Развитие речи детей через общение с природой. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через познание мира природы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

На формирующем этапе эксперимента нами была разработана методика развития связной речи старших дошкольников в процессе ознакомления с природой (таблица 2.6).

Цель методики: развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.

На формирующем этапе развития связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой, развивали следующие знания, умения и навыки:

1 Обогащали знания детей об окружающем мире и родной природе Крыма;

2 Развивали умения детей говорить свободно и правильно, вызывали позитивное отношение к речи;

3 Развивали эмоции и чувство прекрасного;

4 Совершенствовали навыки развёрнуто высказываться, составлять рассказы по картинкам, самостоятельно пересказывать содержание сказок и других произведений.

5 Совершенствовали навыки развёрнуто высказываться, составлять рассказы по картинкам, самостоятельно пересказывать содержание сказок и других произведений.

6 Развивали умения составлять рассказы об окружающей природе, руководствуясь эмоциями и чувствами.

При подборе упражнений, дидактических игр, занятий, бесед, экскурсий мы основывались на психологических особенностях детей старшего дошкольного возраста, а именно, преобладание наглядно – образного мышления, конкретности мышления, эмоциональности.

Анализируя полученные данные констатирующего эксперимента, мы выявили преобладание среднего и низкого уровней развития связной речи. Это вызвало необходимость разработки и внедрения методики развития связной речи старших дошкольников в процессе ознакомления с природой. Нами была выбрана именно природа, потому что содержит в себе огромную педагогическую ценность, является эффективным средством развития связной речи дошкольников. Огромна её роль в умственном и речевом развитии дошкольников. Природа со всем многообразием форм, красок, звуков является богатейшим источником развития речи дошкольника и эстетических переживаний ребёнка. Без приближения детей к природе и широкого использования её в воспитательно-образовательной работе детского сада нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников, в том числе и речевого

Методика развития связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой включает в себя три этапа: подготовительный, практический и продуктивный.

Цель подготовительного этапа предполагает формирование интереса ребёнка к слову и говорению в процессе ознакомления с природой.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

1. Развивать любовь к природе и бережное отношение к ней.

2. Формировать интерес к слову и говорению в процессе ознакомления с природой.

Для реализации цели и задач подготовительного этапа нами использовались различные формы работы. Детям были предложены различные дидактические игры: «Посмотри и расскажи»; «Составь рассказ»; «Опиши берёзу», «Послушай и перескажи» , которые способствовали развитию связной речи. Целью дидактических игр являлось следующее: формирование позитивного отношения детей к связной речи, и интереса к говорению, рассказыванию и пересказыванию в процессе ознакомления с окружающей природой. Во время дидактических игр использовался наглядный материал, а точнее, сюжетные картинки и изображения, которые помогали детям при выполнении задания «Посмотри и расскажи». Предложенные детям игры проводились на игровой площадке, на прогулке. Во время этих игр дети научились обращать внимание на окружающую природу, вычленять яркие и характерные признаки для определённого времени года, или частей суток. Дети не просто замечали деревья, кустарники, листья на игровой площадке, а наблюдали за движением веток во время ветра, за полётом птиц. При выполнении задания «Опиши берёзу» дети не просто называли её составные части и подбирали различные определения, а исследовали кору, ствол, листочки.

После проведения таких дидактических игр дети намного чаще желали высказать своё мнение, рассказать об изменениях в природе, описать места, в которых они были с родителями. Ребята не боялись говорить, высказывать своё мнение, хотя ими и допускались ошибки. Дети стали более открытыми в общении и старались говорить развёрнутыми предложениями. Таким образом, на подготовительном этапе у детей старшей группы сформировалось мотивационно - ценностное отношение и интерес к говорению в процессе ознакомления с природой.

На подготовительном этапе также использовалась ещё одна форма развития связной речи – это проведение занятия на тему «Страна прекрасных слов» . Задачами данного занятия было следующее: обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы окружающего мира; прилагательными, характеризующими качества предметов; упражнять детей в подборе прилагательных и глаголов к существительным; совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях через участие в словесно-речевых играх; продолжать упражнять детей в делении слов на слоги, в определении начального звука в словах; раскрыть значение слова «фантазия»; развивать мышление, фонетический слух, эмоциональность; развивать речь детей путем тренировки движений пальцев и кистей рук; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и окружающей среде. На занятии для достижения поставленных задач использовались различные методы и приёмы: беседа, художественное слово, прием активизации самостоятельного мышления детей, решение проблемных ситуаций, сюрпризный момент, наглядность. На протяжении занятия дети активно участвовали в играх и выполняли предложенные занятия, ребята не боялись высказывать своё мнение и отвечать на вопросы. Представим фрагмент занятия «Страна прекрасных слов», который проводился с детьми в старшей группе.

Ход занятия:

Фея: Здравствуйте, мои милые дети! Спасибо, что откликнулись на мое приглашение и пришли ко мне в гости. Проходите, рассаживайтесь удобно, спину держите прямо (дети рассаживаются на стульчики).
Я – Фея из Страны прекрасных слов! Попадая в мою Страну, люди становятся добрее и внимательнее друг к другу, к окружающему их миру. А знаете почему? Потому что в моей Стране живут самые добрые, самые прекрасные, самые нежные слова. Их можно найти везде. А чтобы убедиться в этом, я предлагаю вам совершить путешествие по моей Стране. Но в нашем путешествии нам понадобятся ваши знания. Вы умеете составлять предложения? Делить слова на слоги? Определять начальный звук в словах?
Дети: Да!
Фея: Если «да», то я уверена, что путешествие будет интересным. Вы готовы? Так как моя страна не обычная, то и в путешествие мы отправимся необычным способом, мы полетим на воздушном шаре. А поможет нам в этом ФАНТАЗИЯ. – Вы знаете, что такое ФАНТАЗИЯ? (ответы детей)
Фея: (Обобщает): ФАНТАЗИЯ – это наши мечты, в которых мы что-то выдумываем, представляем то, чего на самом деле нет. – Давайте все вместе произнесем это чудесное слово – ФАНТАЗИЯ. А теперь чуть тише – ФАНТАЗИЯ, а теперь шёпотом – ФАНТАЗИЯ.
Фея: И так, в мою волшебную страну мы попадем с помощью фантазии. Сядьте прямо, закройте, пожалуйста, глаза. (Звучит аудиозапись «Волшебной музыки»)
– Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. С высоты птичьего полета мы видим леса, поля, слышим журчание рек, пение птиц; чувствуем свежий запах воздуха после дождя. А теперь наш воздушный шар медленно опускается на землю (музыка стихает). Вот мы и прибыли. Открываем глаза.
(За время «полета» перед детьми выставляется панно с изображением солнца, облаков, реки).
Фея: Среди поля голубого
Яркий блеск огня большого.
Не спеша огонь тот ходит,
Землю-матушку обходит,
Светит весело в оконце,
Ну конечно, это….(солнце).
(Показать волшебной палочкой солнце).
Фея: А теперь произнесите это слово ласково.
Дети: Солнышко.
Фея: Правда, красивое слово? От его света мир становится прекрасней. Какими словами можно описать солнышко? Какое оно? (подбор определений к слову солнышко)
Дети: Ласковое, теплое, нежное, доброе, красивое, яркое…
Фея: Видите как много красивых и добрых слов вы смогли найти в моей стране. А теперь давайте поиграем в игру «Живые слова» (полный конспект занятия представлен в приложении Б).

Поэтому можно сделать вывод, что дидактические игры «Составь рассказ», «Посмотри и расскажи», «Опиши берёзу», «Послушай и перескажи», а также занятие «Страна прекрасных слов» оказали положительное влияние на развитие связной речи, способствовали повышению речевого развития.

