Все, что необходимо знать, если ваш ребенок левша. Если ваш ребенок левша: советы родителям

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

 /  Ваш ребенок - левша

Ребенок взял ложку, вилку и карандаш в левую руку - для многих родителей эти факты звучат как приговор. Однако негативная реакция на леворукость здесь неуместна. Так как родителям реагировать на левшу и о чем говорит такая особенность ребенка? Пробуем разобраться в этом деликатном вопросе, понять, чем левша отличается от правши и раз и навсегда развеять многие мифы.

Из этой статьи вы узнаете об особенностях детей-левшей. Мы поговорим о том, нужно ли переучивать детей при леворукости.

Причины леворукости

Так уж мы устроены — несимметрично. Действительно, человеческие органы имеют зеркальное отражение только в теории. На практике — глаза, брови, уши, почки и даже легкие не являются точной копией друг друга. Тоже самое происходит с мозгом. У одних людей главным (ведущим) полушарием является правое, у других — левое. Первые и становятся теми людьми, которые в возрасте активного развития моторики (3-6 лет) начинают делать все левой рукой. Их и называют «левшами».

Однако специалисты сходятся во мнении, что ведущая левая рука — признак левши, но не такого явления, как «левшество», которое характеризуется ведущей левой рукой, левым глазом, левой ногой и ведущим ухом. Все это также связано с более активной работой правого полушария мозга.

Будет ли ваш ребенок левшой или нет? Это зависит от многих факторов. Причиной «победы» правого полушария над левым могут стать особенности внутриутробного развития, наследственность (в семье, где один из родителей левша или скрытый левша, вероятность появления левши выше), травмы мозга (левого полушария), травмы правой руки (или подражание взрослым, если у них повреждена правая рука), псевдолеворукость (или равное использование обеих рук — в этом случае ребенка именуют «амбидекстр»).


Особенности

Если ваш ребенок левша, вам стоит знать, что помимо ложки и цветного карандаша в левой руке от большинства детей он будет отличаться еще кое-чем.

Психологи говорят о более высоких творческих способностях при более медленном формировании навыков деятельности, которая требует взаимодействия обоих полушарий. Так, у многих (но не у всех) левшей могут быть проблемы с почерком, медленный темп письма. Дети могут путать похожие цифры (например, 7 и 1), геометрические фигуры (круг и овал), долго учатся определять время по циферблату и т.д.

Что касается эмоционального фона, то классический левша более эмоционален, нежели правша. Такие дети требуют к себе повышенного внимания, очень ранимы, раздражение у них легко сменяется весельем и наоборот.

Поэтому развитие правого полушария предъявляет определенные требования к поведению родителей. Хотя леворукость вашего ребенка вполне может не выходить за рамки письма левой рукой.

Запреты для родителей

Если 10-15 лет назад специалисты не видели ничего плохого в переучивании тех, кто взял ручку в правую руку, то теперь психологи категорически против таких метаморфоз. «Не переучивайте левшу», — эту фразу родителям стоит запомнить и повторять. Процесс трансформации левши в правшу является настоящим насилием над мозгом ребенка. Более того, это может приводит к неприятностям.

«Это сильная психологическая нагрузка, давление на ребенка. У меня самой остался негатив с того времени, как меня переучивали. Например, в детском садике ела левой рукой, воспитательницы привязывали руку к стулу.

Когда дочери было 5-6 лет, она активно начала рисовать, я пыталась перекладывать в правую руку карандаши, но она все равно брала все в левую. В то время проходила горячая линия у ГорОНО, они посоветовали не ломать ребенка и оставить все как есть»

Счастливая мама Татьяна Сальникова

Так, у ребенка с задержкой формируется речь, нарушается сон и аппетит, появляются головные боли. Возможно, ваш малыш начнет заикаться и не сможет освоить элементарные навыки (ему с трудом будут даваться танцы, уроки пения, рисования и т.д.).

