История педагогики. Джуринский А

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. — 432 с.Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям.Воспитание в первобытном обществе.
Возникновение воспитания.
К вопросу об источниках изучения первобытного воспитания.
Концепции происхождения воспитания.
Зарождение воспитания как особого вида деятельности.
Возникновение семьи. Воспитание детей в семье.
Появление организованных форм воспитания.
Школа и воспитание в древнем мире.
Воспитание и обучение в условиях цивилизаций Древнего Востока.
Общий взгляд.
"Дома табличек".
Школа в Древнем Египте.
Воспитание и обучение в Древней Индии.
Школьное дело и зарождение педагогической мысли в Древнем Китае.
Воспитание и школа в Античном мире Средиземноморья.
Воспитание и школа в Древней Греции.
Философы Древней Греции о воспитании.
Воспитание и образование в эпоху Эллинизма.
Воспитание и школа в Древнем Риме.
Педагогические идеи Древнего Рима.
Воспитание и обучение у ранних христиан.
Распространение греко-римского образования на периферии Античного мира.
Воспитание у восточных славян в VI-IX вв. .
Общий взгляд.
Воспитание у восточных славян.
Воспитание и школа в эпоху средневековья.
Воспитание и школа в Византии.
Общий взгляд.
Педагогическая мысль.
Система воспитания и образования.
Византийское влияние на педагогическую мысль и просвещение.
Воспитание и школа на Средневековом Востоке .
Педагогическая мысль и образование на Ближнем и Среднем Востоке (VII-XVII вв.).
Воспитание и обучение в Средневековой Индии.
Воспитание и школа в Средневековом Китае.
Воспитание и школа в странах Западной Европы в эпоху раннего Средневековья.
Общий взгляд.
Философско-педагогическая мысль.
Воспитание и обучение.
Школа и воспитание в Западной Европе в эпоху Возрождения и Реформации.
Педагогическая мысль эпохи Возрождения и Реформации.
Школа в XV - начале XVII в. .
Воспитание и школа в Славянском мире, Киевской Руси и русском государстве (X - конец XVII в.).
Общий взгляд.
Воспитание и обучение в Киевской Руси (X -XIII вв.).
Воспитание и обучение в Московском и Русском государстве (XIV-XVII вв.).
Школа, просвещение и педагогическая мысль на Украине и в Белоруссии (XIV-XVII вв.).
Школа и педагогика в новое время.
Школа и педагогика в странах Западной Европы и Северной Америке (середина XVII - конец XVIII вв.).
Общий взгляд.
Педагогическая мысль начала Нового времени.
Педагогическая мысль эпохи Просвещения.
Педагогические идеи и школьные проекты Французской Революции.
Тенденции развития школьного образования и новые типы учебных заведений.
Школа и педагогика в России XVIII в. .
Общий взгляд.
Школьные реформы первой половины XVIII в. .
Школа и педагогическая мысль во второй половине XVIII в. .
Школа и педагогика в странах Западной Европы и США в XIX в. .
Общий взгляд.
Педагогические идеи в философии.
Классики педагогики XIX в. .
Полемика вокруг школы.
Главные направления развития школы.
Школа и педагогика России первой половины XIX в. .
Общий взгляд.
Развитие школьного дела в первой четверти XIX в. .
Школьная политика второй четверти XIX в. .
Педагогическая мысль в первой половине XIX в. .
Школа и педагогика России во второй половине XIX в. .
Общий взгляд.
Школьные реформы 1860-х гг. .
Период реакции в школьной политике.
Педагогическая мысль во второй половине XIX в. .
Школа и педагогика в новейшее время.
Зарубежная школа и педагогика в первой половине XX в.
Общий взгляд.
Основные педагогические течения.
Итоги школьных реформ к середине XX в. .
Попытки модернизации общеобразовательной школы.
Современная школа и педагогика за рубежом.
Общий взгляд.
Основные направления развития педагогической мысли.
Приоритеты и проблемы воспитания и образования.
Школьные системы.
Практика школьного обучения и воспитания.
Реформирование обучения и воспитания.
Школа и педагогика в России в конце XIX - начале XX вв.
Общий взгляд.
Школьные реформы.
Педагогические направления и идеи.
Отечественные школа и педагогика советского периода.
Общий взгляд.
Школа и школьная политика.
Развитие педагогической науки.
Школа и педагогика России в конце XX в.
Общий взгляд.
Школьная система.
Полемика о путях образования и воспитания.
Практика образования и воспитания.

