Какими качествами он должен обладать? Над ответами на эти вопросы размышляет Б.М. Бим-Бад в своем тексте. В нем автор поднимает социально значимую проблему воспитания культуры человека.
Писатель, рассуждая по данной теме, обращается к своим личным наблюдениям. Автор считает, что каждому из нас важно «обладать благородной русской душой, полной лучших качеств». Ведь только человек, великодушный, мужественный, добрый, милосердный, способен добиться поставленных целей и проявить себя как культурная личность.
Педагог призывает читателей избавиться «от дурных манер и наклонностей», потому что они препятствуют саморазвитию, мешают самовыражению. Воспитание, основанное на нравственных принципах, позволит людям добиться значительных успехов в жизни.
Нельзя не согласиться с точкой зрения писателя, потому что культура человека, его воспитание, являются главными показателями личностных качеств каждого, в соответствии с которыми люди ведут себя в обществе.
Тема воспитания неоднократно привлекала внимание многих писателей. Так, известный публицист Д.
Лихачев в одной из своих статей цикла «Письма о добром и прекрасном» призывает читателей быть великодушными и благородными. Автор отмечает важное правило, регулирующее поведение людей в обществе, - необходимость уважительного отношения к окружающим. Воспитанный человек, по мнению писателя, не способен совершать дурные поступки, поэтому нужно всем нам обращать внимание на свое культурное развитие.
Ярким примером воспитания душевных качеств человека может служить героиня романа-эпопеи «Война и мир» Л.Н. Толстого - Наташа Ростова. Девушка воспитывалась в атмосфере любви и взаимопонимания, что позволило ей стать отзывчивой, искренней, честной и бескорыстной. Широта ее души проявилась в сложной ситуации с подводами для раненых, когда девушка проявила настойчивость и уговорила родителей оставить свое имущество. Ростова является примером человека благородного воспитания, с четкими нравственными ориентирами.
Таким образом, важно воспитывать в человеке культуру мышления и поведения, что обеспечит путь к успеху в жизни.
Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку
Обновлено: 2017-06-26
Внимание!
Спасибо за внимание.
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Полезный материал по теме
ФЕНОМЕН
Воспитание является важнейшей функцией общества с древнейших времен. Без передачи общественно-исторического опыта от одного поколения другому, без вовлечения молодежи в социальные и производственные отношения невозможно развитие общества, сохранение и обогащение его культуры, существование человеческой цивилизации.
С развитием общества изменяется воспитание: его цель, содержание, средства. История дает яркие примеры особенностей воспитания в различные эпохи: первобытно-общинный строй, Античность, Средневековье, Новое и Новейшее время. Культура народов и народностей разных стран проявляется не только в традициях и обычаях, но и в характере воспитания.
К. Д. Ушинский писал: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа». Как справедливо отмечает Л.И.Маленкова, человечество (в филогенезе) и каждый родитель получает от природы воспитательные функции с рождением ребенка: когда пеленает, кормит, поет колыбельные, учит читать и считать, вводит в сообщество других людей.
В русском языке слово «воспитание» имеет общий корень со словом «питание», ребенок с появлением на свет получает питание не только материальное, но прежде всего духовное. Культурный диалог «отцов» и «детей» - сущность любого воспитания. Воспитание-непрерывный процесс, пока живет человек, и... вечный, пока существует человечество.
Воспитание как социальное явление было и остается объектом изучения, предметом многих наук.
основы воспитания, формулирует наиболее общие мировоззренческие представления о высших целях и задачах воспитания.
Социология изучает социальные проблемы развития личности.
Этнография рассматривает закономерности воспитания у разных народов мира.
Психология выявляет индивидуальные, возрастные, групповые особенности и законы развития и поведения людей.
Эти науки играют важную роль в развитии педагогики как учения о воспитании, поскольку являются серьезным источником знаний о факторах развития личности - наследственности, микро- и макросреде.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
Воспитание как феномен педагогической действительности является объектом исследования в педагогической науке наряду с образованием и обучением.
Педагогическая наука выполняет две основные функции: научно-теоретическую (описывает и объясняет педагогические явления) и нормативно-регулятивную (указывает, как грамотно организовать воспитание, обучение, систему образования). Исследуя педагогическую действительность как сущее, педагогика раскрывает закономерности воспитания.
Осуществляя нормативно-регулятивную функцию, педагогическая наука, учитывая закономерности воспитания, формулирует принципы, объясняет должное - как необходимо организовать воспитание, систему образования, обучение, чтобы они были эффективными.
Теория воспитания - раздел
педагогики, раскрывающий сущность, закономерности, движущие силы воспитания, его основные структурные элементы, а также рассматривающий различные концепции воспитания и воспитательные системы,
В отечественной педагогической науке основы теории воспитания заложил К.Д.Ушинс-кий в конце XIX в. (см.: Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии; О народности и общественном воспитании).
В 20-30 гг. ХХ в. стройную теорию воспитания разработал А.С.Макаренко (см.: Макаренко А. С. Цель воспитания; Воспитание в семье и школе; Лекции о воспитании детей; Методика вое питательной работы).
