Организация деятельности детей на прогулке в летний оздоровительный период. Тема: Организация и проведение прогулки с детьми дошкольного возраста в ДОУ

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Организация прогулок в детском саду

Значение прогулки

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма? способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

Прогулка способствует умственному воспитанию. Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т.д. Прогулки дают возможность решать задачи нравственного воспитания. Воспитатель знакомит детей с родным городом, его достопримечательностями, с трудом взрослых. Ознакомление с окружающим способствует воспитанию у детей любви к родному городу.

Малыши трудятся в цветнике - сажают цветы, поливают их, рыхлят землю. У них воспитывается трудолюбие, любовь и бережное отношение к природе. Они учатся замечать ее красоту. Обилие в природе красок, форм, звуков, их сочетание, повторяемость и изменчивость, ритм и динамика - все это вызывает даже у самых маленьких радостные переживания.

Для пребывания детей на свежем воздухе отводится примерно до двух-трех часов в день. Летом это время увеличивается до трех-четырех часов. Режим дня детского сада предусматривает проведение дневной прогулки после занятий и вечерней - после полдника. Время, отведенное на прогулки, должно строго соблюдаться.

Желательно, чтобы каждая возрастная группа располагала отдельным участком, отгороженным от других групп кустарником. На этом участке выделяются места для проведения подвижных игр и развития движений детей (ровная площадка), для игр с песком, водой, строительным материалом, для творческих игр и игр с различными игрушками.

На участке должно быть оборудование для развития движений: заборчики для лазанья (трехгранные, четырехгранные и шестигранные), бревно для упражнения в равновесии, горка, инвентарь для упражнений в прыжках, метании. Все это должно иметь привлекательный вид, быть прочным, хорошо обработанным, закрепленным и соответствовать возрасту и силам детей. Кроме постоянного оборудования, на площадку выносятся игрушки, пособия в соответствии с намеченным планом работы. Игровые площадки заканчиваются дорожками, по которым дети могут кататься на велосипедах, самокатах. Помимо игровых площадок на участке необходимо иметь закрытые беседки для защиты от дождя и солнца.

Подготовка к прогулке.

Чтобы дети охотно собирались на прогулку, воспитатель заранее продумывает ее содержание, вызывает у малышей интерес к ней с помощью игрушек или рассказа о том, чем они будут заниматься. Если прогулки содержательны и интересны, дети, как правило, идут гулять с большой охотой.Одевание детей нужно организовать так, чтобы не тратить много времени и чтобы им не приходилось долго ждать друг друга. Воспитатель должен научить детей одеваться и раздеваться самостоятельно и в определенной последовательности. Когда большинство детей оденется, воспитатель выходит с ними на участок. За остальными детьми следит няня, затем провожает их к воспитателю. Выходя на прогулку, дети сами выносят игрушки и материал для игр и занятий на воздухе.

Структура прогулки:

 Наблюдение.

 Подвижные игры 2-3 игры большой подвижности, 2-3 игры малой и средней подвижности, игры на выбор детей.

 Труд детей на участке.

 Индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических качеств.

 Самостоятельная игровая деятельность.

Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами.

Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным . Подвижная игра может быть проведена в начале прогулки, если занятия были связаны с долгим сидением детей. Если же они идут гулять после музыкального или физкультурного занятия, то игру можно провести в середине прогулки или за полчаса до ее окончания. Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.

Во время прогулок могут быть широко использованы бессюжетные народные игры с предметами, такие, как бабки, кольцеброс, кегли, а в старших группах - элементы спортивных игр: волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей. В жаркую погоду проводятся игры с водой.

Полезны игры, при помощи которых расширяются знания и представления детей об окружающем. Воспитатель дает детям кубики, лото, поощряет игры в семью, космонавтов, пароход, больницу и др. Он помогает развить сюжет игры, подобрать или создать необходимый для нее материал.

На прогулке организуются и спортивные развлечения (упражнения). Летом - это классики, зимой - катание на санках, скольжение на ногах по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах.

