Как приучит к горшку ребенка? Как приучить ребенка к горшку — методики и советы родителям.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Тема «туалетных дел» детишек является одной из самых обсуждаемых на любом «мамском» форуме. Факт того, что малыш рано освоил горшок, является своеобразным показателем эффективности маминых воспитательных навыков. В то же время, все большее количество родителей предпочитают не усложнять жизнь себе и чаду, и продолжают спокойно пользоваться подгузниками до двух-трех лет. В этой статье мы расскажем, как приучить ребенка к горшку независимо от того, в каком возрасте произошло знакомство с данным предметом. Формирование навыка осознанно ходить в туалет может занять от нескольких дней до года, поэтому взрослым изначально стоит сместить акцент с быстроты достижения результата на естественность, мягкость самого процесса приучения.

На первом году жизни ребенок не умеет контролировать мочеиспускание и дефекацию – это обусловлено особенностями развития нервной системы. Всё происходит спонтанно, кроха не умеет терпеть, писает и какает до 2-3 раз в час. Тем не менее, новорожденный способен ощущать дискомфорт при наполнении мочевого пузыря и кишечника, даже не понимая, где ему дискомфортно и почему. Именно на этой особенности основана методика естественной гигиены – высаживание с рождения.

Малыш начинает беспокоиться на груди, сучит ножками, или наоборот замирает. Мать, вовремя улавливая такие сигналы, помогает ребеночку, придав его телу наиболее физиологичную позу – держит его под коленки над ванной. Наблюдения показывают, что постепенно такие детки научаются терпеть, в возрасте 6-8 месяцев они остаются сухими всю ночь и во время прогулок.

Возраст, когда карапуз начинает осознанно контролировать туалетные дела, варьируется от полутора до двух лет. Этот промежуток и считается идеальным для приучения к осмысленному пользованию горшком.

Признаки, свидетельствующие о физиологической и психологической готовности детей осваивать новый способ справлять нужду:

  • Способность понимать речь взрослых, откликаться на просьбы, объяснения;
  • Физическая развитость (уверенно садится, ходит, присаживается на корточки и встает);

Двух-трех часовые перерывы между пописами,

  • Наметившийся ритм туалетных процессов;
  • Умение вербально или невербально обозначить свое желание пописать или покакать;
  • Выражение недовольства, вызванное мокрыми, грязными трусиками;
  • Уход от пописов во время дневного и ночного снов.

Учтите, что успешное приучение к горшку возможно лишь тогда, когда чадо находится в расслабленном, спокойном состоянии, поэтому начинать лучше в периоды отсутствия стрессовых ситуаций. Не столь значимо, во сколько приучать ребенка к горшку, гораздо важнее получить устойчивый положительный результат, поэтому не стоит затевать деликатное обучение в моменты семейных конфликтов, во время переезда или начала посещения детского садика.

Как выбрать горшок

Сегодняшний выбор ночных ваз поражает разнообразием форм, функций, размеров и материалов. Большая часть «тюнинга» не имеет практической ценности, являясь всего лишь средством увеличения цены, а в некоторых случаях – пугающим фактором, например музыка или подсветка. При покупке горшка обратите внимание на следующие моменты:

  • Устойчивость;
  • Наличие съемной крышки;
  • Высокая спинка;
  • Размер – ребенок должен удобно располагаться на горшке;
  • Отсутствие отвлекающих спецэффектов (музыкального, светового сопровождения, прикрепленных игрушек);
  • Выбирайте пластиковые модели – они наиболее теплые;
  • Анатомичность: мальчишкам подойдут овальные ночные вазы с выступом впереди, девчушкам – круглые;
  • Если вы много путешествуете, приобретите разбирающийся дорожный горшок.

Удачным ходом может стать предложение малышу поучаствовать в выборе своего нового предмета гигиены. Покажите маленькому непоседе картинки наиболее понравившихся вам моделей и позвольте ему выбрать окончательный вариант.

Уход от памперсов – создание благоприятных условий

Правильное приучение к горшку основано на соблюдении простых рекомендаций, позволяющих сделать процесс легким, мягким, естественным, а иногда более быстрым. Что делать, чтобы снизить частоту «аварий» и настроить детей на нужный лад?

  • Пожалуй, самое сложное для родителей – снять памперсы. Сразу или постепенно, но от них придется отказаться, смирившись с тем, что придется регулярно вытирать лужи. Чтобы минимизировать разрушительные последствия на напольные покрытия и мебель, можно: сделать непромокаемые чехлы на диваны, временно убрать ковры, следить, чтобы голопопый ребёнок не находился на постели.

Решить проблему луж помогут многоразовые тканевые подгузники на кнопках. Внутренний флисовый слой пропускает влагу, однако остается влажным и грязным, сигналя карапузу о дискомфорте, следующем после испражнения в штанишки. Наружный плотный влагостойкий материал препятствует образованию луж на полу.


Логичнее всего начать приучение ребенка к горшку весной или летом. Минимальное количество одежды значительно облегчает процесс как для родителей, так и для ребенка, которому придется предварительно снимать все вещи.

Не оставляйте кроху сидеть на горшке дольше 3-4 минут, старайтесь не совмещать туалет с играми или чтением книг. Подобная тактика чревата тем, что маленький человечек будет подолгу засиживаться на своем «троне», а дела так и не будут сделаны.

Пять этапов приучения к горшку

Чтобы научить отпрыска осознанно ходить на горшочек, взрослым нужно последовательно пройти пять основных стадий знакомства с этим нужным предметом гигиенического обихода:

  1. Для начала малышу показывают горшок, объясняют, что с ним нужно делать. Для демонстрации процесса можно использовать специальную резиновую игрушку с отверстием, которая умеет «писать». Уделите внимание сопутствующим действиям – пусть ребенок сразу учится снимать штанишки, вытирать попу, опустошать, мыть новый «туалет», относить его на место.
  2. Следующий этап – ненавязчивое высаживание в определенное время: «вокруг» снов и прогулок, через 10-15 минут после еды. Делать это нужно максимально дружелюбно, без настаиваний, уговоров, важно не вызвать активное сопротивление крохи.
  3. Убедившись, что малышок согласен пробовать новый способ справлять нужду, начните оставлять его без памперса – сначала в дневное время, а когда карапуз будет оставаться сухим до утра, то и на ночь.
  4. Следующий шаг – поощрение ребеночка, если у него получилось пописать или покакать в горшок. Не нужно слишком бурной восторженной реакции, но стоит отметить, что дитя растет, взрослеет, учится, успешно справляется с новыми задачами.
  5. Закрепление результата происходит тогда, когда родители замечают желание малыша сходить в туалет и своевременно предлагают ему это сделать. Постепенно отпрыск научится самостоятельно справляться со своими гигиеническими нуждами.

Семидневная и трехдневная методики

Известная британская няня, создательница книг по взаимодействию с детьми Джина Форд разработала систему воспитания «Довольный малыш», которая включает в числе прочих отвечает на вопрос «Как быстро приучить ребенка к горшку?» — авторка утверждает, что результата можно достичь за неделю.

Семь дней

Данную схему можно применять, если малышок умеет снимать, надевать трусики, выполнять просьбы взрослых. Методика пошагово описывает, как приучить ребенка к горшку — в год и 6 месяцев с помощью мамы и ее пристального внимания карапуз способен освоить новый способ гигиены в течение недели.

В эти дни лучше находиться дома, совершая недлинные прогулки, не принимать гостей и не отвлекаться на серьезные дела – понадобится постоянно следить за ребятенком, тесно с ним взаимодействовать.

День 1. Утром снимите с чада подгузник, объяснив свои действия: взрослые детки пользуются специально отведенным для испражнений местом, как мама с папой, таким образом соблюдается чистота и аккуратность. Посетите туалет вместе, покажите, как все происходит, посадите детку на ночную вазу на 7-10 минут. Если желаемого не произошло, надевайте трусики и попробуйте снова через 15 минут. Так проведите весь день.

День 2. Продолжайте действия первого дня. Попытайтесь отследить по поведению крохи, когда он готовится совершить «туалетные дела».

День 3. Выходите на прогулку, не надевая памперс. Подождите, пока отпрыск пописает, потом собирайтесь на улицу. Расскажите, что во время гулянки можно будет сбегать в кустики или (если прогулка во дворе) дойти до дома. На улице интересуйтесь каждые 15-20 минут, не хочет ли малыш в туалет, следите за сигналами.

Дни 4-7. Тактика остается той же, мама и ребятенок уже находятся на одной волне и понимают друг друга. «Осечки» все еще случаются, это нормально, однако если ваше взаимодействие взаимодействие в предыдущие дни было достаточно тесным, вы очень быстро научитесь угадывать, когда нужно предложить присесть на горшок.

Магические три дня

Еще одна экспресс-методика, набирающая популярность последнее время, — техника трех дней. Попробуйте этот способ, если:

  • Малышу от полутора до двух лет;
  • Он остается сухим два часа подряд;
  • Не хочет надевать памперс;
  • У него устоялся определенный ритм дефекации.

