношений?». Чтобы это определить, мы предложили младшим подросткам написать сочинение на тему: «Что мы ценим в людях».
Все дети отдали предпочтение таким нравственным качествам личности, как доброта. Справедливость, способность к дружбе, любви, смелость. Далее мы предложили написать им тест «Незаконченное предложение» -Счастье-это…, доброта-это…, настоящий человек-это…, любовь-это…. Младшие подростки так рассматривают критерии счастья: это радость(50%), материальные блага (45%), хорошие отметки, хороший классный коллектив (около 10%). Нравственно незрелые подростки счастье видят только в материальных благах (деньги, подарки).
Нужно заметить, что школьники понимают, что значит быть нравственным, высоко ценят доброту, справедливость, дружбу, любовь, счастье, смелость. Но, с другой стороны, они вкладывают в эти понятия односторонний смысл: это их должны любить, к ним относиться справедливо. Справедливость они понимают как щедрость («у меня не было ручки, а он мне дал»; «я потеряла, а она нашла и отдала мне»).
Примерно треть школьников затрудняются чётко дать определение понятию «дружба» («это когда я дружу», «дружба это дружба» и т. д.). Понятие любовь многие младшие школьники высмеивают, а о родительской любви, тем более любви к Родине вообще не говорят.
При описании настоящего человека дети отмечали признаки, касающиеся трудовой деятельности, артистических способностей, моральные качества. Но нравственно зрелых ответов было немного. Размышляя об идеале, приоритет дети отдают внешним качествам, хотя не отрицают роли нравственного аспекта. Есть основания считать, что этот факт объясняется, прежде всего, отсутствием у подростков разносторонних и устойчивых общественно-направленных мотивов.
В целом представления младших подростков о нормах нравственности отличаются расплывчивостью, имеют явную тенденцию, с одной стороны к расширенному толкованию (нравственный человек-это хороший человек), а с другой стороны к суждению этого понятия (нравственный человек- это тот, кто дарит подарки, делится с другими, слушается взрослых).
Надо отметить, что никто из детей не сомневается в необходимости норм и правил поведения, в стремлении и умении им следовать. Но отнюдь не во многих анкетах встречается осознанное понимание нравственных понятий, большинство младших подростков испытывают явные трудности при их определении.
Исходя из всех исследований и наблюдений, мы сделали вывод о том, что нужно строить воспитательную систему так, чтобы добиться систематизации и углубления нравственных представлений младших подростков. Необходимо так же, чтобы нравственное поведение разносторонне и полно стимулировалось системой предъявленных к подростку требований. Поэтому мы считаем, что развитие духовно-нравственных ценностей – должно стать одним из основных направлений работы нашей школы. При этом необходимо учить учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей. Главной задачей деятельности нашей школы является создание условий для формирования у учащихся нравственной культуры миропонимания, осознания исторического прошлого и будущего и своей роли в нём.
В нашей школе уже много лет существует детская организация «Юность», центром её руководства является комитет самоуправления школы, в который входят обучающиеся 5-11 классов. Все дела, которые проводятся в организации, способствуют формированию духовно-нравственных качеств у детей.
В школе силами учителей и детей восстановлен историко-краеведческий музей. Ребята с интересом его посещают и работают в нём, именно здесь закладываются основы деятельной гражданской позиции. Прошлое достойно уважения. Хотя не всё может вызвать восторг и радость. Разрушение исторического самосознания народа очень опасно для страны. Могучим средством обучения и воспитания, приобщение детей и подростков к миру духовных ценностей является школьный музей, так как ему присуще множество учебно –воспитательных и социально-культурных функций. Человек, который недрогнувшей рукой выбрасывал и выбрасывает в макулатуру и на свалку старые письма и фотографии, старые вещи, не понимал и не понимает, что выбрасывает не чью-то, а свою родословную, становится духовно нищим.
В нашей школе КСШ и историко-краеведческий музей работают совместно, ребята входят в совет и актив музея. Ими проводится активная поисковая работа по сбору материалов и их систематизации. Собран материал об основных этапах развития села, школы, о первых переселенцах.
К 70-летию Победы была оформлена Книга памяти нашего села, в которую внесены все ветераны Великой Отечественной войны.
Школьный музей является центром воспитательной работы. На его базе проводятся классные часы, беседы, экскурсии, встречи.
Возрождается традиция встреч с тружениками села, ветеранами труда. Праздник урожая, праздник хлеба - это КТД, которые проходят у нас в школе с участием всех классов, приглашаются комбайнёры, водители, работники тока, пекари. На КТД «Хвала рукам, что пахнут хлебом» были приглашены ветераны труда, женщины пенсионерки, которые работали в сельской пекарне в 1970-80-х годах. Такие встречи не проходят бесследно ни для ребят, ни для гостей. Пожилые люди, приглашённые в школу, на встречу с детьми чувствуют свою значимость, им приятно, что о них не забыли, они с удовольствием делятся жизненным опытом с ребятами. Ребята же начинают уважительно относиться к людям любой профессии, пожилым людям.
Уважение к старшему поколению, преклонение перед их героическим прошлым очень важный компонент воспитания. Их жизнь может служить образцом для подражания и этот кладезь духовной жизни необходимо использовать для воспитания юношества. К сожалению, ветеранов Вов в селе не осталось. Поэтому ребята идут к ним сами с подарками и небольшими концертами. В глазах стариков одновременно светится счастье и блестит слеза. Ребята расстаются с ветеранами под большим впечатлением, удовлетворённые выполненным долгом.
В воспитании духовно-нравственных качеств не малую роль играют встречи с участниками локальных войн в Афганистане, Чечне, Дагестане и др. Активом музея собран материал о выпускниках нашей школы участниках Афганской войны. В день вывода войск из Афганистана в школу был приглашён выпускник нашей школы, участник афганской войны Сергеев В.М., награждённый медалью за отвагу и Орденом Красной звезды за спасение командира отряда от душманов. Ребята с интересом слушали героя и гордились тем, что сидят за теми же партами, за которыми когда-то сидел их гость, что живут с ним в одном селе. Они очень много задавали вопросов, каждый хотел постоять рядом с героем, потрогать рукой Орден Красной звезды.
Такие же яркие впечатления произвела на ребят встреча с Гвардии сержантом Константиновым Н.Н.- тоже выпускником нашей школы, участником войны в Чечне, Дагестане, Таджикистане. Николай Николаевич рассказал о трудностях солдатского быта, о дружбе на войне, ответственности, любви к Родине. Так же он передал в школьный музей новые экспонаты - пулемётную ленту, гильзы от снарядов.
В современном мире, когда процветает национализм, мы всё чаще слышим о притеснениях людей тех или иных национальностей очень трудно воспитать и сохранить в детях чувство гордости за свой народ и уважение к людям других национальностей. У нас в школе прошло КТД «Фестиваль народов Сибири». Каждый класс подготовил презентацию народа. Ребята знакомили зрителей с национальными костюмами, традиционными блюдами и культурой народа, который они представляли. Мероприятие вызвало неподдельный интерес, живую реакцию, одинаково воспринимались зрителями русские частушки и немецкие песенки, инсценировка белорусской и казахской сказок. А уж украинские вареники с вишней, казахский бешбармак, немецкие колбаски и русские блины поедались всеми с удовольствием. Привитие детям духовных ценностей невозможно без изучения культуры своей страны, без воспитания молодёжи на национальных традициях. Классные часы, КТД, беседы посвящены культуре русского народа: традиционные праздники, с которыми ребята знакомятся не только теоретически, но и на практике. Во время знакомства с историей празднования Рождества и Нового года разучивают традиционные русские игры, поют колядки, гадают; любят и праздник Масленицы, который завершается весёлыми играми и сжиганием чучела.
На базе музея ребята ведут активную поисковую и научно-исследовательскую работу. Очень активно и с большим интересом дети изучают свои родословные, составляют генеалогическое древо.
С этими работами учащиеся принимают участие в различных конкурсах «Моя малая Родина», «Летопись сибирских деревень», «Корнями дерево сильно», а так же в научно- практической конференции «Поиск». Вот уже несколько лет ребята участвуют в конкурсе «Моя малая Родина» в различных номинациях: собрали материал о мастерах нашего села, охотниках. Создали несколько путеводителей.
Так же классными руководителями используются видеозаписи встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, к сожалению их уже нет, а вот записи сохранились.
Нравственность начинается не со слов, а с нравственных поступков, она развивается и формируется через систему упражнений в таких поступках. Поэтому педагоги вместе с детьми участвуют во всех делах, являются их соратниками и наставниками. Уборка территории центра села, памятник погибшим в Великой Отечественной войне, уборка осиротевших могил на деревенском кладбище, благотворительные концерты, встречи с тружениками села, очистка берегов реки от мусора и многое другое - всё это стало общим делом детей и учителей нашей школы. Ведь школа должна успешно содействовать раскрытию с раннего детства свойств и качеств человеческой природы с её способностями к познанию окружающего мира и творению в нём добра и блага для всех людей.

