Когда ребенок начинает держать голову самостоятельно. Когда новорожденный начинает держать головку

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Все родители, имеющие малыша, с огромным нетерпением ожидают того момента, когда ребенок начинает держать головку. Новорожденная кроха еще очень слабенькая и беззащитная и совсем не умеет управлять своим маленьким тельцем. Поэтому родители с большой опаской берут ее на руки, боясь навредить ей своими неосторожными движениями. Мышцы шеи новорожденного очень слабо выражены, и если не поддерживать головку малыша, могут быть серьезно повреждены позвонки. Поэтому всем, кто ухаживает за младенцем, необходимо правильно держать его на руках во время кормления, купания и переодевания.

Когда новорожденный начинает держать головку

Согласно законам развития детей младенческого возраста, ребенок может самостоятельно поддерживать свою головку к трем месяцам жизни. Родители должны всячески стимулировать развитие этого процесса. Для этого после исполнения ребенку двух недель его необходимо как можно чаще укладывать на животик. Во время таких процедур малыш, чтобы не задохнуться, поворачивает головку на бок, стимулируя и развивая при этом мышцы шеи. Особенно полезны такие упражнения перед кормлением, чтобы освободить животик от газов и избежать появления в нем колик. На шестой неделе, когда ребенок начинает держать головку в лежачем положении, приподнимая ее и удерживая в таком состоянии около минуты, для развития и закрепления таких способностей лежащего в кроватке малыша необходимо немного приподнимать за ручки. Его головка будет откидываться назад, и он, чтобы удержать ее, будет пытаться напрягать свои слабенькие шейные мышцы, постепенно развивая их.

Когда ребенок начинает держать головку достаточно уверенно?

Это будет после трех месяцев. Начиная с восьмой недели, его головка будет держаться ровнее, почти не заваливаясь вниз. Когда ребенку исполнится три месяца, он, будучи в вертикальном положении на руках у взрослого человека, сможет уверенно держать шею ровно. В этот период родители должны быть особенно осторожными и не переоценивать возможности своего чада. Мышцы трехмесячной крохи еще недостаточно крепки, и головка все еще нуждается в подстраховке. К четвертому месяцу жизни ребенок хорошо владеет этим навыком и даже пытается приподнимать плечи. К пяти месяцам, когда малыш начинает держать головку достаточно уверенно и уже способен поворачивать ее в стороны, он внимательно рассматривает окружающие его предметы.

Ребенок долго не держит головку

Если к шести месяцам ваш малыш не держит головку, обратитесь к педиатру. Возможно, вы мало укладывали ребенка на живот, поэтому его шейные мышцы недостаточно развиты. Врач посоветуют вам делать определенные упражнения или специальный массаж. Если роды были очень сложными, или ребенок появился на свет недоношенным, он может отставать в своем физическом развитии. Поэтому без квалифицированной помощи врача в данном случае никак не обойтись. Если ребенок уверенно держит головку в месячном возрасте, не спешите радоваться этому. Такое явление может быть симптомом Посоветуйтесь с врачом, вам назначат комплекс специальных упражнений. Любящие и педагогически грамотные родители разберутся в проблеме того, когда ребенок начинает держать головку, и примут правильные меры в том случае, если заметят некоторые отклонения в физическом развитии собственного малыша.

Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев

Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений - одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.

К середине 1-го месяца , а иногда и раньше, дети начинают "осмысленно" оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми "объектами" повышенного внимания бывают лица самых близких людей - мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными - он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову - это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции - улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения - одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия - рассматривания рук - в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все "попробовать на зуб". Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции - улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги "ба", "ма", "да", лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев , по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед - это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться "на носочки", а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, - это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в "ладушки", "сороку", "прятки". Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова - "мама", "папа", "баба".

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

Первый год жизни младенца - время, когда он приобретает жизненно важные навыки: начинает сидеть, ползать, пробует вставать на ножки. Однако самое первое, что учится делать малыш, - держать голову. После этого начинается развитие мышц спины, вследствие чего ребенок получает возможность переворачиваться, становиться на четвереньки и т.д., что помогает ему видеть окружающий мир шире. Однако некоторые груднички могут отставать в развитии, что способно привести к проблемам в будущем,. поэтому родителям необходимо понять, почему ребенок не держит голову и как это исправить.

