Конспект занятия по сказкотерапии в средней группе в детском саду. Конспект занятия по сказкотерапии «Сказка о Зайке

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Сказкотерапевтический тренинг «Деревья характеры из волшебного леса»

Концептуальное введение:

В начале «Сказка о Деревьях-Характерах» использовалась только в работе с младшими школьниками – она, собственно, и написана была для них. Но оказалось, что сказка интересна и старшеклассникам, и даже взрослым людям, Возможно, это связано с тем, что она носит медитативный характер. Построенное на основе этой сказки упражнение, которое описано ниже, можно использовать как в рамках сказкотерапевтического и метафорического тренинга, так и в других видах тренингов, в процессе которых естественными являются методики арт-терапии и образной терапии. От ведущего требуется владение умениями проведения техник визуализации и соблюдение при этом правил психологической безопасности. Первый этап упражнения проводится на фоне релаксационной музыки.

Цели : развитие навыков рефлексии и метафорического мышления.

Задачи:

    помощь участникам тренинга в осознании черт собственного характера.

    тренировка умения расслабляться и снимать напряжение.

    развитие креативности; тренировка умения эффективно взаимодействовать с окружающими.

Этапы работы:

I. Этап – разогрев

Цели : Погружение участников в атмосферу сказки.

Материалы

Упражнение «Сказочные характеры» (упражнение разработано составителями тренинга)

Цели : погружение участников в атмосферу сказки; актуализация в сознании участников сказочных метафор, персонажей и наиболее типичных выражений; пробуждение архетипических ресурсов.

Материалы : тихая, мелодичная музыка.

Время: 10-15 минут.

Процедура : Давайте на несколько минут погрузимся в удивительный мир сказки. Каждый из вас знает огромное количество сказок. Как всем нам известно, в каждой сказки есть «негативные» персонажи, такие как Баба Яга, Змей Горыныч и т.д, и «позитивные», такие как Золушка, Иван-Царевич и т.д. Ваша задача по кругу вспомнить сначала, всех «негативных» персонажей, кратко объясняя почему вы отнесли данного персонажа в эту категорию, а затем «позитивных».

Вопросы для обсуждения:

    Сложно ли Вам было выполнять данное упражнения?

    Бывало ли, что имя выбранного Вами персонажа, называли другие участники?

    Встречались ли такие персонажи, которых Вы бы отнесли в другую категорию, нежели тот участник, который первым их озвучил?

    Вспомнились ли Вам неназванные, при выполнении задания, персонажи, если да, то можете их озвучить.

II. Этап – Основная деятельность

Цели

Материалы

Упражнение «Деревья-Характеры»

Цели : применение сказочной метафоры для лучшего постижения самого себя; формирование умений расслабляться и снимать напряжение; развитие креативности; пробуждение архетипических ресурсов.

Материалы : музыкальный проигрыватель; музыкальные записи; наборы для рисования; листы бумаги формата А4.

Время : 40 мин.

Данное упражнение состоит из 2 частей:

Часть 1. «Рисование сказки»

Процедура : «Сядьте поудобней. Глаза можно закрыть, но это совсем необязательно. Я прошу вас только представлять все, о чем я сейчас буду говорить. Пусть ваша фантазия рисует яркие картинки, а я расскажу вам сказку...»

Звучит «Сказка о Деревьях-Характерах» (см. приложение 1). Когда сказка завершается, ведущий просит участников группы использовать свое воображение и, раз уж в волшебный лес попасть нельзя, самим представить и изобразить, как может выглядеть их персональное Дерево-Характер. Рисовать можно карандашами или фломастерами, однако краски предпочтительней.

Необходимо позаботиться заранее о том, чтобы листы бумаги и краски уже лежали на столах, за которыми участники группы будут рисовать, покинув круг. Время на рисование – не меньше двадцати минут. За три-четыре минуты до завершения отведенного времени ведущий объявляет:

«Изображение вашего дерева-Характера уже почти завершено. Но у меня есть к вам еще одна маленькая просьба. Подумайте: а кто мог бы жить возле вашего Дерева? Может быть, не возле, а прямо в нем самом – скажем, в дупле? Или в кроне? Может быть, кто-то уютно чувствует себя на какой-нибудь ветке или между корней вашего Дерева-Характера? Наверное, это могут быть птицы или звери, но необязательно – вполне возможно, что это окажется совсем необычное существо. Может статься, их будет несколько. Добавьте к своему рисунку изображение того или тех, кого вы хотите... Придумайте имя этому существу или этим существам». Спустя несколько минут ведущий просит тех участников, кто уже закончил рисование, вернуться в круг со своим рисунком. Постепенное заполнение круга людьми информирует излишне увлеченных «художников» о необходимости завершения рисования.

Часть 2. «Найди похожие черты»

Процедура : «Посмотрите на рисунки других участников и выберите тот рисунок, который, как вам кажется, чем-то похож на ваш. Расскажите, в чем вы видите это сходство. Прошу вас не пытаться интерпретировать чужие рисунки или ставить какие-то диагнозы. Просто посмотрите и сделайте выбор. Если у вас будет такое желание, вы можете дать комментарии к своему рисунку».