Вторым этапом методики развития связной речи является практический. Целью этого этапа является следующее: овладение детьми навыками рассказывания, составления различных описательных рассказов в процессе ознакомления с природой. В соответствии с целью были поставлены такие задачи:

1. Закрепить умения детей говорить развёрнутыми и правильными предложениями.

2. Совершенствовать умения составлять описательные рассказы о природе, опираясь на собственные чувства и эмоции.

На практическом этапе я использовала различные формы развития связной речи в процессе ознакомления с природой, а именно: интегрированные занятия, экскурсии, беседы на экологическую тематику, дидактические игры.

В старшей группе была организована и проведена экскурсия на тему «Весна» . Также были поставлены следующие задачи: 1) развивать связную речь детей через ознакомление детей с природой; формировать позитивное отношение к природе и чувство прекрасного; 2) обучать детей высказывать свои эмоции об увиденном; 3) учить детей различать и называть хвойные и лиственные деревья, учить сравнивать их, находя общие признаки; 4) воспитывать у детей потребность в общении с природой, бережном отношении к своему здоровью; развивать любовь к родной природе, желание любоваться окружающим миром; 5) развивать речь детей, умение подбирать определение к слову; 6) уточнить знания детей о состоянии растений весной; дать понятие об экосистеме «лес».

Экскурсия проводилась в лесопарк недалеко от дошкольного учреждения. Для проведения экскурсии экспериментатором были изучены особенности наблюдаемых объектов, осмотрена и подготовлена территория, был составлен чёткий план экскурсии и определена её основная цель. Для того, чтобы экскурсия имела развивающий характер, была спланирована собственная деятельность и продумана применительно к разным детям объем и последовательность выполнения различных заданий. Готовясь к проведению экскурсии, был намечен план работы по обогащению и активизации словаря детей. Заранее были намечены вопросы беседы, определено, как провести обобщение того, что дети узнали в ходе наблюдений.

На практическом этапе также использовались дидактические игры «Назови как можно больше предметов», «Зоопарк» , которые способствовали обогащению словаря и развитию монологической речи. Так, цель игры «Назови как можно больше предметов» заключается в упражнении детей в чётком произношении слов и обогащение активного словаря. Во время этой игры воспитатель на прогулке предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые их окружают (назвать только те, что находится в поле их зрения). Воспитатель следит, чтобы дети правильно и чётко произносили слова и не повторялись.

Целью игры «Зоопарк» является развитие монологической речи. Во время игры дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая, их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его, по такому плану: 1. Внешний вид; 2. Чем питается. Для игры используются «игровые часы». Вначале крутят стрелку. На кого она укажет, тот начинает рассказ. Затем вращением стрелки определяют, кто должен отгадывать описываемое животное. В момент проведения этой игры был использован наглядный материал – картинки с разными животными. В эти дидактические игры дети играют с удовольствием и большим интересом.

На втором этапе методики большая роль отводилась беседе. В старшей группе мною была проведена беседа на экологическую тематику «Маленькие друзья человека» .

Цель беседы: уточнить представление детей о внешнем виде, образе жизни, значении в природе муравьев, бабочек, жуков, дождевых червей, жаб, лягушек, пауков; о сложных взаимосвязях растительного и животного мира: исчезновение одного звена в цепочке взаимосвязей вызывает изменение в других звеньях. Воспитывать желание охранять маленьких полезных животных. Учиться высказывать своё мнение. Перед проведением беседы была проведена предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение рассказов и сказок: В.Бианки «Как муравьишка домой спешил», А.Онегов «Откуда прилетела бабочка», Ю.Аракчеев «Сидел в траве кузнечик», С.Воловник «Наши знакомые незнакомцы».

Материалом к беседе служили: картинки с изображением животных, конверт, письмо, плакат «Муравей - санитар леса».

Теперь приведём фрагмент беседы с детьми на тему «Маленькие друзья человека».

Ход беседы:

«Экспериментатор читает письмо от Незнайки, у него случилась беда.

Экспериментатор: Ребята, а давайте с вами поможем Незнайке. (Вывешивает полотно с картинками: муравей, стрекоза, бабочка, паук, божья коровка, лягушка, жаба, дождевой червь).

Почему лес опустел? (Животные обиделись на Незнайку и ушли).

На что же животные обиделись? Незнайка сказал, что эти животные бесполезные и даже вредные? Расскажите, в чем их польза.

Я загадаю две загадки. О каком животном быстрее отгадаете, с того и начнем рассказ:

Удивительно силен, не смотри, что мал:

Ведь в лесу с друзьями он гору натаскал.

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел,

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился ввысь и улетел!

Как называется гора, которую натаскали муравьи?

Из чего муравьи строят муравейники? Чем питаются муравьи? Почему их называют «санитарами леса?» (Муравьи очищают лес, собирают для строительства муравейника хвойные иголки, мелкие веточки, кусочки коры, остатки растений; муравьи поедают гусениц, различных жуков, которые точат деревья; муравьи разносят семена лесных растений, рыхлят почву).

Почему лесу стало плохо без муравьев? Как могут люди позаботиться о муравьях? Что вы посоветуете Незнайке?

Поговорим о бабочках. Почему лесу стало плохо без бабочек? (Бабочки опыляют цветы, без них не будет семян, не будет новых цветов). Чем питаются бабочки? Как они переносят пыльцу с цветка на цветок? В чем еще польза бабочек? Как можно о них позаботиться?». Полный конспект беседы в старшей группе «Маленькие друзья человека» представлен в приложении.

Во время беседы обращала внимание детей на правильность речи, побуждала их к полным ответам. Также в процессе беседы вводила новые слова, активизировала словарный запас детей и способствовала речевой активности с помощью вопросов. Главная цель этой беседы – стимулирование и направление внимания детей на более богатое и целесообразное накопление опыта. Задача экспериментатора – это, прежде всего, обеспечить наиболее полное восприятие, помочь детям получить ясные, отчетливые представления, дополнить их знания. Содержание беседы определялось процессом наблюдения. Ведь что и в каком порядке заметят дети и что они скажут, заранее предвидеть нельзя. Дети, наблюдая, высказывали свои мысли в форме отдельных реплик и отдельных слов. Таким образом, происходил обмен мнениями .

Для решения задач практического этапа также использовалось занятие. В старшей группе было проведено интегрированное занятие (по развитию речи и ознакомлению с природой) на тему «Защитите ель и сосну».

Цель данного занятия: 1.Закрепить и углубить знания детей о ели и сосне, как представителях хвойных деревьев.
2.Формировать умение сравнивать эти деревья, видеть между ними сходства и различия.
3.Упражнять детей в составлении связных рассказов, образовании множественного числа имен существительных и согласования их со словом «много».
4.Развивать творчество, связную речь, мелкую моторику.
5.Совершенствовать рельефную лепку методом размазывания.
6.Формировать умение работать в коллективе, выполнять несложные опыты.
7.Воспитывать экологическое мировоззрение: вызвать негативное отношение к тем, кто наносит вред природе, вырубая ели и сосны.
8.Учить радоваться общению с природой, понимать ценность каждого дерева.

На занятии использовалось различное оборудование: картинки с изображением сосны и ели, еловые и сосновые шишки, аромалампа, масло сосны, пластилин, простые карандаши, листы белого картона, искусственная елочка. Такое разнообразие дидактического и наглядного материала позволяет не только дать детям теоретические знания, но и через чувства и различные анализаторы вызывать положительные эмоции. Вот представлен фрагмент занятия «Защитите ель и сосну».

