Как спокойно принимать неудачи сына в школе. Как помочь детям научиться не бояться неудач

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Все родители хотят вырастить счастливого, уверенного в себе, успешного человека. Но иногда естественное желание взрослых натыкается на серьёзную преграду в виде детского страха совершить ошибку. Что делать, если ребёнок боится неудач? «Эврика» расскажет!

Почему дети боятся неудач

Страх совершить ошибку присущ каждому человеку. И это не является проблемой, пока он не диктует своих условий и не снижает качества жизни. Обеспокоиться стоит, когда ребёнок:

  • отказывается действовать, если заранее не уверен в абсолютном успехе;
  • становится тревожным в непривычных для него обстоятельствах;
  • избегает новых знакомств.

Обычно атихифобия (страх действовать из-за возможности неудачи, ошибки) расцветает пышным цветом уже в школьные годы, но предпосылки для неё зарождаются ещё в раннем детстве. И, как и подавляющее большинство прочих детских страхов, страх неудач питается от ошибок воспитания:

  • чрезмерная опека, желание выстелить соломкой каждый детский шаг;
  • чрезмерный контроль со строгим оцениванием каждого детского поступка;
  • завышенные ожидания, требования, не соответствующие возможностям ребёнка;
  • привычка сравнивать своего малыша с другими;
  • отсутствие в системе семейного воспитания согласованности, чётких и понятных принципов;
  • преувеличение значимости неудач и ошибок;
  • зависимость самих родителей от мнения окружающих.

Для любого человека очень важно быть понятым и принятым. Особенно это важно для ребёнка. Переживания, которые с позиций взрослого выглядят мелкими, не стоящими внимания, для малыша могут представлять серьёзную проблему. Проявите чуткость и признайте право крохи испытывать тот или иной страх. Не отмахивайтесь от детских волнений и не стыдите за них своего наследника.

Ошибки делают все. Это часть нашей жизни, и это совершенно нормально. Некоторые взрослые так увлекаются созданием образа идеальных родителей, что тщательно маскируют от малыша собственные промахи и неудачи. Но тем самым они оказывают ему медвежью услугу: на фоне таких «правильных» родственников собственные ошибки ребёнок будет воспринимать ещё болезненнее.

Вы можете регулярно беседовать с ребёнком на тему здорового отношения к неудачам, но если сами каждый раз драматизируете любые неприятности, эмоционально реагируете на проигрыши и ярко переживаете последствия неверного решения, то слова ваши пройдут мимо детских ушей. Показывайте на собственном примере, как полезен здоровый оптимизм, как закаляют волю ошибки, как правильно преодолевать разочарования.

  • Сколько можно возиться, дай я сам сделаю.
  • Опять ты всё перепутал!
  • Что ж ты неумеха-то такой!

Тем или иным способом высказывая своё недовольство детской неудачей, вы вселяете в малыша комплексы. Вместо того чтобы в очередной раз разразиться сердитой тирадой, вспомните, как долго вы сами учились завязывать шнурки, мыть посуду или решать примеры по математике. Позвольте ребёнку ошибаться снова и снова. Его ошибки, его проигрыши и просчёты - это его опыт, без которого нельзя выложить надёжный путь к успеху.

Не жалейте слов любви и поддержки для ребёнка, столкнувшегося с неудачей. Помогайте малышу справиться с разочарованием, не усугубляя его тяжёлое психологическое состояние упрёками и нотациями. Предлагайте варианты решения проблемы, если ситуацию можно исправить. Ищите слова, мотивирующие пробовать снова и снова, пока не получится достичь хороших результатов. Именно в умении преодолевать трудности, несмотря на все неудачи, проявляются волевые качества личности, необходимые во всех сферах человеческой жизни.

Если ваш ребёнок пасует перед любыми трудностями, опасаясь потерпеть фиаско, проявите находчивость. Покажите чаду, что каждую ошибку можно воспринимать как удачу. Каждое неверное решение приближает к верному, даёт бесценный опыт, тренирует и закаляет. Что-то не получается? Важно понять почему - и, откорректировав свои действия, все же добиться желаемого результата.

