Как нарисовать орнамент восточный огурец. Орнамент "огурец"

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Кажется, знаменитый «индийский огурец» как узор сейчас переживает новый виток популярности - на его основе уж очень многие известные марки успели выпустить совершенно разные формы одежды. Чтобы носить такие вещи со знанием дела, FURFUR решил вспомнить основные моменты в истории этого рисунка.

История происхождения узора

Пейсли, индийский огурец, или, если совсем точно, бута - узор очень древний. Вероятно, впервые он появился в империи Сасанидов - древнем государстве, с 224 по 651 год нашей эры находившемся на территории современных Ирака и Ирана. Благодаря торговым связям ткани с этим узором распространились по всей средней Азии и попали даже в Индию и Африку. В Европу же «огурцы» попали как раз из Индии в XVII веке благодаря британским колонистам. Спрос на экзотическую индийскую ткань оказался таким высоким, что предприимчивые европейцы стали ткать полотна с «огурцами» сами. Небольшой шотландский городок Пейсли вообще полностью направил все ресурсы на производство ткани в индийском стиле и благодаря этому остался в веках - но уже как название самого узора.

В том, что же из себя на самом деле представляет пейсли, единого мнения нет. По одной из версий, это цветочный мотив, совмещенный с силуэтом кипариса - символа жизни в зороастризме. Другой вариант происхождения - стилизованные языки пламени, также символизирующие жизнь. Возможно и происхождение от ореха кешью, являвшегося символом плодородия. В Индии распространено мнение, что «огурцы» изображают семена мангового дерева. В любом случае - какую теорию не возьми - речь идет о жизни и плодородии. Некоторые ухитряются рассмотреть в пейсли даже сперматозоиды - но, учитывая древность узора, эта версия крайне сомнительна.

Появление пейсли в Европе и США

Первым популярным товаром с рисунком пейсли в Европе были кашемировые шали из . Они были крайне дорогими, и позволить себе их могли только обеспеченные аристократы. В начале XIX века шотландские мастера научились ткать «огурцы» на жаккардовых ткацких станках - и шали с пейсли стали более массовым продуктом. Правда, они уже были не кашемировыми, а из овечьей шерсти или шелка, да и цветов было значительно меньше, чем у аутентичного индийского товара.

Еще чуть позже пейсли начинают печатать на хлопке, и узор перестает быть роскошью, и уже к 1870-м годам «огурцы» не то чтобы совсем выходят из моды, но скорее перемещаются в область обыденного.

В 1970-Х ПЕЙСЛИ ВНЕЗАПНО СТАЛ АТРИБУТОМ ХИППИ-ДВИЖЕНИЯ – В ОСНОВНОМ БЛАГОДАРЯ BEATLES, КОТОРЫЕ ПРИВЕЗЛИ ИЗ СВОЕГО ЗНАМЕНИТОГО ПУТЕШЕСТВИЯ ИНДИЙСКИЙ КОЛОРИТ

Такое положение сохранится до семидесятых годов XX века, когда пейсли внезапно становится неотъемлемым атрибутом хиппи-движения. Произошло это большей частью благодаря The Beatles, которые привезли индийский колорит из своего путешествия в Ришикеш к гуру Махариши.


Внезапно «огурцы» появляются везде: на Роллс-Ройсе Джона Леннона, на рубашках с огромным воротником, на клешеных брюках, на подкладках пиджаков и на самих пиджаках, женских платьях и детских колясках.

Время психоделической революции проходит, но «огурцы» остаются символом бунтарского духа. Постепенно пейсли перенимают в свой визуальный словарь уличные группировки - разноцветные банданы с «огурцами» становятся способом отличить своих от чужих. В ЛГБТ-сообществе в то же время цветные банданы, повязанные справа или слева на ремень, помогают геям не только определить в толпе себе подобных, но и сразу же заявить о сексуальных предпочтениях. «Огурцы» и банданы становятся настолько взаимосвязанными понятиями, что и сейчас узор пейсли часто называют bandana print.

