Колядки на рождество сценарий уличного гуляния. Рождественские колядки для детей

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Рождественские колядки (сценарий).
Праздник » Рождество
По боковым стенам зала стоят плоскостные домики. Они изображают деревенскую улицу.
Дети входят вслед за ведущей под мелодию русской плясовой песни. Ведущая и дети одеты в
русские народные костюмы. Они останавливаются возле домов, приплясывают. Часть детей
- хозяева, хозяйки, кошка, собака - уходят в свои «избы». Колядующие с ведущей
становятся полукругом возле домов. У колядующих в руках - солнечный диск из картона,
прикрепленный к палке и украшенный лентами и бумажными цветами - символ коляды.

Ведущая.
Вот и матушка­зима пришла.
Растворяй­ка ворота!
Пришла и коляда, да из Новгорода.
Дети идут, взявшись за руки, змейкой по залу и поют.
Приходила коляда
Накануне Рождества.
Кто даст пирога,
Тому полон хлев скота,
Овин с овсом,
Жеребца с хвостом.
Ведущая.
Пойдем к дядьке Мирону колядовать.
Дети подходят к дому Мирона, поют колядку.
Коляда­моляда!
Прикатила молода!
Мы нашли коляду
Во Мироновом двору.
Эй, дядька Мирон,
Выноси добро во двор.
Как на улице мороз
Подмораживает нос,
Не велит долго стоять,
Велит скоро подавать.
Выходила свет Сергевна,
Собирала жемчуг себе на серьги,
Коляда, коляда, подай пирога!
Не подашь пирога - возьмем корову за рога!
Подашь пирога - будет рожь густа,
Будет рожь чиста, обмолотиста,
Будет с колоса по хлебу,
С зерна по пирогу.
Выходят хозяин, хозяйка и кошка, которая намывает гостей.
Хозяин.
Пожалуйте, гости, я вас дожидался, дом мой просторный, щи мои жирны.
Хозяйка.

Сдобные лепешки не лезут в окошко.
Хозяин и хозяйка угощают гостей. Мехоноша - девочка с большой кошелкой в руках -
принимает дары. Колядующие славят хозяев.
1­й ребенок.
Дай Бог тому,
Кто в этом дому!
2­й ребенок.
Вам и плюшек с творогом.
Все.
И детишек полный дом.
Хозяева уходят в дом, а колядующие отправляются дальше.
Ведущая.
Пойдем колядовать к дяде Николаю.
Дети идут цепочкой за ведущим и поют.
Пришла коляда накануне Рождества.
Мы ходили, мы искали коляду святу.
Мы нашли коляду у Николина двора.
Николин двор - железный тын,
Посреди двора три терема стоят.
Во первом терему - красно солнышко,
Во втором терему - светел месяц,
Во третьем терему - часты звездочки.
Красно солнышко - то хозяюшка,
Светел месяц - то хозяин тут,
Часты звездочки - малы детушки.
Колядующие останавливаются у дома Николая и стучат в окно.
Колядовщики (говорком).
Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой.
С праздником! С Новым годом, со всем родом!
Открывайте сундучок - доставайте пятачок!
Никто не отвечает. С громким лаем выбегает собака и опять возвращается в избу.
Ведущий.
Может, крепко спит дядя Николай?
Давайте ему еще колядку споем.
Овсень, овсень,
Ты гулял по всем
По заулочкам, по проулочкам.
Кому песни поем - тому сбудется,
Тому сбудется, не минуется.
Выходи, хозяин, выходи, боярин,
Принимай гостей со всех волостей!

Выходит дядя Николай, зевает и потягивается.
Николай.
Кто тут орет,
Спать не дает?
Все.
Это мы - колядовщики!
Николай.
И охота вам в этакий мороз с теплой печки вставать, петь да колядовать? (Уходит в дом).
Колядующие (хулят говорком).
Ну не будет у вас удачи.
Одна была корова - и та не здорова,
один был петух - и тот хлопотух,
одна была кобыла - и та бога забыла.
Ребенок.
У скупого мужика
(показывает на дом Николая),
Родись рожь хороша -
Колосом пуста,
Соломой густа.
Все идут к другому двору с песней «Овсень, овсень». У Иванова двора останавливаются.
1­й ребенок.
У Ивана на дворе да три терема.
2­й ребенок.
Сам Иван - господин светлый месяц.
3­й ребенок.
Красно солнышко - его Варварушка.
4­й ребенок.
Часты звездочки - его детушки.
На стук выходят хозяин с хозяйкой. У хозяйки в руках кукла­ребенок в пеленках.
Хозяин.
Здравствуйте, люди добрые,
Вот вам угощение -
Сыр да печенье.
Хозяйка.
Пряники, конфетки
Кушайте, детки!
Колядовщики берут все, укладывают в мешок.
Колядовщики.
Спасибо, хозяин с хозяюшкой,
С праздником вас, с рублем и полтинничком.
Вам на потешки, нам на орешки.
1­й ребенок.
Иван Ивановичу житья сто лет!
2­й ребенок.

Его женушке - всегда здравьице!
3­й ребенок.
И всем деточкам:
Сыновьям, дочерям­барышням!
Все.
Жить всем вместе лет до двести!
Чтоб у вас поле зеленело,
И скотина не болела!
Ведущая.
Ну, хватит, ребятушки. Полный мешок наколядовали! Пойдемте к тете Арине в избу
погреться.
Дети подходят к дому тетушки Арины.
Все.
Тетушка Арина, пусти погреться!
Арина.
Милости прошу, люди добрые, проходите!
Будем вечер коротать, песни петь да плясать.
Все дети, принимающие участие в обрядовом действии, выходят и становятся широким
полукругом. Поют о зиме.
Хлопья белые летят
Холоднее стало,
Только, зимушка, ребят
Ты не испугала.
Нет! Нет! Ты не испугала.
Нет! Нет! Ты не испугала.
Дети читают стихотворение А. Прокофьева.
Кто на горке, на горе,
На широком на дворе?
Кто на лыжах,
Кто повыше,
Кто с разбегу,
Кто по льду,
Кто по снегу,
С горки - ух!
На горку - ух!
Бух! Захватывает дух!
Девочки собираются в кружок, шепчутся, потом разбегаются и объявляют: «Частушки».
Заиграй­ка, балалайка,
Балалайка - три струны!
Подпевайте, не зевайте,
Выходите, плясуны.
Эй, топни, нога,
Топни, правенькая.

