Праздник Осенины: история, значение, традиции празднования на Руси. Русские народные праздники и обряды и их традиции для детей и взрослых

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Описание: Народный календарь составлен с использованием дат и народных праздников. На Руси всегда с почитанием относились ко всему, что происходит в природе - к ее явлениям -будь то дожди или заморозки, зной или холода.
Назначение: Данная работа будет полезна педагогам дополнительного образования, воспитателям в работе по экологическому образованию, всем, кого интересуют народные приметы, обряды и праздники.
Цель: Знакомство с народным календарем (осень).
Задачи:
- воспитывать интерес к народным традициям;
- прививать любовь к фольклору;
- развивать желание интересоваться происходящим в природе осенью.

1. Осенние хлопоты: встреча осени. Осенины
Осенины - это древний праздник прощания с летом и встречи осени. Что такое Осенины - это встреча осени на Руси.

Её праздновали трижды: 14, 21 и 27 сентября.
14 сентября - день Семена-летопроводца. С Семена начинались засидки, т.е. работа в избах при огне.
21 сентября - праздновали Оспожинки - праздник урожая. Считалось, что с этого дня лето закончилось и осень вступает в свои права.

27 сентября - Воздвиженье. Все приметы, характеристики и рекомендации этого дня так или иначе были связаны у крестьян со словом "двигаться". Воздвиженье осень зиме навстречу двигает, "хлеб с поля на гумно движется", "птица в отлет двинулась", и даже "кафтан с шубой сдвинулся, и шапка надвинулась".

В старину на Руси наши предки справляли Осенины 21 сентября, в день осеннего равноденствия, когда день равен ночи. К этому времени весь урожай бывал уже убран. Праздник отмечают хождением в гости, широким хлебосольством. Непременно навещают родителей и поминают предков.

8/21 сентября - Рождество Богородицы. В народе - Малая Пречистая (Большая Пречистая - Успение, 15/28 августа).
Осенины - вторая встреча осени. Пасекин день. Убирают пчёл, собирают лук. День луковой слезинки. Земля стремится к белым утренникам. «Всякому лету аминь (конец)». «Если погода хорошая - осень будет хорошая». «Бабье лето тишь вспугнуло».

Осенины встречают у воды. В этот день рано утром женщины выходят к берегам рек, озёр и прудов встречать матушку Осенину с овсяным хлебом. Старшая женщина стоит с хлебом, а молодые вокруг неё поют песни. После чего разламывают хлеб на куски по числу народа и кормят им домашний скот.

У ацтеков в этот день отмечался день мужского плодородия т.е. праздник эрекции. 21/09 принято было считать благоприятным днём для зачатия сильных и здоровых мальчиков. Интересно заметить, что день богини-матери у ацтеков, Атлатонин, был совсем не этот день, а 18/06, что примерно через 9 месяцев после этого праздника.

В старые годы существовал обычай угощения новобрачными своей родни, почему 8 сентября называлось ещё «Поднесеньев день». К новобрачным сходились все родные и знакомые. Таких гостей позыватый приглашал: «Навестить молодых, посмотреть на их житьё-бытье и поучить их уму-разуму». После сытного обеда молодая хозяйка показывала в доме все своё хозяйство. Гости, по обыкновению, должны были хвалить и учить уму-разуму. Хозяин водил гостей на двор, показывал им в амбарах жито, в сараях летнюю и зимнюю упряжь, а в саду угощал пивом из бочонка.
27 сентября – третьи Осенины, «Змеиный праздник».

По народному поверью в этот день змеи и прочие гады вместе с птицами переселялись в неведомую блаженную страну, называемую ирием (христианское слово это приняло звучание «рая»). Посему устраивались проводы их с просьбами передать послания ушедшим в мир иной.

«Воздвиженье – праздник змей. Сдвигаются в одно место змеи. Они уходят в землю, сдвигаются туда». 27 сентября стараются не ходить в лес, полностью предоставляемый в распоряжение змей. Пошедшего 27 в лес змеи могут затащить под землю. Спасаясь от змей, можно прочитать стишок. Правой ногой шагни и остановись, когда в лес идешь. Сделай три земных поклона и скажи: «Спаси меня, Господи, от зверя бегущего, от гада ползущего». И плюнуть три раза через левое плечо.

В Пермской губернии считали, что от змеи предохраняет ношение растения Марьин корень на нательном кресте.
«Увидишь змею – за хвост ее встряхнуть, тогда не укусит и не уползет никуда.» (Власова М. Русские суеверия. Энциклопедический словарь. - СПб., 2001. - С. 202.)

Змея изображена на медицинских эмблемах: над чашей, посох бога врачевания Асклепия (у римлян – Эскулапа), обвитый змеями. Змея в руках волшебницы Медеи, которая могла возвращать молодость.
Ежегодно из природы изымают тысячи змей для получения яда. Редкими стали гюрза и кобра.

ОСЕНИНЫ. Фольклорный праздник

ВЕДУЩИЙ. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами праздник под названием Осенины. Что такое Осенины – это встреча осени. В старину на Руси наши предки справляли Осенины 21 сентября, в день осеннего равноденствия, когда день равен ночи. К этому времени весь урожай бывал уже убран. А какой урожай могли собирать крестьяне? Давайте-ка вспомним, что растет на огороде?
ДЕТИ: Морковь, свекла, капуста, картошка…

ВЕДУЩИЙ: Правильно! И вот, убрав урожай, крестьяне устраивали праздник, иногда в течение целой недели, ходили друг другу в гости, выставляли на стол все самое вкусное, внуки на несколько дней оставались у бабушки с дедушкой. И мы тоже с вами позовем сегодня в гости Осень. Только мы с вами привыкли представлять Осень в виде красавицы в разноцветном наряде, с охапкой желтых листьев, а вот на Руси Осень изображали в виде маленького сухонького мужичка. Лицо у него суровое, три глаза и косматые волосы. После уборки урожая он ходил по полям – проверял, все ли убрано, как следует. А у нас сегодня Осень предстанет в виде девочки. Итак, давайте вместе произнесем закличку: Осень, Осень, милости просим!

