«Рациональные добряки». Социолог – о том, как живет современная молодежь

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Сегодня в России отмечается День молодежи. Согласно официальным данным, в стране проживает около 33 миллионов человек от 14 до 30 лет. Какие они, современные молодые россияне? Ответ – в фактах и цифрах.

  • 81% студентов считает упорство в получении знаний необходимым условием для получения хорошего образования.
  • 79% выпускников вузов ожидают зарплаты на первом месте работы от 35 тысяч в месяц.
  • Российская молодежь в качестве первого места работы рассматривает прежде всего сферу торговли и ресторанный бизнес.
  • Свыше 45% молодых людей не задерживаются на одной работе больше одного года.
  • 30% молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет курят сигареты.
  • 60% молодежи хотели бы открыть свое дело.
  • У 57% молодых людей нет никаких кумиров.
  • 75% 18-24-летних россиян не одобряют супружеские измены.
  • В России на 1000 парней в возрасте 20-24 лет приходится 959 девушек.
  • По прогнозам аналитиков, до 2021 года количество студентов сократится до 4,1 – 4,2 млн человек.
  • Среди молодых россиян больше всего выпускников экономических и юридических факультетов.
  • Около 54% студентов учатся заочно, очно-заочно и в экстернате.

Информация с сайта Российское Образование

Рассказать друзьям:

Вконтакте

Одноклассники

27 / 06 / 2016

Показать обсуждение

Обсуждение

Комментариев пока нет




19 / 02 / 2019

В Институте “Высшая школа образования” открылась выставка картин – выпускных работ студентов художественно-графического факультета Института изящных искусств. Студенты и преподаватели художественно-графического факультета активно участвуют в выставках в России и за рубежом, занимают...

19 / 02 / 2019

День святого Валентина – время, когда влюблённые проявляют свою симпатию, а некоторых ожидает признание в любви с помощью интригующего символа праздника – валентинки. 14 февраля студенческий актив Института международного...

18 / 02 / 2019

Московский образовательный телеканал показал сюжет про впервые проведенный в столице районный фестиваль науки, который масштабно прошел 9-го февраля в Институте физики, технологии и информационных систем МПГУ. Сотни детей и взрослых...

18 / 02 / 2019

Бал… Сколько ассоциации сразу возникает в вашей голове? Длинные платья… строгие смокинги… вальс…музыка …атмосфера 18 века… торжественных приемов… разговоры на высокие темы… Наверное, каждый хотел бы окунуться в эту эпоху....

18 / 02 / 2019

16 февраля 2019 года на главной площади города – курорта Анапа состоялся забег “60 лет в движении!”, посвященный 60-летию студенческого трудового движения. Наш филиал представила сборная команда бойцов педагогического отряда “Пазлы”...

18 / 02 / 2019

12-13 февраля 2019 года в библиотеке искусств им. А.П. Боголюбова прошел Первый мотивационный форуму эколидеров и волонтеров «Экология. ДА». Ярким моментом конференции было участие магистрантов МПГУ Михаила Антонова, профиль «Экология...

18 / 02 / 2019

15 февраля 2019 года в Анапском филиале МПГУ прошло информационное мероприятие “Мы помогаем”, посвященное Международному Дню детей, имеющих онкологические заболевания. В мероприятии приняли участие студенты 1 курса специальности “Дошкольное образование”. Активисты...

18 / 02 / 2019

В течение двух недель в муниципальном образовании город-курорт Анапа на Театральной площади и в учреждениях профессионального образования были размещены специальные фотозоны с почтовыми ящиками для писем детям с онкологическими заболеваниями....

18 / 02 / 2019

С 08 по 15 февраля 2019 года в Краснодарском крае прошла благотворительная акция “Я с тобой!”. В Анапском филиале МПГУ был установлен почтовый ящик для писем детям с онкологическими заболеваниями....

15 / 02 / 2019

Интеллектуальный турнир«ЭтноКвиз», направленный на гармонизацию межэтнических отношений, состоялся в Сургуте. Участие в нем приняли около 90 человек из различных землячеств и национальных общественных организаций города. Организаторами турнира выступили: Рифат Кутильгереев –...

14 / 02 / 2019

13 февраля 2019 года в Анапском филиале МПГУ состоялось военно-патриотическое мероприятие “Огонь войны души не сжег”, посвященное 75-летию со дня снятия блокады Ленинграда. Активисты Студенческого совета и волонтеры отряда “Связь...


14 / 02 / 2019

10 февраля 2019 г. Отдел краеведения и историко-культурного туризма Дирекции изучения истории МПГУ провел мемориально-патронажную акцию по облагораживанию могилы выдающегося российского и советского химика Н.Д. Зелинского, похороненного на Новодевичьем...


13 / 02 / 2019

В понедельник, 11 февраля 2019 года, в атриуме Главного корпуса МПГУ состоялось открытие выставки «Век кино. Киноискусство XX века», при подготовке которой были использованы материалы частного собрания хранителя Музея МПГУ...


12 / 02 / 2019

9 февраля 2019 г. в Корпусе гуманитарных факультетов МПГУ Отдел краеведения и историко-культурного туризма Дирекции изучения истории МПГУ провел для студентов московских вузов и школьников образовательный квест «Лабиринт эпох»....

12 / 02 / 2019

В период зимних студенческих каникул (с 27 января по 5 февраля 2019г.) в рамках спортивно-оздоровительного отдыха для обучающихся МПГУ прошел выезд в парк-отель «Огниково». На отдых отправились студенты-активисты – певцы,...

11 / 02 / 2019

10 февраля 2019 студенты Института биологии и химии совместно с представителями Дирекции Изучения Истории МПГУ и активистами РХТУ им. Менделеева посетили могилу великого русского химика Н.Д. Зелинского на Новодевичьем кладбище. ...

11 / 02 / 2019

5 февраля 2019 г. специалист отдела краеведения и историко-культурного туризма Дирекции изучения истории МПГУ Э.Р. Полатханова вместе со студентами Института истории и политики, Института Филологии и Института Детства провели...

09 / 02 / 2019

С 27 января по 5 февраля 2019 года студенты ИФКСиЗ и другие студенты МПГУ стали участниками зимнего отдыха в Огниково! На протяжении всех дней проводились интересные соревнования по различным видам...

08 / 02 / 2019

С 27 января по 5 февраля студенты Института биологии и химии отдыхали на общеуниверситетском выезде в парк-отеле Огниково в Московской области (городской округ Истра). Ребята получили много незабываемых впечатлений от...

08 / 02 / 2019

4 февраля в здании Миннауки и высшего образования РФ состоялось награждение лауреатов V Всероссийской премии «За верность науке». В торжественной церемонии приняли участие помощник Президента РФ Андрей Фурсенко, министр высшего образования и...

07 / 02 / 2019

75 лет назад в январские дни город Ленинград праздновал победу. Победу жизни. День снятия блокады вписан в историю как один из самых трагических, но самых великих дней. Ленинградцы показали всему...

07 / 02 / 2019

В библиотеке Института «Высшая школа образования» проходит книжная выставка «С заботой о будущем. Труды преподавателей МПГУ по педагогике». Главной задачей МПГУ, с начала его основания, была подготовка кадров для школьного...

05 / 02 / 2019

5 февраля 2019 г. в Российско-китайском координационно-методическом центре МПГУ состоялось празднование китайского Нового года с торжественным чаепитием по традиционной китайской церемонии. В праздновании приняли участие российские студенты Института иностранных языков МПГУ,...

05 / 02 / 2019

Бойцы студенческого волонтерского отряда “Связь поколений” 31 января 2019 года приняли участие в реализации Всероссийской военно-патриотической программы «Вахта памяти» в рамках проведения месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы. Студенты Анапского филиала...

04 / 02 / 2019

2 февраля 2019 года на художественно-графическом факультете Института изящных искусств МПГУ, проходил заключительный этап Московской олимпиады школьников по изобразительному искусству. МПГУ принял около 300 школьников г. Москвы 5-11 классов. Олимпиада...

