Родительское собрание в старшей группе: «Воспитание у детей дошкольников любви и бережного отношения к природе. Экологическое воспитание

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Воспитатель: Скворцова Н.В. Старшая группа Р.п. Большое Мурашкино 2016 год Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад «Солнышко»

Цель: Повышение уровня экологической компетентности родителей.

Задачи:

  1. Выявить уровень экологической культуры в семье путем анкетирования родителей.
  2. Повысить интерес родителей к экологическому образованию их детей и экологии в целом.
  3. обучить родителей навыкам организации различных форм деятельности с детьми по экологическому воспитанию дома;
  4. Способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе.

Форма проведения: Круглый стол.

Методы работы:

  1. Анкетирование
  2. Мастер-класс
  3. Беседа
  4. Игры с родителями
  5. Наблюдение

План проведения:

  1. Вступительное слово воспитателя
  2. Игра «Назови цветок»
  3. Итоги анкетирования родителей по теме
  4. Круглый стол по теме собрания
  5. Мастер класс по оригами «Подснежник»
  6. Игра «Собери ромашку»
  7. Игра «Народная мудрость»
  8. Викторина «Знатоки природы»
  9. Подведение итогов родительского собрания. Принятие решения.

Предварительная работа:

  1. Оформление пригласительных открыток на собрание
  2. Проведение анкетирования родителей «Экологическое воспитание ребенка в семье»
  3. Оформление выставки методической и художественной литературы по экологическому воспитанию
  4. Подобрать музыкальное сопровождение
  5. Подготовить памятки для родителей «Правила поведения в лесу» , «Игры с детьми на природе»

Ход собрания.

Пока родители собираются за круглым столом звучит песня "Лес-наш дом» Автор Керсти Кууск, рус. текст Майя Мюкканен.

Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые мамы и папы! Тема нашей сегодняшней встречи «Роль семьи в экологическом воспитании ребёнка» . А начнем мы наше собрание с небольшой игры, чтобы настроиться на дружескую и непринужденную обстановку.

ИГРА «НАЗОВИ ЦВЕТОК» .

Родители встают в круг и под веселую музыку передают друг другу мяч тот, у кого окажется мяч, когда закончится музыка, называет цветок на заданную букву.

Воспитатель: Ну вот, настроение улучшилось, усталость отступила, теперь можно вернуться к теме нашей встречи.

В гармонии с природой и с собою.

На свете чтобы жили малыши,

Воспитывайте в детях, берегите,

Храните экологию души! (Н. Луконина) .

Итоги анкетирования по вопросам экологического воспитания в семье.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, «рукотворному миру» , к себе и окружающим людям. Под экологическим воспитанием понимают воспитание любви к природе. Действительно, это важная составляющая часть воспитательного процесса, но нередко приемы, которыми воспитывают такую любовь, очень сомнительны. Часто во время летних прогулок родители предлагают собирать цветы, ловить бабочек, стрекоз или других насекомых. Такие занятия становятся постоянной летней забавой ребят. Они срывают охапками цветы, отрывают насекомым крылья, лапки или же вовсе растаптывают свою жертву ногой. Таким образом, такие воспитательные мероприятия учат детей не любить, а уничтожать живое, причем довольно жестоко.

«Без экологических знаний сегодня жизнь невозможна. Они нужны нам, людям, как воздух, как лекарство от болезни, диагноз которой – равнодушие к нашему общему Дому, к Природе» (В. А. Алексеев) .

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о красивом и безграничном мире природы, а потом вместе подумаем и решим, как можно в детском саду и семье воспитывать у детей чувство любви к природе, как охранять Землю. Для начала предлагаю ответить на несколько простых вопросов:

Ваш ребенок любит природу?

А как вы думаете, почему одни дети ее любят, а другие нет?

Как часто вы бываете с ребенком на природе? Чем вы занимаетесь на таких прогулках?

Наблюдаете ли вы вместе с ребенком за растениями?

Практикуете ли вы в своей семье приобщение ребенка к труду в природе?

Воспитатель: Молодцы, хорошо справились с вопросами! По тем ответам, что вы дали сейчас и написали в анкете, стало ясно, что вы готовы сотрудничать с детским садом и двигаться в одном направлении, приобщая детей к природе.

«Есть такое твердое правило. Вставая поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету» (А. де Сент-Экзюпери, «Маленький принц» ) .

Ребенок, как губка, запоминает и впитывает в себя все, что видит вокруг. Поэтому, если взрослые, окружающие его, будут бережно относиться к природе и на своем примере показывать, что можно делать в природе, а что нельзя, чтобы не навредить ей и сохранить, то и ребенок будет правильно вести себя в природе.

Все мы любим в выходные выезжать на природу, чтобы отдохнуть и отвлечься от трудовых будней. Ранней весной в лесах нашего района расцветает прекрасный весенний цветок. Кто из вас знает, что это за цветок? Да, вы правы - это подснежник! Предлагаю вам сделать этот чудесный цветок из бумаги.

МАСТЕР - КЛАСС «ПОДСНЕЖНИК» .

Цель: знакомство с оригами на примере изготовления поделки для подарка.

Родители вместе с воспитателем изготавливают поделку в стиле оригами.

Воспитатель: Какие замечательные подснежники у вас получились. Предлагаю положить их на столы и продолжить нашу беседу. Но для начала немного разомнемся. Давайте сыграем еще в одну игру «Собери ромашку» .

ИГРА «СОБЕРИ РОМАШКУ» .

Подготовленные лепестки раскладываются по всему залу. Родители под музыку должны собрать ромашку, отыскав все лепестки и собрать цветок на столе, приклеив каждый лепесток к сердцевине.

Воспитатель: Чтобы провести свой отдых в лесу позитивно и безопасно, я приготовила вам небольшие подарки. (Воспитатель раздает родителям памятки «Правила поведения в лесу» , «Игры с детьми на природе» ) .

ИГРА «НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ» .

Цель: вспомнить окончание русской народной поговорки или пословицы.

Аленький цветок - бросается в глазок.

Зелёная ограда - живая отрада.

Весна красна цветами, - а осень снопами.

Где цветок, - там и медок.

Есть цветы - радуйся цветам, нет цветов - радуйся бутонам.

Из шипов - выходят розы.

Красна дева в хороводе, - что маков цвет в огороде.

На хороший цветок - летит и мотылек.

ВИКТОРИНА «ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ»

Бернард Шоу говорил: «У меня яблоко, у вас яблоко, обменяемся ими, у каждого останется все равно по одному яблоку. У меня мысль, у тебя мысль, обменяемся ими, будет две мысли» . Под музыкальное сопровождение «Журавленок» , родителям раздаются «листочки» с короткими вопросами по теме собрания. Дается время для ответа (1-3 минуты) .

1. БЕСЕДА:

«Ребенок ломает ветку дерева. Ваши действия?» ;

«Ребенок увидел много красивых цветов и бежит их сорвать. Как его остановить, что бы он этого не сделал?»

«Ребёнок проходит мимо завядших цветов на подоконнике. Как вы отреагируете на это?

« «Ползет жук, ребенок хочет его раздавить. Что вы ему скажите?» ;

«Ребенок видит паука и говорит: «он злой и вредный. Надо его раздавить» . Как объяснит ребенку, что этого делать нельзя» и другие.

2. ИГРА «ОНИ НАС ЛЕЧАТ» (изображение полянки, где растут лекарственные цветущие растения) .

Воспитатель: Лес, как сказочное царство,

Там кругом растут лекарства.

В каждой травке, в каждой ветке –

И микстура, и таблетки.

Нужно только не лениться,

Нужно только научиться.

Находить в лесу растения,

Что пригодны для лечения!

3. ЗАГАДКИ

Отгадайте их и назовите, для чего принимают эти растения в лечебных целях.

1. Травка та растет на склонах

И на холмиках зеленых.

Запах крепок и душист,

А ее зеленый лист

Нам идет на чай.

Что за травка - отгадай. (Чабрец, считается очень сильным антисептиком, действует как противовоспалительное, обезболивающее, отхаркивающее, спазмолитическое, слабое снотворное средство.)

2. Он сорняк, он цветок,

От болезни мне помог.

Как присяду на диванчик,

3. Белая корзинка, золотое донце. (Ромашка, используется для полоскания горла при ангине; ополаскивают волосы) .

4. Капля сочного нектара и душиста, и сладка.

От простуды излечиться вам поможет… (Медуница)

5. Неприметна среди трав,

У нее спокойный нрав.

Кто полезностью гордится? -

Ароматная... (Душица.)

6. Если что-то заболит,

Даже зверь не устоит.

С какой же травкой пить настой?

С чудо-травкой... (Зверобой.)

Назовите растения, которыми можно вылечиться от простуды. Лекарственные растения приносят большую пользу людям, поэтому относитесь к ним бережно: не вырывайте растения с корнем, не собирайте растения на одном месте, часть оставляйте в природе.

