Конспект (нод) по развитию речи с использованием элементов триз - технологии. старшая группа

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Конспект НОД с использованием технологии проблемного обучения по познавательнойдеятельности в старшей группе
Подготовила воспитатель
Пигарёва Н.М.
Тема: «Зимушка-Зима»
Цель:Закрепить название зимних месяцев; уточнить и расширить запас конкретных представлений о свойствах снега.
Задачи.Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к природе и интерес к познанию; приобщать к элементарным общепринятым нравственным правилам и нормам поведения.Развивающие: формировать у детей правильное представление о зиме: зима – волшебница, зима-художница; развивать память, внимание, воображение; совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, доказательную речь; продолжить работу над культурой речевого обращения;Образовательные: обобщить представление детей о зиме; учить устанавливать связи и закономерности в природе, побуждать детей сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать логику рассуждения, решая проблемные ситуации; учить детей воспринимать поэтический образ зимы средствами художественной и музыкальной выразительности. ».Методы и приемы:Игровой (персонаж Снеговик, сюрпризные моменты)Использование природного материала – снега.Словесные методы (беседа, использование художественного слова-загадки, стихотворения о зиме, вопросы поискового характера) .Оборудование и материалы: ТСО, картинки-загадки, письмо, инвентарь для опыта со снегом - ведерки со снегом и водой, стаканчики с чистой водой.Раздаточный: снежинки из бумагиПредварительная работа: Беседа о признаках зимы; наблюдения за явлениями неживой природы (снег, снежинки, сосульки, льдинки); опыты и эксперименты со снегом и льдом (измерение глубины снега, замораживание окрашенной воды и др.); серия познавательных рассказов воспитателя на тему «Зима», «Снег и лед»; чтение познавательной литературы по теме; разгадывание загадок о зиме, снеге, зимних явлениях, рисование зимних пейзажей, прослушивание классических произведения П.И.Чайковского «Декабрь-Вальс».
Ход НОД:В: Ребята встаем все в круг и пожелаем друг другу доброго утра.Все вместе:
Собрались все дети в кругЯ – твой друг и ты – мой друг.Крепко за руки возьмемсяИ друг другу улыбнемся.Здравствуйте, милые детиВы прекрасней всех на свете!
В: Ребята, сегодня я получила письмо, но не знаю от кого. Давайте, вместе откроем и прочтем его.Так начинается письмо:«Я не был у вас очень давноДрузья, нам встретиться пораДо скорой встречи, детвора!» Снеговик.В: Ребята, а как вы думаете, почему именно сейчас решил прийти к нам в гости снеговик? (Потому что зима)В: Ребята, а вы любите зиму? (Да, любим)В: Послушайте стихотворение А.С. Пушкина «Волшебница зима!»Вот север тучи нагоняя,Дохнул, завыл – и вот самаИдет волшебница зима!Пришла, рассыпалась клоками,Повисла на суках дубов,Легла волнистыми коврамиСреди полей, вокруг холмов.Блеснул мороз. И рады мыПроказам матушки зимы.В: Ребята, что бывает зимой? Какие природные явления? (иней, мороз, метель, вьюга, снегопад, стужа) - Есть у зимы три сыночка, три зимних месяца. Как они называются? (декабрь, январь, февраль) - Какая погода бывает зимой? - Что происходит зимой на водоёмах? - Какой бывает снег? (лёгкий, белый, холодный, пушистый, колючий, грязный) Стук в дверь. Входит снеговик.С: Здравствуйте, ребята! (Здравствуйте)В: Проходи, Снеговик, мы очень рады тебя видеть. Ой, а почему ты такой невеселый?С: Прилетела ворона, села мне на плечо, клюнула и сказала, что я не вкусный. Рассердилась и улетела. И мне стало очень грустно. Почему я не яблоко или клубничка…В: Ребята, а почему ворона так сказала? (ответы детей).Опыт (воспитатель ставит ведерко со снегом)В: А теперь вставайте в кружок со мной.Игра. Выпал беленький снежок – собрались мы все в кружок,Мы потопаем, мы потопаем,Будем весело плясать, будем руки согревать.Мы похлопаем, мы похлопаем.Чтоб нам было веселей, будем прыгать мы скорее.Мы попрыгаем, мы попрыгаем.Воспитатель: А теперь, давайте посмотрим, что стало с нашим снегом.С: Ой, где же снег, здесь только вода.В: Да, Снеговик, снег только на морозе такой рыхлый и пушистый. А в тепле он превращается в воду. А сейчас я перелью в стаканчик эту талую воду. И мы посмотрим чистый ли снег? Смотрите сколько грязи в снегу, поэтому есть снег нельзя ни в коем случае. Ребята, посмотрите, а в этом стакане у меня чистая вода и эту воду пить можно. Попробуйте эту воду? Какая она на вкус? (Вода не имеет вкуса).В: Дети, значит, снег – это замерзшая вода, а вода не имеет вкуса.В: Не расстраивайся, Снеговик, мы тебе покажем и расскажем о том, что снег – это хорошо и зимнее время – это время волшебства, чудес и прекрасных праздников. А для начала я вам загадаю загадки:Он пушистый, серебристый,Но рукой его не тронь:Станет капелькою чистой,Как поймаешь на ладонь (снег)Покружилась звездочкаВ воздухе немножко,Села и растаялаНа моей ладошке. Ребята, что представляет из себя снег? (Снег состоит из снежинок)Игра «Снежинки»Дети делятся на две команды. Им раздают снежинки из бумаги. Дети должны найти такую же снежинку в противоположной команде.В: Снеговик, ты ведь тоже слеплен из снега, значит, такой же красивый, как эти снежинки!В: Но пока мы говорили с вами о природных явлениях, Зимушка решила пошутить и приготовила нам картинки-загадки.Посмотрите на картинку и скажите, что на ней лишнее, чего не бывает зимой? В: Молодцы, вы сумели найти ошибки и теперь картинки выглядят правильно.С: Какие умные ребятки! Все знают и, наверное, все умеют!В: Ребята, а как вы думаете, снег и лёд – это хорошо или плохо? (ответы детей). Давайте посмотрим на экран: 1. Маленькие ростки пшеницы, они не замерзли. Почему? (снег сохраняет тепло)2. Где образуется лёд? (на поверхности водоёмов)3. Что делают рыбаки на реке зимой? (ловят рыбу)4. Почему все живое не замерзает подо льдом? (лёд тоже сохраняет тепло)С: Ребята, значит, снег и лёд – это очень хорошо.В: Вот теперь и Снеговик знает, что зимой нам бывает, не только холодно, но ещё хорошо и весело. Какой праздник мы отмечаем зимой? (Новый год). Давайте подарим снеговику песню на татарском языке «Новый год» (хоровод)С: Спасибо вам, ребята! Я понял. Пусть я не вкусный, но зато красивый и полезный. Я приготовил для вас подарки (раздает раскраски с изображением снеговика). А теперь мне пора. Я буду ждать вас на улице. До свидания!Рефлексия.В: Ребята, скажите, почему расстроился Снеговик? Снег – это хорошо или плохо? Какие задания для вас были трудными? Мне понравилось, как сегодня Саш а играл и отвечал. а тебе кто понравился? (Дети оценивают друг друга)В: Ребята, добрые слова не лень Говорить нам целый день,На прощание всем мы скажем: До свидания!


