Как воспитать лидера в ребенке. Как в ребёнке воспитать качества лидера

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Как вырастить из ребёнка лидера? Этот вопрос чаще всего беспокоит амбициозных родителей, мечтающих воспитать из своих детей руководителей и бизнесменов. Нужно ли в каждом ребёнке развивать лидерские качества, каковы характеристики будущего лидера и как успешно способствовать их развитию – вы узнаете из нашей статьи.

Мнение психологов

Лидерами не рождаются, а становятся – так считают большинство психологов. Предпосылкой для активного развития лидерских качеств в ребёнке могут ранние задатки, которые проявляются в поведении. Обратите внимание на активность ребёнка, целеустремлённость, упорство, – и вы поймёте, прирождённый это лидер или нет.

Многие психологи считают, что если у ребёнка нет задатков к лидерству, то лучше не травмировать психику ребёнка, пытаясь сделать из него «хозяина жизни». Это вовсе не так. Несмотря на то, что, по мнению статистики, настоящими лидерами могут стать только 5% населения, родителям всё же нужно уделять развитию лидерских качеств в ребёнке. Почему это так важно? А потому, что даже если ребёнок в будущем не будет способен вести за собой коллектив, то он будет уметь уверенно принимать решения и распоряжаться собственной жизнью.

«Лидером может стать каждый ребёнок, который открыт новым знаниям и людям, стремится быть самостоятельным и преодолевать трудности».

Как же вырастить лидера?

Психологи советуют:

  1. Любите ребёнка. Ребёнок должен ощущать, что его любят. Это самое главное условие в деле воспитания лидера.
  2. Используйте методы позитивной педагогики. Создайте дух позитива и оптимизма в вашей семье. Не повторяйте ребёнку каждый пять минут: «Нельзя», «Не трогай», «Плохо», «Не вздумай». Такие утверждения негативно сказываются на психике и формировании характера ребёнка. А фразу «Ты плохой» лучше сразу забыть. При этом не попустительствуйте поступкам малыша. Указывайте на недостатки поведения с помощью иных выражений, например: «Ничего страшного, всё можно исправить», «Не стоит», «Ты хороший ребёнок, но сейчас ты поступил плохо».
  3. Подбадривайте. Поддерживая ребёнка в его начинаниях, тем самым вы воспитываете его уверенность в собственных силах. Отмечайте его успехи и достижения. А если что-то не получается – учите его не расстраиваться. Уверяйте, что всё получится, хоть и не сразу.
  4. Не утаивайте от ребёнка трудности жизни. Сталкиваясь с препятствиями, мы учимся ежедневно их преодолевать. Пусть и ребёнок учится смело смотреть в лицо сложностям и не бояться бороться с ними.
  5. Поддерживайте инициативу. Ребёнку хочется выступать на публике или посещать какой-то кружок? Поддержите его на пути к самореализации.

Средства воспитания

Ребёнок с лидерскими задатками имеет на всё своё мнение, частенько предлагает помощь, даёт советы. Чтобы не уничтожить задатки лидера, нужно стараться не ограничивать его вашими потребностями и желаниями и предоставлять пространство для мыслительной деятельности, для выработки собственных решений и поступков. Однако родитель всегда остаётся в роли родителя, а это тоже роль лидера. Как верно решить такое противоречие?

Начиная целенаправленно развивать в ребёнке лидерские качества, обратите внимание на то, какими средствами можно воспитывать ребёнка.

В домашних условиях:

  1. Будьте авторитетом. Общаясь с ребёнком, старайтесь быть эталоном поведения для своего ребёнка, всегда аргументируйте свою точку зрения, запрещая что-то или убеждая в чём-то, предлагайте альтернативные варианты. Интересуйтесь позицией ребёнка в тех или иных вопросах, однако будьте тверды в своём решении. Родитель - особая роль, авторитет у него должен быть всенепременно. Ребёнок должен прислушиваться к родителям, ценить их . Помогает фраза: «Когда будешь взрослым - будешь поступать, как хочешь, и нести за это ответственность».
  2. Распределяйте дела и обязанности. У ребёнка должна быть сфера деятельности, за которую он целиком отвечает (к примеру, вытирает пыль). Пусть он сам составляет график уборки, следит за «орудиями труда», а вы лишь иногда проверяйте качество работы. По мере взросления количество сфер деятельности можно увеличивать, предоставляя ребёнку самому планировать их содержание. Чем больше ребёнку доверяют - тем успешнее он будет самостоятельно принимать решения. Если ребёнок просит не вмешиваться в ход выполнения домашнего задания, но сам не успевает всё сделать в срок, отвлекаясь на компьютерные игры или телевизор, лучше предложить помощь по планированию дня.
  3. Не соревнуйтесь с ребёнком. Соревнование «Кто в доме главный?» вовсе не способствует развитию лидерских качеств. Будущего лидера лучше учить сотрудничеству и партнёрству. Не спорьте, а решение стремитесь принимать сообща с ребёнком.
  4. Помогайте общаться сёстрам и братьям. Не редкость, когда в семье соревнование происходит между детьми. Здесь родителям лучше помочь детям найти каждому из них свою «нишу» и подсказать, как правильно выстроить отношения друг с другом. Учите помогать детей друг другу, а не соперничать.
  5. В поисках компромисса. Договаривайтесь с ребёнком, ищите обоюдно приемлемые решения. Так вы не искорените лидерские задатки и научите ребёнка мыслить критически.

