Институт семьи в ссср.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Е.В. Алфеева, М.В. Селиванова Курганский государственный университет, г.Курган, Россия

ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СОВЕТСКОЙ И СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ

Аннотация: В статье рассматриваются особенности представлений о семье современной и советской. Выявлены статистически достоверные различия в представлениях взрослых людей о семейном быте, укладе, конфликтных ситуациях в семейной жизни. Представлен образ идеальной жены и идеального мужа, различия в функциях мужчины и женщины в семье. Особый интерес для педагогов представляют выявленные особенности в воспитательных подходах в разные периоды жизни семьи.

Ключевые слова: советская семья, современная семья, семейные функции, семейные роли, семейное воспитание.

E. V. Alfeeva, M. V. Selivanova, Kurgan State University, Kurgan, Rossia

STUDY OF THE NOTION OF SOVIET AND MODERN FAMILY

Abstract: The article considers the peculiarities of the notions of modern and soviet family. It defines statistically valid differences in envisaging a family household, patterns of family life, conflict situations. It describes the images of an ideal wife and an ideal husband, functional distinctions between men and women in the family. The identified peculiarities in character building approaches at different periods of family life. are of a special interest for educationalists

Keywords: the Soviet family, a modern family, family functions, family roles, family education.

Интерес к семье как к важнейшему из социальных институтов, с которым сталкивается каждый человек, всегда был очень высок. Некоторых интересуют философские аспекты, другие хотят получить ответы на свои насущные «житейские» вопросы о том, как строить отношения в семье, что значит «быть хорошим семьянином», как воспитывать детей. Практически всех интересует вопрос о том, что является незыблемой основой семьи, почему семья продолжает существовать несмотря на все трудности и проблемы?

Что же касается научных исследований в данной области, то преимуществом обладают социологические и социально-экономические методы. Первые изучают факторы, влияющие на изменения в структуре, составе, образе жизни и социальном статусе семей, рассматривают различные возрастные характеристики. Вторые исследуют факторы экономического состояния современной семьи.

Все эти исследования, безусловно, необходимы и полезны для комплексного обзора современного состояния российской семьи, но они недостаточны. Ведь желание создать семью и иметь детей не может прогнозироваться только лишь политическими, экономическими или социальными механизмами. Здесь велика роль отношения к семейной жизни самого человека - гражданина, члена общества, личности. Поэтому без выявления и объяснения психологических причин и механизмов со-

здания или отсутствия семьи образ проблемы будет неполным.

Представления с нашей точки зрения наиболее интересны, так как они являются «отправной точкой» действия и поведения в целом. Имея представление о явлении вообще, можно сформировать собственный образ и определить свои критерии для субъективной оценки существующей реальности, то есть отношение к результату своей деятельности. Опираясь на эту субъективную оценку, определить насколько ты лично счастлив в семейной жизни.

Кроме того, в нашем обществе существуют стойкие стереотипы, что раньше, в советский период, семьи были более крепкими, дружными и счастливыми. Именно поэтому нам стало интересно посмотреть и понять то, как взрослые люди представляют себе особенности отношений в современных семьях и семьях советского периода. Для инструкций в исследовании мы использовали следующие определения. Советская семья - неэтническая семья в стабильный послевоенный период советского общества (50-80-е гг.) Современная семья - неэтническая семья, складывающаяся в современной России с конца 90-х гг. в послеперестроеч-ном пространстве.

При разработке данной проблемы мы опирались на научные подходы С.Л.Рубинштейна, Б.М.Теплова. Психологический анализ исторического становления советской семьи представлен в работах В.Н. Дружинина. А.Г.Харчев приводит результаты социологических исследований различных аспектов советской семьи. Вопросы развития современной семьи подробно рассматриваются в исследованиях А.П.Ощепковой, представляющих культурологический взгляд на современную семью, а также в работах В.М.Целуйко, посвящённых психологическому анализу современного состояния семьи.

В своем исследовании мы оттолкнулись от понимания представления как воспроизведенного образа предмета, основывающегося на нашем прошлом опыте . Сюда относятся представления памяти и воображения.

Представления памяти: воспоминания о каком-либо определенном явлении, наблюдавшемся нами раньше; в нашем исследовании это воспоминания о реальных событиях из жизни испытуемых, воспоминания о родственниках, а также о том, что говорили значимые для человека лица (учителя, родители, герои фильмов и книг) в той или иной реальной ситуации.

Представления воображения: построены из представлений, почерпнутых из нашего предшествующего опыта, однако конкретной ситуации, которая возникает в сознании при их сочетании, никогда не было в восприятии раньше. В нашем исследовании это факты домысливания, интерпретации (например, объяснения детских воспоминаний с взрослой позиции теперь, в настоящем), а также характер самой задачи построения обобщённого образа семьи.

Исследование проводилось в 2009-2010 гг., в нём принимали участие 100 человек, выборку составили 60 женщин (средний возраст 27 лет) и 40 мужчин (средний возраст 29 лет).

Для того чтобы получить более объёмные образы советской и современной семьи, мы использовали методику «Незаконченные предложения», где испытуемым предлагалось продолжить предложения с заданной те-

матикой, будь то образ мужа и жены, вопросы воспитания и социального благополучия в советской и современной семье. Методика была обработана с помощью контент-анализа ответов испытуемых, ответы которых отличались наибольшей полнотой и развёрнутостью. В описании результатов в скобках приведено количество испытуемых из 100 опрошенных.

Как отмечает большинство испытуемых, советская семья - это общественный институт, ячейка общества (35), также дается положительная оценка советской семьи: она отличается крепостью, дружностью (27). 22 испытуемых перечисляют членов семьи. Небольшое количество испытуемых обращают внимание на главенство мужа в советской семье, неравенство (8); подчёркивают обязательность официального брака (4), а также делают акцент на том, что советская семья - это семья своей эпохи, т.е. образ прошлого (10). Современную семью большинство испытуемых определяют через совокупность её членов - 33 человека из 100 говорят о составе семьи, многие испытуемые (преимущественно мужчины) и в современной семье подчёркивают значение слова «семья», говорят о сплочённости, о семье как ячейке общества (22). По 11 ответов набрали определения современной семьи с точки зрения взаимоотношений и как выражение движения в будущее. В небольших количествах представлены такие определения современной семьи, как «союз» (9), «счастливая семья» (7), «равенство» (5).

При исследовании представлений о причинах создания семьи в советское время и сейчас мы получили следующие различия. Причиной создания советской семьи испытуемые видят в первую очередь желание иметь детей (59), социальный мотив, т.е. «создать ячейку общества», «быть как все» (31) и любовь (8). В современное время на первом месте причиной создания семьи по-прежнему является желание иметь детей (24), по 20 ответов набрали такие причины, как любовь и желание быть вместе, 15 испытуемых отмечают, что браки могут заключаться по расчёту, а 11 испытуемых обращают внимание на «вынужденность» и случайность современных браков.

Главой семьи в советское время по представлениям испытуемых в подавляющем большинстве признаётся муж (58) либо мужчина (32). В современной семье лидирует по-прежнему муж (36) либо мужчина (16), но присутствуют и другие варианты: жена (17) либо женщина (10), муж и жена (18), «тот, кто больше подходит» (13).

В представлениях о советской семье главной обязанностью мужа было заботиться о семье и обеспечивать её (28), работать и зарабатывать (27), быть главой семьи (12). Несколько испытуемых в своих представлениях отражают штамп о доме, дереве и сыне (8). Долг современного мужа в представлениях опрошенных - обеспечить семью (56), любить жену и заботиться о ней (19), зарабатывать деньги (17). Кроме того, в обязанности современного мужа входит забота о детях, отцовство (14) и верность (4).

Образ идеального мужа в советское время: трудолюбивый, активный, работающий (49), надёжный, семьянин, глава семьи (37), без вредных привычек (13), коммунист (7), положительный человек (7). Современный образ идеального мужа сочетает в себе характеристики мужественного, обеспеченного, добытчика (67), заботливого семьянина (32), ум, образование (15), отсутствие вредных привычек (15), а также наличие моральных качеств, верность (7).

Представления испытуемых о том, какой должна быть советская жена, включают следующие качества:

жена должна быть заботливой, хозяйкой дома (44), должна быть матерью (23), порядочной, честной, покорной (20), а также работающей, общественно активной (20). Современная жена должна получить образование, построить карьеру (25), хранить очаг, уют (22), должна всё уметь и успевать (20), должна быть верной, понимающей, любящей мужа (14), внешне привлекательной (10). Всего 4 испытуемых отмечают, что современная жена должна быть матерью.

