Цель театрализованного представления в доу. Театрализованная деятельность в доу

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профилактика детской агрессии

Детская агрессивность, что это? Любой родитель обязательно знаком с каким-либо проявлением агрессивного поведения, но при этом беспокойство взрослых может быть вызвано совершенно разными явлениями: малыш толкается или дерется со сверстниками, отбирает у друзей игрушки, кричит и топает ногами в самых неподходящих ситуациях, замахивается на взрослых, бранится, визжит, кусается, пинает своего любимого мишку, ломает свои и чужие игрушки, рвет книжки, обзывается, кричит и проч. Почти каждый родитель в описанной ситуации озадачен и растерян, потому что такие проявления в детях неприятны не только мамам и папам забияки, драчуна или крикуна, но и почти всегда осуждаются другими взрослыми.

Что означает такое поведение ребенка и откуда оно берется? Надо ли обращаться к специалистам для того, чтобы "воспитать" агрессора? Как научить своего ребенка безопасно для себя и других проявлять недовольство и гнев? Именно об этом мы хотим рассказать вам в этот раз…

Есть особая категория "трудных" детей. Они балуются, не слушаются взрослых, нападают на сверстников без видимых причин, громко говорят, нередко перебивают, дразнят и провоцируют других детей, пытаются доминировать. Взрослые считают такое поведение агрессивным. Однако здесь не все так просто, как кажется на первый взгляд.

Действительно, в какой-то период многим детям свойственна агрессивность. Детская жизнь полна разочарований, которые кажутся взрослым мелкими. Но именно эти разочарования, вызванные лишениями и ограничениями, становятся травмирующими для ребенка (рисунок "Рыбий жир"). И самым простым решением для него может оказаться агрессивная реакция. Особенно, если у малыша ограничены способности к самовыражению или он лишен возможности другим способом удовлетворить насущную для него в данный момент потребность. Вообще надо отметить, что агрессия может возникать в двух случаях:

  1. как крайняя мера, когда ребенок исчерпал все другие возможности для удовлетворения своих потребностей;
  2. как "выученное" поведение, когда малыш ведет себя агрессивно, следуя образцу (образцом могут выступать родители, другие значимые лица, литературные или кинематографические персонажи).

Отсюда следует, что ребенку в раннем возрасте неизбежно присуща определенная агрессивность.

Уже в отчаянном плаче грудного младенца нетрудно распознать злость и возмущение. Причина проста: ему что-то не позволяют или в чем-то отказывают, что собственно его и раздражает. В первую очередь, это касается физиологических потребностей, которые у малыша проявляются с такой же силой, как и у взрослого. Однако должно пройти немало времени, прежде чем кроха научится самостоятельно удовлетворять или откладывать их.

С самого рождения ребенок целиком и полностью зависит от родителей, особенно от матери. Причем положение его не меняется в течение многих лет. Даже если взрослые с пониманием относятся к его потребностям, в силу целого ряда различных причин они порой вынуждены уделять детям меньше внимания, чем следует, и навязывать им то, что их сердит и злит. Родители стараются по мере возможности помочь ребенку освоиться в окружающем мире, но он все равно чувствует себя подавленным.

Маленький человечек пока не способен управлять своими побуждениями и желаниями, он не может еще их контролировать. Возникшие одновременно чувства голода и усталости, например, неизменно становятся для него причиной гнева и раздражения.

Ребенку часто приходится страдать от ограничений и лишений. Не проходит ни дня, чтобы какое-нибудь его желание или какая-либо потребность не были подавлены. И если сначала плач был призывом о помощи, то постепенно он превращается в отчаянный, гневный протест. Так и рождается агрессивность.

Агрессивная реакция по своей сути - это реакция борьбы, за выживание, попытка ребенка изменить положение вещей. Она - результат неудовлетворенности, протеста, злости или явного насилия. Все это совершенно нормально. Агрессия в ряде случаев, безусловно, предпочтительнее, чем хныканье, жалобы, покорное повиновение, бесплодное фантазирование и другие проявления ухода от действительности. Если же гнев и возмущение ребенка постоянно подавляются, они, как уже отмечалось, могут накапливаться и проявляться нередко лишь в зрелом возрасте. В этом случае бывает очень сложно выяснить истинные мотивы агрессивности, поскольку она уже выливается в иные формы поведения, психосоматические симптомы или становиться причиной различных заболеваний (например, ревматического артрита, крапивницы, прыщей, псориаза, язвы желудка, эпилепсии, мигрени, гипертонии).

Ребенок не становится агрессивным неожиданно. Он не может быть мягким и воспитанным пай-мальчиком или девочкой, а спустя минуту начать кричать, драться со сверстниками. Процесс, как правило, происходит постепенно. До определенного момента ребенок выражает свои потребности в более мягкой форме. Но взрослые обычно не обращают на это внимания до тех пор, пока не столкнутся с явными нарушениями поведения. То поведение, которое воспринимается взрослыми как агрессивное или асоциальное, часто в действительности является отчаянной попыткой удовлетворить потребности, восстановить эмоциональное состояние или социальные связи. Просто ребенок не в состоянии пока выразить свои истинные чувства никаким другим способом. Он делает то единственно возможное, что может себе представить, чтобы продолжить борьбу за выживание в окружающем мире.

Вместе с тем, наблюдая за агрессивным ребенком, можно определить направленность его реакций (на кого он нападает, в каких обстоятельствах и как часто это случается без какой-либо провокации). Внимательные наблюдения помогут взрослым выявить тревожные симптомы грядущей бури.

Поскольку причиной агрессии являются лишения и ограничения, то крайне редко удается полностью освободить ребенка от его агрессивности. Но даже если бы такое было возможно, не следует стремиться к этому. Бесспорно, агрессивность имеет свои положительные и отрицательные, здоровые и болезненные стороны. Она может проявляться в предприимчивости и активности или, напротив, в непослушании и сопротивлении. Агрессивность способна развить дух инициативы или же породить замкнутость и враждебность, может сделать человека упорным либо безвольным. И это лишь некоторые из альтернатив.

Речь должна идти не о том, чтобы полностью исключить агрессивность из характера детей, а о необходимости ограничивать и контролировать ее, а также поощрять те ее проявления, которые не приносят вреда личности и обществу.

Различают в основном три основных вида агрессии, рассмотрим их последовательно.

Физическая агрессия

Физическая агрессия (нападение) - использование физической силы против другого лица.

Физическая агрессивность проявляется у детей достаточно часто. Ребенок может разъяриться, осыпать ударами того, кто находится рядом, нападать на детей младше себя или даже взрослых. Физическая агрессия немедленно привлекает внимание взрослых.

Обычно больше всего досаждает родителям, когда дети в семье ссорятся и дерутся. Однако следует иметь в виду, что желание драться (щипаться или кусаться исподтишка) - это далеко не всегда признак ненормальности ребенка.

В случае, когда родители обращаются за помощью к психологу по поводу агрессивного поведения их детей, наилучший совет таков - как можно меньше реагировать на ссору или драку своих детей. За исключением, конечно, каких-то особых, крайних случаев, когда дети могут причинить друг другу серьезные увечья. Очень часто братья и сестры самостоятельно решают свои проблемы И, как правило, забывают про свои ссоры, а через некоторое время уже мирно и дружно играют. Но стоит вмешаться родителям, как один из детей, а то и оба непременно почувствуют себя ужасно несчастными - либо потому, что их накажут (и тогда достанется обоим), либо потому, что их не поняли и обидели напрасно.

Однако отрицательный эффект родительского вмешательства совершенно в другом - драка приобретает значение важного события. Ребенок, которого лишь слегка ударили, принимается кричать так, будто ему причинили нестерпимую боль. При этом у "обиженного" возникает повод вести себя инфантильно, по-детски. Зато "обидчик" получает возможность немножко приврать. И то, и другое гораздо хуже самой потасовки.