Входит Осень и 3 осенних месяца.
ОСЕНЬ: Добрый день, мои друзья!
Заждались, поди, меня?
Лето красное стояло,
Долго власть не уступало.
Но всему приходит срок –
Я явилась на порог.
Пришла я, ребята, не одна, а со своими братьями. А как их зовут, вы сейчас отгадаете.

СЕНТЯБРЬ: Опустел наш школьный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел?

ОКТЯБРЬ: Все мрачней лицо природы –
Почернели огороды, оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?

НОЯБРЬ: Чёрно поле – бело стало,
Падает то дождь, то снег.
А еще похолодало,
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?

ОСЕНЬ: А вы знаете, ребята, что в народе эти месяцы называли по-другому?
СЕНТЯБРЬ: Меня называли хмурень, ревун, заревник.
ОСЕНЬ: Сентябрь – ревун, от рева осенних ветров и зверей, особенно оленей.
ОКТЯБРЬ: Меня называли позимник, листопад, грязник.
ОСЕНЬ: Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь – капустой.
НОЯБРЬ: Меня называли полузимник, грудень.
ОСЕНЬ: Ноябрь – сентябрёв внук, октябрёв сын, зиме родной батюшка. А вы, ребята, знаете какие-нибудь народные приметы, пословицы, поговорки?

А теперь отгадайте-ка русские народные загадки:
Сидит девица в темнице, а коса на улице (Морковь)

СЕНТЯБРЬ: Скинули с Егорушки золотые перышки, заставил Егорушка плакать без горюшка. (лук)

ОКТЯБРЬ: Нарядилась Алёна в сарафанчик свой зеленый, завила оборки густо. Узнаешь ее? (капуста)

НОЯБРЬ: Стоит лепёшка на одной ножке. Кто мимо пройдет, всяк поклонится. (гриб)

СЕНТЯБРЬ: Сидит – зеленеет, падает – желтеет, лежит – чернеет. (лист)

ОКТЯБРЬ: Под землей птица гнездо свила, яиц нанесла. (картошка)

НОЯБРЬ: Круглое, как месяц, листья, как ель, а хвост, как у мыши. (репа)

ВЕДУЩИЙ: А знаете, ребята, репа была очень важным овощем (помните сказку про Репку?).

Дело в том, что наша любимая картошка появилась на Руси только в 18 веке, а до нее главным овощем была репа. Репу ели свежую, пареную, вяленую. Пекли с репой пироги, делали репной квас, варили кашу.

ОСЕНЬ: И последняя загадка: В сенокос горька, а в мороз сладка. Что за ягодка? (рябина)

ВЕДУЩИЙ: Рябина, ребята, очень славилась на Руси. Все ягоды уже давно убраны, еще летом, а рябина краснеет только к осени, ярко горят ее ягоды. Из рябины готовили рябинный квас, слабительный и прохладительный. Был даже специальный день, 23 сентября, когда ягоды рябины срывали и кистями вешали под крышу. Но часть ягод обязательно оставляли на дереве – дроздам-рябинникам, снегирям-краснозобам.

Вот как встречали на Руси Осень.
Ну а мы с вами встречаем Осень нашей традиционной выставкой даров природы, необыкновенными овощами, выросшими у вас на даче, осенними поделками.

Осень, приглашаем тебя посмотреть выставки ребят и помочь отобрать самые лучшие экспонаты для общешкольной выставки.

ОСЕНЬ: С удовольствием! Ждите меня, ребята, по классам. Ко всем зайду, никого не пропущу, да еще принесу угощение!

Когда в классе Осень прощается
ОСЕНЬ: Молодцы, ребята, славно потрудились! А теперь отведайте моего угощения – осенних яблочек! Осень раздает из корзинки яблоки. До свидания!

21 сентября - вторые Осенины, день Рождества Пресвятой Богородицы. Рано утром женщины и девушки выходили к берегам рек, озер и прудов встретить матушку Осенину овсяным хлебом и киселем. В сознании русского человека ее образ сливался с образом Богородицы, посему обращались к ней: "Богородица Пречистая, избави от маеты, надсады, от других отведи, мое житие-бытие освети!" По обычаю в этот день все родные и знакомые ходили в гости к новобрачным, чтобы "поучить их уму-разуму". Молодая хозяйка готовила особый круглый пирог: "К нашей хлеб - соли милости просим!" После сытного обеда молодая хозяйка показывает дом, а молодой хозяин двор, амбар, сарай, сад. Гостей угощали пивом своего производства. Все вместе собором чествовали Солнце.

С 21 сентября считалось, что всякому лету - Аминь. Осень вступила в свои права. По сути это религиозный праздник астрономического осеннего равноденствия.

Вторые Осенины соединяют как бы два праздника: земной и духовный. По своей земной сути - это праздник урожая, сопровождающийся играми и песнями, а по своей духовной, небесной природе - день рождения Девы Марии, Матери Иисуса Христа.

9 сентября
В земледельческом календаре славян этот день называли «осенинами» или «оспожинками» и отмечали как праздник урожая. В этот день воздавалось Благодарение Матери-Земле.

В начале сентября завершалась жатва, которая должна была обеспечить благосостояние семьи на будущий год. Кроме того, встреча осени отмечалась обновлением огня: старый огонь гасили и зажигали новый, который добывали ударами кремня.

С «осенин» основная хозяйственная деятельность переносилась с поля в огород или в дом: начинался сбор овощей (прежде всего заготавливали лук). Обычно в Осенины (в православии - день Рождества пресвятой Богородицы) устраивались угощение, на которое собиралась вся семья. Для праздника варили пиво и закалывали овцу (барана). Из муки нового урожая пекли пирог. Славили Мать-сыру-землю за то, что родила хлеб и другие припасы.

