Как из ребёнка вырастить успешного человека? Как вырастить успешного ребенка. Японская технология

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Все родители без исключения хотят своего ребенка вырастить счастливым иуспешным человеком. Но для этого мамам и папам необходимо приложить немалые усилия.

И в данной ситуации фраза: «Проложенный путь, от задатков в детстве, ведет к талантам в будущем» Опираясь на науку и говоря простым языком: изначально в детстве всем даны задатки, которые заложены генетически.

Что такое «задатки »? Это врожденные, устойчивые психофизиологические особенности нашего тела и предпосылок психики.Развивая задатки, мы получаем способности. Отмечаем для себя: "врождённые устойчивые психофизиологические особенности". И что же с этим делать?

Как вырастить ребенка успешным человеком

Природа как бы заранее подготовила в маленьком человеке набор качеств анатомических, психических, развивая которые, в конкретно каждом растущем человеке будут проявляться его способности.

Что бы понять к каким видам деятельности склоняется ваш малыш, нужно понаблюдать, что ненаглядное чадо желает "творить", если ему никто не мешает, или с чьей-либо помощью.

Если вы хотите развивать способности и вырастить ребенка успешным человеком, важно обратить внимание на такой термин как: "сенситивный (чувствительный) период развития". Для каждого возраста он свой. Что это означает?

Сенситивный период развития

Всё очень просто: в каждом конкретном возрасте психика особо остро чувствительна к какой-либо деятельности, следовательно, при обучении, эта деятельность получает своё наилучшее развитие в психике.

Например: сенситивный период для развития речи - возраст до трёх лет. Наука предоставляет немало фактов, когда дети "Маугли", росшие до трёх лет с животными, так и не смогли овладеть человеческой речью, несмотря на немалые усилия специалистов, которые занимались с ними.

Общаться с детками важно всегда, не только посредством слов, но и жестов, мимики и прикосновений.

А как сделать так, что бы ваш малыш, имел правильную речь, чувствовал себя уверенно в беседах, или выступлениях на публике? В нашем веке высоких информационных технологий эти умения очень важны для хорошей карьеры и не только. И если, вы хотите вырастить ребенка успешным, то это нужно обязательно учитывать и предпринимать все возможное, чтобы малыш правильно развивался.

Во-первых, всегда умейте его выслушать. Этим вы формируете у него уверенность в себе, доверие к окружающим. В будущем, ваш успешный сынок или дочка благодаря этому правилу смогут с уверенностью выступать перед группой лиц, и его уверенность будет внушать доверие окружающим.

Казалось бы, мелочь. Но! Разговаривая правильно, вы изначально формируете правильность понимания речи. И пусть вас не смущает, что малыш не может пока полностью проговаривать слова, главное, не коверкайте их сами.

Даже если ваш сынок или дочка проговаривает только половину, будьте уверены: он (она) вас понимает. А через годик другой, вы начнёте получать моральные дивиденды, когда услышите его правильную речь.

Естественно, воспитатели и преподаватели будут приятно удивлены, что ваш ребенок излагает свои мысли правильно и понятно.

Как воспитывать ребенка, чтобы он вырос профессионалом, добился больших высот и стал успешным руководителем? Психолог Рэймонд Кэттелл, автор одной из наиболее влиятельных теорий личности, разработанных в психологии XX века, в 1954 году вывел уравнение потенциала руководителя. Это уравнение, полученное на основе изучения личностей военачальников, используется в настоящее время для определения черт, присущих успешному руководителю. К ним относятся следующие: уравновешенность, преобладание, энтузиазм, добросовестность, общественная активность, практичность, уверенность в себе, подверженность влиянию.

За 50 лет до этого Анри Файоль, французский горный инженер, один из основателей классической административной школы управления, определил основные черты, которыми должен обладать успешный менеджер. На первом месте, по его мнению, идут физические качества: здоровье, энергия, ловкость. На втором - умственные качества: способность понимать и учиться, суждение, умственная энергия и способность адаптироваться. На третьем - моральные качества: энергия, стойкость, готовность принимать ответственность, инициатива, лояльность, такт, достоинство. Также важны общее образование, специальное знание и опыт.

