Воспитание подростков. Особенности воспитания подростка и трудности переходного периода

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

или

особенности воспитания подростков

Автор : Арина Покровская - психолог, автор и ведущая психологических тренингов, правозащитник. Занимается индивидуальным и семейным консультированием. Работает с подростковыми и детскими проблемами.

Комментарий Шишкова Сергея Николаевича (психолог, член Профессиональной Психотерапевтической Лиги, магистр педагогики, автор книги "От мальчика до мудреца. Мужские тайны", ведущий психологических тренингов, генеральный директор НИИ Социальной Психологии и Психологии Развития Личности):

"Все хорошо, да вот тема необъятная. Подростковый период в жизни мальчика оказывает решающее влияние на большинство сфер жизни. И этот же период жизни проходит в глубоком конфликте: подросток считает себя взрослым, а остальной мир нет. Отсюда и протест, и желание обособиться. Усугубляет эту ситуацию общая инфантилизация современных мужчин и псевдофеминизация женщин, мальчикам просто не с кого брать мужской пример. И все что им остается это партизанская война с Сильной Женщиной. А впрочем, чтобы родители не делали - дети вырастают. Просто помогите своему взрослому ребенку войти в наш взрослый мир".

Мальчики становятся мужчинами или особенности воспитания подростков

Мы знаем, чего ждать от мужчины. Мы понимаем, на что способен мальчишка. Но когда вчерашнее дитя пробует свои силы и совершает первые ошибки, превращаясь во взрослого, родители теряются: что делать им с этим неведомым существом? И я буду говорить с вами о том, как вести себя, чтобы помочь и не навредить.

Подростковый возраст: мифы и реальность.

С подростковым возрастом в нашем обществе связано множество родительских опасений и мифов. Ребенок в подростковом возрасте находится в кризисе, в поиске себя, и для решения этого кризиса ему нужно постепенно выходить за пределы семьи. Не каждой семье легко это пережить. Какие-то родители ожидают бунта на корабле и заранее закручивают гайки. Кто-то неожиданно для себя замечает, что вчерашний малыш скоро перегонит в росте и спешно пытаются наверстать упущенное в воспитании…

  • Это время действительно бывает непростым, как для самого подростка, так и для его родителей. Но, как и любой кризис, его можно пережить, разрешив новому войти в вашу жизнь…

Подростковым возраст, как правило, считается, начиная с 11-ти и заканчивая 19-ю годами.

Подросток начинает осваивать мир взрослых - как психологически, так и физически, он все более приближается к взрослению. С подростка все больше спрашивается как в семье, так и в социуме - т.е. за ним признают в разы больше обязанностей, чем у ребенка. Однако прав у него все еще не так много. Вобщем, количество обязанностей часто заметно превышает количество прав. А часто - и возможностей подростка.

  • Это верно для подростков обоих полов.

Однако мужчинам в нашем обществе предъявляют заметно большие требования касаемо успешности, достижений, социальной активности. Вспомним выражения, вроде ты же мужчина!, а, значит, ты должен и далее перечисление: быть сильным, много зарабатывать, содержать семью… Если добавить про мужчины не плачут (как будто не имея прав на выражение чувств), становится совсем грустно…

  • И мне хочется рассмотреть эту тему поглубже, понять, как становятся мужчинами подростки и как быть родителям, чтобы помочь и не навредить.

Всем известно, что не бывает так, чтобы вчерашний подросток вдруг проснулся настоящим мужчиной. Вы можете с удовольствием, а иногда и с тревогой замечать, как ваш сын постепенно растет и меняется, как все больше мужское проявляется в нем. И вроде бы вы, родители, желаете ему самого лучшего, и знаете, что нужно только создавать условия для роста и отпускать, отпускать своего мальчишку в жизнь… Но как это порой непросто, и сколько вопросов возникает вдруг!..

К счастью, человечество накопило достаточно опыта в воспитании мальчиков, и к этому опыту можно присмотреться повнимательнее - вдруг кое-что пригодится?..

Кто воспитывает будущих мужчин и что это значит?

В нашей стране, в связи с воспитанием подростков, меня часто волнует привычная отстраненность отцов от воспитания, а зачастую и от участия в семейной жизни. Я в своей практике неоднократно замечала, что отец бывает вытесненным из семьи. Самое печальное, что некоторые люди продолжают считать это положение вещей вариантом нормы.

И воспитателями мальчишек, начиная с младенчества, в большинстве случаев являются женщины.

Судите сами: в декретный отпуск, как правило, уходит мама ребенка. В этом случае отец обычно зарабатывает на жизнь семьи и проводит с сыном намного меньше времени. Если присутствует няня, в подавляющем большинстве случаев - это снова женщина.

Конечно, для первых трех-четырех лет ребенка близкое общение мальчика с матерью оправданно и очень желательно.

От этого общения зависит умение будущего мужчины любить, проявлять свои чувства в близком общении и создание теплых отношений в будущей семье.

Вернемся к социальной среде:

  • Детский сад - если мальчика туда отдают, воспитывать его снова будут женщины. Ведь в детских садах от нянечки до заведующей персонал обычно женского пола.
  • Школа: начиная с первой учительницы и заканчивая завучами и директором школы, воспитывают мальчика также женщины. Если повезет, то физруком или учителем труда будет мужчина. Хорошо, если это окажутся учителя, по настоящему увлеченные своим предметом и образованием учеников.
  • К моменту поступления в институт говорить о воспитании уже поздновато. Вот и получается, что наших мужчин воспитывают женщины.

