Во сколько месяцев ребенок опирается на ножки. Когда ребенок начинает стоять

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Этапы развития малыша

Очень часто к нам на сайт приходят вопросы о том, в какое время ребенок должен начать переворачиваться, делать попытки встать на ноги, когда должен научиться «гулить». Родители тревожатся, если малыш не торопится сидеть, говорить, держать голову. Что есть норма? И говорит ли задержка какого-то этапа развития о заболевании?
Сегодня мы попытаемся ответить на часто задаваемые вопросы читателей. Консультант – ВЛАСОВА ЕКАТЕРИНА ВАЛЕРЬЕВНА, к.м.н., врач-неонатолог, невролог.

Когда ребенок должен удерживать голову, переворачиваться, сидеть, ползать, вставать, ходить

В оценке психомоторного развитии ребенка важными пунктами являются 3, 6, 9, 12 мес. Для начала приводим ориентировочные сроки нервно-психического развития ребенка. Средние сроки и возможные границы развития моторных актов у детей 1-го года жизни [Мазурин А.В.. Воронцов И.М., 1999].

Движение или умелость Средний срок Временные границы
Улыбка 5 нед. 3-8 нед.
Гуление 7 нед. 4-11 нед.
Удерживание головы 3 мес. 2-4 мес.
Направленные движения рук 4 мес. 2,5-5,5 мес.
Переворачивание 5 мес. 3,5-6,5 мес.
Сидение 6 мес. 4,8-8,0 мес.
Ползание 7 мес. 5-9 мес.
Произвольное хватание 8 мес. 5,5-10,5 мес.
Вставание 9 мес. 6,5-12,5 мес.
Шаги с поддержкой 9,5 мес. 6,5-12,5 мес.
Стояние самостоятельное 10,5 мес. 8-13 мес.
Ходьба самостоятельная 11,5 мес. 9-14 мес.

Удерживание головы:
В 2 месяца малыш делает первые попытки, приподнимает и непродолжительно удерживает голову, лежа на животе.
В 3 месяца ребенок начинает удерживать самостоятельно голову в вертикальном положении (на руках у взрослого).
В 4 месяца ребенок способен в вертикальном положении держать голову и легко поворачивать ее из стороны в сторону.
В 5 месяцев начинает подолгу лежать на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук, с приподнятой головой.
В норме ребенок удерживает голову уверенно вертикально к 4 мес., горизонтально к 5 мес., до этого кратковременно. Некоторые дети могут удерживать голову вертикально к 3 мес., что наблюдается реже.

Когда ребенок должен сидеть:
После 4 месяцев ребенок начинает присаживаться. Поднимать голову из положения лежа на спине. Этот этап появляется после уверенных поворотов со спины на живот и является фазой перехода к самостоятельному сиденью. Также ребенок может тянуться, если взрослый берет его за кисти. Некоторые дети, что считается вариантом нормального развития, сначала встают на четвереньки, потом садятся, стоят у опоры. Так что здесь возможны разные варианты. Но считается, что к 8 месяцам ребенок должен самостоятельно садиться.

Ползание:
Ползать ребенок начинает к 7-9 мес. Иногда встречается, что дети вообще не ползают, а начинают сразу ходить, что является нормой.

Ребенок встает:
Вставание развивается, в среднем, к 9,5-10 мес. Обычно дети начинают вставать у опоры, ходит вдоль нее, потом садятся на ягодицы, похоже на падение, но так и должно быть.

Ребенок ходит
После 10 месяцев ребенок может ходить с поддержкой взрослого, а самостоятельно начинает ходить – с 11,5 месяцев. Конечно, это средние показатели. Есть определенные «границы» для всех этих этапов. Необходимы 3-4 мес. после начала самостоятельной ходьбы, чтобы затем координационная система была достаточно развита для уверенной ходьбы. Обычно в этом возрасте дети уже чувствуют, что могут бегать, но координационная система недостаточно развита, они не могут оценить себя, поэтому и возможны падения.

Развитие речи у ребенка.
Развитие речи связано с возникновением детского сознания и социальными отношениями ребенка.
Ранняя вокализация – гуление (1-4 мес.). Гласные и согласные звуки формируются в задней части ротовой полости, эти звуки похожи на воркование, булькание воды.
1 мес. – улыбается;
2 мес. – гулит (воркует);
4 мес. – оборачивается на голос, громко смеется.
Лепет (3-15 мес.). Лепет состоит из произносимых ребенком чистых гласных и согласных звуков разной тональности.
5 мес. – оборачивается на звуки;
6 мес. – имитирует речь (лепечет);
8 мес. – понимает слово «нет», произносит «папа», «мама» неосознонно;
9 мес. – жестикулирует;
10 мес. – называет родителей «мама», «папа» осознанно;
11 мес. – произносит первое слово (помимо «мама», «папа»);
12 мес. – произносит слова осмысленно, но речь непонятная;
15 мес. – правильно называет 4-6 предметов, когда ему указывают на них.
Становление речи (18-50 мес.). Речь состоит из ограниченного числа звуков и их комбинаций.
16 мес. – речь понятная;
18 мес. – знает названия трех частей тела, называет предмет на картинке, узнает членов семьи, употребляет 7-20 слов;
21 мес. – комбинирует два слова, употребляет 50 слов. Находит нужную картинку;
24 мес. – строит предложения из двух слов.