Несколько исследований, результаты которых были опубликованы в сборнике научных трудов Национальной Ассоциации ученых США, занимающихся проблемами подростков и молодежи (National Association of Sciences Teenagers), доказали, что люди, которые в подростковом возрасте считали себя счастливыми, зарабатывают в среднем на $8 000 больше тех, кто в юности чувствовал себя несчастным и был недоволен своей жизнью.

О чем стоит подумать современным родителям, которые стремятся вырастить благополучного и успешного человека, – в наших советах.

== Здоровье и энергия: формируйте правильные привычки ==

Правильное питание, здоровый режим дня, физические нагрузки и свежий воздух – со времен наших бабушек обязательные пункты программы не изменились, но суть их за последние годы была существенно скорректирована учеными и психологами. Помните, что именно то, к чему вы без насилия приучите малыша с раннего детства, и станет его образом жизни в дальнейшем. Среди моих знакомых есть много тех, кто никогда не ест, например, гречку или овсянку. Причина, как правило, одна – перекормили этим в детстве. Знаменитый педиатр Уильям Сирс, вместе с женой Мартой написавший несколько книг и вырастивший 8 детей, половина из которых также стали врачами, в своей книге «Здоровое питание для всей семьи» приводил такой пример. В их семье довольно часто на гарнир, вместо привычной картошки-фри и любимых всеми детьми макарон, подавали капусту брокколи. Дети ныли и воротили нос. Но оказавшись без родителей в детском лагере, пришли обедать и из всего разнообразия гарниров выбрали привычную брокколи. Формируйте правильные привычки и собственным примером в том числе. Если вы запиваете чипсы сладкой газировкой, не удивляйтесь, что ваши дети делают то же самое. Не перекармливайте детей. Последние исследования говорят о том, что существует связь между перееданием и снижением интеллектуальной активности. Журнал Obesity Reviews опубликовал результаты исследования, доказывающие, что переедание матери во время беременности ведет к снижению интеллекта плода. Следите за рационом вашего ребенка. Еще Ганс Юрген Айзенк, знаменитый британский психолог, автор IQ теста, занимавшийся биологическим направлением в психологии, доказал, что существенное влияние на повышение уровня интеллекта может оказать оптимизация рациона питания.
Интересно, что и умеренная физическая активность напрямую влияет на продуктивную работу головного мозга: во время выполнения упражнений улучшается кровоснабжение мозга, его нервные клетки активно обновляются, а сосуды укрепляются. Недаром создатель уникальной системы математических школ Андрей Колмогоров считал необходимыми слагаемыми для идеального образования классическую музыку, мужскую дружбу, математику, спорт, поэзию и обмен идеями. И сейчас в Москве еще работают легендарные школы, чудом сохранившие свои традиции. Моя дочь училась в одной из них – и физкультура там не менее важный, чем любой другой, предмет.

== Способность учиться и мыслить самостоятельно: уважайте право ребенка на ошибку ==

Самый простой способ воспитания, которым, к сожалению, пользуется большинство родителей – формирование системы запретов и поощрений за послушание. В этом случае от ребенка требуется слепое послушание, и такой ребенок для родителей очень удобен. Но малыш понимает, что таким образом он получает довольную маму, но не понимает сути: почему он должен делать то и не делать этого? И что будет, когда он столкнется с необходимостью решить проблему, а мамы рядом не будет? В Библии приводился такой пример: «Дай человеку рыбу, и он будет сыт один день, научи его ловить рыбу, и он будет сыт всегда». Не ленитесь разговаривать с детьми, задавайте вопросы, объясняйте, почему вы просите его что-то делать или не делать. Отвечайте на бесконечные вопросы, а если отвечать уже нет сил – возвращайте вопрос, и вы наверняка услышите что-то чрезвычайно интересное в ответ. Задавая вопросы по существу той или иной проблемы ребенку, и неважно, малыш он или подросток, вы учите его самостоятельно искать решения. Разбирать ситуации, подвергать сомнению утверждения и заявления других, размышлять вместе вслух – отличный способ выработать критическое мышление. При этом избегайте оценочных реакций – разве можно создать или придумать что-то новое, ни разу не ошибившись? Взрослые знают, что «не ошибается лишь тот, кто ничего не делает». Так почему мы не даем нашим детям права на ошибку? Обращали внимание, как ведут себя на прогулке родители самостоятельных детей? Они стоят в стороне, но готовы при необходимости оказаться рядом. Начав приучать малыша к самостоятельному мышлению, не изменяйте свой подход с течением времени. Выдающийся психолог Л.С. Выготский в своей знаменитой работе «Мышление и речь» особое внимание уделял развитию мышления в подростковом возрасте. Не относитесь с презрением и высокомерием к этим странным прыщавым созданиям, которые еще недавно были такими милыми крохами. Продолжайте разговаривать, помогите важнейшему процессу образования понятий, который ведет к высшей форме интеллектуальной деятельности.
Разговаривайте, направляйте, уважайте решения ваших детей. Отличный пример того, как добиться от ребенка выполнения необходимого, но при этом уважать его свободу выбора, привела Анна Измайлова, руководитель отдела маркетинга Стокгольмской Школы Экономики в России: «Один мой коллега, который настолько серьезно подошел к воспитанию дочки, что даже взял декретный отпуск вместо жены, говорил: «Дочь может выбирать, купаться ей с утенком или с Барби, но купаться придется в любом случае».
Джиа Коппола в интервью журналу Rolling Stone рассказывала, как важно для нее, представительницы одной из самых знаменитых кинодинастий, право на ошибку, которое уважают ее знаменитые родственники: «Я хочу учиться на ошибках, перестраивать себя и расти. Мои родственники создавали фильмы про подростков, которые я так люблю, и были бы рады дать мне совет, если я обращусь за помощью, но хотят, чтобы я сама развивалась. Они знают, что я и сама должна совершать ошибки».