Ход занятия:

«Рассказ о пользе деревьев».

Ель и сосна – верные помощницы человеку. Они дарят нам свою красоту, чистый воздух, древесину, даже лекарства. Целебные свойства сосны просто чудесны! У сосны обладают лечебными свойствами и семена, и хвоя, и молодые шишки. Из них делают лекарства, помогающие победить болезни. А мы сейчас зажжем аромалампу с сосновым маслом и воздух в нашей группе наполнится ароматом сосновой хвои и станет чище, ведь сосновый запах убивает бактерии.

Мы имеем возможность отдохнуть в тени этих деревьев, подышать свежим воздухом, пропитанным ароматами хвои, можем шишки собрать для поделок.
Недаром говорят: «Для города каждое дерево дорого». Давайте подумаем, почему? Чистый ли в городе воздух? Чем он загрязняется? А как деревья очищают воздух? (Ответы детей). Ель и сосна очень хорошо очищают воздух.

Люди пользуются щедростью этих деревьев. С давних времен использовали люди сосновую и еловую древесину. Как вы понимаете слово «древесина»? (Ответы детей). Древесиной называют спиленное дерево. Из сосновой и еловой древесины делают мебель, музыкальные инструменты, поделки. Вот эта рамка для картины сделана из сосновой древесины. В давние времена из древесины сосны делали царские терема, церкви, колодцы, мельницы, посуду. А еще корабли. Много-много лет, скрипки, сделанные в старину из еловой древесины, зачаровывают своим голосом слушателей.

Творческая игра «Сказка про елку» .

Дети составляют тематическую сказку по опорным вопросам, по заданному началу предложения. «Жила-была елочка. Росла она… (где?) А рядом с елочкой росли ее соседи – … (какие растения?). Все они елочку очень … (как к ней относились?). Любили резвиться возле елочки и лесные зверята … (какие зверята?). Зайчика и лисичку елочка зимой защищала от метели своими пушистыми веточками, а белочку кормила елочка вкусными семенами из своих шишек. Перед новогодним праздником пришел к елочке с топором … (кто?). Хотел он срубить елочку. И тут случилось чудо – все жители леса – и растения, и животные вдруг заговорили и стали просить (персонажа) … (о чем просить?). (Что сказали они ему?) (А как он отреагировал на эти просьбы, что сказал в ответ?) Растения и животные очень обрадовались и поблагодарили (персонажа)… (какими словами поблагодарили) На радостях лесные жители устроили новогодний бал возле этой елочки. (Как они веселились на праздничном балу, что делали?) (Чем закончилась эта история?).

Ребята, я запишу эту историю, а вы нарисуете к ней картинки. Так у нас получится настоящая книга. Мы дадим ее почитать родителям и детям других групп нашего детского сада». Полный конспект этого занятия представлен в приложении (Приложение Г).

Во время занятия проводились различные виды работ – игры, беседы, составление рассказа, рисование, ощущение запаха сосны. Детям очень понравилось это занятие, так как они были очень активными, высказывали своё мнение и были внимательными. Аромалампа вызвала у детей большое количество положительных эмоций, ведь они не только увидели сосновые шишки, но и смогли ощутить сам запах хвои; дети словно побывали в лесу. После этого ребята старались все высказать своё мнение, рассказать о каких – то своих воспоминаниях. Во время творческой игры «Сказка про ёлку» дети активно принимали участие и каждый использовал свой личный опыт. Сказки получились совсем разные, каждый придумывал что – то новое и необычное.

Для закрепления знаний, умений и навыков на практическом этапе была проведена с детьми дидактическая игра «Придумай загадку» , целью которой являлось развитие умения детей составлять загадки о явлениях природы и окружающем мире на основе главных признаков и свойств. Отгадывание и составление загадок оказывает большое влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи. Загадка – одна из наиболее распространённых средств, которые используются в воспитательной работе .

Загадка не только вызывает интерес у детей, но и способствует развитию мышления, внимания и памяти.

Составление загадок считается творческой работой, поэтому дидактическая игра «Придумай загадку» является сложной работой для дошкольника , но и интересной. Ведь здесь ребёнок проявляет черты своего характера, подбирает соответствующие признаки к определённым объектам и приводит их к совокупности. При составлении загадок ребёнок использовал все знания об окружающей среде и объектах, поэтому признаки их реальные, то есть невыдуманные. Ведь загадка должна быть составлена правильно, чтобы другие могли по основным признакам узнать загаданный объект или явление.

Таким образом, на практическом этапе были использованы различные формы по развитию связной речи старших дошкольников в процессе ознакомления с природой – дидактические игры, интегрированные занятия, беседы, экскурсии, составление загадок. После проделанной работы виден положительный результат - дети могут развёрнуто высказывать своё мнение, составлять рассказы о природе на основе собственных чувств, делиться своими переживаниями.

Заключительным периодом развития связной речи является контрольный этап. Цель его являлось: активно использовать приобретённые знания, навыки и умения, свободо говорить в процессе ознакомления с природой, сочинять самостоятельно рассказы. Задачей было развить готовность детей самостоятельно составлять рассказы, развёрнуто говорить в процессе ознакомления с природой.

Для реализации целей и задач на контрольном этапе мною использовались такие формы работы с детьми: составление описательных рассказов по картине на тему «Признаки весны» , по сюжетной картинке «По грибы» проведение опытов, труд в природе.

Большое значение в развитии связной речи играет составление описательных рассказов по картине на различные темы. Дело в том, что в процессе составления ребёнок опирается на наглядность, вычленяет главные и второстепенные признаки, стремится передать нарисованное своим сверстникам через собственное чувство и восприятие. Дети в старшей группе с удовольствием рассматривают картины и выражают своё мнение и эмоции по поводу произведения искусства. В старшей группе мною была предложена картина «Признаки весны». Дети сразу обратили на неё внимание, но некоторые опирались не на само произведение, а на имеющиеся знания и личный опыт. Поэтому обращала внимание детей на саму картину, и на элементы, которые на ней представлены. Дети практически все говорили полными и развёрнутыми предложениями, некоторые ребята были неактивные, поэтому для активизации внимания им были заданы встречные вопросы.

Особое место в развитии речи занимают опыты в природе, ведь опыт несёт в себе большую значимость. Ведь выполнение практических заданий и исследование чего – то нового способствует развитию познавательной и речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста. С помощью опытов дети обогащают свои знания и добывают ответы на интересующие их темы. Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. В деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создавались ситуации, которые ребенок разрешал посредством проведения опыта и, анализируя, делал вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении . Экспериментатор организовывал работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов. При такой форме ребенок овладевает экспериментированием как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер.

Так в старшей группе было проведено несколько опытов, которые способствовали развитию мышления, внимания, речи и активизации познавательной деятельности:

«Подводная лодка из винограда»

Цель: показать свойства газированной воды с помощью виноградинок; продемонстрировать принцип работы подводной лодки; развивать мышление, речь и внимание; Развивать интерес к исследовательской деятельности старших дошкольников и способствовать познавательной активности.

Ход работы:

Необходимо взять стакан со свежей газированной водой или лимонадом, и бросить в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее сразу же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется». По этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет вниз. А надо подняться - мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, и рыба всплывает.

«Как добыть воду для питья?»

Цель: показать, как можно добыть воду из листьев и травы на земле; развивать любознательность, мышление, речь и внимание.