В школе:

Путями воспитания лидера сегодня принято считать:

  • образовательный (участие в научных кружках и факультативах)
  • общественно-политический или гражданственный (участие в детских и молодёжных организациях, самоуправлении)
  • эстетический (увлечённость краеведческой и экологической работой, фотографией и пр.)
  • физкультурно-спортивный (командные виды спорта, туризм, поездки в лагеря различной направленности, экспедиции).

«Помочь стать настоящим лидером могут как родители, так и опытные педагоги».

Если хотите вырастить настоящего лидера, то:

  1. Помогайте ребёнку почувствовать веру в свои силы.
  2. Уважительно относитесь к ребёнку.
  3. Прекратите излишне опекать.
  4. Когда ребёнок не уверен в своих силах, рискуйте и прилагайте усилия в формировании лидерства.
  5. Не мешайте мечтать и строить амбициозные планы.
  6. Давайте возможность самому находить решения и преодолевать препятствия.
  7. Развивайте лидерские качества, привлекая к командной работе (в спорте, учёбе и на отдыхе).
  8. Расширяйте кругозор ребёнка, предоставляйте возможность для формирования личных интересов.
  9. Учите доброжелательному общению с людьми.
  10. Будьте примером. Меняйте собственное поведение для того, чтобы показать ребёнку образец истинного лидера.

Лидерские качества можно развить в каждом ребёнке - было бы желание. Однако помните, что спокойные дети ничуть не хуже их активных сверстников. Любите детей такими, какими они есть.

В последнее время я начала замечать, что моя принцесса стала воспринимать в штыки мои замечания, стараться решать все сама и быть во всем первой. Поначалу я списывала это на очередной детский кризис, но знакомая психолог объяснила, что такое поведение может быть выражением лидерских зачатков. Тут, главное, набраться терпения и выбрать правильный подход к воспитанию, тогда позже эти качества сослужат хорошую службу вашему малышу.

Кто он — настоящий ребёнок-лидер?

По каким же признакам, чертам, манере поведения можно узнать лидера среди детей?

  • Его можно разглядеть уже в трехлетнем возрасте. Именно он будет окружен другими ребятами , ему отдадут лучшую игрушку и поделятся конфетой. Он сам может занять себя, организовать игру .
  • Эти малыши обычно верховоды и заводилы , но при этом не приказывают, а в игру.
  • В случаях конфликта такие ребята берут на себя функцию посредника или судьи .
  • Такая детвора коммуникабельна, дипломатична и легко идёт на контакт.
  • Обладая особенным стилем мышления, они умеют планировать и просчитывать варианты уже в 3-4 года.
  • Ребята-лидеры очень часто имеют увлекательное хобби .
  • В случае неудачи такой малыш не будет лить слезы, и устраивать истерику, а спокойно и упорно будет пытаться преодолеть проблему , делая для себя выводы и приобретая опыт.
  • Они не обидчивы, дружелюбны, не завистливы .
  • Маленькие лидеры, как правило, наблюдательны и рано начинают интересоваться особенностями поведения и человеческих взаимоотношений.
  • В школьном возрасте такие ребята обычно на виду и становятся «неформальным» лидером для одноклассников. Их не назначают быть главными, но получается так, что именно им доверяют сверстники и учителя и именно к их мнению прислушиваются.
  • Среди главных черт лидера выделяются ответственность, умение высказать и аргументировать свое мнение, способность встать на защиту слабого .

По мнению психологов, есть ряд некоторых качеств и правил поведения, присущих лидерам.

Лидер:

  • Не настаивает, а оказывает поддержку .
  • Умело контактирует с окружающими.
  • Умеет убеждать других.
  • Умеет организовать людей для общего дела.
  • Не заставляет, а вдохновляет на действия .
  • Сам формирует свое окружение .
  • Умеет планировать и решительно действовать .

Как узнать, что ваш ребенок лидер — игры на выявление лидерских качеств

Поведение детей не всегда можно трактовать однозначно. Иногда то, что вы посчитали личностными характеристиками малыша, на практике оказывается детской неуправляемостью и .