Во время прогулки необходимо уделять внимание трудовой деятельности детей. Содержание и формы ее организации зависят от погоды и времени года. Так, осенью дети собирают семена цветов, урожай на огороде, зимой могут сгребать снег, делать из него разные сооружения. Необходимо стремиться сделать детский труд радостным, помогающим малышам овладеть полезными навыками и умениями. Трудовые задания должны быть посильны детям и, вместе с тем, требовать от них определенных усилий. Воспитатель следит, чтобы они выполняли свою работу хорошо, доводили начатое дело до конца.

Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми: для одних организует игру с мячом, метание в цель, для других - упражнение в равновесии, для третьих - спрыгивание с пеньков, перешагивание через деревья, сбегание с пригорков;осуществляется работа и по развитию речи ребенка: разучивание потешки или небольшого стихотворения, закрепление трудного для произношения звука и т. п. Воспитатель может вспомнить с детьми слова и мелодию песни, которую разучивали на музыкальном занятии.

Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование. Перед входом в помещение они вытирают ноги. Раздеваются дети тихо, без шума, аккуратно складывают и убирают вещи в шкафчики.

Целевые прогулки

Воспитатель организует наблюдения детей за общественной жизнью и явлениями природы и за пределами участка. С этой целью организуются целевые прогулки.

В младшей группе целевые прогулки проводятся раз в неделю на небольшое расстояние, по улице, где находится детский сад. Со старшими детьми такие прогулки проводятся два раза в неделю и на более далекие расстояния.

Детям младшей группы воспитатель показывает дома, транспорт, пешеходов, средней - здания общественного назначения (школа, Дом культуры, и т. п.). Со старшими детьми проводятся целевые прогулки на другие улицы, в ближайший парк или лес. Дети знакомятся с правилами поведения в общественных местах и правилами уличного движения.

На целевых прогулках дети получают много непосредственных впечатлений об окружающем, расширяется их кругозор, углубляются знания и представления, развивается наблюдательность и любознательность. Движения на воздухе оказывают положительное влияние на физическое развитие. Длительная ходьба во время прогулки требует от детей определенной выдержки, организованности и выносливости.

Пребывание детей на свежем воздухе в летний оздоровительный период имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становится более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

Прогулка способствует умственному воспитанию. Во время пребывании на участке или ни улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т. д. Из наблюдений они узнают об особенностях се зонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают у них интерес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей.

Прогулки дают возможность решать задачи нравственного воспитания. Воспитатель знакомит детей с родным городом, его достопримечательностями, с трудом взрослых, которые озеленяют его улицы, строят красивые дома, асфальтируют дороги. При этом подчеркивается коллективный характер труда и его значение: все делается для того, чтобы людям жилось удобно, красивой радостно. Ознакомление с окружающим способствует воспитанию у детей любви к родному городу.

Малыши трудятся в цветнике – сажают цветы, поливают их, рыхлят землю. У них воспитывается трудолюбие, любовь и бережное отношение к природе. Они учатся замечать ее красоту. Обилие в природе красок, форм, звуков, их сочетание, повторяемость и изменчивость, ритм и динамика – все это вызывает даже у самых маленьких радостные переживания.

Важный момент в организации прогулки – одевание детей и выход их на участок. Как только часть детей оденется, воспитатель, чтобы не задерживать этих ребят в помещении, выходит с ними на улицу, остальные продолжают одеваться под присмотром помощника воспитателя. Четкость и организованность сборов на прогулку достигается в результате системы работы по развитию навыков самообслуживания детей.

Нельзя допускать, чтоб на прогулке дети находились длительное время в однообразной позе. Нужно переключать их на другую деятельность, менять место игры.

Важно, чтобы на протяжении всей прогулки ребенок был в состоянии теплового комфорта. Для этого одежда и обувь соответствовать погоде и всем гигиеническим требованиям.

Необходимо остановиться на основных компонентах прогулки.

Наблюдения

Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами. Одних воспитатель привлекает к наблюдениям, чтобы развить внимание, у других вызывает интерес к природе или общественным явлениям и т. д.

Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений. Например, можно обратить внимание на облака, их форму, цвет, сравнить I их с известными детям образами. Следует организовать и наблюдения за трудом взрослых.