Поскольку с этого дня начинался сбор хмеля, на праздничном гулянье пели соответствующие игровые песни:

Вейся мы, хмель, перевейся,
На нашу сторонку,
Как на нашей на сторонке приволье большое!
А приволье - то большое, мужики богаты!
Что мужики - то богаты, каменны палаты!
Что каменны палаты, двери золотые,
Что маковки литые!

27 сентября - Третьи Осенины
Третьи Осенины приурочены к церковному празднику Воздвижение Честного Животворящего Креста Господня, это третья встреча осени. "Воздвиженье - осень навстречу зиме двигает".

По народной традиции начинались капустницы, девичьи вечеринки, когда молодежь ходила из дома в дом рубить капусту. Длились эти вечеринки две недели. Это своего рода священнодействие: капуста считалась священной пищей Богов. В этот день осуществлялся очень древний обряд - крестовый. Знак креста с доисторических времен являлся символом солнца. Считалось, что на Воздвижение он излучает охранительную силу. Крестьяне вырезали кресты из дерева, составляли крест-накрест ветки рябины, рисовали кресты в местах, которые хотели уберечь от нечистой силы: в закромах, хлевах.

На третьи Осенины, по народному поверью, змеи и прочие гады вместе с птицами переселялись в неведомую блаженную страну, называемую ирием (в христианстве слово это приняло звучание "рая"). Посему устраивались проводы их с просьбой передать послание ушедшим в мир иной.

В деревнях крестьяне варили пиво. Осуществляли обрядовую опашку села, изгоняя из него Кухому (лихорадку, трясуницу), потом разделяли пиво по домам и отдыхали после трудов праведных. Вечером топили баньки и парились, изгоняя нечисть из себя. В лесах леший перед долгой зимой последний раз шутил над людьми, устраивая смотр зверям и птицам - готовы ли они к суровой зиме.

По старинному календарю начало осени приходилось на 14 сентября. Первый Вселенский собор (325 г.) установил этот день началом года. По православному преданию, в сентябре был сотворен мир.
Осенины первая встреча осени. В этот день полагалось “вытереть” с помощью двух дощечек “новый” огонь и с этим чистым огнем начинать засидки, или посиделки. С этого дня на Руси начинали праздновать осенние свадьбы (до 15 ноября), переселялись в новые дома, осуществляли обряд “пострига” (посвящение) мальчиков, достигших семи лет, в отроки, отмечая их новую роль в общине.

К праздничному дню первых Осенин был приурочен древний забавный обряд похорон мух и тараканов, надоедливых обитателей русского лета. 14 сентября - начало Бабьего лета, которое длится в некоторых областях до трех недель. Подметили: если Семен - день ясен, то все Бабье лето будет теплым, да и зиму надо ждать теплую.

14 сентября - день Семена Летопроводца. Симеон Столпник (V век) прославился как человек самоотверженного образа жизни. В истории человечества он открыл новый вид подвижничества. Желая испытать свою духовную силу, веру в Бога, он соорудил на горе столб высотой 4 метра с площадкой на верху, окружил его стеною и с этого “горного” места читал проповеди многочисленным паломникам. Затем Симеон поселился на столбе в маленькой келье, предавшись усиленной молитве и посту. Постепенно он увеличивал высоту столба, на котором стоял. Последний его столб был высотой 40 локтей (16 метров). В усиленных иноческих подвигах провел 80 лет, из которых 47 простоял на столбе.

Житие его было хорошо известно на Руси, у него учились претерпевать во имя святого дела многочисленные трудности человеческого бытия. По стародавней традиции считалось, что в этот день необходимо совершать благотворительные дела, быть милосердным. В Московской Руси ни один нищий в этот день не оставался без обильной милостыни, даже заключенных в темницах одаривали подарками.

2. Равноденствие
Осеннее Равноденствие

День становится короче ночи, начинается "тёмная", зимняя часть года, настоящая осень. Завершается сбор урожая и начинаются активные осенние заготовки. Отсюда же начинается череда осенних праздников и привязанных к ним ярмарок и свадеб. Происходит активное убывание энергии, которое предопределяет ритм хозяйственных работ, личной жизни и ритуальной практики...

С точки зрения астрономии и астрологии, Осеннее Равноденствие это момент когда Солнце пересекает Небесный Экватор и вступает в знак Весов. Соответственно, день когда это происходит (а день, сутки, в индоевропейской традиции считается от восхода до восхода Солнца) и считается Днём Осеннего Равноденствия. Ночь теперь длиннее чем светлое время суток, наступает тёмная, зимняя половина года. Погода ещё может порадовать людей теплом "бабьего лета", но деревья уже почти все окрасились в осенние цвета, цветы почти все отцвели, остаются только те немногие что цветут до самого первого снега, как альпийские астры, например. И хотя в солнечные дни ещё бывает тепло, ночи уже холодные, вскоре начнутся (если ещё не начались) первые заморозки.

На Осеннее Равноденствие выпадает самая сытая часть года. К этому времени урожай большей частью уже собран хозяйки активно делают заготовки на зиму. Свежих овощей и фруктов уже не будет до следующего лета, лишь немногие осенние ягоды и грибы всё ещё доступны в свежем виде. Полученный урожай должен быть исчислен и распределён на весь следующий год, вплоть до следующего урожая. Именно поэтому с Осеннем Равноденствием связан знак Весы.

Урожай мало собрать (сбор урожая – большей частью забота предыдущего периода годового цикла), урожай надо ещё и сохранить. Именно этому – исчислению, сохранению и распределению посвящён период между Равноденствием и Самхейном. В это время хозяйки активно квасят капусту, готовят соления, в это же время начинают подавать соленья и варенья к столу. С этого дня начинали варить пиво. Крестьяне заканчивали работать в поле, вся активность перемещалась в дом и на хозяйственный двор, начиналась подготовка хозяйства к зиме. И, естественно, осенние ярмарки. Продать урожай, купить что-то что сами вырастить не могли. Соответственно и ремесленники к этому времени готовили побольше собственного товара на продажу. Где ярмарки, там всегда и гулянья, где гулянья – там сватовство и свадьбы.