Американский психолог Дж. Лешли считает, что родителями, которые особенно нетерпимы к дракам, движет обычно отнюдь не стремление сохранить братскую любовь своих детей. Их недовольство вызвано, прежде всего, шумом и явным непослушанием, недисциплинированностью. И все же чем быстрее родители вмешаются в ссору, тем громче дети будут орать при следующей драке. Самое полезное, что могут предпринять взрослые (помимо того, что сделают вид, будто ничего не слышат и не видят) - развести детей как можно дальше друг от друга, как боксеров на ринге - в разные углы. А утешать их и разбираться, что случилось, следует только после того, как дети совсем успокоятся.

Точно так же не стоит придавать значения драке детей "вне дома" (со сверстниками). Тем не менее, если ребенок постоянно ссорится с ними, психолог совместно с родителями или педагогами должен изучить причины такой чрезмерной агрессивности и, выработав профилактическую тактику, проконсультировать взрослых.

Обращение с детьми до вспышки агрессивности

  1. В большинстве случаев детей лучше оставить, чтобы они разобрались сами. Они способны к самостоятельному разбору некоторых споров, и, если взрослые контролируют события, дети приобретают полезный опыт. Они приходят к выводу, что могут обойтись и без взрослых в качестве арбитров.
  2. Если взрослые считают, что лучше "не доводить до греха", можно сориентировать ребенка на другой тип поведения. При этом целесообразно предложить ему ли такую игрушку, которую он мог бы безбоязненно пинать или кусать.
  3. Иногда помогает отвлечь малыша каким-то интересным для него занятием.
  4. В том случае, когда юного скандалиста невозможно отвлечь и нападение вот-вот состоится - попробуйте отвести руку обидчика или удержать его за плечи. Ваши действия подкрепите резким "Нельзя!". Если взрослый находится поодаль, оклик тоже может остановить ребенка, знающего из прежнего опыта, что такие выходки ему не позволены.

Обращение с детьми после агрессивного нападения

Есть немало случаев, когда агрессивность невозможно предупредить. Тогда придется действовать после события, дабы преподать ребенку урок, что такого рода поведение неприемлемо.

  1. Резкое слово драчуну и забияке и участливое отношение к жертве могут очень ясно показать ребенку, что он проигрывает в такой ситуации. Конечно, важно, чтобы в обычное время виновник пользовался таким же вниманием. Принуждать ребенка к извинению почти бесполезно. Некоторые дети быстро заучивают формулу "Прости, прости", чтобы взрослые поскорее оставили его в покое.
  2. Иногда взрослые предпочитают отослать агрессивного ребенка в тихий угол поостыть. Это хорошо подчеркивает факт инцидента и выражает большее неодобрение его поведения. Этот прием также полезен и родителям. Иногда, удаляя ребенка ненадолго из комнаты, взрослый сам успокаивается. Однако подобная мера теряет эффект, если длится более, чем минуту-две. Дети помладше вряд ли поймут связь между своим поступком и удалением. Лучше крепко взять ребенка за руки и, строго глядя на него, твердо сказать: "Драться нельзя" или: "Не кусаться!" Внимание, уделяемое агрессивному ребенку должно быть ограниченным и негативным, а жертву необходимо ласково утешить. В идеале при каждом инциденте взрослые должны высказать свое отношение и постараться побыстрее прекратить неприятную ситуацию. Длинные объяснения или обвинения малоэффективны. Даже если ребенок может понять родителя, маловероятно, что он будет долго слушать его.
  3. В том случае, когда за агрессивные действия виновника лишают любимых игрушек или привилегий, лучше не растягивать наказание на целый день, а осуществить его как можно скорее. Ребенок быстро забудет причину - все его мысли будут сфокусированы на том, что ему не дают заниматься любимым делом, или выставляют в другую комнату, или срамят перед другими как "шалопая".
  4. Наименьший эффект приносят действия, когда взрослые отвечают агрессивностью на агрессивность. Во-первых, они тем самым побуждают детей к новой агрессии. Реплики "Иди и дай сдачи" вполне достаточно, чтобы ребенок воспринял ее как разрешение лупить забияку или со смаком давать сдачу по любому поводу. Во-вторых, серьезные недостатки есть и в угрозе взрослого: "Вот я укушу тебя, будешь знать!" Подобное высказывание, адресованное ребенку любого возраста, содержит угрозу того же самого агрессивного действия, за которое упрекают ребенка. У этого метода есть большой минус. Он заключается в том, что если взрослый начнет кусаться в ответ, это может не сработать уже в первый раз. Тогда ему придется решать, что делать при последующих инцидентах - кусать сильнее, кусать дважды за один укус ребенка или может шлепать в придачу? Есть вероятность, что ответная агрессия взрослого станет опасным каналом для излияния гнева.

В отношении агрессивности, как и других проблем, важно соблюдать постоянство относительно пределов дозволенного и недозволенного. Незамедлительные действия взрослых после агрессивной выходки ребенка будут более правильными и эффективными, если их обдумывать в спокойное время, ибо при развертывании событий размышлять уже некогда.


Детская агрессивность, что это? Любой родитель обязательно знаком с каким-либо проявлением агрессивного поведения, но при этом беспокойство взрослых может быть вызвано совершенно разными явлениями: малыш толкается или дерется со сверстниками, отбирает у друзей игрушки, кричит и топает ногами в самых неподходящих ситуациях, замахивается на взрослых, бранится, визжит, кусается, пинает своего любимого мишку, ломает свои и чужие игрушки, рвет книжки, обзывается и прочее. Почти каждый родитель в описанной ситуации озадачен и растерян, потому что такие проявления в детях неприятны не только мамам и папам забияки, драчуна или крикуна, но и почти всегда осуждаются другими взрослыми.

Что означает такое поведение ребенка и откуда оно берется? Надо ли обращаться к специалистам, для того чтобы «воспитать» агрессора? Как научить своего ребенка безопасно для себя и других проявлять недовольство и гнев? Именно об этом мы хотим рассказать вам.

Есть особая категория «трудных» детей. Они балуются, не слушаются взрослых, нападают на сверстников без видимых причин, громко говорят, нередко перебивают, дразнят и провоцируют других детей, пытаются доминировать. Взрослые считают такое поведение агрессивным. Однако здесь не все так просто, как кажется на первый взгляд.

Действительно, в какой-то период многим детям свойственна агрессивность. Детская жизнь полна разочарований, которые кажутся взрослым мелкими. Но именно эти разочарования, вызванные лишениями и ограничениями, становятся травмирующими для ребенка. И самым простым решением для него может оказаться агрессивная реакция. Особенно, если у малыша ограничены способности к самовыражению или он лишен возможности другим способом удовлетворить насущную для него в данный момент потребность. Вообще надо отметить, что агрессия может возникать в двух случаях:

1. как крайняя мера, когда ребенок исчерпал все другие возможности для удовлетворения своих потребностей;

2. как «выученное» поведение, когда малыш ведет себя агрессивно, следуя образцу (образцом могут выступать родители, другие значимые лица, литературные или кинематографические персонажи).

Отсюда следует, что ребенку в раннем возрасте неизбежно присуща определенная агрессивность.

Уже в отчаянном плаче грудного младенца нетрудно распознать злость и возмущение. Причина проста: ему что-то не позволяют или в чем-то отказывают, что, собственно, его и раздражает. В первую очередь, это касается физиологических потребностей, которые у малыша проявляются с такой же силой, как и у взрослого. Однако должно пройти немало времени, прежде чем кроха научится самостоятельно удовлетворять или откладывать их.

С самого рождения ребенок целиком и полностью зависит от родителей, особенно от матери. Причем положение его не меняется в течение многих лет. Даже если взрослые с пониманием относятся к его потребностям, в силу целого ряда различных причин они порой вынуждены уделять детям меньше внимания, чем следует, и навязывать им то, что их сердит и злит. Родители стараются по мере возможности помочь ребенку освоиться в окружающем мире, но он все равно чувствует себя подавленным.

