Презентация "возрастные особенности младшего подростка" презентация к уроку на тему. Презентация для родительского собрания "Психологические особенности младшего подросткового возраста

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Слайд 2

  • Важнейшим содержанием психического развития подростков является развитие самосознания (интерес к собственной личности, выявление своих возможностей и их оценка).
  • Центральным новообразованием этого возраста является возникновение чувства взрослости.
  • Слайд 3

    Происходит сознательное усвоение ценностей и норм поведения

    В подростковом возрасте происходит изменение характера познавательной деятельности: появляется способность к более сложному аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений, формируется способность самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать относительно глубокие выводы и обобщения развивается способность к абстрактному мышлению, интенсивное развитие произвольной памяти.

    Слайд 4

    Особенности поведения

    • Значимой особенностью мышления подростка является его критичность (у ребёнка появляется своё мнение, которое он демонстрирует как можно чаще, заявляя о себе).
    • В этом возрасте подросток весьма подражателен, что может привести его к ошибочным и даже к аморальным представлениям и поступкам.
  • Слайд 5

    • Если хотите, чтобы подростковый возраст прошел без осложнений, следует соблюдать следующие требования.
    • У подростка очень хрупкий организм, он может часто болеть, у него обостряются хронические заболевания. Надо помочь организму справиться с перестройкой. Для этого строго следите за соблюдением режима дня. Не позволяйте злоупотреблять острой пищей, пить много кофе, есть много шоколада (это крайне вредно для подростка).
  • Слайд 6

    • Подростки много времени проводят в праздности: часами болтают по телефону, смотрят телевизор, круглосуточно слушают громкую музыку. Научите ребенка дорожить своим временем. Норма просмотра телепередач в этом возрасте – 60 минут в день, а для возбудимых детей и того меньше.
    • Самое важное для ребенка – общение. Разговаривайте с ним каждый день, обсуждайте, что интересного произошло в течение дня. Не выпытывайте у него информацию, лучше организуйте диалог, расскажите о своих проблемах, таким образом подавая ребенку пример самораскрытия. Чаще обсуждайте с ним разные вопросы семейной жизни.
  • Слайд 7

    • Старайтесь не ругать подростка в случае неудачи. Помогите ему разобраться в причинах случившегося.
    • Чаще хвалите ребенка и проявляйте любовь, не забывайте о тактильном контакте (обнимайте, целуйте).
    • Учитывая, что главное новообразование возраста – чувство взрослости, расширяя обязанности подростка, не забывайте расширять его права.
  • Слайд 8

    • Приучайте подростка к систематическому труду. У него обязательно должны быть обязанности по дому.
    • Создайте дома обстановку нетерпимости к курению и употреблению алкоголя, тогда и у ребенка не появятся подобные вредные привычки.
  • Слайд 9

    • Обязательно организуйте систематические занятия спортом. Следите за тем, чтобы ребенок посещал уроки физкультуры, помогите ему выбрать спортивную секцию.
    • В случае появления у ребенка необычной манеры поведения проанализируйте причины ее появления, при необходимости обратитесь к психологу.
  • Слайд 10

    Основные задачи развития в этот период

    • формирование нового уровня мышления, логической памяти, избирательного, устойчивого внимания;
    • формирование широкого спектра способностей и интересов, выделение круга устойчивых интересов;
    • формирование интереса к другому человеку как к личности;
    • развитие интереса к себе как к личности, формирование первых навыков самоанализа;
  • Слайд 11

    • развитие чувства взрослости;
    • развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки;
    • развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников и способов их взаимопонимания;
    • развитие моральных чувств, форм сочувствия и сопереживания другим людям;
    • формирование представлений о происходящих изменениях, связанных с половым созреванием.
  • Слайд 12

  • Слайд 13

    Слайд 14

    Возрастные особенности подростков.

    Педагог –психолог МОУ «СОШ №13» г.Железногорск Курская обл.