К 2-3 годам ребенок общителен, позитивен, дружелюбен, легко вступает в контакт, понимает обращенную речь, имитирует деятельность взрослых. В годовалом возрасте речь ребенка понятна на 25%, в 2 года – на 50%, в 3 года – на 75%, в 4 года – на 100%.
(Источник: Учебник для медицинских вузов / Под ред. Н. П. Шабалова. - СПб.: СпецЛит, 2003. - 893 с.)

Общие принципы развития ребенка

Развитие ребенка определяется становлением определенных функций для обеспечения жизнедеятельности. Каждая функция находится при рождении на определенном этапе, многие на нулевом, и в течение первых лет жизни ребенка достигается конечный этап, при остановке развития на нулевом или промежуточном уровнях возникает заболевание.

В первый месяц жизни происходит настройка жизненно важных функций: дыхание, глотание, удерживание и усвоение пищи.

Следующие два месяца
жизни ребенка – критический период восприятия внешней среды с помощью слухового и зрительного анализаторов, появления эмоционального контакта с матерью и родными. Начиная со 2-го месяца жизни, у всех здоровых детей появляется зрительная фиксация и слежение в горизонтальном и вертикальном направлениях. Возникают слуховые навыки, ребенок в этот период реагирует на звук замиранием, вздрагиванием. Появляется крик для обращения к родным.

В три месяца угасают автоматические рефлексы, обеспечивающие прием пищи, тонус речевой мускулатуры снижается. Ребенок начинает понимать и реагировать на обращаемую речь, развиваются интеллект, крупная и мелкая моторика.

В возрасте 6-ти месяцев приоритетными являются функции мелкой моторики рук, понимаемой речи, слухового, и особенно, зрительного восприятия. «Слабыми» являются функции крупной моторики, произносимой речи и интеллектуального развития.

Возраст 9 месяцев характеризуется выраженным спадом темпов развития. Появляется практическая деятельность мозга, ребенок произвольно организует и регулирует движения, манипулирует каждой рукой отдельно, готовится к самостоятельной ходьбе. Ребенок начинает понимать некоторые слова и фразы взрослых, т.е. дает адекватные поведенческие реакции на речевые высказывания, обращенные к нему. В социальном развитии формируется дифференцированное отношение к знакомым и незнакомым людям, появляется стеснение при виде незнакомого человека. Слуховое восприятие характеризуется появлением таких слуховых навыков, как узнавание (способность выбирать определенный звуковой, в том числе речевой, сигналы среди других известных звуковых сигналов) и распознавание (способность повторять или имитировать звуки, в том числе и речевые).

В 12 месяцев приоритетной функцией является интеллектуальная. Ребенок начинает узнавать предметы на картинках. Формируется слухоречевая память мозга. Параллельно развивается функция понимаемой речи. Расширяется импрессивный словарь – набор «речевых клише», наиболее часто используемых в речи окружающих, запоминаются другие компоненты речи – темп, ритм, интонация, логическое ударение, паузация. В поведении прослеживаются ситуативно-личностные формы общения. Развитие моторики в этот период характеризуется совершенствованием систем равновесия для формирования функции ходьбы, которая является важнейшей конечной целью общего статического развития. В этом возрасте ребенок делает попытки ходить самостоятельно, однако эта способность появляется только после формирования координации в руках.

В 1 год 6 месяцев ребенок начинает овладевать тонкими моторными навыками верхних конечностей: захватывает карандаш и спонтанно рисует каракули. Формирование мелкой моторики кисти на данном этапе создает важные предпосылки в социальном развитии. В этот период приоритетным является развитие понимания речи. Именно с этого возраста ребенок должен начать есть густую пищу ложкой и самостоятельно пить из чашки.

Клинически нарушения развития нервной системы характеризуются аномалией или задержкой развития основных психоневрологических функций – двигательных, перцептивных (главным образом, зрительного, слухового и тактильного восприятия), речевых, интеллектуальных, коммуникативных; а также эмоционально-волевой сферы. Указанные нарушения могут наблюдаться как в изолированном виде, так и в различных сочетаниях, носить количественный, темповый характер (задержка или опережение развития по возрастным периодам) или качественный (развитие по аномальному пути).