Более того, родителям не стоит не только переучивать, но и акцентировать внимание ребенка на его «непохожести». Лучше всего, если ребенок никогда не услышит от вас фразы: «та не такой, как все» или «ну ты же левша». Малыш может замкнуться в себе, самооценка снизится, а комплексов станет значительно больше.

И еще — не кричите на ребенка-левшу. Конечно, этого не стоит делать ни одним родителям, но помните, что в вашем случае это может обернуться самыми неприятными последствиями: нелюдимостью, замкнутостью и нервными расстройствами.

«Когда мой сын учился в школе, у него сменилась учительница по русскому языку и литературе. Это произошло в связи с тем, что сын попал в экспериментальный класс для одарённых детей. Классный руководитель считала, что левша в жизни не сможет ничего добиться. Ну и ещё приводила ужасную статистику левшей. Число самоубийств у них и сколько из них становятся сумасшедшими.

Я, конечно, удивилась, но согласилась, на то, что она сама переучит сына в правшу. Она заставляла нас исписывать тетради, чтобы он писал туда правой рукой (допустим, всю субботу и воскресенье). Писал он туда всяческие стихотворения, отрывки из прозы, которую они проходили. В общем, через 2 месяца выучился писать правой рукой. И при классной руководительнице писал только правой, но бунт внутри зрел. И до сих пор умеет, конечно, красиво писать правой, но пользуется, в основном, левой».

Счастливая мама Елена Лебедева

Во-первых, будьте в три раза внимательнее к своему ребенку, если воспитывайте левшу. Как уже было сказано, они более ранимы и требуют от вас диалога, действия и повышенной заботы.

Во-вторых, расскажите ребенку о знаменитых левшах. Это особенно важно в том случае, если ребенок уже зациклен на своем отличии от других. Такая поддержка поможет малышу почувствовать себя увереннее. К слову, среди знаменитых левшей — Леонардо да Винчи, Цезарь, Том Круз, Аристотель, Александр Пушкин, Лев Толстой, Гарри Каспаров и т.д.

В-третьих, предупредите воспитателей и учителей об особенностях ребенка. От них во многом зависит то, как ребенок будет чувствовать себя в коллективе. И, при правильной стратегии поведения, ваш малыш не будет чувствовать малейшего дискомфорта при общении со сверстниками на занятиях или в процессе игр.

«Сегодня нет серьезного притеснения левшей, как это было в прошлые века: их не дразнят в детском саду, они не переживают в школе. С точки зрения психологии, это, безусловно, правильно. Левшество возникает вследствие особого устройства работы наших полушарий: доминирующее развитие правого полушария способствуют тому, что человек будет делать все преимущественно левой рукой.

Если же переучить левшу, то это приведет к усложнениям в обработке информации мозгом: информация сначала будет поступать в правое полушарие, затем вместо того, чтобы сразу перейти к действию (к левой руке, например), она отправится в левое полушарие, затем только будет совершенно действие уже правой рукой. Таким образом, человек будет тратить гораздо больше времени на любые операции. Это называется ложное правшество. В этом смысле мы видим, что переучиваание снижает эффективность работы мозга. Важно отметить также и социально-психологический контекст данной ситуации.

Действительно, современный мир толерантен к левшам, но он мало их поддерживает и создает специальные условия для левшей. Нередко в практике я сталкиваюсь с детьми, которые испытывают неудобства, например, при заполнении бланков ЕГЭ гелевой ручкой, которая оказывается для них весьма неудобной. Такая трудность влияет не только на результаты экзамена, но и на эмоциональное состояние ребят».

Дарья Шторк, психолог гимназии «Универс», преподаватель кафедры психологии развития СФУ, сотрудник Института психологии практик развития

Воспитывайте левшу правильно, не переучивайте ребенка и уделяйте ему больше внимания, дарите заботу каждый день. Тогда у вас непременно получится воспитать маленького гения, с неповторимым внутренним миром и добрым сердцем.