Маленький человечек пока не способен управлять своими побуждениями и желаниями, он не может еще их контролировать. Возникшие одновременно чувства голода и усталости, например, неизменно становятся для него причиной гнева и раздражения.

Ребенку часто приходится страдать от ограничений и лишений. Не проходит ни дня, чтобы какое-нибудь его желание или какая-либо потребность не были подавлены. И если сначала плач был призывом о помощи, то постепенно он превращается в отчаянный, гневный протест. Так и рождается агрессивность.

Агрессивная реакция по своей сути - это реакция борьбы за выживание, Попытка ребенка изменить положение вещей. Она - результат неудовлетворенности, протеста, злости или явного насилия. Все это совершенно нормально. Агрессия в ряде случаев, безусловно, предпочтительнее, чем хныканье, жалобы, покорное повиновение, бесплодное фантазирование и другие проявления ухода от действительности. Если же гнев и возмущение ребенка постоянно подавляются, они, как уже отмечалось, могут накапливаться и проявляться нередко лишь в зрелом возрасте. В этом случае бывает очень сложно выяснить истинные мотивы агрессивности, поскольку она уже выливается в иные формы поведения, психосоматические симптомы или становится причиной различных заболеваний (например, ревматического артрита, крапивницы, прыщей, псориаза, язвы желудка, эпилепсии, мигрени, гипертонии).

Ребенок не становится агрессивным неожиданно. Он не может быть мягким и воспитанным пай-мальчиком или девочкой, а спустя минуту начать кричать, драться со сверстниками. Процесс, как правило, происходит постепенно. До определенного момента ребенок выражает свои потребности в более мягкой форме. Но взрослые обычно не обращают на это внимания до тех пор, пока не столкнутся с явными нарушениями поведения. То поведение, которое воспринимается взрослыми как агрессивное или асоциальное, часто в действительности является отчаянной попыткой удовлетворить потребности, восстановить эмоциональное состояние или социальные связи. Просто ребенок не в состоянии пока выразить свои истинные чувства никаким другим способом. Он делает то единственно возможное, что может себе представить, чтобы продолжить борьбу за выживание в окружающем мире.

Вместе с тем, наблюдая за агрессивным ребенком, можно определить направленность его реакций (на кого он нападает, в каких обстоятельствах и как часто это случается без какой-либо провокации). Внимательные наблюдения помогут взрослым выявить тревожные симптомы грядущей бури.

Поскольку причиной агрессии являются лишения и ограничения, то крайне редко удается полностью освободить ребенка от его агрессивности. Но даже если бы такое было возможно, не следует стремиться к этому. Бесспорно, агрессивность имеет свои положительные и отрицательные, здоровые и болезненные стороны. Она может проявляться в предприимчивости и активности или, напротив, в непослушании и сопротивлении. Агрессивность способна развить дух инициативы или же породить замкнутость и враждебность, может сделать человека упорным либо безвольным. И это лишь некоторые из альтернатив.

Речь должна идти не о том, чтобы полностью исключить агрессивность из характера детей, а о необходимости ограничивать и контролировать ее, а также поощрять те ее проявления, которые не приносят вреда личности и обществу.

Различают в основном три основных вида агрессии, рассмотрим их последовательно.

Физическая агрессия

Физическая агрессия (нападение) - использование физической силы против другого лица.

Физическая агрессивность проявляется у детей достаточно часто. Ребенок может разъяриться, осыпать ударами того, кто находится рядом, нападать на детей младше себя или даже взрослых. Физическая агрессия немедленно привлекает внимание взрослых.

Обычно больше всего досаждает родителям, когда дети в семье ссорятся и дерутся. Однако следует иметь в виду, что желание драться (щипаться или кусаться исподтишка) - это далеко не всегда признак ненормальности ребенка.

В случае, когда родители обращаются за помощью к психологу по поводу агрессивного поведения их детей, наилучший совет таков - как можно меньше реагировать на ссору или драку своих детей. За исключением, конечно, каких-то особых, крайних случаев, когда дети могут причинить друг другу серьезные увечья. Очень часто братья и сестры самостоятельно решают свои проблемы И, как правило, забывают про свои ссоры, а через некоторое время уже мирно и дружно играют. Но стоит вмешаться родителям, как один из детей, а то и оба непременно почувствуют себя ужасно несчастными - либо потому, что их накажут (и тогда достанется обоим), либо потому, что их не поняли и обидели напрасно.

Однако отрицательный эффект родительского вмешательства совершен­но в другом - драка приобретает значение важного события. Ребенок, которого лишь слегка ударили, принимается кричать так, будто ему причинили нестерпимую боль. При этом у «обиженного» возникает повод вести себя инфантильно, по-детски. Зато «обидчик» получает возможность немножко приврать. И то, и другое гораздо хуже самой потасовки.

Американский психолог Дж. Лешли считает, что родителями, которые особенно нетерпимы к дракам, движет обычно отнюдь не стремление сохранить братскую любовь своих детей. Их недовольство вызвано, прежде всего, шумом и явным непослушанием, недисциплинированностью. И все же чем быстрее родители вмешаются в ссору, тем громче дети будут орать при следующей драке. Самое полезное, что могут предпринять взрослые (помимо того, что сделают вид, будто ничего не слышат и не видят), - развести детей как можно дальше друг от друга, как боксеров на ринге, - в разные углы. А утешать их и разбираться, что случилось, следует только после того, как дети совсем успокоятся.

Точно так же не стоит придавать значения драке детей «вне дома» (со сверстниками). Тем не менее, если ребенок постоянно ссорится с ними, психолог совместно с родителями или педагогами должен изучить причины такой чрезмерной агрессивности и, выработав профилактическую тактику, проконсультировать взрослых.

Обращение с детьми до вспышки агрессивности

1. В большинстве случаев детей лучше оставить, чтобы они разобрались сами. Они способны к самостоятельному разбору некоторых споров, и, если взрослые контролируют события, дети приобретают полезный опыт. Они приходят к выводу, что могут обойтись и без взрослых в качестве арбитров.

2. Если взрослые считают, что лучше «не доводить до греха», можно сориентировать ребенка на другой тип поведения. При этом целесообразно предложить ему такую игрушку, которую он мог бы безбоязненно пинать или кусать.

3. Иногда помогает отвлечь малыша каким-то интересным для него занятием.

4. В том случае, когда юного скандалиста невозможно отвлечь и нападение вот-вот состоится, попробуйте отвести руку обидчика или удержать его за плечи. Ваши действия подкрепите резким «Нельзя!». Если взрослый находится поодаль, оклик тоже может остановить ребенка, знающего из прежнего опыта, что такие выходки ему не позволены.

Обращение с детьми после агрессивного нападения

Есть немало случаев, когда агрессивность невозможно предупредить. Тогда придется действовать после события, дабы преподать ребенку урок, что такого рода поведение неприемлемо.

1. Резкое слово драчуну и забияке и участливое отношение к жертве могут очень ясно показать ребенку, что он проигрывает в такой ситуации. Конечно, важно, чтобы в обычное время виновник пользовался таким же вниманием. Принуждать ребенка к извинению почти бесполезно. Некоторые дети быстро заучивают формулу «Прости, прости», чтобы взрослые поскорее оставили его в покое.

2. Иногда взрослые предпочитают отослать агрессивного ребенка в тихий угол поостыть. Это хорошо подчеркивает факт инцидента и выражает большее неодобрение его поведения. Этот прием также полезен и родителям. Иногда, удаляя ребенка ненадолго из комнаты, взрослый сам успокаивается. Однако подобная мера теряет эффект, если длится более чем минуту-две. Дети помладше вряд ли поймут связь между своим поступком и удалением. Лучше крепко взять ребенка за руки и, строго глядя на него, твердо сказать: «Драться нельзя» или: «Не кусаться!» Внимание, уделяемое агрессивному ребенку должно быть ограниченным и негативным, а жертву необходимо ласково утешить.

В идеале при каждом инциденте взрослые должны высказать свое отношение и постараться побыстрее прекратить неприятную ситуацию. Длинные объяснения или обвинения малоэффективны. Даже если ребенок может понять родителя, маловероятно, что он будет долго слушать его.