Сущностная характеристика понятия «духовно-нравственные ценности»

По мнению А.Л.Горбачева, проблема духовности и нравственности имеет в научной психологической мысли богатую историю, начиная с античности до настоящего времени (Пифагор, Платон, Аристотель, Сократ, А. Августин, И. Кант, Н. А. Бердяев,. В. С. Соловьев, П. А. Флоренский, В. В. Зеньковский, П. П. Блонский, А. С. Макаренко, Б. С. Братусь, Н. А. Коваль, В. И. Слободчиков, К.Д. Ушинский, В. Франкл, Ж. Пиаже и многие другие).

Рассматривая понятие» духовно-нравственные ценности» необходимо обратиться к понятиям «духовность», «нравственность», «этика», «мораль»..

В современной философии, социологии, психологии, педагогике употребляется ряд терминов связанных с понятиями дух, душа и духовность: духовный облик человека, духовный уровень, духовное богатство, дух народа и т.д. Большой вклад в разработку понятий «дух», «духовность» внесли взгляды отечественных русских философов конца XIX - начала XX веков («мировая душа» B.C. Соловьёва, «духовная плоть» Д.С. Мережковского, «духовное обновление» И.А. Ильина, «дух и реальность» Н.А. Бердяева).

И.О. Лосский был убеждён, что «духовность проявляется в стремлении к добру, истине, красоте». В его учении духовно «насыщенная» личность - это «существо, осознавшее абсолютные ценности и долженствование руководствоваться ими в своём поведении, откуда и идёт интенсивный духовный рост личности» .

Духовность, по Н.А. Бердяеву, «означает переживаемую и осознаваемую причастность к человеческой общности, приобщение к родовой сущности человека» (5, с.84). Как отмечено автором, человек-индивид может быть включён в различные «миры» человеческой жизнедеятельности: религиозный, научный, художественный, политический, хозяйственный, мир обыденной жизни и т.д. Вступая во взаимодействие с этими «мирами», индивид «выкристаллизовывает» своё «глубинное» «Я» .