Психологи предлагают определиться с помощью социоадаптивных игр, которые и помогут выявить кто ваш малыш лидер или капризуля?

Подобные игры позволят детям проявить индивидуальность, персональные лидерские качества, творческие, способность заполучить внимание группы . Они показывают значимость и равные возможности каждого в коллективе.

«Веревочка»

Для этой игры понадобится веревка. Свяжите ее концы. Длина веревки будет зависеть от количества участников. Дети встают в круг и берутся обеими руками за веревку, так чтобы она была внутри круга.

Задание: все закрывают глаза и, не выпуская из рук веревочки нужно строить разные геометрические фигуры: треугольник, квадрат, ромб.
Обычно вначале возникает пауза, и дети бездействуют, а затем кто-то один начинает предлагать варианты действий и организовывать детей в игре.

Как показывает практика тот, кто взял на себя эти функции и есть лидер.

«Карабас»

Для этой игры нужно посадить детей в круг. С ними садится один ведущий. Второй ведущий должен внимательно наблюдать за ходом игры.

Ведущий называет число и в группе должно встать такое же количество детей.

Чаще всего первыми встают наиболее общительные и стремящиеся к лидерству ребята.

«Атомы-молекулы»

Пока ведущий говорит «атомы» дети должны беспорядочно двигаться по залу. Как только ведущий говорит, например «Молекулы по пять», дети должны объединяться в группы в соответствии с называемым числом. Малыши с задатками лидера обычно берут инициативу на себя и собирают возле себя группу - «молекулу».

«Проводник»

Дети выстраиваются в колонну по одному друг за другом и кладут руки на плечи – получается паровозик.

Нужно не разговаривая провести паровоз по маршруту, показывая направление движения хлопками:

  • По левому плечу - налево.
  • По правому - направо.
  • Один хлопок по обоим плечам - вперед.
  • Два хлопка по плечам - назад.
  • Хлопки по плечам дробью - стоп.

У всех, кроме того, кто стоит последним, закрыты глаза . Он машинист поезда. Машинист, проведя несколько поворотов, переходит вперед и становится вагоном. По тому у кого лучше получается управлять и судят о лидерстве .

Кроме игр, существуют еще специальные психологические тесты , помогающие определить наличие лидерских задатков у детей. Но для их проведения лучше обратиться к специалистам.

7 правил воспитания ребенка-лидера – как помочь стать лучшим?

Конечно, нельзя сказать, что лидерами рождаются. Точнее будет сказать, что рождаются с определенными задатками для этого.
И тут родителям нужно не зевать, если они хотят воспитать свое дитя так, чтобы в будущем он реализовал себя и стал успешным и счастливым человеком .

Я хочу рассказать о семи основных правилах, которые помогут развить лидерские качества у детей:

1. Старайтесь поощрять любознательность . Присмотритесь, что вызывает у малыша интерес, чему он хочет научиться и стимулируйте эту заинтересованность. Запишите его на подходящий кружок или секцию, подберите подходящую литературу, игры, фильмы. Но помните, что выбор должен сделать именно он - не нужно решать за него.

2. Поощряйте самостоятельность . Интересуйтесь его суждениями и не навязывайте свое мнение. Хвалите его старания сделать, что-то самостоятельно, даже если у него получается немного неуклюже. Не спешите поправлять ошибки, лучше помогите довести его затею до конца. И уверяю вас, в следующий раз у него выйдет лучше.

3. Одной из отличительных черт лидера является ответственность за собственные поступки и слова . Поэтому поддерживайте в ребенке желания сдерживать слово и выполнять свои обещания. Дети, с детства приученные быть ответственными, имеют больше шансов стать удачными в будущем.

4. Успешные люди в большинстве своем очень общительные . Не удерживаете детей от общения со сверстниками и постарайтесь без необходимости не влезать в их отношения. Способность собственными силами находить компромиссы во всевозможных ситуациях, которые появляются при общении, очень пригодятся в жизни.

5. Наиглавнейшим условием достижения успеха является умение ставить цель и достигать ее . Научите ребенка ставить задачу, разбивая на этапы процесс достижения, упорно двигаться к намеченной цели. По мере надобности помогайте ему, но не беритесь выполнять задачу вместо него! Это может приучить его, всегда ждать помощи, вместо того чтобы мобилизовывать собственные силы и знания.

6. Важная часть процесса воспитания - похвала . Хвалить детей нужно — за стремление развиваться и учиться, за настойчивость, терпение, за желание хорошо выполнить задание, но не переусердствуйте. Для детей, привыкших слышать похвалу по любому поводу, она потеряет свою важность.

7. Обучите малыша должным образом относиться к неудачам : не делать из происшедшего трагедии, проанализировать и выявить причины провала и найти новое правильное решение.

