Фронтальные логопедические занятия. Конспекты логопедических занятий по лексическим темам

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Конспект подгруппового логопедического занятия

соответствии с ФГОС

«Дикие животные»

Возраст: 4 года

Тема: «Дикие животные»

Коррекционно-образовательные:

Коррекционно-развивающие:

¾ развивать фонематическое восприятие.Конспект подгруппового логопедического занятия

по формированию лексико-грамматических категорий

соответствии с ФГОС

«Дикие животные»

Группа детей по структуре речевого нарушения: ОНР II

Возраст: 4 года

Тема: «Дикие животные»

Приоритетная образовательная область: речевое развитие

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное познавательное.

Цель: практическое усвоение детьми словаря темы «Дикие животные» , закрепление способов словоизменения и словообразования на материале имен существительных выбранной лексической темы.

Коррекционно-образовательные:

¾ формировать представления об образе жизни и повадках диких животных;

¾ уточнять и расширять словарь по теме (медведь, волк, лиса, заяц);

¾ совершенствовать грамматический строй речи (падежные формы, образование имен существительных- названий детенышей).

Коррекционно-развивающие:

¾ развивать зрительное, слуховое и тактильное восприятие, зрительное и слуховое внимание;

¾ коррегировать слоговую структуру слова;

¾ развивать фонематическое восприятие.

Коррекционно-воспитательные:

Планируемые результаты:

Коррекционно-воспитательные:

¾ формировать интерес к живой природе, доброжелательность, отзывчивость, инициативность, ответственность, навыки сотрудничества.

Планируемые результаты:

¾ дети имеют представления об образе жизни диких животных, используют в активной речи названия диких животных, их детенышей, их жилищ в разных грамматических формах; активно и доброжелательно взаимодействуют между собой и с взрослыми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического занятия

по формированию лексико-грамматических категорий

соответствии с ФГОС

«Дикие животные»

Группа детей по структуре речевого нарушения: ОНР II

Возраст: 4 года

Тема: «Дикие животные»

Приоритетная образовательная область: речевое развитие

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное познавательное.

Цель: практическое усвоение детьми словаря темы «Дикие животные» , закрепление способов словоизменения и словообразования на материале имен существительных выбранной лексической темы.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • формировать представления об образе жизни и повадках диких животных;
  • уточнять и расширять словарь по теме (медведь, волк, лиса, заяц);
  • совершенствовать грамматический строй речи (падежные формы, образование имен существительных- названий детенышей).

Коррекционно-развивающие:

  • развивать зрительное, слуховое и тактильное восприятие, зрительное и слуховое внимание;
  • коррегировать слоговую структуру слова;
  • развивать фонематическое восприятие.

Коррекционно-воспитательные:

  • формировать интерес к живой природе, доброжелательность, отзывчивость, инициативность, ответственность, навыки сотрудничества.

Планируемые результаты:

  • дети имеют представления об образе жизни диких животных, используют в активной речи названия диких животных, их детенышей, их жилищ в разных грамматических формах; активно и доброжелательно взаимодействуют между собой и с взрослыми.

Оборудование: пособие «Волшебный телевизор»; мягкие игрушки (белка, заяц, лиса, волк); кружки зеленого и красного цветов («светофоры»); набор кубиков по числу детей с изображениями детенышей животных на сторонах; мисочки с угощением для зверей; платок; волшебная коробочка с двойным дном; пособие «Жилища животных»; палочки (по 2 на каждого ребенка); дом для зайца.

Ход занятия:

1.Организационный момент. Создание проблемной ситуации.

Логопед (Л.): - Доброе утро! Сегодня к нам в гости пришел наш друг Дракоша. Утром он, как обычно, проснулся, заправил свою постель, сделал зарядку, позавтракал любимыми пирожками и стал придумывать, чем бы ему заняться. Сначала он решил включить телевизор, но вот беда – на экране ничего не видно, только чьи- то тени…. Может вы поможете Дракончику разглядеть, что показывает телевизор?

2. Актуализация словарного запаса по теме. Практическое закрепление навыков словоизменения и словообразования.

Рассматривание силуэтов диких животных. Употребление имен существительных в винительном падеже.

Л.: - Давайте каждому из вас по очереди Дракоша даст лапку и вы будете ему подсказывать. Кого ты видишь?

Дети (по очереди): - Волка. Медведя. Лису. Белку. Зайца. Ежика.

(Называя животное, ребенок берет его цветное изображение, которое прикрепляет к силуэтному изображению животного).

Игра с флажками. Развитие фонематического восприятия и слухового внимания.

Л.: - Дракончик еще только учится говорить, поэтому многда он путает слова. Давайте покажем Дракоше когда он говорит правильно, а когда ошибается. Если он произнесет слово правильно – поднимите зеленый флажок, если Дракоша ошибся – красный.

Мишка-миска. Лиза-лиса. Майка-зайка. Ёжик-ножик. Белка-булка. Волк-полка.

Дракоша очень рад, все вместе мы починили телевизор. Посмотрите на экран. Кто это?

Дети: - Это дикие животные.

Л.: - Дракоше очень хочется поближе познакомиться и подружиться со зверями. Но где же нам их встретить? Где они живут?

Дети: -В лесу.

Л.: - Правильно, они живут в лесу, сами добывают себе еду.

Игра в кубики. Образование существительных множественного числа родительного падежа с суффиксами –ат,-ят. Совершенствование зрительно-моторной координации.

Л.: - Давайте отправимся в лес. Вы не боитесь? Молодцы! Дракоша возьмет свой рюкзачок – и вперед!

Повернулись, покружились и в лесу мы очутились. Кто первый нам встретился? Правильно, это лиса.

Идет по лесу лиса.

Лиса-рыжая краса.

Всех зверей она хитрей,

Шубка теплая на ней!

Лисонька предлагает поиграть с ней в кубики. Садитесь на ковер. Найдите на своем кубике подходящую картинку.

У меня лиса, а у вас много..

Дети: - Много лисят.

У меня волк, а у вас много..

Дети: - Много волчат.

У меня белка, а у вас много..

Дети: - Много бельчат.

У меня заяц, а у вас много..

Дети: - Много зайчат.

Употребление существительного в форме винительного падежа.

Л.: - Понравилось вам играть в кубики? И Дракоше тоже. Вдруг видит Дракоша:

Пышный хвост торчит с верхушки.

Что за странная зверушка?

Щелкает орехи мелко.

Ну конечно, это …

Дети: - Белка.

Л.: - Белочка-хлопотунья, она за теплое лето в укромные места – дупла деревьев, трещины в коре – натаскала грибы, орешки. Всю зиму теперь будет есть!А сегодня белочка накрыла угощенье для лесных зверушек, да и про Дракошу не забыла. (Открываю салфетку, под ней в мисочках – рыбка, пирожки, косточка, веточка дерева, орехи).

Давайте вспомним, чем питаются дикие животные и подберем угощение для них. (Дети на ощупь под салфеткой определяют, что находится в мисочке.)

Что в твоей мисочке? Кого ты угостишь?

Дети: - Рыбка. Я угощу лису.

Косточка. Я угощу волка.

Пирожок.Я угощу Дракошу.

Веточка.Я угощу зайца.

(Последний ребенок обнаруживает вместо орехов в мисочке скорлупу.)

Л.: - Как вы думаете, что случилось? (Выслушиваю ответы детей). Когда мы с вами накрыли платком мисочки с угощением, проворные мышата съели все орешки, осталась только скорлупа. Чем же нам теперь накормить белочку? (Выслушиваю предположения детей). Хорошо, что у Дракоши в рюкзаке есть волшебная коробочка. Давайте мы с вами поколдуем. Сложим в коробочка скорлупу, закроем. Раз, два, три, четыре, пять, начинаем колдовать. (Коробочка открывается, внутри неё орешки.) Ура! Случилось чудо! Теперь нам есть чем угощать белочку! Чем мы угостим белочку?

Дети: - Орешками.

Употребление имен существительных в форме родительного падежа. Практическое усвоение названий жилищ животных.

Л.: - А зимой в лесу тихо. Когда холодно, все звери прячутся по своим жилищам.

Медведь живет в берлоге.

Лиса живет в норе.

Волк поселился в логове.

А белочка - в дупле.

(По ходу прочтения открываю окошки на пособии, дети видят животных в их жилищах).

Л.: - Звери играют с вами в прятки. Вспомните, где находится каждое жилище. Берлога – это жилище кого?

Ребенок: - Медведя.

Нора – жилище кого?

Ребенок: - Лисы.

Логово – жилище кого?

Ребенок: - Волка.

Дупло – жилище кого?

Ребенок: - Белки.