В учебнике на основе обновленных установок историко-педагогической науки рассмотрена история мировой и отечественной педагогики; тенденции развития педагогической мысли и образования в России и в мире анализируются как целостный и взаимосвязанный процесс. Представлены ведущие педагогические идеи, концепции, теории, направления эволюции образования. С учетом ретроспективного анализа педагогики предложены ответы на вызовы школе и педагогике, которые возникают в условиях глобализации, вследствие необходимости модернизации и инноваций российского и мирового образования в виде стандартизации, профильного обучения, религиозного обучения, двухуровневого высшего образования, мультикультурного образования и т.д. Соответствует Федеральному государственному образова- тельному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения. Для студентов, обучающихся по специальности «Педагогика и психология», «Социальная психология», «Педагогика», бакалавров, аспирантов, докторантов, преподавателей, научных и школьных работников, а также всех, кто интересуется и занимается вопросами образования, кого заботят судьбы отечественной педагогики и школы.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.
  2. Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов

    высших учебных заведений, обучающихся

    по педагогическим специальностям

    Рецензенты:

    профессор, академик РАО

    Н.Н. Нечаев;

    доктор педагогических наук, профессор

    А.Е. Дмитриев

    Джуринский А.Н.

    Д40 История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 432 с.
    ISBN 5-691-00196-5.
    В учебном пособии доктора педагогических наук, профессора А.Н. Джуринского представлена история школы и педагогики первобытной эпохи и Древнего мира, Средневековья, Нового и Новейшего времени.

    Пособие адресовано преподавателям, аспирантам и студентам педагогических институтов и университетов, а также слушателям системы повышения квалификации работников образования.

    ББК 74.03

    © Джуринский А.Н., 1999, 2000

    © «Гуманитарный издательский

    центр ВЛАДОС», 1999, 2000

    © Серийное оформление обложки.

    «Гуманитарный издательский

    ISBN 5-691-00196-5 центр ВЛАДОС», 1999, 2000

    Предисловие

    Школа и педагогика прошли многовековой исторический путь. На этом пути педагогика постепенно из суммы идей и концепций превращалась в науку. Позитивные педагогические идеи часто утрачивались, а затем возрождались, но уже в ином облике. Развитие образовательно-воспитательных институтов было многообразным, противоречивым и неоднозначным процессом, уровень, масштабы и результаты которого с течением времени становились все более весомыми.

    Изучение истории школы и педагогики - важное условие формирования общей и педагогической культуры, поскольку оно дает знание о процессе развития теории и практики воспитания и образования и содействует становлению мировоззрения и педагогического профессионализма.

    Пособие хронологически охватывает всю историю воспитания и образования (первобытная эпоха, древность, Средневековье, Новое и Новейшее время), что позволяет охарактеризовать главные направления развития воспитания и образования человеческого общества.

    Так, цивилизации Древнего мира, временные и территориальные границы которого огромны (он существовал с 5-го тысячелетия до н. э. до IX в. н. э. и охватывал 4 материка: Европу, Азию, Африку и Америку), оставили первое наследие организованного воспитания и обучения. Помимо опыта Древнего Востока (Двуречье, Египет, Индия, Китай) такой опыт был накоплен в Средиземноморском центре Античного мира, где господствовали традиции греко-римской культуры, а на периферии - традиции варваров и славян.