1980-е, 1990-е и начало 2000-х пейсли проводят в легком забвении, периодически всплывая в одежде каких-нибудь рок-музыкантов. Исключение составляют с 1984 года и по сей день стабильно выпускающая одежду с «огурцами» итальянская марка Etro, а также классические английские галстуки и шарфы. Галстуки ancient madder из печатного шелка часто украшены принтом из «огурцов» и являются классическим элементом XX века.

«Огурцы» и банданы становятся настолько взаимосвязанными понятиями, что и сейчас узор пейсли часто называют Bandana print.

Узор пейсли сегодня

Сейчас пейсли переживает новый расцвет. Еще в середине двухтысячных стритвер-марка The Hundreds выпустила черную куртку с капюшоном и белыми «огурцами», которая сейчас считается коллекционной. Но самые крутые парни раскрашивали каждый «огурец» вручную.

В этом году c рисунком пейсли Vans выпустили кеды, Undefeated - кепку, Opening Ceremony совместно с Adidas - целую коллекцию одежды и обуви, Herschel - рюкзаки, а Fred Perry вместе с известным производителем галстуков Drake’s - серию поло и рубашек. Учитывая появление пейсли на дорожках во время модных показов в этом году, можно предположить, что летом нас ждет новая волна увлечения «огурцами». В конце концов, не всем же носить камуфляж.

Причудливый узор в виде капли или слезинки со множеством мелких деталей хоть раз в своей жизни видел каждый. Сегодня им украшают абсолютно все: от интерьера и текстиля до собственного тела.
Поспешим сразу же разобраться в терминологии. Итак, орнамент индийский "огурец" и европейский пейсли в сущности одно и то же, а вот названия в разных культурах отличаются.

А теперь обратимся к истории:

Paisley — благородный орнамент, «слеза Аллаха», турецкий боб или просто «огурец» Турецкий огурец, Японский огурец, Пэйсли, Индийский огурец, Персидский кипарис, Восточный огурец, бута... каждый называет его по-своему. На востоке - бута, в Европе - Paisley. Все это названия одного приятного восточного орнамента, который стал классикой. Имя Paisley дал городок в Шотландии, где в 19 веке началось производство тканей и шалей имитирующих этот восточный орнамент. Так «огурец» с Востока, сделавшийся доступным благодаря британским текстильщикам, покорил всю Европу.

Родиной орнамента считается Персия (по некоторым источникам — Индия). Данный орнаментальный мотив (бута) был характерен для Персии со времён династии Сафавидов. Он завоевал популярность в Западной Европе в новое время благодаря импортируемым с Востока кашемировым тканям с «огуречным» узором. А среди знатоков текстиля, модельеров и историков моды его принято величать «пейслийским» или «пейсли». В Великобритании «индийский огурец» получил широкое распространение после того, как возвращавшиеся из колоний служащие британской армии привозили домой восточные ткани. В конце XVIII века европейскую аристократию увлекла мода на кашмирские шали с таким рисунком. На подлинную кашмирскую шаль можно любоваться часами, рисунок притягивает и завораживает.

Платки, шали, всевозможные ткани, украшенные так называемым "огуречным" рисунком, никогда не выходят из моды. Этот мотив именуют также "турецким бобом", « слезой Аллаха», "индийским пальмовым листом", "персидским кипарисом". В народе этот незатейливый, но весьма эффектный орнамент называют «огурец», «турецкий огурец», «восточный огурец» или «индийский огурец».

Так что же означает "восточный огурец"? По форме он напоминает проросший боб, завязь, зародыш. Иногда "огурец" изображают с ножкой-черешком и тогда его называют "пальмовым листом". Название "персидский кипарис" тоже неслучайно: это старинная традиция народного искусства показывать целое через его часть. Один лист представляет все дерево.

Бута — азербайджанский узор в виде капли, символизирующий стилизованное изображение огня. Узоры и рисунки с мотивами бута встречаются в рисунках ковров, тканей, в росписях произведений декоративно-прикладного искусства, а также декорировании архитектурных сооружений. Слово же — «бута» на санскрите означает — «огонь» (буте — пута — бута).

