О целомудрии и внебрачном сожительстве. Целомудрие в XXI веке

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Словарные определения

Понятие целомудрия, хотя и всегда связано в религиозной традиции с контролем сексуальности, исторически употребляется в разных значениях: нередко оно подразумевает девственность , иногда - нравственную строгость и самоконтроль в более широком значении:

"Целомудрие: 1. То же, что девственность; 2. перен. Строгая нравственность, чистота (Толковый словарь Ожегова).

Наиболее близко к современной трактовке определяет целомудрие словарь Даля :

«Целомудренный - сохранивший себя в девственной (юность чистая до брака) и в брачной чистоте, непорочный, ведущий жизнь в браке чисто, непорочно».

Понятие в церковной традиции

В христианской религиозной традиции целомудрие понимается в значении воздержания от незаконных сексуальных действий и помыслов, а также вообще как скромность в отношениях в широком смысле: во взглядах, речи, одежде .

Формы целомудрия

Грехи против целомудрия

Грехи против целомудрия рассматриваются в контексте истолкования одной из десяти заповедей Моисея «не прелюбодействуй». Любые сексуальные действия помимо брака считаются отступлением от добродетели целомудрия, которая в церковной традиции соотносится с этой заповедью . В частности, в компендиуме Катехизиса Католической церкви говорится:

«Предание Церкви следует совокупности нравственного учения Ветхого и Нового Завета и считает, что шестая заповедь объемлет все грехи против целомудрия» .

«Грехи, глубоко противоречащие целомудрию, каждый в соответствии с природой своего объекта таковы: супружеская измена, мастурбация, блуд, порнография, проституция, изнасилование, гомосексуальные действия» .

Целомудрие в браке традиционно понимается как супружеская верность, а также воздержание от сексуальных практик, причисляемых в христианстве к «неестественным» или «извращенным», целомудрие не состоящих в браке - в сексуальном воздержании. Соответственно, различаются грехи против целомудрия, не имеющие отношения к браку, и грехи против целомудрия, нарушающие достоинство брака. Например, в Катехизисе Католической церкви говорится:

«Среди грехов, глубоко противоречащих целомудрию, следует назвать мастурбацию, блуд, порнографию и гомосексуальную практику. <…> Прелюбодеяние и развод, полигамия и свободный союз являются серьезными проступками против достоинства брака».

Представление о том, что любой грех, связанный с сексуальностью, является частным случаем нарушения заповеди «не прелюбодействуй», связывается со словами Иисуса из Нагорной проповеди : «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мтф. 5:27).

Ссылки

Целомудрие в энциклопедии «Кругосвет»

Примечания

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • JavaBeans
  • Коксон

Смотреть что такое "Целомудрие" в других словарях:

    целомудрие - целомудрие … Орфографический словарь-справочник

    целомудрие - безукоризненность, безупречность; здравомыслие, целомудренность, безгреховность, девичество, девичий цвет, неиспорченность, чистота, непорочность, нравственность, невинность, девственность, честь, честность, безгрешность, скромность Словарь… … Словарь синонимов

    Целомудрие - Целомудрие ♦ Clastete Не следует путать целомудрие с воздержанием. Последнее – не более чем фактическое состояние, тогда как первое – скорее добродетель, заключающаяся в победе над вожделением, в особенности над сексуальным вожделением.… … Философский словарь Спонвиля

    ЦЕЛОМУДРИЕ - ЦЕЛОМУДРИЕ, целомудрия, мн. нет, ср. (книжн.). Добродетель, строгость в нравственном отношении. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ЦЕЛОМУДРИЕ - ЦЕЛОМУДРИЕ, я, ср. 1. То же, что девственность (по 1 знач. прил. девственный). 2. перен. Строгая нравственность, чистота. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Целомудрие - строгая нравственность, чистота отношений между девушкой и юношей. При таких отношениях сохраняется девственность девушки, непорочность юноши. Основой высокой нравственной чистоты является стыдливость качество, приобретаемое человеком с… … Сексологическая энциклопедия

    целомудрие - Старославянское – ц(ять)ломоудрие. Древнерусское – ц(ять)ломудрие. Существительное «целомудрие» является заимствованием из церковнославянского языка. Известно в древнерусском языке с XI в. Слово оформилось на базе двух прилагательных – «целый» и… … Этимологический словарь русского языка Семенова

    Целомудрие - положительное духовно нравственное качество личности, выражающееся в невинности, целостной мудрости, в чистоте помыслов и сохранении девственности девушки до выхода замуж. Это одно из высочайших человеческих качеств, ценившееся в русской… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    целомудрие - ЦЕЛОМУДРИЕ, я, ср Перен. Книжн. Свойство человека, обладающего высокими нравственными качествами, нравственной безупречностью (честностью, правдивостью, бескорыстием, непорочностью). Целомудрие нравов современной деревни явно пострадало в годы… … Толковый словарь русских существительных

Вопрос : Как объяснить современному молодому человеку – юноше или девушке, что сексуальные отношения до брака являются грехом? Как показать им вред этих отношений?

Ответ : Однажды я проводил беседу со старшеклассниками. Конечно же, ребята стали задавать вопросы, и больше всего их интересовала моя частная жизнь. Спрашивали, где учат на священника, какая у меня «зарплата» и прочее. Был задан вопрос и о том, какой должна быть жена священнослужителя. Я ответил, что матушка (жена батюшки), в первую очередь, должна быть православной, благочестивой христианкой и, естественно, хранить девство до брака, как и сам священник. И тогда современные школяры очень удивились: «Где же такую девушку найти? Неужели они вообще есть?» Для современного молодого человека мысль о том, что можно и очень даже нужно хранить себя в чистоте до брака, кажется нелепой. На самом деле, конечно, есть, слава Богу, молодые люди и девушки, соблюдающие целомудрие. Иначе у нас не было бы такого числа желающих поступить в духовные семинарии, и некому было бы становиться спутницами священников. По исповеди также знаю, что, хотя растленный дух времени захлестывает и православную, церковную молодежь, большая часть ее сохраняет свою непорочность до свадьбы.

Современным светским молодым людям и девушкам очень сложно бывает объяснить, зачем хранить целомудрие. Они думают, что тот разврат, который стал нормой сейчас, был всегда. А я помню время, когда для девушки нормой было хранить себя для единственного мужчины – для мужа.

