Справка по развивающей среде доу. Аналитическая справка по предметно развивающей среде в доу по фгос

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

группы «Леопольд»

Земскова Екатерина Евгеньевна,
ГБДОУ детский сад №25
Кировского района Санкт-Петербурга

Организация развивающей предметно-пространственной среды группы построена в соответствии с ФГОС.

При создании развивающего пространства в групповом помещении, учитывалась ведущая роль игровой деятельности в развитии детей. Это, свою очередь, должно обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

Предметно-развивающая среда организована так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование). Учитываются интересы как мальчиков, так и девочек и в труде, и в игре. Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.

Принцип интеграции образовательных областей способствует формированию единой предметно - пространственной среды. Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуются несколько предметных развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического, физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред.

Нам удалось создать условия соответствующие духовным, социальным познавательным, эстетическим, коммуникативным, общекультурным потребностям детей.

Все предметы убранства и оборудования в группе гармонично сочетаются по цвету, стилю и материалам, из которых они изготовлены. Подбор игрушек, мебели и оборудования для помещений, обуславливался максимальным обеспечением условий для сенсорного развития ребенка и для того, чтобы он чувствовал себя комфортно, испытывал положительные эмоции.

Наличие учебной, игровой, бытовой зон позволяет использовать помещение группы наилучшим образом. Каждая зона выдержана с учетом детского восприятия.

Учебная зона расположена таким образом, что свет на рабочие столы попадал с левой стороны. Столы для занятия расположены в соответствии с нормами СанПиНа. Каждый стол промаркирован в соответствии с ростом детей.

В учебной зоне размещены: центр творчества «Юный художник», уголок природы, мини библиотека, уголок сенсомоторного развития, уголок музыкального развития, патриотический уголок, уголок экспериментирования, математический уголок «Юный гений».

В центре творчества «Юный художник» имеется широкий спектр изобразительный материалов для формирования творческого потенциала детей, развития интереса к изодеятельности, формированию эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.

белая бумага, разного формата

Цветной картон,

Восковые мелки,

Карандаши,

гуашь и кисти разного диаметра,

самоклеющаяся бумага

Трафареты,

образцы для рисования

пластилин, доски, стеки

предметы искусства,

бросовый и природный материал для художественного труда.

Для умственного развития создан математический уголок: с раздаточным счетным материалом, геометрическими фигурами, занимательный и познавательный математический материал, логико-математические игры, набор геометрических фигур.

Уголок природы расположен непосредственно у окна. Здесь созданы условия для обогащения представлений детей о многообразии природного мира, воспитания любви к природе и бережного отношения к ней., а так же приобщения детей к уходу за растениями, формирования начал экологической культуры. Так же сочетает в себе уголок экспериментирования с природным материалом, сыпучими материалами, емкостями разной вместимости, календарем природы, комнатными растениями, песочными часами, лейками, опрыскивателями. Здесь же представлены книги и буклеты о временах года (стихи, иллюстрации)

Уголок музыкального развития способствует формированию интереса к музыке, знакомит с музыкальными инструментами. Дети учатся играть простейшие мелодии на различных музыкальных инструментах. В группе создана фонотека, в которой находятся записи классической и народной музыки, звуки природы (леса, голоса птиц, шум моря), а так же различные музыкальные сказки.

Патриотический уголок так же расположен в учебной зоне. Он способствует формированию патриотических чувств, знакомит детей с символикой нашей страны и города. Детям представлены фотографии достопримечательностей города, а так же цветные буклеты о градообразующих предприятия, пазлы, составленные на основе известных детям зданий города (фотографии).

Мини библиотека расположена на стеллаже. Здесь представлены книги в соответствии с программой - на одной полке авторские книги, на другой - произведения устного народного творчества, загадки. Так же представлены портреты авторов (поэтов и писателей). Все книги и иллюстрации обновляются 1-2 раза в месяц.

Так же в группе имеется уголок физического развития, цель которого является развитие двигательной активности физических качеств детей. Предметное наполнение уголка применяется в подвижных играх, индивидуальной двигательной активности, в свободной деятельности детей.

Игровая зона

Полифункциональность среды позволяет разнообразно использовать ее составляющие, открывает возможности каждому ребенку найти занятие по душе, попробовать свои силы в разных областях, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, создавать условия для творческой деятельности, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми, закреплять знания об окружающей действительности и жизни в социуме.

Игровая зона оснащена уголками и атрибутами для сюжетно-ролевых игр, подобранных с учетом возрастных особенностей детей и половой принадлежностью. В центре игровой зоны находится ковер с нейтральным геометрическим рисунком.

В центре строительно-конструктивных игр находятся строительные наборы и конструкторы с разными способами крепления деталей. Свободное пространство на полу дает возможность сооружать постройки. Так же здесь присутствуют фигуры животных, что дает возможность для большего развития фантазии и творческого мышления.

«Детский театр» находится рядом с минибиблиотекой. Дети могут на основе ярких иллюстраций воссоздать сюжет сказки, что способствует развитию театрализованной деятельности, творческих способностей, памяти и мышлению. Дополнительно для этого в группе имеются разнообразные виды театров (би-ба-бо; деревянные фигурки; маски героев), оснащение для разыгрывания сценок, спектаклей. Сочетает в себе уголок ряжения - в нем есть различные элементы костюмов, украшений и т.п. Это способствует стимулированию творческого замысла и индивидуального творческого появления.

Уголок ПДД включает в себя переносной макет улицы, различного размера и назначения машины, светофор, полицейский жезл и фуражку. Это предметное наполнение способствует усвоению материала о БДД через сюжетно-ролевую игру.

Трансформируемость помогает изменять среду по ситуации, выносить на первый план ту или иную функцию пространства в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей, задач основной общеобразовательной программы учреждения Все игрушки и игровой материал размещены таким образом, чтобы дети могли свободно играть и убирать на место. Для этого имеются стеллажи, шкафы и выдвижные ящики. Игровой материал и игрушки соответствуют возрасту детей и требованиям СанПиНа.

В обстановку группы, кроме предметов, предназначенных для детей средней группы, включены некоторые игры и атрибуты, ориентированные для детей старшего возраста. Так называемая «зона ближайшего развития».

В бытовой зоне располагается уголок дежурства - формируется умение выполнять обязанности дежурных, прививая положительное отношение к труду, самостоятельность.