01 / 02 / 2019

28 января на XXVII Международных Рождественских образовательных чтениях VI научно-практической конференции «Духовно-нравственная культура в высшей школе. Студенческая молодёжь: свобода и ответственность» в Храме Христа Спасителя, свой научный доклад под руководством...

31 / 01 / 2019

В среду, 30 января 2019 года, в Государственной Думе в рамках VII Рождественских парламентских встреч прошел круглый стол, подготовленный совместно Синодальным отделом религиозного образования и катехизации и Комитетом по образованию...

31 / 01 / 2019

В Городском выставочном зале Геленджика состоялась выставка художественного и декоративно-прикладного искусства членов Творческого союза художников России Черноморского отделения “Не запрещай себе творить”. В выставке приняли участие преподаватели Анапского филиала МПГУ: –...


30 / 01 / 2019

29 января 2019 года в Российском университете дружбы народов состоялась VI Международная научно-практическая конференция «Духовно-нравственная культура в высшей школе. Студенческая молодежь: свобода и ответственность». Конференция проводилась в рамках XXVII Международных...

30 / 01 / 2019

28 января 2019 года в Сергиевском зале Храма Христа Спасителя состоялся круглый стол «Свобода и ответственность в многонациональном и многоконфессиональном мире: молодежный взгляд». Непростая для обсуждения, эта тема была выбрана...

30 / 01 / 2019

В рамках профессиональной ориентационной работы художественно-графического факультета Института изящных искусств Московского педагогического государственного университета 24 января 2019 года в выставочном зале отделения Изобразительного искусства государственного бюджетного учреждения дополнительного образования города Москвы «Детская...

30 / 01 / 2019

25 января в атриуме Главного корпуса университета состоялся концерт в честь Дня российского студенчества. В котором принял активное участие, Студенческий театр реконструкция костюма “ВЕРВИЦА” Художественно-графического факультета с участием солистки лицея...

30 / 01 / 2019

25 января 2019 года в стенах Московского педагогического государственного университета состоялся концерт, посвящённый Дню студента. На мероприятии виновники торжества поразили зрителей обширным репертуаром: красочные танцевальные и волнующие вокальные номера...

29 / 01 / 2019

27 января в Патриаршем зале Храма Христа Спасителя в Москве в рамках XXVII Международных Рождественских образовательных чтений состоялось заседание секции «Кинопедагогика». Заседание проходило под председательством ректора Московского педагогического государственного университета,...

29 / 01 / 2019

25 января, в Татьянин день, в зале заседаний Ученого совета МПГУ состоялась встреча ректората со студенческим активом университета. Более часа ректор МПГУ, член-корреспондент РАО Алексей Лубков отвечал на вопросы студентов....


29 / 01 / 2019

25 января в Институте детства отметили День студента. Праздничный концерт был подготовлен студентами 1 курса, которые поделились со зрителями своими впечатлениями о прошедшем семестре и своей первой сессии в творческих...

28 / 01 / 2019

25 января 2019 года в Анапском филиале МПГУ прошла студенческая ярмарка угощений «Одна семья – студенты», приуроченная к празднованию Дня Российского студенчества! Каждая специальность подготовила тематический стол с различными угощениями,...


28 / 01 / 2019

24-25 января в Сергиевом Посаде проходили VI Открытые педагогические чтения, посвященные памяти И.Б Ольбинского (Ольбинские чтения). Активное участие в мероприятии приняли сотрудники лаборатории дошкольного образования им. А.В. Запорожца – доценты...

28 / 01 / 2019

25 января 2019 года студенты факультета педагогики и психологии приняли участие в праздновании Дня Российского студенчества в Главном корпусе МПГУ. В этот день для студентов в рамках развлекательной программы были...

28 / 01 / 2019

25 января в атриуме Главного корпуса университета состоялся концерт-действо в честь Дня российского студенчества. Праздник начался с исполнения студенческого гимна Gaudeamus. Затем с приветственным словом к участникам торжества обратился ректор...

28 / 01 / 2019

В этом году городскую праздничную программу, посвященную Дню студенчества назвали «Татьянин день: занавес открывается, сессия закрывается». Традиционно студенчество Ставрополя собирается в парке Победы, у ледового катка. Нынешний праздник посвятили Году...

25 / 01 / 2019

23 января Алексей Владимирович Лубков встретился с генеральным директором студии «Мосфильм» Кареном Георгиевичем Шахназаровым в корпусе гуманитарных факультетов МПГУ.

Про гениальных людей во времена их молодости. Существует некоторая уверенность, что только седоволосые дяди могут изобрести нечто гениальное и поступать действительно мудро..

Да, сегодня трудно представить разумного молодого человека. , интернет и делают свое дело - подростки замыкаются не только в себе, но и в своих квартирах, чуть более чаще, нежели в прошлом веке. Но не смотря на эту лужу бесполезного биоматериала, именно молодые люди являются главными гениями во все времена. Поверьте, седые волосы - это не признак смекалки, ума и разума. Вот вам интересные факты по этому поводу.


1. Альберт Эйнштейн. Известнейший на весь мир изобретатель произвел на свет большинство своих блистательных идей тогда, когда его волосы не были белыми, а язык не вываливался во время фотосессии. Теория относительности сделала Альберта Эйнштейна самым умным парнем в . Все видели его фото: седые волосы, седые усы, круги вокруг глаз - все это результат долгой жизни, посвященной наукам. Однако Эйнштейн придумал теорию относительности когда ему было всего 26 лет.


Это был 1905 год. Альберт только что закончил свою диссертацию в Цюрихском университете и устроившись на работу в качестве патентного эксперта, зарабатывал себе на хлеб с маслом. Будучи глубоко любознательным молодым человеком, он использовал свое свободное время, для того, чтобы плескаться в теориях по физике и материи. Или у него не было ресурсов, чтобы бухать как вы в этом возрасте, или просто он не был бесполезным животным. Тоже как вы.

В марте Эйнштейн придумал квантовую теорию и нам стали известны такие штуки как фотоны. Так же Альберт Эйнштейн родил несколько полезных теорий, создал формулу относительно эквивалентности энергии, и, то, что даже вы возможно слышали:


Неправда ли, легко запомнить столь прекрасные вещи?!


Не будем забывать и про другие изобретения Эйнштейна: магнитострикционный громкоговоритель, автоматическая фотокамера (да-да, сраный фотоаппарат), гирокомпасы и индукционная электромагнитная подвеска, солнечные пятна и интегратор. Но самые заключаются в том, что Эйнштейн все это создал в возрасте, когда большинство из нас еще не могли с уверенностью сказать, кем мы будем когда вырастим.


2. Рене Декарт. Рене Декарт был математиком, писателем и философом. Он известен многим как отец современной философии, создатель научного метода и первый человек, который на протяжении нескольких дней, пока писали его портрет, держал свою бровь поднятой


Несмотря на свой статус великого мыслителя, в начале своей карьеры Декарт даже близко с философией не лежал. Мало того что он, как это не прискорбно, был французом, так же имел степень в области права Университета Пуатье. Затем он стал военным и ладно бы в нашу армию пошел, тогда было бы понятно почему он начал увлекаться философией, но он стал военным инженером Германии.

Однажды ноябрьской ночью 1619 года в возрасте 23 лет, Рене заперся в печи, чтобы спастись от холода. Видать, в 17 веке мужики действительно были мужиками! Пока из его тела выходил пот, в его голову закралось видение относительно унификации всей науки, а может это было банальное отравление угарным газом?


Когда Рене по утру вышел из своей частной адской ямы, он сформулировал свою главную фишку - основы аналитической геометрии. Предположительно, после того как его замучил наказаниями сержант, изможденный Рене Декарт придумал свою великую фразу: "Я думаю, следовательно, я существую". И конечно же, самые интересные факты заключаются именно в возрасте ученого (Рене Декарту было на тот момент 23 года), ибо это тот период жизни, когда большинство из нас может выдавить из себя лишь: "чувааааак". Плюс, может быть, только может быть, Рене является прадедом одного очень известного актера и музыканта прошлого века:


3. Александр Македонский. Александр Великий начал собирать страны в возрасте, когда многие из нас собирали , и завоевал каждый кусочек мира прежде, чем ему исполнилось 30 лет.