Ошибки родителей, которые нужно обходить стороной при воспитании ребенка-лидера

Зачастую родители, стараясь сделать как лучше, только усугубляют ситуацию.

Я хочу предостеречь и назвать самые распространенные ошибки, которые делают родители, воспитывая свое чадо:

  1. Мы окружаем деток чрезмерной заботой из страха их потерять . Не бойтесь, пусть ребенок упадет, «обдерет коленки» и поймет, что это вполне нормально.
  2. Не бегите на подмогу сломя голову . Молниеносная помощь лишает детей необходимости искать выход из сложных положений и самостоятельно решать проблемы.
  3. Несмотря на то, что нужно дать возможность деткам набить собственные шишки, поделитесь своим опытом , не бойтесь рассказать о собственных ошибках, которые вы совершали в их возрасте.
  4. Ваши слова не должны расходиться с вашими поступками . Задача родителей показать пример, как стать людьми ответственными за свои слова и действия.
  5. Избегайте чрезмерного восхваления . Когда любимые чада заметят, что папа и мама, единственные кто считает их лучшими, они начнут сомневаться в вашей объективности. И чтобы избежать сложной реальности они начнут лгать и жульничать.
  6. Помешать ребенку стать лидером может избалованность . Не бойтесь отказать малышу и сказать «нет, «не сейчас», чтобы он старался сам добиваться того, в чем нуждается. Кроме того отношения основанные на материальном поощрении убивают в детках бескорыстную любовь и внутреннюю мотивацию.

Даже если вы считаете, что у вашего малыша нет предрасположенности к лидерству, не опускайте руки. Пусть ваше сокровище и не будет начальником, руководителем, президентом, но навыки лидера, которые вы привьёте, в любом случае ему пригодятся .

Кто из родителей сегодня не мечтает развить в ребенке лидерские качества? Наверное, только очень немногие. Ведь эти качества помогают добиться в жизни того, что дает счастье и успех.

И мы искренне полагаем, что лидером может стать каждый ― надо только узнать, как воспитать ребенка лидером, и применять в его воспитании некоторые .

Так ли это на самом деле?

Лидерство лидерству рознь?

Задумываясь о том, как воспитать лидера, родители чаще всего не представляют, что же это такое. Ребенок капризничает, требует «хочу!» ― мамы и папы рады поверить, что у них растет лидер. Отбирает чужие игрушки и проявляет агрессию? «Он просто лидер!» ― оправдывают его поведение родители.

Но если родители не будут иметь четкого представления о том, что такое истинное лидерство, им не избежать путаницы в желаниях и результатах. Так, у одних вместо лидера вырастет капризное существо, которое привыкло всего добиваться истериками. А у других ― агрессивный подросток, нисколько не похожий на лидера, однако третирующий своим поведением семью и близких.

Где взять это четкое представление? Лично я получила его только после тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. До этого меня, как и многих, раздирали противоречия, я делала выводы, исходя из личного опыта и наблюдений. Всматривалась в своего ребенка и думала: «Ну, кто же ты? На кого похож? Кем будешь, когда вырастешь? И как мне тебя воспитать лидером

Тогда я еще не знала, какой сюрприз преподнесла мне природа.

Кого называют лидером? Того, кто руководит группой людей, кто пользуется в этой группе авторитетом. Того, кто умеет влиять на других.

В системно-векторной психологии лидер ― это представитель кожного вектора . Описание его слишком объемно, чтобы я могла перечислить все особенности его в одной статье, но некоторые нужно упомянуть обязательно.

Кожники обладают гибким телом и гибкой психикой. Во всем они предпочитают логику, они лаконичны и легки в общении. Человек с кожным вектором испытывает внутреннюю потребность в контроле, ограничении, запрете. Он умеет и любит экономить, а также контролировать как себя, так и других. Кожник обладает высокими адаптивными способностями и быстро находит общий язык с другими людьми. Соревноваться, стремиться быть первым ― его природное желание, которое позволяет ему стать лидером. Как и необходимость в финансовом успехе и благополучии.

Но это взрослые. А дети? Какие они? Какова будет характеристика ребенка лидера?

Во многом такие же, но со своими особенностями. Выше ― портрет развитого человека с кожным вектором, и прежде, чем стать таковым, ему необходимо пройти несколько этапов развития ― от рождения и до пубертата. И от того, насколько гладко они пройдут, будет зависеть очень многое ― вплоть до того, станет ли ваш малыш лидером, реализовав свой природный потенциал, или нет.

Здесь уже, наверное, подошло время рассказать о том, как из ребенка сделать лидера. Но я хочу привести в пример свой личный опыт, который, возможно, окажется вам полезным.