Развитие в зависимости от возраста

Чтобы понять, есть ли проблема, необходимо узнать, когда ребенок начинает держать голову. В первые недели жизни большую часть времени малыш только спит и ест. Его анализаторы еще недостаточно адаптированы к внешнему миру, поэтому он еще не особо интересуется окружающими предметами. Естественно, все груднички развиваются по-разному, но общие показатели таковы:

Две недели

Детки уже могут поворачивать голову в сторону, они следят за лицами мамы и папы. К концу этого периода можно пробовать укладывать ребенка на живот. С этого момента начинается укрепление шейных и спинных мышц. Если младенца держат столбиком, то совсем недолго, а спинку и головку в обязательном порядке поддерживают.

Три недели

Младенец уже пытается приподнять голову в положении лежа на животе. Если кроху держат вертикально, то спинку и головку по-прежнему фиксируют.

Полтора-два месяца

Лежа на животике, малыш приподнимает головку и недолго удерживает. Он уже может фиксировать голову на одной линии c туловищем в вертикальном положении, хотя и несколько секунд, но в это время всё еще нужно поддерживать грудничка.

Три месяца (11-13 недель жизни)

Движения становятся более уверенными. Лежа на животе ребенок способен удерживать голову самостоятельно. В положении столбиком кроха уверенно держит голову, исключение составляют ослабленные и недоношенные детки. Но слишком долго его тоже не стоит так держать, потому что мышцы шеи и спины могут уставать. Через некоторое время лучше начать придерживать кроху.

Если же малыш недоношен, то норма несколько сдвигается. Обычно к его возрасту нужно добавить столько недель, сколько он должен был еще провести в утробе матери согласно норме.

Четыре месяца

Многие малыши уже поднимают голову и верхнюю часть туловища, опираясь на ручки. Причем в таком положении они могут находиться длительное время. Вертикально на руках взрослого малышей можно носить уже достаточно долго, но кроха может уставать, поэтому при усталости ему поддерживают спинку либо разворачивают спиной к себе.

Пять месяцев

Ребенку уже не нужна поддержка взрослого в положении столбиком. Он уверенно держит голову и вертит ею в разные стороны, наблюдая за окружающим миром.

В полгода малыш пробует сидеть, при этом мышцы шеи уже достаточно хорошо развиты.

Если ребенок плохо держит голову согласно возрастным показателям, представленным в таблице, а также родители заметили другие отклонения в психомоторном развитии грудничка, стоит в обязательном порядке проконсультироваться с выбранным педиатром (при возникшей необходимости не надо дожидаться планового ежемесячного осмотра).

Как определить, всё ли в норме

Если ребенок в месяц не интересуется окружающим миром и не пытается приподнимать головку, то следует насторожиться. У него могут быть органические или психические отклонения (при условии, что малыш доношенный и роды были без осложнений). Скажите об этом наблюдающему грудничка специалисту.

Но надо учитывать, что даже здоровые детки часто развиваются по-разному и бывает, что одни малыши достаточно хорошо удерживают головку в 1,5-2,5 месяца, а у других мышцы слабы и голова совсем не фиксируется, а «ходит» из стороны в сторону.

Когда грудничку исполнится 2,5-3 месяца, для родителей будет показателен своеобразный тест, для которого необходимо сделать следующее:

  1. Когда грудничок будет лежать на спине, нужно осторожно и плавно потянуть его за две ручки, чтобы он присел. Голова при этом будет держаться, но немного покачиваться. Через 30 секунд младенца нужно вернуть в исходное положение.
  2. Через две минуты действие повторяется, только до положения сидя ребенок не дотягивается. Он несколько секунд подержит голову, после чего запрокинет ее назад.

Если малыш это выполняет, значит, все в порядке. До трех месяцев голову нужно обязательно поддерживать, так как мышцы и шейные позвонки еще не могут обеспечить длительной надежной фиксации.

Обратите внимание: Во время теста малыш должен быть здоровым, находиться в хорошем настроении; лучше выбрать для этого середину времени бодрствования крохи. Сразу после кормления выполнять упражнения тоже не стоит. В обратном случае показатели могут быть неинформативны.