Воспитатель: В одной из замечательных песен нас призывают остановиться и оглянутся вокруг: «Как прекрасен этот мир, посмотри…»

Да, он действительно прекрасен, этот полный чудес и загадок мир. Каждый день мы встречаемся с его тайнами. Иногда, спеша, проходим мимо, не замечая их. Иногда случайно пытаемся отгадать какую – нибудь из загадок природы и удивляемся сделанному вдруг открытию. Хорошо, если открытие состоялось, и чем раньше это происходит, тем лучше!

Почему, зачем, а где, а как? Сколько таких, почему и зачем у растущего человека? Ему все любопытно, ему обязательно хочется знать все и обо всем сразу. Кто может помочь ему в этом? Родители.

Как воспитать у детей интерес к таинственному миру природы? Природа окружает нас на протяжении всей жизни, является элементом нормального существования и здоровья. Понимание ее специфики как живого существа, закономерностей жизни, восприятие красоты природы формируется под влиянием взрослых – семьи. Мама, а затем семья выполняют для ребенка функцию исходного, первоначального образца экологически культурного человека, действуя с которым он строит свои первичные представления о мире природы.

Хочется закончить стихотворением Е. Евтушенко: «Берегите свою планету» :

Дерево, трава, цветы и птицы

Не всегда умеют защититься,

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя».

Воспитатель: Вот и закончилась наша встреча. Вы показали отличные знания, и очень надеюсь, что все свои знания и умения вы будите передавать детям. Мы надеемся, что помогли Вам хоть немного понять язык природы и использовать полученные знания в воспитании экологической культуры вашего ребенка. Спасибо за участие и понимание.

Подведение итогов родительского собрания и принятие решения:

1)В детском саду «Солнышко» продолжать формировать экологическое воспитание детей.

2)Регулярно проводить природоохранные мероприятия и акции с участием педагогов, родителей и детей.

3)Организовывать семейный отдых в лесу, соблюдая правила поведения в природе.

Звучит песня муз. Григорий Г., сл. Шукуров Э. «Гимн друзей заповедных островов» .

Воспитатель: Спасибо, что пришли. А сейчас приглашаю всех пройти в группу на чаепитие.

Родительское собрание в старшей группе: «Воспитание у детей дошкольников любви и бережного отношения к природе. Экологическое воспитание»

Цель :

Повысить интерес родителей к экологическому образованию детей и экологии в целом. Воспитание у детей дошкольников и их родителей любви и бережного отношения к природе.

Ход собрания:

Воспитатель зачитывает выступление под звуки леса (пение птиц, шелест листвы, журчание ручья) .

«Я сорвал цветок, и он завял.

Я поймал жука,

И он умер у меня на ладони.

И тогда я понял :

Прикоснуться к природе

Можно только сердцем.»

Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней. Мы должны беречь это счастье и научить ему детей.

В дошкольном возрасте и благоприятных условиях интенсивно развивается интеллектуально-волевая сфера ребенка, закладываются основы правильного, осознанного отношения к предметам и явлениям, окружающей действительности. Важным фактором воздействия на детей является целенаправленная систематическая воспитательно-образовательная работа, в которой особо важное место занимает целенаправленный процесс ознакомления с природой.

Детство самый благоприятный период развития всех качеств ребенка и Вы – родителидолжны определить для себя цели воспитания, каким бы Вы хотели видеть своего ребёнка.

Сегодня от нас с Вами зависит дальнейшее существование жизни на земле. Современные наболевшие проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой, возможно, решить только при условии сформированности экологического мировоззрения всех людей.

Начинать экологическое воспитание целесообразно с раннего детства, развития понимания красоты природы, любви к ней.

2. Вопросы - ответы.

Экологическое воспитание что это ?

Биологическая наука о взаимоотношениях организмов с окружающей средой – Экологическое воспитание – это система, направленная на формирование начал экологической культуры и развитие экологической культуры у детей и взрослых.
– Система экологического воспитания – это создание условий, определенное содержание, методы и формы работы с детьми и родителями.
– Экологические знания – это представления о растениях и животных, их взаимосвязи; о временах года, о неживой природе, представления о взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, и т.д.. Это - познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимодействии со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним. Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию общения с природой, познанию мира растений и животных, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в детстве, прочно войдут в характер человека, станут его основой. Тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение. Сама природа даёт возможность всесторонне развивать ребёнка, расширять кругозор, показывая взаимосвязи в природе, вовлекать детей в совместную деятельность, побуждать ребенка к сочувствию, сопереживанию, желанию помогать делом.

Что, прежде всего нам поможет?

Разнообразные прогулки, наблюдения, в ходе которых необходимо научить ребенка делать самостоятельные выводы в ходе наблюдений за погодными явлениями. Поддерживать интерес к окружающему миру, явлениям живой и неживой природы. Во время прогулок наблюдайте за происходящим в природе, обогащайте детей новыми знаниями, которые будут являться основой осознанного отношения к ней, а также развивать в детях чувство прекрасного.

Какое отношение к природе мы можем воспитать в детях?

Бережное.- Заботливое.- Гуманное. -Необходимо научить видеть красоту живого, оценивать ее и стремиться помогать ей (зимой – подкармливать птиц, стряхивать снег с веток деревьев) .

Развивать интерес к познанию, исследованию окружающего мира, помочь ребенку познать как больше тайн живой и неживой природы. -Формировать желание стать другом и защитником природы, воспитывать бережное отношение к природе. Ребенок мал, действует неосознанно, но под нашим влиянием это закрепляется, и становиться нормой поведения в природе, а в дальнейшем и нормой жизни. Недоброжелательное отношение ко всему живому переходит в жестокость, не только к природе, но и к людям.

Нам необходимо прививать интерес и любовь к природе, учить замечать красивое вокруг себя, любоваться и восхищаться этой красотой.

Показ презентации: " Экологическое воспитание в ДОУ"

3. Деловая игра «Природа – наш дом»

1. Ситуации для обсуждения
а) Ребята увидели на траве птенца, не умеющего летать. Они поискали вокруг гнездо, из которого он выпал, но не нашли и решили взять его с собой. Правильно ли поступили дети?

б) Неожиданно появилась перед детьми белка. Один из мальчиков изловчился и накрыл ее шапкой. «Теперь ты будешь моя»,- довольно сказал он. Ваши действия в этой ситуации?

в) Вадим ходит по поляне с пустой жестяной банкой в поисках чего-либо подходящего, чтобы завернуть ее и положить в рюкзак. - Чего ты носишься с этой банкой,- услышал он от отца.- Брось ее в воду - и дело с концом. Правильно ли поступил отец?

г) Кто - то заметил: «Что - то в лесу слишком тихо. Даже птицы не поют. Скучно совсем». «Включите магнитофон погромче» - сказала мама. Как вы считаете, верно, ли она поступила?

2. «Что мы знаем о природе. Компетентность родителей в сфере экологии» »

1. Вопросы:
1) Физическое состояние атмосферы в данной местности в определенный момент? (погода)
2)Самый распространенный минерал на нашей планете, покрывающий большую поверхность земного шара? (вода)
3) Подземный орган растения, служащий для закрепления его в почве и поглощения воды и минеральных веществ? (корень)
4)Горизонтальное движение воздуха, имеющие направление и скорость? (ветер)
5)Одно из свойств живых организмов, которое обеспечивает существование вида, увеличение его численности? (размножение)
6)Воздушная оболочка земли? (атмосфера)
7)Смесь азота, кислорода, углекислого газа? (воздух)
8)Как называются представители животного мира, прирученные человеком, живущие под его опекой, разводящиеся для хозяйственных различных целей? (домашние)
9) Распространенный в нашей местности растительное сообщество, включающее в себя различные растения преимущественно деревья, очищающие воздух от вредных веществ? (лес)
10)Многолетний режим погоды, главным показателем которого являются
температура, осадки и ветер? (климат)
11)Капельки воды, кистализирующиеся от холода, способные преодолевать сопротивления потоков воздуха? (снег)
12) Многочисленные высокоорганизованные животные на нашей планете? (млекопитающие)
13)Живой организм, имеющий много общего с животными в строении и жизнедеятельности? (растения)
14)Как называются млекопитающие, обитающие отдельно от человека,
самостоятельно выживающие в окружающей среде? (звери)

2. Вопросы:

1 Кто из лесных обитателей любит полакомиться муравьями и их личинками? (медведь, дятел)

2. Как называется дом, который люди строят для пчел? (улей)

3. Какое яйцо самое прочное? (страусиное – выдерживает вес 15 кг)

4. Какие насекомые пьют цветочный сок и опыляют цветы? (пчелы, шмели, бабочки)

5. Где у кузнечика уши? (на ногах)

6. Какой вред приносят людям мухи и тараканы? (разносят инфекцию)

8. Почему божью коровку не едят птицы? (она выделяет жидкость с неприятным запахом)

9. Где строят гнездо шмели? (в норках, в трещинках)

10. Любимое лакомство диких кабанов? (желуди)

11. Любимая героиня многих русских народных сказок, умная, хитрая, кого угодно проведет? (лиса)

12. Опасное насекомое, переносчик малярии? (комар)

13. Самое крупное млекопитающее? (синий кит: длина – 33, 5м, вес – 160т.)