В книге «Живая этика» духовность определяется Н.А. Бердяевым как «совокупность нравственных качеств и этических ценностей, как синтез высших гуманистических качеств личности, реализуемый в единстве материального и духовного: чувств, помыслов, деяний» .

По мнению В. Даля, «дух - бестелесное существо; обитатель не вещественного, а существенного мира; бесплодный житель недоступного нам духовного мира...» .

Ряд исследователей считает, что дух раскрывается в личности. Дух, по B.C. Соловьеву, это «проявление любви». «Одной из целей человеческого духа должно стать установление истинного любовного отношения не только к его социальной, но и к его природной и всемирной среде» .

Принцип развития духа является для B.C. Соловьёва безусловным - дух человека «должен быть занят не собой, а своим безусловным содержанием» . По его убеждению, поддержание личностного духа в контролируемом состоянии - показатель духовности индивида.

Русский мыслитель и патриот И.А. Ильин утверждал, что человеку от природы свойственна способность реализовывать духовное: «И вот воспитатель (мать или отец) имеет великую и ответственную задачу пробудить детскую душу при первой возможности лучом Божественной благодати и красоты, любви и радости... Ласковый взор и голос матери уже начинает это дело» .

Духовность - 1) высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, когда основными ориентирами ее жизнедеятельности становятся непреходящие человеческие ценности;

  • 2) ориентированность человеческой личности на действия во благо окружающих, поиск ею нравственных абсолютов;
  • 3) с христианской точки зрения - сопряженность человека в своих высших стремлениях с Богом

Ю.А. Костюк дает следующее определение понятию «духовность» как «целостное психическое явление, которое аккумулирует в себе способность человека выходить за пределы, безусловно-необходимого, диктуемого наличной ситуацией и ближайшими потребностями, и строить свою жизнь в гармонии своих идеалов с общечеловеческими ценностями, в основе которых лежат служение людям, добру, любви ко всему живому и постоянное стремление к самосовершенствованию».

В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев связывают духовность и нравственность. «Говоря о духовности, - пишут исследователи, - мы имеем ввиду, прежде всего, его нравственный строй, способность руководствоваться в своем поведении высшими ценностями социальной, общественной жизни, следование идеалам истины, добра и красоты... Духовная жизнь человека всегда обращена к другому, к обществу, к роду человеческому. Человек духовен в той мере, в какой он действует согласно высшим нравственным ценностям человеческого сообщества, способен поступать в соответствии с ними. Нравственность есть одно из измерений духовности человека». В наивысшей степени духовность человека, по мнению В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева, обнаруживает себя и становится способом его жизни, когда для человека открываются его личные отношения с Богом, высшей Основой бытия всего сущего».

Духовно развитый человек- Не тот, кто только понимает, но тот, кто и правильно оценивает и верно действует. .

В словаре Ожегова С.И. «Нравственность -- это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» .

Л.А. Григорович дал следующее определение: «нравственность - это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм» .

Большинство учений нравственность отождествляют с моралью, нравственность.

В словаре по философии «Мораль» (латинское «mores» - нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)» .

В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека» . Он считал: «Нравственный противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного. Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности.

Нравственность принято понимать как совокупность общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу в обществе. Нравственность регулирует чувства, желания и поведение человека в соответствии с моральными принципами определенного мировоззрения. По мнению Т.И. Петраковой, в основе нравственности лежит безусловное и внсторическое религиозное начало.

Нравственность (мораль) - 1) особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, совокупность норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе на основе общественного мнения, стимулирующих или тормозящих их поведение и деятельность. В отличие от простых норм, или традиции, нравственные нормы получают обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т.д.; 2) система внутренних прав человека, основанная на гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности, сочувствия, готовности прийти на помощь.]..

В истории развития человеческого общества подход к рассмотрению моральных ценностей меняется каждый исторический период.

Источник моральных (нравственных) явлений определяли либо в какой-то надчеловеческой силе (Бог, космический разум, Мировая душа и т.п.), либо в природе человека. Большое внимание уделялось Человеку - венцу божественного творения: его внутреннему миру, физическому состоянию, духовности. Однако, если моральные требования задаются свыше, то человек - всего лишь исполнитель чужой воли, и степень его свободы и ответственности невелика. Если моральные законы коренятся в самом человеке, то непонятно, почему люди так часто уклоняются от их использования.

К нравственным ценностям В.В.Корнилов относит: гуманность, порядочность, добросовестность, ответственность, независимость, терпимость, коллективизм, бескорыстность, способность к эмпатии.

В.В. Корнилова определяет нравственные ценности как «важные характеристики (личности усвоенные в виде нравственных знаний, чувств, качеств, убеждений, отношений, роль и значение которых выражается в профессиональном поведении, в отношении человека к человеку, обществу на гуманистических основах

Как видно из анализа научно-методической литературы, духовно-нравственные ценности» тесно связаны с гуманистическими ценностями, то есть, с ценностями, относящимися к личности человека и ценности человеческой жизни.

К духовно-нравственным ценностям относятся: любовь к человеку и забота человеке, его признании как ценности, почтение и благоговение перед человеком «как высшему творению и созданию, ценность человеческой жизни, готовность придти на помощь, служение людям, добро, целомудрие, постоянное стремление к самосовершенствованию, саморазвитию, терпение, гуманность, милосердие, сострадание, любовь к Родине, альтруизм, ответственность, долг, порядочность, красота, истина, справедливость, совесть и др.

Справедливо сказать, что духовно-нравственные ценности являются основой основ развития и поведения личности.