== Уравновешенность: обсуждайте поступки и проступки ребенка без излишних эмоций ==

Почему психологическая устойчивость и уравновешенность так важна для успешного в будущем маленького человека? Уравновешенному человеку свойственно позитивное восприятие окружающего мира, что существенно расширяет границы возможностей для познания и творчества. Неуравновешенность, наоборот, сужает эти границы, человек всегда ожидает худшего развития событий, тревожится и беспокоится, тратя на это время и душевные силы. Интересны результаты исследования профессора Корнельского университета Карла Пилемера, опросившего 1500 человек в возрасте от 70 до 100 лет и старше. Результаты и анализ исследования легли в основу его книги «30 уроков для жизни: опробованные и правдивые советы от самых мудрых американцев», вышедшей в 2012 году.

В ходе исследования он спрашивал пожилых людей, в том числе, о чем они больше всего сожалеют. Самым большим сожалением опрошенные единодушно называли бессмысленную тревогу и потраченное на нее время.
Кроме того, умея управлять своими эмоциями, человек способен избегать конфликтных ситуаций, что, опять же, экономит время и силы. Лучший способ расшатать психику ребенка – устраивать скандалы в семье, бросаться из крайности в крайность: эмоционально отругать малыша и тут же расплакаться и броситься обнимать его и жалеть. Создайте благоприятную теплую атмосферу в своем доме, выстройте ровные отношения с ребенком, не заставляйте его нервничать и строить самые страшные предположения о том, почему вы, например, плакали – разговаривайте и объясняйте. Конечно, ваши объяснения должны соответствовать возрасту ребенка. Если малышу достаточно привести понятную ему причину (понятную потому, что он тоже по этому же поводу недавно плакал), то подростку можно рассказать о конфликте на работе, спросить, как он бы вышел из этой ситуации, рассказать, как сделали вы, – то есть превратить ваши слезы в повод для доверительного разговора по душам, который избавит его от подсознательного чувства вины, свойственного всем детям.

