Дидактические игры «Наши права», «читаем сказку - учим право. Праздник по ознакомлению с правами ребенка

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Предварительный просмотр:

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

КАРТОТЕКА ИГР

№1 Игра «Наши имена»

Дети стоят в кругу, воспитатель бросает (катит) мяч одному из них. Поймав мяч, ребенок называет свое имя и возвращает мяч воспитателю.

Очень красиво звучат ваши имена, правда? А ведь они еще могут красиво выглядеть, посмотрите, как вы и ваши родители изобразили имена. (Воспитатель обращает внимание детей на выставку поделок совместного творчества детей и родителей «МОЕ ИМЯ».)

№2 Игра «Как растет имя?»

(на примере фотографий воспитателя в разном возрасте).

Воспитатель демонстрирует свои детские фотографии и рассказывает:

Имя сопровождает вас всю жизнь. Вы растете, и вместе с вами растет ваше имя. Это было так давно… Звали эту девочку ласково: Иринка. Девочка подросла, пошла в школу, и стали её звать – Ирина. Сейчас она уже взрослая, работает воспитателем. Вы догадались, о ком я говорю? Конечно же, о себе. Моя мама по-прежнему зовет меня ласково. Как? Иринка. Мои дети зовут меня «мама». Друзья зовут Ириной. А в детском саду я для всех Ирина Петровна. Вы растете, и имена ваши тоже растут вместе с вами.

__________________________________________________________________

№3 Словесная игра «Назови полное имя»

Цель.

(В игре можно использовать имена детей, которые присутствуют на занятии).

Первый вариант: Воспитатель называет неполную форму имени, а дети – полное имя:

Яшенька, Яша – Яков

Тема, Темочка – Артем

Коля, Николенька, Колечка – Николай

Настенька, Настюша – Анастасия

Леша, Алешенька – Алексей

Леня, Лёнечка – Леонид

Второй вариант: Воспитатель называет полную форму имени, а дети – неполную:

Екатерина – Катя, Катенька, катюша

Людмила – Люда, Людочка, Мила

Елена – Лена, Леночка и т.д.

__________________________________________________________________

№4 «Ласковое имя» (Игра с мячом.)

Цель: учить ласково называть имена сверстников. Формировать положительное отношение к сверстникам. Развивать интонационные стороны речи. Развивать коммуникативную компетентность.

Ход игры. Дети стоят или сидят в кругу. Глядя в глаза, друг другу они передают мяч и произносят имя соседа ласково.

__________________________________________________________________

№5 «Когда я стану взрослым»

Цель: учить называть «взрослые» имена людей; развивать речь.

Ход игры. Воспитатель называет имя, а дети говорят полное имя. (Например, Таня – Татьяна). В игре можно использовать мяч.

_________________________________________________________________

№6 «Назови полным именем»

Цель: закреплять знания детей о своем имени, фамилии, отчестве. Развивать коммуникативную компетентность. Воспитывать уважительное отношение к именам людей.

Ход игры. Дети называют свое полное имя – Ф.И.О. (имя мамы, папы, бабушки, дедушки и т.д.) В игре можно использовать мяч.

_________________________________________________________________

№7«Назови по-другому»

Цель. Развивать коммуникативную компетентность, мышление. Учить обращаться к сверстникам, по-разному называя его имя.

Ход игры. Воспитатель называет имя, а дети говорят, как можно сказать по-другому. Например,

Оля – Ольга, Оленька, Олюшка, Лёля.

Екатерина – Катя, Катюша, Катенька.

Людмила – Люда, Людочка, Людмилка, Мила.

Елена – Лена, Леночка.

Сергей – Сережа, Сереженька.

Владимир – Вова, Вовочка, Володя, Володечка.

Яша, Яшенька – Яков.

Тема, Темочка – Артем.

Коля, Николенька, Коленька – Николай.

Настенька, Настюша – Анастасия.

Лёша, Лёшенька – Алексей.

Лёня, Лёнечка – Леонид.

Емеля – Емельян.

Тимошка – Тимофей.

Егорка – Егор.

Сенька – Семен.

Ваня, Ванечка, Ванюшка – Иван.

Маша, Маня, Марья, Маруся – Мария.

__________________________________________________________________

№8 «Образуй отчество»

Цель: учить образовывать отчества от мужских имен; развивать речь.

Ход игры. Воспитатель называет мужское имя, а дети образуют от него отчество. (Например, Игорь – Игоревна, Игоревич). В игре можно использовать мяч.

__________________________________________________________________

№9 «Я знаю …» (Игра со скакалкой).

Цель: Развивать коммуникативную компетентность, мышление.

Ход игры. Ребенок прыгает через скакалку и называет имена девочек или мальчиков на каждый прыжок. Игра может проводиться в виде соревнования.

__________________________________________________________________

№10 «Четвертый лишний»

Цель: развивать внимание. Развивать коммуникативную компетентность.

Ход игры. Воспитатель называет четыре имени, а дети определяют лишнее в группе, давая свое объяснение.

Настя, Таня, Миша, Люба.

Коля, Толя, Ваня, Оля.

Иван, Анатолий, Петя, Фёдор.

Иванов, Петров, Семён, Соловьёв.

Ивановна, Аркадий, Васильевна, Мироновна.

__________________________________________________________________

№11 «Назови имена сказочных героев»

Цель. Развивать коммуникативную компетентность.

(Незнайка, Чебурашка, Золушка и т.д.) Порассуждать о том, как образовались эти имена.

__________________________________________________________________

№12 «Назови одним словом»

Цель. Р азвитие мышления, речи, памяти, умения классифицировать.

Ход игры. Воспитатель называет несколько слов, а дети классифицируют группу.

Лена, Наташа, Оля. Света – имена девочек.

Коля, Игорь, Миша, Олег – имена мальчиков.