Идеальный образ советской жены базируется на таких её качествах, как активность, трудолюбие, умелость и хозяйственность (45), большое значение имеет характеристика её как матери - доброта, заботливость, аккуратность (25), как супруги - порядочность, уважение к мужу, верность (25). 15 человек за идеалом советской жены видят домохозяйку, 11 выделяют такие качества, как тихий нрав, покорность, спокойствие, 10 человек отмечают, что идеальная советская жена красива, привлекательна. Образ идеальной современной жены имеет схожие категории, но вес их отличается от советской. На первом месте материнские качества - доброта, заботливость, функции матери. На втором месте характеристики жены как женщины - ухоженная, красивая, любящая (34). На третьем месте, с одной стороны, активность в работе (26), а с другой, такие качества, как верность и привязанность к дому (25). Наконец, идеальная жена умная и образованная (считают 20 человек из 100). 7 человек мудро отметили, что идеальная современная жена «всё умеет и всё успевает».

Образ счастливой советской семьи включает совместную деятельность членов семьи (27), характеризуется большим составом семьи (14), отмечается идеальность такого явления (12). Современная счастливая семья представляется испытуемым как любящая, благополучная и идеальная (41), полная, живущая вместе (27), проживающая в достатке (26).

Разнятся представления о составляющих счастливой супружеской жизни в советской и современной семье. В советской семье счастливый брак зависит в первую очередь от взаимоотношений, понимания и любви (28), причём 20 испытуемых считают, что счастье в браке зависит от обоих супругов, 13 - в большей степени от мужа, 7 - от жены. Также на счастье в советской семье влияют достаток, материальная обеспеченность (10), государство и общество (6). Счастливое супружество в современной семье в представлении опрошенных строится на взаимопонимании и любви (45), зависит от стараний обоих супругов (32) и от материальной обеспеченности (23).

Причинами конфликтов в представлении респондентов в советской семье могли стать непонимание и мелочи (30), проблемы финансового (17) и бытового (15) характера, алкоголизм (10), измена (4), причём в 21 ответе «вина» перекладывается на партнёра. В современной семье в большинстве ответов отмечаются финансовые проблемы как причины конфликтов (42), мелочи и непонимание (23), ревность (9), алкоголизм (8) и бытовые неурядицы (6). 17 испытуемых подчёркивают, что конфликты происходят часто.

Оценивая свои представления о сексуальных отношениях супругов в советской семье, испытуемые считают, что сексуальные отношения отличались скромностью, не афишировались (23), являлись нормой (19), были «под запретом» (12), инициировались мужем (9). В образе современной семьи сексуальные отношения супругов проявляются активно, разнообразны (26), происходят чаще (18), свободно проявляются (13) и инициатива исходит от обоих супругов (7).

Разнятся представления испытуемых о детях в советских и современных семьях. Дети в советской семье воспитанные, послушные, уважительные (39), ответственные, активные, целеустремлённые (20), воспитанные в духе социализма (14), счастливы (10). Небольшое количество испытуемых отмечают строгость воспитания, многодетность. Дети в современных семьях, по мнению опрошенных, имеют плохое воспитание, избалованы (32), но более развиты, много знают (24). По 11 ответов набрали положительные и отрицательные характеристики современных детей. Также испытуемые выделяют современность, «продвинутость» детей (9), отмечают, что их стало меньше (7).

Что касается характеристики родителей, то нами были получены следующие ответы. В советское время в представлениях испытуемых родители были строгие (20), заботились о детях (14), являлись примером для них (12). 11 испытуемых дают положительную оценку советским родителям, а 9 отмечают особое внимание советских родителей к воспитанию детей. Современным родителям также в большинстве случаев дают положительные характеристики (24), однако 21 испытуемый отмечает особый долг родителей перед детьми (родители «должны»), а 18 испытуемых говорят о большой занятости современных родителей, которая не позволяет уделять много внимания воспитанию детей. Кроме того, некоторые испытуемые дают отрицательную оценку современным родителям (5).

При сравнении особенностей воспитания выяснилось, что воспитание в советской семье в представлениях имеет неоднозначный характер: 21 ответ из 100 за то, что воспитание было хорошим, 13 считают, что раньше хуже воспитывали. Некоторые подчёркивают «обез-личенность» советского воспитания (10). Что касается представлений о воспитании в современной семье, то многие ставят в вину родителям вседозволенность (36) и то, что детям уделяется мало времени и внимания (28). Также испытуемые отмечали, что на качество воспитания в современной семье влияет отсутствие понимания в семье (9) и лишняя информация, действующая на ребёнка (4).

Активная советская семья, по мнению испытуемых, занималась спортом, активным отдыхом (19), вместе отдыхала (14) и проявляла общественную активность (14). Активность современной семьи, прежде всего, проявляется в отношениях, в воспитании детей, в совместном отдыхе (21), а также в работе и учёбе (17), спорте (8), общественной активности, участии в праздниках (8).

Отдых советской семьи представляется испытуемым достаточно разнообразным, это и отдых в пансионатах, санаториях, на курортах (22), и на даче, на природе (22), на юге, на море (15), в пределах страны (10). 19 человек отмечают, что отдыхали в советское время обязательно все вместе, а 8 человек считают, что отдых был доступнее, а потому чаще. Отдых современной семьи в представлениях опрошенных - за границей (27), на даче, на природе (26), на юге, на море, на курорте (19). Кроме того, отдых зависит от материальной обеспеченности семьи (9). 11 испытуемых считают, что современная семья редко отдыхает вместе, 8, напротив, отмечают, что на отдых собираются все вместе, с семьёй и друзьями.

Материальная обеспеченность советской семьи в представлениях испытуемых строится на заработке (21), однако 30 человек считают, что она зависит от мужа, 21 - от обоих супругов, 8 - от государства, государственного банка. В современной семье материальная обеспеченность зависит от обоих супругов (27), от

жены (6), от мужа (10), строится на заработке (12) и других источниках, например, помощи родителей (4). Кроме того, 11 испытуемых отметили, что обеспеченность в современной семье очень важна, 10 оценили материальное состояние современной семьи как плохое, а 9 - как хорошее.

Представления о гражданском браке (сожительстве) в советской семьях таковы: лишь 7 опрошеных считают, что сожительство было нормальным явлением, подавляющее большинство говорят о том, что сожительство плохо воспринималось, считалось позором (65). В представлениях о современной семье всё наоборот: большинство считает сожительство обычным делом (57), частым явлением (10) и даже даёт ему положительную оценку (11).

Развод в советской семье по представлениям опрошенных был редким явлением (17) и морально осуждался (позор - 17, отрицательное явление - 10, осуждался -15), был затруднён и запрещён (10). Кроме того, 7 человек отметили, что развод воспринимался как трагедия, крах. В представлениях о современной семье развод -обычное дело, воспринимается нормально (50), частое явление (20), имеет разные причины (7), воспринимается отрицательно (7).

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что образ советской семьи идеализируется. Она характеризуется преимущественно с положительных сторон (большая, крепкая, дружная, сплочённая), подчёркивается стабильность семьи (нет разводов, официальный брак). Советская семья в представлении испытуемых ориентирована на детей - дети как цель создания семьи, внимательное отношение к воспитанию детей, строгость в воспитании; подчёркивается образ женщины-матери. Советская семья зависит от общества - оно диктует моральные принципы, воспитывает жизненные идеалы, поддерживает семью. Советская семья активна в работе, в общественной жизни, в организации совместного отдыха, активны все члены семьи - родители проявляют себя в работе, домашнем хозяйстве, воспитании детей, а дети активны в учёбе, в стремлении достичь жизненных целей. В представлениях советская семья является традиционной - глава семьи муж, жена занимается хозяйством, дети берут пример с родителей, уважают их. Среди проблем советской семьи испытуемые отмечают алкоголизм мужа, вмешательство общества в дела семьи. Ещё примечательно то, что в описании своих представлений о советской семье испытуемые чаще пользовались штампами и речевыми шаблонами (дети - цветы жизни, ячейка общества, дом-дерево-сын и т.п.).

Представления об укладе современной семьи более критичны - образ современной семьи пестрит негативными оценками. Ответы испытуемых говорят о нестабильности современной семьи - положительное отношение к сожительству, негативно-смиренное отношение к разводам. Неясность представлений о целях создания современных семей, случайности, необдуманности этого шага. В представлениях говорится о «равенстве» в современной семье, однако это равенство похоже на смешение ролей, нечёткость распределения обязанностей в семье и даже на борьбу за лидерство, что также не упрочивает современную семью. Современная семья независима от общества, не контролируется им и не рассчитывает на его поддержку. Соответственно увеличивается личная ответственность супругов за благополучие семьи . Семья лишена единых общественных ориентиров, как это было в представлении советской семьи, каждый сам решает всё за себя и свою семью.

В современной семье индивидуальные ценности важнее семейных. Это отмечает в своих работах и В.М.Це-луйко . У большинства членов современного общества ярко выражена ориентация на удовлетворение основных жизненных потребностей не в семье, а вне ее. Сейчас гораздо важнее сделать карьеру, чем стать хорошим семьянином. Отсюда возникает представление об участившихся в современной семье конфликтах из-за непонимания, бытовых мелочей, финансовых проблем. По сути это конфликты индивидуальных и семейных ценностей: когда сталкиваются индивидуальные интересы двух людей, которые ставятся выше семейных, дело разрешается не в пользу семьи.