Когда ребёнок довольствуется тем, что есть, чтобы не пробовать новое и не познать разочарования, он лишается определённых возможностей. Уже в 6–7 лет дети способны понимать, что такое упущенные выгоды. Будьте убедительны, объясняя осторожному малышу, что его ждёт в случае успеха. Важно, чтобы он понял: награда стоит риска.

На что следует обратить внимание:

  1. Столкнувшись с детским страхом, ищите его причину.
  2. Учите ребёнка проигрывать. Тот, кто достойно принимает проигрыш, знает, что неудачи неизбежны, но не трагичны.
  3. Не подавляйте один страх другим. Ни в коем случае нельзя наказывать за проявление страха. Так вы можете загнать проблему глубже, а это обернётся серьёзными неприятностями, решить которые без профессиональной помощи будет крайне затруднительно.
  4. Не оценивайте детские переживания по своей шкале. То, что кажется вам мелочью, может лишить малыша покоя.
  5. Иногда то, что воспринимается сегодня как неудача, завтра оказывается великой победой. Беседуйте с детьми на эту тему, находите примеры в детской литературе, рассказывайте истории успеха знаменитых людей.

Будьте счастливы. Ведь в счастливых семьях вырастают счастливые, уверенные в себе и успешные дети.

Человеческие фобии весьма многообразны и коварны. Они снижают качество жизни человека, лишают его перспективы и надежд на позитивные изменения.

Страх перед возможной неудачей (атихифобия) – одна из самых распространённых и стойких человеческих фобий. Это то, что блокирует стремления человека и не дает ему гармонично развиваться.

Можно ли преодолеть страх, и как с ним бороться? Чтобы ответить на вопрос, нужно предварительно изучить причины и проявления атихифобии.

Каковы причины

Мужчины, женщины и дети, страдающие от данной психологической проблемы, никогда не становятся успешными. И не потому, что им не везёт, а по той причине, что такие люди ничего не делают.

Атихифобы могут заниматься рутинными, безопасными и привычными делами, но не способны начать новое дело, действовать в нестандартных обстоятельствах.

Страх потерпеть неудачу часто имеет под собой вполне разумные обстоятельства: новое всегда несет в себе риск, а привычные алгоритмы действий и реакций в незнакомых ситуациях не работают. Человек оказывается беззащитным перед враждебными факторами.

С этой точки зрения боязнь неудачи – своего рода предохранительный клапан. Но если постоянно идти у своего страха на поводу, можно полностью утратить мотивацию к действиям.

Глубинные причины атихифобии нужно искать в собственном прошлом – вероятнее всего, в детстве или в ранней юности. Самые вероятные факторы влияния на развитие этого страха:

  • завышенные требования родителей и, как следствие, заниженная самооценка;
  • отсутствие поощрения за поступки в детском возрасте со стороны взрослых;
  • неадекватное отношение к неудачам (слишком трагичное и преувеличенное);
  • зависимость от мнения других;
  • серьёзные психотравмы.

Человеческая жизнь немыслима без взлётов и падений, но если мы боимся падать, мы не сможем и летать. Если в детстве нас считали бесталанными, не достойными похвалы, во взрослом состоянии вера в собственные силы, как правило, отсутствует.

Необходимо приложить серьёзные усилия, чтобы вновь обрести веру в себя и научиться разумному отношению к собственным неудачам.

Удачи и неудачи наполняют человеческую жизнь примерно в равных пропорциях. Если мы научимся радоваться своим успехам и спокойно относиться неудачам, существование станет более позитивным и светлым.

В чем выражается атихифобия

  1. В психологическом плане атихифобия проявляется в виде неспособности действовать без волнения и паники в относительно новой ситуации – например, на собеседовании, на экзамене или во время знакомства с новым человеком.
  2. Попадая в незнакомые обстоятельства люди, испытывающие страх перед возможной неудачей, ощущают тревогу, беспокойство, буквально теряют дар речи.
  3. Люди начинают избегать таких ситуаций. От этого снижается уровень жизни, сужается круг общения, развиваются депрессии, ухудшается физическое здоровье и внешний вид.