И, как ни грустно это признавать, наши мальчики иногда так и не вырастают. Они даже похожи с виду на мужчин, и у них мужские игрушки, но… Они отказываются принимать свои решения, они боятся менять работу, они не хотят рисковать, они плывут по течению… И самое страшное в том, что им не нужны близкие отношения с другой женщиной. Ведь у них есть мама…

  • А ведь, если немножко копнуть русскую историю, можно узнать, что раньше, примерно лет эдак до семи, ребенок считался чадом, и его пол вообще особенно не отличали. Ну отмечали при рождении, мол, сын родился, хорошо. И бегал малыш на женской половине дома, в простой рубахе до пят и обычно и без порток, в полном женском подчинении в толпе других детей. А к семи годам мальчик переходил на мужскую половину дома, и считалось, что он готов уже стать учеником отца.
  • Все, на том женское воспитание заканчивалось, мальчику позволялось одевать более мужскую одежду, и он полностью переходил под власть отца. В этом был явный резон - к подростковому возрасту у мальчика уже не возникало вопросов, как нужно жить и как быть мужчиной. Опять же, и профессия мужская приобреталась, а, значит, уж сам-то себя отрок прокормить сможет. А там и до своей семьи недалеко.

В современное время многое изменилось, но потребность мальчика в доступной отцовской фигуре никуда не делась.

Роль матери в воспитании мальчика.

В самом нежном возрасте, до трех-четырех лет жизни, любой ребенок имеет крепкую связь с матерью. Это очень важно для полноценного развития чувственной сферы мальчика. Позже, в зрелой любви с женщиной, мужчина чаще ищет к себе то же любовное отношение, образец которого подарила ему мама.

  • Мать также символизирует кормящее чрево, и все, что с этим связано: заботу о теле, теплые ощущения и чувства, душевный и тактильный контакты.

Примерно до 6-7 лет мальчик все еще крепко эмоционально связан с матерью, но значение ее фигуры уравновешивается с отцом ребенка.

  • Чем ближе сын к социальным сферам, школам, коллективам, компаниям сверстников, тем больше ему нужен отец. Но все происходит постепенно.

Подростковый период - время начинающейся сепарации сына от семьи. В нашей культуре - прежде всего от матери ввиду исторических причин. Людская память еще хранит подсознательную информацию о времени, когда на войнах, а потом в лагерях была истреблена масса молодых и здоровых мужчин. И женщины многое брали на свои плечи. Время изменилось, а память осталась. И многие мамы несут бремя ответственности за семью по тяжелой привычке. Поэтому бывает так страшно отпускать от себя сыновей.

  • Все кажется: в школе поддержу, иначе не окончит, от армии откуплю, иначе дедовщина, в институт помогу, а то не поступит, и брак проконтролирую, а то жену не ту выберет…Так мальчики и остаются под контролем мамы всю жизнь…

Главное для матери, когда ее сын подрастает - понемногу освобождать место для участия в его жизни отца. Если семья не полная, или папа по какой-то причине не общается с сыном, стоит помочь мальчику построить общение с мужчиной, вызывающим у вас доверие.

Если же у матери есть какие-то обиды, негативные эмоции в адрес отца ребенка или в адрес мужчин в целом, для здорового превращения сына в мужчину важно для начала разделить свои чувства к сыну и к его отцу.

  • Мальчику, чувствующему, что мать не принимает в нем его мужскую часть, придется очень несладко. Ведь и мать и отец (даже если вдруг папа с семьей не живет) для него одинаково важны, и в нем самом заложены качества и отца и матери - он их сын, их дитя в равной степени. И тогда сын, подсознательно протестуя против негатива к папе, может начать что-то, обычно самое подавляемое от папы проявлять.

Поэтому, в такой ситуации для матери может быть эффективно проработать эти непроявленные эмоции к отцу ребенка с профессиональным психологом.

Помимо перечисленного сыну нужно предоставлять большую свободу для его личных выборов и решений. Так сказать, поле для ответственности и взросления. И маме стоит постепенно все больше отпускать сына, больше заниматься собой, мужем или другими детьми.

  • Самое ценное, что вы можете предложить подростку - это ваша готовность к поддержке и то, что вы его любите и гордитесь им. Даже если вам что-то и не нравится в его жизни, это проявления его индивидуальности и их можно уважать. Я думаю, при такой позиции любая мама сможет и сохранить теплые отношения с сыном и поддержать его вступление во взрослую жизнь.

Роль отца в воспитании мальчика.

Начиная с трех лет мальчика, роль отца становится все важнее. До достижения ребенком семи лет папе уже весьма желательно принимать активное участие в общении с сыном.

Если роль матери в воспитании относится скорее к эмоциональной сфере, то отец в семье дает ребенку правила поведения в обществе, передает важные социальные навыки. Отец в жизни ребенка символизирует социум, внешнюю среду. И если сын к такой среде сызмала чувствует доверие и надежность - мир не покажется ему излишне враждебным, он уже будет уметь с ним взаимодействовать.