Причины отклонений

Если ребенок плохо держит голову, необходимо выяснить причины этой проблемы. Обычно они таковы:

  1. Нарушение питания. Если в организм крохи не поступает достаточного количества полезных веществ, то его органы и мышечная система не будут развиваться так, как положено. От этого также страдает нервная система, малыш не добирает в весе, плохо растет.
  2. Преждевременные роды. Недоношенность малыша повышает риск проблем с развитием. Для таких малышей характерно отставание в психомоторном развитии. Однако при правильном кормлении, выполнении рекомендаций педиатров такой грудничок к концу первого года уже ничем не отличается от малышей, родившихся в срок.
  3. Осложненные роды, в ходе которых ребенок получил травму. Здесь без консультации узких специалистов не обойтись.
  4. Пониженный или повышенный тонус мышц. Показаны наблюдение у хирурга и невролога, прохождение физиопроцедур, массажей, медикаментозное лечение (при необходимости, в зависимости от причины, вызвавшей такое состояние).
  5. Патологии неврологического характера. В первые дни жизни заметить их может только опытный специалист. Для того чтобы не упустить драгоценное время, не стоит игнорировать ежемесячные профилактические осмотры у педиатра и положенные медкомиссии с посещением узких специалистов.
  6. Кривошея. Такая проблема характерна для тех малышей, которые редко лежали на животе. Выкладывать ребенка на животик нужно как можно чаще после того, как заживет пупочная ранка.

То, как хорошо будет развиваться малыш, зависит от родителей. С первых дней они должны заниматься ребенком: делать массажи и гимнастику (как выполнять их правильно дома, покажет медработник), говорить с ним, заинтересовывать его.

Когда следует обращаться к врачу

Родителям следует знать нормы физиологического и психоэмоционального развития малыша и при необходимости обращаться к специалистам, также не стесняться и задавать все интересующие вопросы на профилактических осмотрах.

Не дожидаться ежемесячных осмотров и обратиться к специалисту стоит, если:

  • мышечный тонус шеи и всего тела слишком слабый;
  • голова грудничка держится под неправильным углом;
  • лежа на животе, малыш даже не пытается поворачивать голову;
  • ребенок слабо интересуется (либо вообще не интересуется) окружающим миром, при явных признаках отсутствия болезни он слаб и апатичен.

Обращаться следует к педиатру, при необходимости он направит к узким специалистам (неврологу, хирургу, травматологу и др.)

Итак, в каком возрасте малыш должен уметь держать голову, уже понятно. Рассмотрим, что же нужно делать, чтобы он развивался согласно норме. Следует выполнять такие рекомендации:

  1. Через три недели после появления на свет необходимо выкладывать ребенка на живот. Делать это следует минимум два-три раза в день. Лучше выкладывать малыша через полчаса после кормления. Такая тренировка не только поможет укрепить шейные мышцы, но и станет хорошей профилактикой колик. Малыш будет стараться поднять голову, поворачивать ее.
  2. Для предупреждения развития кривошеи лучше укладывать грудничка спать на левый и правый бок по очереди. Причем менять положение необходимо не только днем, но и ночью. В первые недели жизни отдается предпочтение жесткому матрасу. Если подушка и есть, то она должна быть плоская.
  3. Чтобы мышцы и шейные позвонки развивались правильно, в организм младенца должны поступать все необходимые полезные вещества. Если он находится на грудном вскармливании, то маме нужно откорректировать собственное меню. При искусственном питании подбираются те смеси, которые имеют высокое качество и подходят по возрасту.
  4. С первых дней жизни новорожденному ребенку нужно делать гимнастику и массаж. Это позволит нормализовать мышечный тонус, улучшить настроение малыша. Гимнастика в первые недели является пассивной. Что касается приемов массажа, то тут используются легкое растирание и поглаживание. Не менее полезным считается незначительное постукивание подушечками пальцев. Обычно все манипуляции показывает на патронаже медсестра.
  5. С двух месяцев надо носить грудничка вертикально, поддерживая голову. Также полезна поза «самолетик» животиком вниз. При этом грудь и шейка крохи поддерживаются.
  6. Заниматься плаваньем. Для этого необязательно посещать бассейн, существуют специализированные группы для грудничков. Можно плавать даже в домашней ванне. Водные процедуры успокаивают кроху, улучшают его настроение, укрепляют мышцы без лишней нагрузки на них, нормализуют тонус.
  7. Показывать малышу интересные яркие игрушки, водить ими перед глазами, чтобы грудничок поворачивал голову влево-вправо, доброжелательно разговаривать с крохой, включать ему спокойную мелодичную музыку.