Так, к нарушениям двигательного развития относятся многообразные формы детского церебрального паралича, но также и варианты минимальной статико-моторной дисфункции, к нарушениям перцептивного развития – зрительные и слуховые дисгнозии, т.н. перинатальные слепота и тугоухость, к нарушениям речевого развития – дизартрии и дисфазии, задержки формирования речи. Нарушения развития интеллектуальных, коммуникативных функций и эмоционально-волевой сферы могут проявляться в виде минимальной психоречевой недостаточности, умственной отсталости, олигофрении, отклонений в поведении и общении с окружающими, различных аутистических и аутистикоподобных синдромов, эмоциональной сглаженности со снижением интереса к окружающим или повышенной возбудимости с эмоциональной и двигательной расторможенностью.

Группы риска детей по нарушению нервно-психического развития
У каких детей чаще всего возникают отклонения от нормы? Это генетические, наследственные факторы, тяжелое течение беременности, родов и так далее. Приведем список таких рисков.

  • мать с асоциальным статусом, зависимая от наркотиков, алкоголя, никотина;
  • мать с хроническими заболеваниями, которые требуют продолженного приема медикаментов (например, Diabetes mellitus, эпилепсия);
  • кровотечение, гестоз, тяжелые инфекционные заболевания во время беременности и неонатальные инфекции ребенка;
  • недоношенность (менее 36 недель), экстремально низкая масса тела при рождении (менее 30 недель);
  • гипотрофия при рождении (менее 3 перцентиля по гестационному возрасту);
  • многоплодная беременность;
  • тяжелая натальная/неонатальная асфиксия с гипоксически-ишемической энцефалопатией (тяжелое перинатальное поражение ЦНС);
  • тяжелые родовые, неонатальные осложнения (кардио-респираторный дистресс-синдром, сепсис, искусственная вентиляция легких, рецидивирующие апное, операции, судороги периода новорожденности);
  • сохраняющиеся патологические изменения при УЗИ- и МРТ- исследованиях головного мозга.

Основные факторы риска на 1-м году жизни:

Первый год жизни очень важен в плане развития. Заболевания, травмы в этом периоде могут послужить причиной дальнейших нарушений развития ребенка.

  • тяжелые заболевания, повторные операции, длительное нахождение в стационаре, хронические заболевания (врожденные пороки сердца, муковисцидоз и др.);
  • тяжелые аллергические заболевания;
  • социальная изоляция;
  • часто меняющиеся опекуны;
  • бедность, асоциальный статус родителей.

Записала Юлия Зиберт

Первые шаги крохи – повод для особой гордости родителей. Неудивительно, что мамы хотят, чтобы детки встали на ноги как можно раньше. Но по этому поводу существует множество споров и мнений – касательно сроков высказываются как медицинские специалисты, так и опытные мамы.

Но в данном случае главным фактором является готовность малыша к ходьбе. Если ребенка поставить на ножки раньше положенного срока, ничего хорошего из такой затеи не получится. Поэтому родителям не стоит спешить. Лучше руководствоваться здравым смыслом и не ориентироваться на соседского малыша, который «уже стоит».

Готовность к новым нагрузкам

На скорость освоения ходьбы влияют сразу несколько факторов, которые необходимо учитывать родителям. Это:

  1. Мотивация. Кроха должен захотеть встать и куда-то пойти. Например, ему будет интересно, если поблизости ходят или играют другие дети.
  2. Периодичность. Развитие деток происходит циклически – есть периоды бурного усваивания новых навыков и периоды внешнего «застоя». С этой особенностью приходится считаться.
  3. Зрелость нервной системы. Контролировать вертикальное положение тела карапузу удаётся только тогда, когда он к этому полностью готов. Любые отклонения от нормы и неврологические заболевания существенно отодвинут сроки осваивания стояния на месте и ходьбы.
  4. Особенности телосложения. Худеньким детям всегда легче подняться и устоять на ножках, чем ребятам с избыточным весом. Это не означает, что крохе нужно худеть! Просто ему понадобится чуть больше времени, чтобы научиться удерживать равновесие.
  5. Наследственность или особенности характера. Живые малыши с большим интересом стремятся к новому, а флегматики предпочитают долго сидеть. Зачастую крохи в точности повторяют все этапы и сроки развития своих родителей или родственников. Поэтому прежде чем что-то требовать от малыша, стоит поинтересоваться семейной историей.


Что говорят специалисты

Ортопеды и педиатры единодушны во мнении – торопиться в любом случае не стоит!

Существует и жёсткое ограничение: до четырёх месяцев детей запрещено ставить на ножки. В более раннем возрасте у них ещё не достаточно окрепший позвоночник. При неадекватных нагрузках позвоночный столб может быстро деформироваться! Поэтому ставить кроху нельзя даже на одну-две минуты.

Что касается такого понятия, как норма — это весьма растяжимое определение. Одни дети способны самостоятельно встать в 7, а другие только в 9 месяцев. В обоих случаях это будет нормой, если малыш не отстаёт в физическом развитии, и у него нет никаких проблем с нервной системой.