14. Кто самый сильный на земле? (муравей: переносит тяжести в 10 раз больше своей массы)

15. Кто самый прожорливый хищник планеты среди насекомых? (стрекоза – в день съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама)

16. Какие лесные растения могут заменить мясо? (грибы – белые и шампиньоны наиболее питательные)

17. О каком дереве говорится: «Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а без волос? »

18. Кто кукует у кукушки? (самец)

19. Непоседа птица эта – одного с березой цвета. (Сорока)

20. Что относится к живой природе? (человек, растения, животные, грибы, микробы)

21. Что относится к неживой природе? (солнце, воздух, вода, камни)

22. Какая птица питается насекомыми на лету? (ласточка)

23. У всех насекомых шесть ног, а у этого восемь ног и еще восемь глаз? (паук)

24. Лекарственное растение. В народе его называли «порезник», «ранник», «чирьева трава»? (подорожник)

25. Ледяные кристаллики, подающие с неба зимой. Бывают разной формы. Если слипнутся, то образуются снежные хлопья. (Снежинки)

3.Игра «Ромашка»
Загадки:
а) Ежегодно приходят к нам гости: один седой, другой молодой, третий скачет, четвертый плачет, (времена года)

б) На первую ступеньку встал парень молодой, к двенадцатой ступеньке пришел старик седой, (год)

г) Он пушистый, серебристый, но рукой его не тронь. Станет капелькою чистой, как поймаешь на ладонь, (снег)

е) Он вошел - никто не видел, он сказал - никто не слышал. Дунул в окна и исчез, а на окнах вырос лес. (мороз)

ж) В белом бархате деревня, и заборы, и деревья. А как ветер нападет, этот бархат опадет.(иней)

з) Щиплет уши, щиплет нос, лезет в валенки мороз. Брызнешь воду - упадет не вода, а лед. Даже птице не летится, от мороза стынет птица. Повернуло солнце к лету. Что, скажи, за месяц это? (январь)

и) Она приходит с ласкою и со своею сказкою. Волшебной палочкой взмахнет – в лесу подснежник расцветет, (весна)

к) Дует теплый южный ветер, солнышко все ярче светит, снег худеет, мякнет, тает, грач горластый прилетает. Что за месяц? Кто узнает? (март)

л) Солнце печет, липа цветет, рожь колоситься, золотиться пшеница. Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (летом)

м) Жаркий, знойный, душный день. Даже куры ищут тень. Началась косьба хлебов, время ягод и грибов. Дни его - вершина лета. Что, скажи, за месяц это? (июль)

н) Громко стучит, звонко кричит, а что говорит - никому не понять и мудрецам не узнать? (гром)

о) Нашумела, нагремела, все промыла и ушла. И сады, и огороды всей округи полила, (гроза)

п) Что за чудо красота. Расписные ворота показались на пути, в них ни въехать, ни войти (Радуга)

р) Он и летом и зимой между небом и землей. Хоть всю жизнь к нему иди - он все будет впереди? (горизонт)

4. «Народная мудрость»
Мы вам будем предлагать начало русской народной поговорки, а ваша задача вспомнить вторую ее часть.

Сломать дерево не долго \ растить годы

Много леса не губи \ мало леса береги

Зима морозная, лето жаркое \ зима снежная, лето дождливое

Подкорми птиц зимой \ они отплатят летом добром

Не нужна соловью золотая клетка, \ а нужна зеленая ветка

Весна красна цветами, \а осень хлебами

Рощи да леса \ родного края краса

Нашу встречу хочется закончить словами К. Станисловского «Прекраснее всего сама природа. В нее - то и вглядывайтесь как можно пристальнее. Для начала возьмите цветок, или лист, или паутину, или узоры мороза на стекле... все это произведения искусства величайшей художницы природы. Постарайтесь определить словами то, что вам в них нравится. Это заставит внимание сильнее вникать в наблюдаемый объект, сознательнее относиться к нему при оценке, глубже вникать в его сущность.. .обращайтесь к исследованию всего, что попадается вам на глаза и что помогает вырабатывать хороший вкус и любовь к прекрасному.

5. Анкета для родителей « Экологическое воспитание детей » (подведение итогов анкетирования).

Решение родительского собрания :

1. Прививать интерес и любовь к природе, учить замечать красивое вокруг себя, любоваться и восхищаться этой красотой. 2. Учить заботливому, бережному отношению ко всему окружающему. 3. В процессе наблюдений развивать и обогащать речь, внимание, память, что послужит основным показателем психологической готовности ребенка к школе. Совместная семейная деятельность сближает родителей и детей, способствует установлению тесных контактов между ними 4.Продолжать работу по подкормке птиц зимой

5 января Президент России В.В. Путин подписал указ. Цель данного решения – привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние экологической безопасности страны. Призвать к участию в программе все слои населения (активных граждан, школьников, волонтеров). Провести ряд совещаний, форумов, конференций, посвященных обсуждению развития сферы экологии Среди школьников организовать всероссийские конкурсы. В международном масштабе провести фестивали, слеты, выставки, концерты. Серьезное внимание уделить средствам массовой информации для полноценного освещения событий и мероприятий. Постараться в полной мере сохранить биологические ресурсы. Повысить квоты, направленные на развитие заповедников. Тщательно проверять показатели, регулирующие экологический уровень.

Основные экологические проблемы в России Российская Федерация по меркам загрязненности окружающей среды стоит, практически, на первом месте. Этот показатель растет с каждым годом и ему способствуют такие факторы, как загрязнение водоемов, вырубка лесов, ухудшение состояния почвы и атмосферы путем выбросов заводского производства. Для того чтобы решить все эти экологические проблемы необходимо:

-Предотвратить вырубку лесов, а именно улучшить условия труда лесников, установить менее выгодные условия для экспорта древесины, в частности, ценных пород, усилить контроль над вырубкой леса.

-Очистить водоемы, а именно усовершенствовать очистительные системы, ведь некоторые из них уже не в состоянии выполнять свои функции; пересмотреть способы утилизации и переработки отходов; улучшить утилизацию бытовых неорганических отходов.

- Очистить воздух - использовать современные и более экологически виды топлива; улучшение фильтров на предприятиях, которые относятся к тяжелой промышленности.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПРИРОДОЙ ДОМА»

Замечательный педагог Василий Александрович Сухомлинский писал : «Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для приобщения его к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».

Что может дать ребенку изучение природы? Всестороннее развитие личности. А еще наблюдения природных явлений способствуют развитию речи. Это особенно заметно на примере дошкольников : чем больше увидел и понял малыш, тем ярче и образнее его речь, тем охотнее общается он со сверстниками, легче входит в контакт со взрослыми.

Сейчас за окном лежит снег. Начнем с деревьев и кустарников. Вот ясень. Ближе к концу февраля начинает он рассеивать созревшие осенью семена. Сорванные порывом ветра остроконечные плодики летят, вращаясь вокруг своей оси. Падая, довольно глубоко уходят острыми кончиками в снег. Забавно? А ведь это «работает» одно из приспособлений растения к выживанию : протает снег до земли - семечко окажется, будто высаженным заботливыми руками. Теперь дело за ним : расти на здоровье!

Самое время поискать во дворе или в парке место, где обрезают лишние ветки с тополей. Предложите ребенку выбрать веточки «по душе» . Дома подрежьте их и поставьте в банку с водой.

Что можно будет увидеть? Через 6-8 дней начнется цветение : из некоторых почек выберутся и повиснут толстые зеленые нитки с узелками. Это «сережки» , цветки. (Семян они не дадут - это можно увидеть только в природе в самом начале лета.) Через несколько дней опадут диковинные цветки. Потом тронутся в рост чистовые почки. Сначала покроются липким блестящим налетом, смолисто запахнут. Через 2-3 дня проклюнутся нежные ярко-зеленые листочки. Листочки разворачиваются долго. В то же самое время растут корни.

Если удастся додержать веточки до весны, когда почва согреется, ветки можно прикопать в землю на даче или на участке в садике. Со временем из них вырастет маленькое деревце – тополек.

Для подобных наблюдений подходят ветки орешника, ольхи, осины. Важно только, чтобы ни одна, даже самая маленькая веточка, не была срезана просто так, из озорства. В любом случае нужно постараться вести наблюдения вместе с ребенком, обмениваясь вопросами, удивляясь и побуждая его к новым открытиям и выводам.

Немало удивительных открытий может при вашем содействии сделать ребенок, даже не выходя из дома. В это время в ящике с овощами нередко попадается проросшая луковица. Вот интереснейший объект для наблюдений!