В группе существует уютное место отдыха - это спальня, где находятся кровати для дневного сна детей. Весь интерьер спальни выдержан в гамме теплых пастельных тонов, что способствует приятному отдыху и спокойному сну детей.

Создавая развивающую среду, воспитатели постарались сделать ее информативно богатой, что обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала. Все компоненты среды сочетаются между собой по содержанию, художественному решению, обеспечивают содержательное общение взрослых и детей.

Аналитическая справка по предметно-пространственной развивающей среде в МБДОУ № 175 «Непоседы» по ФГОС 2015-2016 учебный год.

Составила

Заведующая МБДОУ № 175

Фидарова А.В.

Пространственная предметно- развивающая среда - часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей их развития.

Предметно-развивающая среда в нашем ДОУ служит развитию детской деятельности и, прежде всего, игровой. Ведь во время игры рождается мощный познавательный мотив, который является основой учебной деятельности. Через предметно-пространственную развивающую среду мы формируем зону ближайшего психического развития ребёнка.

МБДОУ Детский сад №175 «Непоседы» является дошкольным образовательным учреждением, в котором функционирует 6 групп, 1 из которых является группой раннего возраста, и две группы логопедические. Наше учреждение реализует основную образовательную программу «От рождения до школы под редакцией Вераксы. Приоритетными направлениями в деятельности образовательного учреждения является патриотическое, музыкальное, познавательное развитие детей дошкольного возраста.

В связи с внедрением в ДОУ основной образовательной программы дошкольного образования возникла необходимость пересмотреть предметно-развивающую среду. Поэтому в годовой план на 2015-2016 уч. год были включены задачи по созданию и совершенствованию развивающей предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС.

Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Перед педагогами нашего ДОУ, в связи с переходом на Федеральный образовательный стандарт, встала проблема необходимости обогащения среды элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и источником его знаний и социального опыта.

Мы стараемся, чтобы среда, окружающая детей в детском саду, обеспечивала безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них, а также стимулировала детей к развитию познавательных и художественно-эстетических способностей.

Создавая предметно-пространственную развивающую среду сотрудники ДОУ учитывали следующие принципы:

Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

При создании развивающего пространства в групповом помещении учитывалась ведущую роль игровой деятельности.

Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

В нашем детском саду все группы оснащены:

материалами и оборудованием для игровой деятельности;

материалами и оборудованием для продуктивной деятельности;

материалами и оборудованием для познавательно-исследовательской деятельности;

материалами и оборудованием для двигательной активности.

Подбирая игрушки, мебель и оборудование для помещений, педагоги детского сада стремятся максимально обеспечить условия для сенсорного развития ребёнка и для того, чтобы он чувствовал себя комфортно, испытывал положительные эмоции. Предметы для игр хранятся на открытых полках шкафов и стеллажей. Игрушки среднего и мелкого размера дети используют по своему усмотрению для самостоятельной игры. В свободном доступе, на полочках открытых и закрытых шкафчиков хранятся мозаика, кубики, настольно-печатные и дидактические игры.

Для речевого развития созданы:

Серии сюжетных картинок, для составления рассказов, картотеки, лото, дидактические игры;

Детская библиотека с подборкой книг по программе, любимыми произведениями детей, энциклопедиями, детскими журналами и т. д. ;

Уголок театрализации с различными видами театров, в ДОУ присутствует большая и малая ширмы, костюмы, шапки-маски, аудиокассеты с записями детских песен и сказок.

В логопедическом кабинете собран богатый материал по развитию речи детей.

Для умственного развития созданы:

Математический уголок с раздаточным счетным материалом, комплектами цифр, математических знаков, геометрических фигур, занимательный и познавательный математический материал, логико-математические игры, схемы и планы, набор объемных геометрических фигур;

Уголок экспериментирования с природным материалом, сыпучими продуктами, емкостями разной вместимости, календарем природы, комнатными растениями, часами, лейками.


Для эстетического развития созданы:

Уголок художественного творчества с разными видами бумаги, книжками-раскрасками, карандашами, фломастерами, пластилином, мелками и т. д. ;

Музыкальный уголок с магнитофоном, аудиотекой, детскими музыкальными инструментами, портретами композиторов.

Образовательное пространство для познавательной деятельности оформлено с учетом психолого-педагогических, эстетических и санитарно-гигиенических требований. Большое внимание уделено освещению групповых комнат, ведь помимо физиологического, оно имеет и психологическое значение. Для сюжетно-ролевых игр в группах имеются атрибуты в соответствии с возрастом и половой принадлежностью детей.

В группе раннего возраста есть каталки, качалки, машины и другие двигательные игрушки. В старших группах детского сада ребята с увлечением играют конструктором «Лего». Включают в игру небольшие игрушки, фигурки животных, людей, машинки, мягкие игрушки.

При создании предметно-развивающей среды педагогами учитывается и региональный компонент: представлены альбомы, художественная литература, бросовый и природный материал для художественного труда.

Дошкольники обязательно должны двигаться, поэтому во всех группах имеются спортивные уголки или «уголки здоровья», которые оснащены нестандартным оборудованием для развития основных видов движений, в небольшом количестве присутствуют мячи, обручи, скакалки.

Для родителей оформлены информационные уголки, из которых они узнают о жизнедеятельности группы (режим дня, сетка занятий, проводимых мероприятиях. Получают необходимую информацию (советы, рекомендации, консультации, памятки) от воспитателей о воспитании, образовании и развитии детей. Имеются уголки детского творчества.

После проведенного анализа организации предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО, можно сделать следующие выводы, что на текущий момент:

Материал и оборудование в групповых помещениях подобран с учетом гигиенических, педагогических и эстетических требований.

Присутствует поло-ролевая адресность оборудования и материалов, исходя из реального количества имеющихся в каждой группе мальчиков и девочек.

При размещении материалов и оборудования учтено соответствие пространства группового помещения соотношению: сектор активной деятельности – 50%, сектор спокойной деятельности – 20%, рабочий сектор – 30% (но пространство каждой групповой комнаты может трансформироваться, позволяя использовать ограниченное помещение наилучшим образом) .