Умение держать голову - это важный навык малыша, который дает толчок к развитию мышц спины, стимулирует развитие опорно-двигательной системы.

С этого момента начинается активное освоение окружающего мира. Малыш скоро будет ползать, садиться, вставать на ножки, но чтобы этот навык выработался вовремя, родители должны уделять своему крохе максимум времени и заботы, вовремя замечать проблемы, не тянуть время и обращаться к специалистам.

Когда молодые родители впервые остаются с новорожденным одни, сразу же возникает множество вопросов.

Один из них - когда новорожденный начинает держать голову?

Это не случайно, так как матери приходится постоянно брать малыша на руки, чтобы покормить, успокоить, искупать.

Слабенькие мышцы шеи не способны удержать головку, и маме нужно быть очень осторожной.

Почему мамы переживают о том, когда новорожденный начнет держать голову

Волнение молодых родителей понятно. Да, сразу после рождения головка малыша напоминает бутончик на слабом стебельке: без поддержки клонится во все стороны. Но это совершенно нормально, и волноваться ни к чему.

Во-первых, нервозность матери мгновенно передается крохе, и он превращается из ангела в капризулю.

Во-вторых , у каждого человеческого младенца есть определенный график взросления: физического, нервного, психомоторного, эмоционального. Поэтому придется подождать, прежде чем с гордостью явить миру уверенно держащего голову румяного карапуза.

А вот брать младенца на руки в первые дни и недели жизни нужно действительно очень осторожно. Нежную головушку нужно придерживать ладонью, чтобы защитить от травмирования. Прежде чем беззащитный малыш научится самостоятельно удерживать головку, ответственность за его здоровье несут взрослые.

Дело в том, что при резком отклонении головы в ту или другую сторону могут быть серьезно повреждены шейные позвонки. Ребенок не может контролировать мышцы, а потому не имеет возможности удержать головку за счет их силы. Поэтому «болтание» головки недопустимо. Укачивая малыша или проводя гигиенические процедуры, кормя или укладывая в кроватку, мама должна нежно поддерживать головку. Резкие отклонения, рывки недопустимы.

Но не все так страшно: инстинкты у младенцев очень сильны, а «запасу прочности» может позавидовать любой взрослый в расцвете лет. И это еще одна причине не волноваться особенно о том, когда новорожденный начнет держать головку. Всему свое время. Адаптационные механизмы уже запущены, иначе младенец бы просто не смог преодолеть трудную дорогу из маминого животика на свет божий.

Обратите внимание: если новорожденного через несколько дней после родов выложить на живот, он рефлекторно повернет голову в сторону. Это работает замечательный инстинкт самосохранения, благодаря которому умный организм крохи сам знает, что делать, чтобы не возникло механическое удушье. Так что не переживать нужно, а с радостью следить за чудесным ежедневным изменением малыша.

Между прочим, если малыш слишком рано «порадует» мать самостоятельным удерживанием головки в вертикальном положении, это на самом деле повод срочно обратиться к детскому неврологу. Так может проявляться повышенное внутричерепное давления, причиняющее младенцу сильный дискомфорт и требующее неврологического лечения.

Что происходит в первые два месяца жизни новорожденного

В первые дни жизни движения новорожденного построены на рефлексах. Все мамы знают: если прикоснуться в щечке малыша, он тут же повернет голову в эту сторону, а если вложить в крохотную ладошку палец, сразу же схватит его всеми пальчиками. Попытка приподнять новорожденного впервые дни жизни из положения лежа, держа за ручки, закончится запрокидыванием головы. В первые дни ребенок не умеет ни удерживать голову, ни переворачиваться. Он почти все время спит (до 20 часов в сутки), просыпаясь изредка для того, чтобы поесть. Когда новорожденный начинает держать голову?