Такое же название носит и небольшое степное кустарниковое растение. Цветки этого растения напоминают по форме символ бута и обладают особенным пьянящим ароматом. (лат. Momordica charantia) — травянистая лианасемейства Тыквенные, широко культивируемая ради съедобных плодов в странах Южной и Юго-Восточной Азии, странах Карибского бассейна и в Китае.Китайская горькая тыква — двудомная лиана, вырастающая до 5 м в длину, с простыми листьями, 4-12 см в поперечнике, и жёлтыми цветками.Плоды имеют продолговатую форму и бородавчатую или бугорчатую поверхность, по форме и размерам весьма разнообразны.

Наиболее прочно вошел в орнамент, например, ивановских набоек и ситцев узор в виде миндалевидной фигуры или "боба", скрюченного,огурца", персидского кипарисового листа. Этот элемент орнамента встречается на ситцах в двух видах. Один из видов этой фигуры всегда имеет ясно очерченные контуры. Такие фигуры заполняют обычно средники платков или покрывают метровые ткани. Другие виды миндалевидных фигур расположены всегда на концах шалей, иногда и в средниках шалей. Они представляют собой растительные и цветочные мотивы, скомпонованные в миндалевидные фигуры, контуры которых не очерчены. Различие в них, очевидно, объясняется неоднородными истоками этих двух видов миндалевидных фигур.Элемент орнамента в виде "боба" с четко очерченными контурами встречается в узорах на предметах прикладного искусства Средней Азии, носит название "тус-тупи" и является, по мнению некоторых исследователей, остатком изображения петуха, фазана, которые в отдаленные времена являлись культовыми птицами.

Как много версий происхождения этого орнамента.

1) Считается, что этот узор был привезен из Египта, где он символизировал пшеничный колос, как знак бессмертия.

2) Персы считали, что это листья карликовой пальмы. Из-за своей текстуры и формы, эти листья часто использовались вместо бумаги для написания молитв, поэтому им начали придавать особое значение.

3) В другой версии этот персидский узор представляет собой пламя, которое персы в древности боготворили. Узор бута — три языка пламени (в виде капель) присутствует и на гербе Баку - городе неугасимых огней на берегу бушующего моря. Немало источников утверждают, что Баку на протяжении долгого времени, вплоть до прихода Ислама являлся духовным центром одной из древнейших религий мира — зороастризма, у которых buta был символом жизни и вечности.

4) Рисунок повторяет подпись древнего правителя Персии, который был вынужден сдаться после суровых боев врагам. Он был настолько огорчен своим поражением, что сам порезал себе запястье и прижав рану к документу, поставил на нем свою кровавую подпись. После этого узор boteh начал появляться на коврах по всей Персии, якобы прославляя храброго правителя.

5) Иные источники говорят, что «бута» - бутоны хлопка.

6) Или пишут, что это стилизация цветочных брызг и дерева кипариса.

7) В Пакистане его называют «carrey», что на языке урду означает "семя манго".

8) Слово «бута» на санскрите означает — «огонь» (буте — пута — бута) и в Индии этот узор очень популярен.

9) Такое же название носит и небольшое степное кустарниковое растение. Цветки его напоминают по форме символ бута и обладают особенным пьянящим ароматом и наркотическими свойствами. Во время культовых зороастрийских отправлений именно их возжигали на капищах в храмах и в домах почитателей зеленой богини Веги, Анахит, Митры и позже — Ахура-Мазда.

А теперь подборка безумно красивых фото... Давайте полюбуемся ими:

ткани и узоры.



квиллинг...

из бумаги...

торты, пироженые, печенья...

скрапбукинг...

в интерьере...


вязание, вышивка...

украшения...


похоже на декупаж


Индийский огурец (пейсли) - символ плодородия September 19th, 2009

Родиной орнамента считается Персия (по некоторым источникам — Индия). Данный орнаментальный мотив (бута ) был характерен для Персии со времён династии Сафавидов . Он завоевал популярность в России и в Западной Европе в новое время благодаря импортируемым с Востока кашемировым тканям с «огуречным» узором.