Однако количество материалов и оборудования приведено в соответствие с перечнем частично. Необходимо пополнить оснащение для физического развития детей, а так же обновить имеющийся раздаточный материал по познавательному развитию. Поэтому дальнейшая работа по пополнению предметно-развивающей среды будет продолжена.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №3 №Ромашка».

Справку составила заведующий Селешкова И.Н.

Аналитическая справка о состоянии развивающей предметно – пространственной среды в контексте с ФГОС ДО.

В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды является особо актуальным, так как она должна обеспечивать возможность педагогам ДОУ эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта. Так как именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка с взрослыми и детьми.

При создании развивающей образовательной среды педагоги дошкольного учреждения руководствовались ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы ДОО и к условиям ее реализации, и опиралась на модель личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Так как окружение позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия детей, включить их в активную познавательную деятельность. Окружающая среда при этом выступает движущей силой в целостном процессе становления личности ребенка, стимулирует развитие всех потенциальных индивидуальных возможностей ребенка, его самостоятельности, способности овладевать разными видами деятельности. Окружающая среда содержит достаточное количество элементов, с которыми ребенок может самостоятельно взаимодействовать, при минимальной помощи взрослых (например, уголок конструирования и моделирования с деревянными и пластмассовыми частями конструктора и необходимым количеством игрушек - машинок, паровозов, тракторов; спортивный уголок, театральный уголок и др.). При этом зоны расположены так, что при самостоятельной детской активности внутри группы сферы между собой не пересекаются.

Учитывая требования к развивающей предметно - пространственной среде ФГОС ДО обеспечение максимальной реализации образовательного пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста (п.3.1), мы начали рассматривать организацию образовательного пространства с фойе детского сада. Стенд фойе, возле музыкально зала содержит информацию о наших победах и достижениях, грамоты и дипломы педагогов. В фойе детского сада организуются разнообразные тематические выставки с привлечением родителей.

Приёмные комнаты (раздевалки) оснащены родительским уголком «Для Вас, родители», папками-передвижками с информацией для родителей. Предусмотрено место для выставок детского творчества (рисунков, поделок, с обозначенной темой, задачами и полученным результатом).

Стенды в раздевалках групп содержат информацию о победах и достижениях, грамоты и дипломы наших воспитанников .

Развивающая предметно-пространственная среда в групповых помещениях организована так, что каждый ребенок имеет возможность общения, уединения, может объединиться подгруппами по общим интересам или свободно заниматься любимым делом. Для совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, в пространстве группового помещения выделены следующие сектора:

Старший возраст:

сектор спокойной деятельности – 20%,

рабочий сектор – 30%

Младший возраст:

сектор активной деятельности – 50%,

сектор спокойной деятельности – 50%,

Пространство каждой групповой комнаты может трансформироваться, позволяя использовать ограниченное помещение наилучшим образом.

Согласно требованиям ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде, среда должна обеспечивать реализацию различных образовательных программ (п.3.3) . Наше учреждение реализует свою образовательную программу, которая опирается на примерную образовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. М.А.Васильевой, Н.Е. Вераксы и предусматривает развитие детей по пяти образовательным областям, указанным во ФГОС ДО. Пространство групповых комнат разграничено маркерами образовательного пространства в виде центров развития по областям:

    социально коммуникативное развитие:

    • центр для сюжетно ролевых игр

      центр безопасности

      патриотический уголок

    познавательное развитие;

    • центр познавательного развития;

      центр опытно – экспериментальной деятельности;

      уголок природы;

    речевое развитие;

    • книжный уголок;

    художественно-эстетическое развитие;

    • цент конструктивной деятельности;

      центр музыкально - театральной деятельности;

      центр изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации, моделирования);

    физическое развитие.

    • Физкультурный уголок.

Оснащение центров и уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

У чет национально-культурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность детей, представлен наполнением уголка патриотического воспитания, где наряду с символами государственной власти представлены объекты отражающие культурно-художественные региональные традиции: картины, иллюстрации, альбомы о достопримечательностях Лукояновского района, книги по истории города .

Для успешной реализации ФГОС ДО развивающая предметно – пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Насыщенность среды выражено организацией образовательного пространства групп, которое обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников. Предусмотрено экспериментирование с доступными детям материалами, возможность двигательной активности и самовыражения детей.

Игровая активность (деятельность) развивается в «Центре сюжетно-ролевых игр», где дети творчески воссоздают заинтересовавшие их стороны действительности, отношения людей. События в играх дети отражают различными бытовыми сюжетами (магазин, поликлиника, парикмахерская, семья и др.); трудовыми сюжетами (моряки, строители, доктор, почта). Имеются атрибуты для сюжетно - ролевых игр наборы игрушек и предметов, помогающие отобразить социальный быт: мебель, посуда, игрушки - орудия труда, куклы, отражающие половую принадлежность, фигурки животных (взрослых и их детенышей); предметы – заместители. Для развития творческого замысла в игре для девочек созданы уголки с предметами женской одежды, украшения, сумочки, для мальчиков - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения русских богатырей, технические игрушки.

Так же имеются материалы, учитывающие гендерную направленность, т. е. интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре.

Познавательная активность детей формируется воспитателями при помощи различных методов и средств и материалов, стимулирующих познавательное развитие детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, Имеется большое количество игр по развитию логико - математического мышления: игры на плоскостное моделирование, вкладыши – формы, наборы мозаик разной формы, геометрическое лото; настольные игры («Раз, два – сосчитай», «Геометрические формы», «Ассоциации», глобусы, карты.)

Уголок природы, представлен разнообразными комнатными растениями в соответствии с возрастом и требованиями программы. Дети могут выращивать растения, ухаживать за ними, проводить эксперименты, который Есть предметы и материал для ухаживания за растениями. Имеется наглядный материал по ознакомлению с растениями в природе, животными и т. д. имеются схемы, модели, которые позволяют детям составлять описательные рассказы, систематизировать знания о временах года, макеты природных зон и т. д.


Для изучения детьми правил безопасного поведения в группах имеются методические пособия по правилам дорожного движения, безопасного нахождения детей на улице и др.: макет «Улица», дорожные знаки наглядные пособия (плакаты, наборы картинок, игрушки по данной тематике, настольные игры («Экстренные ситуации», «Азбука пешехода», «Спасатели». Атрибуты и игрушки к сюжетно-ролевым играм – транспортные средства, светофор, фуражка, жезл регулировщика.