Участники сообщают о своих выборах и коротко их поясняют. У них также есть возможность задать друг другу вопросы относительно каких-то аспектов или деталей изображения, уточнить, правильно ли понят образ на рисунке. У каждого есть право не отвечать на вопросы. Участники – те, кто захочет, – комментируют свои рисунки и рассказывают об ощущениях, возникших по ходу выполнения этапов упражнения во время слушания сказки и во время рисования. Чрезвычайно интересны пояснения, которые участники будут делать по поводу существ, появившихся на рисунках с Деревьями-Характерами.

Вопросы для обсуждения:

    Какие общие черты встречались в рисунках участников группы?

    Все ли рисунки были ожидаемы от их авторов?

    Какие ощущения вызвала проделанная работа?

III. Этап – Завершение

Цели : получение обратное связи; самоанализ участниками, полученного в результате тренинга опыта; развитие креативности; тренировка умения взаимодействовать с окружающими.

Материалы : спокойная, инструментальная музыка.

Упражнение «Сказка по кругу»

Цели : самоанализ участниками, полученного в результате тренинга опыта; развитие креативности; тренировка умения взаимодействовать с окружающими.

Материалы : спокойная, инструментальная музыка.

Время : 20-30 мин.

Процедура : Ведущий предлагает участникам сочинить общую сказку, в которой действовали бы только что придуманные персонажи. Сам процесс сочинения также может быть построен разными способами: можно придумать сюжет исходя из особенностей возникших героев, а можно начать сочинять сказку по кругу, поочередно вводи персонажей. Если группа достаточно многочисленна (более восьми человек), то имеет смысл разбить ее на подгруппы по четыре-шесть человек и предложить не просто сочинить сказку, но и инсценировать ее.

Вопросы для обсуждения:

    Можете ли вы сказать, что символизировали придуманные вами существа?

    Как проявили себя эти существа в созданных вами сказках?

    В чем состояла их роль и значение в этих сказках?

    Как вы можете охарактеризовать эти существа?

    Какими качествами они обладают?

    Трудно ли вам было объединить своих существ в едином сюжете сказки?

    Как вы справились с этими трудностями?

    Какие чувства испытываете сейчас?

Приложение 1

Сказка о Деревьях-Характерах

В некотором удивительном мире, в долине, раскинувшейся среди высоких и неприступных гор, в волшебном лесу, где поют свои дивные песни удивительные птицы росли... Деревья-Характеры. Это были необычные деревья. Их внешний вид был отражением характеров людей, живших далеко-далеко за горами. У каждого Дерева-Характера от ствола отходили четыре главные ветви, а от них – множество маленьких. Эти четыре ветви имели свои названия: Отношение к людям, Отношение к делу, Отношение к себе, Отношение к вещам. У каждого Дерева-Характера эти ветви имели свою, не похожую на других форму, свою характерную особенность. На одном Дереве-Характере ветвь Отношения к людям была пряма и устремлена вверх, потому что была ветвью Правдивости, а на другом была скручена кольцом Лжи. Где-то ветвь Отношения к себе вызывающе торчала Самовлюбленностью, где-то прогибалась до земли от своей Приниженности, а где-то спокойно и уверенно поднималась к солнцу как воплощение Достоинства. Ветви Отношения к вещам на некоторых Деревьях-Характерах скрючились от Жадности, а на других обилием листвы обнаруживали свою Щедрость. Очень разные Деревья-Характеры росли в этом волшебном лесу. Под некоторыми Характерами трескалась земля – такими они были тяжелыми, зато легкие Характеры буквально парили в воздухе, едва цепляясь за почву корнями. Встречались Характеры, сплошь – от корней до кроны – покрытые иголками, и потому они были очень колючими. А иные напоминали телеграфные столбы с едва заметными отростками – это были прямые Характеры. Даже бензопила не смогла бы распилить твердые Характеры, а мягкие Характеры были настолько податливы, что их стволы можно было запросто мять, как глину. Были среди них очень красивые и безобразные, высокие и низкие, стройные и стелющиеся по земле. Так непохожи были Деревья-Характеры, потому что росли они на разных почвах, неодинаково согревало их солнце, иначе обдувал ветер, не поровну давал влаги дождь. А ведь и у каждого человека в жизни складывается все по-разному, верно? Порой налетала в волшебную долину свирепая буря, яростно бросалась она на Деревья-Характеры: иные ломала или вырывала с корнем, другие гнула до земли, но сломать не могла. Были и такие, что не склонялись даже под самым сильным ураганным ветром и лишь гордо распрямляли свои могучие ветви – ветви Отношения к себе, Отношения к людям, Отношения к делу и Отношения к вещам. У каждого человека в этом волшебном лесу есть его собственное Дерево-Характер, которое своим видом отражает присущий ему характер. Многие люди хотели бы побывать там, посмотреть, как выглядит их Дерево-Характер. Но попасть в этот волшебный лес не может никто...