Данная фобия может выражаться в виде вполне конкретных физиологических реакций:

  • нарушение сердечного ритма;
  • затруднение дыхания, одышка;
  • тошнота, желудочные расстройства;
  • интенсивное потоотделение;
  • напряжение мышц;
  • тремор рук;
  • слабость.

Симптомы могут проявляться весьма интенсивно, особенно в ситуациях, когда присутствует прямая конкуренция из-за поощрений – в школах, вузах, на рабочих местах. Боязнь неудачи заранее лишает человека шансов на успех.

Человек, подверженный атихифобии, погружается в трясину мелких бытовых удовольствий и забот, не требующих ни внутренних, ни внешних усилий.

Существование такого индивидуума сводится к простым и безопасным схемам, не предполагающим даже малейших разочарований и тем более – крупных провалов. Такая схема выглядит примерно так: у мужчин – пришёл с работы домой, включил ТВ, выпил, лёг спать; у женщин – пришла, зависла в соцсетях, посмотрела фотки, легла спать.

Казалось бы, в этом нет ничего предосудительного, но на деле такие люди не приносят ни личной, ни общественной пользы. Жизнь проходит быстро, старость наступает рано. Неудач вроде бы нет, но и достижений – ноль.

Как преодолеть страх неудачи

Перебороть страх очень сложно, особенно самостоятельно, но если этого не сделать, сладкого вкуса победы вы никогда не почувствуете. В конце концов, даже если новое начинание закончится провалом, у вас будет бесценный опыт, который позволит избежать ошибок в дальнейшем.

Преодолеть страх неудачи однократным усилием воли не получится, нужно действовать систематическим образом. Наука психология советует начинать с самого простого и постепенно двигаться к сложному.

Вот примерный алгоритм действий, который поможет если не победить, то по-крайней мере подчинить себе атихифобию:

  1. Начинайте с взаимоотношений внутри семьи : разрушайте шаблоны. Для начала можно сделать подарок жене (мужу) не на день рожденья, а просто так. Пусть страх быть непонятым вас не сдерживает.
  2. Покиньте зону комфорта . Сломайте привычный алгоритм: запишитесь в тренажерный зал, на курсы английского, а если не хотите лишних трат – начните просто бегать по вечерам в ближайшем парке.
  3. Научитесь просчитывать пользу от упущенных возможностей . «Не делать» очень легко: вы ничего не приобретаете, но ничего и не теряете. Попробуйте мыслить наоборот, представьте, как много вы приобретете, начав «делать» и говорить миру «да».
  4. Разбивайте большие цели на более мелкие : вспомните поговорку про один шаг и тысячу ли.
  5. Примите следующую установку: никаких неудач не существует, а временные трудности только идут на пользу.
  6. Прекратите обращать внимание на мнение других – смотрите на мир своими глазами.

Гарантии, что у вас все получится в ближайшие несколько месяцев, нет: на восстановление здоровой психики могут уйти годы. Если вам слишком трудно, не стесняйтесь – обратитесь за помощью к профессиональному психологу. Научный подход может здорово помочь в деле устранения внутренних страхов.

Как помочь ребенку

Атихифобия, как уже было сказано, развивается в детском возрасте, стало быть, искоренять её лучше всего в зародыше.

Если вы заметили у своего ребёнка признаки боязни неудачи, примите меры по коррекции данного психического нарушения:

  1. Начните с простого: например, попросите его сделать покупку в магазине в вашем присутствии. В следующий раз усложните задачу – попросите купить какую-нибудь обыденную вещь, а сами подождите на улице.
  2. Если ребенок проявляет признаки атихифобии в присутствии сверстников (в детском саду, в школе), постарайтесь объяснить ему, что окружающим до его действий нет никакого дела, и что уверенное и спокойное поведение никогда не вызовет у товарищей усмешек или порицания.
  3. Чаще хвалите ребёнка и не только за хорошие оценки, но и за «правильное» с точки зрения психологии поведение.

Помните, что боязнь возможных неудач (и у детей, и у взрослых) – это не приговор, не пожизненный диагноз, а то, что можно и нужно преодолеть. Начните жить той жизнью, которая вам нравится, и пусть мир сам приспосабливается к вам.