    Канищева Е. А.


    Вот они, главные истины эти:

    Поздно заметили, поздно учли…

    Нет, не рождаются трудными дети,

    Просто им вовремя не помогли.


    Мамы и папы!

    Ваш ребенок входит в пору своего физиологического взросления. Это вносит определенные изменения в его характер, взаимоотношения с окружающими людьми и сверстниками. Очевидное физическое взросление меняет взгляды ребенка на жизнь, его ценностные ориентиры.


    • Неуверенность в себе
    • Тревожность
    • Сомнения в собственной значимости для родителей и друзей
    • Агрессивные, непредсказуемые реакции защиты себя
    • Эмоциональная зависимость от родителей вступает в противоречие

    Период полового созревания

    Снижение

    работоспособности

    Снижение

    интереса к учебе

    Невнимательность,

    рассеянность

    Вспыльчивость

    Повышенная

    чувствительность



    Ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать «гормональную бурю». Подростки как будто все время находятся в состоянии стресса .


    Новый образ физического «Я»

    Резко повышается интерес к своей внешности:

    • Ребенок остро переживает все изъяны внешности , действительные и мнимые
    • Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба – все расстраивает , а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу
    • Тяжелые эмоциональные реакции на свою внешность смягчаются при теплых, доверительных отношениях с близкими взрослыми, которые должны проявить и понимание, и тактичность

    Развитие самосознания

    В подростковом возрасте последовательно появляются две особые формы самосознания :

    чувство взрослости

    « Я-концепция »


    Чувство взрослости

    отношение подростка к себе как к взрослому и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком


    Как проявляется чувство взрослости подростка?

    • В желании, чтобы все – и взрослые и сверстники – относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому
    • В стремлении к самостоятельности, желании оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства родителей

    Претендует на равноправие в отношениях со взрослыми и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию

    Вопросы внешности, отношений со сверстниками, иногда учебы


    • Появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения
    • Появляется моральный «кодекс», предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками:

    взаимная поддержка,

    помощь в случае нужды,

    уверенность в друге и доверие к нему,

    защита друга в его отсутствие,

    принятие успехов друга,

    эмоциональный комфорт в общении.

    Так как подросток во многом непоследователен и противоречив, он часто отступает от этого свода правил, но от друзей ожидает их неукоснительного соблюдения

    Все нестабильно, взгляды могут измениться через неделю

    «Один за всех и все за одного»


    Формируется «Я - концепция» ребенка

    Примерно в 12-13 лет возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания

    Внутренний мир

    • Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты и поступки анализируются им пристрастно
    • Подросток хочет понять, какой он на самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы быть

    Личностная рефлексия, потребность разобраться в себе самом порождают и исповедальность в общении с ровесниками, и дневники , которые начинают вести именно в этот период, стихи и фантазии

    Самооценка в подростковом возрасте оказывается низкой по своему общему уровню и неустойчивой




    Общение со сверстниками

    Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение, и на неучебные занятия, и на отношения с родителями

    • Ведущая деятельность в этот период – интимно-личностное общение
    • Подростковая дружба – сложное, часто противоречивое явление
    • «Счастье – это когда тебя понимают»
    • Близкие друзья – ровесники одного и того же пола, учатся в одном классе, принадлежат к одной и той же среде

    Неформальные группы

    • Взаимная симпатия
    • Общие интересы, занятия
    • Способы развлечений, место проведения свободного времени


    Общение со взрослыми

    • Влияние родителей уже ограничено
    • Ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от позиции родителей
    • Для подростков характерно стремление к эмансипации (освобождение от какой-либо зависимости, отмена каких-либо ограничений, уравнение в правах) от близких взрослых:

    нуждаясь в родителях, их любви и заботе, в их мнении,

    они испытывают сильное желание быть самостоятельными,

    равными с ними в правах.