Сам день Осеннего Равноденствия – день когда происходит переход от Света к Тьме, как и другие переломные дни почитался не рабочим, праздным, праздничным, как и все праздничные дни он имел своё имя. Кельты называли его Мабон, Альбан-Эльвед, у славян этот день звался Осенины. День Осеннего Равноденствия посвящён богине-матери (которая по совместительству дарует и материальное богатство), астрологическим знаком Весы управляет Венера.

Христиане переняли эту обрядность: 21 сентября христианские церкви празднуют Рождество Богородицы. Что интересно, в искажённом юлианском календаре праздник ближе к исходной, правильной дате чем в григорианском (католики празднуют Рождество Богородицы 8 сентября, все даты даны в григорианском, новом, стиле), это говорит о том что христиане переняли этот праздник достаточно поздно.

Праздник был традиционно женским. В этот день пекли ритуальный хлеб (впрочем, земледельческие народы пекли ритуальный хлеб к любому празднику), с этим хлебом женщины выходили к реке, встречать очень. Также женщины посолонь опахивали плугом вокруг двора, защищая дом и хозяйство от набирающих силу тёмных сил.

Одним из важнейших ритуалов было возжигание огня. В домах гасили весь огонь, а потом разжигали его заново. Разжигать огонь полагалось ритуально чистым способом – ударами камня о камень или трением деревяшки о деревяшку. Кстати, интересный казус – огонь добытый пьезоэлектрической зажигалкой оказывается самым чистым. Зороастрийцы – главные огнепоклонники наших дней – считают что самый чистый огонь это когда выходящий из земли природный газ загорается от удара молнии. В пьезоэлектрической зажигалке электрическая искра – маленькая молния – порождённая ударом о камень – пьезоэлектрический кристалл – поджигает газ, добытый из недр Земли.

Устраивались, также, пиры и гулянья, особенно молодёжные. Молодые люди делали себе короны из опавших листьев, девушки делали бусы, нанизывая на нить красные ягоды рябины. Эти бусы символизировали Бринсингамен – ожерелье Фрейи. Во время гуляний девушка набрасывала это ожерелье на шею приглянувшегося ей парня и он должен был провести с ней весь день.

Таков исторический и культурный фон праздника, предопределённый энергетикой годового цикла. Как и что делать сегодня нам, городским жителям?
Как отпраздновать Осеннее Равноденствие современному горожанину?

Собственно, точно также. Испечь пирог, которым угостить друзей. Женщины могут и должны выйти к реке с этим пирогом, поприветствовать осень, оставить часть пирога на берегу (остальное съесть, так что берите с собой в меру, чтобы не уносить требу обратно домой).


Что делать и что не делать вблизи Осеннего Равноденствия?

Надо помнить что вблизи Осеннего Равноденствия убывание солнечной и жизненной энергии идёт очень быстро, поэтому следует максимально снизить нагрузку на свой организм, больше внимания уделять здоровью, избегать перегрузок. Период вблизи и после Осеннего Равноденствия крайне неблагоприятен для новых начинаний, новых проектов и дел, он наоборот очень хорош для подведения итогов, завершения, получения результатов и возобновления старых контактов и связей. В некотором смысле это время аналогично периоду убывания Луны, но действует большей частью на дела длительные, с циклом развития в год и дольше.

Сразу после Равноденствия очень хорошо заниматься торговлей, В этот период хорошо как продавать, так и покупать. Именно сейчас имеет смысл привести свои проекты к фазе получения результатов и продать их. В период сразу после Равноденствия это можно сделать с максимальной выгодой. И, кстати, хорошее время чтобы провести ревизию запасов и резервов, решить что надо оставить, а от чего избавиться. Период наиболее благоприятен чтобы реализовать уже ненужные Вам припасы с максимальной выгодой для себя. Если не сделать этого вовремя, эти запасы будут лежать у Вас мёртвым грузом, мешая развитию, реализовать их позже будет намного сложнее, они вообще могут "протухнуть", стать никому не нужными. И они могут мешать дальнейшему развитию, как лишний жир у тучного человека. В то же время именно сейчас следует запасать нужное и необходимое, создавая материальную базу для дальнейшего роста.

Поскольку именно в период сразу после Равноденствия жизненная сила убывает быстрее всего, следует выделять время для отдыха и вообще ограничивать нагрузки. Очень хорошо и полезно сочетать отдых и деловое общение, как это делалось обычно на ярмарках. Время, пока Солнце находится в Весах очень благоприятно для заключения любых союзов, от брачных до деловых и политических. Обязательно воспользуйтесь этой возможностью! Также это время крайне благоприятно для того чтобы возобновить старые связи, найти старых друзей, возобновить потерянные знакомства.
Магия

Тёмное время года подходит для тёмного колдовства. Это не только наведение порчи, привороты и проклятия. Это также любая магия направленная на общение с миром мёртвых, с предками, хранителями рода, с "тёмными" богами, олицетворяющими стихийные силы природы. Сюда же относятся и все гадания. Не зря летом почти не гадают, а самый пик гаданий приходится на ночь перед Рождеством (Зимним Солнцестоянием), самую длинную ночь в году, момент торжества и наибольшей силы Тьмы.

В период между Мабоном и Самхейном совершаются последние требы лешим и водяным, которые, по народным поверьям, после этого уходят в зимнюю спячку.

К тёмной стороне магии относится и современное увлечение – спиритизм. Длинными зимними ночами общаться с миром мёртвых гораздо проще. Но и опаснее!

3. Возжигание нового огня
Дома можно и нужно зажечь хотя бы несколько свечей. В идеале – пять: четыре по сторонам света и одну в центре комнаты. Можно символически возжечь новый огонь – выключить на минуту всё электрическое оборудование в доме, что будет символизировать погашенный старый огонь, а после того как будут зажжены свечи – снова включить.