Подвижные игры и физические упражнения

Согласно учебной программе дошкольного образования подвижные игры на первой и второй прогулке ежедневно отводится для детей 3-5 лет 20-25 минут, для детей 5-7 лет– 25-30 минут. Продуктивно и эффективно при составлении воспитателем перспективного плана по подвижным играм и физическим упражнениям согласовывать планирование с руководителем физвоспитания.

Выбор игры зависит от погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками.

Во время прогулок могут бы и широко использованы бессюжетные народные игры с предметами, такими как бабки, серсо, кольцеброс, кегли, а в старших группах– элементы спортивных игр: волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей. В жаркую погоду проводятся игры с водой.

Полезны игры, при помощи которых расширяются знания и представления детей об окружающем. Воспитатель дает детям кубики, лото, поощряет игры в семью, космонавтов, пароход, больницу и др. Он помогает развить сюжет игры, подобрать или создать необходимый для нее материал.

Помимо подвижных игр и отдельных упражнений в основных движениях, на прогулке организуются и спортивные упражнения. Летом– это езда на велосипеде, плавание (при наличии бассейна или водоема. Очень важно постоянно поддерживать у дошкольников интерес к двигательной деятельности. Достигается это с помощью приемов и форм работы, воздействующих на эмоциональную и волевую действенно-практическую сферы личности ребенка. В первую очередь здесь следует назвать совершенствование движений; усложнение упражнений с помощью дополнительных заданий, варьирования условий. Например, ребенку, проезжающему на самокате, велосипеде, предлагают снять ленту, позвонить в колокольчик, объехать предмет.

Во-вторых, введение в игры, упражнения, спортивные развлечения элементов соревнования: чей мяч дальше отскочит после удара о стену?! Чей обруч дольше вращается? Кто быстрее добежит к флажку? и пр.

В-третьих, проведение игр-эстафет (бессюжетные подвижные игры с элементами соревнования). С их помощью совершенствуют навыки в основных видах движений, быстроту, ловкость, ориентировку в пространстве. Они содействуют воспитанию положительных взаимоотношений между детьми.

Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми: для одних организует игру с мячом, метание в цель, для других - упражнение в равновесии, для третьих - спрыгивание с пеньков, перешагивание через деревья, сбегание с пригорков.

Трудовая деятельность

Приобщая детей к труду, важно создать все необходимые условия для того, чтобы он оказывал благотворное влияние и на развитие трудовых навыков, умений, и на здоровье ребенка. При организации работ на участке необходимо подобрать инструменты и инвентарь в соответствии с возможностями детей. Работа должна быть для них посильной и проходить в благоприятной гигиенической обстановке. Воспитатель обязан следить за тем, чтобы в процессе работы дети сохраняли правильную позу. Чтобы избежать ее однообразия, он при необходимости переключает ребят с одного вида деятельности на другой. В летний период года, когда дети работают на участке (на огороде, цветнике), важно не допустить их перегревания. Поэтому лучше всего работы, связанные с уходом за растениями, с обработкой почвы, проводить в нежаркое время дня.

Длительность труда дошкольников колеблется (в зависимости от их возраста, от конкретных погодных условий) от 10-15 до 30-35 мин. Характер деятельности также необходимо менять.

Важно, чтобы воспитатель обращал внимание и на поведение детей во время трудовой деятельности.

От организации труда дошкольников зависит и то, будут ли привиты им навыки трудолюбия, возникнет ли у ребят стремление и желание работать. Интересная, посильная работа приносит детям радость, вносит разнообразие в их деятельность, формирует сознание полезности своего труда, способствует их лучшей социальной адаптации и улучшению взаимоотношений со сверстниками.

Индивидуальная работа

Индивидуальная работа проводится исходя из интересов и потребностей детей. Педагог организует индивидуальную работу по основным видам деятельности: развитию речи, игровой, физкультурно- оздоровительной, художественно-эстетической деятельности, используя при этом разнообразные приемы и методы исходя из личностных и типологических особенностей каждого ребенка.

Самостоятельная деятельность

Индивидуальные особенности воспитанников больше всего проявляются в самостоятельной деятельности. Одни дети предпочитают спокойные игры и могут ими заниматься в течение всей прогулки, другие постоянно находятся в движении. Воспитателю следует помнить, что наиболее благоприятное состояние физиологических систем организма обеспечивается равномерной нагрузкой, сочетанием различных по интенсивности движений.