Приложенные файлы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №2 «КРАСНАЯ ШАПОЧКА»

Конспект НОД в средней группе с использованием современных образовательных технологий

Воспитатель МКДОУ д/с №2 «Красная шапочка» г. Дигора: Сабанова Л.Б.

Игровые развивающие технологии, информационно-коммуникационные технологии, технология моделирования, здоровьесберегающая технология (физминутки).

Тема: «Друзья идут на помощь»

Цель: развитие логического мышления дошкольников на основе использования специально созданных игровых ситуаций.

1. Развивать алгоритмическую культуру мышления.

2. Развивать способность кодировать и декодировать информацию на основе анализа и синтеза свойств предметов.

3. Формировать умения планировать свою деятельность и предвидеть результат своих действий.

4. Воспитывать инициативность, самостоятельность при достижении поставленной цели.

Предварительная работа: прогулка к попугаям в кабинет экологии, выбор подарка попугаям, чтение отрывка из сказки А. Волкова «Волшебник Изумрудного города», образовательные ситуации «Как Буратино нашел друзей», «Волшебные слова», беседы о дружбе.

Материалы и оборудование: блоки Дьенеша на каждого ребенка, схемы к блокам; палочки Кюизенера на каждого ребенка, схемы к палочкам, кубики Никитина «Сложи узор», схемы к кубикам; интерактивная доска, ноутбук, проектор, презентация к занятию со звуковыми и визуальными эффектами, коврограф (В. В. Воскобович) со схемами, слова пароля, угощение для попугаев, угощение для детей.

Воспитатель: «Ребята, вы не забыли, что сегодня у наших попугаев день рождения, и мы собирались их поздравить? Берите лакомство, которое мы приготовили для попугаев и пойдемте! ».

Вдруг заходит педагог-эколог: «Ребята, случилось ужасное происшествие! Злая волшебница Бастинда унесла попугаев в свой заколдованный лес! Как же теперь быть, я не знаю?.

Ответы детей.

Воспитатель: «Мы обязательно спасем наших друзей! Ко мне попало послание от волшебницы Бастинды, где она пишет, что попугаи смогут вернуться обратно в садик, только тогда, когда будет угадан пароль. Но Бастинда постарается сделать все для того, чтобы этого никогда не произошло. Ведь если это вдруг случится, то ее заколдованный лес превратится в мыльные пузыри! А Бастинде очень этого не хочется! Что же мы теперь должны сделать, как вы думаете?.

Ответы детей.

Воспитатель выслушивает предположения детей, затем подводит их к тому, что нужно разгадать пароль.

Воспитатель: «Чтобы разгадать пароль, который состоит из нескольких слов, необходимо выполнить несколько заданий и только выполнив их правильно, мы сможем спасти попугаев! ».

Воспитатель вешает на коврограф задания, которые нужно выполнить, задания изображены схематично, от одного задания к другому проведена стрелка.

Воспитатель: «Ребята, давайте вместе разгадаем эти задания. Согласны? ». Ответы детей.

Воспитатель: «Вижу загадку: в скале есть место для меня, живу, богатства я храня! Что это? Как вы думаете? ».Ответы детей.

1. Задание. Воспитатель: «Обозначена пещера. Внутри ее геометрические фигуры, стрелка от пещеры к окружности. Что могут обозначать геометрические фигуры? ».

Ответы детей.

Воспитатель: «Это драгоценные камни. Что может обозначать круг? ».

Ответы детей.

Воспитатель: «Это колодец. А что обозначает эта стрелка? ».

Ответы детей.

Воспитатель: «Стрелка обозначает то, что мы должны все богатства из пещеры разложить по своим колодцам».

2. Задание. На листе изображены пять овалов. Воспитатель: «Что обозначают эти овалы, как вы думаете? ».

Ответы детей.

Воспитатель: «Это реки, которые нам нужно преодолеть, а как мы можем с вами это сделать? ». Ответы детей.

Воспитатель: «Да, мы можем построить мосты через реку».