У него была бурная история завоевания Европы, он украсил русские платки, советские платья и сумки, одежду психоделистов, рокерские банданы. Но не это мне интерересно, а его значение-происхождение, и как оказалось с этим не всё так просто. Вот разные легенды:

1) Считается, что этот узор был привезен из Египта, где он символизировал пшеничный колос, как знак бессмертия.
2) Персы считали, что это листья карликовой пальмы. Из-за своей текстуры и формы, эти листья часто использовались вместо бумаги для написания молитв, поэтому им начали придавать особое значение.
3) В другой версии этот персидский узор представляет собой пламя, которое персы в древности боготворили.
Узор бута — три языка пламени (в виде капель) присутствует и на гербе Баку - городе неугасимых огней на берегу бушующего моря. Немало источников утверждают, что Баку на протяжении долгого времени, вплоть до прихода Ислама являлся духовным центром одной из древнейших религий мира — зороастризма, у которых buta был символом жизни и вечности.
4) Рисунок повторяет подпись древнего правителя Персии, который был вынужден сдаться после суровых боев врагам. Он был настолько огорчен своим поражением, что сам порезал себе запястье и прижав рану к документу, поставил на нем свою кровавую подпись. После этого узор boteh начал появляться на коврах по всей Персии, якобы прославляя храброго правителя.
5) Иные источники говорят, что «бута» - бутоны хлопка.
6) Или пишут, что это стилизация цветочных брызг и дерева кипариса.
7) В Пакистане его называют «carrey», что на языке урду означает "семя манго".
8) Слово «бута» на санскрите означает — «огонь» (буте — пута — бута) и в Индии этот узор очень популярен.
9) Такое же название носит и небольшое степное кустарниковое растение. Цветки его напоминают по форме символ бута и обладают особенным пьянящим ароматом и наркотическими свойствами. Во время культовых зороастрийских отправлений именно их возжигали на капищах в храмах и в домах почитателей зеленой богини Веги, Анахит, Митры и позже — Ахура-Мазда.
10) Есть даже теория, что это беременные пиявки

мне лично особенно импонирует последняя версия

Пейсли, "слеза Аллаха", турецкий боб или просто "огурец". -ч.1.(текстиль)

Пейсли — декоративный орнамент каплеобразной формы. Родиной орнамента считается Персия (по некоторым источникам — Индия). Данный орнаментальный мотив (бута) был характерен для Персии со времён династии Сафавидов. Он завоевал популярность в России и в Западной Европе в новое время благодаря импортируемым с Востока кашемировым тканям с «огуречным» узором. А среди знатоков текстиля, модельеров и историков моды его принято величать «пейслийским» или «пейсли». В Великобритании «индийский огурец» получил широкое распространение после того, как возвращавшиеся из колоний служащие британской армии привозили домой восточные ткани. Основным центром производства тканей с таким орнаментом в Западной Европе стал шотландский город Пейсли (в честь которого орнамент и получил своё название на Западе). Именно там примерно в 1800 году началось производство относительно недорогих тканей и шалей, имитирующих подлинные восточные. Так «огурец» с Востока, сделавшийся доступным благодаря британским текстильщикам, покорил всю Европу. В конце XVIII века европейскую аристократию увлекла мода на кашмирские шали с таким рисунком. На подлинную кашмирскую шаль можно любоваться часами, рисунок притягивает и завораживает. Вскоре мода на восточные шали проникла и в Россию. Платки, шали, всевозможные ткани, украшенные так называемым "огуречным" рисунком, никогда не выходят из моды. Этот мотив именуют также "турецким бобом", « слезой Аллаха», "индийским пальмовым листом", "персидским кипарисом". В народе этот незатейливый, но весьма эффектный орнамент называют «огурец», «турецкий огурец», «восточный огурец» или «индийский огурец».Так что же означает "восточный огурец"? По форме он напоминает проросший боб, завязь, зародыш. Это гимн производящим силам природы. В Индии считают, что подобная форма - один из символов движения, развития, энергии. Не случайно "огуречный" орнамент украшает свадебный наряд индийской невесты. Иногда "огурец" изображают с ножкой-черешком и тогда его называют "пальмовым листом". Название "персидский кипарис" тоже неслучайно: это старинная традиция народного искусства показывать целое через его часть. Один лист представляет все дерево, а кипарис - дерево священное. В Иране изображение "восточного огурца" - пожелание счастья, благополучия дому. Как видите, это очень доброжелательный знак.