Грамотно организовать самостоятельную деятельность, предоставить разнообразную игровую среду согласно интересам ребенка– основная задача педагога при реализации этого компонента прогулки.

Важно помнить, что день, проведенный без прогулки, потерян для здоровья.

Важный момент в организации прогулки - одевание детей и выход их на участок. Как только часть детей оденется, воспитатель, чтобы не задерживать этих ребят в помещении, выходит с ними на улицу, остальные продолжают одеваться под присмотром помощника воспитателя. Четкость и организованность сборов на прогулку достигается в результате системы работы по развитию навыков самообслуживания детей.

Нельзя допускать, чтоб на прогулке дети находились длительное время в однообразной позе. Нужно переключать их на другую деятельность, менять место игры.

Важно, чтобы на протяжении всей прогулки ребенок был в состоянии теплового комфорта. Для этого одежда и обувь соответствовать погоде и всем гигиеническим требованиям.

Необходимо остановиться на основных компонентах прогулки.

Наблюдения

Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами. Одних воспитатель привлекает к наблюдениям, чтобы развить внимание, у других вызывает интерес к природе или общественным явлениям и т. д.

Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений. Например, можно обратить внимание на облака, их форму, цвет, сравнить их с известными детям образами. Следует организовать и наблюдения за трудом взрослых.

Подвижные игры и физические упражнения

Согласно учебной программе дошкольного образования подвижные игры на первой и второй прогулке ежедневно отводится для детей 3-5 лет 20-25 минут, для детей 5-7 лет- 25-30 минут. Продуктивно и эффективно при составлении воспитателем перспективного плана по подвижным играм и физическим упражнениям согласовывать планирование с руководителем физвоспитания.

Выбор игры зависит от погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками.

Во время прогулок могут бы и широко использованы бессюжетные народные игры с предметами, такими как бабки, серсо, кольцеброс, кегли, а в старших группах- элементы спортивных игр: волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей. В жаркую погоду проводятся игры с водой.

Полезны игры, при помощи которых расширяются знания и представления детей об окружающем. Воспитатель дает детям кубики, лото, поощряет игры в семью, космонавтов, пароход, больницу и др. Он помогает развить сюжет игры, подобрать или создать необходимый для нее материал.

Помимо подвижных игр и отдельных упражнений в основных движениях, на прогулке организуются и спортивные упражнения. Летом- это езда на велосипеде, плавание (при наличии бассейна или водоема. Очень важно постоянно поддерживать у дошкольников интерес к двигательной деятельности. Достигается это с помощью приемов и форм работы, воздействующих на эмоциональную и волевую действенно-практическую сферы личности ребенка. В первую очередь здесь следует назвать совершенствование движений; усложнение упражнений с помощью дополнительных заданий, варьирования условий. Например, ребенку, проезжающему на самокате, велосипеде, предлагают снять ленту, позвонить в колокольчик, объехать предмет.

Во-вторых, введение в игры, упражнения, спортивные развлечения элементов соревнования: чей мяч дальше отскочит после удара о стену?! Чей обруч дольше вращается? Кто быстрее добежит к флажку? и пр.

В-третьих, проведение игр-эстафет (бессюжетные подвижные игры с элементами соревнования). С их помощью совершенствуют навыки в основных видах движений, быстроту, ловкость, ориентировку в пространстве. Они содействуют воспитанию положительных взаимоотношений между детьми.

Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми: для одних организует игру с мячом, метание в цель, для других — упражнение в равновесии, для третьих — спрыгивание с пеньков, перешагивание через деревья, сбегание с пригорков.

Трудовая деятельность

Приобщая детей к труду, важно создать все необходимые условия для того, чтобы он оказывал благотворное влияние и на развитие трудовых навыков, умений, и на здоровье ребенка. При организации работ на участке необходимо подобрать инструменты и инвентарь в соответствии с возможностями детей. Работа должна быть для них посильной и проходить в благоприятной гигиенической обстановке. Воспитатель обязан следить за тем, чтобы в процессе работы дети сохраняли правильную позу. Чтобы избежать ее однообразия, он при необходимости переключает ребят с одного вида деятельности на другой. В летний период года, когда дети работают на участке (на огороде, цветнике), важно не допустить их перегревания. Поэтому лучше всего работы, связанные с уходом за растениями, с обработкой почвы, проводить в нежаркое время дня.