    Особое место занимает история школы и воспитания Средневековья, когда получили развитие иные, чем в пору Античности, типы образования и парадигмы педагогической мысли. Выйдя из Античного мира, школа и воспитание Средневековья стали однако альтернативой педагогической традиции древних сообществ и цивилизаций. Хотя средневековое воспитание в различных регионах мира не совпало по временным рамкам, тем не менее всюду ему были свойственны общие характеристики. Построенное на статичных сословных отношениях, это воспитание было ограничено социальными регламентациями и репродуктивными принципами обучения. И хотя уже в Средние века зарождались тенденции, направленные на самореализацию человека, освобождение его от жестких социокультурных нормативов, в целом воспитание и обучение готовили личность к месту в заданной социальной страте (от лат. stratum - слой), и преодолеть эту заданность было крайне сложно. Другая важная особенность средневекового воспитания - коллективное осознание принадлежности к тем или иным конфессиям и этносам.

    В эпоху Нового и Новейшего времени ускорилось формирование общественных и духовных ценностей. Вследствие этого процесса появились концепции воспитания, созданные на основе познания объективных закономерностей природы и общества.

    Человек рассматривался прежде всего как член гражданского общества, возвышающийся над социальными и национальными условностями.

    Новейшая эпоха прошла под знаком противостояния тоталитарных и демократических режимов, что отразилось на эволюции мировой школы и педагогики.

    На исходе 2-го тысячелетия новой эры произошли изменения, вызвавшие необходимость перевести на педагогический язык новые тенденции развития мирового сообщества. Одна из главнейших тенденций - прогресс воспитания и образования, которые являются центром духовности и приобщения к национальным и общечеловеческим культурным ценностям.

    Обращение к истории педагогики и школы позволяет полнее уяснить ход и результаты взаимодействия общества, с одной стороны, и школы и педагогики - с другой. Возникает система знаний о том, как школа и педагогика воспроизводили сообщества и цивилизации, как в сфере воспитания и обучения закреплялись приобретенные культурные ценности. Формируется представление, что школа и педагогика всегда были заметным (хотя и не единственным) двигателем культурной и общественной эволюции.

    Школа и педагогика - арена столкновения экономических, классово-сословных, политических, этнических и иных общественных интересов. В отдельные периоды подобные столкновения выливались в бурные конфликты, в результате которых возникали серьезные перемены в воспитании и образовании. История школы и педагогики подводит к осмыслению этой постоянной тенденции.

    Изучение истории школы и педагогики помогает освоить современную науку о воспитании, дает ценные и незаменимые знания об обществе и человеке, об истоках сегодняшнего мирового педагогического процесса.

    Министерством образования

    Российской Федерации

    в качестве учебного пособия для студентов

    высших учебных заведений, обучающихся

    по педагогическим специальностям

    Рецензенты:

    профессор, академик РАО

    Н.Н. Нечаев;

    доктор педагогических наук, профессор

    А.Е. Дмитриев

    Джуринский А.Н.

    Д40 История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 432 с.

    ISBN 5-691-00196-5.

    В учебном пособии доктора педагогических наук, профессора А.Н. Джуринского представлена история школы и педагогики первобытной эпохи и Древнего мира, Средневековья, Нового и Новейшего времени.

    Пособие адресовано преподавателям, аспирантам и студентам педагогических институтов и университетов, а также слушателям системы повышения квалификации работников образования.

    Ббк 74.03

    © Джуринский А.Н., 1999, 2000

    © «Гуманитарный издательский

    центр ВЛАДОС», 1999, 2000

    © Серийное оформление обложки.

    «Гуманитарный издательский

    ISBN 5-691-00196-5 центр ВЛАДОС», 1999, 2000

    Предисловие

    Школа и педагогика прошли многовековой исторический путь. На этом пути педагогика постепенно из суммы идей и концепций превращалась в науку. Позитивные педагогические идеи часто утрачивались, а затем возрождались, но уже в ином облике. Развитие образовательно-воспитательных институтов было многообразным, противоречивым и неоднозначным процессом, уровень, масштабы и результаты которого с течением времени становились все более весомыми.

    Изучение истории школы и педагогики - важное условие формирования общей и педагогической культуры, поскольку оно дает знание о процессе развития теории и практики воспитания и образования и содействует становлению мировоззрения и педагогического профессионализма.