Литература:

    Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга / И.В. Вачков. – М.: Издательство «Ось-89», 1999. – 176 с.

    Вачков И.В. Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы / И.В. Вачков. – М.: Эксмо, 2007. – 416 с.

    Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: Речь, 2003. – 400 с.

Пояснительная записка к занятию по познавательно-речевому развитию «Сказка о зайке»
Занятие для детей II младшей группы, составлено в соответствии с Программой воспитания и обучения в детском саду под редакцией Васильевой М.А. Представленный конспект – является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:
Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих занятий и совместных действий воспитателя и детей)
Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес)
Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям)
Принцип психологической комфортности
Цель занятия: закрепление основных навыков личной гигиены – мытье рук, чистка зубов.
Задачи:
прививать желание заботиться о своём здоровье,
учить находить решение поставленной проблемы,
развивать речевую активность,
воспитывать доброжелательность.
Для достижения цели были использованы такие методы и приемы:

Наглядный метод (использование игрушки, показ мытья рук с гигиеническими принадлежностями)
Наглядно-практический метод (творческие упражнения – рассказ потешки, игра-песенка)
Словесный метод (рассказ сказки о зайце, зубной щетке, потешка «Водичка, водичка»)
Прием эмоциональной заинтересованности (игрушка-заяц, который болеет; зубная щетка в красивом оформлении)
Игровой прием (игра-массаж – мытье рук, игра - песенка)
Исследовательский метод (рассматривание ладошек через увеличительное стекло)
По содержанию занятие является интегрированным, так как части занятия объединены знаниями из нескольких областей. Решение задач осуществляется через такие образовательные области:
социализация (игра «Где же наши ручки?»);
коммуникация (рассказ потешки);
здоровье (игра-массаж – мытье рук, песенка-игра)
познание (рассказ сказки воспитателем, исследование ладошек)
музыка (игра-песенка - пантомимические этюды)
На протяжении всего занятия у детей поддерживалась мотивация. Поэтапно происходит смена видов деятельности. Дети сами являются участниками игровых моментов и активными помощниками во время занятия. Это позволяет сохранить у детей положительный эмоциональный настрой.
На организационном этапе реализуется мотивационная задача – усилить интерес к занятию через интригующую проблемную ситуацию (зайчик заболел, почему?). Это достигается через рассказывание авторской сказки (сочиненной самой), в которой детям на примере непослушного зайчика раскрывается важность мытья рук. Прослушивание сказки детьми, послужило поводом для обсуждения поведения зайчика, выявление, что «хорошо – плохо». Актуальность проблемы привязана к главному герою – зайчику, сказка подсказывает, что не мыть руки – плохо. Главный герой в таких сюжетах очень похож на конкретного ребенка. Со стороны, поступки лучше видно, и малыши с легкостью смогут соотнести себя с героем. Важно преодолеть все препятствия в сказке, чтобы и в действительности дети увидели выход из сложившихся ситуаций. Чтобы повысить внимание и заинтересовать детей, сформировать у них позитивное поведение с опорой на примере положительных сказочных героев, была рассказана сказка от имени зубной щетки. Кто же теперь откажется от встречи с королевой – зубной щеткой, да еще в придачу с вкусной зубной пастой? Воспитательный эффект достигается без нотаций и нравоучений, ребёнок получает новые знания о своем здоровье и о самом себе, естественно.
По классификации сказки относятся к психокоррекционным (для мягкого влияния на поведение детей).
Анализ сказок. Детям предлагалось ответить на вопросы. Вопросы ставились таким образом, чтобы они подталкивали к размышлению, а не являлись тестом на запоминание. Была дана возможность каждому ребенку высказаться, при этом на занятии царила полная свобода мысли – любое мнение имеет право на существование и не должно осуждаться. Сказка позволяет в канву занятия вплести логопедические и физкультурные упражнения, игры под музыку. Поэтому после прослушивания первой сказки использовалась арт-терапевтическая игра «Где же наши ручки», она же послужила физминуткой. Данная техника позволила работать непосредственно с эмоциями и отношениями, использовать механизмы отреагирования, и, следовательно, корректировать проявления и формировать навыки саморегуляции.
Занятие состоит из этапов, к каждому из которых даются четкие инструкции. Оно началось, с организационного момента, где активизировалось внимание детей и поддерживалось на протяжении всего занятия.
Арт-терапевтические методики и, в частности, сказкотерапия, подобранные и сконструированные соответственно выявленным эмоциональным проблемам детей, являются достаточно эффективным средством для привития навыков личной гигиены, желания заботиться о своем здоровье. «Сказка – ложь, да в ней намек, детям в садике урок»! Хорошая, добрая сказка научит ребёнка правильному поведению, привьёт важные для успешной жизни качества. Характер - дело наживное, и в наших силах вырастить малыша добрым, умным, смелым и целеустремлённым, то есть, настоящим Человеком!
Оборудование: игрушка зайчик, кукольная коляска; игрушечный таз, мыло и полотенце, зубная щетка в красивом оформлении (королева), в красивой коробочке; запись музыки «Где же наши ручки» ; лупа.