  • Не случайно в стихотворении В. Маяковского сын-кроха пришел именно к отцу спрашивать, что такое хорошо и что такое плохо. Мать может много говорить сыну о таких вещах, однако они никогда не будут восприняты с той верой и глубиной, как это будет усвоено им от отца.

Значение такого вклада для дальнейшей жизни подростка трудно переоценить. Однако и папам и мамам лучше завершить процесс передачи воспитательных ценностей к 11-12 годам. В разгар несчастной, как и положено, любви и гормональный бурь в организме вашему сыну будет не до воспитания.

Кризис, который переживает подросток мужского пола, заставляет его по-новому взглянуть на отца. Когда вопросы о том, как справляться с этой надвигающейся взрослой жизнью, начинают тесниться в голове подростка, он интересуется: а как живет папа? Для нотаций поздновато, остается личный пример.

  • Для мальчика, входящего в подростковый возраст, очень важно видеть достойную мужскую фигуру перед глазами, полноценно общаться с отцом или с замещающим его человеком - дедушкой, дядей или другом семьи.

Мальчик, который учится быть мужчиной, обычно берет пример с доступных к подражанию объектов. От родителей во многом зависит тот выбор, который сделает подросток - будет ли это его отец, родственник, учитель в школе… Есть и не лучшие варианты: дворовый хулиган, скандальная кинозвезда или герой компьютерной игры, мастерски убивающий все живое.

Главное для отца, когда его сын входит в подростковый возраст - заранее уважать в нем мужчину с правом на свои решения и свои ошибки. Это не всегда просто.

  • Иногда полезно вспомнить себя в таком возрасте. Конечно, сын не равный вам и в каком-то смысле никогда им не станет - просто потому, что вы всегда будете его родителями, а он всегда - вашим ребенком. Однако стоит задуматься о том, чего вы хотите от своего сына, и что вы для этого делаете. Например, если от подростка требуют ответственности, при этом все время контролируя - ясно, что почвы для роста такого качества просто нет.

Я уверена, что взрослеющему мальчишке поддержка и любовь отца не менее (если не более) важна, чем контакт с матерью. Отец, с которым у сына установлены по-мужски крепкие и доверительные отношения - значит для подростка, что тылы прикрыты. Можно и активно во взрослую жизнь выходить, становиться мужчиной.

Первая любовь и сексуальное развитие мальчика-подростка.

Примерно в начале подросткового периода в мальчике начинает активизироваться его сексуальное развитие. Подросток физиологически дозревает до мужчины и обращает свое внимание на девочек.

В случае общепринятой нормы подростки выбирают партнеров противоположного пола.

  • Стремление к партнеру своего пола у мальчиков может скрываться в развитии запутанных, часто невыносимых отношений с матерью. Безусловно, в случае полной семьи такие отношения поддерживает отец, в случае с неполной основная ответственность лежит на матери. В такой ситуации мальчик как бы решает, что если с женщинами все так тяжело, то буду строить отношения только с мужчинами, с ними хотя бы понятно.

И тогда участие психолога может помочь только в случае искреннего желания самого подростка и его семьи что-то поменять.

Если отношения с матерью выстроены гармонично, а в нужное время в жизни мальчика полноценное место заняла отцовская фигура, выбор партнера, вероятно, произойдет в рамках нормы.

  • И тогда, скорее всего, у вашего сына случится первая любовь. Обычно, отношение к этому событию у родителей и сына разное. Подросток может действительно испытывать сильные переживания, страдая от неразделенности чувства или непривычных ярких эмоций. Родители же иногда считают все это несерьезной ерундой, которая скоро должна из головы выветриться.

Истина посередине: первая, особенно неразделенная любовь - это, в некотором роде, как ветрянка, и подростку ею нужно переболеть. Однако тяжесть ее от этого нисколько не умаляется. Вашему мальчику правда кажется, что он может умереть без ее любви, а мир - рухнуть! И родителям важно не вмешиваться в переживания сына с советами и прогнозами, а уважать его чувства. Когда ситуация выровняется, ваш сын просто станет сильнее.

Вклад семьи: это важно.

В подростковом возрасте, как мы уже говорили, уже поздно словесно поучать сына, как нужно жить. Как правило, тематические нотации подростки воспринимают в штыки. И родителям бывает сложно сохранять баланс между вниманием и навязчивостью.

Окружающий социум от мужчин в основном ожидает уверенности в себе, проявления силы и успеха. Взрослая жизнь не за горами, и мальчики-подростки это чувствуют. Очень сложно быть активным и успешным на заданную родителями тему. И все еще очень сложно отстаивать свое.

  • Родителям как никогда важно поддерживать сына в его делах и начинаниях, даже если они вам не по душе. Ведь ваш сын в будущем скорее всего также станет отцом, главой семьи - ему нужно научиться ответственности за свои решения и чувствовать стержень уверенности внутри себя.

Подростки очень чувствительны к фальши и лицемерию. Когда родители честны с собой и искренни с сыном, я уверена, доверия и тепла в семье прибавляется даже в непростые времена.

Да, подростки ищут себя, проходят кризис, отдаляясь от семьи. Но семья сохраняет свою значимость.