3. В том случае, когда за агрессивные действия виновника лишают любимых игрушек или привилегий, лучше не растягивать наказание на целый день, а осуществить его как можно скорее. Ребенок быстро забудет причину - все его мысли будут сфокусированы на том, что ему не дают заниматься любимым делом, или выставляют в другую комнату, или срамят перед другими как «шалопая».

4. Наименьший эффект приносят действия, когда взрослые отвечают агрессивностью на агрессивность. Во-первых, они тем самым побуждают детей к новой агрессии. Реплики «Иди и дай сдачи» вполне достаточно, чтобы ребенок воспринял ее как разрешение лупить забияку или со смаком давать сдачу по любому поводу. Во-вторых, серьезные недостатки есть и в угрозе взрослого: «Вот я укушу тебя, будешь знать!» Подобное высказывание, адресованное ребенку любого возраста, содержит угрозу того же самого агрессивного действия, за которое упрекают ребенка. У этого метода есть большой минус. Он заключается в том, что если взрослый начнет кусаться в ответ, это может не сработать уже в первый раз. Тогда ему придется решать, что делать при последующих инцидентах - кусать сильнее, кусать дважды за один укус ребенка или, может, шлепать в придачу? Есть вероятность, что ответная агрессия взрослого станет опасным каналом для излияния гнева.

В отношении агрессивности, как и других проблем, важно соблюдать постоянство относительно пределов дозволенного и недозволенного. Незамедлительные действия взрослых после агрессивной выходки ребенка будут более правильными и эффективными, если их обдумывать в спокойное время, ибо при развертывании событий размышлять уже некогда.

Словесная (вербальная) агрессия

Агрессивность не обязательно проявляется в физических действиях. Вербальная агрессия - это выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угроза, проклятия, ругань).

Почти все дети рано или поздно начинают говорить бранные слова, выкрикивать оскорбления, дразнить других или ругаться. Это не повод для беспокойства. Напротив, родителей должно больше тревожить, если ребенок ни разу не произнес бранных слов. В этом случае можно было бы решить, что он просто не слышит, что говорят окружающие, а может быть, даже не воспринимает их слов. Явное отсутствие непосредственности и непринужденности в поведении ребенка должно беспокоить больше.

Детям свойственно слушать, что говорят вокруг. И, вероятно, нет такой даже самой лучшей семьи или школы, которая сумела бы воспрепятствовать этому. Часто взрослые сами не замечают, как ведут себя. Нередко родители сами же и учат ребенка некоторым выражениям. К тому же было бы просто несправедливо думать, что ребенка «портят» другие люди, а сам он ничего не делает, чтобы «испортиться». Совершенно очевидно, что дети усваивают определенный словарь от товарищей по играм и непосредственно от окружающих взрослых, а затем спокойно передают его друг другу.

Обычно бранные слова дети начинают использовать, как только попадают в детский сад или школу, а иногда и раньше. И то обстоятельство, что эти слова шокируют взрослых, оказывается для детей наилучшим поводом, чтобы повторять их. Им хочется позлить, подразнить родителей, потому что им самим приходилось не раз терпеть это от их «самодурства». Теперь же они просто открыли для себя новое оружие агрессии.

Дети ругаются по разным поводам. И, несомненно, на повод следует ориентироваться, определяя наиболее приемлемый способ, чтобы их отучить ругаться.

Некоторые дети ругаются совершенно невинно. Они не знают значения слов и не намерены кого-то шокировать. В подобном случае наиболее эффективным будет просто сказать, что это грубое или неприятное слово и лучше его не использовать.

Не понимая значения слова, дети часто знают, что оно запрещенное. Ребенок использует его для эффекта, чтобы огорчить взрослых или досадить кому-то. Игнорировать брань ребенка и уделять ему внимание в другое время - один из эффективных методов, который может помочь. Ребенок разочаруется в ругани, если не будет видеть желаемого эффекта.

Однако простое игнорирование может не остановить сквернослова. Порой необходимо сделать выговор ребенку, особенно если он знает, какие слова бранные, а какие нет. В этом случае резкое неодобрительное «Довольно!» действует лучше длительной нравоучительной тирады. Это гораздо полезнее, нежели высказывать огорчение или потрясение. Также лучше не привлекать внимания других взрослых к сквернослову. Реплики типа «Ты послушай, что он говорит!», сделанные в присутствии ребенка, обеспечивают ему аудиторию и внимание. Именно последние скорее будут стимулировать, а не предотвращать брань.

Дети, как и взрослые, нуждаются в выражении эмоций. Поэтому полезно давать им альтернативу брани - слова, которые можно произнести с чувством, когда ребенок ушибется или расстроится, слова для ответа на дразнилки и слова для усиления выразительности. Если ребенок ругается, подражая взрослому, его поведение можно постепенно изменить, используя личный пример. Взрослый может повторить ребенку предложение, заменяя грубое слово. Если ребенок скажет: «Глянь-ка, что за паскудная собака!», взрослый может ответить: «Да, что за по-тре-пан-ная собака!» Если же сказать это с некоторым наигрышем, ребенок почувствует, что новое слово выразительнее бранного.

Если обидные слова ребенка адресуются взрослым, надо как можно меньше внимания обращать на эти слова. Вряд ли стоит заводиться от устных нападок и лучше постараться не принимать их близко к сердцу. Целесообразно просто игнорировать ребенка, привыкшего оскорблять людей. Если другие дети тоже научатся не обращать внимания на товарища, когда он грубит, ему может прийти на ум, что и продолжать-то не стоит.

Иногда взрослые могут обратить оскорбления ребенка в комическую перепалку. Сработает ли комический подход, зависит от того, как высказывался ребенок. Тем, кто регулярно говорит обидные вещи, да еще озлобленно, надо твердо сказать: «Ты мне нравишься, Таня, но то, что ты говоришь, мне не нравится».

Порой за словесной агрессией скрывается желание почувствовать себя сильным и значимым. В таком случае нужно найти для этого более приемлемый способ. С вашей помощью со временем ребенок почувствует себя авторитетным в детском коллективе, не прибегая к оскорблениям.

Мальчики и девочки, узнав бранные слова, поначалу одинаково ведут себя, хотя первые более склонны употреблять ругательства. Раннее стремление к бранным словам может говорить о более серьезных психологических проблемах маленького человека. За свои несчастья он «мстит» злословием или ложью. Вообще же надо стараться, чтобы у детей просто не возникало желания ругать кого-то или что-то в этом мире.

Полностью оградить чадо от бранных слов невозможно по той простой причине, что дети наши живут не под стеклянным колпаком. А вот повлиять на них можно, как считает А. Фромм, если порекомендовать родителям следующее:

1. Не ругайте ребенка, как это часто делают многие, и не угрожайте, что станете ругать его, если он будет говорить бранные слова.

2. Постарайтесь сделать так, чтобы он был как можно более откровенен с вами. Это позволит непосредственнее высказываться в вашем присутствии, и тогда то, что он услышал от других, он скажет вам, а не произнесет при посторонних.

3. Обескуражьте ребенка - это наилучший способ повлиять на него. Когда он станет говорить бранные слова, отнеситесь к этому спокойно, мягко, Добродушно. Ласковое обращение сразу же притупляет оружие, которое в противном случае может стать угрожающим.

4. Объясните ребенку, что говорить бранные слова так же неприлично, как отрыгивать за столом или не извиниться в нужный момент. Но объясните это кратко и не наказывая его.

5. Если случится, что он обронит какое-нибудь бранное слово при посторонних, кратко извинитесь за него и сразу же смените тему разговора.

Косвенная агрессия

Под такого рода поведением понимают как агрессию, которая окольным путем направлена на другое лицо, - злобные сплетни, шутки, так и агрессию, которая ни на кого не направлена, - взрыв ярости, проявляющийся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т. п. Эти взрывы характеризуются ненаправленностью и неупорядоченностью.