== Инициативность и энтузиазм: развивайте в ребенке интерес ==

Эти качества личности присущи детям, в которых развиты любознательность, интерес, упорство, радость от преодоленного препятствия. Чтобы развить в человеке интерес, нужно сначала понять, что ему нравится и расширять это поле за счет того, к чему этот интерес уже есть. Слушайте внимательно рассказы своего ребенка, и вы многое узнаете о его увлечениях. Интерес – лучшая мотивация. А вот такая мотивация как плата деньгами или конфетами – опасный путь в воспитании. Об этом знаменитый психолог Юлия Гиппенрейтер не устает повторять в своих интервью и писать в книгах: «Предположим, ребенок делает математику и, в конце концов, получает от вас конфету. Тем самым вы подчеркиваете: конфета – вот что главное. В результате смещается система ценностей, а ведь ваша задача как раз таки ее формировать. Истинная ценность – оптимизм, жизненная энергия – гаснет, когда мы даем ребенку «взятки» за то, что он делает».
Планируя расписание занятий для своих чад, старайтесь оставлять им свободное время. Плотный график лишает ребенка возможности просто играть, а игра необходима для гармоничного развития. В игре ребенок учится мыслить, принимать решения, становиться на позиции разных персонажей. Таская его по различным кружкам и студиям, вы лишаете ребенка возможности выбирать самому, чем бы заняться, убиваете его инициативу. Все хорошо в меру.
Анна Измайлова уверена, что мотивировать ребенка можно только с помощью радости, интереса и любопытства. «Меня очень рано научили читать - хотелось поскорее узнать, чем закончится сказка. И книги до сих пор занимают большую часть моей жизни и моей квартиры. Спасибо папе, который делал поход в «Дом Книги» неотъемлемой частью воскресной прогулки в центре города со стаканчиком мороженого и рассказами об истории зданий и царских династий. До сих пор у меня сохранилась привычка покупать книги, хотя я уже и не успеваю их все читать».
Дарья Лялина, генеральный директор и SVOY.ru, уверена, что главное в воспитании детей – отсутствие насилия, интерес к ребенку и личный пример: «Не нужно навязывать детям никаких хобби и кружков через силу. И, конечно, никакого соревнования с другими детьми. «Мой ребенок в три года начал читать, а в пять пошел в первый класс» – это, как правило, нужно только родителям для удовлетворения каких-то своих амбиций, для детей это зачастую перегруз и даже травма».
«Чтобы раскрыть потенциал человека, - говорит Виктория Козьмина, директор по развитию бизнеса Hays в России, - нужно с самого раннего детства позволять ребенку быть тем, кем он уже является. Поддерживайте инициативы и идеи детей, а также избегайте постановки недостижимых целей. Этих принципов всегда придерживались мои родители, а сейчас им следую я».

== Добросовестность и ответственность: определите круг обязанностей ребенка и отмените пошаговый контроль ==

У ребенка должны быть свои обязанности в доме, и они должны быть только на нем. При этом важно дать ребенку свободу, не контролировать каждый его шаг. Выражайте одобрение того, как он справился с тем или иным заданием, но не только восторгаясь и восклицая, а также спрашивая, например: «Как у тебя вот это получилось так аккуратно?», или «Это было сложно сделать, у меня бы точно не получилось».
Приучить ребенка к регулярному выполнению своих обязанностей непросто. Приведу здесь небольшую иллюстрацию из книги психотерапевта и основоположника нейролингвистического программирования Милтона Эриксона «Мой голос останется с вами». Роберт, сын ученого, выразил желание выносить мусор. «Он вынес мусор в понедельник, во вторник, но в среду забыл это сделать. В четверг я ему напомнил, и он вынес мусор, но забыл это сделать в пятницу и в субботу. Поэтому в субботу я дал ему возможность как можно больше поиграть в активные игры, которые ему очень понравились, но от которых он устал. И затем, в качестве особого исключения, я позволил ему лечь спать так поздно, как он пожелает. Я проснулся в три часа ночи и разбудил Роберта и очень извинялся за то, что забыл ему напомнить вынести мусор. Не сделает ли он этого сейчас? И вот, с большой неохотой Роберт оделся. Я еще раз извинился за то, что не напомнил ему, и он понес мусор. Вот он вернулся, разделся, надел пижаму и забрался в кровать. Я был уверен, что он крепко спит. Я снова разбудил его. На этот раз я извинялся еще больше. Я сказал ему, что сам не понимаю, как это мы просмотрели мусор в кухне. Не оденется ли он снова и не вынесет ли этот мусор? Он выбросил его в мусорный ящик у дороги. Он шел обратно, глубоко задумавшись, и уже дошел до крыльца. Вдруг он рванулся обратно на дорогу к мусорному ящику, чтобы убедиться, что крышка на нем хорошо закрыта. Войдя в дом, он остановился и окинул взглядом кухню, прежде чем снова лечь в постель. А я все еще продолжал извиняться. Он лег спать и уже больше никогда не забывал выносить мусор».