Иванов, Петров, Кузнецов – фамилии.

Ивановна, Сергеевна, Васильевна – отчества.

Мама, папа, брат, сестра – семья.

__________________________________________________________________

№13 «Я имею право …»

Цель: дать правовые знания.

Оборудование: набор сюжетных картинок к статьям Конвенции ООН о правах ребенка; картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в Конвенции (ребенок катается на велосипеде, играет, поливает цветы и т.д.)

Ход игры: дети поочередно выбирают картинки, которые соответствуют статьям Конвенции и раскладывают около шаблона «Я имею право …» (шаблон выполнен в виде знака +). Затем ребенок объясняет свой выбор, остальные обсуждают правильность принятого решения.

__________________________________________________________________

№14«Я не должен …»

Цель: разграничивать понятия «могу», «должен», «хочу»; совершенствовать знания детей о социальных нормах. Развивать коммуникативную

компетентность.

Оборудование: серия сюжетных картинок, связанных с приемлемыми и неприемлемыми взаимоотношениями в системах взрослый – ребенок, ребенок – ребенок, ребенок – окружающий мир.

Ход игры: дети раскладывают около шаблона «Я не должен …» (знак -) картинки, которые изображают ситуации, неприемлемые во взаимоотношениях между людьми. Между человеком и предметным миром. Затем объясняют свой выбор.

__________________________________________________________________

«Камуфляж»

Для этой игры необходимо спрятать 20 ниток шерсти трех цветов. Дети делятся на три команды, каждая команда должна найти нить своего цвета. Побеждает команда, нашедшая больше всего ниток. (Вероятно, выиграет команда, которая ищет ярко окрашенную нить, потому что её задача легче).

Воспитатель задаёт детям вопросы:

Справедливо ли построена эта игра?

Если мы будем играть снова, в какой команде вы хотели бы играть?

Можно ли игру сделать справедливой?

А справедливо ли обижать своих друзей, не принимать их в какую-нибудь игру?


И гры, направленные на ознакомление детей старшего дошкольного возраста с правами ребенка

Игра «Я имею право…»

Цель: Расширить область правовых знаний детей.

Материал. Набор сюжетных картинок к статьям «Конвенции ООН о правах ребенка». Картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в «Конвенции» (ребенок катается на велосипеде, играет в прятки, поливает цветы и т.п.). Шаблон «Я имею право» (может быть представлен, например, в виде знака «+»).

Ход игры

Детям предлагается выбрать из числа сюжетных картинок те, которые соответствуют статьям Конвенции, и положить около шаблона «Я имею право». Затем объясните причину своего выбора, и обсудить правильность принятого решения.




Игра «Я не должен…»

Цель: Учить разграничивать понятия «могу», «должен», «хочу». Совершенствовать знания детей о социальных нормах.

Материал. Серии сюжетных картинок, связанных с приемлемыми и неприемлемыми взаимоотношениями в системах: взрослый – ребенок; ребенок — ребенок; ребенок – окружающий мир. Шаблон «Я не должен» (например, изображение знака «-»).

Ход игры

Детям предлагается выбрать из числа сюжетных картинок те, которые изображают ситуации, неприемлемые во взаимоотношениях между людьми, между человеком и природой, человеком и предметным миром, а затем объясните свой выбор.

Игры, направленные на принятие экстренных решений в чрезвычайных ситуациях

Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи

Игра «Скорая помощь»

Цель: Учить детей в случае необходимости звонить в экстренную службу медицинской помощи по телефону 03.

Материал. Игрушечная машина «Скорой помощи». Сюжетные картинки с изображением различных ситуаций: человек лежит в кровати с градусником под мышкой; малыш с синяком; старик, упавший на улице (рука у сердца) и т.д. Белые докторские колпаки и халаты – на каждого участника игры.

Ход игры

На столе разложены сюжетные картинки. из числа детей выбирается бригада «Скорой помощи». Задача бригады «Скорой помощи» оценив ситуацию, правильно оказать помощь и при необходимости госпитализировать «тяжелобольного в больницу» (отобрать нужные картинки из общего числа). По итогу игры обсудить правильность действия бригады «Скорой помощи».

Игра «Если возник пожар»

Цель: Знакомить детей с правилами безопасного обращения с огнем. Закрепить знание номера телефона экстренной пожарной службы.

Ход игры

Дети становятся в круг. В центре – воспитатель с воздушным шаром в руке. Он произносит стихотворные строки, не договаривая последнего слова, передавая шар по кругу. Ребенок должен досказать строку и передать шар другому и т.д. Если отвечаете неправильно, то выбываете из игры, а шар переходит к следующему игроку. ьт

Воспитатель: Этот шар в руках недаром.

Если раньше был пожар,

Ввысь взмывал сигнальный шар –

Звал пожарных в бой с пожаром.

Где с огнем беспечны люди,

Где взовьется в небо шар,

Там всегда грозить нам будет

Злой, безжалостный …(передает ребенку воздушный шар)

Ребенок: Пожар. (Передает шар другому.)

Воспитатель: Раз, два, три, четыре –

У кого пожар …?

Ребенок: В квартире. (Передает шар.)

Воспитатель: Дым столбом поднялся вдруг.

Кто не выключил …?

Ребенок. Утюг. (Передает шар.)

Воспитатель: Красный отблеск пробегает.

Кто со спичками …?

Ребенок: Играет. (Передает шар.)

Воспитатель: Стол и шкаф сгорели разом.

Кто сушил белье над …

Ребенок: Газом. (Передает шар.)

Воспитатель: Пламя прыгнуло в траву.

Кто у дома жег …?

Ребенок: Листву. (Передает шар.)

Воспитатель: Дым увидел – не зевай и пожарных …

Ребенок: Вызывай. (Передает шар.)

Воспитатель: Помни каждый гражданин этот номер — …?