Видео: Говорит специалист

Да-да, с глазами у вас все в порядке, вы правильно прочитали “проигрывать ”.

— Зачем?! – вы можете недоуменно пожать плечами. – Чтобы я научила своего ребенка сдавать свои позиции? Быть отстающим? Неудачником?! Вторым, когда он должен быть первым во всем, лучшим? Ну уж нет!

Наверно, вы обращали внимание на то, с какой страстью дети в играх стремятся быть первыми, ведущими? Как горестно переживают о своих неудачах и промахах. Как сжимаются кулачки и подергиваются губки, когда победа достается сопернику.

И это всего лишь в простой игре… А в жизни?

Однажды мы с дочкой играли в лото. Такая несложная игра с простыми правилами: кто быстрее закроет все картинки фишками на своей карточке, тот и молодец, победил.

Дочка с энтузиазмом ввязалась в процесс. Выиграла! Довольная, предложила еще раз поиграть. Опять выиграла! Тут я заинтересовалась, какая будет ее реакция, если я первой закрою все картинки фишками. Результат ошеломил. Слезы дочки брызнули градом.

В памяти всплыл похожий случай.

В детском садике у дочки есть своего рода соревнование с одним мальчишкой чуть постарше на годик (группа разновозрастная от 3 лет до 6). Кто раньше всех оденется домой – тот и первый!

И я наблюдала за ними.

Однажды вечером я пришла забирать свою дочку из садика (это было зимой) за этим мальчиком пришла мама, позвала своего сына из группы. Он понесся к шкафчику, возле которого уже стояла моя дочка, торопливо схватил свою одежду и кинулся к стульчику одеваться.

Моя дочка тоже бежит на свое место быстрее одеваться, чтобы его опередить.

Во время всего одевания они посматривали на друг друга и сердито кричали: “Я первый буду!”, “Нет, ты последний! Я первая!”.

В итоге тот мальчик оделся быстрее дочки, победоносно взглянул на нее: “Ты – последняя, ха-ха!”, помахал ручкой воспитательнице и с улыбкой исчез в дверях.

Моя была готова разрыдаться.

Меня это обеспокоило. Я задумалась. Что испытывает каждый из них? Злость, что соперник быстрее одевается? Разочарование от сознания оказаться вторым? Желание доказать другому, что именно я лучше, а он “последний, хуже всех”?

И является ли это хорошим стимулом шевелиться быстрее и одеться, не отставая от других? Выполнить свою учебную задачу или работу быстрее и лучше, чем другие?

В данном случае, с такими горькими мыслями и судорожным ощущением оказаться “последним” – это не есть хороший стимул для детей-дошкольников…

Здесь сильно страдает самооценка, которая у дошкольников изначально является высокой (при условии, что в семье психологический климат хороший, ребенка любят и о нем заботятся). А что происходит, если самооценка падает? Правильно. У ребенка появляется неуверенность в своих силах, страх делать что-то новое, растет отчуждение от сверстников (“у меня ничего не получится, я не такой успешный, как они”) и много других побочных явлений.

Если к этому еще и добавляется негативная реакция от родителей: “Эх ты, не мог успеть? Такой копуша” или “Я так и знала, что у тебя не получится – думать надо!”…. То все…, как говорят, капец! Ребенок еще долго будет выбираться из ямы надуманной неполноценности.

Очевидно, оберегать и поддерживать детскую самооценку нужно. И не в обстановке соперничества и сравнения .

В данном случае, эту ситуацию необходимо было серьезно проработать. Я не могла допустить, чтобы моя девочка рыдала просто из-за того, что кто-то другой успел раньше нее, лучше, быстрее. Нужно научить из поражений выходить достойно, с улыбкой. “Сегодня да, проиграл, это не страшно! Зато завтра выиграю! ”

При таком отношении кардинально меняется все. Нет злости, злорадства, духа высокомерия и превосходства, горькой обиды, слез и пассивности. Вместо этого – спокойное отношение и сосредоточенность на процессе. Выиграл? – Хорошо, значит, у меня все получается! Проиграл? – Это не страшно! Всего лишь игра, в которой выигравшие и проигравшие постоянно меняются местами. В следующий раз обязательно получится!