== Уверенность в себе: формируйте у ребенка адекватную самооценку ==

Оценка, которую дают ребенку окружающие, определяет его самооценку. Умение объективно оценивать самого себя развивается в процессе общения со взрослыми и со сверстниками. Самооценка может сформироваться как адекватной (реальной), так и неадекватной – завышенной или заниженной. Человек с адекватной самооценкой, как правило, самокритичен и требователен к себе, уверен в своих силах. Неадекватная самооценка может привести к искажению уровня притязаний, к общей конфликтности человека с окружающей действительностью. Оценивая действия или результат работы ребенка, важно избегать излишних эмоций и обязательно объяснять ему, почему вы считаете именно так.
Александр Сазерленд Нилл, знаменитый педагог, известный как защитник личной свободы ребенка, основал школу Саммерхилл, которая следует его образовательной философии по сей день. Ученики этой школы всегда отличались от учеников других школ уверенностью в себе и самоуважением. Нилл писал: «Все упирается в веру в ребенка. У некоторых она есть, у большинства - нет. И если у вас нет такой веры, дети это чувствуют. Они чувствуют, что ваша любовь не слишком глубока, потому что иначе вы доверяли бы им больше. Если вы принимаете детей, вы можете говорить с ними о чем угодно и обо всем, потому что сам факт приятия снимает большинство запретов».

== Открытость, жизнерадостность, достоинство: любите и уважайте своего ребенка ==

Есть такая притча: Идя по дороге, путник встретил людей, обтесывавших камни. Он заметил, что один из них был явно несчастлив, печален, тяжело вздыхал. Другой, напротив, казался счастливым. Он пел, смеялся.
Путник задал вопрос несчастному: «Что ты делаешь?»
- Я обтесываю камни, - ответил несчастный.
- А что делаешь ты? - обратился путник к счастливому.
- О, я строю храм! - гордо ответил счастливый.
Как вырастить человека, обладающего позитивным мышлением? Приведу еще кусок из книги А.С. Нилла «Саммерхилл – воспитание свободой»: «Счастье и благополучие детей зависят от степени любви и поддержки, которые они от нас получают. Мы обязаны быть на стороне ребенка. А это значит: давать ему свою любовь, но не собственническую и не сентиментальную. Следует вести себя по отношению к ребенку так, чтобы он чувствовал: вы любите и одобряете его. Это возможно. Я знаю множество родителей, принявших сторону своих детей, ничего не требующих взамен и в результате получающих очень многое. Они понимают, что дети - это не маленькие взрослые. Когда десятилетний сын пишет домой: «Дорогая мамочка! Пожалуйста, пришли мне десять шиллингов. Надеюсь, что у вас все хорошо, привет папе», - родители улыбаются, понимая, что именно такими словами изъясняется десятилетний ребенок, если он искренен и не боится быть откровенным. Родители другого типа, неправильные, вздыхают над подобным письмом и думают: эгоистичное создание, вечно чего-то просит».
Открытость во многом зависит от заложенного природой типа личности ребенка. Но независимо от того, интроверт ваш малыш или экстраверт, вовлекайте его в позитивное общение: собирайте дома компании доброжелательных людей, умеющих общаться с удовольствием.
Достоинство можно воспитать только уважением – не унижайте ребенка ни словами, ни физическими наказаниями. Никогда малыш не должен слышать брани в свой адрес. Только дома, в кругу самых близких и любимых людей, ребенок получает чувство собственного достоинства, осознавая, что его уважают и с ним считаются, верят в него. И тогда в будущем, с какими бы ситуациями он ни столкнулся, он легко и с достоинством выйдет из них.

В результате которого выработали несколько стратегий того, как можно вырастить ребенка по-настоящему хорошим человеком.

Предлагаем вам 6 главных шагов к воспитанию ребенка добрым и отзывчивым человеком.

1. Научите детей управлять их эмоциями

С такими чувствами, как агрессия, злость или грусть иногда тяжело справиться даже взрослому человеку, а для ребенка они могут быть просто непреодолимыми. Объясните ребенку, как распознать эти эмоции, а также как реагировать на их проявление со стороны других людей. Обучите их здоровым стратегиям (их можно посмотреть ), как справляться со стрессом, болью и разочарованием. Установите жесткие границы, если речь заходит о деструктивном поведении из-за этих сложных эмоций. Научите ребенка, как можно себя успокоить, а также практикуйте разные способы решения конфликтов.