Я плясать пойду,
Хоть и маленькая!
Не хотела я плясать,
Стояла и стеснялася,
А гармошка заиграла -
Я не удержалася!
По деревне я шла
И Ванюшу видела,
Под кустом сидел и плакал -
Курица обидела!
Я маленькая девочка,
Я в школу не хожу,
Купите мне сандалики,
Я замуж выхожу.
Эх, топну ногой
Да притопну другой,
Устоять не могу,
Вот характер какой!
Мы всегда везде такие -
Утром, вечером и днем,
Потому что мы частушки
Развеселые поем.
Раздайся, народ,
Меня пляска берет;
Пойду, попляшу,
Себя людям покажу.
На столе стоит стакан,
А в стакане - тесто;
До свиданья, папа с мамой,
Я уже невеста.
У частушки есть начало,
У частушки есть конец,
Кто частушки наши слушал,
Прямо скажем - молодец!
Во время частушек мальчики играют на трещотках, ложках, других ударных инструментах, а
девочки помахивают платочками.
Девочка.
Что с ногами, не пойму!
Вправо­влево носятся,
Не стоят они на месте,

Так в кадриль и просятся!
Мальчики приглашают девочек на кадриль, танцуют. Затем выстраиваются шеренгой и идут
на зрителей.
1­й ребенок.
Всем людям добрым
Желаем добра, золота, серебра!
2­й ребенок.
Пышных пирогов,
Мягоньких блинов!
3­й ребенок.
Доброго здоровья!
Маслица коровья!
Все.
Кому песни поем, тому сбудется,
Тому сбудется, не минуется.
Дети уходят из зала под звучащую в записи русскую народную мелодию.
Пояснение.
Ход праздника может быть произвольно изменен. В действие могут включаться новые
участники, в содержание - знакомые игры, песни, пляски. Например, вариант завершения
данного сценария может быть следующим.
Посетив Иванов двор, колядовщики хотят попасть к девушкам на вечеринку. Под негромко
звучащий напев русской народной мелодии выходят с разных сторон девочки. Они кланяются
друг другу, здороваются, рассаживаются на скамейках. К ним стучатся колядовщики.
Колядовщики.
Коляда, коляда, святое Рождество.
Разрешите, хозяева, коляду.
Девушки.
Разрешаем, будем рады спеть.
Колядовщики.
Мороз велик, стоять не велит!
Девушки. Мороз, мороз! Не морозь наш овес.
Проходите в дом, гости дорогие.
Колядовщики.
Как Христово Рождество
Подкатилось под окно.
Наша­то колядка
Не мала, не велика.
Под окошком шьет,
Пирожки подает.
Тут в хозяйском домку
Дадут оладью в медку.
1­й колядовщик (говорком).
Кто даст пирога -
Тому рожь густа,
С зернышка пирог,

С полузернышка - блинок.
2­й колядовщик (выкрикивает).
Кто даст пирога, -
Тому двор живота,
Овин с овсом,
Жеребца с хвостом.
3­й колядовщик.
Кто не даст пирога -
Тому куричья нога,
Да лопата, корова горбата.
Чем вы нас, девушки, одарите?
(Спрашивают по очереди).
Денег мешок или каши горшок?
Кувшин молока или кусок пирога?
Копеечки на конфеточки
Или гривенники на пряники?
Девушки.
А вы хитрые, ребятки,
Отгадайте­ка загадки!
(Девушки наперебой загадывают загадки).
Спереди пятачок,
Сзади крючок,
Посередине спинка,
На спинке - щетинка.
(Колядующие отгадывают: поросенок).
Не всадник, а со шпорами,
Не сторож, а всех будит.
(Колядующие снова угадывают: петух).
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По полю кочует,
Коноплю ворует!
По дворам летает,
Крохи собирает!
(Колядующие задумываются… Воробей)!
Колядующие. А теперь от нас загадка,
Вы скажите нам отгадку.
Не отгадаешь - по прянику дашь.
Горбатый кот
Девкам плечи трет.
С самого утра
Пошел со двора,
На берегу валялся,
А в воде не купался!
(Коромысло).
Девушки ответить затрудняются.
В лесу тук­тук,
В избе ляп­ляп,

В руках дзынь­дзынь,
На полу - топ­топ.
(Девушки отвечают: «Балалайка»).
Колядовщики.
Балалаечка­гудок,
Свое дело знает!
Она в Ваниных руках
Весело играет.
Далее начинаются частушки, и праздник продолжается: звучат хороводы, проводятся игры.

Праздник «Святочные колядки»

Сценарий для детей подготовительной группы

Цель:
Приобщение детей к истокам русской национальной культуры.
Задачи:
- познакомить с понятием Сочельник и содержанием праздника Рождество;
- познакомить с обрядом колядования;
- приобщать детей к народным играм, песням, колядкам, частушкам, пляскам;
- развивать эмоциональную отзывчивость, внимание. Воспитывать интерес и уважение к прошлому, к истории и культуре своего народа.
Оборудование:
Спортивные фишки, 2 метёлочки, 2 плоскостные лошадки, гимнастические палки 5-6 штук.
Ход мероприятия:

Дети входят в зал под музыку «Встретим новый год». Встают в круг.
Ведущий-хозяйка:
Здравствуйте, гости дорогие! Зимой очень много праздников. Один из них – Рождество, рождественские Колядки и рождественские Святки.
Дети! Велено для вас,
Довести в сей час указ,
Заготовленный самой,
Нашей матушкой – Зимой!
ЧИТАЕТ УКАЗ (НАПЕЧАТАТЬ)
«Каждый год, сего числа,
Как гласит указник,
Людям велено всегда,
Заходить на праздник!
И конечно все должны
Быть на празднике Зимы!

Матушка – Зима»

Ведущий - хозяйка:
Эй, спешите все сюда!
В гости Коляда пришла.
Будем мы шутить, плясать,
Бегать, весело играть.
Ой, не будем мы скучать, Будем вместе танцевать!

Танец «Ёлка, шарики, хлопушки»


Ведущий - хозяйка
:
К нам на Святки,
Пришли Колядки!
С Новым годом поздравляем!
Счастья всем мы вам желаем!
Гости мои дорогие,
Собрались мы с вами для беседушки,
Собрались мы с вами для забавушки!
Как когда-то наши прадедушки,
Ну, а с ними наши прабабушки!
Ребенок:
Приходили на веселые Святки,
На песни всем миром да загадки!

Ребенок:
А что такое Святки?
Праздник этот самый длинный.
Он веселый и старинный.
Наши предки пили, ели,
Веселились две недели.
Ребенок:
От Рождества и до Крещения,
Приготовив угощенье,
Пели разные колядки,
По дворам ходили в Святки.
Ребенок:
Наряжались и шутили,
Праздник ждали и любили.
Так давайте же сейчас
Встретим мы его у нас!