Бута — азербайджанский узор в виде капли, символизирующий стилизованное изображение огня. Узоры и рисунки с мотивами бута встречаются в рисунках ковров, тканей, в росписях произведений декоративно-прикладного искусства, а также декорировании архитектурных сооружений. Слово же — «бута» на санскрите означает — «огонь» (буте — пута — бута). Такое же название носит и небольшое степное кустарниковое растение. Цветки этого растения напоминают по форме символ бута и обладают особенным пьянящим ароматом и наркотическими свойствами. Во время культовых зороастрийских отправлений именно их возжигали на капищах в храмах и в домах почитателей зеленой богини Веги, Анахит, Митры и позже — Ахура-Мазда .В наше время орнаментом "индийский огурец" часто украшают банданы .

ИНДИЙСКИЙ ОГУРЕЦ
-это окаменевшее клише было вырезано из какого-то дерева с суперпрочной древесиной 150 лет назад (по словам продавца) для того, чтобы штамповать "огурцы" на индийских шалях

Знатоки говорят, что в Индии эти огурцы никогда не рисовались абстрактно.Если присмотреться, вы увидите в ажурном узоре набор символов и, если вы умеете их читать, поймете "о чем огурец" и какому наряду эта шаль уместна.Куплено в антикварном магазине в Дели, хранится в частной коллекции художницы Наины Величко.

(Momordica charantia)

Индийский огурец или Китайская горькая тыква (лат. Momordica charantia ) — травянистая лиана семейства Тыквенные , широко культивируемая ради съедобных плодов в странах Южной и Юго-Восточной Азии, странах Карибского бассейна и в Китае.Китайская горькая тыква — двудомная лиана , вырастающая до 5 м в длину, с простыми листьями , 4-12 см в поперечнике, и жёлтыми цветками. Плоды имеют продолговатую форму и бородавчатую или бугорчатую поверхность, по форме и размерам весьма разнообразны. Внутри содержится относительно тонкий слой мякоти, окружающий центральную полость, наполненную большими плоскими семенами и желеобразной консистенцией.У недозрелых плодов семена имеют белый цвет, при созревании становятся красными.У недозрелых плодов семена перед кулинарным использованием вытаскивают, а у созревших семена становятся сладкими и могут употребляться в пищу.Мякоть Китайской горькой тыквы хрустящая и водянистая, похожая на мякоть огурца , чайота или зелёного овощного перца, обычно съедается, когда плод зелёный. Хотя она может быть съедена также тогда, когда плод желтеет, начиная созревать, но при этом она становится горькой.Созревшие плоды оранжевые и мягкие, но слишком горькие для того, чтобы их можно было бы употребить в пищу.