Современная педагогическая наука включает многочисленные теории и концепции воспитания, их различие обусловлено разными представлениями ученых-исследователей о человеке и формировании его личности, о роли педагога в воспитании и развитии ребенка.
В частности, современные концепции воспитания разрабатываются на основе философских учений или психологических теорий, таких как:
- психоаналитическая теория (А. Гезелл, З.Фрейд, А.Фрейд, Э.Эриксон);
- когнитивная теория (Ж.Пиаже, Л. Кольберг, Д.Дьюи);
- поведенческая (бихевиористская) теория (Д.Локк, Д.Уотсон, Б.Скиннер);
- биологическая (генетическая} теория (К.Лоренц, Д.Кеннел);
- социоэнергетическая (культурно-родовая) теория (Л.С.Выготский, П.А.Флоренский, Д.Радьяр);
- гуманистическая психология (А. Маслоу, К.Роджерс и др.).
В педагогической литературе встречается множество различных определений этого понятия. Формулировки их зависят от методологического подхода, концепции воспитания.
Рассмотрим трактовку этого понятия в отечественной теории воспитания. В подходе к определению понятия «воспитание» можно четко выявить два направления.
В основе первого лежит взгляд на ребенка как на объект педагогического процесса, т.е. важнейшими факторами развития человека признаются внешние воздействия, формирующие личность. Этому направлению соответствуют следующие определения:
Воспитание - целеустремленное, систематическое управление процессом формирования личности в целом или отдельных ее качеств в соответствии с потребностями общества (Н.Е.Ковалев);
Воспитание в специальном педагогическом смысле - процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе (Ю.К. Бабанский);
Воспитание - планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих необходимые условия для его развития,
подготовки к общественной жизни производительному труду (А. В. Петровский);
Воспитание в широком социальном смысле - воздействие на личность общества в целом. Воспитание - целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей систему качеств личности, воззрений и убеждений (А. В. Мудрик).
Такой взгляд на воспитание как на управление, влияние, воздействие, формирующие личность, характерен для традиционной педагогики, основанной на социоцентрическом подходе, в рамках которого цель развития личности - ее социализация с позиций максимальной общественной полезности. При таком подходе цель воспитания - гармоничное и всестороннее развитие личности в соответствии с внешне заданными нормативами. В этом случае учебно-воспитательный педагогический процесс игнорирует фактор саморазвития личности.
Другое направление в педагогике отражает эволюцию в философских воззрениях современного европейского общества, в соответствии с которыми в центр научной картины мира выдвигается человек.
Развитие гуманистических идей способствовало рождению новой педагогической парадигмы, нового взгляда на ребенка как на субъект воспитания.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ
В ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЕ
Яркое противостояние гуманистических и императивных взглядов и идей, теорий и систем началось в конце XIX в. Как альтернатива гербартианской «педагогике управления», в которой ребенок воспринимался как объект педагогических воздействий, и императивному образованию родились педагогические теории, в которых ребенок рассматривался как субъект развития и воспитания. Гуманистические идеи, представленные в философских трудах Б.Спинозы, Р.Декарта, И.Канта, И.Г.Фихте, Ф.В.Шеллинга, Г.В.Ф. Гегеля, Л.Фейербаха, Д. Юма, заложили основы для распространения в педагогической культуре новых ценностей, нового взгляда на человека как на субъект жизни, истории, культуры.
Обзор педагогических сочинений конца XIX - конца XX в. дает широкую панораму идей, созвучных основным принципам
Гуманизма (человек – субъект жизни, имеющий право на свободное развитие, на субъект – объектные отношения ).
Антропоцентрический подход является центральной идеей гуманистической парадигмы. В педагогических теориях он принимает различные формы, которые своеобразно интерпретируются и конкретизируются. Идея личностного подхода развита в исследованиях, посвященных «личностной педагогике», разработанной в конце XIX в. Р. Екеном, Э.Линде, П.Наторпом, Т.Цайгером; в них изложен ряд ведущих принципов, созвучных основ гуманизма.
Ребенок рассматривается как центральная фигура в учение «новом воспитании», породившем свои педагогические теории педагогическую практику. Из идей Ж.Ж.Руссо постепенно выстраивается теория свободного воспитания. Основополагающими идеями свободного воспитания являются принципы педоцентризма и свободы ребенка, которые начинают применяться в педагогической практике: в Германии - X. Шарельманом, Ф. Гансбе гом, М. Паулем; в России - К.Н. Вентцелем, Л.Н.Толстым; Италии - М. Монтессори; во Франции - С. Френе.
Гуманистическая идея свободного выбора субъекта развивала и в теоцентрической педагогике. Принцип самосовершенствования и свободного выбора души перед Богом мы находим в работах С.А. Рачевского, К.В. Ельницкого, Н.А. Бердяева.
Гуманистические идеи субъектности ребенка, свободы выбора и ответственности человека за свое самосовершенствование находят своеобразное развитие в антропософской теории Р. Штейне (1919), раскрывающей особенности системы самопознания и саморазвития индивидуальности ученика при партнерстве с учителем, в двуединстве развития чувственного и сверхчувственно опыта духа, души и тела.