    То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит главным образом от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроиться – принять чувство взрослости своего ребенка.



    • Дайте свободу. Непослушание – это стремление выйти из-под вашей опеки.
    • Никаких нотаций. Измените стиль общения, перейдите на спокойный, вежливый тон. Поймите: ребёнок имеет право на собственный взгляд и собственные выводы.

    3. Идите на компромисс. Ничего никому не удавалось доказать с помощью скандала.

    4. Уступает тот, кто умнее. Запомните: лавры победителя в отношениях с собственными детьми не украшают.

    5. Не надо обижать. Умению достойно выходить из трудных ситуаций ребёнок учится у нас.

    6. Будьте тверды и последовательны. Дети тонкие психологи.


    • Чтобы его любили
    • Понимали
    • Признавали
    • Уважали
    • Чтобы он был кому-то нужен и близок
    • Чтобы у него был успех в делах, учебе
    • Чтобы он мог реализовать себя
    • Развивать свои способности
    • Совершенствоваться
    • Уважать себя

    • Старайтесь проводить время вместе. Только не сидите молча у телевизора, а займитесь интересным ему делом. Например, сыграйте в баскетбол или спойте под гитару.
    • Не вмешивайтесь в занятия, с которыми он справляется и без вас, не навязывайте свое мнение по любому вопросу, не критикуйте.

    • Помогайте, когда он просит вас об этом.
    • Поддерживайте даже самые ничтожные успехи во всем - в учебе, спорте и т.д.
    • Делитесь своими чувствами. Разрешайте конфликты мирным путем. Не давайте волю слезам, крикам, угрозам.

    • Чаще используйте приветливые фразы. Например: "Мне хорошо с тобой", "Я рада тебя видеть", "Мне нравится, как ты...", "Я по тебе соскучилась", "Давай (посидим, поделаем...) вместе", "Ты, конечно, справишься", "Как хорошо, что ты у нас есть"...

    • Помните, что дурные поступки не всегда являются отражением внутреннего мира подростка.
    • Сопереживайте, не высмеивайте и не отталкивайте в минуты откровенности.

    • Обнимайтесь! Не менее четырех, а лучше восьми раз в день. В проявлениях родительской ласки "взрослые" подростки нуждаются порой отчаяннее, чем крохотные карапузы.

    Да, подросшие дети - не подарки. Очень сложно порой вести себя с ними сдержанно и спокойно. Но важно помнить мудрые слова: "И это пройдет". Возьмите за правило, ложась спать, анализировать прожитый день. Мысленно отмечайте ошибки в общении с подростком, старайтесь спрогнозировать его поведение.



    Наградой вам будут доверие, уважение и любовь.

    А это так важно…


    «Любите вашего ребёнка таким, какой он есть, и забудьте о качествах, которых у него нет… Результат воспитания зависит не от степени строгости или мягкости, а от ваших чувств к ребёнку и от тех жизненных принципов, которые вы ему прививаете».

    Бенджамин Спок

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Возрастные особенности младших подростков

    Основные новообразования младшего подросткового возраста / по Д.Б.Эльконину / Потребность в активном, самостоятельном, творческом познании. Появление разнообразных увлечений внеучебного характера. Общение с товарищами становится « особой формой жизни ». «Чувство взрослости ». Осознание и обоснованность самооценки. Появление стремления экспериментировать. Склонность к фантазированию, к некритическому планированию своего будущего. Полоролевая идентификация как следствие возрастных изменений. Личностная нестабильность.

    Желание быть состоятельным в учебной деятельности (И нтеллектуальная С остоятельность). Желание строить и поддерживать приемлемые отношения с учителями и одноклассниками (К оммуникативная С остоятельность). Желание вносить свой вклад в жизнь класса, а может быть и школы (С остоятельность в Д еятельности).