Ход работы:

Для этого опыта нужно выкопать яму в земле глубиной примерно 25 см и диаметром 50 см. Поставить в центр ямы пустой пластиковый контейнер или широкую миску, вокруг нее положить свежей зеленой травы и листьев. Накрыть ямку чистой полиэтиленовой пленкой и засыпать ее края землей, чтобы из ямы не выходил воздух. В центре пленки положить камешек и слегка придавить пленку над пустой емкостью. Приспособление для сбора воды готово. Затем необходимо оставить свою конструкцию до вечера. А теперь осторожно стряхнуть землю с пленки, чтобы она не попала в контейнер (миску), и посмотреть: в миске находится чистая вода.
Откуда же она взялась? Нужно объяснить ребенку, что под действием солнечного тепла трава и листья стали разлагаться, выделяя тепло. Теплый воздух всегда поднимается вверх. Он в виде испарения оседает на холодной пленке и конденсируется на ней в виде капелек воды. Эта вода и стекала в нашу емкость.

«Делаем облако»

Цель: показать детям, как образуется облако и дождь. Развивать мышление и внимание.

Ход работы:

Для проведения этого опыта необходимо налить в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см.). Положить на противень несколько кубиков льда и поставьте его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако. Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха. А откуда же берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.

Немаловажное значение имеет труд в природе, который развивает познавательную деятельность и формирует умения и навыки в различных сферах. Труд с детьми необходимо проводить в форме игры, чтобы дети вели себя естественно и не боялись трудностей.

Труд детей в природе создает благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действие разных органов, укрепляет нервную систему. В этом труде, как ни в каком другом, сочетаются умственные и волевые усилия.
Большое значение имеет труд в природе для умственного и сенсорного развития детей. Систематическая коллективная работа объединяет ребят, воспитывает у них трудолюбие и ответственность за порученное дело, доставляет им удовольствие и радость.

Труд в природе способствует к развитию наблюдательности, любознательности детей, воспитывает у них интерес к сельскохозяйственному труду и уважение к людям, которые им занимаются. Труд в природе помогает воспитать любовь к ней, бережно относиться к живому, к результатам труда. Также важно, чтобы труд в природе сопровождался речью и комментариями выполнения данной работы .

Так, в старшей группе, можно с ребятами смастерить кормушку для зимующих птиц или создать на территории детского сада огород, на котором дети могли бы ухаживать за растениями. Это будет способствовать не только развитию познавательной и практической деятельности, но и развитию речевой деятельности через чувства и эмоции от участия в работе.

Таким образом, можно сделать вывод, что предложенная нами методика развития связной речи старших дошкольников в процессе ознакомления с природой состоит из трёх этапов: подготовительного, практического и продуктивного. На подготовительном этапе решалась задача формирования у ребёнка интереса и позитивного отношения к говорению и рассказывания в процессе ознакомления с природой. На практическом этапе использовались различные формы развития связной речи в процессе ознакомления с природой, а именно: интегрированные занятия, экскурсии, беседы на экологическую тематику, дидактические игры. На этом этапе решались следующие задачи: закрепить умения детей говорить развёрнутыми и правильными предложениями; совершенствовать умения составлять описательные рассказы о природе, опираясь на собственные чувства и эмоции. Для реализации целей и задач на контрольном этапе нами использовались разные формы работы с детьми: составление описательных рассказов по картине на тему «Признаки весны», «По грибы», проведение опытов «Подводная лодка из винограда», «Делаем облако», «Как добыть воду для питья?», труд в природе. В целом цели и задачи методики развития связной речи детей старшего дошкольного возраста были достигнуты.

Цикл наблюдений за рыбками в аквариуме, рисование, аппликация, лепка рыбок, рассматривание иллюстраций. Игра «Караси и щука».

Рассматривание иллюстраций, картин с изображением рыб и различных млекопитающихся, живущих в море. Рисование на тему «По морям, по волнам».

Рассматривание иллюстраций, чтение «Доктор Айболит» К.И. Чуковского, обобщающая беседа. Лепка «Обезьянки на пальмах».Сюжетно- ролевая игра «Доктор Айболит».

Рассматривание иллюстраций, картин, чтение детской художественной литературы. Аппликация «Где-то на белом свете». Лепка «упряжка оленей».

Рассматривание камешков, иллюстраций, чтение познавательной литературы, сказка П. Бажова «Серебрянное копытце».Аппликация «Дом мы строим из камней».

Всероссийский конкурс детского рисунка. Участие детей в конкурсе.

Беседа по наблюдениям за явлениями природы. Чтение «Лесные домишки» В.Бианки, рисование «Весеннее небо», аппликация «Подснежник».

Экскурсия на грачевник. Наблюдения за птицами на участке, заучивание стихотворений, игра – имитация «Строим гнезда».

Чтение познавательной литературы, стихотворений о домашних животных.Наблюдения за кошкой и собакой. Беседы с детьми о их домашних животных.

Наблюдения за деревьями и кустарниками на участке и территории детского сада. Обобщающая беседа. Рисование «Цветущая ветка».

Наблюдения за растениями на участке, заучивание стихов и загадок, анализ растения мать – и мачехи. Игра- имитация «Соберем нектар с цветов». Игра «Отгадайте почему?»

Экскурсия в парк. Наблюдение за пробуждением природы после зимы. Игра «Отгадай чей голос». Рисование «Первый весенний букет»

Рассказ воспитателя о использовании человеком природы, о бережном отношении к ней. Беседа о заповедниках. Игра «Чем мы можем помочь природе?»

Разделы: Работа с дошкольниками

Природа – это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. Она своим многообразием, красочностью и

динамичностью привлекает малышей, вызывает в них массу радостных переживаний, развивает любознательность. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, надолго остаются в памяти, создают прочную основу для дальнейшего её познания.

В процессе общения с природой рождается, развивается и крепнет, такое бесценное свойство человеческой личности, как наблюдательность, любознательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов, которые можно найти с помощью наблюдений, логического мышления.

Вслушиваясь в речь детей, видно сколь скудны ещё познания детей о природе, событиях, явлениях, происходящих в окружающей жизни. Как трудно им ещё выразить словами то, что чувствуют, видят, слышат. Не хватает слов и для передачи смысла знакомой сказки, рассказа.

Можно обнаружить, что существительные ребёнок заменяет местоимениями, нарушает порядок слов в предложении и т.п. Типичны затруднения детей в употреблении склонений и спряжений (хотеть, хотят) и т. п.

Одними замечаниями “говори правильно” дело не поправить. Всё это надо сделать своевременно, иначе, начав учиться в школе, ребёнок будет делать ошибки при письме.

Общение с природой способствует расширению словарного запаса у ребёнка, практическому овладению навыками словообразования, благотворно влияет на развитие связной, фразовой речи. При этом дети практически овладевают навыками словоизменения: согласованием слов в роде, числе, падеже.

Таким образом, в процессе систематических, целенаправленных наблюдений у ребёнка расширяется кругозор, развивается любознательность, зрительная, слуховая и вербальная память, совершенствуются мыслительные процессы. Дети учатся думать и отвечать на вопросы, аргументируя свои высказывания, что позитивно влияет на развитие связной речи, овладение сложноподчиненным предложением.

Наблюдательность рождает в ребёнке привычку делать выводы, развивает логику мысли, чёткость и красоту речи.

Ребёнок с помощью взрослых учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы. Умение аргументировано, доказательно излагать мысли способствует формированию реалистического мировоззрения, совершенствуется умение сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Создаются предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, чёткость, выразительность. В процессе ознакомления с природой малыш учится анализировать, рассуждать, рассказывать, описывать, что является одним из ведущих и решающих факторов успешного обучения в школе, адаптации ребёнка в обществе сверстников, в постоянно меняющемся социуме.

Цель и задачи, решаемые в опыте

Цель: Приобщить детей к природе, обогатить речь ребёнка и на этой основе помочь глубже понять образ природы.