Начнем с того, что такое целомудрие . Это цельное мудрование, и заключается оно не только в физической неповрежденности (можно оставаться телом девственником, а в уме совершать страшный разврат, и наоборот – жить в благочестивом браке и сохранять душу от греха), но и в правильном, цельном, незамутненном взгляде на противоположный пол, в чистоте души. Плотские, интимные отношения между мужчиной и женщиной сами по себе грехом не являются и даже благословляются Богом, но только когда они совершаются в законном браке. Все, что вне брака, является блудом и нарушает Божественное установление, а значит, блудящии идут против Господа. Блуд – грех, беззаконие, нарушение заповеди: «блудники… Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6: 9–10). Если, конечно, не покаются и не перестанут возвращаться к греху. Человек, разрешая себе половые связи до брака, нарушает свою духовную природу и очень ослабляет волю, открывает ворота греху: он уже дал слабину, и ему очень трудно противостоять соблазнам. Не научившись воздержанию до брака, он и в браке не будет воздержан, не переродится чудесным образом. Если для парня «переспать» с девушкой так же легко, как сводить ее в кино, то он столь же легко даст себе разрешение на нескромные взгляды по сторонам, будучи женатым, а потом уже и на измену в браке. Нарушая свое девство до брака, человек очень многое теряет, он уже никогда не сможет ощущать тех радостных переживаний, новизны, чистоты отношений, которые даются целомудренным людям. Сексуальные связи не проходят бесследно, и люди, имевшие нескольких партнеров до брака, понесут это все в семью, что, конечно, очень повредит и их любимым, и им самим. Предыдущие связи, сексуальный опыт могут быть чрезвычайно яркими впечатлениями, и они будут очень сильно мешать установлению хороших, гармоничных отношений в семье – как поется в одном популярном шлягере: «И когда я ее обнимаю, все равно про тебя вспоминаю». И вполне возможно, парень «с опытом», обнимая и целуя жену, будет в этот момент думать совсем о другой.

Большинство мужчин (за редким исключением) хотят жениться на девственнице и быть первым мужчиной в жизни любимой женщины. Быть вторым, шестым или пятнадцатым не хочется никому. Любой предпочтет новое, нетронутое – бывшему в употреблении.

Как-то я слушал беседу православного психолога, женщины, и она говорила, что в молодежной среде услышала термин «использованная девушка». Очень точно сказано: попользовались и нашли себе другую.

Сексуальная энергия – это огромная сила, энергия пола, и человек просто обязан научиться держать ее под контролем, иначе рискует превратиться в сексуально озабоченное, больное и физически, и психически существо. Половая энергия, кроме своей главной и великой цели – продолжения рода и укрепления любви между супругами, имеет еще одно свойство. Если человек пока еще не создал семью, но не тратит свою половую энергию на блуд и мысленное любодеяние, она может быть использована им в «мирных целях», реализована в творчестве, труде, любой другой деятельности. И никакого вреда от воздержания быть не может. Посмотрите на православные монастыри. Основная часть их насельников – это крепкие, здоровые, еще молодые мужчины, многие из которых приняли монашество почти юношами. И монахи и духовно, и физически очень неплохо себя чувствуют. Почему? Они имеют правильную настроенность на воздержание и целомудрие. Они борются с блудными помыслами, а не разжигают их в себе. Но и люди, стремящиеся к семейной жизни, только тогда будут счастливы в браке, когда научатся контролировать свои животные инстинкты, подчинять плоть духу. Кстати, о животных. Обезьяны-самки подпускают к себе самцов в среднем раз в два года, исключительно для продолжения рода. Животное, в отличие от человека, использует свои инстинкты по мере надобности и никогда вредить себе не будет.

Любое государство, которое думает о здоровье нации, будет заботиться о нравственности и пропагандировать воздержание, как это случилось в Америке, измученной последствиями сексуальной революции. Там уже с 1996 года введена программа для молодежи, которая так и называется: «Обучение воздержанию». На эту программу тратятся сотни миллионов долларов. К сожалению, я не нашел более свежих данных, но в 2007 году она еще действовала; думаю, что работает и до сих пор. Кому интересно узнать, какие плоды дала эта программа, может легко найти эти данные в интернете. Результаты там приводятся очень впечатляющие.

Кроме того, что грех разрушает духовную и физическую природу, он является нарушением духовных законов. Они существуют объективно, независимо от нашей воли, как и законы физики. Можно не верить, что существует гравитация (земное притяжение), но, шагнув из окна пятого этажа, разобьешься или сильно покалечишься. Нарушая духовные законы, мы повреждаем строй нашей души, наносим ей рану и потом расплачиваемся за это. Если люди не хранят чистоту до брака, если до свадьбы будущие супруги состояли в незаконном сожительстве, если изменяли своим женам или мужьям, бесследно это не проходит. В браке и просто в жизни они будут за это платить скорбями, семейными неурядицами и проблемами. Знаю немало примеров, когда в парах, где супруги начинали половую жизнь до брака, очень скоро начинались супружеские измены и семейные конфликты.

Вопрос : Мой сын живет с девушкой. Говорит, что хочет впоследствии расписаться с ней, но как же решиться на такой ответственный шаг, не узнав друг друга, не пожив вместе, ведь очень много браков сейчас распадаются. Что можно ему ответить?

Ответ : Тут необходимо затронуть очень важную тему, которая имеет непосредственное отношение к ошибкам в добрачный период.

Очень многие молодые люди считают, что желающим вступить в брак нужно обязательно попробовать пожить плотской жизнью до брака. Что это, дескать, убережет их от ошибок, позволит лучше узнать друг друга и вообще покажет, совместимы ли они в сексуальном плане или нет, а то только и слышишь о скороспелых браках и скорых разводах. Есть такое правило: практика – критерий истины. Можно создавать сколько угодно теорий и говорить красивых слов, но проверишь это на практике – и все сразу станет ясно. Начнем с того, что с увеличением количества «пробных браков» число разводов стало только резко расти, а количество зарегистрированных браков резко сократилось. Почему? Есть данные статистики, что только 5% сожительств или «пробных браков» кончаются регистрацией. А если молодые люди все-таки вступили в законный брак после опыта сожительства, то такие браки распадаются в два раза чаще, чем без опыта совместного проживания. Кстати, такие цифры не только у нас в стране. В США в Питсбурге специалисты из Penn State University изучили семейную жизнь около 1500 американских пар. Выяснилось, что пары, жившие вместе до брака, в два раза чаще переживают развод. Да и семейная жизнь в этих семьях сопровождается бо льшим количеством ссор и конфликтов. При этом для чистоты и точности исследования были взяты данные разных лет: 60-х, 80-х и 90-х годов XX века. Значит, что-то не так. Люди пробуют, пробуют – а число разводов все растет; хотят лучше друг друга узнать – а удержаться в браке не могут.