Механизм косвенной агрессии связан с феноменом «перенесения» Например, ребенок, которому мать не дает карамельку, пинком отшвыривает игрушку. Он не осмеливается столь же открыто излить свою злость на мать и «переносит» гнев и агрессивность на другой, более безобидный объект. Но чаще всего дети открыто проявляют свой гнев на родителей, а потом долго страдают от своего поступка. Ребенок не может взять верх над родителями прежде всего потому, что они взрослые, пользуются реальным авторитетом и у них больше возможностей настоять на своем.

К тому же, если ребенку уже привито чувство уважения и послушания, пусть даже с применением угроз и наказаний, он сильно огорчается из-за своего агрессивного поведения. У него рождается чувство вины, а также боязнь утратить любовь и заботу родителей. Этот страх, в свою очередь, тоже может развивать агрессивность. Возникает порочный круг - ребенок чувствует себя подавленным не только родителями, но также собственным чувством вины и страха. И его агрессивность теперь уже будет направлена на всякие другие объекты.

У некоторых детей агрессивность принимает форму разрушительного отношения к вещам. Они рвут книги, высыпают продукты из пакетов или разбрасывают игрушки. Порой дело доходит и до таких опасных проявлений, как поджоги. Бывает совпадение агрессивности и враждебности, когда ребенок швыряет игрушки в других детей или взрослых.

Детский гнев или недовольство, проявляющиеся в разрушительности, могут вылиться в большую драму. Взрослым важно оставаться как можно спокойнее и не отвечать гневом на гнев. Это очень плохо, когда стулья и игрушки летят в голову! Если поведение мотивировано потребностью во внимании, какими-то драматическими событиями, то признаки страха у окружающих могут только стимулировать таких детей.

Прежде всего необходимо разобраться, действительно ли ребенок играя, ломает игрушку только потому, что ему непременно хочется сломать ее. Надо учесть, как часто он совершает подобные действия, каков при этом у малыша эмоциональный запал. К примеру, ребенок ломает игрушку каждый день, тогда действительно надо расценивать это как желание ломать, даже если виновник выглядит совсем невинным. Когда ребенок сердится, злится, стремление ломать проявляется еще более ярко. Подобное происходит в том случае, если ребенок, устав от бесконечных запретов родителей, рвет свою тряпочную игрушку только потому, что не в состоянии сделать то же самое с мамой и папой.

Другая причина, вызывающая желание ломать, портить, уничтожать, кроется в зависти, за которой стоит стремление самоутвердиться. Один ребенок завидует другому потому, что тот умеет собирать из деталей конструктора очень высокие башни. При этом первый, чувствуя, что не способен строить так же, злится не на товарища, а на башню, успокаивая себя тем, что крушит ее. Это его способ утвердиться. Подобное желание часто направляется и на игрушки.

Есть дети, у которых так развито чувство собственности, что они предпочитают сломать игрушку, чем отдать ее кому-либо. Такое поведение означает только одно: «Не хочу ни с кем делиться: или она моя, или ничья».

Если не считать случайных поломок, то в основе всех ситуация, когда желание сломать, испортить, разрушить связано с гневом, завистью или эгоизмом, лежат неуверенность в себе и вражда к людям. Именно этот вывод может подсказать взрослым самый надежный способ предотвратить подобную реакцию, а в ряде случаев даже совсем «снять» этот феномен. Самая надежная тактика, которую психолог может порекомендовать родителям, состоит в следующем:

Не заменять сломанные ребенком игрушки новыми, а оставлять повсюду их обломки, чтобы наглядно были видны последствия его поведения;

Давать детям игрушки, которые можно разбирать и собирать, чтобы они могли удовлетворить свое любопытство;

Подобрать детям очень прочные игрушки, которые они не смогли бы сломать.

Хотя эти психологические советы отчасти и полезны, связать их с эмоциональными причинами такого желания ребенка очень трудно. Поэтому проблему лучше решать в целом, а не в частностях. Психологу еще раз надо напомнить родителям о самом главном: чем меньше они будут предпринимать что-либо, тем будет лучше. Это не значит, что надо совсем бездействовать. Ребенок может принять попустительство взрослого за молчаливое одобрение. Поэтому в качестве профилактики родителям надо посоветовать сделать самое необходимое:

1. Как можно мягче проявлять свое недовольство и раздражение.

Если ребенок захочет что-нибудь сломать или даже сломает в чужом доме, куда взрослые и дети пришли в гости, следует принести извинения при ребенке, объяснить ему, почему и родители и все остальные не одобряют его поступок, предложить ему какое-нибудь другое занятие, а если необходимо, увести его домой.

2. Нельзя силой принуждать ребенка к повиновению по той простой причине, что подобная тактика может вызвать у него стремление еще больше ломать. Занять правильную позицию взрослому поможет сознание, что даже самые уравновешенные взрослые люди, когда были детьми, не всегда являли собой образец добродетели.

3. Помощь ребенку в адаптации к окружающей обстановке наверняка уменьшит его желание ломать и разрушать.

4. Большое участие в его жизни - с точки зрения ребенка, а не с родительской - позволит ему чувствовать себя любимым и желанным. Чем более уверенным в себе станет ребенок, тем реже он будет испытывать гнев, зависть, тем меньше в нем останется эгоизма.

5. Очень полезно каждый раз предлагать ребенку устранить учиненный им разгром. Чаще всего следует отказ, но когда-нибудь ребенок может и откликнуться на слова: «Ты уже достаточно большой и сильный, чтобы создать беспорядок, поэтому я уверена, что ты поможешь мне все убрать». Когда уборка назначается как наказание или ребенка заставляют помогать, это вряд ли изменит разрушительное поведение; взрослый должен проявить свою уверенность, что «большой» мальчик должен нести ответственность за свои дела. Если ребенок все же поможет сделать уборку, он, конечно, должен услышать искреннее спасибо, а не напоминания о своем плохом поведении - инцидент исчерпан.

Мы рады помочь Вам и Вашим детям!

Выступление на педагогическом совете школы

Тема: Агрессия у детей школьного возраста.
Профилактика подростковой агрессии.

Агрессия – деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования в обществе, приносящее физический и моральный ущерб людям или взывающее у них психологический дискомфорт.

Причины проявления агрессии у детей могут быть разными. Возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания, но огромную роль играют воспитание в семье. На становление агрессивного поведение большое влияние оказывают характер наказаний, который обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего чада. Педагогические наблюдения показали, что родители резко подавляющее агрессивность у своих детей напротив развивают чрезмерную агрессивность. Если родители вовсе не обращают внимания на агрессивные реакции ребенка, то он скоро начинает считать, что такое поведение дозволено, и одиночные вспышки гнева незаметно перерастают в привычку действовать агрессивно.

В каждом коллективе детей встречаются ребята с признаками агрессивного поведения, которые нападают на остальных, обзывают детей, намеренно употребляют грубые выражения. Это агрессия – прежде всего отражения внутреннего дискомфорта, неумение адекватно реагировать на происходящее вокруг ребенка события.

Агрессивный ребенок, как и другие, нуждаются в ласке, помощи взрослых. Так он борется за место под солнцем.

Как помочь агрессивному ребенку?

    Работа с гневом.
    Обучение агрессивных детей способом выражения гнева. Это не значит кусаться, ругаться, а научить выражать в приемлемой форме. Поиграть в «Обзывалки» (снять вербальную агрессию, выплеснуть гнев, а потом услышать о себе что-то приятное).
    «Мешочек для крика» - покричать в мешочек.

Далеко не всегда дети ограничиваются словесной реакцией на события. Очень часто импульсивные дети сначала пускают в ход кулаки, а потом слова. В таких случаях мгновенно можно отреагировать так: переключить внимание, организовать спорт-соревнование, разорвать и растоптать бумагу. Это способствует снижению эмоционального и мышечного напряжения.

    Обучение навыков распознавания и контроля негативных эмоций. Игра «Камушек в ботинке». Цель: научить распознать собственные эмоции и говорить о них.

    Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию. Игра «Я – сообщение». Цель: провозглашение педагогам своего самочувствия, состояния мыслей, ответ на факт как некое явление жизни.

Гораздо полезнее говорить ребенку о своих чувствах используя местоимение («я», а не «ты»).
Например, говорим «ты не убрал в классе, не выучил урок», а надо «я расстроена тем, что класс не убран». Таким образом, вы ни в чем не обвиняете ребенка, а говорите о своих ощущениях. Это вызывает чувство доверия.

Мы говорим: «закрой рот, ты мне мешаешь вести урок». То есть обвиняете. У ребенка рождается чувство сопротивления, протеста. При «я – высказывании» содержаться наши чувства.

В течении ноября-декабря 2014 года была проведена диагностика самооценки психических состояний по Г. Айзенку. «Агрессивность». Она включала в себя десять вопросов.
Результаты выражены в таблице.

    Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.

Переключение внимания; «помоги мне, пожалуйста»
- выражение понимания чувства ребенка «конечно, тебе обидно»

2. Акцентирование внимания на поступках, а не на личности. «здесь и сейчас».

3. Контроль над собственными негативными эмоциями.

4. Снижение напряжения ситуации. (не кричать, не настаивать)

5. Обсуждение проступка (наедине)

6. Сохранение положительной репутации подростка.

7. Обращение с ребенком после агрессивного поведения. (подыскать адекватную форму наказания после четкого объяснения его проступка).


Педагог-Психолог
Мацькайло И.В.

В определенном возрасте родители замечают, что ребенка будто подменили: он становится импульсивным и неуправляемым. Обычно это случается в период с 2 до 4 лет и связано с пресловутым кризисом трехлетнего возраста. «Зажимать» и подавлять сильные негативные эмоции нельзя, значит, им нужно давать выход. Детям лучше всего «выпускать пар» через игры. О том, как избавиться от детской агрессии с помощью игр, пойдет речь ниже.

Природа детской агрессивности

В некоторых ситуациях проявлять агрессию совершенно нормально даже маленьким детям. Природой заложено так, что когда нам что-то угрожает – мы защищаемся. Например, дать сдачи хулигану, который отбирает игрушку в песочнице или толкается – нормальная защитная реакция. Но иногда агрессивность становится как бы «хроническим» состоянием ребенка. Ребенок уже не только защищается, но и нападает сам, причем без видимого повода. Это говорит о том, на ребенка постоянно что-то давит, он не может расслабиться и постоянно «на взводе».

Чтобы работа с детской агрессией дала плоды, нужно выяснить причину этого состояния.

1. «Погода в доме»

Когда родители постоянно ссорятся и кричат, ребенку плохо. Маленьким детям свойственен эгоцентризм, то есть ощущение себя «центром Вселенной». Из-за этого в случае семейных ссор ребенок все принимает на свой счет, поскольку считает, что вся жизнь семьи вращается вокруг него. У малыша в голове складывается следующий «пазл»: «Раз мама с папой ругаются, значит, я не хороший».

2. Сомнительные методы воспитания

Когда родители не справляются со своими эмоциями и кричат на ребенка (полезно для мам: ) , бьют его, наказывают молчанием и игнорированием, ребенок выходит из равновесия – отсюда и агрессия. Даже такой популярный у родителей метод, как пугать малыша разлукой («Сейчас тебя дядя заберет к себе» или «Я пошла, а ты тут оставайся») вызывает нарушение поведения, ведь для ребенка разлучаться с родителем очень страшно, и он постоянно находится в напряжении.

3. Неблагополучная атмосфера в садике или школе

Иногда в детских коллективах находятся детки-тираны, которые держат в напряжении всю группу или класс, и остальные вынуждены постоянно «выпускать шипы», чтобы защитить себя. К сожалению, агрессорами бывают не только сверстники, но и педагоги (воспитатели, учителя). Для того чтобы удержать власть над детским коллективом, они применяют угрозы, унижают детей.

5. Отвержение и блокирование детских чувств и эмоций

Маленький ребенок – это не только улыбки и смех, но и капризы () , крики, слезы, обиды. Если отрицательные эмоции и чувства не принимаются родителями, они копятся и трансформируются в агрессию. Непринятие может проявляться в виде запрета на чувства («Мальчики не плачут») или в виде высмеивания чувств («Распустила нюни, ой, как не красиво»).

6. Высокий уровень тревожности у ребенка

Зачастую в тревогу ребенка вгоняют сами родители, если на каждом шагу сами тревожатся за него и везде видят опасность («На качели нельзя — упадешь», «К собачке не подходи – укусит»). Бывают и просто от природы очень чувствительные и впечатлительные детки, которых все пугает. В обоих случаях ребенок начинает думать, что мир враждебен по отношению к нему, и проявляет агрессию как защиту от окружающих опасностей.

Проявления агрессии у детей

Агрессивное поведение у ребенка может проявляться в следующих действиях:

  • драки;
  • укусы;
  • попытки пинать, бить родителей;
  • обзывательства и грубые выражения;
  • агрессивные действия, направленные на себя (ребенок может расцарапывать себе руки и ноги, кусать себя, дергать за волосы, биться головой);
  • ссоры со сверстниками из-за того, что ребенок никогда не соглашается на уступки;
  • подражание отрицательным героям сказок (Кощею Бессмертному, Бабе Яге), положительных героев при этом ребенок игнорирует.

Игры — выпускаем пар

Помочь ребенку выразить агрессию так, чтобы никто не пострадал, лучше всего через игры. Психологи выделяют специальные игры, в процессе которых можно проработать агрессивное поведение, выплеснуть эмоции. Эти игры подходят и для целой группы детей, и для того, чтобы играть маме наедине со своим малышом. Лучше всего для игр выделить отдельное время и никак его не ограничивать. Не исключено, что от некоторых игр поначалу ребенка будет не оторвать.

1. «Обзывашки»

Для игры нужен небольшой мячик. Встаем с ребенком друг напротив друга и начинаем перекидываться мячом. На каждый бросок кидающий должен назвать соперника «обидным» словом. Правда, слово это должно быть условно обидное: не грубые ругательства, а обычные слова, например: «Мама редиска!» — «Ваня арбузик!» и т.д.

2. «Пылевыбивалка»

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Отличная игра, чтобы на физическом уровне дать выход агрессии. Берем мягкую подушку среднего размера и просим ребенка помочь выбить пыль из нее. Ребенок может делать с подушкой все, что угодно: бить ее руками, пинать, подбрасывать, даже кричать.

3. «Подеремся?»

Вооружитесь вместе с ребенком небольшими подушками и устройте бой. Для создания веселой атмосферы можно включить музыку. Перед игрой договоритесь о правилах: драться можно только подушками, обзываться нельзя. Если кто-то распускает руки или говорит грубости – игра прекращается. Строго следите за правилами.

4. «Обстрел снежками»

Заготовьте с ребенком «снаряды»: в качестве снежков можно использовать скомканную бумагу. Бросайтесь друг в друга бумажными снежками, не забывая прятаться в укрытия и уворачиваться от «снарядов» соперника. Дети такую «войнушку» очень любят и готовы играть в нее очень долго.

5. «Фейерверк»

Заготовьте пачку цветной бумаги, которую вы отдадите на «растерзание» ребенку. Суть игры в том, что ребенок сначала рвет листы бумаги на кусочки, а затем подбрасывает обрывки вверх. Самое главное – приготовить побольше бумаги, чтобы ребенок играл до тех пор, пока не иссякнет интерес, а потом нужно вместе ликвидировать последствия игры с пола.

6. «Катаем мячик»

Берем теннисный мячик и укладываем его на поверхность так, чтобы он никуда не укатывался. Задача ребенка – дуть на мяч, чтобы тот сдвинулся с места. В более сложном варианте можно придумывать разные траектории и пытаться силой дуновения катить мячик именно по ним. Глубокий выдох, который неизбежен в такой игре, очень хорошо расслабляет все мышцы и успокаивает, поэтому дыхательные упражнения очень эффективны при работе с агрессией.