  • Развитие навыков общения со сверстниками, взрослыми и окружающей природой с ориентировкой на ненасильственную модель поведения.
  • Обеспечить широкие возможности для использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира.
  • Удовлетворять детскую любознательность к узнаванию природы, формировать необходимые для разностороннего развития ребёнка представления о ней, прививать навыки активности и самостоятельности мышления.
  • Определение характера взаимодействия взрослого и детей в педагогическом процессе.

Понимая важность развития речи детей, прежде всего, определяются основные направления работы:

  • создание развивающей речевой среды;
  • освоение методов и приёмов обучения;
  • составление перспективно-календарного плана по развитию речи детей;
  • диагностика и учёт уровней речевого развития каждого ребёнка;
  • взаимодействие детского сада и семьи по данному вопросу через беседы, консультации.

Работа по развитию речи – это непрерывный процесс, связанный со всеми режимными моментами.

Технология опыта

Реализация плана помогает детям овладевать знаниями, оперировать ими, мыслить творчески. В основу опыта положен метод тематического восприятия мира дошкольником.

Технология опыта предполагает активную образовательную совместную деятельность детей и взрослых, в ходе которой развиваются компетентности:

  • социальная компетентность – способности устанавливать контакты, осуществлятьвзаимодействия вразличныхсоциальныхгруппах, участвоватьврешениипроблем, проявлять нравственное отношение к окружающему миру;
  • интеллектуальная компетентность – использование знаний в различных ситуациях, установление взаимосвязей и зависимостей;
  • информационная компетентность – овладение различными источниками полученных знаний;
  • коммуникативная компетентность – умение инициировать и поддерживать общение среди сверстников, взрослых.

Для решения поставленных задач были выбраны программы:

  • М.А.Васильева. Программа воспитания и обучения в детском саду.
  • С.Н. Николаева. Юный эколог.
  • Н.А. Рыжова. Наш дом – природа.

Методические приёмы

Перспективный план отражает работу на месяц, не ограничивает творчества в выборе форм и методов в работе с детьми.

Работу по развитию речи строилась по принципу сезонности, с учётом возрастных особенностей.

При необходимости подбирались различные виды игр (дидактические, игры-фантазии, игры-драматизации, игры-забавы, настольно-печатные игры, строительные игры, игры с природным материалом…). Организовывались и проводились подвижные, хороводные, народные игры.

В совместной деятельности дети привлекаются к поиску разрешения проблемных ситуаций, рассуждений, использовались этические беседы, создавались ситуации о нормах поведения в быту.

По возможности развивались представления:

  • об истории цивилизации (об образе жизни человека, знакомство со сказками, легендами);
  • о навыках безопасного поведения;
  • об основах правового сознания (усвоение норм и правил поведения, общения со сверстниками и взрослыми, развития чувства ответственности за другого человека, животного и растения, за свои поступки, за данное слово).

Особое внимание необходимо уделять самостоятельной творческой деятельности детей:

  • представлять возможность выбора в процессе игровой деятельности;
  • стимулировать детей комментировать (сопровождать речью свои действия);
  • внимательно и тактично наблюдать за игрой детей;
  • создавать условия для реализации различных видов деятельности;
  • поощрять проявление детского словотворчества;
  • поощрять самостоятельное экспериментирование, проводить исследования, опыты;
  • предоставить детям право выбора средств для импровизации и самовыражения;
  • создавать условия для самостоятельной деятельности детей по сохранению и
  • улучшению окружающей среды (уход за растениями и животными);
  • овладевать в самостоятельной деятельности “языком чувств”.

При проведении коллективных занятий ставились следующие цели:

  • развитие и совершенствование всех сторон устной речи каждого ребёнка (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь);
  • развитие мелкой моторики рук;
  • формирование предпосылок к учебной деятельности (принятие учебной задачи и её выполнение, умения взаимодействовать со сверстниками, а также самоконтроля).

Характер организации коллективного занятия в средней группе требует от детей слухового сосредоточения; включается решение проблемных речевых задач, творческих заданий, игровых упражнений на концентрацию внимания, соблюдения тишины.

Постепенно происходит переход детей от игр с игрушками, к играм со словом, в которых языковое обобщение и произвольное оперирование со словом – цель и прямой продукт обучения. Обучение строится на игровую и коммуникативную мотивацию. Общение сопровождалось шутками и смехом.

Особое внимание уделяется интонационной выразительности речи. Дети этому учатся в играх-инсценировках (“Заюшкина избушка”, “Лиса и заяц”). Можно изменить сюжет или его окончание, включить новые персонажи. Говорить разными голосами и с разной интонацией (повествовательной, вопросительной или восклицательной).

Для выработки хорошей дикции, чёткого и правильного произношения отдельных слов и фраз используются чистоговорки, потешки, считалки, стихотворения, которые произносятся с разной силой голоса и в различном темпе.

В словарной работе внимание уделяется правильному пониманию слов, их употреблению.

Проводится работа по активизации словаря детей названиями предметов, их качеств, свойств, действий, уточняются обобщенные понятия (овощи, деревья …). Дети называют действия, связанные с движением игрушек, подбирают определения к заданным словам (снег, снежинка, зима).

Дети учатся понимать смысл загадок, сравнивая предметы по размеру, цвету.

При знакомстве с многозначными словами (игла, лапка и др.) используется наглядный материал (рисунки, иллюстрации). Например, находили на картинке предметы, которые назывались одним словом “игла” (швейная игла, игла у ежа, ёлки, сосны). Кроме того, дети знакомятся с происхождением некоторых слов (например, почему грибы называются подберёзовик, мухомор).

В средней группе расширяется круг грамматических явлений, которые дети осваивали и без наглядного материала. В играх (когда дети давали поручения животным, игрушкам) дети образовывали формы глаголов в повелительном наклонении. Так наблюдая за действиями игрушки, дети учатся правильно образовывать глаголы (летела, залетела, вылетела).

Составляя, с глаголами, словосочетания и предложения дети начинают овладевать построением связного высказывания (“Закончи предложение”, “Зачем тебе нужны…?”).

Для развития связной речи дети учатся пересказывать литературные произведения.

В рассказывании по картине дети составляют небольшие рассказы и учатся сочинять рассказы из личного опыта (по аналогии с содержанием картинки).

Рассказывание проводится сначала по вопросам, затем в совместном рассказывании, а после и самостоятельно. Это предполагает обучение разным типам высказывания- описания, повествования, к рассуждениям (Мне нравится зима, потому что…).

Для формирования навыков повествовательной речи детям даются схемы составления совместного рассказывания (начало, середина, конец). Даётся зачин рассказу: ”Как-то раз…”, предлагается ребёнку наполнить его содержанием, развить сюжет. Собрались звери на полянке. Стали они. …Вдруг.… Взяли звери.… И тогда…

Заполнение схемы помогает ребёнку, закрепить представление о средствах связи между предложениями и между частями высказывания.

В интегрированных занятиях концентрируются разнообразные виды деятельности дошкольников, основанные на игре: ознакомление с окружающим, развитии речи, различными видами искусства (рисование, лепка, аппликация), конструирование, трудовая деятельность, физические упражнения.

Интеграция и игровые приёмы дают возможность при меньших затратах времени и усилии со стороны детей, получить более полный объём информации.

Грамотная организация деятельности детей – важное условие для того, чтобы дети постигали причинно – следственные отношения с объектами живой и неживой природы.

Пальчиковые игры, игры с природным материалом, мозаикой влияют на грамматической строй речи, поскольку упражнения мелкой моторики рук активизируют речевые зоны головного мозга.

Подвижные игры оказывают влияние на речь.