Л.: - Лишь зайка, бедный зайка

Под кустиком сидит.

И хвостик его маленький

От страха весь дрожит.

Коррекция слоговой структуры слова.

Л.: - Вам жалко зайчика? Что мы можем сделать? (Выслушиваю предположения детей). Давайте построим дом для зайца. Садитесь за стол. Возьмите палочки-молоточки. Будем забивать гвозди все вместе, начиная с левой руки. Животные нам будут помогать. Первой помогла лиса. Кто тпришел на помощь первой? Ли-са (на каждый слог ударяем «гвоздь» «молоточком»).

Вторым поспешил строить дом волк. Назовем его ласково – вол - чок(на каждый слог ударяем «гвоздь» «молоточком»).

Потом прискакала шустрая белка. Бел-ка(на каждый слог ударяем «гвоздь» «молоточком»).

Забивал гвозди и сам зайчик. Зай-чик(на каждый слог ударяем «гвоздь» «молоточком»).

Посмотрите, какой дом для зайца у нас получился! Вам нравится? Какие молодцы мы, какие молодцы звери! Как же тепло и уютно будет жить в нем зайчику из нашей с вами сегодняшней сказки! Жаль, что настоящие зайцы обходятся совсем без дома.

3.Рефлексия.

Л.: - А Дракоше пора возвращаться из леса домой. Как вы думаете, что Дракоша расскажет своей маме о новых лесных друзьях? (Выслушиваю ответы детей). В следующий раз мы попадем с Дракошей в другую сказку, а сейчас нам пора прощаться!


Логопедические занятия - раздел с конспектами групповых, фронтальных, индивидуальных логопедических и логоритмических занятий, а также интегрированных занятий, мастер – классов по нетрадиционным методикам обучения. Уверены, что размещенные здесь материалы будут интересны и познавательны не только специалистам детских образовательных учреждений, но и родителям, проявляющим искреннюю заинтересованность в развитии своего ребенка.

Опытные специалисты делятся здесь своими знаниями, а начинающим логопедам представленные конспекты помогут правильно и увлекательно спланировать свои занятия.

Занятия с логопедом. Материалы и конспекты.

Содержится в разделах:
Включает в себя разделы:
  • Звуки. Дифференциация и автоматизация звуков. Коррекция звукопроизношения

Показаны публикации 1-10 из 6887 .
Все разделы | Логопедические занятия

Конспект занятия в логопедической группе «Уголок природы в детском саду» Конспект занятия в логопедической группе по теме : «Уголок природы в детском саду» Тема : Употребление имен су¬ществительных с предлогами, обогащение речи словами-антони¬мами. Коррекционно-образовательные цели. Расширение представле¬ний об аквариумных рыбах, их внешнем виде,...

Конспект занятия в средней группе по логоритмике «Профессии на транспорте» Логоритмика . Профессии на транспорте. Средняя группа. Предварительная работа : знакомство с видами транспорта, разучивание игры «Передай мяч» , «Наш транспорт» . Разучивание песни с движениями «Веселое путешествие» муз. М. Старокадомского, сл. С. Михалкова (дети заходят в зал) Я :...

Логопедические занятия - Конспект занятия по логопедической ритмике с детьми с ОНР «Откуда у носорога шкура»

Публикация «Конспект занятия по логопедической ритмике с детьми с ОНР «Откуда у...» МАДОУ ЦРР- Детский сад № 29 г.Кызыла Конспект занятия по логопедической ритмике с детьми С ОНР «ОТКУДА У НОСОРОГА ШКУРА» по мотивам одноименной сказки Р. Киплинга Подготовила и провела: учитель- логопед Кошкар-оол А.С. Кызыл-2019г Аннотация: образовательная деятельность...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Ш] и [С] в слогах и словах» в ДОУ Цель: сформировать умение различать по акустическим и артикуляционным признакам звуки [Ш] и [С] в слогах и словах. Задачи: - Корреционно-образовательные: закрепление знаний о механизме образования звуков и их акустических особенностях; установление отличительных признаков в...

Презентация к логопедическому занятию «Космическое происшествие» В условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Занятия в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с...

Конспект логопедического занятия «Звуки [Т] - [Т’]» для детей старшего дошкольного возраста Конспект логопедического занятия «Звуки [Т] - [Т’]» для детей старшего дошкольного возраста Задачи: 1. Закрепление произношения и различения звуков «Т» и «ТЬ». 2. Знакомство с буквой Т. 3. Воспроизведение слоговых рядов. 4. Составление предложений по сюжетной картинке с помощью...

Логопедические занятия - Интегрированное занятие «Путешествие в страну знаний» в подготовительной логопедической группе

Конспект НОД в подготовительной группе «Путешествие в страну знаний» Воспитатель: Балашова И. А. цель: создание мотивации к познавательному развитию средствами проблемно-игровых методов взаимодействия с детьми. Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие: 1....


Коррекционно-образовательные цели: Закрепление правильного произношения звука Щ; упражнять в употреблении увеличительных суффиксов существительных; составлять предложения с данными словами, схематичная запись. Коррекционно-развивающие цели: совершенствование фонематического...

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков «[С] - [Ц]» Цели. Коррекционно-образовательные: Уточнение и закрепление кинестетических образов звуков «с», «ц» Формирование навыков акустико - артикуляционной характеристики изучаемых звуков. Упражнение в подборе родственных слов. Закрепление представлений о птицах. ...

Конспект логопедического занятия «Звук и буква «Ч» Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе. «Звук и буква Ч» Цель: познакомить детей со звуком [ч] и буквой Ч. Коррекционно-образовательные задачи: - научить характеризовать звук [Ч] по акустическим и артикуляционным признакам; - упражнять в определении...

Логопед – очень творческая профессия. У каждого профессионала есть свои наработки, интересные находки, особый подход к занятиям. Логопеды используют различные методики для коррекции произношения и формирования речи ребенка.

Многие дети дошкольного возраста нуждается в помощи логопеда. Несложные дефекты произношения успешно исправляются на логопедических пунктах при детских садах и в процессе частных занятий с логопедом. Но существуют сложные речевые нарушения - алалия, заикание, дизартрия, общее недоразвитие речи, коррекция которых требует очень длительной и кропотливой работы логопеда, воспитателей и родителей ребенка. Для детей, имеющих тяжелые нарушения речи, существуют специализированные дошкольные учреждения или логопедические группы при обычных детских садах. Для таких детей важно не только исправить произношение, но и сформировать лексико-грамматическую структуру языка, развить речь, подготовить их к обучению грамоте. От этого зависит успешность дальнейшего обучения в школе, социализация в обществе. Родителям следует тщательно выполнять все рекомендации логопеда, делать вместе с ребенком домашние задания и упражнения, ежедневно закреплять полученные на занятиях умения и знания. Только совместные усилия родителей и всех специалистов, работающих с ребенком, помогут преодолеть трудности, научат его говорить правильно и красиво, успешно учиться в школе.

  • Чтобы Ваш материал попал в этот раздел, опубликуйте запись в своем личном блоге на сайте сайт и добавьте в нижнее поле "Рубрики" слова "Логопедические занятия" (без кавычек).

Конспекты логопедических занятий по лексическим темам.(подгот.группа)

ТЕМА: «ОВОЩИ».


Задачи: образовывать множественное число существительных;
ласкательными суффиксами;

и ритмом речи;

Оборудование: картинки с изображением овощей, мяч, материал для игры «Где чья тень?»
Ход занятия:
1. Орг. момент. Пальчиковая гимнастика «КАПУСТА»
Логопед. Отгадайте загадку:
Она растет у вас на грядке, Одета в шумные шелка. Мы для нее готовим кадки И крупной соли полмешка.
Дети. Капуста!
Логопед. Давайте заготовим капусту на зиму.

Тук! Тук! Тук! Тук!
Раздается в доме стук.
Мы капусту нарубили,
Перетерли,
Посолили
И набили плотно в кадку.
Все теперь у нас в порядке. (Ритмичные удары ребром ладоней по столу.)

(Хватательные движения обеими руками.)
(Указательный и средний пальцы трутся о большой.)
(Удары обеими руками по столу.)
(Отряхивают руки.)
2. Введение в тему. (картинки с изображением овощей)
Какие ещё овощи вы знаете?
Где растут овощи? (на земле, под землёй)
Как собирают овощи, которые растут на земле. на кусте?(срывают, срезают)
Как собирают овощи, которые растут под землёй?(выкапывают, 3. выдёргивают)
3. Игра «Подбери признак»

Помидор- помидорчик морковь-морковочка
Огурец- огурчик тыква- тыковка
Лук- лучок свёкла- свёколка
Чеснок- чесночок капуста- капустка
Горох- горошек картошка- картошечка
5. Игра «Один- много»
Помидор- помидоры
Огурец- огурцы
Тыква- тыквы
Кабачок- кабачки
Баклажан- баклажаны



3раза.)