2. Говорите с детьми об этике, ответственности и их роль в группе и обществе

Большинство детей очень заинтересованы в разговорах на тему морали, и это можно использовать для воспитания их хорошими людьми. Обсуждайте с ними этические вопросы, которые поднимаются на телевидении и в интернете. Спросите ребенка, в каком мире он хотел бы жить, и что он может сделать для того, чтобы мир стал таким. Поддерживайте в нем идеи волонтерства и другие подобные порывы, кроме того, демонстрируйте хороший пример собственным поведением, найдите место, где вы можете заниматься волонтерством вместе.

3. Расширяйте мир вашего ребенка

Дети демонстрируют естественное сочувствие своим друзьям и членам семей. Расширьте круг их интересов на большее количество людей. Попросите ребенка представить, каково это быть новым учеником в классе или переехать в другой город. Расскажите, как много может значить для новичка в классе, если ваш ребенок пригласит его поиграть или в гости. Можно также обсудить глобальные вопросы — как можно решить проблему детей, которым не хватает еды или у которых нет жилья.

4. Попрактикуйте благодарность дома

У вашего ребенка может быть список благодарности, в письменной форме или просто в уме. Можно попрактиковать ежедневные разговоры за обеденным столом, когда каждый высказывает, за что он благодарен миру, Богу, родителям, друзьям и т. д. Научите ребенка, что проявлять благодарность словами или действиями — это правильно и хорошо. К примеру, благодарность бабушке можно выразить, помогая ей испечь печенье или нарисовав ей рисунок.

5. Установите и придерживайтесь этических стандартов

Установите четкие и ясные этические нормы поведения в вашей семье, объясните их ребенку, постоянно повторяйте и сами их придерживайтесь. Речь идет о поведении, о манере разговора, о сдерживании обещаний и т. п. Можно попросить учителей в школе, чтобы они также подчеркивали важность этих форм поведения. Но при этом очень важно, чтобы родители и близкое окружение ребенка их тоже придерживались.

6. Проводите время с детьми, чтобы лучше их узнать

Если все ваше общение с детьми будет сводиться к их дисциплинированию, то у вас не получится быть эффективным воспитателем и хорошим родителем. Общайтесь с детьми, задавайте им открытые вопросы об их интересах и друзьях. Делайте вместе что-то веселое, рисуйте или занимайтесь спортом. Дети, которые имеют постоянное общение с родителями, чувствуют себя более уверенными, открытыми и добрыми.

Каждый родитель любит своего ребёнка и желает ему самого лучшего, радуется его успехам. Именно поэтому мы с такой радостью рассказываем друзьям о том, что ребёнок занял 1-ое место на школьной олимпиаде по английскому, написал сочинение на 5, закончил четверть без 3-ек. Однако, значат ли такие победы, что ребёнок растёт успешным, а главное счастливым?

Ведь зачастую отличники учатся на 5-ки просто потому, что «так надо». Многие даже не до конца понимают, зачем они участвуют в олимпиаде по математике, и почему 4-ку по химии нужно непременно исправить на 5. Срабатывают механизмы, заложенные взрослыми «ты должен хорошо учиться», боязнь разочаровать родителей. Взрослые считают, что если ребёнок закончит школу с золотой медалью, поступит в престижный вуз, то он непременно найдет хорошую работу и станет успешным. Но счастлив ли сам ребёнок от этого? Или всё это время он хотел стать художником, музыкантом или спортсменом?

Юлия Гиппенрейтер - профессор МГУ, доктор психологических наук и автор учебных пособий по психологии.

Детский психолог Юлия Гиппенрейтер говорит о том, что материальное и эмоциональное благополучие - это разные вещи. «Может быть, счастливый человек не очень высоко социально или финансово взобравшийся? Может. И тут приходится думать, на какие педали надо нажимать в воспитании ребёнка, чтобы он вырос счастливым».

По словам Юлии, дети рождаются с потенциалом к такой жизни и задача родителей помочь ребёнку, не навязывая свою жизненную модель. «У детей есть жизненная сила, творческая сила. <…> И вот если нарисовать кривую развития человека, то вначале она круто идёт вверх, потом замедляется, может остановиться и даже падает вниз. Для того чтобы кривая жизни росла вверх и во взрослом возрасте, нужно в самом начале поддерживать живые силы ребёнка. Давать ему свободу развиться».

«Ребёнок хочет всюду залезть, что-то сломать, что-то разбить, что-то бросить, в чём-то испачкаться, залезть в лужу и так далее. В этих пробах, в этих всех стремлениях он развивается, они необходимы. Самое печальное, что это может угасать. Угасает любознательность, если ребёнку говорят не задавать глупых вопросов: „Вырастешь - узнаёшь“. Ещё можно говорить: „хватит тебе дурацкими делами заниматься“».