Но в то же время сохранились какие-то идеальные образы, к которым стремится современная семья: в представлениях испытуемых это взаимопонимание, любовь и привязанность к семье, ориентированность на детей, на создание благополучной атмосферы в семье. Однако вся активность семьи брошена на материальное обеспечение, все силы и время отдаются зарабатыванию денег. Отсюда отсутствие сплочённости, совместного семейного досуга, времени на воспитание: дети в современных семьях представляются избалованными, предоставленными самим себе. Родителей удивляет, что их дети многое умеют и многое знают, потому что фактически дети познают мир самостоятельно, а не под контролем родителей.

Таким образом, мы видим, что представления о советской и современной семье во многом различаются, отражая и реальные факты существования каждой семьи, и субъективные оценки уклада.

Мы считаем, что определение и уточнение особенностей современной семьи на основе представлений о семье и в сравнении с представлениями о советской семье позволят лучше понять механизмы и закономерности семейных отношений. Полученные результаты позволяют повысить эффективность индивидуального и семейного консультирования, а также могут быть использованы в психолого-педагогическом просвещении молодежи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Домбровский А., Велента Т. Кризис семьи?..// Семейная психология и семейная терапия. - 2005. - №3. - С.3-12.

2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 712 с.

3. Целуйко В.М. Психология современной семьи. - М.: ГИЦ «ВЛАДОС», 2004.

М.В. Воробьева

Курганский государственный университет, г. Курган, Россия

СПЕЦИФИКА УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПЕРЕХОДЕ ИЗ МЛАДШЕГО В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Аннотация: Переход из начальной школы в среднюю является кризисным этапом в школьной жизни, который осложняет процесс адаптации ученика. Проведенное исследование позволяет изучить специфику учебной мотивации школьников при переходе из младшего в среднее звено школы и сформировать оптимальный процесс адаптации к дальнейшей учебной деятельности.

Ключевые слова: учебная мотивация, ученики, адаптация, школьные проблемы, структура мотивации.

Kurgan State University, Kurgan, Russia

SPECIFICITY OF EDUCATIONAL MOTIVATION OF STUDENTS AT THEIR TRANSITION FROM ELEMENTARY TO JUNIOR HIGH SCHOOL

Abstract: Transition from elementary to junior high school is a crisis stage in school life, which makes the process of student adaptation more difficult. This research allows studying the specificity of educational motivation of students at their transition from elementary to junior high school and developing an optimum process of adaptation to future education.

Keywords: educational motivation, students, adaptation, school problems, motivation structure.

Многочисленные исследования доказывают, что интерес школьников к учебе резко снижается с переходом из начального звена в среднее. Данный переход традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5-м классе - одним из труднейших периодов школьного обучения.

Переход из начальной школы в среднюю является кризисным этапом в школьной жизни. Он связан с возрастанием нагрузки на психику ученика, поскольку в 5-м классе происходит резкое изменение условий обучения. Дети переходят от одного основного учителя к системе «классный руководитель - учителя-предметники», появляется кабинетная система. Разнообразие требований, предъявляемых к школьнику учителями (нередко фактором, осложняющим процесс адаптации у пятиклассников, служит именно рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов), необходимость на каждом уроке приспосабливаться к индивидуальному стилю преподавания педагога - все это является серьезным испытанием для психики школьника.

В адаптационный период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, ухудшиться память, иногда нарушается сон, аппетит. Возможно снижение интереса к учению, падение успеваемости, возникновение нарушений во взаимоотношениях со сверстниками. Имеются работы, посвященные общим вопросам мотивации, разработке понятийно-терминологического аппарата проблемы мотива и мотивации как психологического образования, определению структурных компонентов (А.Н. Леонтьев,

B.Н. Мясищев, П.В. Симонов, X. Хекхаузен, Б.И. Додонов,

C.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе); изучению психологических механизмов мотивации (В.К. Вилюнас, А.Н. Леонтьев), мотивации поведения и формирования личности (В.Г. Асеев, Л.И.Божович, П.М. Якобсон), формированию мотивации учения (B.C. Ильин, А.К. Маркова, Т.А. Матис, Л.М. Фридман, Г.И. Щукина и др.). Западная научная школа представлена в этом отношении работами К. Халла, X. Хекхау-зена, Э. Деци, К. Левина, А. Маслоу, К. Роджерса, К. Г. Юнга и др.

Нами была определена цель исследования: изучить учебную мотивацию школьников при переходе из младшего в среднее звено общеобразовательной школы. На различных этапах работы и при решении отдельных задач, поставленных в исследовании, использовались следующие методы: наблюдение; анализ результатов деятельности; опросник; методы для диагностики учебной мотивации школьников М.В. Матюхиной, методика школь-

Параграф 2. Семья и брак в Советской России

Перейдем теперь к анализу эволюции/революции семьи и семейных отношений в период после Октябрьской революции 1917 года. Социокультурные изменения ХХ века отличались тотальным, всеобщим характером, распространяясь практически на все сферы человеческой жизни, включая систему ценностей, модели поведения, адаптационные стратегии личности, формы семьи, модели семейных отношений, гендерные роли мужчины и женщины.

Интенсивность динамики социокультурной среды превышала исторические аналоги, требуя новых адаптационных стратегий, превращая в «музейные экспонаты», бессмысленные на новых отрезках исторической динамики нормы, ценности, социальные позиции, модели повседневного существования. Для характеристики России как переходного общества вполне применим термин известного исследователя общества модерна У. Бека «halbmoderne Gesellschaft» – полусовременное общество.

В связи с этим вполне уместным представляется и характеристика, данная российскому социуму А.С. Ахиезером. Существуют традиционные общества, которые пытаются сохранить основы традиционализма, веру в возможность жить по мифологическим циклам, пытаясь их сочетать с достижительными ценностями. К этим странам можно было причислить и Россию, но с одной важной оговоркой. В России не сложились эффективные институты, способные обеспечить бесконфликтное сотрудничество, диалог между ценностями сообществ, ставших на путь модернизации традиционного типа, и ценностями идеологического общества, не выявилась достаточно развитая способность преодолевать исторически сложившийся в стране раскол между архаичной и достижительной культурами.

В постреволюционной, советской России/СССР огромные массы людей оказались затронуты процессом массовой маргинализации, заключавшемся преимущественно в утрате прошлого социального статуса и неопределенности статуса нынешнего, более или менее резком разрыве с социокультурной традицией, проявившемся, в том числе в отношении семьи, содержательного наполнения гендерных ролей и модели репродуктивного воспроизводства человека.

Социальный институт семьи в России в послереволюционный период претерпел существенные изменения. После Октябрьской революции 1917 года в России/СССР стали распространяться идеи женского равноправия, которые наиболее четко артикулировали две «музы» русской революции – Инесса Арманд и Александра Коллонтай. Они говорили о браке как о любовном и товарищеском союзе двух равных членов коммунистического общества, свободных и одинаково независимых.

Коллонтай писала, «что современная семья утратила свои традиционные экономические функции, а это означает, что женщина вольна сама избирать себе партнеров в любви». В 1919 году вышел ее труд «Новая мораль и рабочий класс», основанный на сочинениях немецкой феминистки Греты Майзель-Гесс. Коллонтай утверждала, что женщина должна эмансипироваться не только экономически, но и психологически. Идеал «великой любви» («grand amour») трудно достижим, в особенности для мужчин, поскольку он входит в противоречие с их жизненными амбициями. Чтобы стать достойной идеала, личности следует пройти период ученичества, в виде «любовных игр» или «эротической дружбы», и освоить сексуальные отношения, свободные и от эмоциональной привязанности, и от идеи превосходства одной личности над другой.

Коллонтай полагала, что только свободные и, как правило, многочисленные связи могут дать женщине возможность сохранить свою индивидуальность в обществе, где господствуют мужчины (обществе патриархата). Приемлема любая форма сексуальных отношений, но предпочтительнее «последовательная моногамия», каждый раз основанная на любви или страсти смена брачных партнеров, серийных отношений мужчин и женщин.

В качестве наркома государственного призрения она устраивала общественные кухни как способ «отделить кухню от брака». Заботу о воспитании детей она тоже хотела возложить на общество. Она предрекала, что со временем семья отомрет, и женщины научатся заботиться о всех без разбора детях, как о своих собственных.

Да и лидер РСДРП (б) и Советского государства В.И. Ленин, хотя и не разделял теорию и практику свободной любви, придавал большое значение обобществлению материальной стороны быта, созданию общественных столовых, яслей, детских садов, которые он называл «образчиками ростков коммунизма». Это «те простые, будничные, ничего пышного, велеречивого, торжественного не предполагающие средства, которые на деле способны освободить женщину, на деле способны уменьшить и уничтожить ее неравенство с мужчиной по ее роли в общественном производстве и общественной жизни».