Ход занятия:
I. Организационный момент
Воспитатель: Детки, я к вам пришла не одна. У меня в коляске маленький зайчик. Он заболел. У него болит живот и зубки. Представляете, оказывается, наш маленький зайчонок часто болеет, и я привезла его к нам, чтобы мы показали ему, что нужно делать, чтобы не болеть. А вы знаете, что с ним случилось? Послушайте!
II . Основная часть
Воспитатель рассказывает сказку: Жил был зайчик и он ни слушался ни маму ни папу. и никогда ни мыл лапки. Мама и папа его очень ругали, а он все равно не мыл лапки. И они у него сильно заболели, зайчик не мог ими брать игрушки, одеваться, и даже держать ложку. Мама вызвала врача, врач посмотрел на лапки зайчика и покачал головой. Врач достал из своего чемоданчика лупу с большим увеличительным стеклом и посмотрел на лапки зайчика, он увидел, что там поселился злой и страшный Микроб-Микробыч. (Воспитатель показывает лупу (увеличительное стекло) и дети смотрят через него на свои ладошки, отмечая, как все увеличивается) Он кусал лапки зайчика, зайчику было больно. Что же делать, спросила мама, как избавится от этого страшного и опасного микроба. Есть одно очень хорошее средство…ЭТО - МЫЛО. Зайка, скорее, скорее беги мыть лапки.
Давайте покажем как надо мыть ручки (дети показывают движениями: нужно намочить ручки, намылить хорошенько, чтобы на ручках появились перчатки, а потом хорошо смыть и вытереть) и еще волшебные слова скажем зайке:
«Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток
И кусался зубок».
А мы сейчас зайчику помоем лапки (воспитатель моет лапки зайчику). Микроб испугался мыла и убежал. Теперь зайчик всегда будет мыть руки, а вы не забываете мыть ручки?
Воспитатель: Мы любим играть. Давайте покажем зайчику одну из веселых игр с нашими чистыми ручками!
Проводится песня-игра «Где же наши ручки» (диск «Песни-игры для детей»)
Где же наши ручки? (дети прячут ручки)
Наши ручки, наши ручки
Вот ручки, вот ручки, вот! (показывают ручки – фонарики)
Пляшут наши ручки,
Поплясали, стоп!
Где же наши ножки? (дети приседают, накрывают ручками колени)
Вот ножки, вот ножки (топают ножками)
Пляшут наши ножки,
Поплясали, стоп!
Где же наши детки? (закрывают ручками лицо)
Вот детки, вот детки! (ручками делают фонарики, топают ножками)
Пляшут, пляшут наши детки!
Поплясали, стоп!
Воспитатель: А теперь давайте подумаем, что будет, если мы не будем мыть ручки, морковку, яблочки, огурчики.
Дети: Живот заболит.
Воспитатель: Вот зайка, ты морковку- то, наверно тоже не мыл? Нужно мыть, запомни! И тогда у тебя живот болеть не будет!
Воспитатель: Я еще хочу рассказать сказку - о королеве, с этой королевой вы, я уверена, знакомы и встречались с ней ни один раз, а каждый день. Она очень добрая, хоть немного колючая. Еще не догадались, что это за королева? Это королева Щеточка.
Вот она! (Воспитатель показывает зубную щетку, в красивом платье):
- Я жду вас утром и вечером. Я люблю, когда вы берете меня в свою руку и выдавливаете на мою щетинку вкусную зубную пасту. И я начинаю трудиться, чистить твои зубки вверх вниз и язычок не забываю. Ровно три минутки. Зубки нужно чистить утром и вечером, для того чтобы они были здоровыми и красиво улыбались. Зубки любят яблочки, морковку, творожок, молоко, не случайно они называются молочными.
III .Итог занятия
Воспитатель: А ну-ка, улыбнитесь зайчику, чтобы он тоже повеселел! Какие красивые у вас зубки! Вы не забываете чистить зубки? Берегите свои зубки, а поможет в этом королева- щеточка. А Зайка совсем стал веселый, он теперь знает, что нужно делать, чтобы быть здоровым! Как вы думаете, он запомнил, как надо мыть ручки? Ну вот, зайчика мы научили всему, что знали. Теперь он будет меньше болеть.
Воспитатель говорит спасибо за зайку, прощается с детьми и увозит его.

Елена Пивоварова

Тип занятия Комплексное

Вид занятия - путешествие

Цель занятия:

Обогащение опыта социально - нравственного поведения детей в процессе разрешения моделируемых проблемных игровых ситуаций

Развитие фантазии

Воспитание положительного отношения к нравственным ценностям

Снятие эмоционально – психического напряжения.

Задачи:

1. Образовательные:

Закрепить знание понятий «добро», «доброта», «добрый поступок».

Уточнить представления детей о добрых и злых поступках и их последствиях.