Песня - танец «Рождество и святки» Всопровождении шумового оркестра (бубен, трещотки, деревянные ложки, свистульки) входят колядовщики в масках и в костюмах.

Ведущий - хозяйка:
Колядовщики не обошли и наш детский сад. Встречайте!
Колядовщики стучат в дверь
Входьте, гости дорогие!
Колядовщики хором: (Коза, медведь, дети 4 человека)
Здравствуйте, хозяюшка! Уродилась коляда накануне рождества!
Пришла коляда, отворяйте ворота
Коляда, молода
Коляде нужна еда
Дай Бог тому, кто в этом дому!
Коза :
Святой день, добрый день, доброму хозяину на здоровье!
Мы не сами идём, мы козу ведём!
Медведь:
Где коза походит, там жито родит! (топают ногами)
(Коза кланяется, выходит вперёд и все кланяются хозяйке)
Колядовщики хором: (коза и медведь)
Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляем!
Позвольте к Вам войти – год у коляды на пути.
Хозяюшка, можно ли колядки спеть?
Колядовщики хором: дети
1.Чем, хозяюшка, нас одарите?
Что, хозяюшка, нам подарите?
2.Кувшин молока или каши горшок?
Кусок пирога или денег мешок?
Хозяйка:
Не плясали и не пели,
Угощенья захотели?
Погодите же, постойте,
Попляшите и попойте!
Коза:
Мы вам споём шуточные частушки – колядки Коза: Коляда, коляда
На столе стоит еда,
Каша овсяная,
Голова свиная
Медведь: Коляда, коляда
Покатилася звезда,
К нам сюда на святки,
Подпалила пятки

Коза:
Коляда, коляда,
Есть у деда борода.
А весёлый петушок
Носит красный гребешок!
Медведь:
Коляда, коляда,
Подавай еду сюда
Конфет коробок
Аккурат под Новый Год!

Коза:
Кто дал пирога
Тому рожь густа,
Из полу зерна пирог.
С голенища широк!

Колядовщики хором:
3.С Новым Годом,
Со всем родом!
Чтоб здоровы были,
Много лет жили.
4.Уродись у Вас пшеничка,
На столе всегда пирог,
Лёгких Вам всегда дорог!
Приветствуют по очереди:
Коза:
Желаем счастливого Нового Года, во всех начинаниях
Медведь: Хорошей погоды, пусть сбудется всё, что у Вас на примете
Коза: Пускай почитают родителей дети
Медведь:
Пусть горе обходит сторонкою хату
Пусть с песней живётся легко и богато!
Ведущий - Хозяюшка:
Ах, спасибо вам, ребятки,
Что пришли в наш дом на святки!
Пожелали нам добра!
Вот вам угощенье -
Вкусное печенье
Сладкие конфетки,
Кушайте, детки!

Спасибо, хозяюшка,
С праздником вас,
С рублём и полтинником
Вам на потешки, нам на орешки!
Ведущий - хозяйка:
Ну, а какой святочный праздник без шуток-прибауток, без веселых соревнований? На посиделках всегда парни с девками соревновались, умом и смекалкой похвалялись.
Вон сколько у нас детишек, и девчонок и мальчишек. Пусть будет две команды – «Девчушки-веселушки» да отважные «Молодцы-удальцы». Вот мы и посмотрим, кто смекалистей, да веселей будет.

К козе встают девочки, к медведю – мальчики

1.ИГРА – СОРЕВНОВАНИЕ «ВЕДЬМИНА МЕТЕЛКА»
Передают веник, украшенный бантом, пока играет музыка. У кого после окончания музыки веник остался в руках, тот выходит и танцует.

Ведущий - хозяюшка:
Колядки, колядки вот наши детки.
По станице пошли,
Да коляду нашли.
Коляда, коляда,
Всех детей позвала,
Не сидеть,не скучать,
А всем весело играть!

Игра «Золотые ворота»
«Воротики» произносят:
Золотые ворота
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
По принципу ручеёк, хозяйка ведет детей по окончании слов ворота с ряженными закрываются и детей не пропускают Ведущая –хозяйка:
Пошла коляда,
Да по улицам гулять,
Всех с новым годом поздравлять!

2.ИГРА-СОРЕВНОВАНИЕ «Частушки»

Частушки (нечетные поют девочки, четные – мальчики)

1.Начинаю петь частушку

Первую, начальную,

Я хочу развеселить

Публику печальную!

2.Раздайся, народ,

Сейчас пляска пойдёт!

Пойду, попляшу,

На народ погляжу!

3.Наши девки маленьки,

Чуть побольше валенка,

Всех в округе удивят!

4.Оханьки да аханьки,

Какие парни махоньки,

Из-за кочек, из-за пней

Не видать наших парней!

5. А я валенки надену.

Выпью простокваши,

Вся душа истосковалась

По любимой Маше

6. Моя милка маленька

Обувает валенки,

А когда обуется,

Как пузырь надуется!

7. Ой, пол провались,

Потолок обвались,

На доске остануся,

С частушкой не расстануся!

8. Мы вам пели и плясали,

Дорогая публика,

Не держитесь за карманы –

Не возьмём ни рублика!

Ведущая –хозяйка:
Молодцы «Девчушки-веселушки» да отважные «Молодцы-удальцы»

Дети садятся

Колядовщики (Коза, Медведь)

Бросают в разные стороны зерно приговаривая.
Сеем, веем посеваем,
С новым годом поздравляем!
По гадать сейчас желаем!

Ведущая –хозяйка:
В святые вечера люди колядовали и гадали. Вы хотите погадать, да судьбу свою узнать.

Выключается свет, достается горшок с крупой в нем разные вещи спрятаны. Хозяйка садится на стульчик по середине зала и говорит:

«Горшочек с вершочек,

Скажи нам, дружочек,

Что сбудется, станется,

Плохое пусть останется!»

Вызывает детей по очереди, они достают один предмет.

Лента – к обновкам, купят вам много

новых вещей, нарядов.

Морковь, капуста – к здоровью, весь год

болеть не будете.

Пуговица – появится у вас в этом году

братик или сестричка.

Карандаш – к успехам в учёбе.

Звоночек – весь год вас ждут только

хорошие новости.

Расчёска – весь год будете ходить

опрятными и красивыми.

Гвоздь – часто будет у вас гость,

или вы в гости будете ходить часто.

Две сцепленные скрепки – появятся у вас

в этом году новые друзья.

Бусы – получите в этом году

много подарков.

Конфета – весь год сладости есть будете.

Нитки – будете в этом году много

путешествовать.