Наиболее прочно вошел в орнамент, например, ивановских набоек и ситцев узор в виде миндалевидной фигуры или "боба", скрюченного,огурца", персидского кипарисового листа. Этот элемент орнамента встречается на ситцах в двух видах. Один из видов этой фигуры всегда имеет ясно очерченные контуры. Такие фигуры заполняют обычно средники платков или покрывают метровые ткани. Другие виды миндалевидных фигур расположены всегда на концах шалей, иногда и в средниках шалей. Они представляют собой растительные и цветочные мотивы, скомпонованные в миндалевидные фигуры, контуры которых не очерчены. Различие в них, очевидно, объясняется неоднородными истоками этих двух видов миндалевидных фигур. Элемент орнамента в виде "боба" с четко очерченными контурами встречается в узорах на предметах прикладного искусства Средней Азии, носит название "тус-тупи" и является, по мнению некоторых исследователей, остатком изображения петуха, фазана, которые в отдаленные времена являлись культовыми птицами, и их схематические изображения служили раньше магическими символами - оберегами. Иное происхождение миндалевидной фигуры, встречающейся на кайме платков и шалей. Идентичные композиции встречаются на восточных шалях, которые в большом количестве привозились в Россию в конце XVIII века. В это время они были самой модной частью туалета аристократок. Производство восточных шалей впервые зародилось в средние века в Индии - Кашмире, а затем распространилось по другим странам Востока и перешло в начале XIX века в Европу и в Россию. Исследователи орнамента этих шалей происхождение такого узора ведут от цветочной ветки, которая изображается на предметах восточного прикладного искусства, в том числе и на тканях с корнями, прямым стеблем и несколько склоненным в сторону венчиком цветка. Затем этот мотив усложняется, обрастает цветочными и растительными орнаментами, но сохраняет общий абрис миндалевидной фигуры. На некоторых набивных шалях, наиболее точно воспроизводящих узоры восточных образцов, можно видеть внизу миндалевидных фигур орнаменты, отдаленно напоминающие корни растения. На мануфактуре Рубачёвых «огуречные» узоры вплетались в гирлянду каймы, заполняя всю поверхность ткани или создавая многолепестковый цветок. На мануфактуре Надежды Мерлиной выпускались шали, на которых узор «восточного огурца» выкладывался в форме букетов цветов. Похожие приёмы использования этого орнамента и сегодня используются на шалях, сделанных в Павловом Посаде .




Ешё одно инение: в Индии,не вполне компетентные источники вполне компетентно заявили, что это рисунок манго. Он, собственно, только так в Индии и рассматривается, вроде бы. Сложно подтвердить или опровергнуть эту информацию. Но рассуждая чисто логически, это единственное сравнительно приемлимое объяснение для этого мотива, и по форме, и по значению, которое манго имеет в Индии - там к нему относятся с большим пиитетом.(The Paisley print or the teardrop or the mango pattern- so many descriptions for a design that really gets around. The pattern originated in India and Persia but the name "Paisley" derives from an eponymous Scottish town. How so? The British East India Company and others returning from the colonies exported the pattern, especially seen on cashmere shawls, to the western world. And such was the demand, that textiles bearing the pattern were mass-produced and in the 1800"s, the town of Paisley became the leading producer of beautiful multicolored shawls bearing this design. And so with some modification, was born the Paisley pattern. (Source: wikepedia).


Как много версий происхождения этого орнамента.У него была бурная история завоевания Европы, он украсил русские платки, советские платья и сумки, одежду психоделистов, рокерские банданы. Но не это интерересно, а его значение-происхождение, и как оказалось с этим не всё так просто. Вот ещёразные легенды:

1) Считается, что этот узор был привезен из Египта, где он символизировал пшеничный колос, как знак бессмертия.
2) Персы считали, что это листья карликовой пальмы. Из-за своей текстуры и формы, эти листья часто использовались вместо бумаги для написания молитв, поэтому им начали придавать особое значение.
3) В другой версии этот персидский узор представляет собой пламя, которое персы в древности боготворили.
Узор бута — три языка пламени (в виде капель) присутствует и на гербе Баку - городе неугасимых огней на берегу бушующего моря. Немало источников утверждают, что Баку на протяжении долгого времени, вплоть до прихода Ислама являлся духовным центром одной из древнейших религий мира — зороастризма, у которых buta был символом жизни и вечности.
4) Рисунок повторяет подпись древнего правителя Персии, который был вынужден сдаться после суровых боев врагам. Он был настолько огорчен своим поражением, что сам порезал себе запястье и прижав рану к документу, поставил на нем свою кровавую подпись. После этого узор boteh начал появляться на коврах по всей Персии, якобы прославляя храброго правителя.
5) Иные источники говорят, что «бута» - бутоны хлопка.
6) Или пишут, что это стилизация цветочных брызг и дерева кипариса.
7) В Пакистане его называют «carrey», что на языке урду означает "семя манго".
8) Слово «бута» на санскрите означает — «огонь» (буте — пута — бута) и в Индии этот узор очень популярен.
9) Такое же название носит и небольшое степное кустарниковое растение. Цветки его напоминают по форме символ бута и обладают особенным пьянящим ароматом и наркотическими свойствами. Во время культовых зороастрийских отправлений именно их возжигали на капищах в храмах и в домах почитателей зеленой богини Веги, Анахит, Митры и позже — Ахура-Мазда.