  • В столь переломный период жизни - уже не дети, но еще не взрослые, уже столько хочу, но все еще сам мало чего могу, подростки всегда ищут внешнюю опору. В себе ее еще сложно найти, а если папа с мамой не поддерживают, не доверяют, пытаются контролировать и учить, как надо жить - опора будет найдена вне семьи. Итог может быть любым.

Конечно, сыновья меняются. Порой их первые мужские решения совсем не по нраву родителям. Однако ваш сын всегда останется вашим сыном, а то, что с любовью заложено в семье, сохранится в его душе на всю жизнь.

Родителям подростков необходимо понять и принять, что в этот период личность подростка претерпевает изменения, идет борьба межу детством и взрослением, осознанием себя как личности. Именно в это время подросткам очень нужна помощь заботливых и любящих родителей, которые помогут им войти во взрослую жизнь.

Ключевой вопрос, который задает себе ребенок в этом возрасте – «Кто я?». называют этот период формированием «Я – концепции», которая будет сопровождать ребенка на протяжении всей жизни.

Физическое развитие ребенка

В подростковом возрасте продолжается формирование скелета, нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой систем.

В этот период необходимо обратить особое внимание на предупреждение разного рода искривлений в связи с развитием костной системы организма: она становится более прочной, чем в младшем возрасте, но еще не заканчивается окостенение позвоночника, грудной клетки, таза и конечностей. Особенно вредна неправильная поза при сидении подростка за столом: затрудняется легочная вентиляция, уменьшается снабжение мозга кислородом, фиксируется искривление позвоночника.

Следует учесть, что если в этом возрасте не будет обращено специальное внимание на развитие ловкости, пластичности и красоты движений, то в последующий период обычно труднее овладевать ими, а неловкость и угловатость движений, присущая подростку, может сохраниться на всю жизнь.

Нервная система подростка еще находится в стадии формирования, и является относительно несовершенной. Поэтому в этот период так важно охранять подростка от резких переутомлений, регулировать нагрузку на его неокрепшую нервную систему.

Кроме того, во время полового созревания начинается выработка в организме подростков половых гормонов, которая ведет к значительным перепадам настроения.

Интеллектуальное развитие

Подросток в 14–16 лет – это уже практически сформировавшаяся интеллектуально личность, имеющая собственное мнение по разным вопросам. Подростки вполне способны вести рассуждения, высказывать свои мысли, аргументировать их. Всё больше времени в их жизни начинают занимать серьёзные дела, все меньше времени отводится на отдых и развлечения. Активно начинает развиваться логическая память. Из-за появления в школе новых учебных предметов значительно увеличивается количество информации, которую должен запомнить подросток.

Психологическое развитие

Наряду с психическими изменениями, обусловленными исключительно гормональным воздействием, у подростков наблюдаются и глубоко психологические, личностные изменения, которые происходят неравномерно: в подростке одновременно присутствуют как детские черты и стереотипы поведения, так и взрослые. Подросток отвергает детские стереотипы поведения, но еще не имеет взрослых клише. Так как потребность в признании собственной взрослости в подростковом возрасте максимальна, а социальная ситуация, по большому счету, не изменяется, то это может вызвать многочисленные конфликты с родителями и учителями.

В этот период психологи рекомендуют больше разговаривать со своим ребенком, помня о том, что перед вами уже не ребенок, а взрослый человек, который ищет свой путь. В разговоре с ним не используйте категоричные формы, не показывайте его интеллектуальную незрелость, не будьте излишне навязчивы.

8 правил поведения с подростком 14–16 лет

1. Не навязывайте свою точку зрения

В старшем подростковом возрасте у ребенка формируется свой вкус в одежде, в музыке, в кинематографе и других проявлениях искусства. Естественно, предпочтения ребенка могут не совпадать с предпочтениями родителей.

Это не повод пытаться разубедить подростка и отрицать его выбор. Лучше всего прислушаться и попробовать разобраться в интересах взрослеющего человека. Это только добавит доверия в ваши с ним отношения.

2. Будьте готовы принять отказ от некоторых семейных мероприятий

Подростковый дух – это дух отрицания. Гормоны подстегивают подростка идти наперекор всему. И если еще три года назад ребенок любил семейные выезды с младшей сестрой, то теперь он может от них отказаться.

Его больше не пугает перспектива остаться одному дома. При этом, отказавшись в начале от участия в празднике или еще каком-либо семейном мероприятии, подросток может быстро передумать. Это чаще случается, если родители воспринимают отказ спокойно и не пытаются уговорить ребенка.

Прислушивайтесь и пробуйте разобраться в интересах взрослеющего человека

3. Дайте подростку личное пространство

Подростку очень важно знать, что у него есть свое пространство. Место, где он может положить личные вещи, книги, которые никто не передвинет и не переставит.

Научитесь стучаться, заходя в комнату к подростку. Даже если раньше вы никогда этого не делали. Сохранение взрослеющего ребенка поможет избежать конфликтных ситуаций.

4. Подавайте хороший пример

Вредные привычки родителей моментально находят отражение в детях. Если мама или папа позволяют себе употреблять спиртное или курить при подростке, он считает что может себе позволить то же. Авторитет родителя, который подвержен зависимости, подрывается.