Свечка – работящими будете.

Ножницы детские – парикмахер

Сантиметр – портной

Книжка – писатель, учёный

Муз.инструмент – музыкант

Краски – художник

Градусник – врач

Машина - водитель

Монета – бухгалтер, кассир, банкир.

Хозяйка:
Приходила Коляда накануне Рождества,
А на святки всё бывает,
Любая сказка оживает!
К нам на праздник не спеша, из далёка -далека
Идет гость желанный!
Дед Мороз:
Здравствуйте, а вот и я,

С Новым годом вас друзья!
Решил я в святочные дни
Ещё раз в гости к вам зайти
Поиграть пошалить
А то после крещения
Пора мне в лес идти,
Мороза добавлять
Ледяные мосты на реках ковать
Снегу побольше наметать на поля
Чтобы Земля матушка побольше
Урожаю дала.
Хозяйка:
Возле ёлочки зелёной
Танцевать зову я вас
Пусть на празднике весёлом
Зазвучит чудесный пляс.

Песня «Горячая пора» Дед Мороз:
Вижу, дружные ребята в этом зале собрались
Силу ловкость покажите
Меня старика удивите.
Ну-ка, молодцы, покажите ловкость да быстроту в езде на «коне».
3.ИГРА-СОРЕВНОВАНИЕ «ПЕРЕВЕЗИ ДЕВИЦУ»

Дед Мороз:
А сейчас я предлагаю Вам игру,
Мерить силу, как бывало в старину.
Самых сильных приглашаю я ребят,
Ну-ка станьте силачи в потешный ряд.
4.ИГРА-СОРЕВНОВАНИЕ « ПЕРЕТЯНИ ПАЛКУ» Хозяйка:
Коляда пришла,
Всем веселье принесла
Заводите, дети, хоровод
Будем дальше встречать новый год.
Танец «Потанцуй со мной дружок»
Колядовщики хором: (Коза, Медведь)
Мы ходили, мы ходили,
По святой Руси.
Поздравляли, величали
Добра, счастья всем желали.
Ведущий - Хозяйка:
Коляда пришла
Всем веселья принесла
Не сидите не скучайте
Угощенья получайте.

Хозяйка, медведь, коза раздают угощение на подносах

Колядовщики хором: (Коза, Медведь)
С Новым годом поздравляем!
Чтоб здоровеньки были, много лет жили!
Счастья будет вам горой, урожая воз большой.
Уродись у вас овес, чтобы на два метра в рост.
Уродись у вас пшеница, и горох, и чечевица.
Чтоб гостей невпроворот, было в доме целый год!
На столе всегда пирог, легких вам всегда дорог!
Кланяются и под веселую музыку выходят из зала. Дед Мороз:
Ну и чудо - угощенье!
До свидания, хозяюшка
Прощайте ребята до следующего года.

Под музыку уходит

Ведущий – хозяйка:

Наш праздник подошёл к концу,
Будьте здоровы, счастливы будьте,
Живите без бед много-много лет!

Под веселую музыку дети уходят из зала

Внеклассное мероприятие в начальной школе

«Пришла Коляда, отворяй ворота!»»

МБОУ СОШ №3 г. Липецка им. К. А. Москаленко


Сценарий праздника «Пришла Коляда, отворяй ворота!»

Цель: приобщение обучающихся к русским народным традициям и обычаям. Воспитание уважения к прошлому нашего народа. Формирование чувства гордости за нашу Родину.

Задачи:

    Познакомить обучающихся с русским народным праздником Коляда.

    Воспитание любви и уважения к истории своего народа.

    Возрождение русских обычаев и традиций.

    Сплочение детского коллектива

Ход мероприятия.

Выбегают глашатаи с указами.
1-й глашатый.
Гости, велено до вас
Довести в сей час указ,
Заготовленный самой
Нашей матушкой Зимой.

2-й глашатый.
Каждый год сего числа,
Как гласит указник,
Людям города, села
Приходить на праздник!
Хором. Непременно все должны быть на празднике зимы. Глашатаи убегают, а на сцену выходят ребята: 1-й
Эй! Спешите все сюда!
В гости Коляда пришла.
Будем мы шутить, играться,
Бегать, прыгать, забавляться.
2-й
Вот и зимушка пришла!
Растворяй -ка ворота!
Пришла и Коляда, да из Красногорода.
3-й
Гости наши дорогие!
Взрослые и молодые!
Собрались мы с вами для беседушки,
4-й
Собрались мы с вами для забавушки.
Как когда-то наши прадедушки,
Ну, а с ними и прабабушки.

Учитель. Здравствуйте дорогие гости! Мы сегодня собрались на не совсем обычный праздник. Он приоткроет нам дверцу в интереснейший мир истории России. Каждый культурный человек обязательно должен знать прошлое страны, в которой живёт.

Выходят дети и читают стихи:

1-й

Праздник этот самый длинный.
Он весёлый и старинный.
Наши предки пили, ели,
Веселились две недели
2-й
От Рождества и до Крещения,
Приготовив угощения,
Пели разные колядки,
По дворам ходили в святки.
3-й
Наряжались и шутили,
Праздник ждали и любили.
Так давайте же сейчас
Встретим мы его у нас.

Рассказ о славянском празднике «Коляда».


Учитель . Вы уже знаете, ребята, что наши предки были язычниками. Давайте вспомним, что такое язычество? Одним из главных праздников у славян был праздник Коляда. Он был посвящён славянскому языческому богу Коляде. Праздновали его в ночь с 21 на 22 декабря. Это особая ночь – самая длинная в году. Праздник Коляда, который отмечали после зимнего солнцестояния, когда самая длинная ночь в году становилась короче, а самый короткий день - длиннее. С этого момента начинался новый астрологический год, рождалось новое зимнее солнце – Божич Коляда, так называли его наши предки, отсюда и название нашего праздника. Коляда – проявление силы рождения и прорастания, которая есть в каждом зерне и каждом деле. Коляда у славян знаменует новогодний цикл. Нарождающееся Солнце выступает в образе ребенка. Младенец - это диск Солнца, издревле называемый Коло. Праздник Коляды диаметрально противоположен Купале. Знаменует сезонный поворот, прибытие света, умирание старого, приход сильного – молодого.

Позднее, с принятием христианства, языческий праздник Коляда слился с христианским Рождеством. Весь период праздников стал называться «святки», которые продолжались от Рождества (7 января) до Крещения (19 января).