3. Задание. Нарисован зачеркнутый лес, стрелка, вопросительный знак. Воспитатель: «Что обозначают эти знаки, как вы думаете? ».

Ответы детей.

Воспитатель: «Это обозначает то, что мы не можем попасть в лес, пока не решим занимательные задачки».

4. Задание. Изображено высокое дерево, а на нем клетка.

Воспитатель: «Что обозначает эта картинка. Как вы думаете? ».

Ответы детей.

Воспитатель: «Здесь изображено дерево, на котором спрятаны наши друзья! Что нужно сделать, чтобы достать попугаев, как вы думаете? ».

Ответы детей.

Воспитатель: «Да, правильно, можно построить лесенку. Вот такой план мы с вами сегодня должны выполнить, чтобы спасти Кешу и Ксюшу! Вперед друзья. Время не ждет! ».

Дети вместе с воспитателем встают друг за другом и делают «поезд», продвигаясь вперед, повторяют слова:

«Наш поезд бежит, колёса стучат!

А в поезде нашем ребята сидят!

Чух, чух, чух! Чух, чух, чух!

Бежит паровоз! Далеко, далеко ребят он повез!

Но вот остановка! Пора нам слезать!

Попугаев, ребята, бежим выручать! ».

Воспитатель: «Кто напомнит всем нам, какое первое задание нам нужно выполнить? ».

Дети отвечают.

Воспитатель: «Действительно, в первом задании нам нужно все драгоценные камни из пещеры разложить по колодцам. Подходите и выбирайте себе стол и начинайте выполнять задание. Посмотрите внимательно, какой камень и куда нужно складывать, на каждом колодце нарисована картинка».

У каждого ребенка на столе стоит коробка с блоками Дьенеша и по три листа с изображением круга. На каждом листе схематично изображены знаки-символы, которые обозначают признаки блоков. В первый круг дети должны собрать блоки все толстые треугольные, во второй круг дети должны собрать все большие круглые блоки, на третий круг дети должны собрать все прямоугольные тонкие блоки.

Воспитатель: «Молодцы! Первое задание выполнено! Посмотрите, вот и открылось первое слово в нашем пароле. Это слово «Бороться». Мы стали немного ближе к спасению наших попугаев! ». Воспитатель вешает слово «Бороться» на коврограф.

Дети с воспитателем снова встают друг за другом, продвигаются вперед, читая стихотворение И. Токмаковой, имитируют игрушки из стихотворения:

На лошадке ехали,

До угла доехали.

Сели на машину,

Налили бензину.

На машине ехали,

До реки доехали.

Трр! Стоп! Разворот.

На реке - пароход.

Пароходом ехали,

До горы доехали.

Пароход не везёт,

Надо сесть в самолёт

Самолёт летит,

В нём мотор гудит:

Воспитатель: «Вот мы и прибыли с вами к месту выполнения следующего задания! Кто напомнит нам, о том, какое же второе задание, посмотрите на наш план».

Дети отвечают.

Воспитатель: «Правильно, ребята. Перед нами реки, построим мостик через них, чтобы быстрее поспешить на выручку попугаям! »

На столе разложены листы со схемами пяти «рек» - овалами разного размера, расположенных по мере возрастания и стоят коробки с палочками Кьюзенера. Дети должны на глаз выбрать палочку нужного размера и наложить на овал, чтобы «мостик» подошел к «реке».

Воспитатель: «Молодцы! Все старались и справились с заданием! Еще ближе мы стали к спасению наших Ксюши и Кеши! А вот второе слово из волшебного пароля, слово «Искать»! ».

Вдруг на экране появляется заколдованный лес, звучит таинственная сказочная, музыка со звуками леса.

Воспитатель: «Ребята, посмотрите, вот мы и добрались до леса, но мы не сможем туда пройти, ветки закрывают нам проход. Что же делать? Дети отвечают. Да, действительно, нас ждет следующее задание. Напомните, пожалуйста, какое это задание? Не забывайте о нашем плане».

Ответы детей.

Воспитатель: «Молодцы! А теперь нужно решить несколько занимательных задач! Вам нужно внимательно послушать задачки, «включить» смекалку и хорошо подумать!

Воспитатель читает занимательные задачи.

Сколько лап у медвежонка? А сколько лап у его папы?

Ответы детей.

Пять веселых медвежат

За малиной в лес спешат

Но один из них устал,

А теперь ответ найди:

Сколько мишек впереди

Ответы детей.

Как под ёлкой встали в круг

Зайка, белка и барсук,

А последним встал медведь,

Сколько всех зверей? Ответь!

Ответы детей.

Мы с мамой в зоопарке были,

Зверей с руки весь день кормили.

Верблюда, зебру, кенгуру

И длиннохвостую лису

Скажите мне скорей, друзья,

Скольких зверей видала я?

Ответы детей.

Воспитатель: «Какие вы внимательные и как ловко решаете задачи! А это значит что? ».

Дети отвечают.

Воспитатель: «Да, вы правы! Вы выполнили третье задание, и мы почти у цели! Ксюша и Кеша, ждите нас! Мы уже рядом! Мы вас спасем! Появилось третье слово из пароля, который нам нужно разгадать. Это слово «Найти»». Воспитатель прикрепляет слово «Найти» на коврограф.

Воспитатель вместе с детьми «идет» по лесу, исполняя физкультминутку.

Раз грибок, два грибок

По тропинке леший шёл,

На поляне гриб нашёл. (Ходьба на месте.)

Раз грибок, два грибок,

Вот и полный кузовок. (Приседания.)

Леший охает: устал

От того, что приседал.

Леший сладко потянулся, (Потягивания - руки вверх.)

А потом назад прогнулся,

А потом вперёд прогнулся

И до пола дотянулся. (Наклоны вперёд и назад.)