Важно, чтобы воспитатель обращал внимание и на поведение детей во время трудовой деятельности.

От организации труда дошкольников зависит и то, будут ли привиты им навыки трудолюбия, возникнет ли у ребят стремление и желание работать. Интересная, посильная работа приносит детям радость, вносит разнообразие в их деятельность, формирует сознание полезности своего труда, способствует их лучшей социальной адаптации и улучшению взаимоотношений со сверстниками.

Индивидуальная работа

Индивидуальная работа проводится исходя из интересов и потребностей детей. Педагог организует индивидуальную работу по основным видам деятельности: развитию речи, игровой, физкультурно- оздоровительной, художественно-эстетической деятельности, используя при этом разнообразные приемы и методы исходя из личностных и типологических особенностей каждого ребенка.

Самостоятельная деятельность

Индивидуальные особенности воспитанников больше всего проявляются в самостоятельной деятельности. Одни дети предпочитают спокойные игры и могут ими заниматься в течение всей прогулки, другие постоянно находятся в движении. Воспитателю следует помнить, что наиболее благоприятное состояние физиологических систем организма обеспечивается равномерной нагрузкой, сочетанием различных по интенсивности движений.

Грамотно организовать самостоятельную деятельность, предоставить разнообразную игровую среду согласно интересам ребенка- основная задача педагога при реализации этого компонента прогулки.

Важно помнить, что день, проведенный без прогулки,

потерян для здоровья .

Организация прогулки

В режиме дня детского сада предусматриваются две прогулки: в первой половине дня и во второй . Во время прогулки в полной мере должны реализовываться воспитательно-образовательные задачи.

  • Оздоровление детей.
  • Физическое развитие.
  • Развитие самостоятельности.
  • Расширение кругозора.
  • Ознакомление с окружающим миром.
  • Воспитание эстетических чувств, культуры поведения.

Педагог способствует развитию у детей элементарных естественно - научных представлений о физических свойствах окружающего мира, формированию географических представлений (в соответствии с возрастными возможностями) и экологической культуры, эмоционально положительного отношения к живой и неживой природе.

В целях успешной реализации вышеперечисленных задач необходимо тщательное перспективное планирование этого режимного момента.

При планировании прогулки воспитатель должен учитывать множество разнообразных факторов: погодные условия, возраст и контингент детей, наличие инвентаря и соответствующего оборудования, предыдущие занятия в группе и многое другое.

Структуру прогулки условно можно представить следующим образом:

  • наблюдение, рассматривание;
  • трудовая деятельность детей;
  • подвижные игры;
  • индивидуальная работа детьми;
  • самостоятельная деятельность детей;
  • индивидуальные беседы с детьми;
  • организация свободной деятельности детей;
  • индивидуальная работа с детьми (развитие речи, познавательное развитие);
  • работа по звукопроизношению, разучивание стихотворений.

Разновидности прогулок

  • Типовая - максимально свободная деятельность детей (максимум атрибутов).
  • Комбинирование: целевая прогулка и свободная деятельность.
  • Прогулка – экскурсия - поход.
  • Спортивные эстафеты.

Наблюдения

Наблюдения - это в первую очередь наблюдения за сезонными явлениями в живой и неживой природе. Важно закреплять представления детей о том, что эти изменения влияют на жизнь животных и человека, научить делать выводы о взаимосвязях различных природных явлений. Предпочтительно планировать наблюдения на прогулке по дням недели.

Наблюдение развивает пытливость, любознательность. Воспитатель поддерживает интерес детей к приметам времени года, задает вопросы, которые направляют внимание ребенка и побуждают его к дальнейшим наблюдениям. Полученные наблюдения можно закрепить последующими зарисовками, составлением рассказов. На летней, весенней, зимней, осенней прогулке педагоги периодически обращают внимание детей на цветовую гамму окружающих детский сад деревьев.