Обучить специальным движениям и их выполнение детьми

Учить рисовать на световом планшете

Учить заниматься коллективной деятельностью, считаясь с интересами и мнениями других детей.

2. Развивающие:

Развивать психические процессы (внимание, память)

Развивать внимание, интерес, умение эмоционально реагировать на поступки, события.

Развивать эмоционально- чувственный мир детей.

Развивать коммуникативные навыки детей.

Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику

Стимулировать развитие сенсорно – перцептивной сферы, особенно тактильно – кинестетической чувствительности.

3. Воспитательные:

Прививать любовь к сказкам

Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, желание активно взаимодействовать, помогать друг другу, вежливо обращаться.

Воспитывать желание, готовность совершать добрые поступки по отношению ко всему живому.

Воспитывать желание прийти на помощь попавшему в беду, умение пожалеть, позаботиться о нем.

Совершенствовать навыки позитивной коммуникации

Воспитывать чуткость, отзывчивость, умение сопереживать.

Доставлять радость от совместной деятельности

Материалы и оборудования: Лазерный проектор, компьютер, комнатные водопады, световой планшет для песочной анимации, песок,Баба Яга, гномы,ёж.

Используемые новые образовательные технологии: здоровье сберегающие (сказкотерапия, песочная терапия).

Место проведения: музыкальный зал

Предварительная работа:

Беседы, чтение сказок, притчей

Рассматривание сюжетных иллюстраций

Знакомство со свойствами песка,

Знакомство с техникой рисования на песке

Интеграция образовательных областей:

Социально – коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно - эстетическое развитие

Физическое развитие

Под музыку из сказки «Три орешка для Золушки» дети входят в музыкальный зал

Педагог – психолог: Ребята, я хочу Вас поприветствовать самым важным вежливым словом, которое говорят при встрече. Это слово - "здравствуйте!"

А Вы знаете, что означает это слово, зачем его говорят?

(Ответы детей)

Педагог – психолог: Произнося слово "здравствуйте", мы желаем здоровья тому, с кем поздоровались, и это каждому приятно.

А, Вы, знаете, как надо здороваться правильно?

(Ответы детей)

Педагог – психолог: Посмотрите, если я нахмурю брови и сделаю сердитое лицо, отвернувшись в сторону пробурчу - "здрасьте", это будет правильно? Или произнесу слово "здравствуйте" с улыбкой, глядя в глаза тому, кому говорю, слегка кивнув головой. Какой вариант Вам больше понравился?

(Выслушать рассуждения детей).

Педагог – психолог: А теперь, давайте повернемся к нашим гостям, улыбнемся, и слегка наклонив голову, произнесем: "Здравствуйте!" Вот сколько здоровья мы пожелали сейчас и сделали приятно большому количеству гостей. Вот какое Волшебное Вежливое слово.

Педагог – психолог: Ребята, а вы любите сказки? А какая ваша самая любимая сказка?

(Дети по очереди отвечают)

Педагог – психолог: А вы хотите попасть в сказку? Сегодня я приглашаю вас в сказочное путешествие. Хотите со мной, отправится туда? А вы не боитесь? Правильно, в сказке совсем не страшно и добро побеждает зло. А отправимся мы в сказку на волшебном корабле под названием «Детство», но чтобы попасть на него мы должны зажечь волшебную свечу.

Но, для того чтобы её зажечь нам нужно произнести волшебное заклинание.

Вы готовы?

Ритуал вхождения в сказку.

Тогда повторяйте за мной. Раз – два – три – Волшебная свеча гори!

(свеча загорается, дети под музыку «Пираты Карибского моря» идут на корабль.


Педагог – психолог: Вот мы и на корабле. Давайте скажем детскому саду до свидания и отправимся поскорей в сказочное путешествие.

Под музыку шума моря и крика чаек дети плывут на корабле


Педагог – психолог: Вот мы и попали в сказку!

Посмотрите, как здесь красиво!

Для того чтобы не потеряться, давайте возьмёмся крепко за руки и отправимся в путь.

Логоритмика

Ра - ра –ра-ра – вот высокая гора

Ры - ры –ры –ры – за горою комары

Ро –ро – ро –ро – потерял петух перо

Ру-ру – ру –ру, а барсук унёс в нору!

(Дети повторяю слова)

(Дети подходят к ежу)

Жа - жа –жа – жа

Мы нашли в лесу ежа

Жу – жу – жу - жу – дали яблоко ежу

Же – же - же – же – ёжик съел его уже

Жи - жи - жи - жи – нам животик покажи

(Дети подходят к бабе Яге)


Педагог – психолог: Ребята, кто это?

(Ответы детей)

Педагог – психолог: Я как вы думаете, баба Яга добрая или злая?

(Ответы детей)

Педагог – психолог: Давайте поздороваемся с бабушкой, пожелаем ей здоровья.