Здесь ребенок учится сохранять самообладание и высокую самооценку, мобилизовать все силы для следующего “раунда”, позитивно относиться к своему противнику партнеру по играм, конструктивно общаться без унижающих слов.

И это очень важно. Когда ребенок с детства учится принимать вызов спокойно, не психовать и так же спокойно и уверенно, не расталкивая локтями соседей, не подминая под себя более слабых, двигаться к намеченной цели.

Мы с дочкой недавно провели серию коррекционных игр в этом направлении и я стала замечать, что она уже не реагирует так остро на чужие успехи. Я поощряю ее радоваться победам другого, не обращать внимания на ехидные колкости и достойно выходить из проигрыша без слез и истерик с сознанием собственного будущего успеха, который обязательно наступит. Даю положительную мотивацию и настрой.

Если вы также замечаете, как трудно вашему ребенку смириться с поражением в игре и в жизни , помогите ему уже сейчас! Этим вы заранее оградите его от ненужных проблем в будущем.

В любом случае для ребенка мама и папа - это главный авторитет и конечная инстанция.

За все, что происходит с ребенком до совершеннолетия, ответственность несут родители. Поэтому очень важно, чтобы до попадания в детский коллектив он умел правильно общаться, владел языком общения и понимал, что можно допускать в своем поведении, а что - нельзя. Приведу пример: ученики младшей и средней школы часто затевают на переменах игры, которые могут быть опасны как для них, так и для окружающих. И если в ходе такой игры они на бегу сталкиваются с другим ребенком, то это может закончиться травмой. После чего последует вызов родителей в школу (хорошо, если не в суд). Учитель в такой ситуации может только сделать замечание. А все ли дети приучены на замечания реагировать? При этом ребенок может искренне не понимать, что виноват. И во тут-то очень важно, чтобы родители представили себе ситуацию целиком, а не бросались сразу защищать чадо во что бы то ни стало.

Совет 1: при возникновении конфликтной ситуации не идите на конфликт сами. Сначала выслушайте своего ребенка, затем учителя. Постарайтесь понять, в чем вина вашего чада, а в чем - другой стороны. Если вопрос сложный, не пренебрегайте консультацией юриста и других специалистов. И ни в коем случае не устраивайте показательные воспитательные действия для своего ребенка в присутствии посторонних. Даже, если вы убедились, что ребенок виноват, единственное, что уместно - это сказать:"Все понятно. Мы поговорим дома." И дома именно поговорить и ничего больше.

Если ребенок испытывает трудности в обучении

Очень смешно выглядит, когда родители, которые в школе учились средне, требуют, чтобы дети приносили в дневнике высокие оценки. Но даже если вы сами закончили школу с золотой медалью, это не значит, что ваши способности передались вашему чаду. Генетика - дама не очень предсказуемая. Чтобы избежать напряжения в семье из-за плохих результатов детей в школе, нужно совсем немного. Позвольте детям больше заниматься любимыми предметами, даже если это физкультура или технология. По этим предметам тоже проводятся олимпиады и можно достичь высоких результатов. А по нелюбимым предметам надо договориться, что оценки будут не ниже, чем 3.

Основной принцип в отношении плохих оценок: получил 2 - сразу же закрой более высокой оценкой. Хорошо, когда родители помнят школьную программу и могут сами помочь ребенку разобраться с домашним заданием. Неплохо, если в семье есть лишние деньги, чтобы обратиться за консультацией к специалисту (постоянный репетитор не всем требуется). Но если нет ни того, ни другого? Тогда нужно придерживаться простого правила при проверке домашнего задания: сначала ребенок должен выучить и рассказать правила (они есть практически во всех учебниках), потом с помощью правил выполняется письменное задание. При выполнении домашнего задания по устным предметам важно готовить пересказ поэтапно: сначала выучить главное (даты, этапы, определения), затем примеры (действия, опыты, характеристики).

Совет 2: чтобы правильно помогать ребенку при выполнении домашних заданий, попросите учителя дать свои рекомендации по этапам подготовки. Таким образом, вы узнаете каковы предъявляемые требования.