    Пособие хронологически охватывает всю историю воспитания и образования (первобытная эпоха, древность, Средневековье, Новое и Новейшее время), что позволяет охарактеризовать главные направления развития воспитания и образования человеческого общества.

    Так, цивилизации Древнего мира, временные и территориальные границы которого огромны (он существовал с 5-го тысячелетия до н. э. до IX в. н. э. и охватывал 4 материка: Европу, Азию, Африку и Америку), оставили первое наследие организованного воспитания и обучения. Помимо опыта Древнего Востока (Двуречье, Египет, Индия, Китай) такой опыт был накоплен в Средиземноморском центре Античного мира, где господствовали традиции греко-римской культуры, а на периферии - традиции варваров и славян.

    Особое место занимает история школы и воспитания Средневековья, когда получили развитие иные, чем в пору Античности, типы образования и парадигмы педагогической мысли. Выйдя из Античного мира, школа и воспитание Средневековья стали однако альтернативой педагогической традиции древних сообществ и цивилизаций. Хотя средневековое воспитание в различных регионах мира не совпало по временным рамкам, тем не менее всюду ему были свойственны общие характеристики. Построенное на статичных сословных отношениях, это воспитание было ограничено социальными регламентациями и репродуктивными принципами обучения. И хотя уже в Средние века зарождались тенденции, направленные на самореализацию человека, освобождение его от жестких социокультурных нормативов, в целом воспитание и обучение готовили личность к месту в заданной социальной страте (от лат. stratum - слой), и преодолеть эту заданность было крайне сложно. Другая важная особенность средневекового воспитания - коллективное осознание принадлежности к тем или иным конфессиям и этносам.

    В эпоху Нового и Новейшего времени ускорилось формирование общественных и духовных ценностей. Вследствие этого процесса появились концепции воспитания, созданные на основе познания объективных закономерностей природы и общества.

    Человек рассматривался прежде всего как член гражданского общества, возвышающийся над социальными и национальными условностями.

    Новейшая эпоха прошла под знаком противостояния тоталитарных и демократических режимов, что отразилось на эволюции мировой школы и педагогики.

    На исходе 2-го тысячелетия новой эры произошли изменения, вызвавшие необходимость перевести на педагогический язык новые тенденции развития мирового сообщества. Одна из главнейших тенденций - прогресс воспитания и образования, которые являются центром духовности и приобщения к национальным и общечеловеческим культурным ценностям.

    Обращение к истории педагогики и школы позволяет полнее уяснить ход и результаты взаимодействия общества, с одной стороны, и школы и педагогики - с другой. Возникает система знаний о том, как школа и педагогика воспроизводили сообщества и цивилизации, как в сфере воспитания и обучения закреплялись приобретенные культурные ценности. Формируется представление, что школа и педагогика всегда были заметным (хотя и не единственным) двигателем культурной и общественной эволюции.

    Школа и педагогика - арена столкновения экономических, классово-сословных, политических, этнических и иных общественных интересов. В отдельные периоды подобные столкновения выливались в бурные конфликты, в результате которых возникали серьезные перемены в воспитании и образовании. История школы и педагогики подводит к осмыслению этой постоянной тенденции.

    Изучение истории школы и педагогики помогает освоить современную науку о воспитании, дает ценные и незаменимые знания об обществе и человеке, об истоках сегодняшнего мирового педагогического процесса.

    Материалы, размещенные в телекоммуникационной библиотеке и представленные в виде цитат,

    допускается использовать исключительно в образовательных целях.

    Запрещается тиражирование информационных ресурсов с целью извлечения коммерческой выгоды, а также иное их использование в нарушение соответствующих положений действующего законодательства по защите авторских прав.

    ДЛЯ ВУЗОВ

    А.Н. Джуринский

    ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

    Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям: 031000 «Педагогика и психология», 031300 «Социальная педагогика», 033400 «Педагогика»

    ББК 74.03я73

    Джуринский А.Н.