Существует патологическое состояние, известное как гипертонус. Кроха встаёт рано, но при этом его тельце неестественно напряжено, а упор идёт на носки – малыш стоит как балерина. Обычно патология проявляется вставанием на пятом-шестом месяце.

Чтобы расслабить напряжённые мышцы педиатры рекомендуют регулярный массаж для расслабления мышц, и специальные упражнения. За крохой нужно внимательно следить и всячески отвлекать его от стояния либо крепко поддерживать под мышки. Нахождение в вертикальном положении в столь раннем возрасте чревато деформацией позвоночника и свода стопы.

А ортопеды подчёркивают, что тазобедренный сустав развивается только к 9-10 месяцам. Поэтому можно сделать вывод, что стояние допустимо в период от 7 до 10 месяцев. И раньше деток ставить на ноги нельзя, так как это может навредить их здоровью.

Как помочь ребенку

Но малышу можно помочь стать крепче и сильнее. Для этого в арсенале мам находится специальная детская гимнастика, укрепляющая мышцы, связки и суставы.

Насчёт подходящего по возрасту комплекса упражнений можно посоветоваться с педиатром. Он даст рекомендации с учётом особенностей развития конкретного малыша.

Для деток, не страдающих гипертонусом, подходят самые простые упражнения:

  1. Сведение противоположных рук и ног. Ребенок на спинке, а мама поочерёдно подтягивает локоток его левой ручки к правой коленке, а затем правой руки к левой коленке. Все движения производятся аккуратно, без резких нажимов. Упражнение отлично укрепляет мышцы животика и улучшает координацию.
  2. «Восьмёрка». Это упражнение для стоп. Кроха лежит на спине, а мама обхватывает ножку одной рукой, а второй «рисует» на своде стопы цифру. Используется один палец, который движется по стопе с небольшим нажимом. Массаж проводится поочерёдно на обеих ногах. Дополнительно можно перебрать пальчики. Дети такой массажный приём очень любят!

Родителям важно проявить максимальное внимание и понимание – насилие и спешка в этом вопросе попросту не уместна. Только в этом случае малыш будет развиваться в соответствии с возрастом, и у него не возникнет проблем с физическим и психическим здоровьем.

Многие родители с трепетом ожидают момента, когда их малыш впервые встанет на ножки. Зачастую мамы и папы задаются вопросом, в каком возрасте это произойдет, не отстает ли их ребенок в развитии? Мы постараемся ответить на этот и другие подобные вопросы, чтобы развеять сомнения и неоправданные ожидания. Мы расскажем родителям о простых и эффективных упражнениях, которые способствуют укреплению мышц спины и ног, тем самым стимулируя ребенка быстрее научиться принимать вертикальное положение.

Умение стоять самостоятельно - огромное достижение для малыша

Основные этапы развития ребенка от 3 до 8 месяцев

Для начала стоит разобраться, в каком возрасте ребенок должен научиться стоять на ножках. Также выясним, какие этапы развития предшествуют этому моменту. Зависимость достижений крохи от количества прожитых месяцев:

  • С 3 по 5 месяц большинство малышей учится поднимать верхнюю часть тела, лежа на животе. Они выпрямляют руки и с интересом смотрят по сторонам. Многие начинают переворачиваться со спины на живот, подворачивая под себя руку (рекомендуем прочитать: ). Некоторые это делают позже.
  • В 6 кроха может научиться переворачиваться с живота на спину. Иногда в этот период малыш делает первые попытки ползти.
  • В 7 кроха начинает более активно ползать, умеет перекладывать погремушку из руки в руку, а также стремится дотянуться до яркой или шелестящей игрушки.
  • В 8 малыш уже не боится вставать, придерживаясь за стул или диван.

Эти наблюдения условны, некоторые дети не пытаются ползать вообще, другие же не хотят принимать вертикальное положение даже ближе к году. Нужно понимать, что вехи развития индивидуальны, важно лишь поддерживать малыша в его стремлении научиться новому и стимулировать к следующим достижениям.

Если малыш не встает на выпрямленные ноги, хотя ему уже скоро исполнится год, следует принять во внимание его предыдущие достижения - например, кроха научился переворачиваться с живота на спину и, наоборот, хотя бы пытается ползать и активно гремит погремушкой. В этой ситуации беспокоиться не о чем. Вероятно, у малыша свой план развития и кроха растет, ориентируясь на него.


Если остальные пункты «плана» малыш выполнил на отлично, то беспокоиться не о чем

Задача родителей – обеспечить безопасность

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Когда ребенок впервые принял вертикальное положение, маме желательно удвоить бдительность. Малыш, достигнув определенного уровня, будет стремиться сделать следующий шаг. Например, самое время опустить спальное место в детской кроватке на уровень ниже. Ребенок может подняться в своей кроватке и, наклонившись вниз, перевеситься и упасть.