Чтобы избежать такого «угасания», позвольте ребёнку заниматься тем, что ему действительно интересно. Если сейчас он всерьёз намерен стать футболистом или художником, не отговаривайте его. Аргументы вроде «На этом много не заработаешь! Знаешь сколько таких желающих так ничего и не добились? Лучше бы учился!» не подействуют, зато лишат вашей поддержки. Ребёнок скорее всего просто не захочет больше обсуждать с вами свои планы, что безусловно скажется на отношениях в семье. Да, конечно, учёба важна, но позвольте ему развиваться и в других, интересных ему, сферах.

Есть и другая крайность. Многие родители, обеспокоенные развитием своих детей, дают им совсем не то, что им нужно в данный момент. Например, многие современные родители хотят, чтобы их ребёнок изучал английский язык уже с 3-4-ёх лет, считал до 100, знал всю таблицу умножения, ходил на секцию по карате и т.д., в то время как сам дошкольник хочет беззаботно шлёпать по лужам и не видит ровно никакого смысла учить что-либо.

Юлия Гиппенрейтер призывает родителей очень внимательно и осторожно подходить к вопросам раннего развития детей. «Сейчас стали распространяться методики раннего развития, раннего чтения, ранней подготовки к школе. Но дети должны до школы играть!».

По словам психолога, нужно не только дать ребёнку возможность играть, нужно уметь не вмешиваться в этот процесс! Здесь Гиппенрейтер вспоминает рекомендации Марии Монтессори, автора собственной педагогической методики. «Монтессори говорила: не вмешивайтесь, когда ребёнок чем-то занимается, дайте ему это делать, не перехватывайте у него ничего - никакое действие, ни завязывание шнурков, ни карабканье на стульчик. Не подсказывайте ему, не критикуйте, эти поправки убивают желание что-то делать. Дайте ребёнку повозиться самому. Должно быть огромное уважение к ребёнку, его пробам, его усилиям». Торопиться поправлять ребёнка и делать что-то за него не нужно - раздумья и самостоятельные попытки для дошколят важнее правильных ответов.

«Наш знакомый математик вел кружок с дошкольниками и задал им вопрос: чего больше в мире, четырехугольников, квадратов или прямоугольников? Понятно, что четырехугольников больше, прямоугольников меньше, а квадратов еще меньше. Ребята 4-5 лет все хором сказали, что квадратов больше. Педагог поухмылялся, дал им время подумать и оставил в покое. Через полтора года, в возрасте 6-ти лет его сын (он посещал кружок) сказал: «Пап, мы тогда неверно ответили, четырехугольников больше». Вопросы важнее ответов. Не торопитесь давать ответы, не торопитесь за ребенка ничего делать.» - говорит Юлия.

Если вы хотите пробудить в ребёнке интерес к учёбе, не пользуйтесь аргументами вроде: «Не будешь учиться – станешь дворником». Для школьников младших классов подойдут вопросы: «А ты знаешь, откуда в кране вода?» или «Знаешь, как посчитать, сколько пачек мороженого может поместиться в наш холодильник?».

Если речь идёт об учениках постарше и ребёнок больше увлечён своим хобби, чем школьной программой, не критикуйте его выбор. Лучше вместе порассуждайте, зачем футболисту может потребоваться знание физики и биологии? Возможно в будущем он станет тренером! Или как его талант в рисовании может помочь ему стать дизайнером или архитектором, а для последнего хорошо бы ещё знать геометрию и т.д.

Выходит, для того, чтобы вырастить счастливого и успешного ребёнка, родителям необходимо всего лишь дать ему свободу выбора и поддерживать его на выбранном пути!

Как утверждает Юлия Гиппенрейтер, непременного категоричного вмешательства требуют только те ситуации, в которых речь идет о сохранности жизни ребёнка. Чем старше он становится, тем больше ему нужно разрешать делать самому.

Статья подготовлена по материалам портала pravmuir.ru

blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Все мамы хотят, чтоб их дети были успешными.

Какую же модель воспитания выбрать, чтоб малыш рос уверенным в себе? Разобраться в этом вопросе нам поможет психолог Анастасия Пономаренко .