    Д42 История образования и педагогической мысли: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 400с.

    ISBN 5-305-00100-5.

    В учебнике представлена мировая история образования и педагогических идей. Особое внимание уделено развитию образования и педагогики в России.

    Учебник адресован студентам педагогических вузов и колледжей, преподавателям, аспирантам.

    ББК 74.03я73

    © Джуринский А.Н., 2003

    © «Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС», 2003

    © Серийное оформление обложки.

    ISBN 5-305-00100-5 «Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС», 2003

    Учебное издание

    Джуринский Александр Наумович история образования и педагогической мысли

    Учебник для студентов высших учебных заведений

    Редактор И. К. Свешникова

    Макет А. В. Щетинцева

    Компьютерная верстка С. В. Иванцов

    Корректор Л. И. Трифонова

    Отпечатано с диапозитивов, изготовленных

    ООО «Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС».

    Лицензия ИД № 00349 от 29.10.99.

    Санитарно-эпидемиологическое заключение

    № 77.99.02.953.Д.005750.08.02 от 21.08.2002.

    Сдано в набор 18.03.02. Подписано в печать 07.09.02. Формат 60x90/16.

    Печать офсетная. Бумага газетная. Усл. печ. л. 25,0.

    Тираж 10 000 экз. (1-й завод 1-5 000 экз.). Заказ№1368

    «Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС».

    119571, Москва, просп. Вернадского, 88,

    Московский педагогический государственный университет.

    Тел. 437-11-11,437-25-52,437-99-98; тел./факс 735-66-25.

    E-mail: [email protected] http://www.vlados.ru

    ООО «Полиграфист»

    160001, Россия, г.Вологда, ул.Челюскинцев Предисловие

    В центре история образования и педагогической мысли (истории педагогики) находится воспитывающийся человек, во имя которого выстроена динамичная панорама педагогических идей и теорий, написаны многочисленные трактаты. Миссия истории образования и педагогической мысли значительна и уникальна. Ее предмет состоит в интеграции достижений гражданской истории и научной педагогики, в изучении многовековой дороги мировой педагогической мысли и практики. На извилистом и драматичном пути происходило постепенное превращение педагогики из суммы эмпирических суждений в науку Человечество нередко утрачивало позитивные педагогические идеи, которые позже возрождались в ином виде.

    Погружение в знание развития воспитания и образования формирует общую мировоззренческую и педагогическую культуру человека. Обращение к истории школы и педагогических учений позволяет полнее уяснить ход и результаты взаимодействия общества и педагогики. Возникают систематические представления о том, каковы педагогические ответы на вызовы времени, как воспитание и обучение закрепляют приобретаемые культурные ценности. Формируются убеждения, что педагогика всегда была заметным (хотя и не единственным) двигателем культурной и общественной эволюции.

    История педагогики позволяет осваивать современную науку о воспитании и образовании, высвечивает истоки мирового педагогического процесса, ведет к духовным сокровищам, которые хранит человечество и которые порой оказываются невостребованными при воспитании новых поколений.

    Из каких источников черпает сведения о воспитании и образовании история педагогики? Когда речь заходит о цивилизациях нового и новейшего времени, ответ достаточно прозрачен: прежде всего это свидетельства письменной культуры. При изучении современных явлений в школе и педагогике к этому прибавляются непосредственные наблюдения и исследования. Сложнее восстановить картину зарождения воспитания, а также педагогическое наследие цивилизаций, которые оставили крайне мало следов материальной культуры. В этом случае помогают этнографические данные о племенах, сохранявших до последнего времени черты первобытности, находки археологов, древние наскальные изображения, народные игры и обряды, язык, эпос, фольклор, корни которых уходят в тьму веков.

    При осмыслении прошлого воспитания и образования актуально понимание методологии истории педагогики. История педагогики изучает развитие теории и практики воспитания и обучения во взаимосвязи с текущими проблемами педагогики и школы, другими педагогическими науками. Она сохраняет тесные связи с традиционным кругом научных знаний: общая педагогика, школоведение, методики обучения и пр., а также предоставляет результаты своих исследований в распоряжение относительно молодых наук: сравнительная педагогика, педагогическая антропология, поликультурная педагогика и т.д.