7. Игра «Назови сок, салат».
Сок из моркови- морковный
Сок из капусты- капустный
Сок из свёклы- свёкольный
Салат из огурцов- огуречный
Суп из гороха- гороховый
8. Игра «Где чья тень?»(найти тени овощей)


Игра «Подскажи словечко».
Где зимою было пусто летом выросла…капуста.
Из земли за чуб плутовку, тянем сочную…морковку.

ТЕМА: «ОВОЩИ».


Задачи: -учить изменять существительные по падежам;
- учить согласовывать существительные с прилагательными;
- учить составлять простые предложения;
-развитие внимания, памяти, мышления.
рассказа, мяч.
Ход занятия:
(картинки с изображением овощей)
Прежде чем его мы съели, все наплакаться успели.(лук)

Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок.
В рос в землю крепко. Кто же это? (репка)

Как надела сто рубах, заскрипела на зубах.(капуста)

Расту в земле на грядке я, красная, длинная, сладкая.(морковь)

Летом в огороде, свежие, зеленые, а зимою в банках – вкусные,
солёные.(огурцы)

Как на нашей грядке выросли загадки-
Сочные да крупные вот такие круглые.
Летом зеленеют, к осени краснеют.(помидоры)
2. Игра «Чего не стало»
Назовите всё это (картинки с изобр. овощей) одним словом. (Овощи)
глаза. Чего не стало?)
3. Игра «Подбери признак»
Морковь (свёкла, репа, капуста) - (какая?) – вкусная, хрустящая, оранжевая, большая, круглая, полезная, сочная, крупная, мелкая….
Лук (огурец, помидор, чеснок, кабачок)- (какой?) – вкусный, хрустящий, красный, большой, круглый, полезный, сочный, крупный, мелкий, горький….
4. Составление простого предложения (с опорой на картинку).
Например: «У меня зеленый огурец» и т.п.
5. Игра «Назови сок, салат».
Сок из моркови- морковный
Сок из капусты- капустный
Сок из свёклы- свёкольный
Салат из огурцов- огуречный
Салат из картофеля- картофельный
Суп из гороха- гороховый
Икра из кабачков- кабачковая
6. Физкультминутка «Урожай».
В огород пойдем, урожай соберем. (маршируют)
Мы морковки натаскаем («Таскают»)
И картошки накопаем. («Копают»)
Срежем мы кочан капусты, («Срезают»)
Круглый, сочный, очень вкусный, (Показывают круг руками-
3раза.)
Щавеля нарвем немножко («Рвут»)
И вернёмся по дорожке. (маршируют)

7. Составление рассказа по плану:
-что это?
-какого цвета?
-где растет?
-какой на вкус?
-какой формы?
Например: «Это огурец. Он зелёный, растет на земле. Огурец сочный, вкусный, хрустящий. Он овальный. Из огурцов можно приготовить огуречный салат.»
Анализ рассказов.
8. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.
Игра «Четвертый лишний».
Капуста, морковь, яблоко, чеснок.
Огуречный, апельсиновый,морковный,тыквенный.

ТЕМА: «ФРУКТЫ».

Цель:- расширение и активизация словаря.
Задачи: -образовывать множественное число существительных;
-учить образовывать существительные с уменьшительно-
ласкательными суффиксами;
- учить согласовывать существительные с числительными;
- учить образовывать относительные прилагательные;
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать координацию речи с движением, работать над темпом
и ритмом речи;
- развивать мелкую моторику;
- формировать зрительно-предметный гнозис.

Оборудование: картинки с изображением фруктов, мяч.
Ход занятия:
1. Орг. момент. Пальчиковая гимнастика «КОМПОТ».


начиная с большего.)
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Угостим честной народ.

2. Введение в тему. (Картинки с изображением фруктов).
Назовите всё это (картинки с изобр. фруктов) одним словом (фрукты).
Какие ещё фрукты вы знаете?
Где растут фрукты? (на деревьях, на кустарниках; в жарких странах, в нашей местности; в садах).
3. Игра «Подбери признак»
Груша (слива) - (какая?) – вкусная, полезная, мягкая, зелёная, овальная, сладкая, сочная, крупная, мелкая….
Банан (лимон, персик, апельсин)- (какой?) – вкусный, кислый, жёлтый, большой, круглый, полезный, сочный, крупный, мелкий,….
Яблоко (какое?)- сочное, сладкое, спелое, твёрдое,….
4. Игра «Большой- маленький»
Яблоко – яблочко лимон – лимончик
Апельсин – апельсинчик банан – бананчик
Абрикос – абрикосик мандарин – мандаринчик
Слива – сливочка(сливка) груша – грушка

5. Игра «Один- много»
Яблоко – яблоки лимон – лимоны
Апельсин – апельсины банан – бананы
Абрикос – абрикосы мандарин – мандарины
Слива – сливы груша – груши
Персик – персики фрукт - фрукты


На носочки я встаю,
Яблочко я достаю,
С яблочком бегу домой,
Мамочке подарок мой.

7. Игра «Посчитай фрукты».
Один лимон, два лимона,…пять лимонов (апельсин, банан, персик,
абрикос).
Одна груша, две груши,…пять груш (слива).
Одно яблоко, два яблока,…пять яблок.
8. Игра «Догадайся что я хочу сок или варенье.»
Я хочу яблочный….
Я хочу яблочное….
Я хочу грушевый….
Я хочу грушевое….
Я хочу абрикосовое….
Я хочу абрикосовый….
Я хочу апельсиновый….
Я хочу персиковое….
Я хочу сливовое….
Я хочу банановый….
9. Игра «Что приготовим?».
Из лимона – лимонный сок;
Из банана – банановое пюре;
Из яблока – яблочное повидло;
Из груши – грушевый компот (апельсин, персик, слива).
Из фруктов – фруктовый салат.
Чего больше яблок или помидор?

ТЕМА: «ФРУКТЫ».

Цель: - развитие связной речи.
Задачи: -усвоить категории родительного и дательного падежей;
- учить образовывать относительные прилагательные;
- учить составлять рассказ-описание(по схеме);
Оборудование: картинки с изображением овощей, схема для составления
рассказа, мяч.
Ход занятия:
1. Орг. момент. Отгадывание загадок. (картинки с изображением
фруктов)
Очень любят обезьяны кушать спелые …(бананы)

Круглое, румяное, я расту на ветке,
Любят меня взрослые и маленькие детки. (яблоко)

Спелый, сочный, ароматный я на яблоко похож.
Если по полам разрежешь, внутри ты косточку найдешь.(персик)

На сучках висят шары, посинели от жары.(слива)

У нас «фамилия» одна: цитрусовых мы семья.
Я апельсина младший брат, я витаминами богат. (мандарин)

2. Игра «Чего не стало»
Назовите всё это (картинки с изобр. фруктов) одним словом. (фрукты)
(Дети закрывают глаза, одну из картинок закрывают. Дети открывают
глаза. Чего не стало?)

3. Игра «Угадай про какой фрукт я говорю»
Вкусная, полезная, мягкая, зелёная, сладкая, сочная аппетитная.(груша)
Кислый, жёлтый, овальный, полезный, сочный.(лимон)
Сочное, сладкое, спелое, твёрдое, красное. (яблоко)
Вкусный, жёлтый, мягкий, длинный.(банан)
Вкусная, полезная, мягкая, синяя, овальная, сладкая, сочная, мелкая.(слива)
Вкусный, оранжевый, круглый, полезный, сочный, крупный.(апельсин)

4. Игра «Угостим зверюшек».
Дети по очереди угощают зверюшек фруктами.«Я дам яблоко мишке» (зайке, слоненку,….).

5. Игра «Что приготовим?»(по картинкам)
Дети по очереди говорят, что приготовят.
«Я приготовлю яблочный сок. Я приготовлю яблочное варенье.
Я приготовлю грушевый компот. Я приготовлю грушевое варенье.
Я приготовлю абрикосовое варенье. Я приготовлю абрикосовый сок.
Я приготовлю апельсиновый сок. Я приготовлю персиковое варенье.
Я приготовлю сливовое варенье. Я приготовлю банановый сок».
6. Физкультминутка.(импровизация движений в такт стихотворения)
На носочки я встаю,
Яблочко я достаю,
С яблочком бегу домой,
Мамочке подарок мой.
7. Пальчиковая гимнастика «КОМПОТ».
Будем мы варить компот, (левую ладошку держат
Фруктов нужно много. Вот: «ковшиком», указательным
пальцем правой руки «мешают».)
Будем яблоки крошить, (загибают пальцы по одному
начиная с большего.)
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот. (Опять «варят» и «мешают».)
Угостим честной народ.