Леворукие люди во все времена вызывали неподдельный интерес со стороны окружающих. Существует мнение, что человек с такой «изюминкой» отличается особой сноровкой и навыками (вспомним про персонажа Лескова, который подковал блоху).

Другое мнение, напротив, сравнивает подобную особенность с изъяном, отличающим леворуких от «нормальных» людей. Именно так считают некоторые родители, пытающиеся переделать маленьких левшей.

Сразу скажем, левшество — не отклонение, поэтому жёсткие меры неоправданны.

Практически всем живым существам, и человек в данном случае не исключение, свойственна асимметрия. Головной мозг делится на два полушария, одно из которых берёт ключевую функцию, а другое подчиняется.

Оба полушария взаимодействуют, однако каждое обладает собственными особенностями и функционалом:

  • левое полушарие считается более рациональным . Его сфера «деятельности» – логика, аналитика, абстракция. Информация в нём обрабатывается последовательно, поэтапно. Отвечает левая часть головного мозга за правую сторону тела, получая сигналы от правого глаза, уха, верхней и нижней конечности;
  • правое полушарие считают чувственным . Его сфера ответственности – воображение, эмоциональные реакции, творческое и образное мышление. Сигналы, получаемые от левой стороны тела, обрабатываются целиком, мгновенно создаётся полный образ. От развития правого полушария зависит, в том числе, и наши интуитивные способности.

Ведущая рука, органы зрения и слуха начинают определяться примерно к пяти годам. Если ребёнок отдаёт предпочтение левой руке, значит, у него превалирует правое полушарие головного мозга.

До пятилетнего возраста можно лишь говорить о предпочтении какой-либо руки, но не о доминантности определённого полушария. Обычно дети младше 5 лет меняют ручки в процессе деятельности, когда кушают ложкой, вырезают ножницами, бросают мячик.

Определение предпочитаемой руки – лишь один небольшой этап в изучении функциональной асимметрии головного мозга. Понятие левшества существенно шире, нежели леворукости.

Однако следует учитывать несколько важных советов, выполнение которых позволит оптимизировать процесс обучения письменным навыкам:

  1. Родителям следует грамотно организовать рабочее место. Нужно отслеживать угол наклона прописи, положение плеч, правильность держания письменных принадлежностей.
  2. Лампу необходимо установить таким образом, чтобы свет падал с правой стороны.
  3. Нельзя требовать от леворукого ребёнка правонаклонное начертание букв. Оптимальный вариант – вертикальное отображение текста.
  4. Также не следует требовать от детей писать безотрывно. Пусть ребёнок выбирать оптимальный способ написания.
  5. По возможности следует приобрести не только пропись, но и письменные принадлежности, которые разработаны специально для леворуких детей.

Ну а лучше всего процесс обучения письму доверить специалисту – педагогу начальных классов. Он владеет нужными умениями и знает, как необходимо правильно организовать рабочую обстановку.

Как узнать ребёнку, что он достигает определённых успехов в процессе обучения? В этом ему должны помочь родители. Необходимо сравнивать своё чадо только с ним самим. А если всё же нужно сопоставлять результаты, то проводите сравнение с его собственными успехами.

Если в вашей семье подрастает ребёнок-левша, не нужно впадать в отчаяние. Описанные выше возможные сложности не стоит преувеличивать.

Задача родителей – всячески подбадривать маленького левшу, приходить ему на помощь. И, конечно, не стоит выслушивать советы «доброжелателей», которые рекомендуют переучивать леворукого ребёнка. Любите его таким, каким он появился на свет!

Функциональная асимметрия парных органов присуща всем живым существам на нашей планете, поэтому одна из рук человека обычно берет на себя роль доминирующей. Для 90% людей – это правая рука, остальные 10% – левши (их около 5%) и амбидекстры, у которых обе руки равноценны. Праворукость или леворукость – качество врожденное, и в равной степени зависит от наследственности, особенностей внутриутробного развития и воспитания.