Они направляют поведение и деятельность человека, дают возможность принять решение в ситуации нравственного выбора, за которым - «эмоциональное отношение человека к действительности и самому себе.

Духовнонравственная личность - результат долгого, упорного и целенаправленного процесса самоорганизации, семейного и общественного воспитания и просвещения. Это человек, устремленный к социально-позитивным, гуманистическим ценностям добра, истины и красоты, занимающий активную жизненную позицию, интеллектуально развитый, знающий компьютер, владеющий родным, русским, одним или несколькими иностранными языками, умеющий трудиться и адаптироваться к меняющимся социальным условиям, приобщенный к основам правовой и предпринимательской культуры в условиях рыночного реформирования общества, ведущий здоровый образ жизни, нравственно состоятельный, эстетически просвещенный, способный ориентироваться в сложном современном мире; способный безошибочно отличать истину от заблуждений, добро - от безобразного, подлинно художественное - от фальши и подделок, вечное - от преходящего и временного. Это человек со здоровым чувством национальной гордости и развитым национальным сознанием.

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ

Острая Т.В.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Охрозаводская средняя общеобразовательная школа Кантемировского муниципального района Воронежской области с. Журавка

"Не бойся врагов - в худшем случае они могут
тебя убить. Не бойся друзей - в худшем случае

они могут тебя предать. Бойся равнодушных
людей - они не убивают и не предают, но
только с их молчаливого согласия существует
на земле предательство и насилие".
/Бруно Ясененский/

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие

социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широкообразованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире на интеллект и чувства ребенка, на формирующуюся сферу нравственности обрушиваются разнообразные источники сильного воздействия.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня

нравственной воспитанности, так как воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям, на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Что же такое духовно-нравственные ценности?

Духовно-нравственные ценности – это установки личности, являющиеся системообразующим элементом ценностных ориентаций, указывающие на их культурное, социальное, человеческое значение, регулирующие сознательную деятельность и поведение, придающие им нравственный характер и ориентирующие её на достижение высших идеалов .

Подростковый период охватывает возраст 11-14(15) лет. Большинство педагогов и родителей считают данный период самым сложным. На этом этапе важно помочь подростку разобраться с духовно-нравственными ценностями, научить контролировать свое поведение и отвечать за свои поступки. Важно, чтобы школа в лице педагогов и родителей помогла подростку, а именно в формировании духовно-нравственных ценностей у него. Данный процесс очень важен, так как он является первым этапом в становлении подростка как личности. Большое значение в этом процессе играет и социум, так как подростки в своих действиях ориентируются на окружающих. Но их влияние не всегда носит положительный характер. Поэтому во избежание всего этого и негативного влияния социума на подростков, необходимо прививать духовно-нравственные ценности.

Главными целями воспитания духовно-нравственных ценностей являются передача культурных ценностей, накопленных личностью, обществом и привитие способностей для восприятия и принятия культурного наследия. Воспитание духовно-нравственных ценностей строится на следующих принципах: уважение к своей стране, ее истории, нравственный пример педагога, индивидуально-личностное развитие. Воспитание духовно-нравственных ценностей должно сформировать подростка как самостоятельную личность, способную реализовать свои планы с помощью собственных ресурсов, потенциала.

К источникам нравственного опыта детей школьного возраста, прежде всего, относится учебная деятельность. Педагогу важно знать, что нравственное развитие воспитанников на уроках осуществляется через содержание программного и дидактического материала, организацию урока. Немаловажную роль в развитии нравственных ценностей играет и личность учителя. Содержание учебного материала обогащает представление учащихся о нравственных качествах личности, раскрывает прекрасное в природе, общественной жизни, личных взаимоотношениях людей, развивает у подростков положительное личное отношение к принципам морали, формирует идеал прекрасного человека, побуждает соотносить своё поведение с поведением героической личности. Большие возможности для нравственного влияния на школьников имеет учебный материал, особенно по литературе и истории. В нём содержится большое количество морально-этических суждений.

Но самое сильное влияние на нравственное развитие школьников в процессе обучения оказывает личность педагога. Нравственный облик педагога раскрывается детям в системе его отношений к своей основной и общественной работе, к учащимся и другим людям, к самому себе. И, напротив, если учащиеся были свидетелями равнодушного или бестактного отношения педагога к своим одноклассникам, нравственному развитию подростков наносится существенный урон.

Нравственное воспитание определяется личным примером самого

воспитателя. Духовная близость и уважение к педагогу, желание ему

подражать, формируются из многих слагаемых и, в частности, зависят от степени его компетентности, профессионализма, характера повседневных взаимоотношений с детьми. Особенно важно не допускать, чтобы слова, даже искренние, страстные, расходились с его делами, поступками. Если учитель провозглашает одни нормы жизни, а сам придерживается других, то он не вправе рассчитывать на действенность своих слов, и потому он никогда не станет авторитетным наставником.

Другим важным источником нравственного опыта школьников является

разнообразная внеклассная работа. В ней удовлетворяются их насущные

потребности в общении, более глубоком самовыражении и самоутверждении в коллективе сверстников. Во внеклассной работе создаются особенно благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности. Индивидуальные склонности, творческие способности в более полной мере развиваются именно в этой деятельности. Известно, что такие нравственные черты личности, как мужество, ответственность, гражданская активность, единство слова и дела нельзя воспитать только в рамках учебного процесса. Для становления этих качеств необходимы жизненные ситуации, требующие непосредственного проявления ответственности, принципиальности и инициативы. Такие ситуации чаще возникают во внеучебной деятельности. Если в детском коллективе утвердились отношения доброжелательности,

взаимозаботы, ответственности друг за друга, если каждому ребенку обеспечено благополучное положение в коллективе, у него прочнее становятся связи с одноклассниками, укрепляются чувства коллективной чести, коллективного долга, ответственности. Благополучное эмоциональное самочувствие, состояние защищённости, как называл его А. С. Макаренко стимулирует наиболее полное самовыражение личности в коллективе, создаёт благоприятную атмосферу для развития творческих задатков ребят.