Конечно, у Александра была маленькая фора: его отец, Филипп II Македонский прославился захватчиком. В 16 лет Александр уже был его регентом, подкованным знаниями Аристотеля. После того, как его отец был убит, Александр быстро укрепил свою власть, выпилив своих соперников, а затем, он решил обуздать Персидскую империю. У него это получилось, а это, на минуточку, завоевание 300 летней Персидской империи, и всего за четыре года.

И это еще не все интересные факты про Сашку. Когда ему исполнилось 26, он уже был царь Македонский, персидский шах и Господь Азии, а также бесконтрольный фараон Египта. Александр Македонский победил в 13 войнах подряд!

Проблемы российской молодёжи, по своей сути, представляют собой проблемы не только современного молодого поколения, но и всего общества в целом, от решения которых зависит не только сегодняшний, но и завтрашний день нашего общества. Эти проблемы, с одной стороны взаимосвязаны и исходят из объективных процессов, протекающих в современном мире - процессов глобализации, информатизации, урбанизации и т.д.. С другой стороны они имеют свою специфику, опосредованную современной российской действительностью и проводимой в отношении молодёжи молодёжной политикой.

Наиболее актуальными проблемами для современной российской молодёжи, на наш взгляд, являются проблемы связанные с духовно-нравственной сферой бытия. Процесс становления современной российской молодёжи происходил и протекает в условиях ломки «старых» ценностей советского периода и формирования новой системы ценностей и новых социальных отношений. В условиях системного кризиса современного российского общества и его основных институтов, затронувшего все сферы жизнедеятельности, институтов социализации (семьи и семейного воспитания, системы образования и воспитания, институтов труда и трудовой деятельности, армии), самого государства. Активного насаждения и подмены основ существования гражданского общества стандартами общества потребления, воспитанием молодого человека, не как гражданина, а как простого потребителя тех или иных товаров и услуг. Наблюдается тенденция к дегуманизации и деморализации содержания искусства, (понижения, деформация, разрушение образа человека), подмене норм ценности высокой культуры усредненными образцами массовой потребительской культуры, переориентации молодёжи от коллективистских духовных ценностей к корыстно-индивидуальным ценностям. Это, а также отсутствие четко сформулированной национальной идеи и объединяющей идеологии, стратегии развития консолидирующей общество, недостаточное внимание к культурному развитию населения, противоречивость государственной молодёжной политики закономерно приводит нас к крайне негативным последствиям.

На фоне мировоззренческой неопределенности молодёжи (отсутствия у неё мировоззренческих основ смыслоориентации и социально-культурной идентификации), коммерциализации и негативного влияния СМИ (формирующих «образ» субкультуры), непрекращающейся духовной агрессии Запада и экспансии массовой коммерческой культуры, насаждения стандартов и психологии общества потребления, происходит примитивизация смысла человеческого бытия, нравственная деградация личности и снижение ценности человеческой жизни. Идет размывание ценностных основ и традиционных форм общественной морали, ослабление и разрушение механизмов культурной преемственности, угроза сохранения самобытности отечественной культуры, снижение интереса молодежи к отечественной культуре, ее истории, традициям, к носителям национального самосознания.

Указанные факторы в сочетании с процессами дифференциации и материального расслоения общества, возникшего при переходе к рыночным отношениям закономерно приводят к расширению зоны десоциализации, маргинализации и люмпенизации молодёжи (растерянности; апатии; пессимизму молодых людей; неверию их в будущее, возможности реализовать свои интересы никаким другим путем, кроме как отклоняющимся от нравственных и правовых норм). Они стимулируют асоциальные и противоправные формы самореализации молодёжи (нарастание криминальных проявлений в молодёжной среде, отчуждение от трудовой деятельности, алкоголизм, наркоманию, проституцию); развитие контркультуры в содержании молодёжной субкультуры; стремление к участию в неформальных молодёжных объединениях; усиление напряженности и агрессивности, рост экстремизма в молодёжной среде. В условиях разразившегося мирового кризиса, все обозначенные проблемные обстоятельства в развитии молодёжи могут быть использованы деструктивными силами для дестабилизации обстановки в России и осуществления очередной «оранжевой революции», чего справедливо опасается наше правительство. Не уделяя должного внимания воспитанию молодых граждан и созданию основ гражданского общества, государство в значительной степени способствовало утверждению в нашем обществе стандартов общества потребления и воспитанию потребителей, но явно не ожидало, что и сами власть предержащие могут стать «продуктом» для этих потребителей.

Молодежная среда, в силу её возрастных, социально-психологических и мировоззренческих особенностей остро нуждается в социокультурной идентификации, а потому в большей степени, чем другие социальные и возрастные группы восприимчива к трансформационным процессам, связанным с усвоением систем ценностей, норм, формирующих определённые формы поведения. Процесс социального становления молодежи, выбора ею жизненного пути и стратегий развития, осуществляется через обучение и воспитание, усвоение и преобразование опыта старших поколений. Молодость представляет собой период активного формирования устойчивой системы ценностей, становления самосознания и социального статуса личности. Ценностные ориентации, социальные нормы и установки молодёжи «определяют тип сознания, характер деятельности, специфику проблем, потребностей, интересов, ожиданий молодёжи, типичные образцы поведения» . В целом, положение молодёжи в обществе характеризуется как крайне нестабильное и противоречивое. С одной стороны она представляет собой самую мобильную, динамичную часть нашего общества; с другой стороны, в силу ограниченного характера её практической, созидательной деятельности, неполной включённости молодого человека в систему общественных отношений - самую социально неподготовленную, а значит и уязвимую её часть. Реализация жизненных планов молодёжи и предоставляемых ей возможностей в значительной степени зависит от материальных ресурсов родителей, на основании чего могут возникать определённые межпоколенческие противоречия. «Родители же зачастую становятся главными виновниками нереализованных рыночных притязаний и потребительских амбиций своих чад» . В молодёжном сознании и поведении самым причудливым образом могут сочетаться противоречащие друг другу черты и качества: стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешённость от внешнего мира.

Говоря о молодёжной социокультурной среде, конечно же, нельзя не отметить и её определённые положительные черты. Современная молодёжь в целом настроена весьма патриотично, верит в будущее России. Высказывается за продолжение перемен в сторону повышения социально-экономического благополучия страны, создание гражданского общества и правового государства. Она хочет жить в великой стране, обеспечивающей достойную жизнь своим гражданам, уважающей их права и свободы. «Молодёжь легче адаптируется к новым экономическим условиям, она стала более рациональной, прагматичной и реалистичной, ориентирована на стабильное развитие и созидательный труд.» . Она имеет гораздо большую свободу выбора профессии, образцов поведения, спутников жизни, стиля мышления, по сравнению со своим сверстниками 20-30 летней давности. Но это, как говорится, одна сторона медали.

Другая её сторона, показывает, что продолжающееся «смутное время», наиболее остро отразилась именно на молодом поколении. Наше общество стремительно стареет, идет сокращение численности молодёжи, количества молодых семей, числа рождённых детей. Каждое новое поколение молодёжи оказывается менее здоровым, чем предыдущее, болезни «перебрались» из старости в молодость, поставив под угрозу генофонд нации. Возросла социально-экономическая нагрузка на рабочие места в целях обеспечения жизни всех поколений; стремительно снижается интеллектуальный потенциал молодежи, инновационные возможности общества. Молодежь оказалась наиболее социально ущемлённой частью общества. Налицо явный конфликт между интересами молодежи и реальными возможностями социальной мобильности. Произошла резкая дифференциация и социальная поляризация молодёжи, основанная на имущественном расслоении, социальном про-исхождении и собственном социальном положении молодых людей. Обла-дая социальными, возрастными и субкультурными признаками разных общностей, они различаются по материальным возможностям, ценностным ориентациям, образу и стилю жизни. Встал вопрос о жизненных перспективах молодежи: её творческой самореализации (образовании, профессии, карьере), благосостоянии, возможности материально обеспечить свою будущую семью. Налицо проблемы занятости молодежи, ухудшения её материально-бытового положения, доступности образования. Молодёжная среда стала опасной криминогенной зоной. Произошло резкое омоложение преступности, усиление её группового характера, рост числа «женских» преступлений и преступлений, совершенных несовершеннолетними. Каждое новое поколение молодёжи в сравнении с предыдущими поколениями по основным показателям социального положения и развития: гораздо менее духовно и культурно развито, более безнравственно и криминально, отдалено от знаний и образования, в меньшей степени профессионально подготовлено и ориентировано на труд.