Ребенок: Ноль один.

Игра «Помогите! Поли ция!»

Цель: Сформировать представление о том, в каких случаях необходимо обращаться за помощью в полицию.

Материал. Карточки с изображением телефонного аппарата, на котором написан номер службы полиции – 02. Наборы сюжетных картинок с изображением различных жизненных ситуаций, требующих и не требующих вмешательства полиции.

Ход игры

Дети делятся на команды по трое. Каждой команде раздается набор сюжетных картинок и карточки с номером вызова полиции. Задание: как можно быстрее разложить карточки с изображением номера телефона в соответствии с ситуациями, в которых необходимо вмешательство полиции. (После игры дети обсуждают результаты действий каждой команды).

Игры, направленные на формирование чувства собственной безопасности

«Если чужой стучится в дверь» (игровой тренинг)

Цель: Учить детей открывать дверь, когда они дома одни, только людям, живущим с ними в одной квартире.

Ход тренинга

В ходе тренинга обыгрываются ситуации, в которых ребенок, находясь в квартире один, не должен пускать в дом посторонних. Распределяются роли. Ребенок-незнакомец, стоит за дверью и уговаривает открыть дверь ребенка, находящегося в квартире, используя привлекательные обещания, ласковые слова и интонации.

Примерные ситуации:

Почтальон принес срочную телеграмму;

Слесарь пришел ремонтировать кран;

Милиционер пришел проверить сигнализацию;

Медсестра принесла лекарство для бабушки;

Мамина подруга пришла в гости;

Соседи просят зеленку для поранившегося ребенка;

Незнакомые люди просят оставить вещи для соседей;

Женщине нужно вызвать «Скорую помощь».

(Тренинг повторяется несколько раз с разными участниками)



«Куда бежать, если за тобой гонятся»

Цель: научить детей различным способам реагирования на угрожающую ситуацию.

Материал. Картинки с изображением парка, безлюдной дороги, остановки со ждущими автобус людьми, поста ГАИ.

Ход игры

Детям предлагается серия картинок для рассматривания, обсуждения и высказывания своего мнения.

Игры, направленные на проявление заботы об окружающих, оказание помощи, поддержки и внимательного отношения друг к другу

«Поводырь»

Цель: Развивать чувство ответственности за другого человека. Воспитывать доверительное отношение друг к другу.

Материал. Повязка на глаза – по количеству пар детей. Предметы – «препятствия»: стулья, кубики, обручи и т.д.

Ход игры

В комнате разложены и расставлены предметы – «препятствия». Дети распределяются по парам: ведущий – ведомый. Ведомый надевает на глаза повязку, ведущий ведет его, рассказывая, как двигаться, например: «Переступи через кубик», «Здесь стул. Обойдем его». Затем дети меняются ролями.

«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся» (игра-упражнение)

Цель: Продемонстрировать детям различные модели взаимодействия друг с другом.

Ход игры

Каждое упражнение выполняется 2-3 минуты. Дети в парах сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки.

Воспитатель: Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, «познакомьтесь» одними руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Опустите руки.

Вытяните руки вперед, найдите руки соседа – «ваши руки ссорятся». Опустите руки.

Ваши руки ищут друг друга – «они хотят помириться». Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаетесь друзьями.

После игры с детьми обсуждается, какая форма поведения партнера понравилась больше, какие чувства возникали в ходе упражнения.

«Нарисуй узор»

Цель: Побуждать к совместной деятельности, к оказанию помощи товарищу.

Материал. Бумажный шаблон варежки – на каждого ребенка. Набор карандашей – на каждую пару.

Ход игры

Дети делятся на пары. На пару выдаются цветные карандаши и два бумажные шаблона варежек, которые нужно украсить так, чтобы каждая пара варежек имела одинаковый узор. После игры проводится конкурс, в котором учитывается идентичность узоров парных варежек и сложность орнамента.



«Цветик – семицветик»

Цель: Побуждать детей к обсуждению своих желаний и выбору какого-либо одного, более значимого. Поощрять желание заботиться о других.

Материал. Цветик – семицветик из цветной бумаги со съемными лепестками.

Ход игры

Дети распределяются на пары. Каждая пара поочередно, держась за руки, «срывает» один лепесток и говорит:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели.

Обдумав и согласовав друг с другом общее желание, они объявляют о нем остальным. Воспитатель поощряет те желания, которые связаны с заботой о товарищах, старых людях, о тех, кто слабее, заверяет детей, что их желания обязательно сбудутся.

Цель: дать повод малышам задуматься над тем, что не все дети имеют родителей.

Задачи:

  1. Научить видеть социальную несправедливость в ситуациях со сказочными героями, вносить предложения по улучшению или исправлению ситуации.
  2. Закрепить понятие «сирота».
  3. Развивать чувство сопереживания к детям, у которых нет родителей.

Материал: иллюстрации сказок «Три поросенка», «Золушка», «Дикие лебеди», «Белоснежка» и другие.

Правила игры: игроки должны объяснить детям о правах, какие права детей были нарушены.

Ход игры:

1 вариант.

Могут играть в игру 2 и более детей.

Взрослый читает отрывок сказки, а дети-игроки называют сказку, находят соответствующую иллюстрацию и объясняют другим детям о правах, какие права детей были нарушены.

Игра заканчивается, когда все картинки будут рассмотрены, а также объяснены.

Дидактическая игра «Пусть знает каждый ребенок, что у него есть разные права»

Цель: закрепить знания детей о правах на любовь и заботу, отдых и досуг, полноценное питание, образование и медицинскую помощь.

Материал: кубик с иллюстрациями изображения правами ребенка.

Правила игры: игроки должны объяснить права ребенка, которые изображены на картинке.

Ход игры:

Дети становятся в круг. По сигналу воспитателя дети начинают передавать кубик в руки друг другу.