Созданию детского коллектива педагог должен отдавать много времени и сил, планировать его развитие, находить наиболее оптимальные формы самоуправления. Забота о другом человеке успешно реализуется в содружестве старших воспитанников и малышей. Оно предполагает взаимную заботу и совместную деятельность, доставляющую удовлетворение двум сторонам. Особенно полезно индивидуальное шефство старших над малышами.

Отношения с окружающими педагогов – также важный источник нравственного опыта школьников. Для детей отношение воспитателя к окружающим – это нравственный образец отношения человека к человеку, который не может не «заражать» ребят, не влиять на их отношения друг к другу.

Высоконравственное отношение воспитателя к воспитанникам – важный показатель воспитательного процесса и потому, что такое отношение содействует наиболее глубокому, осознанному усвоению растущей личностью идей и требований, которые несёт, утверждает педагог. Психологи подтверждают: отношение к требованиям у детей зависит от отношения к педагогу. Если требования исходят от уважаемого, духовно близкого учащимся педагога, они воспринимают эти требования как целесообразные и лично значимые. В противном случае дети подчиняются требованию под нажимом педагога, но это требование вызывает внутреннее сопротивление подростков.

Важнейшим источником жизненного опыта школьников являются внутрисемейные отношения, отражающие нравственные установки, духовные ценности родителей.

Возможности воспитателя в перестройке неблагоприятных внутрисемейных отношений, в обеспечении своему воспитаннику благополучного эмоционального самочувствия в семье ограничены. Однако воспитатель может восполнить таким детям недостаток эмоционального комфорта особой теплотой, вниманием, заботой в его другой «семье» - детском коллективе. Для этого надо вести специальную работу с коллективом учителей и учащихся, по возможности нейтрализовать отрицательное воздействие неблагоприятных отношений в семье на воспитанника, формируя у него правильные взгляды на характер внутрисемейных взаимоотношений.

К важным источникам нравственного опыта школьников относится искусство. Оно должно быть разнообразным и постоянным, пронизывать всю жизнь ребенка, насыщать его душу сопереживанием другим людям. Формы такого общения: прослушивание фонозаписей, посещение театров, художественных выставок, участие в конкурсах и фестивалях, школьных спектаклях, ансамблях, хорах и т.п. Искусство совершенно незаменимо в формировании сознания и культуры чувств личности. Оно расширяет, углубляет и организует нравственный опыт человека.

Из произведений искусства растущая личность черпает конкретную основу разнообразных нравственных представлений, накладывает на собственный опыт отдельные конфликтные ситуации, запечатлённые в художественном произведении, и тем самым обогащает своё нравственное сознание. Незаменима роль искусства в накоплении опыта сопереживания. Искусство позволяет пережить то, что каждый человек в силу ограниченности его опыта пережить не может. Сострадая героям художественных произведений, радуясь их успехам, болея их невзгодами, человек становится эмоционально богаче, отзывчивее, проницательнее, мудрее. Кроме того, искусство создаёт у каждого иллюзию самооткрытия истины, благодаря чему нравственные уроки, содержащиеся в произведении, глубоко переживаются и быстрее становятся достоянием сознания личности.

Развитию нравственного сознания детей также способствует их знакомство с жизнью, деятельностью, нравственными позициями выдающихся людей.

Литература

1. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка, современная версия. [Текст] / В.И. Даль. Москва. 2001.

2. Воловикова М.И. Нравственность в современной России. [Текст] / М.И. Воловикова // Психологический журнал. – 2009. - № 4.

3. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания: Соч.– Т.5. – М.: Просвещение, 1976,с.193.

4.Большой психологический словарь. [Текст] / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – Санкт-Петербург: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2007.

5. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2 изд. [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – Москва. 1995.

6. Ушинский К.Д. Проблемы педагогики.- М:изд- во УРАО,2002г.

А в т о р ы:

О. А. Павловская, В. В. Старостенко, Л. Н. Владыковская, О. Г. Лукашова, А. И. Лукашов, О. В. Дьяченко, Т. В. Зайковская, Ю. П. Середа


П о д р е д а к ц и е й

О. А. Павловской


Р е ц е н з е н т ы:

доктор социологических наук, профессор В. И. Русецкая, кандидат философских наук Н. Е. Захарова

Введение

«В моральном устроении заключается величайшее украшение мира ».

Значение этих слов великого мыслителя И. Канта с особой ясностью и остротой воспринимаются сегодня, когда человеческое сообщество все более активно и настойчиво вступает в информационную эру, выходит на новые рубежи научно-технического знания, осваивает передовые коммуникационные технологии. Но в то же время в этом глобальном по своим масштабам процессе, как никогда еще в истории, все тяжелее и болезненнее ощущается дефицит добра и человеческой теплоты в отношениях между людьми. Современный научно-технический прогресс значительно опередил по своим темпам нравственный прогресс, что способствовало сохранению старых и порождению новых форм бездуховности, жестокости, насилия, враждебности.