Примерно за неделю до трехдневного цикла сделайте следующее:

  • Принесите и покажите крохе горшок;
  • Купите удобные трусики, пусть детеныш сам выберет модель, цвет, картинки;
  • Напоминайте о том, что скоро произойдет важное событие, новый этап, малышу предстоит ответственное дело, и вы очень рады за него (только не переусердствуйте, придавая слишком большое значение «горшочному» навыку);
  • Продумайте, чем вы будете заниматься дома, отмените все дела, встречи, гостей.

Теперь можно начинать:

День 1. Постоянно наблюдайте за ребеночком, стараясь уловить каждое побуждение к туалетным делам. Если видите, что чадо куксится, беспокоится, напрягается, замирает – сажайте его на горшок, объясняя, для чего. Если процесс мочеиспускания или дефекации уже начался, аккуратно подставляйте горшочек, чтобы в итоге кроха уловил взаимосвязь. За успех – хвалите (смотри, ты пописал в горшок, это очень по-взрослому), промахи игнорируйте. Каждые 15-20 минут предлагайте пописать. На сон наденьте памперс.

День 2. Организуйте прогулку, захватив с собой смену белья. Выходите только после того, как кроха пописал и покакал. Гуляйте рядом с домом, так вы будете чувствовать себя уверенней.

День 3. Добавьте еще один выход на улицу. Дома продолжайте делать все то же, что и предыдущие два дня. Усаживать на новый «туалет» при каждом позыве помочиться или опорожнить кишечник, радоваться попаданиям. Предлагать сходить в туалет после и перед прогулкой, отдыхом, приемом пищи.

Положительный результат достигается только в тех случаях, когда кроха справляет нужду в горшок каждый раз, без промахов, поэтому самое важное – обеспечить ежеминутный контакт со взрослыми, которые будут пристально следить за своим отпрыском. Обычно приучение проходит легче, если эти три дня с малышом заняты мама и папа, вместе.

Отказ садиться на горшок

Успешно приучить ребенка ходить на горшок возможно при условии, что дитя не оказывает сопротивления, не боится, понимает предназначение этого предмета, согласен пробовать взаимодействовать с ним. Даже если процесс обучения организован максимально мягко, в какой-то момент может произойти так называемый «откат», вызванный рядом причин:

  • Резкая негативная реакция родителей на «аварию»;
  • Падение с туалета или громкий внезапный звук, напугавший малыша однажды во время дефекации или мочеиспускания;
  • Кризис развития, болезнь, запор;
  • Стресс, вызванный переездом, скандалом в семье, началом посещения детского дошкольного учреждения.

Все молодые мамы ждут не дождутся, когда можно будет убрать далеко на полку надоевшие памперсы и с радостью заявить подругам, что вы «оседлали», наконец, долгожданный горшок. Но действительность такова, что порой требуется больше времени, чтобы начать делать все по-взрослому. Как приучить ребенка к горшку, чтобы этот процесс был приятным и необременительным? Когда начинать учить и какие способы в освоении нового большого дела наиболее эффективны?

Для мамы приучение ребенка к горшку - настоящее облегчение, поскольку это огромный шаг к самостоятельности малыша

Когда делать первые попытки?

Считается, что возраст 8 и 9 месяцев – идеальное время для привыкания к горшку. На деле здесь речь идет скорее о знакомстве с новым предметом, а удачные попытки происходят на уровне рефлексов. В возрасте от 6 месяцев до 1 года малыш активно изучает свое тело и его возможности. Понимание, зачем нужны половые органы, приходит быстрее, если ребенок находится без памперса - начинать освоение взрослого дела станет проще, если на это время полностью отказаться от подгузников.

Данный возраст хорошо походит для первого знакомства с горшком. Предложите малышу посидеть на горшке, но не заставляйте, если ребенок отказывается. Негативные эмоции спровоцируют дальнейший отказ от полезного предмета на долгое время. Крепкая дружба с горшком в возрасте до года возможна лишь при терпеливом отношении мамы. Говорить об осознанности или самостоятельном пользовании туалетом в этом возрасте не приходится. Малыш научится ходить на горшочек сам не раньше полутора лет.

Если ребенок не против, высаживать его следует после сна, еды и перед сном, учитывая лишь рефлексивный характер действий. Научить грудничка до 12 месяцев какать в нужное место – задача непростая, мама должна запастись терпением.

Оптимальное время для обучения навыку хождения на горшок

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Более успешные попытки ждут тех мам, которые будут начинать приучать своих деток ходить на горшок в возрасте 18-24 месяцев. Такой временной разброс связан с особенностями развития каждого ребенка в психологическом и в физическом плане, поэтому нельзя сказать однозначно, сколько времени потребуется вашему ребенку для освоения горшка. Каждая мама сама в состоянии определить готовность ребенка к формированию полезного навыка. Мы подробно расскажем, как приучить ребенка к горшку в 2 года (рекомендуем прочитать: ).

Время для обучения пришло, если для ребенка характерны:

  • устойчивая ходьба, способность нагнуться и сесть на корточки;
  • возможность взять мелкие предметы с пола;
  • хорошее понимание речи, просьб и объяснений;
  • способность словесно выразить свои потребности;
  • неприятные ощущения от мокрой одежды и желание сменить сырые трусики;
  • способность оставаться сухим от двух часов в период бодрствования и после тихого часа;
  • посещение туалета в одно и то же время.

Для ребенка 2 лет становится все более очевидной связь между переполненным кишечником или мочевым пузырем и желанием сходить в туалет. Часто у детей заметны внешние признаки того, что они хотят какать или писать (рекомендуем прочитать: ). Задача мамы – ненавязчиво предлагать ребенку сделать свои дела на уютный горшочек, причем делать это спокойно и обстоятельно.

Засиживаться больше 5 минут на горшке не стоит, лучше сделать новую попытку чуть позже. Процесс приучения к горшку пойдет быстрее, если ввести правило высаживать ребенка после сна, приема пищи, активных игр, перед гулянием и после прогулки. Самое главное - доказать ребенку, что ходить на горшок удобнее, ведь сухие и чистые трусики намного приятнее грязных и мокрых.


Умение ходить, а также нагибаться за предметами и присаживаться на корточки - очень важны для приучения к горшку. Вот откуда возникают возрастные рекомендации - ведь «ползунку» умение дастся сложнее

Ускоряем процесс обучения

Еще раз подчеркнем, что привыкание к горшку у детей, носящих подгузники, будет значительно сложнее. Связь между желанием сходить в туалет и полным мочевым пузырем для них не очевидна. Со временем терпеливая мама решит и эту проблему, но все же подгузники придется убрать.

Предлагаем практические советы, которые ускорят процесс привыкания к горшку и гарантируют отличный результат:

  1. Подгузники кладем далеко на полку – так у ребенка не возникнет дополнительных трудностей с его сниманием при желании быстро сесть на горшок. Гарантировать отсутствие луж никто не берется, но это важный шаг к верной цели.
  2. Наблюдение за ребенком в течение дня позволит заметить первые признаки его желания сходить в туалет. Это может быть кряхтение или другие внешние проявления. Когда это произойдет, надо напомнить ему сделать все в горшочек. При удачных попытках не забудьте от души похвалить малыша, а при неудачах не стоит его ругать.
  3. Ребенок должен знать, что его чистенький горшок всегда стоит в доступном месте.
  4. Если все же малыш описался, объясните, что горшок помог бы избежать такой неприятности. Выразите сожаление о том, что ему сыро и неудобно, но ни в коем случае не ругайте.
  5. Возьмите за правило высаживать ребенка на горшочек после сна, еды, прогулки и перед сном. Если вы с ребенком находитесь в непривычной обстановке, не стоит рассчитывать, что малыш сможет сходить в туалет. Возможно, у него просто не получится расслабиться.

Терпенье и труд – все перетрут

Терпеливые и внимательные мамы деток 3 лет заметят положительные сдвиги в освоении новых навыков уже через одну-две недели, в то время как годовалый малыш осилит этот процесс за один или даже два месяца. Не забывайте, что каждый ребенок индивидуален и не требуйте его соответствия стандартам. Возможно, ваше чадо освоит горшок за несколько дней, а может быть, ему потребуется для этого навыка целый месяц.

Чрезмерно настойчивые попытки усадить малыша на горшок могут спровоцировать у него полное неприятие к данному предмету. В таком случае рекомендуется отказаться от высаживания на некоторое время, а затем вновь начать привыкание.

Пока вы будете выжидать подходящего момента, рассказывайте ребенку о пользе и необходимости существования горшка. Покупка нового яркого горшочка, возможно, вызовет интерес малыша и поможет начать все сначала.

Довольный малыш – методика освоения горшка за 7 дней

Новая методика Джины Форд, испробованная на практике многими мамочкам, гарантирует отличный результат всего за неделю. Для успешности методики малышу должно быть больше полутора лет, и он хорошо слушается маму, способен выполнять несложные действия.