Начинался праздник чинно - ужином в родимом дому. Женщина, уважаемая глава семьи (Большуха), пекла круглый хлеб: деревянной лопаткой она выдавливала в бороздки в виде косого креста и потом ставила хлеб на под в . Вся семья собиралась за столом. Стол застилался , под которую клали или . На столе рождественская да . Обязательно на блюде и, , и ещё пекли к празднику фигурки животных из пшеничного теста – коровок, овечек, козочек, петушков да курочек и человечков-пастушков. Ими украшали столы, окна избы (между рам), их посылали в подарки родным, соседям, знакомым и детям, ими одаривали колядовщиков. Вот вся семья чинно сидит за столом. Говорят лишь старшие, вспоминают год (хорошее и плохое в нём), а младшие слушают, хотя им не терпится поскорее на улицу – ! По окончании трапезы часть оставшейся кутьи дети разносили дедушкам и бабушкам, а также по домам бедняков, чтобы и они могли отпраздновать. Ни еду, ни скатерть не убирали до утра, полагая, что к столу придут души покойных родителей, чтобы тоже поесть.

День «на воробьиный скок» прибыл и начинает разгораться зимнее солнце. Коляда в славянской мифологии – воплощение новогоднего цикла. Одной из характернейших черт святок (как и ) является ряжение, одевание тулупов шерстью вверх, ношение звериных масок и шумные карнавальные пляски в домах и на улицах. Рядятся в медведя, коня, быка, козу, гуся, журавля. Сами колядовщики (ряженые) должны быть неузнанными. Во время появления ряженых разыгрывались сценки, а иногда и целые представления. Разыгрывали шуточные похороны и венчание, рекрутский набор, ярмарку, кузницу и рыбную ловлю, «водили» козу, кобылу, туроня.

Коляда был у древних славян праздником народившегося солнца, днем рождения солнечного года. В ночь на Коляду жгли костры (зажигали древним способом священный огонь, который горел 12 дней), вокруг плясали, с приговорками с гор скатывали горящее колесо. На Коляду в старину творился обряд обновления Огня: все Огни в селении тушились, и при помощи трения добывался Новый (иначе – Живой). Новым Огнём зажигали обрядовый костёр (в котором было принято сжигать старые вещи – для очищения от отжившего свой срок), а после Огонь разносился по домашним очагам. В это же время катали с горы горящее колесо – символ набирающего силу Солнца.
В день зимнего солнцеворота в дома приносят снопы и куклы и поют песни - колядки с пожеланиями благополучия дому и с просьбами о подарках - караваев и пирогов, суля скупым бедность. Колядующие наряжаются медведем, конем, козой, коровой, а это древний символ изобилия. Юноши и девушки “наряжаются в хари (маски)” коней, коз, коров, медведей и других животных, и ряженные ходят по дворам, поют колядки - песни, прославляющие Коляду, приносящего всем благо. Славят хозяев, желают благополучия дому и семье, а за это требуют подарки, шутливо предрекая разорение скупым. Раньше изредка и сами подарки: печенье, каравай - назывались Колядой. Символизировали Коляду сноп или соломенная кукла, которые с песнями иногда приносили в избу на Рождество. Обряд колядования состоял в своеобразном обмене дарами, дар на дар. Колядующие «дарили» крестьянскому дому благополучие на весь год, а хозяева отдаривали их козульками, а также пирогами, ватрушками, пивом, деньгами.
Стоит сказать, что во многих местностях России главным даром считались именно хлебные изделия. Накануне Рождества козульки выпекали специально для, раздачи колядующим. Колядные песни всегда были разнообразны. И это разнообразие зависело от того, в какой области, даже в каком районе проходили колядования.


Сценка «Колядки».

На сцене изображение стены дома с окошком. Вдалеке слышны звуки песенок. На сцене появляется группа детей. Они наряжены ярко, празднично, в руках у них шест, украшенный лентами, на шесте - звезда.

По стенам зала стоят плоскостные домики, изображающие деревенскую улицу. Дети входят вслед за ведущей под мелодию русской плясовой песни. Они останавливаются возле домов, приплясывают. Часть детей - хозяева, хозяйки, кошка, собака - уходят в свои «избы». Колядующие с ведущей становятся полукругом возле домов. У колядующих в руках - звезда из картона.

1 колядующий.

Приходила коляда накануне Рождества.

Кто даст пирога, тому полон хлев скота,

Овин с овсом, жеребца с хвостом.

2 колядующий:

Пойдём к дядьке Николе колядовать.

Дети подходят к дому Николы, поют колядку:

1-й

Мы нашли коляду во Николином двору.

Коляда, коляда, подай пирога!

2-й

Не подашь пирога - возьмём корову за рога!

Подашь пирога - будет рожь густа,

3-й

Будет рожь чиста, обмолотиста,

Будет с колоса по хлебу, а с зерна по пирогу.

Хозяин Никола:

Пожалуйте, гости, я вас дожидался, дом мой просторный, щи мои жирны.

Хозяйка:

Сдобные лепешки не лезут в окошко.

Хозяин и хозяйка угощают гостей. Мехоноша – девочка с большой кошелкой в руках принимает дары хозяев .

1-й:

Дай Бог тому, кто в этом дому!

2-й:

Вам и плюшек с творогом.

Все:

И детишек полный дом.

Колядующие идут к следующему дому.

Учитель.

Во время празднования коляды проводился также обряд «Кормление мороза». В земледельческой культуре русских крестьян мороз воспринимался как важная природная стихия, с которой необходимо было поддерживать добрые отношения, чтобы обеспечить хороший урожай. Ведь несвоевременное появление мороза может испортить или полностью уничтожить посевы. Мороза представляли в образе низенького старика с длинной бородой. Называли его трескуном или студенцом или Карачуном. Давайте вспомним пословицы и поговорке о морозе:

    Мороз невелик, а стоять не велит.

    Дедушка мост мостит без топора и клиньев.

    Мороз и железо рвёт и птицу на лету бьёт.

    Старик у ворот тепло уволок, сам не бежит и стоять не велит.

    Я потрещу, а ты бей в ладоши да пляши.

    Если бы не мороз, то горох бы до неба дорос.

Чтобы мороз был к людям благосклонным, проводили обряд «кормления мороза». Обряд зазывания мороза представлял собой вынос ритуальной пищи в определенное место и время, при этом произносилась специальная приговорная формула. Исполнителем обряда был, как правило, старший в доме по возрасту и статусу - хозяин или хозяйка. В рамках суток кликанье производилось в полночь:

Мороз, мороз, иди кисель есть!
Не бей наш овес, нашу рожь,
А бей быльник да крапивник.

Мороз, мороз, не морозь наш овес,
Киселя поешь, нас потешь.