И налево, и направо

Повернулся. Вот и славно. (Повороты туловища вправо и влево.)

Леший выполнил разминку

И уселся на тропинку. (Дети садятся.)

На экране интерактивной доски появляется высокое дерево, а на самой верхушке висит клетка с попугаями, слышны звуки, которые издают попугаи.

Воспитатель: «Послушайте, где-то недалеко раздаются голоса наших попугаев. Что дальше по нашему плану, ребята? ».

Ответы детей.

Воспитатель: «Да, вы правы. Осталось выполнить последнее задание. Снять клетку с попугаями с волшебного дерева. Мы с вами должны сделать волшебную лесенку».

На столах стоят коробки с кубиками Никитина «Сложи узор» и лежит цветная схема лесенки, дети должны сложить лесенку, используя схему.

Воспитатель: «Вот какие волшебные лесенки вы сумели сложить из кубиков! Молодцы! Посмотрите ребята, появилось последнее слово из нашего пароля, слово «Не сдаваться! ». Теперь я прочту весь пароль, а потом повторим все вместе! «Бороться и искать, найти и не сдаваться! ». Дети повторяют.

Воспитатель: «Я предлагаю этот пароль сделать девизом нашей группы. Согласны. Кто может сказать, что может обозначать этот девиз? ".

Ответ детей.

Воспитатель: «Это значит – поставить цель перед собой и идти к ней, преодолевая трудности и препятствия, а потом, достигнув этой цели, вам станет хорошо и весело. Этот девиз означает, то, что мы сегодня с вами сделали, что мы сделали? ».

Ответы детей: «Мы сегодня спасли Ксюшу и Кешу от злой волшебницы, расколдовали лес! ».

На экране заколдованный лес исчезает, появляется красивый весенний лес с летающими разноцветными мыльными пузырями, появляются пузыри и в группе (помощник производит пузыри на специальном генераторе, звучит песня Пляцковского М., Савельева Б. «Друг в беде не бросит», помощник заносит в группу клетку с Ксюшей и Кешей. Все хлопают и радуются.

Воспитатель: «Ребята, вы хорошо поборолись за освобождение наших друзей, не испугались волшебницу Бастинду и заколдованного леса и смотрите, наши друзья с нами! А скажите, пожалуйста, трудно было выполнять задания? Какое самое трудное задание? Какое самое легкое задание? ". Ответы детей.

Вопитатель: "Что нам помогало в поисках наших друзей? ».

Ответы детей.

Воспитатель: «Нам помогла наша цель – спасение попугаев, наш план – задания и наш девиз! А еще – дружба! »

Педагог-эколог вместе с Ксюшей и Кешей благодарит ребят за чудесное спасение и приглашает всех отпраздновать день рождения попугаев. Дети дарят подарок попугаям, а попугаи угощают детей мармеладками.

Цель: Развитие интегративных качеств личности воспитанников подготовительной группы через игру-путешествие: любознательности, интереса к исследовательской познавательной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

Мотивировать детей на включение в деятельность;

  • научиться делать размытый прозрачный переливающийся цвет новым способом рисования («по - мокрому» ) .

Развивающие:

  • Развивать коммуникативные навыки детей, навыки самооценки и самоконтроля.

Воспитывающие:

  • Воспитывать чувство сплоченности, находить сообща общие решения; воспитывать уверенность в своих силах, ответственность за результат коллективной деятельности.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие» , «Познавательное развитие» , «Социально-коммуникативное» , «Художественно-эстетическое» .

Виды детской деятельности: игровая, познавательная, речевая, двигательная.

Используемая форма организации занятия: фронтальный способ, работа в группах, работа парами, использование взаимопроверки.

Применяемые педагогические технологии: интерактивные технологии: «Карусель» , «Дерево Знаний» , работа в парах, «Интервью» , технология проблемного обучения.

Планируемые результаты формирования целевых ориентиров воспитанников

  • проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности
  • активно взаимодействует со сверстниками
  • может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения
  • ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Ход образовательной ситуации.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Вы ничего не нашли по дороге в детский сад? Я растеряла все листочки от письма, и какое у нас будет занятие, я не знаю. А это все, что осталось (достает детали от пазлов) . Вы мне поможете? Тогда разделитесь на две команды и попробуйте собрать пазлы. Что у вас получилось (на доске замок и замок) . Что вас удивило? Что интересного заметили? Какой возникает вопрос?

Очень странно - слово одно, а рисунки разные. Почему так произошло? (рассуждения детей) .

Воспитатель: Какова будет тема нашего занятия? Подождите, здесь в конверте еще что-то есть, я сначала не заметила (достает волшебную палочку, делает взмах и на экране появляется Снежная Королева) .

Снежная Королева. Здравствуйте, дорогие ребята! Вы меня, наверное, узнали, я  Снежная Королева! Вы знаете, что в сказке я холодная, высокомерная, равнодушная. Но доброта маленькой девочки Герды отогрела сердце Кая и растопила мое ледяное сердце. Теперь я стала другой – доброй и нежной. А мой замок бесцветный, ледяной. Я не знаю, как превратить его в прекрасный, радостный замок. Я буду вам очень благодарна, если вы приедете ко мне в гости и что-нибудь придумаете.

Воспитатель. Так как же, ребята, называется наше сегодняшнее приключение? О каком замке пойдет речь? А мы поможем Снежной Королеве?

Воспитатель. Для начала, нам нужно добраться до замка Снежной Королевы. Помните, сколько препятствий пришлось преодолеть Герде, прежде чем попасть в замок. И нам предстоит нелегкий путь. Вы готовы?

Ответы детей.