Когда малыш пробует встать на ножки, он может периодически падать на ягодицы. Хорошо смягчает удар одноразовый подгузник, а также коврик на полу. Иногда ребенок после принятия вертикального положения не знает, как снова опуститься на попу. Именно тогда мама обязана протянуть крохе руку помощи, чтобы он в следующий раз снова попытался сделать это сам.

Вертикальное положение дарит крохе новые возможности: он видит больше предметов в комнате и вполне может попробовать взять в руки то, что ранее было ему недоступно. Следует оценить риски и по возможности оградить малыша от опасности: купить заглушки для розеток, закрыть острые углы столов, спрятать опасные для здоровья предметы.

Ошибки, которые допускают родители

Педиатры отмечают, что многим молодым родителям не терпится похвастаться перед друзьями достижениями своего отпрыска. В связи с этим некоторые особо нетерпеливые допускают множественные ошибки:

  • Заметив, что ребенок впервые встал, мамы и папы тут же покупают ему ходунки. Этого делать не следует раньше 9 месяцев, поскольку мышцы, удерживающие позвоночник, еще недостаточно развиты. Следует дать время малышу - быть может, ходунки ему не понадобятся.

Попытки ускорить процесс обучения при помощи ходунков могут привести к обратному результату
  • Нужно понимать, что с момента когда ребенок научился стоять с опорой и до того времени, когда он сможет стоять самостоятельно, должно пройти некоторое время. Нельзя лишать малыша опоры, если он стоит, стимулируя его сделать шаг. Особенно плохо, если кроха только вчера впервые принял вертикальное положение. Лучше дождаться естественного хода событий, чтобы снять на видео первые шаги крохи.

По словам специалистов, малыша проще научить стоять без поддержки начиная с 10-11 месяца. Однако недоношенные дети или те, кто получил травму при рождении, развиваются по индивидуальному графику. Такие малыши вполне могут не соответствовать описанным возрастным нормам.

Ребенок слишком рано встал на ножки

Иногда ребенок опережает сверстников, особенно это заметно в раннем возрасте. Если малыш пытается встать раньше 7 месяцев, нет смысла ему препятствовать. Родители обязаны понимать, что кроха все равно будет это делать, как только мама отвернется. Однако в 4 месяца становиться на ножки нельзя – костная и мышечная система развиты недостаточно, такая практика может сильно навредить крохе. Столь раннее вставание – явление чрезвычайно редкое.

Если мама слишком беспокоится о том, что ее малыш рано встает на выпрямленные ножки, она может воспользоваться советом педиатров. Рекомендуется всячески стимулировать кроху ползать вместо того чтобы принимать вертикальное положение. Для этого можно класть интересную игрушку на расстоянии, которое он сможет преодолеть только ползком. Во время ползания малыш хорошо развивается, укрепляет мышцы и скелет, подготавливая тело к ходьбе. Также некоторые педиатры считают, что в этот период кроха стремительно развивает свое мышление.


Перед самостоятельной ходьбой дети обычно проходят этап ползания

Доктор Комаровский отмечает, что родители должны осознавать свою роль в развитии отпрыска. Их задача – не заставлять и уговаривать кроху учиться подниматься, а лишь подготовить почву для своевременных достижений малыша - закалять его, укреплять мышцы, не допускать развития рахита. Здоровый ребенок сам даст понять, что он готов сидеть, стоять, ползать.

Факторы, влияющие на скорость развития малыша

Наблюдения педиатров говорят о том, что ребенок не обязан расти и развиваться в соответствии с возрастными нормами. Каждый малыш может иметь собственный план развития. Однако специалисты выделили ряд факторов, положительно влияющих на формирование двигательных функций крохи:

  • отсутствие серьезных заболеваний;
  • редкие заболевания ОРВИ (во время болезни кроха борется с вирусом, у него нет лишней энергии чтобы учиться чему-то новому);
  • характер и телосложение ребенка – активный, не слишком упитанный или даже худой;
  • благоприятная атмосфера в доме – отсутствие скандалов, благожелательность родителей;
  • наличие старшего брата/сестры, которые своим примером вдохновляют кроху учиться ползать, стоять и ходить (рекомендуем прочитать: ).

Как стимулировать ребенка вставать на ножки?

Прежде чем стимулировать ребенка к вставанию, нужно дать ему возможность выполнить предыдущие пункты программы развития. Желательно чтобы малышу уже исполнилось 9 месяцев и он умел ползать. Иногда период ползания затягивается, но обычно он длится от 3 до 5 месяцев. Если малыши не стремятся ползать, не рекомендуется ставить их раньше времени - лучше немного подождать, пока они начнут делать это сами.


Родителям желательно подождать, пока ребенок сам не заинтересуется вставанием

Для того чтобы дать малышу уверенность в своих силах, нужно помочь ему в развитии и укреплении всех мышц тела. Хорошо работает массаж, упражнения для рук и ног, а также занятия в бассейне (см. также: ). Дети прекрасно себя чувствуют в воде, особенно если рядом мама. Сегодня почти в любом бассейне есть специальные занятия для мам с грудничками.