7. «Шторм»

Можно играть в эту игру во время купания, а можно просто набрать воды в глубокую и широкую емкость, вообразить, что это море, и предложить ребенку устроить шторм. Ребенок должен дуть на воду так, чтобы получались волны.

8. «Повелитель ветра»

Садимся напротив ребенка и объявляем его повелителем ветра. Его задача – дуть как можно сильнее. Мама в это время подыгрывает малышу, изображая, как ее сдувает с места, и изо всех сил сопротивляясь порывам ветра.

9. «Упрямый ослик»

Лучше всего малышу лечь на что-то мягкое, чтобы не отбить себе пяточки. Итак, ребенок укладывается, например, на кровать, поднимает ноги и с силой опускает их вниз, на каждый удар произнося «нет!», «ни за что!», «никогда!» и т.д.

10. «Домашний футбол»

Для игры нужна маленькая подушка или тряпичный мяч (чтобы в случае чего не разбить люстру). Ребенок и мама (или папа) играют в футбол, предварительно договорившись о том, что можно делать в игре, а чего нельзя. Смысл в том, чтобы дать ребенку вволю попинать, покидать мяч.


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

МБДОУ Д/с «Ёлочка» г. Абакан, республика Хакасия

Повышенная детская агрессивность в настоящее время является одной из наиболее острых проблем родителей, педагогов, психологов, общества в целом. Актуальность данной темы несомненна, поскольку число детей с агрессивным поведением неуклонно растёт. Почти в каждом коллективе детей встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Этого ершистого, драчливого, ребёнка трудно принять таким, какой он есть, а ещё труднее понять.

Что делать, если ребенок стал проявлять агрессию по отношению к сверстникам или к взрослым?

Родителям важно понимать и видеть, чувствовать своего ребенка. Поэтому важно знать методы профилактики и коррекции агрессивного поведения ребенка.

Но перед тем как предпринимать действия по коррекции детской агрессии, нужно разобраться с причинами ее возникновения!

Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. Рассмотрим несколько ключевых:

Причины детской агрессии:

1) ребенок дерется из-за незрелости речи.

Агрессия впервые проявляется у детей довольно рано, у многих даже до года. Это связано с тем, что ребенок сталкивается с первыми ограничениями в своей жизни. Например, его куда-то не пускают ползать или мама не дает точить об себя зубы. Как и у любого нормального существа, ограничения доступа к желаемому вызывает негативные эмоции: злость, обиду. А как ребенок маленький, в возрасте до 2-3 лет, может высказать свою злость? Дети в этом возрасте еще плохо разговаривают, значит аргументированно объяснить маме, в чем она неправа, они не могут. Остается только рычать, кричать, драться и кусаться.

Слабое развитие речи является одной из самых распространенных причин детской агрессии в дошкольном возрасте.

Большинство детей с 4 лет уже хорошо разговаривают, но чтобы, например, отстоять свою игрушку на словах, ребенку требует гораздо больше времени и мысленных усилений. «Дать в бубен» обидчику гораздо проще и быстрее.

Что уж говорить о детках, имеющих проблемы с развитием речи, такими как задержка, дизартрия или просто непоставленные звуки.

2) ребенок пробует новую модель поведения.

Эта причина детской агрессии связана с тем, что ребенок адаптируется к социуму. «Драться плохо» - не является генетической программой, это именно социальная норма. Соответственно, дети пробуют драться, кусаться и тому подобное так же, как они пробуют договариваться, меняться и так далее. А вот закрепится ли такая модель поведения на 100%, зависит от реакции окружения. Если агрессией ребенок добьется желаемого (игрушки, внимания, и тому подобное, то такое поведение подкрепится. И если такое поведение подкрепится один раз, то ничего страшного не произойдет, а если это будет происходить раз за разом, то агрессия ребенка станет постоянной моделью поведения. В таком случае потребуется коррекция детской агрессии.

3) дисгармония в семье.

Именно дисгармония внутри семьи чаще всего является главной причиной детской агрессии. Сюда относится и дисгармония в паре ребенок-родитель, и в паре муж-жена, и в паре родители-бабушки, дедушки. Никогда не забывайте, что ребенок берет пример прежде всего с вас, с того, как вы выражаете свои эмоции окружающим. И если в порыве гнева вы не научились себя контролировать, от ребенка ожидайте того же. Нереально объяснить ребенку, что нужно решать проблемы не кулаками, при этом самому использовать агрессию в жизни. Если мама с папой или с бабушкой и дедушкой разговаривают только криками и руганью, то ребенок тоже будет ругаться. Если родители используют ремень в качестве воспитывающего элемента, то ребенок тоже будет драться. Причем, скорее всего, агрессия у такого ребенка будет проявляться не только с родителями, а с более слабыми детьми и животными.

Помните любой, даже скрытый конфликт в семье отражается на ребенке.

4) нарушения эмоциональных внутрисемейных отношений.

Еще одной распространенной причиной агрессии у детей являются различные нарушения эмоциональных внутрисемейных отношений. Ведь с самого своего зачатия ребенок полностью зависит от родителей, причем как физически, так и эмоционально.

Любовь, доверие и чувство защищенности, как между родителями, так и по отношению к ребенку являются важнейшими составляющими правильного развития ребенка. Порой родители нарушают эти постулаты, нанося малышу неизгладимую травму. Здесь могут сыграть значение невыполнение обещаний или непоследовательность в системе поощрений и наказаний. К сожалению, часто родители просто срываются на своих детях после тяжелого трудового дня.

Также агрессию ребенка может вызвать и некорректная критика, ведь зачастую мамы любят делать унизительные замечания или наказывать детей в самом неподходящем для этого месте. Представьте, что так поступили с вами! Вы ведь можете постоять за себя, а ваш ребенок еще нет, и, учитывая, что он еще не полностью сформировался психологически, это может заметно пошатнуть его самомнение и чувство собственного достоинства.

5) Телевидение, Интернет и другие СМИ.

Причину возрастания детской жестокости до пугающих размеров именно в 20-21 веках многие специалисты видят в распространении и доступности телевидения и Интернета. Самые популярные и захватывающие фильмы и мультфильмы непременно содержат жестокие и грубые сцены, которые сильно влияют на несформированную детскую психику.

Часто вспышки агрессивного поведения ребенка напрямую спровоцированы установками или запретами взрослых. Представьте, что живой и активный ребенок провел день со строгой няней. Его поведение жестко контролировалось, а попытки поиграть в шумные подвижные игры пресекались. Если ребенок целый день не имел возможности открыто проявлять свои эмоции, как положительные, так и отрицательные, не мог физически разрядиться, то разрядку предстоит наблюдать вам, дорогие родители. Его агрессия будет обусловлена накопившимся переизбытком энергии, которая, как известно, не имеет свойства исчезать бесследно.

7) Недовольство собой.

Еще одна причина агрессивности - недовольство собой. Часто это вызывается не объективными причинами, а отсутствием эмоционального поощрения от родителей, которое приводит к тому, что дети не научаются любви к себе. Для ребенка (как и для взрослого) жизненно важно, чтобы его любили не за что-то, а просто за сам факт существования - немотивированно. Самое жестокое наказание не наносит ребенку такого непоправимого вреда, как отсутствие любви к себе и поощрения. Если ребенок не любит себя, считает себя недостойным любви, то он не любит и других. И потому агрессивное отношение к миру с его стороны вполне логично.

8) Чувство вины.

Как ни странно, повышенную агрессивность могут проявлять и те дети, в которых не дремлет совесть. Почему? Потому что они испытывают чувство вины и чувство стыда по отношению к тем, с кем поступили нехорошо или кому причинили вред. Поскольку оба эти чувства довольно неприятны и не приносят радости, они и у взрослых нередко перенаправляются в адрес тех, к кому они испытывают эти чувства. Так стоит ли удивляться, если ребенок испытывает гнев и агрессию по отношению к тому, кого обидел? Чтобы научиться справляться с ситуациями вины, научиться брать на себя ответственность, ему понадобится время и наша помощь и поддержка. А главное - наш пример. Если дети будут видеть, что мы в состоянии достойно справляться с подобными ситуациями, то им будет легче пройти отнюдь нелегкие уроки, которые предлагает жизнь.