Дело в том, что в пробном браке партнеры не узнаю т друг друга, а все еще больше запутывают.

Добрачный период дается, чтобы жених и невеста прошли школу отношений без примеси страсти, буйства гормонов и вседозволенности, которые очень сильно мешают объективно оценить человека, увидеть в нем не сексуальный объект, а личность, друга, будущего супруга. В «пробном браке» мозг, чувства затуманены дурманом страсти. И когда люди после создают семью, очень часто они понимают: все, что их связывало, было не любовью, а сильнейшим сексуальным влечением, которое, как известно, довольно быстро проходит. Вот и получается, что в одной семье оказались совершенно чужие люди. Жениху и невесте период ухаживания дается именно для того, чтобы они научились воздержанию, получше разглядели друг друга не как половые партнеры, не деля совместный быт, жилплощадь и постель, а с совершенно другой – чистой, дружеской, человеческой, если хотите – романтической стороны.

Другой очень распространенной ошибкой современного времени является так называемый «гражданский брак». Для удобства я использую это очень лживое и неправильное выражение и в дальнейшем буду условно называть так брак незаконный, без государственной регистрации и венчания.

Ложность этого названия очевидна. Гражданским браком можно назвать только то, от чего как раз бегают любители пожить без регистрации, – то есть законно установленный брак, зарегистрированный в бюро записи актов гражданского состояния.

Этот орган для того и существует, чтобы фиксировать, в каком состоянии находятся граждане государства: родились, создали семью или умерли. А проживание двух разнополых лиц без регистрации юридическим языком называется сожительством. О «гражданском браке» я уже писал в своей книге «Малая Церковь», .

Для чего нужна государственная регистрация брака? Мы живем в государстве, являемся его гражданами и, хотим ли мы этого или нет, должны соблюдать законы нашей страны. У каждого есть паспорта, свидетельства о рождении и очень многие другие документы. Когда рождается новый человек, его рождение регистрируют в ЗАГСе, выдают свидетельство. То есть свидетельствуют, что в Российской Федерации родился новый гражданин, и он будет жить согласно тем законам, которые действуют в стране. Он должен быть где-то прописан, поставлен на медицинский учет и т.д. Он имеет свои права и будет иметь обязанности. Брак, семья – это тоже рождение чего-то нового, ячейки государства, единого организма, семьи. Семья – это не только наше личное дело, но и государственное установление. Семья имеет свои права и обязанности, ее интересы должны защищаться, ее жизнь частично регламентируется законами страны.

Вот почему «гражданский брак» никак нельзя назвать ни браком, ни семьей. Тем не менее, немало людей, живущих в «гражданском браке», пребывают в полной уверенности, что они тоже создали семью. Договорились между собой, что они муж и жена, и живут вместе.

Нередко приходится слышать, как поборники «гражданского брака» с большой неприязнью и даже ненавистью говорят о брачном штампе в паспорте как о «пустой формальности», «чернильной кляксе», «колотушке в документе». Но почему-то другую «кляксу» – штамп о прописке – пустой формальностью не считают, а наоборот, спешат поставить его после получения ордера на квартиру. Значит, боятся не штампа, а ответственности, которую дает регистрация брака. Если человек по-настоящему любит, для него печать в паспорте не проблема, если проблема – значит, не любит.

Артист Михаил Боярский рассказывал, что в свое время жена поставила его перед выбором: либо давай расстанемся, либо поженимся. Он сказал, что не хочет с ней расставаться. «Тогда женись», – сказала она. «Зачем мне эта печать в паспорте? Она же ничего не значит», – ответил он. «Раз ничего не значит, тогда в чем загвоздка?» – спросила она. Действительно, если любишь – загвоздки нет: взял и расписался; но, если неуверен в своих чувствах, будешь бегать от брака как от огня. Надо сказать, что Михаил Сергеевич все же пошел навстречу Ларисе, они зарегистрировали брак и женаты уже более 30 лет.

Сторонники «свободных отношений» часто ссылаются на то, что в древности, дескать, вообще никакой регистрации не было, люди жили, как хотели. Это неправда. Брак существовал всегда, просто правовые нормы были разными. Кстати, наличие брака – это одно из отличий человека от животного.

В царской России, например, брак регистрировался в церкви, мечети или синагоге; в Римской империи подписывался в присутствии свидетелей брачный договор; древние евреи также подписывали брачный документ; где-то брак заключался просто при свидетелях (в древности обещание, данное в присутствии свидетелей, было иногда крепче письменного документа), но так или иначе, молодожены перед Богом, друг перед другом и всем государством или сообществом свидетельствовали, что отныне являются мужем и женой и живут по законам, установленным в данном обществе. Супруги брали государство в свидетели того, что они теперь не просто два индивидуума, а уже семья и обязуются нести ответственность друг за друга и за общих детей.

После заключения брака законная жена и законные дети также получали полагающиеся им сословные и имущественные привилегии. Вот чем брак отличается от блудного сожительства. Кстати, промискуитет (неупорядоченные половые отношения, якобы существовавшие у архаичных племен) является таким же историческим вымыслом, как и матриархат. Почти во всех словарях или справочниках так и сказано: «Промискуитет – предполагаемая стадия ничем не ограниченных отношений между полами, предшествующая установлению в человеческом обществе каких-либо норм брака и форм семьи. В XIX веке промискуитет ошибочно считался древнейшей формой взаимоотношения полов в первобытном обществе» (Сексологический словарь).

Конечно, кроме брака в истории было много всего, в некоторых странах царил чудовищный разврат, в Римской империи существовал конкубинат – узаконенное сожительство, но браком это никто не считал. Конечно, и формы самих браков были разными, иногда совершенно неприемлемыми для христиан (например, многоженство). Но даже при многоженстве были законные жены, статус которых был весьма отличен от положения наложниц, любовниц.