Есть простая и эффективная тренировка для 8-9-месячных малышей. Нужно усадить ребенка на пол или другую твердую поверхность, дать ему обхватить ручками указательные пальцы. Затем ставить малыша и снова садить.

Учим стоять самостоятельно

Если малыш уже встает на ножки, но все еще боится оказаться без опоры, можно попробовать выполнить несколько упражнений, которые помогут ему почувствовать себя увереннее. Как научить ребенка стоять? Мы уже писали выше, что делать этого не следует, если кроха только-только принял вертикальное положение. Рецепты пригодятся родителям тех малышей, которые уже некоторое время встают на ножки самостоятельно, держась за стул или перила кровати:

  • Фитбол станет идеальным тренажером для грудничка. Для того чтобы заниматься было проще, мяч нужно накачать не полностью, лишь на 2/3 объема. Необходимо усадить кроху на мяч затылком к себе, хорошо удерживая его за бедра. Затем наклонять малыша в разные стороны – вперед, назад, вправо-влево. Такая гимнастика позволит укрепить брюшные мышцы, мышцы спины, настроит вестибулярный аппарат. Важно не выпускать кроху, чтобы он не упал с подвижного мяча.

Подготовить организм к ходьбе прекрасно помогает фитбол
  • Можно ставить ребенка на корточки, повернув к себе спиной. По аналогии с предыдущим заданием необходимо держать его за бедра, раскачивая в стороны. Чтобы добиться эффекта надо стимулировать малыша выпрямит ножки. Если он будет продолжать сидеть на корточках, значит его ножные мышцы еще недостаточно окрепли. Тогда эту тренировку нужно повторить через 1-2 недели.
  • Необходимо дождаться момента, когда малыш встанет возле надежной опоры (не надо его ставить). Затем дать ему игрушку, которая кроху наверняка заинтересует. Сразу же дать вторую – чтобы ее взять, ему придется отпустить стул, за который он держится. Здесь важно, чтобы обе игрушки были для него новыми, иначе первую кроха просто бросит на пол.

Сколько времени потребуется тренироваться? Если это делать регулярно, эффект от занятий будет заметен через 1-2 недели. Однако малыш и без упражнений начнет самостоятельно стоять и ходить тогда, когда его тело будет к этому готово. Не стоит слишком форсировать события, стремясь сделать из ребенка пример для подражания. Лучше дать возможность крохе развиваться так, как заложено природой.

Т.к. опорно-двигательный аппарат ребенка еще слабо сформирован). Моя дочка в 6,5 месяцев не опирается на ножки. Мы с мужем очень волнуемся и переживаем по этому поводу.

Не ставить, не садить нельзя! На ножках тоже очень любит стоять, радуется, смеется! Но не стоит забывать, что развитие у детей происходит по-разному – одни малыши уверено топают уже в девять месяцев, а другие и в год еще даже не пытались научиться стоять. В случае, когда ребенок что называется «берет передышку» не торопите его – не стоит его насильно что-то заставлять делать. Передвигающееся на колесиках приспособление для обучения ребенка до 1 года ходьбе и поддержания его в горизонтальном положении – это детские ходунки.

У ребенка опрелости или др повреждения кожи в местах соприкосновения с ходунками. Отрегулировать ходунки по росту ребенка. Оптимальный возраст когда можно попробовать малыша посадить в ходунки 7 - 8 месяцев! Это обуславливается физической готовностью мышц, помогающих ребенку поддерживать тело в вертикальном положении. Как только малыш сможет самостоятельно сидеть, не заваливаясь на бочек, вы сразу поймете, что мышцы его спины окрепли и ребенка можно сажать в ходунки.

Положительное влияние ходунков на физиологию ребенка: «ЗА» ходунки

Если же малыш еще не пополз (со скольки месяцев начинает ползать?), то привыкнув к ходункам, он и вовсе может пропустить эту важнейшую ступень развития. В вертикальном положении ребенок по-иному воспринимает окружающую его обстановку.

Готов ли ваш малыш к такой нагрузке?

К тому же, он не ставит ножку на всю ступню, а толкается пальчиками или как бы ходит «на цыпочках», что формирует неправильное положение голеностопного сустава. У малыша не в полной мере развивается чувство опасности и самосохранения, он не умеет «правильно» падать, как это присуще детям, что иногда приводит к серьезным травмам.

Влияние ходунков на развитие малыша

Ребенок может передвигаться в них довольно быстро и, несмотря на ограничители, сильно удариться непосредственно о ходунки. Казалось бы, ходунки содействуют физическому и психоэмоциональному развитию ребенка и в то же время множество исследований доказывает обратное. На третьем месяце ребенок входит в важный этап в своей жизни и внимание родителей должно быть сконцентрировано на кормление и гигиенические процедуры.