Когда я прошла тренинг по системно-векторной психологии Юрия Бурлана, сыну было около 3 лет. Уже на лекции по кожному вектору я стала узнавать во многих описаниях Юрия своего сына. Но в полной мере кожные качества проявились со временем ― когда ребенок попал в детский коллектив.

Я переживала, как же он адаптируется к детскому саду, ведь он всегда был любителем посидеть у мамы на ручках. Кстати, малыш с рождения любит тактильный контакт: успокаивается после поглаживаний, если сильно возбужден, просит перед сном почесать спинку. Все это ― тоже свидетельства наличия кожного вектора.

Так вот, проблем с адаптацией не возникло: ребенок быстро влился в коллектив, хотя до этого не имел никакого опыта общения с другими детьми. Наблюдая за ним со стороны, я поняла, что трудностей при сближении с незнакомым ребенком он совсем не испытывает: первым начинает диалог без предисловий и расшаркиваний, быстро подстраиваясь под интересы сверстника.

Это умение быстро подстраиваться, менять свое мнение или позицию в зависимости от ситуации ― яркая кожная черта сына, характеристика ребенка лидера. Мама не хочет играть с ним в машинки? Хорошо, у нас есть еще паззлы, мягкие игрушки, альбомы для разукрашивания ― пусть мама выберет, что ей нравится. Бабушка запрещает смотреть мультики? Ладно, не проблема, пусть тогда бабушка почитает что-нибудь вслух.

Ребенок не запоминает и не копит никаких обид. Еще до тренинга я волновалась: а вдруг он будет таким же обидчивым, как я в детстве? И искренне удивлялась тому, что малыш вовсе не обижается, если мама ему что-то запрещает. Я, помню, еще довольно долго ожидала, что он мне припомнит все свои обиды, но теперь только улыбаюсь этим воспоминаниям: я судила ребенка через себя, не понимая, что у него нет от природы такого «механизма», потребности и умения обижаться.

Для сына очень важно делать все быстро. Но не просто быстро, а быстрее всех. Кто первым съел в саду свой обед? Конечно, мой ребенок. Кто первым нарисовал домик по заданию воспитательницы? Естественно, он. Кто первым поднялся по ступенькам до двери квартиры после прогулки? Он.

Если бы я благодаря тренингу не понимала, почему сыну так принципиально важно все делать первым, я бы точно попыталась его перевоспитать. Как бы это ни звучало, но я честно себе в этом признаюсь: я бы постаралась переделать его, изменить его природу. Почему? Не со зла, конечно. А потому, что сама я все люблю делать по очереди, по порядку, и уж точно не на бегу.

Раньше я бы возмутилась: «Кто же так быстро ест? А зачем быстрее всех рисовать?! Ведь в рисовании важна не скорость, а качественный итоговый результат! Зачем носиться по подъезду, соседей пугать?» Сейчас я улыбаюсь, глядя на то, как мой ребенок постепенно развивается в своем стремлении быть первым, в своем желании стать лидером, успешным и реализованным.

Помогаю ли я ему в этом? Еще бы. Я пользуюсь знаниями, полученными на тренинге по системно-векторной психологии (а когда что-то забуду, прохожу его снова, тем более что по кожному вектору лекция бесплатна). И затем, зная, как вырастить лидера из своего малыша, применяю эти знания на практике.

Мои методы воспитания

Что я делаю?

Во-первых, не мешаю ему удовлетворять свои природные потребности. Ему хочется делать все быстро, хочется каких-то соревнований? Все это есть в каждой игре (в разумных количествах).

Вижу, что у малыша велика потребность обо всем договариваться? Очень хорошо: будем договариваться обо всем и действовать строго по плану. Например, каждый вечер после детского сада мы договариваемся о том, что сначала он делает зарядку, затем играет на планшете (игры ― только в качестве вознаграждения за какие-то полезные действия), после чего ужинает, а перед сном слушает сказку (список примерный). Кстати, зарядку ребенок выполняет сам без уговоров и шантажа. Бывает только, что он иногда забывает о ней, но что возьмешь с кожного ребенка, у которого «в одно ухо влетело, а в другое вылетело».

Во-вторых, не давлю на него своим мнением и взглядами, пропущенными через себя, ведь я знаю, как вырастить лидера. Не заставляю его сидеть часами за книгами и альбомами, не требую от него выписывать каждую закорючку в тетрадях с прописями, не принуждаю к любой деятельности, которая противоречит кожной натуре. Я абсолютно спокойно и нормально отношусь к тому, что обучающее занятие ему может довольно быстро наскучить ― и не настаиваю на его продолжении. При этом ребенок постоянно удивляет меня своей способностью быстро запоминать материал.