Кроме того, что «гражданский брак» – явление ложное и обманчивое и является только иллюзией семьи, но он еще и не позволяет партнерам выстраивать свои отношения. Иногда «гражданский брак» называют бесплодным. Во-первых, потому, что сожители, как правило, боятся иметь детей: они и в своих отношениях никак не могут разобраться, зачем им еще лишние проблемы, хлопоты и ответственность? Во-вторых, «гражданский брак» не может родить ничего нового, он бесплоден в духовном и даже душевном плане. Когда люди создают законную семью, они берут на себя ответственность. Вступая в брак, человек принимает решение прожить со своим супругом всю жизнь, пройти вместе все испытания, делить пополам и радость, и горе. Он уже не ощущает себя отдельным от своей половинки, и супруги волей-неволей должны прийти к единству, научиться носить тяготы друг друга, строить свои отношения, взаимодействовать и – главное – научиться любить друг друга. Как у человека есть родители, братья, сестры, и с ними он, хочешь – не хочешь, должен научиться ладить, находить общий язык, иначе жизнь в семье станет невыносима, так и в браке – между мужем и женой.

Один современный отечественный психолог назвал «гражданский брак» билетом с открытой датой: «Партнеры всегда знают, что билетик у них есть, поэтому, если что не так, в любой момент – махнул, и будь здоров, счастливо оставаться. С таким подходом нет мотива вкладываться в отношения по полной программе, ведь это все равно что ремонтировать съемную квартиру».

Поэтому так мало «гражданских браков» завершаются регистрацией. Люди изначально не воспринимают свой союз как нечто значимое, серьезное и постоянное, их отношения неглубоки, свобода и независимость для них дороже. И даже годы, проведенные вместе, не прибавляют им уверенности, а их союзу прочности.

«Гражданский брак» можно назвать и «училищем безответственности». Люди собрались без всяких обязательств, не понравилось – разбежались: дверь для каждого открыта. Партнеры сошлись для взаимного безответственного удовольствия, а не для «ношения тягот друг друга». Никто никому ничего не должен. И сами отношения не предполагают никакой глубины. Жизнь в «гражданском браке» можно сравнить с увеселительной поездкой на автобусе, где на любой остановке можно сойти.

Но бывает, что «гражданский брак» превращается и в некое психологическое рабство.

Больше всего от «гражданского брака» страдают, конечно, женщины. Они часто попадают в весьма унизительное положение. Казалось бы, каждый свободен и может в любой момент уйти, но получается, что сойти с этого «автобуса» для женщины психологически бывает иногда очень непросто. По своей природе женщины – существа более зависимые и менее решительные, чем мужчины. И их недобросовестные сожители этим пользуются. Известно, что подавляющее большинство женщин, находящихся в состоянии сожительства, хотели бы узаконить отношения. Любая женщина ищет стабильности и надежности для себя и для своих детей. Но решение, как всегда, остается за мужчинами. И вот иные «рабыни любви» годами мучаются, ждут и просят партнеров оформить законный брак, а те лишь кормят их обещаниями и говорят красивые слова об их «высоких неформальных отношениях». «А годы летят, наши годы, как птицы, летят…» Притом лучшие годы, молодость. И вот уже где-то после 35 женщина начинает понимать, что у нее все меньше шансов выйти замуж, но и бросить сожительство часто не хватает сил: а вдруг больше уже никого не встретит и останется на всю жизнь одинокой? И получается, что ненормальное, подвешенное состояние сожительства не позволяет ей построить нормальные отношения со своим мужчиной и также не дает найти, быть может, настоящую любовь, создать семью, родить детей и быть счастливой.

Семейный православный психолог И.А. Рахимова, чтобы показать людям, находящимся в «гражданском браке», ложность и бессмысленность их состояния, предлагает таким парам тест: чтобы проверить свои чувства, на некоторое время (скажем, на два месяца) прекратить телесные отношения. И если они соглашаются на это, то обычно варианта два: либо они расстаются – если их связывали только страсть, либо вступают в брак, что тоже бывает. Воздержание, терпение позволяет по-новому взглянуть друг на друга, полюбить без примеси страсти.

Я обычно тоже даю подобный совет. Объясняю, почему сожительство без брака – грех и какие он имеет последствия, и предлагаю: если у вас нет серьезных намерений вступить в брак, лучше расстаньтесь: такое состояние ни к чему хорошему не приведет. Если же молодые люди хотят узаконить свои отношения, я советую им прекратить интимное общение до брака. Ведь не все же этим ограничивается, можно дружить, общаться, проявлять свою нежность и привязанность как-то по-другому. Вот тогда, действительно, лучше можно узнать друг друга.

Большинство современных молодых людей, к сожалению, не имеет навыка самостоятельного мышления. Живут по инерции, по навязанным извне стандартам. Как пел в свое время В. Высоцкий: «Что мы видим, говорит, кроме телевидения?» А что по телевизору? «Дом-2» и ток-шоу «Про это». Ксюша Собчак и другие гламурные дивы рассказывают, как нам жить. Молодежь это все потребляет и совершенно не задумывается, что, «взяв от жизни все» в 20 лет, в среднем возрасте ты уже ничего взять не сможешь. Не будет ни здоровья, ни нормальной семьи, ни счастья. Все это очень грустно, потому что в молодости как раз закладывается фундамент будущей полноценной жизни. Приобретается образование, создается семья, рождаются дети. Потом сделать это будет уже трудно, а для многих даже и поздно.

Быть как все, не выделяться из толпы, по принципу «все побежали, и я побежал», конечно, легко. Мне вспоминается разговор с помощником инспектора семинарии. Когда я во время учебы в духовных школах чем-то провинился и, оправдывая себя, сказал: «Но все же так делают…», он спросил меня: «А если завтра все в колодец прыгнут, ты что, тоже за ними прыгнешь?» Преподобный Варсонофий Оптинский говорил: «Старайся жить, как Бог велит, а не как все живут, потому что мир во зле лежит». Сказал он это в XIX веке, тем более эти слова могут быть отнесены к веку нашему.