Группы оборудованы мини-библиотеками, в которых имеются книги разных жанров: сказки, рассказы, познавательная литература, стихи. Произведения соответствуют возрасту детей и текущей календарной теме периода.

В группах старших дошкольников оборудованы уголки с материалами, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами.

Имеются портреты детских писателей и поэтов , альбомы с иллюстрациями художественных произведений, сюжетные и предметные картинки (для составления рассказов), с хемы для заучивания стихотворений и для пересказа произведений.

Экспериментирование с доступными детям материалами происходит в организованных в группах «лабораториях». Здесь есть в наличии необходимые атрибуты для наблюдения и экспериментирования: весы, микроскоп, емкости с сыпучими, жидкими, твердыми веществами, мерные ложечки, сосуды для проведения опытов, магниты, увеличительные стекла, пружинки, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций и т. д.; составлена картотека опытов, есть инструкции, памятки, алгоритм ухода за комнатными растениями, различные схемы и модели.


Творческой активности и самовыражению средствами искусства способствуют организованные в группах ц ентры изобразительной деятельности. Они способствует развитию творчества, фантазии, закреплению навыков, полученных на занятиях. В доступном для детей пространстве расположено многообразие изобразительных материалов: это не только карандаши и бумага, это восковые мелки, гуашь, пастель, формочки для лепнины, трафареты, шаблоны и т. д. Предусмотрено наличие различных техник изобразительной деятельности, алгоритмов последовательности выполнения работ, образцы альбомов по жанровой живописи и декоративно-прикладному искусству. Удобное расположение рассчитано на одновременное пребывание небольшой подгруппы детей, которые во время работы могут обмениваться мнением и опытом.

Центр музыкально - театральной деятельности представлен набором детских музыкальных инструментов, различными видами театра: пальчиковым, настольным, кукольным, т еатр с игрушками Бибабо, т еатр картинок и т. д. Имеются ширмы для театрализации и костюмы для детей, м аски персонажей, музыкальные инструменты, портреты великих композиторов. Группы оснащены аудиотехникой, фонотекой.


Музыкальный зал эстетично оформлен. Постоянно меняются декорации в зависимости от проводимого мероприятия. Имеется музыкальный центр, мультимедийная установка, предметы демонстрационного материала музыкальных инструментов.

Двигательной активности детей способствуют наличие в группах достаточного свободного пространства и физкультурных уголков с различным спортивным инвентарем. Это мячи из разного материала и разных размеров, шнуры, кегли, кольцебросы, скакалки. Имеется и нестандартное оборудование, которое изготовлено руками воспитателя: корригирующие дорожки для профилактики плоскостопия. Дети учатся самостоятельно организовывать, придумывать собственные игры, комбинировать движения, что способствует развитию интереса к физической культуре и спорту. Они служат удовлетворению потребности дошкольника в движении и приобщению его к здоровому образу жизни. Задача педагога научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях ограниченного пространства и правильному безопасному использованию физкультурного оборудования. Разнообразные физкультурные и спортивно-игровые пособия повышают интерес детей к выполнению различных движений, ведут к увеличению интенсивности двигательной активности, что благотворно влияет на физическое, умственное развитие и на состояние здоровья ребенка.

Физкультурный зал оснащен спортивным оборудованием: дугами для подлезания, обручами, скакалками, мячами в достаточном количестве, ребристыми коррекционными дорожками для хождения, кубами разного размера, препятствием для пролезания и т. д.

Развивающая предметно – пространственная среда организована таким образом, что позволяет детям сделать самостоятельный выбор: с кем, как, где, во что играть. Каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом. Воспитатели создали такую творческую развивающую предметно – пространственную среду, которая вариативно используется детьми: лёгкие переносные ширмы, полифункциональные атрибуты, необходимые для ролевых игр, удобные ящики для мелкого игрового материала, столики и диваны, модульная мебель. Дети самостоятельно могут менять окружающую среду группы в зависимости от замысла игры потребностей и возможностей.

Насыщенность среды групп соответствует возрастным особенностям детей, имеется разнообразие материалов, оборудования, инвентаря и обеспечивает детям игровую, познавательную, творческую, двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики (в процессе игры с лего – конструктором, выкладывания дорожек из ярких пластиковых панелей). Создавая подобные условия, мы стали замечать психологический комфорт детей, раскрепощенность, более яркие возможности для их самовыражения.

Использование мягких красочных модулей в группах помогает трансформировать пространство, а полифункциональность материалов помогает изменить его в зависимости от образовательной ситуации (например, те же мягкие модули могут быть барабанами, строительным материалом, средствами для плавания, ведь интересы маленького ребенка быстро меняются.

Анализируя развивающую среду в группах детского сада, мы убедились, что она соответствует требованиям ФГОС ДО и обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Так, например, в младших группах имеются большие пирамиды, которые позволяют закреплять знания по сенсорике в процессе двигательной активности детей при ее сборе. Большие подставки с дорожками для прокатывания фигурок развивают у малышей первые навыки групповой работы, умения договариваться, и конечно способствуют развитию мелкой моторики. В группе имеется уголок уединения, где в любой момент малыш может отдохнуть.

Интерьер спальной комнаты выдержан в спокойных светло-голубых тонах, что способствует приятному отдыху и спокойному сну детей.

В обстановку группы, кроме предметов, предназначенных для детей данной возрастной группы, включены некоторые игры и атрибуты, ориентированные на детей постарше. Так называемая «зона ближайшего развития».

В будущем планируем приобрести в старшие группы интерактивные доски. ноутбуки, для более широкого использования средств ИКТ, мобильные игровые модули, спортивные мини-уголки.

Проявление творчества в оформлении групп помогло педагогам создать своеобразную, неповторимую развивающую предметно – пространственную среду групп, направленную на обеспечение «зоны ближайшего развития», на неисчерпаемую информативность и индивидуальные возможности детей .

Создаваемые в группах условия направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений. Они обеспечивают эмоциональное благополучие детей и взрослых, способствуют формированию психологических новообразований, которые появляются у детей в разные годы дошкольного детства, позволяют реализовать образовательные задачи и цели тематического планирования образовательного процесса, вовлекая детей в процесс познания и усвоения новых знаний, при этом развивая их любознательность, коммуникативные и интеллектуальные способности, а также достигать оптимальных результатов усвоения дошкольниками материала образовательной программы.

Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда групп обеспечивает возможность общения, совместной деятельности детей и взрослых, содержательно насыщенна, трансформируема, полифункциональная, вариативна, доступна и безопасна.

Трансформируемость,

Вариативность:, зоны достаточно мобильны, могут менять свое расположение в зависимости от ситуации (например, театральный уголок на выкатывающихся ножках для показа кукольного спектакля).

Полифункциональность игрового оборудования: предметы-заместители. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться. Для этого в группе имеется игровое оборудование, которое имеет полифункциональное значение (например, игрушки- персонажи, строительные наборы, модули и др.) .

Доступность: Игрушки, с которыми могут играть дети самостоятельно, находятся на открытых полках, в непосредственной доступности.

Безопасность: для безопасного нахождения детей в группе вся мебель расставлена по периметру помещения, все предметы мебели с закругленными краями, на всю мебель имеются сертификаты качества от производителя. Ряд предметов, таких как мелкие детали мозаики, материалы для экспериментирования, находятся в коробках с плотно закрывающимися крышками и доступны детям только под руководством воспитателя.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 51 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург 2016

Дата проведения анализа: 22. 10. 2015

Характеристика группы:

  • группа детей подготовительного к школе возраста: 6-7 лет;
  • количество – 29 человек;
  • гендерный состав: 17 мальчиков, 12 девочек;
  • физическое развитие: в основном соответствует возрасту.

В результате анализа развивающей предметно - пространственной среды подготовительной группы выявлено, что воспитатель Кустова Ирина Геннадьевна при создании развивающей предметно-пространственной среды учитывала:

  • реализацию ОП ДО (отражение образовательных областей) ;
  • учет возрастных особенностей.
  • принцип дистанции, при взаимодействии;
  • принцип активности, самостоятельности, творчества;
  • принцип стабильности, динамичности;
  • принцип комплексирования и гибкого зонирования;
  • принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого.
  • принцип сочетания привычных и оригинальных элементов в эстетической организации среды;
  • принцип открытости – закрытости;
  • принцип учёта половых и возрастных различий детей.

Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группе.

Кустова Ирина Геннадьевна создала в группе безопасную предметно-пространственную среду: элементы среды соответствуют требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования, оборудование и материалы, используемые на участке и в помещении, соответствуют правилам охраны жизни и здоровья детей, санитарно-гигиеническим требованиям, правилам противопожарной безопасности. (Например: маркировка постельного белья и полотенец, правильное освещение, стулья в комплекте со столом – одной группы мебели, острые углы фиксируются мягкими уголками, не используются предметы из стекла, мелкие игрушки и предметы диаметром менее 3 см, мебель устойчива, полки надежно прикреплены к стенам) .

Воспитатель организовала комфортную предметно-пространственную среду: размеры и конструкции оборудования и пособий соответствуют анатомо-физиологическим особенностям детей, их возрасту, индивидуальным особенностям. Среда группы зонирована и способствует проявлению детской активности. В помещении группы имеется мебель (диван, шкафы) , напоминающие домашнюю обстановку. Центры самостоятельной детской активности внутри группы не пересекаются между собой.

Кустова И.Г. в интерьер группы включила элементы оформления, создающие приятные позитивные ассоциации: уголок книги и театрализации, в помещении группы и раздевалке используются детские работы, а также выставка работ, выполненных руками родителей вместе с ребенком дома из природного и бросового материала.

Центр природы. Цветущие растения и растения с крупными листьями.

Гербарий, всевозможный природный материал, календарь природы, дневники наблюдений, альбомы с иллюстрциями животных и птиц.

Развивающие пособия в группе Кустовой И.Г. подобраны с учетом гендерного подхода, учитывающего интересы и потребности мальчиков и девочек: машины и куклы, игрушки-двигатели и коляски, для девочек - более привлекательные и яркие по форме, но по содержанию равноценны пособиям для мальчиков.

Комфортному пребыванию детей способствует стиль поведения воспитателя: преобладание контактных форм общения в работе с детьми (коммуникативные игры) , а также добрые традиции группы.

Все предметы декора и интерьера в группе гармонично сочетаются по цвету, стилю и материалам, из которых они изготовлены. Подбор игрушек, мебели и оборудования для помещений, обуславливался максимальным обеспечением условий для сенсорного развития ребенка и для того, чтобы он чувствовал себя комфортно, испытывал положительные эмоции.

Кустова И.Г. организовала содержательно насыщенную развивающую предметно пространственную среду группы. Образовательное пространство группы оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе музыкальный центр) игровым, физкультурным, оздоровительным оборудованием, насыщенность среды обеспечивает предметную деятельность, общение со взрослым, игры со сверстниками, экспериментирование с материалами и веществами, действия с бытовыми предметами, двигательную активность, развитие крупной и мелкой моторики. Среда для выпускников наполнена пособиями, играми для подготовки к школе.

Пространство группы трансформируется в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. В группе рационально размещено оборудование и определено его количество. Обстановку можно менять до неузнаваемости с помощью переносных ширм, которые, в свою очередь легко трансформируются и используются для различных видов деятельности детей.

Воспитателем подобраны разнообразные полифункциональные (не обладающие жёстко закреплённым способом употребления) предметы (детская мебель, мягкие модули, ширмы и т.д.) . Так же имеются природные материалы, пригодные для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре) .

Пособия для детей обладают такой характеристикой, как универсальность, т.е. возможностью использовать каждый предмет для выполнения с ним разнообразных действий, например, развитие мелкой моторики.

Игровая среда группы является вариативной: игровой материал периодически сменяется, появляются новые предметы и материалы, стимулирующие предметную, двигательную активность детей, восприятие сказок и стихов, рассматривание картинок, экспериментирование с материалами и веществами, игры с составными и предметными игрушками. Наличие разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивает свободный выбор детей.

Вывод: участие Кустовой И.Г. в создании предметно-пространственной развивающей среды обеспечивает безопасность и психологическую комфортность пребывания детей в ДОУ. Предметно-развивающая среда группы обладает такими обязательными характеристиками, как: полифункциональность, вариативность, универсальность и трансформированность.

Реализация ОП ДО.