Начиная прорастать, она часто «пугает» верх и низ : листья (у луковицы их называют перьями, огибая луковицу, устремляются вниз, а корни тянутся кверху. Что произойдет с луковицей, если изменить условия ее жизни?

Обратим внимание на цвет листьев. Чем глубже ящичек, в котором хранят лук, тем бледнее листья. В самом начале опыта они могут быть почти белыми. Предложите ребенку положить про росшую луковицу на подоконник, к свету поближе. Что происходит? Листья меняют окраску, с каждым днем становятся все ярче, зеленее.

Луковицу можно посадить. Для этого земли не нужно. Запаса питательных веществ в самой луковице достаточно. Вон она, какая упругая, твердая. Была бы вода. Все подготовительные «посадочные» работы ребенок выполняет сам. Нужна полулитровая стеклянная банка, кусок плотной бумаги или тонкого картона. Ставим банку на картон и по дну, чуть отступив от края (диаметр кружка должен быть больше диаметра горлышка банки на 2-3 сантиметра, обводим карандашом. Вырезаем круг, а потом от края к центру надрезаем. В центре кружка делаем круглое отверстие по размеру донца выбранной для опыта луковицы. Края кружки сдвигаем в виде воронки, скрепив ниткой, тонкой проволочкой или просто двумя канцелярскими скрепками. Луковичка получает доступ к воде и оказывается полностью открытой для наблюдений.

Первое, что удается заметить, листья изменяют цвет. Они сначала выпрямляются, а потом наклоняются в ту сторону, откуда поступает свет. Ребенок сможет увидеть, как, меняя на правление, отрастают корни, как изменяется луковица. Чем больше отрастает перьев, тем сильнее она теряет упругость, съеживается. Это питательные вещества переходят из одной части растения в другую, из луковицы в листья.

А если, отыскав ненужный цветочный горшок, посадить еще одну проросшую луковицу в землю? Ведь теперь мы знаем, что происходит с корешками! Чем этот опыт может обогатить знания ребенка?

Во-первых, если сравнить зеленые перышки по вкусу, то окажется, что лук, выросший в воде, более резкий. Его перышки, порезав помельче, можно съесть в салате. "Водяной" лук сразу и обязательно из глаз слезу «выжимает» . Питались растения по-разному, вот и выросли разными.

Во-вторых, чем крупнее луковица, тем быстрее и больше вырастает из нее листьев. Питательные вещества, в прошлом году накопленные растением, расходуются на рост стрелок. Растение, посаженное в землю, держится дольше, и листьев на нем больше. Кормить их луковице помогает почва. Еще можно узнать, на сколько сантиметров отрастают стрелки за один день (за неделю, и сравнить, где это происходит быстрее : в банке или в цветочном горшке, в воде или в почве.

Детям доступны и полезны наблюдения за развитием растений из семян. Организовать эту работу очень просто. Семена для этого нужно брать крупные, характерной формы. Например, ноготки (календула, их семена, в самом деле напоминает срезанный ноготь. Душистый горошек очень похож на тот, из которого суп варят. Декоративные бобы совсем как фасоль, только намного крупнее и цветом другие.

Посадки семян на рассаду для летних цветников еще не начинаются. Но ведь нужно убедиться, живы ли заготовленные с осени семена, сохранили ли они «всхожесть» . Что нужно приготовить для опытов по проращиванию семян? Блюдечки, мелкие тарелочки или одноразовую пластиковую посуду. Пригодятся пластиковые соломинки, отрезанные по размеру диаметра донышка подобранной тары, бумажные салфетки, отстоянную или талую воду, небольшие полиэтиленовые пакеты.

На дно посудинки кладем соломинки. Сверху стелим сложенную в несколько раз салфетку и осторожно поливаем ее водой до тех пор, пока она насквозь не промокнет. Если воды налить слишком много, семена не прорастут - им нужен воздух, а в воде его слишком мало.

Отбираем из общей массы десять семян, хорошо смачиваем их водой и раскладываем на мокрой салфетке. Накрываем еще одной салфеткой и снова слегка, совсем немного, поливаем. Ставим замоченные семена внутрь полиэтиленового пакета, лишнюю часть подворачиваем под дно и убираем в теплое место. Свет для проращивания семян не нужен. Ведь в естественных условиях развитие семени происходит в почве, без света. Им нужны только тепло и вода – влага.

Убедите ребенка не тревожить то и дело посадки : очень быстрых изменений там не будет. Воду подливать не нужно - полиэтилен предупреждает лишнее испарение. Не верит? Так ведь это проверить очень легко! Такое же блюдце, лучинки, салфетка, столько же воды, только без полиэтилена, поставить два блюдца рядом. Салфетка в каком блюдечке скорее высохнет?

Предлагаем еще одно научное «исследование» . Опять все очень просто. Нужна фасоль, самая обычная. Посадить семечко можно в горшочек, в котором живет комнатное растение. Лишь бы земля в нем не была полностью закрыта листьями хозяина. Тем не менее, это должно быть растение, которое требует постоянной поливки. А если есть возможность, предоставьте ребенку для этого опыта отдельный цветочный горшок. В него можно посадить несколько семян. Это расширит возможности для наблюдений.

Сажаем семена во влажную землю. Наблюдаем разные этапы движения растения. Такие движения называют ростовыми, они связаны с прорастанием. Если зернышек сажали несколько, можно два-три выкопать, чтобы ребенок собственными глазами увидел весь процесс превращения. Сначала фасолинка выпускает корешок. Он укореняется, пробуравливает почву. Потом поднимаются на поверхность две половинки фасолины – семядоли. Сначала они белые. Теперь уже ребенок может объяснить, почему они такие, и высказать предположение о том, что произойдет дальше.

Семядоли зеленеют, увеличиваются, а потом рядом с ними от того же притаившегося в почве корешка появляются настоящие листья.

На любом прилавке, где торгуют семенами, можно найти пакетик с надписью «Зелень для кошки» . Обычно там семена овса. Семена можно отобрать и из зерновой смеси, которую продают в зоомагазинах на корм домашним птицам.

Для опыта используем глубокую (суповую) тарелку. Нужно вырезать два одинаковых кружка размером с дно тарелки самого тонкого поролона. Если хотите украсить дом среди зимы маленькой зеленой клумбочкой, равномерно рассыпьте по влажному материалу семена. Они прорастают : сначала набухают, становятся заметно крупнее. Потом появляется корешок, следом выбирается на поверхность зеленый стебелек. Росточки дружно тянутся к свету, словно кто-то нежно причесывает зеленую гривку ласковой рукой.

Можно семена в два-три ряда разложить по кругу – так, чтобы в середине осталось свободное место. На нем будут хорошо смотреться мелкие сувениры или сладости на празднике.

У ребенка должны быть зеленые друзья растения. И если «знакомы» они будут с самого «рождения» , с первых росточков – отношение ребенка к деревьям, цветам и кустарникам будет внимательное и уважительное.

Ежегодно приходят к нам гости: один седой, другой молодой, третий скачет, четвертый плачет,

На первую ступеньку встал парень молодой, к двенадцатой ступеньке пришел старик седой

Он пушистый, серебристый, но рукой его не тронь. Станет капелькою чистой, как поймаешь на ладонь

Он вошел - никто не видел, он сказал - никто не слышал. Дунул в окна и исчез, а на окнах вырос лес.

В белом бархате деревня, и заборы, и деревья. А как ветер нападет, этот бархат опадет.

Щиплет уши, щиплет нос, лезет в валенки мороз. Брызнешь воду - упадет не вода, а лед. Даже птице не летится, от мороза стынет птица. Повернуло солнце к лету. Что, скажи, за месяц это

Она приходит с ласкою и со своею сказкою. Волшебной палочкой взмахнет – в лесу подснежник расцветет,

Дует теплый южный ветер, солнышко все ярче светит, снег худеет, мякнет, тает, грач горластый прилетает. Что за месяц? Кто узнает? (март)

Солнце печет, липа цветет, рожь колоситься, золотиться пшеница. Кто скажет, кто знает, когда это бывает?

Жаркий, знойный, душный день. Даже куры ищут тень. Началась косьба хлебов, время ягод и грибов. Дни его - вершина лета. Что, скажи, за месяц это?

Громко стучит, звонко кричит, а что говорит - никому не понять и мудрецам не узнать?

Нашумела, нагремела, все промыла и ушла. И сады, и огороды всей округи полила,

Что за чудо красота. Расписные ворота показались на пути, в них ни въехать, ни войти

Искры небо прожигают, а до нас не долетают?

В прекрасные зимние дни, особенно в выходные, постарайтесь уделять больше времени прогулкам с детьми. Разумеется, большую часть времени на прогулке будут занимать подвижные игры, катание с горок на санках. Но всё же, постарайтесь найти несколько минут для совместных с детьми наблюдений за зимней природой, погодой. Когда вы идёте утром в детский сад или возвращаетесь вечером домой, обратите внимание детей:

    За тем, как идёт снег, как кружатся снежинки, на их форму.