Главное помнить, что путь распущенности, разврата, греха – дорога погибели, она никогда не приведет к счастью. Люди, наделавшие по молодости ошибок, во второй половине жизни очень страдают от этого – в первую очередь, угрызениями совести, ведь этот голос Божий говорит в каждом человеке. Молодых людей, хранящих целомудрие и не сожительствующих до брака, не так уж много, но «не бойся, малое стадо!» (Лк. 12: 32) – говорит Господь. Зато духовно-нравственное меньшинство всегда сильнее, крепче расхлябанного и безвольного большинства и даже способно оказать на него влияние. Пример этому мы видим в самой истории христианства, когда небольшая община христиан сумела изменить сознание погрязшей в язычестве и разврате Римской империи. А тех, кто хранит себя в чистоте для брачного союза, ожидает награда: радость, благословение и помощь Божия в браке.

Что делать людям, не сохранившим себя в чистоте и целомудрии из-за оторванности от веры и традиций? Господь врачует наши раны, лишь бы человек искренне каялся, исповедовался в своих грехах и исправлялся. Христианину дается шанс изменить себя и свою жизнь, хотя это и совсем непросто.

Встав на путь исправления, нельзя оглядываться назад, в прошлое, тогда Господь обязательно поможет всякому искренне обращающемуся к Нему. И еще: если ваш избранник или избранница имеет негативный добрачный опыт, ни в коем случае нельзя интересоваться греховным прошлым человека и попрекать его за это.

(Продолжение следует.)

Энциклопедия изречений
  • игумен
  • прп.
  • прп. Пётр Дамаскин
  • блаж. Августин
  • Галина Муравник
  • Татьяна Макиенко
  • Можно ли достичь подлинного целомудрия вне Церкви?

    Целомудрие, в высшем значении этого слова, признаётся в христианстве одной из важнейших личностных добродетелей. Как следует из самого наименования, целомудрие сопряжено с внутренней целостностью, цельностью. Что же это за цельность, в чём она состоит?

    Как известно, только что созданный человек, до того, как дерзнул согрешить, не испытывал ни малейших внутренних противоречий в душе. Все его душевные силы действовали слаженно и гармонично, плоть всецело и ненасильственно подчинялась душе. Пребывая в таком состоянии, человек жил и действовал в соответствии со своим естеством, наслаждался естественной для него радостью богопознания, богообщения.

    О том, что целомудрие достигается не иначе как путем стяжания праведности, человеку было возвещено ещё во времена Ветхого Завета (). Но Ветхозаветная не обладала той полнотой благодатных спасительных средств, которыми наделена Церковь Христова, и конечно же, праведность ветхозаветного человека отличалась от праведности, свойственной христианским святым.

    Праведность как норма жизни, а значит и связанное с ней (подлинное) целомудрие достижимы лишь во Христе. Об этом хорошо сказал Сам Господь: «без Меня не можете делать ничего » ().

    Не бойтесь оттолкнуть жениха строгостью. Многие мужчины считают, что сначала надо пожить в т.н. «гражданском браке», а потом уже жениться. Правда, до женитьбы дело часто не доходит. Начинать отношения с плотской близости – неправильно. Существует определенная последовательность в развитии отношений мужа и жены: сначала – дружба, понимание, узнавание этого человека. Ведь вам жить с этим человеком, разговаривать, делиться впечатлениями, смотреть вместе на мир, воспитывать детей, помогать друг другу, переживать скорби, болезни, трудности – это же самое главное и именно к этому надо готовиться!
    Вы себе ищите не «партнера», а спутника жизни, отца ваших детей. Не бойтесь совершенно внятно и определенно сказать ему о том, что для вас до брака близкие отношения невозможны. Это хорошая проверка того, насколько человек готов уважать ваше мнение и идти вам навстречу. Надо выбрать человека, который умеет держать в узде свои желания, иначе потом они просто могут выйти из-под контроля и все может кончиться трагедией. Если начинать строить отношения на плотских потребностях, это неизбежно исказит сознательность вашего выбора - помешает ваша влюбленность, увлеченность, страстность, зависимость от приятного вам человека. И вы не сможете оценить его трезво.
    Епископ Пантелеимон (Шатов)

    Целомудрие – это очень важное качество. Целомудрие - вот истинная красота женщины. суть подлинной красоты женщины. "Нари-рупам " значит "красота женщины", "пати-вратам " - "быть верной, преданной", или, как говорит Шрила Прабхупада, быть рабыней своего мужа.

    Первое качество
    Целомудренная женщина не должна быть жадной

    Жадность– это желание иметь себе. Согласно Ведам, чувства привязываются к каким-либо объектам. Так как чувства имеют тонкую материальную природу, то они реально пропитывают тот объект, к которому они привязываются. Они подобны щупальцам, и ум, испытывая на себе их влияние, начинает проявлять беспокойство и постепенно в нем возникает желание обладать этим объектом. Женщине следует быть удовлетворенной при любых обстоятельствах. Мы знаем, что женщины часто не понимая этого, требуют от своих мужей больше, чем те способны дать.


    Второе качество

    Целомудренная женщина умело ведет свои домашние дела

    Очень важно понять, что когда женщина чиста, у нее естественным образом появляется вкус к тому, чтобы вести домашние дела. Когда она нечиста, то есть не целомудренна, гуляет где-то, то домашние дела ее не интересуют, и она ведет их не очень умело. Потому что умелость женщины зависит чисто от желания сделать что-то приятное своему мужу, показаться ему хорошим человеком. Она все делает для того, чтобы удовлетворить своего близкого человека – такова природа женщины. Если же ей в этом доме удовлетворять некого, то у нее все падает из рук, и от этого домашние дела идут не так умело.

    Третье качество
    Целомудренная женщина должна быть знакома с законами жизни

    Эти законы называются религиозные правила. В каждой вере, в каждом учении есть религиозные правила жизни, и женщина должна быть с ними знакома для того, чтобы знать, соответствует ли закону то, что требует от нее мужчина.


    Четвертое качество

    Целомудренная женщина должна уметь приятно говорить

    Когда она приятно говорит, даже если она чувствует себя оскорбленной и раздраженной, приятная речь создает впечатление уважения. Приятная речь означает, что человек говорит уважительно. Уважительная речь смягчает конфликт. Она дает возможность людям найти общее мнение, потому то уважительная речь естественным образом вводит всех в состояние умиротворения.

    Пятое качество
    Целомудренная женщина должна уметь говорить правдиво

    Когда муж замечает, что его жена хоть немножечко лукавит с ним, он полностью в ней разочаровывается. Для мужчины очень важно, чтобы женщина была открытой и честной по отношению к нему. Это является естественным качеством женщины – быть простой и честной и раскрывать мужу все глубокие моменты своего характера, своей психики.