Советское государство с первых дней своего существования приступило к активному реформированию гражданского законодательства, в том числе в части, регулирующей брачно-семейные отношения. Прежде всего из процесса этой регуляции была исключена Православная церковь. Так, уже в 1917 году «18 декабря отнята у церкви регистрация рождений и браков. 20 декабря введен гражданский брак как единственно имеющий юридическую силу» .

Хотя официально аборты не были узаконены, в первые три года Советское правительство относилось к ним достаточно терпимо. Поскольку эта операция часто производилась людьми неквалифицированными, в антисанитарных условиях, что приводило к тяжелым последствиям и летальным исходам, декрет от 18 ноября 1920 г. предписывал производить аборты под строгим медицинским контролем. Хотя к абортам был приклеен ярлык «пережитка прошлого», женщинам не возбранялось пойти на этот шаг, при условии, что операция будет производиться врачами в больничных условиях. Это был тоже первый закон такого рода.

Говоря о новом законодательстве в области семьи и брака, В.И. Ленин подчеркивал его направленность на освобождение женщины и ребенка, на защиту их прав: «…законы (Советской России. – С.Г.) не освящают лицемерия и бесправного положения женщины и ее ребенка, а открыто и от имени государственной власти объявляют систематическую войну против всякого лицемерия и всякого бесправия» .

Обсуждение проекта нового кодекса законов о браке и семье в начале 20-х годов сопровождалось призывами к отмене любых форм регистрации брака, в том числе и светской государственной регистрации: «Уничтожая суеверие необходимости церковного венчания для законности брака, нет надобности заменять его другим суеверием – необходимости облечения свободного союза женщины и мужчины в форму регистрированного брака» .

Второй советский кодекс законов о браке, семье и опеке был принят в 1926 году. В целом кодекс продолжал западническую либеральную традицию в сфере семьи и семейных отношений, сложившуюся в первые послереволюционные годы. Так, например, регистрация браков стала необязательной, поскольку кодекс признавал легитимными существующие фактические браки. При этом фактическим признавался брак, которому соответствовали следующие условия: «Факт совместного сожительства, наличие при этом сожительстве общего хозяйства и выявление супружеских отношений перед третьими лицами в личной переписке и других документах, а также, в зависимости от обстоятельств, взаимная материальная поддержка, совместное воспитание детей и пр.» .

Заметим, что в первое десятилетие советской власти в нашу жизнь и соответственно в русский язык вошла гендерно ориентированная часть новояза, касающаяся, прежде всего, положения женщин и их участия в строительстве социализма/коммунизма. Это замечание важно, поскольку изменения в языке являются индикатором изменений в повседневной жизни.

Мы знаем, что марксистская идеология не содержит никаких доказательств в пользу сохранения семьи; скорее она приводит к противоположному выводу. В первые дни революции было распространено мнение, что семья – это не более как «буржуазный пережиток» и что процесс ее «устранения» неотвратим.

Так, видный российско-американский социолог П.А. Сорокин в статье «О влиянии войны», опубликованной в журнале «Экономист» № 1 за 1922 год, представил следующие данные по состоянию петроградской семьи после революции 1917 года: «На 10 000 браков в Петрограде теперь приходится 92,2% разводов – цифра фантастическая, причем из 100 расторгнутых браков 51,1% были продолжительностью менее одного года, 11% – менее одного месяца, 22% – менее двух месяцев, 41% – менее 3–6 месяцев и лишь 26% – свыше 6 месяцев. Эти цифры говорят о том, что современный легальный брак – форма, скрывающая по существу внебрачные половые отношения и дающая возможность любителям «клубники» «законно» удовлетворять свои аппетиты», чем вызвал неудовольствие В.И. Ленина.

Затем наступила столь сильная реакция, что посредством законодательства стало осуществляться гораздо более сильное принуждение граждан к выполнению своих семейных обязанностей, чем это имело место в большинстве стран Запада. Можно предположить, что возник некоторый комплекс сил, действующих в этом направлении, что могло совпасть с политикой правящей верхушки.

Институт семьи, пошатнувшись в 1920-е годы, когда в СССР были еще сознательные марксисты, а сам марксизм еще не прошел через полосу перерождений, на волне сталинского термидора уже в 1930-е годы не только полностью восстанавливает, но даже укрепляет свои позиции. В Советском Союзе не только не проявилось сколь-либо значимой тенденции к отмиранию государства, что должно было произойти согласно марксистской теории, но проявилась прямо противоположная тенденция к его укреплению. Уже в 30-е годы прошлого века советское государство сумело подняться в «предгорья» имперской организации и могущества, достигнув этих вершин уже после окончания Второй мировой войны.

Недаром во все времена, начиная с Античности, стабильные семейные отношения считались мощным политическим стабилизирующим фактором. Монархи и политические диктаторы, пытаясь консолидировать общество под своим руководством, взывали к семейным ценностям, сравнивая государство с одной большой семьей, рассматривая себя как «отца нации» или «Большого Брата».

В процессе установления сталинской диктатуры усилились политическая централизация и государственная ориентация на ускоренное строительство социализма. Жизнь граждан Советского Союза, как мужчин, так и женщин, контролировалась внеэкономическим принуждением к труду, политическими репрессиями, установлением жесткого контроля за сексуальным и репродуктивным поведением граждан страны. Но политика государственных репрессий в отношении семьи имеет лишь ограниченную эффективность. Так, знаменитый автор романа-антиутопии «1984» Дж. Оруэлл определил семью как «очаг верности не партии, а друг другу». Но и это правило содержит в себе определенный процент исключений; советские люди хорошо помнили о выборе Павла Морозова, который сделал выбор не в пользу семьи, но в пользу Советского государства.

Находящемуся во врвждебном капиталистическом окружении СССР были нужны солдаты и бесплатная рабочая сила для осуществления «великих строек коммунизма», что предполагало сублимацию сексуальной энергии человека (как известно, в СССР секса нет) и использование ее для нужд советского государства. С другой стороны, в своем идеальном состоянии советская женщина фертильного возраста рассматривалась и как многодетная мать, и как экономически дешевая, готовая работать за идею рабочая сила. Права женщин, как, впрочем, и права человека вообще, советское руководство 30-х годов особенно не беспокоили, и в 1930 году в стране были закрыты женотделы. И.В. Сталин объявил об окончательном разрешении женского вопроса. «Кульминации это достигло в 1936 г., когда был принят новый семейный кодекс, запрещавший аборты… государство стало бороться за укрепление семьи: “свободную любовь“ заклеймили как антисоциалистическую» .

Советское правительство во второй половине 30-х годов, как осознанно, так и неосознанно обратилось к российским социокультурым традициям, отойдя от одержимости идеей практичекого воплощения мировой революции, полной и повсеместной переделки мира. В армии вводились погоны и офицерские звания старой русской армии, красных командиров учили танцам и правилам поведения в обществе, в общественных садах заиграли духовые оркестры. Это был частичный поворот к прошлому, к тому старому миру, который пользовался столовыми приборами и танцевал на балах. Оказалось, что переделать мир и быт человека во всех его проявлениях не всегда нужно, часто старое лучьше. Это был, как говорят историки, «консервативный откат», который означал кроме всего прочьего, переход к консервативной, охранительной политике в отношении семьи.

Этот откат, наступающий рано или поздно после любой революции, был лишь частичный, церковное венчание как обязательный элемент социокультурной легитимации брака, не восстановили, но семью стали защищать на заседаниях парткомов и профкомов, в стране были запрещены аборты, чуть ли не еинственная тогда форма регулирования рождаемости и планирования советской семьи.

Вообще в истории наблюдается общая закономерность, связывающая степень традиционализма политического режима со степенью поддержки большой патриархальной семьи.

В этом вопросе соверешенно непримеримо встечаются интересы, симпатии и антипатии социальных консерваторов и либералов. В качестве одного из наиболее чистых примеров консервативного, охранительного, мы бы даже сказали сохранительного подхода к семье, можно отметить подход немецких консерваторов и консервативных революционеров.

Мы позволим себе процитировать внушительный отрывок из статьи, опубликованной 14 октября 1931 года в ежедневной национал-социалистической газете «Фолькишер Беобахтер» («Народный обозреватель»): «Сохранение уже существующих больших семей определяется социальным чувством, сохранение формы большой семьи определяется биологической концепцией и национальным характером. Большую семью необходимо сохранять… потому что она является важной и необходимой частью немецкого народа.

Большая семья важна и необходима не только потому, что только она может обеспечить сохранение населения в будущем, но еще и потому, что национальная мораль и национальная культура находят в ней самую сильную поддержку. Сохранение существующих больших семей и сохранение формы большой семьи суть две нераздельные проблемы. Сохранение формы большой семьи диктуется национальной, культурной и политической необходимостью… Прекращение беременности противоречит смыслу существования семьи, чья задача заключается в воспитании будущего поколения. Кроме того, прекращение беременности приведет к окончательному уничтожению большой семьи» .