В-третьих, развиваю его врожденные способности. Так, я знаю, что кожники в потенциале ― отличные математики и логики. И это подтверждается на практике: сын довольно легко в свои 5 лет складывает и вычитает в уме. Начиналось все со счета ступенек во время той самой беготни, о которой я писала выше. И хотя дети не любят выполнять сложные задания (и мой сын не исключение), при постепенном усложнении задач результат вас быстро удивит и обрадует. Надо только не забывать в задания добавлять креатива, чтобы в них регулярно появлялось что-то новое.

  • Еще больше теории по воспитанию лидера в статье: «Юркий ребенок. Секреты воспитания детей с кожным вектором»

Развитие способностей относится не только к математике и логике: ребенка с кожным вектором важно приучать к дисциплине, режиму, занятиям спортом, помогать ему развивать умение контролировать себя (а затем и других) ― все это тоже позволит воспитать лидера.

Спорт ребенку с кожным вектором очень нужен ― иначе он будет носиться по квартире, сбивая все на своем пути, набивая себе синяки и шишки. Спорт его организует и позволит развиться не только телу, но и многим природным качествам.

В-четвертых, в ходе воспитания я пользуюсь стимулами, поощрениями, которые подходят именно для детей с кожным вектором. В случае с мальчиками здесь хорошую службу сослужат материальные подарки.

Например, сыну мы подарили планшет, которому он был очень рад, но с условием, что играть он на нем будет в основном в игры на развитие логического мышления. В любимые гонки, которые развивают только скорость реакции (впрочем, спорт кожнику развивает ее намного лучше), он играет дозированно.

В-пятых, грамотно наказываю, если он в чем-то провинился. Самое точное для кожников наказание ― это ограничение в пространстве (поставить в угол или не выпустить на улицу) и во времени (например, запретить на пару дней мультики). Все остальные варианты не работают либо приносят один лишь вред.

Обязательно кожнику нужно демонстрировать выгоду от какого-то занятия. Так, совершенно случайно, не надеясь на положительный результат, я однажды предложила ребенку (ему было 4 года) научиться читать, так как он постоянно просил помощи у взрослых во время игр на компьютере. Ребенок понял, что если научится читать, то сможет играть быстрее, а процесс будет интереснее. Итог: через три месяца он читал по слогам, а через полгода ― сравнительно бегло и осмысленно.

Это далеко не все способы, которые позволяют из ребенка сделать лидера и воспитать его развитым человеком. Возможно, после тренинга по системно-векторной психологии вы сможете изобрести новые. Регистрируйтесь на ближайшую бесплатную лекцию по кожному вектору и находите свои методы воспитания лидерских качеств у детей.

Статья написана по материалам тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Рождение крохи – истинное чудо, которое дарит любящей семье возможность взрастить достойную замену себе и одарить мир благородной личностью. Выносить, выкормить и выучить ребенка – лишь «технические» аспекты данного процесса. Чрезвычайно важно стать для него хорошей мамой, помочь развить наилучшие качества, направить в нужное русло.

Психология в воспитании лидеров

Вы и ваш супруг обожаете свое чадо, и всерьез решили взрастить из него успешного бизнесмена, политика, спортсмена или артиста?

Хотите, чтобы ваш малыш был высокопоставленной, авторитетной фигурой в более взрослом возрасте? Тогда вам пригодятся ценные советы на тему того, как научить своего ребенка быть лидером.

Прежде всего, хотим подчеркнуть, воспитать ребенка-лидера – значит, дать ему уверенность в том, что его любят дома, научить быть самостоятельным и харизматичным, открытым в общении, настойчивым, целеустремленным и смелым.

Прежде всего, стоит ориентироваться, зачем вам взращивать из своего чада настоящего повелителя? Если его врожденная ментальность сильна, а яркая индивидуальность отмечается с самых ранних лет, лидерские качества обязательно проявятся позже и без посторонней помощи. Если же по природной натуре малыш слаб, замкнут, мечтателен и уязвим – стоит ли «ломать» его натуру, перестраивая ее под свои собственные интересы?

Следует понимать, что из такого «сырого » варианта удастся вырастить разве что искусственный авторитет. Кроме того, природа никогда не ошибается в наделении личности определенной внутренней психологией. Если ваше чадо тихое, застенчивое и робкое, он не должен становиться «заводилой ». И это вовсе не беда – возможно, его личностная натура раскроется куда более плодотворно.

Задаваясь вопросом о том, как вырастить из ребенка настоящего лидера, настоятельно рекомендуем вам проанализировать необходимость данного действия. Переусердствуя с этим, вы рискуете сделать из него циника, деспота или нарцисса с больной самооценкой, особенно, если по природе он не стремится к обретению власти и признания.