Если у ребенка трудности в общении с другими детьми

Детское сообщество, если оно не контролируется взрослыми, - это очень жесткая среда, в которой регулярно происходят конфликтные ситуации. Особенно это касается мальчиков. Поэтому при поступлении в школу и дальше регулярно с ребенком нужно разговаривать обо всех возникающих проблемах, чтобы держать руку на пульсе. К сожалению, очень часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда дети даже в старшем подростковом возрасте не знают о юридических последствиях своих действий. Например, не все понимают, что нецензурная брань в школе - это административное правонарушение, за которым может последовать штраф, а рукоприкладство в ответ на оскорбление - это еще более тяжкое правонарушение. В конечном итоге за все опять приходится отвечать родителям.

Совет 3: если вашего ребенка обидели в школе, не пытайтесь сами выяснять отношения с обидчиком. Обязательно свяжитесь с учителем и потребуйте приглашения на трехстороннюю беседу его родителей. Если это не дало результата, вы имеете полное право обратиться в правоохранительные органы.

Старшая дочка долго не говорила. Вернее, начала разговаривать, потом перестала. Кое-как после 3 лет разговорилась. Или за столом. Над полной тарелкой сидит, даже не касается. Положишь немного на донышке - нормально съедает без уговоров. Я долго думала, в чем же тут причина. Такие ситуации, особого криминала нет, но ощущаешь, что-то не то. Было чувство раздражения, беспомощности. Так вот, эти и многие другие проблемы в поведении ребенка вызывает страх неудачи .

У человека есть базовая вещь - самооценка. Каждый нуждается в том, чтобы чувствовать свою ценность, быть «хорошим».

Когда ребенок сталкивается с трудностями, терпит неудачи, самооценка страдает. Иногда желание защититься от негативных переживаний вообще блокирует любую деятельность. Не зря же есть пословица: «Не ошибается только тот, кто ничего не делает». В психологии это называют «мотивация избегания неудач ».

По отношению к неудачам детей можно условно разделить на 4 группы:

1. Те, кто ориентируется на успех. Этим детям нравится учиться, им нравится сам процесс познания, достижения результата. На своих ошибках они, как правило, учатся, чтобы в следующий раз достичь большего. Дома их поощряют за достижения, а на неудачах внимание не акцентируют.

2. Те, кто слишком сильно стремится к успеху. Для этого им требуются невероятные усилия. Но даже малейший неуспех может обрушить самооценку, показав, что они далеки от идеала.

3. Те, кто стремится избегать неудач. Если такой ребенок сомневается в успехе,он сделает все, чтобы избежать неудачи. Ведь если он приложит много сил, но не достигнет результата, это будет означать его низкие способности и низкую ценность. Поэтому лучше вообще ничего не делать.

4. Те, кто привык к неудачам и смирился. Такой ребенок заранее считает, что он ни на что не годен, значит, и пытаться не нужно. Любое свое достижение он будет приписывать случайности и внешним обстоятельствам.

Если ребенок выбрал для себя третью или четвертую позицию, вряд ли он сможет хорошо учиться в школе, а в дальнейшем будет успешен в профессиональной деятельности. В школьные года такие дети обычно самореализуются в спорте или искусстве. В худшем случае - через деструктивное, антисоциальное, рискованное поведение.

Не можете справиться с раздражением на ребенка? Попробуйте несколько советов из статьи.

Причины, по которым у ребенка формируется страх неудач

Внешних причин может быть несколько, но все они крутятся вокруг заниженной самооценки.

Как это происходит? Например, родители предъявляют завышенные требования к ребенку. Без учета личных и возрастных возможностей. Или постоянно критикуют : здесь не то, а это не так. Когда взрослый критикует, он полагает, что ребенок в последующем постарается не допускать таких ошибок. Однако следовало бы поступить наоборот: стимулировать хорошее, правильное поведение, отметить достижения и успехи.