8. Составление рассказа по плану:
-что это?
-какого цвета?
-где растет?
-какой на вкус?
-какой формы?
-что из него можно приготовить?
Например: «Это лимон. Он желтый. Лимон растет на дереве. Он кислый, овальный. Лимон полезный. Его кладут в чай. Из лимона можно приготовить лимонный сок».
Анализ рассказов.
9. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.
Игра «Четвертый лишний».
Яблоко, помидор, лимон, банан.
Слива, груша, персик, огурец.
Груша, банан, лимон, яблоко.

ТЕМА: «ЛЕС. ГРИБЫ. ЯГОДЫ».

Цель:- расширение и активизация словаря.

ласкательными суффиксами;
- учить образовывать относительные прилагательные;
- закрепление понимания и практическое употребление в речи
предлогов;
- закрепление в речи глаголов: «искать», «срывать», «собирать»

Ход занятия:
1. Орг. момент. Пальчиковая гимнастика.
начиная с большего.)

большого.)
За брусникой, за калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.
2. Введение в тему. Игра «Прогулка в лес». (Картинка с изобр. леса.)
Лес- это большой дом, где живут разные растения, животные и птицы.
Собираемся в лес. «Кого ты увидишь в лесу?» или «Что ты увидишь в лесу?»
Дети отвечают: «Я увижу деревья. Я увижу кусты. Я увижу цветы. Я увижу зверей. Я увижу птиц. Я увижу грибы. Я увижу ягоды».
Называем грибы (по картинкам)- белый гриб, подберезовик, сыроежка, опенок, лисички, подосиновик – съедобные грибы; мухомор, бледная поганка- ядовитые грибы.
Называем лесные ягоды (по картинкам)- брусника, малина, черника, клюква, голубика, ежевика, земляника.
3. Игра «Большой- маленький»

Лист- листочек птица- птичка
Цветок- цветочек ветка- веточка.
4. Игра «Один- много»
Гриб- грибы ягода- ягоды
Дерево- деревья куст- кусты
Лист- листья птица- птицы
Цветок- цветы ветка- ветки
Сук- сучья ствол- стволы.

Все зверушки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали,
Рыжики срывали.
Лисичка бежала,
Лисички собирала.
Скакали зайчатки,
Искали опятки.
Медведь проходил,


6. Игра «Что приготовим?».
Из грибов- грибной суп
Из малины- малиновое варенье
Из черники- черничное варенье
Из земляники- земляничное варенье
Из клюквы- клюквенное варенье
Из брусники- брусничное варенье
7. Игра «Что это?»(закончить предложение и повторить его полностью).
Береза, осина, дуб – это…(деревья).
Орешник, шиповник, сирень – это…(кусты).
Ромашка, василек, незабудка – это…(цветы).
Опенок, сыроежка, мухомор – это…(грибы).
Комар, кузнечик, жук – это…(насекомые).
Кукушка, сова, орел – это…(птицы).
Заяц, лиса, волк – это…(дикие животные).
8. Игра «Мозаика» (из 6 треугольников выложить гриб).
9. Игра «Кто, где, откуда» (ответы на вопросы по картинке).
Где гусеница? И т.п.

10. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.
Ответить на вопрос.
На поляне у дубка крот увидел два грибка,
А подальше, у осин, он нашел ещё один.
Кто ответить мне готов, сколько крот нашел грибков?

ТЕМА: «ЛЕС. ГРИБЫ. ЯГОДЫ».

Цель: - развитие связной речи.
Задачи: - учить образовывать существительные род. падежа;
- учить образовывать относительные прилагательные;
- закрепление в речи глаголов: «искать», «срывать», «собирать»;
- обучение пересказу;
- развивать мелкую моторику, слуховое внимание, мышление.

Оборудование: картинки с изображением леса, грибов, ягод, мяч.
Ход занятия:
1. Орг. момент. Игра «Подскажи словечко».
Возле леса на опушке, украшая темный бор,
Вырос пестрый, как петрушка, ядовитый… (мухомор).

Посмотрите-ка, ребята, тут – лисички, там – опята,
Ну а это, на полянке, ядовитые… (поганки).

Вдоль лесных дорожек много белых ножек
В шляпках разноцветных, издали заметных.
Собирай не мешкай, это… (сыроежки).
Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять, (пальчики обеих рук «здороваются»,
начиная с большего.)
В лес идем мы погулять. (обе руки «идут» указательными и
средними пальцами по столу.)
За черникой, за малиной, (Загибают пальчики, начиная с
большого.)
За брусникой, за калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем. (обе руки «идут» указательными и
средними пальцами по столу.)
2. Игра «Чего в лесу много?» (составление предложений)
Например: «В лесу много грибов. В лесу растут грибы».
Гриб- грибы - много грибов ягода- ягоды –много ягод
Дерево- деревья - много деревьев куст- кусты – много кустов
Лист- листья- много листьев опенок - опята – много опят
Цветок- цветы- много цветов ветка- ветки – много веток.
3. Игра «Что приготовим?» (по картинкам)
Я приготовлю из грибов грибной суп.
Я сварю из малины малиновое варенье.
Я сварю из черники черничное варенье.
Я сварю из земляники земляничное варенье.
Я сделаю из клюквы клюквенный морс.
Я сварю из брусники брусничное варенье. И т.п.

4. Физкультминутка. «ЗА ГРИБАМИ»

Все зверушки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали,
Рыжики срывали.
Лисичка бежала,
Лисички собирала.
Скакали зайчатки,
Искали опятки.
Медведь проходил,
Мухомор раздавил. (Дети идут в хороводе.)

(Скачут вприсядку, срывают вообра¬жаемые грибы.)

(Бегут, собирают воображаемые гри¬бы.)

(Скачут стоя, «срывают» грибы.)

(Идут вразвалку, в конце строки то¬пают правой ногой.)

5. Обучение пересказу. Я.Тайц «По грибы».
Бабушка с Надей собрались в лес по грибы. Дедушка дал им по лукошку и сказал:
- Ну–ка, кто больше наберет!
Вот они шли-шли, собирали-собирали, пошли домой. У бабушки полное лукошко, а у Нади-половинка. Надя сказала:
- Бабушка, давай меняться лукошками!
- Давай!
Вот они пришли домой. Дедушка посмотрел и говорит:
- Ай да Надя! Гляди-ка, больше бабушки набрала!
Тут Надя покраснела и сказала самым тихим голосом:
- Это вовсе не мое лукошко… это вовсе бабушкино.
В: Почему Надя покраснела и ответила дедушке тихим голосом?
- Куда пошли Надя с бабушкой?
- Зачем они пошли в лес?
- Что сказал дедушка, провожая их в лес?
- Что они делали в лесу?
- Сколько набрала Надя и сколько набрала бабушка?
- Что сказала Надя бабушке, когда они пошли домой?
- Что сказал дедушка, когда они вернулись?
- Что сказала Надя?
Повторное чтение.
Пересказы детей.
Анализ рассказов.
6. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.
Ответить на вопрос.
Только я в кусты зашла – подосиновик нашла,
Две лисички, боровик и зеленый моховик.
Сколько я нашла грибов? У кого ответ готов?

Цель:- расширение и активизация словаря.
Задачи: - образовывать множественное число существительных;
- учить образовывать существительные с уменьшительно-
ласкательными суффиксами;
- учить образовывать относительные прилагательные;
- подбирать прилагательные к существительному;
- согласование существительных с числительными;
- развивать мелкую моторику, слуховое внимание, мышление.
Оборудование: картинки с изображением осени, листьев мяч.
Ход занятия:
1. Орг. момент. Пальчиковая гимнастика. «ОСЕНЬ»

Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки - золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.

2. Введение в тему.
Какое сейчас время года? (осень)
Назовите осенние месяцы? (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Назовите признаки осени? (дождь, листопад, холод, ветер, овощи, фрукты, грибы).
3. Игра «Большой - маленький»
В гости пришел гномик. Он из сказочной страны. В стране гнома все маленькое, поэтому и говорят они про все ласково. И мы будем говорить ласково.
Гриб- грибок, грибочек ягода- ягодка
Дерево- деревце куст- кустик
Лист- листочек солнце- солнышко
Цветок- цветочек ветка- веточка
Лес- лесочек трава- травка
Дождь- дождик ветер- ветерок
Туча- тучка
4. Игра «Один - много»
Гриб - грибы ягода - ягоды
Дерево - деревья куст - кусты
Лист - листья лужа - лужи
Дождь - дожди ветка - ветки
Сук- сучья туча - тучи.
5. Физкультминутка. «ЗА ГРИБАМИ»

Все зверушки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали,
Рыжики срывали.
Лисичка бежала,
Лисички собирала.
Скакали зайчатки,
Искали опятки.
Медведь проходил,
Мухомор раздавил. (Дети идут в хороводе.)