В дошкольном возрасте те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. В этот период еще не поздно избежать трансформации агрессивности в устойчивую черту характера. Для этого родителям необходимо знать методы профилактики и коррекции агрессивного поведения.

Профилактика и коррекция детской агрессии.

Если упустить благоприятный момент, в дальнейшем развитии ребенка возникнут проблемы, которые помешают полноценному становлению его личности, раскрытию индивидуального потенциала. Дети нуждаются в коррекции агрессивности, поскольку она искажает их представление о реальности, заставляя видеть в окружающем мире только враждебность и пренебрежение к себе.

Для «лечения» агрессивности годятся примерно те же стратегии, что и для ее предупреждения. Так как же нужно вести себя родителям в случае проявления их детьми агрессивного поведения или чтобы подобное нежелательное поведение предотвратить?

1. Во-первых, требуется проявление со стороны родителей безусловной любви к ребенку в любой ситуации. Проявлять недовольство надо именно плохим действием и поступком, принимая личность ребенка в целом. То есть вместо «Ах, какая плохая девочка» , нужно говорить «Ах, какой плохой поступок» . Тем самым мы даем ребенку понять, что он не перестал быть нами любим, а вот поступок плохой и делать так больше не нужно.

Ни в коем случае нельзя оскорблять ребенка, обзывать его.

2. Старайтесь поведение ребенка обозначать позитивно: «Ты капризничаешь, потому что устал…» . «Ты злишься, что в этот раз ты не справился с заданием…» .

3. Вместо того, чтобы отчаиваться и упрекать ребенка в агрессивном поведении или непослушании, лучше выразить свое огорчение: «Как жаль, что ты ошибся (ошиблась) и поступил неправильно, ведь и сам теперь расстроен из-за этого» . Учим обращать внимание на чувства и эмоции, то есть контролировать их и управлять. При этом устанавливаются добрые, спокойные детско-родительские отношения, понижается противоречивость, несогласие, злобу ребенка.

4. Бессмысленно добиваться того, чтобы ребенок не чувствовал агрессию – это невозможно. Взрослому нужно помочь ребенку выражать то, что чувствует, что переживает: «Конечно, тебе обидно…» , «Наверное, тебе кажется, что весь мир настроен против тебя…» , «Тебе стыдно за этот поступок, и тебе кажется, что одноклассник не простит тебя…» Важно помочь ребенку избавиться от эмоционального напряжения, сохранять контакт со своими чувствами.

5. Установление обратной связи с ребенком снижает уровень агрессии: «Ты ведешь себя агрессивно» (констатация факта) . «Ты раздражен?» , «Ты чувствуешь обиду?» (констатирующий вопрос) . «Ты хочешь меня вывести из терпения?» , «Ты хочешь меня разозлить?» (раскрываем мотив агрессивного поведения) . «Мне обидно, когда на меня кричат…» (обозначение своих чувств по отношению к неадекватному поведению с позиции я-сообщение) . «Ведь мы с тобой договаривались…» , «Мы с тобой заключали договор…» (возвращение к установленным правилам) . При этом устанавливаются добрые, спокойные детско-родительские отношения, понижается противоречивость, несогласие, злоба ребенка.

6. Обязательный контроль своих собственных негативных эмоций! Как и ребенок, взрослый так же испытывает калейдоскоп негативных чувств и эмоций, когда сталкивается с агрессией, в том числе и с детской: страх, раздражение, гнев, беспомощность. Нужно помнить, что эти чувства естественны, и являются ответной реакцией на негатив. Управляя ими, родитель демонстрирует модели взаимодействия с агрессивным человеком, обучает ребенка, закрепляя дружеские отношение с ним.

7. Если ребенок капризничает, злится, кричит, бросается на вас с кулаками - обнимите его, прижмите к себе. Постепенно он успокоится, придет в себя. Со временем ему будет требоваться все меньше времени, чтобы угомониться.

Кроме того, такие объятия выполняют несколько важных функций: для ребенка это означает, что вы способны выдержать его агрессию, а, следовательно, его агрессия может быть сдержана и он не разрушит то, что любит; ребенок постепенно усваивает сдерживающую способность и может сделать ее внутренней и таким образом контролировать свою агрессию сам.

Позже, когда он успокоится, вы можете поговорить с ним о его чувствах. Но ни в коем случае не стоит читать нравоучения при таком разговоре, просто дайте понять, что готовы его выслушать, когда ему плохо.

8. Уважайте личность в вашем ребенке, считайтесь с его мнением, воспринимайте всерьез его чувства. Предоставляйте ребенку достаточную свободу и независимость, за которую ребенок будет сам нести ответственность. В тоже время покажите ему, что в случае необходимости, если он сам попросит, готовы дать совет или оказать помощь. У ребенка должна быть своя территория, своя какая-то сторона жизни, вход на которую взрослым позволен только с его согласия.

Ошибочным считается мнение некоторых родителей, что "у их детей от них не должно быть никаких секретов". Не допустимо рыться в его вещах, читать письма, подслушивать телефонные разговоры, шпионить! Если ребенок вам доверяет, видит в вас старшего друга и товарища, он сам вам обо всем расскажет, попросит совета, если сочтет необходимым.

9. Покажите ребенку конечную неэффективность агрессивного поведения. Объясните ему, что даже если в начале он и достигнет для себя выгоды, например, отнимет у другого ребенка понравившуюся игрушку, то впоследствии с ним никто из детей не захочет играть, и он останется в гордом одиночестве. Вряд ли его прельстит такая перспектива.

Если вы видите, как ваш ребенок, еще не начавший ходить в школу, ударил другого, сначала подойдите к его жертве. Поднимите обиженного ребенка и скажите: "Андрей не хотел обидеть тебя". Затем обнимите его, поцелуйте и немного проводите.

Таким образом, вы лишаете внимания своего ребенка, перенося его на товарища по играм. Внезапно ваш ребенок замечает, что веселье кончилось, и он остался в одиночестве. Обычно требуется повторить это два -три раза и драчун поймет, что агрессивность не в его интересах.

10. Необходимо устанавливать социальные правила поведения в доступной для ребенка форме. Например, "Мы никого не бьем, и нас никто не бьет".

11. Не забывайте хвалить ребенка за старательность. Когда дети реагируют должным образом, сделайте все, чтобы закрепить эти усилия. Скажите им: "Мне нравится, как ты поступил". Дети лучше реагируют на похвалу, когда видят, что родители действительно довольны ими.

Не стоит говорить: "Хороший мальчик" или: "Хорошая девочка". Дети часто не обращают на это внимания. Лучше сказать: "Ты доставил мне огромное удовольствие, когда поделился со своим младшим братом, вместо того чтобы драться с ним. Теперь я знаю, что могу доверить тебе уход за ним". Такая похвала имеет большое значение для детей. Она позволяет им почувствовать, что они могут произвести хорошее впечатление.

12. Надо предоставлять возможность ребенку получить эмоциональную разрядку в игре, спорте и так далее. Можно завести специальную "сердитую подушку" для снятия стресса. Если ребенок чувствует раздражение, он может поколотить эту подушку.

Ребенку необходимо знать, что мама и папа его любят вне зависимости от того, как он себя ведет. Это аванс, за который ребенок платит благодарностью: «Меня любят, не смотря ни на что, а поведение (поступок) я обязательно исправлю!» Он должен чувствовать себя желанным и любимым, ведь часто одно лишь ласковое слово может снять его озлобление. В любви зарождается весна, новая жизнь. Именно любовь делает нас счастливее, так как ее лучи согревают наши сердца и сердца наших детей.



Рассказать друзьям