В отечественной педагогике 20 -30-х гг. XX в. гуманистические принципы субъектности воспитанника и сотрудничества взрослого и ребенка обоснованы в трудах Л. С. Выготского, П.П. Блонского, С. Т. Шацкого.
С середины XX в. основные гуманистические идеи мы находим в трудах В. А. Сухомлинского, продолжавшего традиции К.Д. Ушинского, Л.Н.Толстого, Я.Корчака.
В 50 - 60-е гг. появляется гуманистическая психология (А. Маслоу К. Роджерс), которая с экзистенциальных позиций рассматривала принцип субъектности, свободы выбора, самоактуализации, партнерства педагога и воспитанника. Эти принципы продолжают развиваться в работах Р.Бернса, В. Франкла, С.Л.Франка, Э.Фрома, Э. Эриксона.
Отечественная психология, развивая идеи субъектности, личностно-деятельностного подхода, субъект-субъектного взаимодействия (К.А. Абульханова-Славская, А. Г. Асмолов, Л.И.Божо
вич, И.В. Дубровина, И.А. Зимняя, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, В.И. Слободчиков), дает методологические основания для развития антропоцентрического и личностно-ориентированного подхода в отечественной педагогической науке.
Основные положения личностно-гуманистической педагогики Ш.А. Амонашвили, гуманистические концепции личностно-ориентированного обучения и образования М. Н. Берулавы, Е. В.Бонда-ревской, С.Л.Братченко, О.С.Газмана, В.В.Горшковой, Э.Н.Гусинского, Л.М.Лузиной, В.В.Серикова, Ю.И.Турчаниновой, И.С.Якиманской являются развитием идей, выдвинутых отечественными и зарубежными учеными.
Гуманистическая позиция требует отношения к ребенку как к главной ценности в педагогическом процессе, признания его способности и права на саморазвитие, приоритетности субъект-субъектных отношений в педагогическом процессе. В контексте гуманистической парадигмы воспитание является целенаправленным процессом культуроемкого развития человека.
В этом случае ребенок - активный субъект не только жизни, но и воспитания. Его роль в собственном развитии становится определяющей. Он выступает как объект и субъект культуры.
Культура общества является источником принципов воспитания, она определяет его характер, цели и содержание. Воспитание как элемент национальной культуры имеет все ее основные признаки, его содержание детерминировано культурой конкретного народа и общества. Другим фактором воспитания является культура каждой отдельной личности, с которой взаимодействует воспитанник. Культура общества, каждого участника учебно-воспитательного процесса создает ту насыщенную социокультурную среду, которая питает развивающуюся личность и создает условия для ее самореализации.
Важнейшим условием для воспитания является способность человека к саморазвитию.
Потенциальные возможности развития человека заложены природой. Развитие психических функций происходит в ходе физиологического развития под влиянием стихийных социальных отношений и целенаправленных воздействий, которые либо стимулируют, либо замедляют развитие личности в течение всей жизни. Саморазвитие детерминировано потребностями и мотивами личности. Поэтому важнейшей задачей в организации учебно-воспитательного процесса является обеспечение положительной мотивации воспитанников в преодолении постепенно нарастающих трудностей в ходе саморазвития и самореализации. Положительная мотивация и адекватная самооценка в подростковом возрасте становятся основой целенаправленного самовоспитания. Положительная Я-концепция личности, по Р. Бернсу, также является важнейшим движущим моментом воспитания и самовоспитания.
Я-концепция – эти динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на личность внешних факторов. По своему содержанию Я-концепция включает описательную составляющую (образ Я, или картина Я) и составляющую, связанную с отношением к себе или отдельным качествам, - самооценку, или принятие себя. Я-концепция представляет совокупность установок, направленных на самого себя, Структура каждой установки включает в себя когнитивную, эмоционально-оценочную и поведенческую составляющие. Я-концеп-ция формируется под влиянием социализации, воспитания, не имеет также соматические, индивидуально-природные доминанты.
В процессе воспитания происходит овладение духовными ценностями культуры общества и их интериоризация, т. е. преобразование внутренних структур психики человека благодаря усвоению структур социальной деятельности (Л.С.Выготский), а также экстериоризация, т.е. преобразование внутренних структур психики в определенное поведение (действие, высказывание и т.п.). Поэтому мы говорим не только об усвоении культуры, но и о ее освоении - активном обогащении ее каждым субъектом воспитания. Воспитание творит культуру личности ребенка.
В детском возрасте формируется базовая культура личности, без которой немыслимо духовное развитие человека. Содержание базовой культуры складывается из культур жизненного самоопределения, интеллектуальной и физической, общения и семейных отношений, экономической, политической (демократической), правовой, экологической, художественной, труда и т.д. Базовая культура, таким образом, включает в себя как элементы культуры тех отношений, в которые вступает человек в процессе своей жизни. В целом, как отмечает О. С. Газман, культура личности -это гармония культур знания, чувств и творческого действия.