В безветренный морозный день снежинки падают медленно, они крупные, блестящие, похожи на цветы, звёздочки. Они падают по одной, поэтому их можно хорошо рассмотреть на рукавичке или тёмном рукаве пальто.

При слабом морозе снежинки похожи на мелкие шарики, тогда говорят, что идёт «снежная крупа». При сильном ветре идёт сплошная «снежная пыль» - это ветер обломал у снежинок красивые лучи.
В сильный мороз снег хрустит под ногами – это ломаются лучики снежинок, которые от мороза стали хрупкими.
Когда нет мороза, снег падает хлопьями. Эти хлопья состоят из множества слипшихся снежинок, которые, как ватой, окутывают всё вокруг

    Обратите внимание детей на зимние деревья.

Красиво выглядят деревья, когда изморозь развесит пушистые гирлянды снега на ветках, как будто кто – то украсил их кружевом.
Любуясь деревьями в разную погоду, попросите детей высказать свои впечатления, учите их сравнивать. Пусть дети найдут такие сравнение: «красиво, как в снежном царстве».

    Зимой в особом нашем внимании нуждаются зимующие птицы.

Вместе с детьми смастерите и повесьте за окном или рядом с домом кормушку для птиц. Каждый день выносите к кормушке хлебные крошки и подкармливайте птиц.
К кормушке прилетают разные птицы. Легко узнать воробья по коричневому оперению. Обратите внимание детей на то, что в сильные морозы воробьи, как правило, не прыгают, а сидят неподвижно, распушив пёрышки, нахохлившись – так они греются. Дети должны узнать снегирей по розовой грудке и серо – синему оперению.

«Золотая осень». Мы с детьми беседовали об осенних изменениях в природе.
Осенняя природа дает богатый материал для совместных с детьми наблюдений. Во время прогулки по осенней улице, парку, лесу обращайте внимание детей на осенние изменения в природе: вспомните вместе с детьми о смене времён года, повторите названия времён года и их очерёдность.
Вспомните и обобщите с детьми все сезонные изменения, которые происходят в природе осенью. «В это время года дует холодный ветер, на небе тучи, часто идёт дождь. В деревне убирают на хранение овощи. Птицы улетают в тёплые страны. День становится короче. Листва на деревьях становится жёлтой, красной, оранжевой и осыпается».
Листья на деревьях меняют свой цвет – летом они были зелёные, а теперь стали жёлтыми, красными, оранжевыми; скоро листья опадут – начнётся листопад.
Можно рассмотреть с детьми место на ветке дерева, откуда только что сорвался листок: там мы увидим еле заметные почки. Деревья не погибли, они только отбросили отмершие, а потому не нужные листья. Но весной из почек вновь появятся новые листочки, дерево вновь оживёт, зазеленеет.
Меньше становиться насекомых – не слышно кузнечиков; не видно стрекоз, бабочек. Можно объяснить детям, что насекомые готовятся к зиме, к холодам: они прячутся в щели домов, под кору деревьев и засыпают на всю зиму до следующей весны.
Наблюдение за улетающими птицами. Они улетают в тёплые края, где даже в зимнее время тепло. Но весною птицы вернутся снова.
Прочтите ребёнку стихотворение и обсудите его:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между клёнами синеют,
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной.
За лето высох он от солнца... М. Пришвин

Мы продолжаем систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе, о временах года. Тема нашей недели – «Ранняя весна».
Напоминаем, что знания детей базируются на их личном опыте. Поэтому рекомендуем вам во время прогулок с детьми обращать их внимание на изменения в природе. Понаблюдайте вместе с детьми за погодой.

Наблюдение за погодой.

    Понаблюдайте с ребёнком, с какой стороны веранды, крыши образуется больше сосулек, и с какой стороны они быстрее тают.

    Понаблюдайте за тем, насколько длиннее стал день.

    Обратите внимание на связь между появлением большего количества солнечных лучей и пробуждением жизни в растениях, насекомых, птиц.

    Детям очень нравятся народные приметы. Они любят наблюдать и проверять, действительно ли они исполняются.

Наблюдая за весенними изменениями в природе, обсудите с детьми значение народных пословиц и поговорок:

    Зима снегом богата, а весна – водой.

    Не пугай, зима,– весна придёт.

    Осень прикажет, а весна придёт – своё скажет.

    Весна и осень – на дню восемь погод.

Весна
К нам весна шагает Чёрные проталины
Быстрыми шагами, На снегу видны.
И сугробы тают Видно, очень тёплые
Под её ногами. Ноги у Весны.

    Крылья бабочек покрыты мелкими чешуйками, о которых зависит их окраска.

    Бабочки питаются нектаром цветов.

    Муравьи – самые известные насекомые. Они строят для себя огромные дома - «города» и живут большими семьями.

    Пчёлы также живут большими семьями в улье. Они добывают мед, нектар из цветов.

Предложите ребёнку поиграть в игру «Узнай насекомое». Правила просты: Вы загадываете какое – то насекомое и при помощи подсказок помогаете ребёнку отгадать. Можно предложить поменяться: ребёнок загадывает – вы отгадываете.
Задавайте вопросы про насекомых:

    Как он двигается: летает, ползает, бегает, прыгает, плавает?

    Какие оно издаёт звуки: жужжит, пищит, стрекочет, молчит?

    Какой у него цвет: чёрное, зелёное, серое, в полоску?

    Оно жалит, кусает, безобидное?

    Оно живёт в большой семье или маленькой?

Загадки:
Что за домик, мне скажите?
В нём летает каждый житель.
Кто в том домике живёт,
Запасая сладкий мёд? (Пчёлы)
На цветке сидит цветок,
Пьёт цветочный сладкий сок. (Бабочка)
На цветы она садится,
Не устав с утра трудиться.
Людям воск и мёд дала Торопиться он не хочет,
Беспокойная… (Пчела) Листья ест, деревья точит,
Слышен нам жужжащий звук -
У воды она летает, То летит обедать…. (Жук)
Насекомых ртом хватает,
Есть огромные глаза,
А зовётся….(Стрекоза)

Тема: «Воспитание любви к природе»

Количество детей: 26.

Количество присутствующих родителей: 23.

Время проведения: I квартал.

Форма проведения: круглый стол.

Продолжительность: 1 – 1.5 часа.

Цели: способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе; выявить уровень экологической культуры в семье путем анкетирования родителей; повысить интерес родителей к экологическому образованию их детей и экологии в целом.

Предварительная работа:

1.Провести конкурс совместного творчества детей и родителей рисунков и поделок из природного, бросового материалов;

2.Акция «Цветок в подарок» (пополнение уголка природы комнатными растениями);

3.Оформление выставки книг, журналов, дидактических игр;

4.Подготовить памятки для родителей «Погода по приметам».

Повестка:

1.Круглый стол по теме собрания.

2.Педагогический всеобуч «Воспитание любви к природе».

3.Игра-путешествие «Мы идем в поход».

4.Отчет родительского комитета.

5.Организационные вопросы.

По первому вопросу выступила воспитатель – Числова Светлана Владимировна. Она коллективно с родителями обсудила вопросы, касающиеся воспитания любви к природе у детей. После воспитатель провела среди родителей анкетирование на тему «Экологическое образование в семье». И определила результаты того, насколько родители уделяют внимание воспитанию положительного отношения детей к миру природы.

После обработки анкет были получены следующие результаты:

73% опрошенных родителей осведомлены об экологическом образовании детей и воспитывают в детях положительное отношение к миру природы.

24% - имеют недостаточно информации по данному вопросу, но поддерживают работу детского сада по экологическому образованию детей.

3% - понимают, что детский сад знакомит детей с миром природы, но не считают воспитание в детях экологической культуры важным направлением работы.

По второму вопросу выступила воспитатель Жарикова Татьяна Сергеевна. Она рассказала родителям какое значение оказывает природа на развитие личности ребенка, с помощью каких методов и приемов осуществляется экологическое воспитание детей. Также она ознакомила родитей со способами привлечения внимания к явлениям природы и какие средства нужно использовать для этого. Рассказала родителям, что прогулки должны проводиться с детьми ежедневно, независимо от погоды: в зимнее время гулять детям нужно не менее 3,5 - 4 часов, с потеплением - 4,5 - 5 часов, а летом жизнь ребенка следует организовать так, чтобы он как можно меньше бывал в помещении. А особое внимание воспитатель уделила тому, что уже с раннего детства важно, чтобы ребенок испытывал восторг и восхищение от встречи с природой, а также, чтобы он имел возможность выражать свои впечатления в игре, слове, изобразительной деятельности.