Когда звучит сигнал, ребенок, который получает кубик, рассматривает свою картинку и рассказывает о праве ребенка, которое на нем изображено.

Игра продолжается до тех пор, пока все иллюстрации будут рассмотрены.

Дидактическая игра «Сложи цветок»

Цель: закрепить знания детей о больших правах маленького ребенка. Учить детей понимать свои возможности при выполнении отдельных правил, прав.

Воспитывать отрицательное отношение к проявлениям агрессии, жестокости, эксплуатации. Воспитывать желание стараться быть справедливым.

Материал: красные и зеленые кружочки с изображением лица детей, разноцветные лепестки, на которых наклеены картинки с изображением прав ребенка на хорошую жизнь или нарушение их.

Правила игры: игроки должны вокруг зеленого кружочка выложить лепестки, на которых наклеены картинки с изображением прав ребенка на достойную жизнь, а вокруг красного кружочка выложить лепестки с изображением нарушения права ребенка.

Ход игры:

В игре могут принимать участие двое и больше детей.

1 вариант.

На столе посередине кладут 2 кружочка (зеленый и красный), а лепестки на столе выкладывают изображением к столу.

Дети по очереди выбирают лепесток, рассматривают его, объясняют: право ребенка защищается или нарушается.

Если на лепестке изображена картинка с защитой прав ребенка, ее выкладывают вокруг зеленого кружочка, а если права ребенка нарушаются, то вокруг красно кружочка.

Игра заканчивается, когда оба цветка будут составлены.

2 вариант.

Одному ребенку предлагается сложить цветок, на лепестках которого находятся картинки с изображением защиты прав ребенка, второму ребенку – с изображениями нарушения прав ребенка.

Выигрывает тот игрок, который первый составит цветок.

Дидактическая игра «Цепочка прав ребенка»

Цель: закрепить знания детей о правах маленького ребенка. Совершенствовать навыки чтения. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать внимание, зрительное восприятие.

Материал: части «цепочки»: на одних – графическое изображение прав ребенка, на других – словесное объяснение графических изображений.

Правила игры: за словесным объяснением прав ребенка, малыши подбирают картинки с графическим изображением, объясняя их содержание, образуя цепочку. И наоборот.

Ход игры:

1 вариант

Воспитатель или ребенок зачитывают словесное объяснение прав ребенка на одной части цепочки. Дети находят соответствующее графическое изображение, соединяют шнурком, и рассказывают о праве ребенка, которое на нем изображено.

2 вариант:

Дети отбирают для себя части с графическим изображением прав ребенка и с или самостоятельно находят соответствующее словесное объяснение. И соединяют шнурком.

Побеждает тот, кто быстрее соединит цепочку.

Дидактическая игра «Мы – будущие первоклассники»

Цель: добиться осознания собственного статуса и места в обществе старших детей в детском саду.

Подвести детей к выводу о том, что они старшие воспитанники в детском саду.

Формировать умение мотивировать свое отношение к роли будущего школьника.

Учить перечислять те действия, которые усвоены хорошо, адекватно оценивать свои умения.

Материал: шесть рисунков, изображающих различные виды мотивации будущего школьника; шесть конвертов с небольшим рассказом, в котором каждый из мотивов выступает как личная позиция одного из персонажей; кубик с изображением кружков от 1 до 6.

Правила игры: игрок должен объяснить свою точку зрения изображения на рисунке.

Ход игры:

В игре могут принимать участие от 2-х до 6-ти детей.

Перед началом игры на столе выкладываются картинки с изображением различных видов мотивации будущего школьника и шесть конвертов с небольшими рассказами.

С помощью считалки определяют, какой ребенок первым начнет игру.

Ребенок бросает кубик с кружочками и называет число, которое соответствует количеству кружочков на кубике, потом находит конверт с такой же цифрой.

Взрослый достает из конверта рассказ и читает его, а перед игроком выкладывается карточка с такой же цифрой. Ребенок рассматривает ее и объясняет свою точку зрения другим детям о правах.

Когда все рисунки-карточки будут рассмотрены, игра заканчивается.

Побеждает тот игрок, который правильно и досконально объяснит свою точку зрения.

Действующие лица: Ведущий, доктор Пипеткин, Великан, Дядя Степа - взрослые; Чебурашка, крокодил Гена, кукла Галя, Cолнечные Зайчики, Мальчик-с-Пальчик с братьями - дети старших групп.

Под «Утро» Э. Грига дети парами (среди них дети, исполняющие роли Cолнечных зайчиков) вбегают в зал и становятся по кругу.

Ведущий (В.). Ребята, вы, конечно, узнали музыку, которая прозвучала. Сам композитор написал о ней так: «Это настроение утренней природы, где …при первом же форте солнце прорывается сквозь облака». Солнце восходит, и его сияющим лучам радуется все живое. Мы слышим, как флейты подражают щебету птиц, как светло и умиротворенно звучит мелодия утра.

1-й ребенок.

Утро лучиком проснулось,

Приоткрылись глазки.

Все на свете потянулось,

Улыбнулось лаской.

2-й ребенок.

Это солнышко-колоколнышко.

Протяни свои ладошки,

И оно тебе подарит

Солнышка немножко.

3-й ребенок.

Солнышкины дети

Заглянули в дом.

Мы их приглашаем,

Мы привет им шлем!

Дети стоят парами по кругу напротив друг друга.

1. Хей, хей! - машут друг другу рукой.

Привет тебе! - оба партнера переходят вправо.

Хей, хей! - приветствуют нового друга.

Привет тебе! - опять двигаются вправо.

С четвертым партнером исполняют припев с движениями, которые придумывают и выучивают заранее, поют: «Дып, дып, ды-пи-ду, ды-пи-ду, о ды-пи-ду».