1 день – смелым движением руки откладываем подгузник в сторону , он вам больше не нужен, о чем и следует сообщить малышу. Подросшего ребенка сажают утром на горшок какать не меньше чем на 10 минут, стараясь его чем-то увлечь. Рассказывайте в это время о пользе и необходимости такого навыка. При неудачной попытке повторите высаживание через 15 минут, а это время займитесь совместным изучением взрослого туалета, объясняя для чего он нужен. При намоченных трусиках не падайте духом – немного терпения и у вас все получится.

2 день – внимательно следите за малышом и при малейших признаках желания сходить в туалет, предлагайте горшок – этот день посвящен закреплению вчерашних успехов. Старайтесь не допускать появления луж даже при увлеченной игре малыша.

3 день – отказываемся от подгузников даже во время прогулки , так вы не собьете малыша с толку. Перед прогулкой желательно удачно сходить в туалет, и с собой на улицу рекомендуется взять горшок, чтобы воспользоваться им при необходимости. Не волнуйтесь, горшок на улице – явление временное.

4-7 день – высаживайте регулярно ребенка на горшок , ведь наверняка вы уже заметили периодичность его позывов к мочеиспусканию. Возможно, сам малыш не будет вспоминать о горшке два часа, тогда ваша задача напомнить ему об этом. В случаях, когда кроха сам просится на горшочек, хвалите его и искренне радуйтесь, ведь ваша положительная реакция – прекрасный стимул для ребенка.

По системе Джины Форд «Довольный малыш» можно освоить горшок за неделю, но даже при неудачах и промашках не ругайте своего карапуза, а постарайтесь чаще напоминать об удобстве использования горшка. Это обязательно сработает.

Различные методики освоения горшка

Есть и другие, традиционные и необычные методики, рассказывающие, как научить ребенка проситься на горшок, но все они похожи на приведенную выше, поэтому мы не будем их рассматривать отдельно. Самое главное в методике – отложить все дела и полностью сконцентрироваться на тренировке нового навыка.

  1. Для того, чтобы научить ребенка полезному процессу, подберите ему удобную и просторную одежду, которую можно легко снять при необходимости.
  2. Когда малыш сядет по ошибке на горшок в трусиках, не стоит его ругать, просто он еще не вполне запомнил порядок действий (см. также: ).

Выбираем горшок для малыша

Рынок детских горшков богат и разнообразен, вы сможете выбрать самый подходящий и удобный вариант. Для удачной покупки следуйте следующим рекомендациям:

  • Выбирайте пластиковый горшок – среди них много ярких, удобных и теплых вариантов. Холодная поверхность горшочка доставит малышу дискомфорт и помешает успешному освоению нового дела.
  • Изделие должно быть устойчивым, чтобы ребенку было удобно садиться, а ненадежная конструкция может спровоцировать падение, чем вызовет отрицательное отношение ко всему процессу в целом.
  • При выборе музыкальных вариантов горшков, учитывайте, что скорее они интересуют ребенка только как новая игрушка.
  • Ребенку должно быть удобно на горшке. Наличие спинки сыграет немаловажную роль при освоении предмета гигиены. Заботливый выбор мамы будет оценен малышом по достоинству, и он постарается радовать ее удачными попытками.

При покупке отметьте, что форма горшков для мальчиков и девочек отличается. Девичья форма – круглая, мальчишеская – овальная.


Горшки для мальчиков и девочек отличаются по форме, поэтому универсального варианта нет

Рано или поздно каждая мама сталкивается с вопросом, как приучить ребенка к горшку. Способов решения проблемы – великое множество, новаторские идеи на тему “ребенок и горшок” увеличиваются с каждым годом. Как же выбрать эффективный вариант, чтобы быстро приучить к горшку малыша? Попробуем разобраться.

Время пришло: когда приучать ребенка к горшку?

Итак, когда необходимо начинать знакомить малыша с горшком. Амбициозные родители берут курс на идею “чем раньше – тем лучше”, и со всей серьезностью начинают приучать к горшку ребенка с грудничкового возраста. Но требовать от малыша, которому едва исполнился год, сознательного отношения к горшку совершенно бессмысленно. Физиология неумолима: для обучения пользования горшком , ходить, но и прочно усвоить логическую цепочку “писать-туалет”, а это возможно только при готовности нервной системы малыша.

Педиатры называют 1,5-2,5 года ребенка самым оптимальным периодом для начала приучения к горшку. В этом возрастном диапазоне малыш особенно чувствителен к похвале, уже адекватно воспринимает рекомендации взрослых и готов к “сотрудничеству”.

Если посмотреть на современную статистику, то:

– до 2,5 лет начинают уверенно пользоваться горшком 25% детей;

– к 3 годам навык осваивают 50% детей;

– после 3 лет “подтягиваются” остальные 25%.

Важно! По мнению специалистов, до 4,5-5 лет считаются нормой периодические “промахи” у ребенка, особенно если они происходят в ночные часы.

Как понять, что ребенок готов к освоению горшка?

Среди некоторых родителей существует стереотип: чем раньше кроха освоит чистоплотность, тем лучше и быстрее будет проходить его развитие. Мамы торопятся научить ребенка ходить на горшок, забывая о том, что раннее приучение не является главным приоритетом. Задача поважнее – помочь ребенку понять связь между желанием сходить в туалет и происходящим после: почему штанишки стали мокрыми, отчего мама недовольна испачканной одеждой.

Ребенок готов учиться пользоваться горшком, если он:

  • умеет ;
  • понимает и выполняет простые просьбы родителей (“принеси машинку”, “дай чашку”);
  • может пару часов проходить в сухом подгузнике;
  • выражает недовольство при дискомфорте от мокрой одежды, старается её самостоятельно снять;
  • умеет выражать отрицательный ответ (“нет”) и может на своём языке выразить процесс мочеиспускания и дефекации (“а-а”, “пи-пи”);
  • интересуется, для чего предназначен туалет и чем там занимаются взрослые.

Обратите внимание! Когда кроха научится распознавать свою потребность облегчиться и сможет одновременно управлять мышцами мочевого пузыря, именно тогда и произойдет успешное освоение “туалета”.

Почему ребенок отказывается ходить на горшок?

В некоторых случаях родители могут столкнуться с категорическим протестом ребенка к горшку. Малыш отказывается даже присесть на него, и приучение в этом случае кажется невозможным. Что может быть причиной такой реакции на горшок? Есть несколько вариантов.

Кризисный момент

Иногда момент приучения к горшку совпадает у ребенка с периодом отрицания. Попытка заставить малыша “сходить на горшочек” оканчивается неудачей. Справиться со своенравностью крохи непросто, и главный помощник в том деле – время. Попробуйте убрать горшок на пару месяцев, и через время предложите ребенку вновь подружиться с ним.

На заметку! Бывает, что дети возрастом с 2,5 лет и более сознательно отказываются от горшка, но проявляют интерес к обычному унитазу, стараясь подражать взрослым. В этом случае предложите ребенку удовлетворить потребности со специальной накладкой на унитаз. Возможно, горшок и вовсе обойдет вас стороной и малыш будет ходить в общий туалет.

Первое впечатление

Если первое знакомство с предметом гигиены прошло неудачно, ребенок может запомнить этот момент и всеми силами избегать его повтора. Горшок был холодным, или неприятным на ощупь, а может малыш неуклюже сел и свалился с него, – в этом случае приучение к горшку может вызывать неприязнь.

Психологический стресс

Образование навыка чистоплотности может задержаться, если малыш находится в состоянии страха, беспокойства. Когда ребенок эмоционально не чувствует себя в безопасности, то может не только не воспринимать попытки обучения ходить на горшок, но и утратить этот навык, если он был приобретен. Появление нового члена семьи (ревностные чувства), определение в больницу, чрезмерная строгость – всё это откладывает момент приучения к горшку.

Обстановка в семье

Непроизвольные мочеиспускания у детей старше 2,5-3 лет могут быть связаны с неблагоприятной семейной обстановкой. При ссорах родителей, халатности в отношении формирования навыков гигиены ребенка, физических наказаниях (за испачканную одежду, нежелание садиться на горшок) малыш может реагировать отказом от попыток приучения, а в некоторых случаях даже сфинктерными расстройствами.

Друг мой – горшок: особенности приучения детей разных возрастов

В таблице рассказано, как можно приучать к горшку детей, возрастом от 6 месяцев до трехлетнего возраста:

Возраст начала обучения пользования горшком Среднее время обучения Особенности приучения к горшку (в указанный период)
6 месяцев 12-15 месяцев Малыш в возрасте 6-8 месяцев активно осваивает навык сидения без поддержки. Пытаться приучить к горшку в этом возрасте еще слишком рано; можно понемногу держать ребенка над емкостью после кормления, чтобы выработать рефлекс мочеиспускания.
7 месяцев
8 месяцев
9 месяцев 10-12 месяцев С 9-10 месяцев и вплоть до года у ребенка формируется ранняя стадия контроля над физиологическими отправлениями. Малыш в годик может некоторое время произвольно удерживать мочу, поэтому в год можно пробовать высаживать на горшок перед сном и сразу после; но физиологически годовалый ребенок еще не готов к приучению.
10 месяцев
11 месяцев
1 год
1,5 года 6-8 месяцев В возрасте 18 месяцев у ребенка появляется осознание наполненности мочевого пузыря, а двухлетний малыш может даже оповещать маму о том, что хочет “пи-пи”. Настает средняя стадия достижения контроля, именно этот момент считается наиболее подходящим для начала знакомства с горшком.
2 года
2,5 года < 5 месяцев На рубеже третьего года жизни малыш уже полностью готов освоить детский горшок. Трехлетний ребенок уже понимает смысл процесса, предназначение горшка и достигает нужного результата за короткое время.
3 года и старше

Популярные методики приучения ребенка к горшку

Как правильно приучить к горшку – тема, которая всегда актуальна для родителей, чьим детям от 0 до 3 лет. Кто-то практикует обучение долгими упорными высаживаниями и тренировками; другие стараются сделать процесс максимально осознанным для ребенка. Разные способы приучения собраны в методики, среди которых можно выбрать подходящую вашему малышу, или взять их за основу для создания собственного “горшочного” метода.