Это же можно сказать и о нравственных качествах. Если родители врут родственникам и коллегам, совершают неблаговидные поступки, то подросток станет либо вести себя так же, либо окончательно отстранится от родителей.

5. Помогите сформировать собственное мировоззрение

Родителям стоит поощрять индивидуальное мышление подростка. Если ребенок встает на чью-то сторону в конфликте сверстников, попробуйте построить с ним диалог. «А ты правда думаешь, что твой друг прав?», «А как бы ты поступил?».

В любых вопросах просите его выразить свое мнение, чтобы он почувствовал себя полноправным членом семьи, от которого зависит выбор места для отпуска или празднования юбилея.

Открытое порицание людей, в кругу которых вращается подросток, повлечет за собой либо протест с его стороны, либо факт общения с «неугодными» друзьями будет скрыт от родителей. Единственно верное решение – позволить ребенку самому убедиться в отрицательных качествах тех или иных сверстников. И, если это случится, поддержите подростка, возможно, рассказать о похожем примере из своей жизни.

7. Позвольте подростку отвечать за свои ошибки

Даже те родители, которые предоставляют ребенку достаточно свободы, склонны брать на себя ответственность за его неблаговидные или неправильные поступки. Вместо этого стоит позволить подростку самому разобраться с проблемами. Если он случайно сломал телефон друга – он должен заработать на ремонт. Если получил плохую оценку в четверти – должен сам договориться с преподавателем о том, чтобы ее исправить.

Если ребенок случайно сломал телефон друга – он должен сам заработать на ремонт

Подросток не управляет своим настроением. Вместо него это делают гормоны. Обижаться или ругаться с ним бесполезно и не педагогично. Кроме того, это может в будущем повлиять на его межличностные отношения.

Поэтому лучше всего объяснять ребенку, чем вызваны его эмоции и научить его выражать гнев спокойно, с помощью . И сдерживаться самому. В конце концов, переходный возраст имеет свойство заканчиваться.

Елена Кононова

Правильно воспитывать подростка - это задача для родителей не из легких.

В период полового созревания у подростков внутреннее равновесие нарушено из-за скачков гормонального фона. Подростки стают раздражительными, нетерпеливыми. В них просыпается бунтарский дух, который вызван страхом перед своим будущим. Приступы лени у подростков граничат с упрямством, которое невероятно мешает жить счастливо и им, и окружающим их взрослым людям.

Кажущееся чувство взрослости не дает подросткам принять помощь от родителей в решении их собственных проблем, поэтому общение родителей с подростками будет более продуктивным, если родители будут понимать, что происходит с их ребенком, сопереживать ему и помогать справиться с его состоянием, чем раздражаться и критиковать его.

Необходимо помочь подростку поднять его , и таким образом решится половина проблем. Не оставляйте своих детей без поддержки в этот сложный период их жизни.

Некоторые родители позволяют поступать своим подросткам так, как им заблагорассудиться. Но оставшись без поддержки, подростки приходят к истине, набив шишек.

Даже если эти маленькие взрослые не слушают вас, объясняйте им, почему надо поступить так или иначе. Почему что-то делать нельзя, просто наложить запрет недостаточно, это вызовет обратную реакцию. С подростками надо договариваться, спорить с ними. Только так они почувствуют, что их уважают и что с их точкой зрения считаются. Только так они научатся понимать других, а главное собственных родителей.

Как правильно воспитывать подростка: психология общения

Н ачните перестраивать свое отношение к подростку заранее, по мере его взросления. Решите для себя, где можно расширить его права и самостоятельность и одновременно повысьте требование к нему, увеличьте уровень его ответственности.

Не ущемляйте права своих детей, но и требуйте от них выполнения их обязанностей. Подростки постоянно нащупывают в отношении с родителями ту границу, которую нельзя пересекать, испытывая их терпение. Будьте мудрее, четко определите эти границы. Как бы подростки не бунтовали, они не хотят видеть в родителях ровню. Вы должны быть для своих детей моделью взрослого поведения.

Примите подростка таким, какой он есть, и поддерживайте его в этот сложный для него период жизни. Важно, чтобы процесс воспитания не превращался в отношение между «победителем» и «побежденным».

В любой ситуации не разрывайте отношений со своими взрослеющими детьми. При недостаточном внимании в семье к подростку, он может попасть под влияние сверстников, попасть в дурную компанию, а там и до и до рукой подать.

В процессе воспитания задумывайтесь, к чему могут привести те или иные ваши слова и действия по отношению к вашему ребенку. Если вы будете учитывать только сиюминутную ситуацию, это может вызвать реакцию протеста, и ваш ребенок будет неосознанно или, хуже того, сознательно продолжать вас огорчать. В этом случае скажите своему великовозрастному чаду, что его поведение огорчает вас, но не кричите на него. Очень важно найти нужные слова в общении.

Если ваш подросток , спросите у него, совпадают ли ваши взгляды с ним на его будущее. Если он (она) хочет успешно окончить школу, то для этого надо своевременно выполнять домашнее задание. Если у подростка что-то не получается по какому-то предмету, разберитесь с ним вместе. Процесс обучения проходит намного эффективнее, когда учитель и ученик вместе решают одну задачу.