В настоящее время под воздействием информационной революции происходят существенные изменения в цивилизационной парадигме, где центральные позиции начинают занимать мир человека, мир культуры. Все это связано с необходимостью утверждения в жизни людей гуманистических ценностей. Проблема «очеловечивания» человека превращается в одну из приоритетных задач развития современного общества, на реализацию которой должны быть направлены как образовательно-воспитательный потенциал различных государственных и общественных институтов, так и усилия самой личности, ориентированной на свое самовоспитание и достойную самореализацию в жизни общества.

Среди множества проявлений человеческой духовности особое место занимают нравственные ценности, которые являются своеобразным стержнем внутреннего мира человека, выполняют ведущие регулирующие функции в формировании его эмоционально-чувственных состояний, смысложизненных ориентаций и убеждений, поступков и межличностных отношений. Значение нравственности как в жизни отдельного человека, так и в жизни общества чрезвычайно велико, и связано это прежде всего с тем, что с ее помощью для нас приоткрываются «тайны» человеческой души, в ней самой проявляется и развивается сущность человека как такового или то, что еще называют «собственно человеческим в человеке». Сегодня среди исследователей, политических и общественных деятелей, представителей культуры все более активно поднимаются вопросы духовно-нравственного характера, заходит речь либо о грядущей этической революции, либо о формировании нового гуманизма; в повседневном общении представления о нравственности достаточно часто ассоциируются с такими выражениями, как «быть человеком», «жить по-человечески», «человеческие законы», «человеческое отношение», «поступать по совести», «работать на совесть», «относиться с уважением» и др.

Человечность, гуманность, добропорядочность, совестливость, добросовестность, ответственность, честность – эти и другие качества, проявляясь в жизни человека, превращают нравственность из теоретической конструкции в реально существующий феномен.

Раскрываясь всем богатством своих моральных чувств, убеждений, мотивов и качеств, человек становится неповторимой личностью, открывает и совершенствует, говоря словами Канта, «человеческое в себе», «заложенные в нас прекрасные задатки добра, делающие человека достойным уважения».

О человеке как источнике истинно человеческого говорил в свое время и Аристотель, раскрывая образ «нравственно прекрасного человека» («добропорядочного»). Добропорядочного человека отличает больше всего то, – писал он, – «что во всех частных случаях он видит истину так, будто он для них мерило и закон». Нравственная красота раскрывает самое лучшее в человеческой природе и облагораживает его отношения с другими людьми. «Правда о добропорядочном заключается в том еще, что он многое делает ради друзей и отечества и даже умирает за них, если надо: он расточит имущество и почести и вообще блага, за которые держатся другие, оставляя за собою лишь нравственную красоту».

В противовес набирающим силу тенденциям глобализации культуры заметно повысился интерес к национальным культурным ценностям. Мировой исторический опыт свидетельствует о том, что именно на основе формирования прочного духовно-нравственного фундамента складывается устойчивый менталитет нации, обеспечивающий ее историческую жизнеспособность. Нация, утратившая свои духовные основы, национально-культурную идентичность, оказывается беззащитной перед вызовами истории. Настоящее и будущее общества и государства определяются бережным сохранением и развитием культурно-исторического наследия, народных традиций и норм общественной жизни. Все это обусловливает актуальность гражданско-патриотического воспитания в современном обществе.

Гражданственность и патриотизм являются важнейшими нравственными качествами человека, в которых выражается сопричастность его к своей Родине, народу, государству, их истории и культуре, проявляется его способность участвовать в совместных действиях на благо общества, готовность отстаивать и защищать общественные устои и национальные интересы.

В современном белорусском обществе особую остроту и значимость приобретают проблемы социокультурного и духовно-нравственного характера. В новых социальных условиях, на фоне материального изобилия, развитых экономических мощностей и технических возможностей чрезвычайно остро ощущается жизненная потребность в духовно-культурном обогащении общества, моральном оздоровлении человека, а также все более осознается опасность деморализации человеческой природы, дегуманизации общественных отношений.

Особенно отчетливо это показали события 11 апреля 2011 г. в минском метро. Очевидным стало, с одной стороны, как моральная деградация и духовная нищета личности оборачиваются трагедией для других людей и социальной бедой, с другой, как может консолидироваться общество, проявляя сострадание, милосердие, душевную теплоту и заботу.

Специфической чертой современного транзитивного общества является весьма острое проявление накопившихся проблем в духовно-нравственной сфере. Здесь глубокой трансформации подвергаются представления человека о смысле жизни, справедливости, ответственности, честности, порядочности, разрушаются устоявшиеся духовно-культурные традиции, серьезно обостряются многие социально-психологические проблемы. Негативные последствия нестабильности социально-моральных отношений, ограниченности и неразвитости духовных потребностей и нравственных чувств определенной части населения наиболее отчетливо проявляются в распространении таких социальных деформаций, как пьянство и алкоголизм, наркомания, проституция, торговля людьми, социальное сиротство и др. Появление и распространение этих негативных явлений в нашей жизни обусловлено целым рядом причин социально-экономического и политического характера, но немалую роль при этом сыграли и морально-психологические факторы. Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси Филарет в связи с этим особо подчеркнул: «Общественные потрясения происходят вследствие конфликта совести воспитателей с совестью воспитуемых».

В настоящее время особой зоной риска является сознание молодых людей, которые в силу своих возрастных особенностей могут легко попадать под влияние различных факторов, в том числе и несущих определенную опасность. В современных условиях молодым людям предоставлены широкие возможности для реализации своих способностей, получения образования, проведения досуга. Активно осваивают они новинки научно-технической мысли. Однако при весьма благоприятных обстоятельствах материально-технического плана, широких возможностях в образовательной сфере в молодежной среде существенно обостряются проблемы духовно-нравственного характера. Главная среди этих проблем – это резкое отставание уровня развития нравственной культуры личности от формирования ее интеллектуального потенциала.