Да, это размышления немецких социальных консерваторов, реноме которых изрядно подпорчено самой историей Германии того периода, но опровегнуть их трудно, в них заложана не только забота о выживании нации, но и самого человека как биологического вида.

В послевоенной Германии постепенно повышается уровень жизни, а с ним и уровень массового социального эгоизма. Сегодняшние немецкие газеты пестрят объявлениями о сдаче внаем квартирантам без детей и домашних животных. Их раздражает детский плач и собачий лай. Это признак заката нации, изнеженного геданизма, за которым последует лишь медленный уход в небытие, растворение в сохранившем социокультурные основания-традиции своей жизни океане незападного человечества.

Большая патриархальная семья стала исчезающим историческим анахронизмом. Немцы стали в большей мере думать о своих личных интересах, а не об интересах нации, стали гедонистами, а не милитаристами, одной из самых «свободных» в отношениях между полами страной в Европе. Сегодняшняя «реальность скачкообразно возросшего числа «незарегистрированных браков» (вероятно) далеко превосходит данные официальной статистики браков и разводов. По оценкам, в ФРГ ныне живут в незарегистрированном браке примерно 1–1,5 млн. человек.

Но о немецкой семье мы еще поговорим в нашем следующем параграфе, сейчас же вернемся к эволюции советской семьи и семейных отношений в контексте нашей не столь далекой истории. Возвращение к некоторым элементам революционной политики 20-х годов мы видим уже после смерти И.В. Сталина в 1953 году. Н.С. Хрущев инициировал реформы, которые, в частности, привели к открытию большего количества новых школ, детских садов и к увеличению выплачиваемых государством субсидий на детей, в стране были вновь легализованы аборты.

Эти меры государственной поддержки человека, принимаемые вне зависимости от его семейного положения, в том числе и поддержка так называемых неполных семей, улучшение медицинского обслуживания и усиление социальной защиты, в том числе постепенное распространение пенсионной системы на крестьян-колхозников, вкупе с вовлечением в производственную сферу, науку, образование, здравоохранение огромного количества женщин – подорвали экономические и социальные функции патриархальной семьи в РСФСР.

И это начавшееся освобождение от груза авторитарно-патриархальной социокультурной традиции куда более длительной, чем несколько десятилетий советской власти, было воспринято советскими людьми вполне позитивно. Вспоминая атмосферу, царившую в советском обществе в 60-е годы ХХ века, П. Вайль и А. Генис обобщают свои воспоминания следующим образом: «Родина была абсолютно прекрасна. У нее не было пороков. Вся она была, как старший брат, как отец, как мать, как одна большая семья. И своя, личная, семья казалась всего лишь филиалом общегосударственного единства» . По большому счету это и был тот желаемый результат, к которому стремилось советское руководство со времен Октябрьской революции.

Кратко рассмотрев эволюцию семьи, нравов, демографических особенностей в Советской России, подведем теперь некоторые итоги. В результате революционных преобразований советской эпохи были решены некоторые проблемы, стоявшие перед Россией, проведены индустриализация, урбанизация, совершен переход от патриархальной к эгалитарной семье, в том числе и демографический переход, достигнут невероятный прогресс в обеспечении всеобщей грамотности, медицине, социальной сфере вообще. Но цена революционного пути для страны оказалась невероятно высокой, свершения в своей основе амбивалентны, достигнуты на основе мобилизации, перенапряжения всех жизненных сил общества, что во многом предопределило цивилизационный слом постсоветской эпохи.

Друзья, а вот есть очень интересная тема — семья и брак в и сейчас — так сказать сравнить, когда было лучше. Со стороны фанатов СССР постоянно слышу возгласы — вот мол, как тогда люди хорошо жили, даже двери не закрывали в квартиру, а семья так вообще была сосредоточением советской духовности! Не то, что нынешнее поколение!".

На самом деле в СССР были и браки по расчету, и запрет на браки с иностранцами, а в твои семейные дела мог вмешаться коллектив — так что всё было далеко не так радужно, как это может показаться.

1. В СССР было запрещено венчание.

Практически сразу после прихода к власти большевики запретили венчание, заменив его гражданской регистрацией брака — такая практика сохранялась до последних лет Перестройки (1988-90), а где-то и до самого конца СССР. В принципе, лично я отношусь к такому спокойно, но тут интереснее другое — отмена венчания для вчерашних малограмотных рабочих и крестьян уничтожило "таинство брака", которое свелось к простой подписи в ЗАГСе. Как результат — в 1920-30-е годы распадалось 8 из 10 (по другим данным — 9 из 10) браков, заключенных таким образом. В СССР брак перестал быть важным и ответственным решением.

Сейчас с этим, по-моему, всё же получше, да и процент разводов ниже, чем в раннем СССР.

2. В СССР были запрещены аборты.

Такой запрет существовал с 1936 года, когда был принят так называемый "Третий семейный кодекс". Официально было провозглашено — "нам нужны новые люди", а о правах "равноправных" женщин никто не думал. Разумеется, всё это привело только к тому, что аборты ушли в подполье и стали делаться на всяких "конспиративных квартирах" — из-за чего резко возрос уровень женской смертности от данной процедуры.

Посмотрев на это всё, советская власть решила разрешить аборты, но статистику тут же засекретила. Статистика по абортам в СССР всплыла только во времена Перестройки, и как оказалось — пик абортов пришелся на 1964 год, когда было сделано более 5,5 миллионов абортов. Отчего их было так много? В том числе и потому, что в советское семье не существовало нормальной контрацепции, но об этом ниже.

Сейчас аборты разрешены и в России, и в Беларуси, и в Украине, а всех сторонников запретительных мер я прошу посмотреть на советский опыт — ни к чему хорошему это не приведет.

3. Существовал запрет на брак с иностранцами.

Запрет на брак с иностранцами появился в СССР 15 февраля 1947 года. Как это обычно во всяких диктаторских указах, он объяснялся "заботой о народе", в указе говорилось прямым текстом — "наши женщины, вышедшие замуж за иностранцев и оказавшиеся за границей, в непривычных условиях чувствуют себя плохо и подвергаются дискриминации". Как будто женщины не могут решить без старых оленей из Политбюро, что для них хорошо, а что плохо)

При Хрущеве за роман с иностранцем выгоняли с работы, а также могли выслать в отдаленные районы (за 101-й километр), как тунеядца или уголовника-рецидивиста. Подобные репрессии стали уходить в прошлое с начала 1970-х годов (уже при Брежневе), но в реальности и в эти годы такие браки не приветствовались, и государство чинило всяческие препоны, чтобы такие браки не состоялись.

В наши дни люди получили свободу заключать брак с тем, с кем пожелают сами.

4. В СССР были распространены "браки по расчету".

Фанаты СССР будут с этим спорить, но браков по расчету в СССР заключалось гораздо больше, нежели сейчас. Причина здесь банальна и очевидна — в СССР люди были поставлены в крайне стесненные жизненные условия и имели крайне малую вилку возможностей, чтобы как-то самореализоваться. Получить "бесплатное" жильё было намного проще семейной паре, выживать на маленькую зарплату было тоже проще вдвоем, и продвигаться по службе семейному человеку было намного проще.

Кроме того, на холостяков и женщин-одиночек в СССР часто "смотрели косо" — мол, явно какими-то антигосударственными делами занимаются, и нередко люди расписывались с нелюбимым человеком, просто чтобы "быть как все" — альтернативное поведение и образ жизни в СССР не приветствовались.

Сегодня люди могут жить так, как пожелают, распространены гражданские и гостевые браки, и собственно "росписи по расчету" стало намного меньше — в этом отпала необходимость.

5. В советской семье жена не могла не работать.

Профессии "домохозяйка" в Советском Союзе не существовало. Официально считалось, что такая профессия якобы "унижает" женщину, и поэтому она приравнивалась к тунеядству. При этом мнение самой женщины, конечно же, никто не спрашивал. Часто получалось так, что с советской семье женщина была вынуждена где-то работать, а потом ещё и вести домашнее хозяйство — не ходить на работу она не могла.

Сейчас право не работать официально закреплено в Конституции — и женщина может заниматься делами семьи, вообще нигде официально не работая.

6. В СССР не было нормальных средств контрацепции.

И как следствие — рождалось множество нежеланных и часто из-за этого нелюбимых детей. Почему так происходило? Фармакологической контрацепции в СССР либо не было вообще, либо (в позднесоветские годы) она была вредной/труднодоступной. Плюс в сельской местности никто не думал, а часто и не знал про такие вещи.

Более-менее надежным средством предохранения был советский презерватив, называемый "изделие номер два". Есть две версии, откуда пошло такое название — одна гласит, что в каком-то классификаторе изделием номер один был советский противогаз, изделием номер два — собственно оно самое, а изделием номер три — ластик. Другая версия проще — на самом презервативе было написано "Презерватив резиновый. №2" — что означало размер (средний). Раньше были еще 1 и 3-й размер, но они не пользовались спросом — первый был слишком маленький (покупать его считалось "некомильфо"), а третий — слишком большим. В общем, в продаже осталось только "изделие номер два".