Чем отличаются “левши” от “правшей”?

Два полушария мозга – тоже парный орган, и каждое из них отвечает за обработку разных видов информации. Правое полушарие воспринимает информацию в виде целостного образа и обрабатывает ее почти мгновенно. Левое – «логическое» – последовательно перебирает возможные варианты решений, и поэтому действует медленнее. Какая из рук становится “главной”, зависит от того, какое полушарие мозга у того или иного человека является ведущим. Если доминирует левое полушарие, то ведущей рукой становится правая, и наоборот.

Понятно, что и психологический тип, и эмоциональная реакция на поступающую в мозг информацию, у левши будут несколько другими, нежели у правши:
левши лучше владеют телом, более подвижны, способны хорошо запоминать дорогу;
они успешнее в изучении наук, где нужны хорошая ориентация в пространстве, к примеру, геометрии, черчении. Но с арифметикой, алгеброй у них могут быть проблемы, так как эти предметы требуют логического мышления, а за него отвечает левое, “второстепенное” полушарие;
научиться чтению для левши труднее: мешает склонность схватывать изображение как целостный образ. Зато они отлично справляются с заданиями на обобщение;
левши наделены богатым воображением, и обычно не склонны к деятельности, требующей н6епрерывного самоконтроля;
среди левшей чаще встречаются люди с абсолютным слухом, они чаще выбирают профессии художников, артистов;
они более впечатлительны, и поэтому чувства радости, обиды или гнева у них выражены сильнее.

Нужно ли переучивать ребенка-левшу?

Тот факт, что ребенок – левша, иногда воспринимается родителями как признак некоей ущербности, как физический недостаток, с которым следует бороться. Однако такое предубеждение не только ошибочно, но и вредно. Леворукость – не дурная привычка или прихоть, а особенность работы мозга. Заставляя ребенка – левшу “правильно” держать ложку или ручку, вы пытаетесь переложить функции ведущего полушария с правого на левое, которое для такой роли у него не предназначено.

Результатом может стать задержка развития речи, разного рода логопедические проблемы, а по мере взросления – трудности с восприятием музыки, неспособность к танцам, неумение ориентироваться на местности. Кроме того, в связи с тем, что мозгу “переученного” левши трудно постоянно решать, в какое полушарие направить для обработки ту или иную информацию, у такого ребенка могут возникнуть невротические симптомы в виде нарушений сна, заикания, энуреза, потери аппетита.

Психологи советуют не пытаться насиловать природу, и не заострять внимание на такой особенности ребенка, как леворукость.

В противном случае, у ранимого и впечатлительного по натуре ребенка-левши вполне может развиться комплекс неполноценности и сформироваться соответствующий жизненный сценарий. Нужно просто учитывать эту особенность при обучении, общении, и обязательно предупредить о ней воспитателя в детском саду и учителей в школе.

Знаменитые левши

Левша – это просто человек, у которого “главная” рука – левая, только и всего. Левшами были знаменитые ученые Эйнштейн и Павлов, художники Пикассо и Леонардо да Винчи, полководцы Юлий Цезарь и Александр Македонский, композиторы Бетховен и Бах.

Строгие правила мусульманского Востока гласят: нельзя дарить подарки левой рукой, подавать ею пищу и поздравлять. Считается, что у левши «нечистая» рука. Есть похожие представления и в христианстве. Причем не только в религиозных правилах, но также в сказках и даже в быту. Помните: «Направо пойдешь — счастье обретешь, налево пойдешь — голову потеряешь»? А со временем словом «левое» стали обозначать вообще разные неправильные вещи. Поэтому, когда в семье появляется ребенок левша, некоторые родители начинают серьезно беспокоиться.

На самом деле то, что ребенок — не такой, как все, абсолютно не страшно. Просто в его воспитании необходимо придерживаться некоторых правил. И правила эти совсем не сложные.