Воспитатель. Глазки закрывайте, немного помечтайте,

Ветерок нас подхватил, в волшебный лес переместил.

Ребята, мы очутились в волшебном лесу, а перед нами чудесное дерево Знаний, на котором висят карточки-задания (интерактивная технология «Дерево Знаний» , работа в парах) .

Воспитатель. Ребята, вы должны разбиться на пары (вспомнить правила работы в парах: работать дружно, уступать друг другу, не ссориться, выполнять задание вместе, договорившись) . Сорвать с дерева только ту карточку, на которой изображен предмет, упомянутый в сказке «Снежная Королева» . Далее вы должны согласовать предмет (подружить) со словами один, одна, одно. Слово один поселилось на рогах оленя, слово одна живет на сове, а одно на дереве. После того, как задание будет выполнено, вы должны поменяться местами и произвести взаимопроверку (если задание выполнено правильно, поднимаете синюю сигнальную карточку, если обнаружили ошибку - красную) .

Ответы детей.

Ответы детей. Лед

Воспитатель. А почему именно лед? Как вы думаете?

Ответы детей.

Воспитатель. Становитесь в карусель (дети образуют два круга: внутренний и внешний и под музыку «Карусель» бегут по кругу)

Дети с помощью карточек задают друг другу вопросы о свойствах льда и меняются друг с другом местами.

Воспитатель. Чем мы занимались на этой поляне? А как вы думаете, для чего мы это делали?

Ответы детей.

Воспитатель. Наш путь продолжается. Смотрите, перед нами чудесная поляна для отдыха (физминутка) .

Воспитатель достает кусок сине-голубого льда (использование технологии проблемного обучения) .

Воспитатель. Посмотрите внимательно, где заканчивается один цвет и начинается другой, т.е. видны ли границы цветов?

Ответы детей.

Воспитатель. Цвета «расплываются» , «перетекают» друг в друга, «переливаются» , не имеют четких границ. Поэтому и замок кажется полупрозрачным, расплывчатым. Сможем ли мы нарисовать такой же замок – полупрозрачный, с нечеткими границами?

Ответы детей.

Воспитатель. Значит, что нам нужно сделать, чтобы выйти из затруднения?

Ответы детей.

Воспитатель. Как узнать то, что не знаешь, но очень хочешь узнать?

Ответы детей. Спросить у родителей, у воспитателя.

Воспитатель. А что интереснее, спросить у того, кто знает или самим догадаться? Давайте вспомним алгоритм решения проблемной ситуации.

Ответы детей. 1.Внимательно выслушать проблему.

2. Хорошенько подумать.

3. Высказать свою идею.

4. Над чужими идеями смеяться нельзя.

5. Внимательно выслушать все идеи.

6. Выбрать самую подходящую.

Воспитатель. Как вы думаете, как может получиться расплывчатый рисунок, в котором краски расплываются, становятся не очень яркими, а нежными, полупрозрачными?

Ответы детей. А давайте попробуем восковыми мелками.

А может быть, гуашью получится?

А я думаю надо просто намочить бумагу, ведь лед состоит из воды.

Воспитатель. Ребята, давайте проверим каждую версию и выполним на бумаге так, как вы говорите.

(дети проверяют все предложенные версии) .

Воспитатель. А теперь давайте посмотрим, у кого получился расплывчатый рисунок.

Ответы детей. У того, кто намочил бумагу водой.

Воспитатель. Значит, что нужно сделать, чтобы получился прозрачный рисунок?

Ответы детей. Нужно его просто намочить водой.

Воспитатель. Замечательно, ребята! Вы сами открыли новый способ рисования, который называется у художников «рисование по - мокрому» .

Воспитатель. А какими же цветами мы раскрасим замок?

Ответы детей. Желтым, голубым, розовым, зеленым.

Воспитатель. Конечно, замок у Королевы тусклый, мрачный, неприметный. Давайте его сделаем ярким, праздничным, красивым. Принимайтесь за работу.

(на экране появляется Снежная Королева) .

Снежная Королева. Спасибо вам, ребята, огромное! Мне очень нравится новый вид моего замка. Я тоже для вас приготовила подарок. Волшебной палочкой взмахните и мой подарок получите.

(сюрпризный момент: воспитатель делает взмах волшебной палочкой и появляется весенний цветочек в горшочке) .

Воспитатель. Ребята, посмотрите, какой чудесный цветок подарила нам королева, поставим его в группе и будем за ним ухаживать. Ой, мы даже не заметили, как очутились в нашем детском саду. Ребята, давайте вспомним, что происходило с вами во время путешествия? А в этом нам поможет игра «Журналист» . Кто из вас хочет взять интервью у участников путешествия?

Итог (интерактивная технология «Интервью» )

Корреспондент (ребенок) . Где сегодня побывали? Что нового узнали? Где возникли трудности? Что больше всего понравилось в вашем путешествии?

Воспитатель. Ребята кому понравилось наше путешествие, поднимите веселые смайлики, а кому было скучно - грустные.

Цели:

Образовательные: Дать представления о злаках (пшеница, рожь, ячмень). Закрепить знания о том, откуда берётся хлеб и хлебобулочные изделия (сажают зерно, вырастают колосья, убирают урожай, из зерна мелят муку, из муки делают тесто, пекут хлеб). Уточнить и закрепить знания детей о хлебобулочных изделиях. Упражнять в образовании форм родительного падежа единственного и множественного числа имен существительных. Вспомнить пословицы и поговорки о хлебе, опираясь на модели. Формировать умение передавать форму знакомых предметов, их пропорции, используя усвоенные ранее приёмы лепки (скатывание, раскатывание, сплющивание, вдавливание, прищипывание, оттягивание). Закреплять умение работать с солёным тестом.