    Шестое качество
    Целомудренная женщина должна быть всегда внимательной

    Очень часто бывает, что из-за невнимательности люди ссорятся и теряют друг друга. Внимательность означает угадать плохой момент жизни своего мужа, угадать плохой момент жизни своих детей. У каждого человека бывает в жизни плохой период. Близкие люди должны быть внимательны и угадать этот плохой период.


    Седьмое качество

    Целомудренная женщина должна быть чистой

    1. "Чистота рук". Это означает не брать лишнего. Здесь также подразумевается сороковая, десятая или иная часть доходов, которую следует отдать тем, кто в ней нуждается.

    2. "Чистота ушей". Это означает не слушать людей напуганных, озлобленных, суетливых и т.д., а также оградить свой слух от сквернословия, сплетен и пустых разговоров.

    3. "Чистота глаз". Это означает беречь глаза от ненависти, от злости, от зависти и вожделений.

    4. "Чистота рта". Это означает беречь свой рот от излишнего многословия и сквернословия. "Молчание – золото".

    5. "Чистота тела и одежды". Это означает держать тело и одежду в чистоте.

    6. "Чистота мыслей". Это означает убрать из головы негативные мысли и злые помыслы. Также это значит не проявлять к себе жалости. Зачем жалеть себя? Не лучше ли подбодрить себя за светлые начинания?

    Таким образом, имея все эти качества, женщина становится целомудренной, то есть у нее не появляется ни малейшего желания идти куда-то и заниматься с каким-то другим человеком недозволенными вещами. Выше перечисленные качества можно назвать одним словом – женской добродетелью - "делать добро".

    В ведах есть удивительных стих, где говорится, что есть пять целомудренных женщин. Каждое утро индийские женщины повторяют их имена, призывая никогда не забывать об их совершенстве и данной им духовной власти.

    ахалйадраупадикунти
    тарамандодаритатха
    панчаканйасмаренитйам
    маха патака - нашанам


    Панчаканья (пять дев) гарантирует спасение души и избавление от любого зла. И когда человек вспоминает их имена, все грехи уходят из его сердца.

    C вященные писания о целомудренных женщинах:

    "Шримад-Бхагавагам", песнь 7, глава 11, стих 25 :

    "Служить своему мужу, быть всегда доброжелательной с ним, одинаково хорошо относиться к родственникам и друзьям мужа, следовать тем же обетам, что и муж - этим четырем принципам должна следовать целомудренная женщина ".


    "Шримад-Бхагаватам",
    песнь 7, глава 11, стихи 26 - 27 :

    "Целомудренная женщина должна красиво наряжаться и надевать золотые украшения для удовольствия своего мужа. Она должна всегда одеваться в чистые и привлекательные одежды. Она должна подметать и чистить дом с водой и другими жидкостями так, чтобы там всюду было чисто и опрятно. Она должна собирать все необходимые в хозяйстве принадлежности и следить за тем, чтобы в доме всегда пахло благовониями и цветами, и еще она должна всегда быть готова исполнить все желания своего мужа. Целомудренная женщина должна быть скромной и правдивой, владеть своими чувствами, ее речь всегда должна быть приятной; так она должна служить своему мужу в соответствии со временем и обстоятельствами ".


    "Шримад-Бхагаватам",
    песнь 7, глава 11, стих 28 :

    "Целомудренная женщина не должна быть жадной, но должна быть удовлетворенной при любых обстоятельствах. Она должна быть искусна в выполнении домашних дел и хорошо знать религиозные принципы. Ее речь должна быть приятна для слуха, она не должна говорить неправду, должна быть очень внимательной и всегда быть чистой и опрятной. Таким образом, целомудренная женщина должна с любовью служить своему мужу, который не является падшим".

    Шрила Прабхупада:

    "Сама конституция мужчины навязывает ему желание господствовать над женщиной, а женщина по своей конституции склонна подчиняться мужу. Повинуясь врожденному инстинкту, муж стремится утвердить свое главенствующее положение в семье, и этот порядок следует неукоснительно соблюдать".

    Это наиболее важная концепция, которую должны правильно понять все женщины. Это ключ к пониманию того, почему женщина должна занимать по отношению к мужчине подчиненное положение. Такова естественная склонность мужчины, его естественный инстинкт. Это связано с материальным телом мужчины. Он стремится утвердить свое главенствующее положение относительно жены.

    Для начала приведу вам несколько определений, что понимается под словом «целомудрие»:

    1) Целомудрие – христианская добродетель, духовная и телесная чистота, непорочность. Это внутренняя чистота, цельность помыслов и поступков, которая не обусловливается внешними факторами. Отождествление целомудрия с девственностью – сужение понятия.

    Целомудрие и благородство – две категории ценностей, составляющие понятие чести.

    2) Целомудрие – положительная моральная характеристика человека, которая раскрывается в соблюдении сознательного самозапрета на познание, переживание и совершение всего того, что может ослабить или разрушить способность противостоять и сопротивляться злу. В обыденном сознании понятие целомудрие ассоциируется с воздержанием от сексуальных опытов. В такой трактовке под целомудрием понимают:

    а) отказ человека от сексуальных отношений вообще,

    б) воздержание от сексуальных отношений до и вне брака.

    "Несомненно, целомудрие связано с верой и верностью, цельностью, мудростью, любовью и мужеством. Апостол Павел говорит: «Нет уже Иудея ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского». Для Господа все едины: не важен ни социальный, ни интеллектуальный, ни национальный признак, ни пол, ни возраст… Каждый человек – драгоценная личность в очах Божиих, у каждого – свое место.

    Место мужчины – быть лидером. Это не значит, что он – лучший, это значит лишь то, что во внешней жизни семьи, в государственной деятельности, мужчина должен занимать присущее ему лидирующее положение.

    Воспитание мужчины начинается, как это ни странно, с воспитания девушки. В женскую природу вложена удивительно прекрасная добродетель целомудрия. О внутренней женской красоте, ее духовной природе, сказал Некрасов:

    «Есть женщины в русских селеньях (…)

    Пройдет, словно солнцем осветит, Посмотрит - рублем подарит».

    Об этом же апостол Петр, который был простым, неграмотным рыбаком, сумел найти поразительные и высокопоэтические слова: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом». Вот удивительно глубокое определение красоты, которая достойна и девушки, и женщины, и жены, и матери.