Транзитивное состояние современного общества, связанное прежде всего с переходом на информационный путь развития, отчетливо выводит на передний план проблему формирования духовно-нравственного мира личности, решение которой позволит, с одной стороны, искать наиболее эффективные способы преодоления негативных морально-психологических последствий индустриализма, с другой – оптимизировать возможности для раскрытия и совершенствования духовно-нравственного потенциала человека как реальной силы грядущих социокультурных преобразований. В одном из своих последних интервью А. И. Солженицын сказал: «Всюду и везде дело в совести и морали. Только надо их воспитывать и самовоспитывать в себе». Сегодня уже недостаточно обозначить проблемы духовно-нравственного характера, важно искать пути их практического решения. Поэтому исследование проблем духовно-нравственного воспитания в условиях перехода к информационному обществу приобретает новое звучание и особую остроту.

В настоящее время регулирующей и воспитательной роли нравственности придается важнейшее значение в проводимой белорусским государством политике. Как отметил Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко, выступая на совещании педагогического актива Беларуси 29 августа 2011 г., «Самое главное – заложить в подрастающее поколение твердый идейный и нравственный стержень, который позволит противостоять всяческим политическим проискам и провокациям. Сегодня во главу угла необходимо поставить патриотическое воспитание». Все более отчетливым становится понимание того, что одним из приоритетных направлений в системе идеологической работы в нашей республике должно стать создание системы нравственного воспитания, отвечающей требованиям времени и согласующейся с национальными интересами, духовно-культурными традициями.

Ведущая роль в процессе морального оздоровления и духовно-культурного развития общества принадлежит: во-первых, самой личности, которая должна обладать чувством собственного человеческого достоинства, быть свободной и ответственной в своих действиях, способной самостоятельно, активно и творчески раскрывать и развивать свой интеллектуальный и духовно-нравственный потенциал в общественно значимой деятельности; во-вторых, государству как главному социальному институту, берущему на себя функции по координации процессов правовой и моральной регуляции, организации плодотворного образовательного процесса, проведению эффективной идейно-воспитательной деятельности; в-третьих, развивающемуся гражданскому обществу, где в деятельности различных институтов (семьи, школы, СМИ, церкви, общественных объединений и др.) должно осуществляться целенаправленное воздействие на формирование морального сознания, жизненной позиции личности.

Актуализация проблемы духовно-нравственного воспитания теснейшим образом связана с реформированием и оптимизацией системы образования. Сегодня, в условиях перехода к информационному обществу, образование превращается в мощный социальный фактор, обеспечивающий экономический рост и динамичное развитие человеческого капитала. Однако ориентация образовательной системы лишь на экономические интересы и практические цели сопряжена с усугублением ситуации в духовно-нравственной сфере. Поэтому сегодня весьма остро стоит вопрос о воссоединении в единое целое образования и воспитания, о возвращении и дальнейшем развитии их духовно-нравственного содержания. Об этом убедительно свидетельствует принятый в январе 2011 г. «Кодекс Республики Беларусь об образовании». В нем особо подчеркивается неразрывность образовательного и воспитательного процессов, при этом целью воспитания определяется «формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося».

В образовательно-воспитательном процессе должны соединяться в единое целое как общечеловеческие, так и национально-культурные ценности, преследуя при этом главную цель – сделать человека «человечным». В результате этого будет происходить как преобразование гуманистических идеалов в реальность в лице духовно богатой, нравственно совершенной, высокообразованной личности, так и усвоение национальных культурных достижений, способствующих формированию человека в качестве достойного гражданина и патриота своей страны. А это, в свою очередь, будет способствовать эффективному социально-экономическому развитию, стабилизации социально-политических связей и отношений, обеспечению национальной безопасности.

В последнее время в социально-гуманитарной науке, общественно-политической практике, учебно-методической литературе существенное распространение получили различные понятия, в первой части которых употребляется определение «духовно-нравственный»: духовно-нравственные ценности, духовно-нравственный мир человека, духовно-нравственная сфера, духовно-нравственное воспитание и др. Прежде всего это говорит о признании чрезвычайной актуальности морально-этической проблематики в условиях современных социальных трансформаций, а также о стремлении преодолеть «груз» политико-идеологизированного отношения к морали, которое было характерно для советского общества.

Относительно понятия «духовно-нравственные ценности», необходимо отметить, что его популярность в настоящее время обусловлена следующими обстоятельствами. Во-первых, невозможно уже не замечать того, что сама жизнь, практика социального реформирования сделали чрезвычайно актуальными и востребованными проблемы духовно-нравственного характера. Во-вторых, с научной точки зрения это понятие является целесообразным, так как в нем актуализация нравственного начала в жизни непосредственно связывается с духовным миром личности, что позволяет раздвинуть представления о морали не только как о совокупности принципов и норм поведения, но и как о целостной системе отношений человека к другим людям, социальным группам, государству, обществу, природе, самому себе, оцениваемых через призму добра и зла, справедливости и несправедливости, ответственности и безответственности, любви и ненависти и других этических категорий. В-третьих, в условиях кардинальных социальных перемен нельзя пустить на самотек процесс духовно-культурного развития и морального взросления подрастающего поколения и молодежи, а необходимо стремиться как всячески оказывать на него позитивное, благотворное влияние со стороны государственных и общественных структур, так и стимулировать развитие процесса самосовершенствования личности.