Ядром культуры личности является ее духовность. Духовное развитие характеризуется богатством интеллектуального и эмоционального потенциалов личности, высоким нравственным развитием, ведущим к гармонии идеалов человека с общечеловеческими ценностями, и достойными поступками, в основе которых лежит потребность служить людям и добру, постоянное стремление к самосовершенствованию.
Воспитание способствует превращению человека из объекта культуры в ее субъект. В этом процессе обучение является важнейшим средством, так как оно способствует усвоению знаний, умений, навыков, развитию интеллекта и эмоциональной сферы, позволяющих педагогу и воспитаннику благодаря усвоенным объективным значениям элементов культуры «говорить на одном языке». Обучение знакомит с ценностями, которые усваиваются и
осваиваются в ходе воспитания; это ведет к осознанию личностного, субъективного смысла того, что дает обучение. Здесь уместно сказать об обучающем воспитании и воспитывающем обучении. Такой подход к обучению в гуманистической педагогике позволяет говорить об определяющей роли воспитания в педагогическом процессе.
Итак, перечислим основные закономерности воспитания:
Воспитание детерминировано культурой общества;
Воспитание и обучение - два взаимопроникающих, взаимозависимых процесса с определяющей ролью воспитания;
Эффективность воспитания обусловлена активностью человека, включенностью его в самовоспитание;
Эффективность и результативность воспитания зависят от гармоничной связи всех структурных элементов, участвующих в воспитательном процессе: цели, содержания, форм, методов, средств,
адекватных ребенку и педагогу.
Системно-структурный подход позволяет разработать стройную теорию воспитания, охарактеризовать все его основные элементы (цель, содержание, средства, методы), что дает возможность осознать его сущность, понять его роль как элемента в более широкой системе - педагогической действительности.
Педагогическая система - это теоретическая модель объекта педагогической действительности. Универсальная структура педагогической системы представлена на рис. 1.
В педагогической системе как объекты научного исследования могут рассматриваться: отдельные формы обучения и воспитания, воспитание, воспитательный процесс, обучение, деятельность каждого педагога и воспитанника (процесс самовоспитания), дея-
тельность любого образовательного учреждения и других субъектов педагогического процесса (например, детская организация), образовательная система страны, региона, области.
Представленная на рис. 2 теоретическая модель воспитания как системы отражает его основные закономерности (детерминированность культурой общества, взаимосвязь с самовоспитанием и активностью воспитанника).
Самовоспитание - целенаправленный процесс сознательного и самостоятельного преобразования человеком своих, по выражению Ю.М.Орлова, телесных сил, душевных свойств, социальных качеств личности для достижения индивидуальных целей, осознания смысла собственной жизни, выполнения своего предназначения, как он его понимает.
Цель воспитания в гуманистической педагогике - наиболее полное культуроемкое развитие человека, способного к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.
Содержанием воспитания является культура личности: внутренняя культура, ядром которой является духовность, и внешняя культура (общения, поведения, внешнего вида), способности каждого человека, его самоопределение, саморазвитие, самореализация. Цель и содержание воспитания в гуманистической педагогике исходят из основного положения - признания способности человека к саморазвитию.
Средства воспитания - с их помощью осуществляется воспитание, это богатейший набор явлений и объектов, предметов окружающей действительности: достижения духовной и материальной культуры своего народа и народов мира. Определяющими во все времена средствами воспитания, более всего оказывающими влияние на развитие ребенка, являются различные виды деятельности: игра, труд, спорт, творчество, общение. Выделяется ведущий тип деятельности в каждом конкретном возрасте воспитанника: игровая деятельность в дошкольном возрасте, учебная - в младшем школьном, личностное общение - в подростковом, учебно-профессиональная - в старшем школьном возрасте. Переход к информационному обществу в скором будущем потребует более широкого использования технических средств (видео, телевидения, кино, компьютерных программ и т.д.). Однако ничто не заменит такие важные средства воспитания, как слово педагога, пример его яркой личности, уровень культуры педагога. Обучение как ведущее средство воспитания в гуманистической педагогике дополняет и обогащает процесс воспитания, однако не подменяет его.
Методика воспитательной работы - раздел теории воспитания, исследующий особенности организации воспитательного процесса в различных образовательно-воспитательных учреждениях, детских объединениях и организациях, разрабатывающий рекомендации по созданию системы воспитательной работы в образовательном или воспитательном учреждении и повышению ее эффективности, использованию тех или иных методик или технологий в воспитательном процессе.
Гуманистическая педагогика, строящая свою теорию воспитания на главном принципе - любви и уважении к ребенку как активному субъекту воспитания и развития, имеет в своем багаже разнообразные методы воспитания - способы взаимодействия, направленные на развитие и саморазвитие детей.
Классификации методов воспитания в традиционной педагогике так же разнообразны, как и определения самого понятия «метод воспитания».
Так, метод определяется как «путь», «способ». В книге И. П. Ра-ченко «НОТ учителя» (М., 1989) мы находим следующее опре-
деление: «Метод есть упорядоченная, проверенная на практике совокупность приемов, указывающая, как надо действовать, сообразуясь с общей и конкретной целями».