А надо ли торопиться?

Подскажите пожалуйста, не рано ли ему в этом возрасте вставать, и поскольку минут можно стоять, если ему хочется, чтобы в дальнейшем не было осложнения с ногами и позвоночником? У моих такая же проблема: внук Тимур (4, 5 месяца) любит стоять на ножках, а педиатр сказал, что еще рано, потом могут возникнуть проблемы (некрасивая походка, искривление таза…).

Невролог в 3 месяца увидел, не поверил глазам! Папашка пока я не вижу ставит, хоть и ругаюсь с ним из-за этого постоянно, он и кувыркаться научил. Дети рано или поздно заговорят, многие даже без акцента и странной мелодии на русском языке. Но как поддержать правильность речи и грамотность? У ребёнка второй день сопли, температура и диарея с примесью слизи. Ребёнок на ГВ+начали прикорм.

Другие уверены, что первые попытки стоять можно предпринимать практически с трехмесячного возраста, так как в это время у младенца еще сохраняются пошаговые рефлексы. Нередко при гипертонусе малыш может попытаться встать ранее, чем ему исполниться шесть месяцев. Не стоит радоваться такому слишком раннему развитию своего малыша, так как в это время организм просто не готов к этому – возможна деформация стопы из-за очень большой нагрузки.

Если родители малыша были крупными детками, и, к тому же, довольно медлительными, то их кроха вряд ли будет слишком резвым. Зато есть вероятность, что он станет на ноги позже других детей и двигаться будет медленно. Нет такого ребенка, который развивается по таблице, предложенной педиатрами, ведь они предлагает усредненный вариант. Чтобы стоять малышу надо научиться держать равновесие и управлять своими конечностями. Малыши привыкают к этому постепенно.

Все о детских ходунках

Желание. А есть ли желание стоять у вашего крохи? Возможно, что у ребенка отсутствует мотивация, чтобы начать ходить. Ему очень важно видеть других детей, которые уже пошли, или интересные вещи, до которых он не может сам дотянуться, поэтому надо встать. Ваш ребенок слишком мал, мышцы еще не готовы к ходьбе.Основная нагрузка при этом на кости.То, что ребенок как бы ходит-это проявление одного из врожденных рефлексов, а не потребность.

Публикации на «бэби.ру» и советы в календаре развития ребенка по неделям не следует рассматривать как врачебные рекомендации по ведениюбеременности, диагностике и лечению. Как раз в этой статье рассмотрены основные моменты, на которых взрослым стоит акцентировать внимание.

Ребенок имеет признаки рахита. Психологическая готовность детей. Ребенок сам своей двигательной активностью и желанием ползать, идти с поддержкой подаст старшим сигнал о готовности к новым подвигам.

Прежде чем решать, со скольки месяцев девочек начинать приобщать к ходункам, стоит уделить особое внимание её физической подготовке. Любая девочка в будущем станет мамой. Потому стоит бережно относится к здоровью её тазовых костей, суставов и позвоночника.

Категорически запрещается оставлять ребенка в ходунках одного! Наличие пониженного или повышенного мышечного тонуса ножек у детей. Устройство сконструировано таким образом, что малыш в основном передвигается на носочках. Во сколько месяцев это произойдет - зависит от каждого ребенка индивидуально (~ 6 - 8 месяцев). Не вредно ли это? Не приведет ли такое занятие к искривлению ножек и позвоночника? К тому же стоять в таком возрасте – это очень рано, ребенок быстро устает, начинает стоять на цыпочках.

Содержание статьи:

Большая часть родителей хочет, чтобы их чадо как можно быстрее подросло и стало более-менее самостоятельным. У многих начало взросления ассоциируется с первыми шагами крохи. Поэтому они задаются вопросом - когда можно ставить ребёнка на ножки?

Ответ на это только один - когда ребёнок будет физически к этому готов. О том, как понять, что ребёнок созрел для своих первых шагов, и как ему в этом правильно помочь - и будет рассказано в данной статье.

Как понять, что ребёнок созрел для ходьбы и подъема на ноги?

1. Всем родителям надо для себя уяснить, что каждый ребёнок уникален, и не стоит равняться на детей соседей и знакомых. В подавляющем большинстве случаев малыш начинает стоять и ходить в том возрасте, что и его родители.

2. Ребенок готов к тому, чтобы встать только в том случае, если уже давно и хорошо сидит, а также ползает. Эти двигательные навыки ему необходимы для укрепления костей и мышечного корсета, развития чувства равновесия. Поэтому отвечая на вопрос - со скольки месяцев можно ставить ребёнка на ножки? Ответом будет не ранее, чем с десяти-девяти месяцев. Именно к этому возрасту данные навыки уже почти у всех детей сформированы.

3. Нужно учитывать конституциональные особенности конкретного малыша. Худеньким детям проще встать на ноги, чем полноватым, так как у первых меньше нагрузка на суставы ног и позвоночник.