Для определения преобладающей руки у ребенка, ответьте на вопросы, а также предложите выполнить малышу задания:

1) Узнайте, имеются ли у ребенка близкие родственники с ведущей левой рукой.

2) Вспомните, в возрасте до одного года, какой рукой чаще пользовался ребенок (брал погремушку, ложку и т. д.).

3) Предложите ребенку расчесаться. В какую руку он возьмет расческу?

4) Обратите внимание, в какой руке ребенок держит карандаш или ручку во время рисования.

5) Предложите ребенку послушать часики. К какому уху он их поднесет?

6) Предложите ребенку похлопать в ладоши так, чтобы одна из рук была сверху. Обратите внимание, что это за рука.

7) Предложите ребенку скрестить пальцы в замочек. Большой палец какой руки ляжет сверху?

8) Предложите скрестить руки на груди. Предплечье какой руки будет наверху?

9) Предложите ребенку топнуть одной ногой. Какой ногой он топнул?

10) Сидя, положить одну ногу на другую. Какая нога будет сверху?

11) Предложите ребенку посмотреть одним глазом в бумажную трубочку. Какой это будет глаз?

Хорошо это или плохо если Ваш ребенок левша.

Допустим, моменты совпали, и вы убедились, что ребенок — левша . В этом случае вы заметите в нем со временем многие интересные черты. Левши обычно склонны фантазировать, имеют музыкальный слух и хорошую память. Кроме того, они чувствительны, оригинальны, отлично ориентируются в пространстве и образно мыслят. Так происходит потому, что у левшей правое полушарие головного мозга развито больше, чем левое. А именно правое полушарие отвечает за эти качества. Левое полушарие, которое больше развито у правшей, отвечает за математические способности, логическое мышление, а также технику чтения и письма. Левши часто выделяются благодаря всевозможным творческим талантам. Однако есть области, где их индивидуальные особенности могут сыграть злую шутку, и, увы, не только с ними. Так, исследования, проведенные несколько лет назад среди пилотов, показали, что летчики-левши намного чаще попадают в аварии. Причина заключается в том, что современные самолеты нафаршированы массой приборов, в которых нужно очень быстро ориентироваться, — и все они подстроены под ведущие правый глаз и правую руку. Летчик-левша в такой системе координат утомляется гораздо быстрее, чем его праворукий коллега. Поэтому очевидно, что есть профессии, куда левшам, при всей их гибкости и высокой стрессоустойчивости, лучше не осваивать. Зато левши, как правило, показывают очень высокие результаты в таких областях, как дизайн, живопись, фотоискусство, кинематограф, архитектура, моделирование одежды, музыка, спорт (особенно бокс, теннис, футбол, фехтование, волейбол, баскетбол, хоккей). А сверхспособности левшей к интуитивным озарениям дали миру самых выдающихся личностей. Среди них художники Леонардо да Винчи, Микеланджело; композиторы Бах, Бетховен, Пол Маккартни; ученые Иван Павлов, Альберт Эйнштейн, Жорес Алферов. Писатели Николай Лесков (тот самый, что написал «Левшу»), Владимир Маяковский; полководцы Александр Македонский, Юлий Цезарь, Наполеон, Жанна д’Арк; Актеры Чарли Чаплин, Мэрилин Монро, Вупи Голдберг, Джулия Робертс, Киану Ривз. И это еще далеко не все! Конечно, не каждый левша гениален. Это факт. Но у леворуких больше шансов, чем у праворуких, стать великими. Это тоже факт. Если в вашей семье родился ребенок-левша, не спешите лишать его этого шанса. А если у него обнаружились способности в разных сферах жизни-обязательно развивайте их.Запишите его в секцию или кружек.


Как надо вести себя родителям с ребенком — «левшой».