Использование стихотворений на определенную тему при наблюдениях и рассматривания помогает усилить впечатления детей от осенней прогулки.

Стихи о природе, загадки, народные приметы и пословицы - все эти нехитрые словесные приемы позволяют сделать прогулку более эмоциональной, направить наблюдение детей в нужное русло.

Трудовая деятельность

Детей привлекают к сбору семян: с клумбы, осенних листьев для гербария и украшения групповой комнаты, пересаживанию цветы с клумбы в горшки для уголка природы, поддержанию порядок на прогулочном участке и верандах. Для успешного решения задач по развитию самостоятельно и аккуратности, привитию трудолюбия очень важно правильно подобрать детский инвентарь - грабли, лопатки, совки, ведерки. Большое значение при организации работы с детьми на прогулке имеет эмоциональное отношение к делу, которое задает воспитатель еще до начала работы. Не всегда сама работа будет интересовать детей, иногда их привлекает цель, поставленная воспитателем, а во время выполнения работы захватывают общность интересов, слаженность, соревновательного момента.

Не менее важно создать правильную мотивацию, объяснить, почему необходимо сделать эту работу именно сегодня и именно таким способом. Детей старшей группы следует подводить к пониманию того, что нужно делать не только интересную работу, но и необходимую разнообразить и скрасить монотонную деятельность, воспитатель может предложить детям отгадать загадки.

Чтобы правильно руководить наблюдениями и трудовой деятельностью детей на прогулке, воспитатель должен пополнять свои знания по биологии растений и животных, владеть практическими умениями и навыками в этой области, а также методикой проведения наблюдений, экскурсий, организации труда детей старшего дошкольного возраста.

Подвижные игры

Подвижные игры планируются и проводятся воспитателем самостоятельно, с учетом пожеланий детей, по рекомендациям узких специалистов или тематически. Они могут быть весьма разнообразны, поэтому во избежание монотонности целесообразно спланировать подвижные игры по дням недели. Такое планирование позволяет учесть интересы каждого ребенка, полностью охватить программный материал по разделу подвижных игр, организовать деятельность воспитателя. Обязательно две подвижных игры.

Индивидуальная работа

Индивидуальная работа на прогулке тщательно планируется. При этом учитываются рекомендации узких специалистов. Это может быть закрепление, каких- либо навыков, разучивание физкультурного упражнения с одним или несколькими отстающими детьми, отработка звукопроизношения, заучивание стихов, беседа по рекомендации педагога – психолога. Важно, чтобы ребенок, с которым ведется индивидуальная работа, понимал ее необходимость и охотно выполнял предложенные задания.

Самостоятельная деятельность

Самостоятельная деятельность детей на прогулке также нуждается в грамотном руководстве. Воспитатель может предложить детям организовать сюжетно - ролевую или подвижную игру, занимательные задания, игрушки или инвентарь для труда и т.д. Необходим постоянный контроль за самостоятельной деятельностью детей.


Как театр начинается с вешалки, так и прогулка начинается с раздевалки. Немаловажным фактором, влияющим на здоровье ребенка, является его одежда. Педагогический коллектив детского сада должен проводить беседы с родителями по этому вопросу одежды и обувь ребенка. Одежда и обувь ребенка должны быть легкими, подходить по размеру, стеснять движений, быть из натуральных материалов и соответствовать температурному режиму и погоде. В противном случае возможны перегрев или переохлаждение детского организма, различные потертости кожи, травмы.

Важным моментом в одевании детей на прогулку является одновременность и последовательность, т.е. дети должны одеваться по возможности одновременно, чтобы в ожидании медлительного ребенка более ловкий , не успел вспотеть. Педагоги широко используют соревновательный метод, поощрения, а также раздельное одевание с использованием загадок и поговорок. Например, загадывается загадка про какой-либо элемент одежды, и те дети, кто отгадал, должны быстро и молча его надеть. Даже те дети, которые не отгадали загадку, глядя на своих друзей, быстро надевают одежду, чтобы не оказаться последними. Таким образом, ребенок не только готовится к выходу на прогулку, но и развивает фантазию.