При знакомстве с художественной литературой, дети учатся применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседа) и монологической (словесное творчество) речи.

Появление и пребывание знакомых детям героев сказок – Айболита, Колобка, Лесовика, Весны, Осени, Незнайки, Буратино и других персонажей делает занятие более интересным. Героем может быть как педагог, так и кукла. Он может передавать сообщение в форме письма, телеграммы, сюрприза. Такая форма организации позволяет детям чувствовать себя раскрепощено, усвоить познавательный материал, пообщаться.

На занятиях, если нет возможности понаблюдать за объектом природы в естественных условиях, используются картины, иллюстрации, художественная литература, видеозаписи (“Животный мир Байкала”, “Растительный мир побережья и гор Байкала”).

Наблюдения. На прогулках расширяются и уточняются конкретные представления о характерных признаках времён года. Важно не только помочь ребёнку заметить, что произошло, но и получить от него ответ, как он узнал об этом, почему он думает именно так, а не иначе. Это не только развивает связную речь, но и логическое мышление.

Следует привлекать внимание к растениям, деревьям. Обратить внимание на красоту деревьев (Д.игра “Какое?”), на сравнение деревьев (“Чем отличаются?”)

На экскурсии в лесу послушать тишину леса. Прочитать стихотворение. Загадать загадку. Задать детям вопросы.

При наблюдении за птицами, обратить внимание на их повадки. Например, заметить, как целые стайки воробьёв садятся на деревья, заборы. При приближении человека улетают, как клюют пищу.

Вышли на прогулку – спросить: холодно ли, сильный ли мороз, есть ли на небе солнышко, дует ли ветер. Понаблюдать, как ветер раскачивает деревья, крутит и метёт снег; предложить повернуть лицо к ветру, отметить, что от ветра становится холоднее.

Учить детей определять погоду по приметам, устанавливать связи между явлениями природы. Когда сильный мороз, дым из труб поднимается столбом, снег скрипит под ногами, рассыпается в руках, при дыхании виден пар.

При этом хорошо рассказать стихи, пословицу, поговорку, предложить загадку. Утром понаблюдать за восходом солнца, а на вечерней прогулке – заход. Обратить внимание на яркие краски зари, красоту этого явления.

Наблюдения на прогулке чередуются с играми, трудом, Много радости доставляет детям пускание в ручейках корабликов, игры с водой и песком.

Система наблюдений, планирование на учебный год по сезонам, подбор стихов, рассказов, примет, загадок, пословиц сделало работу более интересной и содержательной.

В экологическом воспитании детей предпочитаются методы многоразового наблюдения за объектами природы, обсуждение увиденного, отражение своих впечатлений в различных видах деятельности, моделировании явлений и природы и т. д.

Индивидуальная работа осуществляется во всех видах детской деятельности. Её проведение обеспечивает удовлетворение потребностей и интересов каждого ребёнка.

Индивидуальную работу хорошо проводить в утренние и вечерние часы в игровой форме, в обстановке естественного общения, на прогулке и др.

Речь идёт об описании игрушек, картинок, явлений природы, составлении совместных рассказов, о выполнении фонетических, лексических, грамматических упражнений.

Управление грамматическим развитием речи детей реализую, прежде всего, посредством совместной деятельности, общения как с самим ребёнком (в форме диалога), так и с другими детьми.

Важным условием успешной работы с детьми является и то, что в детском саду имеется библиотека.

Работа с родителями

Родители, воспитывающие своих детей, часто не задумываются над вопросом развития речи детей. Для того чтобы помочь родителям разобраться в данном вопросе было проведено родительское собрание, проведена консультация “Развивайте речь дошкольника”.

Были предложены условия для успешного овладения ребёнком грамматических норм языка.

  • Позаботиться о правильной языковой среде.
  • Избегать двуязычия в период становления у ребёнка речи.
  • Избегать в присутствии ребёнка торопливой, неряшливой речи.
  • Особое внимание обращать на чёткость произнесения окончания слов и предлогов.
  • Постараться увлечь ребёнка игрой в “слова”.

Вывод: правильное планирование и эффективное проведение работы по речевому развитию детей возможно, когда знаешь возрастные особенности развития речи детей.

В начале учебного года была проведена диагностика речевого развития детей, “По горизонтали” определяются сильные и слабые стороны речи каждого ребёнка. На основании этого отмечаются индивидуальные достижения каждого ребёнка.

“По вертикали” определяются сильные и слабые стороны речевого развития всей группы в целом, исправлением которых занимались в ходе фронтальных форм работы.

Работа приобрела целенаправленный, системный характер.

Развитие речи через экологическое воспитание и общение с природой помогает обогатить речь ребёнка, сделать её образной, выразительной, откорректировать имеющие недостатки, расширить лексико-грамматические возможности практического овладения навыками словообразования и словоизменения.

Результат

  1. Эмоционально-насыщенное, содержательное проживание ребёнка в детском саду
  2. Удовлетворённость естественными потребностями в общении, творчестве.
  3. Активность, инициативность, раскрепощённость детей в общении.
  4. Наличие интереса к миру природы, любознательность, проявление гуманных и охранительных способов взаимодействия с природным миром.
  5. Проявление творческих способностей в различных видах детской деятельности.

Системная работа дала свои результаты. Ребята стали грамотнее говорить, исправлять ошибки в речи товарищей, использовать разные конструкции предложений.

Литература

Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения детей в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  • Николаева С.Н. Программа “Юный эколог”. Творческий Центр. Сфера. М., 2008.
  • Рыжова Н.А. “Наш дом – природа”. М.: Карапуз-Дидактика, 2005.
  • Поваляева М.А. Развитие речи детей при ознакомлении с природой. Р-н/Д.: Феникс, 2002.
  • Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников Творческий Центр. Сфера. М., 2008.
  • Задачи в развитии речи детей дошкольного возраста: развивать понимание речи взрослых и простейшие виды речевых суждений.

    Учить правильно, точно по смыслу употреблять слова и выражения, формировать умение использовать и употреблять в речи простые и сложные предложения, участвовать в беседе, передавать свои впечатления в коротких рассказах. Справиться со всеми этими задачами помогут специальные и спонтанные наблюдения за природными явлениями.

    Трудно найти человека, равнодушно относящегося к природе родного края. Природа имеет уникальные возможности в воспитании детей во многих сферах, в том числе и в развитии речи детей.

    Дома, после подобных прогулок хороши занятия типа:

    1. Загадывание и отгадывание загадок. Попробуйте сочинить свои загадки. Вспоминайте пословицы и поговорки, приметы.
    2. Используйте совместный просмотр телепередач, фильмов о природе.
    3. с хорошим описанием природы, рассказы.
    4. Настольные игры типа «Лото», «Домино» отлично закрепляют знания детей о животных, птицах, насекомых, деревьях, цветах и т.п.
    5. Представьте малышам возможность в творческой деятельности реализовать свои полученные знания. (игра, рисование, лепка. аппликация, составление сказок, рассказов)

    Наблюдения за природой

    Хорошо проводить с маленькими детьми кратковременно. Когда идет снег, посмотреть, как медленно падают снежинки на валенки, шапку, ловить их на варежку. Я всегда своим детям предлагала ступать на свежевыпавший снег, а потом мы рассматривали следы: у мамы (папы) следы большие, у Оли маленькие. Долго ходили по участку и искали следы животных, птиц. Находили следы собаки и кошки и опять наши сравнения сопровождались словами типа: «У собаки следы больше, а у кошки меньше» и прочее.

    Интересны наблюдения за зимующими птицами. У нас традиция -делать кормушки на участке для птиц, а для синичек подвешиваем на веревочке к ранету свежее сало. Они его любят клевать. Наблюдать за ними доставляет большое удовольствие и детям, и взрослым.