(Скачут вприсядку, срывают вообра¬жаемые грибы.)

(Бегут, собирают воображаемые гри¬бы.)

(Скачут стоя, «срывают» грибы.)

(Идут вразвалку, в конце строки то¬пают правой ногой.)
5. Игра «Наоборот»

6. Игра «Подбери признак».
Осень (какая?) – ранняя, поздняя, золотая, дождливая, солнечная, урожайная, холодная,…
Листья (какие?) – желтые, красные, разноцветные, сухие,…
7. Игра «Назови лист» (по картинкам).
Березовый, дубовый, рябиновый, липовый, кленовый, осиновый,…
8. Игра «1, 2, 5»
Один дуб, два дуба, пять дубов;
(клен, тополь, лист)
Одна липа, две липы, пять лип;
(сосна, калина, осина)
9. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.
Игра «Четвертый лишний».
Береза, осина, сирень, дуб.
Шиповник, орешник, сирень, липа.

ТЕМА: «ОСЕНЬ. ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ».

Цель: - развитие связной речи.
Задачи: - учить распространять предложения прилагательными;
- учить составлять рассказ по картине с опорой на схему.
- учить образовывать существительные род. падежа;
- учить подбирать слова- антонимы;
- развивать мелкую моторику, внимание, мышление.
Оборудование: картина с изображением осени, фланелеграф, картинки для фланелеграфа, опорные картинки.
Ход занятия:
1. Орг. момент. Отгадывание загадок.
Когда это бывает? (Осенью)
Шумит он в поле и в лесу, а в дом не попадет.
И никуда я не иду, покуда он идет. (Дождь)
Падают с ветки золотые монетки. (Листья)

2. Игра «Чего не стало?»
(картина на фланелеграфе).

3. Игра «Что изменилось?»
(картина на фланелеграфе).

4. Игра «Наоборот»
Дерево высокое – низкое лист широкий – узкий
Ствол толстый – тонкий деревья мокрые - сухие
Дорожка грязная – чистая день осенью короткий – летом длинный

5. Распространение предложений прилагательными.
Наступила осень. Наступила холодная, дождливая, поздняя осень.
Идет дождь. Идет холодный, мелкий, моросящий, дождь.
Дует ветер. Дует сильный, холодный ветер.

6. Физкультминутка. «ЗА ГРИБАМИ»

Все зверушки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали,
Рыжики срывали.
Лисичка бежала,
Лисички собирала.
Скакали зайчатки,
Искали опятки.
Медведь проходил,
Мухомор раздавил.
(Дети идут в хороводе.)

(Скачут вприсядку, срывают вообра¬жаемые грибы.)

(Бегут, собирают воображаемые гри¬бы.)

(Скачут стоя, «срывают» грибы.)

(Идут вразвалку, в конце строки то¬пают правой ногой.)
8. Пальчиковая гимнастика. «ОСЕНЬ»

Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки - золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
Н. Нищева (Плавные, волнообразные движения ладонями.)

(Загибают по одному пальчику на обеих руках.)
(Спокойно укладывают ладони на стол.)

9. Составление рассказа по картине с опорой на схему.
Наступила холодная осень. Небо осенью серое, хмурое, часто идет мелкий дождь. Дует холодный ветер. Листья желтеют и опадают на землю. Трава сохнет и чернеет. Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. Мне нравится осень потому, что осенью красивые деревья.

10. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.

ТЕМА: «ИГРУШКИ».


Задачи: - образовывать множественное число существительных;
- учить образовывать существительные с уменьшительно-
ласкательными суффиксами;
- учить подбирать прилагательные к существительным;
- развивать координацию речи с движением;
- развивать мелкую моторику;
- развивать слуховое внимание;
- выполнять и оречевлять 1-2х ступенчатую инструкцию.


Ход занятия:


И веселый Чиполлино,
И котенок, и слоненок.

2. Введение в тему. (картинки с изображением игрушек, игрушки)
Что считали в пальчиковой гимнастике? (игрушки)
Назовите свою любимую игрушку.
Всем хочется чтобы игрушек было много?
Давайте поиграем.
3. Игра «Один- много»
Мяч – мячи слон – слоны
Машина – машины кукла – куклы
Уточка – уточки мишка – мишки
Зайчик – зайчики кубик – кубики
Матрешка – матрешки совок – совки
Барабан – барабаны ведро – ведра
4. Игра «Большой - маленький»
Игрушек стало много, а теперь назовем их ласково.
Мяч – мячик - мячики слон – слоник - слоники
Машина – машинка - машинки кукла – куколка – куколки
Утка - уточка – уточки самолет – самолетик- самолетики
Заяц - зайчик – зайчики ведро- ведерко - ведерки
Матрешка – матрешечка- матрешечки совок – совочек - совочки

5. Игра «Что из чего».
У Незнайки много игрушек, но он не знает, из чего они сделаны. Игрушки сделаны из разного материала. Поможем Незнайке.
Кто знает из чего делают игрушки? (из дерева, железа, пластмассы, резины, ткани, бумаги,…).
Если игрушка сделана из дерева, она какая? (деревянная)
Если игрушка сделана из железа, она какая? (железная)
Если игрушка сделана из пластмассы, она какая? (пластмассовая)
Если игрушка сделана из резины, она какая? (резиновая)
Если игрушка сделана из бумаги, она какая? (бумажная)
Если игрушка сделана из плюша, она какая? (плюшевая)
Если игрушка сделана из стекла, она какая? (стеклянная)

6. Физкультминутка «Мячик».
. бы удары по мячу)

Прыгают, как мячики.

7. Игра «Сделай, что скажу, и скажи, что сделал».
- Катя возьми машинку со стола, и отдай её Тимуру.
- Что ты сделала?
- Тимур, что ты сделал?
- Алина возьми куклу со стола, и отдай её Жене.
- Что ты сделала?
- Женя, что ты сделал?
- Никита возьми мяч со стола, и отдай его Грише.
- Что ты сделал?
- Гриша, что ты сделал?
- Паша возьми мишку со стола, и отдай его Лере.
- Что ты сделал?
- Лера, что ты сделала?
- Вова возьми зайчика со стола, и отдай его Ульяне.
- Что ты сделал?
- Ульяна, что ты сделала?
- Кирилл возьми цыпленка со стола, и отдай его Ане.
- Что ты сделал?
- Аня, что ты сделала?

8. Игра «Какой, какая,какие»
Игрушки (какие?) – маленькие, большие, красивые, разноцветные, мягкие, любимые….

9. Игра «Мой, моя, моё, мои».(по картинам)
Мой - мяч, самолет,….
Моя – кукла, машина,….
Моё – ведро,….
Мои – игрушки, кубики, куклы,….
10. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.
«Помоги Андрюшке».
Расставил Андрюшка в два ряда игрушки.
Рядом с мартышкой – плюшевый мишка.
Вместе с лисой – зайка с косой.
Следом за ними – еж и лягушка.
Сколько игрушек расставил Андрюшка?

ТЕМА: «ИГРУШКИ».

Цель: - развитие связной речи.
Задачи: -усвоить категории родительного падежа;
- дифференцировать предлоги на, под;
- закрепление умения подбирать прилагательные к
существительным;
- учить составлять предложения по образцу;
- учить составлять рассказ - описание;
-развивать внимание, мышление.

Оборудование: картинки с изображением игрушек, мяч, игрушки.
Ход занятия:
1. Орг. момент. Пальчиковая гимнастика «ИГРУШКИ»
На большом диване в ряд, (попеременно хлопаютв ладоши и
Куклы Катины сидят: стучат кулачками)
Два медведя, Буратино, (загибают поочередно все пальчики.)
И веселый Чиполлино,
И котенок, и слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять. (разгибают поочередно пальчики)
Помогаем нашей Кате (попеременно хлопаютв ладоши и
Мы игрушки сосчитать. стучат кулачками).
Отгадывание загадок.
Ростом мал да удал от меня ускакал. (мяч)
В этой молодице прячутся девицы,
Каждая сестрица – для маленькой темница.
Красные щечки, пестрые платочки.
Хлопают в ладошки веселые ….(матрешки)
Когда апрель берет свое и ручейки бегут, звеня,
Я прыгаю через неё, а она – через меня. (скакалка)
Сегодня все ликуют: в руках у детворы
От радости танцуют воздушные …(шары)
Эти чудо – кирпичи я в подарок получил.
Что сложу из них – сломаю, все сначала начинаю. (конструктор)
2. Игра «Чего не стало?»
(картина на фланелеграфе).