    Методологическим условием изучения истории педагогики являются научные объективность и нейтралитет, т.е. дистанцирование от политических пристрастий, что позволит приобретать максимально точные научные представления.

    Другое важное методологическое условие - соблюдение принципа историзма. Школа и педагогика всегда являлись ареной столкновения социальных, культурных, политических, религиозных и иных интересов, и изучение истории педагогики вводит в осмысление этой извечной тенденции. Но основные результаты педагогической мысли достигались отнюдь не благодаря таким столкновениям, а при эволюционном (хотя и конфликтном, полемичном) развитии педагогики.

    История педагогики рассматривается одновременно с позиций формационного и цивилизационного подходов. Это означает учет взаимосвязи ее генезиса с чередой основных социальных формаций, в пределах тех или иных цивилизаций с их многообразными культурными, этническими, религиозными и прочими особенностями. Применение указанных подходов к истории педагогики увеличивает потенциал научного исследования, позволяет формулировать качественно существенные характеристики мирового историко-педагогического процесса.

    Так, педагогические идеи и практика древних цивилизаций Шумера, Египта, Индии, Китая, Греции и Рима зарождались при сосуществовании первобытной общины и первых государственных институтов, а также политеизма. В древних цивилизациях сложились три центра воспитания и обучения: семья, государство, церковь. В средневековых цивилизациях Запада и Востока воспитание и образование отмечены печатью сословно-феодальных отношений, возникновением мировых религий: буддизма, христианства, ислама, ведущей роли тех или иных языков (латинский, арабский, китайский и пр.), этнических групп (китайцы, греки, арабы, славяне и т.д.). Цивилизации нового и новейшего времени с их системой всеобъемлющих рыночных отношений оказались очагом воспитания, разрывающего с национальными, религиозными и иными предрассудками.

    Правомерно, следовательно, утверждать, что при изучении истории педагогики имеют право на жизнь оба подхода - цивилизационный и формационный. Они взаимно дополняют друг друга, позволяют более обстоятельно представить эволюцию мировой школы и педагогики. Подталкивает к подобной «золотой середине» сама история человечества, которая дает примеры существования цивилизаций на протяжении одной и более социально-экономических стадий, что не могло не сказаться на закономерностях развития педагогической мысли и образования.

    Возникнув на заре человечества, педагогика все более обретала внутренний динамизм. Подобная имманентность ярко проявлялась в постоянном сосуществовании в педагогике традиционного и нового, подвижки которых, прежде всего переход нового в традиционное, рождение нового и отмирание старого, определяли в значительной степени историческое движение педагогики.

    Важным методологическим приоритетом при изучении генезиса педагогики является также сравнительный анализ происходивших в мире педагогических процессов: в отдельных цивилизациях, социально-экономических формациях, регионах и странах. Компаративистский подход позволяет точнее определять хронологические рубежи развития педагогических идей и учений, что осложняется разновременностью сходных явлений в воспитании у различных цивилизаций. Сравнительный анализ дает возможность учитывать однотипные и знаковые педагогические процессы эпох первобытности, древнего и средневекового мира, новой и новейшей истории. Надо иметь в виду, что на излете цивилизаций и социальных эпох происходит качественное накопление педагогических идей, которым обычно суждено лишь в последующем быть глубже проработанными и осуществленными.

    Так, в первобытную эпоху накоплен исключительно эмпирический опыт воспитания. Письменные цивилизации древнего мира, оттолкнувшись от такого опыта и продолжая его обогащать, приступили к философскому объяснению организованного воспитания и обучения. Средневековая педагогика не только отразила особенности коллективного сознания, ограниченные принадлежностью к конфессиям, этносам и сословиям, но и предложила педагогические учения, направленные на освобождение человека от жестких социокультурных нормативов. В новое и новейшее время процесс гуманизации воспитания и образования продолжал нарастать, ускорилось формирование концепций воспитания на основе познания закономерностей природы и общества. Новая и новейшая педагогика развивалась в противостоянии тоталитаризма и свободы, авторитарной и гуманистической парадигм. В первом случае воспитанник как бы возвышается на царственном троне, во втором - склоняет голову у его подножья.