    Невольно зимой обращается внимание на то, что деревья стоят «голые», без листьев. Объясняю малышам, что они отдыхают и набираются сил для роста. Деревья стоят «голые», а люди одеваются тепло, так как на улице холодно. Закрепляем слова: пальто, шапка, варежки, шарф, валенки,(сапоги или теплые ботинки) — это зимняя одежда. Вводим так же в активную речь детей слова: деревья, кусты, кормушки, птицы, клюют и т.п.Во время кормления интересно наблюдать, как птицы прыгают, рассмотреть их следы на снегу. Снова заставляйте ребят проговаривать слова: прыгают, клюют, летят. Хорошо, если обратите внимание, что есть птицы маленькие и большие. Научите узнавать голубя, ворону, воробья, синичку. Хороши на подобных прогулках игры:

    • «Птицы машут крыльями» -её можно обыграть по-разному. Например, птицы испугались и полетели быстро-быстро. Наоборот — подлетают к корму осторожно, с опаской, смотрят, чтобы на них никто немного напасть. А кто на них может напасть? и т.п.
    • «Воробушки и автомобиль», где птички должны быстро улететь, чтобы не попасть под колеса автомобиля.
    • «Скати с горки» — в подобных играх дети выполняют конкретные задания взрослых.

    Такие незамысловатые игры, наблюдения вызывают у детей интерес к природе, включает их эмоциональную отзывчивость, воспитывают бережное к ней отношение.

    Природа зимой

    Особенно увлекательна и интересна не только для наблюдений, но и для детских развлечений. Во все времена на Руси приветствовалось катание на санках с горы, позднее появились лыжи и коньки. Это прекрасные зимние развлечения, которые доставляют детям не только радость и удовольствие, способствуют развитию координации движений. Здесь же родители должны проявить свой интерес и изобретательность, побуждая своих детей к рассказыванию о впечатлениях и наблюдениях, которые они приобрели во время зимних игр и забав.

    Читайте детям стихи о зиме А.Пушкина, С.Есенина, А.Фета, A.Тютчева. Хороши рассказы Н.Сладкова «Под снегом», Г.Скребицкого «Белая шуба»,В.Бианки «О зиме», короткие рассказы Н.Сладкова, Н.Надеждиной и.т.д. Найдите время для рассматривания зимних пейзажей, изображенных на картинах И.Левитана «Зимой в лесу»,Н.Крымова «Зимний вечер», К.Горбатова»Зимний пейзаж с церковью»,С.Колесникова «Зимний пейзаж», Н.Анохина «Русская зима» и многие-многие другие.

    Зимняя природа

    Позволяет вам организовать свои зимние развлечения. Например, мы для своих детей строили всегда что-то похожее на стену крепости. Получалось это во время уборки лишнего снега со двора на огород. Слежавшийся снег мы режем всегда на прямоугольники, вывозим и складываем в виде стены. Затем туда втыкаем флаг — символ нашей крепости. Получается подсказка для сюжета. Дети любят собираться у этой стены и играть. Причем у них начинают появляться новые объекты (стул и лежак для отдыха, стол, где они рассматривают «карты» и планируют свои дальнейшие действия и прочее) В ходе этой игры у них появляются в активной речи слова «крепость, флаг, защита, осада,» и т.п. Причем дети поняли, что Флаг — это символ. Обогатить эти знания можно путем чтения дома стихов, рассказов и т.д.

    На прогулках зимой все дети любят кататься по ледяным дорожкам. Залейте небольшие дорожки на участке и пусть малыши двигаются. В далеком детстве мы делали огромные ходы и лазы в сугробах. Но это доступно там, где много снега.

    В деревнях и селах в зимнюю природу всегда вписываются домашние животные. Пусть ваши дети познакомятся с особенностью ухода за ними зимой. Здесь же они много узнают слов и выражений (хлев, кормушка, сено, зерно, тепло, холодно, уборка в хлеву, курятнике, а так же для чего она необходима и прочее), кроме того, можно организовать труд детей. Вполне допустимо ребенку 2-3 лет насыпать зерно курам и в кормушки для птиц, более старших детей необходимо привлекать к уборке помещений для животных, поднести сено в кормушки, постелить солому для отдыха животных.

    Взрослые должны побуждать детей не только к наблюдениям в природе, но и умению описать увиденные изменения в природе, сравнивать предметы, описывая их отличия и сходство, побуждать желание ухаживать за домашними животными, птицами, прилетающими на участок.

    Каждая встреча с природой всегда способствует развитию речи, возбуждает фантазию и развивает игровые замыслы детей. В данном случае обязанность взрослых — побуждать детей к развитию замысла: помочь в развитии сюжета игры, а позднее попросить ребенка рассказать свои впечатления об игре, кормлении птиц, уходе за животными. Кроме того, давайте детям карандаши, краски, пластилин, глину и т.д., пусть они в свих работах отразят впечатления прошедших событий. Старшие дети это вполне могут делать самостоятельно, а малышам необходимо помочь. Пусть они рисуют кистью следы на снегу, снежинки и т.п. Можно разрешать им рисовать руками. Только следить, чтобы они не брали руки в рот, своевременно их вымыть.

    Конечно, невозможно предугадать, какие явления природы привлекут внимание ваших детей, и тем не менее, прогулки, наблюдения, воскресные походы на природу, зимние забавы и развлечения увеличивают интерес детей к явлениям природы, её изменениям.

    «Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой»

    Великий педагог В. Сухомлинский справедливо подчеркивал необходимость введения детей в окружающий мир так, чтобы они каждый день открывали в нем что-то новое, чтобы каждый их шаг был «путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы».

    Это мнение выдающегося педагога мною взято за основу обозначенной педагогической идеи. Ведь на сегодняшний день одной из актуальных проблем в дошкольном воспитании является развитие речи, так как оно является необходимым условием успешного обучения в школе. К сожалению, вслушиваясь в речь детей, видно сколь скудны ещё познания детей о природе, событиях, явлениях, происходящих в окружающей жизни. Как трудно им ещё выразить словами то, что чувствуют, видят, слышат.

    Именно природа – это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. Она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает в них массу радостных переживаний, развивает любознательность. Я. А. Каменский писал, что обучение следует начинать не со словесного толкования, а с реального наблюдения над окружающим миром, а Песталоцци исходным моментом познания считал чувственное восприятие и настаивал на необходимости формировать у детей культуру наблюдения, которая поможет накопить конкретные сведения, а затем приведет к развитию способностей и речи.

    Над данной темой я работаю не первый год. За этот период я изучила и проанализировала литературу: А.А Вахрушева «Здравствуй мир!», С.Н Николаева «Ознакомление дошкольников с неживой природой», А.К Бондаренко «Словесные игры в детском саду», А.К Бондаренко «Дидактические игры в детском саду», Т.С Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи», А.Г Селихова «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи», Н.Ф Поддьякова «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой» и пришла к выводу, что было бы непростительной ошибкой не привлечь к столь важному процессу – воспитанию маленького человека - великого учителя – Природу.

    Целью своей педагогической идеи я обозначила овладение детьми речью как средством общения и культуры. Средством реализации является ознакомление с природой в разных видах деятельности.

    При этом решаются следующие задачи:

    1. обогащение словарного запаса детей за счет последовательного формирования знаний об особенностях окружающего мира.

    2.подбор методов и способов развития речи

    3. использование разнообразных форм организации.