И, что очень важно, постарайтесь максимально освободить этот день от всех дел. Энергетика в дни перелома на самом деле очень нестабильна, любые дела, которыми Вы занимаетесь в этот день будут идти особенно тяжело и могут привести к совершенно непредсказуемым последствиям. Не зря наши предки объявляли эти дни праздными.

4. Рябинник
23 сентября – Пётр и Павел Рябинники. Массовый сбор рябины. В этот день заготовляли рябину впрок, для компотов и приготовления кваса. Настой рябины считался хорошим противовоспалительным средством от зимних простуд. Украшают окна на зиму рябиновыми гроздьями от всякой нечести.

Рябина верный помощник против хворобы да нечистой силы. Настой рябины считался хорошим противовоспалительным средством от зимних простуд. В народе верили, что коли мучает тебя дух какой зловредный, сна не дает, к груди приступает да душит, надо взять ветку рябины, очертить ее вокруг себя пространство - и сгинет нечисть, как ее и не было. И потому окна на зиму украшали рябиновыми гроздьями от всякой нечести.

На Руси два Петра - Павла - большой да малый, летний и осенний. Осенний Петр - Павел - рябинник. В эту пору, после первых заморозков, рябина становится более сладкою и начинают собирать ее для еды. Собирая рябину, оставляют на каждом дереве часть ягод для птиц. Мало рябины – сухая осень, а много – суровая зима.

РЯБИННИК ИЛИ СОРБАРИЯ - красивоцветущий Декоративный Кустарник с листьями сильно похожими на Рябину. Высота куста достигает 2 м. Многочисленные белые или кремовые мелкие цветочки собраны в крупные пушистые метельчатые соцветия, которые украшают растение в течение довольно длительного времени в середине лета. Растение очень устойчивое, неприхотливое и даже довольно агрессивное - размножается корневой порослью при хорошем уходе в огромном количестве и может угнетать другие растения.

Корневые отпрыски большинства видов образуют густые заросли. Могут расти как на солнце, но там ниже ростом и быстрее отцветают, так и в полутени - растения более высокие и дольше цветут.

Ряби́нник (лат. Turdus pilaris) - распространённый вид европейских дроздов.
Гнездится повсеместно в Европе, начиная от северной границы лесной растительности до северной границы степной полосы, а также в Сибири - до водораздела между Енисеем и Леной. В Южной Европе, Северной Африке, на Кавказе, в Средней Азии и Кашмире встречается как залётная, зимующая птица, хотя при значительном урожае лесных ягод зимует также в средней Европе.

Рябинник отличается от остальных дроздов прежде всего образом жизни. Хотя некоторые пары и гнездятся изолированно, большинство их собирается в средние по численности колонии, насчитывающие 30-40 пар. Они любят селиться в парковых насаждениях и в перелесках, по опушкам лесов, поближе к влажным лугам. В глухих лесах рябинник не встречается. Главные места его обитания находятся на севере и в средней части Европы и Азии. Часть птиц ведут оседлый образ жизни, часть кочевой. Скандинавские рябинники, как и некоторое количество среднеевропейских, на зиму отлетают на юг, прежде всего на юг и запад Европы. Гнездовой период длится с апреля по июль. Рябинник питается как животной, так и растительной пищей. Зимой стаи рябинников слетаются полакомиться зрелой рябиной и другими ягодами (н.п. облепихой). Дрозд-рябинник не является особо ценным промысловым видом, его отстрел разрешён круглый год без лицензии. Главной целью отстрела является защита садов, также мясо дроздов употребляется в пищу.

1 сентября (14 сентября) считается днем церковного новолетия. От крещения Руси и до указа Петра I этот день считался началом нового года. А еще это день Святого Симеона Столпника, на языке народа носит название «Семена-летопроводца». Это были окончательные проводы лета, о чем говорили и поговорки: «Семин день – севалка с плечь», «Семин день, и семена долой» (т.е. конец посеву). Во многих местах с днем Семена-летопроводца связывают «потешный» обычай хоронить мух, тараканов и блох. Похороны устраивают девушки.

Осенины

21 сентября – Рождество Богородицы (осенины). Большой праздник для всех Христиан. «Как почтено и возвеличено человечество через Святую Деву Богородицу, ибо она удостоилась обновления и усыновления Богу…» Праздник этот отмечался везде и всегда. С утра ходили в церковь, а потом начиналось пирование, дело в том, что к этому времени весь урожай уже собран, заготовлен, можно отдохнуть и погулять.
Интересное отличие осенних праздников – здесь нет всенародного гуляния, как на Масленицу или Троицу, когда все должны выйти на улицу. Осенние праздники отмечают «по семейному», приглашают к себе гостей или сами идут в гости. За день, за два бегут по селу малолетки с зовом на пировство родственников. В первую очередь, обязательно, тесть и теща зовут в гости зятьев, особенно молодых (недавно поженившихся), даже если в ответ не ждут приглашения, а вместе с зятем зовут и его родителей. Для них очень важно, чтобы между ними и свекром и свекровью дочери существовали добрые, мирные и хлебосольные отношения. Неприглашенный свекр может не отпустить своего сына и его жену к родителям снохи. Вот почему сват и сватья – главные гости, которых сажают за стол в передний угол, под самые образа. Так между семьями устанавливаются дружеские, хлебосольные отношения. Дети зятьев в гости к своему деду берутся без исключения, они пользуются особенно нежным уходом и заботливостью со стороны своей бабушки по матери. Они нередко остаются у дедушки и бабушки на несколько дней после праздника. Вообще, для детей это самое приятное время в течение целого года, а в гостях у бабушки они чувствуют себя полными хозяевами.
Так ходили по гостям целыми семьями и по родственному уставу и по соседски. Побывав в гостях, обязательно звали в ответ и к себе. И празднества эти, по окончании сбора урожая (Оспожинки), отмечались с большим разгулом.
Начало подготовки к зиме совпадало с церковным праздником Покрова Богородицы – 14 октября. В этот день Церковь вспоминает, как Богородица явилась в город Константинополь, который осаждали враги, и спасла его, укрыв своим покровом (головным платком). На Руси Богородица всегда считалась заступницей и защитницей униженных, обиженных, убогих, нищих и всех, кто нуждался в божественном покровительстве. Именно Богородицу молили о помощи в минуты страдания и скорби.