3. Игра «Какой, какая, какие»
Скажем, какие у нас игрушки.
Игрушки (какие?) – маленькие, большие, красивые, разноцветные, мягкие, любимые, резиновые, деревянные….
Кукла (какая?) – нарядная, красивая, большая, говорящая,….
Машина (какая?) - красивая, большая, легковая, грузовая,….
Мяч (какой?) – красивый, разноцветный, маленький,…
Самолет (какой?) – красивый, игрушечный, пластмассовый,…

4. Игра «Что из чего».(составление предложений по образцу)
Игрушки сделаны из разного материала.
Матрешка сделана из дерева, значит она деревянная.
Машинка сделана из железа, значит она железная.
Кубик сделан из пластмассы, значит он пластмассовый.
Мяч сделан из резины, значит он резиновый.
Самолетик сделан из бумаги, значит он бумажный.
Мишка сшит из плюша, значит он плюшевый.
Собачка сделана из стекла, значит она какая? (стеклянная)

5. Игра «Где игрушки»
(составление предложений по демонстрируемому действию)
Кубик на столе, а машина под столом.
Кукла на столе, а матрешка под столом. И т. п.

6. Физкультминутка «Мячик».
Раз, два, прыгай, мячик. (взмахи правой ладонью, как
бы удары по мячу)
Раз, два, и мы поскачем. (ритмичные прыжки на
Девочки и мальчики носочках, руки на поясе)
Прыгают, как мячики.

7. Игра «1, 2, 5»
Один мяч, два мяча, пять мячей. (слон, кубик, совок, барабан, зайчик,
мишка)
Одна машина, две машины, пять машин. (кукла, уточка,
матрешка)
одно ведро, два ведра, пять ведер.

8. Составление описательного рассказа.
Это - кукла Маша. У куклы есть голова, светлые волосы, синие глазки, черные ресницы и брови. Есть туловище, руки и ноги. На ней белое платье и белые туфельки. Кукла Маша – игрушка. С ней играют. С
куклой нужно обращаться аккуратно.

9. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили. Что понравилось?

ТЕМА: «НАШЕ ТЕЛО»

Цель: - расширение и активизация словаря.
Задачи: - образовывать множественное число существительных;
- учить образовывать существительные с уменьшительно-
ласкательными суффиксами;
- учить подбирать слова – антонимы;
- практическое употребление в речи предлога на;
- учить употреблять в речи притяжательные местоимения;
- развивать мелкую моторику.

Оборудование: картинки с изображением человека, мяч, картинки, кукла, доктор Пилюлькин.

Ход занятия:
1. Орг. момент. Пальчиковая гимнастика(повторение ранее заученных).

2. Введение в тему.
В гости пришел доктор Пилюлькин. Он познакомит нас с теми частями
тела, которые мы еще не знаем.
Это (голова). Что на голове? (На голове волосы, лицо, уши.)
Что на лице? (глаза, нос, рот, щеки, подбородок, брови).
Что на руке? (пальцы, ногти, локоть)
Что на ноге? (колен, пятка, пальцы, ногти).
Что на туловище? (живот, грудь, спина, бедра).

3. Игра «Один - много»
Доктор вылечил много людей, значит, он вылечил не один нос, рот….
Доктор лечил глаз – глаза нога - … рот – рты
нос - … рука - … лоб- …
ухо - … палец - … живот - …

4. Игра «Что у тебя, а что у куклы?»
У тебя лицо, а у куклы личико.
У тебя уши, а у куклы ушки.
У тебя глаза, а у куклы глазки.
У тебя нога, а у куклы ножка.
У тебя щека, а у куклы щечка.
У тебя живот, а у куклы животик.
У тебя лоб, а у куклы лобик.
У тебя нос, а у куклы носик. И т. д.

5. Игра «Наоборот» (по картинкам).
Девочка высокого роста – (девочка низкого роста).
Волосы темные – (волосы светлые).
Волосы длинные – (короткие)
Волосы кудрявые – (прямые)

Мальчик полный – (мальчик худой). Сильный – (слабый).
Человек больной – (здоровый). Пожилой – (молодой).
Веселый - грустный.

6. Физкультминутка.

7. Игра «Мой, моя, моё, мои».(по картинам)
Мой – (лоб, нос и т.д.) Моё – (лицо, тело и т.д.)
Моя – (рука, спина и.т.д.) Мои – (ноги, уши и т.д.)

8.Игра «Найди ошибку».
Руками прыгают, а ногами трогают.
Глазами нюхают, а носом смотрят.
Ушами едят, а ртом слушают.
Ногами хлопают, а руками топают.
Ногтями берут, а руками царапают.

9. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.
Что понравилось?

ТЕМА: «НАШЕ ТЕЛО».

Цель: - развитие связной речи.
Задачи: - усвоить категории родительного падежа;
- учить согласовывать существительных с числительными;
- учить подбирать существительные к прилагательным;
- учить пересказу;
- обучать отгадыванию загадок;
-развивать внимание, мышление.

Оборудование: цифры, мяч.
Ход занятия:
1. Орг. момент. Отгадывание загадок.
Живут через дорожку, а друг друга не видят. (глаза)

Есть всегда он у людей, есть всегда у кораблей. (нос)

Если б не было его, не сказали б ничего.(язык)

Пять братьев вместе родятся, а росту разного.(пальцы)

Всю жизнь ходят в обгонку, а обогнать друг друга не могут. (ноги)

Один говорит, двое смотрят и двое слушают. (язык, глаза, уши)

2. Игра «Чего не видно?» (части лица и тела закрывают)

3. Игра «Про что можно сказать…»
Маленький – носик, ротик, пальчик.
Маленькая – ручка, ножка, головка.
Маленькое – ушко.

4. Игра «1, 2, 5»
Один нос, два носа, пять носов. (глаз, рот, палец)
Одна щека, две щеки, пять щек. (рука, нога, голова)
Одно ухо, два уха, пять ушей.

5. Физкультминутка.
Левой ручкой – по плечу, правой ручкой – покручу,
На носочки и на пятки, вот и кончилась зарядка.
Игра «Ухо, нос, рука…» (показать, что называют).

6. Пересказ рассказа «Для чего руки нужны» (Е. Пермяк)
Петя с дедушкой большими друзьями были. Обо всем разговаривали.
Спросил как–то дедушка вн

Виктория Майгурова
Конспект открытого занятия учителя-логопеда «Путешествие в страну звуков»

Конспект НОД учителя -логопеда Майгуровой В. В.

Тема: «Путешествие в страну звуков»

Цели: Познакомить детей с понятием «звуки», их разновидностью, способах образования; дать понятие «буква», формировать фонематическое восприятие, развивать навыки звукового анализа и синтеза, обогатить и уточнить словарный запас детей по темам: «Транспорт», «Органы речи», упражнять детей в подборе слов – антонимов, формировать навыки правильного речевого дыхания, совершенствовать мелкую и артикуляционную моторику, координацию движений с речевым проговариванием, развивать просодические компоненты речи. Развивать психологическую речи базу (внимание, память. логическое мышление, воображение, воспитывать доброжелательное отношение со сверстниками в совместной деятельности, активировать познавательный интерес детей.

Материал: мультимедийное оборудование, экран, кукла Звуковичок, индивидуальные зеркала, по количеству детей. колокольчик, набор карточек с гласными буквами, символы гласных звуков, ковер, кружочки с номерами от 1 до 10

Ход деятельности:

Логопед: - Ребята, в гости к нам пришел Звуковичок. Дети, а вы любите путешествовать? А вы хотели бы отправиться путешествие? Приглашаю вас в волшебную страну.

Ребята, а какие виды транспорта вы знаете?

Ответы детей: наземный, воздушный, водный, волшебный.

Логопед: - А мы отправимся на ковре самолете.

Дети, возьмите билеты, с номерами посадочных мест. Проходите и занимайте места согласно номеру вашего билета.

Звучит музыка ветра.

Логопед: - Чтобы нам быстро добраться до волшебной страны. а во время полета нам не было страшно, мы выполним релаксационные дыхательные упражнения.

«Глубокий вдох через нос» (Левой рукой контроль на животе)

«Долгий выдох через рот» (Правой рукой контроль у рта)

Дети, глаза закрываем, открываем. Когда услышим звук колокольчика.