    Опыт работы в детском саду показывает, что ни один дидактический материал не сравнится с естественной природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Поэтому с самых ранних этапов развития ребёнка нужно вводить его во всё многообразие окружающего мира. Непосредственное наблюдение окружающего способствует развитию логической речи, пониманию грамматических законов. Чтобы совершенствовать мысль и слово ребёнка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами окружающего мира. Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, чёткость и красоту речи – развитие мышления и речи идёт как единый процесс. При этом процесс познания окружающего во всём его многообразии способствует пониманию и использованию в связной речи различных грамматических категорий, обозначающих название, действие, качества и помогающих анализировать предмет и явление со всех сторон.

    Ознакомление с природой обогащает чувственный опыт ребёнка, учит быть внимательным к тому, что его окружает. Дети учатся видеть, слушать, ощупывать и осязать, тем самым создаётся чувственная основа для слова. Вместе с развитием речи приобретаются навыки умственного труда, совершенствуется умение анализировать, объяснять, доказывать, рассуждать.

    Педагогические задачи успешно решаются при правильном выборе методов, приёмов. Учитывая, что у дошкольников преобладает наглядно – образное мышление широко использую в своей работе

    • наглядно – выставочный материал, игрушки, картины, натуральные предметы.
    • специально – организованные ситуации,
    • игры, которые способствуют повышению внимания, интереса к занятию и к речевой активности.

    В игре дети учатся вычленять различные и сходные признаки, группировать предметы по отдельным признакам, узнавать качества предмета. Для обогащения и активизации словарного запаса я использую речевые игры и упражнения : «Назови одним словом», «Кому нужны эти предметы», «Узнай целое по части». Для речевого развития также полезны игры, в ходе которых ребёнок может больше подобрать признаки к предмету, например, «Из чего сделан», «Угадай на вкус» и др.

    Словесные игры: "Съедобное-несъедобное", "Кто как кричит?", "Что лишнее?", "Узнай по голосу", "Это кто к нам пришёл?" и др. развивают у детей внимание, воображение, речь, повышают знания об окружающем мире, они требуют от детей знания закономерностей, о которых дети узнают при ознакомлении с природой.

    Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например, почему сухой песок сыплется, а мокрый - нет; где быстрее прорастёт зёрнышко, в земле или в песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют ребят думать, сопоставлять и делать выводы. Этот вид игр можно отнести к экспериментированию, так как дети при непосредственном взаимодействии с предметами учатся получать результат, делать выводы и умозаключения При построении образовательного процесса я использую дидактические игры: "Большой - маленький", "Времена года", "С какого дерева листик", "Назови, кто я?", "Помоги найти маму", "Где, чей домик?", "Оденем Машу на прогулку", которые помогают мне в ознакомлении детей с животными, птицами, явлениями природы, а возникающие в ходе игр детские вопросы, дают «зеленый свет» дальнейшим поискам, развивают интерес к познанию.

    Опыт работы показывает, что хороводные игры, игры малой подвижности, игры драматизации также способствуют развитию речи. В процессе игры вопросы, задаваемые ребёнку, побуждают его к фантазии и творчеству, самостоятельному открытию окружающего мира и его закономерностей.

    Работая по данной теме, я пришла к выводу, что развитие речи в процессе ознакомления с природой происходит как на занятиях, так и во время игры, в процессе трудовой деятельности, во время прогулки. Во всех этих видах деятельности идёт процесс углубления и систематизации знаний об окружающей действительности, происходит совершенствование формы выражения мыслей, обогащение лексики, достижение чёткости и последовательности изложения, эмоциональной речи.

    Работу над обогащением словарного запаса веду одновременно с совершенствованием звукопроизношения и формированием грамматического строя речи. Так как развитие общей и мелкой моторики способствуют развитию речи, большое внимание уделяю логоритмическим упражнениям, пальчиковым играм, используем упражнения и игры для развития мелкой моторики (лабиринты, выкладывание по контуру, нанизывание предметов на гибкий шнур).

    Огромное значение в своей работе придаю чтению художественной литературы и особенно сказкам, их очарованию поддаются дети всех возрастов.

    Работа по сказке имеет свое продолжение в другом виде деятельности – театрализованной. Детям доставляет огромное удовольствие проявлять себя в качестве артистов. В этом виде деятельности формируется правильная речь детей, пополняется и активизируется словарь, развивается память, внимание, а чтобы образ был более похожим, появляется мотивация больше узнать об особенностях конкретного животного.

    Важную роль для развития познавательно-речевой сферы дошкольников имеет правильно организованная развивающая среда.

    Воспитывать любовь к природе помогает уголок природы в группе, в котором содержатся комнатные растения. Ухаживая за ними, дети получают представление о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать, овладевают способностью к сравнительному анализу: находят сходство и различие между растениями и их частями (окраска листьев, величина, форма, количество листьев и т.д.). А это в свою очередь способствует накоплению словаря, его активизации и развитию речевой деятельности детей.

    Во время прогулок на участке детского сада я организую ежедневные наблюдения за природой, во время которых дети о многом узнают из жизни растений и животных, любуются красотой природы во все времена года.

    Важное значение отвожу роли родителей воспитанников. Поэтому на родительских собраниях, групповых и индивидуальных консультациях, в беседах рекомендую поощрять поисковую активность детей; объясняю, что знакомство с окружающим миром должно быть увлекательным, радостным для малыша.

    Чтобы показать целостность работы по этой теме, я провела диагностику по развитию речи в процессе ознакомления с природой в форме диагностических упражнений, разработала занятия, целью которых было развитие умственных способностей и активности речи детей. Создала презентации к данным занятиям. Оформила картотеку игр по данной теме.

    Результаты периодически проводимого мониторинга детского развития говорят сами за себя: благодаря целенаправленной работе совершенствовалась их речь и навыки практической деятельности, увеличился кругозор и повысился познавательный интерес. Опыт работы над данной темой показал, что именно речевое общение активизирует познавательные процессы, развивает эмоциональную сферу, нормализует поведение. И наоборот, именно ознакомление с природой расширило и активизировало словарный запас моих воспитанников, способствовало формированию грамматического строя речи и развитию связной речи.

    Оценивая результаты, появляется желание активно продолжать работу в данном направлении, цель которой не только способствовать такому психическому развитию детей, которое позволит им подняться до уровня школьной зрелости, а также пробудить у ребят познавательный интерес и стремление к успеху.

    Список литературы

    1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. – Санкт-Петербург: Детство-ПРЕСС, 2004. – 88с.

    2. Журова Л.Е., Комарова Т.С. Дошкольник. – М.: Педагогика, 1999. – 309с.

    3. Згурская П.Л. Знакомим с окружающим миром//Дошкольное воспитание. – 2004. - №1. – С. 52-58.

    4. Маневцова Л.М., Саморукова П.Г. Мир природы и ребенок. – Санкт-Петербург: Детство-ПРЕСС, 2008. – 312с.

    5. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. – М.: Просвещение, 1989. – 264с.

    6. Михайлова Е.Н., Уткина Л.А. Зимняя прогулка//Дошкольное воспитание. – 2002. - №1. – С. 32-36.

    7. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Карапуз, 2000. – 316с.

    8. Рыжова Н.А. Почва – живая земля. – М.: Карапуз, 2005. – 273с.

    9. Рыжова Н.А. Наш дом – природа. – М.: Карапуз, 2005. – 258с.

    10. Саморукова П.Г. Как знакомить дошкольников с природой. – М.: Просвещение, 1983. – 318с.

    11. Федосеева Т.Г. Организация деятельности уголка природы. – Волгоград: Корифей, 2009. – 298с.

    12. Шнайдер Р.Е. Иди за мной//Ребенок в детском саду. – 2004. - №4. – С.43-




    Рассказать друзьям