В обществе, где материальное благополучие и обогащение становятся приоритетными целями его существования, соответствующим образом формируется культура и ценностные ориентации молодых людей. В социокультурных ценностях современной молодежи превалируют потребительские ориентации. Культ моды и потребления постепенно и поэтапно овладевает со-знанием молодежи, приобретая универсальный харак-тер. Начинает превалировать тенденция к усилению про-цессов стандартизации культурного потребления и досугового поведения, утвержденного пассивно-потребитель-ским отношением к культуре. Нельзя не отметить и подчеркнутую аполитичность молодёжи, которая трезво и без ложных надежд оценивает отношение к себе со стороны государства и общества, как безразличное и откровенно потребительское. «77% опрошенных полагает что: - «Когда нужно они вспоминают о нас». Может быть, поэтому современное молодое поколение замкнулось в собственном мирке. Молодые люди поглощены внутренней проблематикой выживания в сложное и жестокое время. Они стремятся получить ту культуру и то образование, которые помогут выстоять и добиться успеха.» .

По результатам опросов Фонда Общественного Мнения, проведённых в 2002 году 53 % молодых россиян на вопрос: «Какие жизненные цели, по вашему мнению, чаще всего ставит перед собой современная молодёжь?», в первую очередь, отметили её стремление к достижению материального благополучия и обогащения; во вторую очередь (19%) - получение образования; в третью очередь (17%) - работу и карьеру. (См. Табл. 1). Анализ полученных данных говорит о четкой прагматичной и рациональной позиции молодёжи, её стремлении к достижению материального благосостояния и успешной карьере, взаимосвязанных с возможностью получения хорошего профессионального образования .

Таблица 1. «Цели современной молодёжи»

Для современной молодёжи в целом характерно изменение направленности жизненных ориентаций от социальной (коллективистской) составляющей к индивидуальной. «Персональная ценностная позиция молодых людей не коррелируется с ценностями политической идеологии, которой они отдают предпочтение» . Материальное благосостояние стало цениться гораздо выше свободы, ценность оплаты труда стала превалировать над ценностью интересной работы. Среди общественных проблем, более всего тревожащих молодых людей в настоящее время, на первом месте стоят такие проблемы как: рост преступности, рост цен, инфляция, возросший уровень коррумпированности властных структур, усиление неравенства доходов и социального неравенства, разделение на богатых и бедных, проблемы экологии, пассивность граждан, их безразличное отношение к происходящему. Изличных проблем, испытываемых молодыми людьми, на передний план выдвигаются проблемы материальной обеспеченности и здоровья, хотя ориентация на здоровый образ жизни формируется недостаточно активно.

Доминирующими в системе ценностей современной молодёжи выступают деньги, образование и профессия, деловая карьера, возможность жить в свое удовольствие (см. Табл. 2).

Таблица 2. Распределение основных ценностей молодых людей .

Образование, профессия

Получить от жизни больше удовольствий

Деловая карьера

Мир (чтобы не было войны)

Действия ради будущего России

Идеалы, вера

По результатам экспертного исследования, проведённого в 2007 году фондом имени Питирима Сорокина, иерархия доминирующих ценностей молодых россиян выстраивается следующим образом:

Материальное благополучие.

Ценность «Я» (индивидуализм).

Карьера (самореализация).

Стабильность.

Свобода.

Уважение к старшим.

Бог (вера в Бога).

Патриотизм.

Долг и честь.

При этом, анализируя нынешнее состояние российского общества, было отмечено, что место ценностей в России во многом занято антиценностями. Среди ценностных установок, доминирующих сегодня в российском обществе экспертами были отмечены следующие антиценности:

Культ денег;

Безразличие и индивидуализм.

Вседозволенность.

Циничный прагматизм, культ карьеры.

Крах семьи.

Социальное иждивенчество.

Сексуальная распущенность.

Вредные привычки: наркомания, алкоголизм, сквернословие.

Коррупция.

Ксенофобия .

Характеризуя молодёжное сознание и систему ценностей современной российской молодёжи, социологи выделяют:

Преимущественно развлекательно-рекреативную направленность её жизненных ценностей и интересов;

Вестернизацию культурных потребностей и интересов, вытеснение ценностей национальной культуры западными образцами поведения и символами;

Приоритет потребительских ориентаций над творческими, созидательными;

Слабую индивидуализированность и избирательность культуры, связанную с диктатом групповых стереотипов;

Внеинституциональная культурная самореализация;

Отсутствие этнокультурной самоидентификации .

Доминирование потребительских ценностных ориентаций неизбежно отражается на жизненной стратегии молодых людей. Данные анализа результатов, проведенных в 2006 - 2007 годах кафедрой социологии молодежи МГУ им. М.В.Ломоносова социологических исследований среди студентов показали, что: «В настоящее время в молодежной среде, в обществе можно встретить неоднозначно оцениваемые жизненные принципы. Полученные данные позволяют сделать вывод о неблагополучности в молодежной среде и требуют более детального изучения. Обращает на себя внимание довольно высокая степень равнодушия молодежи к таким традиционно отрицательным явлениям как приспособленчество, равнодушие, беспринципность, потребительство, праздный образ жизни и их положительная оценка» . (См. Табл.3).

Таблица 3. Перечень явлений, встречаемых в молодежной среде

Перечень явлений

Отрицательная оценка

Равнодушие

Положительная оценка

Нарушение общественного порядка

Национализм

Экстремизм

Незаконное обогащение

Иждивенчество

Равнодушие

Беспринципность

Потребительство

Подражание западному образу жизни

Праздный образ жизни

Приспособленчество

Карьеризм

Все вышеперечисленные проблемные особенности современной молодёжной социокультурной среды однозначным образом свидетельствуют о тревожной тенденции глубокой и системной социальной деградации значительной части современной российской молодежи, в частности, и всего нашего общества в целом. Молодёжная среда чётко копирует и зеркальным образом отображает в себе все наиболее значимые процессы, происходящие в нашем обществе. Системный кризис, в котором до сих пор пребывает наше общество и государство, четко и ясно не сформулировавшие национальную идею и не определившие свою стратегию развития, привёл к потере ими смысла собственного существования и сразу же сказался на молодёжной среде. В ней, как и в современном российском обществе, в целом, однозначно, отсутствует единая устоявшаяся система и иерархия ценностей. Одновременно можно наблюдать сосуществование двух процессов: как преемственности традиционных ценностей, исторически присущих нашему обществу, так и становление, массовое распространение новых либеральных (потребительских) интересов, торжество антиценностей. Оздоровление молодёжной среды, осуществляющей формирование ценностных ориентаций современной российской молодёжи, может быть, на наш взгляд, осуществлено посредством совершенствования системы, форм, методов осуществления молодёжной политики в Российской Федерации.

Список литературы

  1. С.Г. Плукин Ценностные ориентации // http://plook.ru/index/cennostnye-orientacii
  2. Карпухин О.И. Молодёжь России: особенности социализации и самоопределения // Социологические исследования. 2000. № 3. С. 125.
  3. Добреньков В.И., Смакотина Н.Л., Васенина И.В. Экстремизм в молодёжной среде. Результаты социологического исследования. М.: МАКС Пресс. 2007, С. 42.
  4. Карпухин О.И. Молодёжь России: особенности социализации и самоопределения // Социологические исследования. 2000. № 3. С. 126.
  5. Фонд общественное мнение. Общероссийский опрос молодежи от 18-23 июля 2002 года (100 населенных пунктов 44 субъекта РФ 1500 респондентов). Принципы и ценности молодежи // http://bd.fom.ru/report/map/youth/d047702 .
  6. Фонд имени Питирима Сорокина. Ценности в современной России: итоги экспертного исследования проведённого с 15 июня по 10 сентября 2007 года // http://www.salvador-d.ru/files/cennosti.ppt .
  7. Манько Ю.В., Оганян К.М. Социология молодёжи. СПб: ИД «Петрополис». 2008. С. 79.
  8. Фонд имени Питирима Сорокина. Ценности в современной России: итоги экспертного исследования // http://www.salvador-d.ru/files/cennosti.ppt .
  9. Социология молодёжи. М.: Гардарики, 2007, С. 190-193/ Манько Ю.В., Оганян К.М. Социология молодёжи. СПб: ИД «Петрополис». 2008. С. 80.
  10. Добреньков В.И., Смакотина Н.Л., Васенина И.В. Экстремизм в молодёжной среде. Результаты социологического исследования. М.: Макс Пресс, 2007. С. 34.