Методика приучения за 3 дня (быстрая)

Данная методика не гарантирует того, что через три дня ребенок станет постоянно и безошибочно ходить на горшок. Но тем не менее, за это время можно сформировать основу для активного усвоения навыков чистоплотности. Чтобы обучение прошло наиболее легко, нужно понять, что конкретный малыш готов к процедуре приучения. Для этого нужно убедиться, что:

  • у ребенка выработан примерный режим дефекации (малыш ходит “по большому” примерно в одни и те же часы);
  • ребенок может сдерживать мочеиспускание 1-2 часа, например, во время прогулки и до прихода домой он остается сухим;
  • малышу еще не исполнилось 2 лет.

Активный этап приучения занимает три дня.

День 1. Убираем подгузник дома.

Ребенку одноразовый подгузник снимается сразу после пробуждения и не надевается в течение всего дня. Малыш может бегать голышом или в обычных х/б трусиках (если позволяет время года и комнатная температура). Родитель постоянно держит ребенка в поле зрения, и как только замечает, что кроха собрался “делать дела” – мгновенно сажать на горшок, пусть даже будет упущено какое-то время, закончить процесс необходимо на горшок. Стабильные высаживания в течение дня будут постепенно закрепляться в сознании. На прогулку и на ночь подгузник можно надеть.

День 2. Убираем подгузник на прогулке.

Второй день полностью дублирует первый, отличие лишь в том, что прогулки на улице проходят также без подгузника. Для подстраховки можно взять с собой пару комплектов сменных штанишек, либо приобрести “дорожный” горшок (надувной или складной).

День 3. Закрепление.

Третий день проходит также с активным использованием горшка дома и вне его. Сажать необходимо в равные промежутки времени (каждые 1,5-2 часа), перед сном и перед походом на улицу. Можно добавить еще одну внеплановую прогулку. Похвалите малыша, если он придет с улицы сухим. Ребенок за три активных дня “дружбы” с горшком учится сдерживать свои потребности до высаживания на горшок и со временем вы сможете насовсем отказаться от подгузника.

Садимся на горшок за 7 дней

Приучение к горшку за неделю – это вполне реально. Данной методики, разработанной Джиной Форд, придерживается большое количество мам, которые на своём опыте одобрили её эффективность и простоту. С какого возраста приучать ребенка к горшку по данной методике? Если ваш ребенок умеет выполнять простые действия (снимать трусики, понимать просьбы родителя), то эта система обучения вам подходит.

  1. В первый день ребенку необходимо объяснить, что он уже достаточно подрос, чтобы снять подгузник и носить трусики, как взрослый. Можно показать картинки с детьми, сидящими на горшке или тематический мультфильм. Предлагайте малышу самому сесть на горшочек, пусть проведет на нем какое-то время. Присаживайте еще пару раз в течение дня.
  2. Во второй день продолжайте знакомство с горшком в более активном темпе. Посадите ребенка на него сразу после сна, после завтрака и перед дневным сном. Чтобы малыш не отвлекался и не вставал, находитесь с ним рядом, развлекайте его. При намеках справить нужду старайтесь подгадать момент и высадить на горшочек.
  3. Придерживаясь одной линии поведения, продолжайте спокойно предлагать горшок ребенку, интересуйтесь, не хочет ли он “сделать дела”. Подгузники с этого дня постарайтесь убрать насовсем, даже на время прогулок – чтобы не запутать ребенка и определить серьезность намерения приучить к горшку.
  4. В четвертый и последующий дни постепенно вырабатывайте “режим” использования горшка. Если ребенок заигрался и забыл о необходимости сесть на горшочек, напомните ему об этом. Обязательно поощряйте малыша после каждого успешного похода на горшок похвалой.

Важно! На время приучения к горшку одевайте ребенка в одежду, которую он сможет самостоятельно снять при необходимости. Никаких лямок, пуговиц и тугих резинок, – иначе малыш может однажды просто сесть в одежде и справить нужду в ней, если не успел вовремя попроситься снять штанишки.

Пять шагов на пути приучения к горшку

Главная роль родителей в воспитании чистоплотности у детей – сделать процесс естественным и позитивным, насколько это возможно. Пройдет немного времени, и малыш успешно овладеет всем тем, что вы (пока, может, и безуспешно) втолковываете ему. Попробуйте закрепить у ребенка навык опрятности, воспользовавшись простыми советами.

Перед тем, как перейти к пошаговому описанию процесса, советуем вам ознакомиться с советами психолога о том, как необходимо приучать детей к горшку:

  1. Приобретите горшок и поставьте его в детской комнате (или туалете). Расскажите ребенку, для чего нужен этот предмет и как им пользоваться. Первое время можно позволить посидеть на горшке одетым, чтобы малыш не испытывал страха перед ним.
  2. Если ребенок охотно и с интересом начал садиться на горшок, предложите ему попробовать сесть на него, сняв подгузник. Покажите правильное положение – ножки должны твердо стоять на полу, это важно во время дефекаций. Пусть сидение на предмете гигиены постепенно становится частью дня малыша, начните с 1 занятия и увеличивайте до 3-4 раз в сутки.
  3. Когда кроха привыкнет к присутствию нового предмета в доме, попробуйте сменить ему наполненный подгузник возле горшка. Содержимое подгузника стряхните в горшочек, чтобы ребенок понял – горшок предназначен именно для этого.
  4. Вскоре после регулярных занятий стимулируйте ребенка использовать горшок по назначению. Снимите с крохи памперс, горшок поставьте возле игрового места. Позвольте малышу поиграть возле горшка, напоминая, что если ему захочется “в туалет”, то нужно воспользоваться стоящим рядом предметом. Ребенок наверняка будет забывать о горшке первое время, но не упрекайте его за это – просто продолжайте напоминать. Дождитесь момента, когда у малыша всё получится, и обязательно похвалите свое чадо.
  5. Как только пользование горшком станет регулярным, замените подгузники с липучками на одноразовые тренировочные трусики. На этой стадии обучения горшком мальчики учатся мочиться во “взрослый” унитаз, повторяя за отцом или старшим братом. Девочки также могут проявлять желание воспользоваться специальным стульчаком для унитаза. Хвалите ребенка, когда он проявляет инициативу самостоятельно сходить в туалет.

На заметку! Обучение пройдет гладко и без стресса, если родители будут сохранять спокойное отношение в случае ошибок и не отказывать давления на своего малыша.

И дополнительно еще несколько советов по легкому приучению ребенка к горшку от опытной мамы:

Горшки и дети — это проблема гораздо большая для некоторых родителей, чем известный тургеневский вопрос об отцах и детях. Для некоторых мам (а ведь приучать малыша к горшку чаще всего начинает именно она) этот нелегкий процесс становится настоящим испытанием, пройти которое не получается за короткий, установленный в голове срок.

Корень «зла»: родственники и соседи

Все потому, что дети, подрастающие у соседей, родственников, друзей уже все ходят на горшок самостоятельно и не испытывают перед ним ни страха, ни стеснения. Тут еще и бабушки на подхвате работают, и тетушки: советы льются рекой, а в доме появляется пластмассовый трон, купленный заботливыми советчиками.

Когда родственники стоят над душой и упрекают родителей. Мол, прошла уже неделя, а где результат? Но ведь в процессе приучения обойтись без проколов не получится! Иные дети совершают «поход» мимо горшка, даже приучившись к нему и во взрослом возрасте, а их мамы, закрывая лицо руками, сгорают от стыда под грозными взглядами бабушек и нянечек в садике.

Терпение и понимание - ключ к решению задачи

Не понимая, как приучить ребенка к горшку, мамы бегут на форумы в Интернет, но и там, несмотря на весь шквал советов, не находят выхода. Все потому, что каждый ребенок индивидуален, а сам по себе вопрос приучения малыша к горшку неоднозначен. И даже если вы давно решили поскорее избавиться от лишней стирки или, сэкономив на покупке памперсов, купить шубу, решить этот вопрос быстро у вас не выйдет.

Не все получится в один момент: вам предстоит пережить месяцы мучений, неравной борьбы, усилий, слез и истерик, чтобы в конце концов наступил тот важный момент, когда малыш сделает «пи-пи» в пластмассового друга и захлопает от радости в ладоши. Научился!