Мы решили привести несколько ключевых советов психологов о том, как воспитать ребенка реальным лидером:

  • Каким бы по натуре ни был ваш малыш, его нужно любить, причем любить безусловно, без всяких «но »;
  • Никогда не говорите с ребенком о том, какой он плохой, невежественный, слабый. Если он совершил серьезный проступок, скажите ему: «Ты очень хороший человек, но на этот раз ты поступил плохо. Это очень неожиданно для нас»;
  • Подбадривайте чадо во всех его начинаниях, даже если они кажутся вам глупыми, несерьезными и легкомысленными? Вы хотите вырастить из мальчишки летчика или капитана, а он мечтает стать художником? Поощрите его в этом стремлении!;
  • Ваш малыш видит в вас основной авторитет и главного критика. Если вы будете постоянно намекать ему на то, какой он растяпа, в итоге вы непременно получите личность с заниженной самооценкой и психическими расстройствами;
  • Обязательно учите его тому, что все получается, но не сразу. «Упорство и труд все перетрут !» – эта установка должна стать ключевой в ваших диалогах с ребенком;
  • Не стоит чрезмерно опекать кроху и оберегать его от всех жизненных невзгод. Порой стоит дать ему преодолеть препятствия самостоятельно, и даже рискнуть. Трудности закаляют силу духа, воспитывают бесстрашие, учат тому, что не все в жизни бывает гладко;
  • Если ваш ребенок хочет посещать кружки и секции – обязательно поощряйте такие стремления. Здоровая конкуренция воспитает в малыше нужные черты, а если он почувствует мощную поддержку со стороны родителей, его вера в собственные победы троекратно усилится;
  • Задаваясь вопросом о том, как помочь ребенку стать ярким лидером, помните о значении этого слова. Лидер – это не тот, кто берет нагло, «нахрапом », идет по головам, славится грубостью и авторитарностью. Лидер – это коммуникабельный, доброжелательный и сильный человек, способный повлечь за собой толпу, которая охотно последует его наставлениям.

Практические приемы

Как ребенка можно сделать лидером на практике?

Рассмотрим советы детских психологов:


  • Вы вовсе не должны постоянно указывать ему на то, что хорошие оценки – показатель его умственных способностей. Лучше действовать более тонко. Развивайте в нем мотивацию к обучению и познанию нового, воспитывайте в ребенке стремление стать интеллектуалом, иметь в своем арсенале массу интересных знаний. В нем должна доминировать страсть к расширению собственного кругозора, а не отчаянная надежда на одобрение учителей;
  • Мягко и скрыто следите за окружением ребенка. Если им манипулируют, его обижают или предлагают ему попробовать разные вредные привычки, обязательно с толком и расстановкой объясните ему, что настоящие друзья так не поступают. Научите малыша самостоятельно «отделять зерна от плевел » — так ему придется куда легче корректировать свое окружение в дальнейшей жизни;
  • Уважайте мнение и позицию своего малыша. Серьезно обсуждайте с ним поступки людей, героев сказок или мультфильмов. Анализируйте то, что говорит ребенок. Спрашивайте, почему он так считает. Если вы считаете иначе – просто скажите ему об этом, подкрепив свою позицию детальным разъяснением;
  • Как научить ребенка быть достойным лидером? Учите его правильно и грамотно говорить! Ведь только такой «вождь » способен расположить к себе и повлечь за собой массы. Поощряйте стремление ребенка выступать на сцене, читать стихи, обучаться музыке и вокалу;
  • Учите ребенка этикету и «законам общежития ». Следите за тем, как он ведет себя в обществе, в котором проживает. Мягко корректируйте оплошности;
  • Объясните ему, что нельзя бояться ответственности и ответа за свои поступки. Тогда ребенок научится ставить перед собой «правильные » цели и достигать их;
  • Помогите малышу научиться проигрывать, никогда не ругайте его за неудачи, напротив – объясняйте, что они временны, и в итоге все наладится, стоит только собраться с духом и потрудиться.

Как узнать потенциальные лидерские задатки в ребенке?

Если вы заметили, что дома ваш малыш проявляет свой авторитет, и даже пытается стать главным, а в обществе сверстников предпочитает отмолчаться, знайте – задатки вождя здесь только косвенные, и скорее ключевую роль играет тактика малыша в общении с вами.

Возможно, ребенок привык манипулировать вами, а вы ошибочно принимаете это за лидерство. Если ваш ребенок лидер в своем детском саду ведет себя так, как полагается настоящему авторитету, вы находитесь на правильном пути.

По каким задаткам можно обнаружить лидера в ребенке?