4. Если у ребёнка были какие-либо родовые травмы, которые повлекли за собой дефекты нервного развития, то высока вероятность, что малыш позже начнет формировать свои двигательные навыки.

5. Начинать активно помогать ребёнку становится на ножки нужно тогда, когда он начинает самостоятельно подниматься на ноги в кроватке, опираясь руками о её перекрытия.

Ответы на самые распространенные вопросы

1) Можно ли месячного ребёнка ставить на ножки?

Необходимости в этом абсолютно никакой нет. В месяц ребёнок только начинает самостоятельно неплохо держать голову. Соответственно, у него укрепились пока только мышцы шеи. Остальные мышцы спины слабые и неразвиты. У малыша отсутствует чувство равновесия, кости таза и стоп мягкие. Они ещё не приспособлены к нагрузке собственным весом в вертикальном положении. Такие ранние насильственные подъемы со временем приведут к тому, что у ребёнка разовьется плоскостопие, сколиоз грудного и поясничного отделов позвоночника, деформация тазобедренных суставов.

Ставить ребёнка на ножки держа за подмышки может только педиатр, когда проверяет врожденные рефлексы ребёнка. Примерно до трех месяцев у ребёнка есть рефлекс безусловной ходьбы. Когда ребёнка поднимают вертикально и ставят на ножки, он начинает делать небольшие шажки. Это показатель нормального развития нервной системы ребёнка, а никак не готовности его самостоятельно в ближайшее время стоять и ходить.

2) Есть ли разница когда ставить ребёнка на ноги по половому признаку?

Разницы абсолютно никакой нет. Ставить на ножки ребёнка девочку и ставить на ножки ребёнка мальчика можно в одном и том же возрасте. Когда малыш начнет самостоятельно стоять или ходить не зависит от пола, а только от его физического развития и наследственности, которую он унаследовал от своих родителей. Если они начали стоять и ходить после года, то глупо ожидать, что их чадо пойдёт в десять месяцев.

3) Когда можно ставить ребёнка на ножки с поддержкой на ходунки?

На ходунки можно ставить ребёнка только в том случае, когда он начинает самостоятельно подниматься в кроватке, уверенно держится, стоя за руки родителей. Происходит это не ранее десятого-одиннадцатого месяца жизни. Ходунки хороши тем, что дитя в них не упадет, но многие европейские и отечественные педиатры считают, что они нагружают дополнительно позвоночник и ноги ребёнка. Поэтому находиться в них больше двух часов в день не рекомендуется.

Правила, которые помогут ребёнку легко и вовремя пойти

1) Нужно прислушиваться к советам педиатра, то есть обязательно показать ребёнка планово травматологу, чтобы исключить возможную врожденную дисплазию тазобедренных суставов. Давать малышу витамин D. Особенно в осенне-зимний период. Недостаток этого витамина приводит к такой болезни как рахит. При этом заболевании развивается патологическая мягкость костей и различные деформации скелета. На фоне рахита становиться на ноги и учиться ходить ребёнку нельзя.

2) Доказано, что грудное вскармливание лучше, чем искусственное способствует развитию костно-мышечной и нервной систем ребёнка.

3) Прогулки на свежем воздухе должны быть в любую погоду. Начинать надо с 30 минут в день и увеличивать вплоть до двух часов в сутки за два приема. Свежий воздух укрепляет иммунитет, закаливает организма малыша и помогает ему правильно развиваться.

4) С раннего возраста можно начинать делать массаж. При многих детских поликлиниках есть кабинет, где специально обученный медицинский работник делает общеукрепляющий массаж деткам. Это необходимо для снятия гипертонуса мышц. Если малыш пытается встать прежде, чем научился сидеть, - это говорит о высоком тонусе мышц. Подобное состояние надо лечить с помощью массажа, а ребёнку не давать становиться на ноги. Иначе это приведёт к деформации его скелета. Если в поликлинике такой услуги не предоставляют, то в интернете есть много обучающих роликов, на которых подробно рассказано и показано, как делать подобный массаж.

5) Полезна для грудного ребёнка и легкая гимнастическая зарядка. Например, можно делать такие упражнения:

Нужно уложить ребёнка на спину, взять в руку его ножку и большим пальцем водить по стопе, как бы рисуя на ней восьмерку.

Растирание стоп. Легонько нажимают на подушечку стопы, и нога сгибается, затем растирают наружную её часть и она разгибается.

Начальное положение. Нужно осторожно и не спеша приводить локоть одной руки к колену противоположной - так по пять раз на каждую сторону. Это упражнение хорошо укрепляет мышцы пресса ребёнка.

Никто не сможет точно сказать, когда пойдет тот или иной ребёнок. Это во многом зависит от того, сколько усилий и любви в него вкладывают его родители.

Еще материалы - ребенок не держит голову



Рассказать друзьям