Языческие святки сопровождались гаданиями. Цель гаданий - узнать о будущем урожае. Использовались ритуальные сосуды с водой из 12 колодцев, пели песню хлебу. В позднее время гадания превратились обряд, а кое-где и просто в игру. Цель гаданий - узнать о девичьей судьбе. Гадали с помощью блюда с молчальной водой, украшений и подблюдных песен. Дошедшие до нас подблюдные песни содержат заклинания: "Кому поём - тому добро, тому сбудется, неминуется" и припевы: "Слава", "Слово моё", "Ладу", "Свят вечер", "Илею" (от Илья). Для гаданий было характерно место их проведения (обычно баня), а также снятие участницами с себя нательного креста, всех оберегов, распускание волос.

Гадания.

ПОСРЕДСТВОМ ОЛОВА, СВИНЦА И ВОСКА

Льют олово, свинец или воск. Растопив хорошенько, загадывают и выливают в воду; потом, вынув из воды, рассматривают, какое изображение вышло, по нему и угадывают будущую свою судьбу в жизни.

СЛУШАНЬЕ ПОД ОКНАМИ

Прежде задумывают, потом подходят к чужому окну и слушают, что будут

говорить, и сравнивают с задуманным то, что услышали и выводят заключение.

ЧУЖОЕ ИМЯ

Выходят за ворота, спрашивают мимо идущего первого человека о его имени - и оно покажет, как будут звать жениха; также всматриваются в рост, одежду, походку и прочее этого человека и делают такие же замечания.

ГАДАНИЕ СНЕГОМ

Полют снег, бросают в сторону и слушают, как собака прежде залает в той

стороне, куда брошен снег; если грубым голосом, то быть гадающей за старым мужем; если же тонким, то за молодым.

ПОЛЕНОМ

Ходят в сарай или дровник ночью и берут впотьмах одно полено: если оно

попадется гладкое, то муж будет молодой и гладкий; если же суковатое и с

трещинами, то муж старый и сердитый. Еще есть замечание: если полено

попадет суковатое

И конечно же играли в разные игры, которые мы с вами и поиграем.

Игра «Баба Яга».

Дети.

Бабка Ёжка, костяная ножка.

Печку топила, ногу сварила,

Вышла на крылечко,

Съела человечка.

А потом и говорит.

Баба-яга. У меня живот болит.

(Начинает метлу крутить по кругу над землей. Дети должны подпрыгивать, чтобы Баба-яга их метлой не задела. Кого она заденет метлой, того сажает на метлу и забирает к себе в избушку (или отводит в сторонку). Играют до тех пор, пока Баба-яга всех не переловит. А потом все вместе катаются на метле.)

Игра «Чудеса в решете». 4 блюдца, 20 горошин, 2 ложки. Под музыку по одной горошине нужно перенести из одного блюдца в другое.

«Дедкины потешки»
Всегда в любой деревне был дедок, который знал больше всех шуток-прибауток, пословиц-поговорок да скороговорок, частушек. Детям предлагается принять участие в соревновании. 1. «Всех скороговорок не переговоришь, не выговоришь» (скороговорки предлагают сами участники или ведущая).

2. Баран - буян залез в бурьян.

3. Как на горке, на пригорке
Стоят тридцать три Егорки.

4. Сколько не ело сито,
Ни разу не было сыто.

5. На возу лоза, у воза коза.

Игра «Пошла коза по лесу».

Дети поют и выполняют движения.

Давай, коза, попрыгаем,

Попрыгаем, попрыгаем

И ножками подрыгаем,

Подрыгаем, коза,

И ручками похлопаем,

Похлопаем, похлопаем,

И ножками потопаем,

Потопаем, коза.

Участники хоровода подпрыгивают на месте. Коза трясет ногами, дети повторяют за ней. Все хлопают в ладоши. Дети топают ногами в такт музыке. Дальше Коза выбирает вместо себя нового ведущего, и игра повторяется снова.

У медведя во бору

Из детей выбирается медведь (для первого раза лучше выбрать взрослого, который покажет как надо играть), все остальные детки. На одной стороне площадки отмечают домик для деток, на противоположной стороне домик медведя. Медведь садится в домик и делает вид, что он спит.

Дети выходят из своих домиков и медленно приближаются к медведю со словами:

У медведя во бору
Грибы, ягоды беру,
А медведь не спит
И на нас глядит.

Пока дети читают текст они изображают как собирают грибы и ягоды и складывают их в корзину.
Как только произнесли слова "на нас глядит" медведь просыпается и бежит догонять деток. Дети убегают в свой домик, где медведь их уже не может ловить.

На святки угощали пирогами. Давайте поиграем в игру «Горячий пирог»

Выбираются две команды, которые встают в две линии (в каждой чередование: мальчик, девочка) лицом друг к другу. Условие - играющие должны держать мяч под подбородком, во время передачи дотрагиваться до мяча , при этом разрешается касаться друг друга как угодно, лишь бы не уронить мяч.

Проводится игра «К нам коза пришла»:

К нам коза пришла, коляду привела.

Сама прошла, всех детей провела,

(говорком) А самого маленького оставила.

Снеговик и Медведь образуют воротики. Через эти воротики дети цепочкой, взявшись за руки, проходят с песней. На слова «А самого маленького оставила» воротики закрываются. Пойманные дети присоединяются к водящим.

После игр ведущий может загадывать загадки.

А вы хитрые, ребятки,

Отгадайте-ка загадки!

1.Спереди пятачок,

Сзади крючок,

Посередине спинка,

На спинке - щетинка.

(Колядующие отгадывают: поросенок).

2.Не всадник, а со шпорами,

Не сторож, а всех будит.

(Колядующие снова угадывают: петух).

3.Маленький мальчишка

В сером армячишке

По полю кочует,

Коноплю ворует!

По дворам летает,

Крохи собирает!

(Колядующие задумываются… Воробей)!

4.Горбатый кот

Девкам плечи трет.

С самого утра

Пошел со двора,

На берегу валялся,

А в воде не купался!

(Коромысло).

5.В лесу тук-тук,

В избе ляп-ляп,

В руках дзынь-дзынь,

На полу - топ-топ.

(Балалайка).

Ведущий: Молодцы ребята, а теперь послушайте какие пели частушки на Святки.

Девочки поют частушки.

1.Заиграй-ка, балалайка,

Балалайка - три струны!

Подпевайте, не зевайте,

Выходите, плясуны.

2.Эй, топни, нога,

Топни, правенькая.

Я плясать пойду,

Хоть и маленькая!

3.Не хотела я плясать,

Стояла и стеснялася,

А гармошка заиграла -

Я не удержалася!