    Признаки тревожности школьника 1.Не может долго работать не уставая. 2.Ему трудно сосредоточиться. 3.Любое задание вызывает излишнее беспокойство. 4.Во время выполнения заданий излишне напряжён, скован. 5.Смущается чаще других. 6.Часто говорит о возможных неприятностях. 7.Как правило, краснеет в незнакомой обстановке. 8.Жалуется, что снятся страшные сны. 9.Руки обычно холодные и влажные. 10.Нередко бывает расстройство стула. 11.Сильно потеет, когда волнуется. 12.Не обладает хорошим аппетитом. 13.Спит беспокойно, засыпает с трудом. 14.Пуглив, многое вызывает страх. 15. Обычно беспокоен, легко расстраивается. 16.Часто не может сдержать слёзы. 17.Плохо переносит ожидание. 18.Не любит браться за новые дела. 19.Не уверен в себе, в своих силах. 20.Боится сталкиваться с трудностями. Интерпретация: если отмечено 15 и более признаков – уровень тревожности высокий. 7 – 14 признаков - средний уровень. Менее 7-и признаков – уровень тревожности низкий.

    Признаки дезадаптации школьника 1.Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка. 2.Нежелание делиться своими впечатлениями о проведённом дне. 3.Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы. 4.Нежелание выполнять домашние задания. 5.Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников. 6.Жалобы на те или иные события, связанные со школой. 7.Беспокойный сон. 8.Трудности утреннего пробуждения, вялость. 9.Постоянные жалобы на плохое самочувствие. 10.Неадекватные поведенческие реакции на замечания учителя, грубость. 11.Нарушения во взаимоотношениях со сверстниками. 12.Снижение успеваемости, потеря интереса к учёбе.

    Советы педагогам по работе с тревожными детьми 1.Хвалите ребёнка даже за незначительный успех. 2.Спрашивайте ребёнка в середине урока. 3.Избегайте заданий на скорость. 4.не сравнивайте ребёнка с окружающими. а только с его собственными достижениями. 5.Предъявляйте требования, адекватные возможностям ребёнка. 6.Используйте на уроках визуальную поддержку. 7.Снижайте количество замечаний. 8.Будьте честными с ребёнком и принимайте его таким, какой он есть. 9.Способствуйте повышению самооценки ребёнка. 10. Чаще обращайтесь к ребёнку по имени. 11.Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте примером для ребёнка. 12.Наказывая, не унижайте ребёнка. 13.Старайтесь не стыдить ребёнка, особенно в присутствии одноклассников. 14.По возможности объясняйте новый материал на знакомых примерах. 15.Избегайте длинных нотаций. 16.Старайтесь соизмерять свои основные требования с требованиями других учителей-предметников. 17.Обговаривайте с детьми заранее, как будет проходить экзамен, контрольная. 18.По возможности выберите подходящий для ребёнка способ проверки знаний (письменный ответ, ответ с места, подготовленный дома доклад и т.п.). 19.Обратите внимание на ваш стиль преподавания.

    Методические и организационные условия, способствующие успешной адаптации пятиклассников Создание атмосферы доброжелательности, искренности, доверия. Создание ситуаций, позволяющих проявлять учащимся инициативу, иметь право на ошибку и собственное мнение. Предоставление ученику права работать на уроке в собственном темпе получать задания в соответствии с уровнем обученности. Использование различных форм обучения, таких как: экскурсии, игры (дидактические и ролевые), диспуты (дискуссии), обсуждения, практические работы, мини-лекции. Р азвитие письменной речи (умение излагать своё мнение). Оценивать не только результат. но и процесс деятельности учеников. Предоставлять ученикам возможность свободного выбора источников информации. обучать умению работать с ними. Развивать рефлексивные умения – способность посмотреть на себя со стороны. Создавать эмоциональную обстановку в классе, близкую к начальной школе (доверительность, искренность, мягкость, оптимизм, возможность посоветоваться, пожаловаться, откровенно поговорить).




  • Рассказать друзьям