Что же делать, если ничего не получается? Как поступить, когда малыш боится горшка? Когда нужно начинать приучение? Давайте разбираться в этом вопросе детально.

Природные инстинкты: когда начинать?

Как известно, сразу после рождения малыш не может контролировать процесс мочеиспускания или акты дефекации. Проходит время и он понимает, когда хочет в туалет, а когда нет, но то и дело «промахивается». Именно поэтому успех в деле приучения к горшку заключается в выработке природного рефлекса условным.

Досрочная «высадка» на горшок - временный успех

Да, некоторые особо нетерпеливые родители умудряются начать приучение к горшку ребенка очень рано - в год или раньше и, по их словам, добиваются успеха буквально за пару недель. Иногда кажется, что эти люди открыли армейский филиал, чтобы ребенок по команде делал «пипи» и даже какал по хлопку. Но ведь это совершенно не тот рефлекс!

Цепочка действий, которой нужно добиться: пузырь наполнился — сел на горшок — пописал. Другими словами, побуждающим фактором приучения становится элементарный физиологический процесс, а не слово «пипи».

Мало того, расплата за такую муштру придет быстро: когда уже все вокруг забудут о проблеме, ребенок скорее всего внезапно перестанет ходить на горшок. Ведь он только начнет вступать в тот возраст, когда у него наступит естественный процесс формирования контроля над различными «выделениями».

Оптимальный возраст

Знайте, если знакомые хвастаются тем, что приучили малыша к горшку еще до года, поражая тем самым всех вокруг, их успехи, скорее всего, были временными!

Да, бывают исключения и осознанный подход к пластмассовому «трону» у некоторых деток происходит быстро. Однако примеры, когда трехлетний ребенок не уважает горшок, тоже совсем не редкость.

Это значит, что приучить ребенка к горшку в 1 год и даже меньше возможно, но успеть сформировать контроль над выделительными функциями еще не получится.

В связи с этим, мы можем смело заявить, что малыш должен научиться ходить на горшок в возрасте от года до трех лет.

Признаки, на которые стоит ориентироваться для начала «обучения»

  • относительно стабильный режим мочеиспускания и дефекации ребенка;
  • 1,5-2 часа «свободного» от намокания штанов времени;
  • усвоенные «уроки» анатомии и знание предметов гардероба;
  • знание того, что означает «писать» и «какать»;
  • прилипшие к попе штаны вызывают у малыша гнев и слезы;
  • умение или желание самостоятельно снять штаны;
  • умение зайти и выйти из туалета;
  • способность донести слово «хочу».

Итак, начинаем, или как правильно «высаживать» на горшок

Когда все необходимые условия соединяются с желанием, приучение к горшку начинается.

Эмоциональный настрой

Подготовьтесь к такому непростому событию. Понимайте, что для этого у вас может уйти масса сил и времени, но на нелегком пути выходным и паузам нет места.

Все детки капризничают и испытывают перепады в настроении. Лучше всего начинать приучение к горшку тогда, когда все на это настроены эмоционально.

Помните, малышу необходима похвала за отлично выполненную «работу», а вам, в свою очередь, потребуется умение скрыть негативные эмоции, если случится неудача.

Как выбрать верный горшок?

Дополнительные «фишки» - музыкальные игрушки, уши, хвост и ручки - не играют большой роли. Главное, чтобы выбранный вами детский «аксессуар» был пластмассовый, удобный и теплый.

Горшок должен восприниматься ребенком как предмет для дела. Поэтому не инициируйте и не поддерживайте развлечения с его участием.

Какое время выбрать для встречи с новым «другом»?

Летом начинать «обучение» будет намного удобнее, потому что малыш быстрее сможет снять с себя штаны, а если вдруг случится «авария», выстиранное белье быстрее высохнет.

Организация «встреч» должна проводиться по распорядку дня.

Подавайте горшок:

  • после еды,
  • перед и после сна,
  • после и до того, как идете на прогулку,
  • а также, если малыш долгое время не просился на горшок.

Акцент на действиях

Фиксируйте внимание не на горшке, а на действиях. Ребенок должен понимать последовательность ритуала, начиная с открытия крышки горшка, заканчивая тем, куда можно вылить водичку. Как говорится, хорошо начать и великолепно закончить!

Горшок или унитаз?

Унитаз или горшок — это не так важно, как то, где ребенок будет ощущать себя комфортно. Вернее, на чем. Можно даже совмещать эти вещи, особенно, если вы решили приучить к нему мальчика.

Как быть с памперсами?

Не ликвидируйте подгузники напрочь, первое время они еще пригодятся вам на прогулке, зимой (если вы начали процесс в холодное время года) и во время дневного сна.

Почему могут возникать неудачи при приучении к горшку?

Основные причины:

  • вы вступили на тропу «войны только недавно;
  • у малыша начали резаться зубы;
  • малыш увлекся игрой;
  • «кризис одного года»;
  • ребенок устал;
  • не успел добежать до горшка.

Как избежать ошибок?

Отсутствие давления

Родители малышей, потерявшие терпение в процессе обучения, очень эмоционально влияют на ребенка: заставляют насильно усаживаться на горшок, не разрешают вставать, пока дело не будет сделано, и даже наказывают за лужи, как котенка.

Но ведь и получают они не результат, а истерику, презрение к родителям и антипатию к горшку. Потому, если ничего не выходит, нужно просто подождать и снять с повестки дня животрепещущую тему на месяц-другой.

Объяснение процесса

Стоит сказать и о том, что легче приучаются к горшку дети, которые избежали «участи» ходить в туалет в подгузники, но и малыши «после памперсов», вернее, после их снятия, добьются в процессе видимого успеха.

Очень важно, чтобы перед этим малыш изучил свое тело и понял, для чего ему эта забавная «трубочка» и попа.

Предлагая горшок, говорите, для чего это нужно: «Давай пописаем!», - или: «Куда ты должен писать (какать)?».

Правильный пример

Покажите малышу, как вы пользуетесь «горшком», сидя на унитазе, а самое главное — наблюдайте за чадом и, когда он проявит признаки беспокойства, станет кряхтеть, поджиматься и нервничать, подайте ребенку пластмассового друга.

Всегда в «зоне доступа»

Голый малыш быстрее сходит на горшок, ведь ему не нужно тратить время на снятие штанов. Ставьте его на видное место, чтобы малыш всегда смог им воспользоваться.

Что делать, если произошел «конфуз»?

Если случилась авария, напомните ребенку в ласковой форме, что на свете есть прекрасный предмет, который обязательно спасет его промокания и луж на полу. Только ни в коем случае нельзя злиться и нервничать.

Если же лужа уже «образовалась», просто вытрите ее тряпкой и ни в коем случае не проявляйте недовольства — только если легкое разочарование.

Похвала - лучшая награда

Если малыш сделал все правильно, похвалите ребенка за усердие. Пусть он запомнит эмоции, связанные с этим великим событием.

Наконец, не забывайте, что для того, чтобы сделать «дело», нужно расслабиться, потому избегайте стрессов и не заставляйте делать это при людях у всех на глазах.

Как избавиться от подгузника на улице?

Когда вы достигнете успехов в приучении к горшку малыша, переходите на новый уровень: попробуйте научить его обходиться без подгузника как дома, так и вне его пределов (лучше делать это летом). Для этого перед улицей снимите подгузник и захватите парочку штанишек про запас, чтобы потом не бежать сломя голову в квартиру и искать «средство» для устранения проблемы.

Непосредственно перед прогулкой посадите малыша на горшок, однако, если он этому воспротивился, не заставляйте. Попробуйте сходить «в кустики», но учитывайте, что и перед дикими зарослями у ребенка может появиться страх, потому кроме штанишек на всякий прихватите еще и горшок.

Малыш все-таки написал в штаны? Не ругайтесь! Обнадежьте его, и скажите, что в следующий раз вы обязательно польете травку. Придя домой, предложите чаду еще раз посидеть на горшке.

Как отучить от памперсов ночью?

Как только ребенок научится пользоваться горшком днем, ночью он станет просыпаться и ходить в туалет. Настает период отучаться от подгузников в ночное время!

У деток в 2 года процесс запускается в естественной форме. Конечно, проспать целую ночь и при этом не пописать — задача невыполнимая и небезопасная, потому просто садите малыша на горшок перед сном.

Не ругайте детей за описанные штаны, не хвалите их бурно и с танцами. Не сажайте ребенка деток на горшок, если они и сами привыкли ими пользоваться. В результате этого он станет ходить туда затем, чтобы получать истинное удовольствие от осознания возможностей управления своим телом, а не для получения похвалы.

Медицинские проблемы: когда нужно обратиться к врачу?

Случается и так, что «аварии» снова случаются, когда вы уже и думать забыли о «горшечной проблеме». Возможно, у нее возник медицинский характер, например, у ребенка инфекция мочевыводящих путей, приводящая к частому или даже болезненному мочеиспусканию.