4.По деревне я шла

И Ванюшу видела,

Под кустом сидел и плакал -

Курица обидела!

6.Эх, топну ногой

Да притопну другой,

Устоять не могу,

Вот характер какой!

7.Мы всегда везде такие -

Утром, вечером и днем,

Потому что мы частушки

Развеселые поем.

8.Раздайся, народ,

Меня пляска берет;

Пойду, попляшу,

Себя людям покажу.

9.На столе стоит стакан,

А в стакане - тесто;

До свиданья, папа с мамой,

Я уже невеста.

10.Балалаечка-гудок,

Свое дело знает!

Она в Ваниных руках

Весело играет.

11.У частушки есть начало,

У частушки есть конец,

ВСЕ: Кто частушки наши слушал,

Прямо скажем - молодец!

Пожелания всем зрителям.

1-й ребенок.

Всем людям добрым

Желаем добра, золота и серебра!

2-й ребенок.

Пышных пирогов,

Мягоньких блинов!

3-й ребенок.

Доброго здоровья!

Маслица коровья!

4-й ребёнок

Кому песни поем, тому сбудется,

Тому сбудется, не минуется.

Учитель.

И я ребята поздравляю вас с наступающим Новым годом, Рождеством и желаю весёлых святок!

Сценарий колядок на Рождество будет очень интересным для детей. Главное, чтобы колядки для детей были короткие. Сценарий рождественских колядок подарит в дом счастье и веселье. Красочные костюмы, веселые колядки.

Сценарий колядок

Колядки русские народные короткие для детей

Очень оживит праздник исполнение детьми колядок, которые распевались на Святки в очень далекие времена, но близкие детям своим веселым содержанием, незатейливой мелодией. Поэтому можно рекомендовать разучить с детьми предложенную сценку.

Сценарий

Колядки для детей

На сцене изображение стены дома с окошком. Вдалеке слышны звуки песенок. На сцене появляется группа детей. Они наряжены ярко, празднично, в руках у них шест, украшенный лентами, на шесте - звезда.

1 -й колядовщик.

Коляда-маляда, уроди пирога.
Уроди пшеничку на всякую птичку.
Отворяйте сундучки, вынимайте пятачки.
По копеечке давайте, малым детям раздавайте.

2-й колядовщик.

Я - маленький юнчик,
Сел на стульчик,
Снял колпачок:
Пожалуйте пятачок!

Дети (стучат в окошечко). Отворяйте, хозяева!

Выходят хозяин и хозяйка, несут корзинку с гостинцами.

3-й колядовщик.

Хозяин, хозяйка, будьте к нам сердечны.
Чем богаты в доме, то и нам подайте.
Пирога да каши, а наверх - козульку,
А под низ - копейку, денежку-монетку.

4-й колядовщик.

Кто подарит пирога,
Тому - полон хлев скота,
Овин с овсом, жеребца с хвостом.
У доброго мужика родись рожь хороша:
Колоском густа, соломкой пуста.

5-й колядовщик.

Кто не даст пирога, тому - куричья нога,
Пест да лопата, корова горбата!
У скупого мужика родись рожь плоха:
Колоском пуста, соломкой густа.

Сценарий колядок продолжается и хозяин одаривает колядовщиков мелкими монетками из мешочка.

6-й колядовщик.

А дай бог тому, кто в этом дому.
Ему рожь густа да ужимиста,
Ему с колоса - осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна - пирог. Колядовщики (хором).

Сейся, родися, жито и пшеничка,
Ячмень, овес, гречка, горох, чечевичка.
Будьте здоровы, счастливы будьте.
Живите без бед много-много лет.
Коляд, коляд, коляда, весела да богата.

Появляется колядовщик, он выводит «козу». На ней надета безрукавка мехом наружу. На лице маска козы с рожками, на ногах - валеночки, на руках - яркие варежки. Сценарий колядок продолжается тем, что колядовщики поют с козой.

Колядовщик с Козой (поет).

Мы не сами идем - мы козу ведем.
Где коза ходит, там пшеница родит,
Где коза хвостом, там жито кустом,
Где коза ногою, там жито копною,
Где коза рогом, там жито стогом.

1-й колядовщик.

дет в гости коза,
К вам коза-дереза.
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая.

2-й колядовщик.

Где ты, козочка, ходила,
Где ты, белая, бродила? Коза.
Ходила коза по темным лесам,
По сырым борам,
Устала.

Коза падает, а сценарий колядок продолжается…

Хозяин с хозяйкой (спрашивают колядовщиков). Что же вашей козочке надо? Что же она любит?

3-й колядовщик.

А нашей козе немного и надо:
Ведерочко гречки на перепечки
Да горшок овса на конец хвоста.

4-й колядовщик.

Решето овса, поверх него - колбаса.
Да три куска сала, чтобы коза встала!

Хозяева одаривают Козу мешочком со сладостями. Та вскакивает на ноги и начинает танцевать. Дети окружают Козу и начинают водить хоровод. Вот какой забавный сценарий колядок для детей. Но действие продолжается…

Понравится детям игра «Пошла коза по лесу». Это дает им возможность подвигаться, попрыгать, похлопать в ладоши, посмеяться.

Начинается игра «Пошла коза по лесу».

Дети поют и выполняют движения.

Давай, коза, попрыгаем,
Попрыгаем, попрыгаем Участники хоровода подпрыгивают на месте.
И ножками подрыгаем.
Подрыгаем, коза, Коза трясет ногами, дети повторяют за ней.
И ручками похлопаем,
Похлопаем, похлопаем, Все хлопают в ладоши.
И ножками потопаем,
Потопаем, коза. Дети топают ногами в такт музыке.

Загадки тоже доставят удовольствие детям. Предлагаемые загадки вполне доступны для отгадывания, понятны. Зато как велика радость ребенка, когда он сам отгадает загадку.

Коза (начинает задавать загадки).

Бел, как мел,
С неба прилетел.
Зиму пролежал,
В землю убежал. (Снег)

Гуляет в поле, да не конь.
Летает на воле, да не птица. (Вьюга)

Летал Порхан по всем торгам,
На нем бел балахон и бел кафтан. (Снег)

В воздухе летит,
На земле лежит,
На дереве висит. (Снег)

Старик у ворот все тепло уволок. (Мороз)

Он вошел - никто не видел,
Он сказал - никто не слышал.
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес. (Мороз)

Пришла девушка Беляна,
Побелела вся поляна. (Снег)

Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет -
Заплачет она и умрет. (Сосулька)

Сам Самсон мост мостил без гвоздя, без топора, без топорища. (Мороз)

Гуляю в поле, летаю на воле,
Кручу, бурчу, знать никого не хочу.
Вдоль села пробегаю,
Сугробы наметаю. (Метель)

Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз)

Сценарий праздника «Рождественские колядки»

Цель:

Продолжать знакомить дошкольников с русскими

Народными традициями (колядование, гадание, народные игры.)