«Российская педагогическая энциклопедия» (М., 1993) определяет методы воспитания как «совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий». Здесь же отмечается трудность классификации методов воспитания, так как они отличаются по целям, средствам осуществления, по последовательности, постепенности их применения.
Н.И. Болдырев, Н.К. Гончаров, Ф.Ф. Королев выделяют три группы методов: убеждение, упражнение, поощрение и наказание.
В. М. Коротов, Л. Ю. Гордин, Б. Т. Лихачев также называют три группы методов: организация детского коллектива, убеждение и стимулирование.
Т.А.Ильина, И.Т.Огородников в учебнике «Педагогика» (М., 1984) определяют следующие группы методов: убеждение (словесное разъяснение, требование, дискуссия), организация деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование), стимулирование поведения (оценка, взаимооценка, похвала, поощрение, наказание и т.п.).
В учебнике «Педагогика школы» (М., 1977) Г.И.Щукина объединяет методы в три следующие группы: разностороннее воздействие на сознание, чувства и волю учащихся (беседа, диспут, метод примера, убеждение и т.п.); организация деятельности и формирование опыта общественного поведения (педагогическое требование, общественное мнение, приучение, упражнение, поручение, создание воспитывающей ситуации); регулирование, коррекция и стимулирование поведения и деятельности (соревнование, поощрение, наказание, оценка).
В.А. Сластенин под методами воспитания понимает способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитуемых. Ученый называет четыре группы таких методов: формирование сознания личности (взглядов, убеждений, идеалов); организация деятельности, общения, опыта общественного поведения; стимулирование и мотивация деятельности и поведения; контроль, самоконтроль и самооценка деятельности и поведения.
П.И. Пидкасистый определяет метод как способ педагогического управления деятельностью (познавательной, трудовой, общественной, нравственной, спортивной, художественно-эстетической, экологической), в процессе которой осуществляется самореализация личности, ее социальное и физическое развитие. В его классификации даны три группы методов: формирование взглядов, представлений, понятий, осуществление оперативного обмена информацией; организация деятельности воспитуемых и стимулирование позитивных ее мотивов; стимулирование само-
оценки и оказание помощи воспитуемым в саморегуляции их поведения, саморефлексии (самоанализе), самовоспитании, а также в оценке ими поступков других учащихся.
Анализ определений понятия «метод воспитания» и различных классификаций показывает, что постепенно в традиционной педагогике происходит переход от авторитарности (раньше преобладали методы убеждения и наказания, т.е. давления на личность) к широкому набору методов, поощряющих самовоспитание.
В гуманистической теории воспитания преобладают методы, способствующие саморазвитию и самореализации детей. Естественно, педагоги используют методы вовлечения в деятельность, развития сознания и самосознания, стимулирования и развития интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер. При этом преобладают методы сотрудничества, создающие условия для субъект-субъектных отношений, позволяющие педагогу и воспитаннику быть партнерами в увлекательном процессе самосозидания: открытый диалог, свободный выбор, коллективный анализ и оценка, «мозговой штурм», самоанализ и самооценка, импровизация, игра. Эти методы позволяют создавать ту атмосферу сотворчества и сотрудничества, которая вовлекает и педагога, и воспитанника в благотворную созидательную деятельность по развитию своей личности.
Ни один метод не используется изолированно. Педагог строит воспитательный процесс и выбирает систему методов, их последовательность и комбинации с учетом целого комплекса факторов и условий (принимаются во внимание возрастные особенности детей, их социокультурное, духовно-нравственное развитие, уровень актуального развития каждого и зона ближайшего развития, способности, потребности, интересы и т.д., социокультурное окружение, уровень развития первичного коллектива и характер школьного коллектива, самооценка ребенка и его социальный статус и т.д.). Методы воспитания отбираются с учетом общих и конкретных целей воспитания и самовоспитания, их содержания и средств, а также с учетом профессионализма, мастерства, культуры педагога.
Такие важнейшие понятия, как «культурный человек», «культура личности» на сегодняшний день, практически, не разработаны в научной литературе. Причина – в многообразии подходов к определению сущности понятия «культура». В зависимости от того, какой смысл мы вкладываем в это понятие, меняется и содержание понятия «культура личности».
На сегодняшний день существует не менее 1 000 определений понятия «культура».
Слово «культура» есть почти во всех языках народов мира. Оно означает возделывание, изменение, улучшение, производимое человеком в процессе целесообразной деятельности. В культуре сочетаются традиции и новаторство, устойчивость и изменчивость, образующие непрерывный процесс исторической преемственности, сохранения культурного наследия и творческого обновления. В культуре действуют творческие союзы и ассоциации, многочисленные социальные институты, музеи и библиотеки, учреждения культуры и организации досуга, способствующие развитию культуры.
Главное назначение культуры – постоянно содействовать духовному развитию человека, всемерному раскрытию его талантов, дарований и способностей.