Числова Светлана Владимировна провела с родителями и детьми игру-поход «Мы идем в поход». Дети и родители поделились на 2 команды и выполняли различные задания. Дети активно отгадывали загадки, называли признаки погоды и вместе с родителями решали экологические задачи. В конце игры воспитатель раздала памятки для родителей «Погода по приметам». Светлана Владимировна подвела итоги игры, делая вывод: «Земля - наш общий дом, в котором мы все живем. А хозяин в этом доме - человек. И этот хозяин должен быть добрым и заботливым».

По четвертому вопросу выступила родительница Левшина Е.В. Она отчиталась о проделанной работе родительского комитета, о потраченных деньгах.

Под организационными вопросами воспитатели вместе с родителями решили провести совместно с детьми акцию «Чистый двор». Также напомнили родителям о своевременной оплате за детский сад и поблагодарили от лица всей администрации родителей, принимавших активное участие в жизни группы.

2.Провести совместно с детьми акцию «Чистый двор».

Конспект родительского собрания в средней группе по экологическому воспитанию "Природа глазами ребенка"

Форма проведения: деловая игра

Участники: родители, педагоги

Цель:

Повышение уровня экологической компетентности родителей; повышение роли семьи в воспитании у детей любви к природе.

Задачи: обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры ребенка; обучить родителей навыкам организации различных форм деятельности с детьми по экологическому воспитанию дома; вовлекать родителей в работу группы и детского сада по формированию экологической культуры дошкольников.

Вступление. Воспитатель.

Сказка и прекрасная природа - неисчерпаемый источник эстетических чувств и переживаний. Нельзя любить природу, не зная её. Чем больше знаешь, тем больше понимаешь и любишь. Через несколько лет наши с Вами дети станут взрослыми людьми. И на их плечи ляжет ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу нашей земли. И от нас взрослых зависит, будут ли они любить и беречь нашу природу, будут ли способны предвидеть последствия своей деятельности в экологической среде.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.

«Без экологических знаний сегодня жизнь невозможна. Они нужны нам, людям, как воздух, как лекарство от болезни, диагноз которой – равнодушие к нашему общему Дому, к Природе» (В.А.Алексеев).

Осень – это удивительное время, хочется гулять, путешествовать, время увлекательных походов. И сегодня мы с Вами отправимся в «путешествие». Мы будем говорить, как прекрасна и удивительна наша природа, о том, что она нуждается в нашей защите, о том, как научить наших детей беречь и заботится о ней.

Игра с родителями«Походная разминка»

(звучит любая ритмичная музыка)

1. «Надеваем рюкзаки» - круговые движения рук у плеча вперед и назад.

2. «Определим погоду» - поднести руки ко лбу и поворачиваться то влево, то вправо.

3. «Собери ветки для костра» - наклоны влево и право.

4. «Завяжи шнурки на кедах» - наклоны то к правой, то к левой ноге.

5. «Перепрыгни через кочку» - прыжки вперед, назад, влево, вправо.

6. «Идем в поход» - ходьба на месте и с продвижением на первую остановку.

Остановка первая: «Назови и расскажи"» (на столах карточки с изображением животных и птиц).

Родителям предлагается взять карточку, назвать животное или птицу и рассказать коротко всё, что они о нем знают. За лучший рассказ - звание «Знатока природы».

Остановка 2: «Проблемные ситуации».

Бернард Шоу говорил: «У меня яблоко, у вас яблоко, обменяемся ими, у каждого останется все равно по одному яблоку. У меня мысль, у тебя мысль, обменяемся ими, будет две мысли». Под музыкальное сопровождение «Журавленок», родителям раздаются «листочки» с короткими вопросами по теме собрания. Дается время для ответа (1-3 минуты).

Вопросы:

«Ребенок ломает ветку дерева. Ваши действия?»;

«Ползет жук, ребенок хочет его раздавить. Что вы ему скажете?»;

«Ребенок бросил мусор на улице. Ваши действия?»;

«Ребенок увидел много красивых цветов и бежит их сорвать. Как его остановить, что бы он этого не сделал

«Ребенок видит паука и говорит: «он злой и вредный. Надо его раздавить». Как объяснить ребенку, что этого делать нельзя» и другие.

Остановка 3: «Загадки о лекарственных растениях».

Воспитатель: Лес, как сказочное царство, Там кругом растут лекарства. В каждой травке, в каждой ветке – И микстура, и таблетки. Нужно только не лениться, Нужно только научиться. Находить в лесу растения, Что пригодны для лечения! Для Вас, уважаемые родители, загадки о лекарственных растениях. Отгадайте их и назовите, для чего принимают эти растения в лечебных целях.

Ты растение не тронь – жжется больно, как огонь (Крапива, отваром моют голову, а также она останавливает кровь).

Путник часто ранит ноги - вот и лекарь у дороги. (Подорожник, лечит ранки, порезы; применяется при желудочных болезнях).

Белая корзинка, золотое донце. (Ромашка, используется для полоскания горла при ангине; ополаскивают волосы).

Капля сочного нектара и душиста, и сладка. От простуды излечиться вам поможет… (Медуница)

Где-то в чаще дремучей есть волшебная аптека. Там красные таблетки развешаны на ветке. (Шиповник, укрепляет иммунитет).

Назовите травянистые растения или кустарники, которыми можно вылечиться от простуды (Брусника и клюква – при высокой температуре, ангине; черная смородина и ромашка – при заболевании горла; морошка – средство от кашля).

Лекарственные растения приносят большую пользу людям, поэтому относитесь к ним бережно: не вырывайте растения с корнем, не собирайте растения на одном месте, часть оставляйте в природе.

Чайная пауза. Родителям предлагается фиточай из трав нашего региона и памятки как использовать лекарственные травы. Музыкальный фон «Весна» из цикла «Времена года» А. Вивальди.

Остановка 4: «Игровая».

Пальчиковая игра "Осенний лист"

А воздух осенний прозрачен и чист.

Весной разрывая мелкие почки,

На ветках взрывались хлопушки - листочки.

Смотрите, смотрите падает лист,

Желтый, сухой, он теперь неказист.

Листья писали мазками теней

Портреты июльских солнечных дней.

Смотрите, смотрите падает лист,

Деревья уснули и спят до весны.

Им снятся спокойные зимние сны.

Игра малой подвижности "Природа".

Мы природу уважаем, бережем и сохраняем.

Нас в любое время года учит мудрая природа.

Птицы учат пению, паучки терпению.

Пчелы в поле и в саду обучают нас труду.

Отражение в воде учит нас правдивости,

Солнце учит доброте, ласке, справедливости.

Нас деревья всех пород учат крепкой дружбе.

У природы круглый год обучаться нужно.

ОКНО – очень короткие новости:

SOS новости:

Кострище не зарастает 5-7 лет;

Ландыш зацветает на 6-й год, купавница - на 8-й год;

Одна береза, поврежденная топором – это 20 литров сока.

Занимательные новости:

чтобы сделать килограмм меда, пчелка должна облететь 2 млн. цветков;

змеи могут спать 3 года подряд, не принимая пищи;

крысы появились на Земле на 48 миллионов лет раньше, чем люди;

у улитки около 25 000 зубов;

животное с самым большим мозгом по отношению к телу - муравей.

Остановка 5: «Поможем природе»

Жили люди на планете, мамы, папы и их дети. Бросят люди по бумажке, планета станет замарашкой. Беседа с родителями о том, как они отдыхают в лесу, на реке и как убирают за собой территорию, на которой отдыхали; чему можно научить детей во время отдыха.

Предлагается игра.

Слово – эстафета. Родители должны продолжить начатое ведущей высказывание:

«Мой ребенок - будет бережно относиться к природе и заботиться об окружающем его мире, если я……»). При этом родители передают друг другу еловую или сосновую шишку.

Мастер - класс по экологии с родителями "Сделаем планету чистой".

Изготовление необычных украшений для дома - рыбок, которые сделаны из бумажных салфеток.

Подведение итогов

Воспитатель: «Нельзя же вечно брать взаймы.

И долг природе должен быть оплачен,

Когда б язык природы знали мы,

Наверно, жизнь была б у нас богаче» (Л.Сорокин)

На этом наше путешествие закончилось. Мы надеемся, что помогли Вам хоть немного понять язык природы и использовать полученные знания в воспитании экологической культуры вашего ребенка. Спасибо за участие и понимание.

Дети исполняют песню "Лесная прогулка".


Лариса Миншатова
Родительское собрание «Экология и мы»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 408

620007, г. Екатеринбург, ул. Латвийская, 33, тел. 252-07-30, [email protected]

Родительское собрание в средней группе

МБДОУ детский сад № 408

по экологическому воспитанию

Тема : «Экология и мы »

Родительское собрание провела воспитатель Миншатова Лариса Глебовна, г. Екатеринбург.

Цель :

1. Создать условия для сотрудничества воспитанников и их родителей , для их эмоционального и психологического сближения.

2. Повысить интерес родителей к экологическому образованию детей и экологии в целом .