Что представлял собой советский презерватив? Это было изделие из довольно толстой резины (примерно как медицинские перчатки), воняющее противогазом и щедро обсыпанное тальком. Говорят, новый советский презерватив выдерживал доброе ведро воды, налитое внутрь. В общем и целом — такой штукой в семье пользовались достаточно редко. Ещё следует упомянуть, что советские презервативы часто были испорченными — они продавались в бумажной упаковке, и при малейшем нарушении её целостности — высыхали.

В наши дни доступны любые средства контрацепции, и нежелательных детей в нормальных семьях стало намного меньше.

7. В СССР существовал "налог на бездетность".

Один из маразмов советской семейной жизни — так называемый "налог на бездетность". Такой налог обязаны были платить все бездетные мужчины в возрасте от 20 до 50 лет и все бездетные замужние женщины в возрасте от 20 до 45 лет. Размер налога на бездетность был немалым — 6% от зарплаты, что составляло в среднем 8-9 рублей. Для учащихся ВУЗов и ССУЗов в возрасте до 25 лет были льготы, но в целом налог платили все.

Чтобы не платить налог, можно было также взять приёмных детей — тогда от его уплаты освобождали. Налог на бездетность, кстати, отменили только в 1992 году. Ну а сейчас таких налогов нету — каждый может жить как хочет.

8. Развод с пристрастием.

После отмены венчания в 1920-е годы в советской стране стало бросовое отношение к браку — люди легко сходились вместе, расписывались, и потом также легко разводились. Эта практика закончилась в 1944 году, когда "с целью укрепления семьи и брака" советским гражданам усложнили процедуру развода — теперь это нужно было делать через суд. Даже если оба члена семьи выражали активное желание разойтись — суд мог и отказать в этом, посчитав причину развода "малозначительной" или "не заслуживающей внимания".

Сейчас развестись намного проще — и это хорошо. Зачем жить с нелюбимым человеком?

9. Супружеские споры и коллектив.

В СССР была распространена практика, когда семейные споры (особенно касающиеся молодых семей) решали так сказать, "коллективно", на каком-нибудь партийном или комсомольском собрании. Происходило это примерно так — оба члена семьи приходили на собрания, где коллектив из 20-30 человек под руководством какого-нибудь бойкого комсомольца или партийного руководителя старался вникнуть в их семейные перипетии и вынести "веское коллективное решение".

В наши дни такого маразма, слава богу, давно нет — и семейные дела остаются только в кругу семьи.

В общем, вот такая история. По-моему, сегодня семейная жизнь устроена намного лучше, чем во времена СССР.

А что вы думаете по этому поводу? Напишите в комментариях, интересно)

Перейдем теперь к анализу эволюции/революции семьи и семейных отношений в период после Октябрьской революции 1917 года. Социокультурные изменения ХХ века отличались тотальным, всеобщим характером, распространяясь практически на все сферы человеческой жизни, включая систему ценностей, модели поведения, адаптационные стратегии личности, формы семьи, модели семейных отношений, гендерные роли мужчины и женщины.

Интенсивность динамики социокультурной среды превышала исторические аналоги, требуя новых адаптационных стратегий, превращая в «музейные экспонаты», бессмысленные на новых отрезках исторической динамики нормы, ценности, социальные позиции, модели повседневного существования. Для характеристики России как переходного общества вполне применим термин известного исследователя общества модерна У. Бека «halbmoderne Gesellschaft» - полусовременное общество.

В связи с этим вполне уместным представляется и характеристика, данная российскому социуму А.С. Ахиезером. Существуют традиционные общества, которые пытаются сохранить основы традиционализма, веру в возможность жить по мифологическим циклам, пытаясь их сочетать с достижительными ценностями. К этим странам можно было причислить и Россию, но с одной важной оговоркой. В России не сложились эффективные институты, способные обеспечить бесконфликтное сотрудничество, диалог между ценностями сообществ, ставших на путь модернизации традиционного типа, и ценностями идеологического общества, не выявилась достаточно развитая способность преодолевать исторически сложившийся в стране раскол между архаичной и достижительной культурами..

В постреволюционной, советской России/СССР огромные массы людей оказались затронуты процессом массовой маргинализации, заключавшемся преимущественно в утрате прошлого социального статуса и неопределенности статуса нынешнего, более или менее резком разрыве с социокультурной традицией, проявившемся, в том числе в отношении семьи, содержательного наполнения гендерных ролей и модели репродуктивного воспроизводства человека.

Социальный институт семьи в России в послереволюционный период претерпел существенные изменения. После Октябрьской революции 1917 года в России/СССР стали распространяться идеи женского равноправия, которые наиболее четко артикулировали две «музы» русской революции - Инесса Арманд и Александра Коллонтай. Они говорили о браке как о любовном и товарищеском союзе двух равных членов коммунистического общества, свободных и одинаково независимых.

Коллонтай писала, «что современная семья утратила свои традиционные экономические функции, а это означает, что женщина вольна сама избирать себе партнеров в любви». В 1919 году вышел ее труд «Новая мораль и рабочий класс», основанный на сочинениях немецкой феминистки Греты Майзель-Гесс. Коллонтай утверждала, что женщина должна эмансипироваться не только экономически, но и психологически. Идеал «великой любви» («grand amour») трудно достижим, в особенности для мужчин, поскольку он входит в противоречие с их жизненными амбициями. Чтобы стать достойной идеала, личности следует пройти период ученичества, в виде «любовных игр» или «эротической дружбы», и освоить сексуальные отношения, свободные и от эмоциональной привязанности, и от идеи превосходства одной личности над другой.

Коллонтай полагала, что только свободные и, как правило, многочисленные связи могут дать женщине возможность сохранить свою индивидуальность в обществе, где господствуют мужчины (обществе патриархата). Приемлема любая форма сексуальных отношений, но предпочтительнее «последовательная моногамия», каждый раз основанная на любви или страсти смена брачных партнеров, серийных отношений мужчин и женщин. семья общество патриархальный социальный

В качестве наркома государственного призрения она устраивала общественные кухни как способ «отделить кухню от брака». Заботу о воспитании детей она тоже хотела возложить на общество. Она предрекала, что со временем семья отомрет, и женщины научатся заботиться о всех без разбора детях, как о своих собственных.

Да и лидер РСДРП (б) и Советского государства В.И. Ленин, хотя и не разделял теорию и практику свободной любви, придавал большое значение обобществлению материальной стороны быта, созданию общественных столовых, яслей, детских садов, которые он называл «образчиками ростков коммунизма». Это «те простые, будничные, ничего пышного, велеречивого, торжественного не предполагающие средства, которые на деле способны освободить женщину, на деле способны уменьшить и уничтожить ее неравенство с мужчиной по ее роли в общественном производстве и общественной жизни».

Советское государство с первых дней своего существования приступило к активному реформированию гражданского законодательства, в том числе в части, регулирующей брачно-семейные отношения. Прежде всего из процесса этой регуляции была исключена Православная церковь. Так, уже в 1917 году «18 декабря отнята у церкви регистрация рождений и браков. 20 декабря введен гражданский брак как единственно имеющий юридическую силу».

Хотя официально аборты не были узаконены, в первые три года Советское правительство относилось к ним достаточно терпимо. Поскольку эта операция часто производилась людьми неквалифицированными, в антисанитарных условиях, что приводило к тяжелым последствиям и летальным исходам, декрет от 18 ноября 1920 г. предписывал производить аборты под строгим медицинским контролем. Хотя к абортам был приклеен ярлык «пережитка прошлого», женщинам не возбранялось пойти на этот шаг, при условии, что операция будет производиться врачами в больничных условиях. Это был тоже первый закон такого рода.

Говоря о новом законодательстве в области семьи и брака, В.И. Ленин подчеркивал его направленность на освобождение женщины и ребенка, на защиту их прав: «…законы (Советской России. - С.Г.) не освящают лицемерия и бесправного положения женщины и ее ребенка, а открыто и от имени государственной власти объявляют систематическую войну против всякого лицемерия и всякого бесправия».

Обсуждение проекта нового кодекса законов о браке и семье в начале 20-х годов сопровождалось призывами к отмене любых форм регистрации брака, в том числе и светской государственной регистрации: «Уничтожая суеверие необходимости церковного венчания для законности брака, нет надобности заменять его другим суеверием - необходимости облечения свободного союза женщины и мужчины в форму регистрированного брака.

Второй советский кодекс законов о браке, семье и опеке был принят в 1926 году. В целом кодекс продолжал западническую либеральную традицию в сфере семьи и семейных отношений, сложившуюся в первые послереволюционные годы. Так, например, регистрация браков стала необязательной, поскольку кодекс признавал легитимными существующие фактические браки. При этом фактическим признавался брак, которому соответствовали следующие условия: «Факт совместного сожительства, наличие при этом сожительстве общего хозяйства и выявление супружеских отношений перед третьими лицами в личной переписке и других документах, а также, в зависимости от обстоятельств, взаимная материальная поддержка, совместное воспитание детей и пр.».