Предметно-развивающая среда группы спроектирована Кустовой И.Г.. в соответствии с ООП ДО, созданы условия для реализации образовательных областей. Для этот в группе организованы следующие центры:

  • познавательного развития;
  • занимательной математики;
  • безопасности;
  • экспериментирования;
  • природы;
  • конструирования;
  • социально-коммуникативного развития;
  • патриотического воспитания;
  • физического развития;
  • игровой;
  • тетрально-музыкальный;
  • книги и речевого развития;
  • художественно-эстетического развития (изодеятельность) .

Содержимое уголков дает возможность эффективно организовать образовательный процесс во всех образовательных областях с учетом индивидуальных особенностей детей.

1. Социально-коммуникативное развитие:

  • игрушки-персонажи - это разного рода куклы, фигурки людей и животных. Игровой материал, представляющий ролевые атрибуты, специфичные для какого-либо персонажа (роли) , для развития отобразительных игр у девочек имеются предметы женской одежды, украшения, накидки, банты, бусы, сумочки, зонтики. У мальчиков: детали военной формы, предметы обмундирования, технические игрушки, рули, якоря, бинокли, имеются подручные материалы (шнурки, веревки, колеса) , которые творчески используются для решения игровых проблем;
  • атрибуты для сюжетно-ролевых игр («Семья» , «Доктор» и т.д.) ;
  • игрушки – предметы оперирования - это игрушки, имитирующие реальные предметы, - орудия, инструменты, средства человеческой деятельности, позволяющие воссоздавать смысл настоящего действия (например, игрушечные чашка, утюг, молоток, руль и т.п.) .;
  • маркеры игрового пространства - это игрушки (игровой материал) , указывающие на место действия, обстановку, в которой оно происходит (например, игрушечная кухонная плита, дом-теремок, машина-трансформер, детская, кукольная мебель, предметы быта и т.д.) ;
  • «сундучок» с предметами-заместителями;
  • строительный материал, конструкторы.

2. Познавательное развитие:

  • Материал для освоение детьми представлений о форме, цвете, размере, характере поверхности предметов (пирамидки, матрешки, коробочки разных цветов, игрушки-вкладыши, набор «маленькие и большие» , мозаика, счеты с лабиринтами) .
  • Различные дидактические игры для овладения действиями с определенными предметами, обучения культуре общения.
  • объекты для исследования в действии (доски-вкладыши, наборы для опытов с водой и песком, мозаика, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, наборы кубиков и др.)
  • (наборы картинок)

3. Речевое развитие:

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов речи:

  • картотека словесных игр; картотека «речи в движении» ; картотека потешек и других форм литературного творчества;
  • игры на развитие мелкой моторики; развивающие игры (шнуровки, вкладыши) ; игры-забавы;
  • аудиозаписи литературных произведений;
  • картины, иллюстративный материал, плакаты для рассматривания;
  • образно-символический материал («Парочки» , пазлы) ;
  • различные виды театров; ширма для кукольного театра; детские театральные костюмы, атрибуты для костюмов и постановок;

Восприятие художественной литературы и фольклора:

  • художественная литература для чтения детям;
  • книжный уголок.

4. Художественно-эстетическое развитие:

Музыкальная деятельность:

  • музыкальный центр;
  • музыкальный инструменты;
  • подборка аудиозаписей с музыкальными произведениями;
  • шумовые инструменты;

Изобразительная деятельность:

  • материалы и оборудование для продуктивной деятельности (лепка, аппликация, рисование) ;
  • природный, бросовый материал;
  • иллюстративный материал, плакаты, картины;
  • художественная литература с иллюстрациями;
  • изделия народных промыслов (матрешки) ;

Конструирование из разных материалов:

  • строительный материал, напольные конструкторы, плоскостные конструкторы.

5. Физическое развитие:

Двигательная деятельность:

  • оборудование для стимуляции двигательной функции;
  • картотеки подвижных игр, игр на ловкость (поймай рыбку) ;
  • атрибуты и маски для проведения подвижных игр и эстафет;
  • иллюстрированный материал по ознакомлению с разными видами спорта;

Воспитание культурно-гигиенических навыков, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни:

  • алгоритм для запоминания последовательности культурно-гигиенических навыков (одевание, умывание и т.д.) ;
  • художественная литература;
  • игрушки-персонажи;
  • настольные игры;
  • иллюстративный материал.

Вывод: участие воспитателя Кустовой И.Г. в создании предметно-пространственной развивающей среды обеспечивает реализацию адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ.

Учет возрастных особенностей.

Предметно-развивающая среда ориентирована на использование форм адекватных возрасту детей подготовительной группы. В группе учитывается принцип этапности. В среде отражаются те образовательные задачи, которые усложняются с психологическим возрастом ребенка, и ориентируются на зону «ближайшего развития» : в наличие предметы и материалы, известные детям; предметы и материалы, которыми дети будут овладевать с помощью взрослого; незнакомые предметы и материалы.

Особое место при учете возрастных особенностей отводится игре. Дети этого возраста могут распределять роли, определять правила и планировать организацию игрового пространства. Игра носит процессуальный характер, главное в ней - действия. Они совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности, а также широко используются предметы заместители

Среда в группе моделируется. Особенности ее состоят в следующем: центр группы свободен от мебели. Среда наполнена пособиями для развития движений детей, крупной – мелкой моторики; присутствуют игровые ситуации «напоминания» , предлагающие детям образцы; обогащение тактильного опыта.

В обстановке группы выделяет следующие особенности: комфортность и безопасность; тщательное планирование обстановки до прихода детей; возможность организации совместной деятельности взрослого и ребенка (взрослый – основной партнер ребенка в играх и занятиях) . Все игры, игрушки и пособия, предназначенные для детей, находятся на открытых полках, в непосредственной доступности, что обеспечивает развитие основных видов детской деятельности.

Воспитателем выделено достаточного места в группе для активного движения, физкультурных пособий. Свободное пространство составляет половину группы.

Вывод: участие Кустовой И.Г. в создании предметно-пространственной развивающей среды обеспечивает учет возрастных особенностей детей.

Среда ориентирована на зону «ближайшего и актуального развития ребенка» . В среде прослеживается опережающий характер содержания образования, так как дети по-разному усваивают материал: поэтому 10% материалов отражает изученную тему, 80%-текущую, 10%-будущую. Это позволяет обеспечить дальнейшее продвижение и саморазвитие детей.