Обращая внимание на каждого ребенка, воспитатель постоянно должен держать в поле зрения всех детей: вовремя предотвратить возникающий конфликт, похвалить тех, кто по собственной инициативе навел порядок на веранде. Так создаются хорошие условия для всестороннего развития и воспитания детей на прогулке.

Прогулки будут радостными, интересными, познавательными и достигнут цели при условии, если воспитатель сумеет заинтересовать и обогатить знания детей. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий их мир, но видят далеко не все, иногда даже не замечают главного. А если настоящий воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать больше.

Алсу Минниахметова
Организация деятельности детей на прогулке

В режиме дня детского сада предусматриваются две прогулки : в первой половине дня и вечером. Во время прогулки в полной мере должны реализовываться воспитательно-образовательные задачи.

1. Оздоровление детей .

2. Физическое развитие.

3. Развитие самостоятельности.

4. Расширение кругозора.

5. Ознакомление с окружающим миром.

6. Воспитание эстетических чувств, культуры поведения.

Педагог способствует развитию у детей элементарных естественно - научных представлений о физических свойствах окружающего мира, формированию географических представлений (в соответствии с возрастными возможностями) и экологической культуры, эмоционально положительного отношения к живой и неживой природе.

В целях успешной реализации вышеперечисленных задач необходимо тщательное перспективное планирование этого режимного момента.

При планировании прогулки воспитатель должен учитывать множество разнообразных факторов : погодные условия, возраст и контингент детей , наличие инвентаря и соответствующего оборудования, предыдущие занятия в группе и многое другое.

Структуру прогулки условно можно представить следующим образом :

Наблюдение, рассматривание;

Трудовая деятельность детей ;

Подвижные игры;

Индивидуальная работа детьми;

Самостоятельная деятельность детей ;

Индивидуальные беседы с детьми;

- организация свободной деятельности детей ;

Индивидуальная работа с детьми (развитие речи, познавательное развитие) ;

Работа по звукопроизношению, разучивание стихотворений.

Прогулка - существует 4 вида прогулки :

1. Типовая - максимально свободная деятельность детей (максимум атрибутов) .

2. Комбинирование целевая прогулка и свободная деятельность .

3. Прогулка – экскурсия - поход .

4. Спортивные эстафеты.

Наблюдения - это в первую очередь наблюдения за сезонными явлениями в живой и неживой природе. Важно закреплять представления детей о том , что эти изменения влияют на жизнь животных и человека, научить делать выводы о взаимосвязях различных природных явлений. Этот вид деятельности , пожалуй, самая важная часть прогулки . Именно через наблюдение мы знакомим детей с окружающим миром . Конечно не все виды наблюдений можно запланировать заранее, иногда на прогулке возникают непредвиденные ситуации, и наша задача использовать любую возможность знакомства с явлениями и объектами окружающего мира.

Обычно наблюдения планируют в такой форме :

1. Наблюдения в неживой природе;

2. Наблюдения в мире растений;

3. Наблюдения в мире животных;

Чаще всего тематика наблюдений связана с темой недели.

Ознакомление с окружающим миром

Данный вид деятельности на прогулке созвучен с наблюдениями, но несколько значителен по объему и разнообразию информации. Работа ведется по нескольким направлениям :

1. Рассматривание объектов живой и неживой природы;

2. Ознакомление с трудовой деятельность взрослых :

Знакомство с трудом дворника (в зависимости от сезона) ;

Знакомство с работой снегоуборочной и другой дорожной техникой;

Знакомство с различными видами транспорта;

Знакомство с трудом строителей и т. д. (в зависимости от условий)

3. Ознакомление с общественной жизнью города :- целевые прогулки на школьный стадион , к памятным местам, в детскую библиотеку, в краеведческий музей, во дворец культуры и другие интересные и познавательные места для детей .