2. Носу - легко прикасаются к носу друг друга.

Ушкам - одновременно прикасаются к мочкам ушей партнера.

Привет-привет! - двигаются вправо (повторить 2 раза).

Припев.

3. Спинке - легко похлопывают партнера по спинке.

Привет-привет! - двигаются вправо (повторить 2 раза).

Щечкам - легко касаются щек партнера.

Привет-привет! - двигаются вправо (повторить 2 раза).

Припев.

Варианты движений в припеве: ладушки, касания боковой частью ступни, покачивание спинами, «вертушка», боковой галоп в двух кругах.

Раздается стук в дверь, и входит Чебурашка.

Чебурашка. Здравствуйте, я по объявлению.

Чебурашка протягивает объявление ведущему, тот читает: «Каждый, кто хочет иметь друга, пусть приходит к нам. Ребята из детского сада №…»

Снова раздается стук, и входят крокодил Гена и кукла Галя.

Крокодил Гена. Здравствуйте!

Кукла Галя. Мы по объявлению.

Чебурашка. Это я по объявлению.

Кукла Галя . Кто вы такой? Как вас зовут?

Чебурашка. Не знаю.

1-й Солнечный Зайчик. Но ведь каждый ребенок имеет право на имя!

Разыгрывается отрывок из повести-сказки Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья».

Кукла Галя. А вы, случайно, не медвежонок?

Чебурашка. Может быть, я медвежонок.

Крокодил Гена. Нет, он даже ни капельки не медвежонок. У медведей глаза маленькие, а у него вон какие здоровые!

Кукла Галя (задумавшись). Так, может быть, он щенок!

Чебурашка. А щенки лазают по деревьям?

Крокодил Гена. Нет, не лазают. Они больше лают.

Чебурашка. Как?

Крокодил Гена. Вот так: ав-ав!

Чебурашка. Нет, я так не умею. Значит, я не щенок.

Кукла Галя. А я знаю, кто вы такой. Вы, наверное, леопард.

Чебурашка. Наверное, я леопард.

Крокодил Гена и кукла Галя опасливо отодвигаются от Чебурашки.

Кукла Галя. Давайте посмотрим в словаре, там все слова объясняются, на любую букву.

Чебурашка берет большую толстую книгу, на которой написано «Словарь».

Чебурашка. А на какую букву будем смотреть?

Кукла Галя. На букву «РР-РР-РЫ», потому что леопарды рррычат.

Крокодил Гена. И на букву «К», потому что леопарды к…кусаются.

Чебурашка. Но я не рычу и не кусаюсь. Значит, я не леопард. Скажите, а если вы так и не узнаете, кто я такой, вы не станете со мной дружить?

Крокодил Гена. Почему? Если вы окажетесь хорошим товарищем, мы будем рады подружиться с вами. Правильно?

В. Конечно. Будем очень рады.

Чебурашка (высоко подпрыгнув). Ура! Ура!

Кукла Галя. Ребята, а вы, случайно, не знаете, как его зовут?

Дети отвечают, что Чебурашка. Дети стоят в шахматном порядке парами, мальчики за девочками.

1. Чебурашку мы в кино

Много раз видали.

Дети выполняют наклоны в разные стороны, мальчик выглядывает из-за спины девочки, оба партнера поочередно закладывают ладонь то правой, то левой руки за ухо.

Чебурашку мы давно

В гости поджидали.

Поочередное выставление ног на пятку в разные стороны.

тра-ля-ля-ля, ля, ля.

Пружинка в стороны.

Чебурашку мы давно

В гости поджидали.

Кружатся парами.

2. Чебурашка в детский сад

В двери к нам стучится,

Чтобы в праздник у ребят

Польке научиться.

Бегут парами по кругу.

Припев: Тра-ля-ля, тра-ля-ля,

тра-ля-ля-ля, ля, ля.

Чтобы в праздник у ребят польке научиться.

Повторяют движения первого припева.

3. Чебурашка, веселей

Ножками притопни.

Четыре тройных притопа в стороны, стоя в паре лицом друг к другу.

А теперь кружись быстрей

и в ладошки хлопни.

Кружатся по одному.

По три хлопка справа и слева.

Припев: Тра-ля-ля, тра-ля-ля,

тра-ля-ля-ля, ля, ля.

Пружинка в стороны.

А теперь кружись быстрей и в ладошки хлопни.

Кружатся парами, по три хлопка справа и слева.

В. Чебурашка, а у тебя есть семья?

Чебурашка. А что такое семья?

2-й Солнечный Зайчик. Каждый ребенок имеет право на любящую и заботливую семью.

В. Мы тебе песенкой расскажем, что такое семья.

1. Что такое семья?

Папа, мама и я,

И сестренка моя -

Вот и вся у нас семья…

Ну а как же бабушки?

Ну а как же дедушки?

2. Что такое семья?

Папа, мама и я,

Баба Зоя, баба Зина,

Дедушки: Егор, Василий,

И сестренка моя -

Вот и вся у нас семья.

Ну а как же дяди?

Ну а как же тети?

3. Что такое семья?

Папа, мама и я,

Баба Зоя, баба Зина,

Дедушки: Егор, Василий,

Тетя Аня, тетя Таня.

Дядя Вова, Дядя Ваня,

И сестренка моя -

Вот и вся у нас семья…

А братишек и сестренок

Всех двоюродных назвать –

Чебурашка. Нет, у меня нет семьи.

В. А где же ты живешь?

Чебурашка. Я живу в телефонной будке.

3-й Солнечный Зайчик. Но ведь каждый ребенок имеет право на жилье!

В. Чебурашка, ребята расскажут тебе о своем доме.

Дети читают стихотворение В. Степанова «В новом доме я живу».

1-й ребенок.

Раз - этаж,

Два - этаж,

Десять раз по дважды

Достает до неба наш

Дом многоэтажный.