Научите своих детей предвидеть возможные последствия своих решений. Когда ваша взрослеющая дочь собирается идти на уединенное свидание с молодым человеком и обижается на вас, что вы не отпускаете ее, потому что вы ей не доверяете, скажите ей, что вы не доверяете не ей, а таким ситуациям, когда половое влечение может взять верх над разумом. Воспитайте девочку-подростка так, чтобы она никогда не оставалась беззащитной перед природными инстинктами.

Правильно общаясь с подростками, вы научите их поддерживать и развивать отношения с другими людьми. И тогда у них не будет трудностей в личной жизни и в карьере. Они смогут самореализоваться в жизни, не будут ощущать постоянный душевный дискомфорт, а вы будете спокойны и счастливы, избежите проблем в общении с подростком. И все это благодаря правильному воспитанию.

Безопасность превыше всего. Вы не хотите контролировать все, но, в то же время, вы хотите, чтобы ваша дочь была в безопасности. Не пожалейте денег, купите ей сотовый телефон, либо попросите ее помочь вам сэкономить. Если у нее есть телефон, попросите ее все время носить его с собой, чтобы вы могли с ней связаться. Поговорите с ней о возможных экстренных ситуациях. Например, скажите ей: «Если ты не можешь найти трезвого водителя, чтобы привезти тебя домой с вечеринки, позвони мне, я заберу тебя. Неважно, что это будет 4 утра, лучше я заберу тебя, чем позволю тебе ехать в машине с нетрезвым водителем.»

  • Конечно, она немного поворчит по поводу ваших беспокойств, но лучше это, чем не беспокоиться и позволить ей попасть в опасную ситуацию.
  • Тинейджеры в наши дни проводят очень много времени в интернете, поэтому очень важно поддерживать кибербезопасность. Попросите ее не разговаривать в сети с теми, кого она не знает и уж конечно, не встречаться с теми, с кем познакомилась онлайн, если только у нее нет безоговорочных причин доверять этому человеку.

Позволяйте ей встречаться с парнями. Когда-то наступит момент, когда у нее будет парень (а может и девушка). Вы должны принять это, неважно, что вы на самом деле об этом думаете. Но не забудьте о правилах и строгости. Вы должны следить за тем, как развиваются ее отношения. Конечно, не нужно подсматривать и задавать слишком много вопросов, но вы должны быть в курсе того, что она делает и куда направляется.

  • Конечно, если вы увидите, как кто-то плохо относится к вашей дочери или пытается воспользоваться ею, это может убить вас, но вы должны помочь ей понять, кто есть кто самой, вместо того, чтобы говорить, что ее парень никудышный человек или что-то в этом роде. Если вы попытаетесь убедить ее не встречаться больше с этим человеком, это только подхлестнет ее желание к обратному.
  • Поймите, наконец: нереально запретить ей встречаться с тем, кто ей нравится. Это не каменный век, поймите, вы ничего не можете сделать, чтобы запретить ее свидания. Вы не можете запереть ее в комнате, как принцессу в башне. Однажды она поступит в колледж или просто съедет, и тогда она будет свободна встречаться с тем, с кем пожелает.
  • К тому же, вы не хотите, чтобы она на вас обижалась за то, что вы запрещаете ей ходить на свидания. Если вы не разрешите ей делать то, что делают все ее друзья (и это абсолютно нормально для их возраста), она станет вести себя с вами очень резко.
  • Поговорите о сексе. Будьте спокойны, разговаривая об этом, даже если она будет чувствовать себя неловко и смущенно (даже если неловко будет вам)! Не паникуйте и расскажите ей о безопасном сексе и нежелательной беременности в ее возрасте; просто донесите до нее информацию. Никогда не говорите об этом в присутствии ее друзей. И не будьте слишком старомодны в этом вопросе, это только увеличит риск того, что она взбунтуется.

    • Гораздо разумнее поговорить с ней о безопасном сексе, чем позволить ей попасть в опасную ситуацию. Расскажите, почему важно заниматься сексом, только если она этого действительно хочет, а не потому, что ее парень уговаривает ее зайти дальше, чем ей этого хотелось бы.
    • Конечно, всем родителям было бы гораздо спокойнее, если бы их дочки подростки были девственницами. Но, на сегодняшний день, средний возраст начала половых отношений это около 16 лет, поэтому лучше все-таки обсудить безопасный секс и даже прием контрацептивов, чем проповедовать полное воздержание.
  • Будьте готовы к ее первой менструации. Рано или поздно у нее начнутся месячные, у вас должны быть готовы тампоны и прокладки к этому времени. Также как и о сексе, не бойтесь поговорить с ней о менструациях заранее. Вы не хотите, чтобы она перепугалась в случае неосведомленности. Поговорите с ней о менструальной боли, покажите ей книги и веб-сайты, на которых она может найти больше информации. У многих девочек месячные начинаются еще до наступления подросткового возраста, поэтому будьте готовы к этому заранее, так как многие девочки сейчас очень быстро развиваются.

    Научитесь справляться с перепадами настроения. Кричать на нее, когда она очень взволнована, не поможет. Пусть ее эмоции утрясутся сами, потому что она ничего не может с этим поделать. Так же как и женщине в менопаузу, вашей дочери придется пройти через многие эмоциональные изменения; очень важно быть терпеливым и понять, что она не может всегда оставаться маленькой хорошенькой девочкой. Этот период пройдет и будет лучше, ваша дочка не всегда будет такой.