Поисковая деятельность

Данный вид деятельности на прогулке направлен на развитие познавательных способностей детей : умение ставить задачу, находить в окружающем мире ответы на поставленный вопрос, умение делать выводы и умозаключения. Это своеобразное целевое наблюдение и поиск ответов в природе. Поисковая деятельность присутствует почти на каждой прогулке . Ее направление чаще всего обусловлена темой недели или сезонными изменениями. Примерная тематика познавательной деятельности на прогулки :

Осень :

Изучение ветра и опыты на определение направления ветра;

Изучение свойств объектов неживой природы

(тяжелый- легкий, сыпучий - вязкий, жидкий - твердый) ;

Зима :

Изучение свойств снега и льда;

-" Превращение снега и льда в воду";

- "Бывает ли снег чистым? ";

- " Цветные льдинки";

- " Когда можно лепить из снега? ".

Весна – лето :

ОПЫТЫ С СОЛНЕЧНЫМИ ЛУЧАМИ :

- " Где сильнее греет солнце";

- " Как появляются солнечные зайчики? ";

- " Разноцветный мир";

- " Как появляется тень? ";

ОПЫТЫ С ВОДОЙ :

- " Тонет - не тонет"

- " Где можно найти воду? "

- " Какой формы вода? ".

Подвижные игры :

Организация подвижных игр на прогулке - это огромнейшая возможность повысить двигательную активность детей , улучшить психико- эмоциональное состояние ребенка, снять напряжение, научить подчинятся правилам, воспитывать навыки коллективной игры. Нет смысла останавливаться на перечне подвижный игр, используемых на прогулке - их много и вам безусловно знакомо. Остановлюсь на принципе отбора подвижных на прогулку :

-СЕЗОННОСТЬ :

Зимой : " Мороз - Красный нос" или " Зайка беленький сидит";

Осенью : " Солнышко и дождик" или " Перелетные - зимующие птицы";

Весной : " Ручеек" или " " Птицы и гнезда";

-СООТВЕТСТВИЕ ТЕМЕ НЕДЕЛИ :

Например : тема недели - " Защитники Отечества" подвижные игры :

" Меткий стрелок" или " Перепрыгни через ров";

Трудовая деятельность .

Организация трудовой деятельности на прогулке позволяет решить несколько задач :

Воспитание трудолюбия;

Формирование навыков трудовой деятельности ;

Воспитание у детей чувства значимости их труда для общества;

Виды трудовой деятельности разные : одни зависят от времени года и условий на участке для прогулок , другие присутствуют постоянно.

ЕЖЕДНЕВНО :

Создание безопасных условий для прогулки ;

- уборка и мытье игрушек :

Приведение в порядок оборудования на участке;

ОСЕНЬЮ :

Уборка урожая;

Сбор семян;

Уборка опавших листьев;

Уборка клумб от увядших растений;

ЗИМОЙ :

Расчистка дорожек и оборудования от снега;

Создание снежных построек;

Украшение и забота о снежных постройках на участке

Посыпание дорожек песком;

Забота о птицах;

Забота о растениях (укрывание снегом стволов деревьев и корней многолетних растений) ;

ВЕСНОЙ :

Забота о растениях (уборка сломанных веточек, прошлогодней листвы) ;

Работа на клумбах и огороде (рыхление, подсыпка земли, посев семян, посадка рассады)

Самостоятельная деятельность детей .

На прогулке у детей разнообразное поле для самостоятельной деятельности .

Из опыта работы - появилось правило для воспитателя.

ПРАВИЛО - В течение 20-30 минут после выхода на прогулку предоставляю полную (контролируемую) свободу действий!

ПРИЧИНА - Дети настолько устают от моего голоса во время занятий, что надо им дать возможность отдохнуть от меня!

НО свобода детей относительна ! В это время решаются определенные задачи :

Дети учатся организовывать свою деятельность ;

Воспитатель ведет наблюдение за отношениями между детьми, выявляет предпочтения детей , проводит диагностику игровых и коммуникативных навыков у детей .

Публикации по теме:

Организация поисково-исследовательской деятельности на прогулке Ребенок по природе своей – исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать,.

Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка заложены.

Организация деятельности детей на прогулке (первая младшая группа). Тема: "На нашей полянке вырос одуванчик". Цель прогулки: ознакомить.

Организация деятельности детей старшего возраста на прогулке в осенний период Организация деятельности детей старшего возраста на прогулке в осенний период Наблюдение за цветником Цели: продолжить знакомство детей.



Рассказать друзьям