    Современный человек гонится за удовольствиями, не думая о том, что брак – это труд, это ответственность, это воспитание детей, это необходимость обеспечивать семью.

    Теперь у нас воспитание преимущественно женское, поэтому людей по-настоящему мужественных сейчас редко встретишь. Мало полноценных семей, но много распавшихся, треть детей рождена вне брака. Детей растят матери-одиночки, которые не могут правильно воспитать полноценного мужчину, а ведь нравственно здорового юношу воспитать труднее, чем девушку. И получилось так, что мужчины отошли дальше от своего призвания, чем женщины.

    Женскую природу из нормы вывести труднее, но труднее и вернуть утраченное равновесие. Когда идеалом становится стремление к комфорту и наслаждению, а деньгами измеряют нравственность, тогда оказывается, что все напоказ и все на продажу. Целомудрие становится не только редким качеством, но даже и подвергается осмеянию. Вот это – одно из самых страшных явлений нашей жизни. Трагично, если девушка, которая по своей природе должна быть хранительницей целомудрия, теряет представление о том, что это удивительно прекрасное качество она должна беречь как зеницу ока, и поддается на дешевый обман.

    И в наше время молодые люди не видят целомудрия ни во взрослых, ни в своем окружении, культуре. … Директор одной школы в небольшом рабочем поселке заметила, что одна старшеклассница “заскучала”, ходит, как в воду опущенная. Директор пригласила ее к себе в кабинет, разговорила и оказалось, что произошло то, что происходит обычно. За девушкой стал ухаживать молодой человек, у которого, кстати, она была далеко не первая. Когда он добился желаемого, то воскликнул: “Эх! И ты такая же! Все вы такие!” . Самым ужасным для нее было то, что в его словах прозвучала горькая правда, ведь она сама - неповторимая личность, единственный в своем роде человек, унизила себя, позволив чтобы кто-то воспользовался ею, как объектом наслаждения или самоутверждения. Но и восклицание этого молодого человека - свидетельство его личной трагедии, потому что не встретилась на его пути та, которую не склонить ко греху никакими соблазнами, которая непреклонно берегла бы свою честь, и свою чистоту, целомудрие и любовь неповрежденными и нерастраченными вручила бы своему мужу. Такой девушке можно верить, такую можно любить, с такой можно связать свою судьбу навсегда.

    Почему же она так страдала? Казалось бы, согласно современным представлениям, тут нет ничего особенного: “все так живут, так все и поступают”. Однако это всего лишь - самообман, далеко не все так живут и так поступают.

    Наш великий соотечественник, А.В.Суворов, которого по праву можно назвать рыцарем без страха и упрека, говорил: “Мне честь дочери дороже жизни и собственной чести”. Сейчас же царят взгляды прямо противоположные. Не только из нашего разговорного языка, но и из системы ценностей давно исчезли такие понятия, как “честь”, и тем более “женская честь”. Бедная девушка так тяжело переживала от того, что не уберегла свою честь.

    Нельзя думать, что грешить можно безнаказанно. Нравственные законы столь же реальны и столь же объективны, как и законы материального мира. Они существуют и действуют независимо от того, признаем ли мы их действие и существование, или нет. Содеянное зло неизбежно обращается против того, кто его сотворил.

    Если девушка непреклонно хранит свою чистоту, тогда она решительно отличается от окружающих. Вовсе не внешние привлекательность и красота драгоценны в девушке, а ее целомудрие. Девушка должна быть неприступной. Вот тогда в мужчине проявятся его лучшие нравственные качества: мужество, твердость, упорство, доброта и нежность… Он станет доблестным рыцарем, защитником женской чистоты и целомудрия. И он должен завоевать доверие и любовь, проявив качества не сластолюбца, а настоящего мужчины.

    Достоинство человека, независимо от пола, возраста, карьеры, семейного положения и т. п., определяется чистотой его души и праведностью жизни. Такими людьми невозможно манипулировать, навязывать то, что противоречит голосу их совести. Такие люди не позволят себя унижать, напротив, они способны преподать нравственный урок любому, не взирая на его чины и звания."(Протоиерей Александр Ильяшенко)

    Преимущества целомудрия

    Целомудрие уберегает – от необдуманных поступков и непредсказуемых последствий.

    Целомудрие даёт силы – для того, чтобы управлять своими желаниями.

    Целомудрие даёт освобождение – от греховных отношений и низменных мыслей.

    Целомудрие даёт уверенность – в правильности пути.

    Целомудрие даёт открытость – без доступности и самоуважение – без гордыни.


    Целомудрие – это целая мудрость

    Женщина по природе гораздо эмоциональнее мужчины, и посему лучшее направление для ее самореализации – творчество. Для девочек очень важно фантазировать, вырезать, украшать. Например, раньше они вырезали кукол из картона и сами придумывали им разные фасоны платьев, которые можно прикрепить, а потом менять на другие. Таких самодельных вещиц у них были целые коробки. Сегодня выбор кукол огромен, но они лежат горой в углу, а девочки требуют все новые и новые игрушки, так как их не научили творчески мыслить. С годами этот неразвитый творческий компонент плавно перейдет в семейное лоно, и, приняв уродливые формы, выльется в претензии и недовольство.

    Еще один важный момент, который необходимо уделять в воспитании девочки, – целомудрие. Если разобрать это слово по слогам, то в нем заключен огромный смысл – целая мудрость. Это слово практически вышло из лексикона и культуры поведения современных людей. Нынешние ценности призывают «брать от жизни все, чтобы потом было что вспомнить в старости», и главным в этом смысле является неограниченная половая жизнь. Но женщина, сменившая многих партнеров, не сможет сосредоточиться на одном мужчине, ей всегда будет казаться, что где-то есть лучше, и, соответственно, она никогда не будет удовлетворенной. Кроме того, девушка не должна менять партнеров, потому что согласно своей природе она сильно привязывается к мужчине. Для нее вступление в близость равнозначно тому, что отдать свое сердце. К сожалению, многие современные мужчины пользуются этой доверчивостью, разбивая женщинам жизнь, а те проходят через череду жизненных драм. Поэтому воспитанию целомудрия у девушки нужно уделять первостепенное значение.