2-й ребенок.

Раз - окно,

Два - окно,

В каждом светит солнце,

Словно с нами заодно

Новый дом смеется.

3-й ребенок.

В новом доме я живу -

В гости всех друзей зову!

4-й ребенок.

Приходите,

Прибегайте -

Раз, два, три, четыре, пять!

Приезжайте,

Прилетайте -

Будем петь и танцевать!

Действующие лица инсценировки: Папа, Мама, Бабуся, Ребенок.

У Папы шляпа и большой галстук, у Мамы шляпка, бусы, сумочка, у Бабуси платок, у Ребенка на руках игрушечная кошка.

Все действующие лица выстраиваются перед нарядным столиком, сервированным игрушечной посудой, со стульчиками.

1. Самый лучший в мире дом -

Дом, в котором мы живем.

Поют все действующие лица.

Папа. Папа.

Мама. Мама.

Бабуся. И бабуся.

Ребенок. Я и наша кошка Муся.

Поют по ролям.

Проигрыш. Все рассаживаются за столом, «пьют» из чашек.

2. Каждым утром за столом

Молоко мы дружно пьем.

Поют все, сидя за столом.

Папа, мама и бабуся,

Я и наша кошка Муся.

Поют по ролям.

Проигрыш. Выходят из-за стола, становятся в шеренгу боком к зрителям Папа, Мама, Бабуся, Ребенок напротив них, он отдает кошку Бабусе.

3. Ребенок.

Я шагаю в детский сад,

Провожает весь отряд:

Папа, мама и бабуся.

Поют по ролям.

А за ними кошка Муся.

Поют все.

Проигрыш. Ребенок уходит, все машут на прощанье.

В. Каждый день ребята из своего дома приходят в другой добрый дом - детский сад. Здесь много игрушек и разных игр.

4-й Солнечный Зайчик. Каждый ребенок имеет право на игру!

В. Давайте пригласим Чебурашку жить в нашем детском саду и сейчас построим ему дом.

Игра-эстафета «Кто быстрее построит дом для Чебурашки».

В эстафете соревнуются две команды, которые строят дом из крупного строительного материала. Вместе с детьми в игре участвуют Чебурашка, крокодил Гена и кукла Галя.

Чебурашка. Я осень рад! Штроили мы, штроили и наконец поштроили! Да ждравствуют мы! Ура!

В. Ах, Чебурашка, как же ты говоришь, совсем неправильно!

Давайте научим Чебурашку говорить привильно.

Игра «Язычок».

Речевая игра «Мышка».

Текст игры произносить ритмично.

Мышка сушек насушила (трут ладошку о ладошку).

Шу-шу-шу, шу-шу-шу (шелестят разноцветными султанчиками из гофрированной бумаги).

Мышка мышек пригласила (руки сжаты в кулачок, «подзывают» то левым, то правым указательным пальчиком).

Шур-шур-шур, шур-шур-шур (встряхивают мешочки с орехами).

Мышки сушки кушать стали (трут кулачком о кулачок).

Хрум-хрум-хрум, хрум-хрум-хрум (коробочки спичечные или пластмассовые от «киндерсюрпризов» с наполнителем).

Зубы сразу же сломали (стучат кулачками).

Зум-зум-зум, зум-зум-зум (маракасы из бутылочек из-под йогурта с наполнителем из круп, фасоли, гороха).

Мышки в норке тихо сели (стучат указательными пальчиками друг о друга).

В щелки на кота смотрели (смотрят сквозь раздвинутые пальцы).

Тсс-с (прикладывают палец к губам).

Мышка, мышка, берегись (грозят пальчиком)!

Мы кота прогоним (ритмично топают).

Брысь (громкий хлопок).

Дети убегают на свои места.

Можно придумать на занятиях вместе с детьми свою модель игры.

В. В детском саду дети не только играют, но и развиваются.

1-й ребенок.

Здесь нас учат дежурить, трудиться,

Думать, строить, лепить, веселиться.

5-й Солнечный Зайчик. Каждый ребенок имеет право на всестороннее и полноценное развитие.

В. Каждый день ребята начинают с зарядки.

Чебурашка. Я совсем не умею делать зарядку.

В. Мы научим тебя.

Смотрит солнышко украдкой

(руки к плечам, вверх, к плечам, вниз),

Смотрит небо и листва

(движения повторить),

Как мы делаем зарядку

(наклоны в стороны).

Раз, два, раз, два

(две пружинки)!

Раз и два! И все в порядке

(руки к плечам, вверх, к плечам, вниз)!

Будет дождик - не беда

(движения повторить)!

Тот, кто делает зарядку

(наклоны в стороны),

Не болеет никогда

(две пружинки)!

Раз, два! Раз, два

(ритмичные шаги на месте)!

Чебурашка. Апчхи! Апчхи!

В. Но если все-таки кто-нибудь заболеет, на помощь придут…

Дети. Врачи.

6-й Солнечный Зайчик. Потому что каждый ребенок имеет право на медицинскую помощь!

Ведущий по телефону вызывает врача. Приходит доктор Пипеткин.

Доктор Пипеткин. Здравствуйте! Где больной? Дышите, не дышите. Что ж, будем лечить Чебурашку. А вы, ребята, мне помогайте.

От болезней и от скуки

Могут вылечить нас всех

Озорных мелодий звуки,

Песни, пляски, шутки, смех.

Доктор Пипеткин. Какие музыкальные у вас дети!

В. Мы не сразу и не вдруг развиваем детям слух.

Приготовились, детишки,

Инструменты в руки взять!

Будем вальс мы исполнять.

Доктор Пипеткин.

В искусстве музыкальном

Вы преуспели, без сомненья.

Желаю крепкого здоровья,

Хорошего желаю настроенья!