Если так происходит, вам необходимо обратиться за консультацией к врачу-терапевту или нефрологу и по необходимости провести комплексное лечение, требующее применения антибиотиков. Не затягивайте с этим, потому как лечить запущенное заболевание много труднее, чем то, которое только возникло.

Подводя итоги

Приучить к горшку ребенка — дело тонкое, как восток. Нередко путь к этому событию долог и тернист, но результат того стоит! Ведь основной его смысл заключается в том, чтобы ребенок ощущал себя впоследствии полноценным членом общества.

Да, иногда результат приходит не сразу, а лишь спустя недели и даже месяцы, да, вы потратите на это много времени и нервов (как без этого), да, вы выслушаете от родных кучу требований и претензий.

Но стоит только потерпеть и однажды на вашей улице наступит заветный день, когда ребенок попросится в туалет самостоятельно и обязательно обрадуется тому, что у него все получилось!

* Как приучить ребенка пользоваться горшком *

348. Готовность к этому зависит от возраста и от индивидуальных качеств ребенка.

Наслушавшись разных людей, вы, возможно, будете считать, что приучить ребенка пользоваться горшком - тяжелый труд. На самом деле все обстоит гораздо проще. С возрастом дети приобретают способность управлять своим кишечником и мочевым пузырем. Мать должна лишь внимательно следить за своим ребенком, ожидая признаков его готовности, и дружески поощрять его пользоваться горшком.
Прежде всего вам следует помнить, что в различном возрасте у разных детей кишечник и мочевой пузырь функционируют по-разному. Кроме того, и отношение детей к этому виду обучения также неодинаково.

349. У одних детей стул бывает регулярно, у других - нет.

В течение первого года жизни большинство детей почти не чувствуют функционирования своего кишечника. Как только прямая кишка оказывается заполненной, кал выталкивается так быстро, что мать не успевает этого заметить.
У одних детей первый (или единственный) стул в день бывает регулярно через несколько минут после завтрака. Полный желудок заставляет действовать кишечник, особенно после долгого ночного отдыха. Довольно легко "поймать" этот момент. Но сказанное еще не означает, что вы приучили ребенка к горшку. На первом году он еще почти не понимает, что происходит. Пока что вы приучили не ребенка, а себя. Ребенок лишь привыкает к горшку.
У других детей стул бывает один или несколько раз в разное время дня.
Если ребенок испражняется нерегулярно, бесполезно пытаться приучать его к горшку в первый год жизни. Вам придется сажать его на горшок так часто и надолго, что скорее всего он только рассердится и будет нарочно сопротивляться обучению.

350. Второй год.

На втором году жизни у ребенка появляются новые черты, которые очень помогут матери приучить его пользоваться горшком. В этом возрасте ребенок осознает, как сильно он любит свою мать, и ему нравится доставлять ей удовольствие. Если мать по-дружески объяснит ребенку, что ей очень хочется, чтобы он пользовался горшком, и будет хвалить его, когда это ему удастся, то у ребенка появится сильное желание научиться пользоваться горшком в угоду матери. Однако есть факторы, препятствующие этому.

351. Двухлетнего ребенка отличают чувство собственности и упрямство.

В начале второго года жизни ребенок ощущает наполненность прямой кишки. Он может намеренно сдерживать и выталкивать кал. Когда он видит свой кал в горшке или на полу (если на нем не было штанишек), у него появляется собственническое отношение к нему. Он даже немного гордится им. Он может даже привести свою мать, чтобы она полюбовалась его "произведением". Он пока не чувствует к нему никакого отвращения. Он может поиграть со своим калом или даже попробовать его на вкус, как он пробует все вообще.
Многие дети, охотно пользовавшиеся горшком в течение нескольких месяцев, вдруг резко меняют свое отношение к нему, что бывает между 12 и 18 месяцами. Такой ребенок послушно садится на горшок, но ничего не делает. Как только он встает с горшка, он пачкает штанишки либо делает прямо на пол, как будто он никогда не был приучен к горшку. Обычно это происходит с упрямыми детьми, чаще с мальчиками. Многое зависит здесь от поведения матери: ребенка надо поощрять, а не заставлять.

352. Во второй половине второго года жизни дети начинают проситься на горшок.

Обычно они сообщают об этом при помощи определенного слова или звука, который понимает только мать. Некоторые дети начинают проситься и раньше полутора лет, а другие - только после 2 лет.
Разные факторы определяют возраст, в котором ребенок начинает сообщать матери, что он хочет на горшок, но у каждого ребенка это начинается по-разному. Если мать регулярно ловит момент, когда ребенка надо посадить на горшок, он постепенно перенимает ее беспокойство по этому поводу. Если мать тактично поощряет ребенка сообщать ей, когда он хочет на горшок, он, желая ей угодить, старается вовремя заметить, что ему пора. Но есть дети, которых никогда не приучали к горшку, и тем не менее они начинают сообщать матери, когда им нужно на горшок. Некоторым детям в конце второго года жизни неприятно, когда штанишки грязные или мокрые, либо они начинают чувствовать отвращение к виду и запаху кала. Если мать постоянно внушала ребенку, что делать в штанишки нехорошо и неприятно, то ребенок тоже начинает так думать. Но в других случаях, когда мать никогда не показывала отвращения к калу, у ребенка все равно это чувство возникало.

353. В 2 года ребенок стремится подражать.

Стремление двухлетнего ребенка всему подражать иногда играет большую роль в приучении к горшку. Бывает, что ребенок, которого никогда не сажали на горшок, вдруг обращает внимание, что его брат, сестра или товарищ пользуются горшком, и требует, чтобы его тоже посадили на горшок. Часто ребенок, поняв, в чем дело, полон энтузиазма и через 2 дня он уже мочится и испражняется только в горшок. Он может так гордиться своим достижением, что даже надоедает, просясь на горшок каждые несколько минут.

354. Конечный этап - умение самостоятельно осуществлять эту процедуру от начала до конца.

Даже, когда ребенок постоянно просится на горшок, он все-таки ждет, чтобы мать сняла ему штанишки и посадила его. Можно считать, что он действительно пользуется горшком только тогда, когда он научится делать все сам от начала до конца (обычно между 2 и 2,5 годами). Многое зависит от поощрения матери и от того, насколько легко снимаются штанишки. Но почти до 3 лет время от времени возможны непредвиденные случаи: на прогулке, вне дома или во время желудочного расстройства.

355. Отношение родителей к проблеме приучения к горшку.

Оно так же важно и так же разнообразно, как и отношение детей. На одном полюсе - родители, не придающие большого значения приучению к горшку. Они предпочитают начать это по возможности позже. Им не противно менять грязные пеленки до 2 лет, а иногда и дольше. На другом полюсе родители, которые считают, что для развития ребенка и формирования его характера очень важна чистота. Они стараются приучить ребенка ходить на горшок как можно раньше. Им крайне неприятно убирать за ребенком, и они не могут подавить раздражения, если их ребенок пачкает штанишки после года или полутора лет. Все мы, родители, в большей или меньшей степени принадлежим к одному из этих типов. Часто истоки нашего отношения к этой проблеме нужно искать в нашем детстве. Большинство людей стремится воспитать своих детей так же, как воспитали их.

356. Если родители боятся помочь ребенку.

Проблема приучения ребенка к горшку стала представляться особенно сложной в свете последних работ психиатров, психологов и педиатров.
Изучая причины повышенной нервности взрослых и детей, врачи пришли к выводу, что слишком раннее и строгое приучение к горшку, которое раньше было очень популярно, приводило к тому, что ребенок становился крайне упрямым или излишне заботящимся об опрятности "чистюлей". Педиатры рассказывают, что некоторым матерям, долго и безуспешно приучавшим своего первого ребенка проситься на горшок, было страшно заново начать эту борьбу со вторым. Но каково же было их изумление, когда около 2 лет второй ребенок сам начинал проситься на горшок. Это дало надежду некоторым психиатрам, включая и меня, полагать, что если бы удалось убедить родителей не прилагать слишком активных усилий в этом направлении, то, возможно, дети сами бы приучались проситься на горшок. Но, к сожалению, этот метод не приносил желаемых результатов тем родителям, которые в душе были против него и пытались его осуществить, только следуя рекомендациями педиатра, а также тем, которые боясь "переборщить", вообще никак не поощряли ребенка пользоваться горшком.

357. Методы приучения.

Я думаю, не может быть единственно правильного метода приучить ребенка проситься на горшок. То, что получается у одних родителей, может не получиться у других, и уж, конечно, то что подходит для одного ребенка, может быть вредно для другого. При любом методе могут быть неудачи. Главное - определить ваше собственное отношение к проблеме, знать, как по-разному дети реагируют на тот или иной метод, подождать признаков готовности ребенка к этому виду обучения и затем пользоваться методом поощрения, а не порицания.
Раньше родители пользовались преимущественно одним методом: с первых же месяцев подставляли горшок, когда ребенок испражнялся. Но этим много достичь не удавалось. Проходит много месяцев, прежде чем ребенок понимает, в чем собственно дело, и начинает добровольно участвовать в этой процедуре.
Основной недостаток таких ранних попыток - то, что мать, как правило, начинает придавать слишком большое значение этой проблеме и становится все более требовательной, забывая, что главное - это заручиться сотрудничеством самого ребенка. Я думаю, разумнее предоставить ребенку право решать самому. Не сердитесь на него, лучше подождите, пока он подрастет и поймет, что от него требуется, или, по крайней мере, пока он хотя бы начнет самостоятельно сидеть.