Физкультурная минутка «Любопытная Варвара»

Логопед: - Дети, вот мы и прилетели в волшебную страну. Давайте посмотрим, где же мы оказались.

Любопытная Варвара

Смотрит влево

Смотрит вправо

Смотрит вверх

И смотрит вниз

Мышцы шеи напряглись

Возвращаемся обратно

Расслабляться так приятно.

(Возвращаемся в исходное положение).

Логопед: - Дети. а во время пути было тихо или вы что-то слышали? А с помощью чего мы различаем звуки?

Ответы детей: - Мы различаем звуки с помощью ушей – органов слуха.

Экспериментальная работа

Дети, посмотрите на экран (на экране появляются буквы).

А теперь подойдем ко мне, закроем глазки (в этот момент звучат речевые звуки).

Логопед: - Что же вы видели на экране?

Ответы детей:- На экране мы видели буквы. Но не слышали. Буквы это видимое изображение.

Логопед: - А, что вы слышали?

Ответы детей: - Мы слышали звуки, но не видели.

Логопед: - Дети, мы отправляемся в город Звукоград. Там живут звуки нашей речи.

«Мы в город звуков речи

Идем и ждем мы встречи

Со звуками родными

Они ведь там живут

И есть у нас желанье

Красиво говорить

И всех без исключения

Сегодня удивить»

Ребята, люди обладают бесценным даром – Речью. Животные умеют издавать звуки, но это не речь, они не могут разговаривать друг с другом.

Работа с зеркалами (знакомство с органами речи)

С помощью чего мы произносим звуки? Отгадайте загадки.

Можно их тянуть трубой

Или просто их открой

Просят даже наши зубки

Шире открывайтесь – (губки)

Когда мы едем – они работают,

Когда мы не едим – они отдыхают,

Не будем их чистить. Они заболят –(зубы).

Он скакать во рту привык

Шаловливый наш (язык).

Игра «Какие бывают звуки» (подбор слов антонимов)

Звуки бывают:

высокими – низкими,

тихими - громкими,

грубыми – нежными

долгими – короткими,

А еще звуки бывают:

теплыми - холодными

Поднесите тыльную сторону руки ко рту и подуйте на нее, пропев песенку «Змеи»:

ШШШШШШШШШШШШШ….

Дети, какая воздушная струя?

Ответ детей: Воздушная струя теплая

А теперь поднесите ладошку и пропойте песенку «Насоса».

Какая воздушная струя?

Ответы детей: Воздушная струя холодная.

Пальчиковая гимнастика.

Разотру ладошки сильно,

Каждый пальчик покручу,

(Растирание ладоней; захватить каждый пальчик у основания и вращательным движением дойти до ногтевой фаланги.)

Поздороваюсь с ним сильно,

И вытягивать начну.

Руки я затем помою,

(Потереть ладошкой о ладошку.)

Пальчик в пальчик я вложу,

На замочек их закрою

(Пальцы в «замок».)

И тепло поберегу.

Выпущу я пальчики,

(Пальцы расцепить и перебирать ими.)

Пусть бегут, как зайчики.

Логопед: - Дети. чтобы красиво и четко говорить, нужно тренировать наши органы речи. Давайте, проведем артикуляционную гимнастику (гимнастика проводиться за столом перед зеркалом)

1) – Назовите первый звук в словах:

«Широко рот открываю, звук веселый напеваю» - ааааааааа.

2) – Назовите первый звук в словах:

«Губы наши колесо звук получиться» - оооооо.

3) – Назовите первый звук в словах:

«Губы я трубой тяну и пою звук» - ууууууу

4) – Назовите первый звук в словах:

И – И – И

«Губы к ушкам потяни и получишь звук» - ииииии

5) – Назовите первый звук в словах:

Э – Э – Э

«Эге – гей! Звуковичок кричит, изо рта язык торчит» - ээээээ

6) – Назовите последний звук в словах: коты, столы,

Ы – Ы – Ы

«Ну –ка зубки покажите и пропой скорее» - ыыыыы

Логопед; - Звуки были все разными, но очень дружными, так как все они любили петь. Голоса их звучали красиво, звонко.

Давайте попробуем спеть, как они. (Дети поют вместе с логопедом, который сопровождает пение гласных ведением руки в воздухе по горизонтальной линии).

Ходили звуки по свету и голосисто пели. За это их стали называть ГЛАСНЫМИ и подарили им красные рубашки. Если звуки надевали эти рубашки, то они становились видимыми и превращались в буквы. Но стоило только снять рубашки, то звуки вновь становились невидимыми.

Подберите каждому символы – звуку, его букву.

Дети подбирают буквы к символам-звукам.

Логопед: - Ребята, путешествие наше заканчивается. Что мы узнали о звуках?

Ответы детей: - Звуки слышим и произносим, но не видим.

Логопед: - Что мы узнали о буквах?

Ответы детей: - Буквы видим и пишем, но не слышим.

Логопед: - Дети, давайте скажем спасибо Звуковичку за познавательное путешествие. А теперь занимаем наши места, закрываем глаза, считаем до 10 и обратно.

Вот мы и вернулись в детский сад! Вам понравилось наше путешествие?

Ответы детей.

Публикации по теме:

Использование музыкальных упражнений и песен в процессе автоматизации звуков в работе учителя-логопеда на логопункте Автоматизация поставленных звуков является одной из актуальных задач в работе логопеда по звуковой культуре речи. На своих занятиях я активно.

Конспект интегрированного занятия учителя-дефектолога и учителя-логопеда в подготовительной группе для детей с ЗПР ГБОУ Гимназия № 1748 "Вертикаль" СП ДО "Теремок" КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯУЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА И УЧТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ.

Конспект открытого интегрированного занятия «Путешествие в страну звуков» Конспект открытого интегрированного занятия. Старшая группа. (Составила Мельниченко О. В.) Тема: «Путешествие в страну звуков» Цель: Закреплять.

Конспект занятия по речевому развитию «Путешествие Маши в Страну звуков» Цель: развитие слухового внимания и фонематического восприятия. Задачи: Образовательные: - познакомить с гласными звуками; - закрепить.

Конспект совместной деятельности учителя-логопеда с детьми с ОНР «Путешествие в осенний лес» Коррекционно-образовательные цели: знакомить со звуком «И». Правильная артикуляция звука «И». Уметь определять место звука в словах. Расширять.

Ирина Орлова
Подгрупповое логопедическое занятие с использованием игровой технологии по ФГОС

Презентация подгруппового логопедического занятия с использованием

игровой технологии по ФГОС

Подготовила учитель- логопед МБДОУ ЦРР д/с № 18 Орлова И. М.

Цель : автоматизация звука Ш в слогах, словах и фразах.

Задачи :

Образовательная :

Уточнить представления о звуке [ш];

Закрепить навык правильного произношения звука Ш в слогах, словах и фразах;

Закрепить умение определять место звука в слове;

Закрепление правильного согласования имен прилагательных с существительными по родам и падежам;

Продолжать учить составлять предложения по опорным словам.

Коррекционно-развивающая

Формировать плавный длительный выдох;

Развивать интонационную выразительность;

Развивать чувство ритма, память, восприятие, внимание и мышление.

Развивать мелкую моторику, тактильную чувствительность, тактильный и зрительный гнозис, воображение.

Воспитательная :

Формировать положительную мотивацию на занятии ;

Воспитывать интерес, уважение и любовь к живому русскому слову.

Актуальность : В условиях введения стандартизации дошкольного образования и обеспечения нового, качественного подхода к содержанию организации деятельности детей, предотвращение однообразной и монотонной работы по закреплению произношения звука, необходимость использования интересного материала и проведение процесса обучения в виде игры является несомненно актуальным. Игровые упражнения , направленные на автоматизацию звука, способствуют совершенствованию работы артикуляционного аппарата (движений губ, языка, нижней челюсти, движений кисти и пальцев рук, развитию внимания и наблюдательности, памяти и мышления. А. П. Усова отмечала, что «каждая игра, если она по силам ребенку, ставит его в такое положение, когда ум его работает живо и энергично, действия

организованы». Игра или игровые упражнения , используемые педагогом , обеспечивают

заинтересованное восприятие изучаемого материала и

привлекают дошкольников к овладению новым знанием

Организационный момент.

Дети заходят в кабинет и

обнаруживают на полу письмо.

Что за странное письмо?

(Логопед читает )

В гости в лес нас приглашают,

Поиграть там предлагают.

Интересно, кто нас приглашает?

Отправимся в гости? (Да)

На чём же мы отправимся? (На поезде, на автобусе, на машине, на пароходе.)