    Компаративистский подход предполагает соблюдение важного методологического принципа, которым является синхронный анализ мировой истории педагогики. Подобный принцип позволяет более глубоко выявить общие и особенные черты педагогики в существовавших в едином временном пространстве цивилизациях и формациях в различных регионах мира. Синхронный анализ исключает искусственное деление истории мировой педагогики на три мало связанных между собой потока: зарубежная педагогика, русская педагогика (до 1917 г.), советская и постсоветская педагогика. Он помогает увидеть универсальное и специфическое в генезисе воспитания и обучения на протяжении всей истории человечества.

    История педагогики решает новые и переосмысливает традиционные проблемы. К традиционной проблеме можно отнести, например, европоцентристский подход к истории педагогики. При рассмотрении развития воспитания и обучения следует остерегаться стереотипов и крайностей, когда история педагогики сводится, по преимуществу, к достижениям западноевропейской цивилизации. Мощные прорывы в области культуры, воспитания и образования достигались различными цивилизациями, которые прокладывали путь остальному миру: Древняя Греция, средневековый Китай, русская цивилизация, западная цивилизация новой и новейшей эпох и др. В свою очередь, в истории воспитания и образования указанных цивилизаций были взлеты: культура городов-полисов Греции (VI-IV вв. до н.э.), «золотой век» Китая (III - Х вв.), подъем русской педагогики во второй половине XIX - 20-х гг. XX в., прогресс в воспитании и обучении в Западной Европе с XV в. и т.д.

    Безусловным для отечественной науки является особое внимание к российской истории педагогики. Ее необходимо рассматривать в мировом контексте, с учетом генетических связей современной российской педагогики и школы с теорией и практикой воспитания и обучения предыдущих эпох, как часть общемировых процессов в сфере воспитания и образования и одновременно неповторимое целостное культурно-историческое явление.

    На протяжении столетий в центре Евразии, на огромных просторах, не прикрытых естественными границами, формировался русский этнос с самобытной культурой и педагогикой. Русь, Россия перерабатывала и вбирала в себя культурно-образовательный опыт различных цивилизаций и этнических групп. Возникла уникальная педагогическая традиция, генезис которой делится на несколько этапов: Киевская Русь; становление Московского государства; Российская империя; советский и постсоветский этапы.

    К относительно новым историко-педагогическим проблемам относится роль различных педагогических наук и течений на протяжении тех или иных этапов истории, соотношение религиозного и светского начал в генезисе педагогической мысли, место всех народов в развитии школы и педагогики, осмысление современных педагогических явлений в исторической перспективе и др.

    История педагогики дала яркие примеры претензий отдельных наук и течений на универсальность и идейную монополию в сфере воспитания и обучения. Порой претензии оказывались состоятельными: педагогика конфуцианства в Китае, схоластика на Западе, прагматическая педагогика в США и др. В иных случаях амбиции выглядели менее убедительными: педология, марксистская педагогика, педагогическая антропология.

    Воспитание - ровесник человечества - зародилось как некое священнодействие. И хотя на протяжении тысячелетий оно постепенно становилось более светским, его сакральность, выражавшаяся прежде всего во влиянии религиозных идей, не утрачена. Это принуждает пристально всмотреться в соотношение светского и религиозного в истории педагогики.

    Надо задуматься над педагогическим контекстом кровавых войн и революций, которые пережил мир. Есть ли взаимосвязь между этими трагедиями человечества и воспитанием? Если да, то изучение истории педагогики должно содействовать тому, чтобы подобные катастрофы не повторялись.

    Правомерно перевести на язык истории педагогики тенденции развития мирового сообщества в XX столетии.



Рассказать друзьям