Развивающие: Развивать любознательность детей, внимание, воображение. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи.

Развивать умение координировать речь с движением. Развивать общую моторику рук и моторику пальцев.

Воспитательные: Способствовать уважительному отношению к хлебу. Воспитывать уважение к труженикам полей.

Материал к НОД:

Колоски пшеницы, иллюстрации «Как хлеб на стол пришёл», «Хлебобулочные изделия», системный оператор, стакан с водой, соломина пшеницы, карточки — модели поговорок о хлебе, прозрачные мешочки с зерном, мукой, тестом, кусочком хлеба, гренками (по 2). Диск с записью «Расти, колосок» (муз. Ю. Чичкова), тарелки с цифрами 1-5 (2 комплекта). Солёное тесто, стеки, салфетки.

Ребята, сегодня девочки хотели поиграть на нашей кухне и обнаружили, что оттуда исчезли все хлебобулочные изделия. Давайте вспомним, какие хлебобулочные изделия были у нас на кухне и чего не стало. А поможет нам это сделать наш мячик. Я буду бросать вам мяч и тот, у кого он окажется, назовёт хлебобулочное изделие и скажет о том, что его не стало. Например, был хлеб — не стало хлеба.

Игра с мячом «Чего не стало»

(хлеб, батон, булочки, рогалик, крендель, пирог, печенье, сушки).

— Вот таких хлебобулочных изделий у нас не стало. Как же нам решить эту проблему? (поискать, куда они могли деться, купить, сделать самим).

Сегодня мы будем делать хлебобулочные изделия для нашей кухни сами, но сначала давайте вспомним, какой путь они проходят, прежде чем попадают к нам на стол. А поможет нам это сделать наш волшебный экран (системный оператор) и вот этот букет (колоски).

Посмотрите, что вы видите в букете? (пшеничные колоски)

Выберите из набора картинок картинку с пшеничным колоском. (дети выбирают из набора картинок картинку с пшеничным колосом)

О пшеничном колоске мы будем сегодня говорить, поэтому положим эту картинку в центральный кармашек.

Давайте посмотрим, что есть у нашего колоска.

Колосок держится на стебле, который называется соломина.

Стебель соломина отличается от стеблей других растений тем, что он внутри пустой. Подумайте, как мы можем доказать, что соломина внутри пустая? (подуть в неё).

Предлагаю одному из детей подуть через соломину в стакан с водой.

Что вы видите? (пузырьки). Это через соломину выходит воздух, который мы выдыхаем. Значит, соломина пустая.

В колоске много зёрен (предлагаю найти картинки: колосок с соломиной, зёрна пшеницы. Выставляем под рассматриваемым колоском)

— Растения, у которых есть стебель-соломина и зёрна, называются злаками. Злаки бывают разные. Давайте посмотрим, колоски каких злаков есть ещё на наших картинках. (Дети выбирают картинки с ржаным и ячменным колосом, рассматриваем, ставим в кармашек над пшеничным колоском).

А теперь поговорим о том, как наш колосок вырос. И помогут нам в этом картинки. Как вы думаете, из чего появился колосок? (из зернышка).

Поставьте картинку с зерном слева от колоска. (Дети выставляют картинку)

Ребята, а где сеют зёрна? (на поле)

Найдите картинку, на которой изображено незасеянное поле.

Что изображено на этой картинке? (поле)

(Ставим картинку с полем в кармашек под зерном)

А какой транспорт помогает хлеборобам сеять зёрна? (трактор)

Что делает трактор? (пашет землю)

Правильно, трактор пашет и боронует землю, чтобы не было комочков и она стала рыхлой. В рыхлую землю сеют зёрна.

(Ставим картинку с трактором рядом с полем)

Ребята, а что нужно для того, чтобы зерна проросли? (тепло, вода, свет).

Тепло и свет даёт солнце, а воду — дожди. Светит солнышко, идут дожди, и зёрна начинают прорастать.

Давайте с вами представим, что мы — маленькие зёрнышки и покажем, как прорастают зёрнышки.

Физминутка:

Мы маленькие зёрна (присели)

Сидим пока в земле (коснуться руками пола)

Вот солнце пригревает (встаём)

И мы растём в тепле (тянемся руками вверх)

Боимся непогоды:

Грозы, дождя и вьюг (наклоны)

Из зёрен вырастают (тянемся на носочках)

Колосья там и тут.

Вот и выросли из зёрнышек колоски. Когда колоски созревают, на поле выезжают комбайны. (Ставим картинку с комбайном справа от колоска)

Что делают комбайны? (Комбайн срезает колосья и выколачивает из них зёрна).

Зерно сушат, а потом из него получают муку. (Картинку с мукой ставим под комбайн)

Из муки делают тесто, а из теста выпекают разные хлебобулочные изделия (выставляем картинки).

— А теперь давайте попробуем рассказать о нашем колоске.

(составляем рассказ с использованием системного оператора):

«Ранней весной выходят в поле трактора. Они пашут и рыхлят землю. Потом в землю сеют зёрна. Зёрна прорастают и появляются колоски. Выезжают в поле комбайны. Они срезают колоски и выколачивают из них зёрна. Из зёрен мелят муку. Из муки делают тесто и пекут из него хлеб и хлебобулочные изделия».

А сейчас мы поиграем в игру «Что сначала, что потом» . У нас будет 2 команды. Каждой команде надо разложить по тарелочкам то, что лежит в пакетиках, по порядку.

(у каждой команды по 5 прозрачных пакетиков, в которых лежат зёрна, мука, тесто, кусочек хлеба, гренки. На столе – тарелочки с цифрами от 1 до 5)

Проверяем выполнение задания каждой командой.