(Дети здороваются)

Баба Яга живёт в избушке на курьих ножках где-то по дороге в тридесятое царство, дружит с Кощеем, летает на метле и грозит скушать всех, кто не отгадает её загадки. Многие боятся, что злая сказочная баба прячется на крыше, или в тёмном углу комнаты, или заглядывает в окно, намереваясь нас утащить к себе и съесть. На самом деле Баба Яга совсем не страшная, она очень мудрая, сильная и немножко хитрая. Она помогает умным, смелым, и губит злых и завистливых людей.

Ну что отгадаем её загадки?

Загадки

Птицы страшные летали,

Братца милого украли.

Ничего с ним не случится -

Выручит его сестрица.

(Гуси-лебеди)

Он однажды появился

В деревянной мастерской.

Папа Карло потрудился

Над игрушкою смешной.

(Буратино)

Три братца дружно строят дом,

Тепло, уютно будет в нём.

В работе братцы знают толк,

Не сможет в дом пробраться волк.

(Три поросёнка)

Педагог – психолог: Молодцы ребята, правильно отгадали загадки и бабушка нас пропускает дальше. Давайте бабушке скажем до свидания!

(Ответы детей)


Педагог – психолог: Правильно – это гномы. А что вы знаете о гномах? Кто такие гномы?

(Ответы детей)

Педагог – психолог: гномы – маленькие человечки.

Эти человечки любят жить под землей или вдали от солнечного света: гномы его не переносят и могут превратиться в камень при малейшем лучике света. Гномы всегда охраняют сокровища, скрытые в глубине земли. Они любят одеваться в одежду фиолетового, синего, голубого, зеленого и коричневого цветов. Гномы могут дать человеку уверенность, силу, выносливость. Если же человек оскорбил или обидел гнома, причинив ему зло, то в обратном же порядке гном может наслать на человека грусть и печаль. Еда гномов состоит из диких яблок, грибов, ягод, лесных орехов и разных овощей.

(В зале гаснет свет, с помощью лазерного проектора появляются звёзды, включается релаксационная музыка)

Педагог – психолог: Ребята, это волшебница Ночь решила нам помочь. А что делают ночью люди?

(Ответы детей)

Правильно, отдыхают, спят. Мы сейчас с вами тоже немножко полежим, посмотрим на звёзды и отдохнём.

Релаксация

Включается релаксационная музыка

Педагог – психолог: Ложитесь по удобней, закройте глаза. Не бойтесь, вы не уснёте. Послушайте, что я хочу вам рассказать.

Представьте себе, что вы лежите возле водопада. Чудесный вечер, звёздное небо, теплый ветерок. Вам дышится легко и свободно. Но водопад наш необычен, вместо воды в нем мягкий белый свет. Пусть свет гладит ваши ручки, пальчики. Свет течет и по ногам, и вы чувствуете, как тело становится мягче, и вы расслабляетесь. Этот удивительный водопад из белого света струится по вашему телу. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и с каждым вдохом все сильнее расслабляетесь. А теперь потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Волшебный свет наполнил вас свежими силами, энергией и добром.



Педагог – психолог: Ну что ребята, отдохнули? Вы стали добрыми и сильными.

Но волшебница Ночь не спешит нас отпускать. Пока вы отдыхали она мне шепнула на ушко, что ей очень грустно и одиноко. Давайте сделаем для нее подарок, нарисуем для нее цветы. Но как же мы будем рисовать?

(Ответы детей)

Педагог – психолог: А поможет нам в этом - волшебный планшет.

Педагог – психолог снимает ткань с планшета для песочной анимации

Педагог – психолог: Давайте прикоснёмся своими ладошками к песку. Что вы чувствуете?

(Ответы детей)


Педагог – психолог: Мне приятно. Я чувствую тепло песка. Я перевернула руки, мои ощущения изменились. Возьмите в свои ладошки немного песка, а теперь пропустите его через свои пальцы. Вы чувствуете, как песок просыпается сквозь пальцы?


А теперь с помощью обеих рук рисуем цветы для волшебницы Ночи. Для украшения вы можете взять волшебные камни. Они помогут сделать цветы наиболее красивыми.

Дети рисуют цветы на планшете для песочной анимации.


Педагог – психолог: Какие цветы красивые нарисовали дети для тебя – Волшебница Ночь. Молодцы! Ночь очень обрадовалась и за это она нас отпускает.

Загорается свет

Педагог – психолог: Протянем руки и загадаем свое самое сокровенное желание. Оно обязательно сбудется!

Ритуал «выхода из сказки»

Педагог – психолог: И вот настало время - возвращения в реальность, а с собой мы возьмем все, что нам понравилось, с чем познакомились.

Но для того чтобы вернуться мы должны снова вернуться на корабль и погасить волшебную свечу вместе.

Под музыку "Пираты карибского моря дети возвращаются снова в детский сад

Закроем глаза и произнесём волшебное заклинание. Раз – два – три – свеча не гори!

Рефлексия

С целью выявления эмоционального состояния детей после проведенного занятия.

Педагог – психолог: Вот мы и вернулись в зал. Сегодня мы путешествовали с вами по Сказочной стране.