Заметим, что в первое десятилетие советской власти в нашу жизнь и соответственно в русский язык вошла гендерно ориентированная часть новояза, касающаяся, прежде всего, положения женщин и их участия в строительстве социализма/коммунизма. Это замечание важно, поскольку изменения в языке являются индикатором изменений в повседневной жизни.

Мы знаем, что марксистская идеология не содержит никаких доказательств в пользу сохранения семьи; скорее она приводит к противоположному выводу. В первые дни революции было распространено мнение, что семья - это не более как «буржуазный пережиток» и что процесс ее «устранения» неотвратим.

Так, видный российско-американский социолог П.А. Сорокин в статье «О влиянии войны», опубликованной в журнале «Экономист» № 1 за 1922 год, представил следующие данные по состоянию петроградской семьи после революции 1917 года: «На 10 000 браков в Петрограде теперь приходится 92,2% разводов - цифра фантастическая, причем из 100 расторгнутых браков 51,1% были продолжительностью менее одного года, 11% - менее одного месяца, 22% - менее двух месяцев, 41% - менее 3-6 месяцев и лишь 26% - свыше 6 месяцев. Эти цифры говорят о том, что современный легальный брак - форма, скрывающая по существу внебрачные половые отношения и дающая возможность любителям «клубники» «законно» удовлетворять свои аппетиты», чем вызвал неудовольствие В.И. Ленина.

Затем наступила столь сильная реакция, что посредством законодательства стало осуществляться гораздо более сильное принуждение граждан к выполнению своих семейных обязанностей, чем это имело место в большинстве стран Запада. Можно предположить, что возник некоторый комплекс сил, действующих в этом направлении, что могло совпасть с политикой правящей верхушки.

Институт семьи, пошатнувшись в 1920-е годы, когда в СССР были еще сознательные марксисты, а сам марксизм еще не прошел через полосу перерождений, на волне сталинского термидора уже в 1930-е годы не только полностью восстанавливает, но даже укрепляет свои позиции. В Советском Союзе не только не проявилось сколь-либо значимой тенденции к отмиранию государства, что должно было произойти согласно марксистской теории, но проявилась прямо противоположная тенденция к его укреплению. Уже в 30-е годы прошлого века советское государство сумело подняться в «предгорья» имперской организации и могущества, достигнув этих вершин уже после окончания Второй мировой войны.

Недаром во все времена, начиная с Античности, стабильные семейные отношения считались мощным политическим стабилизирующим фактором. Монархи и политические диктаторы, пытаясь консолидировать общество под своим руководством, взывали к семейным ценностям, сравнивая государство с одной большой семьей, рассматривая себя как «отца нации» или «Большого Брата».

В процессе установления сталинской диктатуры усилились политическая централизация и государственная ориентация на ускоренное строительство социализма. Жизнь граждан Советского Союза, как мужчин, так и женщин, контролировалась внеэкономическим принуждением к труду, политическими репрессиями, установлением жесткого контроля за сексуальным и репродуктивным поведением граждан страны. Но политика государственных репрессий в отношении семьи имеет лишь ограниченную эффективность. Так, знаменитый автор романа-антиутопии «1984» Дж. Оруэлл определил семью как «очаг верности не партии, а друг другу». Но и это правило содержит в себе определенный процент исключений; советские люди хорошо помнили о выборе Павла Морозова, который сделал выбор не в пользу семьи, но в пользу Советского государства.

Находящемуся во врвждебном капиталистическом окружении СССР были нужны солдаты и бесплатная рабочая сила для осуществления «великих строек коммунизма», что предполагало сублимацию сексуальной энергии человека (как известно, в СССР секса нет) и использование ее для нужд советского государства. С другой стороны, в своем идеальном состоянии советская женщина фертильного возраста рассматривалась и как многодетная мать, и как экономически дешевая, готовая работать за идею рабочая сила. Права женщин, как, впрочем, и права человека вообще, советское руководство 30-х годов особенно не беспокоили, и в 1930 году в стране были закрыты женотделы. И.В. Сталин объявил об окончательном разрешении женского вопроса. «Кульминации это достигло в 1936 г., когда был принят новый семейный кодекс, запрещавший аборты… государство стало бороться за укрепление семьи: “свободную любовь“ заклеймили как антисоциалистическую»..

Советское правительство во второй половине 30-х годов, как осознанно, так и неосознанно обратилось к российским социокультурым традициям, отойдя от одержимости идеей практичекого воплощения мировой революции, полной и повсеместной переделки мира. В армии вводились погоны и офицерские звания старой русской армии, красных командиров учили танцам и правилам поведения в обществе, в общественных садах заиграли духовые оркестры. Это был частичный поворот к прошлому, к тому старому миру, который пользовался столовыми приборами и танцевал на балах. Оказалось, что переделать мир и быт человека во всех его проявлениях не всегда нужно, часто старое лучше. Это был, как говорят историки, «консервативный откат», который означал кроме всего прочего, переход к консервативной, охранительной политике в отношении семьи.

Кратко рассмотрев эволюцию семьи, нравов, демографических особенностей в Советской России, подведем теперь некоторые итоги. В результате революционных преобразований советской эпохи были решены некоторые проблемы, стоявшие перед Россией, проведены индустриализация, урбанизация, совершен переход от патриархальной к эгалитарной семье, в том числе и демографический переход, достигнут невероятный прогресс в обеспечении всеобщей грамотности, медицине, социальной сфере вообще. Но цена революционного пути для страны оказалась невероятно высокой, свершения в своей основе амбивалентны, достигнуты на основе мобилизации, перенапряжения всех жизненных сил общества, что во многом предопределило цивилизационный слом постсоветской эпохи.

Свадебная обрядность – один из наиболее устойчивых компонентов традиционно-бытовой культуры. Она вбирает в себя фрагменты разных эпох – от верований и магических действий прошлого до образцов церемониального поведения, выработанных в новейшее время. Социальная сущность брака определяется господствующими в обществе отношениями.

В предреволюционные годы российское семейное законодательство было объектом серьезной критики со стороны общества. Регистрация актов гражданского состояния находилась в ведении религиозных институтов, и правовая практика постоянно выявляла расхождение реального положения дел и декларируемых постулатов. Церковные правила различали браки первые, вторые и третьи, браки лиц одной веры и смешанные браки. Для ряда категорий населения существовал церковный запрет на регистрацию брака и на признание отцовства или материнства. Несовершенство процедур заключения и расторжения брака привело к тому, что к началу XX века порядка 1/6 от рождавшихся по России в целом и более 1/4 по столице, Санкт-Петербургу, были незаконнорожденными. При этом такие дети и их матери оказывались поражёнными в гражданских правах.

Мероприятия новой власти по реформированию семьи были продиктованы коммунистической идеологией, объявлявшей “буржуазную” семью виновной в моральной и социальной патологии старого общества. Одними из первых советских законов были декреты от 18-20 декабря 1917 г. о расторжении брака и о гражданском браке как акте, устанавливающем гражданское и моральное равенство супругов, об уравнении в правах внебрачных детей с законнорожденными, а также о ведении книг актов гражданского состояния (работа с регистрационными книгами была возложена исключительно на советские органы; дореволюционные документы о регистрации брака, выданные церковью, приравнивались к документам, выданным советскими ЗАГС ами, подведомственными НКВД ).

Новый уклад внёс изменения в символику и обрядность брака и семьи. В их основе лежали идеологические установки правящей партии, нацеленные на утверждение советского образа жизни, поведения и норм.

В противовес церковному венчанию в 1920-х гг. стали практиковаться т. н. “красные свадьбы”. Они рассматривалась прежде всего не как семейное, а как общественно-политическое событие, как повод для антирелигиозной агитации, и как массовое явление просуществовали до первой половины 30-х. Первой красной свадьбой была свадьба наркомов Александры Коллонтай и Павла Дыбенко (брак просуществовал с середины марта 1918 года по 1923 год).

19 ноября 1926 года был принят Кодекс РСФСР о браке, семье и опеке (вступил в действие 1 января 1927 года). По этому кодексу церковный брак стал “частным делом брачащихся”, а совместная жизнь супругов без регистрации в ЗАГС е была приравнена к браку, официально зарегистрированному государством (фактический брак признавался имеющим юридическую силу по судебному решению). Это декларировалось и законодательствами ряда союзных республик, кроме Азербайджанской, Таджикской, Узбекской и Украинской ССР .

В художественной литературе и кинематографе 20-х годов нет описаний свадебного церемониала, и это неслучайно. Советская семья не была самоценностью (часть большевиков ратовали за ликвидацию института семьи как такового), а воспринималась как часть коллектива единомышленников – строителей нового общества, а основная ответственность за воспитание подрастающего поколения возлагалась государством на дошкольные и школьные учреждения, призванные исправлять “негативное” воздействие семьи на формирование личности ребенка.