Современное представление о молодежи и молодости неразрывно связано с такими понятиями, как досуг, молодежной культуры, потребление. Социологи давным-давно заметили, что желания молодежи очень сильно разнятся от желаний взрослых. Если взрослые в большинстве своем ориентированы на приобретение стабильных вещей - недвижимости, машины, мебели, у них более развито накопление денег, то молодежь чаще всего ориентирована на сиюминутное удовольствие. Так вместе с новыми потребителями пришла и новая культура потребления - культура современной молодежи .

Появляются первые кассеты с записями любимых певцов, открываются дискотеки, мощно развивается поп-культура - первые группы, первые фанаты, первые тусовки. В конце XX в. молодость начинает все чаще использоваться как символ. Многие взрослые обращаются к интересам, традиционно считавшимся молодежными. Так, например, новый модный уклон современной молодежной культуры - адреналиновые удовольствия.

Молодость сама по себе связана с риском, испытаниями. Взрослые, испытывая в определенном смысле недостаток острых ощущений, начинают перенимать у молодых их стиль жизни. Реальные испытания могут подменяться искусственно созданными: прыжки с парашютом, экстремальные путешествия и т. д.

Современная молодежная культура стала стержнем многих модных течений: культура хиппи породила стиль «унисекс», панки повлияли на всеобщую моду на черный цвет, скинхеды - на модную прическу «благородная лысина» и т. д. Таких примеров можно привести множество. Молодежные культуры - это ценности, пристрастия, интересы, вкусы молодежи. Местом их публичного проявления стали кафе, дискотеки, массовые выступления. Родиной классических молодежных субкультур, как панки, скинхеды, рокеры и др. является Великобритания.

В настоящий момент добавилась еще одна особенность молодежи как социальной группы. Молодежь всюду одинаково существует в ситуации глобального информационного пространства, сетей Интернета и др. Все могут говорить со всеми. Сейчас любое культурное событие не может быть изолированным ни во времени, ни в пространстве. И в США, и на Таиланде, и в Сингапуре, и в России есть пользователи глобальных сетей, есть МТВ. Поэтому те молодые люди, которые хотят что-то знать из первых рук, могут удовлетворить свое желание в Ульяновске точно так же, как и в Нью-Йорке. Однако доступ к этим ресурсам не у всех одинаков. Это зависит и от дохода, и от уровня культуры, и от ситуации. Исследования показывают, что современные стили жизни молодежи во многом зависят от их нацеливания на карьеру, качественное образование, высокий уровень достижений, высокий социальный статус, то стиль его жизни будет значимо отличаться от тех молодых людей, которые ориентированы на молодость, как на период расслабления, развлечения, как на время, когда нужно «перебеситься» и попробовать от всех радостей жизни. Кто-то интересуется спортом, кто-то интересуется живописью. Кто-то ничем не интересуется в этом то и есть суть момента разделения современной молодежной культуры.


Одной из самых главных ценностей людей является свобода. Свобода слова, действий, выбора необходимы для самоутверждения и самосовершенствования. В. Даль писал: «свобода - это воля». Хотя эти слова синонимичны, но их стоит рассматривать немного иначе. У свободы есть определенные границы, которые нарушать нельзя. А у воли нет пределов. Поэтому современная молодежь должна понимать значение слова свобода.

Следующая жизненная ценность - осознание необходимости здоровья. Мы должны стремиться к здоровому образу жизни. Только здоровый человек сможет чувствовать себя полноценной личностью, ощущать всю красоту и прелесть жизни во всех ее проявлениях. Но большая часть молодежи это осознает.

Духовная культура немало важна в жизни современной молодежи. Духовная культура может дать начало живописи, рождению стихов и т.д. Многие могут стать художниками, писателями. Внутренняя духовная удовлетворенность тесно связана с сознанием человека. Современная молодежь активно участвует в разных мероприятиях в целях сохранения окружающей среды, охраны природы, заботы об инвалидах, пожилых людей и т.д. Современная молодежь умеет адоптироваться в самых разных обществах и отстаивать свои мнения. Человек должен уважать другого человека, несмотря на его материальное, физическое положение; не должен ставить себя выше или ниже тех или иных людей. Я думаю, что у современной молодежи с этим проблем нет.

Молодежь, по сути, народ общительный и дружелюбный. Мировоззрение у нас иное, сильно отличающееся от наших тетей, дядей, мам, пап, дедушек и бабушек. Есть понятия «круто» и «отстой». Мы пытаемся соответствовать внешнему миру и не можем жить без общения - вот еще одна ценность. Если мы проводим некоторое время в общении, то укрепляем узы дружбы с новыми друзьями. С помощью общения мы показываем свои манеры, свою воспитанность и завоевываем уважение к себе как просто к хорошему человеку. В трудную минуту эти люди всегда поддержат и помогут.

Каждый человек стремится к успеху, богатству, счастью. Поэтому современная молодежь старается получить высшее образование и не одно, а несколько. Не все могут себе это позволить. В наше время за получение образования необходимо платить (за исключение бюджетной основы). Да, это финансовая проблема, но молодежь отличается целеустремленностью, и стараются наняться официантом, продавцом в киоске, промоутером, на любую оплачиваемую работу.

Еще одна ценность - патриотизм. Любовь к родной земле, уважение к государству, чувство долга перед родиной должны присутствовать в сознании современной молодежи. Они понимают, что земля, на которой они ходят, едят ее плоды, живут в тепле и уюте благодаря ее полезным ископаемым - это их вторая мать. Ведь не случайно говорят: «Родина - мать». Мы должны делать все для ее процветания и быть горды ею.

Современная молодежь очень коммуникабельная и всесторонне развитая. У молодых людей огромные перспективы. Они смело смотрят в будущее, добиваются своих целей.

Современная молодежь имеет ряд проблем, которые связаны с воспитанностью, толерантностью, отсутствием патриотизма, вежливостью, хорошими манерами поведения по отношению к своим сверстникам и взрослым людям, а также умением правильно и грамотно излагать свои мысли, сексуальная распущенность и аморальность, умением правильно и красиво одеваться (многие даже позабыли, что именно одежда, в первую очередь, бросается в глаза и создает первоначальное мнение о человеке) также, следует, не упускать из поля зрения, пассивное отношение молодежи к современной политике и к людям стоящим у власти. Современная молодежь, практически, не соблюдает нормы и правила хорошего поведения. Конечно же, каждый волен сам выбирать - следует ли ему соблюдать определенные требования или нет, но, на сегодняшний день - это является острой проблемой.

Есть несколько решений этих проблем:

Возрождение ранее созданного в 1811году Общества русской словесности, которое поможет развитию культуры, духовности, знанию родного языка, а также внесет бесценный вклад в формирование личности;

Введение в школах и ВУЗах обязательной учебной дисциплины «этимология русской словесности»;

Организация регулярных конференций, дебатов, встреч с интересными и разносторонними людьми, что поможет молодежи грамотно и красиво излагать свои мысли, а также культурно вести споры;

Мы - это не будущее, а настоящее, которое строит будущее! Чтобы, в очередной раз, не услышать из уст «будущее России - это армия невежд»,я призываю нашу молодежь к тому, чтобы они сознательно относились к своим поступкам и больше занимались самовоспитанием.

Е. М. Стешова

студентка ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова

Е. В. Смолокуров

доцент ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова

Были проведены 18 фокус-групп с детьми и молодежью в возрасте от 5 до 25 лет, 5 фокус-групп с родителями, ряд глубинных интервью с родителями и с учителями-экспертами. Кроме того, исследование включало в себя анализ блогов молодых людей из разных городов России, а также экскурсии (например, в Барнауле и Саратове).