Учитывая повышенную эмоциональность и крайнюю впечатлительность такого ребенка, быть очень чутким и доброжелательным с ним.
Создать благоприятный климат для него в семье.
Не воевать с ним из-за частого упрямства, а выходки упрямства постараться перевести на игру.
Принять как должное особенность ребенка и не пытаться превратить его в «правшу», объяснив всем и ему, что «леворуких» людей очень много и это тоже разновидность нормы.
Хвалить за самые малейшие успехи и поощрять его художественный или музыкальный дар, но не стремиться «приготовить» вундеркинда.
Стараться чаще делать малышу сюрпризы и подарки.
Не предъявлять завышенные требования к нему и не противопоставлять его другим, обычным детям.
Ни в коем случае не обучать ребенка до школы чтению, письму и иностранным языкам, т. е. тому, где его поджидают неудачи, чтобы не снизить уровень самооценки малыша.
Любить его таким, какой он есть.
Если после пятилетнего возраста Вы заметите у ребенка непонятные Вам навязчивые стремления, опасения или страхи, обратитесь немедленно показать его специалистам.

Как «не надо» себя вести с ребенком -«левшой»

Не надо даже в шутку посмеиваться поводу того, что ребенок отличается от многих, в основном все делая при помощи одной левой руки.
Не надо подчеркивать при знакомых людях,что ваш ребенок левша и отличается от других..
Ни в коем случае нельзя переучивать ребенка на «правшу», И наказывать, когда он не поддается обучению.
Не доводите ребенка до слез и не вызывайте своими методами воспитания другие отрицательные эмоции.
Ни в коем случае не надо быть сухим и педантичным, общаясь с ним.
Не надо стремиться довести его талант до совершенства, все время предъявляя завышенные требования к нему.
Не надо учить ребенка до школы чтению, письму и иностранным языкам, ругая, что у него сплошные неудачи.
Исключите создание такой обстановки для ребенка в своей семье, чтобы его самооценка уменьшалась с каждым днем, чтобы он чувствовал себя отвергнутым и никому не нужным.
Запомните, такое воспитание обычно является благоприятной почвой для развития невроза или симптомов заикания у малыша.

Почему не стоит переучивать «левшу»

Наверное, сказанного выше достаточно, чтобы понять, что заставлять ребенка левшу пользоваться правой рукой вместо левой не следует. По крайней мере, специалисты настоятельно рекомендуют этого не делать. Гуманитария невозможно превратить в человека с техническим складом ума. Насильственное переучивание может привести к тому, что ребенок станет нервным и раздражительным. Он будет лениться и плохо учиться в школе. Более того, впоследствии его организм может так воспротивиться неудобствам, что у ребенка возникнут заикание, нервные тики и даже энурез. «Левшество» — это не патология, а интересная особенность.

«Комплекс левши»

Главная проблема левшей в том, что их меньшинство. Как известно, в жизни часто считается, что прав тот, кто сильнее или принадлежит к большинству. Левши бессознательно могут переживать из-за этого. Причем, если ребенку не говорить, что он не такой, как все, проблемы просто не возникнет. Как утверждают детские психологи, чаще всего комплекс левши появляется по вине родителей. Иногда бывает, что внимание на левшестве ребенка заостряет его учитель, тренер или просто какой-нибудь знакомый. Если это происходит, нужно обязательно поговорить с этим человеком. Скорее всего, он делает это, не осознавая последствий. В случае непонимания лучше просто оградить ребенка от такого общения, например, перевести в другую школу. Если не сделать этого вовремя, ребенок может стать замкнутым и необщительным. Помните, здоровье ребенка дороже всего. И еще, ни в коем случае нельзя ставить в пример левше детей правшей. Лучше сравните его поступки… с его же поступками: «Вчера ты сделал это хорошо, а сегодня у тебя не получилось. Но обязательно получится!»

Как учить?