  • В детском саду он ведет себя как «главный », однако не обижает и не пугает сверстников. Не боится конфликтов, выступает миротворцем в них, быстро и добровольно увлекает за собой детей, может правильно объяснить им суть и правила игры;
  • Склонен к планированию, причем это можно обнаружить уже к 4 годам;
  • Любит наблюдать за поведением людей и анализировать его. Может мягко «отобрать » у приятеля игрушку, но не грубой силой и не хитростью, а объяснив второму его личную выгоду в этом;
  • Выступает в роли «судьи », быстро может найти приемлемое решение в стороннем конфликте и примирить других детей;
  • Самостоятелен, никогда не ждет, что кто-то станет делать уроки или задания за него, способен сам себя обслужить в базовых бытовых ситуациях, найти себе занятие, организовать интересную игру.

Что делать, если ваш ребенок – лидер? Прежде всего, найдите ему дело, которое его увлечет и заинтересует. Дайте ему возможность реализоваться в выбранной стезе.

Развить качества, которые в будущем помогут ребенку добиться успеха и стать лидером, способны только родители. Начинать процесс лучше с самого раннего возраста.

Как воспитать в ребенке лидерские качества

2 года: Аккуратность

Введите правило: игрушки на место кроха убирает сам. Объясните, что его работа — почти как у мамы и папы. По мере взросления добавляйте обязанности: заправить постель, помыть посуду, навести чистоту в комнате. Но не требуйте абсолютной аккуратности, не придирайтесь, иначе можно вырастить зацикленного на мелочах педанта.

4 года: Умение проигрывать

Малыш болезненно воспринимает поражение, злится и плачет? Став взрослым, он будет бояться совершать ошибки и принимать решения, соответственно, лидером так не стать. Чтобы этого не произошло, в раннем детстве важно объяснить: в проигрыше нет ничего страшного, со всеми случается, даже с вами.

Постарайтесь вместе проанализировать, что именно не получилось и что можно сделать, чтобы в следующий раз непременно одержать победу.

5 лет: Усидчивость

Малыши активно познают мир, много двигаются, им сложно сосредоточиться на одном деле. Поэтому полезно предлагать ребятишкам занятия, требующие усидчивости. Вместе собирайте пазлы, конструкторы, мозайку. Лепите, рисуйте, плетите из бисера, читайте. Главное, чтобы дело пришлось по душе.

Научите ребенка погружаться в любую игру с головой: обсуждайте героев книг, фантазируйте над рисунками, придумывайте истории, новые узоры для вышивки. И, что важно, всегда доводите начатое до конца, подавайте пример.

5,5 года: Целеустремленность

Когда родители выполняют любой каприз малыша, он моментально привыкает легко получать желаемое и может так и не научиться ставить перед собой цели и добиваться их.

Мотивируйте кроху. Например, он хочет дорогую игрушку — значит, должен чему-то научиться, допустим, запомнить буквы. Даже если не все получилось, но ребенок очень старался, мечту нужно выполнить. Чем больше усилий было приложено, тем значительнее радость от полученного подарка. Только самостоятельное преодоление трудностей, делает человека лидером.

6 лет: Уверенность в себе

Поддерживайте сына или дочь в любых начинаниях, радуйтесь даже самой маленькой победе. Но делайте это правильно: хвалите только за дело. Не внушайте, что он самый лучший и особенный, а то «слепите» эгоиста с завышенной самооценкой.

Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Пытаясь подстегнуть чужими успехами, вы вызываете обратную реакцию: малыш почувствует себя неудачником и может потерять почву под ногами на всю жизнь.

И не создавайте у сына или дочери ощущение неминуемого провала. Допустим, ребенок участвует в концерте. Говорить перед выходом на сцену, что он плохо подготовился — большая ошибка. После таких слов он наверняка провалит выступление.

7 лет: Планирование

Приучайте первоклашку правильно пользоваться временем. Вместе составьте распорядок дня: обозначьте период занятий, прогулок, отдыха, чтения книг. Красиво оформите расписание и повесьте на видное место в детской комнате. Это поможет научиться многое успевать и ценить каждый час.

8 лет: Ответственность

Лучше всего это качество развивает забота о домашнем питомце. Любимца надо кормить, играть с ним, выгуливать и убирать за ним. Если доверить эти дела ребенку, он рано станет самостоятельно относиться не только к животным, о и к работе, семье, друзьям.

Кроме того, заботясь о питомце, малыш начинает прислушиваться к чужим просьбам, быть неравнодушным.

Поддерживайте желание ребенка навещать бабушку и дедушку, звонить им и спрашивать о здоровье.

На пути воспитания и становления ребенка лидером, все же не стоит забывать, что это еще маленький человек. Да, необходимо закладывать положительные и полезные качества как можно раньше, но не стоит быть требовательным. В первую очередь, важно быть любящим и понимающим родителем. Малыш будет чувствовать вашу веру и поддержку в него, и ответит вам взаимностью.



Рассказать друзьям