Моя трехлетняя крестница пытается самостоятельно открыть пакетик с кефиром. Пыхтит, краснеет, но помощи не просит. Конечно, стулья и стол забрызганы кефирными каплями, пальцы липкие, на платье белые пятна. Наконец — ура, бамц! - пакетик открыт, и с шумом падает на пол. Упал удачно, расплескалась только половина. Ее мама, улыбаясь, быстро вытерла кефирные лужи, вылила оставшийся кефир в чашку, дочку: «Молодец, ты сама сегодня открыла пакет! А в следующий раз сделаешь это еще лучше».

Расправившись с кефиром, малышка убежала играть в полной уверенности, что она умница, у нее все получается, инициатива поощряется, самостоятельность — это здорово, и вообще: жизнь удалась!

К сожалению, такие истории — редкость . Чаще всего родители, при попытках сделать что-нибудь самостоятельно, говорят: «Дай сюда, я сделаю это лучше. Посмотри, придется переделывать. Ты неумеха...».

«Почему переделывать? Почему неумеха?»- ребенок искренне этого не понимает.

Особенность возраста трех лет — формирование установки «Я могу все сделать сам, я уже взрослый ». Вы, наверно, замечали, что именно в этом возрасте ребенку нужны те же предметы, которыми активно пользуются взрослые: папин молоток, мамины крышки для консервирования. Именно в возрасте трех лет, через игру, помогая консервировать огурцы или подметать пол, маленький человек закладывает будущее собственного поведения, коммуникативных навыков.

А какой посыл получает ребенок, если ему не дают проявлять самостоятельность? Если взрослые демонстративно переделывают то, что он сам сделал с таким трудом, да еще и ругают его за это? Малыш понимает, что если сделает что-то сам, то мама может рассердиться .

Для ребенка рассерженные родители — крушение мира, и он из чувства самосохранения будет сидеть тихо, боясь проявить инициативу. И в голове формируется рефлекс: не высовывайся, тогда тебя будут любить и уважать. Не проявляй инициативу, и все будет хорошо!

Чем подобная установка может обернуться в дальнейшем ? Человек будет стараться устроиться на комфортную, но малооплачиваемую работу — просто из соображений безопасности. Чтобы никакой ответственности, а значит, и вероятность наказания минимальна. Будет бояться карьерного роста, новых проектов. Такой работник никогда не проявит инициативы, не пойдет на риск. На любых переговорах будет проигрывать, так как детская установка «сиди тихо, и тобой будут довольны» не позволит ему отстаивать свои .

Самое интересное, что у такого человека может быть прекрасное образование, он может знать несколько иностранных языков и быть очень грамотным специалистом. Только вот «сливки» будут снимать другие - начальник, более активные коллеги. Все его замечательные идеи будут выдаваться за свои другими людьми, которые не боятся не понравиться. И даже в крупной компании можно просидеть пятым менеджером у шестой батареи всю жизнь.

А вы тем временем будете стареть, и сумма приближающийся пенсии будет пугать вас все сильнее. Конечно, вы дали своему ребенку прекрасное образование, понимая, что «дети - наш будущий пенсионный фонд ». И пора бы ему уже начинать зарабатывать столько, чтобы хватало и ему, и вам. А он почему-то не делает карьеру, и зарплата его такая же, как и после института.

Вы уже забыли, как выглядели испачканные стулья, не помните цвета ковра, который был испачкан пролившимся кефиром, вылетели из головы тарелки, которые ребенок разбил, когда мыл посуду. Вернее, попытался помыть, а вы его отправили из кухни со словами: «иди, я сама, а то все перебьешь». Вы забыли, а его подсознание - нет . Как говорится, получите- распишитесь.

Вывод напрашивается очень простой : своего ребенка, особенно в возрасте от 3-х лет. Пусть максимально все, что он может сделать сам - делает. Хвалите за инициативу, подбадривайте, если что-то не получилось. Ваша помощь должна быть достаточной, но никогда избыточной. Проявите терпение . Да, собираться на прогулку вы будете дольше, ведь он сам завязывает шнурки, и делает это долго. Но игра стоит свеч.

И, ради Бога, не обращайте внимания на разбитые чашки и испачканную мебель. Если ваш ребенок вырастет активным и самостоятельным, он купит вам новую, еще лучше прежней. Я Вам этого искренне желаю.



Рассказать друзьям