Очень тяжело воспринимается детьми сравнение с другим ребенком , более успешным. Братом или сестрой, другом, одноклассником, соседом. Родители сами склонны к такому сравнению. Уже с рождения все мамы беспокоятся: во сколько головку держать будет, когда пойдет, заговорит. Сравнивают с детьми подружки, или на детской площадке. Конечно, все мы волнуемся, чтобы не пропустить какую-то проблему в развитии, чтобы в школе потом учился хорошо, работу нашел, счастлив был. Только это зря. Ребенку о таких переживаниях лучше не знать.

Даже малыш чувствует нервозность матери, сам нервничает, становится неуверенным. Впоследствии он будет болезненно воспринимать неудачи. Может совсем отказаться от слишком трудных задач. Это маленькому позволительно, чтобы мама за него преодолевала трудности. А для взрослого такая позиция означает комплекс неудачника.

Чтобы не сформировать комплекс неполноценности, родители должны тщательно следить за своими словами . Даже единожды оброненная фраза может запомниться на всю жизнь. Человек навсегда запомнит, что он «тупица», «бездарь», «плохо рисует», «не умеет петь», что у него «большой нос» или «уши торчат». Вариаций много. Одно неизменно - такие фразы очень болезненны и могут испортить всю жизнь.

Как помочь ребенку не бояться трудностей?

Важно приложить усилия, чтобы скорректировать мотивацию избегания неудач в детском возрасте. Изменить психологию человека, даже ребенка, непросто. Несколько советов от специалистов призваны помочь родителям и педагогам.

1. Старайтесь оценивать не только конкретный результат или наличие у ребенка способностей. Подчеркивайте, что важны те усилия , которые прилагает ребенок для достижения цели. Пусть не все получилось, но он действительно постарался сделать, что мог.

Детям необходимо признание и высокая оценка их усилий. Положительная обратная связь скорее помогает поверить, что ребенок добьется успеха.

2. Не давите на ребенка ,заставляя раз за разом делать то, что у него плохо получается. Так можно добиться, что он вконец разуверится в себе.

3. Нужно помочь ребенку относиться к себе с состраданием , когда случается неудача. Ребенок должен понять, что его ценность не определяется внешними успехами, достижениями, оценками, способностями. Человек ценен сам по себе, а неудачи - это часть жизненного опыта.

Спокойнее реагируйте на ошибки — свои и ребенка. Не стоит делать из этого слишком большую проблему.

В то же время не обесценивайте его переживания по поводу неудачи. Гораздо лучше признать его чувства («должно быть, это очень неприятно») и предложить выход из ситуации («давай вместе подумаем, что здесь можно сделать»).

4.Установите хорошие взаимоотношения с детьми. Дети более мотивированы на достижение результата, когда знают, что учителям или родителям есть до них дело. Ав атмосфере безразличия руки сами опускаются.

5. Установите четкие границы дозволенного и недозволенного . Если одно и то же поведение сегодня запрещается,а завтра разрешается или поощряется, это не приведет ни к чему хорошему. Наоборот, может посеять неуверенность в душе ребенка. Правила нужны, чтобы создать образ стабильного, упорядоченного мира.

6. Хвалите достижения, а не критикуйте ошибки. Даже если все было плохо, найдите хоть маленький плюсик, чтобы воодушевить ребенка. Это действует гораздо эффективнее, чем отыскать в хорошей работе недостатки и покритиковать их. Такой подход может отбить любое желание что-то делать в дальнейшем. Особенно, если часто повторяется.

В скором времени обещаю специальную статью о том,как правильно хвалить ребенка . Следите за обновлениями или подпишитесь, чтобы не пропустить интересный материал

7. Детям постарше объясняйте на рациональном уровне, к чему их приведет избегание неудач в будущем. Ближе к подростковому возрасту человек уже может контролировать отношение к школьным занятиям, сознательно изменить свой подход к трудностям.

Непреодоленный страх неудачи приводит к тому, что человек отказывается пробовать в своей жизни новую деятельность. Не доводит начатое до конца. Бросает дело при первых трудностях. Это психология двоечника, неудачника по жизни. Таким людям очень тяжело добиться жизненного успеха.

А закладывается все с малых лет. Пока детская психика еще формируется, родители могут многое исправить своей любовью, поддержкой, заботой.

Статья показалась полезной? Расскажите своим друзьям.



Рассказать друзьям