358. Методы приучения к горшку со второй половины первого года жизни.

Если у ребенка регулярный стул, родители обычно начинают сажать его на горшок между 7-м и 12-м месяцем. Это разумный метод для тех родителей, которые стремятся научить ребенка проситься на горшок как можно раньше. В этом возрасте ребенок умеет хорошо сидеть и в состоянии частично управлять нижней частью своего туловища. Если стул у ребенка бывает каждый день через 10 минут после завтрака, то успех достигается быстро и без особых усилий. В этом случае ребенку не приходится сидеть на горшке слишком долго, на что у детей редко хватает терпения. Конечно, это только самая первая стадия обучения, так как до года ребенок еще плохо понимает, что от него требуется. Он просто привыкает сидеть на горшке и ассоциирует с ним ощущения, вызываемые испражнениями. Вы скажете, что это подготовит его к дальнейшему обучению. Но следующий стул во второй половине дня вряд ли бывает в одно и то же время, следовательно, его "ловить" не стоит.
Если же и первый стул ребенка нерегулярный, то неразумно пытаться его "поймать" в этом возрасте. Вам пришлось бы сажать ребенка на горшок слишком часто и на слишком продолжительное время, что сделает ребенка нетерпеливым и упрямым.

359. Метод приучения к горшку в первой половине второго года.

Значительная часть родителей начинает приучать ребенка к горшку в первой половине второго года. Ребенок взрослеет и начинает замечать различные части своего тела и их функционирование. Если ему представляется случай, он замечает свое мочеиспускание и испражнение. Если стул у ребенка бывает регулярно в одно и то же время, его можно сажать на горшок на 5-10 минут. Когда он сделает на горшке то, что от него ждут, это производит на него некоторое впечатление. Мать может похвалами увеличить его удовлетворение. Спустя несколько недель ребенок будет еще больше гордиться своим достижением. Это уже почти успех. Ребенок понимает, что он делает то, что нужно, и что испражняться надо в горшок.

360. Метод терпения.

Многие родители предпочитают ждать до второй половины года и поощрять ребенка проситься на горшок, произнося либо слово, либо звук, понятный матери. Мне кажется, что это самый подходящий возраст для приучения ребенка к горшку. От родителей не потребуется слишком много усилий; ребенок берет инициативу на себя и сам проявляет интерес к горшку. Некоторые дети в этом возрасте настолько явственно чувствуют полноту прямой кишки и мочевого пузыря, что начинают проситься на горшок без всяких напоминаний и уговоров.
Если стул у ребенка регулярный, например, сразу после завтрака, его можно начать сажать на горшок на непродолжительное время, начиная с полутора лет. Мать должна проявить свое удовольствие и похвалить ребенка, когда ему удастся сделать на горшке, и попросить его сказать ей на следующий день, когда он захочет на горшок. Дело в том, что в этом возрасте ребенок скорее поймет, что от него хотят.
Если ребенку неприятны или даже отвратительны грязные штанишки, мать может объяснить ему, что если он попросится на горшок, то его штанишки останутся сухими и чистыми так же, как и у взрослых.
В случае, если ребенок не высказывает ни интереса, ни отвращения к грязным штанишкам в конце второго года, мать может оставить его без штанишек (но в комнате, где нет ковра), чтобы он понял, что, собственно, происходит. Тогда мать может предложить ему в следующий раз попроситься на горшок.
Поощрять ребенка проситься на горшок следует постепенно и ласково (не делайте этого слишком энергично). Обычно проходит несколько недель, прежде чем ребенок поймет, что от него хотят. Сначала он сможет сообщать матери после того, как испачкает штанишки. Это уже значительный прогресс, хотя родители этого не считают. Надо ребенка похвалить и попросить его в следующий раз опять сказать, чтобы вовремя посадить его на горшок и чтобы не нужно было менять штанишки.
Мать должна во что бы то ни стало сохранять спокойствие и оптимизм по отношению к "завтра". Она может рассказать ребенку, что и она, и папа, и братья, и сестры, и друзья, и знакомые пользуются туалетом, что он взрослеет с каждым днем, что приятно ходить в сухих и чистых штанишках. Я не хочу сказать, что нужно каждый день повторять эту проповедь от начала до конца, нужно лишь время от времени напоминать об этом. Все это требует огромного терпения. В некоторые дни мать охватит раздражение из-за отсутствия видимого прогресса. Если вы убедитесь, что ваши усилия тщетны, оставьте их на несколько дней или недель. Избегайте раздражения и отчаяния. Старайтесь не стыдить и не наказывать ребенка за грязные штанишки. Помните, что если метод поощрения не помогает, то наказание только ухудшит дело.

361. Если ребенок сопротивляется.

В разделе 351 уже упоминалось о легкой форме нежелания пользоваться горшком: ребенок вдруг отказывается делать в горшок и пачкает штанишки, как только встанет с него.
Если ребенок отказывается пользоваться горшком в течение нескольких недель и если сопротивление его растет, он может сдерживаться, не только сидя на горшке, но и в течение всего дня, если это ему удастся. Это тип запора называется психологическим. Он редко приносит вред организму ребенка, но показывает состояние его нервной системы.
Иногда такое сопротивление можно смягчить, если мать находится рядом с ребенком, ласково с ним разговаривая и изредка напоминая ему, что он должен сделать на горошке. Другими словами, шутками и лаской вы скорее сможете сломить его упорство. Если через 10 минут ребенок все-таки ничего не сделает, отпустите его, не усугубляйте положения. Если через несколько минут он испачкает штанишки или пол, вы, конечно, рассердитесь. Но если вы напомните себе, что таким образом ребенок демонстрирует свою независимость, вы, вероятно, сможете отнестись к этому с юмором. Лучший подход к ребенку в такой ситуации - говорить ему: "Завтра ты, может быть, сделаешь это в горшок, как большой мальчик". Не удивляйтесь, если сопротивление ребенка длится несколько недель. Разумеется, нет смысла произносить одну и ту же речь каждый день. Лучше всего в течение некоторого времени вообще оставить всякие попытки, а затем попробовать снова в один прекрасный день, когда вам покажется, что он стал взрослее и покладистее.
При более сильной форме сопротивления ребенок может вообще отказываться садиться на горшок. Если он не очень упрямится, можно шутками и дружелюбными разговорами отвлечь его внимание и все-таки посадить на горшок. Но, если он категорически отказывается сесть на горшок, значит он действительно боится испражняться, и было бы ошибкой заставлять его. Оставьте его в покое на некоторое время, но недели через две напомните ему дружелюбным тоном, что когда-нибудь он тоже будет пользоваться горшком, как все другие дети. Наблюдайте за ним, и в один прекрасный день он будет готов к этому. С другой стороны, если мать не решается вообще говорить с ребенком на эту тему, это может укрепить его мнение, что то, чего она от него хочет, нехорошо или опасно. Напоминания матери, сделанные уверенным, ласковым тоном, помогут ребенку восстановить свое отношение к пользованию горшком как к обыденному делу, одному из достижений на пути становления взрослого человека.
В некоторых случаях ребенка удается "подкупить": например, предложить девочке красивые трусики с кружевами в награду за то, что она не будет их пачкать и мочить, или костюм мальчику, который ему очень нравится. Многим детям полезно понаблюдать, как другие дети с гордостью пользуются горшком.

362. Боязнь твердого болезненного стула.

Иногда у ребенка постепенно или сразу начинает формироваться необычно твердый кал, который выходит, причиняя боль. Не любой твердый стул болезнен. Например, при спастическом запоре, когда кал выходит маленькими твердыми шариками, болей обычно не бывает. Болезненно выходит твердый стул большим куском с широким диаметром. Проходя через сильно растянутый задний проход, твердый кусок кала может разорвать его край так, что образуется крошечная трещина, которая может увеличиваться при каждом испражнении. Это очень болезненно, и, если стул остается твердым, трещина долго не заживает. Нетрудно понять, почему ребенок, однажды испытавший боль при испражнении, старается избежать его всеми силами. Если ребенку удается удерживать стул в течение нескольких дней, то от этого он становится еще крепче и, следовательно, выходит еще болезненнее. Получается заколдованный круг.
Очень важно немедленно посоветоваться с врачом, если стул ребенка стал твердым, особенно на втором году жизни, когда ребенок особенно чувствителен. Врач может рекомендовать либо лекарство, либо изменение в питании. Хорошо помогает чернослив или сок из него. Если ребенок любит чернослив, давайте его каждый день. Помогают также хлеб и крупы из грубого помола, особенно овсяная.
Некоторое время вам придется успокаивать ребенка, говоря, что его стул больше не будет причинять ему боль, как раньше, потому что помогло лекарство. Если ребенок продолжает бояться и сопротивляться и вам кажется, что боли продолжаются, необходимо показать ребенка врачу. Возможно, образовалась трещина, которая никак не заживает. Иногда бывает необходимо растянуть задний проход под наркозом.