Ход собрания:

Добрый вечер уважаемые родители ! Спасибо Вам, что Вы нашли время и пришли на родительское собрание . Ведь ведущая роль в воспитании ребенка принадлежит семье, её жизненным укладам. Семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит с окружающим, даёт первые знания и умения. Мы (педагоги) призываем Вас к сотрудничеству, к взаимодействию.

«Только вместе с родителями , общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье».

Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней. Мы должны беречь это счастье и научить ему детей.

Времена года… Они обычно сменяют друг друга, и мы взрослые с годами перестаем удивляться и радоваться тому, как пестрое великолепие осени сменяется строгостью черно-белой графики зимы, как едва проступающие акварельные пятна весны затмеваются щедрой многокрасочной палитрой лета. И лишь иногда запах прелой листвы или причудливая форма облака вдруг пробуждают в нас воспоминания о детстве – о том удивительном времени, когда наступление каждого нового сезона становилось едва ли не самым главным событием нашей жизни.

А как мы любили прогулки! За то, что на улице мы могли прыгать, бегать, изучать содержимое луж, следить за тем, как тают льдинки в теплых руках, как кричат вороны…

Одним словом мы, сами того не подозревая, познавали мир во всей его красе, развивали и укрепляли физическое здоровье, наблюдали и делали выводы.

В дошкольном возрасте и благоприятных условиях интенсивно развивается интеллектуально-волевая сфера ребенка, закладываются основы правильного, осознанного отношения к предметам и явлениям, окружающей действительности. Важным фактором воздействия на детей является целенаправленная систематическая воспитательно-образовательная работа, в которой особо важное место занимает целенаправленный процесс ознакомления с природой.

Детство самый благоприятный период развития всех качеств ребенка и Вы – родители должны определить для себя цели воспитания, каким бы Вы хотели видеть своего ребёнка.

Сегодня от нас с Вами зависит дальнейшее существование жизни на земле. Современные наболевшие проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой, возможно, решить только при условии сформированности экологического мировоззрения всех людей.

Начинать экологическое воспитание целесообразно с раннего детства, развития понимания красоты природы, любви к ней.

Экологическое воспитание что это ? (Ответы родителей ) .

Это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимодействии со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним. Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию общения с природой, познанию мира растений и животных, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в детстве, прочно войдут в характер человека, станут его основой. Тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение.

Сама природа даёт возможность всесторонне развивать ребёнка, расширять кругозор, показывая взаимосвязи в природе, вовлекать детей в совместную деятельность, побуждать ребенка к сочувствию, сопереживанию, желанию помогать делом.

Что, прежде всего нам поможет? (Ответы родителей ) .

Да, это разнообразные прогулки, наблюдения, в ходе которых необходимо научить ребенка делать самостоятельные выводы в ходе наблюдений за погодными явлениями. Поддерживать интерес к окружающему миру, явлениям живой и неживой природы.

Во время прогулок наблюдайте за происходящим в природе, обогащайте детей новыми знаниями, которые будут являться основой осознанного отношения к ней, а также развивать в детях чувство прекрасного.

Какое отношение к природе мы можем воспитать в детях? (Ответы родителей :

Бережное.

Заботливое.

Гуманное).

Необходимо научить видеть красоту живого, оценивать ее и стремиться помогать ей (зимой – подкармливать птиц, стряхивать снег с веток деревьев) .

Развивать интерес к познанию, исследованию окружающего мира, помочь ребенку познать как больше тайн живой и неживой природы.

Формировать желание стать другом и защитником природы, воспитывать бережное отношение к природе.

Блиц-опрос. Как вы считаете, как должен вести себя взрослый в этой ситуации? (Высказывания родителей ) .

Ребенок мал, действует неосознанно, но под нашим влиянием это закрепляется, и становиться нормой поведения в природе, а в дальнейшем и нормой жизни. Недоброжелательное отношение ко всему живому переходит в жестокость, не только к природе, но и к людям.

Вот как писал Б. Рябинин в своей книге «О любви к живому» : «Ребенок пугает голубей. На первый взгляд невинное занятие, но ведь он развлекается, пугая их. Ему нравится, что голуби при его приближении взмахивают крыльями и улетают, что его бояться, и вот тут-то, как говориться, и зарыта собака, здесь корень и первопричина зла».

Нам необходимо прививать интерес и любовь к природе, учить замечать красивое вокруг себя, любоваться и восхищаться этой красотой.

Подвести к пониманию родителей то , что в первую очередь родители сами должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда следуют этому. Сложно объяснить детям, что надо беречь природу, если родители сами этого не делают. А разные требования, предъявляемые в детском саду и дома, могут вызвать у ребенка растерянность, обиду или даже агрессию.

Решение родительского собрания :

1. Прививать интерес и любовь к природе, учить замечать красивое вокруг себя, любоваться и восхищаться этой красотой.

2. Учить заботливому, бережному отношению ко всему окружающему.

3. В процессе наблюдений развивать и обогащать речь, внимание, память, что послужит основным показателем психологической готовности ребенка к школе. Совместная семейная деятельность сближает родителей и детей , способствует установлению тесных контактов между ними.

4. Для этого родителям предлагается – анкетирование.

«Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке, игре, творчестве, красоте».

В. А. Сухомлинский

Успехов Вам и вашим детям!

ПРИЛОЖЕНИЕ :

1. Анкета для родителей «» .

2. Консультация для родителей «Наблюдение за природой дома» .

Приложение № 1

Анкета для родителей «Экологическое воспитание детей »

Возрастная группа___

1. Знаете ли Вы, что такое экология , что она изучает, чем занимается? ___

2. Знаете ли Вы, что дошкольное учреждение занимается вопросами экологического воспитания детей ?___

3. Интересует ли Вас лично данная проблема? ___

4. Ощущаете ли Вы по ребенку, что в ДОУ много внимания уделяется экологическому воспитанию ? ___

В чем это проявляется?

– Ребенок много рассказывает, просит завести животное, растение дома, обращает внимание на окружающую его природу, просит вывести его в парк, лес, просит почитать о природе и т. д. (выберите нужное или предложите свой вариант) ___

5. Как Вы сами относитесь к природе, любите ли животных, птиц? ___

6. Есть ли у Вас комнатные растения, и какие? Если нет, то почему?___

7. Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?___

8. Посадили ли Вы дерево?___

9. Мастерили ли Вы когда-нибудь кормушки для птиц?___

10. Читаете ли Вы ребенку книги о природе?___

11. Смотрит ли Ваш ребенок телепередачи о природе?___

12. Любит ли Ваш ребенок бывать в лесу?___

13. Часто ли Вы бываете в лесу с ребенком?___

14. Знает ли Ваш ребенок названия деревьев, цветов, ягод и т. д. ?___

15. Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?___

16. Знает ли Ваш ребенок стихи, загадки, поговорки, пословицы о природе?___

17. Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?___

18. Как Вы думаете, получит Ваш ребенок знания о природе в детском саду?___

19. Чем можете оказать помощь ДОУ по экологии ? ___

20. Поддерживаете ли Вы проводимую в ДОУ работу по экологическому воспитанию дошкольников?___

В чем это проявляется?

– Беседовали с ребенком о природе; оборудовали в семье уголок природы; приобрели животных; подкармливаете птиц, выбираетесь чаще на природу; проводите наблюдения с детьми за природными объектами; сажаете деревья, охраняете природу (выберите нужное) .

21. Знакомите ли детей с правилами поведения в природе? ___

Нужно ли это делать? ___

22. В чем Вам нужна помощь ДОУ по данной проблеме? (Как проводить наблюдения за погодой; как содержать животных, растения; какие давать знания; как знакомить с правилами поведения в природе; какую практическую деятельность в природе можно осуществить с детьми.) ___

23. Как оцениваете работу ДОУ по данному вопросу? ___

24. Ребенок ломает ветку дерева. Ваши действия?___ ___

25. «Ползет жук, ребенок хочет его раздавить. Что вы ему скажете?___ ___

26. Ребенок бросил мусор на улице. Ваши действия?___ ___

27. Ребенок увидел много красивых цветов и бежит их сорвать. Как его остановить, что бы он этого не сделал?___ ___

28. Ребенок видит паука и говорит : «Он злой и вредный. Надо его раздавить» . Как объяснить ребенку, что этого делать нельзя?___ ___

29. Продолжить начатое высказывание : «Мой ребенок - будет бережно относиться к природе и заботиться об окружающем его мире, если я ___ ___».

30. Ваши предложения, пожелания ___

Приложение № 2

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПРИРОДОЙ ДОМА»

Подготовила : воспитатель группы № 4

МБ ДОУ № 408 Миншатова Л. Г.

БЕЗГРАНИЧНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРИРОДЫ

Замечательный педагог Василий Александрович Сухомлинский писал : «Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для приобщения его к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».

Что может дать ребенку изучение природы? Всестороннее развитие личности. А еще наблюдения природных явлений способствуют развитию речи. Это особенно заметно на примере дошкольников : чем больше увидел и понял малыш, тем ярче и образнее его речь, тем охотнее общается он со сверстниками, легче входит в контакт со взрослыми.