Воспитывать патриотические чувства.

Ведущая:

Тихо кружатся снежинки,

Сказка приходит к нам в дом.

Ёлка, подарки, картинки

Зовём это всё Рождеством!

Звёздочки в небе сверкают,

Но ярче всех лишь одна.

О радости нам возвещает.

О празднике Рождества.

В этот волшебный праздник

Всё наполняется вдруг

Верой, Надеждой, Любовью

И светом добра вокруг!

Ведущая:

Вот и закончилась новогодняя суета.

Пришло время светлого, радостного праздника

Святые дни – святки. На Руси во время святок

Тёплые слова.

Тихо снег ложится

За окном зима

Чудо здесь свершится

И зажжёт сердца.

Пусть улыбки ваши

В этот дивный день

Будут счастьем нашим

И подарком всем.

Озаряя мысли светом Рождества!

Ведущая:

А теперь, Хозяюшка угостишь детей?

Понравились тебе наши песни, игры, пляски?

Хозяйка: Молодцы, ребята! И песни хорошо пели и танцевали,

И плясали.

Угощайтесь на здоровье!

Раздаёт детям угощение.

Ведущая приглашает всех пить чай в группу.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников через русские народные праздники.

Сценарий коляда

Сотрудники дошкольного учреждения, одевшись в традиционные для ряженых костюмы, идут колядовать по группам сада. Ряженые (Коза, Медведь, Журавль, Баба Яга, Цыгане и др.) с ударными народными инструментами в руках заходят в группу, напевая. Ряженые. Пришла коляда, Отворяй ворота! Ворота отворяй И гостей принимай!

Как зашли мы, зашли Да в хорошую хату. Здравствуйте, ребята! Щедрый день, добрый день! Сеем, веем, посеваем, С Новым годом поздравляем! (Колядующие рассыпают зерно). Уж как наша коляда Ни мала, ни велика. Она в дверь к вам идет Да всем поклон шлет! Хозяев знает, добром величает. А как первая звезда, да Нина Васильевна. (Колядующие называют по имени воспитателей тех групп, куда они зашли). А вторая звезда - Татьяна Алексеевна, А третья звезда - помощница ваша, Вера Сергеевна (называют по имени нянечку). А деточки-то, что часты звездочки, Один другого краше. Все вместе. Слава вам! Слава! Колядовщики поют, пританцовывая. Ряженые. Прикатила коляда, Коляда-то молода, у-у-ух! Что за славный денек, Становись в хоровод, Будем кругом ходить Да ребят веселить! Дети исполняют хороводную песню «А я по лугу». Баба Яга. Тай, тай, налетай, В игру со мною поиграй! Я - Бабка Ежка, Костяная ножка! Буду вас развлекать, Буду с вами играть! Дразнит детей. Девочки с усами, Мальчики с косами.

Сценарий праздника «святки-колядки», для старшего дошкольного возраста. - для воспитателей детских садов - мааам.ру

Сценарий праздника "Святки - Колядки"

Цель: Приобщать детей к истокам русской народной культуры.

Задачи: Познакомить с понятием Сочельник и содержанием праздника Рождество. Его значением. Познакомить с обрядом колядования. Рассказать, как весело проводили раньше время между Рождеством и Крещением, называемое Святками. Дать детям знания о том, что многое в жизни имеет свое начало; год тоже имеет свое начало. Это своеобразный рождения, который люди отмечают все вместе. Продолжать вызывать у детей интерес к традициям русского народа, календарно-обрядовому празднику «Святки – Колядки». Обогатить детский словарный запас народными терминами. Приобщать детей к народным играм, песням, колядкам, частушкам, пляскам. Развивать эмоциональную отзывчивость, внимание. Воспитывать интерес и уважение к прошлому, к истории и культуре своего народа.

Интеграция образовательных областей: Познание, музыка коммуникация, социализация.

Предварительная работа с детьми:

1. Беседы: «Рождество христово»; «Святки»; «Коляда».

2. Чтение детям: Б. Пастернак «Рождественская звезда»; О. Ефремова «Рождество Христово»; Н. Гоголь «Коляда»; Н. Хвостов «Сочельник в лесу»; А. Майкова

«колыбельная»; С Маршак «двенадцать месяцев» ; С. «поет зима».

3. Беседы по картинам русских художников: Н. Пимоненко «Святочное гадание»; А. Саврасов «зимний пейзаж»; П. Соколов «Тройка зимой».

4. Слушание музыки: П. Чайковский «Январь. У каменька», «Декабрь. Святки» из цикла «времена года». Слушание колокольный звон.

5. Изодеятельность: Рисование на тему: «Зимний вечер».

6. Заучивание колядок, стихотворения С. Есенин «Белая береза».

7. Изготовление Рождественских ангелочков.

Зал празднично украшен. в левом углу стоит русская печь, стол с домашней утварью (самовар, и. т. д, сундук. В правом углу стоит нарядная елка, рядом колыбельная с «ребенком», расписанные лавки.

Под русскую народную мелодию «Коляда» - дети, одетые в русские народные костюмы и скоморохи входят в зал небольшими группами, выстраиваются шеренгой, кланяются и проходят, садятся на места. В зале сидят дети старшей группы. Гостей встречает хозяйка, кланяется, предлагает присесть.

Хозяйка: День сегодня непростой,

праздник к нам пришел святой.

Наступило Рождество,

начинаем торжество!

заведем хоровод, повеселим народ!

1 ребенок. Прислушайтесь, поет звезда!

Спешите все туда, туда,

Где на соломе, средь яслей,

Родился Тот, кто всех светлей,

Кто всех прекрасней и мудрей –

Спаситель мира, царь царей!

2 ребенок. Ночь тиха. По тверди зыбкой

Звезды южные дрожат;

Очи Матери с улыбкой

В ясли тихие горят.

Ни ушей, ни взоров лишних.

Вот пропели петухи,

И за ангелами в вышних

Славят Бога пастухи.

3 ребенок. Мама елку украшает,

Зреют в печке пироги.

Скоро свечки замигают

Под звездою из фольги!

Снег пушинками кружится

У окошка моего.

Будем вместе веселиться

Елка! Праздник! Рождество!

Стук в дверь, входят колядовщики.

Колядовщиаки. мы и в поле загулялись



Рассказать друзьям