Покров день

На Руси праздник Покрова Богородицы стали связывать с тем, что 14 октября первый иней или снег покрывали землю – приближались холода. «На Покров до обеда осень, после обеда – зима», говорится в поговорке. Древние славяне тоже почитали покров – фату, сказочный покров у Девы-Зари, дочери Солнца. Покров был соткан из золотых и серебряных нитей, спускался на землю и покрывал всех бедных и несчастных. В наших широтах зима самое трудное и опасное время года, и дополнительная защита всегда была нужна земле и человеку. Для крестьян Покров – один из самых важных осенних праздников, он разделял осень и зиму. По разным приметам люди гадали, какая будет зима: «Если лист с дуба и березы на Покров упадет чисто – к легкому году, а нечисто – к строгой зиме», «Покров кроет землю то листом, то снегом», «Отлет журавлей на Покров – на раннюю холодную зиму», «От первого снега до санного пути 6 недель». Этот день считается первым зазимьем (началом зимы). Начинают топить в жилых горницах печи, причем бабы не упускают случая, чтобы произнести особую молитву: «Батюшка-Покров, натопи нашу хату без дров». С Покрова же крестьяне начинают конопатить свои избы с приговором: «Батюшка-Покров, покрой избу тесом, а хозяев добром», и «закармливают» на зиму скот. Последний обычай обставляли торжественно, т.к. скотине скармливают особый сноп, называемый «пожинальником».
Существует еще одна примета, если в день покрова будет очень ветрено, то это предвещает большой спрос на невест. Покров считается и девичьим праздником, с этого времени начинаются свадьбы: «Придет Покров, девке голову покроют». Девушки в ночь перед праздником гадали о своих будущих женихах, а утром шли в церковь, чтобы обязательно поставить свечу перед образом Покрова Богородицы. С Покрова девицы начинают устраивать беседы – посиделки, молодежные гуляния прекращались и переносились в дом.

Кузьминки

Много еще праздников было осенью. Мы остановимся на рубежном празднике осенне-зимнего цикла — Кузьминках, длившихся 2 недели от дня Козьмы и Демьяна (14 ноября) до дня Святого Филиппа (27 ноября).
Святые Косьма и Демьян по церковным преданиям были врачи-бессеребренники, даром лечившие людей. В народе же они стали покровителями свадеб и семейного очага. В песнях они изображались священными кузнецами, выковавшими венцы для новобрачных. Кроме того, они были покровителями домашней птицы (курицы).
День, посвященный их памяти, особенно чтится девушками. В некоторых местах существовал обычай, по которому девушка-невеста считается в этот день хозяйкой дома, она приготовляет для семьи кушанья и угощает всех, причем в качестве главного блюда подается куриная лапша. Вечер этого дня деревенская молодежь проводит в веселье, девушки собираются в большой избе и делают «ссыпки», т.е. каждая приносит что-то из съестного в сыром виде: картофель, масло, яйца, крупу и т.д. Из этих продуктов, в ознаменование начала зимних работ, устраивается пиршество, к которому в качестве гостей приглашаются парни. Такие пирушки называются «кузьминками» и продолжаются всю ночь до света, с играми, хороводами, где определяются будущие пары.
В некоторых местах «кузьминки» сопровождаются особым обычаем – «похоронами Кузьмы-Демьяна». Девушки приготовляют чучело, т.е. набивают соломой рубаху и штаны, приделывают к нему голову, надевают «чапан», подпоясывают кушаком, кладут на носилки и несут в лес, за село, где чучело раздевается, и на соломе идет веселая пляска.
Кроме того, оба святых считаются «рукомесленниками», покровителями ремесел и особенно женских рукоделий. Это объясняется тем, что с 14 ноября женщины принимаются за зимнюю пряжу: «Батюшка Кузьма-Демьян, сравняй меня позднюю с ранней», т.е. просят помочь не отстать от других, которые начали работу раньше.
После Кузьминок начинался сорокадневный Филиппов пост до Рождества. В этот период девушки собирались по домам подружек на посиделки, где занимались рукоделиями – вязали, ткали, вышивали, шили, готовили себе приданое.

Круг земледельческих праздников замыкали жатвенные обря­ды и песни. Их содержание не было связано с любовно-брачны­ми отношениями, они носили хозяйственный характер. Важно было сохранить плодородящую силу хлебного поля и восстано­вить потраченное здоровье жней.

Воздавали почести первому и последнему снопу. Первый сноп называли именинным, с песнями несли на гумно (с него начина­ли молотьбу, а зерна сохраняли до нового посева). В конце жат­вы последний сноп также торжественно приносили в избу, где он стоял до Покрова или Рождества. Затем его скармливали ско­тине: считали, что он обладает целебными свойствами.

В_ жатвенных песнях всегда величалисъ. _женщины, ..так как урожай собирали серпами и этот труд был женским. Образы жней идеализировались. Они изображались в единстве с окружающей природой: месяцем, солнцем, ветром, зарей и, конечно же, ни­вой. Звучал мотив заклинания урожая:

В поле копами <копнами>,

На гумне стогами!..

В клети закромами!..

В печи пирогами !

Почти повсеместно оставляли недожатым последний пучок колосьев - на бородку мифическому образу (козлу, полевику, хозя ину, Волосу, Егорию, Богу, Христу, Илье-пророку, Николе и др.). Колосья завивали различными способами. Например, связывали пучок сверху и снизу, колосья пригибали, расправляли по кругу согнутые стебли. Затем бороду украшали лентами и цвета­ми, а в середину клали кусочек хлеба с солью, лили мед. В основе этого обряда лежали представления о духе нивы - козлообразном хозяине поля, скрывающемся в последних несжатых ко­лосьях. Как и у других народов, козел -олицетворение плодородия, его старались задобрить, чтобы не оскудела сила земли. При этом пели песню, в которой иронически величали козла («Ходил козел по меже... ").