По словам А.И. Кравченко, в повседневной жизни понятие культуры употребляется «как минимум в трех значениях. Во-первых, под культурой подразумевают определенную сферу жизни общества, получившую институциональное закрепление (министерства культуры с разветвленным аппаратом чиновников, средние специальные и высшие учебные заведения, готовящие специалистов по культуре, журналы, общества, клубы, театры, музеи и т. д., занимающиеся производством и распространением духовных ценностей). Во-вторых, под культурой понимается совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации (элитарная культура, русская культура, русская зарубежная культура, культура молодежи, культура рабочего класса и др.). В-третьих, культура выражает высокий уровень качественного развития духовных достижений («культурный человек» в значении воспитанный, «культура рабочего места» в значении «опрятно прибранное, чистое функциональное пространство»). Нет общества, народа, группы или человека, лишенных культуры».
С.В. Константинова полагает, что «самой простой и в то же время всеобъемлющей является следующая дефиниция (определение): «Культура» - это все, созданное человеком, - ибо животные не имеют культуры. Культура – продукт исключительно человеческой деятельности».
По мнению С.Н.Жарова, «Понятие культуры обозначает универсальное отношение человека к миру, через которое человек создает мир и самого себя. Каждая культура – это неповторимая Вселенная, созданная определенным отношением человека к миру и к самому себе».
Американский социолог Нейл Смелзер говорит: «Культура – это набор ценностей, представлений о мире и кодов поведения, общих для людей одного стиля жизни».
Английским этнографом Э.Тейлором было дано следующее определение: «Культура - это некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества».
Наиболее интересное определение культуры, на наш взгляд, дает В.А.Мамедова: «Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для определенной группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы».
Понятие «человек» отражает и биологические, и социальные свойства индивида. Понятие «личность» отражает только социальные свойства и качества человека, которые сформировались в процессе его общественной жизни.
Личность, по мнению Леонтьева, – это психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе. Соподчинение различных деятельностей создает основание личности, сформирование которой происходит в онтогенезе.
Личность, есть основной носитель культуры. Все более крупные культурные объединения (культура общества, нации, региона и т.п.) являются производными от культуры личности.
При определении культуры личности Г.Н. Оботурова выделяет следующее: «профессиональная ценность как полное творческое овладение своей деятельностью, этическая - осознанное следование принципам и нормам поведения, мировоззренческая - социально-политический, философский, экономический стиль мышления, эстетическая - ориентация на лучшие подлинно художественные ценности, физическая - осознанно здоровый образ жизни».
А.Б.Есин утверждает, что «Хотя основной субъект культуры – это личность, но формирование культурного сознания происходит в обществе под влиянием социальных (в широком смысле) факторов».
«Человек как социальное существо развивается по законам природы и воспитывается с учетом потребностей определенной социальной среды, общества, индивида (К. Магер, X. Мискес, М.А. Галагузова, А.В Мудрик, Б.Т. Лихачев и др.)».
Культура личности не только результат воздействия культуры общества, но и источник ее развития. Именно на уровне индивидуальной культуры осуществляется рождение новых идей, взглядов, подходов, ценностных представлений и норм. И лишь получив определенное закрепление (материализацию в той или иной форме) и распространение в обществе, это новое становится достоянием культуры общества. В этом постоянном противоречии, основанном на несовпадении культуры личности и общества, и заложен источник движения и развития культуры.
Культура личности в системе той или иной общественной группы складывается в значительной мере стихийно: человек с детства подражает старшим, приучается выполнять определенные правила поведения, усваивает основополагающие для данной культуры понятия; т.е. обретает ту ценностную систему, которая характерна для культуры данного социума. Этот процесс обеспечивает воспроизводство той или иной культуры, ее преемственность: так на протяжении веков складывалась, например, культура русского дворянского офицерства, культура русского крестьянства, и шире – русская культура в целом. Но для того чтобы личность овладела культурой, необходимо достаточно последовательное воздействие на нее с самого раннего возраста. И здесь мы встречаемся с одним из важнейших феноменов культуры – с институтом воспитания.
В разных социокультурных ситуациях процесс воспитания приобретает разные формы. Например, для стихийного складывания культуры характерно и стихийное воспитание: личность формируют не столько систематическим и рассчитанным воздействием, сколько конкретным примером, теми или иными замечаниями по разным поводам (например, учат снимать шапку, входя в церковь, или не перебивать старших, или без напоминаний выполнять свои обязанности по хозяйству и т.п.). Семья, как социокультурная среда, оказывает значительное воздействие на будущий социокультурный мир ребенка. Слушая разговоры старших (в которых обязательно сказывается и проявляется ценностная система, свойственная данной культуре), ребенок также обретает необходимые элементы культуры, и прежде всего ее основу – эмоционально-ценностную ориентацию. Разумеется, такое воспитание нельзя назвать совершенно бессознательным, ведь всякий воспитывающий так или иначе держит в уме тот набор культурно-психологических свойств, которые он хочет видеть в воспитаннике, но и вполне системным и целенаправленным его тоже не назовешь.