Ведущую руку левши необходимо развивать с достаточно раннего возраста. Попросите ребенка положить ее на стол, и пусть он по очереди отрывает от поверхности каждый палец. Сама ладонь при этом должна плотно лежать на столе. Также можно предложить ребенку перелить с помощью пипетки воду из одного маленького сосуда в другой. Образное мышление маленького левши можно использовать при обучении его грамоте и письму. Скажите что буква «Х» — это шагающий человечек, буква «Ф» похожа на очки, а буква «Ч» — на носик чайника. Аналогичные ассоциации можно подобрать к каждой букве. Причем ребенок может сделать это и самостоятельно. Часто бывает, что дети левши пишут буквы не в ту сторону — «отзеркаливают» их. В этом помогут специальные упражнения. Заполните целую строчку, например буквами «Р» и парочку букв в этом ряду специально нарисуйте неправильно, «зеркально». Пусть ребенок найдет эти буквы. Можно в некоторых буквах «забыть» дорисовать какие-нибудь элементы, пусть ребенок сделает это сам. Кстати, если у правшей при письме свет должен падать слева, то левше рекомендуется ставить настольную лампу справа от себя. Чаще всего почерк левши имеет левый наклон или вообще его не имеет. Ему так писать удобнее. Это не страшно. Почерк — один из штрихов в индивидуальном портрете каждого человека. А индивидуальность необходимо развивать. Оригинальность в поступках левшей — это неизбежность. Как говорят учителя, дети левши особенным образом складывают числа. Правши спокойно считают многозначные числа столбиком и складывают сначала единицы, а потом десятки и сотни. Левши делают это невообразимым, известным только им способом. Например, складывая 14 и 55, они могут сначала к 55 прибавить 5, потом 10, а потом отнять единицу. Левши не любят и не желают решать задачи по физике или математике, пользуясь заданным алгоритмом. И, кстати, часто приходят к правильному ответу совершенно нерациональным путем. Они делают это не специально, просто им так удобнее.

Чему учить?

Левши бывают небрежными, когда рисуют, лепят из пластилина и т.п. К этому следует относиться терпимо. Помните, что этот ребенок мыслит образно, он человек творческий. А творческие люди всегда несколько бесшабашны. Они придают большее значение содержанию, а не форме. Многие левши хорошо играют в теннис или отлично фехтуют. А вот заниматься каким-нибудь видом единоборства сможет не каждый из них. Кроме того, левши с удовольствием учатся есть, пользуясь вилкой и ножом. Если «праворуким» детям непросто привыкнуть к тому, что вилку необходимо переложить в левую руку, то левшам к этому и привыкать не надо. Кстати, левши быстро обучаются печатать, потому что в этом процессе тоже задействованы обе руки.

Что вам поможет?

Чтобы чувствовать себя увереннее с ребенком левшой, вы можете приобрести специальную литературу. По словам детского психолога Натальи Ульянкиной, самой доступной по содержанию и очень полезной является книга Ивана Караьева «Если ваш ребенок — левша». Хорошо бы прочитать и статью под названием «так как же все-таки быть с левшами?» в книге Станислава Мартынова «Здоровье ребенка — в ваших руках». Лучше понять, как «устроен» ваш непохожий на остальных ребенок, вы сможете, познакомившись с книгой Т.Н. Марютиной и О. Ю. Ермолаева «Введение в психофизиологию». На этом можно было бы и закончить, но есть одно «но». Бывает, что ребенок пишет левой рукой, но ведущие глаз и ухо — правые. Это означает, что, скорее всего, у него больше развито не правое, а левое полушарие головного мозга, как и у «праворуких» детей. В таком случае этого ребенка нельзя назвать левшой, он просто «леворукий». Часто бывает, что такие дети сами хотят научиться писать, есть и т.д. правой рукой. Не рекомендуется мешать ребенку в этом. Он должен сделать свой выбор.

Левшей готовьте к школе с пяти лет.