А мне пора к больному, до свиданья.

Доктор Пипеткин уходит.

В. Ребята развиваются в детском саду, а в сентябре они пойдут учиться в школу.

7-й Солнечный Зайчик. Потому что каждый ребенок имеет право на образование!

В. А образование после детского сада продолжается в школе.

С криками о помощи вбегают Мальчик-с-Пальчик и его братья.

В. Успокойтесь, пожалуйста, и расскажите, кто вы и что с вами случилось.

Мальчик-с-Пальчик.

Я всем известный Мальчик,

Я ростом ровно с пальчик.

Это мои братья. За нами гонится Великан, он скоро будет здесь!

В. Не волнуйтесь, мы что-нибудь придумаем, чтобы помочь вам.

8-й Солнечный Зайчик. Каждый ребенок имеет право на защиту от жестокого обращения и притеснения!

В. Как же нам справиться с Великаном?

Дети предлагают свои варианты, кто-нибудь предлагает вызвать милицию.

Входит Дядя Степа.

Дядя Степа.

Все милицию зовут,

А она уж тут как тут!

В. Здравствуйте, Дядя Степа.

Дядя Степа.

Разрешите представиться.

Милиционер Степанов,

Гроза для хулиганов.

В. Дядей Степою гордится

Вся милиция столицы.

Дядя Степа.

Я скажу вам по секрету,

Что в милиции служу,

Потому что службу эту

Очень важной нахожу!

В. Уважаемый Дядя Степа, задержите, пожалуйста, Великана, он гонится за Мальчиком-с-Пальчик и его братьями.

Забегает Великан.

Великан. Где эти гадкие мальчишки?! О, да тут много мальчишек и девчонок, хватит мне на завтрак, обед и ужин.

Дядя Степа (обращается к Великану). Вы задержаны за жестокое обращение с детьми.

Дядя Степа уводит Великана.

Мальчик-с-Пальчик благодарит детей.

Кукла Галя. Уважаемые граждане!

Крокодил Гена. Уважаемые гражданки!

Чебурашка. Уважаемые гражданятки!

Кукла Галя. Сейчас вам Чебурашка скажет речь.

Чебурашка. Ну что я могу сказать? Мы, маленькие дети, счастливей всех на свете, потому что у нас есть права.

В. Так давайте устроим большой хоровод,

Каждый пусть улыбнется, и каждый споет.

На вступление к танцу дети образуют два концентрических круга.

Танец «Два притопа, три прихлопа» (С. Насауленко, «Колокольчик»).

1. Мы, маленькие дети,

Счастливей всех на свете.

Мы весело живем,

Танцуем и поем!

Дети идут противоходом, останавливаются, дети внешнего круга поворачиваются лицом в круг, дети внутреннего круга поворачиваются лицом к детям внешнего круга.

Припев:

Два притопа, три прихлопа

(выполняют движения по тексту),

А потом наоборот

(дети двух кругов топающим шагом поворачиваются спиной друг к другу):

Три прихлопа, два притопа

(выполняют движения по тексту)

И круженье - поворот

(кружась, возвращаются в исходное положение танца).

2. Мы не сидим на месте,

Танцуем дружно вместе.

Мы повторим 100 раз,

Смотрите все на нас.

Повторить движения первого куплета.

Припев.

3. Мы ходим, как козлята

(идут в кругах противоходом, высоко поднимая колени и сделав «рожки», к концу строки дети внутреннего круга поворачиваются лицом к детям внешнего круга),

Играем, как щенята

(«играют лапками» в парах),

Как лягушата - прыг

(две пружинки в стороны, пальцы растопырены, на прыжке присесть)

И как мышата - шмыг

(«лапки» перед грудью, покружиться вокруг себя, присесть).

Припев.

1-й ребенок.

По солнышку ромашек, по небу незабудок

Шагает детство наше, простое, словно чудо.

2-й ребенок.

У детства есть защита: права имеют дети.

Пусть их не нарушает никто на всей планете!

Ведущий приглашает на выставку детских работ.


ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
КАРТОТЕКА ИГР

№1 Игра «Наши имена»
Дети стоят в кругу, воспитатель бросает (катит) мяч одному из них. Поймав мяч, ребенок называет свое имя и возвращает мяч воспитателю.
- Очень красиво звучат ваши имена, правда? А ведь они еще могут красиво выглядеть, посмотрите, как вы и ваши родители изобразили имена. (Воспитатель обращает внимание детей на выставку поделок совместного творчества детей и родителей «МОЕ ИМЯ».)

№2 Игра «Как растет имя?»
(на примере фотографий воспитателя в разном возрасте).
Воспитатель демонстрирует свои детские фотографии и рассказывает:
- Имя сопровождает вас всю жизнь. Вы растете, и вместе с вами растет ваше имя. Это было так давно… Звали эту девочку ласково: Иринка. Девочка подросла, пошла в школу, и стали её звать – Ирина. Сейчас она уже взрослая, работает воспитателем. Вы догадались, о ком я говорю? Конечно же, о себе. Моя мама по-прежнему зовет меня ласково. Как? Иринка. Мои дети зовут меня «мама». Друзья зовут Ириной. А в детском саду я для всех Ирина Петровна. Вы растете, и имена ваши тоже растут вместе с вами.
__________________________________________________________________
№3 Словесная игра «Назови полное имя»