363. Чего следует избегать, если ребенок упорно отказывается пользоваться горшком.

Хотя матери трудно сохранять терпение и не сердиться на ребенка, который никак не поддается уговорам ходить на горшок, она должна знать, как себя вести, чтобы не усугубить положения. Если мать будет заставлять ребенка сидеть на горшке все чаще и дольше, несмотря на его категорический отказ что-либо сделать в горшок, это только усилит его упорство. Гнев родителей, если он не помогает сразу же, только заставляет ребенка чувствовать себя виноватым, но не исправляет его. Если вы будете постоянно стыдить ребенка за его поступки или прививать ему чувство отвращения, то вы все равно почти ничего не добьетесь. Но таким путем вы в конце концов сделаете из него излишне суетливого человека, который боится наслаждаться жизнью или начинать что-либо новое, который сразу падает духом, если что-то не ладится.

* Как приучить ребенка быть сухим *

364. Готовность к обучению.

С одной стороны, приучение ребенка мочиться на горшок - гораздо более трудное или по крайней мере долгое дело. В любом возрасте человеку легче удержать стул, чем мочу. В то время как большинство детей к 2 годам уже испражняется в горшок, очень многие дети в 2,5 года еще довольно часто мочатся в штаны и днем, и ночью. С другой стороны, дети редко сопротивляются, когда их приучают мочиться в горшок днем. Когда они физически в состоянии управлять мочевым пузырем, они охотно это делают, т.е. не отказываются сесть на горшок и не сдерживают мочу, сидя на нем.

365. Мочевой пузырь в состоянии удержать большое количество мочи между 12-м и 18-м месяцем.

У большинства детей в первые полтора года мочевой пузырь опорожняется автоматически и довольно часто. Затем он начинает задерживать все большее количество мочи. Часто в 15-16 месяцев мать впервые с удивлением и удовольствием замечает, что штанишки сухие в течение 2 часов, обычно во время дневного сна. Попытки приучить ребенка к горшку тут не при чем. Просто его мочевой пузырь окреп. Иногда ребенок уже в 12 месяцев остается сухим всю ночь, прежде чем мать начала приучать его к горшку. Как правило, девочки скорее привыкают мочиться в горшок и раньше начинают оставаться сухими всю ночь, чем мальчики. Некоторые дети даже в 2 года вынуждены часто опорожнять мочевой пузырь, иногда каждые полчаса или час. Хотя очень многие дети в 15-18 месяцев в состоянии удержать мочу в течение 2 часов, это еще не означает, что они приучены мочиться в горшок. Если мать помнит время, когда ребенок помочился последний раз, она может вовремя посадить его на горшок, но делать это нужно тактично. Вряд ли дети в этом возрасте в состоянии помнить, что нужно помочиться в горшок и вовремя попроситься, так как пока они почти не чувствуют, как функционирует мочевой пузырь.

366. Часто дети начинают проситься между 18-м и 24-м месяцем.

Некоторые дети в этом возрасте начинают чувствовать полный мочевой пузырь и сообщать об этом словом или звуком, понятным одной матери. Проситься раньше начинают те дети, которых до этого довольно регулярно сажали на горшок, чем в конце концов привлекли их внимание. В первые несколько недель ребенок часто просится, когда штанишки уже мокрые. Одним матерям это кажется бессмысленным, а другие думают, что ребенок над ними издевается. Не будьте так пессимистичны. Просто вначале ощущение мокрых штанишек сильнее ощущения полного мочевого пузыря. У ребенка самые лучшие намерения. Он делает все, что пока в его силах, и скоро он будет вовремя проситься, если вы оцените его усилия.
Но даже после того, как ребенок начал проситься, он еще частенько будет мочить штанишки. Временами он будет слишком занят, чтобы заметить, что у него полный мочевой пузырь. Мать может заметить, в какие часы ребенок мочится, и напоминать ему. Ребенку еще предстоит перейти к последней стадии, когда он будет вовремя замечать, что ему пора помочиться, и у него хватит умения и чувства ответственности, чтобы самому пойти к своему горшку, самому снять штанишки и т. д., т. е. самому проделать все от начала до конца. Наблюдения над детьми показывают, что даже в 2,5 года они часто мочат штанишки. Очень многие дети не в состоянии нести полную ответственность даже к 3 годам.

367. Метод, при котором с начала второго года жизни мать замечает время мочеиспускания.

Существует два основных принципа обучения ребенка мочиться в горшок. Если мать предпочитает начать обучение как можно раньше (как она, вероятно, начала в конце первого или в начале второго года приучать ребенка испражняться в горшок, если стул его регулярен), она может начать сажать ребенка на горшок тогда, когда ребенок остается сухим в течение 2 часов. Когда это происходит, вы можете быть почти уверены, что: 1) мочевой пузырь достаточно окреп. Следовательно, вам не придется тренировать нечто, совершенно не готовое к обучению; 2) спустя 2 часа после последнего мочеиспускания мочевой пузырь должен быть полным. Следовательно, он должен скоро опорожниться и вам не придется держать ребенка на горшке слишком долго; 3) ваши попытки не будут неожиданными, и обучение будет постепенным, так как вначале ребенок довольно редко будет оставаться сухим в течение 2 часов. Но по прошествии нескольких недель это будет происходить все чаще.
Большинство детей впервые остаются сухими в течение 2 часов дневного сна, некоторые - в другое время дня, а другие дети удивляют свою мать, проснувшись сухими утром.

368. Метод, когда мать ждет, чтобы ребенок сам начал проситься.

Родители, вообще предпочитающие не торопиться с приучением к горшку (они также ждут, пока ребенок сам начнет проситься на горшок для стула обычно в конце второго года), не торопятся приучать его и мочиться в горшок. Ребенок, который между 18-м и 24-м месяцем научился давать знать матери о приближающемся стуле, приблизительно месяц спустя начинает чувствовать и полный мочевой пузырь и сообщать об этом матери, если она поощряет его.
Если мать ждет, чтобы ребенок сам проявил инициативу, то он, вероятно, к концу второго года начнет почти одновременно и мочиться, и испражняться в горшок. Как я уже упоминал, он может надоесть вам в первые несколько дней, просясь на горшок каждые 10 минут в надежде, что ему удастся снова помочиться, чтобы доставить вам удовольствие, и гордясь своим новым достижением.
Я еще раз хочу подчеркнуть следующее: родители, предпочитающие подождать, пока ребенок сам проявит интерес к горшку, не должны думать, что любое напоминание с их стороны испортит весь метод. Большинство детей в конце второго года с удовольствием выполняют пожелания матери, если она высказывает их в дружелюбной форме и учитывает возраст ребенка, не требуя от него невозможного.

369. Некоторые дети не могут мочиться вне дома.

Бывает, что ребенок настолько сильно привыкает к своему горшку, что не может мочиться в любом другом месте. Не сердитесь и не заставляйте его. Если мочевой пузырь ребенка так полон, что ему больно, и все-таки он не может помочиться, посадите его на полчаса в горячую ванну. Может быть, это поможет. Если вы собираетесь путешествовать с ребенком, обязательно захватите с собой его горшок, чтобы не попасть в такой "переплет". Но лучше приучить ребенка мочиться в разных местах и на прогулке тоже.

370. Мальчик начнет мочиться стоя позже.

Родители часто беспокоятся, что их сын не может мочиться стоя. Нет необходимости делать из этого проблему. Он скоро поймет, что стоя ему будет удобнее, особенно, если он увидит несколько раз, как это делают другие мальчики или его отец (см. также раздел 511).

371. Когда ребенок остается сухим всю ночь.

Многие опытные и неопытные родители считают, что необходимо поднимать ребенка ночью с постели, чтобы он остался сухим до утра. Они спрашивают врача: "Теперь, когда он относительно редко мочит штанишки днем, когда его нужно будить и сажать на горшок ночью?" Это ошибочное представление. На самом деле не потребуется никаких усилий с вашей стороны, чтобы ребенок оставался сухим всю ночь. Это происходит, как только мочевой пузырь становится достаточно крепким, если ребенок не нервничает и не сопротивляется приучению к горшку. Один ребенок из ста начинает просыпаться утром сухим с 12 месяцев, хотя мать никогда не приучала его к этому и хотя днем он мочился в штаны. Также многие дети в конце второго года жизни или начале третьего остаются сухими всю ночь, прежде чем научатся хорошо управлять своим мочевым пузырем днем. Во время сна почки автоматически производят меньше мочи (но она более концентрирована), поэтому мочевой пузырь может удержать мочу в течение ночного сна дольше, чем днем.
Большинство детей начинает просыпаться сухими между 2 и 3 годами, небольшое число детей - между 1 и 2 годами, а некоторые - только после 3 лет. Мальчики обычно дольше мочатся в постель ночью, чем девочки, а нервные дети - дольше, чем спокойные. Иногда это оказывается наследственной чертой.



Рассказать друзьям