Неизвестно, есть ли на свете орнамент такой же древний и, в то же время, такой же неподвластный времени, как тот, который на Востоке называют «слеза Аллаха». Так же известен этот рисунок под названиями «персидский кипарис», «бута», «японский/восточный/турецкий огурец» и, конечно же, «пейсли».

Откуда родом орнамент «турецкий огурец»?

Родина «пейсли» доподлинно не установлена. Но большинство исследователей склоняются к тому, что впервые «турецкий огурец» появился на территории современных Ирана и Ирака где-то между III и VII веками нашей эры. В то время там располагалось государство Сасанидов. По другой версии, «бута» создали последователи зороастризма. Существует так же вероятность того, что впервые «слеза Аллаха» была нарисована на территории Индии.

История распространения орнамента по всему миру.

Как бы там ни было, возникнув где-то на Востоке, «турецкий огурец» стал стремительно распространяться по миру благодаря налаженным торговым связям. Таким образом, ещё до начала XVIIIвека «пейсли» добрался до берегов Африки, а чуть позже был завезён в Великобританию из Индии, являвшейся в то время английской колонией.

Британское высшее общество пришло в восторг от ярких узоров на индийских тканях. Безусловно, позволить себе такую экзотическую роскошь могли только самые богатые люди империи. Таким образом, ткани с орнаментом «бута» стали являться в Англии показателем статуса и успешности.

На это модное веяние чутко и быстро отреагировал целый шотландский городок Пейсли. Предприимчивые горожане стремительно наладили местное производство тканей с орнаментом «турецкий огурец». Конечно же, ткани были хуже, а цвета тусклее, но именно это помогло снизить цену на «бута» и сделать узор по истине народным любимцем.

Именно благодаря узору город Пейсли навсегда вошёл в историю моды и искусства, подарив орнаменту своё имя. Именно как «пейсли» знают «турецкий огурец» в странах Европы и Америки.

В Россию «турецкий огурец» пришёл из Османской империи примерно в середине XVIIIвека. Узор сразу пришёлся по вкусу знати и вскорости закрепился как самостоятельный элемент в узорах павловских платков и ивановских тканей.

К середине XIXвека «турецкий огурец» теряет свою статусность, становясь доступным всё большему количеству людей. Такая популяризация ведёт к ослабеванию интереса к узору. Как в России, так и в Европе про «пейсли» постепенно забывают.

Моду на «бута» миру вернул квартет «Битлз». Участники группы увлеклись восточными орнаментами после своего визита в Индию, а, вернувшись в Америку, заразили любовью к индийским психоделическим рисункам своих главных фанатов – хиппи.

С тех пор мода на «турецкий огурец» не проходит. Он был безмерно популярен среди «детей цветов», являлся опознавательным знаком для членов ЛГБТ-сообществ, перекочевал на банданы участников уличных банд, украшал сценические костюмы рок-знаменитостей.

В настоящий момент орнамент «пейсли» используется не только в одежде, аксессуарах и обуви, но и активно применяется при украшении интерьера.

Что обозначает узор «турецкий огурец»?

За свою долгу и насыщенную жизнь «турецкий огурец» приобрёл много значений. Например, в Азербайджане он известен исключительно как «бута», что в переводе означает «огонь» («пламя»), который в зороастризме символизировал начало новой жизни.

На близость к зороастризму указывает так же упоминание кипариса («персидский кипарис»). Там это дерево считалось символом вечности и жизненной силы.

В Индии верят, что специфическая форма орнамента схожа с формой ореха кешью, который когда-то являлся символом плодородия. Так же «турецкий огурец» напоминает манго и пальмовый лист, которые олицетворяют силы природы и вечное движение вперёд.

Сколько бы ни было возможных значений у «пейсли», очевидно одно – все они символизируют течение энергии, жизненную силу и молодость. Возможно именно поэтому «турецкий огурец» остаётся на пике популярности уже столько веков подряд.



Рассказать друзьям