Русские люди всегда с уважением относились к хлебу. Про хлеб придумано много пословиц и поговорок. Давайте вспомним некоторые из них.

«Хлеб – всему голова»

«Нет хлеба – нет обеда»

«Много света — много хлеба»

Мы с вами заранее сделали солёное тесто. Давайте покажем, как мы это делали.

Игра – имитация «Месим тесто»

Воду наливали,

Муку засыпали,

Потом посолили,

Тесто замесили.

А сейчас посмотрите на картинки. Что на них изображено? (хлебобулочные изделия). Подумайте, какие хлебобулочные изделия из теста вы будете лепить.

Напоминаю различные приёмы лепки.

Дети выполняют работы под муз. Ю. Чичкова «Расти, колосок»

В конце рассматриваем с детьми изделия и оставляем сушиться, чтобы на следующем занятии раскрасить изделия.

Конспект (НОД) по развитию речи "Домашние животные. Путешествие в деревню"(старший дошкольный возраст)

Тема: "Домашние животные. Путешествие в деревню" (старший дошкольный возраст)
Тихоненко Наталья Александровна. воспитатель МАДОУ "Катюша" ЯНАО, г. Лабытнанги
Описание работы: Данный материал будет полезен в первую очередь воспитателям,а так же родителям, студентам. Дошкольный возраст уникален, ибо, как сформируется ребёнок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка, а речевое развитие детей дошкольного возраста совершенствуется: между методами и приёмами в организации непосредственно образовательной деятельности и активной деятельностью детей.
Задачи:
1.Учить образовывать новые слова; учить придумывать и пересказывать рассказ последовательно, эмоционально, логично; учить распространять предложения путем введения определений; добиваться интонационной выразительности речи.
2.Показать детям, какую пользу приносят человеку домашние животные, и как он о них заботится; придумать фантастическое домашнее животное, используя метод ТРИЗ; формировать умение выделять главное, существенное, отделяя все необходимое; развивать критичность мышления, доказывать свою точку зрения; упражнять детей в умении восстанавливать целостный образ по отдельной части, развивать творческое воображение; совершенствовать навыки ведения диалога, формирование фразы.
3.Воспитывать трудолюбие, уважение к людям труда; формировать доброжелательность в общении; воспитывать любовь к близким, заботу о них; заинтересовывать детей, вызвать у них эмоциональный отклик.
Словарная работа: работать над словами «трудиться», «трудолюбивые»,
«нужные», «полезные».
Индивидуальная работа: работа над выразительностью речи.
Оборудование: Фотографии дедушки и бабушки; иллюстрация «Деревня»; картинки с изображением домашних животных и их детенышей: иллюстрация «Ферма»; игры; «Картинки перепутались», «Что за зверь», «Чем животные помогают людям», «Чудесные вещи»; схема для обучения рассказывания о животных; загадка; лист; фломастер.
Предварительная работа: Рассматривание картины «Деревня»; составление рассказа описательного характера с использованием элементов ТРИЗА.
Последующая работа: Придумывание рассказов с использованием схемы о других домашних животных, зарисовывание детьми чудесного домашнего животного, придумывание других чудесных вещей, используя игру «Чудесные вещи» (ТРИЗ).
Ход занятия
I.Организационный момент.
Этюд «Дружба»
1.Психологический настрой
Воспитатель: Правда, ребята, сегодня хороший день?
Дети: Да
Воспитатель: Тогда давайте возьмемся за руки, слегка пожмем их, посмотрим ласково друг другу в глаза, улыбнемся. Правда, стало хорошо?
Дети: Да
Воспитатель: Какие же вы, ребята?
Дети: Добрые, веселые, ласковые…
Воспитатель: А вы бы хотели, ребята, красиво и правильно говорить?
Дети: Да
Воспитатель: А что мы делаем для того, чтобы научиться красиво и правильно говорить? (гимнастика, чистоговорки, скороговорки).
2. Артикуляционная гимнастика. Сказка «В гостях у бабушки и дедушки»
(проговаривание гласных звуков).
Скороговорка «Кто хочет разговаривать»
(Дети произносят скороговорку с разной силой голоса: начинают шепотом, заканчивают громким голосом)
Воспитатель: Так как же мы должны разговаривать?
Дети: Правильно и внятно (со слов текста скороговорки).
II. Новая тема.
Воспитатель: А теперь, я предлагаю вам отправится в путешествие.
Согласны? Тогда в путь! Но путь предстоит далекий. Сначала полетим на самолете (заводим моторы, произнося звук в – в - в), дальше плывем на теплоходе (произносим звук л-л-л), а теперь едем на поезде (ч-ч-ч). Вот и добрались.(Дети вместе с воспитателем выполняют движения)
Дети рассаживаются на стульчики. Воспитатель выставляет перед ними картинку «Деревня».
Воспитатель: Куда же мы с вами попали?
Дети: в деревню (село…)

Воспитатель: А как вы догадались, что это деревня?
Дети: (Ответы детей)
Воспитатель: А мы с вами, где живем?
Дети: Мы живем в городе Лабытнанги.
Воспитатель: А чем отличаются город от деревни?
Дети: Размером, строением домов…
Воспитатель: А где лучше отдыхать в городе или деревне? Почему?
Дети: В деревне чистый и свежий воздух…
Воспитатель: А кто живет в деревне?
Дети: В деревне живут бабушки и дедушки.
Воспитатель: Да, живут здесь наши знакомые дедушка Ваня и бабушка Таня. А почему их не видно на улице?
Дети: Дедушка и бабушка трудятся.
Воспитатель: Дедушка и бабушка сами много трудятся и ребятишек учат трудиться. Как можно назвать людей, которые много трудятся?
Дети: Трудолюбивые люди.
Воспитатель: Как вы думаете, чем занимаются дедушка и бабушка?
Дети: выращивают овощи на огороде,
Дети: Выращивают овощи на огороде, заботятся о домашних животных.
Воспитатель: Давайте подумаем, а какие орудия труда пригодятся дедушке и бабушке для работы на огороде. А поможет нам в этом эта зашифрованная картинка.
Игра на развитие воображения «Картинки перепутались»