Сейчас за окном лежит снег.

Начнем с деревьев и кустарников. Вот ясень. Ближе к концу февраля начинает он рассеивать созревшие осенью семена. Сорванные порывом ветра остроконечные плодики летят, вращаясь вокруг своей оси. Падая, довольно глубоко уходят острыми кончиками в снег. Забавно? А ведь это «работает» одно из приспособлений растения к выживанию : протает снег до земли - семечко окажется, будто высаженным заботливыми руками. Теперь дело за ним : расти на здоровье!

Самое время поискать во дворе или в парке место, где обрезают лишние ветки с тополей. Предложите ребенку выбрать веточки «по душе» . Дома подрежьте их и поставьте в банку с водой.

Что можно будет увидеть? Через 6-8 дней начнется цветение : из некоторых почек выберутся и повиснут толстые зеленые нитки с узелками. Это «сережки» , цветки. (Семян они не дадут - это можно увидеть только в природе в самом начале лета.) Через несколько дней опадут диковинные цветки. Потом тронутся в рост чистовые почки. Сначала покроются липким блестящим налетом, смолисто запахнут. Через 2-3 дня проклюнутся нежные ярко-зеленые листочки. Листочки разворачиваются долго. В то же самое время растут корни.

Если удастся додержать веточки до весны, когда почва согреется, ветки можно прикопать в землю на даче или на участке в садике. Со временем из них вырастет маленькое деревце – тополек.

Для подобных наблюдений подходят ветки орешника, ольхи, осины. Важно только, чтобы ни одна, даже самая маленькая веточка, не была срезана просто так, из озорства. В любом случае нужно постараться вести наблюдения вместе с ребенком, обмениваясь вопросами, удивляясь и побуждая его к новым открытиям и выводам.

Немало удивительных открытий может при вашем содействии сделать ребенок, даже не выходя из дома. В это время в ящике с овощами нередко попадается проросшая луковица. Вот интереснейший объект для наблюдений!

Начиная прорастать, она часто «пугает» верх и низ : листья (у луковицы их называют перьями, огибая луковицу, устремляются вниз, а корни тянутся кверху. Что произойдет с луковицей, если изменить условия ее жизни?

Обратим внимание на цвет листьев. Чем глубже ящичек, в котором хранят лук, тем бледнее листья. В самом начале опыта они могут быть почти белыми. Предложите ребенку положить про росшую луковицу на подоконник, к свету поближе. Что происходит? Листья меняют окраску, с каждым днем становятся все ярче, зеленее.

Луковицу можно посадить. Для этого земли не нужно. Запаса питательных веществ в самой луковице достаточно. Вон она, какая упругая, твердая. Была бы вода. Все подготовительные «посадочные» работы ребенок выполняет сам. Нужна полулитровая стеклянная банка, кусок плотной бумаги или тонкого картона. Ставим банку на картон и по дну, чуть отступив от края (диаметр кружка должен быть больше диаметра горлышка банки на 2-3 сантиметра, обводим карандашом. Вырезаем круг, а потом от края к центру надрезаем. В центре кружка делаем круглое отверстие по размеру донца выбранной для опыта луковицы. Края кружки сдвигаем в виде воронки, скрепив ниткой, тонкой проволочкой или просто двумя канцелярскими скрепками. Луковичка получает доступ к воде и оказывается полностью открытой для наблюдений.

Первое, что удается заметить, листья изменяют цвет. Они сначала выпрямляются, а потом наклоняются в ту сторону, откуда поступает свет. Ребенок сможет увидеть, как, меняя на правление, отрастают корни, как изменяется луковица. Чем больше отрастает перьев, тем сильнее она теряет упругость, съеживается. Это питательные вещества переходят из одной части растения в другую, из луковицы в листья.

А если, отыскав ненужный цветочный горшок, посадить еще одну проросшую луковицу в землю? Ведь теперь мы знаем, что происходит с корешками! Чем этот опыт может обогатить знания ребенка?

Во-первых, если сравнить зеленые перышки по вкусу, то окажется, что лук, выросший в воде, более резкий. Его перышки, порезав помельче, можно съесть в салате. "Водяной" лук сразу и обязательно из глаз слезу «выжимает» . Питались растения по-разному, вот и выросли разными.

Во-вторых, чем крупнее луковица, тем быстрее и больше вырастает из нее листьев. Питательные вещества, в прошлом году накопленные растением, расходуются на рост стрелок. Растение, посаженное в землю, держится дольше, и листьев на нем больше. Кормить их луковице помогает почва. Еще можно узнать, на сколько сантиметров отрастают стрелки за один день (за неделю, и сравнить, где это происходит быстрее : в банке или в цветочном горшке, в воде или в почве.

Детям доступны и полезны наблюдения за развитием растений из семян. Организовать эту работу очень просто. Семена для этого нужно брать крупные, характерной формы. Например, ноготки (календула, их семена, в самом деле напоминает срезанный ноготь. Душистый горошек очень похож на тот, из которого суп варят. Декоративные бобы совсем как фасоль, только намного крупнее и цветом другие.

Посадки семян на рассаду для летних цветников еще не начинаются. Но ведь нужно убедиться, живы ли заготовленные с осени семена, сохранили ли они «всхожесть» . Что нужно приготовить для опытов по проращиванию семян? Блюдечки, мелкие тарелочки или одноразовую пластиковую посуду. Пригодятся пластиковые соломинки, отрезанные по размеру диаметра донышка подобранной тары, бумажные салфетки, отстоянную или талую воду, небольшие полиэтиленовые пакеты.

На дно посудинки кладем соломинки. Сверху стелим сложенную в несколько раз салфетку и осторожно поливаем ее водой до тех пор, пока она насквозь не промокнет. Если воды налить слишком много, семена не прорастут - им нужен воздух, а в воде его слишком мало.

Отбираем из общей массы десять семян, хорошо смачиваем их водой и раскладываем на мокрой салфетке. Накрываем еще одной салфеткой и снова слегка, совсем немного, поливаем. Ставим замоченные семена внутрь полиэтиленового пакета, лишнюю часть подворачиваем под дно и убираем в теплое место. Свет для проращивания семян не нужен. Ведь в естественных условиях развитие семени происходит в почве, без света. Им нужны только тепло и вода – влага.

Убедите ребенка не тревожить то и дело посадки : очень быстрых изменений там не будет. Воду подливать не нужно - полиэтилен предупреждает лишнее испарение. Не верит? Так ведь это проверить очень легко! Такое же блюдце, лучинки, салфетка, столько же воды, только без полиэтилена, поставить два блюдца рядом. Салфетка в каком блюдечке скорее высохнет?

Предлагаем еще одно научное «исследование» . Опять все очень просто. Нужна фасоль, самая обычная. Посадить семечко можно в горшочек, в котором живет комнатное растение. Лишь бы земля в нем не была полностью закрыта листьями хозяина. Тем не менее, это должно быть растение, которое требует постоянной поливки. А если есть возможность, предоставьте ребенку для этого опыта отдельный цветочный горшок. В него можно посадить несколько семян. Это расширит возможности для наблюдений.

Сажаем семена во влажную землю. Наблюдаем разные этапы движения растения. Такие движения называют ростовыми, они связаны с прорастанием. Если зернышек сажали несколько, можно два-три выкопать, чтобы ребенок собственными глазами увидел весь процесс превращения. Сначала фасолинка выпускает корешок. Он укореняется, пробуравливает почву. Потом поднимаются на поверхность две половинки фасолины – семядоли. Сначала они белые. Теперь уже ребенок может объяснить, почему они такие, и высказать предположение о том, что произойдет дальше.

Семядоли зеленеют, увеличиваются, а потом рядом с ними от того же притаившегося в почве корешка появляются настоящие листья.

На любом прилавке, где торгуют семенами, можно найти пакетик с надписью «Зелень для кошки» . Обычно там семена овса. Семена можно отобрать и из зерновой смеси, которую продают в зоомагазинах на корм домашним птицам.

Для опыта используем глубокую (суповую) тарелку. Нужно вырезать два одинаковых кружка размером с дно тарелки самого тонкого поролона. Если хотите украсить дом среди зимы маленькой зеленой клумбочкой, равномерно рассыпьте по влажному материалу семена. Они прорастают : сначала набухают, становятся заметно крупнее. Потом появляется корешок, следом выбирается на поверхность зеленый стебелек. Росточки дружно тянутся к свету, словно кто-то нежно причесывает зеленую гривку ласковой рукой.

Можно семена в два-три ряда разложить по кругу – так, чтобы в середине осталось свободное место. На нем будут хорошо смотреться мелкие сувениры или сладости на празднике.

У ребенка должны быть зеленые друзья растения. И если «знакомы» они будут с самого «рождения» , с первых росточков – отношение ребенка к деревьям, цветам и кустарникам будет внимательное и уважительное.



Рассказать друзьям