Исследование проводилось в конце 2016 года совместно с агентством Validata. Результатом стал отчет о жизни современной молодежи. В обзоре представлены такие аспекты жизни молодых людей как обработка информации, отношения с родителями, самовосприятие, установка и ценности, фрустрация и страхи, ожидания от будущего.

Факт 1. Родились с кнопкой на пальце

ОНЛАЙН – ВЕДУЩЕЕ ИЗМЕРЕНИЕ РЕАЛЬНОСТИ ЗДЕСЬ легче знакомиться, рассказывать о себе, искать информацию, покупать вещи.
ОНЛАЙН ФОРМИРУЕТ ТРЕНДЫ. Формирование трендов и перенимание ролевых моделей теперь тоже происходит в онлайне.

«В каждом классе теперь есть ученик, который понимает в информатике больше, чем его учитель информатики. Раньше такого не было».
«За всем сейчас следим в соцсетях. Instagram просто листаешь, смотришь, там разные блогеры есть…»

Факт 2. Родились с кнопкой на пальце

БЫСТРОЕ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ. Средний период концентрации представителя поколения Z на одном объекте – 8 СЕКУНД.
НЕТ КРУПНЫМ ФОРМАМ. Информация потребляется маленькими «перекусочными» порциями.
НАГЛЯДНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ. Иконки, смайлики и картинки ЧАСТО заменяют текст.

Факт 3. Нет долгосрочных трендов

Социальные сети формируют ощущение потока, в котором все меняется каждую секунду.
То, что модно сегодня, завтра сменятся новой модой.
НЕТ УСТОЙЧИВЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ. Нет постоянной лояльности брендам и стилям одежды, «обязательных списков» в музыке или кино.


Факт 4. Конфликт поколений
- Родители выстраивают партнерские отношения с детьми.
- Родители руководствуются принципом «не ругать за плохое, а хвалить за нормальное».
- И дети, и родители говорят друг о друге с нежностью и теплом.

«Больше хвалим их. Если они беспроблемные, бесконфликтные, вроде, выполняют задания, вроде, нормально общаются, надо их хвалить, чтобы стимул у них какой-то был…Раньше больше ругали. Это и в семьях так: раньше больше ругали, а сейчас больше хвалят».
«Не надо ломать детей через коленку…»
«Они другие, мы должны это признать…»

ВЗРОСЛЫЕ ПРИЗНАЮТ, ЧТО ДЕТИ ПРЕВОСХОДЯТ ИХ ВО МНОГИХ НАВЫКАХ. Дети лучше ориентируются в современной бесконечно меняющейся жизни.

У МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ НЕТ ПИЕТЕТА К СТАРШИМ. Молодые люди общаются с ними свободно и на равных.

«Нас воспитывали, что нельзя, значит, нельзя. А они спрашивают: «Почему нельзя?» Почему я должна это объяснять?! Они не боятся свою правоту, мнение донести, узнать. Не боятся спорить и задавать вопросы».
«У моего очень хорошо подвешен язык, очень быстро связи налаживает, его всегда зовут обратно…»

Факт 6. Центениалов гиперопекают

РОДИТЕЛИ ЖАЛЕЮТ ДЕТЕЙ. Родители взваливают все бытовые обязанности на себя.

«ГЛАВНОЕ – НЕ СЛОМАТЬ». Родители оказывают минимальное давление на детей

МОЛОДЫЕ ЛЮДИ НЕ ПРИОБРЕТАЮТ НАВЫКОВ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ. Поколение Z не нарабатывает навыков решения проблем реальной жизни.

«Им еще устраиваться в современной жизни, а мы ее не понимаем и помочь им, кажется, не сможем…»
«Его отправишь за хлебом, он булочки купит…»

«Мы более развитые [по сравнению с родителями], но не понимаем, как что устроено, мы только примерно понимаем, как что делается…»


Факт 7. Не могут без социального взаимодействия

ВАЖНО ПОСТОЯННО БЫТЬ НА СВЯЗИ. Дети поколения Z не бывают одни и не любят быть одни.

ЦЕНЯТСЯ ТЕ КАЧЕСТВА, КОТОРЫЕ ПОМОГАЮТ ЛЕГКО ОБЩАТЬСЯ. В любой компании и в любой ситуации важно беспроблемно взаимодействовать.

«Моя лучшая подруга очень открыта, добра, позитивна, улыбчива, безумно талантлива, красива, умна и, что самое главное, она безумно веселая».

Факт 8. Уверенность в собственной исключительности.

ПОКОЛЕНИЮ Z ПРИВИВАЕТСЯ МЫСЛЬ ОБ ИХ УНИКАЛЬНОСТИ. Каждый ребенок уникален и талантлив.

КАЖДЫЙ СЧИТАЕТ СЕБЯ НЕПОХОЖИМ НА ДРУГОГО. Свои увлечения описываются как необычные, свои отношения с родителями считаются лучше, чем у других.

«Типичные качества современного молодого человека: выпендрежник, пофигист, не задумывается о будущем, живет как живет, у него сейчас все нормально, его сейчас все устраивает и все, а о будущем он не думает. Лично про себя я не могу этого сказать, я люблю все планировать. Может, это от корней нерусских передалось…»

Факт 9. Поколение мейнстрима

ОТСУТСТВИЕ КАКИХ-ЛИБО ЯРКО ВЫРАЖЕННЫХ СУБКУЛЬТУР.

ПОХОЖЕСТЬ ВОПРЕКИ ПРЕДСТАВЛЕНИЮ О СОБСТВЕННОЙ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТИ. Вне зависимости от города и уровня материальной обеспеченности.

«Мальчики выглядят все одинаково: брюки с подворотами, стрижка «по бокам сбрить, чуть выше оставить и сверху подровнять», часики и наушники…»
«Главное слово про девочек сейчас – «брови». Они все с ними что-то делают…»

Факт 10. Не видят себя единым поколением

«МЫ ВСЕ РАЗНЫЕ!» Не замечают за собой того, что их объединяет.

КАЖДЫЙ ВОЛЕН ДЕЛАТЬ, ЧТО ХОЧЕТ. Увлечения, хобби, музыка, кино не воспринимаются как маркеры «свой-чужой».

Факт 11. Модель постепенного движения к успеху повредилась

НЕТ УВЕРЕННОСТИ, ЧТО ПОСТЕПЕННЫЕ УСИЛИЯ ПРИВЕДУТ К ЦЕЛИ. История России последних лет показала поколению Z, что все может пойти не так.

УСПЕХ МОЖЕТ БЫТЬ ЛЕГКИМ И БЫСТРЫМ. Многочисленные статьи в онлайн-СМИ рассказывают истории о внезапном и стремительном успехе.

«Лучше жить сегодняшним днём и не строить глобальных планов на будущее. Откуда ты можешь знать, может в твой дом не влетит самолёт, как в книге “Империя ангелов”…»
«Бывает, что ты учился на пятерки и приходишь на работу устраиваться к однокласснику, который учился на двойки…»

Факт 12. Тихое сопротивление vs открытый бунт

ПОКОЛЕНИЕ Z НЕ СТРЕМИТСЯ К РАЗРУШЕНИЮ И ЦЕНИТ СПОКОЙСТВИЕ. Не бунтуют открыто, не устраивают переворотов и стараются формально следовать правилам.

ПОСТУПАЮТ ТАК, КАК СЧИТАЮТ ПРАВИЛЬНЫМ САМИ. Не ставят в известность родителей, демонстрируя послушание и конформизм.

«У меня с родителями хорошие отношения, доверительные. Но я не все им рассказываю, берегу их. Зачем им о чем-то знать, если они с этим были не согласны? Только зря расстроятся и переживать будут…»
«…они боятся новое предложить, пытаются из старого предложить, боятся ошибаться. Мы ошибались, но делали, а они – нет».

Факт 13. Отсутствие гендерного равенства

ТРАДИЦИОННЫЙ ВЗГЛЯД НА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОЛОВ. Девушки должны быть скромными, заниматься домом и воспитывать детей, молодые люди должны обеспечивать семью.