Что касается понятия «духовно-нравственное воспитание», то следует сказать, что его популярность сегодня можно объяснить тем, что само нравственное воспитание как часть общего процесса коммунистического воспитания чаще всего в общественном сознании ассоциируется с советским прошлым. Поэтому неслучайно в настоящее время значительное распространение получила позиция возврата к прошлому, досоветскому, опыту нравственной жизни, который в большей степени был связан с религиозным сознанием. Этому способствовало и то обстоятельство, что в условиях социальной транзитивности заметно активизировалась религиозно-конфессиональная деятельность, а на церковь как социальный институт стали возлагать нравственно-воспитательные функции. На наш взгляд, такая позиция может быть расценена как односторонняя и недостаточно продуктивная, так как непосредственно и исключительно связывает нравственное сознание личности с ее религиозностью, а это явно противоречит современному уровню развития демократии, нивелирует значение прав и свобод человека.

Попытки осмыслить и использовать понятие «духовно-нравственное воспитание» сегодня предпринимаются в педагогической науке. Но следует заметить, что в основном здесь преобладает прикладной подход: проблему духовно-нравственного воспитания рассматривают применительно к тем или иным формам учебного процесса, различным группам учащихся. Это, конечно же, важно с точки зрения педагогической практики, но в теоретическом плане здесь явно ощущается недостаток философских обобщений и обоснований.

Представленная коллективная монография отражает результаты научных исследований по актуальным проблемам социокультурного и духовно-нравственного развития современного общества, находящего в состоянии транзитивности. Авторы попытались рассмотреть теоретические и прикладные аспекты проблемы духовно-нравственного развития личности применительно к происходящим в Республике Беларусь процессам социальных преобразований. Монография является результатом комплексного исследования актуальной проблемы. В теоретико-методологическом плане за основу был взят социально-философский подход, который позволяет анализировать специфику формирования духовно-нравственных ценностей в динамике социальных процессов, выявлять характерные черты самоидентификации и социализации личности в условиях общественных трансформаций, исследовать проявление личностного фактора в качестве движущей силы социально-исторического развития, определять место и роль национальной культуры в системе общественных отношений, раскрывать сущность и значение духовно-нравственного воспитания как социокультурного явления, рассматривать особенности его развития применительно к тем или иным конкретно-историческим условиям.

В монографии также используются методологические и методические разработки этического, социологического, культурологического, религиоведческого, правоведческого, социально-экологического характера, что существенно дополняет социально-философский анализ и позволяет расширить представление о духовно-нравственных ценностях как о социальном и личностном феномене, конкретизировать их проявление в различных сферах общественного бытия, показать специфику их формирования в условиях современного социокультурного процесса.

Очевидно, что проблемы духовно-нравственного развития личности являются весьма актуальными и вызывают повышенный интерес не только в научной среде, но и среди политиков, деятелей культуры, членов бизнес-сообщества, представителей различных конфессий, граждан нашей страны. Авторы монографии, поднимая и анализируя эти проблемы применительно к современному белорусскому обществу, попытались с научных позиций оценить состояние социально-нравственных отношений, национально-культурных процессов, государственно-конфессиональных взаимодействий, не претендуя при этом на исчерпывающее их раскрытие, а также стремились привлечь внимание государственных и общественных деятелей, широкой общественности к проблеме духовно-нравственного воспитания как важного направления совершенствования идеологической работы в нашей республике.

Глава 1
Беларусь в современной социокультурной динамике: специфика социально-нравственных отношений

1.1. Духовно-нравственные основы национальной безопасности Республики Беларусь

Происходящие в настоящее время кардинальные социальные трансформации, обусловленные как глобальными по своей сути процессами создания и распространения новейших информационных технологий, так и катастрофически угрожающим наращиванием кризисных явлений в социальной жизни и решительными действиями по их преодолению, находят отражение в системах национальной безопасности современных государств. Республика Беларусь как суверенное государство и субъект международных отношений уделяет серьезное внимание защите своих национальных интересов, противодействию угрозам экономического, политического, информационного, социально-психологического характера.

В ноябре 2010 г. была принята Концепция национальной безопасности Республики Беларусь, в которой сохраняется преемственность по отношению к ранее проводимой политике в сфере национальной безопасности и вносятся изменения и дополнения с учетом происходящих глобальных геополитических процессов, а также современной социально-экономической и политической ситуации в республике. Среди актуальных проблем национальной безопасности Беларуси называются и проблемы социокультурного и духовно-нравственного характера. В качестве одного из основных национальных интересов в социальной сфере определено «развитие интеллектуального и духовно-нравственного потенциала общества, сохранение и приумножение его культурного наследия, укрепление духа патриотизма» .

Конец ХХ – начало ХХI в. является важнейшей вехой в человеческой истории – переходом на новый качественный уровень социального и социокультурного развития, связанный с активным и широким использованием передовых научно-технических достижений и информационных технологий. Транзитивность современного общества обусловлена прежде всего объективной необходимостью перехода на путь информационного развития, что открывает значительные перспективы для проявления креативных способностей людей, углубления и распространения научных знаний, повсеместного освоения новейших технологий и таким образом существенного совершенствования материально-технической базы общественного производства и использования возможностей человека в качестве ведущей производительной силы. Но наряду с этим транзитивное состояние общества содержит в себе весьма значительный по своим масштабам деструктивный потенциал, вызванный как противоречиями и последствиями процесса капитализации производственных отношений и утверждения техногенной цивилизации, так и остротой социально-гуманитарных проблем, связанных с вступлением в новую фазу социального развития – информационную.



Рассказать друзьям