Вообще в литературе очень много примеров подобного воспитания: у того же Пушкина это и семейство Лариных, и Евгений Онегин; у Гоголя – Чичиков, Манилов; у Тургенева – Рудин; у Гончарова – Обломов и т.п.
В социально-педагогическом плане исключительно важным фактором в качестве среды воспитания является «улица», существенно влияющая на формирующуюся личность.
Однако в обществе существует и система направленного формирования культуры и управления ею. Здесь проявляется воспитание второго рода: сознательное и направленное воздействие на отдельную личность и общество в целом, формирование ценностной системы и управление культурой.
22.05.2014, 09:55
По роду своей деятельности мне приходилось встречаться с различными группами людей и говорить с ними о культуре. Традиционно задаю аудитории вопрос «Считаете ли себя культурными людьми?» и обязательно спрашиваю «Хотите ли вы, чтобы ваши дети были культурными людьми?». Первый вопрос задаю в начале беседы и в конце. Второй вопрос необходимости повторять нет, результату опроса позавидовала бы любая партия, редкие 100 %.
То есть, мы все хотим иметь культурных людей в лице своих детишек. А как воспитать культурного человека? Давайте попробуем поразмышлять. Так как понятие культуры очень обширно, то давайте уточним, что именно мы хотим видеть. Вежливость? Знание этикета? В принципе, в какой-то степени это осуществимо: можно ввести предмет этикета в детских садах, школах и необходимые знания передать. Будут ли соблюдать - это другой вопрос, но передать можно. Мы столкнемся с определенным сопротивлением со стороны управления образования, нет, не потому что они враги культуры как таковой, в целом, может, они и «за», но система обычно сопротивляется любым нововведениям, даже не столь важно каким, система устаканена и любит работать всегда по привычной схеме. За культуру с них не спрашивают, обычно спрашивают за ЕГЭ, вот они и натаскают всех на сдачу экзамена, замечательно, если кто-то в процессе случайно получит и знания. А культура? О нет, это что-то гипотетическое и аморфное, пусть семья этим занимается.
Вот мы и коснулись впервые и семьи. Может ли семья воспитать культуру в человеке? Еще как может. Вспоминается документальный фильм «Подстрочник» (не удержусь, выражу огромную симпатию этому фильму), кажется, именно в нем у героини спросили, как им удалось воспитать таких интеллигентных детей. На что героиня призналась, что вовсе не занималась воспитанием как неким процессом, дети просто видели, как ведут себя родители и стремились вести себя также. Чувствуете к чему я клоню? Вот она – это огромная проблема: воспитать культурного ребенка может только культурный родитель. Глупо выглядят нравоучения родителя о вреде курения или вреде пива, если родитель при этом пьет или курит. Но ведь родитель – это уже взрослый, сформированный человек, как ты его перевоспитаешь. Да и семья – это достаточно закрытая ячейка общества, как туда проникнешь? Получается даже некий замкнутый круг: недостаточно культурные родители не воспитают достаточно культурных детей.
Культура - это в современном обществе некая второстепенная ценность. Приоритеты: здоровье, материальное благополучие, карьерный рост, семья. Родители, вероятно, и хотят культурных детей, но как-то так, не надрываясь, в конце списка. Сама область культуры, если брать как сферу деятельности, малопрестижна, денег мало, статуса нет. Моя мама до сих пор категорически против моих культурных трудодней, искренне считает, что на свете есть только три профессии: юрист, врач и бухгалтер, ну разве что еще есть работа «большой начальник». Ну обо мне конкретно не столь интересно, там-то как раз все было больше не «благодаря», а «вопреки», поэтому вернусь к общим рассуждениям.
Многие уже знают, что в числе моих образований есть и психологическое, поэтому затрону вскользь и область психологии. Если верить гуманитарным психологам (есть такое целое направление в психологии), то человек рождается «чистым», даже добрым, можно так сказать. Всю гадость, которая потом у него проявляется в жизни, он набирает из самой этой жизни: от родителей, среды, телевидения. Вот, коснулись пропаганды. В противовес не самой благополучной среде, существуют и явления некого контр-влияния для детей: мультфильмы, где добро побеждает зло, детские театры, кинофильмы, книжки и так далее. Их сейчас гораздо меньше чем раньше, но они есть. С мультфильмами проще благодаря телевидению, а в театр ребенка еще надо отвести, с ним вместе посидеть и обязательно потом поговорить. Культура требует терпения, не всегда оно есть и непросто иногда ребенку объяснять, почему в мультиках добро побеждает зло, а в жизни не всегда. У нас родители часто очень занятые, зарабатывают деньги и благополучие детей видят в их обеспечении игрушками, одеждами и прочими благами. Есть и разведенные родители. Что делает такой приходящий папа? Дарит игрушки, сводит на карусель и отбывает, вот он – хороший папа (про тех, кто совсем не приходит, совсем и умолчу).