(В игре можно использовать имена детей, которые присутствуют на занятии).
Первый вариант: Воспитатель называет неполную форму имени, а дети – полное имя:
Яшенька, Яша – Яков
Тема, Темочка – Артем
Коля, Николенька, Колечка – Николай
Настенька, Настюша – Анастасия
Леша, Алешенька – Алексей
Леня, Лёнечка – Леонид
Второй вариант: Воспитатель называет полную форму имени, а дети – неполную:
Екатерина – Катя, Катенька, катюша
Людмила – Люда, Людочка, Мила
Елена – Лена, Леночка и т.д.
__________________________________________________________________
№4 «Ласковое имя» (Игра с мячом.)
Цель: учить ласково называть имена сверстников. Формировать положительное отношение к сверстникам. Развивать интонационные стороны речи. Развивать коммуникативную компетентность.
Ход игры. Дети стоят или сидят в кругу. Глядя в глаза, друг другу они передают мяч и произносят имя соседа ласково.
__________________________________________________________________
№5 «Когда я стану взрослым»
Цель: учить называть «взрослые» имена людей; развивать речь.
Ход игры. Воспитатель называет имя, а дети говорят полное имя. (Например, Таня – Татьяна). В игре можно использовать мяч.
_________________________________________________________________
№6 «Назови полным именем»
Цель: закреплять знания детей о своем имени, фамилии, отчестве. Развивать коммуникативную компетентность. Воспитывать уважительное отношение к именам людей.
Ход игры. Дети называют свое полное имя – Ф.И.О. (имя мамы, папы, бабушки, дедушки и т.д.) В игре можно использовать мяч.
_________________________________________________________________
№7«Назови по-другому»
Цель. Развивать коммуникативную компетентность, мышление. Учить обращаться к сверстникам, по-разному называя его имя.
Ход игры. Воспитатель называет имя, а дети говорят, как можно сказать по-другому. Например,
Оля – Ольга, Оленька, Олюшка, Лёля.
Екатерина – Катя, Катюша, Катенька.
Людмила – Люда, Людочка, Людмилка, Мила.
Елена – Лена, Леночка.
Сергей – Сережа, Сереженька.
Владимир – Вова, Вовочка, Володя, Володечка.
Яша, Яшенька – Яков.
Тема, Темочка – Артем.
Коля, Николенька, Коленька – Николай.
Настенька, Настюша – Анастасия.
Лёша, Лёшенька – Алексей.
Лёня, Лёнечка – Леонид.
Емеля – Емельян.
Тимошка – Тимофей.
Егорка – Егор.
Сенька – Семен.
Ваня, Ванечка, Ванюшка – Иван.
Маша, Маня, Марья, Маруся – Мария.
__________________________________________________________________
№8 «Образуй отчество»
Цель: учить образовывать отчества от мужских имен; развивать речь.
Ход игры. Воспитатель называет мужское имя, а дети образуют от него отчество. (Например, Игорь – Игоревна, Игоревич). В игре можно использовать мяч.
__________________________________________________________________
№9 «Я знаю …» (Игра со скакалкой).
Цель: Развивать коммуникативную компетентность, мышление.
Ход игры. Ребенок прыгает через скакалку и называет имена девочек или мальчиков на каждый прыжок. Игра может проводиться в виде соревнования.
__________________________________________________________________
№10 «Четвертый лишний»
Цель: развивать внимание. Развивать коммуникативную компетентность.
Ход игры. Воспитатель называет четыре имени, а дети определяют лишнее в группе, давая свое объяснение.
Настя, Таня, Миша, Люба.
Коля, Толя, Ваня, Оля.
Иван, Анатолий, Петя, Фёдор.
Иванов, Петров, Семён, Соловьёв.
Ивановна, Аркадий, Васильевна, Мироновна.
__________________________________________________________________
№11 «Назови имена сказочных героев»
Цель. Развивать коммуникативную компетентность.
(Незнайка, Чебурашка, Золушка и т.д.) Порассуждать о том, как образовались эти имена.
__________________________________________________________________
№12 «Назови одним словом»Цель. Развитие мышления, речи, памяти, умения классифицировать.
Ход игры. Воспитатель называет несколько слов, а дети классифицируют группу.
Лена, Наташа, Оля. Света – имена девочек.
Коля, Игорь, Миша, Олег – имена мальчиков.
Иванов, Петров, Кузнецов – фамилии.
Ивановна, Сергеевна, Васильевна – отчества.
Мама, папа, брат, сестра – семья.
__________________________________________________________________
№13 «Я имею право …»
Цель: дать правовые знания.
Оборудование: набор сюжетных картинок к статьям Конвенции ООН о правах ребенка; картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в Конвенции (ребенок катается на велосипеде, играет, поливает цветы и т.д.)
Ход игры: дети поочередно выбирают картинки, которые соответствуют статьям Конвенции и раскладывают около шаблона «Я имею право …» (шаблон выполнен в виде знака +). Затем ребенок объясняет свой выбор, остальные обсуждают правильность принятого решения.
__________________________________________________________________
№14«Я не должен …»
Цель: разграничивать понятия «могу», «должен», «хочу»; совершенствовать знания детей о социальных нормах. Развивать коммуникативную
компетентность.
Оборудование: серия сюжетных картинок, связанных с приемлемыми и неприемлемыми взаимоотношениями в системах взрослый – ребенок, ребенок – ребенок, ребенок – окружающий мир.
Ход игры: дети раскладывают около шаблона «Я не должен …» (знак -) картинки, которые изображают ситуации, неприемлемые во взаимоотношениях между людьми. Между человеком и предметным миром. Затем объясняют свой выбор.
__________________________________________________________________
«Камуфляж»
Для этой игры необходимо спрятать 20 ниток шерсти трех цветов. Дети делятся на три команды, каждая команда должна найти нить своего цвета. Побеждает команда, нашедшая больше всего ниток. (Вероятно, выиграет команда, которая ищет ярко окрашенную нить, потому что её задача легче).
Воспитатель задаёт детям вопросы:
-Справедливо ли построена эта игра?
- Если мы будем играть снова, в какой команде вы хотели бы играть?
- Можно ли игру сделать справедливой?
- А справедливо ли обижать своих друзей, не принимать их в какую-нибудь игру?



Рассказать друзьям