ПРОДВИНУТЫЕ ДЕВУШКИ – ЭГОИСТИЧНЫ. С ними сложно и постоянно нужно доказывать, что ты чего-то стоишь.

ОЖИДАЕМЫЙ ВОЗРАСТ ВСТУПЛЕНИЯ В БРАК И РОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ОТКЛАДЫВАЕТСЯ ДО 25-27 ЛЕТ.

«Мужчина должен быть строгим, со стержнем, но со своей девушкой должен быть мягким. Я не могу себе представить, что я дома с детьми сижу, а жена зарабатывает, это для меня моральная кастрация».


Факт 14. Главное – найти свой путь

УСТАНОВКА НА ПОИСК СЕБЯ СФОРМУЛИРОВАНА РОДИТЕЛЯМИ И ПЕДАГОГАМИ.

АКТИВНО ТРАНСЛИРУЕТСЯ ЧЕРЕЗ МАССОВУЮ КУЛЬТУРУ И ИНТЕРНЕТ.

«Дети учатся на всяких экономиках, потом уходят. Один ушел в кино после Вышки, другой вообще будет на барабанах играть, окончив РЭШ и Вышку. У меня есть девочка, она долго металась, на психфак собиралась, но там нет желания серьезного. Потому что она актриса, я ее на это ориентирую. Я ей все время говорю: «Может быть, из тебя не вырастет большой актрисы, но это то, что ты очень любишь, это твое».

Факт 15. Установка на гедонизм

ГЛАВНЫЙ ЗАПРОС ОТ ЖИЗНИ – БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ. Наслаждение жизнью, получение от нее удовольствия, ценность каждого мгновения и любовь к себе.

СТАТЬ СЧАСТЛИВЫМ МОЖНО ТОЛЬКО, ЕСЛИ НАЙДЕШЬ СВОЙ ПУТЬ.

ТРУДНОСТИ ОЗНАЧАЮТ ТО, ЧТО ПУТЬ ВЫБРАН НЕВЕРНЫЙ.

«Моя хотела быть археологом. Думала, это все про интересные находки и открытия. А потом поняла, что большая часть работы – это сидеть по архивам и что-то изучать-находить, и сразу расхотела».
«Если я буду читать это через 20 лет, я бы хотел спросить у себя: доволен ли я своей жизнью? Посоветую себе радоваться жизни, и идти к своей цели».

Факт 16. Счастье – это и есть успех

УСПЕХ ИЗМЕРЯЕТСЯ НЕ БОГАТСТВОМ И СТАТУСОМ, А РАЗНООБРАЗИЕМ ЖИЗНИ И УДОВОЛЬСТВИЕМ.

ПРИВЕСТИ К УСПЕХУ МОЖЕТ ТОЛЬКО «ПРАВИЛЬНО ВЫБРАННЫЙ СВОЙ ПУТЬ».

«Успешность - это когда ты радуешься жизни, чем бы ни занимался, у тебя в душе гармония, если ты работаешь за 20 тысяч, но при этом счастлив, нет внутри конфликтов, ты успешный человек».
«Успех – это точно не то, что под этим понятием подразумевают – много денег, работа, по мне это глупости. Много денег для счастья не надо. Я думаю, это семья, любимая работа, увлечения, друзья».

Факт 17. Саморазвитие – это модно

ЦЕНТЕНИАЛЫ ПОСТОЯННО ГОВОРЯТ О «САМОРАЗВИТИИ» И «САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИИ».

САМОРАЗВИТИЕМ СЧИТАЕТСЯ ЛЮБОЕ УВЛЕЧЕНИЕ, ЛЮБАЯ АКТИВНОСТЬ «ПО ЖЕЛАНИЮ». Путешествия, занятия музыкой или рисованием, походы в кино или театр, интерес к истории или фотографирование.

«Сейчас модно куда-то ходить, развиваться, люди с активной позицией привлекают…»
«Я тут посмотрел, здесь люди понимающие собрались, кто-то музыкалку закончил, это дает огромную площадку к развитию, кто-то футболом занимается, человек не деградирует, я знаю, у меня есть знакомый такой, он не деградирует. Человек всесторонне развитый».

Факт 18. Жизнь хороша, когда разнообразна

ЖИЗНЬ ДОЛЖНА БЫТЬ РАЗНООБРАЗНОЙ. В жизни должны сочетаться работа, семья, увлечения, путешествия, общение с друзьями, иначе жизнь кажется скучной, а человек – «деградирует».

ОБЯЗАТЕЛЬНО НУЖНО ПРОБОВАТЬ РАЗНОЕ. Тогда и жизнь «интереснее», и проще найти «найти свой путь».

«Вы решили путешествовать, нашли для себя что-то новое, вас осенило, что этот путь, по которому вы мельком прошли, он именно ваш, если вы дальше будете по нему идти, у вас будет более счастливая жизнь, чем если вы останетесь в том же месте, в котором родились. То, что было до этого - обыденность, вряд ли вы будете жить счастливо, если вам изначально что-то не нравилось».

Факт 19. Работа должна быть в радость

СЛОВА «КАРЬЕРА» И «ПРЕСТИЖНАЯ РАБОТА» ПРАКТИЧЕСКИ НЕ ЗВУЧАТ.

«ВКАЛЫВАТЬ» МОЛОДЫЕ ЛЮДИ НЕ ГОТОВЫ.

РАБОТА ДОЛЖНА ПРИНОСИТЬ УДОВОЛЬСТВИЕ, ДОХОД И НЕ ОТНИМАТЬ МНОГО ВРЕМЕНИ.

«Знаешь, хочу тебе посоветовать не задерживаться на работе допоздна и не уделять ей слишком много внимания, ведь это не так важно, как воспитание твоих детей с женой».
«Идеальная работа должна занимать часть времени, есть свободное время для семьи. Хорошая зарплата – чтобы хватало на повседневную жизнь, не очень много».

Факт 20. Установка на индивидуализм

НЕ ДУМАЮТ О ТОМ, ЧТОБЫ МЕНЯТЬ МИР ИЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО.

В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ХОТЯТ СДЕЛАТЬ КОМФОРТНОЙ СВОЮ ЖИЗНЬ И ЖИЗНЬ БЛИЗКИХ.

«Я считаю, что благотворительностью сейчас заниматься глупо. Если у тебя есть время на то, чтобы пойти и в каком-то детдоме помыть окна, лучше потрать это время на себя и саморазвитие, чтобы потом заработать больше денег. И тогда в будущем ты сможешь, например, закупить игрушки для целого детского дома».

Факт 21. Страстно хотят признания

ОЖИДАЮТ ПОХВАЛЫ НА ЛЮБОЕ ДЕЙСТВИЕ И ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ.

ПРИЗНАНИЕ ДОЛЖНО ВЕСТИ К СОЦИАЛЬНОЙ ПОПУЛЯРНОСТИ. На работе, среди друзей, в социальных сетях.

«Мы по-другому живем идем посмотреть и сфоткать, чтобы другие оценили и позавидовали, а раньше мы ездили куда-то просто отдохнуть».
«Признак успеха – страничка в Википедии».

Факт 22. Модно быть умным.

УМЕТЬ УСТАНАВЛИВАТЬ СОЦИАЛЬНЫЕ СВЯЗИ.

ПОДДЕРЖИВАТЬ РАЗГОВОР НА РАЗНЫЕ ТЕМЫ.

БЫТЬ НЕСКУЧНЫМ.

«Умная девушка – это та, с которой интересно поговорить на разные темы: об учебе, о поездках, обо всем, много тем для разговора».
«Умный – это со смекалкой. Он может учиться плохо, но если будет смекалистый, умеет общаться, это будет хорошо».

Факт 23. Апология семейных ценностей

СРЕДИ МОЛОДЕЖИ ПРИНЯТО ЗАЯВЛЯТЬ, ЧТО ОНИ ЛЮБЯТ СВОЮ СЕМЬЮ, ОБОЖАЮТ РОДИТЕЛЕЙ.

УДАЧНАЯ СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ – ПРИЗНАК СОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, И В КОНЕЧНОМ ИТОГЕ, СЧАСТЬЯ.