    Девушке очень важно уделять все внимание одному мужчине – своему мужу, и такой подход – основа ее счастья в будущей семейной жизни. В былые времена, перед тем, как создать семью, молодые люди объявляли о своей помолвке, и в течение полугода-года не вступали в сексуальные отношения, узнавали друг друга, как личностей, определяли, насколько схожи их цели и взгляды.

    Итак, девочке нужно помочь развить творческую энергию и воспитать в ней целомудрие, понимание того, насколько она важна, как цельная личность.

    Целомудренная женщина – успешная жена.

    Целомудренная жена обладает силой. Целомудрие – это сила, с помощью которой можно решить любой вопрос. Если жена хорошо относится к мужу и целомудренна, то он будет достигать успеха во всем. Исключений не бывает.

    Есть четыре составляющих целомудрия женщины:

    1) Не изменять своему мужу.

    2) Помогать ему во всем.

    3) Любить его предназначение, дело его жизни.

    4) С уважением относиться к его родственникам.

    Если женщина соблюдает эти четыре условия, она абсолютно целомудренна. Если соблюдает только три из них – целомудренна на семьдесят пять процентов и т.д. (Марина Таргакова)


    Восемь качеств женщины, которые дают ей возможность быть целомудренной.

    Первое качество – женщина не должна быть жадной.

    Жадность – это желание иметь себе. Согласно Ведам, чувства привязываются к каким-либо объектам. Так как чувства имеют тонкую материальную природу, то они реально пропитывают тот объект, к которому они привязываются. Они подобны щупальцам, и ум, испытывая на себе их влияние, начинает проявлять беспокойство и постепенно в нем возникает желание обладать этим объектом. Поэтому, если женщина очень жадна до половых наслаждений, то естественным образом, в какой-то момент, муж ее может не устроить в чем-то, и она начнет привязываться к другим мужчинам. В начале смотреть на них, пропитывая их своими чувствами. Потом все больше и больше будет хотеть изменить своему мужу. Таким образом, целомудрие будет уничтожено. В результате счастье семьи тоже будет уничтожено.

    Второе качество – целомудренная женщина умело ведет свои домашние дела

    Очень важно понять, что когда женщина чиста, у нее естественным образом появляется вкус к тому, чтобы вести домашние дела. Когда она нечиста, то есть не целомудренна, гуляет где-то, то домашние дела ее не интересуют, и она ведет их не очень умело. Потому что умелость женщины зависит чисто от желания сделать что-то приятное своему мужу, показаться ему хорошим человеком. Она все делает для того, чтобы удовлетворить своего близкого человека – такова природа женщины. Если же ей в этом доме удовлетворять некого, то у нее все падает из рук, и от этого домашние дела идут не так умело.

    Третье качество – женщина должна быть знакома с законами жизни

    Эти законы называются религиозные правила. В каждой вере, в каждом учении есть религиозные правила жизни, и женщина должна быть с ними знакома для того, чтобы знать, соответствует ли закону то, что требует от нее мужчина. Если это не соответствует закону, то она должна мягко, в смиренной форме, возразить ему, и здесь не будет ничего плохого. Но если она не знакома с законами жизни, не знает, как все правильно организовать, то когда ее муж сделает ей замечание или просто предложит ей сделать что-то каким-то образом, она может не согласиться и возникает конфликт.

    Четвертое качество – женщина должна уметь приятно говорить.

    Когда она приятно говорит, даже если она чувствует себя оскорбленной и раздраженной, приятная речь создает впечатление уважения. Приятная речь означает, что человек говорит уважительно. Уважительная речь смягчает конфликт. Она дает возможность людям найти общее мнение, потому то уважительная речь естественным образом вводит всех в состояние умиротворения.

    Пятое качество – женщина должна уметь говорить правдиво

    Когда муж замечает, что его жена хоть немножечко лукавит с ним, он полностью в ней разочаровывается. Для мужчины очень важно, чтобы женщина была открытой и честной по отношению к нему. Это является естественным качеством женщины – быть простой и честной и раскрывать мужу все глубокие моменты своего характера, своей психики.

    Шестое качество - женщине следует быть удовлетворенной при любых обстоятельствах. Мы знаем, что женщины часто не понимая этого, требуют от своих мужей больше, чем те способны дать. Допустим, жена требует от мужа больше денег или чего-то еще, не хочет быть удовлетворенной. В результате начинаются конфликты, потому что мужчина тоже неудовлетворен. Он пытается сделать как лучше, но его жена все равно остается недовольной. Так как жена – это энергия, то когда она не довольна, она начинает распространять свою силу недовольства на всех окружающих. Допустим, если муж недоволен, он может хранить это в себе, и в принципе, если он ведет себя тихонько, жена может этого не заметить. Но если жена ведет себя тихонько, но при этом недовольна, то все окружающие почувствуют недовольство внутри себя, и возникнут ссоры потому, что жена – это энергия, это сила, которая влияет на всех окружающих. Таким образом, если жена неудовлетворена при любых обстоятельствах, то в семье есть большая склонность к спорам, к конфликтам.

    Седьмое качество – быть всегда внимательной

    Очень часто бывает, что из-за невнимательности люди ссорятся и теряют друг друга. Внимательность означает угадать плохой момент жизни своего мужа, угадать плохой момент жизни своих детей. У каждого человека бывает в жизни плохой период. Близкие люди должны быть внимательны и угадать этот плохой период. Таким образом, надо быть внимательной к изменениям у своих близки, друзей.

    Восьмое качество – быть чистой.

    Таким образом, имея все эти восемь качеств, женщина становится целомудренной, то есть у нее не появляется ни малейшего желания идти куда-то и заниматься с каким-то другим человеком недозволенными вещами. Выше перечисленные качества можно назвать одним словом – женской добродетелью. Добродетель означает “делать добро”.

    Мужчина по-своему творит добро в этом мире, женщина по-своему, творит…через мужчину. (Олег Торсунов)

    Как развить в себе целомудрие

    * Семейное воспитание. Разумная строгость родителей по отношению к детям, пример верности в браке – помогают сформировать в детях целомудренность.

    * Религиозное воспитание. Поистине религиозный человек целомудрен по определению - проникаясь религиозностью, люди встают на путь целомудрия.

    * Самосовершенствование. Умение согласовывать эмоции с разумом, умение отличать необходимое от чрезмерного, борьба с внутренними проявлениями лживости, распущенности – верный путь к воспитанию в себе целомудрия.



    Рассказать друзьям