Левши ничем не отличаются от правшей, у леворуких детей сильнее развито правое полушарие мозга. Оно отвечает за образное мышление. Поэтому левшам для того чтобы запомнить, к примеру, алфавит, нужно придумать образ: буква «о» — колесо или баранка. У каждого ребенка своя ассоциация.
Родители левшей часто пытаются переучить своего ребенка, заставляют его писать правой рукой. Специалисты рекомендуют не делать этого. Переученному левше труднее придется в школе, он может даже серьезно заболеть.

Определите ведущую руку уже к 4 — 4,5 годам. Если ребенок не может сделать этого сам, покажите его специалисту. У левшей часто возникает дисграфия (патологическая неграмотность) или зеркальное письмо (наклон букв в противоположную сторону). Поэтому перед школой консультация у нейропсихолога или медицинского психолога просто необходима.

Для левшей-школьников важен щадящий режим, так как они склонны к психосоматическим заболеваниям. При любом эмоциональном перенапряжении могут возникнуть проблемы: нарушение аппетита, сна, появление страхов.

В детстве и родители, и воспитатели учат ребенка держать ручку в правой руке, объясняя, что так надо. Однако в мире по подсчетам статистов каждый шестой человек - левша. Такой ребенок предпочтительно пользуется левой рукой вместо правой. Хорошо это или плохо?

Почему появляются левши?

Дело в том, что головной мозг в равной степени отвечает за двигательные возможности человека. Левое полушарие управляет правой рукой и ногой, а правое, соответственно, левой рукой и ногой. У правшей доминирует левое полушарие, которое отвечает за правую руку. Однако во врем развития головного мозга иногда происходят изменения, в результате чего меняется доминирующее полушарие. Поэтому малыш становится левшой. Но отличие ребенка левши от правши заключается не только в том, в какой руке он держит ручку или ложку.

Ученые выделяют ряд психологических характеристик леворуких детей:

    Левши часто начинают говорить позже, чем их сверстники, при этом у них могут возникать трудности при произношении некоторых звуков.

    Леворукие дети более чувствительны, поэтому они более плаксивы и капризны.

    Они могут иметь проблемы с письмом, математикой и чтением.

    Левши - очень эмоциональные и творчески одаренные дети, они часто имеют отличные музыкальные способности.

Такие дети хорошо рисуют, лепят из глины или пластилина. Если вы хотите определить доминирующую руку у вашего ребенка, то проведите несколько несложных тестовых заданий, которые помогут прояснить ситуацию. Посмотрите, в какой руке ваш малыш держит карандаш, когда рисует; какой рукой берет расческу, ножницы, мяч; к какому уху поднесет часы, чтобы послушать. Если большинство заданий ребенок выполняет левой рукой, то, возможно, он леворукий.

Часто родители, обнаружив, что их ребенок левша, начинают паниковать. Многие из них пытаются «превратить» ребенка в правшу: ругают его за неправильные действия. Поэтому, прежде всего, нужно остановиться. Ваш ребенок здоров. Ему лишь нужно создать условия для нормального развития: не нужно переучивать малыша; выделите ему место за партой или столом с левой стороны; сделайте так, чтобы свет от настольной лампы падал на его рабочее место с правой стороны. Учитывайте его эмоциональность, будьте чуткими с вашим ребенком.

Леворукость - это не заболевание. Напротив, многие знаменитые политики, военные, ученые, художники, актеры, музыканты и писатели - левши! Среди них: Александр Македонский, Жанна д"Арк, Уинстон Черчилль, королева Виктория, Барак Обама, Леонардо да Винчи, Исаак Ньютон, Гарри Каспаров, Том Круз, Анжелина Джоли, Мила Йовович, Джулия Робертс и многие другие. Так о каком приговоре может идти речь? Не нужно принижать достоинства ребенка, воспитывайте полноценную личность и, возможно, именно в вашей семье вырастет молодой Эйнштейн.



Рассказать друзьям