Вывод: развивающая предметно-пространственная среда группы обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослы содержательно насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна. Создана с учетом ФГОС ДО и дает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Обеспечивает стартовую готовность к обучению в школе

Аналитическая справка

по итогам тематического контроля на тему: «Организация развивающей предметно - пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

Цель контроля: провести анализ условий организации развивающей предметно–пространственной среды, созданной в групповых помещениях дошкольных групп в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

    проверить состояние развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в групповых помещениях ДОУ и определить ее соответствие принципам построения предметно-развивающей среды и требованиям Основной в рамках ФГОС и требований СанПин; выявление оптимальных условий создания развивающей предметно-пространственной среды для развития творческих способностей, самостоятельности и инициативности дошкольников; стимулировать профессиональное педагогическое творчество и педагогов.

Основные методы контроля: анализ, смотр-конкурс, наблюдения.

Сроки проведения: 13.02.2017г. – 22.02.2017г.

Объекты контроля: РППС во всех возрастных группах.

В соответствии с планом работы дошкольных групп ГБОУ СОШ № 000 на 2016 – 2017 учебный год в дошкольных группах проведен тематический контроль состояния работы по организации развивающей предметно - пространственной среды в группах.

Тематический контроль осуществлялся во всех группах. Были проанализированы следующие вопросы:

1. Использование возможностей предметно-пространственной среды группы для реализации образовательных задач по всем направлениям (наблюдение организации режимных моментов, самостоятельной деятельности, сюжетно-ролевых игр и т. п.)

2. Планирование педагогами изменений в РППС в соответствии с образовательными ситуациями, интересами детей, климатическими, национальными особенностями.

3. Уровень организации воспитателями в группе развивающей предметно - пространственной среды для реализации всех направлений развития ребёнка в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

4. Взаимодействие с родителями по данной проблеме

Для проведения контроля была создана комиссия: руководитель ДО, старшие воспитатели, . Для проведения смотра-конкурса были организованы экспертные группы из воспитателей дошкольных групп:

Ранний дошкольный и младший возраста: , ;

Средний возраст: , ;

Старший возраст: , ;

Подготовительные к школе группы: ,

Анализ РППС групп раннего и младшего возраста (в количестве 8 групп) показал, что оборудование групповых пространств соответствует санитарно - гигиеническим требованиям, оно безопасно, отсутствуют физические, психологические и нравственные риски игровой продукции для детей. Мебель соответствует росту и возрасту детей.

В группах создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей, обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей. В одной группе имеются выдвижные кровати, что способствует появлению дополнительного пространства для выбора игр детьми, для оптимизации двигательной активности ребенка. Оборудованы физкультурные уголки. Также имеется возможность для уединения (в двух группах созданы уголки уединения). В центрах детской активности имеются в достаточном количестве игрушки, пособия, .

Но также экспертной группой отмечено, что развивающих пособий, дидактических игр, мягких игровых модулей, динамических игрушек, различных видов театра недостаточно. Передвижные ширмы отсутствуют. В некоторых группах зонирование среды распределено нецелесообразно и не продумано. Принцип доступности реализован частично (имеются закрытые полки, шкафы, очень много закрытых коробок). Не используются материалы для практических упражнений: песок, вода.

ВЫВОД: развивающая предметно-пространственная среда групп раннего и младшего возраста в целом обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, но РППС недостаточно: содержательно насыщена, трансформируемая, полифункциональная, доступна. Необходимо еще раз проанализировать среду младшей группы №1 (1-я Владимирская, д. 14а) , организовать старшим воспитателям методическую помощь воспитателям в организации зонирования среды в данной группе. Для обеспечения комфортной и уютной обстановки воспитателям группы раннего возраста №4 (2-я Владимирская, д. 24а) создать единый эстетический стиль всего группового пространства.

Экспертная группа, проводившая анализ РППС в группах среднего возраста, просмотрела 7 групп и отметила следующее: во всех группах развивающая среда имеет гибкое зонирование, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же заниматься, не мешая при этом друг другу, разными . Насыщенность среды соответствует требованиям образовательной программы для данной возрастной группы. Во всех группах созданы уголки уединения, которые также возможно использовать для театрализованной и игровой деятельности.

Оснащение центров активности периодически меняется в зависимости от темы недели, интереса детей и в соответствии с климатическими особенностями. Появляются новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей, таким образом, развивающие среды группы являются вариативными. Но в некоторых группах прослеживается хаотичное расположение дидактических и развивающих материалов.

Не во всех группах соблюдается принцип доступности, так как используются закрытые шкафы, игрушки и дидактический материал расположен высоко.

В средних группах также не хватает мягких модулей, легких передвигающихся ширм, которые позволят детям самостоятельно выстраивать свою деятельность.

ВЫВОД: развивающая предметно-пространственная среда в средних группах обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала и от 4 до 5 лет в различных видах детской деятельности. Следует продумать расположение дидактического материала с целью его доступности для самостоятельного использования детьми, приобрести полифункциональные модули, ширмы.

Анализ РППС старших группа (всего 9 групп) показал, что в группах старших дошкольников в целом предметно – пространственная среда соответствует возрасту воспитанников, а также их актуальным и индивидуальным особенностям, особенностям детского восприятия; пространство оснащено средствами обучения и воспитания, игровыми, спортивными, развивающими материалами. Игровые центры позволяют создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских между детьми.

Особое внимание уделяется безопасному нахождению детей в группах, возможности безопасно играть и заниматься образовательной деятельностью. Вся мебель в группах и в зонах активности крепится к стенам; мебель расположена так, чтобы у детей было достаточно места для активной деятельности (двигательной, игровой, образовательной).

Предметно – пространственная среда старших групп содержательно насыщены и соответствует возрастным возможностям детей. Все центры активности и их содержание доступны детям: игрушки, дидактический и развивающий материал, игры. Все группы оснащены:

    материалами и оборудованием для игровой деятельности; материалами и оборудованием для продуктивной деятельности; материалами и оборудованием для ; материалами и оборудованием для двигательной активности.

Для соблюдения принципа вариативности материал периодически меняется, появляются новые предметы, стимулирующие все виды детской деятельности.