На то, чтобы делать осознанные движения или научиться контролировать мышцы, уйдет какое-то время. Психофизическое развитие у каждого ребенка индивидуально, но в целом уже к трем неделям жизни младенец, которого выложили на животик, будет делать все более уверенные попытки приподняться поднять головушку. Буквально на несколько секунд это ему будет удаваться.

В месяц новорожденный хорошо прибавляет в весе и уже умеет какое-то время удерживать голову в вертикальном положении. Удерживание продолжается буквально 5-10 секунд, но и это уже серьезный прогресс.

К полутора месяцам младенец сможет упорно держать голову, лежа на животике и глядя вверх под углом в 45 градусов. Продержаться в таком сложном положении малыш сможет примерно минуту. Пока рано ждать, когда новорожденный начнет держать головку более свободно и в течение более длительного времени.

Со второго месяца жизни мышцы новорожденного крепнут настолько, что уже способны удержать голову без запрокидывания в течение минуты. Если двухмесячного кроху положить на живот, он без труда будет поворачивать голову на голос взрослого, приподниматься на ручках, удерживая и голову, и грудь. В этот период новорожденный уже различает близких по голосам, с удовольствием реагирует на яркие предметы, пытаясь схватить и удержать их.

С девяти недель вопрос о том, когда новорожденный начнет держать голову, уже не так тревожит родителей. Большинство малышей, перешагнувших двухмесячный рубеж, уже умеют удерживать голову на одном уровне с туловищем без запрокидывания. Правда, мышцы шеи и спины еще очень слабые и быстро устают. Подстраховка взрослого после минуты «свободного плавания» обязательна.

Когда новорожденный начнет держать голову уверенно?

В три месяца жизни младенец уже неплохо управляется со своими ручками, ножками, телом и головой. Подготовленные малыши, с которыми мамы занимаются физкультурой, уже научились переворачиваться на бок из положения лежа. Они с интересом наблюдают за происходящим вокруг них, тянут в рот пальцы и все предметы, которые удалось схватить. Ребенку нужно общение, и он с удовольствием «разговаривает» с родителями, гулит.

В трехмесячном возрасте новорожденный на руках у взрослого способен держать голову вертикально уже довольно долго, в течение пяти минут. Можно совершить с ним настоящее путешествие, которое вызовет бурю восторга. Важно не забывать про подстраховку.

Если выложить кроху на животик, он будет пытаться приподняться на руках. А если потянуть его за ручки из положения лежа на спинке, то голова не запрокинется, а останется на одной оси с телом. Долго удержаться в таком положении для грудничка тяжеловато, но для ежедневных тренировок такие подъемы будут в самый раз.

Когда новорожденный начинает держать головку уверенно? С четырех месяцев продолжительность удерживания головы становится все дольше. Малыш легко поднимает головку, даже лежа на спине. К пятому месяцу опасения мамы полностью рассеиваются, и она поддерживает младенца скорее по привычке, чем всерьез опасаясь травмы.

В шесть месяцев можно совершенно не опасаться за состояние шейных позвонков и растянутые мышцы. Физически ребенок к этому возрасту становится сильным и уже похож на хрестоматийного карапуза. Полугодовалый ребенок не только уверенно держит голову, но и с интересом вертит ею по сторонам. Малыш поворачивает и наклоняет голову в разные стороны, оглядывается, услышав заинтересовавший его звук или отыскивая взглядом игрушку.

Когда стоит беспокоиться, что новорожденный не держит голову?

Новорожденного малыша еще в родильном доме осматривает педиатр. Опытный врач сразу заметит все особенности развития крохи. Если же маму что-то настораживает, то уже после выписки из роддома она может обратиться к участковому врачу-педиатру. В том числе и по поводу того, когда новорожденный начинает держать голову.

Если к четырем-пяти месяцам ребенок не в состоянии удержать головку, то его нужно срочно показать неврологу. Причины могут быть следующие:

Малыш родился недоношенным и просто отстает в развитии. Организм со временем восстановится, ничего страшного не происходит;

Младенцу не хватает питательных веществ, и поэтому он серьезно отстает в развитии. Нужно пересмотреть диету новорожденного с учетом возможного постоянного недоедания;

При рождении малыш получил родовую травму;

У новорожденного диагностируется мышечный парез шеи, слабый тонус мышц или кривошея;

Ребенок страдает от неврологической патологии;

Мама не занимается с малышом грудничковой гимнастикой, не выкладывает на животик.