Каких сказочных героев мы встретили? Что вам больше всего понравилось? Мы с вами нарисовали на световом планшете волшебные цветы для волшебницы Ночи, а это самое главное, прекрасное – быть добрым творцом. У меня сейчас очень хорошее настроение. А какое настроение у вас?

(ответы детей) Я узнала много интересного и прекрасного, отдохнула, играя с вами. А что нового вы, узнали во время нашего путешествия?

(Ответы детей)

Мы берем с собой всё важное, что было сегодня с нами, всё чему мы научились! Я рада была вас видеть, до новых встреч!

Дети под музыку в гостях у сказки выходят из зала.

Пояснительная записка к занятию по познавательно-речевому развитию «Сказка о зайке»
Занятие для детей II младшей группы, составлено в соответствии с Программой воспитания и обучения в детском саду под редакцией Васильевой М. А. Представленный конспект – является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:
Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих занятий и совместных действий воспитателя и детей)
Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес)
Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям)
Принцип психологической комфортности
Цель занятия: закрепление основных навыков личной гигиены – мытье рук, чистка зубов.
Задачи:
прививать желание заботиться о своём здоровье,
учить находить решение поставленной проблемы,
развивать речевую активность,
воспитывать доброжелательность.
Для достижения цели были использованы такие методы и приемы:

Наглядный метод (использование игрушки, показ мытья рук с гигиеническими принадлежностями)
Наглядно-практический метод (творческие упражнения – рассказ потешки, игра-песенка)
Словесный метод (рассказ сказки о зайце, зубной щетке, потешка «Водичка, водичка»)
Прием эмоциональной заинтересованности (игрушка-заяц, который болеет; зубная щетка в красивом оформлении)
Игровой прием (игра-массаж – мытье рук, игра — песенка)
Исследовательский метод (рассматривание ладошек через увеличительное стекло)
По содержанию занятие является интегрированным, так как части занятия объединены знаниями из нескольких областей. Решение задач осуществляется через такие образовательные области:
социализация (игра «Где же наши ручки?»);
коммуникация (рассказ потешки);
здоровье (игра-массаж – мытье рук, песенка-игра)
познание (рассказ сказки воспитателем, исследование ладошек)
музыка (игра-песенка — пантомимические этюды)
На протяжении всего занятия у детей поддерживалась мотивация. Поэтапно происходит смена видов деятельности. Дети сами являются участниками игровых моментов и активными помощниками во время занятия. Это позволяет сохранить у детей положительный эмоциональный настрой.
На организационном этапе реализуется мотивационная задача – усилить интерес к занятию через интригующую проблемную ситуацию (зайчик заболел, почему?). Это достигается через рассказывание авторской сказки (сочиненной самой), в которой детям на примере непослушного зайчика раскрывается важность мытья рук. Прослушивание сказки детьми, послужило поводом для обсуждения поведения зайчика, выявление, что «хорошо – плохо». Актуальность проблемы привязана к главному герою – зайчику, сказка подсказывает, что не мыть руки – плохо. Главный герой в таких сюжетах очень похож на конкретного ребенка. Со стороны, поступки лучше видно, и малыши с легкостью смогут соотнести себя с героем. Важно преодолеть все препятствия в сказке, чтобы и в действительности дети увидели выход из сложившихся ситуаций. Чтобы повысить внимание и заинтересовать детей, сформировать у них позитивное поведение с опорой на примере положительных сказочных героев, была рассказана сказка от имени зубной щетки. Кто же теперь откажется от встречи с королевой – зубной щеткой, да еще в придачу с вкусной зубной пастой? Воспитательный эффект достигается без нотаций и нравоучений, ребёнок получает новые знания о своем здоровье и о самом себе, естественно.
По классификации сказки относятся к психокоррекционным (для мягкого влияния на поведение детей).
Анализ сказок. Детям предлагалось ответить на вопросы. Вопросы ставились таким образом, чтобы они подталкивали к размышлению, а не являлись тестом на запоминание. Была дана возможность каждому ребенку высказаться, при этом на занятии царила полная свобода мысли – любое мнение имеет право на существование и не должно осуждаться. Сказка позволяет в канву занятия вплести логопедические и физкультурные упражнения, игры под музыку. Поэтому после прослушивания первой сказки использовалась арт-терапевтическая игра «Где же наши ручки», она же послужила физминуткой. Данная техника позволила работать непосредственно с эмоциями и отношениями, использовать механизмы отреагирования, и, следовательно, корректировать проявления и формировать навыки саморегуляции.
Занятие состоит из этапов, к каждому из которых даются четкие инструкции. Оно началось, с организационного момента, где активизировалось внимание детей и поддерживалось на протяжении всего занятия.
Арт-терапевтические методики и, в частности, сказкотерапия, подобранные и сконструированные соответственно выявленным эмоциональным проблемам детей, являются достаточно эффективным средством для привития навыков личной гигиены, желания заботиться о своем здоровье. «Сказка – ложь, да в ней намек, детям в садике урок»! Хорошая, добрая сказка научит ребёнка правильному поведению, привьёт важные для успешной жизни качества. Характер - дело наживное, и в наших силах вырастить малыша добрым, умным, смелым и целеустремлённым, то есть, настоящим Человеком!
Оборудование: игрушка зайчик, кукольная коляска; игрушечный таз, мыло и полотенце, зубная щетка в красивом оформлении (королева), в красивой коробочке; Запись музыки «Где же наши ручки»; лупа.