Во многих местностях женщины, окончив жатву, катались по жнивью, приговаривая: "Нивка, нивка, отдай мою силку, я тебя жала, силу свою теряла". Магическое прикосновение к земле должно было "отдать силушку". Окончание жатвы отмечалось сытным обедом с отжиночным пирогом. В деревнях устраивали складчины, братчины, варили пиво.

Осенью были забавные обычаи изгнания насекомых. Напри­мер, в Московской губернии устраивали похороны мух - делали гробики из моркови, свеклы, репы, клали в них мух и закапыва­ли. В Костромской губернии мух выгоняли из избы последним снопом, а потом ставили его к иконам.

С Покрова в деревнях начинались свадьбы и девушки говори­ли: "Покров, Покров, покрой землю снежком, а меня женишком!"

2. СЕМЕЙНЫЕ ОБРЯДЫ И ИХ ПОЭЗИЯ

Календарные и семейные обряды возникли на общей основе, они генетически связаны. Однако между ними существовало большое отличие. Героями календарной поэзии были обожеств­ленные силы природы, герой семейных обрядов - реальный человек. Обряды сопутствовали многим событиям его жизни, среди которых важнейшими были рождение, вступление в брак и смерть. Наиболее развитым в художественном отношении был народный свадебный обряд, поэтому ниже он будет рассмотрен подробно.

Родильные обряды и обряды первого года жизни (периода младенчества) были наполнены ритуальными действиями маги­ческого характера: первое купание новорожденного, крещение, первое укладывание в колыбель, обряд угощения родственни­ков и соседей ("бабина каша"), обычай одаривания матери но­ворожденного и бабки-повитухи, обряд первого подпоясывания, первого пострижения и др. Действия имели две направленнос­ти: оберегание новорожденного и его матери и обеспечение ему благополучной и долгой жизни. Следы ритуальных песен-поже­ланий сохранились в колыбельных песнях; в бытовой практике остались следы заговоров, например: "Как с гуся вода, так с тебя хворь и боль" (при купании). Христианское таинство кре­щения значительно потеснило древние родильные обряды.

Религиозное мировосприятие было также основой обряда по­хоронного. Вместе с тем православный похоронный ритуал вос­принял и впитал в себя многие обряды и поверья, восходящие к язычеству. Смерть - это переход в инобытие, в древности ос­мыслявшийся как инициация. Похоронный обряд пронизывает одна идея - убеждение в продолжении существования умершего.

С одной стороны, покойного необходимо было умилости­вить, облегчить ему путь в мир иной; с другой - требовалось обезопасить живых от возможных вредных действий покойного. На эти две цели была направлена самая разнообразная магия: обмывание умершего, одевание в новую одежду и обувь, вынос ногами вперед, осыпание зерном лавки, на которой лежал по­койник, мытье избы после выноса тела, бросание в могилу де­нег ("Чтобы душа имела чем заплатить за перевоз ее на тот свет "), раздавание на похоронах милостыни, поминки (в день похо­рон - хоронили на третий день после смерти; на девятый, со­роковой день, в годовщину). Поминки постепенно переходили в календарные поминальные обряды.

Похороны - это утрата близкого человека. Чувство горя вы­ражали специальные поэтические произведения - причитания. Их начинали исполнять с наступления смерти, исполняли в те­чение всего похоронного обряда, а затем - на поминках. Кроме похоронных, известны причитания свадебные и рекрутские, вызванные предстоящей долгой, а возможно и вечной, разлукой. Провожая дочь в чужу дальнюю сторонушку или сына на службу государеву, мать оплакивала свое детище. Причитали и другие родственницы, причитала невеста. Несмотря на неодно­кратные церковные запреты оплакивать покойников, причитания дожили до наших дней. Их записи, сделанные в XIX и XX вв., зафиксировали богатый пласт народной поэзии, поэтому при­читания будут рассмотрены специально.

Встреча осени всегда сопровождалась особыми обрядами, которые должны были обеспечить благополучие и хороший урожай на следующий год. Соблюдение исконных ритуалов и в нынешнее время может способствовать процветанию вашего дома.

Осенины, называемые также «Оспожники», — традиционный народный праздник урожая и встречи осени, который наши предки отмечали 21 сентября (8 сентября — по старому стилю), в день осеннего равноденствия. Ночь и день в это время приравнивались друг к другу, природа разворачивалась к зиме — наступало время благодарить землю и божественные силы за природные дары. По дате Осенины совпадают с великим православным праздником Рождества Пресвятой Богородицы, которая очень почиталась на Руси. Богородица считается заступницей людей перед престолом Господа, покровительницей всех матерей и младенцев. Поэтому множество традиций празднования Осенин связано с чествованием Матери Божьей.

Праздничные традиции и приметы

Двадцать первое сентября завершает период бабьего лета, которое длится от Семенова дня . Осень окончательно вступает в свои права, потому про этот день говорят: «Всякому лету аминь».

Встреча осени традиционно начинается с ритуала обновления огня. В ночь на Осенины во всех домах тушили источники света. Огонь необходимо было погасить даже в лампадах — он мог гореть только в церковных божницах. После этого зажигали новый огонь, причем искры, из которых он должен родиться, высекали из кремня или добывали при помощи трения двух кусков дерева.

Считалось, что пламя, зажженное в ночь на Осенины, способствует обновлению всего окружающего, дает людям и животным новые силы. Поэтому с зажженным огнем обходили дом, от него зажигали поленья в печи. Дымом от нового огня окуривали скот для предупреждения заболеваний и других угроз.

Если живое пламя обычно добывали мужчины, то в ритуале встречи Осенин у воды принимали участие исключительно женщины. На рассвете они выходили к берегам рек и озер с овсяным хлебом и киселем. Держать в руках хлеб полагалось самой старшей из женщин. Она стояла в центре хоровода, остальные девушки окружали ее и пели песни. Старшая должна была обратиться с небольшой молитвой к Пресвятой Богородице , попросить ее уберечь семью от несчастья, вселить в их дом благополучие и гармонию. Овсяный каравай разламывали на такое количество частей, которое было равно количеству присутствующих на ритуале. Этим хлебом по возвращению домой кормили скот — это должно было привлечь в дом материальный достаток.