После осмотра невролог назначит терапию. Обычно это сочетание лечебного массажа, медикаментозного лечения и особой гимнастики. Массаж для ребенка может стать настоящим спасением от многих неврологических проблем. Но доверять можно только опытным массажистам, которые работают именно с грудничками. Возможно, понадобится 2-3 курса, чтобы полностью избавиться от патологии.

Не стоит бояться лекарств. Врач назначает их не для того, чтобы «залечить» ребенка, а чтобы помочь его организму адаптироваться, чтобы облегчить симптомы дискомфорта и восстановить мышечную активность.

Что касается лечебной гимнастики, то ее мама может делать сама. Врач даст схему занятий, а дальше - все в любящих материнских руках.

Как научить новорожденного держать голову?

Чтобы помочь новорожденному с первых дней жизни развиваться правильно, родители должны освоить несколько нехитрых правил ежедневного ухода за крохой. Подготовленной маме не придется ломать голову над тем, когда новорожденный начинает держать головку, ведь все процессы физического развития будут соответствовать возрасту.

Нужно обязательно между кормлениями выкладывать новорожденного на живот уже с третьей недели жизни. Мало того, что это очень полезно для нормальной работы кишечника, так еще и заставляет малыша напрягать спинку и шею в попытке рефлекторно приподняться. Тренированный ребенок будет отлично держать голову уже к двум-трем месяцам.

Малышу нужен ежедневный массаж, пренебрегать им ни в коем случае нельзя. Ласковые поглаживания успокаивают, растирание мышц делает их более эластичными и сильными. Массаж развивает силу, укрепляет здоровье в общем и нервную систему в частности. Схему массажа можно найти в любой книжке по уходу за новорожденным.

Отлично укрепляет мышечный каркас купание. Новорожденному можно купить специальный круг, который будет удерживать головушку над водой. Плавая, малыш получит не только колоссальное удовольствие, но и укрепит мышцы. Кроме того, плавание гарантирует малышу (а значит, и кормящей маме) длительный ночной отдых.

С двух месяцев очень полезно носить кроху на руках в вертикальном положении. Разумеется, обязательно придерживая головку руками. Это тоже отличная и безопасная тренировка мышц шеи.

Еще одна очень полезная поза - горизонтальное положение тела на руке у мамы животиком вниз. Другой рукой нужно придерживать шею и голову, чтобы избежать рывков и удерживать прямое положение.

Помните главное: ребенок обязательно начнет держать голову, и переживать по этому поводу не стоит. Все малыши развиваются по-разному. Но если к полугоду мышцы шеи остаются слабыми, нужно обязательно обратиться к врачу.

Став мамами, многие девушки, наблюдая за своими карапузами, сравнивают их с другими и задаются вопросами - во сколько месяцев держит голову ребенок, сидит и начинает самостоятельно ходить? Многие бьют тревогу, если у их детей эти вещи происходят позже, чем у других. На самом деле, все детки уникальны и развиваются по-разному, но существуют общепринятые нормы, по которым можно ориентироваться. Отталкиваясь от них, врачи судят о развитии того или иного малыша. "Популярно о здоровье" расскажет об этих нормах, и вы сможете ориентироваться по ним самостоятельно.

Когда ребенок самостоятельно держит свою голову ?

Известно, что новорожденные не умеют удерживать головку - мышцы их шеи слабы и не натренированны. Поэтому в первые недели жизни голову ребенка нужно всегда поддерживать, что бы вы не делали - при купании, кормлении и других процедурах.

Начиная с трех полных недель жизни кроху можно начать выкладывать на животик, чтобы он постепенно научился управлять шейными мышцами. Благодаря рефлексу самосохранения малыш начинает приподнимать голову, правда, совсем немного. Если делать это понемногу и ежедневно, мышечные волокна станут укрепляться, а грудничок своевременно научится держать голову.