Как-то довелось мне побеседовать с девушкой-убийцей. 18 лет, вполне симпатичная, родители все давали. Спрашиваю: «Что в жизни не хватало?» Признается, что не хватало внимания. Кстати, переизбыток внимания тоже грозит своими последствиями: инфантилизм, эгоизм…
Что нам делать с культурой? Надо ли что-то делать или все само потом срастется? Вытянем ли мы на мультиках? Индустрия мультипликации и детского кино переживает не лучшие времена. Что делать с недостаточно культурными родителями? С учителями, которые уже не в состоянии нести культуру (есть, есть еще хорошие учителя, я о системе в целом). Что нам делать?
Максим Федоров как-то поделился со мной идеей, мол, давайте сделаем школу, где будут работать только молодые учителя, которых еще не сожрала система. Давайте попробуем.
И давайте введем этикет в школах и садах. Пусть управление образования сопротивляется, а мы тихо-тихо продавим. На культуру, пусть и не в гигантской степени, но это повлияет.
Какие еще предложения?
Только, пожалуйста, реалистичные, которые мы сможем сделать, пусть не масштабные, но сможем. Не нужно писать кто виноват. Лучше писать что делать.
Воспитание - это не только культурный феномен, но и социальный институт, одна из социальных подструктур общества. Содержание воспитания, как было сказано выше, отражает состояние общества, переход от одного его состояния к другому.
В настоящее время - это переход от индустриального общества XX в. к постиндустриальному или информационному XXI в. Развитие и функционирование воспитания обусловлено всеми факторами и условиями существования общества: экономическими, политическими, социальными, культурными и другими.
Вместе с тем цель воспитания - развитие человека, отвечающего требованиям того общества, в котором он живет, что находит свое отражение в связи воспитания и культуры.
Связь воспитания и культуры является наиболее тесной, уже самые ранние стадии становления института воспитания связаны с культом, ритуалом: культура требовала постоянного воспроизводства. Это не просто обусловливание, это сущностная взаимозависимость, что проявляется, в частности, в том, что одним из основных принципов существования и развития воспитания является «культуросообразность». При этом воспитание рассматривается, прежде всего, как социальный институт с функцией культурного воспроизводства человека или воспроизводства культуры человека в обществе.
Этот принцип пришел на смену выдвинутому Я.А. Коменским положению «природосообразности» воспитания. Как полагал Я.А. Коменский, учиться можно легко, только «идя по стопам природы», в соответствии с чем и были сформулированы основные постулаты воспитания и обучения, отражающие принципиальные законы природы и человека как ее части. Принцип «культуросообразности», императивно сформулированный еще А. Дистервегом: «Обучай культуросообразно!», означает обучение и воспитание в контексте культуры, ориентацию воспитания на характер и ценности культуры, на освоение ее достижений и ее воспроизводство, на принятие социокультурных норм и включение человека в их дальнейшее развитие. Культура понимается как воспроизводящаяся при смене поколений система образцов поведения, сознания людей, а также предметов и явлений в жизни общества.
Продуктивным является понятие типа культуры (например, архаичной, современной) и положение, что само определение типа культуры может быть соотнесено с характером воспитания и обучения. Известный этнограф М. Мид по этому основанию выделяет три типа культуры:
- 1. постфигуративную;
- 2. кофигуративную;
- 3. префигуративную.
При постфигуративной культуре (примитивные общества, маленькие религиозные сообщества, анклавы и т.д.) дети, прежде всего, учатся у своих предшественников, и взрослые не могут вообразить себе никаких перемен и потому передают своим потомкам лишь чувство неизменной «преемственности жизни», прожитое взрослыми - это «схема будущего для их детей». Этот тип культуры, согласно М. Мид, тысячелетия характеризовал человеческие сообщества вплоть до начала цивилизации. Проявление этого типа культуры встречается и в наше время в диаспорах, анклавах, сектах; в традициях, национальных укладах.
Кофигуративный тип культуры предполагает, что и дети, и взрослые учатся у сверстников, более широко - у современников. Однако этот тип культуры включает в себя постфигуративную в смысле следования старшим в нормах, поведении и т.д. В чистом виде кофигуративная культура может проявляться в сообществе, которое остается без старших. На примере анализа жизни иммигрантов в США, Канаде, Австралии, Израиле М. Мид показывает, что новые условия жизни требуют новых методов воспитания. В этих условиях возникает ситуация объединения сверстников, идентификации со сверстником - ситуация, когда референтными, значимыми для подростка, являются не взрослые, не родители, а именно сверстники.
Префигуративная культура, «где взрослые учатся также у своих детей», отражает то время, в котором мы живем, отмечает М. Мид. Это культура, которую предвидят, это мир, который будет. Воспитание и должно подготовить детей к новому, сохраняя и преемствуя то ценное, что было в прошлом, ибо связь поколений есть история цивилизации.
Очевидно, что разные подходы к проблеме внутренней связи культуры (ее типов, парадигм, тенденций) и воспитания вскрывают накопившиеся в истории цивилизации противоречия между сложившимся «воспитательным» стереотипом общественного сознания и накапливаемыми человечеством знаниями о ребенке, детстве и его мире. Современное воспитание характеризуется поиском решения этого противоречия.