Ход занятия:
I. Организационный момент
Воспитатель: Детки, я к вам пришла не одна. У меня в коляске маленький зайчик. Он заболел. У него болит живот и зубки. Представляете, оказывается, наш маленький зайчонок часто болеет, и я привезла его к нам, чтобы мы показали ему, что нужно делать, чтобы не болеть. А вы знаете, что с ним случилось? Послушайте!
II. Основная часть
Воспитатель рассказывает сказку: Жил был зайчик и он ни слушался ни маму ни папу. и никогда ни мыл лапки. Мама и папа его очень ругали, а он все равно не мыл лапки. И они у него сильно заболели, зайчик не мог ими брать игрушки, одеваться, и даже держать ложку. Мама вызвала врача, врач посмотрел на лапки зайчика и покачал головой. Врач достал из своего чемоданчика лупу с большим увеличительным стеклом и посмотрел на лапки зайчика, он увидел, что там поселился злой и страшный Микроб-Микробыч. (Воспитатель показывает лупу (увеличительное стекло) и дети смотрят через него на свои ладошки, отмечая, как все увеличивается) Он кусал лапки зайчика, зайчику было больно. Что же делать, спросила мама, как избавится от этого страшного и опасного микроба. Есть одно очень хорошее средство…ЭТО — МЫЛО. Зайка, скорее, скорее беги мыть лапки.
Давайте покажем как надо мыть ручки (дети показывают движениями: нужно намочить ручки, намылить хорошенько, чтобы на ручках появились перчатки, а потом хорошо смыть и вытереть) и еще волшебные слова скажем зайке:
«Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток
И кусался зубок».
А мы сейчас зайчику помоем лапки (воспитатель моет лапки зайчику). Микроб испугался мыла и убежал. Теперь зайчик всегда будет мыть руки, а вы не забываете мыть ручки?
Воспитатель: Мы любим играть. Давайте покажем зайчику одну из веселых игр с нашими чистыми ручками!
Проводится песня-игра «Где же наши ручки» (диск «Песни-игры для детей»)
Где же наши ручки? (дети прячут ручки)
Наши ручки, наши ручки
Вот ручки, вот ручки, вот! (показывают ручки – фонарики)
Пляшут наши ручки,
Поплясали, стоп!
Где же наши ножки? (дети приседают, накрывают ручками колени)
Вот ножки, вот ножки (топают ножками)
Пляшут наши ножки,
Поплясали, стоп!
Где же наши детки? (закрывают ручками лицо)
Вот детки, вот детки! (ручками делают фонарики, топают ножками)
Пляшут, пляшут наши детки!
Поплясали, стоп!
Воспитатель: А теперь давайте подумаем, что будет, если мы не будем мыть ручки, морковку, яблочки, огурчики.
Дети: Живот заболит.
Воспитатель: Вот зайка, ты морковку — то, наверно тоже не мыл? Нужно мыть, запомни! И тогда у тебя живот болеть не будет!
Воспитатель: Я еще хочу рассказать сказку — о королеве, с этой королевой вы, я уверена, знакомы и встречались с ней ни один раз, а каждый день. Она очень добрая, хоть немного колючая. Еще не догадались, что это за королева? Это королева Щеточка.
Вот она! (Воспитатель показывает зубную щетку, в красивом платье):
— Я жду вас утром и вечером. Я люблю, когда вы берете меня в свою руку и выдавливаете на мою щетинку вкусную зубную пасту. И я начинаю трудиться, чистить твои зубки вверх вниз и язычок не забываю. Ровно три минутки. Зубки нужно чистить утром и вечером, для того чтобы они были здоровыми и красиво улыбались. Зубки любят яблочки, морковку, творожок, молоко, не случайно они называются молочными.
III. Итог занятия
Воспитатель: А ну-ка, улыбнитесь зайчику, чтобы он тоже повеселел! Какие красивые у вас зубки! Вы не забываете чистить зубки? Берегите свои зубки, а поможет в этом королева — щеточка. А Зайка совсем стал веселый, он теперь знает, что нужно делать, чтобы быть здоровым! Как вы думаете, он запомнил, как надо мыть ручки? Ну вот, зайчика мы научили всему, что знали. Теперь он будет меньше болеть.
Воспитатель говорит спасибо за зайку, прощается с детьми и увозит его.

Тамара Геннадьевна Трышканова
Высшая квалификационная категория
Воспитатель детского сада «Сказка»

Разработка Prototype в разделе Конспекты занятий , Разработки уроков и опубликована 7th Июль, 2015
Вы находитесь:



Рассказать друзьям