К полутора месяцам голову малыши уже умеют приподнимать, правда находясь в положении лежа на спинке. Угол подъема пока невелик - около 45 градусов, но это уже достижение. Еще через пару недель малыш делает попытки удерживать головку вертикально, но они еще достаточно неуверенные. Продолжайте подстраховывать его, чтобы не травмировать шейные позвонки.

Обычно к трем месяцам все груднички уже осваивают навык управления своим телом - лежа на кровати на спине или животе они уверенно поднимают голову и рассматривают все вокруг. В вертикальном положении трехмесячные детки тоже способны держать головку, но непродолжительное время, их мышцы шеи быстро устают, так что контроль родителей и поддержка все еще важны. А вот к 3,5-4 месяцам кроха уже уверенно вертит головой самостоятельно в любом положении и даже умеет поднимать всю верхнюю часть тела, если лежит на животике. А когда малыш научится сам сидеть?

Когда ребенок должен сидеть самостоятельно ?

Для многих родителей поводом для гордости служит тот факт, что кроха в 5 месяцев пытается сидеть. Но стоит ли торопить события? Согласно нормам, малыши способны сидеть с поддержкой, начиная с 6 месяцев своей жизни. Уже через месяц они умеют обходиться без поддержки в положении сидя, а к 8 месяцам полностью овладевают этим навыком и удерживают корпус в положении сидя уверенно и долго.

Стоит ли родителям "помогать" крохе сесть раньше, чем ему исполнится пол года ?

Однозначный ответ дают ортопеды - нет. В этом возрасте позвоночник ребенка еще слишком слаб и подвержен деформации. Другое дело, когда чадо развивается чуть быстрее остальных деток, отличается большей активностью. Некоторые детки сами садятся раньше, препятствовать этому не стоит, но и позволять сидеть более одного часа в сутки пятимесячному малышу тоже нельзя.

Педиатры и ортопеды рекомендуют деток в 6 месяцев не сажать, а присаживать, обеспечивая им хорошую поддержку спины, на непродолжительное время. В дальнейшем мышечные волокна спины окрепнут и окажутся способными удерживать позвоночник в правильном положении. Тогда поддержку можно убрать. Если ваш малыш в 7 месяцев не сидит, то и не торопите его, но нужно делать упражнения, а возможно, понадобится и массаж для укрепления мышц спины.

В каком возрасте ребенок ходит ?

Как и в случае с удержанием головки и умением сидеть, ходить дети начинают в разном возрасте - все индивидуально. Хотя и есть определенные нормы, по которым ориентируются педиатры и родители, первые шаги кроха может сделать, начиная, с 10 месяцев, и до 14-15 месяцев. В среднем, считается нормой, если ребенок в 11-13 месяцев самостоятельно пытается походить.

Как именно будет развиваться ваше чадо, зависит от многих факторов:

Наследственности;
-- комплекции тела;
-- активности;
-- общего состояния здоровья малыша.

Восьмимесячные крохи зачастую уже делают попытки вставать, держась за опору. Чаще всего мамы замечают это, когда ребенок играет в своей кроватке. Потом маленькие исследователи пытаются передвигаться из стороны в сторону, удерживаясь при помощи рук. Освоив такой способ передвижения, со временем они становятся увереннее, ходят, опираясь только на одну руку. Эти изменения свидетельствуют о хорошем развитии мышц ног. Вскоре после этого малыши делают первые шаги.

Иногда ребенок вроде бы и активен, но не спешит начинать ходить. Причиной этого может быть страх падения. Если неудачная попытка в жизни чада уже случалась при попытке ходить без поддержки, возможно, он просто боится упасть и удариться. Но не стоит переживать - малыш обязательно пойдет не в 12, так в 13 месяцев, когда почувствует себя увереннее. Детишкам, у которых действительно есть проблемы с мышечным тонусом, педиатры рекомендуют пройти курс укрепляющего массажа, после которого обычно дети начинают ходить.

Теперь вы понимаете, что время, когда ребенок начинает уверенно держать головку, сидеть и во столько-то месяцев ходить, - у всех разное. Никогда не сравнивайте своих чад с другими. Каждый развивается по-своему. Все что вы можете сделать, - это заниматься с малышом гимнастикой, начиная с самого раннего возраста. Обо всех своих опасениях сообщайте педиатру - в большинстве случаев они не имеют под собой оснований.



Рассказать друзьям