В организации РППС активно участвуют дети, так воспитанникам предоставляется возможность выставлять свои работы продуктивной деятельности в пространстве группы: рисунки, коллажи, поделки ручного труда. Для этого используются веревки с прищепками, магнитные доски, мольберты, полочки.

Пространство некоторых групп возможно трансформировать в зависимости от образовательной ситуации, в том числе и от меняющихся интересов и возможностей детей, это возможно за счет полифункциональных предметов и оборудования (ширмы, легко переносимые столы, мягкие модули, стулья). Однако есть группы, в которых необходимо продумать зонирование пространства, с целью возможности трансформации среды для поддержки детской инициативы.

ВЫВОД: при создании предметно-пространственной среды в старших группах нашего учреждения педагоги руководствуются требованиями ФГОС ДО. Все материалы и оборудование создают оптимально насыщенную, целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду и обеспечивают реализацию основной в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности дошкольников.

Анализ развивающих предметно-пространственных сред подготовительных к школе групп показал следующее: всего в учреждении 5 подготовительных к школе групп. Создавая среду развития в группах, воспитатели учитывали следующие параметры:

Кроме того, все пространства в группах разделены на определенные зоны или центры, которые, при желании и необходимости, легко трансформируются. Они оснащены большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование, пособия и пр.). Все предметы доступны детям. Оснащение центров меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса: игровые центры, художественно-творческие, центры безопасности, музыкально - театрализованные, центры природы, экспериментальные, конструкторские, познавательные, речевые, трудовые и др.

Оборудование игрового пространства соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, оно безопасно, здоровьесберегающее, эстетически привлекательно и развивающее. Хранится игровой материал в ящичках, коробках, имеющих игровые маркеры (таблички с надписями и картинками). Много полифункциональных предметов – заместителей, созданы условия для режиссёрских игр: мелкие игрушки, дома, коробки –модели, тематические строители (железная дорога, дорога, город, ферма и т. д.)

В группах созданы условия для психологического комфорта: уголки уединения, зона спокойных игр и двигательной активности. Много игр для развития коллективизма, коммуникативных навыков. В группах все оборудование, игры, игрушки находятся в доступном, удобном месте, дети могут самостоятельно выбирать вид деятельности. Воспитатели группы создают комфортные условия для игр, для самостоятельной игровой деятельности. В группах много дидактических и , которые помогают детям играть вместе и индивидуально («Пазлы», «Лото», «Домино», «Шашки»).

Для детской экспериментальной деятельности в каждой группе имеется мини-лаборатория. Для проведения опытов и экспериментов подобраны картотеки, наборы для экспериментирования и исследования (воронки, пипетки, пробирки. Микроскопы и т. д.).

ВЫВОД: в целом организация предметно-пространственной среды позволяет воспитанникам подготовительных групп выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогам организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Таким образом, подводя итоги смотра-конкурса «Лучшая дошкольная группа», можно заключить, что все дошкольные группы соответствуют требованиям ФГОС ДО и позволяют организовать образовательную деятельность воспитателям в каждой возрастной группе в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями развития детей, с учетом интересов дошкольников через все виды детской деятельности. По результатам итогов конкурса все группы среднего, старшего возраста и группы подготовительные к школе получили звания и группы младшего и раннего возраста (кроме 2-х групп) «Лучшая дошкольная группа», набрав количество баллов от 45 до 57 баллов, согласно положению об организации конкурса.

Также был проведен смотр всех образовательных пространств зданий дошкольных групп: музыкальные и физкультурные залы, бассейн, экологический класс, музей «Русская изба», кабинеты, кабинет психолога, холлы, где расположены тематические выставки и экспозиции («Москва –столица России», «Космос», мини-музеи кукол, сказки, уголок ПДД и др.), стенды по вопросам образовательного процесса, выставки детско-родительских работ и пр.

В ФГОС дошкольного образования говорится об условиях, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста и предполагается взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственное их в образовательную деятельность, в том числе посредством участия в создании образовательной среды на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. Родители принимают активное участие в проведении творческих конкурсов, эстетическом оформлении групповых пространств

Наблюдения за организацией режимных моментов, самостоятельной деятельности, сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах показали, что воспитателями используются все возможности предметно-пространственной среды группы для реализации образовательных задач по всем направлениям: социально-личностному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому, физическому развитию. Но не всегда дети используют весь образовательный потенциал среды в самостоятельной деятельности, так как некоторые центры активности расположены в закрытых полках и высоко.

ВЫВОД: развивающая предметно-пространственная образовательная среда дошкольных групп направлена на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды и гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечивает их эмоциональное благополучие; создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования; обеспечивает открытость дошкольного образования; создает условия для участия родителей в образовательной деятельности.

Рекомендации: Несмотря на то, что развивающая предметно – пространственная среда дошкольных групп нашего учреждения соответствует требованиям ФГОС ДО, в перспективе мы бы хотели видеть ее еще более совершенной.

1. Необходимо пополнить среду приобретением современного игрового оборудования, трансформируемой мебели, мягких модулей, которые позволят создать условия для интеграции содержания пяти взаимодополняющих образовательных областей в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО): социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития дошкольников:

● способствующей развитию разных видов мышления у дошкольников (наглядно-действенного; наглядно-образного; словесно-логического; абстрактно-логического; пространственного);

● обеспечивающей формирование ручной умелости, развитие крупной и мелкой моторики;

● создающей предпосылки для развития творчества (в том числе и технического);

● формирующей условия для совершенствования коммуникативных навыков у дошкольников;

● обеспечивающей благоприятный эмоциональный фон для детей в условиях детского сада, основанный на интересе, радости совместной деятельности и достижений в решении разнообразных задач, как непосредственно, так и опосредованно при использовании предлагаемой инновационной среды.

2. Продумать и улучшить оформление родительских уголков. Поскольку родители воспитанников являются полноправными участниками образовательного процесса, их в обязательном порядке необходимо привлекать к созданию предметно-развивающей среды.

3. Обеспечить во всех группах свободный доступ детей к использованию всех игрушек и материалов, для этого надо организовать среду таким образом, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом, самостоятельно организуя себе микросреду. Оборудование размещать по принципу нежесткого центрирования, что позволит детям объединяться подгруппами по общности интересов.

Руководитель ДО _______________

Старшие воспитатели: ______________




Рассказать друзьям