Тем не менее, уже к 1930-м годам большевики оказались вынуждены отказаться от радикализма в темах семьи и отношений полов. Здесь важно отметить: сложность разговора о советском свадебном церемониале обусловлена базовым явлением советской культуры – невозможностью доверия “официальному слову”. Риторика брака и семьи, возникшая в первые годы советской власти, сохранялась в официальной культуре до середины 50-х, однако реальное состояние дел было не столь революционным.

20 марта 1933 года в дополнение к Кодексу была принята Инструкция о порядке регистрации актов гражданского состояния (новая редакция вступила в силу 29 августа 1937 года), а 27 июня 1936 года – постановление ЦИК и СНК СССР “О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неуплату алиментов и некоторых изменениях в законодательстве о разводах”. Законодательство 1936 года по сути восстановило, хотя и в новых формах, дореволюционный институт семьи. Идеология “пролетарского брака любви” потерпела фиаско. Это проявила и статистика: в стране неуклонно рос процент зарегистрированных союзов между очень молодыми женщинами и пожилыми хорошо обеспеченными мужчинами; аборт и даже совет его сделать достаточно сурово наказывались (в начале 1920-х годов в стране осуществлялось около 2 млн. абортов ежегодно). Советская власть активно противодействовала лишь двум традиционным в ряде регионов явлениям – многожёнству и принуждению к браку.

Угроза депопуляционной катастрофы, ставшая очевидной в годы Великой Отечественной войне, предопределила принятие законов, направленных на укрепление брачно-семейных отношений. Так, 8 сентября 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР стало возможным записывать усыновлённых детей как родных с сохранением тайны усыновления (в 20-е годы “приписки” в определении отцовства и материнства осуждались). А 8 июля 1944 года был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР “Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания “Мать-героиня”, учреждении ордена “Материнская слава” и медали “Медаль материнства”“. В соответствии с этим документом была утверждена обязательная регистрация брака. Выражение “законный брак” вновь стало общеупотребимым. Все супружеские пары, состоящие в незарегистрированных фактических брачных отношениях, для их официального признания обязаны были посетить отделы ЗАГС . В случае смерти одного из супругов или пропажи его без вести на фронте в военное время другой супруг был вправе обратиться в суд с заявлением о признании его супругом умершего или пропавшего без вести лица. 14 марта 1945 года принят Указ, установивший, что родители, вступившие в брак после рождения ребенка, имели право признать его законнорожденным Процедура развода ужесточалась (было введено обязательное разбирательство в народном суде). Брак без регистрации в органах ЗАГС стал официально называться слово “сожительство” (этот термин просуществовал до конца 1990-х годов – лишь в последнее десятилетие употребляется выражение “фактический брак”).

Середина 1950-х годов была ознаменована двумя эпохальными событиями в области семьи и брака.

Во-первых, вновь были легализованы аборты (указом Президиума ВС от 5 августа 1954 года было прекращено уголовное и административное преследование женщин, а указом от 23 ноября 1955 года аборты, проводимые по желанию женщины и исключительно в медицинских учреждениях, были вновь разрешены).

Во-вторых, в 1956 году состоялась передача органов ЗАГС из подчинения МВД в ведение местных Советов депутатов. Ранее размещавшиеся в отделениях милиции органы ЗАГС получили отдельные помещения и были укомплектованы более квалифицированным контингентом сотрудников (большинство делопроизводителей имели полное среднее образование; тогда как прежде у сотрудников в основном были за плечами начальная школа или семилетка).

В ЗАГС ах крупных городов было выделено специальное время для регистрации рождения и браков: эти акты регистрировали с 15 до 19 часов во все дни недели, кроме среды, а остальные акты (смерть, разводы, исправления в документах и т.д.) – с 10 до 14 часов.

Торжественность регистрации бракосочетания обеспечивали районные Советы народных депутатов и их органы записи актов гражданского состояния. В населенных пунктах, где отсутствовали органы ЗАГС , проведение гражданских обрядов осуществляли сельские, поселковые Советы народных депутатов. А в 1958 году по предложению комсомольцев Ленинградского производственного объединения “Светлана” и при поддержке Ленинградского горкома партии был создан первый в СССР дворец бракосочетаний.

Что касается Москвы, то здесь стали практиковаться выездные регистрации брака: в 1959 году в Доме культуры Горбунова была произведена массовая единовременная регистрация браков (80 пар).

15 декабря 1960 года по решению исполкома Моссовета в столице был открыт Дворец бракосочетания № 1 (Грибоедовский), в котором стало возможным регистрировать и браки с иностранцами.

Общее методическое руководство органами ЗАГС в 1956-1971 годах осуществляли специальные юридические комиссии.

В конце 1950-х – начале 1960-х годов в процедуру регистрации брака были вновь внесены изменения направленные на “внедрение в быт советских людей новых гражданских обрядов” (так называлось постановление Совмина, вышедшее 18 февраля 1964 года, на основании которого стала вестись широкомасштабная работа по созданию системы обрядов, сопровождающих акты гражданского состояния). Был установлен определённый срок ожидания регистрации брака (один месяц с момента подачи заявления), введен институт свидетельства (присутствие свидетелей со стороны обоих новобрачных стало обязательным). Для помощи в организации свадебных торжеств были созданы салоны для новобрачных. По месту работы новобрачным стали предоставлять 2-3 дня отгулов – “на свадьбу”.

Отошли в прошлое годы, когда вступающие в брак праздновали свадьбу только в скромной семейной обстановке, – теперь для них работали фирма “Весна”, Ювелирторг, Цветторг, управление автомобильного транспорта, фабрики фоторабот и т.д. Свадебный обряд стал индустрией.

Свадьбы, как правило, стали играть с приглашением большого количества людей. При этом значительное распространение получили обряды, имитирующие вековые народные традиции. К ним относились, в частности, родительское благословение, украшение свадебного кортежа (машина оформлялась лентами, на бампер сажали игрушечных медведей, а позже – кукол в костюмах жениха и невесты), комсомольские напутствия, а также полулегальные гадания на счастливую жизнь (ставшие популярными на рубеже 1970-х -80-х годов астрологические прогнозы).

В 1960-80-е годы в процедуру свадьбы был введён ряд обязательных ритуальных элементов: поездка по “местам памяти” (посещение памятника вождю мирового пролетариата В.И. Ленину, монумента или братской могилы павших воинов и возложение цветов), символическое напутствие молодым (чтение “Обета верности”, вручение “ключа” от семейного счастья, “Летописи семьи”, медали “Совет да любовь”), посадка “деревца семьи” или участие в создании “аллеи молодоженов”… Популярностью стало пользоваться свадебное путешествие в столицу, в города-герои, по родной стране (путёвку получали в салонах новобрачных или в общественных организациях учреждений по месту работы или учёбы). Полиграфия выпускала миллионными тиражами открытки “Приглашение на свадьбу” (традиционное оформление – цветы и два соединённых кольца)…

В 80-х годах в обряд бракосочетания стали вводиться народные элементы: так, при встрече жениха и невесты исполнялись величальные песни, на вышитом полотенце преподносился хлеб-соль. В те же годы уделялось большое внимание серебряным и золотым свадьбам, брачным юбилеям.

Кроме того, при проведении свадебных торжеств нередко учитывались актуальные социально значимые мероприятия и кампании. Например, во время активной борьбы с пьянством и алкоголизмом проводились свадьбы, исключающие употребление алкогольных напитков.

В 1968 году были приняты Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье, на основании которых в республиках были разработаны Кодексы о браке и семье (КОБИС ).

В 1977 году семейные нормы впервые вошли в Конституцию СССР : “Статья 53. Семья находится под защитой государства. Брак основывается на добровольном согласии женщины и мужчины; супруги полностью равноправны в семейных отношениях. Государство проявляет заботу о семье путем создания и развития широкой сети детских учреждений, организации и совершенствования службы быта и общественного питания, выплаты пособий по случаю рождения ребенка, предоставления пособий и льгот многодетным семьям, а также других видов пособий и помощи семье”, “Статья 66. Граждане СССР обязаны заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами социалистического общества. Дети обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь” (глава 7 “Основные права, свободы и обязанности граждан СССР ”).

Во второй половине 80-х советский брачный церемониал, как и общество в целом, претерпевал кризис: годы перестройки ознаменовались, с одной стороны, взлетом популярности церковных обрядов легитимизации брака, а с другой – ростом процента отказов от государственной регистрации брачных отношений.

Арманд И.Ф. Коммунистическая мораль и семейные отношения. – Л., 1926.

Эволюция семьи и семейная политика в СССР / Отв. ред. А.Г. Вишневский. – М.: Наука, 1992.

Семейные узы: модели для сборки / Cост. и ред. С. Ушакин. – М.: НЛО , 2004. – В 2-х кн.

Татьяна Воронцова



Рассказать друзьям