На Осенины обязательно устраивалась большая трапеза, в которой принимали участие все жители села. Обязательными атрибутами праздничного стола была кутья из крупы и меда, хлеб, блюда из молока. За столом обязательно благодарили родную землю за то, что она преподнесла им свои дары.

Распространена была традиция ходить в этот день в гости к новобрачным. Молодая невеста должна была устроить богатый обед для родных и близких, а затем показать им, как молодая семья обустроила свой быт в доме. Хозяин показывал двор, открывал двери в амбар и сараи. Гости по обычаю должны были внимательно осмотреть все, что им показали молодые, похвалить их, но и не забыть дать им полезный совет — «поучить уму-разуму».

Молодые матери и бездетные женщины в день Осенин обращали свои молитвы к Богородице. Матери просили Небесную Царицу защитить их ребенка , оградить его от людского зла, жизненных невзгод и болезней. Бездетные женщины молили Богородицу о том, чтобы она послала им дитя. Существует обычай, согласно которому женщина, желающая родить ребенка, накрывала в этот день стол и созывала на обед всех нищих с просьбами помолиться за ее детей.

Осенины — время подведения итогов одного периода и начало другого. В этот день люди благодарили вышние силы за их благосклонность и просили о такой же благосклонности в будущем, гадали на грядущие события . Помните о традициях наших предков, берите из прошлого лучшее и не забывайте нажимать на кнопки и

21.09.2015 00:30

Сочельником называют канун Крещения, одного из самых главных праздников в православии. 18 января соблюдают обычаи, ...

В старину на Руси наши предки справляли Осенины трижды. Первый раз -14 сентября. 14 сентября – начало Бабьего лета, которое длится в некоторых областях до трех недель. С этого дня на Руси начинали праздновать осенние свадьбы (до 15 ноября), переселялись в новые дома. К праздничному дню первых Осенин был приурочен древний забавный обряд похорон мух и тараканов, надоедливых обитателей русского лета. К этому обряду народ сочинял разные заговоры, пословицы и поговорки, а также стихи-дразнилки. Например, вот такую:

Таракан дрова рубил,
Комар водушку носил,
В грязи ножки увязил.
Вошка парилася
Да ударилася
Ненароком –
Правым боком:
Ребро вывихнула.
Клопы подымали,
Живот надорвали.
Тараканы пошли вон
Вы лето летовали
А нам зиму зимовать.

Второй раз осенины справляли 21 сентября , в день осеннего равноденствия, когда день равен ночи. Рано утром 21 сентября женщины выходили к берегам рек, озер, прудов встретить Матушку Осенину с овсяным хлебом. Одна из женщин стояла с хлебом, а другие с песней шли вокруг. Затем хлеб делили по числу народа и скармливали скотине. К этому времени весь урожай бывал уже убран, и крестьяне устраивали праздник, иногда в течение целой недели, ходили друг другу в гости, выставляли на стол все самое вкусное. В народе эти осенние месяцы носили другое название.

СЕНТЯБРЬ - хмурень, ревун, заревник.

ОКТЯБРЬ - позимник, листопад, грязник.

НОЯБРЬ - полузимник, грудень.

Народные приметы, пословицы, поговорки?

  • Гром в сентябре предвещает (сухую осень);
  • Если осенью березы желтеют с верхушки, следующая весна будет (ранняя, а если снизу – поздняя) ;
  • Осенью птицы летят низко (к холодной, высоко – к теплой зиме);
  • Осенний иней (к сухой и солнечной погоде, к теплу);
  • Чем больше муравьиные кучи (тем суровее будет зима);
  • Лист хотя и пожелтел, но отпадает слабо (морозы наступят не скоро);

В сентябре, когда урожай был собран, для русских крестьян начиналась другая работа – заготовка овощей и фруктов на зиму, т.е. их засолка и маринование.

27 сентября – третьи ОСЕНИНЫ. Начиналась одна из самых важных работ - рубка и засолка капусты. В эти дни дворы были завалены грудами кочанов. Рубили капусту в корытах. Отдельно ту, которая позеленей (с горчинкой), отдельно белую (что послаще) – на вкус. Перед началом рубки полагалось перекреститься “С БОГОМ!” Пересыпая капусту солью, читали молитву на соль. Во время рубки капусты в избе стоял своеобразный звук. Говорили: “Жвакает, будто по снегу рубят”. А как появился первый огород? Спросите вы, а я вам отвечу. Было это давным – давно. Наши предки жили в шалашах да в землянках, а рядом с жилищем выбрасывали мусор, сюда вместе с объедками попадали спелые семена овощей. Они дали всходы, и наши предки убедились, что собирать урожай у порога дома очень удобно и выгодно, так 2 тысячи лет назад наши дедки посадили первые репки. А чтобы никто не затоптал всходы, они стали огораживать посевы, отсюда и пошло наше русское слово «огород». Сейчас при слове огород мы представляем себе грядки с овощами. Но в старину трудно было отличить сад от огорода. Хозяин огорода старался посадить возле своего дома всё, что ему было нужно для еды, лечения, и красоты. Поэтому в русском саде-огороде по соседству с морковью и репой росла смородина, цвели мята и мак. Осень очень щедрая пора. Она дарит нам и овощи, и фрукты, и грибы, и ягоды, но самый ценный, самый дорогой подарок, это …хлеб.

Ведь недаром говорят, что

Хлеб – всему голова.

Хлеб на стол – и стол – престол,

Хлеба ни куска – и стол – доска.

Плох обед, коли хлеба нет.

Нелегко вырастить хлеб, но зато сколько радости, когда урожай собран.
Теперь вы знаете, как раньше на Руси встречали Осень.



Рассказать друзьям