(дети находят, называют и обводят найденный предмет, называют его значение)
III. Закрепление.
Воспитатель: А давайте вспомним, какие пословицы и поговорки о труде вы знаете?
Дети: (называют пословицы и поговорки о труде).
Воспитатель: А вы, ребята любите трудиться?
Дети: Да
Воспитатель: А сейчас, ребята, давайте представим, что наш ковер в группе - это не ковер, это и не газон, а деревенская полянка.
(Дети переходят на ковер и располагаются на нем).
Воспитатель: А что растет на полянке?
Дети: Трава, цветы…
Воспитатель: А какая травка?
Дети: Зеленая, мягкая, пушистая, шелковистая, густая…
Воспитатель: А кто живет на траве?
Дети: Насекомые - бабочки, жуки, букашки, кузнечики…
Воспитатель: Давайте мы сейчас превратимся в маленьких зелененьких кузнечиков и порезвимся на полянке.
Физминутка «Кузнечики»
Воспитатель: У дедушки Вани и бабушки Тани в деревне много верных друзей. Они заботятся о них, да и друзья эти в долгу не остаются. Хотите узнать, что это за друзья?
Дети: Да
Воспитатель: Тогда внимательно слушайте.
(прослушивание магнитофонной записи - голоса домашних животных )
Воспитатель: Что вы сейчас слушали?
Дети: Голоса животных – коровы, козы и т.д.
Воспитатель: Как мы можем назвать всех этих животных?
Дети: Домашние животные.
Воспитатель: А каких домашних животных вы еще знаете?
Дети: кошки, собаки…
Воспитатель: Как вы, ребята, думаете, для чего нужны людям домашние животные?
Дети: Домашние животное приносят людям пользу…
Воспитатель: А вот какую пользу приносят домашние животные мы сейчас и узнаем. Поиграем в игру «Польза»
Игра «Польза»
(с одной стороны разложены картинки с изображением домашних животных, а с другой – картинки, отображающие какую пользу они приносят человеку. Детям нужно отобрать нужные картинки и объяснить свой выбор)
Воспитатель: Кто самый внимательный из вас – кто заметил лишнего из животных?
Дети: Лишний был – медведь, так как он живет в лесу. Он – дикий зверь.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, про кого из животных дедушка и бабушка говорят – «кормилица, матушка наша»?
Дети: Так говорят про корову.
Воспитатель: Почему так называют корову?
Дети: Потому что она дает молоко, а из молока делают творог, сметану, кефир, мороженое, сыр …
Воспитатель: А давайте порадуем дедушку с бабушкой и расскажем про их любимую корову. А чтобы ничего не пропустить при рассказе, нам поможет схема – подсказка.
Составление рассказа о корове с использованием схемы
Воспитатель: Молодцы, хороший рассказ придумали. Все рассказали, ничего не забыли. Думаю, бабушке и дедушке очень было приятно послушать. Потом мы еще расскажем по нашей схеме рассказы и про других домашних животных и отправим их письмом для бабушки и дедушки.
Ребята, а вы знаете, что дедушка с бабушкой уже старенькие и им тяжело ухаживать за таким количеством животных, ведь это все-таки тяжело и нелегкий труд. Чем же мы можем им помочь?
Дети: Мы можем им подарить фантастическое домашние животное. (Технология ТРИЗ)
Воспитатель: Молодцы, ребята, а у нас с вами даже есть уже готовое чудесное животное, помните, мы его придумали в прошлый раз, когда собирались в гости к дедушке с бабушкой. Давайте же вспомним и расскажем дедушке с бабушкой, чем же оно чудесно это животное.
Коллективное рассказывание об особенностях чудесного животного


Дети: Голова – кошачья. У кошки усы и чуткие уши, поэтому оно не будет натыкаться в темноте и будет хорошо ловить мышей. Туловище как у свиньи – жирненькое и толстенькое; туловище будет покрыто густой шерстью, как у овцы, чтобы бабушка из шерсти вязала теплые вещи; хвост у него будет, как у собаки, чтобы оно виляло им, и было доброе и весело; ноги будут лошадиные, чтобы оно могло быстро бегать. А еще у этого животного будет вымя, чтобы оно давало молока. А еще и рога как у козы, чтобы от врагов защищаться.
Игра «Хорошо – плохо» (технология ТРИЗ)
(игра на развитие творческого воображения, логики)
Воспитатель: Чем хорошо такое животное? Чем плохо необычное животное?
Дети: (Ответы детей)
IV. Итог занятия.
Воспитатель: Как вы считаете, ребята, хороший подарок мы с вами сделали для бабушки и дедушки? Да, теперь у них будет, наверное, больше времени для отдыха и для нас с вами. Ведь придет долгожданное лето, и мы отправимся к ним в гости в деревню.
Понравилось вам в деревни?
А теперь пора прощаться. Я вам на прощание открою один секрет, хотите? Сегодня нам на полдник коровушка – матушка приготовила вкусный йогурт.
Давайте поблагодарим дедушку с бабушкой и их домашних животных за это интересное путешествие.
Отправляемся в обратный путь.
Кто помнит, на чем мы с вами сюда добрались?
(Артикуляционные упражнения с произношением согласных звуков – л, ч, в).

Рассказать друзьям