  • Поговорите о наркотиках, курении и алкоголе. У вас может быть свое отношение к этим вещам, но, устанавливая правила по поводу этих привычек в первую очередь руководствуйтесь ее здоровьем. Объясните в чем опасность курения и наркотиков, также объясните, как важно воздерживаться от употребления алкоголя в раннем возрасте, так как подростки под действием алкоголя могут совершать очень безответственные поступки. Тем не менее, очень многие употребляют алкоголь до достижения 18 или 21 года, поэтому лучше обсудить то, как выпить безопасно, чем категорически запрещать это.

    • Удостоверьтесь, что она знает когда остановиться, когда дело касается алкоголя. Расскажите, что не стоит пить больше, чем одна порция алкоголя в час, что не нужно мешать напитки на вечеринках и пить крепкие напитки, так как от этого ей может стать плохо.
    • Вам не нужно, чтобы она не пробовала алкоголь совсем, а потом, при попадании в колледж, напивалась до потери памяти. Она должна твердо знать свою норму перед тем, как пить с незнакомцами.
    • Также, поговорите о выпивании в компании с парнями; объясните, что ни под каким предлогом нельзя оставлять свой напиток без присмотра.
    • Не нужно вести себя так, как будто вы были святошей в подростковом возрасте. Если у вас были неудачные истории (которые естественно чему-то вас научили) об употреблении алкоголя и наркотиков, можете поделиться с ней ими (с осторожностью).
  • В современном мире понятие «подросток» вызывает ассоциацию сложности, трудности общения, непонятности. Взрослым людям сложно понять, что, находясь в юности, переходя от детства к взрослости (период жизни 13-15 лет), подросток ощущает себя уже выросшим, по сути оставаясь дитём. Оставаться в этот сложный для ребёнка период его доверенным лицом – большая удача, хоть и невероятно сложно. Для этого необходимо знать о тех особенностях, которые появляются на этом этапе жизни и формируют его личность. Основным действием ближайшего окружения (родители и друзья более старшего поколения) являются помощь и содействие, иными словами быть с ним внимательным и общаться «на его языке». В это время молодой человек находится в трудном для себя жизненном периоде. У него проходит формирование своих взглядов и своего мнения по любому вопросу и понятию.

    Подростки замыкаются в себе

    С подростком окружающим людям трудно потому, что ему невыносимо тяжело с самим собой. Он ни в чём не уверен. Он ищет свою цель в жизни, ориентируясь только на своё мнение.

    Этапы взросления


    В этот временной отрезок своей жизни молодой человек начинает по-новому осознавать и мотивировать собственное поведение. Осмысленно руководить им.

    Психологи зачастую заостряют внимание родителей детей, находящихся в подростковом периоде взросления, на этом условном переходном фрагменте (от 14 до 16 лет) в связи с происходящими изменениями у них, как физиологическими, так и психическими.

    Потому, как именно этот период, именуемый этапом личностно-профессионального самоопределения, у взрослеющего подростка - юноши или девушки - является наиболее сложным в жизни.


    Эмоциональная сфера подростков и мотивации

    В это время у ребёнка происходит формирование своей индивидуальной личностной позиции по всем вопросам и ситуациям. Она часто не согласуется со взглядами и мнением на такую же ситуацию у взрослых людей, в том числе и родителей, что приводит к конфликту, следствием которого может стать потеря взаимопонимания и контактных отношений между ними.

    Проявления психологических новообразований у подростков 14 – 16 лет

    Для того чтобы менее болезненно для семьи преодолеть этот наиболее сложный промежуток жизни, необходимо понимать психологические новообразования, возникающие в среднем подростковом возрасте.

    В зависимости от развития (созревания) личности ребёнка, новообразования у подростков могут проявляться с 13 лет и длится до 15.

    Таких новообразований несколько.


    Проблемы в общении со сверстниками у подростков резко возрастают

    Переключение своего постоянного общения с учителей и родителей на друзей – одноклассников и сверстников, немного старшего возраста, но являющихся для конкретного подростка авторитетом. В это время у него формируются навыки по социальному взаимодействию, то есть он учится подчиняться чужому мнению, но в это же время отстаивая свои права. Следствием чего становится проявление двух противоречий – принадлежность к группе сверстников и желание обособленности, то есть наличия своего индивидуального личного пространства.


    Нежелание слушать родителей и учителей

    Изменения когнитивной сферы подростка. Рамки развития 13 -15 лет

    Под термином «когнитивная сфера» понимается объединение всех познавательных процессов человека. Таких, как – внимание и память, интеллект и развитие логического и словесно-образного мышления. Особым образом происходит присоединение и развития творческих способностей.

    Проявление фантомного чувства взрослости

    Оставаясь ещё по своей сути ребёнком, подросток (чаще его возраст 13-5 лет) чувствует и решает, что он уже вырос. У него возникает и проявляется всё с большей частотой желание стать независимым от родительской семьи. У него происходит зарождение первой мысли о будущей профессии. Он стремится стать «нужным», то есть полезным для общества и семьи. И, конечно, возникновение пристального интереса к противоположному полу.