Развитие дыхания :

Формирование плавного и длительного выдоха

Игровое упражнение «Паровозик громче и дольше подаёт сигнал»

Логопед : Паровозик (машина, пароход и. т. д) отправляется и подаёт сигнал отправки. (Логопед предлагает каждому ребёнку подуть в свой пузырёк не надувая щёк)

Вот мы и добрались до леса. Давайте я прочитаю дальше приглашение :

«Ждём вас в домике лесном, поиграем, отдохнём» .

Перед тем, как поиграть надо хорошенько размяться. (Проводится артикуляционная гимнастика по картинкам-символам, расположенным вокруг юлы)

Артикуляционная гимнастика

Заводная юла, в сказку позови.

Цель : активизация мышц языка.

Дети сидят на стульчиках лицом к педагогу.

Педагог говорит : «Жил язычок в своем домике. Проснулся и осмотрелся. Выглянул за калиточку (язычок высовывается из открытого рта, посмотрел наверх, светит ли солнышко (кончик языка поднимается вверх, потом посмотрел вниз,нет ли луж на земле (кончик языка опускается вниз) . Понравилось язычку на улице и захотел он погулять (кончик языка поворачивается вправо, влево, вверх, вниз) . Устал язычок и решил поесть, чтобы сил больше набрать. И стал молочко лакать, как кошечка (языком производит лакательные движения) . Наелся язычок, а губки испачкал молочком. Почистил губки, сначала верхнюю, потом нижнюю (облизывание кончиком языка верхней и нижней губы) . А теперь почистил зубки верхние и нижние (такое же облизывание зубов под губами) . Сделал все язычок и опять решил поиграть. Увидал качели и стал качаться на них (поднимание и опускание лопатообразного языка к верхней и нижней губе при раскрытом рте) вверх-вниз, вверх-вниз, все выше и выше (постепенно поднимается высунутый язык к носу и опускается к подбородку) . Перестал качаться на качелях и решил покататься на лошадке (щелкает кончиком языка за верхними зубами) . Устал язычок и пошел в свой домик спать. Закрыл калиточку (язык распластать во рту и сомкнуть губы) ».

Разминка закончена, отправляемся в путь. А в дорогу мы с собой возьмём звук … (Дети узнают звук Ш по беззвучной артикуляции и произносят его.)

Анализ артикуляции звука [ш].

Что делают губки, зубки, язык, когда мы произносим звук [ш]? (Губы «Колечком» , зубы «Заборчиком» с небольшой щелочкой, язык вверху и похож на «Чашечку» .)

Характеристика звука [ш].

Давай расскажем о звуке [ш].

Звук [ш] - согласный или гласный? (согласный) ;

Какая преграда у звука [ш]? (зубки, язык) ;

Звонкий или глухой? (глухой) ;

Твёрдый или мягкий? (твёрдый) ;

Воздушная струя тёплая или холодная? (тёплая)

Каким цветом обозначаем? (синим) .

Игра «Пройди по дорожке» (на развитие фонематического восприятия) :

Идём по дорожке. Шаг будем делать в том случае, если услышим звук Ш. Каждый шаг будем обозначать фишкой. (Логопед медленно читает стихотворение, а ребёнок каждое слово со звуком Ш обозначает фишкой-кружком, выкладывая дорожку.)

Для… Мишутки…малыша…

Маша…вяжет… теплый…шарф…

Шарф… на… шею… он …повяжет…

И… спасибо… Маша… скажет…

Молодец, у тебя внимательные ушки!

Логопед : Ребята, посмотрите, нас встречает Матрёшка.

Игра «Чудесный мешочек» - развитие мелкой моторики.

Логопед : - У Матрёшки есть чудесный мешочек хочет поиграть с нами. Затем логопед предлагает детям по очереди найти предмет в мешочке и на ощупь определить находку, комментируя её.

Например : - Я нашёл башню

Оборудование : чудесный мешочек и мелкие игрушки (башня, шарик, катушка, шишка, машинка, и др.)

Игра «Матрёшкина избушка» :

Вот и дошли мы до дома Матрёшки. Но тут, откуда ни возьмись, налетел ураган и всё, что было в домике перевернул и разбросал. Нужно помочь Матрёшке навести порядок и разложить по местам картинки. Давайте попробуем назвать картинки и разделить их названия на части. Мы будем складывать картинки : в шкаф с одной полкой положим картинки с одним слогом в названии , в шкаф, где две полки, положим картинки с двумя слогами, в шкаф с тремя полками уберем картинки с тремя слогами в названии». Дети выполняют слоговой анализ слов : шарф, душ, ковш, шапка, кошка, шуба, подушка, машина, шиповник и раскладывают картинки к соответствующему макету шкафа.

Игра «Большой – большая» :

Посмотри на картинки и ответь, про что можно сказать «большой» ? (Ребенок произносит словосочетания «большой шарф» , «большой ковш» , «большой душ» , «большой шиповник» .)

А про что можно сказать «большая» ?

(«Большая шапка» , «большая кошка» ,

«большая подушка» , «большая шуба» ,

«большая чашка» .) – Спасибо Матрёшке за гостеприимство, но нам пора уже возвращаться в детский сад. Динамическая пауза

Цель. Автоматизация звука ш в слогах и словах. Описание игры. Дети становятся друг за другом, изображая, поезд. Впереди поезда паровоз (кто-либо из детей) . Поезд отправляется по команде «По-шел, по-шел, по-шел» . Темп постепенно ускоряется. Подъезжают к станции (условленное место или постройка из кубиков) и говорят : «При-шел, при-шел, при-шел» (замедленно : ш, ш, ш - выпустил пар) . Затем дается звонок, свисток - и движение возобновляется. Можно усложнить игру - дети будут изображать разные поезда, например скорый и товарный. Скорый движется под звуки шу-шу-шу (быстро, товарный - шшшу-шшшу (медленно) . -Посмотрите, поезд останавливается, а на перроне нас встречают артисты цирка.

Игра «Артисты»

Цель : развитие интонационной выразительности

Выбираются картинки символы :«мышка» – говорит высоким голосом,

Ребёнок выкладывает на стол 3 любых картинки из 15 со звуком Ш,

накрывает их любым символом и называет «спрятанные картинки» ,

Игра «День и ночь»

Долго ли коротко мы добирались до дома…

Логопед убирает картинки со стола, поясняя :

Ночь настала – сразу всё пропало :

Белая ромашка., смелая букашка,

Спелая шишка, серая мышка.

Скользкая лягушка, звонкая кукушка,

На болоте камыши. Возле речки шалаши.

Затем логопед продолжает рассказ , а дети сами договаривают словосочетания, глядя на картинки., которые выкладываются на стол день прошёл – сразу всё нашёл :

Белую, смелую ….

Спелую, серую,

Скользкую, звонкую,

На болоте, возле речки…

Снова «наступает ночь» , и детям нужно ещё раз самостоятельно закончить словосочетания

Ночь настала – и опять не стало … (чего)

День придёт – красоту вернёт … (чему)

По памяти., без опоры на картинки дети восстанавливают последовательность словосочетаний, изменяя по падежам.

Гимнастика для глаз. «Кошка»

Вот окошко распахнулось, Разводят руки в стороны.

Кошка вышла на карниз. Имитируют мягкую, грациозную походку кошки.

Посмотрела кошка вверх. Смотрят вверх.

Посмотрела кошка вниз. Смотрят вниз.

Вот налево повернулась. Смотрят влево.

Проводила взглядом мух. Взглядом проводят «муху»

Потянулась, улыбнулась от левого плеча к правому.

И уселась на карниз. Дети приседают.

Глаза вправо отвела,

Посмотрела на кота. Смотрят прямо.

И закрыла их руками. Закрывают глаза руками.

Итог занятия .

Какой звук ты сегодня произносил чаще всего?

В какую игру хотел бы поиграть ещё раз?

Что было трудным для тебя?

Вывод :

Игра позволяет сделать более доступными сложные задачи обучения и способствует становлению осознанной познавательной мотивации дошкольников. Одним из преимуществ игры является то, что она

всегда требует активных действий каждого ребенка.

Материалы :

Лебедева И. Л. «Трудный звук, ты наш друг» . Звуки Ш,Ж,Щ. Практическое пособие для логопедов , воспитателей, родителей М.: Издательский центр «Вентана – Граф» , 2011

Презентации Почаловой А. И., Люлько О. А, Вечкуткиной С. А

ТкаченкоТ. А. Журнал "Дошкольное воспитание"№3 1989 год. Статья : "Физминутки в логопедических занятиях с детьми ".

Интернет

http://ds82.ru/

http://go.mail.ru

http://www.liveinternet.ru/

http://nsportal.ru/



Рассказать друзьям