СОЗДАНИЕ ХОРОШЕЙ СЕМЬИ – БОЛЕЕ ВАЖНАЯ ЦЕЛЬ, ЧЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ.

«Я вижу, что родители всю мою жизнь будут моей самой надежной опорой, мама с папой – это те люди, на которых я реально могу положиться».


Факт 24. Страх разочаровать родителей

ПОЗИТИВНОЕ ДАВЛЕНИЕ. Модель воспитания, при которой акцент делается на поощрение и «веру в ребенка», оказывается для молодых людей «позитивным давлением».

СТРАХ НЕ ОПРАВДАТЬ ВОЗЛОЖЕННЫХ НАДЕЖД.

«Боюсь, что мои родители будут относиться ко мне не так, как было раньше или сейчас. Сейчас они ко мне хорошо относятся, но боюсь, что будут относиться плохо… И у меня так: папа смотрит на меня, говорит: ты молодец, я в тебя верю, продолжай так же. И это нелегко».

Факт 25. Неправильный выбор – это катастрофа

«ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР» СТАНОВИТСЯ ПОЧТИ ВОПРОСОМ ЖИЗНИ ИЛИ СМЕРТИ. Ошибиться нельзя, ведь тогда под угрозой оказывается счастье, а значит ощущение успешности.

СТРАХ НЕОБРАТИМОСТИ СДЕЛАННОГО ВЫБОРА. Центениалам кажется, что при обилии дорог и развилок, пойти можно только по одной и только один раз.

«Вдруг не оправдаешь свои надежды: правильно ли ты сделал свой выбор, мы сейчас выбираем профессию, потом доучиваешься и понимаешь, либо сделал правильный выбор, либо, что это не твое».
«Идеальное будущее, это если я понял, что не ошибся с выбором».

Факт 26. Свобода выбора – не помощь, а затруднение.

РОДИТЕЛИ НЕ ПОМОГАЮТ В ВЫБОРЕ ПУТИ. Они отказываются брать на себя ответственность, поскольку сами не знают «как правильно» и боятся упреков в будущем.

МОЛОДЫЕ ЛЮДИ ЧУВСТВУЮТ РАСТЕРЯННОСТЬ, СТОЯ ПЕРЕД ВЫБОРОМ. Нет никаких четких ориентиров, а путь родителей кажется рутиной и однообразием.

«Мы - растерянное поколение. Раньше родители были строгими, но это максимально позитивная строгость: они подсказывали, как надо, к ним прислушивались. Да, а теперь ты стоишь на перекрестке, не знаешь куда податься. Сама свобода оказалась ограничением».

Факт 27. Страх «обычной» жизни.

СТРАХ, ЧТО ВЗРОСЛАЯ ЖИЗНЬ БУДЕТ ОДНООБРАЗНОЙ. Обычной, без ярких впечатлений.

НЕУМЕНИЕ ВИДЕТЬ РАДОСТЬ В ПОВСЕДНЕВНОСТИ. Жизнь без спонтанности и интенсивных переживаний не может быть интересной.

«Еще рутины боюсь, повседневности, обыденности, когда теряешь счет времени. Все пройдет и не заметишь».
«Я боюсь повзрослеть в плохом смысле этого слова и стать занудой. Человек пришел с работы, сходил в магазин, поспал и пошел на работу. Любовь к жизни, радость и веселье теряются».

Факт 28. Страх одиночества и социального несоответствия

ИДЕАЛЬНОЕ БУДУЩЕЕ – СЕМЬЯ И ДРУЗЬЯ.
БЫТЬ «ОДИНОЧКОЙ» – ЭТО ПРОВАЛ И ВЫПАДЕНИЕ ИЗ СОЦИУМА. Одиночество не означает независимость и свободу.

«Люди смотрят на меня с ужасом и не понимают меня. Меня это пугает. Я могла бы жить одна или только с одним человеком, но хотелось бы, конечно, находиться в социуме, без этого не получится жить полноценно».
«В себе не нравится плохое умение взаимодействовать с людьми. Это значит неумение поддержать беседу, познакомиться, поддерживать существующие отношения».


Факт 29. Минимальный горизонт планирования

ОТДАЛЕННОЕ БУДУЩЕЕ КАЖЕТСЯ НЕПОНЯТНЫМ И ПУГАЮЩИМ.

КОРОТКИЙ ГОРИЗОНТ ПЛАНИРОВАНИЯ. Горизонт планирования работает только при наличии абсолютно понятной цели: закончить школу, сдать экзамены, закончить ВУЗ.

«Будущее – вообще не очень задумываемся. Начинаем думать – становится вроде страшно, и интересно тоже. Страшно – что не оправдаешь свои надежды, надежды родителей, вдруг останешься без работы».
«План на день - да, а план на год, два, три, десять лет - нет. Есть примерные ориентиры -выбранный вуз, специальность».

Факт 30. Главные ожидания от будущего – комфорт и спокойствие

СТАВЯТ ПЕРЕД СОБОЙ НЕАМБИЦИОЗНЫЕ ЦЕЛИ, ЧТОБЫ НЕ РАЗОЧАРОВАТЬСЯ.
ОЖИДАНИЯ ОТ БУДУЩЕГО - «SAFE CHOICE». «Нормальная жизнь», «простое счастье», комфорт, благополучие, спокойствие, семья.

«Я хочу обыкновенного женского счастья) семью, домик у пруда чтобы по нему бегали дети) чтобы не нуждаться ни в чем) но и лишнего тоже не нужно) чтобы родители были здоровы и горды за это счастье».
«Они бюргерски настроены все: они хотят нормальной жизни, нормальных денег, нормальных путешествий».

Где взаимодействовать

Реклама и информация для молодежи должна быть сдвинута в интернет необходимо искать своих агентов влияния, своих блогеров: не только в уже традиционных «ВКонтакте», Facebook, но и в Instagram, YouTube и других появляющихся сетях. Необходимо помнить, что молодые люди выходят в сеть отовсюду: причем преимущественно с мобильных устройств, а не с компьютеров. Это нужно учитывать при разработке приложений и размещении рекламы необходимо учитывать возрастную дифференциацию социальных сетей, чтобы правильно «ловить» целевую аудиторию.

Как взаимодействовать

Общаясь с современной молодежью лучше показывать, а не рассказывать.
Чтобы удерживать внимание центениалов необходимо:
не перегружать их большими объемами информации – должно быть сразу понятно и «цепляюще»;
предпочтительно подавать информацию в наглядном визуальном виде;
использовать простой неформальный язык, но не пытаться «подделываться» под сленг;
вовлекать их в активное «практическое» взаимодействие (игры, переписки-комментарии).
Думая об использовании в коммуникации, нужно ориентироваться на «среднестатистического» человека. Если использовать партнерские программы с марками/celebrities, нужно постоянно отслеживать их актуальность и регулярно их обновлять.

Что говорить:

Апеллировать к авторитету, возрасту, опыту, традиции и проверенности временем в общении с центениалами бесполезно.
Единственный способ взаимодействовать с ними, убеждать: объяснять, обсуждать и приводить аргументы.
В коммуникации сейчас не надо апеллировать к карьере и карьерному успеху и, в целом, к амбициозным целям, которые достигаются упорным трудом à надо отсылать к удовольствию и счастью.
Не стоит обещать светлое и прекрасное будущее: оно абстрактно и в него не очень верят.
Не стоит использовать отсылки к конфликту поколений, подростковому бунту – это не релевантно.
Не имеет смысла апеллировать сейчас к поколенческим ценностям: они не отрефлексированы, в сознании молодежи не существуют.

Что предлагать

Можно предлагать молодежи попробовать себя в разных областях: мастер-классы, тренинги, семинары и т.д.
Можно предложить молодежи развернутые программы профориентации – типа Kidzania для подростков и взрослых.
Есть вероятность, что это поколение будет стремиться к альтернативным схемам занятости. Поэтому имеет смысл подумать о специальных предложениях/продуктах для фрилансеров/удаленных работников. Стоит помогать молодым людям в достижении краткосрочных целей, например, на год.



Рассказать друзьям