    Фантомная взрослость у подростков проявляется запрещенными действиями

    Возможное возникновение школьной дезадаптации

    Причиной её становятся неоднозначные, как правило, сложные, отношения с педагогами или одноклассниками.

    Навыки формирования общения и собственной индивидуальной личностной позиции у подростка

    С наступлением острого подросткового периода, особенно среднего этапа, в жизни человека 14 -16 лет, происходит переориентация с внутрисемейной коммуникации между родительской семьёй и ребёнком на внешнюю – друзей, сверстников – одноклассников и более старших подростков, которые являются авторитетами.

    Чаще всего, в 14 лет, индивид сам выбирает себе ориентир – идеал, который становится жизненным примером и доверенным лицом для него. Такое общение является основным в этом возрасте, так как это главный информационный канал. Кроме того - это специфический вид эмоционального контакта, развивающий у подростка чувство солидарности, самоуважение, эмоциональное благополучие и межличностные отношения.


    Под влиянием кумира подростки могут сильно изменяться

    В следствии такого контакта, для того чтобы быть похожим на своего кумира, 14-ний подросток может изменить внешний вид и стиль общения с привычно окружающими его людьми.

    Происходит изменение вкусов, проявляется интерес к энергетическим и алкогольным напиткам и курению, так как именно эти качества ассоциируются у него со взрослостью.

    Изменения когнитивной сферы подростка

    В период подростничества, особенно на среднем его этапе, происходит совершенствование интеллектуальных процессов и мышления, что является основой формирования личности.

    Реализуется деятельностный подход во взрослении молодого человека, под влиянием комплексного школьного обучения, частью которого и является развитие элементов когнитивной сферы личности, то есть функций психики подростка.


    Подростковая рассеянность приводит к проблемам в учебе

    Такой процесс, как восприятие, в этом возрасте, приобретает избирательный характер, с возможностью аналитико-критических умозаключений.

    1. Внимание, в этот период, приобретает возможность чёткого переключения и распределения. Улучшаются и развиваются и его параметры: увеличивается объём и укрепляется устойчивость. Оно становится произвольным и контролируемым самим подростком. Это указывает на возникновение и проявление избирательности внимания.
    2. Развивается также и память. Она претерпевает те же изменения, что и внимание – приобретается полностью осмысленный характер по запоминанию и осмыслению.
    3. Параллельно с вышеперечисленными функциями психики подростка в средний период взросления 14 -16 лет, развивается самостоятельное мышление. Что позволяет ребёнку переходить и оперировать индивидуальными умозаключениями.

    Психологическая защита выражается в нарушениях поведения

    Фантомное чувство взрослости

    Профессионалы-психологи отмечают, что на фоне развивающейся когнитивной сферы личности, у подростка возникает желание «быть как взрослый». То есть у него появляется потребность нести за определённую часть (зону) самостоятельно выполненной работы ответственность.

    В это же время просыпается интерес к лицам противоположного пола. Возникают первые платонические отношения между мальчиком и девочкой, чаще всего их возраст составляет 13 – 15 лет. Появляется первое чувство влюблённости. Возникает желание сделать приятное понравившемуся человеку проявлять постоянную о нём заботу.


    В этом возрасте подростки переживают первую любовь

    Родители должны учесть, что чрезмерное вмешательство в такое чувство и в эти отношения могут привести к ухудшению взаимопонимания между ними и их ребёнком. Как следствие вызвать у него отчуждение и замкнутость. Родителям рекомендуется не препятствовать развитиям этих отношений, но и не поощрять их.

    В этот же период приходит желания по самостоятельному заработку первых денег. Мотивацией выступает желание стать независимым в финансовом плане, чтобы лишний раз не выпрашивать средства на свои личные нужды у родителей и не давать им отчёт куда и как они были потрачены. Также сюда можно отнести мотивацию к общественно-полезной деятельности, в следствии поощрение со стороны авторитета и подростков-сверстников.


    В подростковом возрасте многие стараются заработать свои первые деньги

    Возникновение школьной дезадаптации

    Семья, где есть подросток 14-16 лет, достаточно часто сталкивается с таким проявлением, как школьная дезадаптация, то есть, невозможность чувствовать себя комфортно в коллективе сверстников.

    Причиной возникновения такой ситуации в жизни ребёнка могут стать нарушение отношений (конфликт) с преподавателями, одноклассниками или старшими школьниками, в результате нежелания подростка подчинятся их требованиям и заданиям.


    Школьная дезадаптация - основные признаки

    Внешне школьная дезадаптация выражается в сопротивлении и, даже, полном отказе посещения занятий. Ребёнок перестаёт выполнять домашние задания. Происходит полнейшее нарушение в его учебной деятельности. Он старается реже общаться с семьёй, пытаясь самостоятельно решить возникшую проблему, чем только её и усугубляет.

    Родителям следует обратить внимание на проблему своего чада (13 – 16 лет), через вышеописанные сигналы и постараться в кратчайшие сроки оказать ему помощь, предварительно посоветовавшись с психологом, не показывая ему ребёнка.

    Ещё можно привлечь к проблеме и школьного психолога, попросив его о наблюдении за поведением и реакциями подростка. По итогам своих наблюдений, специалист может предложить программу помощи в данном конкретном случае.



    Рассказать друзьям